Какие вы можете назвать вспомогательные исторические дисциплины. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Тенденции развития вспомогательных исторических дисциплин в XX - начале XXI вв

Введение во вспомогательные исторические дисциплины

Раздел I

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах. Определения вспомогательных исторических дисциплин как системы научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований; или как дисциплин, изучающих отдельные свойства исторических источников и содержащейся в них информации; или как дисциплин, изучающих определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников (И.Л. Беленький, И.А. Булыгин, А.А. Зимин, Е.И. Каменцева, С.М. Каштанов, В.Б. Кобрин, А.П. Пронштейн, Л.В. Черепнин, С.О. Шмидт и др.). Происхождение и методологическая ориентация этих определений, их достоинства и недостатки. Вспомогательные исторические дисциплины как собирательное понятие, объединившее исторически сложившийся круг дисциплин, участвующих в исследовании исторического источника и содержащейся в нем информации. Причины наличия или отсутствия понятия "вспомогательные исторические дисциплины" в отдельных европейских национальных историографиях.

Состав вспомогательных исторических дисциплин. Исторически сложившийся круг вспомогательных исторических дисциплин. Предмет и задачи отдельных вспомогательных исторических дисциплин.

Палеография и "неография". Филигранология. Папирология. Берестология. Эпиграфика.

Историческая хронология. Историческая метрология.

Дипломатика. Кодикология. Летописеведение. Эпистолография.

Текстология и герменевтика как вспомогательные исторические дисциплины.

Историческая ономастика и ее субдисциплины: антропонимика, зоонимика, топонимика, гидронимика, астронимика и др.

Генеалогия. Биографика. Просопография.

Символика. Эмблематика. Геральдика. Сфрагистика.

Нумизматика. Бонистика.

Вексиллология. Фалеристика. Медальерика. Глиптика.

Иконография.

Униформология. Оружиеведение.

Филателия. Филокартия.

"Вспомогательные" и "специальные" исторические дисциплины. Источниковедение в его прошлом как вспомогательная историческая дисциплина. Вопрос о принадлежности к "специальным и вспомогательным историческим дисциплинам" – археологии, археографии и архивоведения, документоведения, исторической библиографии и эвристики, исторической географии, исторической картографии, исторической демографии, исторической статистики, исторического краеведения, музееведения – и его решения в разное время.

Раздел II

ИСТОРИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

"Практическая стадия" бытования элементов культуры, преобразуемых впоследствии в предмет исторического изучения. Традиции сохранения и передачи знаний об элементах культуры (язык, ориентация в родовых отношениях, счет времени, измерение пространства, традиция письменности, символика собственности, этнонациональные символы, счет ценностей, единицы обложения, отличия и регалии, одежда, именование одушевленных и неодушевленных объектов, знаки и изображения божеств, обряды, ритуалы и др.). Знаковая природа элементов культуры. Локализация знаков в историческом пространстве (время, место, "хозяин" знака, действие). Информационный потенциал знаков культуры. Исторические источники, возникающие на "практической стадии" бытования элементов культуры. Два их основных класса, с точки зрения вспомогательных исторических дисциплин: 1) источники, в которых эти элементы культуры применены как существующая в обществе данность (применение традиции); 2) источники, в которых целенаправленно объясняются эти элементы культуры (обучение и трансляция традиции).

Становление рационалистической критики исторических источников и рождение вспомогательных дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины в культуре общества нового времени.

Культура Возрождения и ее историография средних веков: рождение вспомогательных наук истории. Л. Валла и его критика "Donatio Constantini" с помощью филологических аргументов и анализа культурных реалий эпохи императора Константина. Последующая рационалистическая критика текстов исторических источников в Италии (Ф.Бьондо и др.) и Германии (У. фон Гуттен и др.) и роль в ней изучения внешних особенностей источников и культурных реалий изучаемого времени. Создание книжных и музейных собраний (библиотеки и собрания монастырей, Библиотека Ватикана, Лауренциана, Дворец дожей, Лувр и Королевская библиотека в Париже, Британский музей, библиотеки и собрания европейских университетов, частные коллекции) и их роль в развитии интереса к культурным реалиям античности и средневековья и становлении вспомогательных исторических дисциплин. Издание исторических хроник в Германии, деятельность мавристов во Франции, болландистов в Нидерландах; выработка правил критики и издания исторических источников. Ж.Мабильон, Ж.Болланд, Б.Монфокон, А.Муратори и начала палеографии, хронологии, дипломатики, критики и истолкования текстов. Г.В. Лейбниц и его работы по генеалогии, вексиллологии, хронологии.

Философско-исторические и эрудиционные течения в европейской просветительской историографии; развитие вспомогательных дисциплин в рамках эрудиционных течений. Становление вспомогательных исторических дисциплин как результат критики политической истории аргументами истории культуры. Задачи установления подлинности, критики "басен" и уточнения сообщений исторических источников. Различия в статуте источниковедческих исследований и вспомогательных исторических дисциплин в европейских национальных историографиях. А.Л. Шлёцер и его исследования исторических источников в России и в Германии. Причины складывания особого внимания к источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам в Германии и России.

Элементы критики исторических источников в деятельности российских историков XVIII – начала XIX вв. Наблюдения и замечания В.Н. Татищева, Г.Ф. Миллера, И.Н. Болтина, М.М. Щербатова, Н.М. Карамзина. Осознание роли хронологических, генеалогических и иных исследований в написании русской истории. Создание музейных собраний (Кунсткамера, Эрмитаж, частные собрания) и их роль в становлении вспомогательных исторических дисциплин. Специальные работы Н.Н. Бантыша-Каменского, Н.И. Новикова, В.В. Крестинина, А.И. Мусина-Пушкина, А.И. Бакмейстера и др. Кружок Н.П. Румянцева, Археографическая экспедиция, Археографическая комиссия, их роль в оформлении вспомогательных исторических дисциплин как отраслей исторического знания. Становление общей терминологии дисциплин ("вспомогательные сведения" по А.Н. Оленину, 1809); дальнейшая разработка общей терминологии и проблематики историками, археографами и любителями – знатоками отдельных дисциплин (М.Т. Каченовский, М.П. Погодин, И.С. Бекенштейн, А.Г. Князев и др.) и библиографами (Х.А. Шлецер, К. Фойгт, В.Г. Анастасевич, В.И. Межов). Преобладание вспомогательных дисциплин, связанных с политической историей (генеалогия, геральдика, сфрагистика, фалеристика, нумизматика). Наблюдение явлений как метод; первые опыты систематизации наблюдений. Прагматический эрудиционный характер работ, создававшихся на рационалистической основе.

Развитие исторической науки в Европе и в России на основе эволюционных теорий и вспомогательные дисциплины. Смена научных приоритетов в историографии: история права, социальных отношений, экономическая история. Эволюция источниковедения; источниковедение и филология. Изменения в составе и значимости вспомогательных исторических дисциплин: выход на первый план дипломатики и палеографии. Музеи, библиотеки, исторические и историко-культурные общества как центры сохранения и развития знаний в области вспомогательных дисциплин. Вопросы вспомогательных исторических дисциплин в "Monumenta Germaniae Historica" и других европейских изданиях, в сводной библиографии "Quellenkunde der deutschen Geschichte". Осознание системности вспомогательных дисциплин, их позиционирование по отношению к истории. Школа хартий в Париже и начало преподавания вспомогательных исторических дисциплин (1821).

Т.Н. Грановский, Н.В. Калачов, Ф.Ф. Фортинский и др. о составе и отношениях "вспомогательных наук". Развитие прикладной, исследовательской и коллекционерско-собирательской деятельности. Разработка отдельных дисциплин (работы П.Г. Буткова, И.И. Кауфмана, А.Б. Лакиера, Б.В. Кёне, П.П. Винклера, И.П. Лаптева А.И. Ламберти Ф.И. Петрушевского, К.Я. Тромонина В.К. Трутовского и др.). Установление связей "вспомогательных наук" ("вспомогательных знаний") с историей литературы и искусства, права, торговли и быта. Вопросы вспомогательных исторических дисциплин в изданиях исторических источников (летописи, акты) в России в середине и второй половине XIX в. Первые лекционные курсы по вспомогательным дисциплинам (И.П. Сахаров и др.). Петербургский (1877) и Московский (1907) археологические институты и их опыт преподавания вспомогательных дисциплин. "Вспомогательные науки" в университетском историко-филологическом образовании, в подготовке юристов и землеустроителей (палеография, дипломатика).

Вспомогательные исторические дисциплины в культурной среде завершения новой истории и возникновения новой познавательной ситуации конца XIX – начала XX вв. Возникновение методологии истории как направления исследований и предмета преподавания в высшей школе Европы и России. Воздействие разработки проблем теории исторического процесса, методов исторического познания и источниковедения на вспомогательные исторические дисциплины. Смена двухстепенной конструкции "история и ее вспомогательные дисциплины" сложными многостепенными конструкциями и связанное с ней позиционирование вспомогательных исторических дисциплин по отношению к источниковедению, к методу исторического исследования и собственно к истории.

Вопросы вспомогательных наук истории дисциплин в университетских курсах методологии истории, методов исторического исследования, источниковедения, исторической терминологии, их преимущественное соотнесение с письменным историческим источником. Вспомогательные науки истории в трудах Э.Фримена ("The Methods of Historical Study"), И.Г.Дройзена ("Grundriss der Historik"), Э.Бернгейма ("Lehrbuch der historischen Methode und der Geschichtsphilosophie"), Ш.Сеньобоса и Ш.-В. Ланглуа ("Introduction aux etudes historiques"), А.С.Лаппо-Данилевского ("Методология истории").

Переход от преимущественно любительской к преимущественно профессиональной научной разработке вспомогательных исторических дисциплин. Разделение теоретической и прикладной части вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательные дисциплины европейской науки в сводных библиографиях "Quellenkunde zur Weltgeschichte" (1910) и "Quellenkunde der deutschen Geschichte".

Утверждение понятия "вспомогательные исторические дисциплины" в исторической науке России. Дифференциация и оформление дисциплин. Первые итоги теоретического и историографического осмысления вспомогательных исторических дисциплин в труде В.С. Иконникова "Опыт русской историографии". "Золотой век" вспомогательных исторических дисциплин в России в конце XIX – начале XX вв.; переход от наблюдения к системному описанию. Издание крупных работ и учебных курсов по отдельным дисциплинам. Труды Ю.В. Арсеньева, Е.Ф. Карского, С.К. Кузнецова А.С. Лаппо-Данилевского, Н.П. Лихачева, В.К. Лукомского, А.В. Орешникова, Д.И. Прозоровского, Д.А. Ровинского, Л.М. Савелова, И.М. Снегирева, А.И. Соболевского И.И. Срезневского, Н.С. Тихонравова, С.Н. Тройницкого, В.Н. Щепкина и др. Совершенствование метода и техники исследований. Классификация вспомогательных исторических дисциплин. Первые опыты научного синтеза отдельных групп дисциплин и начало их общего культурологического осмысления; роль А.С. Лаппо-Данилевского в постановке этой проблемы.

Вспомогательные исторические дисциплины в исторической науке ХХ века.

Культурная и историографическая ситуация и пути развития исторической науки и вспомогательных исторических дисциплин после первой мировой войны. Кризис и распад классической историографии предшествующих столетий. Изменение статуса исторической науки в общественном сознании. Изменение менталитета историка. Идеологизация и политизация исторической науки в различных типах индустриальных обществ. Изменения в потребности в специальной эрудиции, в характере и статусе и вспомогательных исторических дисциплин. "Оттеснение" вспомогательных исторических дисциплин в узкопрофессиональные ниши. Проблемы сохранения профессионализма и проблемы изменения направления развития дисциплин.

Консервативный "германский вариант" в 20-х – первой половине 40-х гг.: реставрация и модификация предвоенных историографических традиций, подчинение эрудиции идеологическим принципам пангерманизма и фашизма.

Либеральный "французский вариант". Поиски Л. Февра и М. Блока в области методологии истории. Представления "Школы Анналов" об истории как науке о человеке и обществе; обоснование необходимости использования данных других наук (психологии, географии, экономики, статистики) для ее изучения. Разработка и применение междисциплинарных методов. Расширение понятия "исторический источник" и базы исторических исследований. Рост эрудиции историка за традиционными пределами исторической науки, новое соотношение элементов его профессиональной эрудиции. Противоречие процессов: повышение качества исторического моделирования и рассеяние вспомогательных исторических дисциплин в множественности методов исторических исследований, девальвация их статуса.

Радикальный "советский марксистский вариант". Формационная теория и выдавливание культуры научно-исторической эрудиции и вспомогательных исторических дисциплин на периферию исторических исследований. Особенности кризиса эрудиции классического типа в советской исторической науке. Воздействие организационной и методологической сегрегации исторической науки ("новая, марксистская" и "старая, буржуазная" историческая наука) на состояние вспомогательных исторических дисциплин. Трактовка методов работы с источниками как "техники". Возвращение к статусу дисциплин как "вспомогательных", второстепенных и к ограничению их преимущественно рамками истории средневековья.

Учебные пособия по методике исторического исследования А.М. Большакова, С.Н. Быковского, Г.П. Саара, А.В. Шестакова (20-е – начало 30-х гг.). Состав и классификация исторических дисциплин, понимаемых как вспомогательные. Лекции А.И. Андреева, С.Н. Валка и М.Д. Приселкова по вспомогательным историческим дисциплинам на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Создание Историко-архивного института и преподавание в нем вспомогательных исторических дисциплин, их отношение к курсам источниковедения и архивоведения; курсы и научные работы С.Б. Веселовского, В.К. Лукомского, М.Н. Тихомирова, Н.В. Устюгова, Л.В. Черепнина. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины как метод исследования исторического источника. Возвращение к разработке отдельных научных проблем вспомогательных исторических дисциплин во второй половине 1930-х гг. в рамках "сталинско-академической" исторической концепции. Музеи как центры сохранения вспомогательных исторических дисциплин.

Сборники "Вспомогательные исторические дисциплины" (1937) и "Проблемы источниковедения" (1933 – 1962).

Изменения в исторической науке после Второй мировой войны. Начало деидеологизации и возвращения к историзму в европейской науке. Дискуссии в западной историографии по проблемам исторического познания, рост интереса к историческому источнику и методам его изучения. Распространение методов междисциплинарных исследований, возобновление интереса к атрибутам культуры прошлого. Восстановление статуса эрудиционных исследований. Появление крупных научных описаний рукописных собраний и исследований греческой (М. Ришар, Р. Девреес и др.), латинской (Ж. Маллон, Р. Маришаль, Х. Ферстер), славянской (В. Водов и др.), арабской (А. Громанн и др.) палеографии; издание фундаментальных работ по дипломатике (Б. Барбиш, Р.-А. Ботье, Дж. Бателли, К. Брюль и др.), нумизматике (П. Айнциг, Г. Маттингли, Ж. Порто, Ж. Сабатье и др.) и другим вспомогательным историческим дисциплинам. Превращение вспомогательных дисциплин в одно из средств исторического синтеза.

Роль вспомогательных исторических дисциплин в подъеме историографии античности и средневековья в советской исторической науке 40-х – середины 80-х гг. Проблемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в труде Л.В. Черепнина "Русские феодальные архивы". Успехи эпиграфики (И.М. Дьяконов, Г.А. Меликишвили, Б.Б. Пиотровский и др.), палеографии (Е.Э. Гранстрем, А.Д. Люблинская, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, М.В. Щепкина и др.), филигранологии (С.А. Клепиков), берестологии (А.В. Арциховский, Л.П. Жуковская, В.Л. Янин), дипломатики (А.А. Зимин, С.М. Каштанов и др.), текстологии (Д.С. Лихачев), хронологии (Н.Г. Бережков), метрологии (Е.И. Каменцева), нумизматики (И.Г. Спасский, Г.А. Федоров-Давыдов, В.Л. Янин и др.), сфрагистики (В.Л. Янин) и других дисциплин. Основание ежегодника "Вспомогательные исторические дисциплины" (с 1968) и отраслевых периодических сборников ("Нумизматика и эпиграфика", "Нумизматика и сфрагистика" и др.), региональных изданий – "Исторические источники и их использование" (Киев, 1964-1972), "Вспомогательные исторические дисциплины" (Свердловск, 1974) и др. Деятельность исторических музеев. Историография вспомогательных исторических дисциплин (В.И. Буганов, Л.В. Черепнин, С.О. Шмидт, В.Л. Янин). Связь вспомогательных исторических дисциплин с разработкой отечественной и всеобщей истории времени античности и средневековья.

Различия в применении критериев источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин в различных отраслях исторической науки в СССР. Ограничения в применении этих критериев ко всему объему исторического познания; неудачные попытки отдельных исследователей преодолеть эти ограничения. Ослабление идеологического давления. Статья Ю.Н. Афанасьева «Прошлое и мы» (1985). Отставание проблематики вспомогательных исторических дисциплин как одна из ключевых проблем. Назревание противоречий между методом и методологией, исследовательской деятельностью и концептуальной заданностью. «Перестройка», распад СССР, крушение марксистско-ленинской исторической концепции.

Вспомогательные науки истории в постмодернистском обществе. Формирование современного гуманитарного знания. Новые подходы к исследованию социальной реальности, дискуссии по этим проблемам в философии, исторических науках, литературоведении, реализация новых подходов в современном гуманитарном знании. Новые модели истории - цивилизационные, историко-культурологические, историко-антропологические, этносоциальные и т.п.; осознание проблемы культуры как одной из ведущих проблем гуманитарного и исторического познания. Современные определения объекта и предмета исторического познания.

Предмет вспомогательных исторических дисциплин в свете новых подходов. Начало пути от «вспомогательной дисциплины» к методу познания. Проблема культуры как генеральная проблема вспомогательных исторических дисциплин; исследование методами этих дисциплин знаковой природы культуры. Исторический источник в системе «историческая действительность - историческое знание». Модели интерпретации целей и задач обращения к историческому источнику. Место вспомогательных исторических дисциплин в этих интерпретациях. Новая система целей и задач дисциплин. Осознание суверенности и равноправия дисциплин, методами которых исследуются отдельные элементы культуры прошлого и настоящего, единства и взаимосвязи этих дисциплин в гуманитарном познании. Роль исследований и научных конференций, проводимых в 1990-х - 2000-х гг. в Российском государственном гуманитарном университете, в этих процессах.

Вспомогательные науки истории, историческое образование и профессионализм историка. Вспомогательные исторические дисциплины - основа исторического образования, ориентированного на достоверность знания. Утверждение вспомогательных наук истории как университетских учебных дисциплин в Западной Европе и России. Ш. Ланглуа о преподавании вспомогательных наук истории; поворот исторического образования к исследовательской концепции профессионализма. Вспомогательные науки истории и профессионализм историка-архивиста. Концепция Школы Хартий.

Вспомогательные науки истории в составе общей концепции методологии исторического знания конца XIX - начала ХХ вв. Состав «вспомогательных наук истории» в позитивистской образовательной модели: учебник Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Расширение традиционного круга дисциплин в связи с новым пониманием целей исторической науки. Вспомогательные дисциплины и другие необходимые историку знания в области естественных и гуманитарных наук. Учебник исторического метода Э. Бернгейма. Европоцентристская ориентированность корпуса вспомогательных наук истории: новые вызовы и новые подходы. Проблематика вспомогательных исторических дисциплин в Секции методологии истории Берлинского Международного конгресса историков (1908 г.).

Российское академическое сообщество и проблема исторического профессионализма. А.С. Лаппо-Данилевский о «технических учениях» в профессионализме историка, психолога, социолога. Вспомогательные науки истории и историческая проблематика в условиях новейшего времени. «Академическая выучка» в представлениях М.Н. Покровского. Связь исторического профессионализма (методологии исторических дисциплин) с общей проблематикой достоверности исторического познания.

Вспомогательные науки истории как основа деятельности историка-архивиста. Образование Историко-архивного института (1930) и формирование образовательной модели историка-архивиста. Создание кафедры вспомогательных исторических дисциплин и разработка ее концепции (А.Н. Сперанский, А.И. Андреев и др.). Становление учебных курсов палеографии, дипломатики, хронологии, метрологии, сфрагистики. Школа источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института. Состав и программы курса «Вспомогательные исторические дисциплины», лекционные курсы и учебные пособия А.А. Зимина, Е.И. Каменцевой, А.Т. Николаевой, А.Л. Станиславского, Н.В. Устюгова, Н.С. Чаева, Л.В. Черепнина и др. Дискуссии вокруг учебника Л.В. Черепнина. Постановка изучения памятников письменности в рамках общеисторического процесса и развития культуры, письменности и публикации исторических источников. Связь школы с архивоведением и исследованием архивных документов.

Корпус вспомогательных наук истории в университетском образовании. Создание кафедры источниковедения в Московском государственном университете (М.Н. Тихомиров). Учебные пособия А.В. Муравьева, М.Н. Тихомирова, В.Л. Янина и др. Школа Ленинградского университета. Вспомогательные дисциплины в других вузах страны; учебные пособия А.П. Пронштейна и В.Я. Кияшко (Ростов-на-Дону), А.А. Введенского, В.А. Дядиченко и В.И. Стрельского (Киев), И.П. Ермолаева (Казань) и др. Вспомогательные науки истории в педагогическом образовании (В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин).

Вспомогательные науки истории в концепции нового гуманитарного образования в РГГУ. Новые концепции вспомогательных исторических дисциплин в рамках гуманитарных наук и гуманитарного образования.

Раздел III

ТЕОРИЯ И МЕТОД ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Природа вспомогательных исторических дисциплин. Природа изучаемых дисциплинами явлений: единство вспомогательных исторических дисциплин, основанное на единой системе знаковых элементов культуры, и разнообразие, определяемое разнообразием подсистем знаковых элементов культуры. Природа происхождения вспомогательных исторических дисциплин – потребности прочтения, исследования и интерпретации исторического источника. Двойственная природа вспомогательных исторических дисциплин: их суверенное и их вспомогательное начало.

Система задач вспомогательных исторических дисциплин. Исследование отдельных подсистем культуры (знаковых элементов культуры) в их эволюции как фундаментальная задача вспомогательных исторических дисциплин. Исследование явления культуры (знака культуры), данного в историческом источнике, и локализация знака в историческом пространстве (время, место, "хозяин" знака, действие) как практическая исследовательская задача вспомогательных исторических дисциплин. Определение соотношения исторического источника и знака культуры, заключенного в нем, как исследовательская проблема.

Классификация вспомогательных исторических дисциплин. Классификация как метод познания множества объектов. Классификация наук как научная проблема. Отношение вспомогательных исторических дисциплин к источниковедению (А.С. Лаппо-Данилевский). Существующие классификации вспомогательных исторических дисциплин (Е.И. Каменцева, С.М. Каштанов, В.Б. Кобрин, А.П. Пронштейн, Л.Н. Пушкарев и др.), их основания. Классификационные признаки (типы и виды исторических источников; изучение исторического источника в целом или изучение его элементов; изучение формы исторического источника или его содержания; классификация по характеру решаемых вспомогательными историческими дисциплинами задач, и др.). Причины, порождающие множественность классификационных подходов; зависимость последних от определения вспомогательных исторических дисциплин. Построение классификации вспомогательных исторических дисциплин как проблема классификации явлений культуры времени познаваемых объектов и времени познающего субъекта.

Метод источниковедения во вспомогательных исторических дисциплинах. Общность метода источниковедения для всех вспомогательных исторических дисциплин. Связь вспомогательных исторических дисциплин через метод источниковедения с методологией познания. Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур для получения, исследования, оценки и интерпретации данных об изучаемых вспомогательными историческими дисциплинами явлениях культуры (знаковых элементах и подсистемах культуры).

Методы естественных и гуманитарных наук как методы отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Применение во вспомогательных исторических дисциплинах методов и концепций естественных и гуманитарных наук, близких по предмету исследования (историческая хронология и математическая хронология и астрономия; историческая метрология и математическая метрология; вспомогательные исторические дисциплины, изучающие названия, и филологические науки; вспомогательные исторические дисциплины, изучающие изображения, и искусствоведение; и др.). Аналитические методы технических наук во вспомогательных исторических дисциплинах (химический, спектральный, радиоуглеродный анализ и др.). Обратные связи вспомогательных исторических дисциплин с этими науками.
Адаптация общенаучных методов и специальные методы во вспомогательных исторических дисциплинах. Адаптация методов сравнительного, историко-сравнительного, системно-структурного анализа и др. Собственные методики вспомогательных исторических дисциплин, выработанные палеографией, дипломатикой, кодикологией, генеалогией и другими дисциплинами. Накопление и систематизация сравнительно-справочного материала как методика вспомогательных исторических дисциплин.
Метод историко-культурного исследования как основной метод концептуальных построений вспомогательных исторических дисциплин. Связь вспомогательных исторических дисциплин через метод историко-культурного исследования с методологией познания. Интерпретация изучаемых вспомогательными историческими дисциплинами явлений как явлений культуры (язык, ориентация в родовых отношениях, счет времени, измерение пространства, традиция письменности, символика собственности, этнонациональные символы, счет ценностей, единицы обложения, отличия и регалии, одежда, именование одушевленных и неодушевленных объектов, знаки и изображения божеств, обряды, ритуалы и др.). Знаковая природа элементов культуры. Исследование вспомогательными историческими дисциплинами знаковой природы культуры. Проблемы эволюции элементов культуры и исследования фиксации этой эволюции историческими источниками. Историко-культурный анализ. Историко-культурное построение как основание концепций вспомогательных исторических дисциплин.
Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение. Вспомогательные исторические дисциплины как метод исследования исторических источников. Применение методов и данных, предоставляемых вспомогательными историческими дисциплинами, для исследования происхождения и содержания исторических источников. Исторический источник как носитель различных знаков культуры; его комплексный анализ с помощью различных вспомогательных исторических дисциплин. Междисциплинарные связи вспомогательных исторических дисциплин.

Вспомогательные исторические дисциплины и гуманитарные науки. Общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов, служащих объектом любого гуманитарного исследования. Роль вспомогательных исторических дисциплин в оценке исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей для гуманитарного исследования. Вспомогательные исторические дисциплины в гуманитарных и социальных науках (философия, психология, филология, экономика, социология, политология), в изучении истории гуманитарной культуры.

Вспомогательные науки истории и проблемы современных гуманитарных наук. Общность методологической основы исследования исторических источников различных типов и видов, служащих объектом гуманитарного исследования. Роль вспомогательных исторических дисциплин в оценке исторического источника как исторического явления и определение его информационных возможностей для гуманитарного исследования.

История как наука о человеке и человеческой деятельности. Превращение традиционных вспомогательных наук истории в общегуманитарные подходы, их применение в междисциплинарных исследованиях. Проблемы пространства и времени, их интерпретации в современных гуманитарных науках. Проблематика письма и герменевтика текста и ее связь с методами палеографии и дипломатики. Дипломатика и правовой опыт современного общества; дипломатика и изучение социальных структур, традиций, ментальности. Символика, эмблематика, геральдика, дисциплины ономастического цикла и исследование гуманитарными науками знаковых систем. Генеалогия, просопография, биографика и историческая антропология. Генеалогический аспект в исследовании социальной мобильности и социальных страт в отечественной и мировой науке. Генеалогия и историческая география в исследовании проблем происхождения и миграций людей в современном мире. Генеалогические проблемы глобализации и компаративистики. Взаимосвязи генеалогии с генетикой и другими естественными науками о человеке. Генеалогия и социальная психология: брачные союзы и предпочтения как индикатор социальной психологии и изучения истории ментальности. Историческая демография и ее генеалогические аспекты. Право, семья, связь поколений, преемственность культурных традиций в современном массовом сознании.

Вспомогательные исторические дисциплины в гуманитарных и социальных науках (философия, психология, филология, экономика, социология, политология), в изучении истории гуманитарной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Каменцева Е.И. История вспомогательных исторических дисциплин: Учебное пособие. М., 1979. 42 с.

Дополнительная

Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983.

Афанасьев Ю.Н. Прошлое и мы // Коммунист. 1985. № 14.

Большаков А.М. Вспомогательные исторические дисциплины. Тверь, 1923; 4-е изд. Л., 1924.

Буганов В.И. Источниковедение и специальные исторические дисциплины (Доокт. период) // Археография и источниковедение: Северный археогр. сб. 1977. Вып. 4.

Быковский С.Н. Методика исторического исследования. Л., 1931.

Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.

Введенский А.А. Вспомогательные исторические науки в работе архивистов // Вопросы архивоведения. 1962. № 2.

Введенський А., Дядиченко В., Стрельський В. Допомiжнi історичні дисципліни: Уч. посiбник. Київ, 1963.

Вилинбахов Г.В. Некоторые проблемы соотношения старых и новых вспомогательных исторических дисциплин (геральдика, вексиллология, фалеристика) // Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983. С. 169-173.

Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937.

Вспомогательные исторические дисциплины: Сб. Л. (СПб.): Наука, 1968-1994. Вып. 1-25.

Вспомогательные исторические дисциплины. Свердловск, 1974. Сб. 1-2.

Вспомогательные исторические дисциплины: Историография и теория. Киев, 1988. 279 с.

Гуковский А.И. Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины // Вопросы истории. 1964. № 2. С. 42 - 62.

Дорошенко В.В. Вспомогательные исторические дисциплины на новом этапе // Археографический ежегодник за 1969 г. М., 1971. С. 205 -208.

Зимин А.А. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в работе историков-архивистов // Тр. науч. конф. по вопр. арх. дела в СССР. М., 1965. Т. 1.

Iсторичнi джерела та їх використання. Київ, 1964 - 1972. Вип. 17.

Колесникова М.Е., Маловичко С.И. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины в исследовательской практике новой локальной истории // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26-28 января 2006 г. М., 2006. С. 244-247.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины / Под. ред. Г.А. Леонтьевой. М., 2000.

Лихачев Н.П. Лекции по дипломатике: Чит. в 1896/97 акад. году в С.Петербург. археол. ин-те. СПб., 1897.

Мельцин М.О. Вспомогательные исторические дисциплины: Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология. СПб., 2006.

Носов Н.Е. Основные научные направления и проблематика ежегодника «Вспомогательные исторические дисциплины» // Вспомогат. ист. дисциплины. 1981. Вып. 12. С. 3-12.

Пронштейн А.П. Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

Пронштейн А.П. Использование вспомогательных дисциплин при работе над историческими источниками. М., 1972.

Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие. М., 1979.

Пчелов Е.В. Вспомогательные исторические дисциплины в семиотическом контексте // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26-28 января 2006 г. М., 2006. С. 63-67.

Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930.

Соболева Н.А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин: Историогр. обзор за 1964-78 гг. // Источниковедение отечеств. истории. Сб. ст. 1979. М., 1980. С. 219-237.

Специальные исторические дисциплины. СПб, 2003.

Успенский Б.А. Семиотика истории, семиотика культуры. М., 1996. Т. 1-2.

Черепнин Л.В. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечеств. истории. 1973. Вып. 1. С. 32-63.

Черепнин Л.В. Развитие вспомогательных исторических дисциплин за пятьдесят лет // Сов. архивы. 1967. № 5. С. 130-137.

Черепнин Л.В. Русская палеография и другие вспомогательные дисциплины // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 8-29.

Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогат. ист. дисциплины. 1982. Вып. 13. С. 3 - 32.

Шмидт С.О. Археография, архивоведение и специальные исторические дисциплины // Развитие советской исторической науки, 1970 - 1974. М., 1975.

Шмидт С.О. Современные проблемы источниковедения // Источниковедение: Теорет. и методол. проблемы. М., 1969.

Шустова Ю.Э. Вспомогательные исторические дисциплины в современном гуманитарном знании и образовательной модели // Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления. Материалы XVIII научной конференции. Москва, 26-28 января 2006 г. М., 2006. С. 437-452.

Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.

Янин В.Л. Успехи и проблемы изучения вспомогательных дисциплин русской истории: Археография, сфрагистика, эпиграфика, весовая метрология // Археографический ежегодник за 1969 г. М., 1971.

Szyman"ski J. Nauki pomocnicze historii. Warszawa, 2001: Wydawnictwo Naukowe PWN. 763 s.

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:

    история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

    средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

    новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории:

    экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.

    военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

    историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

    историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук:

    археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.

    этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, специальные исторические дисциплины, в российской науке собирательное название ряда научных дисциплин источниковедческого цикла, изучающих определённые виды исторических источников и их внешние признаки. Цель вспомогательных исторических дисциплин - извлечь максимум информации о происхождении исторического источника и установить степень правомерности его использования в научном исследовании. Научный аппарат вспомогательных исторических дисциплин - специальные методики и технические приёмы, позволяющие установить время, место, условия создания исторических источников, определить их авторство и подлинность. Предмет исследования каждой из дисциплин и разрабатываемые теоретические вопросы определяются типом (письменный источник, монета, герб, печать и др.) и видом (летопись, акт, эпистолярий, мемуары, хроника и др.) источника, а также материалом источника, содержащего письменную информацию (береста, пергамен, бумага, камень, кость, металл, дерево).

Использование приёмов, составляющих методическую основу вспомогательных исторических дисциплин, первоначально носило практический характер. Летописцы, излагая события в хронологической последовательности, невольно развивали приёмы хронологии. Древние писцы в целях установления подлинности документов в спорных судебных делах анализировали актовый формуляр, сравнивали почерки, изучали надписи на печатях и способы прикрепления их к документам. Церковнослужители вычисляли даты пасхалий. Бытовые нужды и необходимость фискального обложения способствовали разработке метрологических единиц.

Постепенно практические знания приобретали более системный характер. В 16-17 веках развитие «практической» палеографии выразилось в составлении учебных пособий (азбук-прописей, руководств для писцов-рисовальщиков, букварей), в практике судебной экспертизы. Знания по метрологии легли в основу справочников, отразивших различные метрологические единицы («Торговая книга», 1570-е годы; «Счётные мудрости», 1-я треть 17 века). Развитие генеалогии отвечало потребностям государственной власти и знати: составлялись родословные книги (с 1540-х годы), «Государев родословец» (в 1550-е годы). В 1672 году по указу царя Алексея Михайловича составлена «Большая государственная книга или корень российских государей» (сокращённо «Титулярник»), который можно считать вершиной комплексного использования практических знаний в области палеографии, генеалогии, геральдики, сфрагистики, хронологии исторической, ономастики.

С 18 века началось формирование собственно вспомогательных исторических дисциплин. Этому, в частности, способствовали указы Петра I о присылке в Синод из монастырей и церквей древних грамот и книг, создание Герольдмейстерской конторы при Сенате (1722) и Петербургской Академии Наук (1725), возникновение больших музейных собраний (коллекции Кунсткамеры и Эрмитажа). Были накоплены разнообразные по характеру источники, начата разработка приёмов их исследования. Учёные В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, В. В. Крестинин, Н. И. Новиков, Н. Н. Бантыш-Каменский, граф А. И. Мусин-Пушкин и другие стали изучать и публиковать источники дипломатики, генеалогии, нумизматики, исторической географии.

В 1-й половине 19 века вспомогательные исторические дисциплины развивались преимущественно как описательные, однако в трудах исследователей уже предпринимались попытки по научному осмыслению, обобщению, классификации и систематизации фактического материала. Впервые в отечественной историографии о вспомогательных исторических дисциплинах в целом высказался А. Н. Оленин, употребив выражение «вспомогательные сведения» («Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Императорской библиотеки», 1809). Термины «вспомогательные науки», «вспомогательные знания» исторической науки использовались при создании библиотечно-библиографических классификаций Х. А. Шлёцера (1823), К. К. Фойгта (1834), В. Г. Анастасевича (1828), В. И. Межова (1869) и др. Деятельность митрополита Евгения (Болховитинова), К. Ф. Калайдовича, П. М. Строева и археографических экспедиций способствовала дальнейшему выявлению и собиранию исторических источников. В 19 - начале 20 века археографические комиссии внесли большой вклад в издание исторических источников. Важную роль в развитии вспомогательных исторических дисциплин сыграли труды А. Х. Востокова, П. И. Иванова, И. П. Лаптева по палеографии, П. В. Хавского - по хронологии, Ц. И. Иванова - по изданию снимков русских печатей, А. Б. Лакиера - по геральдике и сфрагистике. По мере научного изучения источников и развития исторической науки в целом появилось стремление вычленить каждую дисциплину, определить предмет её изучения и цели, усовершенствовать методические приёмы, отойти от описательности. Так, к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописных источников, а изучение надписей на камне, металлических печатях и монетах стало предметом изучения глиптики, эпиграфики, сфрагистики, нумизматики.

Во 2-й половине 19 - начале 20 века опубликованы книги, статьи, справочники в области палеографии (авторы - Е. Ф. Карский, Ф. Ф. Брандт, Н. М. Каринский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, Н. П. Лихачёв, В. Н. Щепкин), исторические хронологии (Д. И. Прозоровский, Н. В. Степанов, Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин), сфрагистики (Н. П. Лихачёв), генеалогии (князь П. В. Долгоруков, В. В. Руммель и В. В. Голубцов, князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. М. Савёлов, Г. А. Власьев), геральдики (В. К. Лукомский, В. Л. Модзалевский, П. П. фон Винклер, барон Н. А. Типольт), нумизматики (граф И. И. Толстой, А. В. Орешников, А. К. Марков). Преподавание вспомогательных исторических дисциплин было начато в Петербургском археологическом институте, а затем в Московском археологическом институте. Итог теоретико-методического осмысления вспомогательных исторических дисциплин как совокупности наук в конце 19 века подвёл В. С. Иконников («Опыт русской историографии», т. 1, кн. 1-2, 1891-92). Вспомогательные исторические дисциплины в России развивались на этом этапе в тесной связи с западноевропейской наукой. Выделялись новые дисциплины: археография, архивоведение, историческая библиография, документоведение, историческая демография, историческая картография, иконография, медальерика, текстология, униформология, филателия, филокартия, эвристика, эпистолография. Вместе с тем, предмет и задачи некоторых наук оставались нечётко выраженными: сфрагистика рассматривалась как прикладная дисциплина по отношению к дипломатике; геральдика - к генеалогии; хронология - к палеографии. Особое место в системе гуманитарных наук занимала археология, так как в это понятие включали как науку о древностях (например, славянских, восточных, античных) в широком смысле, так и большинство вспомогательных исторических дисциплин (кроме исторической географии, генеалогии и некоторых других).

В 1920-30-е годы в СССР наметился кризис в изучении многих вспомогательных исторических дисциплин, в частности генеалогии, геральдики и пр., считавшихся «дворянскими» науками. В то же время в 1930 году создан Московский государственный историко-архивный институт (до 1932 - Институт архивоведения; с 1991 - Историко-архивный институт в составе Российского государственного гуманитарного университета), в котором в 1939 году создана кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Интерес к вспомогательным историческим дисциплинам вновь начал возрастать с середины 1940-х годов. Были осуществлены факсимильные издания ряда рукописных текстов, вовлекались в научный оборот новые источники, в том числе берестяные грамоты, печати, монеты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. В работах М. Н. Тихомирова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, Л. В. Черепнина, И. Г. Спасского, Н. В. Устюгова, В. А. Никонова, Н. А. Соболевой, С. М. Каштанова, С. А. Клепикова, Г. А. Леонтьевой, П. А. Шорина, В. Б. Кобрина и др. получили развитие исторический подход, осмысление, совершенствование и углубление методических приёмов и теоретической разработки отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Более обстоятельно стали изучаться: в палеографии - скоропись 17-18 века, книжное письмо, миниатюра, бумажные клейма и штемпели, в метрологии - меры и метрологическая политика российского правительства в 18-19 века, в геральдике - городские и дворянские гербы; в хронологии были выведены более простые формулы вычисления и проверки дат. Разнообразнее стали объекты изучения вспомогательных исторических дисциплин (например, в сфрагистике - печати, сохранившиеся в отрыве от документов), по-новому изучались традиционные источники (в нумизматике - монетные клады как комплексный нумизматический источник, в геральдике - герб как источник, раскрывающий судьбу владельцев).

В 1960-80-е годы усовершенствовались методики и технические приёмы вспомогательных исторических дисциплин. Усилиями нумизматов разработана методика поштемпельного анализа монет. В области хронологии стали применяться знания по дендрохронологии, фенологии, орнитологии, помогающие установить косвенную датировку; в сфрагистике - методические приёмы работы с древнерусскими печатями, основанные на исчерпывающем привлечении сфрагистического материала. На базе традиционных исторических дисциплин появились новые: кодикология, связанная с изучением рукописных книг, выяснением состава переписчиков и путей распространения книг из центров их переписки до современных книгохранилищ. С 1968 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) издаётся сборник «Вспомогательные исторические дисциплины» (т. 1-29-).

Расширяются хронологические рамки вспомогательных исторических дисциплин, их традиционные источниковедческие функциональные задачи; выводы стали использоваться для решения проблем в области социально-экономической, политической и культурной истории. Палеографические наблюдения над эволюцией графики букв и изучение материала для письма помогают в решении вопроса об уровне развития письменности и грамотности. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, позволяют восстановить историю государственных институтов Древнерусского государства. Монетные клады используются для характеристики экономических связей, генеалогия и геральдика помогают дополнить выводы о политических и культурных связях. Ономастика даёт возможность более углублённого изучения демографических процессов, а метрология - понимания тяжести фискального обложения, объёма работ и размера её оплаты.

Существует мнение о выделении из палеографии берестологии (изучает берестяные грамоты) и филигранологии (изучает признаки бумаги), из геральдики - вексиллологии, из нумизматики - фалеристики (изучает нагрудные знаки) и бонистики. Разработано несколько вариантов классификации вспомогательных исторических дисциплин, ни один из которых не является общепризнанным.

Лит.: Большаков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины. 4-е изд. Л., 1924; Черепнин Л. В. Развитие вспомогательных исторических дисциплин за пятьдесят лет // Советские архивы. 1967. № 5; он же. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории. М., 1973. Вып. 1; Пронштейн А. П. Использование вспомогательных дисциплин при работе над историческими источниками. М., 1972; Каменцева Е. И. История вспомогательных исторических дисциплин. М., 1979; Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1979; Соболева Н. А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин: Историографический обзор // Источниковедение отечественной истории. М., 1980; Шепелев Л. Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Вып. 13; Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983; Пашков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины в отечественном архивном образовании в конце XIX - начале XX вв. М., 1984; Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. К., 1988; Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990; Специальные исторические дисциплины. СПб., 2003; Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2004; Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины

Длительное время источниковедение считали одной из вспомогательных исторических дисциплин. Рецидивы подобного отношения встречаются и по сей день. С одной стороны, если принимать во внимание исключительно вспомогательные функции, то может показаться справедливым объединение источниковедения с вспомогательными историческими дисциплинами или включение его в их комплекс, поскольку оно, в конечном счете, обслуживает, облегчает историческое познание, оптимизируя функционирование системы «источник – исследователь». С другой стороны, для решения вопроса о соотношении источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин необходимо провести их сопоставительное изучение, уточнив: каковы объект, предмет и задачи каждой отдельной вспомогательной исторической дисциплины и всего их комплекса.

Вспомогательные исторические дисциплины (далее – ВИД) - собирательное понятие. На современном этапе развития отраслей исторического знания их комплекс постоянно расширяется и насчитывает теперь более 50 наименований. Самоё слово – «вспомогательный» - указывает на место этих дисциплин в исторической науке.

Вспомогательные исторические дисциплины - отрасли исторического знания, у которых гносеологические функции имеют вспомогательный характер, способствующий решению главных вопросов исторического исследования .

Каждая из комплекса ВИД решает важные вопросы, однако, как правило, имеющих частный характер. Применение их методов позволяет получить знания об отдельных сторонах, свойствах каких-либо групп источников, в некоторых случаях охватывая одновременно разные типы источников (письменный, изобразительный, вещественный). ВИД расширяют и углубляют наши знания о прошедшей исторической действительности, в том числе об источниках, как её производном, как части этой действительности и её отражении.

В современной исторической литературе до сих пор не существует общепринятой классификации ВИД, хотя и было предложено делить весь комплекс ВИД на две (И.А. Булыгин и др.) или три (Л.Е. Шепелев и др.) группы.

По мнению некоторых исследователей, одна группа включала дисциплины, изучающие какой-либо определенный комплекс источников . Геральдика изучает гербы, дипломатика - акты, нумизматика - монеты, сфрагистика - печати.

Вторая охватывала дисциплины, изучающие какую-то одну из сторон источников , какой-то определенный круг данных, заключенных в источниках. К ней группе исследователи относили: архивоведение, предметом которого является собирание, описание и хранение источников; археографию, занимающуюся публикацией источников; генеалогию, предмет которой состоял в изучении родственных связей людей; метрологию, изучающей систему различных мер; палеографию, в центре внимания которой были внешние признаки источников; текстологию, анализировавшую историю текста источников; хронологию, посвященной проблеме измерения времени. В развитие и уточнение указанной классификации поступило предложение о выделении архивоведения и археографии в отдельную, третью группу. Отдельные исследователи (Д.С.Лихачев и др.) считали текстологию отдельной и самостоятельной дисциплиной (и даже наукой), вышедшей из комплекса ВИД.

Недостатки таких предложений были очевидны, так как при разделении ВИД на группы в качестве критерия использовались разные параметры: в одном случае – объет исследования, во втором – его предмет.

Подобный подход противоречил законам и принципам логики – основа деления должна быть единой.

Очевидно, что в критерий классификации ВИД должен одновременно охватывать такие параметры как: объект, предмет и задачи исследования, относящиеся к каждой из них.

Вспомним:

объект - это то, что изучается, т.е. тот реальный объект, который существовал и существует в реальной действительности (был создан в прошлом и сохранился до наших дней) и на который направлено исследование;

предмет - это цель или угол зрения , с которой или под которым изучается объект;

задачи - это комплекс проблем , требующих решения на основе изучения данного объекта под избранным углом зрения для выполнения поставленной исследовательской цели.

На основе указанных параметров комплекс ВИД можно разделить на три группы .

1. Дисциплины одной из них изучают какую-либо одну сторону , одну часть , одно свойство (характеристику) информации разных типов и видов исторических источников: палеография (в том числе и неография как ее ответвление), папирология и берестология , филиграноведение , эпиграфика , метрология и хронология , а также генеалогия .

Объект дисциплин, входящих в эту группу, - источники любых видов, содержащих необходимую информацию, соответствующую предмету отдельной ВИД; предмет - у каждой свой, охватывающий определенную часть информации; задача - всеобъемлюще изучить эту сторону информации источника.

Например, палеография изучает внешние признаки письменных исторических источников. Ее объект – текстовые, письменные (рукописные и печатные) источники, а предмет – их графико-оформительские особенности. В задачу палеографа входит исследование характерных для источника атрибутов: материал, на котором он был создан (пергамен, бумага, береста, шелк и т.п.); орудия письма или тиражирования, которыми он был выполнен (гусиное или металлическое перо, шариковая ручка, типографский станок, гектограф, пишущая машинка или принтер и т.д.); особенности и эволюция графики письма и почерка автора; украшения рукописей и печатных изданий (миниатюры, филиграни – водяные знаки, карикатуры и другие рисунки, усиливавшие эмоциональное восприятие текста). Совокупное изучение этих признаков позволяет установить время и место создания источника, его автора (переписчика), финансовое и / или общественное положение лиц, создавших источник (российские антиправительственные зарубежные организации, например, издавали свои газеты и листовки на папиросной бумаге для облегчения транспортировки издания в Россию; журналы, рассчитанные на состоятельную публику и популяризировавшие модную одежду и интерьеры, издавались на роскошной бумаге лучших сортов и снабжались красочными иллюстрациями). Ранее считалась, что объектом палеографии являются только документы древности. Теперь есть тенденция включать в ее объект и источники новейшего времени. В целом, палеография занимается изучением истории письменности в связи с развитием общества. На современном этапе методы палеографии (или неографии) активно используют криминалисты для определения по почерку или типографскому шрифту «виновников» создания документа.

Важно отметить, что ВИД, отнесенные к первой группе, сосредотачивают свое внимание только на трех типах исторических источников (письменные, вещественные и изобразительные), но фонические как бы «выпали» из этого круга. Уже одно это обстоятельство показывает, что объект ВИД, выделенных в первую группу значительно меньше, ўже, чем у источниковедения, так как оно изучает все типы источников вне зависимости от того, в какой форме они фиксируют, сохраняют и передают информацию. Точно также предмет и задачи ВИД этой группы ўже, чем у источниковедения, так как оно нацелено на определение всего научно-познавательного потенциала каждого изучаемого источника.

2. ВИД, включенные в другую группу, всесторонне и полностью изучают информацию какого-либо одного комплекса (типа или вида) исторических источников.

Так, например, объект геральдики - государственные, городовые и родовые гербы, фалеристики – наградные знаки (ордена, медали и др.), нумизматики - монеты, бонистики - бумажные денежные знаки, дипломатики - акты, сфрагистики - печати. Каждая из них имеет исключительно свой объект изучения, который исследуется с максимально возможной полнотой, и, следовательно, предмет и задачи у них имеют принципиальное сходство - изучение всех особенностей внешнего вида, структуры, формы и содержания источника. Иными словами, различие ВИД внутри этой группы обусловлено разными объектами, а не предметом, нацеливающим исследователя на анализ всей информации избранного объекта.

Изучение гербов государств и различных наградных знаков имеет особое значение, так как позволяет увидеть прошлое в своеобразном ракурсе, который не раскрывают источники других видов.

Например, система награждений, существовавшая в России XVIII – первой половины XIX в., наглядно характеризовала ее крепостнический характер. Частновладельческие крестьяне не имели права носить полученные за подвиг знаки отличия. Поэтому Алексей Кропоткин (отец революционера Петра Кропоткина) носил орден Св. Анны за то, что во время Кавказской войны его денщик Фрол спас из огня маленького ребенка.

Писатели, художники и ученые в то время сравнительно редко получали государственные награды, так как занятие литературно-художественной или научной деятельностью считалось частным делом и в этом отражалось отношение царского правительства к демократической интеллигенции. Ордена получали лишь те деятели, которые своими произведениями выполняли государственный заказ (историк Н.М. Карамзин, архитекторы А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров, художники К.П. Брюллов и В.В. Верещагин).

Изучение государственных гербов позволяет наглядно увидеть процесс государственного строительства и понять декларируемый характер государства, отражавшийся в атрибутах (символике) герба. Например, с древности все государственные гербы имели среди своих атрибутов изображения каких-либо хищных животных или птиц (львов, орлов и т.п.).

Российский герб в XV в. включал две эмблемы: всадника с копьем, поражавшего змия («ездец»), и византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами – символ восприятия власти от павшей Византийской империи. С 1625 г. двуглавый орел изображался под тремя коронами, что символизировала объединение Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Большой герб Российской империи, утвержденный в 1882 г., представлял собой золотой щит с черным двуглавым орлом, держащим в лапах скипетр и державу. Он был коронован двумя императорскими коронами, над которыми помещалась еще одна корона большего размера с развевающимися лентами Андреевского ордена. После Февральской революции 1917 г. государственный герб России утратил императорские короны и другие властные атрибуты – остался двуглавый орел, перерисованный с печати Ивана III .

Лишь герб Советского государства (РСФСР, утвержден 24 июля 1918 г.) не имел угрожающих символов. Впервые в истории в него были введены принципиально новые атрибуты, отражавшие миролюбие и классово-политическую структуру государства: красного цвета щит (знамя); пятиконечная звезда – знак вечности, света и манящей цели; хлебные колосья, перевитые лентами, символизировавшими союз республик; серп и молот в знак союза рабочих и крестьян. Революционные внешнеполитические задачи отражал девиз герба – «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», находившийся на красной ленте, соединявшей колосья.

Нумизматика и бонистика позволяют выявить информацию не только по истории денежного обращения, но и дают богатый материал по истории экономической и политической жизни общества. При этом особое внимание исследователи обращают на изучение изображений (иконографии) на монетах, кредитных билетах и ассигнациях, а также на имеющиеся на них девизы (легенды).

Особое место в этой группе ВИД занимает дипломатика, изучающая акты – документы, оформляющие какой-либо договор или сделку (между государствами, организациями и частными людьми). Выработанный специалистами по дипломатике формулярный анализ в настоящее время активно используется как метод для изучения письменных источников других видов и форм, имеющих устойчивую, постоянную и обязательную структуру - формуляр.

Например, в тексте международных договоров, как правило, есть преамбула, в которой объясняются цели договаривающихся сторон; за преамбулой следует текст, разделенный на статьи; в конечном протоколе обязательно указываются дата, место подписания документа и фамилии дипломатов или политических деятелей, подписавших договор по поручению своих правительств. Необходимо учитывать, что фамилии под текстом во многих случаях не принадлежат лицам, которые составляли документ, и, следовательно, эта его часть не может служить информацией об авторах договора.

Приведем типичный пример. Под текстом Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. стоят подписи П. А. Румянцева и его помощника Н. В. Репнина. Однако подлинным автором текста, отстоявшим его в упорных переговорах с турецкими представителями, был дипломат, представитель России в Константинополе А. М. Обрезков (1718 – 1787), не сумевший из-за разлива рек во время приехать в ставку главнокомандующего русской армией - месту подписания договора России с Турцией.

С дипломатикой тесно связана еще одна ВИД этой группы - сфрагистика. Первоначально она была частью дипломатики, так как ее задачей было установление подлинности актов на основе изучения печатей, скреплявших и удостоверявших документ. Однако, по мере нахождения печатей, утративших связь с документом (особенно это касалось так называемых вислых печатей – в месте прикрепления печати мог истрепаться папирус, пергамен или бумага или сгнить шнурок), сфрагистика выделилась в отдельную дисциплину. Результаты изучения печатей расширяют сведения историков о социально-политическом строе государств, о взаимоотношениях различных государственных и общественных структур. Особое внимание уделяется личным печатям авторам писем и источникам других видов, так как по ним устанавливается авторская принадлежность текста.

Итак, геральдика и фалеристика, нумизматика и бонистика, дипломатика и сфрагистика составляют еще одну группу ВИД. Критерий их объединения в нее обуславливается общностью предмета каждой из них - всестороннее изучение своего объекта, несмотря на то, что у каждой дисциплины он свой, особенный.

3. Еще одна группа ВИД представлена дисциплина, изучающими только один тип исторических источников, но разными методами и с разными целями. В нее входят: архивоведение , археография и текстология . Это объединение обусловлено тем, что у них один (общий ) объект изучения - письменные (текстовые) источники. Однако заметим, предмет и задачи исследования у каждой свой.

Архивоведение – это комплексная научная дисциплина о теории и практике хранения различных документов (исторических источников) в специальных хранилищах (архивах).

Комплексность этой дисциплине придает, во-первых, та её особенность, что, хотя в фондах архивов собираются, как правило, письменные источники, но нередко сюда передают и источники других типов. Эта особенность сближает практическую работу архивистов с деятельностью музейных работников. И те, и другие хранят и приумножают путем целенаправленного сбора национальное достояние – документы и предметы старины, без которых, как уже упоминалось выше, невозможно познание прошлого и которые являются питательной средой (информационной опорой) исторических исследований.

Во-вторых, комплексность архивоведения определяется его предметом и задачами, в которые входит не только теоретическая и практическая разработка методов сбора, обработки для сохранности и хранения исторических материалов, допуска к ним исследователей, но и изучение истории архивного дела, а также разработка исторических проблем на основе найденных в хранилищах документов.

По предмету и задачам архивоведение сходно с музееведением , но объект последнего шире. В него (по определению) входят источники всех типов - вещественные, изобразительные, фонические и письменные. Практически в каждом музее есть свой архивный фонд (иногда очень значительный), включающий различные письменные материалы.

Археография – специальная научная историческая дисциплина о теории и практике публикации исторических источников. Ее объект – письменные источники, предмет – научное описание и приведение хранящихся в архивах материалов в известность, в научный оборот, что способствует расширению источниково-информационной базы исторических исследований. Кроме того, археографы занимаются также и изучением истории археографии, которая в нашей стране занимает два столетия.

Археография тесно связана с источниковедением, палеографией, дипломатикой, текстологией и филологией, с архивоведением и другими научными дисциплинами, занимающимися изучением текстовых источников.

Первые публикации исторических источников были осуществлены в первой половине XVIII в. В.Н. Татищевым (Русская Правда и Судебник 1550 года). Затем Академия наук начала публикацию русских летописей. Во второй половине века большой вклад в издание источников внесли князь М.М. Щербатов, Г.Ф.Миллер, Н.И. Новиков, И.И. Голиков. В 1811 г. была создана Комиссия печатания государственных грамот и договоров, в 1834 г. - Археографическая комиссия. С середины XIX в. началась целенаправленная выработка правил научного издания исторических источников. Одним из первых был Н.Г. Устрялов, затем его работу в начале ХХ в. продолжили А.С. Лаппо-Данилевский, А.А. Шахматов, С.Б. Веселовский и др.

В 1955 г. были созданы единые «Правила издания исторических документов», в которых четко прописаны требования к научной публикации. Они включали все параметры археографического оформления: грамотное оформление заголовка, в котором должны отражаться имя автора и время создания источника, его видовая принадлежность и главный смысл содержания; соблюдение научных принципов передачи текста; приведение легенды, с указанием места хранения источника, его внешнего вида и, если таковые были, предыдущие публикации. Научное издание должно было включать научно-справочный аппарат: комментарии и примечания, поясняющие текст и раскрывающие «темные места» в источнике; расшифровку аббревиатур и других сокращений; предметный, именной и географические указатели. Эти правила сохранили свое значение и по сей день, на них ориентируются и современные публикаторы.

В ту же группу ВИД (с некоторыми оговорками) можно включить и текстологию – специальную научную дисциплину, объектом которой также являются письменные (текстовые) источники. Предмет текстологии – изучение текста, всех его атрибутов (оформление, структура, автор, время, место и мотивы создания текста, его происхождения), а также содержания (лексическое и семантическое прочтение).

По вопросу о междисциплинарном статусе текстологии в литературе есть разные мнения. Их разбору посвящена отдельная лекция при характеристике текстологического этапа источниковедческого исследования.

Подведем итоги. Трансформация, отпочкование некоторых дисциплин от своих «прародительниц» в отдельные ВИД, с одной стороны, служит наглядным свидетельством того процесса дифференциации наук, о котором упоминалось в начале изучения проблемы междисциплинарного статуса источниковедения.

Из палеографии выделились эпиграфика, берестология и филиграноведение; из дипломатики – сфрагистика; из нумизматики – бонистика; из геральдики – фалеристика.

С другой стороны, наблюдается и известная интеграция ВИД, их сближение и переплетение их задач, методов и результатов исследования. Так, весьма плодотворно сотрудничают специалисты по метрологии и нумизматике при изучении различных экономических процессов и явлений. Применение специфических методов исследования, присущих генеалогии и геральдике, способствует расширению знаний о родственных связях людей.

Процесс интеграции дисциплин проявляется в двух формах.

Во-первых, путем заимствования методов исследования. На современном этапе развития наук заимствование методов, разработанных одной дисциплиной для каких-либо видов источников, эффективно используется при анализе других видов источников. Например, формулярный анализ – основа дипломатики – активно применяется для изучения делопроизводственной документации и даже публицистики; в нумизматике – методы эпиграфики; в неографии – методы палеографии.

Во-вторых, путем вовлечения в сферу внимания специалистов новых видов и разновидностей источников. Разумное расширение источниковой базы исследований за счет привлечения тех источников, которые являются основными объектами других ВИД, приводит к весьма значительным результатам, выражающимися в углублении нашего познания прошлого, в понимании тех деталей и нюансов, которые раньше оставались вне поля зрения историков. Так, для более полного изучения печатей, наградных знаков и родовых гербов специалисты соответствующих ВИД привлекают объекты генеалогии (родословные), делопроизводственные документы и акты. О тесной связи археографии со многими историческими дисциплинами уже говорилось выше.

В целом, вспомогательные исторические дисциплины не только обогащают научно-методический аппарат друг друга, но и помогают в исторических и источниковедческих исследованиях. Вспомогательный, прикладной характер ВИД нисколько не умаляет их значения для исторической науки в целом, так как они насыщают ее важной и необходимой (для датировки, установления авторства, понимания происхождения текста источников, установления их генеалогических связей и т.п.) информацией, добываемой своими – специальными - методами.

Однако, необходимо подчеркнуть, что источниковедение не растворяется, не входит в комплекс ВИД, поскольку его объект (все источники любых видов, типов и форм), предмет и задачи, его гносеологические функции гораздо шире, чем аналогичные параметры и у каждой из вспомогательных исторических дисциплин, и даже у их совокупности.

Таким образом, рассмотрев соотношение источниковедения с исторической наукой и с вспомогательными историческими дисциплинами, можно получить два вывода . С одной стороны, все они очень близки и входят в одну систему исторических знаний (отраслей науки), а с другой – каждая из них вполне самостоятельна, поскольку решает отличающиеся исследовательские задачи. Историческая наука реконструирует прошлое, осознает и объясняет его на основе выведенных закономерностей. Источниковедение разрабатывает теорию и практику изучения источников, на экспериментальном уровне определяет степень выполнения ими их гносеологической функции и на этой основе дает рекомендации историкам о перспективах и местах выявления источников и способах их наиболее результативного использования. Вспомогательные исторические дисциплины обогащают и историков, и источниковедов дополнительной информацией, способствующей более полному и глубокому выполнению ими их исследовательских целей. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968. С. 57; Пронштейн А.П., Лубский А.В. Методологические проблемы источниковедения в современной советской литературе // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавания в вузах: Тезисы докладов III Всесоюзной конеренции. Новороссийск, 1979. - М., 1979. С. 24; Источниковедение истории СССР: Учебник... 1981. С. 11.

См.: Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. Т. XIII. С. 15 - 16.

Название этой ВИД происходит от латинского слова falera , обозначавшего большую медаль, бляху, которую помещали на знамени отличившегося в боях легиона или на груди прославленных римских легионеров.

Формуляром называют структуру документа, имеющего четкую последовательность частей текста. Это постоянная и присущая определенным разновидностям источников знаковая система, в которой обязательное, регламентированное законом расположение частей текста (начальный и конечный протоколы, клаузулы - отдельные абзацы) само по себе несет информацию в кодированном (шифрованном) виде.

Слово «архив» происходит от греческого arch é – начало.

Правила, методы и методика поисково-исследовательской работы в архивах рассматриваются в лекциях, посвященных эвристическому этапу источниковедческого исследования.

Более подробно вопрос о различии публикаций исторических источников, осуществленных с практической, научной и учебной целью, рассматривается в лекции, посвященной эвристическому этапу источниковедческого исследования. См. также: Георгиева Н.Г, Георгиев В.А. Историческое источниковедение: проблемы теории, истории и методики: Глава из учебника для студентов исторических специальностей // Вестник РУДН. Серия «История России». 2003. № 2. С. 251 – 257.

Сегодня в мире насчитывается около 2,5 тыс. различных наук. Большинство из них можно условно разделить на две категории: естественные (исследующие законы природы) и гуманитарные (изучающие человеческое общество). Одни науки зародились в глубокой древности, другие появились сравнительно недавно. История - это гуманитарная дисциплина, возраст которой насчитывает больше 2 тысячелетий. Её отцом принято считать Геродота - учёного, жившего в Древней Греции в V веке до Рождества Христова. Его авторству принадлежит трактат "История", описывающий события греко-персидских войн и обычаи людей, живших в те времена. Труд Геродота является древнейшим образцом литературы, содержащим достоверные сведения о развитии общества.

Значение вспомогательных исторических дисциплин

Предмет исторической науки - это изучение прошлого человеческого общества и определение закономерностей его развития. Современные учёные рассматривают минувшие времена с различных ракурсов: они исследуют быт, внутреннюю и внешнюю политику государств, их культуру, дипломатические и финансовые отношения, деятельность политических и общественных деятелей и прочее. Облегчают изучение человеческого прошлого вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся археология, нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеография, метрология, хронология и т. д. Немало интересных сведений удалось получить благодаря исторической географии. Без тщательного изучения перечисленных наук сложно понять прошлое человечества.

Древние раскопки

Археология - это наука, изучающая историю древних людей по сохранившимся памятникам (могильникам, стоянкам, поселениям, оружию, предметам быта, украшениям). Для поисков объектов учёные сначала проводят полевые исследования, затем наступает очередь раскопок. Найденные археологические памятники тщательно изучают в лабораторных условиях: их классифицируют, определяют их возраст и сферу применения. Объекты, добытые в результате раскопок, имеют большое научное значение, так как они помогают пролить свет на происхождение и развитие человеческого общества.

Понятие палеографии

Палеографией называют дисциплину, объектом исследования которой является древняя письменность и всё, что с ней связано. Старинные тексты, начертанные на папирусах, пергаменте и бумаге, - важнейшие источники информации, содержащие в себе описание реальных событий многовековой давности. Однако ни один старинный рукописный материал не станет представлять интерес для исторической науки, если он не будет расшифрован. Палеографы изучают текст, определяют его автора, дату написания, а также возраст и подлинность самого документа.

С развитием этой вспомогательной дисциплины учёным удалось гораздо глубже и детальнее исследовать историю Древнего мира. Например, о социальном перевороте в Египте, произошедшем в 1750 г. до н. э., удалось узнать из рукописи, найденной в конце XIX века в некрополе Саккара. Детальное исследование документа показало, что он относится к XVIII ст. до н. э. и описывает реальные исторические события.

Геральдика и сфрагистика, их связь

Наука о гербах называется геральдикой. В древние времена у всех знатных лиц и родов были свои эмблемы. Позднее они стали появляться у городов и государств. Форма гербов, рисунки и надписи, нанесённые на них, имели свой глубокий смысл, соответствующий сложившимся в обществе устоям. Специалисту достаточно взглянуть на предложенный ему знак, чтобы определить, какому роду или государству он принадлежал и о чём свидетельствует его внешний вид. Старинные рукописи нередко украшались гербами, поэтому их расшифровка требует знаний не только по палеографии, но и по геральдике.

Наука о гербах имеет тесную взаимосвязь со сфрагистикой - дисциплиной, изучающей печати и их отображения на разных поверхностях. Иногда её ещё называют сигиллография. Изначально она была составной частью дипломатики, занимающейся определением подлинности исторических документов, однако постепенно отделилась от неё и стала самостоятельной дисциплиной. Тесная связь между геральдикой и сфрагистикой заключается в том, что при изготовлении гербов и печатей использовались одни и те же изображения.

Нумизматика и метрология

Изучая вспомогательные исторические дисциплины, обязательно нужно уделить внимание нумизматике - науке о монетах и их обращении. Изучение древних денег способно донести до современного человека информацию о разрушенных городах, не сохранившихся до сегодняшнего времени, важных исторических событиях и великих людях прошедших эпох. При чеканке старых монет использовали те же символы, что и на печатях и гербах, поэтому и здесь прослеживается связь между отдельными историческими дисциплинами.

Метрология занимается изучением мер веса, площади, объёма и расстояния, используемых в прошлом. Она помогает проанализировать особенности экономического развития государств в разные эпохи. Так как названия мер веса и денежного счёта в древности часто совпадали, метрологию следует изучать вместе с нумизматикой.

Историческая хронология и география

Определить места возникновения древнейших цивилизаций, направления миграции народов, границы стран и городов, изменение климатических условий и их влияние на расселение людей поможет историческая география. Старые карты, которым удалось сохраниться до наших дней, позволяют более глубоко понять атмосферу и события давних эпох.

Среди вспомогательных исторических дисциплин также стоит назвать хронологию - науку, предметом исследования которой являются системы времяисчисления и древние календари разных народов. Также она определяет даты произошедших событий и последовательность, в которой они случались.

Вышеперечисленные науки подробно изучаются на исторических факультетах вузов. В высших учебных заведениях читается курс по вспомогательным дисциплинам, отдельно преподаются археология, историческая география и другие науки. Для студентов сегодня издаётся большое количество литературы по теме. Здесь и учебники, и методические пособия, и монографии. Г. А. Леонтьева, «Вспомогательные исторические дисциплины» - самая популярная книга у студентов-историков. Этот учебник состоит из нескольких частей, каждая из которых посвящена отдельной науке. В нём можно найти информацию о геральдике, хронологии, палеографии, метрологии и прочих науках. Благодаря лёгкой подаче материала студенты могут всесторонне изучить вспомогательные исторические дисциплины. Учебник считается самым современным на сегодняшний день, он позволяет получить глубокие знания по предмету, что впоследствии поможет человеку тщательно исследовать все материалы и объекты.



 
Статьи по теме:
Педагогический проект «Знакомим детей с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Проект « Эш беткәч уйнарга ярый » Воспитатели: Гумаро
Боевые катера черноморского флота россии
Ракетные катера проекта 12411 предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судо
Целочисленные оптимизационные задачи
Задачи на оптимальный выбор1. В 1­е классы поступает 45 человек: 20 мальчиков и 25 девочек. Их распределили по двум классам: в одном должно получиться 22 человека, а в другом пределенияпосчитали процент девочек в каждом классе и полученные числа сложили.
Что входит в средний заработок: как рассчитать, формула, примеры
Ошибки при расчете отпускных приводят к тому, что сотрудник получит больше или меньше положенной суммы. Выплатили больше – завысили расходы на оплату труда, грозит ответственностью для компании. Выплатили меньше – обидели работника и нарушили его права. Р