Методическое пособие по йоге для начинающих. Основы йоги Самая полная библиотека по йоге

Подростковый возраст… Такой мятежный, такой бунтарский. Организм подростка в процессе гормональной перестройки часто находится в эмоциональном дисбалансе, что выливается в конфликты с родителями, учителями, сверстниками, а, главное, во внутренние конфликты с самим собой. Маленькие девочки и мальчики вот-вот превратятся в статных парней и прекрасных девушек. Их скелет, осанка формируются, вторичные половые признаки уже не скрыть. Подростки активно ищут себя, учатся взаимодействию с окружающим не всегда дружелюбным миром, обрастают комплексами, самоутверждаются. В этот непростой переходный период хочется помочь своему подросшему ребенку найти себя в бурном потоке обрушившейся на него взрослой жизни. Йога может стать одним из эффективных инструментов в решении многих сложностей подросткового периода. Ведь кто, как ни йога, наилучшим образом справляется с выравниванием психоэмоционального состояния и нормализацией физиологических функций организма?

Именно помогут вашему подростку иметь трезвый ум, стать осознанней, терпимей, более ответственным. Такой раздел йоги, как йога-баланс учит равновесию не только физическому, но и психологическому, предельной концентрации внимания и самодисциплине.


Также, нормализуя обменные процессы, многие йога-асаны помогают тем самым наладить и кожно-жировой обмен, дисбаланс которого часто является серьезной причиной для огорчения в переходном возрасте, проявляясь в различного рода неэстетичных высыпаниях на коже. Кроме того, подростковый возраст с грузом задач и комплексов, навалившихся на подросшего молодого человека или девушку, – это период повышенных рисков для развития сколиоза и прочих нарушений опорно-двигательного аппарата. При этом большинство йога-асан направлены на развитие гибкости позвоночника и формирование правильной осанки.


– это еще и развитие гибкости и растяжки. В подростковом возрасте, когда опорно-двигательный аппарат еще находится в стадии формирования, это сделать куда проще, чем позже в зрелом. Ведь не зря на спортивную гимнастику, балет детишек отдают в раннем возрасте. На подростковом этапе взросления гибкое растянутое тело имеет огромное значение и в формировании самооценки, особенно для девочек. Умея управлять своим телом, обладая хорошей растяжкой, подростки двигаются более грациозно, они уверенней в себе, имеют признание среди сверстников и в целом более успешнее. Развивая с помощью йоги гибкость тела, подросток получает и более гибкий ум, учится адекватно реагировать и находить выход из различных жизненных ситуаций.


Среди часто возникаю опасения: а не опасны ли силовые элементы йоги для еще не сформировавшегося до конца опорно-двигательного аппарата подростка? Ведь различного рода перевернутые позы, балансы на голове, руках – это серьезная работа с весом собственного тела, оказывающая немалую нагрузку на позвоночник. В этой связи можно довериться рекомендациям еще советской спортивной медицины, которая для возраста 12-16 лет рекомендует избегать упражнений с утяжелителями и строить тренировку подростка на упражнениях с собственным весом. Вот вам и ответ. Йога по большей части работает именно с собственным весом. Так что нет и не может быть никаких опасений по поводу ее негативного влияния на формирование опорно-двигательный аппарат подростка, если, конечно, нет прямых противопоказаний из-за особенностей состояния здоровья вашего ребенка.


Еще один стереотип, бытующий среди родителей, – навязывать своему ребенку . Якобы такие динамичные, а порой и экстремальные практики как каратэ, самбо, скалолазание, футбол и т.п. помогают «выбить дурь», «согнать спесь», «выпустить пар». Йога же вызывает опасение своей статичностью. Некоторые родители попросту переживают, что для их подростка занятия йогой будут слишком скучны. Однако так говорят те, кто ни разу не дал своему ребенку шанс попробовать волшебное воздействие йога-тренировки на себе. Вопреки бытующему мнению о статичности и низкой эффективности йоги для физического развития, эта практика заставляет активно работать практически все группы мышц, успокаивающе влияя при этом на ум. Здоровый, уравновешенный и физически развитый ребенок без страхов и комплексов, с острым восприятием действительности и при этом способный к самоконтролю: разве не это мечта любого родителя? А что касается статичности йоги, то всегда для практик можно выбрать ее динамичный раздел.

Поэтому, уважаемые родители, если вы на самом деле хотите помочь своему ребенку наиболее комфортно пережить переходный возраст и уберечь самих себя от стрессов и потрясений, предложите подростку йогу.. Совершенно неожиданно для себя вы можете найти в ней ключ к корректировке физических и эмоциональных качеств своего ребенка и верного помощника в формировании гармоничного, дисциплинированного и успешного человека.

Древняя мудрость обширна. А в йоге нет предела познаниям. Чем глубже и дольше вы практикуете, тем больше нужно учиться. Хотя про йогу сейчас очень много современной и доступной информации, но ее философские корни уходят за пределы 20 века. И разобраться во всем этом поможет либо Гуру, либо хорошая литература. Согласитесь, лучше знать, чем вы занимаетесь. Эти книги перевернут ваше представление о собственном теле, и о своем жизненном пути. Для тех кто стоит на распутье, помогут поверить в себя.

Наиболее известным древним текстом йоги являются «Йога сутры Патанджали». Сутра в переводе с санскрита означает нить, то есть это афоризмы нанизанные друг на друга как нити. Есть еще много историко-философских книг, такие как «Бхагавад-гита». Один из древних текстов, в котором говорится о йоге. Если вы хотите еще сильнее углубиться, почитайте Упанишады и древний текст Ригведа. В индской древневосточной цивилизации, долины Инда обнаружили фигуры людей в асанах йоги. Возможно йога уже тогда была очень распространена.

Представляете, это ведь значит, что то, что мы практикуем у себя дома, в парках, студиях йоги, — зародилось много-много лет назад?

Перед вами не исчерпывающий список книг, для ознакомления и общего понимания.

  1. «Йога-сутры Патанджали» есть в интерпретации Свами Сатьянананда Сарасвати, и у Б.К.С. Айенгара «Прояснение»
  2. «Йога Сутры Патанджали» с комментариями Шри Шайлендры Шармы
  3. «Свет йоги» Б. К. С. Айенгар
  4. «Семь духовных законов йоги» Дипак Чопра
  5. «Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхаллер
  6. «Йога: Традиция единения» Андрей Лаппа
  7. «Йога путь к здоровью» Б.К.С. Айенгар
  8. «Автобиография Йога» Парамаханса Йогананда
  9. «Счастье здесь и сейчас» Тик Нат Хан

«Йога-сутры Патанджали» есть в интерпретации Свами Сатьянананда Сарасвати, и у Б.К.С. Айенгара «Прояснение»

Свами Сатьянанда Сарасвати - известный йогин, признанный гуру, ученик Свами Шивананды. Он автор более 80 книг о йоге. В 1964 году основал Бихарскую школу йоги. В «Йога-сутрах Патанджали» он дает четкую картину сутр в их чистом виде, упоминая оригинальные санскритские тексты, их переводы и словосочетания. Свами предлагает свои комментарии, чтобы мы могли увидеть четкую картину написанного много столетий назад. Для тех, кто интересуется духовным путем в йоге, читать обязательно. Он дает подробную информацию о Раджа йоге, об асанах, медитации, об этике решений повседневных проблем.

«Свет йоги» Б. К. С. Айенгар

B.K.С. Айенгар всемирно известный эксперт в йоге. Его книга «Свет йоги» в основном касается асан йоги. Это практическое руководство по практике асан, их вариациям и их преимуществам, оздоровлению тела с помощью асан. Кроме того, она рассказывает о значении и истории каждой асаны с хорошими фотографиями к каждой позе. Асаны в книге разделены на уровни сложности, что облегчает читателю подбирать практику соответствующую их уровню. «Свет йоге» – это библия асан, подробно объясняющая все, что вам нужно о них знать.

«Сердце йоги: развитие личной практики» Т.К.В. Дешикачар

Т. К. В. Дешикачар четвертый ребенок Шри Тирумалаи Кришнамачарьи. Поскольку он был сыном прославленного пандита (почётное звание учёного брахмана, а также человека высокообразованного в области классической индийской литературы на санскрите), еще в детстве перед ним раскрылось все богатство и глубина индийской культуры. Он посвятил всю свою жизнь изучению наследия своего отца и открыл институт в честь него. Публиковался в различных научных журналах об оздоровительных аспектах йоги. Прочитать эту книгу стоит даже для того, чтобы узнать, как передаются знания о духовных практиках. Как человек посвятил ей всю свою жизнь, и помог тысячам людей. Для него йога это образ жизни в целом, она не отделена от повседневности.

Пишет о том, что йога это индивидуальная практика, и подбирается для каждого в соответствии с его привычками, образом жизни и питанием, работой. Вот, кстати отличное интервью с ним http://yogatimejournal.ru/wiki/index.php?title=%D0%A2.%D0%9A.%D0%92.%D0%94%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%80
«Сердце йоги: развитие личной практики» охватывает все аспекты йоги, которые влияют на человека мысленно, духовно и физически. Он направляет читателя через традиционные концепции йоги и помогает им настраивать позы, медитацию и философию в соответствии с его возрастом, здоровьем, работой и образом жизни.

«Семь духовных законов йоги» Дипак Чопра

Дипак Чопра известный индийский медик, иммигрировал в США в 1970-х годах, и стал активным пропагандистом альтернативной медицины. После случайной встречи с Махариши Махеш Йоги, его жизнь изменилась навсегда. Работу в больнице он оставил, а вскоре основал свой центр «Chopra For Wellbeing» и завоевал популярность благодаря шоу Опры Уинфри, где рассказал о своей работе и книгах.

В книге «Семь духовных законов йоги» Дипак описывает плюсы практики йоги. Акцент книги на том, что йога глубже, чем асаны и это в основном духовная практика. Книга подробно раскрывает техники медитации, асаны, пранаямы, мантры. Описывает духовные законы, соблюдая которые, вы встанете на путь просветления. Книга поможет вам реализовать свой творческий потенциал. Прилагается программа для достижения гармонии с окружающим миром.

«Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхаллер

Рейнхарда нужно видеть своими глазами. Побывав раз на его семинаре, убеждаешься в том, что практика йоги, описанная в его книге работает на все сто. Техники, которые он дает подходят всем, и новичкам и старичкам. Книга очень подробно описывает путь йогина, техники очищения, асаны, пранаямы, мудры. Попробовав один раз, уже не сможете не практиковать каждый день.

«Йога: Традиция единения» Андрей Лаппа

Книга Андрея рассказывает о йоге в традиционном ключе. Здесь вы можете найти все, что вам необходимо знать. О питании, о практике подходящей вашему уровню, о морально-этических принципах йоги. Описывается танец Шивы и виды виньяс. И самое главное, о связи тела и духа. Как укрепить свой дух с помощью практики йоги. Любой регулярный тренинг прививает те или иные качества как телу, так и Духу. Берите на вооружение книгу и практикуйте с удовольствием применяя техники не только на коврике, но и в жизни.

«Йога путь к здоровью» Б.К.С. Айенгар

Если у вас есть проблемы со здоровьем, эта книга ключик к нему. В ней есть все прекрасные иллюстрации асан и эффективные комплексы лечебной йоги, облегчающие свыше 80 недомоганий и болезней - от астмы до вызываемых стрессами головных болей. Комплексы подходят для любого уровня практикующих.

«Автобиография Йога» Парамаханса Йогананда

Эта книга понравится всем духовным искателям. Она рассказывает о чудесах «крийя-йоги». Книга перевернула мир тысячи читателей. Помогла найти свой путь и обрести веру в себя, в чудо, и вдохновиться. Автор рассказывает о гималайском святом Бабаджи, который ввел сам термин «крийя-йога» и передал знания о ней. Значительная часть книги посвящена беседам Йогананды с ведущими духовными фигурами, такими как Тереза Ньюмен, индуистская святая Шри Анандамойи Ма, Мохандас Ганди, Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию физик Сэр Ч. В. Раман, знаменитый американский ботаник Лютер Бёрбанк, которому, собственно, и посвящена книга.

«Счастье здесь и сейчас» Тик Нат Хан

Тич Нхат Хан — сторонник мира и буддийский монах из Вьетнама. Будучи духовным лидером и дзен-мастером, путешествует по всему миру, чтобы распространить послание о мире и любви. Он влиятельный участник движения за мир, и поощряет ненасильственные решения конфликтов. Учредил организации, которые помогают обновлять и восстанавливать школы, медицинские центры и деревни, после разрушений войнами и катаклизмами.

Книга о том, что в повседневной жизни мы совершенно не осознаны - все действия выполняем автоматически, ходим, садимся, работаем, едим, управляем машиной и т. д. Но Мастер помогает понять: если мы начнем полностью осознавать наши действия, то сможем ощутить вовлеченность в то, что мы делаем, и научимся пребывать в состоянии счастья и умиротворения.

Йога — учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. Ведь родина йоги — древнейшая на Земле цивилизация славяно-ариев (руссов) — Арктида.

Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединявшим Америку и Евразию, а затем в результате глобальной катастрофы исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Те жители Арктиды, которые уцелели после этой катастрофы, и донесли йогу до древнейших цивилизаций Хиттиды, Пацифиды, Атлантиды, а уже оттуда йога попала в Индию и Египет.

В эзотерических школах Востока, которые существовали тайно, эти знания передавались последующим поколениям, сохраняя неприкосновенность несмотря на социальные, религиозные и прочие потрясения.

Однако мистические знания не всегда будут оставаться тайной за семью печатями.

Заниматься йогой может каждый. Здесь нет ни возрастных, ни каких-либо других ограничений.

Важно понимать:


! Йог — не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром здоровом состоянии.

Йог — не факир, хотя он действительно, используя свои психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних органов, которые считаются непроизвольными, автоматическими. Например, ритмической деятельностью сердца и мозга.

Йог — не экстрасенс в обычном понимании этого слова; и хотя действительно может обладать удивительными способностями, никогда не стремится к им ради них самих.

Йог — не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей, хотя особенности его тренировки и требуют частого уединения (хотя бы на 1-1,5 часа у себя в комнате) и довольно строгих ограничений (на первых порах).

Йог — не фанатик. Хотя он и имеет дело с могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, йог не привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободу совести и не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию.

Йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.).

Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра».

Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей признается классической.

По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:

1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;
2) нияма — предписания образа жизни;
3) асана — разнообразные позы и положения тела;
4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;
5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;
6) дхарана — концентрация мысли;
7) дхьяна — медитиция, регулируемый поток сознания;
8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени).

Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности — твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.

Последняя ступень восьмеричного пути — это САМАДХИ, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом.

Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя.

Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги.

Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует духовной эволюции человечества, поэтому необходимо говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе духовной эволюции человека.

Распространение йоги было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.

Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:
— хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;
— раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;
— карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
— бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
— джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лайа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па).

В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.

В России значительное влияние оказала агни-йога, это учение было открыто для России Еленой Рерих.

Когда в настоящее время говорят о йоги, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. На языке древней символики положительный ток обозначается словом «Ха» (Солнце), а отрицательный — словом «Тха» (Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово «Хатха-йога», смысл которого символизирует единство противоположностей, положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни.

Физические упражнения представляют собой «азбуку» йоги, ее необходимую ступень, поскольку лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела — может быть достигнуто умственное, духовное и моральное совершенство.

Основу физических упражнений в йоге составляют АСАНЫ — специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 8400000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два — три десятка их них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.

Патанджали указывает: «Асана — это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения». Это означает, что занимающийся должен стремиться к полному самоконтролю над телом при исполнении асан, так чтобы в течение длительного времени находиться в них неподвижно и чувствовать себя спокойно и удобно.

Асаны — это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением.

Асаны — это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее — на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью.

Асаны требует особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.

Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.

Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесия и т.д.

Одной из важнейших поз считается Шавасана («Мертвая поза»), связанная с полным расслаблением тела. Это одновременно и физическое и умственное упражнение со сложной техникой исполнения. Она выполняется обычно после определенного цикла физических и психических упражнений. Для правильного исполнения Шавасаны необходимы не только умение быстро добиваться полной релаксации всего организма, но и способность освобождения от негативных эмоций, психической усталости, стрессов, волнений, забот. Физиологически Шавасана представляет собой полноценную замену сна.
Освоение асан открывает возможность произвольной регуляции физиологических процессов, протекающих в организме и помогает обучению направления сознания на тот или иной участок тела.

Известно, что имеется соответствие между отдельными психическими переживаниями и определенными зонами тела, точнее, особыми субъективными ощущениями в этих зонах. Переживание обиды или жалости к себе связано со щемящим ощущением в груди; ситуация опасности порождает неприятное, сосущее ощущение под ложечкой; размышление порой сопровождается напряжением и тяжестью в области лба. Эти ощущения телесных зон в связи с психическими переживаниями играют особую роль в йоге. Они изучаются практически как особые центры тела человека, так называемые «ЧАКРЫ». Чакрам соответствуют определенные символические изображения, а также слогосочетания (мантры), помогающие в концентрации на них.

Чакры представляют собой элементы своеобразной «психической анатомии» человека. Это психофизиологические механизмы, которые у большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии.

«Включение» чакр и освоение работы с ними предусмотрено в процессе занятий йогой после освоения необходимых физических упражнений и определенных этических норм.

Современные западные исследователи йоги связывают активность чакр с циркуляцией энергии в каналах акупунктуры, в энергетических меридианах, и предполагают возможность произвольной регуляции этого процесса. При этом они указывают, например, на особую роль чакры, расположенной в области сердца. Утверждается, что каждый из двенадцати лепестков этой чакры включается в работу по перераспределению энергии в организме ежедневно в течение двух часов, а сама чакра представляет собой как бы часовой механизм, регулирующий жизненную энергию.

Учение о китайских меридианах глубоко связано с теорией и практикой йоги. Оно позволяет объяснить ряд физических элементов йоги.

Так, характерный медитативный знак «Джнани-мудра» представляет собой такое положение пальцев руки, когда путем соединения большого и указательного пальцев замыкаются конечные точки меридианов легких и толстого кишечника.

Хотя практика йоги и строго индивидуальна, она способствует эволюционному развитию не только отдельных людей, но и целых коллективов. Это особенно актуально сейчас, когда большие массы людей стремятся у духовному самопознанию и самосовершенствованию.

КОМПЛЕКСЫ ЙОГИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. СПИСОК ЛУЧШИХ КНИГ ПО ЙОГЕ И МЕДИТАЦИИ.

Асаны йоги: цель или средство?

«Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены, в конечном счёте, для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума».

Свами Сарасвати

Некий человек приходит на первое занятие йоги. Встаёт на коврик, тянется, гнётся, напрягается и расслабляется – он впервые выполняет непривычные гимнастические упражнения, называемые преподавателем «асанами». Практика заканчивается: в теле — приятная усталость, в уме – спокойствие и умиротворение. Некий человек уходит домой. Йога для него остаётся всего лишь интересной и притягательной вариацией фитнеса. Стойка на голове, поза лотоса, замысловатые балансы и гибкое тело – совершенствование асан становится для практика конечной целью. Ошибочно…

Так что же есть асаны хатха-йоги? Зачем необходимо физическое самосовершенствование? Как и почему тело необходимо познавать и укрощать? Попытаемся разобраться с этим понятием, чтобы практика всех начинающих йогов и йогинь стала чуть более глубокой и осознанной.

Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмичастная йога Патанджали (II в до н.э.), асана – есть устойчивая и удобная сидячая поза. Вместе с ямой, ниямой, пранаямой, асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога в свою очередь направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

То есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.

Древний текст «Хатха йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарама, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.

Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.

Изучая первоисточники мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматривается не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития – внешний, который делает тело более сильным, внутренний, позволяющий уму быть устойчивым, и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий дух человека.

Внешний уровень. Физический аспект асаны.

Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки, — оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.

Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело — лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».

Однако укрощение тела — непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.

На внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.

Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.

В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестает его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестает воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.

Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность, подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.

Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой и поток осознанности гаснет.

Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезает, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению духа.

Именно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. В одной из видеолекций Андрей Верба говорит: «Асаны необходимы, чтобы человек подготовил тело к внутреннему самопознанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся, чтобы сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».

Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития.

Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание – развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец, появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растем духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я». Как сказал известный учитель йоги Б.К.С Айенгар: «Реализовывать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощенного инструмента Души – бренного тела из плоти и крови».

Посмотрите короткое видео о том, почему есть смысл заниматься йогой каждому человеку:

У вас сейчас нет времени на йогу? На вас много всего навалилось и можно сказать наступила какая-то серая полоса Жизни? Кризис? Внимание! Именно поэтому вам и стоит именно СЕЙЧАС заняться практиками! 99% шанса — что это приведет к решению многих (а возможно и всех) ваших «проблем»! Как такое возможно? Внимательно посмотрите это видео:

А вот подробное видео, где хорошо рассказывается, для чего вообще нужна йога:

Также, прежде чем приступать к занятиям, изучите эту информацию:

ВНИМАНИЕ! ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ КАЖДОМУ, кто занимается СамоПознанием, Йогой, развитием сверхспособностей, идет по пути личной Эволюции и Духовного Развития! Принципы самоконтроля, этики и нравственности для занимающихся СамоПознанием и Развитием:

ЙОГА ПО СУТИ. Подборка материалов «Все, что необходимо знать занимающемуся йогой, чтобы иметь глубокое понимание йоги и достигать максимального результата в своем самопознании и принести максимальную пользу окружающим»:

МАНТРА ОМ – КЛЮЧ К ОЧИЩЕНИЮ, РАДОСТИ И ПРОСВЕТЛЕНИЮ.

-------
| сайт collection
|-------
| И-Шен
| Йога для начинающих
-------

Впервые я увидел «настоящего» йогина, оказавшись в Индии. Это человек, который шел по пути духовного совершенствования и постижения истины. Тогда меня поразил сам вид Учителя – настоящего аскета, отрешившегося от суеты и знавшего, казалось, суть жизни человеческой. Еще я был удивлен, насколько легко он проделывал совершенно невероятные движения со своим телом. Он напомнил мне волшебника, которому послушны огонь, вода и ветер. Было же ему лет 70–75, хотя на первый взгляд не больше 50, – таким молодым взглядом смотрел он на пришедших к нему учеников. Тогда мне показалось, что йога – мир для избранных, которым она дана как ниспосланное свыше. Но на мое сомнение ответил сам учитель: «Присмотрись – и увидишь. Сделай вдох – и выдохнешь. Ищи – и найдешь».
Когда я присмотрелся, то увидел: практика йоги дает человеку такой запас жизненных сил, что ему удается или миновать множество проблем, или оставить их позади себя. И укрепляет, конечно, здоровье – духовное и физическое. Есть особенная радость от прилива энергии, и кажется, что ты становишься моложе. «Упражняйся – года будут твоими рабами», – гласит мудрое изречение. Йога дала мне и моим близким именно эту власть.
Но чтобы так сказать о себе, нужно было научиться делать «вдох и выдох», причем не только освоив всю систему дыхательных правил, но и научившись гармоничному образу жизни. Приступая к восточной практике, какой бы они ни была, важно не забывать ее предназначение: человек призван к жизни в согласии и единстве – с собой, людьми, миром. Физическое (материальное) тело, носитель наших болезней, и тонкое (духовное), виновник их, нередко разбалансированы. Наша задача – привести их в гармоничное единство. Йога учит этому.
Первые мои шаги в мире йоги казались мне поначалу неуклюжими. Не все у меня получалось, как показывали мне гуру. И здесь я должен поблагодарить моего друга из Индии, с которым я познакомился через много лет после того, как совершил путешествие в эту страну. Он настоящий йогин, ставший для меня помощником в овладении искусством дыхания.
В такие моменты убеждаешься, что путь осилит идущий и к источнику припадет надеющийся. Ошибки и препятствия преодолимы, если ты полон решимости идти. Я уверен, что и у вас все получится.
Эту книгу я писал для тех, кто только решил приступить к занятиям йоги и не имеет возможности получить нужный совет Учителя. Все, что я отобрал для вас, не вызовет серьезных затруднений, хотя сначала вы подумаете: «Это сложно!» Упражнения подобраны таким образом, что вы сможете проделывать их в комплексе или выборочно. Они хороши и все вместе, и по отдельности. Главное – не пугаться и приступить к очень важным и очень нужным нам упражнениям, чтобы потом сказать себе: «Здорово, что я решился на это! Спокойствие в моей душе и здоровье тела того стоили!»

Всякий раз, когда приходит новичок, ничего не знающий толком о йоге, а только слышавший о ее существовании, я рассказываю, что такое йога, когда она возникла и каков ее смысл.

Нередко мне говорят: «Ну, все это бабушкины сказки. Теперь и мир другой, и люди не те, что были даже сто лет назад». Не могу не согласиться: правда это. Но и возражу: другие и те же самые. Человек забыл свои небесные истоки и погряз в страданиях. Вспомним их, и тогда, возможно, мир повернется иным своим раскрасом. Не зная, из чего возникла йога, вы не поймете сути упражнений. Механическое повторение не даст того эффекта, как если бы вы сумели включить свое сознание и поставить под его контроль совершаемое вами.
Итак, друзья мои, начнем, как говорили в старину русские, танцевать от печки.
В переводе с санскрита йога означает «единение», «соединение». Эта древняя практика нацелена на совершенствование осознания человека, в результате чего ему открываются самые сокровенные тайны мира. Восточные системы, ныне получившие широкое распространение как целительные, основываются на идее о сближении с космическим целым. Все единицы мироздания не случайны, и все они сплетены в единую ткань. Человеку важно осознать свою «вплетенность». Низшие составляющие – телесные – только инструмент, который позволяет, при правильном овладении им, настраивать ритм и согласованноть высших начал – духовных. «Плотное» тело – материальная основа нашего существа – и «тонкое» естество, которое не измеришь никакими физическими приборами, разум и интуиция – все должно развиваться гармонично. Это открывает перспективы не только оздоровления, но и безграничного совершенствования, которое и воспринимается как выздоровление человека.
Хотя в йоге очень важно просветление, очищение сознания и сознательное отношение ко всем выполняемым упражнениям, она помогает избавиться от балласта нашего времени – излишней рационалистичности. Последняя, словно панцирь, сковывает человека, лишая его радости от работы, семейных отношений, общения. Немало людей признавались мне, что они буквально придавлены, что у них нет сил, и требуется колоссальных усилий добиваться новых целей. Однажды пришел один состоятельный человек; ему не было и 30, хотя он выглядел старше своих лет. У Олега (так его зовут) взгляд был потухший. Он жаловался, что лишился энергии, с какой когда-то начинал свой малый бизнес. Неоправданный страх заставлял Олега буквально по мелочам расписывать и ведение дела, и личную жизнь. И чем дальше, тем более блеклыми становились его чувства, а мысли сроднились с цифрами. «Мне стало трудно думать о чем-то, кроме цифр», – признался Олег. Йога научила его свободе, и рациональность, столь угнетавшая дух Олега, исчезла.
Я давно понял: йога сейчас – это один из путей успешного человека. Она столь же современная, сколь и древняя. На все скептические замечания о том, что житель города самой цивилизацией «отрезан» от традиции йоги, я отвечаю: «А вы попробуйте! Проверьте, настолько ли велик разрыв». Уверен, стоит не поддаться рационалистичности, как сразу ваш мир наполнится «воздухом», вы вздохнете сполна. И в пустыне есть оазис. Присмотритесь – и увидите. Идите – и придете. Среди моих учеников, которые занимались и занимаются йогой, – Виталий. Он типичный непоседа. Готов делать сто дел сразу. Йога научила его сосредоточению и медитации. Нельзя сказать, что он на второй день проснулся другим человеком. Конечно, этого не случилось. Но теперь он способен поступать таким образом, чтобы не оказаться поглощенным суетой.
«Йога – для всех!» – это не преувеличение. Мой опыт показывает, что все, пришедшие и постигающие суть и практику йоги, обретают гармонию, какая не покупается ни за какие деньги.
Как учение, йога сложилась тысячелетия назад. Тогда это было действительно знание избранных. Оно переходило от Учителя к Ученику, и не всякий смертный был способен постичь его. Но уже к началу нашей эры появились трактаты, в которых точно излагались смысл йоги, средства, которые помогают йогину достичь цели, и то, что ему необходимо преодолеть на этом пути. Из устного йога превратилась в знание сохраненное как текст. Среди принципиальных составляющих йоги уже в ту эпоху называли:
соблюдение нравственных принципов,
самосовершенствование благодаря самодисциплине,
умение занимать определенное положение тела в пространстве,
контроль над дыханием и способность воздействовать на потоки энергии в теле, владение чувствами и эмоциями,
навыки концентрации и медитации,
слияние с высшим духовным началом.
В известном смысле йога – это дисциплина духа, способ достижения просветления и осознания, а также самообуздания как необходимого элемента на пути к воссоединению с божественным началом.
Придерживающиеся такой практики люди, принимая определенное положение тела в пространстве и настраивая свой ум на медитацию, стремятся к космическому единству, союзу. Если человек смог этого добиться, его именуют йогом. Тот, кто пытается и старается обрести такую целостность, – ученик, избравший трудный путь к совершенству и освобождению.
Воспитание себя предполагает прохождение восьми этапов, аналогичных восьмеричному буддийскому пути.
1. Самоконтроль. Придерживаться основных моральных принципов: ненасилие, правдивость, воздержание от воровства, целомудрие и отказ от алчности.
2. Самообуздание. Постоянно следовать правилам: чистота, удовлетворенность, аскетизм, изучение традиций, преданность богу.
3. Телоположение. Принятие определенных поз, тренировка в них. Самая известная – поза лотоса, когда каждая из ног помещается на противоположном бедре.
4. Контроль над дыханием. Умение задерживать дыхание, совершение вдоха и выдоха в особом ритме.
5. Отвлечение от себя. Органы чувств постепенно перестают реагировать на внешние раздражителя, тем самым человек оказывается способен погрузиться в созерцание и достичь просветления.
6. Сосредоточение разума. Это фиксирование на одном объекте, чтобы не отвлекаться на другие, а затем и углубление.
7. Медитация. Состояние, когда умом овладевает объект сосредоточения.
8. Глубокая медитация. В этом состоянии личность полностью растворяется.
Известно несколько школ йоги. В том числе: «царственная», йога мантр (в ней непрерывно повторяются магические слоги и фразы, служащие средством достижения отрешенности); хатха-йога (практика специальных упражнений и положений тела); йога рассеяния сознания.
Я не стану вам рассказывать в подробностях и деталях о царственной йоге. Наступит время, и, если вы посчитаете, что опыт отрешения и отвлеченности вам необходим, вы сможете совершить путешествие в Индию и там откроете для себя новые ориентиры.
Мне бы хотелось рассказать о том, что способно составить вашу ежедневную практику и помочь справляться с жизненными сложностями, улучшить самочувствие. Поэтому остановлюсь на хатхе-йоге.
Хатха-йога учит контролировать перемещение энергии и обмен ее токов. Именно в хатхе-йоге разработаны многочисленные мудры (жесты рук), асаны (положения тела), бандхи (защитные упражнения, предотвращающие повреждения организма и ограничивающие приток энергии), практика пранаямы (дыхательные упражнения).
Все служило средством обретения неподвижности, очищения сознания и исправлению воли. Тем самым йог становился чистым духом. Так, одно из положений предполагало концентрацию на «лотосе сердца», приводящую к переживанию чистого света. Этот «цветок» имеет восемь лепестков и находится между животом и грудной клеткой. Обращен он книзу венчиком; йог, задерживая дыхание и концентрируясь на нем, должен повернуть венчик лотоса вверх.
Через позвоночный столб человека проходит главная ось всего тела – сушумна, в различных местах которой находятся центры психической энергии, чакры. С санскрита их можно перевести как «колеса», «круги». О них в традиции говорят как о лотосах, у каждого из которых свой лепесток. Чакра – исходная точка для множества энергетических каналов, по которым проходит энергия. Их необходимо себе представлять, чтобы контролировать прохождение энергии по телу и не нанести себе вред. Прочитав ниже об этом, присмотритесь к себе и представьте, где же расположены эти чакры, чтобы вы смогли контролировать прохождение энергии, часто выражающееся в приливе тепла, возникновении жара.
Обычно говорят о семи чакрах, хотя правильнее было бы выделять шесть и о последнем лотосе размышлять как о превышающем индивидуальное начало. Шесть первых чакр таковы:
1. Муладхара. Она находится в нижней части позвоночного столба, между анальным отверстием и детородными органами (это копчиковое сплетение). Муладхара – красный лотос с четырьмя лепестками. Отсюда начинается подъем энергии. Этой чакре соответствует материя, стихия земли. Она связана с инерцией и обонянием. В физическом плане – это задний проход, носовые отверстия.
2. Свадхистхана. Расположена в центре половых органов и брюшной полости. Это алый лотос с шестью лепестками. Чакра связана с водой, вкусом. В физическом отношении с чакрой соотносятся вкусовые ощущения, а также кровь и иные жидкости. Данный центр управляет нижними уровнями.
3. Манипура. В переводе с санскрита слово означает «город драгоценных камней». Чакра расположена в области поясницы на уровне пупка. Это голубой лотос с десятью лепестками. Чакра связана с огнем (следовательно, со зрением) и солнцем. Она в физическом плане затрагивает цвет, форму, тепло. Данная чакра управляет волей.
4. Анахата. Слово значит «звук, не извлекаемый, но слышимый». Находится в области сердца. Это лотос с двенадцатью золотыми лепестками. Чакра связана с воздухом, а значит – осязанием. На уровне органического тела ей соответствует кожа. Регулирует эмоции человека.
5. Вишуддха. С санкрита – это «чистота», «очищение». Находится чакра в районе горла. Это лотос с шестнадцатью дымчато-пурпурными лепестками. Ее стихия – эфир. Как следует из проявленности первоэлементов в плотном теле, с этой чакрой связан слух, звуки. Чакра соотносится с творящим духом.
6. Аджня. Слово означает «приказ», «руководство». Она расположена между глазами, на месте так называемого «третьего глаза». Это белый лотос с двумя лепестками. Данный центр – вместилище познавательных способностей, средоточие внутреннего видения, прозрения. С нее начинается выход к вышнему, за пределы первоэлементов.
Седьмой центр – Сахасрара-чакра. Находится он в верхней части головы – на темени. Это лотос с тысячью лепестков. Данная чакра уже не имеет никакого отношения к телесному плану. Это выход к трансцендентному (за нашими пределами), к высшей духовной сфере – по ту сторону ограниченной индивидуальности и реальности.
Йогой трудно овладеть по-настоящему, если не знать и не понимать, как развертывается энергия в человеке. Согласно древним представлениям, между нижней и высшей чакрами – отрицательным и положительным полюсом соответственно – существует напряжение. На отрицательном полюсе и замерла кундалини, в переводе с санскрита это слово означает «свернувшаяся в кольцо». Она ждет мгновения, чтобы начать развертывание, поднимаясь по чакрам вверх – к космическому началу. Когда эта энергия достигает чакру за чакрой, происходит пробуждение не только физического, но и тонкого тела, а вслед за этим сменяются этапы самопознания человека и наступает выход за пределы личного «я».
Йог обретает способность проникать в суть явлений, предвидеть события, «считывать» мысли людей. Высшее состояние – просветление, конечная цель йоги, ее духовная цель.
В идеальном случае пробуждение кундалини, как я уже сказал, вызывает прилив тепла. Это действительно огненная сущность. Поэтому, упражняясь йогой, следите за реакцией вашего организма – за потоками энергии.
Отметив духовные основания йоги, без которых данная практика будет бессмысленной, опустошенной, остановимся на составляющих хатхи-йоги.
Как мы уже сказали, это прежде всего асаны – специальные позы, которые принимает человек. С них и начинайте. Прежде всего их следует отрепетировать, словно вы артист, которому надо довести до автоматизма некоторые движения. Так, К. Ривз, исполнитель главной роли в фильме «Матрица», рассказывал, что он должен был заучить два десятка последовательных положений рук, чтобы воспроизвести в фильме эпизод борьбы Нео с силами Матрицы. Когда актер это говорил, то невольно его мозг послал сигнал показать движения – и в том темпе, какой требовался режиссеру. Единственное, что отличит вас в этом случае, – вы не мим, не подражатель. Вы на пути оздоровления, выздоровления, просветления. Для вас это не сиюминутная практика, какую нужно благополучно забыть спустя определенный промежуток времени. Это станет мостом к ежедневному способу существования.
Практика асан не равна гимнастике или акробатике, хотя некоторые из них не всегда просто выполнить. Преобладающая часть поз в хатха-йоге статична, и хотя они не преследуют целью развитие мускулатуры, все равно оказывается силовое мускульное действие. Это сочетается с практикой задержки дыхания, что должно усилить эффект жара от прохождения кундалини. Помимо силового действия, велика роль растягивания мышц, обретения максимальной их эластичности. При этом йог достигает совершенства, не стремясь преодолевать боль или невыносимую тяжесть. Успех обретается благодаря повторению и последовательности действий, которые выполняются медленно и спокойно.
Рассмотрим подробнее асаны и дыхательные упражнения, чтобы вы могли применять их в комплексе для укрепления вашего физического и духовного здоровья.

Особое место уделяется в системах йоги, какими бы они ни были, асанам. Эти с древности известные положения тел (в переводе с санскрита слово означает «поза») были связаны с практикой отрешенности, очищения и постижения гармонии. Нацелены они были на обретение «безмятежности», чтобы сознание не отягощалось телесными проблемами, а могло от них отвлекаться.
Среди моих посетительниц была Анна Сергеевна. Через год она настолько прониклась смыслом йоги, что уехала в Индию и прожила там полгода. Знала бы она, что такое произойдет в ее жизни. А ведь вначале асаны ей казались чем-то совершенно излишним. «Вы покажите, как надо гармонию обретать, – сетовала Анна Сергеевна. – А то все асаны и асаны. Неужели же они так важны?» Через три месяца после того, как она оказалась в Индии, я получил от Анны письмо. Она благодарила меня: «Спасибо, что я научилась самым азам. Если бы я сразу прониклась всем тем, что вы мне говорите, то не тратила бы драгоценное время. В Индии я могу теперь постигать более сложные уровни йоги. И понимаю, что не будь мне известны эти положения тела, я бы ничего не поняла и ничего бы не стяжала». Она так и написала: «не стяжала». Я сразу не понял этого слова, но потом мне объяснили, что это старое русское выражение, означающее духовный настрой на высшее, божественное. Как же это красиво получилось у Анны Сергеевны – «стяжала»! И надо же было ей так сказать об асанах. Я не ожидал такого сравнения и сопоставления.
Каждая из асан есть подражание, знаменующее собой отказ от чисто человеческого естества и повторение изначального божественного движения. Вот почему их необходимо выполнять максимально точно. Асана фиксируется, и в этом «застывшем» состоянии человек преодолевает и время, и пространство.
Настоящий йогин учится не поддаваться волнениям. Он напоминает священное растение или животное, в котором живет искра творящего духа. В таком положении человек вторит ритму не окружающей жизни, а той космической, что улавливается лишь тонким телом. Сознание перестает рассеиваться, оно концентрируется на одной точке, как бы фокусируясь. Это настоящий отказ – от движения физического и мыслительного – для того, чтобы достичь примиряющего и всесоединяющего покоя.
Достигается это и на собственно физическом уровне. Асаны вызывают напряжение мышц, воздействуют на работу внутренних органов, скелет и позвоночник. Благодаря им можно контролировать деятельность нервной системы. Все это вместе перенаправляет энергию внутри человека, оказывая оздоравливающий и восстанавливающий эффект. Человек начинает чувствовать себя моложе, спокойнее, умиротвореннее.
Мы почти отвыкли от тишины и покоя. Мы упустили себя и свой разум, отдавшись течению жизненных волн. Как сравнивала одна из моих учениц: «Будто плот, бросает нас по стремительно несущейся реке, а впереди водопад и неминуемое крушение. А вот бы в тихую пристань!». Нужно остановиться, зацепиться и замереть. Нам необходимо научиться контролю над сознанием («течением») и расслаблению («пристани»).
Отмечу лишь самые главные асаны. Начну же с принципиальных, без которых йога не мыслима или даже бессмысленна. Прежде всего расскажу о сути, символике этой асаны, а потом приведу технику ее исполнения и направленность.
«Лотос»
Лотос – священный цветок у многих народов. На моей родине, в Китае, это знак открытости мира или миру??? чистоты и плодородия. Он также выступает символом мудрости и высшего духовного прозрения. В Индии с ним связываются значения творящей силы и процветания. Лотос указывает на прохождение пути, восстановление человека и сближение с созидающим мир духом. Поэтому цветок служит знаком покоя, всецелости и абсолютного единства. Это еще и символ совершенного, развитого, проясненного сознания. К сожалению, большинство моих русских знакомых и друзей не видели этот прекрасный цветок, поразивший воображение людей. Те же, кто наблюдал его, соглашаются, что он удивительно красив и буквально восхищает чистотой своих лепестков. Когда я смотрю на лотос, то, кажется, будто вижу первые дни творения: мир раскрывается перед моими глазами; из космических вод возникает мироздание. От столь величественной картины разум уносится в просветленную тишину – к сердцевине лотоса и средоточию мира. Мне пересказывали миф о Вишну, индийском божестве, которое порождает из своего тела гигантский Лотос. С ростом божественного цветка появляется видимый мир.
Белоснежный лотос величественно плывет над темными водами, наш ум тоже должен оставаться незамутненным, отрешенным от суеты, перемен настроения, физических недугов. Человек может жить, не погружаясь в то, что тянет его вниз.
Рис. 1. Поза лотоса
Поза Лотоса в практике йоги – самая важная. То симметричное положение, что принимает человек, позволяет ему правильно распределить прану, соблюсти гармонию начал в себе. Это поза для подлинного созерцания.
Нужно сесть на пол. Ноги вытянуты. Туловище держите прямо. Позвоночник – вертикальная ось, от земли к небу. Руки на коленях. Затем согните левую ногу в колене и поверните ее ступню подошвой вверх и положите на бедро правой ноги у паха. Касаться нужно тыльной стороной ступни. Далее согните правую ногу в колене, правой ступней положите ее на бедро левой ноги в районе паха (тыльной стороной подъема). Оба колена прижаты к полу.
Здесь важно не совершать насилия над собой. Добивайтесь совпадения с лотосом постепенно. Только когда вы примите желаемое положение с легкостью, вы окажетесь у цели. Тогда значительно повысится эффект и дыхательных упражнений, ритмичного дыхания. Это позволит запастись созидательной энергией, ее прилив вы почувствуете в своем теле. Если ваше сознание будет направлено на просветление, то вы сможете сдержать переполняющую вас энергию, и она будет потрачена во благо вас самих (преграда недугам, дурным помыслам и делам) и всех окружающих.
Судьба свела меня с Андреем Петровичем. Сначала он удивил меня невероятным высокомерием и раздражительностью. От этого страдали и его подчиненные, и близкие. Жена уговорила пойти его заняться йогой. Через некоторое время он стал другим человеком. Андрей Петрович сказал тогда: «Я думал, быть выше – это подавлять, но теперь знаю: высота – в сердце».
«Алмаз»
Мистический камень, в котором сосредоточена космическая сила, остается у разных народов символом твердости, прочности и вечности. Положение тела, при котором имитируется кристалл, позволяет занять оптимальное положение в пространстве перед медитацией. В этой позе чаще всего практикуются и дыхательные упражнения.
Подобное положение предполагает, что тело становится подобным алмазу по своей прочности. Но алмаз связан в Индии с молнией, а потому это еще и сила небесного огня, которой подвластно земное. Как из графита образуется чудесный камень, словно бы содержащий саму эссенцию света, так и плотное тело человека помогает энергии распределиться и выйти за пределы физической оболочки, достигнув слияния с космической силой. При такой позе вы поддерживаете правильную осанку, что также способствует общему улучшению вашего самочувствия.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Йога - практика не только физическая. Однажды придя на занятие по йоге, многие постепенно начинают интересоваться книгами о самопознании, гармонии и мудрости. Чтобы поиск правильной литературы не превратился в сложный квест, мы попросили нашего тренера, ведущего преподавателя по дживамукти-йоге в России Анну Лунегову составить список книг о йоге, которые вдохновили и изменили ее саму.

«При выборе литературы пристальное внимание стоит обратить на классические йоговские тексты. Хотя написаны они были много тысячелетий назад, актуальность их возрастает с каждым днем. Также важно понимать, чьи комментарии к этим текстам у вас в руках, так как интерпретация бывает разной, - говорит Анна. - Поэтому мой список книг именно такой».

1. «Йога Сутры Патанджали» с комментариями Шри Шайлендры Шармы

«Йога Сутры» Патанджали - главный канонический текст Йоги Даршана, одной из систем ортодоксальной индийской философии. Текст состоит из коротких и емких изречений - сутр, каждая из которых описывает цель йоги и ведущий к ее достижению путь. Комментарии к тексту составил выдающийся реализованный йогин Шри Шайлендра Шарма, благодаря чему этот труд становиться еще более значимым.

«Сутры - это теоремы, которые имеют конкретное практическое применение, - отмечает Шайлендра Шарма. - По-настоящему прийти к их пониманию можно, только сделав их частью своей практики».

2. «Хатха Йога Прадипика» с комментариями Шри Шайлендры Шармы

«Хатха Йога Прадипика» - самый загадочный из известных трудов по йоге, детально и последовательно описывающий древние техники достижения самореализации.

Структура текста и некоторые формы слов на санскрите позволяют отнести эту работу к XIV-XV вв., но впервые она была опубликована только в середине XIX в. в переводе брамина Брахмананды. Тем не менее, множество техник, описываемых в «Хатха Йога Прадипике», долгое время трактовалось искаженно из-за того, что первоначальный перевод текста был не совсем точен. Для устранения неверных интерпретаций древней йогической практики Шри Шайлендра Шарма написал к труду комментарии, которые сделали его продвинутым йогическим текстом. Бесценным, если ваши устремления в йоге искренни.

3. «По правую руку Бога». Шри Шайлендра Шарма

«По правую руку Бога» - книга, в которой собраны вопросы учеников Шайлендры Шармы и ответы на них за последние 10 лет. Книга касается самых разных вопросов, выходящих далеко за пределы йогических техник. Поэтому этот текст будет интересен не только тем, кто практикует йогу, но и тем, кто стремится обрести новый взгляд на происходящее в окружающем мире.

4. «Слияние с Шивой». Садгуру Шивайя Субрамуниясвами

«Слияние с Шивой» - метафизика современного индуизма. Эта книга в значительной степени прояснит понимание наиболее значительных вопросов, относящихся к древней индийской духовной традиции. Книга рассказывает о направлениях йоги, влияющих на открытия новых перспектив - йогу жизни, джняна-йогу, йогу познания истинной сущности человека и йогу взаимосвязей - и помогает найти новые цели и горизонты, к достижению которых хочется стремиться.

«Советую «брать» этот текст по одной главе в день. Читая книгу вечером, очень интересно отмечать, как события дня сопутствовали тому, что написано в тексте», - отмечает Анна Лунегова.

5. «Автобиография Йога». Парамаханса Йогананда

Автор книги, выдающийся йогин Парамаханса Йогананда, который вывез практику йоги на Запад, описывает не только свой жизненный путь, но и этапы становления крийя-йоги. В частности, он рассказывает о гималайском святом Бабаджи, который ввел сам термин «крийя-йога» и передал знания о ней. Значительная часть книги посвящена беседам Йогананды с ведущими духовными фигурами, такими как Тереза Ньюмен, индуистская святая Шри Анандамойи Ма, Мохандас Ганди, Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию физик Сэр Ч. В. Раман, знаменитый американский ботаник Лютер Бёрбанк, которому, собственно, и посвящена книга.

«Автобиография Йога» изменила жизни сотен тысяч людей, ведь каждый, кто обращается к ней в момент духовных поисков, неизменно черпает силы и вдохновение.

«Когда мои взаимоотношения с Индией только формировались, я была в Варанаси и попала в дом, где жил и практиковал Лахири Махасайя, тот, кому Бабаджи передал знания крийя-йоги. Именно там произошло мое слияние с Индией, - говорит Анна Лунегова. - Читая эту книгу много мистических моментов попадает в поле восприятия, что вдохновляет на познание».

6. «Дживамукти Йога». Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф

Эта книга интересна и важна как тем, кто только начинает осваивать йогу, так и практикам со значительным стажем любого направления йоги. «Дживамукти Йога» написана доступно и просто, но при этом содержит все необходимые научные обоснования и методические рекомендации по основным разделам йоги. Здесь описаны методы очищения (крийи), дыхательные упражнения (пранаяма), работа со звуком (нада) и медитация (дхьяна). Много внимания уделяется принципам построения последовательностей асан (винъяса-краме), а также морально-этическому базису йоги (яма, нияма, ишварапранидхана). Рассказывается здесь и об известных учителях йоги, их жизни и жизни их наставников, а также о связи современной йоги с культурой, наукой и искусством.

«Особенно важно, что в книге есть грамотно выстроенные последовательности занятий, которыми может воспользоваться любой, кто практикует йогу», - отмечает Анна Лунегова.

7. «Бхагавад Гита» с комментариями Шри Шайлендры Шармы

«Бхагавад Гита» переводится как «песнь бога». Это одна из глав великого индийского эпоса «Махабхарата». Книга состоит из 18 глав, в каждой из которых сконцентрированы базовые положения основных направлений индийской мудрости. Каждая глава описывает один вид йоги.

Нужно помнить, что комментариев (в том числе на санскрите) к «Бхагавад Гите» многие тысячи, если не десятки тысяч. Шри Шайлендра Шарма будучи реализованным йогином составил собственные комментарии к этому труду.

«Эту книгу стоит перечитывать снова и снова. Ее мудрость бездонна. А комментарии Шри Шайлендры Шармы очень практично разъясняют этот текст с йогической, а не религиозной точки зрения», - отмечает Анна Лунегова.

8. «Бхагавад Гита» с комментариями Парамаханса Йогананды

Считается, что в «Бхагавад Гита» заключена бесконечная мудрость всех священных писаний мира. Этот труд буквально переворачивает сознание и открывает новые грани восприятия окружающего пространства. А комментарии Парамахансы Йогананды, автора знаменитой «Автобиографии йога», раскрывают глубинный смысл этой книги для личной практики и сознания.

9. «Sweeping the Dust». Ruth Lauer-Manenti (на английском)

«У автора этой книги, ведущего преподавателя дживамукти-йоги Рус Лойер-Маненти есть уникальная способность - разъяснять самые сложные и непонятные сутры через жизненные истории. Книга легко читается, и вы все время находите в ней что-то личное», - отмечает Анна Лунегова.

10. «Шипы и розы». Шри Шайлендра Шарма

Эта книга содержит высказывания и изречения Гуруджи Шри Шайлендры Шармы, записанные его учениками в разное время. Она будет интересна всем, кто стремится не только разобраться непосредственно в практике йоги, но и по-другому взглянуть на окружающую действительность.

«Для меня это настоящая квинтэссенция мыслей, четко и ясно выраженных и попадающих прямо в цель, - говорит Анна Лунегова. - Всего пару слов из «Шипов и роз» заставляют понять и прочувствовать различные аспекты жизни совершенно по-новому».

11. «Об истине, жизни, поведении». Лев Толстой

Это произведение причисляют к наиболее значительным философским трудам русского классика. Здесь собраны мысли и высказывания самого писателя, а также яркие и глубокие суждения мыслителей мира, органично связанные между собой и позволяющие сформировать собственное видение мира и человека в нем.

«В этом труде как и в «Слиянии с Шивой» одна глава посвящена одной теме и объединяет высказывания разных мудрецов. В ней интересно искать и находить ответы на определенные вопросы», - говорит Анна Лунегова.

Фото: sivanaspirit/instagram.com

 
Статьи по теме:
Строение изомеров. Понятие об изомерии. Виды изомерии: структурная и пространственная. Цис-и-транс изомерия. Изомерия функциональной группы
кратных связейСтруктурная изомерияОна делится:Пространственная изомерия (стереоизомерия)Это существование изомеров, имеющих одинаковый состав и порядок соединения атомов, но отличающихся характером расположения атомов или групп атомов в пространстве.Этот
Английский язык - грамматика - существительное - классификация Англ яз существительные
Имя существительное – отдельная и независимая часть речи, одна из фундаментально важных в английском языке. Обладает пространной морфологией. Используется для наименования вещей, живых существ, локаций, материалов, процессов, состояний и качеств – одним с
Кто автор былин. Все о Русских Былинах! Былины в русской литературе: история
Снегурочка, Баба-Яга, Иван-Царевич - истории с участием этих персонажей большинство людей слышит еще в раннем детстве. Однако мир фольклора гораздо богаче, содержит не только сказки, но и песни, баллады, былины. Далеко не все смогут дать правильный ответ
Русские княжества и земли в XII – XIII веках Какие города были в киевском княжестве
: Керосин - Коайе . Источник: т. XV (1895): Керосин - Коайе, с. 262-266 ( · индекс ) Киевское княжество - К. княжество сложилось в земле полян. Уже около Х в. в его состав вошла Древлянская земля, которая впоследствии только ненадолго отделялась от Киев