Современные технологии в логопедии доу. Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда в доу. Типовые приемы фантазирования

Галина Малышева
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда в ДОУ

Использование современных образовательных технологий в работе учителя логопеда в ДОУ

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие современные образовательные технологии :

Образовательные

технологии и методики Цель использования

технологий и методик Описание внедрения

в педагогическую деятельность Результаты использования

Здоровьесберегающие

технологии .

1. Дыхательная гимнастика.

Стимулирует работу мозга , регулирует нервно -психические процессы.

Упражнения для дыхания на индивидуальной, фронтальной, подгрупповой нод по лексическим темам.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.

2. Зрительная гимнастика. Снимает напряжение с глаз,

способствует тренировке зрительно-моторной координации. Использование упражнений после

напряженной 10минутной работы . Профилактика миопии.

3. Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства. Является одним из этапов работы

в нод. Развивается умение управлять своим телом,

контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.

4. Мимическая гимнастика. Способствует коммуникации,

эмоциональному развитию. Выполняется на каждой нод,

перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции. Более четкая мимическая картина.

5. Динамические паузы в сочетании с

речевым материалом.

Развитие общей моторики,

координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминутки по лексическим темам. Повышенная работоспособность ,

профилактика нарушения осанки и плоскостопие.

6. Гимнастика для пальчиков. Развитие мелкой моторики и

навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятиесинкенезий и мышечных зажимов. Крупотерапия, пескотерапия,

мозайка, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками. Прямопропорциональная зависимость

развития мелкой моторики и речи.

7. Психогимнастика.

Обучение детей выразительным

движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. Игры и этюды на нод. Развитие эмоциональной сферы,

рефлексии чувств.

8. Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики. Нормализация речевой моторики,

эмоциональное развитие. Сказки по лексическим темам на нод. Улучшение произносительных навыков.

9. Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры. Стимулирование и активизация

мышечного тонуса. Комплексы упражнений на нод,

как один из этапов работы . Укрепление мимической мускулатуры,

формирование тактильных ощущений, развитие речи.

Технология проблемного обучения Развитие познавательной активности. Последовательное, целенаправленное

выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Активное усвоение знаний.

Технология концентрированного обучения. Создание максимально близкой

к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности . Тематическое планирование. Углублённое и всестороннее освоение материала.

""Технология развивающего обучения. Развитие личности и её способностей. Ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка. Развитие всех компонентов языковой системы.

Технология дифференцированного обучения Создание оптимальных условий

для выявления и коррекции речевыхрасстройств. Усвоение программы на различных

планируемых уровнях. Чистое звукопроизношение,

достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов.

Как показывает практика, в последние годы количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы с детьми , имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных форм и методов, необходимость включения в содержание образования дошкольника поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Наше учреждение имеет опыт работы по использованию технологии проектной деятельности. За последние годы в ДОУ были реализованы проекты : «Шестиногие друзья малыши» , «Морские обитатели Охотского района» , «Мы здоровье сбережем» , «Животные крайнего севера» , «Осень в Охотске» .Совместная проектная деятельность она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь.

Многие проекты вызывают восторг и долгие воспоминания ребятишек. Участниками проектов являются в основном дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

Таким образом , технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития дошкольника :

Расширить знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас;

Совершенствовать звуковую сторону речи;

Развить способность к словотворчеству;

Формировать личностные качества ребенка;

Развить коммуникативные навыки;

Добиться значительной положительной динамики в речевом развитии детей.

На протяжении года в своей работе я реализовала следующий проект :

«Скоро в школу мы пойдём»

Обобщение опыта работы

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
– Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
– Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
– Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ:

  • арт-терапевтические технологии;
  • современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
  • современные технологии сенсорного воспитания;
  • телесноориентированные техники;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии:

  • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
  • кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия (песочная терапия).

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

 Прослушивание музыкальных произведений.

 Ритмические движения под музыку.

 Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

 Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

 Улучшению общего состояния детей;

 Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

 Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

 Стимуляции речевой функции;

 Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Коррекционные задачи:

  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение общего состояния детей;
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

  • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
  • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
  • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

  • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
  • прищепочный массаж;
  • массаж орехами, каштанами;
  • массаж шестигранными карандашами;
  • массаж чётками;
  • массаж зондами, зондозаменителями;
  • массаж приборами Су-Джок терапии.

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Коррекционные задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

  • Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
способствует:

  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию связной речи;
  • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:

– Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

– Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

– У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

– Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Использование современных образовательных технологий

в учебном процессе учителя –логопеда ДОУ.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра современных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я активно использую следующие современные образовательные технологии.

Технология развивающего обучения направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; формирование теоретического мышления и сознания.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Применение в учебном процессе: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. Взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов деятельности.

Результатом использования данной технологии является: усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности. Технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Игровые технологии направлены на включение детей в образовательную деятельность, коллективную деятельность и общение, организацию заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Применение в учебном процессе: имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.

Результатом использования данной технологии является: обеспечение заинтересованного восприятия детьми изучаемого материала и привлекание их к овладению новыми знаниями. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности я организую не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями, что особенно важно для детей – логопатов.

Технология сотрудничества направлена на реализацию равенства, партнерства в отношениях педагога и ребенка, гуманно-личностный подход к ребенку.

Применение в учебном процессе: совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий, дается оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.

Технология проблемного обучения направлена на усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.

Применение в учебном процессе: создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний.

Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

Технология дифференцированного обучения направлена на создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

Применение в учебном процессе: условное деление группы с учетом индивидуальных особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников.

Результатом использования данной технологии является: эффективное усвоение и получение новой информации, успешная коррекция недостатков речевого развития.

Цифровые образовательные технологии направлены на положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Применение в учебном процессе: использование обучающих компьютерных программ, компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.

Применение в учебном процессе: на всех этапах образовательной деятельности используется пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие мимических мышц, самомассаж лица, физкультминутки, гимнастика для глаз, песочная терапия (на индивидуальных занятиях).

Результатом использования данной технологии является: повышение успеваемости детей, улучшение внимания, восприятия; снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.

Технология наглядного моделирования облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Применение в учебном процессе: используются мнемотаблицы, коллажи, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, для обогащения словарного запаса, а также при автоматизации звуков. Обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Результатом использования данной технологии является: облегчение детям с ОНР в овладении связной речью, т.к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

Технология позитивного настроя направлена на создание ситуации успеха.

Применение в учебном процессе: на всех этапах образовательной деятельности использую такие направления как: метод позитивного настроя; аффирмации позитивного утверждения; метод поддержки и похвалы; прием комплимента; звукотерапия; сказкотерапия; метод волшебный рисунок (рисуем то, о чем мечтаем); м етод визуализации «волшебный экран» (представляем то, о чем мечтаем).

Результатом использования данной технологии является: дети с ОНР активнее познают окружающий мир, запоминают и делают определенные, собственные умозаключения.

Владение новыми образовательными технологиями на уровне целостной системы позволяет мне также повышать свой профессиональный уровень.


Учитель - логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д\с№2444; ГБОУ ЦО № 1446
Елена Ивановна Кабаченко, Наталья Александровна Кабаченко.

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос - искусство, мастерство, логос - учение.
В учебно-методическом пособии «Логопедические технологии» авторы Борозинец Н.М.,Шеховцова Т.С., представлено определение педагогической (образовательной) технологии как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся. Это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные специалистам:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:

  • нейропсихологические технологии,
  • кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • суджок-терапия,
  • гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,
  • фитотерапия,
  • аурикулотерапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • хромотерапия,
  • литотерапия,
  • имаготерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • различные модели и символы,
  • активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
  • БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного и младше школьного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

  • Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
  • Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.
  • Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

  • Новая технология - открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
  • Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна

  • первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка - два слова, прилагательные;
  • третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

1.Машина
2.Быстрая, мощная.
3.Едет, обгоняет, тормозит.
4.Я люблю кататься.
5.Транспорт.

1. Дождь
2. Мокрый, холодный
3. Капает, стучит, льётся
4. Я не люблю дождь
5. Вода

1. Заяц
2. Белый, пушистый
3. Скачет, прячется, боится
4. Я жалею зайца.
5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
  • владеть обобщением,
  • понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
  • согласовывать слова в предложении,
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
  • Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.:Вита-Пресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/518752/
3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
4. Педагогический словарь
http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html

Приложение 4
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЭКСПЕРТНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ
Информация
о современных образовательных технологиях,
используемых педагогом в практической профессиональной деятельности
(заполняется педагогом)


п/п
Название образовательной технологии (с указанием автора)
Цель использования образовательной технологии
Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности
Результат использования образовательной технологии

Технология коррекции звукопроизношения.
М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичёва Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова

Исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения.
Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.
Развитие речевого слуха.
Технология коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов
1 Подготовительный этап:
1)Формирование точных движений органов артикуляции с помощью игровых комплексов артикуляционной гимнастики, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, активизация мышц речевого аппарата с помощью массажа.
2) Формирование направленной воздушной струи с помощью системы дыхательных упражнений.
3) Развитие речевого слуха, фонематических процессов и представлений с помощью фонетических упражнений и авторских логопедических сказок.
2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Постановка звука.
3 Этап. Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи с помощью вербального и картинного материала, мультимедиа презентаций серии «Путешествие со звуками».
4 Этап. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам в изолированном положении, в слогах, словах, предложениях и собственной речи с помощью картинных материалов и заданий к ним. Контроль за речью детей.

Дети умеют правильно и чётко произносить все звуки русского языка в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами.
Дети имеют развитый речевой слух, дифференцируют звуки речи на слух и в произношении изолированно и в составе слов, произносят слова, имеющие в составе близкие по артикуляции звуки, не изменяя звуковую наполняемость, узнают и различают слоги и слова близкие по звуковому составу.

Технология формирования зрительно - пространственных представлений и навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей с ОНР.
А.В. Семенович, Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова О.Н. Митропольская, О.С.Яцель,
Обучение детей целенаправленному целостному обследованию предметов окружающего мира, их изображений и графических знаков.
Развитие умений сравнивать предметы и их изображения между собой по нескольким признакам. Развитие ориентировки в схеме тела, лица и на плоскости. Развитие понимания и словесного обозначения места расположения объектов по отношении к телу, пространственных отношений между предметами.
Активизация навыка составления и употребления предложно-падежных конструкций, знакомство с предлогом, как частью предложения. Формирование умения анализировать предложения с предлогами.

Реализация интегрированного подхода к процессу обучения. Развитие у детей зрительно-пространственных представлений в разных видах деятельности. Проведение коррекционно-педагогической работы по следующим направлениям:
1.Формирование собственно-пространственных представлений.
2. Развитие навыков обследования и сравнения предметов, выделяя структурные элементы, моделируя их.
3.Обучение правильному пониманию и употреблению предлогов с помощью «волшебников» (вопросов), введение предлогов в разные речевые конструкции и их наглядное моделирование.
4. Формирование умений составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по предметным и сюжетным картинкам, по предложенным словам и схеме предлога
5.Формирование понимания логико-грамматических конструкций
6.Ориентировка на плоскости, на листе бумаги.
Дети узнают предметы по деталям, контурные и наложенные друг на друга изображения, сравнивают объекты, изображения, действия по нескольким признакам, выявляя составляющие, структурные элементы, могут моделировать объекты.
Дети ориентируются в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку. Имеют представление о схеме собственного тела, лица, взаиморасположении объектов относительно себя, могут рассказать о них, пользуясь грамматическими категориями, отражающими пространственное отношение.
Дети правильно строят предложения с предлогами, называют предлоги, подходящие к падежным конструкциям. Дети выделяют предлог в составе предложения, как значимое отдельное слово.

Технология развития лексико-грамматического строя речи и навыков самостоятельного высказывания с использованием ОСМ-ТРИЗ-РТВ.
Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко, Р.И.Лалаева, Т.А. Ткаченко
Л.М. Граб, С. Н. Шаховская
Развитие речемыслительной деятельности дошкольников, повышение работоспособности и усидчивости в деятельности, требующей речевой активности. Мотивация познавательной деятельности.
Развитие коммуникативных умений
Обогащение и активизация словаря, развитие умений правильно употреблять грамматические категории в самостоятельной речи. Развитие навыков словообразования и словоизменения. Обучение составлению загадок, образных характеристик объектов.
Предупреждение и устранение аграмматизмов.
Формирование навыков построения суждений на заданную тему, Развитие диалогической и монологической речи.

Реализация системно-деятельностного подхода к организации коррекционного процесса. Внедрение в обучающий процесс:
- логопедических занятий с элементами опытнической, исследовательской деятельности;
-упражнений и дидактических материалов творческой направленности по разрешению проблемных ситуаций, закреплению употребления грамматических категорий и навыков самостоятельного высказывания;
-показа мультимедийных презентаций для расширения представлений об окружающем мире /по лексическим темам/, обучении постановки вопросов и составления суждений на заданную тему;
Систематизация информации и активизация речемыслительных процессов, самостоятельных речевых высказываний проводится с помощью:
- серии ассоциативных игр, метода «системный оператор», моделирования (мнемотехники),
- решения проблемных ситуаций, метода фокальных объектов, составления загадок по опорным таблицам, работы со сказочным сюжетом.
Дети позитивно относятся к деятельности, требующей усидчивости, речевой активности,.
Понизился уровень тревожности детей с ОНР при построении диалогов и формировании собственных рассуждений. Дети имеют систематизированные представления об объектах окружающего мира, пользуются разными видами словаря, могут сами составить образную характеристику объектов, загадку. У детей развиваются умения и желание задавать вопросы, вступать в диалог; закрепляются навыки словообразования и словоизменения; совершенствуются умения использовать в речи предложения различных видов с правильными грамматическими конструкциями. У детей появляется возможность составления самостоятельного монологического высказывания.

Технология развития фонематического восприятия через коммуникативно-игровую деятельность.
Д.Б. Эльконин, З.Е Агранович, Н.И. Дьякова, Т.А. Ткаченко, Н.М. Миронова

Мотивирование деятельности формирования у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе русского языка. Расширение игровых умений и навыков;
Развитие фонематических представлений, обучение детей ориентации в звуковой структуре слова, различению звуков речи между собой, обучение интонированию, определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, знакомство с понятием «слог». Знакомство с буквами. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза, навыков слогового чтения, синтаксического анализа предложений.

Реализация технологии осуществляется на логопедических занятиях по формированию правильного звукопроизношения.
Дети рассматривают объекты и явления с точки зрения языковых и сенсорных представлений, учатся комплексно анализировать фонетическую, фонематическую и смысловую сторону слов, проводить фонемный анализ, моделировать структуру слов и предложений.
Для повышения интереса к деятельности детям предлагаются различные творческие задания по составлению схем слов и предложений, активизации звуковой аналитико-синтетической деятельности, отработки слогового анализа Обучение осуществляется преимущественно в игровой форме, поэтому на занятиях применяются различные игровые приёмы, коммуникативные игры, фонетическая гимнастика А.Я. Мухиной. В образовательный процесс внедрены
- сюжетные и сюжетно-ролевые занятия, мультимедийные презентации по изучению звуков и букв русского языка;
- фонематические сказки.

Дети ориентируются в звуковой системе языка, получают представления о гласных и согласных звуках речи, различают их на слух и в произношении изолированно и в составе слов. Интонируют звуки на фоне слов в ударной и безударной позициях, дают им характеристику. Дети знакомятся с ролью букв, обозначающих мягкость согласных при письме. Дети определяют место звука в слове, составляют и подбирают схемы слов. Знают понятие «слог». Могут делить слова на слоги, делать полный фонетический анализ слов.

Технология проектной деятельности.
Дьяченко В.Ю., Гузенко О.В., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Фадеева Ю.А., Жилина И.И.
Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей в процессе развития мыслительных и речевых процессов дошкольников.
Повышение интереса детей к речевой и познавательной деятельности.
Создание условий для личностного развития дошкольников, активизации детской инициативы и творчества, позитивной социализации.
Реализация эффективных форм и методов работы по формированию комплексных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, включению в работу сохранных и активизацию нарушенных психических функций.
Систематизация информационно-методических ресурсов.

Технология внедряется по двум направлениям: детская исследовательская деятельность и организация коррекционно-образовательного процесса.
1.Детская проектно-исследовательская деятельность имеет следующие этапы: рассматривание проблемной ситуации, формулирование противоречий, постановка цели исследований, отбор нужных средств, реализация в действии, формулирование причины происходящих явлений
2. Составление и реализация краткосрочных и долгосрочных проектов, направленных на познавательно-речевое развитие дошкольников, укрепление детско-родительских отношений и повышение компетенций педагогов и родителей по проблемам работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Разработка и реализация проектов:
- познавательно-речевой направленности: - коррекционно-развивающей направленности:
При применении проектной деятельности:
- обеспечивается преемственность образовательной среды детского сада и школы;
-выявляется достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
-повышается заинтересованность и компетентность родителей и педагогов в вопросах речевого развития детей.
-наблюдается повышение творческой активности дошкольников, связанное с расширением способов взаимодействия с окружающим миром, друг с другом, родителями и педагогами;- у детей развиваются мыслительные операции: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
- реализуется возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития;
Дети заинтересованы в познании окружающего мира, культуры и истории России.

ђЗаголовок 215


Приложенные файлы



 
Статьи по теме:
Развитие восприятия и представления
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Краткое содержание Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представ­лений. Свойства наглядности, фрагментарности, неус­тойчивости и обобщенности представлений. Сиг­нальная, регулирующая и настроечная
Короткие рассказы для детей
Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского очень душевны. Он писал о том, что видел вокруг, будучи еще босоногим мальчишкой - о животных, о природе, о деревенской жизни. Рассказы о животных полны тепла и доброты, они призывают относиться к братьям нашим м
Способы определения и диагностики своих способностей
Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результато
Драка в программе
12:38 — REGNUM Программа «Право голоса», главной темой которой должна была стать ситуация на Украине, не выйдет в эфир. Потасовка участников, последовавшая за эмоциональным обсуждением, прервала съемки, сообщает ТВЦ. Фрагмент передачи опубликован на са