Смотреть что такое "Марк (Головков)" в других словарях. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк: Главное путешествие в жизни человека – паломничество Митрополит рязанский и михайловский марк биография

138.)
Архиепископ Егорьевский, викарий Московской епархии, временно управляющий Венской и Австрийской епархией и Будапештской и Венгерской епархией, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, настоятель Московского храма Святой Троицы в Хорошеве, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

В миру Головков Сергей Анатольевич, родился 31 марта 1964 года в Перми в семье церковного певчего. Отец его, Анатолий Григорьевич Головков, окончил Саратовскую духовную семинарию, некоторое время иподиаконствовал, потом пел в хоре, совмещая со светской работой, одно время был казначеем кафедрального собора в Перми, занимался храмовым хозяйством. Мать, Анна Васильевна, трудилась в епархии, всегда пела в храме. Старший брат - архимандрит Лука (Головков), младший брат - протоиерей Владимир Головков.

В 1981 году окончил среднюю школу. В 1982-1984 годах служил в Советской Армии.

В 1984 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1988 году. В том же году был принят в Московскую духовную академию. Во время учёбы в академии дважды удостаивался патриаршей стипендии.

На III курсе академии, 19 октября 1990 года, в Покровском академическом храме был пострижен в монашество с именем Марк в честь апостола и евангелиста Марка.

21 ноября того же года рукоположен в сан иеродиакона, а 7 января 1991 года - в сан иеромонаха. В 1992 году окончил Московскую духовную академию, защитив на кафедре истории Древней Церкви кандидатскую диссертацию на тему "Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды".

Решением Священного Синода от 12 августа 1992 года был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В праздник Пятидесятницы 1997 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме был возведён в сан игумена.

28 декабря 1999 году определением Священного Синода назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. На этом посту он курировал вопросы административно-хозяйственной работы Отдела и осуществлял практическое взаимодействие с государственными инстанциями России и других стран.

Главный редактор журнала "Православный паломник".

Указом патриарха от 26 января 2000 года назначен настоятелем Московского храма Святой Троицы в Хорошеве.

3 мая 2000 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведён в сан архимандрита.

Указом Священного Синода от 26 декабря 2003 года определено быть епископом Егорьевским, викарием Московской епархии.

14 января 2004 года в Москве в Храме Христа Спасителя он был хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии патриархом Алексием II. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископы Калужский и Боровский Климент, Истринский Арсений, Корсунский Иннокентий, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин.

С 11 февраля по 31 марта 2009 временно исполнял обязанности председателя Отдела внешних церковных связей.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года освобождён от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и временно управляющим Венско-Австрийской и Венгерской епархиями.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Северо-Западного административного округа г. Москвы (Успенское благочиние).

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 8 апреля 2013 г. назначен и.о. настоятеля храма св. прпмц. Елисаветы — Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 93) назначен временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 64) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с временным сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла назначен председателем правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) назначен Преосвященным Рязанским и Михайловским, главой Рязанской митрополии с освобождением от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

4 ноября 2015 г. за Литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2015 г. освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.

В июле-ноябре 2018 г. временно управлял Касимовской епархией.

"«Черная касса» патриарха Кирилла

В банк «Пересвет» принадлежащий РПЦ введена временная администрация. Пропали миллиарды рублей.
Деньги мог вывести митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Ранее выяснилось, что «Пересвет» выдал 12 млрд рублей фирмам-пустышкам, которые аффилированы с топ-менеджментом банка. Центробанк пытается выяснить куда делись деньги:

«На период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов Акционерного коммерческого банка «Пересвет» приостановлены», - заявили в ЦБ. Управленцы их регулятора проведут «обследования финансового положения кредитной организации».

После того, как председатель правления банка «Пересвет» Александр Швец узнал о готовящейся ревизии, ему стало плохо – сейчас менеджер проходит курс лечения. Участники рынка говорят, что банкир пытается укрыться от неудобных вопросов.

49% акций принадлежит Русской православной церкви. Председатель Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви (РПЦ), акционера «Пересвета», митрополит Рязанский и Михайловский Марк. 12% принадлежит топ-менеджеру Александру Швецу.

Священнослужитель скрывается от журналистов и ситуацию не комментирует.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s Global Ratings накануне снизило долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в национальной и иностранной валютах банка «Пересвет» до «С» (эмитент испытывает серьёзные трудности с выплатами по долговым обязательствам, возможно была инициирована процедура банкротства).

Где деньги, Марк?

Ситуация щепетильная. РПЦ в современной России пытается взять на себя роль нравственного примера для страны. Если подтвердится, что священники присваивают пенсии и вклады россиян скандал нанесет непоправимый урон репутации православной церкви.

Напомним, что перед тем как из «Пересвета» были выведены 12 млрд рублей «Россельхозбанк» в интересах топ-менеджера православного банка привлек у пенсионных фондов и управляющих компаний 10 млрд рублей.

Более того, выяснилось, что в прошлом году кредитный портфель «Пересвета» вырос на 39,4% до 121 млрд рублей. Служащие ЦБ с сегодняшнего дня пытаются выяснить сколько из это суммы было выведено в интересах топ-менеджмента банка. Источники знакомые с ситуацией говорят об астрономической сумме в 100 млрд рублей!

Здесь нужно отметить, что когда стал патриархом Кирилл (Гундяев) он привлек серьезных вкладчиков среди которых: «Транснефть», РОСНАНО, аэропорт «Пулково», Федеральная пассажирская компания, «Мослифт» и многие другие крупные федеральные и столичные предприятия. Получается пострадают и госкомпании.

Как «Пересвет» реликвиями торгует?

Знаменитый Пантелимонов монастырь на Афоне (Греция) считающийся одним из древних пристанищ русских монахов также был осквернен действия дельцов из РПЦ. В мае этого года были арестованы счета фонда Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Как оказалось, со счетов Международного фонда восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Свято-Пантелеймонова монастыря фактически пропало минимум 111 млн рублей.

Фонд так и не начал выплачивать задолженность в размере более чем 111 млн рублей перед фирмой-генподрядчиком «Спецтрансрегионстрой», которая по его заказу восстанавливала монастырь.
Самое интересное, согласно «Картотеке», Московская патриархия является одним из учредителей фонда. И еще момент. Митрополит Рязанский Марк, который может стать подозреваемым в связи с хищениями денег в «Пересвете» является не только главой Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви (РПЦ), но и членом Общественно-попечительского совета свято Потлеимонова монастыря!

У фонда есть серьезные благотворители среди которых: «Газпром», «Уралкалий», «Группа ЛСР» и т.д. Денег поступает огромное количество. Но «открыт» только «Отчет за первое полугодие 2013 г. о производимых работах по реконструкции и строительству объектов культурного и духовного наследия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря». Самое интересное документ удален!!! Непонятно, кто сколько жертвует. Хотя фонд был создан еще в 2011 год по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Вероятно, «Газпром» и другие гиганты, явно могут себе позволить жертвовать десятки миллионов.

Особенно впечатляет, что среди попечительского совета есть губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. В этом году выяснилось, что жертвовать деньги в фонд заставляли госучреждения города на Неве. Например, государственные дорожные предприятия Петербурга направили в фонд восстановления Свято-Пантелеймонова монастыря в Греции порядка 17 млн рублей!

Спортивный интерес

До этого «Пересвет» засветился и в крупном хищении бюджетных денег при строительстве станции метро «Стрелка» в Нижнем Новгороде.

Объект возводится к чемпионату мира по футболу 2018 года. По данным правоохранительных органов, речь идет по меньшей мере о 10 миллиардах рублей, которые могли похитить сотрудники банка со счетов!!!

Ситуация с «Пересветом» и его топ-менеджментом Марком рязанским вызывает сомнение не только у борцов с коррупцией, но и у священнослужителей. Так, увидел «руку господню» в проблемах банка известный церковный деятель Всеволод Чаплин, который напомнил, что расовщичеством заниматься не положено духовным лицам.

«Злорадствовать по отношению к тем, кто там работает, не хочу, но мы еще раз убеждаемся: Бог поругаем не бывает. Участие духовенства (намек на митрополита Марка – прим. редакции) в ростовщичестве запрещено святыми канонами. Убежден: это же касается церковных структур, духовенством руководимых. Верность этим правилам надо возрождать, чему сегодня ничто не мешает. Об этом ваш покорный слуга и несколько других православных людей за последние годы много раз напомнили – и кулуарно, и публично. Ответом было либо молчание, либо противодействие – не в последнюю очередь ради того, чтобы сохранить «Пересвет» и церковное участие в нем», - написал в Facebook Чаплин.

Из «Пересвета» пропали десятки миллиардов рублей вкладчиков – пенсионные накопления, вклады физических лиц и крупнейших госкомпаний. Таинственным образом из Пантелемонова фонда пропали десятки благотворительных рублей на восстановление афонского монастыря. Управляет от лица РПЦ «Пересветом» митрополит Марк. Он же в совете Пантелемонова фонда.

Господин Марк в миру Сергей Анатольевич Головков – «правя рука» патриарха Кирилла. Именно Марк в вместе с нынешним патриархом в 1992 году в совет директоров учреждения.
Председатель правления банка «Пересвет» Александр Швец сейчас скрывается в больнице. Он по непонятной причине в реанимации, куда попал за несколько часов до известий о махинациях в банке. К нему следователи не могут прийти… А вот митрополит Марк – топ-менеджер «Персвета» скрывается только от журналистов, которые задают неудобные вопросы. Но от правоохранительных органов священнослужитель отделаться не сможет. Если, конечно, не убежит в Израиль, которого надо сказать выдали".

Паломничество не должно превращаться в религиозный туризм. Это разные вещи, несмотря на то что «пункт назначения» в том и другом случае один и тот же. Вроде бы люди ходят по одним и тем же местам, видят одно и то же и даже, может быть, прикладываются к святыням, но паломничество - это, прежде всего, молитва.

Паломничество - это труд души

Нужно понимать, что паломничество - это самое главное путешествие в жизни человека. Раньше человек разделял путешествия на «святые», которые подробно описывались в путевых заметках, дневниках, и на «профанные», то есть мирские. Последние считались менее важными, их почти не описывали. В наше время всё происходит наоборот. Люди едут в другие города и страны, в основном за увеселениями. Для них издаётся масса путеводителей с подсказками, где и как отдохнуть.

Паломничество - это труд души. Трудиться хотят не все, и в этом - болезнь современного общества.

Известно много случаев, когда паломничество внутренне переворачивало человека, которого, казалось бы, и удивить нечем - везде бывал, всё видел. Один знакомый попросил меня помочь организовать ему экскурсию по Венеции. Я дал ему контакты протоиерея Алексия Ястребова, настоятеля прихода святых жён-мироносиц в Венеции, автора путеводителя «Святыни Венеции». Позже этот знакомый с горящими глазами говорил мне: «Отец Алексий изменил моё отношение к этому городу!».

Паломники приезжают на Святую Землю молиться

Когда я приехал в Иерусалим в конце 1992 года в качестве члена Русской Духовной Миссии, мне пришлось полностью выстраивать паломническую деятельность. Я сам писал программы для паломников, сам печатал их; договаривался по поводу транспорта; готовил сопровождающих (монахинь, послушниц), проводил с ними семинары, на которых рассказывал, как лучше донести информацию до паломников. Многое тогда приходилось делать самому.

Я прожил на Святой Земле 7 лет. Это время запомнилось атмосферой увлечённости. Мы читали литературу о дореволюционном паломничестве на Святую Землю, о жизни в Палестине. Мы всем сердцем ощущали, что живём в период возрождения паломничества русских людей на Святую Землю. Это, конечно, очень сильно воодушевляло, и хотелось, чтобы паломники, приезжая сюда, увидели и узнали как можно больше.

Программа пребывания на Святой Земле была очень насыщенной, и у людей почти не оставалось времени на отдых и сон. Я старался, чтобы было как можно больше литургий. Прежде всего - у Гроба Господня, в Гефсимании, в Вифлееме. Кроме того, служили в Горнем монастыре, нередко ещё раз возвращались ко Гробу Господню. Я сам старался по возможности ездить с группами на литургию - или служил, или молился с паломниками, и мне было радостно такое соприкосновение со святынями.

Помню, одна группа приехала с Синая. Ночью они поднимались на гору, потом был ночлег в Горнем монастыре, а с утра отправились в Гефсиманию. Когда я рассказал об этом настоятелю Гефсиманской обители, он удивился: «Ты что! Ты же их уморишь!». Я говорю: «Паломники приезжают сюда молиться, а спать будут дома».

В 1999 году, накануне 2000-летия Рождества Христова, я старался делать так, чтобы каждая группа побывала на литургии в Вифлеемском храме. Там царит особая трогательная атмосфера. И всегда после богослужения Патриарший наместник в Вифлееме - архимандрит Анастасий - находил возможность говорить слово паломникам, благословлять их иконками, угощать кофе. Люди уходили из храма окрылёнными: лица оживали, глаза светились радостью.

Наша задача сейчас - помочь человеку открыть для себя святые места, вернуть тот дух паломничества, который был у наших предков.

Отзыв о Рязанской православной духовной семинарии:

"Жаль что на очное обучение набор не приостановили. Хорошо подумайте прежде чем поступать в РПДС, делать там не чего от слова вообще. Застал время когда был игумен Игнатий там еще был хоть какой то порядок и дисциплина. А вот когда пришел Веня Зарицикий там настала ж...па полная. 5-й курс всех оставили на второй год, так как всех Веня завалил на экзамене по истории церкви, студентов было мало на очном был 2 или 3 студента. С приходом Вени там все тогда изменилось в худшую сторону. Когда я был на 1м курсе вместо того чтобы обучаться на парах, мы перебирали картошку которую нам в семинарию на задний двор возили самосвалами. Перебирали мы ее с августа и пока снег не пойдет, приезжал грузовик, скидывал картошку и мы ее в мешки и деревянный сарай, потом как в сарае места уже не остается грузили на семинарский ЗиЛ и везли в ВДВ им. Маргелова =, там они предоставляли нам склады для хранения овощей на зиму, и так с этими мешками устраивали марш броски, так как проезд между зданиями отсутствовал мы таскали на своей горбу. ()

Из утренней почты:

пишет "рядовой поп вологодской митрополии":

"Последняя опора кирилла Игнатий Депутатов рязанский митрополит

Разумеется патриарх Кирилл и его карманный «Правительствующий» Синод не может не остаться в стороне от пиара. Гундяев жаждет не слезать с первых полос новостных таблоидов. Поэтому все его истеричные решения, пытающиеся создать дымовую завесу прос@анной Украине, не могут не служить красной тряпкой для журналистов. Нужно отметить победу младореформаторов, укрепивших свои позиции с подачи «Саввишны-михеевны»: позиции гомолобби Вологодского митрополита Игнатия Депутатова усилены первым заместителем Финансового Управления епископом Фомой, которого тот познал как и Флавиана Митрофанова (своего преемника и протеже на Череповецкий кафедре) в бытность при самарской семинарии. Ясное дело, плевок в Марка Головкова как руководителя рязанской семинарии и закрытие всех ее заочных отделений за негодностью преподаваемых знаний, никак не сказывается на низком качестве знаний ее выпускников (к слову, кем и имеет честь быть сам митрополит Игнатий Депутатов). Такой вот парадокс. ()

Человек решил стать совестью современности?

"Святой Бладыко", ой, простите "Владыка" публично раскритиковал фильм "Ирония Судьбы".

Очень странный "миссионерский" ход.

Хочу публично напомнить, что г-н (Головков) некогда сам стал героем "Иронии Судьбы".

https://youtu.be/9x41ktVt3PQ

Посмотрите внимательно на молодого архимандрита, который совершает Таинство Венчания товарища Киркорова и товарища Пугачевой)))))))

Это будущий "кошелёк" патриарха Кирюши, 12 августа 1992 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1997 г. возведен в сан игумена.

Это Вам не ИРОНИЮ критиковать. Это в самой Иронии участвовать.()

"МОНАСТЫРИ. ЧУМА. ПАЛОМНИЧЕСТВА

На днях Православную Церковь Восточной Европы облетела новость: священник опубликовавший на Правмире свои размышления о пагубности многочисленных паломничеств осаждающих обители, «Ему приказано не сметь, свое суждение иметь!» Опальному священнику позвонили другие архиереи и предложили принять его в свои епархии…

За всем нашим словесным мельтешением всплывает проблема медленно изменяющейся Церкви в быстроизменяющемся мире. Огромная проблема самодурства и троекуровщины по местам… мы видим, каждый епископ на своей кафедре представляет свой личный тип христианства, сообразно ступени своего духовного, культурного и нравственного развития.

Теперь по сути дела…. О пустынных монастырях забудьте. Их раньше было мало, а сегодня и подавну обмаль. Монастыри, приходы, паломничество, старчество разновидности современного религиозного туризма и дискурса связанного с ним... остановить, запретить, что то изменить уже невозможно. Это ни хорошо, ни плохо, это объективная жизнь. Появляются современные быстрые и комфортные способы передвижения от быстроходных рафиков, до самолетов и люди(в том числе и верующие) пользуются благами цивилизации. Пешком, сегодня уже почти никто не ходит.()

"Все будет хорошо, когда и кот меня любит
ДНЕВНИК РЯЗАНСКОГО СВЯЩЕННИКА·11 АВГУСТА 2017 Г.
Сегодня Владыка Марк запретил меня в служении из за статьи на ПравМире
Я сначала огорчился
Неужели я досадил Самому Богу и Он отталкивает меня от престола?
Стал молиться: Господи воззвах к Тебе…
Открыл утром глаза и подумал, вот снимут крест, что я буду делать?
Может быть Богу разлюбил меня?
Спросил жену:
- Любишь ли ты меня?
- Люблю
Спросил дочку, а она говорит:
- Папа! Что ты такое говоришь?!
Может быть кот не любит? Поглядел на кота.
Он кивнул и зажмурился. И кот любит
Пришел в мастерскую, говорю работникам:
- Ребята, все нормально?
- Прекрасно
Позвонили друзья-батюшки
- Отец, обнимаем и молимся о тебе
Думаю, спрошу умных людей, может быть грешен, а греха не вижу.
Связался с архитектором Андреем Анисимовым. И он любит. Зовет в гости
Позвонил иконописец Солдатов. Говорит:
- Читали вашу статью всей семьей.
- Александр, люблю и благодарю за любовь
- Мы вас любим всей семьей
Внезапно позвонил экзарх Белорусской церкви, Владыко Павел. Как гром.
Как слова от Бога о том, что между нами мир:
- Отец, Константин. Благодарю вас за то, что вы написали.
Приезжайте к нам в гости. Белоруссия – прекрасная страна. Послужим
А Бог меня любит любого
И я люблю и своих монастырских монахов, и паству и дочку и кота
Но если столько людей рады мне. И если вокруг столько прекрасных людей.
И если Бог – Друг верный. Что тогда вообще происходит?
Набежала тучка на ясное небо. Ну и набежала. Это жизнь
Все хорошо. Душа на месте. Небо на месте. И Бог на месте
Господи, воззвах к тебе:
Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грeшнаго
да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их.
Да хоть все пропадом провались. Все будет хорошо".

отсюда

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) о проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях. О том, как живут священники, и как не стать циником.

Архиепископ Егорьевский Марк – интервью

Если быстрым взглядом окинуть большинство дискуссий о церковной жизни, как среди нецерковных людей, так и в церковной среде, окажется, что самые болевые точки – это деньги и взаимоотношения священника и архиерея. Внешних интересует, откуда у батюшки такая машина, батюшка круглосуточно решает проблемы ремонта или восстановления храма (опять же деньги), взаимоотношения священника и архиерея нередко непросты с обеих сторон.

О проблемах пастырского служения и наиболее частых искушениях наш разговор сегодня с , руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Владыка Марк – викарий Святейшего Патриарха, управляет двумя викариатствами города Москвы: Северным и Северо-Западным, настоятель храма Св. Троицы в Хорошеве .

Романтики работают бесплатно

– Владыка, если начать сначала, что больше всего беспокоит в сегодняшних священниках?

– Мы видим сокращение желания пастырства среди активных и успешных людей. Часто в семинарию идут люди из неблагополучных семей, из сельских приходов, где тяжело жить, ограниченная зарплата, семья неполная.

– Почему активные и успешные не идут в священники?

– Причина – в общей атмосфере жизни и в том, какие ценности ставятся в обществе во главу угла.

Я не так давно беседовал с одним экскурсоводом, зашла речь о романтизме, и экскурсовод сказала: «У меня была недавно группа школьников и я спросила, кто такие для вас романтики? И услышала ответ, который меня поразил. Романтики - это те, кто работают бесплатно». Ни слова об оптимизме, об интересных задачах, свершениях, подвигах.

Вот атмосфера современного общества. Священство не всех привлекает, потому что здесь другие цели и часто невысокий уровень жизни.

– Священники сегодня живут очень по-разному.

– Социальное расслоение духовенства – это острая проблема сегодня.

Многие священники ведут очень скромную жизнь, получают совсем небольшие деньги. Один священник (сейчас он служит за границей) в ответ на мой вопрос рассказал, что он получал в России, в областном городе, две тысячи рублей в месяц: пятьсот – за преподавание в семинарии и полторы тысячи – за служение в храме. Излишне говорить, что такая сумма крайне мала для молодого человека, которому нужно не только себя содержать, но и свою семью.

С другой стороны, есть и настоящие сибариты среди духовенства: у них завышенная планка потребления, они считают, что священник должен красиво одеваться, ездить на хорошей машине, отдыхать за границей в престижных местах.

Общая погоня за деньгами, за благополучием не чужда и священникам. Все это вызывает у людей удивление или разочарование. Послушайте разговоры духовенства – о чем они? Какое вознаграждение получили за требу, какая зарплата на приходе. К сожалению, это не редкость.

– Есть решение для этой проблемы?

– Очень трудно переломить сознание, сформировавшееся под действием ценностей этого мира, телевизора, СМИ. Человеку трудно избавиться от этих стереотипов. Но что-то и делается. Например, сейчас в рамках готовится документ, где подчеркивается необходимость бескорыстного служения. Важно доводить до сведения семинаристов, что желание обогащения является очевидным признаком непризванности к священству. Конечно, это только слова. Но будущий пастырь должен постоянно помнить об этом.

Выпрошенный мерседес

– А если священнику все же дарят очень дорогой подарок, скажем, шестисотый мерседес. Он может его принять и пользоваться, или он должен его поменять на какую-то более дешевую модель?

– Я особенно часто не слышал, чтобы священникам дарили шестисотые мерседесы. Может быть, случаи такие есть, но очень немного. Чаще всего священники выпрашивают такой подарок или просто очень поддерживают такую идею. Конечно, машины духовенству дарят, но не такие дорогие.

Разумный священник не будет ездить на вызывающе дорогой машине, потому что машины, к сожалению, – это то, что наиболее видно. Не видно, какая у человека обстановка дома, не каждый знает, в какой квартире священник живет, сколько стоит его квартира. Но вот машина - это то, что все люди видят. И по машине, конечно, судят.

Я вспоминаю, как несколько лет назад выступал с беседой в милиции на северо-западе и мне задали вопрос: вот, вы ездите на дорогих иномарках. Я говорю: «Смотрите, я приехал к вам на Волге!» Кстати, священники, которых можно упрекнуть в роскоши, как правило, не ориентированы на жертвенное пастырское служение, не имеют большого количества детей и с самого начала нацелены на стяжание.

Корень проблемы – отсутствие жертвенности и коррозионное влияние среды, которая разрушает человека и постепенно обращает его внимание лишь на какие-то атрибуты жизни, атрибуты благополучия, а не на суть его призвания.

– Что еще сегодня может оттолкнуть человека от Церкви, от священника?

– Людей смущает, когда они не видят принципиальной разницы между духовным человеком и мирским, когда священники бывают слишком мирскими.

– Что значит – слишком мирскими?

– Например, если, вместо того чтобы пригласить прихожан помолиться или в паломничество, он зовет их на светский пикник или ведет разговоры не о спасении души, а обычные житейские разговоры о житейских темах - это создает для нецерковного или малоцерковного человека оправдание его жизненной позиции.

Зачем к чему-то стремиться, если священники такие же люди? Зачем я пощусь, если священник не постится? Почему я не пью, если батя пьет уже вторую бутылку? Как я буду воздерживаться от злословия и лицемерия, если батюшка второй час раздраженно о ком-то злословит?

С другой стороны, не должно быть искусственности в церковной жизни. Невозможно говорить только на духовные темы. Потому что иногда можно видеть обратную ситуацию, когда человек начинает играть в духовность.

– Что значит «играть в духовность»?

– Священник начинает таким тоном делать замечания, как будто сам является суперсвятым человеком: а вот вы не венчаны, а от вас пахнет табаком, а вот вы вчера на службу опоздали и так далее.

Если священник ведет разговоры о духовности, которые не подкреплены собственной жизнью, – это фарисейство. Эти разговоры имеют целью не только заботу о спасении души, а желание привлечь внимание к себе, желание понравиться людям, в том числе желание конвертировать эти разговоры, это внимание к себе, в какие-то материальные составляющие.

Когда это делается нарочито, напоказ - это вызывает у людей отторжение.

Помню, как жена одного известного человека пренебрежительно говорила об одном известном священнослужителе, называя его артистом.

Люди чувствуют фальшь и обращают внимание на то, насколько поведение священника уместно, насколько естественно, насколько соответствует месту, положению, а самое главное, насколько это проистекает из души человека.

Кто становится циником?

– Как-то я спросила одного известного журналиста о профессиональном цинизме. Он сказал, что журналистскому цинизму далеко до …

– Не могу согласиться с этим утверждением. Людям свойственно хвалить свое и ругать чужое. Хотя случаи проявления цинизма можно встретить везде, в том числе и среди православных.

Мне как-то рассказали случай, который произошел в православном вузе несколько лет назад. Один человек, в прошлом выпускник Бауманского университета, шел сдавать зачет, который принимали две преподавательницы из светского вуза. Они спросили экзаменуемого: «А где вы работаете?» А он в то время нуждался в деньгах, были трудности и он подрабатывал где-то грузчиком. Услышав его ответ и смерив учащегося пренебрежительным взглядом, они сказали: «Так и видно». Причем сделали это при нем. Они не знали какое у него образование, не знали обстоятельств жизни. Просто так при всех унизили. После такой экзекуции он бросил учебу.

А бывает, что священник навязывает свои услуги. Он стремится стать , приглашает людей исповедоваться у него, создает своего рода духовную армию своих пасомых, причем случается это не в силу желания самих людей, а благодаря именно его личной активности.

Подобных случаев могу привести немало. Вспоминаю случай, когда однажды человек приехал в монастырь с женой, а ему тут же мать-игуменья сказала: «Вы не венчаны? Ну все, сейчас же венчаться!» Человек опешил, они повенчались, но было ощущение, что это не совсем правильно произошло.

Важна везде добровольность. Бывает, что священник начинает людей пугать.

Пугать святыми

– Болезнями?

– Иногда даже святыми пугают! Вот у нас святой в монастыре, и если вы не пожертвуете, или плохо отнесетесь, или не отблагодарите, то всё!

Это ставит важный вопрос духовнической практики - как мы привлекаем людей ко Христу. Опасно, если вместо Христа мы приводим людей к себе.

В одну европейскую страну приезжал из России священник. Приезжал, чтобы окормлять своих духовных чад. Сформировал даже небольшую общину. Казалось бы, что здесь плохого? Однако он постоянно повторял, что «священники, которые служат у вас в стране, – безблагодатные, они духовно слабые, давайте мне записки, я буду за вас молиться, а если кто-то не слушается, я молиться перестану, и вас тяжелые болезни постигнут». Духовные чада собирали ему пожертвования, ездили к нему в паломничество… Лишь через несколько лет часть из прихожан «прозрела». Для многих это стало тяжелым испытанием в вере.

– Можно ли сформулировать основные правила поведения священника с прихожанами?

– Прежде всего, конечно, священникам надо помнить о том, что человек приходит к Богу, а не к священнику, что не должно быть культа личности в Церкви. Пастырь не должен доминировать, не должен подавлять личность прихожан.

Второе - священник ни в коем случае не должен никого пугать. Однажды ко мне пришли напуганные мама с дочкой. Оказывается, девочке священник в наставлении сказал: а может быть, ты под машину попадешь. И она стала бояться переходить через дорогу.

Важно, чтобы священник объяснял прихожанам духовные истины, побуждал их к христианской жизни, но не заставлял. Учил жить в состоянии свободы и ответственности.

И, конечно, важно, чтобы главной целью священника была забота о душе, а не о своем кармане.

– Спрашивая священников о результатах разделения епархий, мне приходилось нередко слышать: «К счастью, архиерея мы как не видели, так и не видим». Что Вы можете сказать о таком противостоянии священников и архиерея?

– Прежде всего, это свидетельство того, что есть ненормальные или однобокие отношения. Нередко причина нестроений – в материальной области. Иногда священник считает, что приход - это чуть ли не его вотчина, его достояние.

Один священник как-то в присутствии своего архиерея сказал следующие слова: «Вы знаете, я очень болезненно отношусь к переводам священников, духовенства и я вообще считаю, что священников нужно переводить с их согласия. Мне еще нужно много потрудиться, купить квартиру сыну, квартиру зятю»…

– Перевели его или оставили?

– Перевели через некоторое время.

А бывают случаи несправедливого отношения архиерея к местному священнику: возникает впечатление, что на приходе слишком большие доходы, а в реальности такого нет. Понятно, что везде нужны деньги для содержания семинарий, для социальной деятельности, для функционирования епархий и так далее. Но когда возникает несправедливое отношение архиерея к священнику - тоже почва для конфликта.

Важно, чтобы священник чувствовал, что архиерей к нему относится с уважением. Что архиерей его защитник. Важно и то, чтобы сам священник воспринимал архипастыря своим отцом, а не помехой собственному благополучию. Нужно уметь устанавливать с людьми правильные отношения.

– А как их устанавливать? Это реально?

– Конечно, реально. Здесь важно, чтобы каждый понимал свое место и свою меру. Архиерей – ограниченность своего владычества, а священник – что интересы церкви являются главными интересами, а интересы семьи, благосостояния находятся на втором плане. Материальные интересы священника не должны наносить ущерб церковной жизни.

– Конечно, материальные интересы – это звучит очень приземленно, и все же – есть-то хочется! А если еще дети?

– Я очень хорошо эту ситуацию понимаю, потому что для развития церковной жизни тоже нужны деньги. Священнику деньги могут быть нужны не только на приобретение квартиры или машины, а на ремонт храма, содержание сотрудников. Деньги нужны. Однако они обладают удивительной способностью развращать людей.

Денег никогда никому не бывает достаточно. Тем более – в Церкви. Но я бы не сказал, что это всегда плохо. Лучше пусть будет чуть меньше, чем чуть больше.

Вы прочитали статью Архиепископ Егорьевский Марк: как живут батюшки?



 
Статьи по теме:
Зарплаты врачей в россии
Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».Кому п
Предельные величины и расчетные размеры пособий
Расчет пособия по беременности и родам зависит: от сотрудницы; от величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Это следует из части 3 статьи 11, части 3.2 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Страховой стаж для расчета пособ
Как узнать задолженность у судебных приставов
Некоторые должники и не догадываются о том, что за ними числится задолженность. Причиной этому могут служить совершенно разные факторы, например чаще всего почтовые службы не исполняют свои обязанности должным образом, и уведомления о наличии долгов не пр
Судебные дела по фамилии
Если вы запланировали заключить с физическим лицом те или иные отношения по договору, было бы полезно узнать, не ведется ли в отношении данного физического лица судебная деятельность. Например, вы запланировали внести авансовую сумму в квартиру, что прода