Достижения древнегреческой цивилизации актуальные в наше время. Достижения древних греков. Исследования древних греков

Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.

И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. Однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в Персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины — колыбель демократии — уступали Спарте, где весь образ жизни был военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления , и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 до н.э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.

Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности , стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.

Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.

Полисная демократия , исключавшая деспотическую власть, позволила Грекам в полной мере наслаждаться духом свободы , которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением. Об этом свидетельствует известный миф о Прометее, который не захотел быть на положении раба даже у самого Зевса, главного божества эллинов, и за свою свободу заплатил мученической смертью.

Образ жизни древних греков нельзя представить себе без понимания того места, которое занимала у них игра. Они любили игру. Поэтому их называют настоящими детьми. Однако игра для них не была простой забавой или способом убить время. Она пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные. Игровое начало помогало грекам уходить от прозы жизни и грубого прагматизма. Игра приводила к тому, что от всякого дела они получали удовольствие и наслаждение.

Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро , которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие «калокагатия», что означало «прекрасное-доброе». «Истина» в их понимании приближалась к тому, что означает русское слово «правда-справедливость», т.е. она выходила за границы «правды-истины», верного знания, и приобретала нравственное ценностное измерение.

Не менее важное значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. От Демокрита дошла до нас известная максима: «Прекрасна надлежащая мера во всем». Надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах призывала: «Ничего слишком». Поэтому греки, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности эллин терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным человеком. В то же время стремление к богатству осуждалось. Отмеченная особенность проявлялась и в архитектуре, греки не создавали, подобно египтянам, гигантские сооружения, их постройки были соразмерны возможностям человеческого восприятия, они не подавляли человека.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания . включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Псе виды воспитания покоились на принципе состязания.

Все это сделало греческий полис исключительным, уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, не представляя свою жизнь вне его рамок, являлись истинными его патриотами.

Правда, гордость за свой полис и патриотизм способствовали формированию греческого культурного этноцентризма, в силу которого эллины называли соседние с ними народы «варварами», смотрели на них свысока. Тем не менее именно такой полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры, создать все то, что составляет «греческое чудо».

Практически во всех областях греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии, начав объяснять мир из него самого, не обращаясь к помощи богов, исходя из первоэлементов, каковыми для них выступали вода, земля, воздух, огонь.

Первым греческим философом стал Фалес, для которого вода составляла основу всего сущего. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу — научному и рациональному, так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство. Греческое слово «философия» вошло почти во все языки.

То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин — геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства.

Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. Ее представляет целая плеяда великих мастеров во главе с Фидием.

В равной мере это относится к литературе и ее жанрам — эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития. Следует подчеркнуть, что искусство имело в жизни греков огромное значение. Они хотели не только творить, но и жить по законам красоты. Греки первыми почувствовали потребность наполнить все сферы человеческой жизнедеятельности высоким искусством. Они вполне осознанно стремились к эстетизации жизни, к постижению «искусства существования», к тому чтобы сделать из своей жизни произведение искусства.

Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Внешне их религиозно-мифологические представления и культы не слишком отличаются от других. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия.

Верховным божеством становится Зевс — владыка неба, грома и молнии. Вторым после него идет Аполлон — покровитель всех искусств, бог целителей и светлого, спокойного начала в природе. Сестра Аполлона Артемида была богиней охоты и покровительницей молодежи. Не менее важное место занимал Дионис (Вакх) — бог производящих, буйных сил природы, виноградарства и виноделия. С его культом были связаны многие ритуалы и веселые празднества — Дионисии и Вакханалии. Богом солнца был Гели ос (Гелий).

Особым почитанием у эллинов пользовалась богиня мудрости Афина, родившаяся из головы Зевса. Ее постоянной спутницей была богиня победы Ника. Символом мудрости Афины выступала сова. Не меньшее внимание привлекала богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены. Деметра была богиней земледелия и плодородия. В компетенцию Гермеса входило, видимо, наибольшее число обязанностей: он был вестником олимпийских богов, богом торговли, прибыли и материального достатка, покровителем обманщиков и воров, пастухов и путников, ораторов и спортсменов. Он также провожал души умерших в подземный мир. во владения бога Аида (Гадес, Плутон).

Помимо названных, греки имели много других богов. Им нравилось придумывать все новых богов, и они делали это с увлечением. В Афинах они даже поставили алтарь с посвящением: «неизвестному богу». Однако в придумывании богов эллины были не слишком оригинальны. Такое наблюдалось и у других народов. Настоящая их оригинальность заключалась в том, как они относились к своим богам.

В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов . Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рок , предрешения которого не в силах изменить даже боги. Роковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам.

В отличие от богов других народов они ан тропоморфны, хотя в далеком прошлом и у греков были зооморфные божества. Некоторые греческие философы заявляли, что люди сами измыслили себе богов по своему подобию, что если бы звери решили бы сделать то же самое, их боги были бы подобны им самим.

Плавное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Однако их божественная красота считалась вполне достижимой и для человека. Во всем остальном мир богов был похож на мир людей. Боги страдали и радовались, любили и ревновали, ссорились межу собой, вредили и мстили друг другу и т.д. Греки не отождествляли, но и не проводили непреодолимую грань между людьми и богами. Посредниками между ними выступали герои, которые рождались от брака бога с земной женщиной и которые за свои подвиги могли быть приобщены к миру богов.

Близость между человеком и богом оказывала существенное влияние на религиозное сознание и практику эллинов. Они верили своим богам, поклонялись им, строили им храмы и приносили жертвы. Но у них не было слепого преклонения, трепета и тем более фанатизма. Можно сказать, что задолго до христианства греки уже придерживались известной христианской заповеди: «Не сотвори себе кумира». Греки могли позволить себе критическое высказывание о богах. Более того, они нередко бросали им вызов. Ярким примером тому служит все тот же миф о Прометее, который бросил дерзкий вызов богам, похитив у них огонь и подарив его людям.

Если другие народы обожествляли своих царей и правителей, то у греков подобное исключалось. Лидер афинской демократии Пе- рикл, при котором она достигла высшей точки, для убеждения своих сограждан в правоте своей точки зрения не имел в своем распоряжении ничего иного, кроме выдающегося ума, аргументов, ораторского искусства и красноречия.

Особое своеобразие имеет греческая мифология. Все происходящее в ней является таким же человеческим, как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги «богоравных героев», которые часто являются главными действующими липами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии. Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. По этой же причине Гегель назвал греческую религию «религией красоты».

Греческая мифология, как и вся греческая культура, способствовала прославлению и возвеличиванию не столько богов, сколько человека. Именно в лице эллинов человек впервые начинает сознавать свои безграничные силы и возможности. Софокл по этому поводу замечает: «В мире много сил великих. Но сильнее человека нет в природе ничего». Еше более многозначительно звучат слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры — и я переверну весь мир». Во всем этом уже вполне просматривается будущий европеец, преобразователь и покоритель природы.

Эволюция Древнегреческой культуры

Доклассические периоды

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  • Эгейская культура (2800-1100 до н.э.).
  • Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.).
  • Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.).
  • Классический период (V-IV вв. до н.э.).
  • Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.).

Эгейская культура

Эгейскую культуру нередко называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Ми- носа, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова. Пелопоннесе и острове Крит складывались раннеклассовые общества и возникали первые очаги государственности. Несколько быстрее этот процесс шел на острове Крит, где к началу II тыс. до н.э. появились первые четыре государства с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Экономическую основу критской цивилизации составляло сельское хозяйство, в котором прежде всего выращивались хлеб, виноград и оливки. Важную роль играло также скотоводство. Высокого уровня достигли ремесла, в особенности выплавка бронзы. Успешно также развивалось керамическое производство.

Наиболее известным памятником критской культуры стал Кносский дворец, вошедший в историю под именем «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более I га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец одновременно был религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайнике Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества и женственности. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов. В качестве примера можно указать на такие яркие, красочные и сочные рисунки, как «Собиратель цветов», «Кошка, подстерегающая фазана», «Игра с быком».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на XVI-XV вв. до н.э., особенно на время правления царя Ми- носа. Однако в конце XV в. до н.э. цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало извержение вулкана.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах-дворцах, которые сложились в Микенах, Тиринфе, Афинах, Нилосе, Фивах. Однако эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные цитадели-крепости, обнесенные высокими (более 7 м) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н.э. пришли собственно греческие племена — ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-двореп являлся самостоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз — как это было сделано для похода на Трою. Гегемония среди них чаше принадлежала Микенам.

Как и на Крите, основу экономики ахейской цивилизации составляли земледелие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевозможные мастерские, в которых перерабатывались сельскохозяйственные продукты, выплаапялись металлы, ткались ткани и шилась одежда, изготовлялись орудия труда и военное снаряжение.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые «шахтовые г робницы», выдолбленные в скалах, где сохранилось множество прекрасных изделий из золота, серебра, слоновой кости, а также огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских правителей. Позднее (XV-XIIJ вв. до н.э.) ахейцы строят более грандиозные заупокойные сооружения — «купольные гробницы», одна из которых — «гробница Агамемнона» — включала несколько помещений.

Великолепным памятником светской архитектуры был Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись , о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов. К числу наиболее ярких примеров росписей можно отнести фрески «Дама с ожерельем», «Борющиеся мальчики», а также изображения сцен охоты и сражений, стилизованных животных — обезьяны, антилопы.

Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV-ХШ вв. до н.э., однако уже к концу XIII в. до н.э. она начинает приходить в упадок, а в течение XII в. до н.э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной причиной гибели стало вторжение северных народов, среди которых были греки-дорийцы, но точные причины катастрофы не установлены.

Гомеровский период

Период XI-IX вв. до н.э. в истории Греции принято называть гомеровским. поскольку главными источниками сведений о нем служат знаменитые поэмы «Илиада » и «Одиссея». Его также называют «дорийским» — имея в виду особую роль дорийских племен в завоевании ахейской Греции.

Следует отметить, что сведения из гомеровских поэм нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них фактически оказались смешанными повествования о трех разных эпохах: финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до н.э.); дорийском периоде (XI-IX вв. до н.э.); ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до н.э.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию и преувеличения, временные и другие смешения и т.д.

Тем не менее, опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно считать, что с точки зрения цивилизации и материальной культуры дорийский период означал известный разрыв преемственности между эпохами и даже откат назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены.

В частности, была утрачена государственность, а также городской, или дворцовый уклад жизни, письменность. Эти элементы греческой цивилизации фактически рождались заново. В то же время возникшее и ставшее широким применение железа способствовало ускоренному развитию цивилизационного начала. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Сохраняла свое место торговля, где в качестве «всеобщего эквивалента» выступай крупный рогатый скот. Хотя основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, в ее недрах уже зарождался будущий городской полис.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские поэмы, из которых видно, что мифология ахейцев, составляющая основу духовной жизни, оставалась той же. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Период архаичной культуры

Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции, в ходе которого были созданы все необходимые условия и предпосылки для последующего удивительного взлета и расцвета. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Город-государство, греческий полис становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы государственного устройства и правления — монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Поскольку и это не решает «проблему занятости», усиливается начавшаяся еще в ахейский период колонизация ближних и дальних территорий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма , ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Оно было разработано на основе финикийской письменности и отличаюсь удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования , благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чувство коллективизма сочетается с агонистическим (состязательным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданственность. Зашита своего полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина. В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир», прекращавший всякие военные действия. Победивший на играх пользовался большим почетом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках). Трижды победивший в играх заказывал у прославленного скульптора свою статую и ставил ее в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции — храм Зевса.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и паука. Их родоначальником стал Фал ее, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки является также полулегендарный Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже вполне самостоятельное явление.

Высокого уровня в эпоху архаики достигает художественная культура. В это время складывается архитектура , покоящаяся на двух видах ордера — дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура - сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная под именем «курос» (фигура юноши- атлета), и задрапированная женская, примером которой была кора (прямо стоящая девушка).

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. Величайшими памятниками античной литературы стали уже упомянутые выше эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Немного позднее Гомера творил еще один знаменитый греческий поэт — Гесиод. Его поэмы «Теогония», т.е. родословная богов, и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером, после чего античная мифология приобретала классический, совершенный вид.

Среди других поэтов особого выделения заслуживает творчество Архилоха, основателя лирической поэзии, произведения которого наполнены личными страданиями и переживаниями, связанными с трудностями и невзгодами жизни. Такого же выделения заслуживает лирика Сапфо, великой античной поэтессы с острова Лесбос, пережившей чувства любящей, ревнующей и страдающей женщины.

Творчество Анакреонта, воспевавшего красоту, любовь, радость, веселье и наслаждение жизнью, оказало большое влияние на европейскую и русскую поэзию, в частности на А.С. Пушкина.

Классический период и эллинизм

Классический период (V-IV вв. до н.э.) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможности античный полис, в котором таится главное объяснение «греческого чуда». становится одной из высших ценностей для эллинов. Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана прежде всего Периклу — выдающемуся политическому деятелю древности.

В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие, которое еще более усиливается после победы над персами. Основой экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Наряду с ним интенсивно развиваются ремесла — в особенности выплавка металлов. Быстро растет товарное производство, в частности винограда и олив, и как следствие наблюдается стремительное расширение обмена и торговли. Афины становятся крупным торговым центром не только внутри Греции, но и на всем Средиземноморье. С Афинами оживленно торгуют Египет, Карфаген, Крит, Сирия, Финикия. В широких масштабах ведется строительство.

Высочайшего уровня достигает . Именно в этот период творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель. Сократ первым сосредоточил внимание не на вопросах познания природы, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он также стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии - рационализма , действительным создателем которого стал Платон. У последнего рационализм в полной мере становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия. Аристотель продолжил линию Платона и в то же время стал основателем второго главного направления философии - эмпиризма . согласно которому действительным источником знаний является чувственный опыт, непосредственно наблюдаемые данные.

Наряду с философией также успешно развиваются другие науки — математика, медицина, история.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь - архитектура и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гип- подам — архитектор из Милета, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. Этот ансамбль включал парадные ворота — Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон — храм Афины Парфенос (Афины Девы). Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря. Особое восхищение вызывал Парфенон, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство. Плутарх, писавший о своих впечатлениях об Акрополе, отмечал, что в него входили здания, «грандиозные по величине и неподражаемые по красоте».

Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма- предшественника, носившего то же имя и сожженного Геростратом, который решил прославиться таким чудовищным образом. Как и прежний, восстановленный храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Праксителя и Скопаса, а также прекрасными живописными картинками.

Вторым памятником стала гробница Мавсола, правителя Карий, получившая позднее наименование «Мавзолей в Гали-карнасе». Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсола и его жены Артемисии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадригой, в колеснице которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии. Вокруг гробницы находились статуи львов и скачущих всадников.

В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура. В этом жанре искусства за Элладой признается бесспорное превосходство. Античную скульптуру представляет целая плеяда гениальных мастеров. Самым великим среди них является Фидий. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии, также входит в число семи чудес света. Он создал и статую Афины Парфенос высотой 12 м, которая находилась в центре Афинского Акрополя. Еше одна его статуя — статуя Афины Промахос (Афины Воительницы) высотой 9м — изображала богиню в шлеме с копьем и воплощала военную мощь Афин. Помимо названных творений. Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.

Среди других скульпторов наиболее известными являются Пифагор Регийский, создавший статую «Мальчик, вынимающей занозу»; Мирон — автор скульптур «Дискобол» и «Афина и Марсий»; Поликлет — мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифора» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела — «Канон».

Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп. Первою из них прославила прежде всего статуя «Афродита Книдская», ставшая первой обнаженной женской фигурой в греческой скульптуре. Искусству Праксителя присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино», «Эрот».

Скопас участвовал вместе с Праксителем в пластическом оформлении храма Артемиды в Эфесе и мавзолея в Галикарнасе. Его творчество отличают страстность и драматизм, изящество линий, выразительность поз и движений. Одним из известных его творений является статуя «Вакханки в танце». Лисипп создал бюст Александра Македонского, при дворе которого он состоял художником. Из других произведений можно указать на статуи «Отдыхающий Гермес», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Эрот». В своем искусстве он выражал внутренний мир человека, его чувства и переживания.

В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Поэзию представлял прежде всего Пиндар. не принявший афинскую демократию и выражавший в своем творчестве ностальгию по аристократии. Он также создал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.

Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил, который, как и Пиндар, не принял демократию. Главным его произведением является «Прикованный Прометей», герой которого — Прометей — стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы и благополучия людей.

В творчестве Софокла, прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня. Герои его произведений являются сложными натурами, они сочетают в себе приверженность идеалам свободы с богатством внутреннего мира, глубиной психологических и нравственных переживаний, духовной тонкостью. Самой знаменитой его трагедией стал «Эдип-царь».

В искусстве Еврипида — третьего великого трагика Эллады — отразился кризис греческой демократии. Его отношение к ней было двойственным. С одной стороны, она привлекала его ценностями свободы и равенства. В то же время она пугала его тем, что позволяла неразумной толпе граждан по своему настроению решать слишком важные вопросы. В трагедиях Еврипидалюди показаны не «какими они должны быть», как это имело место, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле». Наиболее известным его творением стала «Медея».

Наряду с трагедией успешно развивается комедия , «отцом» которой является Аристофан. Его пьесы написаны живым, близким к разговорному языком. Их содержание составляли актуальные и злободневные темы, среди которых одной из центральных была тема мира. Комедии Аристофана были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.

Эллинизм (323-146 до н.э.) стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например в философии, он несколько падает. В то же время происходит экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского. где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур и образует то. что именуется культурой эллинизма.

Ее образование шло под влиянием прежде всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечательно, что процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н.э.). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Из областей духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развиваются наука и искусство. В науке ведущие позиции по- прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Их усилиями математика не только прогрессирует в теоретическом плане, но и находит широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, гидростатике, строительстве. Архимеду к тому же принадлежит авторство многих технических изобретений. Значительные успехи имеют также астрономия, медицина, география.

В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре. В архитектуре наряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания — дворцы, театры, библиотеки, гимнасии и т.д. В частности, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тыс. свитков. Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности. Из других архитектурных сооружений заслуживает выделения Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света. Его автором был архитектор Сострат.

Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная ваятелем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя также входит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани острова Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская.

В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне.

Древняя Греция оказана огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Восточный мир без эллинской культуры был бы совсем иным.

Роль Древнегреческой цивилизации в истории человечества велика, сложна и многопланова. Это был не только мощный цивилизационный прорыв. Древняя Греция выступила своеобразной исторической мастерской, где были созданы многие заготовки, получившие свою дальнейшую обработку и совершенствование в пределах последующих цивилизаций. Демократия и частная собственность, свобода человека т гражданский долг, материализм и идеализм все эти важнейшие составляющие современного цивилизационного развития родились в Древней Греции. Не случайно, в истории Европы понятие возрождение связано с Античностью, с Древнегреческой цивилизацией. Люди последующих веков искали в ней точку опоры для дальнейшего развития духовного мира человека, науки и культуры, ибо важнейшее достижение Древнегреческой цивилизации расцвет человеческой личности. Именно греческому философу Протагору принадлежат слова: Человек мера всех вещей.

Парадокс истории в том, что, опираясь на рабство, Древнегреческая цивилизация впервые дала образец свободного человека и свободной организации человеческой общности. Города-государства существовали и до Древней Греции. Но именно греки, как бы сделав шаг назад от власти царей, обратно к общинному устройству сумели создать демократические сообщества-полисы, дали те образцы демократического самоопределения людей, которые позже служили предметом изучения для тех, кто задумывался о более справедливом устройстве общества.

Именно первому в истории свободному сообществу греков мы обязаны появлением научного мышления как типа миропонимания. Греки создали основы философской науки в ее диалектическом единстве идеалистического и материалистического взгляда на мир. Именно они, осознав значимость прошлого для настоящего и будущего, создали науку историю. Этика и география, психология и тригонометрия, физика и анатомия эти и многие другие науки обязаны древним грекам не только своим рождением, но и своими названиями. Древняя Греция родина многих концептуальных идей, ставших сегодня научной истиной: атомарное строение материи, вращение Земли вокруг своей оси, планет вокруг Солнца и др. Но в наш сегодняшний мир вошли и многие их конкретные изобретения. Трудно поверить, но первый будильник изобрел Платон, а современный счетчик такси имеет своим прообразом механизм, созданный александрийским механиком Годоном.

Уникален вклад Древней Греции в мировую культуру и искусство. Сегодня в наших магазинах рядом с книгами Толстого, Набокова, Хемингуэя можно увидеть Илиаду Гомера и стихи Сапфо. И мы воспринимаем их как естественную часть нашей современной культуры. Древняя Греция дала миру театр, жанры трагедии и комедии. Их лучшие образцы до сих пор не сходят со сцены, и многие поколения открывают в трагедиях Эсхила и Софокла, комедиях Аристофана свой сокровенный и сугубо современный им смысл. Архитектура, скульптура и живопись Древней Греции давно уже вошли в сокровищницу мировой культуры, в ряд ее высших образцов, к которым равно относятся и храм Афины-девы Парфенон, и Дискобол Мирона, и Афродита Киндская Праксителя, и Ника Самофракийская - символ ликующей победы. Говоря о древнегреческом искусстве, мы часто употребляем слово впервые. В первой половине V до н.э. живописец Полигонт первым преодолел архаическую плоскостность и скованность изображений. Его многофигурные композиции создавали иллюзию глубины пространства. Мирон первым в скульптуре сумел передать момент перехода тела от одного движения к другому. Первым живописцем в современном смысле слова, применившим светотень (основу, на которой развивалась живопись нового времени), был Аполлодор Афинский. Но, наверное, самое главное, что дала нам Древнегреческая цивилизация это тот идеал гармонической красоты человека, который при всем многообразии культуры последующих тысячелетий так и остался непревзойденным. Не скрывая от самих себя трагической изнанки бытия, греки обладали удивительной способностью радоваться жизни, видеть и воспевать ее красоту.

Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация

1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация

В центре Средиземного моря на Апеннинском полуострове появилась еще одна морская цивилизация Древнеримская. Ее созданию способствовали благоприятные географические и климатические условия. С севера Апеннинский полуостров защищен Альпами, с востока Адриатическим морем. С юго-востока полуостров отделен от Балкан Ионическим морем, на западе от Сардинии и Корсики Тирренским морем. На северо-западе полуостров омывался водами Лигурийского моря. Береговая линия Апеннинского полуострова развита значительно меньше, чем в Греции, здесь нет морей, усеянных островами, поэтому мореплавание не получило такого развития, как в Греции. Вдоль всего полуострова тянулись Апнннинские горы, разделяя его на три больших области северную, центральную и южную. Крупных рек, кроме реки Пад (совр. По), на полуострове мало. Множество небольших рек, полных и бурных в зимнее время и особенно в период весенних паводков, почти пересыхали летом, что делало их малопригодными для судоходства.

Климатические условия Апеннинского полуострова отличались разнообразием. Так, север находился в зоне умеренного климата, с холодными дождями, снегом и ночными заморозками, а центральную и южную части полуострова согревали субтропики с мягкой и теплой погодой, обильными дождями, что способствовало появлению богатого растительного и животного мира. Горные склоны Апеннин были покрыты густыми лесами, где росли сосны, пихты, ели, дубы, вязы, буки, каштаны, в долинах и на побережье росли кипарисы, лавры, мирты, акации, пальмы. С начала I тыс. до н.э. под влиянием греков на полуострове появились оливковые рощи, абрикосовые и персиковые сады. В горах и лесах водились кабаны, волки, лисы, медведи а также различные мелкие зверьки и птицы. Жители полуострова уже в глубокой древности приручили быков, овец, свиней. Древние греки, удивленные богатой растительностью и обилием скота, назвали южную часть полуострова страной телят Италией. Это название в дальнейшем распространилось на весь Апеннинский полуостров.

Италия относительно бедна полезными ископаемыми. Здесь имелись небольшие залежи золота, серебра, железа, меди, олова. Центральные Апеннины были богаты мрамором и строительным камнем, Кампанья славилась глиной, а устье Тибра давало жителям Италии соль.

На территории Апеннинского полуострова, ставшего сердцем Древнеримской цивилизации, проживало население (как местное, так и пришлое), сильно различавшееся в языковом, этническом и культурном отношении. Древнейшим населением полуострова были средиземноморские народы: лигуры в Италии, сиканы на острове Сицилия, корсы на острове Корсика, сарды на острове Сардиния. В конце II начале I тыс. до н.э. в районе Средиземноморского бассейна произошли массовые передвижения племен. Из Иллирии, бассейна Дуная и западных районов Малой Азии на полуостров волнами переселялись различные племена, среди которых самыми многочисленными были индоевропейцы италики. Древнейшее население полуострова было частично оттеснено в альпийские горные долины, частично истреблено или ассимилировано пришельцами. В I тыс. до н.э. основную массу жителей полуострова составляли племена италиков, из которых выделялись латины, давшие название занимаемой ими области Лаций, оски, умбры и сабейские племена, среди которых наиболее многочисленные самниты. Вокруг Лация проживало множество небольших племен, в том числе и сабиняне. В результате смешения латинских и сабинских племен появились римляне. Области к северо-западу от реки Тибр, в устье которой был основан город Рим, населяли этруски. Римляне называли их туски, греки тиррены, а сами они себя называли расенами. На полуостров этруски пришли с Востока, вероятно, из западных областей Малой Азии. Они имели письменность, алфавит которой составлен на основе финикийского. Сохранившиеся надписи (9 тыс.) пока не позволяют понять язык этрусков. Этруски считались отличными металлургами, строителями, опытными мореходами. Господствуя на море, они занимались морским разбоем. В III в. до н.э. римляне покорили этрусков и впоследствии романизировали их. У этрусков были заимствованы многие их достижения в строительном деле, художественной культуре и идеологии. Римляне никогда не отрицали, что письменностью, культурой, многими религиозными обрядами и институтами они обязаны этрускам. К этрускам посылали учиться юношей из знатных семей. Через Этрурию в Рим проникали греческие мифы. В ходе длительного этнокультурного смешения к I в. до н.э. на Апеннинском полуострове сложилась единая италийская народность с единым латинским языком.

Часть населения Апеннинского полуострова составляли греческие колонии. Уже в VIII-VI до н.э. греки населяли берега Южной и Средней Италии, а также остров Сицилию. На базе греческих колоний создавались крупные торговые центры. Греческие колонисты перенесли на полуостров культуру оливководства и виноградарства, технику керамического и металлургического производства. Греческое ремесло, техника сельского хозяйства, военное дело, научные знания, искусство и религиозные представления оказали сильное воздействие на становление Древнеримской цивилизации. Население Апеннинского полуострова испытывало влияние и карфагенян, колонии которых находились на западе Сицилии и на Сардинии.

Итак, Древнеримская цивилизация формировалась под воздействием нескольких факторов:

наличие общеиталийского культурного фонда, в частности, племенных преданий, традиций в керамике и ювелирном искусстве;

присутствие греческого влияния, в том числе через колонистов;

выделение значительной роли этрусского влияния.

Благоприятные природные условия и влияние более развитых цивилизаций способствовали быстрому становлению и развитию Древнеримской цивилизации.

Древнеримская цивилизация охватывает период с VIII в. до н.э. (21 апреля 753 г. до н.э. легендарная дата основания Рима) по V в. н.э. (23 августа 476 г. был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул). В своем развитии цивилизация проходит через три этапа: эпохи Царей (VIII-VI вв. до н.э.), Республики (VI-I вв. до н.э.), Империи (I в. до н.э. V в. н.э.). Эпоха Империи в свою очередь подразделяется на Раннеимперский период (эпоха принципата): 31 г. до н.э. 284 г. н.э., и Позднеимперский период (эпоха домината): 284 476 гг.

Цивилизация царского Рима

Древнейший период истории Рима получил название Царского (VIII-VI вв. до н.э.) Жители Лация центра возникновения Древнеримской цивилизации жили родами, каждый из которых занимал свою территорию (паг), т.е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Он появился на стыке районов 3-х обособленных племенных объединений. Племена (трибы) состояли из объединений родов (курий). В каждой трибе было 10 курий, в каждой курии 10 родов. Такми образом, в каждой трибе было 100 родов, а население всей общины состояло из 300 родов. Все, входившие в родовые объединения, считались членами общины. Это были патриции (потомки отцов), и первоначально только они рассматривались как полноправные граждане. Каждый род имел свое имя, которое носил всякий, входящий в родовое объединение.

Социальная организация архаического Рима еще сохраняла черты родоплеменных отношений. Во главе государства стоял пожизненно избиравшийся царь. Он председательствовал в сенате, выполнял функции жреца, военачальника (возглавлял ополчение граждан легион), законодателя, судьи. Высшим органом был сенат совет старейшин, где было 300 сенаторов, по одному от каждого рода. Народные собрания (куриатные комиции), в которых участвовали представители курий, утверждали решения сената, решали вопросы войны и мира с соседними народами. Основной социально-экономической ячейкой общины была семья (фамилия). Она являла собой как бы общину в миниатюре: глава семьи, дети, внуки, рабы. Семья имела приусадебный участок и могла получить свой участок на общественном поле запасных пахотных общинных землях. Земледелие было тогда основным занятием римлян, хотя огромное значение в их жизни играли военные походы против соседей в борьбе за землю и добычу. Походы обычно начинались в марте и заканчивались в сентябре.

Полноправными членами римской общины считались, как было сказано, лишь патриции, т.е. те, кто принадлежал к знатному роду. Но была и другая социальная прослойка плебеи. Вероятнее всего, это были переселенцы и жители покоренных областей. Они были лично свободны, но не имели никаких прав, не могли владеть городской землей, не получали участка из общественного поля. Плебеи занимались ремеслом, торговлей, поступали под покровительство патрициев, от которых могли получить землю. Эти зависимые люди (клиенты) повиновались патрицию, сопровождали его в военное и мирное время, публично выказывали ему знаки почтения. Низшим слоем населения Рима были рабы. Они пополнялись из числа военнопленных, покупались у соседних племен или проезжих работорговцев. Важным источником пополнения числа рабов было кабальное рабство. По древним судебным обычаям человек, бравший в долг, обязан был вернуть его с процентами. В противном случае его приводили в суд, и он должен был либо вернуть долг, либо компенсировать его, продав в рабство детей, жену или самого себя. Долговое право особенно усилилось, когда Рим попал под власть этрусских завоевателей. В VII в. правители этрусского города Тарквиния подчинили Рим.

Этрусские цари правили до 510 г. до н.э. Наиболее яркая фигура среди них Сервий Туллий (правил в 578-534 гг. до н.э.), предпоследний римский царь. Он считается великим реформатором древнейшего периода Римской цивилизации, во многом определившим ее дальнейшую республиканскую историю. Он разделил Рим на территориальные округа, которые также получили название трибы, но были уже административными единицами взамен трех старых родовых триб. Было создано 4 городских и 17 сельских триб по территориальному, а не кровнородственному признаку. Все население было переписано и разделено на две части: военнообязанных и освобожденных от воинских обязанностей. В основу деления были положены физическая пригодность к воинской службе и имущественное положение. Все мужское население делилось на 5 имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество войсковых единиц сотен (центурий) Каждая центурия являлась не только военной, но и голосующей единицей при выборах в органы власти. Всего было создано 193 центурии, из них 98 первого разряда (18 сотен конных воинов и 80 пеших), т.е. состоящих из самых состоятельных членов общины. Таким образом, большинство на народных собраниях получали самые богатые. Фактически это была диктатура патрициев, но, в то же время, реформы Сервия Туллия нанесли серьезный удар по родовой знати, укрепили территориальную общину, давали возможность выдвинуться человеку неродовитому, но нажившему богатство собственными силами. В результате заговора сенаторов Сервий Туллий был убит. Его политику продолжил его зять Тарквиний Гордый. Однако и он вскоре был изгнан. Сенат упразднил царскую власть. Началось время Римской республики.

Именно греки впервые преподнесли людям и начали развивать философию как отдельную науку, изучающую всеобщие законы движения природы, мышления общества, системы совокупности взглядов на мир и занимаемое человеком места в нем. Впервые древнегреческие философы (Платон, Сократ, Аристотель) занялись исследованиями эстетического и этического отношения человека к миру. Исключительно философские подходы к выполнению любого научного задания лежат в основании древнегреческой науки. По этой причине выделить конкретных ученых, которые занимались только научными проблемами, невозможно. Абсолютно все ученые Древней Греции были мыслителями и философами и обладали прочными знаниями философских категорий.

Математические изыскания

На верхней ступени математического Олимпа стоит гордая фигура Пифагора. Этот древнегреческий математик создал таблицу умножения, которой пользуются сегодняшние школьники, раскрыл тайну прямоугольного треугольника и воплотил ее в теорему, носящую его имя, изучил пропорции и свойства целых чисел. Именно Пифагор утверждал, что красота гармонична, т.е. ее можно заключить в математическую формулу. И доказательством этого является открытие отношения музыкальной к основному тону как 1 к 2, квинты 2 к 3 и т.д. «Все небо - это и число» - таков всей жизни великого .

Медицина

Основоположником современной медицины является Гиппократ, известный древнегреческий врач, автор трактата о целостности человеческого организма. Он разработал теорию индивидуального подхода к каждому больному, ввел непременное ведение истории болезни, привил основы врачебной этики. Отдельное внимание Гиппократ уделял моральному облику докторов и придумал знаменитой клятвы, которой посвящают в профессию всех получающих врачебный диплом. Его бессмертное правило «Не навреди больному» актуально и в наши дни.

История

Автором монументальных трудов по истории является Геродот, положивший начало греческой историографии, а немного позже Ксенофонт продолжил его дело. Самые первые исторические работы Геродота были посвящены значимым политическим событиям, пережитым самим автором. Он пытался в своих трудах достоверно осветить жизнь общества в совокупности с политической и экономической ситуациями.

Периодизация истории Древней Греции, краткая х-рист каждого периода.

История Древней Греции делится на три этапа.

Первый (крито-микенская цивилизация) - это возникновение, расцвет и падение раннеклассовых обществ и первых государственных образований Греции II тыс. до н. э . (история Крита и Ахейской Греции). По своей структуре они напоминали древневосточные. Этот процесс для местного автохтонного населения (пеласгов) был ускорен перемещением греков-ахейцев с севера, с придунайских территорий, на территорию южной части Балканского полуострова в конце III тыс. до и.э.. Они сумели соз­дать собственную государственность и оригинальную культуру.

В конце II тыс. дои. э. происходят радикальные соци­ально-экономические, политические, культурные и этнические перемены. Начиная с XII в. до н. э. на территорию Балканской Греции перемещается новая племенная группа - греки-дорийцы, уничтожившие микенскую цивилизацию.

Второй этап , собственно полисный этап развития уже античной Греции, включает время, наступившее после гибели микенской государственности в XII-­ХI вв. До н. э. вплоть до последней трети IV в. до н. э . открывая уже полисный этап развития античной Греции. Он включает в себя три перио­да:

1. Гомеровский, или предполисиый (тёмные века), XI-IX вв. до н. э. Он характеризуется господством родоплеменных отношений на территории Балканской Греции.

2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.) - фoрмирование полисных структур, период Великой греческой колонизации и раннегреческих тираний.

3. Kлассическaя Греция (V-IV вв. до н. э.) - расцвет древне-греческих полисов, их экономики, период нaивысших культур­ных достижений древних греков.

После восточного похода Александра Македонского и созда­ния системы эллинистических государств начинается третий этап древнегреческой истории - эпоха эллинизма (последняя треть IV в. до н. э. - 30 r. до н. э.). Последняя дата знаменует формальное завершение истории Древней Греции. Это почти три столетия, на протяжении которых были созданы огромные эллинистические государства с разветвленной экономикой и син­кретической культypой, включившей в себя и западные, и вос­точные элементы. Завершается этот этап в конце I в. до н. э., когда эллинистические государства, испытывавшие агрессивное co стороны Рима и Парфянской державы, были ими завоеваны.

В 30 году до н. э. последнее из эллинистичecких государств, птолемеевский Египет, теряет независимость и становится добычей Рима. С этих пор история регионов Древней Греции и бывших эллинистических государств излучается уже в рамках истории Древнего Рима.

Основные достижения культуры древних греков

Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни.

Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек.

Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры.

герой культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п.

Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах. Или же скульптура Афродиты Милосской. Высота фигуры соответствует росту средней гречанки-девушки, в ней нет никакой помпезности и показного величия, но зато столько поднесенного спокойствия, красоты женского тела, выражено в мраморе.

За Гераклитом, в греческой культуре человек рассматривается как смертный БОГ, а БОГ - как бессмертный человек (антропоморфизм) .

Такая черта пронизывает не только искусство, но и философию, науку, мифологию, все мировоззрение. Уже ранние философские системы Анаксилеандра, Парменида, Пифагора, Демократа, Гераклита, "логосу", диалектики в строении мира. Знаменитое выражение Гераклита о том, что дважды невозможно войти в одну и туже речку, стало со временем исходной точкой разработки диалектики как принципа философского мышления. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон) . В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" Геродот зачал летописно-описовую форму изучения общества. Аристотель в научной работе "Политика" сформировал первую теорию государства. Греческий ученый Эвклид заложил основы геометрии, Архимед - механики.

Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н э театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - гр слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".

В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. Зрителей. Все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах. Они устраивали спектакли 2-3 раза в год. Спектакли начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. Каждый день показывали несколько пьес. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии) . Очень популярны были трагедии Эсхила ("Персы") . Большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пьеса "Птицы") .

В Греции 1 раз в 4 года проводились всенародные спортивные соревнование - игры (в г. Олимпии) . За легендой, Олимпийские игры основал знаменитый герой Геракл. Первые игры - 776 г до н э. Они проводились с тех пор 1000 лет, к тому времени когда их запретили по требованию христиан (4 в н э) . Возобновили их в 1896г. С тех пор они стали всемирными и проводятся в разных странах по очереди.

Гомер "Илиада" и "Одиссея" ХІІІ в до н э.

Статую Афини Палаады В Парфеноне ("Храм девы") сделал Физиа (11 м высоты) - из слоновой кости и золота.

В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов: Дорийские, ионийские, коринфские. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира.

Скульптура: Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др.

Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобоя" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Апполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.

Исследования древних греков

Греция с давних времен славилась не только развитым искусством, архитектурой и философией, но и талантливыми, опередившими свое время учеными. Но почему жителям Эллады удалось сделать такой большой рывок в развитии? Как проходил процесс преобразования первобытного строя в античную цивилизацию?

Предпосылки развития научной мысли в Греции

Огромное влияние на развитие греческой культуры и науки оказывали геополитические факторы: близкое соседство с такими древними цивилизации как Египет и Вавилон способствовало обмену знаниями, полученными в наследство от прошлых поколений.
Большинство известных нам древнегреческих ученых значительную часть своей жизни провели в путешествиях. , например, свою молодость провел в Египте, где изучал математику, геометрию и естественные науки. Почувствовав, что этого недостаточно, великий ученый отправился в Вавилон, откуда вернулся на родину умудренным старцем.


Первым греческим путешественником, записи о котором сохранились и дошли до наших дней, был Ганнон. Экспедиция с ним во главе была организована сенатом Карфагена. Поставленная цель была весьма непростой, но необходимой – колонизация новых земель в западной части Африканского континента. Обогнув Гибралтарский пролив, множество галер с более чем 30 000 переселенцев на борту достигла тропиков. Когда экспедиция начала ощущать нехватку провизии, Ганнон приказал развернуть флот, и отправиться обратно в Карфаген. Необычный климат и вражеское отношение туземцев к грекам не позволило обосноваться в новом месте, но после путешествия Ганнон получил новую информацию об отдаленном крае.
Еще один всемирно известный древнегреческий ученый, который по праву считается «отцом истории», – Геродот, был вдохновлен историями о плавании Ганнона , и в возрасте 20 лет также отправился в морское путешествие, целью которого было исследование далеких земель. В то время школа пифагорийцев уже начала выдвигать версии о том, что земля имеет форму шара, однако Геродот, не поддерживая такую теорию, решил самостоятельно доказать обратное.
Рвению Геродота к странствованиям способствовало и то, что он происходил из богатой семьи, которая обладала обширными торговыми связями. С самого раннего детства будущий историк часто встречался с людьми из разных стран, сосредоточено слушал их рассказы о дальних странствованиях и мечтал над созданием собственной экспедиции.
В 464 году Геродот отправился с родного Галикарнаса в Егтпет, где посетил Мемфис, Фивы и Гелиополис – город Солнца. С дотошностью настоящего натуралиста он описывал разливы Нила, изучал повадки крокодилов, занимался исследованием религиозных обрядов египтян. Его записи позволили ученым современности узнать много нового об устройстве древнего мира, расшифровать часть иероглифической письменности и восстановить условия быта подданных фараона.
Кроме того, Геродот впервые среди современников обнаружил, что Африканский континент простирается далеко за пределы северного тропика. До него люди считали, что Африку можно легко обогнуть и вернуться назад через Гибралтарский пролив.
Путешествие Геродота было действительно длительным – он посетил Вавилон, после чего отправился к берегам Каспийского моря. В своих записях ученый описывает Каспий как море, которое не имеет соединения с другими, и находится «само по себе».


По прошествии столетия после смерти Геродота, в очередную экспедицию, в этот раз – на север, отправился греческий географ и астроном Пифей . В 340 году он отправился в довольно рискованное плавание на единственном корабле. Сначала его экспедиция причалила к берегам иберийского полуострова, территории современной Испании. Далее корабль прошел вдоль побережья Франции, и вошел в Ла-Манш, причалив к острову Альбион (современная Англия). Там он познакомился с местными жителями, отметив их дружелюбие, честность и изобретательность. Предки современных британцев вели активную торговлю оловом, залежи которого были тогда единственными во всей Европе.
На этом Пифей не удовлетворил своего интереса, и продолжил плавание вплоть до Скандинавского полуострова. Согласно с его записями, продолжительность дня сократилась до двух часов, что свидетельствует о пересечении им северного полярного круга. Как упоминал Пифей, далее продолжать путешествие было невозможно, так как он достиг края Земли. Он развернулся на восток и поплыл к устью Рейна, встретив там народности остионов и германцев. Далее экспедиция доплыла к Эльбе, после чего вернулась обратно на родину. Общая продолжительность странствий составила немногим больше года, за это время Пифею удалось сделать несколько важных научных открытий. Он узнал, что Луна влияет на приливы и отливы, а Полярная звезда меняет свое положение в зависимости от положения наблюдателя.
Из таких путешествий греки узнавали много нового, получая информацию, недоступную их современникам из соседних стран. Имея развитую науку, жители Эллады смогли использовать данные для объяснения закономерностей в природе, развили мысли о мироздании.


Важнейшей отраслью науки, получившей быстрое развитие в период античности, была математика. В отличие от египтян, которые использовали математику и геометрию чисто с практической целью, греки пытались через цифры выразить закономерности в окружающем их мире. Они считали, что все явления природы имеют четкую структуру и последовательность, которую можно рассчитать, имея для этого достаточный багаж знаний. Через два тысячелетия Галилео Галилей сформулировал эту мысль по-своему: согласно с его словами, «книга природы написана на языке математики».
Одно из важных достижений греков – изобретение счетной доски (абака) . С помощью этого инструмента значительно упростились расчеты при торговле, строительстве и в быту. Кроме того, греки разработали собственные обозначения для цифр.
Значительный вклад в развитие геометрии, математики и естественных наук, сделал легендарный ученый античности Пифагор. Вернувшись из странствований, он основал школу «пифагорийцев», которая являлась своего рода тайным духовным орденом. Пифагорейцы занялись развитием мысли о том, что числа правят миром, изучали влияние математики на явления природы, архитектуру и музыку. Пифагор впервые ввел понятие аксиом и теорем, теорию чисел и основы дедукции.
Великий ученый древности Демокрит в свое время сделал пророческое открытее – он считал, что вся окружающая нас материя состоит только из мельчайших частиц, – атомов и отделяющих их друг от друга пустоты. Это учение получило название «атомизм» и смогло объяснить множество явлений природы.

Развитие медицины и естествознания


Одной из предпосылок увеличения продолжительности жизни в древнем мире было развитие медицины и придание её статуса точной науки. Одним из первопроходцев на этом поприще был Гиппократ . До сегодняшнего дня сохранились множество его трудов, хотя современные ученые ставят под сомнение то, что Гиппократ лично писал все главы. Скорее всего, основные тезисы постепенно дополнялись его учениками по мере накопления опыта.
Великий философ древности Аристотель , занимавшийся в первой половине своей жизни чисто теоретическими размышлениями, к зрелому возрасту окунулся в изучение устройства мира, в частности – исследования растений, анатомии животных и людей. Его работы использовались современниками, как для обучения, так и с практической целью.
Теоретические и эмпирические знания, полученные античными учеными во время их странствий и практической деятельности, позволили сделать Греции огромный рывок в развитии. К сожалению, большая часть этих знаний считается утраченными, к нашему времени дошла только незначительная доля информации, но и она является бесценной.
Греки дали средневековым ученым начальный багаж знаний, которые использовались для дальнейших исследований. Их теория об устройстве мира, форме Земли и атомарном строении вещества кажутся поистине гениальными и пророческими, даже с точки зрения современной науки. Трудно представить себе, до чего могли бы дойти античные исследователи, если бы их страна не оказалась увлеченной военными распрями, ослабившими науку.

    Додеканес

    Юго-восток Эгейского архипелага занимает группа островов, которую объединяют под общим названием Додеканес, то есть «Двенадцать островов». Греческое название островов отличается от русского (с ударением на последнем слоге): Додеканисос, так как топоним образован от «додекада» (дюжина).

    Герой Греции - князь Александр Ипсиланти

    Некрасивые звёзды. Георгия Василиаду.

    Метеоры. Метеорские скалы

    В центральной Греции, в северо-западной части Фессалии, между вершинами Хася и Пиндос, там где заканчивается фессалийская равнина, гигантские скалы создают фантастическое зрелище, которое можно считать уникальным во всем мире. Никаких описаний относительно этих скал не существует, ни в мифологии, ни у греческих или зарубежных историков Метеоры.



 
Статьи по теме:
Как учитывать кассовые документы в 1с 8
В бухгалтерии кассовые документы, в большинстве случаев, оформляются 2 документами: (далее РКО) и (далее ПКО). Они предназначены в целях принятия и выдачи наличных в кассу или из кассы организации.Возврат работником займа;Другие операции, касающиеся посту
Схемы исправления старых ошибок
Конфигурация: 1С:Бухгалтерия Версия конфигурации: 3.0 Дата публикации: 15.02.2017 Часто работая с программой 1С:Бухгалтерия 8.3 мы видим как бухгалтера или менеджеры при отгрузке правят документы Отгрузки или Поступления. Такие операции не допустимы
Описание и приготовление колпака кольчатого (гриба курочки) Как отличить колпак кольчатый от бледной поганки
Колпак кольчатый (Rоzitеs сарeratus) - съедобная разновидность, относящаяся к семейству Паутинниковые и роду Паутинник (Соrtinаrius). В западноевропейских странах такой гриб считается деликатесным блюдом.Колпак кольчатый - съедобная разновидность, относящ
Календарь изобретений на каждый день
За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и понять, как устроен мир вокруг нас. Оценить всю важность этих открытий очень сложно, если не сказать, что п