Методика работы офицерского состава по предупреждению правонарушений на почве употребления военнослужащими спиртных напитков. Лекция на тему место и роль офицеров в реализации требований министра обороны росс Роль и место военнослужащих в успешном проведе

Во все времена успех в бою решала не самая совершенная тех- ника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их военно-боевого духа, патриотизма, моральной и нравственной силы зависит, в конечном счете, решение поставленных задач.

Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них вы- сокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисципли- ны, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будет главным со- держанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитательного воздействия в воинской части явля- ется весь личный состав, но особое внимание уделяется воспитанию офицерского коллектива, который составляет основу всего воинского коллектива части и заключает в себе огромные воспитательные воз-

можности.

В истории развития Вооруженных Сил России важное значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах, в различ- ных исторических условиях нашей страны по-разному ставились во- просы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понима- ние одной непреложной истины: офицеры - основа человеческого

фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня про- фессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и спо- собности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это. Основу полка, бригады в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда состав-

лял офицерский коллектив. Офицерский коллектив всегда выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объе- диненных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требова-

тельностью, ответственностью, помощью. Он призван всемерно под- держивать высокую боевую готовность полка (корабля), эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство и предопределяет необходимость постоянной целеустремленной рабо- ты с коллективом офицеров в интересах повышения его педагогиче- ского потенциала. Она осуществляется на основе педагогически ар- гументированных воздействий организационного и содержательного порядка, включающих в себя комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности офицера и сплочения офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех составных частей (направлений) воспитания, использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п.

В полку (на корабле) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях. Первое из них предполагает совершенство- вание личностных качеств офицера с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, а также как руководителя и военного специалиста.

Офицерам как руководителям и участникам воспитательного процесса всегда были присущи беззаветная преданность идеалам за- щиты и служения Отечеству, демократический стиль в работе, глубо- кая, всесторонняя, профессиональная подготовленность, блестящие знания и мастерское применение оружия и боевой техники, высокие организаторские способности, широкий кругозор, масштабность мышления, чувство нового, умение в полной мере использовать мощ-

ный интеллектуальный потенциал в военно-профессиональной дея- тельности.

Второе направление - сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав полка (корабля).

Сплоченность есть важная характеристика офицерского коллек- тива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет со- бой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психоло- гическое и организационное единство офицеров. Именно на основе прочного единства названных компонентов сплоченности офицерско- го коллектива возможно осуществление эффективных воспитатель- ных мер в интересах боевой готовности части. И прежде всего мер по

обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Следовательно, воспитание офицерского коллектива - это про- цесс формирования его качественных характеристик, которые в наи-

большей мере соответствовали бы потребностям военного дела, бое- вой готовности, совершенствованию личностных качеств офицера в коллективе, выполнение свойственных ему функций в сфере учебно- воспитательной работы и общественной жизни части.

Личностные качества офицера формируются и развиваются не- посредственно во время учебы в военно-учебном заведении, профес- сиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время про- хождения службы в частях (подразделениях). Именно в процессе

служебной деятельности многогранно раскрывается личность офице- ра, проявляются его качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, од

нако главное содержание его деятельности сводится к реализации следующих основных функций: общественно-политической, органи зационно-управленческой, военно-педагогической, военно- специальной и административно-хозяйственной.

Одной из важнейших функций деятельности офицера является общественно-политическая. Сложность реализации данной функции обусловлена следующими факторами.

Во-первых, российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой общественно-политической, социально- экономической, национально-демографической, информационной, криминальной и религиозной обстановке.

Во-вторых, за последнее время существенно изменился соци- альный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего

на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призыв- ников. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факто- ры, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. На личный состав серь?зное влияние оказывает криминальная обстановка в стра- не. Динамика преступности в Вооруженных Силах соотносится с об- щей направленностью развития преступности в стране. Усиливается

тенденция проникновения организационной преступности в армей- скую среду.

В-третьих, реализация общественно-политической функции но- сит острый противоречивый характер. Основными составляющими противоречий являются: а) противоречие между необходимостью, обязанностью каждого офицера неуклонно проводить в жизнь поли- тику государства в области оборонного строительства и неопреде- ленностью, неконкретностью, отсутствием четких ориентиров этой политики; б) противоречие между заинтересованностью государства в сильной, боеспособной армии и отсутствием решительных мер в создании такой армии; в) противоречие между конституционной обя- занностью каждого гражданина защищать Отечество и преднамерен- ным разрушением идеалов воинской службы путем проведения анти- армейских компаний в средствах массовой информации; г) противо- речие между необходимостью укомплектовании Вооруженных Сил лучшими представителями народа и падением престижа службы офицера; д) противоречие между конституционными обязанностями офицера и социальным бесправием, социальной незащищенностью и т.д.

Существует еще ряд противоречий, которые усложняют реали- зацию общественно-политической функции деятельности офицера, а именно: между воинским долгом и гражданскими правами; между необходимостью для офицера сформированного научного мировоз- зрения и условиями, путями его формирования; между офицерским долгом, служебными обязанностями и обеспечением демократических прав личности и др.

В настоящее время в частях (подразделениях) необходимо остро ставить вопросы формирования и развития у офицеров научного ми- ровоззрения, идейной убежденности и политической зрелости, разви-

тия у них политической культуры, которая в самом общем виде рас- сматривается как единство политического сознания и политического действия (поведения), как всесторонняя политическая осведомлен- ность и способность отстаивать свои политические убеждения аргу- ментировано и убедительно.

Каждый офицер прежде всего военный руководитель, поэтому важное значение в его профессиональной деятельности имеет органи- зационно-управленческая функция. Содержание этой функции вклю- чает организацию, планирование, проведение учебных занятий и вос- питательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных

видов деятельности подчиненных, постановку задач и их выполнение, контроль исполнения своих распоряжений, мобилизацию подчи- ненных на решение конкретных задач, управление различными соци- альными процессами в подчиненных подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т.д. Противоречивость реализации этой важной функции в деятельности офицера состоит в том, что, с одной стороны, значительно усложни- лись процессы организации деятельности подразделений и частей, а с другой стороны, предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Попытка решить новые, сложные задачи ста- рыми подходами и методами не всегда дает положительный резуль- тат. Поэтому личности современного руководителя должны быть присущи высокий идейно-теоретический кругозор и политическая зрелось, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дис- циплина, самостоятельность, умение создавать условия для высоко- производительного труда людей, утверждать в коллективах атмосферу творческого поиска, нетерпимости к проявлениям грубости, нев- нимания к человеку.

Офицеры осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, учебно-воспитательным процессом, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех командира не возможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, само- стоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплини- рует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение по- ставленных перед ними задач.

В настоящее время повышается значение всестороннего разви- тия, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечест- венный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот ко- мандир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уваже- ние, сможет по настоящему воспитывать, обучать и дисциплиниро- вать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисцип- лины. Когда этих знаний нет, тогда можно рассчитывать только на

принуждение. В современных условиях это указание М. В. Фрунзе особенно актуально.

Многим офицерам - командирам подразделений, воинских кол- лективов, сегодня не хватает специальных знаний по теории управле- ния, у них подчас недостаточно сформированы организаторские ка- чества, умения эффективно руководить подчиненными. Должностной авторитет в работе с подчиненными предпочитается авторитету лич- ности руководителя, требовательность к подчиненным подчас не со- четается с уважением личного достоинства военнослужащего и про- явлением заботы о нем. В отношении с подчиненными часто допус- каются грубость, хамство, высокомерие. У многих руководителей слова расходятся с делом, отсутствует личная примерность в службе, поведении, общении и т.д. Это наносит серьезный вред авторитету офицера-руководителя, подрывает моральные основы управленческой деятельности офицерских кадров. Формирование и совершенст-

вование у офицеров управленческой культуры, основанной на демо- кратических и морально-нравственных принципах - важнейшая задача в воспитательной работе с офицерами частей и кораблей.

Реализация военно-педагогической функции в деятельности офицера занимает особое место. Организация, осуществление обуче- ния и воспитания подчиненных, в целях качественного решения задач служебной деятельности, поддержания боеготовности, укрепления воинской дисциплины, формирования морально-политических, бое- вых и психологических качеств военнослужащих требует от офицера специальных знаний педагогики и психологии, методических умений и навыков, педагогической культуры. Сложность и противоречивость педагогической деятельности офицера в части (подразделении) за- ключается в том, что, с одной стороны, к обучению и воспитанию во-

еннослужащих предъявляются высокие требования, а с другой - для реализации задач обучения и воспитания не хватает не только мате- риальных средств, учебной базы, но и нет возможностей качественно организовать учебно-воспитательный процесс. Сокращение личного состава не позволяет развернуть полноценную учебно-боевую дея- тельность, личный состав занят несением службы, выполнением раз- личных хозяйственных и иных работ. Хозяйственно-бытовые про- блемы отнимают все время, учеба остается только благим намерением. В этих условиях военнослужащие не получают полноценной боевой подготовки, учеба проводится формально, а офицеры теряют ква- лификацию учителей и участников воспитательного процесса, у них

пропадает всякий интерес к военно-педагогической деятельности. Нельзя допускать, чтобы так продолжалось и дальше. В армии может вырасти целое поколение офицеров, которое о настоящей боевой учебе будет иметь только опосредованное представление.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предпо- лагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразде- ления, части, корабля и вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Противоречивость реализации этой функции состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количест- венных характеристик техники и вооружения. Все меньше в войска поступает новой техники, все больше остается старой, выслужившей положенный срок. Новая сложная техника требует больших матери- альных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов. Несоблюдение этих требований ведет к несчастным случаям. Исполь- зование старой техники, выслужившей положенные сроки, также становится причиной аварий. Нарушение установленных правил экс- плуатации техники и вооружения тоже связано с квалификацией спе- циалистов, которая заметно снижается из-за сокращения сроков обу- чения специалистов, материальной необеспеченности их подготовки. Полеты, походы, боевые стрельбы, вождение техники проводятся все реже и реже.

В своей деятельности офицер реализует и административно- хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, экология воинской части и городков про- живания членов семей военнослужащих и много других вопросов яв- ляются предметом внимания офицеров. Здесь тоже много проблем, на их решение уходит очень много времени, материальных и финансо- вых средств. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого воен- нослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качест- венному решению других очень важных проблем, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недоста- точно быть только хорошим командиром или специалистом, знато- ком военного дела, уметь управлять подразделением. Необходимо еще быть и личностью с высоким нравственным потенциалом, образ- цом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скром- ность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность,

принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг должны быть наполнены для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несо- мненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них, уваже- ние и стремление к подражанию.

Профессиональный портрет современного офицера в общем виде схематично можно представить

Социальный портрет офицера очень разноплановый, есть одна часть офицеров, которые отказались от идеалов военной службы и продолжают служить дальше, но к службе должного интереса не про- являют, многие из них готовы без раздумий уволиться из армии. Не-

Работа добавлена на сайт сайт: 2014-12-17

Закажите работу сегодня со скидкой до 5%

Бесплатно

Узнать стоимость работы

Тема: 3 "Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил Российской Федерации"
Вопросы:
1 .Информационная работа - важнейший фактор успешного проведения реформы Вооруженных Сил
2. Задачи офицерского состава по информационному обеспечению процесса реформирования.
Литература:
1. Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации от 7.08.97 г.
2. Закон об Обороне.
3. Журналы Министерства обороны Российской Федерации "Ориентир" № 1 и № 6 1998 года.
Вопрос 1 Информационная работа - важнейший фактор успешного проведения реформы Вооруженных Сил
В конце июля этого года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года. С момента её подписания начался практический этап реализации этой концепции.
Реформирование армии и флота, оптимизация их численности, совершенствование структуры и состава предполагается осуществить в два этапа.
Первый этап: 1997-2000 годы. В этот период времени будут уточнены задачи Вооруженных Сил, упорядочены их структура и состав, ликвидированы параллельные, дублирующие структуры. Работа по этим направлениям идет полным ходом.
Второй этап: 2001-2005 годы. Это, прежде всего, начало оснащения Вооруженных Сил новыми системами вооружения и техники. Будут продолжены мероприятия реорганизации войск. На втором этапе будет осуществлен переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил по сферам их применения: суша, воздух и космос, море. Будет обеспечена подготовка к планомерному повышению качественных параметров войск и сил за счет поставок новейшего вооружения и роста уровня оперативной и боевой подготовки, совершенствования системы руководства Вооруженными Силами.
Таким образом, главная цель реформирования - создание новой армии, отвечающей требованиям современности, армии, в которой будет почетно и престижно служить. Армии, способной надежно защитить Отечество.
По своим задачам, масштабам и сложности военная реформа не имеет аналогов в мировой практике. Основные направления проведения реформы Вооруженных Сил.
1. Оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил.
2. Качественное улучшение состава подготовки и обеспечения офицерского корпуса.
3. Подъем эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
4. Повышение качественного уровня технической оснащенности войск.
5. Создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.
6. Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.
Реформа Вооруженных Сил протекает в сложных условиях становления новой России. Финансовый и политический кризис, разразившийся в стране, наложил свой отпечаток на строительство армии. В этих условиях как никогда возросла роль офицерских кадров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил.
Прежде всего, что такое "информационное обеспечение". Буквально по словарю: "Информация" - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком. "Обеспечить" - снабдить чем-то в нужном количестве.
Важнейшая роль в реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации наряду с финансовыми, кадровыми и другими мерами отводится её информационному обеспечению. Сегодня следует стремиться к тому, чтобы информационная работа стала заботой всего офицерского корпуса. Для этого каждому офицеру важно уяснить актуальность этой непростой работы, её цели и задачи и особенности проведения. Предстоит научиться в условиях информационной свободы в обществе эффективно влиять на сознание и чувства подчиненных.
Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли информации в жизни и деятельности человека. Однако она способна и негативно влиять на людей, коллективы и даже на государственные институты. В последние годы, Вооруженные Силы РФ в полной мере ощутили это воздействие на себе.
Конечно, "моральное самочувствие" воинов в потоке противоречивой информации зависит от уровня их воспитанности, образованности, слу­жебного и личного опыта, многих иных составляющих.
Не новость то, какой контингент военнослужащих срочной службы, да и зачастую по контракту поступает сейчас в Вооруженные Силы. Набор различных болезней, включая и психические расстройства, до 20% призывников имеют дефицит веса. Какую положительную информацию может нести человек с пустым желудком. Непростая ситуация и с поступающими в военные училища, а ныне институты. Всем нам, особенно преподавательскому составу известно, что качество образования в школах неуклонно падает.
С учетом полной информационной свободы, а проще говоря, информационным хаосом трудно отрицать тот факт, что жизненные установки людей (особенно неподготовленных, обладающих незначительным опытом), их поведение во многом определяются характером и содержанием той информации, которую они получают. Вот почему так необходима целенаправленная работа командиров подразделений и частей, их заместителей по воспитательной работе, всех офицеров по информационному обеспечению стоящих перед Вооруженными Силами задач. Равнодушие офицерских кадров к этой проблеме может тяжело сказаться на ходе преобразований в армии и на флоте.
Под информационным обеспечением реформы понимается целенаправленное, комплексное использование органами военного управления, военными СМИ, офицерским составом средств и методов информационного воздействия на личный состав и общество в целях успешного решения задач реформирования Вооруженных Сил.
Главная цель - способствовать укреплению убеждений воинов в необходимости и важности проводимого реформирования армии и флота, формирование у каждого военнослужащего чувства личной ответственности за судьбу реформы, поддержание высокой боевой готовности, воинской дисциплины и правопорядка.
Отрадно, что информационно-воспитательная работа все больше и больше становится мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, укрепления воинской дисциплины, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям Российской армии и флота.
Важнейшим условием эффективного информационного обеспечения строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации является целенаправленное, скоординированное использование имеющегося в Министерстве обороны РФ информационного потенциала.
Для выполнения этой задачи решением министра обороны РФ создан Координационный совет Министерства обороны РФ по информационному обеспечению реформирования Вооруженных Сил.
Принят и осуществляется план информационного обеспечения реформы. Он нацелен на разъяснение личному составу военной политики государства, задач военной реформы, решений Президента РФ и Правительства РФ, приказов и директив министра обороны РФ по реформированию Вооруженных Сил, обеспечению объективного доведения до российской и зарубежной общественности содержания практических мероприятий военной реформы в Российской Федерации; формирование в обществе глубокого понимания деятельности руководства страны по укреплению оборонной мощи государства, повышению престижа военной службы и авторитета Вооруженных Сил.
Для этого предусмотрены:
- организация оперативного доведения до военных и гражданских СМИ решений по военной реформе, а также положительного опыта реформирования войск и сил;
- информационное противодействие попыткам дискредитации замысла и хода военной реформы;
- распространение положительного опыта решения возникающих в ходе военной реформы вопросов в войсках (силах) и другие направления работы.
Несомненно, основная нагрузка по информационному обеспечению реформы непосредственно в войсках (силах) ложится на офицерский состав частей и подразделений. В проведении этой работы важно уметь использовать, прежде всего, занятия по боевой подготовке, ОГП, информирование личного состава, а также другие формы и методы удовлетворения информационных запросов военнослужащих, гражданского персонала.
Вопрос 2 Задачи офицерского состава по информационному обеспечению процесса реформирования
В информационном обеспечении процесса реформирования чрезвычайно важно общие задачи военной реформы спроецировать на проблемы конкретной части (подразделения). Важно помочь людям увидеть реформу не только "сверху", но и "снизу". Для этой цели целесообразно максимально использовать, прежде всего, боевую учебу.
Не секрет, что в настоящее время боевая подготовка войск связана с известными трудностями. Тем более возрастает ответственность офицеров за ее организацию. В ходе занятий по боевой подготовке следует рассматривать весь учебный материал сквозь призму проблем реформирования Вооруженных Сил, разъяснять личному составу замысел, цели и ожидаемые результаты военной реформы.
Ключевую роль в информационном обеспечении процесса реформирования призвана играть общественно-государственная подготовка. Она имеет наиболее системную организацию, обладает определенной содержательной глубиной, имеет большие возможности по воздействию на сознание личного состава.
В соответствии с приказом министра обороны 1993 года № 250 занятия по ОГП проводятся с офицерами не менее 4-6 часов в месяц, с военнослужащими-женщинами -2 часа в неделю, с остальными категориями военнослужащих - не менее 3 часов в неделю. Предусмотрены также занятия с гражданским персоналом.
В сравнении с другими видами информационного воздействия ОГП имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до слушателей вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.
Следует учитывать, что многие офицеры частей (кораблей) являются руководителями групп ОГП. Перед ними стоит задача эффективно использовать возможности занятий в целях глубокого и всестороннего освещения задач и хода военного реформирования.
Планами общественно-государственной подготовки личного состава на 1998 учебный год предусмотрен блок тем, непосредственно посвященный военному реформированию. Имеются темы, освещающие опыт военных реформ прошлого. Особое значение имеют темы, отражающие сегодняшние проблемы военного реформирования в России. Не обойтись без освещения тех или иных сторон реформы при изучении и других тем. Здесь многое зависит от подготовленности и методического мастерства руководителей занятий.
Другой эффективной формой информационного обеспечения процесса реформирования является информирование личного состава. Согласно приказу Министра обороны РФ № 235 1995 года информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 1 часу; офицеров - 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих - не менее 1 раза в месяц.
Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснять проводимые государственными органами мероприятия по военному реформированию, факты успешного осуществления задач в рамках, реформы в войсках (силах), соответствующие решения командиров и начальников.
Большое значение имеет проведение единых дней информирования. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные вопросы реформирования, но и обеспечивает обратную связь. Опытный офицер-руководитель получает возможность изучать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным мероприятиям в рамках реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
С точки зрения информационного обеспечения военной реформы большую роль играет военно-социальная работа. Важное место в ней занимает доведение до подчиненных и разъяснение правовых документов как более общего характера, так и непосредственно связанных с реформой армии и флота. Особенно ценно, когда офицер не только сам проводит данную работу, но и привлекает к ней специалистов правоохранительных органов, представителей военного руководства, государственной власти, местной администрации. Безусловно, такая работа должна подкрепляться повышением уровня социальной защищенности военнослужащих, соблюдением принципов социальной справедливости в части (подразделении). Сделать все возможное для выполнения поставленных задач, для решения проблем подчиненных - первостепенная задача командира (начальника) любого ранга.
Важно использовать и такие формы, как вечера вопросов и ответов, чествования передовиков службы и учебы, подведение итогов работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.
Эффективность информационного обеспечения военной реформы не будет достаточно высока без индивидуальной работы с подчиненными. Она дает возможность наиболее точно донести до каждого военнослужащего, рабочего и служащего стратегию реформирования, а также поставить подчиненным конкретные задачи, вытекающие из общей логики и целей военного реформирования.
Наряду с перечисленными формами в интересах информационного обеспечения следует использовать культурно-досуговую работу. Имеются в виду тематические вечера, устные журналы, художественная самодеятельность, викторины и многое другое. Словом, речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен огромный опыт. Перечень форм информационной работы будет неполным, если не упомянуть о стенной печати. Остается лишь внести в эту работу новые идеи, свежий фактический материал, настроить ее, образно говоря, на пульс реформы.
Совершенствуя уровень и направленность информирования различных категорий военнослужащих, целесообразно использовать соответствующие даты и юбилеи, прежде всего государственные праздники и дни воинской славы России. Последние определены Федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 16.03.95 г.
Для достижения большего эффекта в информационном обеспечении реформы не стоит замыкаться в рамках части (подразделения). Успех реформы во многом зависит от отношения к ней не только личного состава Вооруженных Сил, но и всего общества. Необходима активная работа с местным населением, на подшефных предприятиях, в организациях и учреждениях.
Проводя информационную работу, офицер должен учитывать социально-политическую реальность сегодняшнего дня. Одним из ее условий является многопартийность общества. Это вызывает идеологическое противоборство партий и течений, является причиной различной трактовки проблем реформирования в СМИ. Не исключено и полное искажение фактов. Противодействие подобным явлениям - одна из важнейших задач офицеров в рамках информационного обеспечения военного реформирования. В этом случае предпочтительна работа "на опережение", профилактика негативной, вредной реформе информации. Самым действенным средством в профилактике является своевременное, систематическое и объективное информирование личного состава части (подразделения) о событиях, фактах, проблемах хода реформы. Чем информация убедительнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.
Несомненно, говоря об информационном обеспечении реформы Вооруженных Сил, все предусмотреть невозможно. Однако главное в этой работе - творческий подход и предвидение, инициатива и настойчивость.

Тема: 2 " Конституция, законодательство РФ об обороне страны. Правовая база реформы Вооруженных Сил РФ".
Вопросы:
1. Правовые основы организации обороны Российской Федерации. Обязанности органов государственной власти и управления в области обороны.
2. Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых Сил Российской Федерации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. 1993г.
2. Федеральный Закон Российской Федерации "Об обороне".
3. Федеральный закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе "от 11 февраля 1993 год.
4. Военное право. Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации. Под редакцией Н.И.Кузнецова. - М.:Издательство "Военный университет МОРФ", 1996г.
5. На службе Отечеству. Пособие по общественно-государственной подготовке. Под редакцией академика ЛЕН РФ генерал-майора Золотарева В.А., Военное издательство, М.: 1997г.
6. Социально-правовая защита военнослужащих. Сборник нормативных актов и образцов документов. Под редакцией Н.В.Суменко. Издательство "Печатный двор", Санкт-Петербург, 1994г.

7. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, приравненных к ним лиц и членов их семей.
8. Справочник: Федеральные законы и иные нормативные и правовые акты. // Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Издательство “Альфа”. Санкт-Петербург, 1997 г.
Вопрос1. Правовые основы организации обороны Российской Федерации. Обязанности органов государственной власти и управления в области обороны
Оборона страны является одной из важнейших внешних функций государства. В содержание этой функции входит осуществление комплекса мер экономического, политического, социального, научно-технического, правового и военного характера, обеспечивающих готовность и способность страны отразить любые военные нападения, посягательства на суверенитет и территориальную целостность государства.
Общественные отношения в области обороны и военного строительства регулируются нормами, которые можно объединить понятием “оборонное законодательство”. Учитывая значение и специфику собственно военного строительства, из содержания этой правовой отрасли можно выделить “военное законодательство (право)”, представляющее собой ядро оборонного законодательства (права). Нормы этих правовых отраслей содержатся в Конституции РФ (1993); Законах “Об обороне” (1996), “О статусе военнослужащих” (1993), “О воинской обязанности и военной службе” (1993), “О Государственной границе Российской Федерации” (1993), “О государственном оборонном заказе” (1995), “О Железнодорожных войсках Российской Федерации” (1995) и др.
Вопросы организации обороны и военного строительства регламентируются также в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах и директивах министра обороны РФ.
Наиболее важные, принципиальные положения об организации обороны и военном строительстве закреплены в Основном Законе - Конституции РФ. В ее нормах закреплена обязанность государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 3). В ст. 59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В п. 2 этой статьи подчеркивается, что гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в п. 3 установлено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина.
В Конституции РФ содержатся нормы, закрепляющие конституционные основы полномочий высших органов государственной власти в области организации обороны и военного строительства. Так, в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ установлена компетенция Президента РФ как главы государства в этой области; в ст. 102, 104, 105 - компетенция Совета Федерации и Государственной Думы; в ст. 114 - основы компетенции Правительства РФ.
Основополагающие принципы оборонного и военного строительства закреплены также в Законах “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, а также в Военной доктрине российского государства.
В Законе “Об обороне” этому посвящен первый раздел, устанавливающий основы и организацию обороны. Закон закрепляет само понятие обороны, определяя тем самым и ее содержание.
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Ведущую роль в осуществлении обороны страны играют Вооруженные Силы. Вместе с тем согласно Закону к обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.
Особое значение для организации обороны страны и военного строительства имеет такой документ, как Основные положения военной доктрины Российской Федерации.
Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной безопасности государства, использование Вооруженных Сип и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов государства.
Действующие Основные положения военной доктрины Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. По своему содержанию данный документ является составной частью концепции безопасности Российской Федерации. Его реализация достигается осуществлением скоординированных мер политического, экономического, правового и военного характера с участием всех органов государственной власти, общественных объединений и граждан.
В этом документе сформулированы политические основы военной доктрины, военные основы, а также военно-технические и экономические основы. К политическим основам относятся положения, устанавливающие отношение Российской Федерации к вооруженным конфликтам, использованию Вооруженных Сил и других войск; определяющие основные источники военной опасности; закрепляющие политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности Российской Федерации; формулирующие задачи государства в области обеспечения военной безопасности.
Полномочия Президента РФ как главы государства в области обороны и военного строительства закреплены в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ, а также в ст. 4 Федерального закона “Об обороне”.
Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
На основании положений ст. 87-88 Конституции РФ Президент в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Он вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на, период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.
Президент РФ принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. Данное положение Закона “Об обороне” дает возможность реализации задачи предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и граждан.
Президент утверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение этих испытаний.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом “Об обороне” Президент РФ утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от этих должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, воинских формирований (до объединения включительно) и органов, а также штатную численность военнослужащих. Он принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше.
Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, на военные сборы (с указанием численности и распределения), а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву. Он утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.
Конституция РФ и Федеральный закон “Об обороне” устанавливают полномочия высших органов законодательной власти в области обороны.
Совет Федерации рассматривает:
- расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
- принятые Думой федеральные законы в области обороны;
- утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны.
Государственная Дума рассматривает:
- расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
- принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.
В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ “осуществляет меры по обеспечению обороны страны” (п. “д” ст. 114). Эта конституционная норма конкретизирована в ст. 6 Закона “Об обороне”, устанавливающей полномочия Правительства РФ в области обороны.
Правительство:
- осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.
- представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.
- организует оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
- организует их обеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
- организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.
- организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
- осуществляет руководство мобилизационной подготовкой органов исполнительной власти местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.
В области военного образования Правительство РФ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования; утверждает Положение о военных кафедрах при этих учреждениях.
Среди полномочий Правительства РФ важное место занимает организация разработки федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проведения мероприятий по реализации программы, а также разработки планов размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.
Важное место в руководстве обороной и военным строительством принадлежит Совету Безопасности РФ, возглавляемому Президентом. Совет Безопасности - это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Задачи и функции Совета Безопасности, его состав и порядок формирования, порядок работы и другие вопросы регулируются Законом “О безопасности” и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ 10 июля 1996 г.
Кроме высших органов исполнительной власти Российской Федерации в деятельности по организации и обеспечению обороны и военного строительства участвуют органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Функции и обязанности этих органов также закреплены в Федеральном законе “Об обороне”, где подчеркивается, что они осуществляют эту работу во взаимодействии с органами военного управления.
Организуя и обеспечивая исполнение законодательства в области обороны, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления:
- участвуют в разработке и обеспечении программ оперативного оборудования территории и подготовки коммуникаций в целях обороны;
- организуют и обеспечивают воинский учет, подготовку граждан к военной службе, призыв на военную
службу и по мобилизации;
- осуществляют бронирование на период мобилизации и в военное время;
- обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и иных технических средств в целях обороны;
- организуют работу по военно-патриотическому воспитанию;
- обеспечивают потребности в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах;
- обеспечивают социальные гарантии, установленные в связи с военной службой, участием в военных действиях;
- обеспечивают выполнение мобилизационных планов и заданий накопления государственного и мобилизационного резервов;
- участвуют в планировании и обеспечивают мероприятия по гражданской и территориальной обороне;
- обеспечивают выполнение оборонного заказа.
В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако в области обороны они наделяются отдельными государственными полномочиями.
Вопрос:2 Законодательство Российской Федерации о составе и организации Вооружённых Сил РФ..
Вооруженные Силы РФ - это государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.
Вид Вооруженных Сил РФ - это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде. Это Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска. Войска противовоздушной обороны. Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот.
Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач.
Сухопутные войска включают: ракетные войска и артиллерию; мотострелковые; танковые; воздушно-десантные войска; войска противовоздушной обороны; специальные войска (инженерные, химические, радиотехнические, связи, автомобильные, дорожные, трубопроводные).
В войсках противовоздушной обороны - зенитно-ракетные; истребительная авиация; радиотехнические войска.
Военно-воздушные Силы состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации.
В состав Военно-Морского Флота входят: надводные, подводные силы флота; авиация ВМФ; береговые войска; морская пехота; вспомогательный флот.
К решению задач обороны страны предназначены и другие войска, к которым относятся: Пограничные войска РФ; внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; Железнодорожные войска РФ; войска Федерального агентства правительственной связи и информации; войска гражданской обороны.

Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
В соответствии с основными положениями военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Для предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории России, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан, привлекаются в основном внутренние войска и органы внутренних войск. Они обеспечивают охрану общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта; осуществляют локализацию и блокирование районов конфликта; пресекают вооруженные столкновения; проводят мероприятия по разоружению и ликвидации вооруженных формирований и изъятию оружия у населения в районе конфликта и т. д.
Для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам Министерства внутренних дел в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов в порядке, установленном действующим законодательствам, могут привлекаться отдельные формирования Вооруженных Сил и других войск.
Государственная граница Российской Федерации охраняется Пограничными войсками. На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи в охране Государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством. Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
Применение Вооруженных Сил для выполнения задач в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации осуществляется на основе и в соответствии с порядком, установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации и оговоренным в этих договорах и соглашениях. Часть состава Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В Законе “Об обороне” впервые сформулированы правовые основы решения вопросов, связанных с дислокацией Вооруженных Сил. Дислокация объединений, соединений и воинских частей осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими условиями мест дислокации. Передислокация воинских частей и подразделений в пределах территорий, переданных в пользование Министерству обороны, осуществляется по решению министра обороны, а от соединений и выше - по решению Президента РФ.


Специальный выпуск «Офицер Вооруженных Сил в современном российском обществе»

Кепель О.В.

РОЛЬ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА В ПОДДЕРЖАНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ

История военного строительства свидетельствует о том, что основной нагрузку по обеспечению дисциплины в армии несли командные кадры, и, прежде всего, офицеры. В данной статье автор представляет результаты проведенного исследования деятельности офицерского состава по поддержанию дисциплинированности военнослужащих русской армии с 1874 по 1914 гг.

До середины XIX в. отечественный офицерский корпус формировался в основном за счет дворянского сословия. Впоследствии, в связи с отменой сословных ограничений, в него влились представители разночинцев. Перед Первой мировой войной Российское кадровое офицерство по своему происхождению было всесословным1. Распространённым типом офицера в этот период был потомственный военный (во многих случаях и потомственный дворянин), носящий погоны с десятилетнего возраста, пришедший в училище из кадетского корпуса и воспитанный в духе безграничной преданности престолу и отечеству.

Система подготовки офицеров в России вполне отвечала требованиям времени, в результате чего, вплоть до революции 1917 г., отношение к офицерам в русском обществе, хотя и пошатнувшееся в конце XIX в., оставалось достаточно почетным, а качественный состав офицерского корпуса поддерживался на уровне, не уступающем уровню других профессиональных групп, образующих в совокупности культуроносный слой страны.

Разработанная и внедрённая во второй половине XIX - начале XX вв. система образования и воспитания способствовала тому, что качество подготовки офицерского состава русской армии перед первой Мировой войной не уступало уровню образования в армиях Европейских государств. Высоким было и моральнопсихологическое состояние выпускников вузов. Бывший юнкер Павловского училища Ольховский вспоминал: «После производства в офицеры, мне служба в полку показалась уже совсем легкой... Приходилось доучиваться, но не перевоспитываться»2.

Вся идеологическая машина государства, военное законодательство, традиции, окружающая обстановка способствовали формированию высоконравственного офицера. Воспитанные в понятиях рыцарской чести офицеры, как зеницу ока, берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Блюстителем офицерской чести являлся в каждом полку суд чести.

Офицерство воспитывалось и воспитывало армию и флот в сознании, что войско является не только защитником Отечества от врагов внешних, но и опорою царского строя от врагов внутренних.

В связи с сокращением срока службы нижних чинов меняется роль офицерского состава в обучении и воспитании подчинённых. Во времена, когда солдат служил в войске 25 лет, основной работой офицера было «погибать на войне». Однако в начале XX века, а в особенности после Русско-Японской войны, офицеры стали «тяжелоработающими». Требовалось много труда, чтобы за три года солдатской службы превратить полуграмотного новобранца в умственно и физически развитого и морально крепкого воина.

В дисциплинарной практике тех лет в распоряжении командиров имелись три основных метода наведения уставного порядка во вверенных подразделениях: метод принуждения, основанный на бессознательном страхе «перед произволом отдельного начальника»3; метод принуждения, основанный на страхе «перед известным законом»4, метод убеждения, основанный на нравственности и сознательном отношении к своему воинскому долгу.

Первый метод, существовавший вопреки военному законодательству, перешел по наследству от крепостнической эпохи Николая I. Сторонниками этого способа укрепления дисциплины были генералы и офицеры - противники всего нового и прогрессивного. Вопреки закреплённым в уставах прогрессивным принципам воспитания, они по-прежнему исходили из того, что дисциплина в армии должна держаться на страхе наказания, а основными формами её укрепления считали постановку под ружьё, карцер, телесные наказания и т.д.

Однако с конца 80-х - начала 90-х годов XIX в. обстановка начала меняться. По почину Киевского военного округа началось движение против этого явления. Командующий округом М.И. Драгомиров в приказе № 319 от 27 октября 1889 г. отмечал: «В некоторых частях дерутся. Прошу помнить, что в Дисциплинарном уставе сказано, какие на нижних чинов можно налагать взыскания, а коих никто иных налагать не имеет. Рекомендую охотникам до ручной расправы ознакомиться с XXII т. Свода В.П. 1867г., ст. 185, из которой они откроют, чего

могут ожидать в будущем, если позволят себе впредь, рядом с дисциплинарным уставом сочинять свой собственный»5.

Постепенно «кулачная расправа» стала прекращаться, особенно после 1904 г., когда телесные наказания в войсках были окончательно отменены - одновременно с отменою порки по приговорам волостных судов. «Кулачная расправа стала изнанкой казарменного быта - скрываемой, осуждаемой и преследуемой. Во всяком случае, ко времени великой войны рукоприкладство, где оно у нас существовало, являлось только больным пережитком изжитой системы и изжившего себя обычая»6.

Совершенствование законодательной базы воинской дисциплины, создание системы правоохранительных органов предполагало использование в дисциплинарной практике Русской армии метода принуждения, применявшегося к тем лицам, которые нарушали «.правила, предписанные военными законами».

Во второй половине XIX - начале XX вв. благодаря усилиям государственных и военных органов, лучших представителей офицерского корпуса важнейшим методом поддержания воинской дисциплины в армии становится метод убеждения. Воинскую дисциплину начинают укреплять посредством нравственного воспитания военнослужащих, формирования осознанного отношения к выполнению своего служебного долга.

В высшем руководстве страны и армии возобладало мнение, что телесные наказания, а тем более незаконные, являются не поддержанием дисциплины, а наоборот, представляют собой «в высшей степени расслабляющий её элемент». Постепенно «палочная дисциплина» уходила в прошлое и заменялась дисциплиной, основанной на правосознании и нравственности.

В соответствии с законодательством офицеры могли подвергаться как дисциплинарным взысканиям, связанным со спецификой военной службы, так и наказаниям по общеуголовному законодательству наравне с представителями других групп населения. К 1914 г. на офицеров могли налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечания и выговоры, объявляемые словесно или в предписании; 2) замечания и выговоры, объявляемые при собрании офицеров; 3) замечания и выговоры, объявляемые в приказе 4) домашний арест или арест с содержанием на гауптвахте на время до одного месяца; 5) неудостоение офицеров и гражданских чиновников к производству на вакансии или за выслугу лет, впредь до одобрительного засвидетельствования начальства; удаление от должности или командования частью.

Вообще в это время офицерство в целом отличалось высокой дисциплинированностью. Об этом свидетельствуют объективные данные статистики. Число офицеров, отдаваемых под суд, было незначительно, особенно если взять соотношение количества судимых офицеров и их общей численности за соответствующие годы. Так в 1825-1850 гг. один подсудимый приходился в среднем на 213 офицеров. В 1881-1885 гг. - на 222 офицера, в 1886-1890 гг. - на 326 и в 18911894 гг. - на 411 офицеров. В начале XX в. оно несколько увеличилось: в 1910 г. под судом находилось 245 офицеров (0,6% их общего числа), в 1911г. - 317 (0,8%)8.

Как явствует из данных, на протяжении десятилетий число офицеров, подвергнутых серьезным наказаниям (связанным с лишением свободы, ссылкой), оставалось очень невелико и обычно не превышало 2-3 десятков случаев в год. Даже краткосрочные аресты с содержанием на гауптвахте или в арестантских отделениях исчислялись несколькими десятками случаев.

Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX - начале XX вв. офицерский корпус в целом соответствовал уровню стоящих перед ним задач, ему отводилась решающая роль в процессе укрепления воинской дисциплины. Вместе с тем, существовал ряд факторов, снижающих эффективность офицерской работы.

Одним из них являлось недостаточное материально-финансовое обеспечение офицеров. Начиная с середины XIX в. «содержание офицера было нищенским» (Н. Обручев), его дух постоянно подрывали «ежедневная будничная нужда и лишения своей семьи» (А. Геруа). Денег на жизнь и потребности, соответствующие высокому статусу офицера и его напряженному труду, катастрофически не хватало. Так, подпоручик Российской армии на рубеже XIX - XX веков получал всего 600 рублей в год, т.е. значительно меньше зарплаты квалифицированного рабочего (3 рубля в день). Командир роты получал 1 200, а командир батальона - 1 740 рублей в год9.

Бедственное материальное положение среднего офицерского состава оказывало отрицательное влияние на нравственный климат в офицерской среде, на отношение офицеров к службе, обучение и воспитание подчинённых, уровень боевой готовности войск, состояние воинской дисциплины.

О том, что в офицерской среде было не все благополучно, свидетельствуют и результаты опроса мнения командиров высокого уровня (генералов, от начальника бригады и выше) о состоянии воинской дисциплины и правопорядка и ме-

рах по его укреплению, проведенного Комитетом по образованию и устройству войск в 1907 г. 10

Среди причин, отрицательно влияющих на состояние воинской дисциплины, высшие чины армии называли следующие: падение престижа офицерской службы; снижение интеллектуального, нравственного и делового уровней офицеров; отсутствие продвижения у офицеров в службе, откуда - всеобщая апатия; тяжелые материальные условия офицеров; безнаказанность высших начальников; трусость некоторых офицеров в «смутное время»; пристрастие начальства к некоторым офицерам, любовь к подслуживанию и внешнему угодничеству, нетерпимость к людям с самостоятельным характером; пьянство среди офицеров; понизившийся дух корпуса офицеров; проблема высокой текучести кадров штаб-офицеров в полках; тенденция «ложной гордости антидисциплинированности» среди молодых офицеров; старение офицерского корпуса; неравенство требований к дисциплине к младшим офицерам и генералам; изъяны наградной системы: значительная часть награждений в Русско-японскую войну была неправильной, несправедливой, аморальной, а их количество - непомерно большим; отсутствие у многих высших руководителей хорошего строевого опыта, помогающего впоследствии командирам удерживать должное состояние дисциплины и порядка и т.д. Многие высшие военные руководители совершенно справедливо считали, что упадок дисциплины среди нижних чинов в период первой русской революции, несомненно, являлся прямым следствием снижения дисциплины среди офицеров.

Результатом влияния негативных тенденций стало то обстоятельство, что отток офицеров из армии стабильно превышал её пополнение. Это приводило к постоянному некомплекту офицеров. Так в 1897 г. из армии ушло 3 700 офицеров, поступило - 3 415, т.е. на 7,71 % меньше! Особенно это сказывалось на строевых частях, где, собственно и формировалась мощь армии. Происходил массовый уход из армии молодых офицеров, не видевших никаких перспектив своей службы. Подсчёты, проведённые А. Геруа, показали, что только в кавалерийских частях за период 1896 - 1906 гг. прибыло на службу 2 526 выпускников училищ, а ушло 1 169 (43,5 %)11, причём основная масса покинула именно строевые части.

Руководство военного ведомства знало об этих проблемах, пыталось их решать. Но как показали последующие события, до конца их устранить так и не удалось.

Важную роль в системе поддержания воинской дисциплины, наряду с офицерами, играл унтер-офицерский состав. Подготовить грамотных, дисциплинированных и требовательных унтер-офицеров, фейерверкеров и вахмистров, по мнению руководства Военного ведомства, означало во многом решить сложные задачи обучения и воспитания солдат армии. «Моя многолетняя практика показывает, - писал А.Ф. Редигер, - что унтер-офицер должен быть учителем солдата, следовательно, сам должен твердо знать элементарные сведения о службе, оружии, которые должен преподавать - он должен быть первым солдатом. без хороших унтер-офицеров мы получим армию без учителей, и можно опасаться, что увеличение численности армии будет сделано в ущерб её качеству»12.

Понимая, что хорошим командиром может быть тот, который служит продолжительное время, власть и армейское командование принимали меры по удержанию унтер-офицеров на сверхсрочной службе. «Для унтер-офицера желательна продолжительная служба; можно считать, что он после трех лет как раз

начинает приносить пользу как учитель и воспитатель» . Руководство Военного ведомства, заинтересованное в сильном и хорошо подготовленном унтер-офицерском кадре, требовало от войсковых командиров обратить должное внимание на подбор младших командиров и комплектование ими частей14.

В результате принятых мер в конце XIX в. в войсках имелось около 10 тыс. унтер-офицеров сверхсрочной службы15. Однако сравнение числа сверхсрочнослужащих в России и европейских армиях было явно не в нашу пользу. Так, в Германии на роту приходилось около 12, во Франции - 6, в Австро-Венгерской армии -3, а в России только 2 сверхсрочнослужащих унтер-офицера16.

Предметом заботы органов военного управления была подготовка младших командиров, которая осуществлялась в высших или полковых школах для подго-

товки унтер-офицеров.

В войсках унтер-офицеры несли основную ношу в одиночном обучении солдата, а также в его воспитании, привитии навыков службы и дисциплины. Поэтому они играли в армии главную роль в формировании новобранца и превращении его в солдата. Устав внутренней службы 1910 г. определял статус унтер-офицера следующим образом: «При нынешнем развитии стрелкового боя взводные унтер-офицеры, отделенные начальники, должны быть действительными на-

чальниками подчиненных им нижних чинов» . Там же довольно подробно и основательно были расписаны обязанности отделенного начальника, взводного унтер-офицера и фельдфебеля. Воинские уставы предоставляли значительные дис-

циплинарные полномочия унтер-офицерам. В частности, фельдфебель мог подвергать солдата аресту сроком на одни сутки.

Самым многочисленным объектом дисциплинарного воздействия командиров всех степеней являлись нижние чины. Именно они, в первую очередь, определяли состояние дисциплины в войсках.

Военные реформы второй половины XIX - начала XX вв. привели к сокращению срока действительной службы по призыву, отмене телесных наказаний, изменили психологию простого солдата, предъявили более высокие требования к его военной подготовке и дисциплинированности.

Важную информацию об особенностях службы нижних чинов мы находим в мемуарах А.И. Деникина «Старая армия»19. Их изучение позволяет сделать ряд выводов о качестве призывного контингента в Российской армии накануне Первой мировой войны.

Во-первых, армия в этот период оставалась по преимуществу крестьянской. Перед войной контингент нижних чинов составлял 1 350 тыс., а ежегодный призыв - 450 тыс. человек.

Во-вторых, несмотря на принятые ранее меры среди новобранцев был высокий процент безграмотных (в Германии в годы, предшествовавшие первой мировой войне, поступало неграмотных новобранцев менее 1%, во Франции - 2-3, в России - около 45%), что заставляло «командный состав тратить много сил и времени на ту работу, которую у соседей производил школьный учитель».

В-третьих, русский солдат был исключительно выносливым, но отличался полным отсутствием представлений о спорте. «Силач - подковы гнет - не может подтянуться на 5-6 ступеней по наклонной лестнице: пот катится градом, трещит по швам «4-й срок», и опускает беспомощно и виновато грузное тело».

В-четвертых, призывника отличало полное отсутствие качеств, необходимых для военной службы. «За малым исключением, молодые солдаты являлись в казарму в полном смысле «сырыми».

В-пятых, налицо была политическая неблагонадежность нижних чинов. «Отчеты военной цензуры о солдатских настроениях, приводившиеся выдержки из писем с войны заключали в себе сплошь и рядом признаки большой наблюдательности и психологического анализа совершающихся событий; а вместе с тем и неясные признаки надвигающегося - тревожного и темного. ».

В-шестых, военная служба и после сокращения сроков до 3-4 лет была для основной массы солдат только тяжелой повинностью. Причиной этому, по мне-

Таким образом, анализ морально-деловых качеств военнослужащих Российской армии второй половины XIX - начала XX вв. свидетельствует о том, что если офицерский состав в целом удовлетворял требованиям воинской дисциплины, то морально-психологическое состояние нижних чинов оставляло желать лучшего. Это вызывало определенные трудности в процессе работы офицерского состава по наведению порядка и организованности в войсках. Тем не менее, в критические моменты для страны российские солдаты, как и офицеры, показывали себя с лучшей стороны. Исторические материалы убедительно говорят о том, что в позорном исходе войны русско-японской войны 1904-1905 гг. вины русских солдат, матросов и большинства офицеров не было. На полях сражений они проявили исключительное мужество, самопожертвование и героизм, верность своему воинскому долгу. Сохранила армия верность самодержавию и в революционных событиях 1905-1907 гг. Кризис самодержавия в России, политическая агитация подорвали дисциплину нижних чинов армии, что, в конце концов, привело её к разложению.

Исследование уровня морально-психологического состояния и дисциплинированности офицеров и нижних чинов во второй половине XIX - начале XX вв., осмысление и критическая переработка исторического опыта воинского воспитания военнослужащих позволили извлечь из него ряд уроков.

Урок первый. Политическое руководство страны должно понимать, что только реальное изменение отношения к служивому человеку, уважение к его личности и самоотверженному служению Отечеству, забота о его материальном благополучии может поднять престиж воинской службы и укрепить правопорядок в войсках.

Урок второй. Исторический опыт учит, что результативность работы по укреплению воинской дисциплины в огромной степени зависит от наличия в Вооружённых Силах стройной системы органов военного управления и должностных лиц, несущих непосредственную ответственность за состояние организованности и порядка в войсках. В этой связи первостепенное значение для сегодняшнего времени приобретает забота государства о формировании, подготовке и воспитании командных кадров Вооруженных Сил. Как только руководство страны и армии перестает уделять должное внимание проблемам офицерского кор-

пуса, так это сразу отражается на престижности офицерской службы, и как следствие, приводит к серьезным провалам в поддержании высокой воинской дисциплины.

Урок третий. Важнейшей составляющей поддержания дисциплины является воинское, духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Без научнообоснованной идеологии, без единого центра воспитания, без системы общественно-гуманитарной подготовки командиров и начальников, офицеров-воспитателей, без использования многогранного опыта религиознонравственного воспитания, без организации допризывной подготовки молодежи к службе в армии, без постоянной научно-исследовательской и научнопросветительской работы эту задачу решить невозможно.

Урок четвертый. Исторический опыт учит и убеждает вновь и вновь, что поддержание крепкой воинской дисциплины и порядка требует бескомпромиссной борьбы с негативными явлениями армейской жизни («дедовщина», протекционизм, старение офицерского состава, увольнение молодых офицеров и т.д.), постоянной работы по поднятию престижа и привлекательности воинской службы.

1. Успешное решение проблемы укрепления воинской дисциплины неизбежно должно предполагать соответствующее развитие законодательной базы. В проекте Дисциплинарного устава, разрабатываемого в настоящее время, по мнению автора, следовало бы развести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в воинской деятельности, переработать систему дисциплинарных взысканий для военнослужащих - контрактников, усилить дисциплинарные права младших командиров, ввести вновь используемое в дореволюционных уставах положение об ответственности подчиненных за выполнение преступного приказа командира.

2. Организация работы по укреплению воинской дисциплины предполагает наличие на местах хорошо подготовленных младших командиров. Учитывая возможность создания в ближайшее время профессионального корпуса сержан-тов-контрактников, соответствующему управлению Генерального штаба ВС РФ было бы целесообразно разработать специальное положение об институте сер-

жантов (старшин) Вооруженных Сил с учетом опыта отбора, подготовки и распределения унтер-офицерского состава русской армии исследуемого периода.

3. Важным звеном в системе военного судопроизводства могли бы стать полковые военные (военно-дисциплинарные) суды. Цель их введения - рассмотрение незначительных правонарушений.

Средством предупреждения и профилактики грубых дисциплинарных проступков. как предпосылок к совершению преступлений, могли бы стать созданные в воинских частях общественно-дисциплинарные комиссии.

4. Государственным и военным органам в интересах нейтрализации причин нарушений воинской дисциплины и условий, им сопутствующих, целесообразно использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий.

5. В целях обеспечения постоянного воздействия на сознание, чувства и поведение офицерского состава представляется важным вернуться к созданию судов офицерской чести и Офицерских собраний, как мест проведения досуга, общения, воспитания чести и достоинства на основе духовно-нравственной самодеятельности офицеров.

1 К 1912 г. социальный состав офицеров армии был следующим: 53,6% офицеров (в пехоте -44,3%) происходили из дворян, 25,7% - из мещан и крестьян, 13,6% - из почетных граждан, 3,6% - из духовенства и 3,5% - из купцов. См.: Волков С.В. Российское офицерство как служивое сословие // Российский Военный сборник. М.: Военный университет, 2000. Вып. 17. С. 521.

2 П.Д. Ольховский. Воинское воспитание // Российский военный сборник. М.: Военный университет, 1997. Вып. 13. С. 200.

3 См.: А. Попов. Понятие о воинской дисциплине // Военный Сборник. 1924. Кн. 5. С. 144.

4 См.: Там же. С. 145.

6ДеникинА.И. Старая армия. Париж, 1929. Т.1. С.123.

7 См.: Устав дисциплинарный. СПб., 1912.

8 См.: Военно-статистический ежегодник армии за 1910 г. СПб., 1911. С. 318-319; Военностатистический ежегодник армии за 1911 г. СПб., 1912. С. 428-429.

9 См.: Смирнов А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности российской армии во второй половине XIX - начале XX века: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. С. 35.

10 См.: РомановН. Н. Извечная проблема русской армии // Независимая газета. 2001. № 9.

11 См.: ГеруаА. К познанию армии. СПб., 1907. С. 37.

12 РедигерА.Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях. СПб., 1880. С. 10.

13 Там же. С. 7.

14 РГВИА, ф. 1, оп. 2, д. 19, л. 26.

15 РГВИА, ф. 868, оп. 2, д. 163, л. 12об.

16 См.: А.Ф. Редигер. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1914. С. 206.

17См.: В.Н. Осташкин. Культурно-досуговая работа в русской армии второй половины XIX в.:

Дис. .д-ра ист. наук. М., 1997. С. 220.

18 Устав внутренней службы в пехотных войсках. // Военный сборник. 1887. № 10. С. 98.

19 См.: А.И. Деникин. Указ. соч. С. 75-153.

Деятельность каждого общества более всего зависит от его руководителей. Эта психологическая аксиома тем более довлеет в армии, где царит дисциплина.

Одни офицеры служат теперь долго, они воспитывают, они источник знаний, они высшие начальники и в них залог побед и поражений.

Основой всей жизни и боевой деятельности армии должны быть ее офицеры.

Если характер нации падает, то и великие чувства, одушевляющие воинов, понижаются: на первое место выдвигаются материальные блага мира.

Счастливы те нации, где есть сознание, что не все покупается за деньги, счастливы те, где есть сословие рыцарей, которые ценят железо и сталь дороже серебра и золота.

Такое сословие всегда дает энергию от идеи, сословие мучеников, которое не чета энергии процента, сословию от мещан. Усилия лжефилософов и подчиненных народов, мечтающих о самостоятельности, всегда будут направляться к уничтожению основ армии.

Наконец, многие штатские люди не любят еще офицеров просто из-за житейских мелких причин.

Таким образом, с различных сторон, и внешних и внутренних, пытаются помешать, сознательно и бессознательно, развитию армии и улучшить состав ее офицеров.

А между тем кто не знает аксиомы, что для государства проигранная кампания всегда будет дороже, чем подготовка к победоносной войне. Да и кто посмеет воевать с нами, когда будет знать нашу силу и готовность.

Еще до несчастной Русско-японской войны казалось, что в жизни нашей армии и ее головы - офицеров - много есть сторон, где необходимы и возможны улучшения.

В начале 1903 года я выпустил свою работу «Статистика генералов» где, исследуя условия прохождения службы высшего командного элемента, старался найти пути к усовершенствованию.

Хотя книга была написана весьма сдержанно и, как мне казалось, справедливо, тем не менее пришлось претерпеть неприятности. Суть же заключалась в том, что какой-то неизвестный осмелился искать новых путей в подготовке корпуса офицеров и не говорил, что все благополучно.

Мне казалось, что наша армия уклонилась с пути, указанного великими полководцами, великими знатоками человека. Ее стали не так воспитывать и учить не тому, что надо для войны.

В ней было обращено главное внимание на внешность, частью - на быт солдата, но в ней было мало обращено внимания на сущность усовершенствования офицера.

Исчезла духовная сила, великая связь отцов-командиров со своими подчиненными детьми. Умение руководить и управлять, умение заставить всех и все пойти на смерть перестало цениться на деле. Надобности не встречалось, а в будущее глядеть не хотелось. Обращалось более внимание на точное знание форм, на умение вести хозяйство, одним словом, на доблести мирного гражданина и хорошего хозяина.

Повторяю, хороший состав офицеров - основа хорошей боевой деятельности армии. Русская армия никогда не имела лучшего солдатского материала, чем в настоящее время, и тем не менее испытала только поражения.



 
Статьи по теме:
Как учитывать кассовые документы в 1с 8
В бухгалтерии кассовые документы, в большинстве случаев, оформляются 2 документами: (далее РКО) и (далее ПКО). Они предназначены в целях принятия и выдачи наличных в кассу или из кассы организации.Возврат работником займа;Другие операции, касающиеся посту
Схемы исправления старых ошибок
Конфигурация: 1С:Бухгалтерия Версия конфигурации: 3.0 Дата публикации: 15.02.2017 Часто работая с программой 1С:Бухгалтерия 8.3 мы видим как бухгалтера или менеджеры при отгрузке правят документы Отгрузки или Поступления. Такие операции не допустимы
Описание и приготовление колпака кольчатого (гриба курочки) Как отличить колпак кольчатый от бледной поганки
Колпак кольчатый (Rоzitеs сарeratus) - съедобная разновидность, относящаяся к семейству Паутинниковые и роду Паутинник (Соrtinаrius). В западноевропейских странах такой гриб считается деликатесным блюдом.Колпак кольчатый - съедобная разновидность, относящ
Календарь изобретений на каждый день
За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и понять, как устроен мир вокруг нас. Оценить всю важность этих открытий очень сложно, если не сказать, что п