Развитие способностей способы диагностики способностей. Способы определения и диагностики своих способностей. Структура, типы и методы изучения способностей

Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результатов, а также создание индивидуальной схемы развития, которая зависит от наличия тех или иных способностей.

К наиболее распространенным методам диагностики способностей можно отнести: батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ). ДАТ – 8 субтестов (особенности развития словесного мышления, числовых способностей, абстрактного мышления, технического мышления и др.). ГАТБ - 12 субтестов, измеряющих уровень развития 9 способностей.

Кроме того специалисты используют специальные тесты, позволяющие установить особенности, а также уровень развития интеллекта. В некоторых случаях, психологи дополняют свои консультации иными диагностическими методиками.

Целью выявления способностей является их дальнейшее развитие, которое представляет собой процесс, включающий в себя развитие операционных механизмов, функциональной системы, оперативности в системе операционных и функциональных механизмов и прочее.

Комплексные батареи способностей - измеряют ряд способностей и дают профиль, образуемый показателями каждой способности. Тесты способностей делятся на:

Общие (интеллектуальные - применяются тесты интеллекта).

Специальные (применяются специальные тесты).

Различают тесты математических, технических, музыкальны художественных и других способностей. В зарубежной тесто ЮГИИ принято классифицировать тесты этого типа по двум основаниям:

а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты;

б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты, т. е. соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и т. д.).

Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Наиболее известны тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной психологии известны тесты, разработанные М. И. Гуревичем и Н. И. Озе-рецким. Для проверки психомоторики испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы.

Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др. В изучении слуха, наряду с отдельными пробами, большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности Сишора, технический – Беннета.

Однако существуют и более общие методы изучения способностей - специальные тестовые батареи.

Наиболее известными являются батарея тестов дифференциальных способностей (ДАТ) и батарея тестов общих способностей (ГАТБ).

Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью трех субтестов: «запас слов», «математическое мышление» и «пространственное восприятие в трехмерном пространстве»;

вербальные способности диагностируются с помощью заданий на определение синонимов и антонимов (словарный запас); числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и математическое мышление; пространственное восприятие анализируется с помощью геометрических разверток; восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы; задания на скорость восприятия, требующуюся для клерка, представлены парами слов, идентичность которых необходимо установить; моторная координация проверяется заданием - сделать пометки карандашом в серии квадратов; ловкость рук (пальцевая моторика) изучается с помощью специального приспособления (4 субтеста).

Для диагностики некоторых видов творческих способностей разрабатываются стандартизованные тесты. Так, тесты художественных способностей включают задания:

1) на понимание произведений искусства (диагностируют одно из важнейших качеств, требуемых для творчества - эстетическое отношение к жизни). Например, в тестах на понимание произведений искусства испытуемому необходимо выбрать из двух или более вариантов изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительный;

2) на продуктивность (т. е. технику, мастерство исполнения) деятельности.

Тесты на интеллект предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумеваются познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание). Тесты интеллекта являются исторически ранними методиками психодиагностики. В качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития используется понятие «коэффициент интеллектуальности» (IQ). Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующихся отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р.Амтхауера, Дж.Равена, Стенфорд-Бине.

С конца прошлого столетия для оценки способностей стали использовать различные стандартные психологические пробы, которые нередко сводились к вычислению показателя умственной одаренности - коэффициента интеллектуальности (IQ). Он был привлекателен исследователям тем, что позволял количественно, в цифрах выразить уровень интеллектуального развития. В ходе тестирования испытуемому на специальном бланке предлагалось установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения и пр. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Задачи также могут строиться из рисунков, геометрических фигур. Некоторые задания предполагают составление представленных деталей изображения предмета, геометрической фигуры, сбор из кубиков с разноокрашенными сторонами заданного рисунка, нахождение выхода из лабиринта и т.п. Обычно отельные тесты сводятся в батарею тестов, нарастая по сложности.

Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач (с учетом затраченного времени), по которому выводится коэффициент интеллектуальности.

В дальнейшем в показатели интеллектуальности были введены результаты тестов по некоторым познавательным процессам (восприятию, памяти, воображению). Использование суммарного показателя интеллекта скрывает индивидуальные различия по отдельным тестам, хотя человек может иметь высокие показатели по вербальному и низкие по числовому тесту и, наоборот .

Однако в связи с тем, что большинство тестов интеллекта в основном измеряли вербальные способности и в какой-то мере способность оперировать числовыми, абстрактными и другими символическими отношениями, вскоре стала очевидна их ограниченность в определении способностей к различным видам деятельности . В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер. Они исследуют общие способности к обучению, вербальные способности, числовые способности, постранственные способности, всприятие формы, дигательную координацию, пльцевую моторику и т.д.

Основной недостаток любого теста , в том числе и на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о знаниях, умениях, навыках, о развитии профессионально важных качеств об отношении к обследованию и т.п. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной. Более строгая характеристика способностей может основываться на многостороннем анализе показателей в достаточно длительной динамике, в продолжительной деятельности, в различных условиях, способствующих полному раскрытию личности.

Именно на это указывал Л.С.Выготский, подчеркивая, что если ребенок не решает предложенной ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Развитие ребенка происходит в процессе обучения его взрослыми и то, что ребенок не может сделать самостоятельно, он вполне может сделать с помощью взрослых, научившись через какое- то время делать это сам. Исходя из данного положения, Л.С.Выготский предложил проводить исследование как минимум дважды: первый раз, выясняя, как ребенок решает задачу самостоятельно, а второй - как с помощью взрослого. Оценка способностей ребенка, производимая по расхождению между результатами его самостоятельного решения и решения с помощью взрослого, была названа Л. С.Выготским зоной ближайшего развития.

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к навыкам и умениям, которые уже выработаны человеком.

Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 12-13 годам, в науке – до 20 лет.

Структура способностей:

Общие – проявляются во всех видах деятельности:

· интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности:

Вербальные - пространственные - мнемические

Арифметические - умение выстраивать умозаключения (индукция)

· обучаемость – способность овладевать уже известным

· креативность – способность создавать новое

Специальные – проявляются в конкретном виде деятельности

Рубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним.

Условия развития способностей:

ü необходимо учитывать сенситивный периоды развития различных функций

ü необходима благоприятная социальная среда (окружение, которое обладает ЗУН и желает их передать)

ü деятельность – одно из ведущих условий развития способностей – должна находится в зоне оптимальной трудности: простая деятельность → рутина, интерес снижается, сложная → не справляется, снижается мотивация

Интеллект измеряется тестами Векслера, Кетелла, Амтхауэра.

Обучаемость связана абсолютной (оценки) и относительной (повышение уровня своих знаний) успешностью.

Креативность измеряется с помощью тестов Торренса, Гилфорда.

Специальные способности принято разделять по двум основаниям :

a) видам психических функций (моторные, сенсорные)

b) по видам деятельности (технические, профессиональные)

Диагностика моторных и психомоторных способностей : моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторных и кинестетически-моторных координаций, ловкости движений пальцев рук, точности мышечного усилия. Тест ловкости пальцев О"Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Минесотский тест скорости манипулирования, тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда (+ Кулагин, Марищук, Блудов); применяются в основном при профотборе и в спорте.

Диагностика сенсорных способностей : стандартные методы созданы для изучения зрения и слуха – тест визуальных и слуховых способностей (таблица Спеллена, тест Орто-Рейтера), тест музыкальной одаренности Симора, Массачусетский тест слухового восприятия; используются в клиническом тестировании для выявления дефектов развития тех/иных функций, отбор военных и при профотборе.

Диагностик технических способностей : ранние тесты «карандаш-бумага», тест Беннета (серия картинок с короткими опросами, для ответа на которые необходимо понимание общих технических принципов).

Все эти тесты направлены на выявлении знаний, опыта, накопленного человеком, они не дают представления о способы и времени приобретения опыта.

Отличие тестов способностей от тестов интеллекта в том, что диагностируемые функции принадлежат к конкретным, узким областям деятельности, их валидизация ориентирована на профессиональные критерии, а не на успех в обучении.

  • § 2. Диагностика интеллектуального уровня тест д. Векслера
  • § 3. Тест р. Амтхауэра
  • § 4. Неязыковые тесты, тесты действия и свободные от влияния культуры тесты
  • § 5. Теоретические вопросы. Тестирования интеллекта
  • § 6. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии
  • § 7. Изучение креативности в зарубежной психологии
  • § 8. Диагностика креативности
  • § 9. Проблемы отечественной психодиагностики умственного развития
  • § 10. Изучение и диагностика креативности в отечественной психологии
  • ГлаваVдиагностика способностей § 1. Что такое способности
  • § 2. Диагностика специальных способностей
  • § 3. Диагностика профессиональной пригодности
  • § 4. Тесты специальных способностей и профконсультация
  • ГлаваViдиагностика уровня достижений § 1. Диагностика учебных достижений
  • § 2. Диагностика профессиональных достижений
  • ГлаваViiдиагностика природных психофизиологических особенностей человека § 1. Понятие о природных особенностях человека
  • § 2. Методики диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека
  • § 3. Бланковые методики диагностики лабильности и силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности
  • § 4. Метод наблюдения
  • ГлаваViiiпсиходиагностическое изучение некоторых параметров личности § 1. К проблеме диагностики параметров личности
  • § 2. Психологические принципы и методы диагностики мотивации
  • § 3. Принципы и методы диагностики самосознания
  • § 4. Принципы и методы диагностики межличностных отношений
  • § 5. Изучение морально-психологического статуса
  • § 6. Опросники и проективные методики
  • § 7. Изучение личности в возрастном плане
  • § 8. Новое направление в разработке личностных методик
  • ГлаваIxпсиходиагностика развития младенцев и дошкольников § 1. Диагностика развития младенцев
  • § 2. Диагностика развития дошкольников
  • ГлаваXпсихологическая диагностика в клинико-консультационной работе § 1. Из истории возникновения клинической психодиагностики
  • § 2. Методы клинической диагностики
  • ГлаваXiкритериально-ориентированное тестирование (корт)
  • § 1. Разработка методик корт, диагностирующих математическое мышление
  • § 2. Диагностика развития естественнонаучного мышления
  • § 3. Критериально-ориентированные тесты для диагностики сформированности естественнонаучного мышления
  • ГлаваXiiосновные тенденции развития психодиагностики
  • ГлаваXiiiсоциальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста
  • ГлаваXivпростейшие методы статистической обработки материалов психологических исследований
  • Приложение I этические стандарты психологов12
  • Приложение II статистические таблицы значимости
  • § 2. Диагностика специальных способностей

    Можно констатировать, что в отечественной психологии разрабо­тан прочный теоретико-методологический фундамент исследования способностей, получен богатый фактический материал, дана его со­держательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разра­батываются собственно диагностические методики. Выделяют не­сколько критериев, по которым можно судить о выраженности спо­собностей. Среди них - результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, ориги­нальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.

    Для изучения способностей исследователи применяют разнооб­разные приемы: наблюдение, естественный и лабораторный экспе­римент, анализ продуктов деятельности, экспертные оценки специалистов. Как правило, по формальным критериям эти методы не до­ведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиаг­ностики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психоло­гических знаний в различных областях практики, в частности в ра­боте психологической службы в школе и на производстве.

    Поскольку наиболее разработанной проблема диагностики специаль­ных способностей является в зарубежных исследованиях, мы восполь­зуемся и принятой там классификацией способностей к разным видам деятельности. Выделяются четыре большие группы способностей: сен­сорные, моторные, технические и профессионализированные, т.е. соот­ветствующие той или иной профессии - конторские, артистические, художественные и др. Как видим, классификация эта не является без­укоризненной, поскольку выделение групп способностей проводится по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (мотор­ные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности.

    Однако такое деление используется наиболее часто психологами при обсуждении методов диагностики специальных способностей.

    Рассмотрим конкретные методы изучения моторных способностей или, как их еще называют, психомоторных (сенсомоторных, двига­тельных). Наиболее часто эти способности диагностируются при проведении профотбора на определение профессии, отбора спорт­сменов. Моторные тесты направлены на изучение скорости, темпа и точности движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и т.д. Роль психомоторики в успешности овладения разнообразными видами деятельности изучается в психологии давно, в частности, простейшие диагностические приемы использовались еще Ф. Галь-тоном, Э. Крепелином. В нашей стране в 30-е гг. была опубликова­на фундаментальная работа М.И. Гуревича и Н.И. Озерецкого. Во-второй части своей книги «Психомоторика» авторы подробно обсу­ждают наиболее известные тесты как апробированнные, так и нахо­дящиеся в стадии разработки для изучения координации, скорости, темпа движений и т.п. Авторами предлагается повозрастная шкала тестов по аналогии со шкалами Бине.

    Так, например, ими были предложены 5 групп тестов для диагно­стики двигательных способностей детей.

    1. Статическая координация (способность стоять в течение 15 с с закрытыми глазами поочередно на правой, левой ноге, носках и т.д.).

    2. Динамическая координация и соразмерность движений (прыжки, передвижения прыжками, вырезание фигурок из бумаги и т.д.).

    3. Скорость движений (укладывание монет в коробку, прокалывание бумаги с нанесенными на ней кружками, связывание шнурков и т.д.).4. Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов и т.д.).

    5. Сопровождение движений (наморщивание лба, движение кис­тей рук и т.д.).

    За каждый правильно выполненный тест начисляется 1 балл. Время выполнения каждого задания ограничено. В целом процедура длится 40-60 мин. Разработана таблица норм возрастного развития (по аналогии с шкалами Бине).

    В 1955 г. в США появилась высокостандартизованная шкала ди­агностики моторного развития детей, которая получила название теста Линкольна-Озерецкого.

    Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень из развития на разных стадиях овла­дения профессией неодинаков.

    Особенностью моторных способностей является отсутствие не­коего общего фактора, общей моторной одаренности. Об этом сви­детельствуют эмпирические данные диагностики моторики: резуль­таты, получаемые по разным тестам, чрезвычайно мало связаны между собой. Многочисленные исследования моторных способно­стей приводят психологов к необходимости выделять целый ряд са­мостоятельных факторов, таких, как точность выполнения движе­ний, ответная ориентация (способность находить правильный ответ на разнообразные стимулы в условиях высокой скорости их предъ­явления), координация, время реакции, скорость движения руки, оценка контроля (умение контролировать изменение скорости и на­правления движения объектов), ручная ловкость, пальцевая мото­рика, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев (например, при работе на телеграфной аппаратуре). При этом раз­работки все новых диагностических приемов изучения психомото­рики приводят к «открытию» новых моторных способностей.

    Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, но существуют и бланковые ме­тодики. По данным многих авторов, между результатами этих типов тестов отмечаются очень низкие корреляции, часто такая связь во­все отсутствует.

    Наиболее распространенными тестами, судя по зарубежным пуб­ликациям, являются следующие: Тест ловкости пальцев О"Коннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Минне-сотский тест скорости манипулирования, Тест ловкости манипули­рования с мелкими предметами Крауфорда. Рассмотрим последний из перечисленных. Для выполнения теста требуется деревянная доска, состоящая из двух секций. Каждая секция содержит по 48 отверстий, причем в одной из секций отверстия имеют резьбу. Кро­ме того, материалом для выполнения теста служат цилиндрические стержни небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и отвертка. Вначале испытуемый с помощью пинцета поме­щает стержни в отверстия доски, а затем на каждый цилиндрик на­девает колечко. Во второй части теста испытуемому необходимо поместить небольшие шурупы в отверстия с резьбой и завинтить их с помощью отвертки. Обычно при подсчете результатов учитывает­ся время выполнения теста и число ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится определенное время и учитываются, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот пери­од. Задания подобного типа чрезвычайно распространены в тестиро­вании моторики. Так, например, подобные методики исследования моторики включены в популярную батарею тестов для определения общих способностей ГАТБ (подробнее о ней будет сказано ниже).

    Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овла­дения профессией неодинаков.

    Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных функ­ций усложняют создание высоконадежных тестов. Увеличение объема теста не повышает его надежность, поскольку введение новых заданий приводит к охвату иных моторных качеств, а при введении большого числа идентичных заданий сказывается фактор тренировки. Поэтому надежность моторных тестов обычно колеблется от 0,70 до 0,80. Что касается валидности, то она невелика. Например, приводятся корреля­ции между успешностью выполнения теста ловкости Пурдье и экс­пертными оценками профессиональной эффективности упаковщиков. Эти коэффициенты для разных заданий теста колеблются от 0,19 до 0,47, а для Миннесотского теста скорости манипулирования они не­сколько ниже - до 0,40. Авторы делают отсюда вывод о том, что при установлении валидности моторных тестов особенно важно выбрать релевантные критерии, которые могут включать лишь отдельные эле­менты профессионального труда.

    В отечественной психологии проблема диагностики моторных спо­собностей наиболее интенсивно разрабатывалась в 20-30-е гг. психо­техниками. Для проверки психомоторики испытуемым предлагалось в быстром темпе завязывать узлы, нанизывать бусы, обводить обеими руками сложные фигуры, изображенные на листе бумаги, проставлять карандашом черточки в специальных бланках, разлинованных опреде­ленным образом, и т.д. В настоящее время разработка тестов вновь вы­зывает интерес многих исследователей в связи с задачами отбора в оп­ределенные профессии, а также для отбора спортсменов. Можно на­звать работы Н.А. Розе, Е.П. Ильина и др.

    Методы диагностики другой группы способностей - сенсорных «выросли» из экспериментальных исследований восприятия, кото­рые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной из об-ластей применения сенсорных тестов является клиническое тести­рование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Однако наибольшее распространение эти методы получили при проведении психологического отбора на про­фессии в промышленности и военном ведомстве. Хотя психологиче­ское изучение сенсорных способностей распространяется на все мо­дальности, стандартизированные методы созданы главным образом для изучения особенностей слуха и зрения. Изучается, например, зависимость эффективности и качества деятельности от уровня раз­вития сенсорных способностей, данные об их развитии привлекают­ся к анализу причин травматизма, несчастных случаев и т.д.

    Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в зависимости от того, какие характеристики восприятия они изме­ряют. Наиболее важные визуальные способности - острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение. Для измерения остроты зрения используется таблица Снел-лена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величи­не. Более «строгий» тест, в котором обеспечивается соблюдение стандартных условий проведения тестирования (уровень освещения, направление взора и др.), называется методом Орто-Рейтера. Ана­логичными двум вышеприведенным являются Тест проверки зрения, Тест зрительного восприятия.

    Для измерения способностей слухового восприятия используются методы диагностики остроты слуха (или измерение абсолютных по­рогов), выделения сигналов из шумового фона, а также тесты на различение громкости, высоты, тембра звуков. В качестве раздра­жителей используются не только чистый звук, но и разнообразные шумы, человеческий голос, произносящий цифры, слова, смысловые куски текста и т.д. Одним из самых популярных тестов является тест музыкальной одаренности Сишора, используемый не только для обследования музыкантов, но и для профотбора на профессии, в которых хороший слух входит в состав комплекса профессионально важных качеств. Тест состоит из серии заданий на изучение вос­приятия силы звука, интенсивности, тембра.

    Обратимся к рассмотрению диагностики технических способно­стей. Считается, что это те способности, которые проявляются в работе с оборудованием или его частями. При этом учитывается, что такая работа требует особых умственных способностей, а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей, ловкости, физической силы. Л. Терстон рассматривает технические способно­сти как общие умственные. Показано, что наряду с некоторой об­щей способностью, которая может рассматриваться как общая тех­ническая одаренность или технический опыт, приобретаемый чело­веком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. Под про­странственными представлениями имеют в виду способность опери­ровать зрительными образами, например, при восприятии геометри­ческих фигур. Техническое понимание - это способность правиль­но воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить разные. В соответствии с таким разделением на два фактора создаются и типы тестов. Самые первые создатели тестов технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из от­дельных деталей. В настоящее время большинство таких тестов созданы в виде бланковых методик.

    Тесты технических способностей чаще всего используются для профотбора механиков, наладчиков, ремонтников, чертежников, инже­неров. Создатели тестов утверждают, что разработанные ими задания доступны всем, кто обладает хотя бы небольшим опытом работы с эле­ментарными механизмами, которые окружают нас в повседневной жиз­ни, однако убедительных доказательств этому не имеется. Наиболее популярны следующие тесты: Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский тест на воспри­ятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей и др. Напри­мер, тест Беннета включает серии картинок с изображением несколь­ких моделей, и каждая картинка сопровождается вопросом. Для ответа на вопросы необходимо понимание общих технических принципов, про­странственных взаимоотношений и т.д. Миннесотский тест на воспри­ятие пространства включает серии заданий в виде карточек с изобра­жением 6 геометрических фигур. Одна из них разрезана на две части и более, а 5 - целых. Испытуемый должен мысленно соединить разре­занные части и определить, какая из 5 фигур при этом получается. Как правило, надежность тестов высока, валидность же (например, теста Беннета) удовлетворительна: основные коэффициенты корреляции ре­зультатов тестирования с внешними критериями (успешность обучения техническим специальностям и профессиональные достижения) колеб­лются от 0,30 до 0,60.

    Заключая обсуждение диагностики технических способностей, сле­дует признать, что эта группа тестов направлена главным образом на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Одни могут при­обретать этот опыт быстрее, другие медленнее, но причины этого тесты вскрыть не могут. Психологи Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская и дру­гие показали, что специальная организация учебного процесса позволя­ет направленно формировать как техническое мышление в целом, так и пространственные представления в частности. Эти тесты измеряют в Наибольшей степени уровень достигнутой субъектом технической осве­домленности, знаний в области техники, опыта работы с оборудова­нием и техническими приспособлениями.Последняя группа способностей - самая представительная, по­скольку объединяет способности к самым разным видам деятельно­сти, и она называется группой профессионализированных способно­стей. В нее включены художественные, музыкальные, артистиче­ские, конторские и другие способности, для каждой группы созда­ются свои особые тесты. Но наряду с этим существуют и более глобальные тестовые батареи, т.е. группы тестов, объединенные ка­кой-то конкретной задачей. Такие батареи предназначены для изме­рения способностей, необходимых в разных видах труда, и позво­ляют ориентировать человека на целый спектр профессий. Именно такой батареей, получившей мировое признание, стала Батарея тес­тов дифференциальных способностей (сокращенно ДАТ: аббревиа­тура приводится в соответствии с английским названием).

    Батарея ДАТ впервые была создана в 1947 г., а затем пере­смотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась для нужд средней шко­лы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей она должна была включать изме­рение таких качеств, которые имеют значение для продолжения об­разования в высшей школе. ДАТ разработана Психологической ас­социацией и включает восемь субтестов.

    1. Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложениях (слова на выбор приводятся в задании), например:

    Вечером, а завтрак...

    а) ужин - угол

    б) кроткий - утро

    в) дверь - угол

    г) течение - радость

    д) ужин - утро. Правильный ответ под буквой «д».

    2. Числовые (счетные) способности. Испытуемому предлагают­ся задачи, например:

    а) 5; б) 10; в) 20; г) 30; д) один из них.

    3. Абстрактное мышление. Серии фигур задания расположены в определенной последовательности. Испытуемый должен продол­жить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.

    4-й и 5-й субтесты проверяют техническое мышление и про­странственные представления испытуемого: требуется выполнить задания на понимание изображенных на рисунках технических си­туаций и мысленное складывание геометрических разверток в опре­деленные фигуры.

    6. Скорость и точность восприятия. Даны несколько комби­наций символов, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти и отметить такую же на бланке ответов, например:

    7-й и 8-й субтесты измеряют способности испытуемых прави­­льно пользоваться правописанием и строить предложение («Использование языка»).

    Общее время, необходимое для проведения испытания, превышает 5 часов, поэтому его выполнение рекомендуется разбивать на два этапа. Батарея разработана в двух эквивалентных формах. Коэффициенты на­дежности отдельных тестов равны 0,90 (в среднем). Тестовая батарея была стандартизирована на выборке из более 64 000 учащихся. Созда­тели батареи возлагали на нее большие надежды, полагая, что полу­ченные с ее помощью данные помогут осуществлять прогноз более разнообразный и дифференцированный, нежели это делается с помо­щью тестов интеллекта. При анализе коэффициентов корреляций меж­ду результатами тестирования и школьной успеваемостью оказалось, что некоторые из субтестов имеют высокие корреляции почти для всех учебных предметов. Наиболее валидными для всех предметов оказа­лись следующие субтесты: «Словесное мышление» (коэффициент кор­реляции колеблется от 0,39 до 0,50), «Числовые способности» (0,32- 0,49), «Предложения» (0,30-0,52). Опираясь на эти данные, создатели теста сделали вывод, что проверяемые этими субтестами способности являются основными для успешного обучения в школе и вузе. В целом данные о валидности ДАТ представлены несколькими тысячами коэф­фициентов корреляции, все они достаточно высоки, что свидетельству­ет о высокой прогностической силе этой батареи относительно общей и профессиональной подготовки (имеется в виду процесс обучения). Суммарный показатель субтестов «Словесное мышление» и «Числовые способности» рассматривается как индекс способностей к обучению; он коррелирует на уровне 0,70-0,80 со сложным критерием учебных дос­тижений.

    Другая известная батарея, предназначенная для диагностики спо­собностей, называется Батареей общих способностей (сокращен­но ГАТБ). Она была разработана в 40-х гг. в США и использова­лась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях.Эта батарея использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим местам. Создатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тестов, разработанных для различных профессий, и обна­ружили, что они во многом совпадают. Были выделены 9 способно­стей, которые измерялись во всех анализированных методиках, и именно для них и были подготовлены задания ГАТБ. Таким обра­зом, современная батарея включает 12 субтестов, измеряющих 9 способностей. Диагностика общих умственных способностей осуще­ствляется с помощью трех из них (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространст­ве). Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов (запас слов). Числовые спо­собности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление. Пространственное восприятие анализи­руется с помощью геометрических разверток. Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставля­ет различные инструменты и геометрические формы. Субтест на скорость восприятия клерка представлен парами слов, идентичность которых необходимо установить. Моторная координация представ­ляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в се­рии квадратов. Ручная ловкость, пальцевая моторика изучаются с помощью специального приспособления (4 субтеста).

    Ниже приводится описание 12 субтестов, составляющих батарею ГАТБ.

    1. Вербальные способности. (Время на выполнение - 6 мин).

    Тестируемый должен из 4 пар слов выбрать одну - синонимы или антонимы:

    2 -3. Счетные способности.

    2. Оценка скорости и точности в простых вычислениях с целыми числами. Например: 256 - 83 = ?, 37 х 8 = ? (Время на выполнение -

    3. Задачи, например: Джон зарабатывает 1,20 доллара в час. Ка­кова его зарплата за 35-часовую неделю? (Время на выполнение - 7 мин).

    4. Пространственное восприятие. Дана развертка геометри­ческой фигуры, надо определить, какая фигура получится при скла­дывании развертки (как в субтесте ДАТ). (Время на выполнение - 6 мин).

    5 -6. Восприятие формы. Данная способность включает в се­бя быстроту и точность восприятия форм и моделей. Она оценива­ется с помощью двух субтестов (время на выполнение - 5 мин) и сравнение форм (время на выполнение - 6 мин), которые различа­ются по виду визуальных стимулов. В первом - испытуемому не­обходимо среди рисунков, изображающих разнообразные столяр­ные, слесарные и другие инструменты, найти совершенно совпа­дающие. Во втором - испытуемый находит идентичные геометри­ческие фигуры, также представленные на рисунках.

    7. Восприятие клерка. (Время на выполнение - 6 мин). Изу­чаемая способность включает быстроту и точность восприятия на лингвистическом материале. Испытуемому предъявляются несколь­ко пар имен или названий. Надо определить, являются ли оба имени или названия из пары идентичными или есть различия. Например:

    Джон Голдсмит - Джон Голдстон Калифорния - Калифорния

    8. Тест моторной координации. Измеряется скорость про­стых, но очень точных моторных ответов. Задача испытуемого - как можно быстрее поставить простой знак из трех прямых линий в каждую из клеточек, изображенных на листе бумаги.

    Оценкой считается количество клеток, правильно заполненных за 60 с. (Вначале 2 раза по 10 с проводится тренировка).

    Для следующих 4 субтестов необходимо специальное приспособ­ление: прямоугольная доска, состоящая из двух секций, в каждой из которых по 50 отверстий.

    9 -12. Тест ловких рук. Измеряются точность и скорость гру­бых движений рук.

    9. Перед испытуемым находится доска, где отверстия одной из секций заполнены цилиндрическими деревянными стержнями с вы­крашенными концами. Действуя двумя руками, испытуемый должен как можно быстрее вынуть стержни из отверстий в верхней части доски и вставить их в соответствующие отверстия нижней части. За каждый переставленный стержень испытуемый получает один балл. Задание выполняется трижды по 15 с каждый раз.

    10. Все стержни расположены в нижней части секции доски. Ис­пытуемый должен стоя вынуть стержень из отверстия, повернуть его на 180 градусов и вставить в отверстие верхней секции доски. Задание выполняется правой рукой (для левши - левой), состоит из трех серий, каждая продолжительностью 30 с. Испытуемый дол­жен выполнить задание как можно быстрее.

    11. Верхняя секция доски, лежащей перед испытуемым, заполне­на маленькими металлическими заклепками с шайбой, закрепленной на вертикальном стержне. Испытуемый должен, сидя, одной рукой вынуть заклепку из отверстия в верхней части доски, а другой -снять шайбу с вертикального стержня, затем закрепить шайбу в за­клепке и собранную деталь вставить в соответствующее отверстие нижней секции доски. На всю процедуру отводится 90 с.

    12. Испытуемый должен вынуть заклепку с шайбой, одной рукой нанизать шайбу на вертикальный стержень, а другой вставить за­клепку в соответствующее отверстие верхней секции доски. За ка­ждую переставленную заклепку испытуемый получает один балл. На задание отводится 60 с.

    Как видим, батарея объединяет разные виды тестов и претендует на охват нескольких способностей одновременно. На выполнение всей батареи уходит около 2,5 ч.

    Корреляция оценок различных способностей в данной батарее высо­ка - до 0,66. У моторных тестов корреляция достаточно значима, но они практически не соотносятся с остальными тестами. Тесты на вос­приятие и интеллект также мало связаны друг с другом. Что касается валидности этой батареи, то, хотя для некоторых профессий она низка (художник по керамике - 0,25-0,28; страхагент 0,24-0,25), в целом получены обнадеживающие данные - около 0,50. Валидность батареи неодинакова для разных профессий. Так, моторные способности оказа­лись важными для ряда профессий, связанных со сборкой, пространст­венные - для профессии водителя и т.д.

    ГАТБ регулярно используется в государственных учреждениях США при консультировании для поступления на работу. Кроме того, батарея может использоваться и организациями, на которые она специально не рассчитана, например в средней школе, колледже и т.д. Тестирование многочисленных групп работающих, поступающих на службу и обу­чающихся различным видам работы, позволило выработать систему по­казателей, в которой для каждой профессии установлены необходимые для ее овладения способности и минимальные значения стандартизиро­ванных показателей. Например, для бухгалтера необходимо получить показатели не ниже 105 по фактору общих способностей к обучению и не ниже 115 по фактору числовых способностей; для слесаря мини­мальный показатель по факторам общих способностей к обучению ра­вен 85, пространственных способностей и моторики 85. Таким образом, стандартный профиль показателей индивида может сопоставляться с нормативными показателями профессий, и те профессии, нормативные показатели которых достигнуты или превышены испытуемым, могут при консультировании рекомендоваться ему.

    Надежность батареи ГАТБ удовлетворительная. Корреляции, оп­ределенные методами взаимозаменяемых форм и повторного тести­рования, колеблются в пределах 0,80 и не превышают 0,90.

    К недостаткам ГАТБ следует отнести в первую очередь то, что все тесты являются высокоскоростными. Кроме того, способности охвачены недостаточно широко. Не включены тесты на понимание техники, а также тесты на мышление и находчивость.

    Гарантируется разрешение на перевод ГАТБ и использование ее для исследовательских целей отдельными гражданами и организа­циями в любых странах.

    После проведения диагностического обследования вычерчивается так называемый тестовый профиль испытуемого, который наглядно демонстрирует индивидуализированную структуру его способностей на момент тестирования (профиль - степень выраженности каждо­го фактора способностей у индивида). Этот профиль сравнивается с тем, который характерен для достигшего успеха профессионала. На основе сопоставления делаются выводы о рекомендуемых для пре­тендента специальностях.

    Однако на практике оказывается, что даже яркие представители одной и той же профессии могут иметь неодинаковые тестовые профили, что еще раз подтверждает пластический характер и ком­пенсаторные возможности способностей человека. Поскольку спо­собности, «недостающие» для успешной работы по профессии, ком­пенсируются путем гиперразвития других, то структура специаль­ных способностей профессионала будет всегда носить индивидуали­зированный характер. Поэтому простым наложением полученной у претендента структуры специальных способностей на «идеальную» и констатацией их совпадения или несовпадения нельзя аргументи­ровать наличие или отсутствие пригодности к профессии.

    Многие известные психологи пришли к заключению о невысокой прогностической силе профессиональных тестов.

    В обобщающем исследовании С. Бемиса было показано, что средняя валидность не превышает 0,22.

    Другой известный специалист в области валидности тестов Е. Ги-зелли, занимающийся проблемами прогностической валидности, пришел к выводу, что тесты скорее позволяют предположить, на­сколько успешно будет проходить профессиональное обучение, не­жели дают прогноз относительно того, как сложится карьера.

    Что касается критериев обучаемости по многим профессиям, они в среднем равны 0,39 (колеблются от 0,28 до 0,65), а что касается кри­териев профессиональной успешности, лишь 0,32 (от 0,24 до 0,45).

    Следовательно, можно сделать вывод о том, что тесты дают воз­можность прогнозировать успех в обучении или профессиональной Деятельности лишь на небольшой период - от одного до трех лет.

    Специальное сопоставление двух рассмотренных выше батарей ДАТ и ГАТБ показало, что между соответствующи­ми данными той и другой отмечены следующие коэффици­енты корреляции: по вербальным способностям 0,70, по пространственному восприятию 0,69, по конторским спо-собностям 0,56. Эти показатели, по мнению тестологов, не настолько высоки, чтобы считать эти тесты идентичными. Таким образом, ГАТБ в большей степени ориентирована на применение в промышленности, ДАТ - в школе. Обе бата­реи могут быть использованы в практике психологической службы.

    В группу профессионализированных способностей входят также способности, связанные с художественным творчеством. Чаще всего диагностика этих способностей осуществляется методом экспертных оценок, выставляемых специалистами высокого уровня, например членами отборочных комиссий, функционирующих при учебных за­ведениях соответствующего профиля.

    Для некоторых видов творческих способностей разрабо­таны стандартизированные тесты. Так, например, тесты худо­жественных способностей включают задания на понимание искус­ства и на продуктивность (т.е. технику, мастерство исполнения) деятельности. Тесты первого рода диагностируют одно из важней­ших качеств - эстетическое отношение к жизни (подробное обсу­ждение этого качества см.: Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987).

    В тестах на понимание искусства испытуемому необходимо выбрать из двух вариантов и более изображения какого-либо объек­та наиболее предпочтительный. В качестве вариантов изображений могут быть использованы картины известных художников или сю­жеты, отобранные группой экспертов. Это «эталонное» изображение дается на фоне одного или нескольких искажений, где умышленно нарушены принятые в искусстве критерии, принципы (цвет, пер­спектива, соотношение частей изображения и т.д.). А. Анастази, обсуждая такие тесты, отмечает, что в сущности они показывают, насколько художественные предпочтения испытуемого совпадают с предпочтениями современных ценителей искусства (экспертов).

    Наиболее известным является тест суждений об искусстве Мейера. Он был создан в 1929 г. и пересмотрен в 1940-м. В нем в качестве заданий использованы картинки и рисунки известных ху­дожников. Каждое задание включает 2 варианта: репродукцию под­линника и ее же с некоторыми изменениями, касающимися пропор­ций, симметрии, гармонии. Тест оценивает умение судить об эсте­тической организации произведения как наиболее важном для ху­дожника факторе художественного восприятия. Тест достаточно на­дежен (надежность по методу расщепления колеблется от 0,70 до 0,84). Валидность определялась путем корреляций показателя теста и уровнем художественного образования, мастерства. Коэффициен­ты валидности колеблются от 0,40 до 0,69. Выполнение теста прямо зависит от уровня профессионального обучения и знаний.

    Другой тест (опросник художественных способностей Хорна) нацелен на предсказание успешности обучения, поэтому в нем не присутствуют требования к навыкам, знаниям, умению. В тесте от испытуемого требуется сделать 12 набросков рисунков по уже имеющимся линиям (так же, как в уже обсуждавшемся тесте Тор­ренса). Оценка художественных достоинств рисунков производится в соответствии с выделенными критериями. Даны также ориентиры для дополнительной оценки качества работы, такие, как богатство воображения, выбор темы, использование штриховки и др.

    Наиболее известным тестом для изучения музыкальных способностей является уже упоминавшийся в этой главе тест Си-шора. Он представляет собой серии из 6 тестов на различные высо­ты громкости, ритма, длительности, тембра и тональную память. Все эти качества определяются путем предъявлений пар звуков, му­зыкальных фраз, которые испытуемому необходимо сравнивать. Тесты можно использовать для детей (начиная с 4 класса) и взрос­лых. Коэффициенты надежности теста колеблются от 0,55 до 0,85, а валидности - от 0,30 до 0,40. Английским психологом Вингом разработан тест, в котором наряду с заданиями на сенсорное разли­чение (как в тесте Сишора) присутствуют задания на понимание музыки (сравнение эстетических достоинств музыкальных отрыв­ков). Тест высоконадежен, валиден, и специалисты признают его полезность для отбора музыкально одаренных детей.

    Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности.

    Понятие способностей.

    1.1. Понятие способностей.

    Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развива­ются и проявляются в деятельности.

    Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

    Теплов выделял три главных признака способностей: индивидуально-психологические особенности; определяющие успешность выполнения деятельности; несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

    Понятие способности не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.

    Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.

    Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.

    Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями).

    Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

    Недостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.

    1.2. Виды способностей

    Общие – это благоприятные возмож­ности развития особенностей психики человека, кото­рые в равной мере важны для различных видов дея­тельности (гибкость ума, целеустремленность).

    Специальные – это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические). Все специальные способнос­ти представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию.

    1.3. Показатели и характеристики способностей

    Показатели способностей:

    · высокий темп усвоения и обучения;

    · широта переноса навыков внутри деятельности;

    · низкая утомляе­мость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);

    · индивидуальное своеобразие деятель­ности;

    · высокая помехоустойчивость (редко отвлека­ется);

    · выраженный интерес к деятельности и высо­кая мотивация.

    Характеристики способностей:

    1. Способность к изменению – переменная.

    2. Связь с успешностью осуществления деятельности.

    3. Это готовность к усвоению знаний, но не результат.

    Диагностика и развитие способностей.

    2.1. Диагностика

    Проблема диагностики способностей заключается в сложности операционализации этого понятия. Во-первых, выделение двух видов способностей предполагает различные подходы к их диагностике. Наиболее сложным для диагностики предстает вид общих способностей. Для диагностики и общих, и специальных используются тесты. Первый вид диагностируется с помощью тестов интеллекта, второй – тестов на креативность.

    2.1.1. Измерение способностей.

    Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства.

    Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить).

    Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На результаты тестов влияют: окружающая среда, темперамент.

    Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста.

    1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ

    Требования к тесту:

    1. валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен

    2. надежность – воспроизводимость результатов, степень их повторяемости

    3. стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки результатов

    2.1.2. Измерение творческих способностей.

    Измерение творческих способностей – Гилфорд.

    Качества креативности:

    Оригинальность ассоциаций

    Семантическая, смысловая гибкость

    Фонтанирование новых идей

    Образное мышление

    5 видов действия (в результате факторного анализа):

    1) восприятие и понимание материала

    2) рабочая память

    3) дивергентность (выделение в обычном оригинального

    4) конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)

    5) эвалюация, подведение итога

    Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация

    Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.

    Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

    1. Отсутствие временного ограничения

    2. Сложное строение (несколько способов решения для креативности)

    3. Косвенная инструкция

    2.2. Развитие

    Существует два подхода к пониманию развития способностей:

    1) Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!

    2) Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в результате преобразования нескольких натуральных функций.

    3. Врожденное и приобретенное в развитии способностей.

    Один из самых сложных вопросов – вопрос о происхождении способностей: врожденны способности или они формируются прижизненно? Ответы на этот вопрос противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе встречаются ответы «музыкантом нужно родиться», а на другом «талант- это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся определенные доводы. В пользу идеи врожденности:

    1) Доказательством врожденности служит ранее проявление способностей у ребенка.

    2) О врожденности способностей заключают на основе повторения их у потомков выдающихся людей.

    3) Доказательством врожденности являются исследования с применением близнецового метода. Корреляция у монозиготных 0,8 – 0,7.

    4) Исследования на животных с применением метода искусственной селекции (крыс делили на группы по правильности решения задачи «умные» и «глупые». Внутри каждой группы их скрещивали между собой. Через 6 поколений умные существенно снизили количество ошибок, а у глупых их стало существенно больше).

    В пользу идеи приобретенности способностей:

    1) Результаты работы талантливых педагогов (Например, учитель музыки М.П. Кравец находил себе неспособных учеников и доводил их до самого высокого уровня музыкантов).

    2) Факты массового развития специальных способностей в условиях определенных культур. (Все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух)

    3) В экспериментах с обедненной средой факты показывают худшее развитие общих способностей.

    Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

    Перед психологией стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей.

    Существуют природные предпосылки способностей – задатки. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка.

    Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды. У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких периодов, обычно сменяющих друг друга.

    Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

    4. Способности и задатки.

    Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей.

    Задатки – это возможности, они константны.

    Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деятельности и создаются (по Теплову).

    Способность есть процесс . Деятельность направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией.

    Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации.

    5. Понятие одаренности.

    Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславлива­ющая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии раз­носторонних способностей;

    Своеобразие понятия одаренность и способности заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности в общем.

    Понятие одаренность не имеет смысла без отнесения его с конкретными историческими формами обещственно-трудовой практики.

    От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность успеха.

    Выделяют следующие виды одаренности:

    · художественная (подразумевает высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве - в музыке, в живописи, в драмати­ческом искусстве);

    · общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высо­коразвитыми способностями к переработке инфор­мации, проявляется в успешности обучения);

    · творческая (порождается способностью продуцировать и выдвигать новые идеи или склонностью
    к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;

    · социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);

    · практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, зна­нием сильных и слабых сторон и способностью ис­пользовать это знание; это способность менеджера, посредника).

    Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

    Талант - это высокая степень одаренности, пред­полагающая наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений.

    Наиболее проблемным является выделение твор­ческой одаренности. Уровень творческих способнос­тей, креативность не фиксируется стандартными те­стами, а проявляется в свободных ситуациях.

    Творческая личность характеризуется рядом при­знаков: независимостью взглядов; нестандартностью; устойчивостью к неопределенным ситуациям; кон­структивной активностью; силой Я (автономностью, устойчивостью к социальному давлению); открыто­стью новому; чувствительностью к красоте. Гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуще­ствлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Твор­чество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

    В современном мире люди для того, чтобы иметь успех в личной и профессиональной сфере должны обладать определенными способностями. Если же способности находятся на низком уровне, то осуществление той или иной деятельности становится невозможным. Диагностика способностей, также необходима на ранних стадиях развития ребенка для выявления детской одаренности. Многие тесты дают возможность быстро и достаточно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей, например в ходе усвоения школьной программы.

    Базовые знания о своих способностях дают личности возможность выбирать вид деятельности, который соответствует его интересам и возможностям. Это положительно влияет на будущее удовлетворение трудом человека, профессиональную мотивацию, межличностные отношения, а так же на удовлетворенность жизнью в целом.

    Над проблемой способностей работали многие отечественные ученные, а именно: Б.Г. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, К.К. Платонов и др. Наиболее точное понятие, основные признаки и факторы развития способностей Вы можете найти в известной книге Б.М. Теплова «Способности и одаренность». В своей книге он выделяет 3 основных признака способностей:

    • Индивидуально-психологические особенности личности. Данные особенности отличают одного человека от другого.
    • Они способствуют успешному выполнению какой-либо деятельности.
    • Их наличие не зависит от знаний, умений и навыков.

    В психологии существует классификация способностей на общие и специальные. К общим способностям относятся знания и умения, личности которые реализуются во многих видах деятельности. В свою очередь специальные способности имеют отношение к отдельным, специальным областям деятельности.

    Методика «Исключение понятий»

    Для определения ведущих способностей существуют множество тестов и методик, которые Вы можете найти на нашем сайте. Сейчас мы хотим предложить Вам один из таких тестов «Исключение понятий». На сегодняшний день одной из важнейших проблем в психологических исследованиях является изучение мыслительной деятельности, что дает важную информацию об уровне развития интеллектуальных способностей и их особенностей того или иного человека.

    Особое место среди множества психологических тестов для изучения способностей, мышления и интеллекта отдают методике «Исключение понятий» . Данный тест позволяет оценить уровень процессов обобщения и исключения, способность выделять существенные признаки предметов. Основной функцией этого теста является оценка сформированности понятийной сферы личности, проверка способности к классификации и анализу. После выполнения всего комплекса предложенных заданий выявляется большой объем важной информации.

    Значимость методики «Исключение предметов» заключается в том, что она дает возможность установления возрастных особенностей процесса обобщения, а также его качественные патологические характеристики, к которым относится снижение и искажение уровня обобщения. Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, дают необходимо важную информацию для дальнейшей диагностики интеллектуальных способностей ребенка и уровня мыслительных процессов взрослого человека. Главным достоинством методики это то, что она позволяет выявить качественные особенности процесса обобщения, как у детей, так и взрослых.

    Пройдите тест на исключение понятий прямо сейчас!

    Предложенный тест имеет следующие достоинства: простота и понятность инструкции, игровой характер, широкий диапазон применения. Он позволяет более детально и глубоко изучить особенности мышления детей и взрослых.

    Изображение в шапке - Ivan Knyazev.



     
    Статьи по теме:
    Развитие восприятия и представления
    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Краткое содержание Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представ­лений. Свойства наглядности, фрагментарности, неус­тойчивости и обобщенности представлений. Сиг­нальная, регулирующая и настроечная
    Короткие рассказы для детей
    Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского очень душевны. Он писал о том, что видел вокруг, будучи еще босоногим мальчишкой - о животных, о природе, о деревенской жизни. Рассказы о животных полны тепла и доброты, они призывают относиться к братьям нашим м
    Способы определения и диагностики своих способностей
    Диагностика способностей должна осуществляться высококвалифицированным специалистом. Для выявления способностей психолог проводит комплексную консультацию, которая включает в себя проведение тестирования, рассмотрение и интерпретацию полученных результато
    Драка в программе
    12:38 — REGNUM Программа «Право голоса», главной темой которой должна была стать ситуация на Украине, не выйдет в эфир. Потасовка участников, последовавшая за эмоциональным обсуждением, прервала съемки, сообщает ТВЦ. Фрагмент передачи опубликован на са