Классификация конфликтов. Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, и парциальные, касающиеся её отдельной части; зарождающиеся. Какие бывают конфликты Какой конфликт бывает более кратковременным

При изучении современной литературы, посвященной конфликтам, нам удалось выделить 112 определений и значительные расхождения в их формулировках.

Приведем лишь наиболее типичные:
  • Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
  • Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Как считает Ф. Глазл, многие англо-американские авторы делают упор в своих определениях на противоречиях целей или интересов , которые преследуют стороны, но не дают четкого определения понятия “конфликт”.

Из всех определений дефиниции “конфликт” возникает ряд вопросов. Какие противоречия являются значимыми и что такое противоречие вообще и чем они отличаются от конфликтов?

Практически никто, за исключением Ю.В. Рождественского, не определяет противоречие как речевое действие. Он выделяет три стадии развития борьбы интересов, которые приводят к конфликту. “Действия в этой борьбе можно поделить как бы на три стадии интенсивности: различия во мнениях, противоречия в дискуссиях и прямая борьба в виде конфликтов в действиях”. Таким образом, различием мы будем считать любое высказывание авторитарного типа от 1 лица в утвержденной форме в любом виде словесности.

С нашей точки зрения, противоречием можно считать диалог, т.е. речевое действие, когда высказываются различия сторон.

Понятийная схема, характеризующая сущность конфликта должна охватывать четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и управление конфликтом.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

  • предметная ситуация — возникновение объективных причин конфликта
  • конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт
  • разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд , среди которых наиболее важными являются:

  • диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  • конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  • деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель (менеджер, лидер и т. п.)

Управление конфликтом — это целенаправленное обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

В научной литературе можно проследить различное отношение к конфликтам . Конфликт, как явление всегда нежелательное, которое следует, по возможности, избегать и немедленно разрешать. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе. Авторы, принадлежащие к “человеческих отношений”, также были склонны считать, что конфликтов желательно избегать. Но если конфликты в организациях присутствовали, то рассматривали это как признак неэффективной деятельности и плохого управления.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательны. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразия точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы и т.п.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Виды конфликтов

В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.

Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
  • Междиндивидуальные конфликты
  • Межгрупповые конфликты и их типы:
    • группы интересов
    • группы этнонационального характера
    • группы, объединенные общностью положения;
  • конфликты между ассоциациями
  • внутри и межинституциональные конфликты
  • конфликты между государственными образованиями
  • конфликты между культурами или типами культур

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.

Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
  • По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
  • По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
  • По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
  • По формам борьбы (мирные и немирные).
  • По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
  • По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
  • По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).

А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.

Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние (личностные конфликты);
  • внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).

В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.

К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.

Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.

Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов : конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.

Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.

Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").

Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты . В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".

Виды конфликтов по характеру:

  • объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
  • субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.

Виды конфликтов по последствиям:

  • конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
  • деструктивные, разрушающие организацию.

Управление конфликтами

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

  • определить его вид конфликта
  • его причины
  • его особенности,
  • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

  • если это конфликты целей, то главные усилия менеджеров должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
  • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

Межличностные конфликты охватывают практически все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и влиянием.

Внутренний аспект связан с некоторыми индивидуальными качествами самой личности и навыками рационального поведения в конфликте.

Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами следует учитывать на разных этапах управления ( , предупреждение, регулирование, разрешение) причины, фактора, взаимные симпатии и антипатии. Существует два основных способа их разрешения: административный или педагогический.

Слишком часто конфликты, возникающие, например, между начальником и подчиненным, сотрудником или клиентом, либо перерастают в борьбу, либо уход. Ни тот, ни другой вариант не являются эффективным способом управления конфликтом. Психологи и социологи предлагают еще несколько вариантов поведения личности в конфликте. Широкое распространение в конфликтности получила, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Участники конфликта, анализируя свои интересы и интересы соперника, выбирают 5 стратегий поведения (борьба, уход, уступки, компромисс, сотрудничество).

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:

  • Остыньте
  • Проанализируйте ситуацию
  • Объясните другому человеку, в чем состоит проблема
  • Оставьте человеку “выход”

Групповые конфликты менее распространены в практике, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Менеджеру важно знать, что причины, возникающие между личностью и группой, конфликтов связаны:

  • с нарушением ролевых ожиданий
  • с неадекватностью внутренней установки статусу личности
  • с нарушением групповых норм

Чтобы эффективно управлять конфликтом “личность-группа”, нужно произвести анализ по этим параметрам, а также выявить форму его проявления (критика, санкции группы и т.п.)

Конфликты типа “группа-группа”, характеризуется своим многообразием и своими причинами их появления, а также отличительными формами их проявления и протекания (забастовки, митинги, встречи, переговоры и т.п.). Подробнее методики управления конфликтами подобного типа представлены в трудах американских социологов и психологов (Д. Гельдмана, Х. Арнольда, Ст. Роббинса, М. Дилтона).

На разных этапах управления межгрупповыми конфликтами (прогнозирование, предупреждение, регулирование, разрешение) имеется свое содержание управленческих действий, они будут различаться. Такое различие мы можем наблюдать, например, при разрешении конфликта:

Конфликт типа “личность-группа” разрешается двумя способами: конфликтующая личность признает свои ошибки и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит их нее. Конфликт типа “группа-группа” разрешается или организацией переговорного процесса, или заключением договора в согласовании интересов и позиций конфликтующих сторон.

С практической точки зрения проблема регулирования отношений формируется как задача изменения стереотипов поведения. Как считает Г.М. Андреева, должна происходить замена одних — деструктивных — другими, более конструктивными.

Понятие социального конфликта - гораздо более емкое, чем может показаться сначала. Давайте попробуем в нем разобраться.

По-латински конфликт означает «столкновение». В социологии конфликт - это высшая стадия противоречий, которая может возникнуть между людьми или социальными группами, как правило, это столкновение основано на противоположно направленных целях или интересов сторон конфликта. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением этого вопроса - конфликтология . Для обществознания социальный конфликт - это еще одна форма социального взаимодействия людей и групп.

Причины социальных конфликтов.

Причины социальных конфликтов очевидны из определения социального конфликта - разногласия людей или групп, которые преследуют какие-то социально значимые интересы, при этом реализация этих интересов идет в ущерб интересам противоположной стороны. Особенность этих интересов в том, что они как-то связаны между собой каким-либо явлением, предметом и т.д. Когда муж хочет посмотреть футбол, а жена - сериал, связывающим предметом является телевизор, который один. Вот если бы было два телевизора, то и интересы не имели бы связующего элемента; конфликт бы не возник, или же возник, но по другой причине (разница в размере экрана, или более удобного кресла в спальне, чем стул на кухне).

Немецкий социолог Георг Зиммель в своей теории социального конфликта заявил, что конфликты в обществе неизбежны, потому что они обусловлены биологической природой человека и социальной структурой общества . Он также предложил, что частые и непродолжительные социальные конфликты полезны для общества, так как при положительном разрешении они помогают членам общества избавиться от враждебности друг к другу и достигнуть понимания.

Структура социального конфликта.

Структура социального конфликта состоит из трех элементов:

  • объект конфликта (то есть конкретная причина конфликта - все тот же телевизор, упомянутый ранее);
  • субъекты конфликта (их может быть два и более - например, в нашем случае третьим субъектом может стать дочь, которая захотела смотреть мультики);
  • инцидент (повод для начала конфликта, точнее его открытой стадии - муж переключил на НТВ+ Футбол, и тут все началось…).

Кстати, развитие социального конфликта не обязательно протекает в открытой стадии: жена может молча обидеться и уйти гулять, но конфликт при этом останется. В политике такое явление называют «замороженным конфликтом».

Виды социальных конфликтов.

  1. По количеству участников конфликта:
    • внутриличностные (большие интересы для психологов и психоаналитиков);
    • межличностные (например, муж и жена);
    • межгрупповые (между социальными группами: конкурирующие фирмы).
  2. По направленности конфликта:
    • горизонтальные (между людьми одного уровня: работник против работника);
    • вертикальные (работник против начальства);
    • смешанные (и те, и другие).
  3. По функции социального конфликта :
    • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
    • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
  4. По длительности протекания:
    • кратковременные;
    • затяжные.
  5. По средствам разрешения:
    • мирные или ненасильственные;
    • вооруженные или насильственные.
  6. По содержанию проблемы:
    • экономические;
    • политические;
    • производственные;
    • бытовые;
    • духовно-нравственные и т.д.
  7. По характеру развития:
    • спонтанные (непреднамеренные);
    • преднамеренные (заранее спланированные).
  8. По объему:
    • глобальные (II мировая война);
    • локальные (Чеченская война);
    • региональные (Израиль и Палестина);
    • групповые (бухгалтера против сисадминов, менеджеры продаж против кладовщиков);
    • личные (бытовые, семейные).

Разрешение социальных конфликтов.

Разрешением и предотвращением социальных конфликтов ведает социальная политика государства. Конечно же невозможно предотвратить все конфликты (в каждую семью - по два телевизора!), но предвидеть и предотвращать глобальные, локальные и региональные конфликты - первостепенная задача.

Способы разрешения социальн ых конфликтов:

  1. Избегание конфликта. Физический или психологический уход от конфликта. Недостаток этого способа в том, что причина остается, и конфликт «замораживается».
  2. Переговоры.
  3. Использование посредников. Здесь уже все зависит от опытности посредника.
  4. Откладывание. Временная сдача позиций для накопления сил (методов, аргументов и т.д.).
  5. Арбитраж , судебное разбирательство, разрешение третьей стороной.

Условия, необходимые для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия и разрешить конфликт;
  • определить пути преодоления конфликта.

Как видите, социальный конфликт многолик: это и взаимный обмен «любезностями» между фанатами «Спартака» и «ЦСКА», и семейные споры, и война на Донбассе, и события в Сирии, и спор начальника с подчиненным и т.д., и т.п. Изучив понятие социального конфликта и ранее понятие нации, в дальнейшем мы рассмотрим наиболее опасный вид конфликта -

В научной литературе существуют различные классификации конфликтов. На наш взгляд, наиболее оптимальным является разделение по направленности, но значению, по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.

По направленности конфликты делятся на:

  • - "горизонтальные" - в которых задействованы лица одинакового социального ранга или статуса;
  • - "вертикальные" - которые затрагивают лиц, находящихся в отношениях субординации;
  • - "смешанные" - которые представлены и "горизонтальными", и "вертикальными" составляющими.

"Вертикальные" конфликты составляют в среднем 70-80% от общего числа. Они наиболее деструктивны по своим последствиям для руководителя, так как в таком конфликте он обычно связан по "рукам и ногам". Каждое его действие рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

По значению для организации конфликты делятся на: конструктивные (созидательные);

Деструктивные (разрушительные).

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

По объему конфликты подразделяют на:

  • - внутриличностные;
  • - межличностные;
  • - между личностью и группой;
  • - межгрупповые.

На этих конфликтах следует остановиться подробнее.

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.

Нужно помнить, что этот тип конфликта не полностью соответствует данному определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности (потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.).

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных - ролевой конфликт, когда к одному человек}" предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Например, женщина - руководитель отдела - давно планировала и даже дала обещание семье в выходные дни поехать за город, отдохнуть, провести время с детьми. По в пятницу приходит руководитель с какой-то проблемой и настаивает на том, что работу нужно завершить к понедельнику.

Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта.

В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, материальные средства и т.д. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Например, на деловом совещании идет обсуждение возможности увеличения объема продаж. Большинство считает, что этого можно добиться путем снижения цены. Л кто-то один, однако, твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может руководствоваться интересами компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Межгрупповые конфликты - конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на:

- кратковременные; затяжные.

Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на:

  • - объективно обусловленные;
  • - субъективно обусловленные.

Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. К объективным причинам конфликтов относятся:

  • - неблагоприятные условия труда;
  • - несовершенная система оплаты труда;
  • - неритмичность работы (простои);
  • - сверхурочные работы;
  • - упущения в работе (когда страдает заработок работника, причем не по его вине);
  • - необеспеченность заданий ресурсами;
  • - несоответствие прав и обязанностей;
  • - отсутствие четкости в распределении обязанностей (в частности, устаревшие или слишком расплывчатые должностные инструкции);
  • - низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины.

Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда - неправильной, поведение коллег - неприемлемым. К субъективным причинам относятся:

  • а) неправильные действия руководителя или подчиненных (связанные с нарушением служебного этикета, трудового законодательства, несправедливой оценкой результатов труда);
  • б) психологическая несовместимость некоторых людей.

Типы поведения личности в конфликте

Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие - жестко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических наук Н. Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение "практика", "собеседника", "мыслителя". Конфликт может протекать по-разному -в зависимости от типов включенных в него личностей.

"Практик" действует под лозунгом "Лучшая защита - нападение". "Действенность" людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта. Его неуемная потребность в преобразовании внешнего окружения, в том числе в изменении позиций других людей, может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. При решении проблем, возникающих в системе "руководитель - подчиненные", конфликт неизбежен, если эти отношения определены официальной инструкцией. "Практик" менее чувствителен к мелким недомолвкам, поэтому в результате конфликта отношения нарушаются очень сильно.

Для "собеседника" характерен лозунг: "Плохой мир лучше, чем хорошая война". Главное для пего - общение с людьми. "Собеседники" более поверхностны в отношениях, круг знакомых и друзей у них достаточно велик, и близкие отношения для них этим компенсируются. "Собеседники" не способны на длительное противостояние в конфликте. Они умеют так разрешить конфликт, чтобы как можно меньше затронуть глубинные чувства. Этот тип личности чувствителен к изменению настроения партнера и стремится сгладить возникающее противоречие в самом его начале. "Собеседники" более открыты для принятия мнения другого и не очень стремятся изменить это мнение, изначально предпочитая сотрудничество. Поэтому очень часто они становятся неофициальными эмоционально-исповедальными лидерами коллектива.

"Мыслителям" свойственна позиция "Пускай думает, что он победил!" "Мыслитель" ориентирован на познание себя и окружающего мира. В конфликте он выстраивает сложную систему доказательств своей правоты и неправоты своего оппонента. "Мыслитель" хорошо продумывает логику своего поведения, более осторожен в действиях, хотя и менее чувствителен, чем "собеседник". В общении "мыслители" предпочитают дистанцию, поэтому реже попадают в конфликтные ситуации, но больше уязвимы в близких личных отношениях, где и степень включенности в конфликт будет очень высокой.

"Мыслители" наиболее чувствительны к противоречиям и конфликтам в сфере духовных ценностей или идей. "Практику" важнее единство практических исходов, целей совместной деятельности. "Собеседники" остро реагируют на оценку эмоционально-коммуникативных способностей, оценка же интеллектуальных качеств или практической хватки затрагивает их значительно меньше.

Некоторые специалисты считают, что в каждом достаточно большом учреждении есть свой "склочник" и "антисклочник". "Склочник" - это универсально конфликтный тип личности, для которого состояние конфронтации так же естественно, как для "антисклочника" - сотрудничество. И если "склочник" раздувает конфликт, то "антисклочник" любыми путями пытается потушить его.

Умение определить конфликт, четко очертить его границы, выявить причины - это залог успеха в деловом общении.

Классификация конфликтов довольно обширна, ведь те или иные противоречия могут возникать в самых разных коллективах и ситуациях. Кроме того, в разрешении споров огромную роль играет их природа.

Сущность и классификация конфликтов

Большинство специалистов определяют конфликт как способ разрешения тех или иных противоречий, которые стали следствием разногласий, несовпадения интересов, мировоззрений и так далее. Между участниками данного процесса непременно возникает напряженность и негативные эмоции.

Каждая из сторон конфликта твердо отстаивает свою позицию, не желая идти на уступки или же пересматривать свое мнение. При этом обязательным условием является несовместимость точек зрения сторон или их полное противоречие. Также стоит отметить, что подобные ситуации могут возникать не только между индивидами, но также и между их группами, а также внутри одной личности.

Определить наличие конфликта можно по его основным признакам, а именно:

  • противопоставление двух точек зрения касательно одного и того же вопроса;
  • активное противодействие, сопровождающееся эмоциональным напряжением;
  • наличие активных субъектов, которые постоянно поддерживают конфликтную ситуацию в активной фазе.

Стоит отметить, что многообразие ситуаций, вызывающих противоречие, отражает классификация видов конфликта. Она может быть основана на следующих признаках:

  • длительность (затяжные, краткосрочные, единовременные);
  • объем (личные, локальные, глобальные);
  • источник (ложные, субъективные, объективные);
  • средства (насильственные, пассивные);
  • форма (внутренние, антагонистические, внешние);
  • характер (спонтанные, намеренные);
  • по сферам жизни (семейные, этнические, политические, экономические).

Понятие и классификация конфликтов являются предметом изучения такой науки, как конфликтология. С ней неразрывно связаны психология, социология, философия и другие области знаний.

Типы конфликтов

Психологами была разработана следующая классификация типов конфликтов:

  • подлинный - существует на самом деле и образуется на почве реальных проблем или вокруг конкретных вещей;
  • случайный - возникает спонтанно и не бывает продуманным заранее (может разрешиться молниеносно или же перерасти в серьезную проблему);
  • смещенный - когда в ходе конфликта решается не та задача, которая находится на поверхности, а скрытые или завуалированные вопросы;
  • неверный - когда конфликт возник без видимых на то причин из-за недопонимания или же невнимательности одной из сторон;
  • латентный - существует на самом деле, но до конца не осознается индивидами, из-за чего не переходит в открытое противостояние;
  • ложный - не имеет под собой объективных причин, а возникает на почве эмоциональной напряженности или личной неприязни.

Каждый из приведенных выше типов может быть применен к тому или иному классификационному признаку. Они встречаются как в частной или общественной, так и в политической и экономической жизни.

Причины возникновения конфликтов

Возникновению конфликтной ситуации всегда предшествует какой-то толчок. Он может спровоцировать столкновение интересов, которое в дальнейшем будет развиваться по определенному сценарию. Наиболее распространенная классификация причин конфликта выглядит следующим образом:

  • Объективные причины:
    • распределение материальных или иных ресурсов (каждая из сторон стремится получить наибольшую выгоду, вследствие чего возникает противоречивая ситуация);
    • пересечение задач (когда люди выполняют те или иные функции, которые могут соприкасаться или противоречить друг другу);
    • противоречие целей (люди, коллективы или подразделения, которые взаимодействуют друг с другом, могут ставить перед собой ориентиры, которые могут противоречить друг другу);
    • способы достижения целей (индивиды, взаимодействующие в рамках одного коллектива, могут иметь разные взгляды на достижение результата);
    • нарушение коммуникаций (в результате неправильно организованных связей могут возникнуть противоречия и неточности).
  • Социально-психологические причины:
    • неблагоприятная психологическая обстановка (в коллективах с недружелюбной атмосферой и плохой организацией достаточно часто возникают конфликтные ситуации);
    • адаптация новых членов коллектива (споры могут возникнуть из-за неприятия индивида или же из-за его неподобающего поведения);
    • социальные нормы (соблюдение или несоблюдение их личностями, взаимодействующими в одной команде, а также разное их понимание);
    • разница поколений (конфликт возникает из-за несовпадения или противопоставления ценностей, присущих людям разных возрастов);
    • территориальность (разногласия между обитателями различных территорий ввиду несовпадения устоев и порядков);
    • деструктивный лидер (преследуя свои личные цели, вносит разлад в работу коллектива);
    • респондентная агрессия (индивид, столкнувшись с неприятностями или трудностями, вымещает свое недовольство и агрессию на окружающих).
  • Личностные причины:
    • когнитивные процессы (в ходе жизнедеятельности и восприятия информации у людей может формироваться различная оценка тех или иных ситуаций);
    • особенности характера (в силу своего воспитания и мировосприятия, а также психологического состояния индивид может вступать в противоречия с окружающими).

Зная основные причины, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций, можно своевременно принять целесообразные меры по их недопущению или устранению.

Функции конфликтов

С каждым годом все более широкой становится классификация конфликтов. Функции конфликтов могут быть как положительными, так и отрицательными. К первым относят следующие:

  • в ходе конфликта может разрешиться проблема или же иссякнуть противоречие между сторонами;
  • в процессе противостояния могут проявиться скрытые качества личности, о которых раньше окружающим не было известно;
  • благодаря тому, что дается выход отрицательным эмоциям, в дальнейшем напряженность ослабевает;
  • конфликт - это своего рода ступень к новому этапу межличностных отношений;
  • в том случае, если индивид отстаивает общественное мнение в ходе противостояния, его авторитет может значительно возрасти;
  • для личности участие в конфликте может быть полезным в плане поиска своего места в социуме, а также самореализации.

Классификация конфликтов демонстрирует нам их распространенность, а также неизбежность. Но, к сожалению, среди их функций встречаются также и негативные:

  • создание психологического напряжения в коллективе;
  • высокий риск насилия в ходе обострения противоречия;
  • стрессовые ситуации негативно сказываются на состоянии здоровья;
  • в результате конфликта могут быть разрушены прочные межличностные и прочие связи;
  • снижение результативности коллективной и индивидуальной работы;
  • вырабатывается привычка к ссорам и насилию.

Можно сделать вывод, что конфликт нельзя расценивать как исключительно отрицательное или исключительно положительное явление. Это довольно многогранная ситуация, которая при грамотном управлении может быть переведена в конструктивное русло.

Классификация социальных конфликтов

Социальный конфликт возникает вследствие разногласий между индивидами, проживающими или осуществляющими свою деятельность в определенных общественных рамках. Причиной может стать несовпадение интересов, противоположная постановка целей, а также несовместимость убеждений и ценностей. Классификация социальных конфликтов выглядит следующим образом:

  • В соответствии с количеством участников:
    • внутриличностные - возникают в том случае, когда перед индивидом стоит дилемма касательно принятия важного решения;
    • межличностные - столкновение интересов нескольких людей;
    • межгрупповые - несовпадение точек зрения по определенным вопросам среди нескольких коллективов.
  • В соответствии с направленностью:
    • горизонтальные - между людьми из одной социальной или профессиональной прослойки;
    • вертикальные - противоречия между подчиненными и вышестоящими (также может идти речь о социальных классах);
    • смешанные.
  • В соответствии с источником:
    • объективные - имеют перед собой конкретные причины, которые являются явными или легко устанавливаются;
    • субъективные - обусловлены особенностями характера или мировоззрения противоборствующих сторон.
  • В соответствии с функциями:
    • созидательные - в ходе разрешения конфликта становится возможным принятие конструктивного решения;
    • разрушительные - вносят разногласия и разрушают существующую систему.
  • В соответствии с содержанием:
    • рациональные - возникают вокруг конкретных предметов или вопросов;
    • эмоциональные - имеют исключительно личное значение.
  • В соответствии с длительностью:
    • краткосрочные - быстро разрешаются;
    • долгосрочные - не угасают на протяжении длительного периода времени.
  • В соответствии со средствами разрешения:
    • мирные;
    • вооруженные.
  • В соответствии с характером:
    • спровоцированные преднамеренно для поднятия той или иной проблемы;
    • возникшие спонтанно.
  • В соответствии с влиянием на окружающую среду:
    • прогрессивные - вносят нечто новое в развитие общества;
    • регрессивные - возвращают ситуацию в предшествующее положение.
  • В соответствии со сферами жизни:
    • политические;
    • экономические;
    • этнические;
    • бытовые.

Категория социальных конфликтов является одной из наиболее важной для изучения, ведь она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, данные ситуации могут быть спроецированы на более серьезные проблемы для выработки аналогичных решений по ним.

Межличностные конфликты

Под межличностным конфликтом подразумевают столкновение индивидов, возникшее в результате тех или иных разногласий. Камнем преткновения в данном случае может стать противоположность интересов, целей или мировосприятия. Классификация межличностных конфликтов следующая:

  • По направлению:
    • горизонтальные конфликты - возникают между людьми одинакового статуса, которые не связаны отношениями подчинения;
    • вертикальные - могут сложиться между индивидами вследствие классового или служебного неравенства.
  • По назначению:
    • конструктивные - приводят к выработке рациональных решений;
    • деструктивные - приводят к разрушению налаженных связей.
  • По сфере:
    • деловые - возникают в процессе профессиональной деятельности исключительно вокруг деловых вопросов;
    • личностные - основаны на неприязни индивидов друг к другу или же на пересечении собственных интересов и целей.
  • По форме проявления:
    • скрытые - сохраняется напряженность, но не происходит явного противостояния между конфликтующими сторонами;
    • открытые - вступление в активное противодействие.
  • По времени:
    • эпизодические - возникают внезапно и разрешаются достаточно быстро;
    • длительные - не прекращаются на протяжении определенного периода (могут перетекать то в открытую, то в скрытую фазу).

Классификация межличностных конфликтов может рассматриваться как самостоятельно, так и во взаимодействии и пересечении с прочими разновидностями.

Вооруженные конфликты

Вооруженный конфликт, как понятно из его названия, представляет собой противостояние с использованием оружия тех или иных видов. Они могут быть разной направленности, локализации, а также иметь прочие отличия. Классификация вооруженных конфликтов может быть представлена следующим образом:

  • В соответствии с целями:
    • справедливый (когда целесообразность применения вооружения признана международными организациями);
    • несправедливый (когда оружие является лишней и неоправданной мерой).
  • По территории:
    • локальные (проходят строго в границах определенной территории);
    • региональные (затрагивают значительную территорию и нередко могут стать следствием локальных столкновений);
    • глобальные (в них, как правило, бывают вовлечены несколько государств, решающих таким образом свои территориальные или же ресурсные и политические споры).

Вооруженные конфликты нуждаются в первую очередь в прогнозировании, что позволит своевременно принять те или иные решения по их недопущению или устранению.

Конфликты в рамках организации

Трудовой коллектив - это, пожалуй, наиболее благоприятная среда для возникновения споров и разногласий. Классификация конфликтов в организации имеет следующий вид:

  • по уровням организации противостояния могут быть горизонтальными, вертикальными или же смешанными;
  • в соответствии со сферой возникновения они могут иметь как деловой, так и личный характер (могут также совмещать в себе эти два признака);
  • по степени проявления конфликты могут быть как скрытыми, так и явными, имеющими реальное проявление (второй вариант более предпочтительный, так как он ускоряет разрешение ситуации);
  • исходя из характера, можно выделить как объективные (имеющие под собой реальный повод) конфликты, так и субъективные, основанные исключительно на индивидуальных взглядах;
  • в соответствии с последствиями конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Управление конфликтными ситуациями

Неотъемлемой частью современной действительности является такое понятие, как конфликт. Классификации конфликтов, управление конфликтами представляют собой объективную необходимость. Это позволит держать их под контролем и эффективно разрешать. Индивид имеет возможность оказывать непосредственное воздействие на динамику и ход противостояния.

Цель управления конфликтами сводится к тому, чтобы повернуть деструктивный конфликт в конструктивное русло или же не дать созидательному противостоянию стать разрушительным. Также стоит отметить необходимость предвидения подобных ситуаций с целью их недопущения. В некоторых же случаях споры могут быть искусственно спровоцированы для решения определенных организационных задач или снятия скрытой напряженности в коллективе. Классификация конфликтов в данном случае должна быть обязательно учтена.

Управление конфликтными ситуациями включает в себя ряд понятий:

  • урегулирование - поиск альтернативы, благодаря которой будут в той или иной степени удовлетворены интересы всех противоборствующих сторон, а также будет частично или полностью снято напряжение;
  • разрешение - это полное устранение причины конфликтной ситуации или же поиск компромисса, который сделает ее неактуальной или незначительной;
  • прогнозирование - умение предвидеть наступление противоречивой ситуации на основе имеющихся данных;
  • предупреждение - принятие комплекса мер по недопущению развития конфликта и перехода его в открытую форму;
  • стимулирование - создание атмосферы, которая бы спровоцировала конструктивное противостояние или спор.

Классификация конфликтов играет немаловажную роль в управлении спорными ситуациями. Иногда именно от данного фактора может зависеть выбор комплекса мер.

Выводы

Классификация современных конфликтов демонстрирует нам их разнообразие и многочисленность. Те или иные противостояния и столкновения интересов встречаются практически во всех сферах человеческой жизни. Это и побуждает ученых и психологов вплотную заниматься изучением конфликтных ситуаций, ведь спор, возникший между несколькими индивидами, может быть спроецирован и на более масштабные противостояния. Это позволяет вырабатывать эффективные методики урегулирования и разрешения. К сфере управления конфликтами также могут быть отнесены такие действия, как прогнозирование и предвидение, предупреждение и намеренное стимулирование.

Основные классификации конфликтов затрагивают самые главные сферы жизни человека. Важнейшую роль играют межличностные противостояния, которые встречаются практически повсеместно. Вступая в трудовую деятельность, человек непременно столкнется с организационными конфликтами. Более глобальное значение имеют межрегиональные и межгосударственные противостояния, которые могут перерасти в фазу вооруженных, если вовремя не будут приняты меры по их урегулированию.

Существует четыре основных типа конфликта:

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами, недогрузками или перегрузками на работе, выполнением заданий, не соответствующих квалификационному уровню, когда работнику предъявляются противоречивые требования, когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. При данном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, раздвоение личности, раздражительность, формирующие почву для межличностного конфликта.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ – самый распространенный, - столкновения руководителей по поводу ресурсов, кандидатов на одну вакансию (должность); отдельных личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ появляется, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ:

Классификация конфликтов:

По степени проявления:

1. Скрытый – затрагивает обычно двоих человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют, до момента, когда у одного «сдают» нервы и конфликт становится открытым.

2. Открытый конфликт.

Различают:

Случайные,

Стихийно возникающие,

Хронические,

Сознательно провоцируемые конфликты.

Как разновидность конфликта выделяют ИНТРИГИ – намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам.

Виды конфликтов, основанные на содержательной, качественной их стороне:

1. (+;+) – разногласия между руководителями и заместителями по поводу поощрения сотрудника (деньги или ценные подарки). Конфликт легко разрешается - два благоприятных варианта разрешения.

2. (-;-) – необходимость выбора одного из двух поставщиков товаров. Оба варианта оказались неудовлетворительными, так как высокие цены, низкое качество. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу «выбрать из двух зол меньшее». Разрешение конфликта требует значительного времени и сил.

3. (+;-) - здесь сталкиваются положительный и отрицательный варианты. Например, после неоднократных предупреждении менеджер принял решение об увольнении сотрудника нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет положительный аспект – избавление от недисциплинированного работника. Однако это была творческая личность, генератор идей. Поэтому хлопоты по нахождению нового работника, обладающего такими же профессиональными качествами и кроме того, дисциплинированного, является отрицательной стороной конфликта.

По направленности конфликты бывают трех типов:

1. Горизонтальные – вовлечены лица, не находящиеся в подчиненном отношении.

2. Вертикальные – участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

3. Смешанные - представленные « вертикальной» и « горизонтальной» составляющими.

Методы управления конфликтами, их характеристика

При управлении конфликтом внимание следует сосредотачивать на предмете конфликта и позициях его участников, а не на личных особенностях. Важно проявить беспристрастность, сдержанность и не делать поспешных выводов.

Структурные методы управления конфликтами :

1. Разъяснение требований к работе, полномочий и ответственности;

2. Координационные и интеграционные механизмы;

3. Установление общеорганизационных целей;

4. Использование системы вознаграждений.

Межличностные методы управления конфликтами :

1. Уклонение. Человек стремится выйти из конфликтной ситуации, не вступая в спор;

2. Сглаживание. Руководитель стареется избежать конфликтной ситуации;

3. Принуждение. Попытка заставить принять свою точку зрения силой власти. При этом подавляется инициатива подчиненных;

4. Компромисс. Принятие точи зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени;

5. Решение проблемы. Совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обоих сторон.

Способы управления конфликтами можно подразделить на две группы:

1. Педагогические способы. К ним относят беседу, просьбу, убеждение, разъяснение требований к работе и неправомерных действий конфликтующих и другие меры воспитательного аспекта;

2. Административные способы. Силовое разрешение конфликта – подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих. Разрешение конфликта по приговору - решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда.

Стресс: понятие, природа и причины возникновения .

Стресс – особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение.

Фактически стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуацией, которая выходит за пределы того, что привычно. Поэтому не стоит бояться стресса, он является естественной реакцией. Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерные создают проблемы для людей и организаций.

Стресс имеет конкретные проявления, в большинстве случаев они имеют индивидуальный характер. Но можно выделить ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса :

1. невозможность сосредоточиться;

2. слишком частые ошибки;

3. ухудшение памяти;

4. частое возникновение чувства усталости;

5. слишком быстрая речь;

6. частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-либо болезнью);

7. повышенная возбудимость;

8. отсутствие удовлетворения от работы;

9. потеря чувства юмора;

10. увеличение количества выкуриваемых сигарет;

11. пристрастие к алкогольным напиткам;

12. постоянное ощущение недоедания;

13. плохой аппетит;

14. невозможность вовремя закончить работу.

Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

Выделяют пять разновидностей стресса:

1. Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием.

2. Психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудовлетворенностью отношения с окружающими.

3. Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит утрата чего-то очень важного: может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события.

4. Информационный стресс – это результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возникают неопределенности высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений.

5. Управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

Можно выделить ряд факторов, увеличивающих возможность возникновения стресса . Воздействия не всех из них можно избежать, но если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

1. К стрессу приводят особенности трудового процесса (высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, необходимость выполнить множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха - всё это часто приводит к физическому и психическому истощению).

Избежать этого помогает разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы перемешиваются с отдыхом.

2. Слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника (с данным фактором можно справиться при помощи психологических методов - людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это следует учитывать). Следует помнить, что без ошибок не обходится ни один человек, а совершенство недостижимо. Даже руководители, достигшие самых высоких должностей, совершали ошибки. Поэтому главное состоит не в том, чтобы не допускать ошибок, а в том, чтобы вовремя их признавать и прилагать усилия для их исправления. Если средства самовнушения не помогают, и страх перед ошибкой остается очень сильным - необходимо обращаться к психологу.

3. Неблагоприятная моральная атмосфера в коллективе (кажется, что работа идет своим чередом, все обязанности работники выполняют нормально). Однако качество работы все-таки незаметно снижается. Причина в том, что отношения в коллективе конфликтные, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести ущерб друг другу.

В некоторых организациях руководители намеренно создают такие условия работы, в которых сотрудники должны соперничать друг с другом. Иногда это делается для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соревновательность – сильный мотив для более высоких достижений. Но рано или поздно эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы не может жить длительное время ни один человек. В такой ситуации побеждает самый выносливый, но и он вскоре начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соревновательности следует отказываться. Задача руководителя - обеспечить разумный компромисс между 2-мя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него надо обходиться.

4. Слишком малая нагрузка, вызывающая беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежности. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, начинает сомневаться в собственной ценности и положении в организации, ощущает себя невознагражденным.

5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования (продавец получает задание реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание – наполнять полки товарами). Обычно такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: 2 руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит работник и требованиями формальной организации (человек хочет быть принятым группой и в то же время стремится следовать требованиям руководства – чувствует напряжение и беспокойство).

6. Причина, противоположная 5. Заключается в неопределенности ролей (ситуация, когда работник не уверен в том, что от него ожидают), здесь требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что он должен делать, как должен делать, как его действия будут оценены – возникают беспокойство и тревога.

7. Причина нередко: неинтересная, однообразная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. Понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно 1-му человеку, будет неинтересно др., следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов.

8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических условий (плохое освещение, слишком низкая или высокая температура, чрезмерный шум).

Стресс могут вызвать 2 группы факторов:

1. Организационные: повышенные требования к личности; лимит времени; расширение фронта работ; внедрение нововведений; неинтересная работа; противоречивость, предъявляемых к работнику требований; плохие физические условия работы; неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией. Причины стресса руководителей: нехватка квалифицированных работников; затраты времени на личную обработку информации; замыкание всей информации на себе; работа вслепую с большим риском и др.

2. Личностные: смерть близкого; свадьба (развод); увольнение с работы; болезнь; сексуальные затруднения; переход на современный или иной вид работы; крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство); потеря, вложенных в банк средств и др.

Все люди отличаются психофизиологическими характеристиками: одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу; других небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи; есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Как психологическое явление стресс поддаётся управляющим воздействиям. Большинство стрессов в жизни человека инициируется им самим.

Одно из средств избежать стресса – уход от стрессовой ситуации путём отдыха - активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса; переключение внимания на иные, не имеющие отношение к стрессу объекты (рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание, театры, музеи и другие противострессовые мероприятия).

Методы борьбы со стрессами у руководителей :

Делегирование полномочий;

Анализ стрессовых ситуаций;

Установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;

Общение с коллегами, др. работниками, посетителями;

Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);

Физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);

Следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.


Похожая информация.




 
Статьи по теме:
Отражение эквайринга в бухгалтерии
Счет 57 "Переводы в пути" - активный, служащий для получения обобщенной информации о движении денежных сумм, отправленных на зачисление на счета компании, но в данный момент еще не поступивших. Числящиеся на нем суммы подвергаются частым и тщательным пров
Правила и порядок заполнения раздела
Тема2. Предмет и метод бухгалтерского учета Вопрос №5.Предмет бухгалтерского учета и его важнейшие объекты 2.2. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России Вопрос №10.Метод бухгалтерского учета и его основные элементы 2.3. Документация и
Рагу из свинины с картошкой
Первое, второе, гарнир… Надоело? Есть блюдо, которое может все это заменить и облегчить пребывание на кухне! Свиное рагу можно подать на обед или ужин. Для его приготовления не нужно пачкать горы посуды и достаточно одного казанка. Удобно? Не то слово! Св
Рецепт оладьев на простокваше пышные
простокваша – 400 мл; мука – 400 г; яйцо – 2 шт.; сахар – 100 г; растительное масло – 60 мл; соль; сода – 1 чайн. ложка; лимонная кислота – 0,3 чайн. ложки; ванилин. Приготовление Хотя оладьи относятся к разряду простых и незатейливых блюд, но многие хозя