Нужно ли мусульманину скрывать свои грехи и грехи братьев (сестер) по вере? Грех братьев орловых Как относились святые Отцы к согрешающим

В России, в отличие от Англии или Франции, было не так уж много знаменитых семейств, ощутивших на себе тяжесть родового проклятия. Пожалуй, самая яркая и страшная из подобных историй связана с братьями Орловыми.

Возведенная на престол гвардейцами Алексеем и Григорием Екатерина Вторая не поскупилась на ответную благодарность. Она щедро одарила своих фаворитов титулами, чинами, имениями, сумасшедшими деньгами. Казалось бы, братья Орловы должны были стать основателями богатейшей и могущественной аристократической династии. Но нет - кроме Анны, дочери графа Алексея Орлова-Чесменского, и вспомнить-то особо некого. Причем загадочная судьба этой женщины - страшная иллюстрация того, во что может вылиться кармическое воздаяние потомкам за грехи предков. В литературе об Анне Орловой-Чесменской встречаются самые противоречивые мнения. Православные авторы представляют графиню почти что святой. А вот Александр Сергеевич Пушкин в ее адрес язвил: «Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию - архимандриту Фотию».

* * *
Здесь нет надобности повествовать о перипетиях карьеры Григория и Алексея Орловых. Несомненно, многие знают, что они стояли во главе заговора, в результате которого был свергнут с трона и убит муж Екатерины, император Петр Третий. Подчеркнем лишь, что подавляющее большинство историков считают непосредственным убийцей царя не кого иного, как Алексея Орлова. Столь же широко известно и другое его злодейство, когда Алексей, притворившись страстно влюбленным, по поручению Екатерины завлек в Россию княжну Елизавету Тараканову, которую многие считали законной дочерью императрицы Елизаветы. Завлек, чтобы бросить ее, беременную, умирать в Петропавловской крепости.

Мы начнем с того момента, когда праздник на улице братьев Орловых в основном кончился - они поняли, что соперничество с новым фаворитом Екатерины Григорием Потемкиным безнадежно проиграно, и удалились от императорского двора. Оба брата, хотя им уже перевалило за сорок, еще оставались тогда холостяками.
Григорий славился своей неразборчивостью. Казалось, ему все равно - красавица фрейлина или уродливая прислуга-чухонка. Он готов был тащить к себе в постель любую, и ни одна не задерживалась там надолго. Многие из современников высказывали в мемуарах мысль, что отставной любовник императрицы, развращенный до мозга костей, просто-напросто не был способен к возвышенным чувствам.

Как оказалось, они ошибались - князь Григорий Орлов, словно влекомый некой таинственной силой, сорок три года шел к любви, которая превратилась для него в Божью кару.

Предметом роковой страсти Григория стала одна из немногих российских невест, жениться на которой он не мог - его двоюродная сестра Зинаида. Подобные браки запрещались как гражданскими, так и церковными законами. Не привыкший к слову «нельзя», Григорий увез девицу и без труда нашел священника, который под дулом «пиштоля» их обвенчал. Как только об этом стало известно, сенат издал постановление, в котором предписывалось развести супругов. Орлов кинулся за помощью в ноги всемогущей императрице.

Милостивая государыня была не из тех, кто ревнует бывших любовников. Она великодушно отменила решение сената, позволив Орлову остаться мужем кузины. Правда, криво усмехнулась: «Не пожалеть бы тебе, Гриша». Как в воду глядела - случались у Екатерины Второй удивительные, поистине ясновидческие прозрения. Да и как бы иначе смогла она стать величайшей российской монархиней?

Прошло чуть больше года, как Зинаида Орлова заболела чахоткой. Вместо наслаждения супружескими радостями Григорию пришлось переезжать с больной женой из одного европейского города в другой для консультаций с медицинскими светилами. Ни теплый климат, ни самое лучшее лечение, которое было доступно в те времена, не помогли. Зинаида умерла, а Григорий Орлов вернулся в Петербург - лишившимся от горя рассудка. По свидетельству современников, во время припадков бреда ему постоянно мерещился убитый Петр Третий, который мстительно хохотал: «Это тебе за меня, в наказание». Через полгода Григорий во время приступа буйства скончался. Его брак с кузиной остался бесплодным.

* * *
Алексей Орлов удалился из Петербурга в Подмосковье. Там, в своих роскошных имениях, он, привыкнув к приключениям и интригам, изнывал от жесточайшей скуки. Женитьбу сорокапятилетний граф затеял не по любви - ее он не пытался изобразить даже приличия ради, - а в порядке развлечения: все-таки что-то новенькое.
Юная Авдотья Лопухина, скончавшись на пятом году брака, прошла через его жизнь незаметной тенью. Ее смерть ничуть не расстроила графа. Главное, что в 1785 году она успела родить ему дочь Анну, которая и стала единственной горячей любовью в жизни честолюбца, циника и убийцы Алексея Орлова.

Для дочери граф выстроил в пригороде Нескучное красивый дворец с парком (ныне - здание Академии наук и Нескучный сад). Название имения целиком соответствовало жизни, которая там велась: для юной графини ежедневно устраивались маскарады, фейерверки, спектакли, конные турниры.
В семь лет Анну произвели в фрейлины. Было ясно, что девочка пошла в славную красотой породу Орловых: брови дугами, широко расставленные глаза с поволокой, четко вырезанный чувственный рот. Единственная наследница фантастического состояния, она становилась первой невестой России. Но матерью в шестнадцать лет Анна стала без вступления в брак. В графе «отец» у ее ребенка сегодня поставили бы прочерк. Ряд историков считает, что туда надо вписать не кого иного, как самого графа Орлова. В пользу этой версии говорит многое. То, что никаких разборок в связи с беременностью дочери граф не устраивал. То, что малышку немедленно увезли неведомо куда, а Анна никогда не пыталась ее отыскать - как если бы дитя воплощало в себе нечто чудовищное.

Анне было уже двадцать три - по тем временам возраст почти стародевический, - когда граф смертельно занемог. В агонии ему мерещились погубленные им души. Обитатели дворца вздрагивали и крестились, слыша крики: «Прокляты! За грехи мои весь наш род проклят!», доносившиеся из спальни, где у постели умиравшего графа сидела его дочь.

* * *
После смерти отца Анну словно подменили. Фрейлина Орлова-Чесменская по-прежнему носила такие туалеты и драгоценности, что им завидовала сама императрица, но ни балы, ни бега, которые раньше она обожала, больше ее не привлекали. Попытки сватовства пресекались на корню. Прежде равнодушная к религии, графиня превратилась в истовую богомолку. Стремясь отмолить грехи отца и постигшее их род проклятие, она жертвовала огромные суммы церкви и на благотворительность.

В 1820 году Анна встретилась с двадцатисемилетним монахом Фотием, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии. Он поразил ее воображение. Не внешностью - отец Фотий был невысок, бледен и хил. Заворожил он Анну проповедями, в которых жарко обличал развращенность общества. У монаха, несомненно, был дар, который ныне именуется харизмой. Ведь потом он буквально загипнотизировал императора Александра Первого, который называл Фотия ангелом и, подарив алмазный нагрудный крест, назначил настоятелем древнего Юрьева монастыря, расположенного в Новгородской губернии.

Бес силен: Фотий, избранный Анной в духовники, почти сразу стал ее любовником. Она увлеклась настолько, что практически не скрывала кощунственную связь, хлопоча за него при дворе и щедро оделяя Фотия деньгами и драгоценностями.

В виде фарса повторилось чудовищное прелюбодеяние ее юности: духовник по христианским представлениям - тот же отец, только духовный. Остряк Александр Сергеевич Пушкин смачно прокомментировал скандальный роман, опубликовав стишок, где высмеял разговор, который, по его мнению, происходил между Фотием и графиней Анной:

Внимай, что я тебе вещаю:
Я телом евнух, муж душой.
- Но что ж ты делаешь со мной?
- Я тело в душу превращаю.

Плохие времена для любовников наступили, когда Александра на троне сменил Николай Первый. Новый император терпеть не мог говорливых религиозных проповедников, тем паче если те сами пренебрегали провозглашаемыми принципами. Фотий же, распоясавшись, не ограничивал свои телесные утехи графиней Анной. По свидетельству современников, он при случае изменял ей с балеринками. Она все прощала, но царь с этим предтечей Распутина миндальничать не стал. Последовал высочайший приказ: Фотия из столицы - вон. Пусть пожизненно и безвылазно сидит у себя в Юрьевом монастыре.

Графиня не пожелала разлучаться с архимандритом, отправившись вслед за ним в свое новгородское имение, расположенное в полверсте от монастыря. Ее щедротами обитель быстро превратилась в одну из самых богатых в России. Анна и Фотий надолго уединялись в его комфортабельной келье. Предполагалось, что игумен ведет там с духовной дщерью душеспасительные беседы. Так продолжалось до самой его смерти в 1838 году.

* * *
Анна построила захороненному на территории монастыря любовнику роскошный беломраморный саркофаг. Рядом заготовила усыпальницу для себя - такую же, только из темно-красного мрамора, и составила завещание, по которому отписала монастырю огромные деньги. Последнее совсем не понравилось родственникам, которые взялись активно обхаживать графиню, уговаривая вернуться в Санкт-Петербург.

С новым настоятелем Юрьева монастыря Мануилом отношения у Анны складывались далеко не сердечные. Все шло к тому, что она могла изменить свою последнюю волю. Но не успела: накануне отъезда в столицу графиня, не страдавшая никакими болезнями, вдруг начала задыхаться, кашлять и за считанные минуты скончалась в гостиной Мануила, к которому зашла попрощаться перед дорогой. Орловы были убеждены: Анну отравили, растворив яд в вине, который во время причастия поднес ей сам новый настоятель. Попытались воззвать к императору, чтобы назначил расследование, но Николай больше слышать не хотел о героине скандального романа. Его реакция была типа того, что «умерла так умерла».

* * *
В 1934 году археологи вскрыли гробницу графини Орловой. Тело выглядело странно: руки разбросаны, волосы растрепаны, платье изодрано на груди в клочья. Впечатление было, будто женщина похоронена заживо. И опять разбираться никто не стал - кости попросту выкинули. Их подобрали по доброте местные жители, перезахоронив без креста и таблички у одного из ближайших к усадьбе храмов.

Усадьба досталась новгородскому Музею деревянного зодчества. Его сотрудники не раз признавались прессе, что то и дело видят в особняке призрак женщины в длинном белом платье, которая тяжко вздыхает и стонет: «Ослобони!» Никто не сомневается, что это неприкаянный дух отравленной и выброшенной из могилы графини Анны Алексеевны. Ей не удалось отмолить Орловых: род цареубийц пресекся, а титул вместе с фамилией перешел к мужу и детям одной из племянниц Алексея Орлова, которые стали именоваться Орловы-Давыдовы.

Анна ТКАЧЕВА

Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда; этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 280 (71).

2. Как относиться к ближнему, впавшему в тот или иной грех?

Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих. (Антоний Великий).

Стр. 23 (61).

3. Должно ли осуждать ближнего, если собственными очами увидишь его творящим какой-либо грех?

Если увидишь собственными твоими очами брата блудодействующим или отделывающим другой какой грех, то не осуди его, но помолись Богу о нем, говоря: Господи! сохрани брата моего и меня от обольщения демонами! К этому присовокупи: проклят будь ты, диавол! это твое дело; брат мой не сделал бы его сам по себе, – и наблюдай сердце твое, чтоб оно не осудило брата, и не отступил от тебя Святый Дух.

Стр. 444 (24).

4. Полезно ли скрывать согрешения ближнего?

Брат спросил авву Пимена: если я увижу согрешения брата моего, то полезно ли скрыть это согрешение? Старец сказал ему: когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения; когда же мы обнаруживаем согрешение брата, тогда и Бог откроет согрешения наши.

Стр. 337 (69).

5. Должно ли трудиться в избавлении ближнего от греха его?

Говорил: Сколько имеешь силы, потрудись в избавлении ближнего от греха его, не укоряя его за грех: и Бог не отвращается от обращающихся к Нему. Злоба и лукавство да не вкрадутся в сердце твое, чтоб ты имел возможность говорить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. (Авва Иперхий).

Стр. 283 (19).

6. Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся?

Сказал авва Пимен: человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным.

Стр. 339 (75).

7. Как относились святые Отцы к согрешающим?

Авва Аммон рукоположен был во епископа. В этом сане он действовал из благодатного настроения и духовного разума, приобретенных монашеским жительством. Однажды привели к нему на суд беременную девицу и требовали от него церковного наказания для девицы. Епископ оградил ее крестным знамением и повелел ей дать шесть пар полотен, говоря: ей предстоит труд родов, как бы не умерла она, или не умерло дитя ее; на цену этих полотен по крайней мере могут быть совершены похороны. Обвинители девицы сказали ему: что ты делаешь? дай ей епитимию. Он отвечал им: братия! разве вы не видите, что она близка к смерти? как же мне возложить на нее еще что-либо?

Стр. 64 (10).

Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из братий того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Эго сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном к верху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. Что это? сказал авва Аммон братиям: Бог да простит согрешение ваше. После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовию: брат! внимай себе!

Стр. 64 (11).

Некоторый брат впал в тяжкий . Он пришел к авве Аммону и сказал ему: я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния; оставляю монашество и иду в мир. Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пребыл в покаянии, как и последовало откровение от Бога, что грех прощен брату ради любви старца.

Стр. 65 (13).

В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от Церкви иеромонахом – настоятелем. Когда брат выходил из церкви, тогда авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: и я – грешник.

Однажды авва Исаия увидел, что брат совершает тяжкий грех; он не обличил его, сказав сам себе: если Бог, Который создал его, и видит это, милует его, то кто я, чтоб мне обличить его.

Стр. 134 (3).

Вопросили некоторые из отцов авву Пимена, говоря: если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом? Старец отвечал им: что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, – пройду мимо, ничего не говоря ему.

Стр. 333 (41).

В некотором общежитии один из братии подвергся греховному искушению. Жил в тех местах отшельник, не выходивший из келлии много лет. Отец общежития пришел к старцу и поведал ему о брате, подвергшемся искушению. Старец повелел изгнать его из обители. Брат, вышедши из общежития, зашел в некоторую пещеру и там предался плачу. Случилось проходить тут братиям, шедшим к отцу Пимену. Они услышали плач брата и, вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби. Они упрашивали его, чтоб он шел с ними вместе к отцу Пимену; но он не захотел, а сказал: оставьте меня, пусть умру здесь. Братия, пришедши к отцу Пимену, сказали ему об этом. Авва упросил их сходить к брату и сказать ему: авва Пимен зовет тебя. Брат пришел к нему. Увидев его очень печальным, старец встал, заключил его в свои объятия, обошелся с ним очень приветливо и упросил его вкусить с ним пищи. Между тем авва Пимен послал одного из живших при нем братий к отшельнику с следующим приглашением: с давних лет желаю видеть тебя, слышав о тебе; но по общей лености нашей, мы доселе не виделись друг с другом. Ныне по устроению воли Божией и по встретившейся нужде придти тебе сюда, приди и увидимся. Этот отец никогда не выходил из келлии своей. Услышав такое приглашение, он сказал сам себе: если б Бог не возвестил старцу, то он не послал бы за мною. Он встал и пришел к авве Пимену. Они радостно приветствовали друг друга и сели. Пимен сказал старцу: на некотором месте жили два человека и оба имели по мертвецу. Один из них оставил своего мертвеца и пошел плакать над мертвецом другого. Эти слова привели старца в умиление, он вспомнил о поступке своем, а авва Пимен сказал ему: высокий, высокий! ты на небе, а я на земле.

Стр. 338 (71).

Несколько монахов, вышедши из хижин своих, собрались вместе и беседовали о благоверии, монашеском подвижничестве и о средствах Богоугождения. Из числа беседующих два старца увидели Ангелов, которые держали монахов за мантии их и похваляли беседовавших о вере Божией; старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о некотором брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего, нечистого кабана и, уразумев согрешение свое, открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана. При этом старцы рассуждали между собою, что каждый из нас должен соединиться духом во едино с ближним своим, – с его плотию, со всем человеком, во всем сострадать ему, во всем сорадоваться, все скорбное для ближнего оплакивать. Просто сказать: быть в отношении к нему, как бы была у него с ближним его одна общая плоть, одна общая душа; скорбеть, когда случится с ним печаль, как о самом себе. И Писание свидетельствует, что мы едино тело о Христе; также оно говорит, что у множества веровавших в Господа было одно сердце и одна душа.

Стр. 457(40).

8. Пример о том, как истинные иноки, глубоко сострадавшие согрешающим, по своей горячей любви возвращали на путь спасения впавших в грехи любодеяния, разделяя с последними покаяние.

Два брата, монахи, пришедши в соседний город, чтоб там продать работу свою целого дня года, и остановились в гостинице. По продаже рукоделия один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице, и по наущению диавола впал в любодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал оставшемуся: вот! мы запаслись всем нужным, – возвратимся в келлию. Другой брат отвечал: я не могу возвратиться. Когда же брат начал упрашивать его, чтоб он возвратился, говоря: почему тебе не возвратиться в келлию? этот исповедал ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня, впал в любодеяние и потому не хочу возвратиться. Брат, желая приобрести и спасти душу брата, сказал ему с клятвою: и я, отлучившись от тебя, подобным образом впал в любодеяние; однако воротимся в келлию и вдадимся в покаяние. Богу все возможно, возможно ему даровать нам прощение за покаяние наше и избавить муки в огне вечном, казней во аде и тартаре, где нет места покаянию, где огнь неугасающий и жестокие пытки находятся в непрестанном действии. Они возвратились в келлию свою. Потом пошли к Святым Отцам, пали к стопам их, стеня и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому подверглись. Святые старцы наставили их на делание покаяния и дали заповеди, которые они исполняли тщательно. Не согрешивший брат приносил покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой любви, которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви, открыл святым Отцам тайну, и что, за любовь того, кто не согрешил, а подверг себя труду покаяния для спасения брата, даровано прощение и согрешившему. В этом событии исполнились слова Писания: мы должны есмы по братии души полагати.

Вера и жизнь

Как обличать грех?

Как редактор христианской газеты часто получаю письма. Недавно прочитал письмо брата во Христе с колонии строгого режима. Он с горечью пишет, что не может смотреть на все беззакония в церквах, верующие только прикрываются Христом и делают грех. Неохотно помогают ему, бедному брату в узах. Так и хочется сказать: «Дорогой брат, так в чем же дело? Если не можешь смотреть, то правильно сделаешь, если перестанешь смотреть на то, на что и не стоит смотреть!» Слово Божье и Сам Иисус Христос, апостолы рекомендуют смотреть на Христа и не только говорить, а даже и думать только о том, что Богу угодно. А на мирское, на грехи, всякие недостатки и смотреть не нужно.

Дорогие христиане, не варитесь в грехах и беззакониях других людей, не кормитесь недостатками, болями и ранами членов церкви. Зачем это вам? Вы так сильно переживаете за чистоту церкви? Есть Тот, кто держит в руках метлу и тщательно выметает. Он бодрствует над этим. Это Господь Иисус Христос - Глава Церкви. А наше дело молиться, бодрствовать над собой. Потому что бывает, к сожалению, и так, что себе потакаем, а за другими тщательно следим, чтобы нехотя кто-нибудь не споткнулся. А если споткнулся, не руку подаем, а сильнее толкаем. Он и так упал, лучше помоги ему встать, а не добивай своими упреками, обличениями.

Конечно, у нас должна быть непримиримость ко греху (мы не должны ему потакать), но иногда создается впечатление, что обличитель ненавидит не грех, а ближнего, соседа в собрании, и готов растерзать его во имя правды. Но как важно делать все по слову Божьему: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф.18:15).

Это заповедь Иисуса Христа Своим ученикам. Почему некоторые христиане забывают это место с Евангелия и идут сразу рассказывать о грехе брата другим членам церкви, но не брату, который согрешил. Или бывают моменты, когда кто-то внесет в наши уши непроверенную информацию, и мы готовы сразу всему поверить, забывая, что дьявол день и ночь клевещет на братьев. Я понимаю, что современное христианство много в чем настолько скомпрометировало себя, что наша вера в информацию через десятые уши, бывает, имеет основание. Как говорят, дыма без огня не бывает. Но Слово Божье должно быть на первом месте, и мы обязаны поступать по Слову. Заповеди Божьи - на первом месте, а не наши чувства, наш опыт и др.

Как здесь не вспомнить один поучительный пример: в одной церкви прихожане охотно слушали проповеди пастора. Через некоторое время он увидел невнимательность, охлаждение, перешептывание, подозрения слушателей. Когда начал выяснять причину, каждый опускал глаза и пытался избежать разговора, наконец, кто-то более смелый отважился сказать, что видели, как он гонялся вокруг своего дома с поленом за своей женой, а она громко визжала. Пастор оторопел от такой информации, а после выяснения, наконец, понял, что же произошло на самом деле. Однажды он управлялся по хозяйству, как из-под ног жены выскочила большая крыса, жена от неожиданности завизжала, а отважный муж бросился за крысой с тем, что под руку попало. Именно в тот момент мимо его двора проходил один браток, который очень переживал за чистоту церкви и всегда подозревал, что их пастор не чист, и надо же: бог ему открыл такое, о чем он немедленно сообщил всем членам церкви. Все они только и говорили, как пастор бьет супругу, дошло даже до того, что уже вокруг дома гоняет и угрожает убить. И что примечательно: никто не догадался спросить об этом у самого пастора. Я не думаю, что это целиком придуманная история. Наверное, она имела место в истории христианской церкви во многих вариантах. Может быть, это случилось у вас? Нет? Тогда слава Господу!

Одна сестра очень любила подобные истории о своем пасторе и при случае с энтузиазмом рассказывала ближним. Когда же ее обличили в неправде, сплетнях, она вынуждена была прийти к пастору с извинением, просила прощения. Пастор, будучи духовным братом, конечно, простил ее, но он дал ей подушку и попросил разорвать во дворе. Она это сделала, потом пастор попросил ее собрать все перышки, но она с удивлением замахала руками и сказала, что это невозможно, так как ветер уже разнес все перья, что их даже не найти, не то, чтобы собрать. «Вот так и ваша неправда, как эти перья, разнесена ветром в народе… Я вас, дорогая сестра, простил, и похвально, что вы покаялись в этом, но, сколько еще носиться этим перьям неправды - неизвестно». Давайте подумаем: не летают ли где-то в народе перья неправды, авторами которой являемся мы?

Напоминаю заповедь Христа из Евангелия от Матвея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…». Запомним хорошенько: им одним!

Читаем дальше: «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и их не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Вот такой божественный порядок, который доныне никем не отменяется. Не перепутаем: не церкви сразу нужно говорить о грехе брата, а ему, лично, и не дай Бог, чтобы кто-то с церкви догадался. Сказать церкви, то есть другим - это уже последний этап, когда все другие пункты пройдены, и брат не раскаялся, а продолжает грешить. Пытаясь не запачкаться, кто-то занимает позицию стороннего наблюдателя: рассказывает другим, справедливо гневается, но, когда вдруг появляется согрешивший брат, ревнитель правды, будто воды в рот набрал.

Не должно так быть, дорогие братья и сестры.

Но я упустил два предыдущих пункта Заповеди Иисуса Христа из Евангелия от Матфея. Давайте обратимся к Первому Посланию апостола Иоанна (5:16): «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти». Мы часто рассуждаем, что же это за грех такой - к смерти, и иногда, к сожалению, создается впечатление, что все грехи братьев именно к смерти, потому, что в отношении к ним забываем главное - молиться. То есть, прежде чем идти обличать кого-то, нужно хорошо об этом помолиться. И как помолиться? С любовью к брату, который согрешил, может быть, Бог даст ему покаяние. Помолиться не с гневом на брата, и не со словами «я так и знал, что он такой и ему не место в церкви избранных Божьих». А помолиться со слезами: «Господи, помилуй моего брата, и я не лучше его. Если я стою, то это милость Божья, Дух Святой, дай брату покаяние в жизнь. Ты, Господи, думаешь, как бы даже отверженного не отвергнуть. Боже, Ты полюбил его, и я его люблю, он мой брат!» Имеем ли мы такое сожаление, милосердие? Или только осуждение, справедливость, меч буквы закона, правосудие? Если не полюбил, не имею сочувствия, имею ли я право вообще идти и обвинять? Мы достигнем успеха только тогда, когда скажем слова обличения с любовью (ведь мы хотим приобрести брата или только высказать ему все плохое, что мы о нем думаем?).
И, бывает, высказываем и выплескиваем всю горечь, обиду, вражду. Это не любовь, а то, кем мы, по сути, являемся: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Заметьте, что имеет силу (достоинство нашего звания христианина) - вера, действующая любовью. Имеем ли мы такую веру? Апостол Павел говорит так: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов!» (1Петр. 4:8). Другими словами: если имеешь искреннюю любовь к брату, сможешь достичь того, что твоя любовь покроет его грех! А если не имеешь любви, тогда раскроешь, разнесешь по свету, не сделаешь ничего из того, что заповедал Христос.

Следовательно, прежде чем обвинять, говорить другим о грехах ближнего, нужно подумать: исполнил ли я все пункты Господних заповедей в их правильной последовательности? Имею ли я любовь? Молился ли я хотя бы раз за брата, который согрешил (желательно с постом)?

В заключение своей далеко не полной проповеди хочу процитировать самые главные слова Иисуса Христа, касающиеся отношений членов Христовой церкви (надеюсь, нас с вами): «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).

Все узнают, что это церковь Божья и что живой Христос пребывает в ней, если покажете этому миру любовь среди вас, среди членов церкви. Мы иногда переживаем, чтобы приобрести многих и евангелизировать весь мир, проявляя прежде любовь к неверующим, забывая о своих по вере, а действующий рецепт иной: любите друг друга, и тогда не нужно много слов.

Геннадий АНДРОСОВ,
"Благовісник", 3,2012

если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился

Итак, не вознерадим обращаться к благоутробному Владыке нашему скоро и не предадимся беспечности и отчаянию ради тяжких и бесчисленных грехов наших. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу. Оно есть грех к смерти , как гласит Писание (Прп. Антиох. Сл.77).

Поучения.

Прп. Никодим Святогорец

Сложно провести точное различие между смертными грехами и простительными. Потому что существуют разные мнения о том, что считать смертным грехом, истолковывая изречение Иоанна: «Есть грех к смерти, но есть грех не к смерти ». Митрофан Смирнский говорит, что грех к смерти – это всякий грех, который ветхим законом наказывался смертью. Такими были хула на Бога, преднамеренное убийство, скотоложство и иное. Грех, который не к смерти, это такой грех, который не наказывался смертью, как невольное убийство и другие. Анастасий Синаит (вопрос 44) говорит, что грех к смерти – это сознательно производимый грех. Грех же не к смерти – это грех по неведению. Но сознательная хула на Бога – это великий грех, также как убийство и прелюбодеяние. Это грехи к смерти. А 5-ое правило Седьмого Вселенского собора и Экумений грехом к смерти называют грех нераскаянный и неисправленный. Подобно и Георгий Корессий в своем богословском слове, как мне кажется, точнее определяет это отличие. Он говорит, что смертные грехи отличаются от простительных по роду, как отличается смертное дело от пустого слова и от суетного помысла. Ибо существует три главных рода греха: лукавое дело, лукавое слово и лукавая мысль. Все лукавые дела относятся к одному роду. Отличаются они друг от друга только по виду. Таким же образом отличаются друг от друга лукавые слова и лукавые помыслы. Отличаются они по степени совершения дела и действия, как отличается первое движение гнева и ненависти от совершенного на деле гнева и злопамятства. Или по количеству вещества. Как воровство, которое не отличается от другого воровства ни по виду, ни по веществу. Если будет воровство больших денег, то это смертный грех. Если же будет украдена одна монета, что не причинит большой беды пострадавшему, то это простительный грех. То же самое говорит в своем «Руководстве к исповеди» и Хрисанф. К этому же добавь, что грехи отличаются еще и по виду. Как клятвопреступление, будучи смертным грехом, по виду отличается от праздного слова. А Геннадий Схоларий (в «Руководстве» Хрисанфа) проводит различие между смертными и простительными грехами по общим местам, где они совершаются. То есть в уме – злые помыслы, на языке – злые слова, а тело совершает злые дела. Он говорит, что каждый грех, относящийся к уму и по своему виду являющийся смертным, тогда только становится смертным, когда произойдет его совершенное развитие. Это не один лишь прилог, или собеседование, или борьба (о чем смотри 2, 3 и 4 правила Постника), а совершенное согласие с помыслом (такими как гордость, злопамятство, ересь и иными). Также и всякий грех, относящийся к грехам языка и являющийся по своему виду смертным грехом, лишь тогда становится смертным, когда получит свое совершенное развитие (такие как хула, клятвопреступление, лжесвидетельство и другие). Подобно и всякий грех, относящийся к грехам тела и являющийся по своему виду смертным, лишь тогда становится смертным грехом, когда будет совершен на деле (как блуд, прелюбодейство, страх и тому подобное). Смертные грехи, относящиеся к телу, бывают простительными тогда, когда будут произведены лишь в уме и слове. То есть смертный грех блуд, когда будет зачат в похоти и уме, или будет высказан в постыдных словах, является простительным грехом. Потому и сказал брат «Божий: «Похоть, зачав, рождает грех ». То есть простительный грех. А за собой влечет следующее: «А сделанный грех (то есть сделанный телом и на деле) рождает смерть » (Иак. 1, 15) . Подобным же образом и тот смертный грех, который относится к слову, если будет только в уме, является простительным грехом. Как например смертный грех хулы, когда бывает только в уме и невольно, является простительным. Попросту сказать, смертные в своих грубых выражениях грехи, если происходят в более легких формах, являются простительными.

Достойным упоминания и в то же время боязни является то, что у Корессия говорит блаженный Августин (Беседа на первое послание Иоанна, также Слово 41 о святых) вместе со многими другими. Он говорит, что многие малые грехи составляют один большой грех. Корессий это говорит о том, когда человек презирает малые грехи как малые. Потому что крадущий малое, делающий это постоянно, согрешает смертно. Ибо и Великий Василий, зная все Святое Евангелие, находит различие между комаром и верблюдом, сучком и бревном, и, яснее сказать, малыми и большими грехами. Но он говорит (см. правила, кратко изложенные, ответ 293), что в Новом Завете нет различия между большим и малым грехом: а) ибо и малый грех, и великий одинаково являются преступлением закона, согласно посланию Иоанна: «Грех есть беззаконие » (1 Ин. 3, 4) , - и неверием в Сына, согласно с изречением: «Не верующий в Сына не увидит жизни » (Ин. 3, 36) ; б) что и малый грех становится великим, когда начинает властвовать над творящим его: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2 Петр. 2, 19) . Третью причину добавляет божественный Златоуст (Беседа 16 на Первое послание к Коринфянам, Слово к Димитрию об умилении), говоря, что и бревно, и сучок, то есть и великий грех, и малый, поскольку не получают одного и того же наказания, отличаются друг от друга. Но поскольку творящего грех они изгоняют из Царства Небесного, не отличаются друг от друга. Ибо и Апостол говорит, что идолопоклонники, мужеложники и злоречивые не наследуют Царства Небесного (1 Кор. 6, 9 -10). То есть и те, кто творит большой грех, и кто творит малый. Вот что еще достойно упоминания и боязни, о чем говорит прежде упоминавшийся Корессий, что похоть человека становится смертным грехом двумя способами: или когда похоть воплощается в какой-либо тяжелый грех (например, убийство, или что-либо подобное), или когда человек соглашается сделать грех, даже если и не удастся его сделать. Ибо движение похоти тройственно: невольное, вольное несовершенное и вольное совершенное. «Первое движение не называется грехом. Второе – называется грехом простительным, а третье – грехом смертным. И в книге «Поучение кающемуся» также пишется, что всякое наслаждение, которое совершается по собственной воле, является смертным грехом.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится

Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном.

Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей.

Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку грех же содеян рождает смерть (Иак. 1:15) .

Существует два вида грехов: грех не к смерти и грех к смерти. Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32) , Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть грех не к смерти, потому что если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17:4) . И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть грех к смерти.

Такой грех вызывает смерть души, и смерть души есть ни что иное, как отделение души от Бога, потеря душой Бога и Его всесвятых даров и сил. Святой Иоанн Богослов благовествует: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Просит, и Бог даст ему жизнь, – он сделал грех и поэтому убил сам себя, если просит, то ему дается покаяние и с покаянием воскресение из мертвых, жизнь. Таким образом, молитва покаяния есть победительница смерти, есть восставительница из мертвых. И это происходит, когда кто-либо молится искренне и кается искренне. О грешащем же к смерти да не просит никто. Почему? – Потому что человек всем своим существом, всей своей душой, всей своей силой, всей своей волей проникает в грех и пребывает добровольно и благодарно в нем. Он не хочет ни отказаться от него, ни даже возненавидеть его. И это уже вторая смерть, из которой он не может воскреснуть. Такому человеку Бог не хочет “силой” дать покаяние. Не желает, не хочет и не может, потому что Бог есть любовь, и любовь боготворит, живет и существует. Бог по любви создал человека с Богоподобной любовью. Если бы Бог дал силой человеку Свою волю, Свое Евангелие, Свое спасение, Свое Царство, тогда Он бы уничтожил человеческую свободу, самостоятельность человека. Тогда бы человек перестал быть человеком и стал бы марионеткой, машиной, роботом. И Бог, поскольку Он есть любовь, не может сделать чего-либо такого, потому что это просто не свойственно любви. Если бы Бог сделал это, то Он перестал бы быть Любовью, и, перестав быть Любовью, Он бы перестал быть и Богом. И по этой причине святой тайнозритель советует, что не подобает молиться о согрешающем к смерти. И, таким образом, он нам дает указание о том, чего нам следует просить в молитве у Бога, и чего не следует.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Иоанн открыто говорит о том, что есть некоторые братья, о которых нам не предписывается заповедью молиться, хотя Господь велел нам молиться даже за наших гонителей <…> Этот вопрос не может разрешиться, если мы не признаем, что у наших братьев есть некоторые грехи, которые являются более тяжкими, чем гонения наших врагов. Итак, грехом брата к смерти я считаю тот, когда, познав Бога по благодати Господа нашего Иисуса Христа, кто-то противится братству и против самой благодати, из-за которой он примирился с Богом, ненавистью воспламеняется.

О нагорной проповеди Господа.

Нужно было бы добавить [к описанию греха к смерти и то, что сюда входит,] если oн закончил жизнь в состоянии этой столь преступной развращенности ума , поскольку, как бы то ни было, из-за любого, даже самого плохого человека, пока он жив, не следует испытывать отчаяние, а за того, о ком не отчаиваются, молятся со знанием дела.

Переосмысления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И как он много, почти чрез все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно; то теперь одним из желаний Его и самым лучшим называет то, что когда кто видит брата своего, согрешающего грехом несмертным, то пусть просит, и даст ему. Что даст? Жизнь вечную. Кому? Согрешающим не к смерти. Вообще он разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: «пути злопомнящих в смерть» (Притч. 12:26) . Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Ориген

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

Следовательно, есть такие грехи, которые называются грехом к смерти , откуда и вывод, что, сколько раз кто совершит такой грех, столько раз и умрет.

Гомилии на Книгу Левит.

Экумений

Ст. 16-17 если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти

[Ведущим] к смерти грехом является лишь тот, в котором нет покаяния. И Иуда, страдая из-за греха, [но не каясь,] был уведен в вечную смерть. Но и злопамятные грешат к смерти.

1) Верующий обязан скрывать свои грехи и не рассказывать о них, будь они малые или большие! Со слов Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Все члены моей общины будут избавлены (или: прощены), за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах скрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха». аль-Бухари 6069, Муслим 2990.

Имам аль-Мунауи говорил: “Для каждого совершеннолетнего является обязательным скрывать свой грех и каяться за него”. См. “Файдуль-Къадир” 1/349.

Рассказывание о грехах является запретным, и в этом множество вреда! Например, рассказав о своем грехе людям, которые были хорошего мнения о человеке, он себя сам приводит к унижению, так как грешник не заслуживает уважения. Также рассказав свой грех, человек может быть подвергнут наказанию в мире этом за свой грех, если за него установлено наказание. Также рассказывание о грехах в праведном обществе, ведет к его разложению и к тому, что люди начинают задумываться о том, что раньше им даже в голову не приходило. И по этой причине саляфы говорили, что совершивший грех и рассказавший о нем, даже если он его не совершал, одинаковы в грехе. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих мерзостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 324.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: “Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

2) Мусульманин не должен открывать грех своего брата по вере, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "….Тот, кто покроет мусульманина, Аллах покроет его как в мире этом, так и в мире ином" (Муслим, 2699).

То есть покрытие мусульманина, если он совершил порицаемое дело, либо в отношении его мужской доблести и нравов, либо в религии и поступков, тогда Аллах покроет его как в мире этом, так и в мире ином.

Однако, не всегда надо скрывать грехи, так как есть места, где раскрыть грех будет лучше, чем скрыть его, или наоборот скрыть его будет лучшим, нежели раскрыть его

Как, например, ты знаешь мужчину, который обладает прекрасным нравом, известен своим приверженности религии, однако ты увидел его, что он впал в грех, и ты знаешь, что этот мужчина совершил уже грех по предопределению Аллаха, однако, он сожалеет о содеянном, то подобно этому покрытие его является похвальным и благим.

А если ты увидишь мужчину, совершающего грех, покушавшего на людей, и если ты покроешь его, то увеличится больше вреда и произвола, то здесь покрытие его порицаемо. Является обязательным рассказать о его поступке тому, кто сможет принять воспитательную меру в отношении его. Если это является чья-то жена, то ему надо рассказать о ней ее мужу. Или если это мальчик, то его отцу, или если учитель, то директору школы и т.п.

А что касается того, что если он не знает, будет ли лучше, если он покроет его, или будет лучше раскрыть, то здесь основа является прикрытием. Поэтому если он в замешательстве, и не знает, как будет лучше, то первым делом является покрытие. Однако, он должен внимательно наблюдать за его делами, и не пренебрегать им, так как может быть после этого ему станет ясно, что это мужчина не является из тех, кто заслуживает покрытия грехов.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: " Того, кто развеет верующему одну из печалей мира этого, Аллах развеет ему одну из печалей Дня Воскресения; тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение как в этом мире, так и в мире ином; а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет как в мире этом,так и в мире ином"

А также в двух достоверных сборниках передается хадис со слов ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мусульманин мусульманину брат: он не притесняет его, не оставляет его беспомощным. Тот, кто решит нужду своего брата, то Аллах решит его нужду. И тот, кто избавит мусульманина от печалей, то по причине этого Аллах избавит его от печалей Дня Воскресения. А тот, кто покроет мусульманина, того Аллах покроет в Судный День". Вот это является узаконенным: Если человек увидит от своего брата по вере недостаток, то есть грех, то он не раскрывает его, и не распространяет между людьми. А наоборот скрывает его для него, дает наставление, направляет его к добру, призывает его к покаянию Аллаху от этого и не позорит его среди людей. И тот, кто сделает так, и покроет своего брата, того Аллах покроет как в этом мире, так и мире ином. Поскольку воздаяние в соответствии деяния. А что касается тех, которые открыто совершают грехи, не стыдятся и показывают их людям, то они сами себя позорят. И не является уместным для покрытия. Подобно тому, который распивает опьяняющие напитки среди людей на рынках и заседаниях, то он сам себя опозорил. Просим Аллаха благополучия!

Таким образом, кто совершает грехи публично, и не обращает на это внимание, то его дело поднимают до правителей, если они удерживают подобного ему и устанавливают над ним наказание, то его дело поднимают до них. Не является местом покрытия для того, кто открыто совершает непристойные поступки, и публично совершает их. Просим Аллаха благополучия!"



 
Статьи по теме:
Надежда Борисовна Смирнова
1 апреля наш приход посетила гостья - писательница Надежда Борисовна Смирнова из Калужской области. Она давно ездит с выступлениями по стране и её книги издаются многотысячными тиражами. В январе 2015 года ей вручили орден российского отделения Фонда Мира
Доказано: мы все обладаем способностями к предвидению
«Праздник знаний» - 1 сентября. К знанью для чего стремиться? Чтоб свободным стать как птица, Чтобы покорять пространство И не уставать от странствий! День знаний.«Сценарий ко Дню знаний» - Пещера Кривого почерка. Арифметические действия. Условия Пара Гра
За что накладывают епитимью
Сокровищница духовной мудрости прот. архиеп. Радио «Град Петров» свщмуч. свщисп. протопр. Вячеслав Пономарев иером. Иоанн (Лудищев) игумен Нектарий (Морозов) преп. Оптинские старцы архиеп. Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч.
Грех братьев орловых Как относились святые Отцы к согрешающим
В России, в отличие от Англии или Франции, было не так уж много знаменитых семейств, ощутивших на себе тяжесть родового проклятия. Пожалуй, самая яркая и страшная из подобных историй связана с братьями Орловыми. Возведенная на престол гвардейцами Алекс