Бомбардировки Дрездена — «Это невозможно оправдать. Бомбардировка Дрездена — воспоминания об аде Дрезден бомбили по просьбе советского командования

А что Дрезден??? Ну вот что все носятся именно с Дрезденом???
Союзники бомбили ВСЁ подряд все города
Гамбург - 37 554 человека, погибли в результате той грандиозной операции союзников в конце июля - начале августа 1943 г. Из каждой тысячи человек населения тогда погибло в среднем 22,1 человека. 25 965 человек, или почти 70 % погибших, проживали в расположенном в центре города районе Grossbezirk Mitte. Соотношение жертв в этом районе составило 59,6 человека на тысячу его жителей. В районе Grossbezirk Mitte число погибших женщин было на 45 % выше количества жертв среди мужчин. А число людей, погибших в жилых зданиях Grossbezirk Mitte, оказалось еще выше, по сравнению со средними данными по центральным районам. Потери здесь составили 18 500 человек, то есть более половины из официально зарегистрированного общего числа погибших.
Так, например, в районе Хаммербрук средние потери составили 361,5 человека на тысячу, то есть каждый третий нашел свою смерть в пламени пожаров. В двух других районах эти данные составляют соответственно 267,2 и 160 человек на каждую тысячу жителей.
Число погибших в результате бомбежек союзников в Гамбурге превышает количество погибших в целой земле Бавария. Но даже эта цифра 37 554 не отражает точное число жертв. После проведенных в течение ряда лет исследований стало ясным, что сюда следует добавить еще как минимум 17 372 человека.

То, что произошло во время широкомасштабных воздушных ударов с применением огромного количества зажигательных бомб, было за пределами всей предыдущей практики городских служб и населения.
Пока пожарные и представители гражданской обороны пытались бороться с первыми пожарами и откапывать первые жертвы из-под развалин, имея все шансы спасти людей, на плотно застроенные жилые кварталы восточной части города обрушился второй мощный удар. Возникли очаги многочисленных пожаров, которые вскоре разрослись в огненное море, затопившее целые кварталы, уничтожавшее все и всех на своем пути.
Третья и четвертая волна бомбардировщиков завершила разрушительную работу. Огонь обрушился на те районы города, которые пощадили прежние бомбардировки. Одновременно бомбежкам подверглись два соседних небольших городка Эльмсхорн и Ведель, куда стекался поток беженцев из Гамбурга. Эти операции, осуществленные Королевскими ВВС под покровом ночи, явно были рейдами террора. В дневное время бомбардировщики ВВС США атаковали военные и промышленные объекты в районе доков, в первую очередь верфи, где строились боевые корабли и подводные лодки. Американцы применяли в основном фугасные бомбы.
Смелые попытки бороться с огнем в самом городе, которые на первых этапах бомбардировок предпринимали бригады пожарных с помощью сил гражданской обороны и населения, вскоре были пресечены новыми и новыми потоками зажигательных бомб, падавших на крыши, а затем с крыш. Повсюду сразу же возникли новые пожары. Наконец, из-за острой нехватки воды, работы по тушению огня были полностью парализованы. Некоторое представление об интенсивности воздушных налетов может дать тот факт, что на один из участков размером примерно 75 на 45 метров было сброшено 65 зажигательных бомб, четыре емкости с фосфором и одна фугасная бомба. На один из средних заводов англичане сбросили 155 зажигательных бомб. Эти цифры отражают не только степень той катастрофы, что пришлось пережить городу. Они дают примерное соотношение между весом сброшенных на Гамбург зажигательных и фугасных бомб.
Городская система водоснабжения получила 847 прямых попаданий фугасными бомбами, и очень скоро водопровод был уже не в состоянии обеспечить даже насущные нужды населения. Это значительно затрудняло работу городских пожарных команд. Пожарные получали столько вызовов, что были просто не в состоянии с ними справиться. Городские власти рассчитывали на получение помощи извне, но что можно было поделать, когда пожары одновременно охватили 16 тысяч зданий, а городские кварталы раскалились до ужасающих температур (более 800 градусов по Цельсию), когда пламенем были охвачены не отдельные дома, а целые районы? Жар приводил к тому, что пламя охватывало все новые и новые здания, и это происходило настолько быстро, что сотни пытавшихся спастись мужчин, женщин и детей сгорали заживо прямо на улицах и площадях.
Во многих местах горевшие руины источали такой жар, что даже после того, как удавалось сбить само пламя, проходило несколько дней, прежде чем можно было просто пытаться попасть на эти улицы. В районах возгорания только через 30 часов после окончания налетов можно было разглядеть хоть что-то при естественном освещении. До этого плотные облака черного дыма, смешанного с пылью, полностью заслоняли даже безоблачное небо.

Точно так же Хиросима и Нагасаки - это хорошо, но был Токио, где ами точно также фугасками и зажигалками работали по хижинам япов из бумаги и дерева, и где потери были больше чем в Х и Н.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ - бомбёжки Мурманска и Сталинграда - где сожаление и переживания по убитым гражданским???
Немцам просто прилетела ответка - и да, Герника, задуманная Шпеерле была первой - так что "аз воздам"

Бомбардировка Дрездена является наверное самой страшной картиной бомбардировок союзными бомардировщиками немецких городов.

Но как показывают факты на самом деле именно этот случай почему-то сильно делают основным.

Офицальная хронология событий

16 января 1945 г. объединенный комитет английской и американской разведок (JIC) прогнозировал, что вероятный худший сценарий состоит в том, что советское зимнее наступление и весеннее наступление союзников на западе не приведут к решительному успеху, после чего потребуется координация наступления на западе в августе 1945 с советским летним наступлением 1945. (Biddle)

21 января комитет разведки стратегических ВВС США вынес заключение, что армии западных союзников утратили инициативу на западном фронте, и что Люфтваффе смогло восстановиться до степени, не считавшейся возможной союзной разведкой 8 месяцев назад.

В тот же день JIC призвал к срочному пересмотру использования бомбардировочных сил, наставивая на том, что степень успеха достигнутая нынешним советским наступлением по всей вероятности будет иметь решающее значение для продолжительности войны, и что синхронизированные с советским наступлением удары по Берлину помогут русским, в особенности если они будут скоординированы с изоляцией восточной Пруссии и взятием Бреслау.

Подчёркивалось, что срыв немецкого железнодорожного сообщения воспрепятствует упорядоченному перемещению немецких войск на восточный фронт и действию немецкой военной машины.

В тот же день дальнейшее обсуждение в командовании британских ВВС привело к заключению, что бомбардировки ключевых немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта -- Берлина, Лейпцига, Хемница и Дрездена -- окажут важное содействие советскому наступлению.

В частности, узел Дрездена был центром транспортно-логистической сети Германии на восточном фронте. В него сходились и через него проходили три пучка маршрутов Рейха в направлениях запад-восток и север-юг.

Дрезден обеспечивал транспортировку на восточный фронт немецких сил и военных поставок с запада Германии, из Италии и Норвегии и их транспортировку вдоль линии восточного фронта

25 января в новом отчёте английская разведка отметила, что «успех текущего русского наступления видимо окажет решающее влияние на длительность войны. Считаем целесообразным срочно рассмотреть вопрос о помощи, которую может оказать русским стратегическая авиация Великобритании и США в течение следующих нескольких недель».

Вечером того же дня Уинстон Черчилль, ознакомившись с докладом, адресовал министру ВВС Арчибальду Синклеру (англ. Archibald Sinclair) депешу, спрашивая, что можно сделать, чтобы «как следует отделать немцев при их отступлении из Бреслау» (в 200 км к востоку от Дрездена).

26 января Синклер в своём ответе отметил, что «наилучшим использованием стратегической авиации представляются бомбёжки немецких заводов по производству нефти; отступающие из Бреслау немецкие части надо бомбить прифронтовой авиацией (с малых высот), а не стратегической (с больших)»; отметив, однако, что

«при благоприятных погодных условиях можно рассмотреть бомбёжки крупных городов восточной Германии, таких как Лейпциг, Дрезден и Хемниц».
Черчилль выразил неудовольствие сдержанным тоном ответа и потребовал рассмотреть возможность бомбардировок Берлина и других крупных городов восточной Германии.

Пожелание Черчилля о выработке конкретных планов ударов по городам восточной Германии Синклер перенаправил начальнику штаба ВВС Чарльзу Порталу, который в свою очередь перенаправил его своему заместителю Норману Боттомли

27 января Боттомли направил начальнику бомбардировочного командования Королевских ВВС Артуру Харрису приказ о нанесении бомбовых ударов по Берлину, Дрездену, Лейпцигу, Хемницу, как только позволят погодные условия. Синклер отрапортовал Черчиллю о принятых мерах, отметив что «внезапная массированная бомбардировка не только внесёт беспорядок в эвакуацию с востока, но и затруднит переброску войск с запада».
28 января Черчилль, ознакомившись с ответом Синклера, не высказал новых комментариев.

Миф первый--о просьбе СССР

4 февраля, в первый день Ялтинской конференции, первый заместитель начальника советского Генштаба генерал А. И. Антонов поднял на конференции вопрос о необходимости затруднить переброску немецких войск на восточный фронт путём нанесения воздушных ударов по Берлину и Лейпцигу. Чарльз Портал, также находившийся в Ялте, запросил Боттомли направить ему список целей, который следовало обсудить с СССР.

Направленный Боттомли список включал нефтеперерабатывающие, танковые и авиационные заводы, а также Берлин и Дрезден.

Однако, в официальных документах упоминания о Дрездене советской стороной нет.

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей

Меморандум Королевских ВВС, с которым английские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой (13 февраля), сообщал, что:

" Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам.

В середине зимы, с потоками беженцев направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов.

В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС."

В качестве цели его предложил начальник штаба Королевских ВВС сэр Чарлз Портал на основании списка, который представил его заместитель сэр Норман Боттомли.

Началось практическое планирование операции, к которому подключилось командование ВВС Армии США в Европе во главе с генералом Карлом А. Спаатсом.

Уже 7 февраля Спаатс проинформировал генерал-майора Дж. Р. Дина, шефа американской военной миссии в Москве о приоритетных целях 8-й воздушной армии (в порядке убывания по важности): Берлин, Лейпциг, Дрезден, Хемниц. Упоминалось еще несколько менее важных городов.
Таким образом, просьб и требований относительно Дрездена с советской стороны не было. Советские союзники в известность о предстоящей бомбардировке поставлены были.

Миф второй--раньше Дрезден не бомбили

Ка раз бомбили и делали это по просьбе СССР. Но в 1944 году.

Хронология основных событий такова:

  • 1942-1944: Сталин получает уверения западных союзников в том, что СССР может рассчитывать на помощь западной стратегической авиации для поддержки советского наступления в Германии.
  • Июнь-июль 1944: советское командование передает через Новикова запросы западным союзникам о бомбардировке Дрездена для поддержки советского наступления.
  • 7 октября 1944: USAAF проводит бомбардировку железнодорожного узла Дрездена.

В немецких источниках события выглядят так:

Dresden erleidet zwischen 12:34 und 12:36 Uhr den ersten Luftangriff. 29 US-amerikanische Bomber werfen 290 Sprengbomben zu je 250 kg auf den Stadtteil Friedrichstadt ab. Ziele sind der Bahnhof, der Rüstungsbetrieb Seidel & Naumann und der Hafen. Insgesamt 270 Menschen sterben bei diesem Bombenangriff

Т.е. союзники бомбили именно железнодорожный узел в течении 2 минут и нанесли ему повреждения. Они точно знали где находятся железнодорожные ветви и им не нужно было бомбить город для этого

Все было сделано правильно.

Миф третий--в Дрездене не было военного производства

Сейчас бытут миф будто там не было военного производства--но это не так.

Курт Воннегут, "Бойня номер пять", писал:

"Все остальные большие города в Германии были страшно разбомблены и сожжены. В Дрездене даже ни одно стекло не треснуло. Каждый день адским воем выли сирены, люди уходили в подвалы и там слушали радио. Но самолеты всегда направлялись в другие места - Лейпциг, Хемниц, Плауэн и всякие другие пункты. Такие дела.
Паровое отопление в Дрездене еще весело посвистывало. Звякали трамваи. Свет зажигался и когда щелкали выключатели. Работали рестораны и театры. Зоопарк был открыт. Город в основном производил лекарства, консервы и сигареты."

В Historical Analysis of the 14-15 Feb. 1945 Bombing of Dresden Prepared by: USAF Historical Division, Research Studies Institute, Air University сказано:

Воннегут вовевал в американской армии, попал в плен к немцам и стал очевидцем бомбардировки. Книга, написанная им через 23 года после войны, по сей день пользуется популярностью. И, соответственно, оказывает влияние на общественное мнение.

Есть такие факты.

"По состоянию на февраль 1945 года в Дрездене находилось как минимум 110 промышленных предприятий, являвшихся законными военными целями*.

Только на производстве оружия было занято 50 тысяч человек. В числе этих предприятий – различные мощности по выпуску компонентов для авиапромышленности; фабрика отравляющих газов (Chemische Fabric Goye); завод зенитных и полевых орудий Лемана; крупнейшее в Германии оптико-механическое предприятие Zeiss Ikon A.G.**; а также предприятия, выпускавшие рентеновские аппараты и электроаппаратуру (Koch u. Sterzel A.G.), коробки передач и дифференциалы (Saxoniswerke) и электрические измерительные приборы (Gebruder Bassler)."

Одним словом город был мощным военным производственником

Дрезден защищали зенитные батареи, находившиеся частично в ведении Дрезденского, частично – Берлинского окружных командований люфтваффе. Кроме того, немцы не объявляли Дрезден открытым городом.
Таким образом, столица Саксонии была легитимной военной целью, это так. Но в тако случае удары нужно бомбить имено военное производство, а не жилые кварталы.

В Дрездене было много военных и военно-промышленных объектов, но такие объекты были размещены в огромном количестве по всей Германии, существенно в большем количестве, чем могло покрываться совокупной пропускной способностью английской и американской авиации.

Категории целей поэтому приходилось приходилось жёстко приоритизировать (в зависимости от изменяющихся условий приоритеты сдвигались: например, после возрождения Люфтваффе электросеть сдвинулась вниз по списку, а заводы авиапромышленности поднялись вверх) и было возможным таргетировать только цели высших приоритетов -- которых всё равно оставалось очень большое количество по всей Германии, включая её западную часть.

При этом Дрезден находился на пределе дальности действия авиации союзников, его бомбардировка была опасной и тяжёлой (пилоты только в направлении "туда" провели 8 часов на кислороде) и требовала исключительной сложности исполнения (создания множественных отвлекающих сил и т.д.).

По совокупности этих факторов, ввиду лишь одних дрезденских военно-промышленных целей, Дрезден вероятно избежал бы массированных бомбардировок.

Миф четвёртый--Дрезден понес самые страшные потери

Бобмардировка Дрездена очень сильно распиарена, вот почему.

Однажды коммодор Королевских ВВС Колин МакКей Грирсон, который 16 февраля на брифинге для журналистов заявил:
"Прежде всего Дрезден и ему подобные города – центры притяжения для беженцев. Кроме того, через эти города идет движение на Русский фронт, с Запада на Восток, и они достаточно близко расположены от линии фронта. Полагаю, все это оправдывает бомбардировку".

Отвечая на дальнейшие вопросы журналистов, Грирсон сказал (не для протокола):
"Наша цель – уничтожить все, что еще осталось от германского боевого духа".

Агентство Ассошиэйтед Пресс разнесло его слова по миру, нейтралы заговорили о том, что союзники взяли курс на террористические бомбардировки - и в результате неумное поведение Грирсона в сочетании с усилиями геббельсовских пропагандистов привели к тому, что Дрезден стал "зоной особого внимания".

Как будто это был первый город, разрушенный британской авиацией. Как будто в Гамбурге не погибли 40 тысяч человек. Как будто другие германские города от бомбардировок ничуть не пострадали.
Например процент разрущения домов в Дрездене едва достигал 50%.

А вот, для справки, список германских городов, разрушенных более чем на 50%:

50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих
Налет на Дрезден не был чем-то необычным. В июле 1943 года британский авианалет на Гамбург вызвал аналогичный огненный смерч, уничтоживший 56 процентов городских строений и 40 тыс. жителей.

В Дрездене погибло 25 тысяч человек, на 15 тысяч меньше чем в Гамбурге.

На самом деле союзники уничтожали почти полностью города которые вообще часто не имели стратегического значения.

А те стратегические важные города подвергавшиеся атакам гибло прежде всего гражданское население, а военное производство несло минимальные потери.

Везель пострадал намного больше чем Дрезден

Генерал Дуайт Эйзенхауэр осматривает цитадель города Юлих, это небольшой город был разрушен полностью, в самом прямом смысле этого слова

Он не был военным или промышленным центром, просто город. Но сегодня помнят только о Дрездене.

Подводя итоги можно сказать следующее

  • СССР не просил в январе о бомбардировке Дрездена
  • Дрезден был военной целью
  • Дрезден бомбился в октябре 1944 года и удар был точеным по железнодорожному узлу, чтобы нанести удар транспортному узлу не нужно было выжигать город
  • Масштабы бомбардировки значительно преувеличены, другое, менее значимые города страдали гораздо больше

Дрезден был разрушен англо-американской авиацией.
Первые бомбы были сброшены английскими самолётами 13 февраля 1945 г. в 22:14 по центральноевропейскому времени. 14 февраля были нанесены новые воздушные удары. В результате бомбардировок поочередно фугасными и зажигательными бомбами образовался гигантский огненный смерч, температура в котором достигала 1500 °C.
К 15 февраля "Флоренция на Эльбе" превратилась в город руин, разделив печальную участь сотен советских, польских и немецких городов.

Дрезден разделил, одним из самых последних, судьбу всех крупных и средних городов Германии, попавших под ковровые бомбардировки. Но именно название "Дрезден" стало нарицательным для бессмысленного уничтожения мирного населения и культурных ценностей, так же как "Хиросима" навсегда связана с атомным апокалипсисом.
Почему именно Дрезден? Очевидно, как самый вопиющий пример: самый конец войны, госпитальный город, огромное число жертв среди мирного населения, а ещё потому, что Дрезден - один из культурных символов Европы. "Флоренция на Эльбе", блистательная столица Саксонского королевства, воспетая в картинах Беллотто. Всё, что созидалось там веками, было стёрто за несколько часов прицельного бомбометания.

Кому нужны подробности, есть очень информативная статья в Википедии "Бомбардировка Дрездена ".

Союзники почти не бомбили промышленные объекты, а те незначительные повреждения, которые чуть ли не случайно наносились некоторым заводам, очень быстро ликвидировались, рабочие, при необходимости заменялись военнопленными, тем самым военная индустрия функционировала на удивление успешно. «Мы были в бешенстве», - вспоминает Форте, «когда после бомбардировок выходили из подвалов на превращенные в руину улицы и видели, что заводы, где выпускались танки и пушки, остались не тронутыми. В таком состоянии они оставались до самой капитуляции».

В этом таится загадка, которую нам, пожалуй, никогда не открыть - почему англо-американская авиация длительное время отказывалась нанести удар по гитлеровскому рейху в его наиболее уязвимом месте - разбомбить оборудование нефтедобывающей индустрии, поставляющей топливо полчищам немецких танков гоняющим по русским просторам. До мая 1944 года лишь 1,1 процент всех бомбометаний приходился на эти объекты. Разгадкой может служить тот факт, что эти объекты были построены на англо-американские средства, к строительству привлекался капитал Standart Oil of New Jersey и английской Royal Dutch Shell . Не в последнюю очередь сказался интерес западных союзников желавших обеспечить немецкие танки достаточным количеством топлива, чтобы те достаточно долго сдерживали русских вдали от своих границ.

Главный вокзал, 1944 год.


Фрауэнкирхе, церковь-колокол, шедевр барокко, символ города. Около 1940-44:


Она же:



1943, Хофкирхе:





1940-й:





1944 г. Владелец диапозитива выцарапал нацистские символы с флагов:




Старый Рынок (Альтмаркт):





Дрезденский замок:





Ещё один вид на замок через Цвингер:





Новая Ратуша:




Вид города с Эльбы:



Дрезденский трамвай 25-й линии:





Всё это доживало свои последние дни...

*****
...В начале 1945 года самолеты союзников сеяли с мерть и разрушение над всей Германией - но старинный саксонский Дрезден оставался среди этого кошмара островком спокойствия.

Знаменитый как культурный центр, не имевший военных производств, он был фактически ничем не защищен от ударов с неба. Лишь одна эскадрилья располагалась одно время в этом городе художников и ремесленников, но и ее уже не оставалось к 1945-му. Внешне могло сложиться впечатление, что все воюющие стороны отводили Дрездену статус "открытого города" согласно некоему джентельменскому соглашению.

К четвергу 13 февраля поток беженцев, спасающихся от наступления Красной Армии, которая находилась уже в 60 милях, увеличил население города до миллиона с лишним. Иные из беженцев прошли через всякие ужасы и были доведены до полусмерти, что заставляло позднейших исследователей задумываться о пропорциях того, что Сталину было известно и подвластно, и того, что делалось без его ведома или помимо его воли.

Была масленица. Обычно в эти дни в Дрездене преобладала атмосфера карнавала. На этот раз обстановка была довольно мрачной. Беженцы прибывали с каждым часом, и тысячи людей устраивались лагерями прямо на улицах, едва прикрытые лохмотьями и дрожащие от холода.

Однако люди чувствовали себя в относительной безопасности; и хотя настроение было мрачное, циркачи давали представления в переполненных залах, куда тысячи несчастных приходили забыть на какое-то время об ужасах войны. Группки нарядных девчушек силились укрепить дух изнуренных песенками и стихами. Их встречали полупечальные улыбки, но настроение поднималось...

Никто в эти минуты не мог представить, что меньше чем через сутки эти невинные дети будут заживо сгорать в огненном смерче, созданном "цивилизованными" англо-американцами.

Когда первые сигналы тревоги ознаменовали начало 14-часового ада, дрезденцы послушно разбрелись по своим убежищам. Но - без всякого энтузиазма, полагая, что тревога - ложная. Их город никогда до того не был атакован с воздуха. Многие никогда бы не поверили, что такой великий демократ, как Уинстон Черчилль, вместе с другим великим демократом Франклином Делано Рузвельтом, решит казнить Дрезден тотальной бомбежкой.

вот как выглядел Дрезден вскоре после бомбардировки.

1946 год:






Таким стал Альтштадт, старый город...





Руины знаменитой Фрауэнкирхе в 1946 г.:





После бомбёжки огромная церковь-колокол ещё стояла несколько часов, излучая не десятки метров вокруг себя нестерпимый жар. Но потом всё же обрушилась.

Власти ГДР поступили очень мудро, законсервировав эти руины как памятник жертвам войны.





Когда пришло время, этот символ города восстановили, да так,
что каждый уцелевший камень вернулся на своё место.
Хотя памятник на 80% воссоздан из новых материалов, его язык не повернется назвать "новоделом".


Все руины, кроме ценных архитектурных памятников, разобрали в 1950-е гг.




Поразительно, но в самых разрушенных городах Европы наиболее целыми оказывались старинные храмы. Наверное, тогда строили прочнее. Кажется, это башня Хофкирхи:




Замок весь выгорел и эти руины начали восстанавливать, кажется, только в конце 1980-х:




Трамвай среди руин, очень напоминает послевоенный Кёнигсберг-Калининград:





Вокзал:




Венская площадь:





Эти руины будут стоять ещё долго:









Восстановление исторического центра Дрездена продолжается уже более 60 лет
и займёт, вероятно, ещё несколько десятилетий.
В 2000-е власти перешли от реставрации отдельных памятников к воссозданию целых кварталов. Крупнейшим проектом стало строительство "с нуля"
исторического района Нового Рынка (Ноймаркт) вокруг восстановленной Фрауэнкирхе.

Бомбардировка Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года до сих пор остается одним из самых узнаваемых эпизодов Второй мировой войны, в немалой степени благодаря книге Воннегута "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей". Мне захотелось свести воедино кое-какие имеющиеся у меня данные и высказать свое мнение о причинах и результатах этого налета. Пост получился довольно-таки длинным, имейте в виду.

Часть I. Дрезден и нацистская военная экономика

В начале Второй мировой войны в Дрездене проживало 642 тысячи человек. Это делало его седьмым по размеру немецким гордом - после Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Кёльна, Лейпцига и Эссена.

Город был чрезвычайно важным транспортным узлом, в котором сходились три крупных железнодорожные ветки: Берлин-Прага-Вена, Мюнхен-Бреслау и Гамбург-Лейпциг. Важность Дрездена для транспортной сети Германии ясна из того факта, что в 1939 году Саксония была седьмой по территории и протяженности ж/д среди прочих немецких земель, и при том третьей по общему тоннажу грузоперевозок. Вот карта немецких железных дорог в 1932 году (кликните для большего разрешения):

Вот еще одна карта. Читается она лучше предыдущей, но показаны только те ж/д узлы, которые подвергались бомбардировкам авиации союзников (кликните для большего разрешения):

По данным USAF, к 1945 году в городе находилось до 110 важных заводов и промышленных обьектов. На заводах, имеющих отношение к производству военной продукции, трудилось до пятидесяти тысяч человек. В частности, в Дрездене находились: распределенное авиационное производство, производство химического оружия (Chemische Fabric Goye & Company), производитель рентген-аппаратов (Koch & Sterzel A.G.), производство зенитной и полевой артиллерии (Lehman), пожалуй, самый важный оптический завод в Германии (Zeiss Ikon A.G.), и предприятия электрического и механического машиностроения (напр. Gebruder Bassler и Saxoniswerke). Также в городе имелся арсенал и казармы.

Часть II. Причины февральского налета на город

Для начала, взглянем на положение на советско-германском фронте в начале 1945 года (кликните для большего разрешения):

А теперь обратим внимание на отрывок протокола из материалов Ялтинской Конференции.

Крымская конференция. Запись заседания глав правительств
4 февраля 1945 г., 17 час., Ливадийский дворец
Рузвельт, просит кого-либо доложить о положении на советско-германском фронте. Сталин отвечает, что он может предложить, чтобы доклад сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии Антонов.
Антонов: "1. Советские войска с 12-15 января перешли в наступление на фронте от р.Неман до Карпат протяжением 700 километров.
<...>
7. Вероятные действия противника:
а) Немцы будут защищать Берлин, для чего постараются задержать продвижение советских войск на рубеже р.Одер, организуя здесь оборону за счет отходящих войск и резервов, перебрасываемых из Германии, Западной Европы и Италии.
Для обороны Померании противник постарается использовать свою курляндскую группировку, перебрасывая ее морем за Вислу.
б) Немцы будут возможно прочнее прикрывать венское направление, усиливая его за счет войск, действующих в Италии.
8. Переброска войск противника:
а) На нашем фронте уже появились:
из центральных районов Германии - 9 дивизий
с западноевропейского фронта - 6 дивизий
из Италии - 1 дивизия

16 дивизий
Находятся в переброске:
4 танковые дивизии
1 моторизованная дивизия
________________________________________
5 дивизий.
б) Вероятно, будет еще переброшено до 30-35 дивизий (за счет западноевропейского фронта, Норвегии, Италии и резервов, находящихся в Германии).
Таким образом, на нашем фронте может дополнительно появиться 35-40 дивизий.

От себя добавлю, что
9. Наши пожелания:
а) Ускорить переход союзных войск в наступление на западном фронте, чему сейчас обстановка очень благоприятствует:
1) поражение немцев на восточном фронте;
2) поражение группировки немцев, наступавшей в Арденнах;
3) ослабление немецких сил на западе в связи с переброской их резервов на восток.
Желательно начать наступление в первой половине февраля.
б) Ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта, из Норвегии и из Италии; в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг.
в) Не позволять противнику снимать свои силы из Италии".
(Текст сообщения Антонова был вручен в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.)

В западных источниках упоминается, что просьба Антонова об авиационных ударах была конечным результатом переговоров между Сталиным и Теддером от 15 января 1945 года, в ходе которых среди прочего было обсуждено использование стратегической авиации союзников в совместных целях РККА и западных держав. К сожалению, я не смог найти протокол этой встречи в интернете, так что если у кого-то есть текст "Memorandum of Conference with Marshal Stalin, 15 January 1945" или "22378, U.S. Military Mission Moscow, 16 January 1945" — был бы премного благодарен. 31 января 1945 года Теддер подписал дерективу, которая делала Берлин, Лейпциг и Дрезден второй по приоритетности целью для стратегических бомбардировщиков союзников, в целях "затруднения переброски подкреплений с других фронтов".

Внимательный читатель, разумеется, уже обратил внимание,что Дрезден не фигурировал в просьбе Антонова. Но если посмотреть на ж/д карты и информацию по ж/д перевозкам в Саксонии из первой части данного поста, включение Дрездена в список целей выглядит вполне логичным со стороны англичан. Ведь сутью просьбы Антонова является пожелание "ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта", а не "в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг". Все три города, Лейпциг, Дрезден и Берлин — это узловые и жизненно необходимые центры ж/д коммуникаций в восточной части Германии. Выбей их — и способности немцев перебрасывать грузы будет нанесен ощутимый удар.

Мне до сих пор неясно, просила ли советская сторона конкретно о бомбардировке города Дрезден вдобавок к Лейпцигу и Берлину - документов, подтверждающих это, у меня не имеется. Но то, что в список трех приоритетных целей этот город был включен в рамках кооперации союзников по антигитлеровской коалиции, на мой взгляд, очевидно. Бомбили ли бы Дрезден в первых месяцах 1945 без просьбы РККА об ударе по немецким коммуникациям? Не знаю. Вполне возможно, что да. В любом случае, это уже альтернативная история. В реальной же истории 8 февраля 1945 года главное командование союзных сил информировало Bomber Command и United States Strategic Air Forces о том, что Дрезден является одной из целей, выбранных из-за важности для Восточного фронта.

Кратко отмечу, что часто называются иные причины бомбардировки Дрездена (особенно в советской историографии). Одной из них является попытка лишить СССР причитающихся ему репараций. Другой - "запугивание" советского руководства путем демонстрации возможностей стратегических бомбардировщиков. Эти версии мне кажутся неубедительными, и ниже, в пятой части поста, я подробнее обьясню, почему.

Часть III. Налет

Налет ночью 14-15 февраля был проведен силами 1299 стратегических бомбардировщиков: 527 американских и 722 английских. Было сброшено 3906,9 тонн бомб. Американцы сбросили 953,3 тонн фугасных и 294,3 тонн зажигательных бомб, пытаясь с помощью радара H2X попасть в район дрезденских сортировочных станций. Англичане сбросили 1477,7 тонн фугасных и 1181,6 тонн зажигательных бомб на городскую застройку, эвфемистично называемую в документах того времени "индустриальные районы". Вот карта города, для понимания:

1 - стадион Heinz-Steyer, на который английские бомбардировщики выходили как на ориентир, и веером начинали расходиться и бомбить.
2 - сортировочная станция Dresden-Friedrichstadt‎
3 - вокзал Dresden-Neustadt‎
4 - Центральный вокзал
5 - Парламент Саксонии, ратуша и т.д. - центр города.

Как именно шел веер английских бомбардировщиков - не очень понятно. Мне попадалась такая картинка, но по-моему это не официальные данные, а воспоминания одного из летчиков.

Любопытная деталь: в Дрездене на момент налета, похоже, вообще не было ни одного батальона зенитной артиллерии. Ее еще в 1944 году всю перевели на охрану заводов по производству синтетического бензина (напр., Leuna) и гидрогенизационных заводов (напр., Pölitz и Böhlen). Собственно говоря, именно благодаря отсутствию огня зенитной артиллерии удалось получить очень хорошую концентрацию бомб. Ведь огонь зенитной артиллерии заставляет бомбардировщиков забираться повыше, ухудшая кучность; ну и противозенитные маневры летчиков и общий мандраж точности не улучшают.

Отдельно стоит отметить, что тогда же, в феврале, после почти годового перерыва американцами было совершено два налета на Берлин: 3 февраля силами 1003 Б-17 и 26 февраля силами 1184 Б-17. Также, 27 февраля ими же был проведен налет на ж/д узел в центре Лейпцига силами 756 Б-17. По англичанам у меня столь точных данных нет, но подозреваю, что в налетах на Берлин и Лейпциг они также участвовали.

Часть IV. Последствия налета на Дрезден

Точное количество жертв бомбардировки не будет известно никогда. По данным немецкой полиции, на 22 марта 1945 года в городе, в результате бомбардировок, найдено погибшими 18 375 человек. В период после бомбардировок до 31 марта 1945 года было погребено 22 096 человек. К 1970 году во время строительных работ было найдено ещё 1900 трупов. Современная немецкая оценка жертв - примерно 25 000 человек. В частности, совсем недавно к этой же цифре после шести лет работы пришла комиссия историков, созданная в 2004 году по настоянию местных властей (доклад на немецком). Стоит упомянуть, что долгое время называлась другая оценка количества жертв - 250 000 человек. В первый раз эта оценка, насколько я понимаю, появилась еще во время войны - эту цифру озвучило министерство пропаганды Геббельса. Затем она фигурировала в книге Ирвинга и долгое время упоминалась в советской литературе. В пятой части поста я попытаюсь обьяснить, почему такое количество жертв мне видится маловероятным.

Налет уничтожил или серьезно повредил 23% индустриальных строений, 56% неиндустриальных (не включая жилые) и примерно 50% жилищных единиц (т.е. квартир, односемейных домов, и проч.). 78 тысяч жилищных единиц было уничтожено; 27,7 тысяч единиц оказались непригодны для жилья с возможностью ремонта; 64,5 тысяч единиц были повреждены.

По оценке USAF, в первые дни после налета Дрезденский военный производственный потенциал упал примерно на 80%. Большинство железнодорожных станций, грузовых терминалов, депо и складов оказались либо полностью разрушены, либо повреждены с различной степенью тяжести. Мост Carolabrücke через Эльбу перестал быть проходимым. Другие железнодорожные мосты (в частности, Marienbrücke, на который упала зажигательная бомба) закрыли на период от одной до нескольких недель. Движение по мостам считалось небезопасным, плюс многие мосты уже были заминированы, и немцы опасались случайного взрыва.

Часть V. Мифы

"Дрезден бомбили чтобы лишить СССР репараций"

Репарации СССР получал не с конкретно оговоренных объектов, а по принципу "что хочу". И разбомбили бы или нет конкретный Дрезден, тут роли никакой не играло. В Ялте и Потсдаме определили "долю" СССР (из которой он делился с Польшей) в размере 10 млрд. долларов. Наряду с армейскими трофейными командами привлекли и специалистов по "демонтажу" предприятий, где были задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности. Не только каждый наркомат промышленного профиля, но и многие крупные советские предприятия, а также различные учреждения, не имевшие к промышленности никакого отношения, отправляли в Германию своих собственных "демонтажников". Доходило до дурдома - например, Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны. Атмосферу хорошо описал Черток в т.1 "Ракеты и люди". Если кому интересно, хорошая работа по этому поводу - это М. Семиряга, "Как мы управляли Германией". В сети для скачки есть.

В принципе, цифра в 10 миллиардов долларов была взята с потолка председателем Репарационной комиссии послом И.М. Майским, рекомендовавшим Сталину эту сумму, и, по мнению всех специалистов, потерь СССР не покрывала (и даже с учетом того, что реально по репарациям увезли много больше 10 млрд., потерь от войны они все равно и близко не покрыли). Но, с другой стороны, стоимость имевшегося в Германии имущества многократно превышала эту сумму. Посему "много" или "мало" набомбили союзники экономику рейха, на советские репарации в абсолютных цифрах (и в физических объемах) не влияло вообще.

В целом СССР к тому, что Германию разносят, относился совершенно индифферентно. Да и сам поступал соответствующим образом. Взять тот же штурм Кенигсберга, не особо даже нужный с военной точки зрения, где за месяц до конца войны артиллерией разнесли примерно половину жилого фонда. Военных волновало, что этот город потом войдет в советскую зону оккупации? Вряд ли.

"Дрезден бомбили с целью устрашения"

Эта версия мне попросту непонятна. То, что может сотворить с городом тысяча стратегических бомбардировщиков, стало очень ясно уже после Гамбурга в 1943. У советского руководства все данные англичан о результатах того налета были. Дрезден тут не был чем-то новым.

"В Дрездене было убито 250 тысяч человек"

Это крайне маловероятно. То, что современные немецкие оценки другие, я уже упомянул. В качестве дополнительного косвенного доказательства взглянем на эту таблицу. Это Дрезден вкупе с четырьмя другими городами, имеющими наибольший процент смертности в результате одного налета. В Дрездене количество жителей указано как один миллион из-за притока беженцев из восточных областей Германии. Как видим, 250 тысяч жертв чрезвычайно выбивалось бы из общего ряда.

Город Население на момент налета Убито в ходе налета Доля от общего кол-ва жителей
Дармштадт 109 000 8,100 0,075
Кассель 220 000 8 659 0,039
Дрезден 1 000 000 25 000 0,025
Гамбург 1 738 000 41 800 0,024
Вупперталь 400 000 5 219 0,013

"Дрезден - это наиболее пострадавший город за всю Вторую мировую войну"

Бо льший, нежели в Дрездене, процент населения за один налет был убит в Дармштадте и Касселе; большее количество жертв было убито в Гамбурге. Это еще не учитывая бомбежки в Японии, один Токио чего стоит.

Касательно площади разрушений, вот перечень городов, в которых площадь разрушений составила 50% и более общей площади построек (т.е. больше чем в Дрездене):
50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих

Также, бомбежка Дрездена не была исключительным явлением ни по сброшенному бомбовому тоннажу, ни по количеству самолетов, в этом участвующих. Вот, например, данные по налетам на Дрезден в ходе войны:

Число Кол-во самолетов Тонн бомб: всего (фугасных/зажигательных)
7 октября 1944 8th AF 30 72,5 (72,5 / 0)
16 января 1945 8th AF 133 321,4 (279,8 / 41,6)
14 февраля 1945 RAF BC 772 2659,3 (1477,7 / 1181,6)
14 февраля 1945 8th AF 316 782 (487,7 / 294,3)
15 февраля 1945 8th AF 211 465,6 (465,6 / 0)
2 марта 1945 8th AF 406 1080,8 (940,3 / 140,5)
17 апреля 1945 8th AF 572 1690,9 (1526,4 / 164,5)
17 апреля 1945 8th AF 8 28,0 (28,0 / 0)

А вот налеты на Мюнхен силами американских ВВС летом 1944:

В дополнение, общее количество сброшенных за войну бомб

Город Население в 1939г. Тоннаж бомб, сброшенных за войну
Берлин 4 339 000 67 607,6
Гамбург 1 129 000 38 687,6
Мюнхен 841 000 27 110,9
Кёльн 772 000 44 923,2
Лейпциг 707 000 11 616,4
Эссен 667 000 37 938,0
Дрезден 642 000 7 100,5
"Англичане и американцы специально бомбили жилые районы вместо точечных ударов по депо и военным предприятиям"

Тут вопрос, в целом, непростой.

Вкратце, англичане начали жечь немецкие города отнюдь не из врожденного садизма. Дело в том, что дневные налеты в первую половину войны оказались практически невозможными из-за слишком высоких потерь бомбардировщиков. Американцы поначалу тоже честно пытались бомбить точечные цели днем, но после жутких потерь в период с августа по октябрь 1943 (Регенсбург, Швайнфурт, Штутгарт, Бремен-Вегесак-Ванциг-Мариенбург-Анклам, второй Швайнфурт) поняли, что дневные точечные налеты без истребительного прикрытия кончаются очень плохо, и также перешли на ночные налеты.

А ночью на четырехмоторном стратегическом бомбардировшие той эпохи даже попадание в город было относительно непростым занятием. В июне-июле 1941 англичане провели исследование реальной эффективности ночных бомбардировок (тогда они еще бомбили точечные цели). Обнаружилось, что:
1) Только один из трех самолетов, которые отчитались об успешной атаке цели, бомбили в радиусе 8 километров от нее.
2) У французских портов данная пропорция была 2 из 3, над Германией 1 из 4, над Руром 1 из 10 (!).
3) В полнолуние данная пропорция (над Руром) становилась 2 из 5, в безлунные ночи — 1 из 15.
4) Эти цифры относятся только к самолетам, которые отчитались об атаке цели (см. (1)); таковых в каждом налете было меньше трети.

У советских военлетов, к слову, в ходе ночных налетов на города врага обнаружилась та же проблема: "налеты на Хельсинки в феврале 1944 г (всего 2120 вылетов) провалились не столько из-за потерь, сколько из-за невысокой точности попаданий. В первом налете сбросили 2100 бомб, из коих на город упала только 331. Во втором из 4200 на Хельсинки упало только 130, в третьем из 9000 бомб в город попало только 338. В итоге в Хельсинки было убито всего 134 человека. На Котку сбросили 800 бомб, из которых на территорию города упало только 35. При бомбежке Оулу большая часть бомб вообще попадала на шведскую территорию, при налете на Турку часть самолетов по ошибке сбросила бомбы на Стокгольм (!) и т.д ."

В общем, в начале и даже в середине войны тактика ночных ковровых бомбометаний была вполне обоснованной в силу низкой эффективности высокоточных налетов. Рекомендую книгу Мюррея "Strategy for Defeat: The Luftwaffe 1933-1945", в интернете она есть. А вот к концу войны, когда от Люфтваффе оставались рожки да ножки и были эффективные эскортные истребители, англичанам от этой тактики надо было отказываться. К сожалению, на них влияла инерция первых военных лет, плюс специфическая личность Харриса. Жертв в ходе ночной бомбардировки ж/д узлов Дрездена, находящихся в центре города, было не избежать — тогдашние стратегические бомбардировщики не отличались высокой точностью при бомбометании по радару. Однако то, что англичане, в отличие от американцев, даже не попытались проводить бомбометание по радару, а специально вывели свой бомбардировочный поток на жилые районы Дрездена, можно и нужно поставить им в вину.

Близилось окончание Второй Мировой войны. Гитлер и Геббельс бодро провозглашали слова о выдержке и стойкости, тогда как Вермахт всё меньше и меньше был в состоянии сдерживать атаки союзников. Люфтваффе всё меньше могли защитить немецкое население от бомб союзников, так бомбардировки возвращались в страну, которая в начале войны опустошала города противников. В ночь с 13-го на 14-е февраля Дрезден был практически разрушен до основания.

Руины Дрездена

Штефан Фриц — священник восстановленного храма Святой Марии в Дрездене: колокол, звучащий каждую обедню, — колокол мира, он носит имя пророка Исайи и на нём имеется надпись: «…и перекуют мечи свои на орала» (книга пророка Исаии 2: 2-4).

С 1-го февраля 2005 года верхняя площадка непосредственно под золотым крестом на башне была открыта для посетителей. Тому, кто стоит здесь открывается прекрасный вид на старую и новую часть Дрездена, который 13-го и 14-го февраля 1945 года стал целью бомбардировок.

Дата налёта была определена погодными условиями. В ночь на 13-е февраля метеорологи прогнозировали над Дрезденом ясное небо. Командование британской бомбардировочной авиации информировало Советскую Армию, линия фронта которой проходила в 150 километрах от столицы Саксонии. Во второй половине дня 13-го февраля с английских аэродромов поднялось 245 самолётов «Ланкастер» пятой эскадрильи бомбардировщиков для ночного налёта. Сопротивления не ожидалось. Город был затемнён, освещение улиц отсутствовало, но некоторые кинотеатры и кафе были ещё открыты — это был день карнавала. В 21.40 началась воздушная тревога, а через двадцать минут первые бомбы упали на город.

Гётцу Бергандеру, историку и хронисту тех событий, было в то время семнадцать лет и он жил вместе с родителями во Фридрихштате, — районе, расположенном западнее старой части города. Он вспоминает: «Первыми над Дрезденом появились так называемые самолёты-«осветители». Это были высоко летевшие бомбардировщики, которые сбрасывали на парашютах ярко светящиеся белым и зеленым осветительные авиационные бомбы. Они освещали город так, что летевшие за ними бомбардировщики очень хорошо видели лежащий внизу город и могли опускаться в пике до 300 м над землёй, сбрасывая бомбы прямо в намеченные цели.

После того, как цели были освещены и намечены, головным бомбардировщиком кружившим над Дрезденом, в 22.11 был отдан приказ к атаке. Ковровая бомбардировка началась.

Стратегия, лежавшая в её основе, была в мельчайших подробностях разработана тремя годами ранее. 14-го февраля 1942 года для британской авиации была выпущена директива о так называемых «нравственных ковровых бомбардировках», в которой по существу разрушение населённых мест было объявлено первостепенной целью. Это решение вызвало отпор у британских политиков: «Конечно, немцы всё это начали, но ведь мы не должны становиться хуже их». Но эти соображения никак не сказались на возросшей интенсивности авианалётов. Первой целью новой стратегии был ганзейский город Любек, который был разрушен в Вербное воскресенье 1942 года.

С августа по октябрь главнокомандующий британскими бомбардировщиками Артур Харрис распорядился сбросить с самолетов 4 млн. листовок со следующим содержанием:

«Почему мы это делаем? Не из желания отомстить, хотя мы не забыли Варшаву, Роттердам, Белград, Лондон, Плимут, Ковентри. Мы бомбим Германию, город за городом всё сильнее, чтобы сделать для вас невозможным продолжение войны. Это – наша цель. Мы будем преследовать вас безжалостно, город за городом: Любек, Росток, Кёльн, Эмден, Бремен, Вильхельмсхафен, Дуисбург, Гамбург – и список будет всё длиннее. Если вы хотите позволить ввергнуть себя в пропасть вместе с нацистами, это ваше дело… В Кёльне, Руре, Ростоке, Любеке или Эмдене могут полагать, что своими бомбардировками мы уже достигли всего, чего хотели, однако у нас другое мнение. То, что вы пережили до этого, будет несравнимо с тем, что ещё впереди, как только наше производство бомбардировщиков наберёт силу, а американцы удвоят или учетверят нашу мощь».

В полночь с 13-го на 14-е февраля 1945 года для второго налёта на Дрезден двинулась колонна из 550 бомбардировщиков «Ланкастер», растянувшаяся на 200 км. В этот раз цель можно было найти легко.

Бергандер: «Экипажи сообщали, что уже на расстоянии 150 км был виден красный отсвет, становившийся всё больше. Это были пожары, к которым приближались их самолёты».

Дрезден, 1945 г.

Во время двух ночных налётов на Дрезден упало 1400 тонн фугасных бомб и 1100 тонн зажигательных бомб. Такое сочетание вызвало опустошающий всё на своём пути огненный смерч, сжигавший город и людей. Подвалы не могли как прежде предоставлять укрытие, так как жара и нехватка кислорода не оставляли шансов для жизни. Те, кто ещё мог, бежали из центра города на окраины или, по меньшей мере, на берега Эльбы или в Гроссен Гартен – парк, площадью около 2 кв. километров.

Танцовщица и учительница танцев Грет Палукка в 1925 г. основала в Дрездене школу современных танцев и с того времени жила в Дрездене: «Тогда я пережила что-то страшное. Я жила в центре города, в доме, где я жила, почти все погибли, в том числе и потому, что боялись выйти. Мы ведь были в подвале, примерно шестьдесят три человека, и там я сказала себе — нет, так здесь можно погибнуть, так как это не было настоящим бомбоубежище. Тогда я выбежала прямо в огонь и перепрыгнула через стену. Я и еще одна школьница, мы были единственными, кто вышел. Тогда я пережила нечто страшное, а потом в Гроссен Гартен пережила еще больший ужас, и мне понадобилось два года, чтобы его преодолеть. По ночам, если во сне я видела те картины, я всегда начинала кричать.»

Вольфганг Фляйшер, историк Музея военной истории Бундесвера в Дрездене: «Гроссен Гартен, простиравшийся вплоть до центра города, пострадал в ночь с 13-го на 14-е февраля. Жители Дрездена искали спасения от огненного смерча в нём и прилегающем к нему зоопарке. Английский ас-бомбардировщик, круживший над целью, увидел, что большая территория непосредственно возле центра города не горит, как все остальные его части, и вызвал новую колонну бомбардировщиков, которая превратила в огонь и эту часть города. Многочисленные жители Дрездена, искавшие убежища в Гроссен Гартен были убиты фугасными бомбами. А животные, бежавшие из зоопарка, после того как их клетки были разрушены, — как писали потом об этом газеты, — блуждали по Гроссен Гартен.»

Дрезден после бомбардировки

Третий налёт произошел днём 14-го февраля. С ними связаны мучительные до сих пор воспоминания о ковровых бомбордировках людей, пытавшихся укрыться в Гроссен Гартен и на берегах Эльбы. Сообщениям свидетелей противоречат мнения историков. В огне Дрездена погибло 35.000 человек. (ред. по другим источникам 135.000 чел.) Для жителей города осталось непостижимым: их город за несколько часов был превращен в груду развалин и прекратил своё существование. Тогда никто еще не знал, что такое может произойти в одно мгновение. Потрясение испытанное тогда, оставило свой след в биографиях, сообщениях и устных рассказах, которые передавались родителями детям и внукам.

Последняя фаза войны потребовала ещё огромного количества жертв. В этой последней фазе Дрезден был не первым и не последним немецким городом, который был разрушен в результате ковровых бомбардировок. Распространение этой стратегии вызвало рост сомнений, имевшихся у британских политиков. В 1984 году известный физик Фриман Дайсон, работавший во время Второй мировой войны в исследовательском центре по разработке бомб, признавался: «Я неоднократно приходил к решению, что, исходя из моральных побуждений, обязан выйти на улицу и рассказать британцам, какую глупость совершили от их имени. Но у меня не хватило на это мужества.»

О. Фриц: «Еще я очень хорошо помню, что было в сознании жителей Дрездена – это был совершенно ненужный, бессмысленный налёт, это был город-музей, который ничего подобного для себя не ожидал. Это полностью подтверждают воспоминания пострадавших в то время».

Церковь святой Марии

Жители Дрездена издавна гордились своим городом искусств с его барочным замком, знаменитой картинной галереей, музеем художественной промышленности, храмом Святой Марии, хором и оперой, всемирно известным техническим университетом. Они ожидали более мягкой участи для своего великолепного города. Но смертоносная война, развязанная Германией, им этого не гарантировала. В воспоминаниях старшего поколения о лично перенесенных страданиях, до сих пор перемешивается горечь от этой несбывшейся надежды и увиденная ими гибель жертв.

Восстановленная сегодня церковь Святой Марии с включёнными в её стены обгоревшими фрагментами прежнего здания является и напоминанием и, одновременно, символом примирения.

О. Фриц: «Я думаю, наши воспоминания должны быть направлены на то, чтобы предоставить место исторической правде. Мы должны ценить, что спустя шестьдесят лет после окончания войны мы живём в воссозданном городе, что для этого были приложены величайшие усилия. Мы не находимся в том состоянии, в каком находились после бомбардировок и с народами, с которыми Германия прежде вела войну, мы живём в европейском соседстве и дружбе. И это величайшее благо, которое мы не хотим потерять. Храм, в котором мы находимся, увенчан крестом, переданным в дар от британского народа».

Перевод с немецкого: Натальи Пятницыной
Редакция материала: священник Александр Ильяшенко

Примечание от редакции:

В результате англо-американских ВВС тотальных бомбардировок Германии и Японии погибали мирные жители, уничтожались города, от разрушений и в пламени пожаров исчезали исторические и культурные ценности.

«Война отличалась двумя главными особенностями: она была удивительно подвижной и небывало жестокой. Первая особенность была обусловлена развитием науки и промышленности, вторая – упадком религии и появлением того, что за неимением общепринятого названия можно назвать «кадократией» (от cadocracy – власть необразованной толпы, черни). Век незаурядных людей прошел, и вместо него наступил век черни. Джентльмен – прямой потомок идеализированного христианского рыцаря, образец для многих поколений – вытеснен грубым, необразованным человеком. Народам США и Англии внушалась, что ведут они войну «во имя справедливости, гуманности и христианства». Однако на самом деле союзники вернулись «к методам войны, которые цивилизованные нации давно отбросили прочь ».

В огне пожаров люди сгорали заживо. В результате варварской бомбежки в Дрездене погибло 135 тысяч человек в основном, конечно, немцев, но среди погибших были и военнопленные: русские, англичане, американцы. (Дж. Ф.С. Фуллер Вторая мировая война 1939-1945 гг. Издательство Иностранной литературы. Москва, 1956 г., стр. 529)

В специально отведённых кварталах южного предместья Дрездена во 2-й половине XIX в. селились многочисленные иностранцы. Поскольку при этом они не интегрировались в евангелическую конфессию Дрездена, а сохраняли своё вероисповедание, между 1869 и 1884 гг. было возведено четыре иностранные церкви. Англиканская, Американская и Шотландско-пресвитерианская церкви были разрушены во время бомбардировки Дрездена в 1945 г. Сохранилась лишь Русская православная церковь, построенная в 1872-1874 гг. для Русской миссии в княжестве Саксония».



 
Статьи по теме:
Как учитывать кассовые документы в 1с 8
В бухгалтерии кассовые документы, в большинстве случаев, оформляются 2 документами: (далее РКО) и (далее ПКО). Они предназначены в целях принятия и выдачи наличных в кассу или из кассы организации.Возврат работником займа;Другие операции, касающиеся посту
Схемы исправления старых ошибок
Конфигурация: 1С:Бухгалтерия Версия конфигурации: 3.0 Дата публикации: 15.02.2017 Часто работая с программой 1С:Бухгалтерия 8.3 мы видим как бухгалтера или менеджеры при отгрузке правят документы Отгрузки или Поступления. Такие операции не допустимы
Описание и приготовление колпака кольчатого (гриба курочки) Как отличить колпак кольчатый от бледной поганки
Колпак кольчатый (Rоzitеs сарeratus) - съедобная разновидность, относящаяся к семейству Паутинниковые и роду Паутинник (Соrtinаrius). В западноевропейских странах такой гриб считается деликатесным блюдом.Колпак кольчатый - съедобная разновидность, относящ
Календарь изобретений на каждый день
За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и понять, как устроен мир вокруг нас. Оценить всю важность этих открытий очень сложно, если не сказать, что п