За что накладывают епитимью. Епитимия. Отлучение от причастия Святых Таин

Сокровищница духовной мудрости
  • прот.
  • архиеп.
  • Радио «Град Петров»
  • свщмуч.
  • свщисп.
  • протопр.
  • Вячеслав Пономарев
  • иером. Иоанн (Лудищев)
  • игумен Нектарий (Морозов)
  • преп. Оптинские старцы
  • архиеп.
  • Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч. ἐπιτιμία - наказание) – духовное лекарство, форма врачевания грешника, заключающаяся в исполнении им дел благочестия, определенных его (либо просто . Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с . Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.

    Епитимья обычно сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на определённый срок. Такая серьёзная мера, как анафематствование, налагается только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола.

    При назначении епитимии духовнику рекмендуется руководствоваться более духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений. Также обычно принимаются во внимание обстоятельства жизни согрешившего. Например, принято мягче относиться к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке.

    Св. говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять» (Василия Великого Правило 29). Срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а всецело определяется духовной пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния (Правило 2). Св. говорит: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина – возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание». Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет определенного значения. «Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитать достаточным не время (ибо какое врачевание может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием «( Правило 8). Кто исцелился от греховной болезни, тот не нуждается в епитимии. Св. учит, что духовник есть отец, но не судья, исповедь есть врачебница, а не судилище, для заглаждения греха нужно исповедать его. Он советует врачевать страсть упражнением в противоположных ей добродетелях.

    епископ :
    Епитимью не следует рассматривать как наказание; еще менее – как способ искупить преступление. Спасение – свободный дар благодати. Своими собственными усилиями мы никогда не сможем загладить свою вину: , единый посредник, – наше единственное искупление; или Он свободно прощает нас, или мы вообще не прощены. В исполнении епитимьи нет «заслуги», потому что по отношению к человек никогда не может иметь никаких собственных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыслить прежде всего в терапевтических, а не в юридических терминах. Епитимья – это не наказание и даже не способ искупления, но средство исцеления. Это pharmaсоn, или лекарство. Если сама исповедь подобна операции, епитимья – укрепляющее средство, которое помогает восстановлению организма в период выздоровления. Поэтому епитимья, как и вся исповедь в целом, существенным образом позитивна по своему предназначению: она не создает преграды между грешником и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь благость и строгость Божию» (): епитимья есть не только выражение Божественной строгости, но равным образом и выражение Божественной любви.

    архимандрит Нектарий (Антонопулос):
    Как учит Шестой Вселенский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епитимьи иногда бывают как наказания, иногда как лекарство, своего рода курс лечения при болезни души. Они налагаются главным образом для того, чтобы человек осознал масштаб греха и покаялся в нем искренне.

    Кроме того, епитимий не являются некой данью, которую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпустительную грамоту» или для того, чтобы освободиться от угрызений совести. Они ни в коем случае не «выкупают» нас и не оправдывают перед Господом, Который не является беспощадным диктатором, требующим искупительных жертв. По большому счету, епитимий не являются наказаниями. Это – духовные лекарства и духовное закаливание, которые нам чрезвычайно полезны. Потому следует принимать их с благодарностью и соблюдать со тщанием.

    Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский:
    Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления.

    священник Михаил Воробьев:
    Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.
    В раннехристианскую эпоху епитимья назначалась в виде публичного покаяния, временного отлучения от полноты церковной жизни. Кающиеся грешники при этом разделялись на четыре разряда: плачущих, которые стояли у входа в храм и с плачем просили о прощении своих грехов; слушающих, которые стояли в притворе и слушали чтение Священного Писания и выходили вместе с оглашенными; припадающих, которые допускались в храм, находились в нем вовремя литургии верных и, падая ниц, выслушивали особую молитву епископа; вместе стоящие, которые присутствовали в храме вместе со всеми, но не допускались до причастия. Канонические правила, утвержденные церковными Соборами, определяли длительность епитимьи для каждой разновидности греха, причем за некоторые грехи предусматривалось пожизненное отлучение от Причастия, за исключением случая приближающейся смерти.
    Епитимья накладывалась на грешников всех сословий. Святитель подверг церковному покаянию Императора Феодосия Великого за жестокость в подавлении народного восстания. Была возложена епитимья и на Императора Льва Философа за его четвертый брак. Такому же наказанию за аналогичное преступление против нравственности был подвергнут Московский царь Иоанн Грозный.
    Понимание епитимьи исключительно как церковного наказания, предназначенного для искупления грехов в земной жизни, было характерно для средневекового католичества. Можно сказать, что в Римо-Католической церкви такое отношение к епитимьи сохранилось и до настоящего времени.
    Напротив, в Православной Церкви епитимья является не наказанием, а упражнением в добродетели, предназначенным для укрепления духовных сил, нужных для покаяния. Необходимость такого упражнения вытекает из необходимости длительного и упорного изживания греховных привычек. Покаяние – это не простое перечисление греховных поступков и желаний. Истинное покаяние состоит в реальном изменении человека. Приходящий к исповеди грешник просит Господа укрепить его духовные силы для праведной жизни. Епитимья, как составная часть Таинства Покаяния, помогает эти силы обрести.
    Таинство Покаяния реально освобождает человека от греха, открытого на исповеди. Это означает, что исповеданный грех никогда более не будет поставлен в вину раскаявшемуся грешнику. Однако действительность Таинства зависит от искренности покаяния, причем сам кающийся грешник не всегда способен определить степень своей искренности. Склонность к самооправданию мешает грешнику определить истинные причины своих поступков, не позволяет изжить скрытые страсти, которые заставляют его повторно совершать те же самые грехи.
    Епитимья помогает кающемуся увидеть истинное свое лицо, почувствовать отвращение к тому, что еще недавно казалось привлекательным. Упражнение в молитве, нелицемерный пост, чтение Священного Писания и святоотеческих книг дают почувствовать радость правды, добра, укрепляют стремление жить по евангельским заповедям.

    XIII век

    Из "Двух правил монахам"

    XIV век
    Из "Вопрошанья-исповеданья".

    Сзади блуд сотворив - 40 дней сухояста.

    С кумом или с ближним игра до семени - 40 дней сухо есть.

    Пересекавшимся струями, когда мочились, - 12 дней (сухо есть).

    А это великие грехи

    Содомский грех - 3 года.

    Мужеложество - 3 года.

    Из "Правила о верующих в гады"

    XV век
    Вопрос мужам

    Или содомский блуд сотворил? Пост - 3 дня.

    Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи - 3 лета или 4.

    Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи - год или два.

    Если в свою руку блудил или в чужую - 3 месяца епитимьи.

    Из "Некоторой заповеди" - худого номоканона

    Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 - вечером...

    Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем (т. е. всякий, согрешивший рукоблудием, убил человека?).

    Вопрос женам

    Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост - 40 дней.

    XVI век

    Господине, отче, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). [...] И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.

    Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья - 12 дней, поклонов - по 60 на день.

    Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья - 12 дней, поклонов - по 60 на день.

    Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья - 6 дней, поклонов - по 30 на день.

    Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья - 3 года, поклонов - по 100 на день.

    А иные с присными беззаконство творят - в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья - 3 года, поклонов - по 100 на день.

    Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья - 7 недель, поклонов по 150 на день.

    Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост - 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов - по 150 в день.

    Из "Правила с именем Максима"

    Если кто сам на себе блуд сотворит - 40 дней поста ему.

    Из "Вопрошания апостольского"

    Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Рече Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.

    А прелюбодей или со скотом творящий блуд - 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.

    Вопрос к мужам

    Если содомский блуд сотворил, епитимьи - 3 лета.

    Если в руку блуд сотворил, епитимьи - 3 недели.

    Если со скотиною - 40 дней поста.

    Вопрос мужам и отрокам

    Или в женском платье плясал?

    Без надписания

    ·блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;

    ·содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;

    ·в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;

    ·ручным блудом безчисленно;

    XVII век
    Из "Заповедей святых отец"

    Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи - 8 лет, а причастие - от Пасхи до Пасхи. А поклонов - по 25 в день.

    ·господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;

    ·многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;

    ·на друга взлазя люблением страстным;

    ·некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.

    ·Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;

    ·С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;

    ·Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;

    ·Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;

    Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли? Осязания между вами нечистого не было ли?

    Малакий не делаешь ли?

    Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).

    Или содомский блуд сотворил?
    (сексуальные извращения по каноническим
    памятникам XIII-XVIII вв.)

    Канонические церковные памятники XIII-XVIII веков дают представление о том, что считали в те времена грехами и какое наказание за них накладывали. Все тексты имеют разные адресаты. Одни из них предназначены для мирян, отдельно мужчин и женщин, другие для чернецов, иноков и священнослужителей. Интересно, что мужчинам-мирянам (XVIII век) на исповеди надлежало рассказать о том, не грешат ли они сребролюбием, лицемерием, не имеют ли на кого зла, а о содомском грехе спрашивали только в случае, если мужчина грешил малакией (мастурбацией). Если такового греха не было, то дальше его и не расспрашивали. По-иному дело обстояло с чернецами и иноками. Их подробнейшим образом расспрашивали о гомосексуальных контактах, включая взаимную мастурбацию и половой акт. Рассказывать о подобных грехах на исповеди им надлежало в подробностях, например, "многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся". Один и тот же грех предполагал разное по тяжести наказание для мирян и иноков. На них накладывалась более строгая епитимья.

    В данной подборке основой упор сделан на записи, связанные с мастурбацией, мужеложеством и другими "содомскими" грехами. Для того чтобы было с чем сравнить тяжесть наказания за "голубые" грехи, мы привели несколько выписок, касающихся скотоложества. Любопытно, что за скотоложество предполагалось меньшее наказание, чем за мужеложество, в то же время некоторые "гетеросексуальные" грехи наказывались строже, чем "голубые". Интересно также, как от века к веку менялось отношение к одному и тому же греху. Так, в XIV веке за содомский грех предполагали 3 года "сухояста", а в XVIII веке за мужеложство – 26 лет епитимьи и 300 поклонов в день.

    Есть, конечно, и забавные с точки зрения морали XXI века грехи. Например "Если кто на восток помочится стоя, да поклонится 300 раз", а "Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть)". В целом, если вчитываться внимательно, то можно сделать довольно много интересных выводов – о том, насколько распространенным был такой грех как мужеложество, о том, каким "изощренным" подчас был "содомский грех". То, в чем каялись иноки XVII века, иногда просто поражает богатством фантазии: "некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил".

    КАНОНИЧЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ XIII-XVIII вв.

    Особая редакция "Вопрошания Кирика".
    Из "Двух правил монахам".

    Если два чернеца лягут на единую постель, то да нарекутся блудниками.

    Из "Вопрошанья-исповеданья".

    Сзади блуд сотворив – 40 дней сухояста.
    С кумом или с ближним игра до семени – 40 дней сухо есть.
    Пересекавшимся струями, когда мочились, – 12 дней (сухо есть).

    А это великие грехи
    Содомский грех – 3 года.
    Мужеложество – 3 года.

    Из "Правила о верующих в гады".

    О малакии. Малакию деющий и этим блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы.
    Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино.
    Мужеложницы да запретятся на 5 лет с прочим покаянием. Различие же мужеложества написаны в конце писания Иоанна мниха.

    Вопрос мужам

    Или содомский блуд сотворил? Пост – 3 дня.
    Если содомский блуд сотворил, в свой проход или в чужой, да если жену давал другому, епитимьи – 3 лета или 4.
    Если со скотиною се же чрез естество блудил, епитимьи – год или два.
    Если в свою руку блудил или в чужую – 3 месяца епитимьи.

    Из "Некоторой заповеди" – худого номоканона

    Если кто поп со скопцом обрящется в блуде, да будет извержен (отречен от своего сана). Если же одумается, то 5 лет да покается, а причастие да возьмет от Пасхи до Пасхи, понеже обращается на блуд, и да поклоняется 12 раз утром и 12 – вечером...
    Всяк человек, который семя свое пускает во зло, нарекается душегубцем.

    Из "Правил Халкидонского собора"

    Мужам не достоит в женском портище ходить, ни женам в мужском.

    Вопрос женам

    Или на подругу взлазила, или подругу на себя вспускала и в лоно свое перстом действовала, пост – 40 дней.

    Из "Исповедания попом и дьяконом"

    Не пался ли от своея жены с мужеским полом, или с мужнею женою, или со вдовою, или с рабою в дьяконстве?

    Из "Поновления священноинокам"

    Господине, отце, прости меня тако же, что, взирая на мужеский пол, и на жены, и на девицы, и на отрочата, на инокиня, и на младенцы, осязаю их, и обнимая, и целуя с помыслы блудными и до истицания (скверны семенной). [...] И над самим мною тоже случился содомский грех, когда я пребывал в разуме и не в разуме.

    Из древнерусских переводов номоканона Иоанна Постника

    Если мирской человек займется рукоблудием – 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны. Если же такое случится с иноком, пусть 60 дней сухо есть, без причащения пребывая, постяся каждый день и непрестанно моляся. Тако же и священник.

    Если инок впадет в истицание (семенной скверны) – 60 дней сухо да ест, строгий пост до 30 дней и по 300 поклонов ежедневно, пока не упадет до усталости.

    Из "Правила святых (отец) о епитимьях"

    Грех есть в лоно свое тыкать, что мужу, что жене. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
    Грех есть целоваться, язык в рот воткнув жене или другу. Епитимья – 12 дней, поклонов – по 60 на день.
    Грех есть пуститься рукою блудить. Епитимья – 6 дней, поклонов – по 30 на день.
    Грех есть ручной блуд в свою руку или в чужую. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
    А иные с присными беззаконство творят – в рот дают лобзати уды свои, и сами лобзают срамные же уды. Епитимья – 3 года, поклонов – по 100 на день.
    Грех есть мужам в женской одежде ходить, играя, или женам в мужской. Епитимья – 7 недель, поклонов по 150 на день.
    Если кто впадет в блуд с двумя сестрами или два брата с одной женой, пост – 5 лет, не причащаться, сухояст, а поклонов – по 150 в день.

    Из "Правила с именем Максима"

    Мужам не достоит в женских портах ходить, а жене в мужних.
    Если кто сам на себе блуд сотворит – 40 дней поста ему.

    Из "Вопрошания апостольского"

    Апостолы спросили: а если скотом осквернит свое тело? Как ответить тому? Речь Господь: лето одно да постится, сухо ест, в церковь не входит 3 лета.

    Из "Правила "Аще двоеженец..."

    Правило святых апостол и святых отец
    ... А прелюбодей или со скотом творящий блуд – 8 лет поста, а держати им тако ж поклонов по 1000.

    Вопрос к мужам

    Если содомский блуд сотворил, епитимьи – 3 лета.
    Если в руку блуд сотворил, епитимьи – 3 недели.
    Если со скотиною – 40 дней поста.

    Вопрос мужам и отрокам

    Или свой проход рукою щупал, или у парубков?
    Или уд свой вздвигал рукою на блуд?
    Или в женском платье плясал?

    Из "Вопросы игуменам и священноинокам"

    Не пался ли с мужеским полом или с младым чернецом?

    Без надписания

    Согрешил ли на небо и пред тобою, отче, каюсь, много беззаконствовал. Согрешил:
    блудил со другом, пуская на себя, и сам на друга;
    содомским грехом, в любодеянии и со ближними своими во сваре, и в казнях без милости, и в срамословии, и в мигании;
    в бане мылся, и зря на свое тело, и осязал уды свои срамные;
    ручным блудом безчисленно;

    Из "Заповедей святых отец"

    Если чернец с мужеским полом или со скотом, беззаконие творя, обличится (разоблачится), епитимьи – 8 лет, а причастие – от Пасхи до Пасхи. А поклонов – по 25 в день.

    Из "Иноческого без надписания" и из "Поновления инокам"

    Вот мои согрешения пред Богом и пред тобою, господине отче:
    господине отче, в содомском блужении во стегноблудии и со иноки и спротивно падался;
    многих совещал на блудные дела, наипаче же отроков, и в бани мыл тело свое грешное многажды, и обнажал его пред многими бесстыдно, и падался, и мылся;
    на друга взлазя люблением страстным;
    некогда ниц лежа в воде и стоя, и на земле ниц лежа, истекание рукою спустил, и в губу, сиречь в гриб, истекание сотворил, надувая кишку не помню какого животного, и тем в свой проход блудил.
    Содомский блуд сотворил с мужеским полом, и над самим мною такое зло случилось в неразумии и в разуме;
    С пьяными отроки и с мужи блудил, а им то неведомо, злокозненный блуд над ними и в неведании, и исповедание не положил, но аз, окаянный, повинен в тех грехах;
    Частым омыванием банным тело свое бесстыдно обнажал пред многими, и зрел, и осязал срамные уды свои, и истечение делал. И чужие уды срамные тако ж зрил наги, и осязал, и неумовенными руками ел, и пил, и иным подавал;
    Осязал срамные уды свои, и приносил к ноздрям, и обонял нечистоту скверность тела своего, и руками держался за срамоту женскую, и так же и свои уды давал осязати многим, многажды ножом обривал уды своя, и свещою палил, и прочий вред телу деял, и помазывал дегтем и иным зелием нужды ради, и во всем том согрешил;

    XVIII век

    Вопросы из сборной рукописи XVIII в.

    О блудниках

    ВОПРОСЫ
    ЕПИТИМЬЯ/ЛЕТ
    ПОКЛОНОВ/ДЕНЬ
    Мужеложник?
    26
    300
    Не играл ли с кумами до излияния скверны?
    40
    80
    Не блудил ли рукою или ногою сквозь портно?
    21
    200
    Не чесался ли с похотью до излияния скверны?
    40
    60
    Не помышлял ли на скот с блудным похотением?
    7
    20
    Не рукоблудствовал ли своеручно?
    40
    50
    Не рукоблудствовал ли друг с другом, ты – его, а он – твой уд?
    80
    50
    Не хватал ли кого за срамной уд?
    3
    100

    "Общие вопросы мирянам без надписания"

    Чужих жен (сверху надписано: мужей) и девиц с помыслом нечистым не целовал ли?
    Осязания между вами нечистого не было ли?
    Малакий не делаешь ли?
    И если это случится, вопрошает о содомском, о скотоложестве, о птицеложестве обстоятельно.

    Публикуется по Канонические церковные памятники XIII-XVIII вв. (стр. 13-116).
    "А се грехи злые, смертные..." Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России. Тексты, исследования. М.: "ЛАДОМИР", 1999. С. 335-344.

    Епитимия – употребляется в смысле наказания, кары, но еще употребляется в смысле научения избавляться от греха. Епитимию должен налагать священник, который знает человека, ее отменить может или сам наложивший или правящий епископ. Правило 80-е св. Василия Великого, говорит, что если кто-то дал необоснованную епитимию, то епитимья снимается с невиновного и возлагается во всей тяжести на наложившего.

    Есть каноническое правило IV Антиахийского Собора звучащее так: «если человек считает, что его подвергли епитимии несправедливо, то он должен подать апелляцию, но исполнять епитимию он обязан до апелляционного суда». Отлучать от причастия на длительный срок имеет только епископ.

    Формы епитимии:

    1) Отлучения от причастия на некоторое время.

    2) Милостыня.

    3) Молитвенное правило.

    7. Кому дана власть прощать грехи?

    Некоторые заявляют, что власть прощать грехи дана только 12 апостолам, но это совершенно не так, что мы и видим из следующего стиха: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]» (Деян. 19:18-19). Эти стихи говорят о том, что апостол Павел, который не был в числе 12-ти, так же принимал исповедь.

    8. Необходимость исповеди для всех.

    «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин. 1:6-10). При условии исповедания (названия вслух грехов своих) мы получаем прощенье через кровь Иисуса Христа.

    Апостолы говорили, что главной для них целью было принимать покаяние. Например, апостол Павел называет свое служение – служение примирения. «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» (2 Кор. 5:18). Дело священников служить примирению.

    Исповедание друг другу . «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Христиане друг за друга молятся, во избавления какого – либо греха. Но здесь не сказано, что грех прощается.

    9. Прощение грехов возможно, в крайнем случае, без исповеди.

    Есть мнение, что без исповеди прощение грехов невозможно – это не правда. Иоанн Златоуст говорит так, «Бог по великой любви своей к кающемуся грешнику дал много способов прощения грехов». Можно умолить Бога со слезами, можно раздать милостыню, можно прийти к епископу и получить у него прощения своих грехов. Такая возможность есть, Бог от такого права не отказался. Но это право, конечно, распространяется на детей Божиих (крещеных).

    10. Форма исповеди.

    С VI в., с Иоанна Постника, появляется санкция к священнику раскрывшего исповедь. Эта практика сохраняется до сих пор. Священник не имеет даже под угрозой смертной казни рассказать того, что ему рассказывали на исповеди. Это не значит, что священник не имеет права рассказать саму историю о грехе и его последствии. Имеет, но если не будет понятно, кто совершил этот грех.

    1) Публичная исповедь.

    2) Личная исповедь.

    Существуют грехи, которые до сих пор лечатся только при помощи публичной исповеди – это грехи против Бога и Церкви. Ереси и расколы лечатся сейчас только исключительно чином присоединения. Грех ереси и раскола не может быть прощен на обычном таинстве исповеди. Одно дело, если человек просто ходил слушать лекции в секту, то он не нуждается в чине присоединения, он исповедуется лично. Но если он прошел какие-то обряды посвящения в сете, то он обязан пройти через чин присоединения.

    11. Какие грехи не прощаются?

    Об не прощении грехов говорит один текст Св. Евангелия: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32).

    Хула на Духа Святого:

    1) Сознательное сопротивление Истине. Это, например, сознательное отвержение чуда Божия, или утверждение, что чудо Божие, есть результат естественного процесса (вступление против благодатного огня, против творения Вселенной из ничего, и др.).

    2) Отвержение милосердия Божия. Это отчаяние в спасении. Когда человек говорит, что «Меня Бог не простит». Отчаяние дошедшее до самоубийства.

    3) Отказ от исповеди, с утверждением , что Бог и так простит. Ж.Ж. Руссо «Бог простит – это Его работа».

    Хула на Святого Духа – это ТОЛЬКО эти три пункта. Во всех трех видах человек лишается возможности кается. Сейчас есть разговоры, что любой сознательный грех, это хула на Духа Святого. Это ложь! Хула на Духа Святого только три вышеперечисленные пункты.

    «Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» – спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам.

    На острове Патмос есть целая роща, высаженная теми, на кого налагали епитимью – посадить дерево («старец Амфилохий († 1970), подвизавшийся на острове Патмос, крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. «Там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (Еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. С. 3-4)».

    Показания к применению

    Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.

    Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя , с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

    Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ . Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: “…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19: 5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и естественно ответное святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

    В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия

    Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

    Особые указания

    Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен “плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ . Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

    На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей

    С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

    Передозировка

    «Понятие “я грешен” может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе — мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель и молитв, и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, — убежден отец Георгий. «Я таких “энтузиастов” обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

    Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить, а снять ее может только сам духовник. «И если епитимья вам не по силам, нужно просто обсудить это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

    Традиция вместо закона

    В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

    Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

    Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

    Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

    «В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ . — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

    Много лет тому назад я была в Троице-Сергиевой Лавре, исповедовалась. По моим грехам на меня была наложена епитимия: в течение всей жизни читать ежедневно канон и по возможности класть определенное количество поклонов. Тогда я не запомнила священнослужителя в лицо, не знаю ни его имени, ни сана. Недавно прочла в книге, что надо при жизни снять епитимию, иначе после смерти душе придется очень тяжело. Как же мне быть в моем положении?

    Раба Божия Антонина

    Епитимия - это средство исцеления и очищения души, именно для этого она дается человеку. Может показаться, что епитимия - это наказание за совершенный грех, служащее удовлетворению Правосудию Божию, но это неверное понимание, так осознают епитимию католики. Неправильность такого видения вещей состоит главным образом в том, что в этом случае Бог предстает перед нами не как Милостивый Спаситель, а как некий карающий деспот, которого утешает созерцание наших самоистязаний.

    Православное понимание епитимии другое. Епитимия - это приложение бальзама, а не подзатыльник. По Своей неизреченной милости Господь вразумляет Церковь и дает нам средства для исцеления души и уврачевания душевных ран. Их принимают с радостью, как больной принимает лекарство.

    У каждого человека есть те или иные пороки, особенные - свойственные ему - страсти, и для борьбы с ними нужны особые средства: молитвенные правила, поклоны, посты, паломничества, молитвы, вкушение просфоры и святой воды.

    К сожалению, вы в своем письме очень мало написали о той епитимии, которую вам дали: какой конкретно канон, сколько поклонов. Но в строках вашего письма ощущается тревога. Не надо бояться, данная вам епитимия небольшая: один канон и несколько поклонов - это очень просто выполнить. Хочу вам посоветовать, чтобы вы не оставляли данной вам епитимии. Хотя бы старайтесь читать каждый день канон (вероятно, это покаянный канон Господу Иисусу Христу), но если даже вы пропустите один или два раза в неделю, это не так страшно. Поклоны делать очень хорошо - они подсекают страсти под корень и уничтожают их! Хорошо делать поклоны утром перед началом молитв с Иисусовой молитвой или с молитвой мытаря: "Боже, милостив буди ми грешному (грешной)". Делайте хотя бы по 10 поклонов (в монашеских правилах указано до 300, но это монастырский устав). Полезно делать поклоны и в продолжение дня - нет-нет да и положите один-два поклона, это очень хорошо поддерживает молитвенное состояние и не допускает страсти в сердце. Так советует Игнатий Брянчанинов в книге "Аскетические опыты", и причисленный недавно к лику святых отец Алексий Мечев также учил: если придут страсти или грешные помыслы, сделай два-три поклона.

    Проявите послушание и сохраните его на всю жизнь - это очень хорошо, что вам дали такую епитимию! Молитесь и наследуйте спасение души. Храни вас Бог! священник Дионисий Толстов 02.11.2001



     
    Статьи по теме:
    Надежда Борисовна Смирнова
    1 апреля наш приход посетила гостья - писательница Надежда Борисовна Смирнова из Калужской области. Она давно ездит с выступлениями по стране и её книги издаются многотысячными тиражами. В январе 2015 года ей вручили орден российского отделения Фонда Мира
    Доказано: мы все обладаем способностями к предвидению
    «Праздник знаний» - 1 сентября. К знанью для чего стремиться? Чтоб свободным стать как птица, Чтобы покорять пространство И не уставать от странствий! День знаний.«Сценарий ко Дню знаний» - Пещера Кривого почерка. Арифметические действия. Условия Пара Гра
    За что накладывают епитимью
    Сокровищница духовной мудрости прот. архиеп. Радио «Град Петров» свщмуч. свщисп. протопр. Вячеслав Пономарев иером. Иоанн (Лудищев) игумен Нектарий (Морозов) преп. Оптинские старцы архиеп. Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч.
    Грех братьев орловых Как относились святые Отцы к согрешающим
    В России, в отличие от Англии или Франции, было не так уж много знаменитых семейств, ощутивших на себе тяжесть родового проклятия. Пожалуй, самая яркая и страшная из подобных историй связана с братьями Орловыми. Возведенная на престол гвардейцами Алекс