Там дамы щеголяют. «Творческие искания Блока Баллада «Незнакомка. Пошаговое комментированное чтение стихотворения

Над пылью солнечных озер

Туда манит перстами алыми

И дачников волнует зря

Над запыленными вокзалами

Недостижимая заря

Там, где скучаю так мучительно,

Ко мне приходит иногда

Она - бесстыдно упоительна

И унизительно горда.

За толстыми пивными кружками,

За сном привычной суеты

Сквозит вуаль, покрытый мушками,

Глаза и мелкие черты

Чего же жду я, очарованный

Моей счастливою звездой,

И оглушенный и взволнованный

Вином, зарею и тобой?

Вздыхая древними поверьями,

Шелками черными шумна,

Под шлемом с траурными перьями

И ты вином оглушена?

Средь этой пошлости таинственной,

Скажи, что делать мне с тобой -

Недостижимой и единственной,

Как вечер дымно-голубой?

Нет девичьего стана-есть только вуаль; за вуалью-не «берег очарованный» и не «очи синие бездонные», а «глаза и мелкие черты». Она «бесстыдно упоительна И унизительно горда». Красота опошлена. И все же героиня стихотворения остается «недостижимой и единственной»-она противопоставлена «пошлости таинственной», трактуется как ее жертва. Стихотворение «Там дамы щеголяют модами » писалось одновременно с «Незнакомкой», но завершил его Блок через 5 лет.

Символика звуковых образов Блока развивалась под знаком непрестанного углубления смысловой сферы стихов. Таинственный мир звуков, непостижимых и роковых, с годами размыкал свой круг, приближаясь к живой жизни и людям, пока не слился с ними в одном нерасторжимом единстве, став частью неделимого целого «звук - живая жизнь».

В эволюции символики звука в образной структуре Блока отчетливо ощутимо движение от частного, конкретного, случайного к обобщенно-типологическому, всеохватывающему значению звуков, к стихии звукового напора и от нее - к всеобщей звуковой гармонии.

Заключение.

В стихотворении 1902 г. под заглавием «Religio» Блок писал:

Любил я нежные слова,

Искал таинственных соцветий.

В самом деле, именно цветовая символика и вообще зрительная образность - основная черта поэтической модели мира, созданной Блоком. Но Блок не только искал таинственных цветовых соответствий: он прислушивался и к таинственным звуковым соответствиям окружающего мира. В 1919 г. в предисловии к поэме «Возмездие» он говорит: «Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе создают единый музыкальный напор». Музыкальное ощущение явлений находит выражение у Блока как посредством повторяющихся образов, подобных лейтмотивам его лирических циклов и поэм, так и посредством тонкой проработки звуковой ткани и ритмического разнообразия его стиха. Ритм и звук в его поэзии очень часто несут совершенно определенную информацию, улавливаемую читателем синэстетически, на подсознательном уровне.

Поясним понятие синестетизма.

Слово "синестезия" происходит от греческого synaisthesis и означает смешанное ощущение (в противовес "анестезии" - отсутствию ощущений). Синестезия - это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус.

Синестезией называют прежде всего межчувственные связи в психике, а также результаты их проявлений в конкретных областях - поэтические тропы межчувственного содержания; цветовые и пространственные образы, вызываемые музыкой; и даже взаимодействия между искусствами (зрительными и слуховыми) (по Б.М. Галееву).

В чем же суть понятия "межчувственная связь" (синестезия), ее функций в искусстве? Речь идет о взаимодействиях в полисенсорной системе чувственного отражения, возникающих по принципу ассоциации. Простейшие связи, как известно, - "ассоциации по смежности", а наиболее значимые для искусства это "ассоциации по сходству". Сходство может быть сходством по форме, структуре, гештальту(форме/виду) слухового и зрительного образов (например, на этом строится аналогия: мелодия-рисунок). Сходство может быть и по содержанию, и по эмоциональному воздействию (на этом основаны, например, синестетические аналогии "тембр-цвет", тональность-колорит"). Последний тип синестезий наиболее характерен искусству, и при признании связующего посредничества высших, "умных" эмоций, в формировании синестезий можно усмотреть участие мыслительных операция (пусть они и осуществляются чаще всего на подсознательном уровне). В связи с этим синестезию следует отнести к сложным специфическим формам невербального мышления, возникающим в виде "со-представления", "сочувствования", но отнюдь не "со-ощущения", как то трактуется согласно этимологии этого слова.

Таким образом, будучи специфической формой взаимодействия в целостной системе человеческой чувственности, синестезия есть проявление сущностных сил человека, но отнюдь не некий эпифеномен, и конечно же, не аномалия, а норма - хотя ввиду возможной "скрытости" своего происхождения в каждом конкретном случае она и недоступна для поверхностного научного изучения. Более того, синестезию можно охарактеризовать как концентрированную и симультанную актуализацию чувственного в широком спектре его проявлений: во-первых, "умноженная" сенсорность и, во-вторых, эмоции, осуществляющие как посредник это "умножение".

Мы не ставили целью работы подробно останавливаться на личности Блока, как типичного синестета, однако, считаем своим долгом, отметить, как тональность звуковых образов лирики А. Блока отражается на восприятии его стихотворений. Александр Блок, являясь одним из ярчайших представителей символизма, обладая синестетически развитой душевной структурой, явился подлинным певцом красок эпохи, ее «голоса» в мировой истории.

Поэтические образы Блока нельзя рассматривать как простые отражения реальных объектов или как обычные метафоры и метонимии, просто нагруженные каким-нибудь абстрактным смыслом. Его образы всегда сохраняют как конкретный, так и абстрактный смысл, т. е. являются символами. Голубые видения, розовые горизонты, белые храмы над рекой в его ранних стихах - и желтый петербургский закат, лиловый сумрак, ночь, улица, фонарь, аптека в его поздних стихах, - все это одинаково сопротивляется истолкованию на одном только уровне значения, потому что все это нагружено сложной полисемичной информацией.

Центральный образ ранней блоковской лирики (1901 -1902), образ Прекрасной Дамы, порой воплощает реальные черты Любови Дмитриевны Менделеевой, будущей невесты и жены поэта, но гораздо чаще это возвышенный символ Вечной Женственности. Само имя «Прекрасная Дама» содержит в своих ударных слогах два компактных звука «а». Дистинктивный признак компактности обычно ассоциируется с ощущением простора, полноты, завершенности, величия, уравновешенности, силы и мощи. Все эти и подобные ощущения можно свести к понятию устойчивости. Поэтому не приходится удивляться, что в некоторых стихотворениях о Прекрасной Даме эти ударные «а» господствуют в первых же строках: «Она молода и прекрасна была" .», «Она росла за дальними горами.», «Она стройна и высока.», «Ты в поля отошла без возврата.»

Сочинение

Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию которой Блок почувствовал и полюбил, приводит его к напряженным творческим поискам. Он радостно воспринимает окружающую природу (цикл стихов «Пузыри земли»). В слиянии с естественной жизнью природы, с ее стихийными силами поэт видел преодоление уединенности, субъективизма. Поиски новых идеалов, новых тем, новых поэтических средств велись и в другом направлении. Еще в 1902 году Блок писал отцу о своей близости к Достоевскому, о реализме, граничащем с фантастикой. В 1906 году у него возникает идея «мистицизма в повседневности».

Можно ли считать, что в «Незнакомке» даны простые зарисовки того, что случайно попало в поле зрения поэта, посетившего загородный ресторан? Нет, Блок отбирает только такие детали, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской «жизненной прозы» и воссоздать удушливую, «тлетворную» атмосферу буржуазного общества. Мало сказать лишь о том, что Блок удачно отбирает нужные ему предметы и явления. Интересно обратить внимание и на то, как из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую оценку изображаемого. Посетители ресторана- это «пьяницы с глазами кроликов»; гуляющие с дамами-«испытанные остряки»; «лакеи сонные торчат»; звучащие вокруг голоса названы «окриками пьяными» и «женским визгом»; о сияющей полной луге говорится: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривился диск». У Блока воздух дик и глух, дух тлетворный, скука загородных дач и т. п. Хотя в «Незнакомке» мы видим конкретно-реалистические, точные зарисовки повседневности, но тем не менее перед нами не фотографическая копия действительности, а заостренное изображение «тлетворного» духа буржуазного мира.

Блок различал «музыкальные» и «немузыкальные» события в истории и в современности. «Немузыкальность» для него была синонимом несправедливости, фальши, уродства, грязи. Первая часть «Незнакомки» (начальные шесть строф) и представляют собой картину ненавистного поэту мира «немузыкальности». Тлетворному миру «немузыкальности», пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Символом мечты поэта об идеальном, гармоническом мире выступает прекрасная женщина - таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности н фантастики (сам Блок назвал это «фантастическим реализмом»).

Блок умеет перенести нас из повседневности, «из мира прозы» в мир идеального, желаемого. Посмотрим, например, как пишет поэт о глазах Незнакомки (это один из ярких образцов трансформации, превращения реального в идеальное):
* И очи синие бездонные
* Цветут на дальнем берегу.

Наше сознание уже подготовлено к тому, чтобы воспринимать этот «дальний берег» как прекрасную очаровательную мечту. Мы только что читали, как поэт за темной вуалью видел «берег очарованный и очарованную даль». Что же это за берег? В предисловии к сборнику стихов «Нечаянная Радость» (1907), где впервые была напечатана «Незнакомка», Блок писал: «Нечаянная Радость» - это мой образ грядущего мира… Нечаянная Радость близка. Она смотрит в глаза мне очами синими, бездонными и незнакомыми… Мир, окружающий меня, также смотрит в еще незнакомые очи Нечаянной Радости. И Она смотрит в очи ему. Но они уже знают о скорой встрече - лицом к лицу… Новой Радостью загорятся сердца народов, когда за узким мысом появятся большие корабли» (2, 369-370). Нечаянная Радость с ее «очами синими, бездонными и незнакомыми» не была для Блока только символом личного счастья. Это светлая надежда всех людей. (Ее ожидают, как ожидали больших кораблей в поэме «Ее прибытие»).

Понять замысел Блока, уяснить и отчасти «расшифровать» некоторые образы баллады поможет обращение к так называемым «смежным стихотворениям» и к лирической драме «Незнакомка». Ближе всего к «Незнакомке» стихотворение «Там дамы щеголяют модами…». В его основу положен контраст между «пошлостью таинственной» и прекрасным видением «недостижимой и единственной, как вечер дымно-голубой».

Обратимся к одному из важнейших стихотворений цикла "Город" - стихотворению "Петр", написанному в 1904 году. В стихотворении создан символический образ города Петра - "Медный всадник". Образы всадника и змеи в реальном памятнике противопоставлены друг другу, конь попирает змею копытом. В стихотворении же антитеза "всадник - змея" отсутствует, наоборот, они словно слиты воедино. (Кстати, в блоковском тексте слово "змея" заменено словом "змей", которое воспринимается в Библейском смысле - как символ греха, порока, соблазна, дьявола). В "глухие вечера" змей, превращаясь в туман, "расклубится над домами", а от факела в руке царя зажгутся "нити фонарей", "витрины и тротуары" заблестят цепочками огней, и город наполнится голосами, "крикливыми и струнными". Поэт создает картину порока и разврата в смелых, выразительных образах: "потонет взгляд в манящем взгляде", "бегите все на зов, на лов", "пускай невинность из угла протяжно молит о пощаде". Царь и змей несут городу зло и гибель. И поэтому в лучах восхода кажется, что в руках царя сверкает страшный огненный меч - меч Антихриста. Это символическое изображение города зловещее и страшное.

Но город порока изображается поэтом по-разному. В стихотворении "Незнакомка" из цикла "Город", казалось бы, город нарисован вне мистического контекста. Он пошлый и обыденный. Это город ресторанов, переулков, канав, загородных дач, пыли, духоты, город "дам" и "испытанных остряков", "сонных лакеев", и "пьяниц с глазами кроликов". Звуковой фон стихотворения не менее уродлив, чем видимые образы. Это пьяные окрики, женский визг, скрип уключин в лодках, плывущих по озеру, детский плач. Вместо золота звезд или солнца над этим миром золотится "крендель булочной" - символ обыденности. Это мир без поэзии, без красоты, без музыки.

Вообще Блок как бы разрушает лирические стереотипы. Весенний воздух, который в лирических стихах всегда дышит прохладной свежестью, ароматами цветов и трав, любви и возрождения, назван в стихотворении "тлетворным", т.е. мертвящим, "творящим тление" (слово "тлен" связано со словами "гибель", "разврат"). Этот воздух "правит окриками пьяными", он словно порождает грязь. О луне сказано: "А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск". В этом образе - и пошлость обыденности, и плоское уродство.

Лирический герой стихотворения ощущает бесконечное одиночество в этом мире. Но даже в обители убогой пошлости может появиться красота. И она появляется в образе таинственной Незнакомки. В ней все прекрасно и загадочно. Упругие шелка ее платья "веют древними поверьями", "шляпа с траурными перьями" создает неясный привкус печали, "в кольцах узкая рука" дышит изяществом. Ее духи веют туманами и тайной, а взгляд "сквозь темную вуаль" ловит не лицо, а "берег очарованный и очарованную даль". И по отношению к этой загадочной и таинственной женщине герой ощущает сковывающую душу "странную близость". Его состояние - это состояние опьянения - вином или близостью таинственной красавицы. И уже картина утрачивает реальность: герою видятся качающиеся "перья страуса склоненные" и "очи синие, бездонные", похожие на экзотические цветы с дальних берегов. Кто она - прекрасное видение, навеянное "терпким вином", или ресторанная проститутка, чей облик облагорожен собственными фантазиями героя? Это не важно. Важно. Что в мире пошлости еще осталась красота. И если она порождена вином, то да здравствует вино!

Как это ни странно, как ни кощунственно может показаться, но в образе Незнакомки вдруг просвечивают далекие черты Прекрасной Дамы. Ее облик изменился, это больше не Лучезарное Божество, но и не обычная земная женщина. От Прекрасной Дамы в ней остались тайна, красота, гармония и ощущения непричастности к этому миру. Просто недостижимый идеал романтика теперь воплотился в другой форме, но сущность, природа образа осталась та же.

Есть одно косвенное доказательство этой мысли. Блок, как известно, большое внимание уделял размещению своих стихотворений в книгах. Рядом с "Незнакомкой" он поставил стихотворение, которое очень похоже на "Незнакомку" и по композиции, и по ритмическому строю, и по образной системе. Это стихотворение - "Там дамы щеголяют модами…".

Если сравнить оба стихотворения, то первое ощущение, что это вариации на одну и ту же тему. Тот же пошлый мир, те же "дамы", а "испытанные остряки" вполне соответствуют лицеистам, из которых каждый "остер". Те же озера, та же пыль, та же скука. И то же разрушение лирического стереотипа в образе "недостижимой зари", которая возникает над "пропыленными вокзалами" и "дачников волнует зря". И она появляется, прекрасная, изящная. И те же черные шелка, и кольца. Но она абсолютно земная. Земная, потому что облик ее лишен той призрачной таинственности и загадочности, он более определенный, конкретный. На ней не просто шляпа, а вполне конкретная шляпка модного фасона - "шлем". И не просто вуаль, а "вуаль, покрытый мушками" (сколько пошлости в этих "мушках"!) А взгляд, брошенный сквозь вуаль, ловит не загадочные образы "очарованной дали", а "глаза и мелкие черты". Как показательны эти обыкновенные глаза, без всякого определяющего слова, а мелкие черты словно снижают, приземляют образ.

И если в Незнакомке все дышит тайной, в ней нет никаких земных чувств, то героиня второго стихотворения "бесстыдно упоительна и унизительно горда". Сколько больного, изломанного, неестественного в этих эпитетах!

И если Незнакомка сохраняет непричастность к пьяному миру, то в другом стихотворении облик героини рисуется на фоне пивных кружек, а в финале она "вином оглушена", то есть пьяна так же, как и все вокруг, как и сам герой.

Незнакомка - вне мира, героиня стихотворения "Там дамы щеголяют модами…" - часть этого мира. Она красива обычной женской красотой, в ней есть и порочность, и прелесть, но нет тайны. И на фоне этой героини еще острее ощущается мистическая природа образа Незнакомки.

Урок развития речи по литературе в 11 классе.

Анализ лирического текста на примере стихотворения А.Блока «Незнакомка»

Цели:

образовательная : закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения в единстве содержания и формы; обучать целостному восприятию художественного произведения; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая : развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная : воспитывать интерес и прививать любовь к поэзии Блока; изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, постижением высшей духовности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

Из «Записных книжек» А.А.Блока

Ход урока

    Вступительное слово учителя.

Лирика Блока – явление уникальное в русской поэтической культуре. При всём многообразии её проблематики и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений от последних – она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути».

Сам поэт назвал объединение своей лирики «трилогией вочеловечения» и воспринимал ее как трехтомный «роман в стихах», а не просто как собрание своих наиболее значимых стихов.

Поэзия А. Блока - поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” - переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

2. Проверка домашнего задания.

Назовите основные роды литературы.

Давайте вспомним, что такое лирика?

Перечислите основные жанры лирики.

Какова задача лирики?

При помощи каких средств выразительности создаётся образ и настроение

лирического героя?

3. Обозначение целей урока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, постараемся увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию, услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну, а через это понять, прочувствовать внутренний мир лирического героя, его чувства и настроение.

Для этого мы будем работать по следующему плану:

    время написания стихотворения, история создания;

    композиция;

    ключевые слова – образы – символы (ассоциации);

    тема, (микротемы);

    как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);

    образы лирических героев;

    настроение лирического героя;

    связать данное стихотворение со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления его мировосприятия.

4. Работа по плану.

- Дайте характеристику времени написания стихотворения.

Индивидуальное сообщение об истории создания стихотворения (реализация домашнего задания).

В 1903 году Блок женился на Любови Дмитриевне Менделеевой и во многих стихах стал совмещать идеальные черты придуманного образа с чертами конкретной, реальной женщины. В «Стихах о Прекрасной Даме» Блок искал свой идеал, жаждал неземной любви, и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты. Это было неземное создание. «Незнакомка» же была написана позднее, в 1906 году. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Отношения супругов были сложными, вскоре они расстались. Л.Д. Менделеева ушла, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. С другой стороны, предреволюционная и революционная действительность начала века настойчиво и с разных сторон врывалась в жизнь и творчество Блока. Это стихотворение принадлежит к периоду написания “Страшного мира”. К этому времени и в жизни Блока, и в России произошли значительные перемены. В сознании поэта произошёл конфликт между возвышенной мечтой и реальной действительностью. Он по-прежнему ищет вечно женственное, но теперь уже, к сожалению, в кабаках и в переулках пыльных дачных городков. Жестокая реальность, социальные противоречия – одна из тем цикла «Город», куда и вошла «Незнакомка». Стихотворение можно отнести к символизму, но его начало - вполне реалистичная картина. Подобная картина встречается и в других произведениях: «В ресторане», «Там дамы щеголяют модами…»

Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от поездки в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги. Блок давно облюбовал этот захолустный петербургский пригород, расположенный по Приморской железной дороге, начинавшейся у Большой Невки, напротив Каменного острова. Здесь стоял маленький деревянный вокзал.

Когда-то, в 80-е годы, Озерки начали процветать. На поросших сосняком берегах Суздальских озер вырастали дачи, были сооружены театральный и концертный залы, ресторан, башня для обозрения окрестностей. К тому времени, когда Блок стал наезжать сюда, разве что только дряхлое театральное здание "Шантеклер" напоминало о прежнем великолепии.

Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки, куда на лето съезжалась публика средней руки. Чахлые палисадники, мелочные лавочки, дешевые трактирчики. Был скромный железнодорожный буфет, где собирались местные выпивохи. Блок полюбил туда заглядывать и, отчужденно сидя за бутылкой вина, удивлял осанкой, повадкой, костюмом, всем своим обликом "знатного иностранца" и официантов, и посетителей, и станционного жандарма.

Поэт садился на облюбованное место у широкого венецианского окна, выходившего на вокзальную платформу. Зрелище было унылое: чахлые кусты, рельсы, стрелки, семафоры. В стороне виднелись улицы поселка.

Потом Блок привез в Озерки молодого литератора Евгения Иванова, который 9 мая 1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Поэт показал ему все, о чем упомянуто в его стихах, и подробно рассказал, как Незнакомка возникла в окне из пара пролетевшего локомотива.

5. Стихотворение А.А.Блока “Незнакомка”. Этап, выявляющий восприятие лирического произведения.

Давайте пройдёмся вместе с поэтом к дачному ресторану.

Выразительное чтение учителем стихотворения наизусть. Ученики следят по тексту.

Попытайтесь рассказать о том, что вы увидели, услышали, ощутили, слушая стихотворение?

Какое впечатление произвело на вас увиденное, услышанное, почувствованное?

Что показалось странным, что привлекло внимание, что осталось непонятным?

Слово учителя.

К. Чуковский вспоминал, какое впечатление производила «Незнакомка» на современников поэта:

«Я помню ночь перед зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку», кажется, вскоре после того, как она была написана им. Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую среду собирался для всенощного бдения весь аристократический Петербург. Из башни был выход на крышу, и в белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, возбужденные стихами и вином - а стихами опьянялись тогда, как вином, - вышли под белесоватое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый (он всегда загорал уже ранней весной), взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом. И мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами, и вдруг, едва только он произнес последнее слово, с Таврического сада, который был тут же, внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение. В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

6. Анализ стихотворения.

Работа групповая, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу по группам.

1 группа

Слово, образ, символ, деталь

2 группа

Средства художественной

выразительные

3 группа

Ассоциации, выводы, настроение лирического героя

Пошаговое комментированное чтение стихотворения.

Композиция.

Как построено стихотворение, какова его композиция? На сколько частей можно разделить стихотворение?

Ответы учащихся: стихотворение можно разделить на 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная Незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ Незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

Особенности композиции стихотворения: состоит из 13 катренов, само произведение делится на две части: описание реальной обстановки (1–6 строфы) и часть, связанная с появлением Незнакомки (7–12 главы). Обе части объединены чувствами, отношениями лирического героя к изображаемому. Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге

Словарная работа.

Катрен – четверостишие.

Первая часть стихотворения рисует картину само­довольной, разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные детали. Начало передает общую атмосферу и ее восприя­тие лирическим героем:

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Какие художественные детали изображают картину пошлости? Определить ключевые образы мира реального и отношение к ним автора.

Ответ учеников:

А) рестораны, горячий воздух, окрики пьяных, дух весенний и тлетворный;
Б) пыль, скука, крендель, детский плач;
В) вечер, шлагбаумы, канавы, испытанные остряки с дамами;
Г) озеро, уключины, женский визг, в небе диск;
Д) вечер, стакан-друг, влага терпкая и таинственная;
Е) соседние столики, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов.

– Что можно сказать об этом мире и отношении к нему автора?

Перед нами картина разнузданной пошлости, которая заражает все вокруг.

Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации .

Где и когда происходит описанное в стихотворении?

Ответ учеников: вечером весной.

Мы попадаем за город в прекрасный весенний вечер. Однако мы не чувствуем радости обновления природы. Все пропитано «тлетворным» духом. Самые серые и скучные краски понадобились бы художнику, чтобы изобразить «пыль переулочную», канавы и шлагбаумы.

Отметим оксюморонность образа: объединены противоположные по смыслу эпитеты – «весенний» и «тлетворный».

- «Тлетворный» воздух, то есть какой? Может быть весной воздух тлетворным? Почему у Блока воздух именно такой?

Словарная работа.

Тлетворный – вредный, разлагающийся.

Весна не может ассоциироваться с тленом. Это оксюморон.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг...

Пошлость заражает своим тлетворным духом все вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ становится бездушным диском, делается плоским, как шутки «испытанных остряков».

Как поэтическая лексика и синтаксис подчёркивают однообразие, привычность, повторяемость подобной картины?

Ответ учеников: с помощью метафоры

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

и анафоры: «И правит», «И каждый вечер», «И раздаётся».

Обстановка нагнетается и при помощи режущих звуков. Проследим фонетический строй стихотворения.

Найдите в стихотворении эти режущие звуки.

Ухо воспринимает дисгармонию звуков: «детский плач», «окрики пьяных», скрип уключин, «женский визг». Накопление резких согласных, визжащих и скребущих (неповторимая блоковская аллитерация), помогает читателю почувствовать дисгармонию самой жизни (скрип, визг, диск, глух, дик, пыль). Звукопись Блока утрачивает здесь свою нежность, плавность, музыкальность. Слова, употребленные поэтом для оценки русского захолустья, передают уродливость, грубость, примитивность этого самого захолустья (то ли географического, то ли духовного): шлагбаумы, уключины, переулки, лакеи, пьяницы, кролики и т. д. В «Стихах о Прекрасной Даме» они были бы просто невозможны.

И вдруг глаз замечает что-то золотящееся. Что же? Оказывается, здесь принимают за золото блестящую вывеску над дверью магазинчика - «крендель булочной». А как же луна, покровительница влюбленных, воспетая поэтами? Но в этом мире нет даже небесного светила, просто есть диск, который «бессмысленно кривится». Ну что ж, в мире, где золотом играют лишь вывески, а луна скучающе взирает на людское мельтешение, и влюбленные под стать: «среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Нет высокого чувства, нет возвышенных отношений, а, следовательно, исчезает Поэзия. Если раньше в «Стихах о Прекрасной Даме» Блок вообще не замечал примет внешнего мира, то теперь он больно ранен ими. От этого мира никуда не деться, он распространяет свои миазмы, и эти миазмы проникают даже в стихи о женщине, таинственной Незнакомке. В страшном бездуховном мире даже природа теряет свою красоту: она осквернена бытом. Здесь нечем дышать: «горячий воздух дик и глух».

Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации.

Ответы учащихся: «…над пылью переулочной, Над скукой загородных дач», крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

.

Ответ учащегося: уродства «страшного мира» показывают­ ся символически, здесь особую роль играет цвет. С ерый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. В символике цвета у Бло­ ка желтый обозначает увядание, тление; черный - тревожное, гибельное, катастрофическое.

Кто населяет этот пошлый, бездуховный мир?

Ответ учеников: пошлые женщины и мужчины, играющие в любовь, «пьяницы с глазами кроликов», «сонные лакеи», плачущие дети и визжащие женщины. Единственное развлечение для жителей этого городка - катание на лодках по озеру и посещение местного «духовного» центра - ресторана.

Ключевые слова – образы – символы 3 -4 строф. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений.

по звукописи .

В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а-ы, и-ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Ключевые слова – образы – символы 5-6 строф. Ассоциации.

Следующие две строфы – продолжение картины и, одновременно, переход ко второй части.

Чтение 5,6 строф.

Каким предстаёт перед нами образ лирического героя?

В этих строчках главное – отчаянье от одиночества лирического героя. Мотив этот звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Кто этот «друг единственный»?

Ответ ученика: этот «друг единственный» - отражение, второе «Я» героя. Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

Обратим внимание на лексику этих двух строф. В чем ее особен­ности?

Лексика первой строфы («И каждый вечер друг единственный...») вы­сокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы («А рядом у соседних столиков...») - низкая («лакеи», «торчат», «пьяницы», «кричат»), тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.

Анализ второй части стихотворения.

Образы – символы второй части стихотворения.

Какой образ возникает во второй части стихотворения?

Во второй части возникает образ Незнакомки.

Как изображается заглавная героиня стихотворения? С чем связано появление образа Незнакомки?

Ответ ученика: появление Незнакомки как-то связано с окружающим её «страшным миром» - её приход тоже сопровождается формулой «И каждый вечер». В третий раз строка начинается с этих слов. Это анафора. Здесь всё возвышенно и прекрасно, таинственно и очень условно.

Какие выразительные средства помогают подчеркнуть черты прекрасной внешности героини, передают загадочность образа Незнакомки?

Ответ ученика: целый ряд эпитетов зовут нас в загадочный, сказочный мир любви и красоты: «туманное окно», «древние поверья», «упругие шелка», «траурные перья», «тёмная вуаль», «очарованная даль», «очи синие, бездонные»; метафоры: «девичий стан, шелками схваченный».

Что воплощает собой образ Незнакомки?

Ответ ученика: героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязной действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Как соотносится образ Незнакомки с образом лирического героя?

Ответ ученика: мир, который принесла с собой Незнакомка, - это единственный мир, в котором может жить лирический герой. Между лирическим героем и героиней – несомненная таинственная связь: она приходит «в час назначенный», и она тоже «всегда без спутников, одна». Окружающая пошлость её не касается - «И медленно, пройдя меж пьяными…». Она изображается поэтом на фоне света и открытого пространства, «она садится у окна». Герой ощущает «странную близость» с ней, ему, как рыцарю, дама поручает какие-то «глухие тайны», вручает «солнце», её перья «качаются» в его мозгу, ключ от сокровища вручен только ему. Она принесла с собой мир, единственно необходимый герою. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Какое значение для лирического героя имеет появление образа героини?

Ответ ученика: явление или видение Незнакомки для героя – тайна для всех, он её бережно хранит: «Глухие тайны мне поручены, Мне чьё-то солнце вручено…». Солнце – это символ женственности, счастья, любви, света. Герою мнится «берег очарованный и очарованная даль». Он мыслями возносится над «скукой загородных дач» и устремляется к «дальнему берегу» надежды, любви, мечты. Берег - символ у Блока, значение которого - новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Индивидуальное задание у доски по ц ветовой символике стихотворения . (Учащийся работает с интерактивной доской)

Блок объяснял, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: «Пе­редо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилово­го. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...». Синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

Лирический герой ощущает свою посвящённость в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ:

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Теперь он отличается от всех завсегдатаев ресторана. У него в душе есть тайна, которая им неподвластна. Но что это за тайна? Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, го­ворит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

В чём смысл рифмы «сокровище» - «чудовище»?

Ответ ученика: это крушение надежды, признание реальности и недостижимости красоты. И то, что герой по-русски повторяет фразу, которую в восторге на латинском прокричали пьяницы(«In vino veritas»), особенно горько, потому что это приговор самому себе. Фраза «истина в вине» лишена теперь пошлости, она являет собой формулу открытия – истинный мир можно увидеть через вино.

Каков смысл последней сроки стихотворения? Что символизирует собой вино?

Вино - и символ откровения, ключа к тай­нам прекрасного, вновь приобретённая вера и надежда. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве. Лирический герой открыл для себя новый прекрасный мир, поэзию, истину. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного.

Так была ли эта женщина? Видел ли её герой, или же, действительно, истина на дне стакана?

Видение внезапно исчезает. Незнакомка оказалась лишь иллюзией. Поэтому так печальна и иронична одновременно заключительная строфа. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением. Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище».

Основной композиционный приём этого стихотворении – антитеза. Что хотел донести до нас Блок, избирая такое построение?

Ответ учащегося: в первой части стихотворения изображена грязь, пошлость окружающего мира, а во второй – прекрасная Незнакомка. Такая композиция позволяет донести главную идею Блока: образ Незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Этому приёму подчинены и художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, звукопись.

Совершенно верно. Противопоставление частей стихотворения находит выражение и в образах, и в лексике, и, особенно, в звуковой организации стиха. Давайте найдём в стихотворении ещё примеры звукописи.

Индивидуальное задание учащегося по звукописи .

В первой части – явно выраженная аллитерация, повторение труднопроизносимых сочетаний согласных: Ч, Х, Т, Г, Д, К. Лексика этой части носит отрицательный характер.

Так как основной композиционный приём этого стихотворении – антитеза, то аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков - [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Вторая часть – это гармония звуков. Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью (ассонансы и аллитерации), создающей ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный...»; «Девичий стАн, шелкАми схвАченный, / В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне...». Ассонан­ сы на «у» придают утонченность образу Незнакомки: «И вею(У)т древни­ ми поверьями / Ее УпрУгие шелка, / И шляпа с траУрными перьями, / И в кольцах Узкая рУка».

Гениальный блоковский ассонанс: «Дыша духами и туманами она садится у окна» (ы-а-у-а-и-и-у-а-а-и...), «и веют древними поверьями ее упругие шелка» (и-э-у-э-и-и-а-э-а-и....) передает стихию женственности, которая осенила этот загородный ресторанчик, делает строчки музыкальными, легкими, невесомыми. Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным, которые он оттеняет шипящими и свистящими звуками, напоминающими о шуршании шелка.

Иннокентий Анненский писал о стихотворении «Незнакомка»:

"О, читайте сколько хотите раз блоковскую "Незнакомку", но если вы сколько-нибудь петербуржец, у вас не может не заныть всякий раз сладко сердце, когда Прекрасная Дама рассеет и отвеет от вас, наконец, весь этот теперь уже точно тлетворный дух. И мигом все эти нелепые выкрутасы точно преображаются. На минуту, но город - хуже, дача - становится для вас единственно ценным и прекрасным, из-за чего стоит жить. Грудь расширяется, хочется дышать свободно, говорить А:

И медленно пройдЯ меж пьЯными,

ВсегдА без спутников, однА,

ДышА духами и тумАнами... (не придирайтесь, бога ради, не спрашивайте, почему туманами - а не, например, слишком пряными, туманами лучше - нельзя иначе как туманами)

ОнА садится у ОкнА.

Ее узкая рука - вот первое, что различил в даме поэт. И вот широкое А уступает узким Е и У. За широким А сохранилось лишь достоинство мужских рифм.

И вЕют дрЕвними повЕрьями

Ее упрУгие шЕлкА,

И шляпа с траУрными пЕрьями,

И в кольцах Узкая рУка.

Мечта расцветает так властно, так неумолимо, - что вы, право, боитесь заплакать. Вам почти до боли жалко кого-то. И вот шепчут только губы, одни губы, и стихи могут опираться лишь на О и У:

И перья страуса склонЕнные

В моЕм качаются мозгУ (да мозгу, мозгу - тысячу раз мозгу, педанты несчастные, лишь от печки танцующие!)

И Очи синие, бездОнные

ЦветУт на дальнем берегУ.

Я не знаю у Блока другого, более кокетливого, но и более мужского стихотворения».

7. Слово учителя.

По ходу беседы, анализа стихотворения вами заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения? (Тему этого стихотворения можно определить так: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью, эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения.)

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стихотворении?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стихотворения?

Каково место лирического героя в произведении? (В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, именно его состояние очень важно для Блока. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.)

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

8. Итог урока.

Это стихотворение не оставляет равнодушными никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

Давайте ещё раз послушаем это стихотворение и просмотрим видеоролик, чтобы по-настоящему насладиться его смыслом и «музыкой».

9. Просмотр видеоролика.

Что вы теперь чувствуете?

Можете ли вы сказать, чем отличаются ваши чувства от первоначальных ощущений?

Что нового для себя вы открыли?

Итак, лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность... Веру он находит в Родине.

10. Выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Прочитать стихотворения «Россия», «Река раскинулась, течёт широко», «По железной дороге», выучить одно наизусть (по выбору), приготовить сообщение «Тема Родины в лирике Блока», индивидуальное задание – история создания стихотворений.



 
Статьи по теме:
Надежда Борисовна Смирнова
1 апреля наш приход посетила гостья - писательница Надежда Борисовна Смирнова из Калужской области. Она давно ездит с выступлениями по стране и её книги издаются многотысячными тиражами. В январе 2015 года ей вручили орден российского отделения Фонда Мира
Доказано: мы все обладаем способностями к предвидению
«Праздник знаний» - 1 сентября. К знанью для чего стремиться? Чтоб свободным стать как птица, Чтобы покорять пространство И не уставать от странствий! День знаний.«Сценарий ко Дню знаний» - Пещера Кривого почерка. Арифметические действия. Условия Пара Гра
За что накладывают епитимью
Сокровищница духовной мудрости прот. архиеп. Радио «Град Петров» свщмуч. свщисп. протопр. Вячеслав Пономарев иером. Иоанн (Лудищев) игумен Нектарий (Морозов) преп. Оптинские старцы архиеп. Епитимия́ (эпитимия, епитимья́) (от греч.
Грех братьев орловых Как относились святые Отцы к согрешающим
В России, в отличие от Англии или Франции, было не так уж много знаменитых семейств, ощутивших на себе тяжесть родового проклятия. Пожалуй, самая яркая и страшная из подобных историй связана с братьями Орловыми. Возведенная на престол гвардейцами Алекс