Вопросительное восклицательное предложение пример. Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Виды предложений по цели высказывания. Побудительное восклицательное предложение

Класс: 2

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

а) Работа по карточкам в парах.

– Вспомним то, что вчера так старательно учили.

(Задание на карточке.)

Соедини стрелочкой части высказывания.

По цели высказывания предложения могут быть:

1) повествовательными (содержат вопрос)
2) вопросительными (содержат приказ или просьбу)
3) побудительными (содержат рассказ, повествование)

б) Проверка (на доске схема – помощница)
в) Самооценка (ц.1)

2. Формулирование темы урока и постановка учебных задач

(На доске записаны предложения.)

Прочитайте про себя, что написано на доске.

1. В гости к нам пришла осень.
2.
В гости к нам пришла осень!

– Что написано на доске?
– Докажите.

(Предложение содержит законченную мысль, в конце предложения ставятся знаки препинания: (,), «!» или «?»).

– Догадайтесь, какое предложение прочитает …?

– Как догадались?
– А теперь прочитайте предложение под номером 1.

– Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? (Нет, в обоих предложениях выражена одна и та же мысль, в гости пришла к нам осень.)

– Одинакова ли цель у этих предложений? (Да, оба эти предложения по цели высказывания являются повествовательными, так как содержат сообщение о том, что в гости к нам пришла осень).

– Чем отличаются эти предложения? (1-е предложение произносится спокойно, а 2-е с особым чувством).

– Кто-нибудь догадался, что нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

(На уроке нас будут интересовать предложения, которые произносятся спокойно и с особым чувством.)

– А может кто слышал, как называются предложения, которые произносятся с особым чувством?

– Откроем книги и сравним, правильно ли мы определили тему урока. Прочитаем.

– А в каком блоке мы сегодня будем работать? (Как устроен наш язык.) Какая задача решается на уроках с указанием этого блока?

(На уроках с указанием блока «Как устроен наш язык» мы открываем законы по которым живёт русский язык.)

– Так чем мы собственно будем сегодня заниматься?

– Вернёмся к учебнику. Читаем на с. 60 рубрику, подскажите, как она называется?

– Все ли вам понятны слова в тексте? Что нового узнали?

– В этом тексте встретилось слово интонация. Как вы его понимаете? Прочитайте подсказку.

– Вы знаете, что я очень люблю сомневаться о важности той или иной темы урока. Но сегодня у меня такие сомнения: имеет ли значения интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

– Доказательством может послужить стихотворение, которое мы читали на уроке окружающего мира.

(Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

Сказала тётя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол!
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)

– Согласны л вы с тем, что по интонации человека можно определить как он к вам относится?

– А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

4. Физминутка на внимание и на закрепление изученного материала

– Если я произнесу правильное высказывание, то вы делаете наклоны, а если ложное – руки в стороны, вперёд, вверх.

А) Предложение всегда произносится или пишется с какой – то целью.(В)
Б) Предложения могу быть вопросительными и побудительными. (Н)
В) Предложения по цели высказывания могут быть: повествовательными, вопросительными и побудительными. (В)
Г) По интонации эти же самые предложения бывают 2-х типов – восклицательные и невосклицательные. (В)
Д) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то цель предложения изменится. (Н)
Е) Если превратить повествовательное восклицательное предложение в невосклицательное, то знак в конце предложения изменится. (В)

5. Первичное закрепление нового материала

– Упр.1. Поработайте самостоятельно.
– Мне хотелось бы, чтобы вы разобрались зачем дано это упр-е?

Проверка. Зачем дано это упр-е?

– А сейчас я вам предлагаю поработать в паре.

Сделайте вывод и обоснуйте его.

Карточки

Задание. Прочитайте предложения, определите цель высказывания каждого предложения и интонацию предложений. Сделайте вывод: какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией?

Хорошо в осеннем лесу!
Идите в лес и любуйтесь красотою природы!
А вы любите осенний лес?!

Проверка. Вывод. Сравнить с учебником.

6. Зарядка по офтальмотренажёру

– Посмотрите на дверь, на окно, на потолок, друг на друга, на доску.

7. Дифференцированная работа.

Работа в группах постоянного состава.
Задание 1–2 группе.

Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)
Тихо шепчут молодые осины (.!?)
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (.!?)
Вам нравится в лесу (.!?)

______________________?
______________________.
______________________.
______________________!

Остальные работают по учебнику Упр.3 стр. 62.

После устной работы, дети сигнализируют о своей готовности (зелёный кружок) и садятся выполнять письменно, предварительно делают произвольно массаж пальцев, используя куб.

Проверка. 1, 2 группы у вас самопроверка (Раздать верный вариант)

1 вариант выполнения

Вам нравится в лесу?
Дятел стучит по дереву.
Тихо шепчут молодые осины.

2 вариант выполнения.

Вам нравится в лесу?
Тихо шепчут молодые осины.
Дятел стучит по дереву.
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца!

8. Итог урока

Какую новую тайну языка нам помог открыть урок?
Что особенно понравилось?
Что бы вы изменили в уроке?
Посмотрите свои листы успешности.

9. Рефлексия

– С каким настроением заканчиваем урок?
Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

10. Домашнее задание

Я могу не задавать д/з. Ну, если кто очень хочет, если будет желание и время, вы можете обратить внимание на упр 4.с.62.

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси-тельного предложения — сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах.

В оформлении вопросительного предложения используются осо-бые языковые средства:

  • вопросительные местоимения (что, какой, который, чей и т.п.),
  • вопросительные частицы (ли, неужели и т.п.),
  • особая интонация.

На письме в конце вопросительного предложения ставится вопро-сительный знак.

Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные. Цель общевопросительных предложений — узнать о ситуации в целом. Ответом на них будет да или нет. Напри-мер: Вы читали эту книгу? Частновопросительные предложения за-прашивают какую-то конкретную информацию о действующем лице, о признаке, количестве и т.п., т.е. говорящий, зная о ситуации в целом, хочет выяснить некоторые подробности: Что Вы думаете об этом? Как Ваши дела? Частновопросительные предложения активно исполь-зуют вопросительные слова и частицы.

Особую группу представляют альтернативные вопросы, которые по форме похожи на общевопросительные предложения (нет вопроситель-ных местоимений), но ответ на них не может быть дан в виде подтверж-дения (да) или отрицания (нет): Твой брат школьник или студент?

Существуют вопросительные предложения, которые не подразуме-вают ответ, а выражают различные модально-экспрессивные значения. По форме они представляют собой вопросительные предложения, но по содержанию являются утверждением или отрицанием чего-либо, побуждением к действию и др. Это риторические вопросы (часто экспрессивно-эмоционального характера). Например: Разве можно так относиться к родной матери?!

Восклицательные предложения выражают эмоции говорящего, его чувства по отношению к сообщению (радость, волнение, возмуще-ние, удивление и т.п.). Восклицательными, то есть имеющими эмоциональную окраску, могут быть любые предложения по цели высказыва-ния: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

Невосклицательные предложения Восклицательные пред-ложения
Повествовательные предложения У тебя красивая дочь. Какая красивая у тебя дочь!
Вопросительные предложения Ты сможешь прийти завтра? Неужели ты сможешь прийти завтра?! Разве ты сможешь прийти завтра?!
Побудительные предложения Расскажи, пожалуй-ста, ребенку сказку. Ну расскажи же ребен-ку сказку!

В оформлении восклицательного предложения используются разные средства: восклицательные или усилительные частицы (ну, же, неужели и т.п.), особый тип интонации (большая интенсивность произнесения, повышение основного тона к концу фразы и т.п.). В конце восклицатель-ного предложения на письме ставится восклицательный знак.

Невосклицательные предложения — нейтральные предложения, без эмоциональной окраски. Материал с сайта

Побудительные предложения содержат побуждение, приказание, просьбу, призыв, совет сделать что-либо, обращенные к слушающему. Цель побудительного предложения — воздействовать на собеседника, заставить его что-либо сделать. Этому типу предложений свойственна специфическая интонация, которая изменяется в зависимости от того, ка-кой вид побуждения реализуется: просьба, совет, предупреждение и т.п.

В роли сказуемого в побудительном предложении часто выступает глагол в форме повелительного наклонения: Дайте мне на родине лю-бимой, всё любя, спокойно умереть! (С.А. Есенин). Однако в русском языке есть множество других способов формального выражения воле-изъявления: частицы, сослагательное наклонение глагола, модальные глаголы, интонация и т.п. Например: "Пусть всегда будет солнце!", " Вы не могли бы закрыть дверь?", " Помолчать бы тебе!", " А ну, марш спать!", " Тихо! Вон!" и др.

На письме в конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какая красивая книга повествовательной или побудительной
  • точка побудительное
  • придумать побудительное предложение
  • побудительное-восклицательное предложение
  • вопросительно-восклецательное предложение

Восклицательное предложение - предложение, характеризующееся эмоциональной окрашенностью и повышенной экспрессивностью. Восклицательные предложения отличаются специфической интонацией тембровой окраской; ср.: Пожар! Горим! В них часто присутствуют междометия, частицы, восклицательные местоименные слова; ср.: Ай да молодец! Ох уж эти мне помощнички! Так он вам и сказал! Ну и дождь! Какой он там ученый! Кого он только не спрашивал!

Восклицательные предложения могут строиться по особым синтаксическим моделям с утраченными или ослабленными грамматическими и лексическими значениями компонентов; ср.: Дался тебе этот мотоцикл! Нашел время мечтать! Для многих восклицательных предложений характерен обратный (инверсивный) порядок слов; ср.: Пропала моя головушка! Поймет он тебя! Как сладок южный ветер! В письменной речи в конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

В качестве восклицательных предложений могут употребляться предложения всех коммуникативных типов: повествовательные, побудительные и вопросительные. При этом общее содержание предложения в той или иной мере видоизменяется. В одних случаях восклицательность служит для выражения высокой степени признака и усиления степени категоричности утверждения или волеизъявления; ср.: Какой сильный дождь! Он приедет завтра! Возвращайся немедленно! Когда же это случилось! В других случаях - при иной интонации - восклицательное предложение может пониматься в значении, противоположном тому, который передается буквальным смыслом слов.

Так, утвердительные повествовательные восклицательные предложения приобретают отрицательное значение или выражают отрицательное отношение говорящего к сообщаемому; ср.: Стану я из-за него расстраиваться! (=не стану); Поедет она с тобой! (=не поедет); Много ты понимаешь! (=ничего не понимаешь). Сходное значение экспрессивно окрашенного отрицания могут выражать и вопросительные по форме неотрицательные предложения; ср.: Зачем только он туда ходил! (=не надо было ходить); Какие же это сады! (=это не сады); Кому он нужен! (=никому не нужен); Откуда я знаю! (=не знаю), в то время как отрицательные восклицательные предложения выражают экспрессивно окрашенное утверждение; ср.: Кто этого не знает! (=все знают); Где он только не был! (=везде был).

По степени эмоциональной окраски предложения классифицируются на два типа: восклицательные и невосклицательные. Способность верно определить, какой именно из них подходит для конкретного случая, позволит правильно понять суть предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить в конце требующийся знак препинания.

Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. В конце таких предложений ставится точка. Например: Сегодня весь день идёт дождь. По расписанию поезд приедет через два часа.

Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего.

Например: У нас большая радость!

В конце этих предложений ставится восклицательный знак, а их грамматические средства оформления следующие:

  1. Интонация, выражающая радость, восторг, грусть, удивление, гнев, волнение, страх и прочие ярко выраженные чувства. Произношение восклицательные предложений осуществляется тоном более высоким, с акцентом на слове, которое в большей степени придаёт эмоциональный окрас.
  2. Междометия.
  3. Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие.

Использование трёх восклицательных знаков Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Так можно выразить радость или восторг, гнев или возмущение. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.

Типы предложений

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (по типу высказывания)

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения : Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

    Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например.

Вопросительные предложения делятся на

собственно вопросительные,

вопросительно-побудительные

и вопросительно-риторические.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными .

Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения .

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные , поскольку они имеют переходный характер - от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи.

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например.

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.

Дополнительные оттенки могут быть эмоционального плана, например,

оттенок отрицательной экспрессии: Ты, что, глухой, что ли? ;

оттенок вежливости (смягчение вопроса достигается обычно с помощью частицы не): Ты не придешь завтра ко мне? Ср.: Ты придешь завтра ко мне?

    Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать:

1) приказ, просьбу, мольбу, например;

2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу,

3) согласие, разрешение, например;

4) призыв, приглашение к совместному действию, например;

5) желание.

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

1) побудительная интонация;

2) сказуемое в форме повелительного наклонения;

3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого :

    Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения .

    Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами.

    В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени) .

    В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения . Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы , причем глагол может быть опущен. Такие предложения характеризуют разговорную речь.

    Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив.

    Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет.

    В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого - глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом - именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр).

    Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия : айда, марш, цыц и др.

Восклицательные предложения

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией.

Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

Например,

повествовательно-восклицательные : Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Л.) ;

вопросительно-восклицательные : Кто б Измаила смел спросить о том?! (Л.) ;

побудительно-восклицательные : - О, пощади его!.. постой! - воскликнул он (Л.).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

1) интонация , передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию), например.

2) междометия , например: Ах, увы, Ух, Ахти, Тьфу;

3) восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.

Распространенные и нераспространенные предложения

Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов - подлежащего и сказуемого.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными .

Предложение может быть распространено согласуемыми, управляемыми и примыкающими словоформами (по правилам присловных связей), входящими в предложение посредством словосочетаний, или словоформами, относящимися ко всему предложению в целом. Распространители предложения в целом называются детерминантами . Как правило, детерминирующими бывают различные обстоятельства и дополнения, выражающие семантический субъект или объект.

Таким образом, распространители предложения могут включаться в предикативную основу предложения, распространяя либо состав подлежащего, либо состав сказуемого, или быть распространителями основы в целом. Термин «детерминант» введен Н.Ю. Шведовой.

Простые и сложные предложения

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу.

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.

Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), они не могут существовать вне сложного предложения , т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложении Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.

Части сложного предложения могут объединяться

как равноправные , грамматически независимые , например: Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.) ;

и как зависимые , например: С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.) .

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение - единица монопредикативная, сложное - полипредикативная .



 
Статьи по теме:
Чистка биополя человека от психических атак
Очищение ауры следует также отнести к оздоровительным духовным практикам. Эта услуга часто предлагается по непомерно высоким ценам практикующими магами или парапсихологами, но на самом деле очищение ауры является очень простым ритуалом, который выполняет
Свадхистана чакра за что отвечает и на что воздействует
Здравствуйте, уважаемые гости! Казалось ли вам когда-нибудь, что вам ничего не хочется? Таким состояниям подвержены те люди, у которых заблокирована Свадхистана – центр удовольствий. Некоторые по незнанию связывают ее исключительно с сексом. Это ошибочное
Рунические ставы на все случаи жизни
Издревле люди обращались за помощью к магии , чтобы изменить судьбу к лучшему. Привлечь внимание значимой особы, получить работу или прибыль, стать удачливее и защитить свой дом – эти и другие жизненные вопросы актуальны для всех поколений. За столетия пр
Рунические формулы готовые проверенные на все
Согласно сохранившимся знаниям скальдов, верховный Бог Один, висевший на Древе Иггдрасиль , познал древние символы рун, которые были собраны в футарк. Футарк — это мощный магический инструмент, состоящий из символов, каждый из которых несет свой смысл и с