Историко-сравнительный метод. Основные методы исторического исследования Историко типологический метод изучения истории

Типологизация - как метод научного познания имеет своей целью разбиение (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы (классы) на основе присущих им общих существенных признаков. Это метод сущностного анализа. Вся совокупность объектов выступает при этом как родовое явление, а входящие в нее типы - как виды этого рода.

Историко-системный метод

Его использование обусловлено углублением исторических исследований как с точки зрения целостного охвата познаваемой исторической реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов функционирования и развития разного рода общественно-исторических систем.

Системные методы анализа - это структурный и функциональный анализы. Изучаемая система рассматривается не со стороны ее отдельных аспектов, а как целостная качественная определенность с комплексным учетом как ее собственных основных черт, так и ее места и роли в иерархии систем.

С точки зрения конкретного содержания решение указанной задачи сводится к выявлению системообразующих (системных) признаков, которые присущи компонентам выделяемой системы. К ним относятся признаки, взаимосвязь между которыми, прежде всего, и определяет суть структуры данной системы.

После выделения соответствующей системы следует ее анализ как таковой. Центральным здесь является структурный анализ, т. е. выявление характера взаимосвязи компонентов системы и их свойств.

Итог структурно-системного анализа - знания о системе как таковой. Эти знания имеют эмпирический характер, так как сами по себе они не раскрывают сущностной природы выявленной структуры. Перевод полученных знаний на теоретический уровень требует выявления функций данной системы в иерархии систем, где она фигурирует в качестве подсистемы. Эта задача решается функциональным анализом, который раскрывает взаимодействие исследуемой системы с системами более высокого уровня.

В последнее время возрастает значение методов, расширяющих возможности исторического исследования и находящихся на стыке нескольких дисциплин (лингвистики, демографии, статистики, истории коллективной психологии и менталитета). Анализируя тот или иной метод, следует четко выделить его сущность, возможности использования, требования к применению и недостатки.

1. Актуальные проблемы советского источниковедения: Круглый стол в редакции журнала «История СССР»// История СССР. – 1989. – № 5.



2. Блок, М. Апология истории или ремесло историка. – М., 1993.

3. Иванов,. Г.М., Коршунов А.М., Петров Ю.В. Методологические проблемы ис торического познания. – М., 1982. – Гл.2.

4. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. – М., 1998.

5. Ковальченко,. И.Д. Исторический источник в свете теории информации: к постановке проблемы // История СССР. – 1982. – № 3.

6. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.

7. Курносов, А.А. К вопросу о природе видов исторических источников // Источниковедение отечественной истории. – 1976. – М., 1977.

8. Медушевская, О.М. Источниковедение и гуманитарная культура // Отечественные архивы. – 1992. – № 4.

9. Медушевская, О.М. Теоретические проблемы источниковедения. –
М., 1977.

10. Медушевская, О.М. Источниковедение: теория, история и методология. – М., 1996.

11. Пушкарев, Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. – М., 1975.

12. Медушевская, О.М. История источниковедения в XIX – XX вв.: Учебное пособие. – М., 1988.

13. Медушевская, О.М., Румянцева, М.Ф. Методология истории. –
М., 1997.

14. Николаева, А.Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения XVIII – XX веков: Учебное пособие. – М., 1976.

15. Никулин, П.Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X – начала XX вв. – Томск, 2000.

16. Пронштейн, А.П. Методика исторического источниковедения. – Ростов-н/Д., 1976.

17. Пронштейн, А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М., 1986.

18. Пушкарев, Л.Н. Понятие исторического источника в работах советских философов // Источниковедение отечественной истории. – 1975. –
М., 1976.

19. Тартаковский, А.Г. Социальные функции источников как методологическая проблема источниковедения // История СССР. – 1983. – №3.

20. Фарсобин, В.В. Источниковедение и его метод. – М., 1983.

21. Шмидт, С.О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. – Л., 1985. – Вып. XVI.

Историко-сравнительный метод также давно применяется в исторических исследованиях. В сущности, без сравнения не обходится ни одно научное исследование. Объективной основой для сравнений является то, что общественно-историческое развитие представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс.(С.172)

Историко-типологический метод

Как и все другие методы, имеет свою объективную основу. Она состоит в том, что в общественно-историческом развитии, с одной стороны, различаются, а с другой, тесно взаимосвязаны единичное, особенное, общее и всеобщее. Поэтому важной задачей в познании общественно-исторических событий, раскрытии их сущности становится выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного).

Ковальченко С.176

В современных исторических исследованиях все более широко распространяется историко-системный метод… Объективной основой системного подхода и метода научного познания является единство в общественно историческом развитии (и вообще в объективной реальности) единичного (индивидуального), особенного и общего. Реально и конкретно это единство и выступает в общественно-исторических системах разного уровня. Функционирование и развитие исторических систем включает и синтезирует те основные составные компоненты, из которых складывается общественно-историческая реальность.

Там же, С.183-184.

История – не только пространственная, но и непрерывная временная деятельность людей, проходящая при определенных и изменяющихся их общественных отношениях. Очевидно, эта деятельность должна изучаться только в пространственно-синхронном (т.е. одновременном), но и в диахронном (т.е. разновременном) выражении. Именно в диахронном изучении общесчтвенно-исторического развития многие и видят главную задачу исторической науки. Диахронный анализ направлен на изучение исторических процессов, т.е. сущностно-временных изменений исторической реальности в отличие от синхронного анализа, который имеет цель раскрыть сущностно-пространственную природу этой реальности.

Там же. С191.

Возникновение нового знания представляет собой сложный процесс взаимодействия познающего субъекта с объектом познания, органическое сочетание объективного и субъективного. Он имеет место как на стадии чувственного восприятия, так и на стадии абстрактного мышления. На стадии чувственного восприятия он основывается на уже существующих представлениях об объективной реальности, а на этапе абстрактного рационального мышления – на категориях, т.е. на уже имеющемся знании.

Там же. С.199.

Ляпустин Б.С. Введение (из книги «Древний Восток» под ред. Б.С. Ляпустина)

Вступление (сокращенный вариант для семинара № 1)

…….Цивилизация закономерно пришла на смену родовому строю и знаменовала собой новый этап исторического развития и появление качественно нового и сложного исторического феномена.

Термин цивилизация имеет несколько значений. Один из них обозначает качественно новый, боле высокий и прогрессивный по сравнению с первобытной дикостью и варварством этап жизни общества и уровень развития культуры. Основными признаками этой стадии считаются: 1) город, 2) монументальное строительство и 3) письменность. Город, как укрепленное поселение, служившее центром власти и культа для ближайшей округи, зародился еще на заключительном этапе первобытного строя. Но превратившись в центр ремесла и товарного обмена и местопребывания царской власти, именно город стал олицетворением и центром цивилизационного развития. В городе разворачивается монументальное строительство: сооружение дворцовых и храмовых комплексов необходимых для царской администрации и служителей культа при выполнении своих функций. Новые условия и изменения в жизни общества привели к появлению письменности, которая не только позволяла фиксировать и передавать резко усложнившиеся формы социально-экономической, политической и духовной жизни, но и выступала новой формой коллективной памяти ориентированная на умножение объема информации и фиксации всего того нового, необычного, единичного, что приносил обществу новый цивилизационный этап развития. Связь города, олицетворявшего достигнутый цивилизационный прогресс, высокого уровня общественных работ, строительной техники, разделенияя труда и вызванной ими к жизни письменности является закономерной и естественной. Именно ранние общества Древнего Востока открывают начало цивилизационного развития человечества.

Часто термином цивилизации обозначают крупную эпоху, подчеркивая стадиальное отличие одних обществ от других: современная цивилизация, средневековая цивилизация и т.д. В этом смысле современные индустриальные цивилизации противопоставляют доиндустриальным (древним и средневековым), основной отраслью которых было земледелие.

Эпоха древних цивилизаций, которые относятся к земледельческим, доиндустриальным цивилизациям, составляет предмет изучения особой исторической дисциплины – «истории древнего мира». …

…Но наиболее часто в исторической науке термином цивилизация обозначают целостную социо-культурную систему, структура и формы развития которой обусловлены, с одной стороны, природными основами жизни, а с другой стороны, объективно-историчес кими ее предпосылками. Одним из главных элементов цивилизации выступает общество (социум). Под социумом в исторической науке понимают коллектив людей, «своих» друг для друга, продолжающий и воспроизводящий себя во времени, связанных наследственными обязательствами различных форм взаимопомощи и ненападения, гарантированными и организованными единой властью, соподчиняющей всех членов социума. Группа таких социумов создают, объединяющие их единство материальной, поведенческой и духовной культуры. Таким образом скадывается объективное социо-культурное единство, которое и называют цивилизацией.

В центре цивилизации стоит человек, культурно-исторический тип, который представляет социум и созданные им общественные связи, а также выступает создателем культуры в своей цивилизации. Вне социальной структуры и культуры человека не существует, он как бы растворен в этих двух сферах.

Первой и важнейшей формой взаимоотношения в рамках цивилизации для культурно-исторического типа является взаимоотношения с природой, которая безгранично властвовала в эпоху древнего мира над человеком. В процессе общественной практики человек прежде всего должен был с одной стороны деятельно возделывать мир природы, получая продукты для своего существования. А с другой – оптимально приспособиться к объективно заданным условиям природной среды. В ходе этого он вынужден совершенствовать социальную модель общества, оптимизируя общественные структуры и их функции. Наконец, чтобы творческая деятельность была успешной, ему необходимо было создавать механизмы и способы осмысления окружающего мира (природного и социального) в формах духовной культуры максимально гармонизированной с запросами общества.

С каждой из трех сфер (природной, социальной и духовной) своей творческой деятельностью культурно-исторический тип, в соответствии с присущей ему картиной мира, стремится максимально гармонизировать свои взаимоотношения. Картина мира предопределяла возможности человека найти формы ответа на вызовы окружающего мира. Отвечая на эти вызовы, каждый культурно-исторический тип создает свой способ разрешения своих материальных, связанных с природной средой обитания, социально-политических и духовно-этических проблем.

Таким образом, практическая активность субъекта, культурно-исторического типа, с целью гармонизации условий своего существования предстает движущим началом истории. А код цивилизации выражается через универсализм стиля жизнедеятельности и картину мира человека.

В ходе развития цивилизации от ее зарождения к расцвету человек создает определенный комплекс материальных и духовных объектов и ценностей. Как сложная социо-культурная система она включает в себя также и всю совокупность создаваемых человеком политических институтов и элементов хозяйственной жизни, а также многообразные связи как внутри них, так и между ними и духовной культурой, которая предстает во всем многообразии от повседневной, бытовой до художественной, элитарной. В сложной внутренней структуре, своеобразии ее элементов и многообразии связей, отличающих каждую цивилизацию, нашли выражение и воплощение как присущие определенному этапу исторического развития объективные закономерности, так и человеческая субъективность, проявляющаяся в образе жизни индивидов, в способе их общения с природой и себе подобными.

Все эти цивилизационные структуры и сложились впервые в эпоху древнего мира на Востоке. Время существований цивилизаций Древнего Востока, возникших в различных регионах и с большим разбросом по времени, продолжался более трех тысячелетий. Первые цивилизации, сложившиеся на ограниченных территориях в рамках плодородных речных долин Нила, Тигра и Евфрата, возникли в конце IVтыс. до н.э. Отделенные друг от друга обширными пространствами, они и подобные им, получили название первичных или локальных…

Типологический метод

в археологии, метод систематизации и хронологизации археологических памятников; начал разрабатываться в европейской археологии со 2-й половины 19 в. (О. Монтелиус). Т. м. основан на классификации древних вещей (оружия, орудий труда, украшений, сосудов и т. п.) по материалу, способу обработки, форме и орнаменту. Вещи одного типа, то есть одного и того же назначения, однородные по виду, но отличающиеся в деталях, размещают в типологические эволюционные ряды, сопоставление которых даёт возможность выявить группы предметов, характерных для определённой эпохи. Типологические ряды строятся также для сооружений, могил и др. археологических объектов. Т. м. - важный вспомогательный метод в археологии.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Типологический метод" в других словарях:

    - (в археологии) метод систематизации и хронологизации археологич. памятников; начал разрабатываться в европ. археологии со 2 й пол. 19 в. Наиболее значителен вклад швед. археолога О. Монтелиуса. Т. м. основан на классификации древних вещей (оружия … Советская историческая энциклопедия

    типологический метод в социальных науках - ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ основан на введении понятия «тип» и типологическом обобщении и описании. Принадлежит к одной из форм обобщения и идеализации, важному методологическому средству научного познания и социально… …

    МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ - метод, с помощью к рого путем сравнения выявляется общее и специфия. в история, явлениях, достигается познание разлиян. история, ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. М.с. и. позволяет выявить и… …

    типологический - (< типология) Относящийся к типологии; Т. классификация языков включает аналитические, агглютинативные, изолирующие языки; Т. классификация основана на описании различий и сходств разных языков. Т. метод в отечественном языкознании нацелен на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Ая, ое. Относящийся к типу каких л. предметов, явлений. Т ие различия. Т ие особенности. // Основанный на установлении общности признаков каких л. предметов, явлений. Т ая классификация языков. Т. метод … Энциклопедический словарь

    типологический - ая, ое. а) Относящийся к типу каких л. предметов, явлений. Т ие различия. Т ие особенности. б) отт. Основанный на установлении общности признаков каких л. предметов, явлений. Т ая классификация языков. Типологи/ческий метод … Словарь многих выражений

    Сравнительно исторический метод, научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных… …

    I Сравнительно исторический метод научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух… … Большая советская энциклопедия

    сравнительно-исторический метод - СРАВНИТЕЛЬНО ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД метод естественных и социальных наук, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в родственных, генетически и исторически связанных формах, достигается познание различных исторических… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    АНАЛИЗ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ - метод изучения сложных соц. объектов, состоящий в выделении социально значимых, качественно отличных друг от друга, внутренне однородных групп объектов, характериз. совокупностью признаков произвольной природы. В социологии, исследованиях А.т.… … Российская социологическая энциклопедия

Книги

  • , Тузков Сергей Александрович , В учебном пособии представлена оригинальная интерпретация свыше тридцати русских повестей Серебряного века. Это произведения М.Горького, В.Брюсова, Л.Андреева, А.Куприна, Б.Зайцева,… Категория: Учебники для ВУЗов Издатель: Флинта, Наука , Производитель: Флинта, Наука ,
  • Русская повесть начала XX века. Жанрово-типологический аспект. Учебное пособие , Тузков Сергей Александрович , В учебном пособии представлена оригинальная интерпретация свыше тридцати русских повестей Серебряного века. Это произведения М. Горького, В. Брюсова, Л. Андреева, А. Куприна, Б. Зайцева, А.… Категория:

Историко-сравнительный метод

Историко-сравнительный метод – конкретное выражение общенаучного метода сравнения. Закономерный повторяющийся исторический процесс. Многие явления сходны лишь пространственной или временной вариацией форм. Многие формы могут нести разное содержание. В процессе исторического развития открывается возможность объяснения развития и раскрытия сущности изучаемых явлений – в этом гносеологическое понятие сравнения. Даёт возможность вскрывать сущность явления как по сходству, так и по различию, присущих им свойств. Горизонтальное и вертикальное сравнение – как в пространстве, так и во времени. Что касается логической основы – аналогия. Суть заключается в том, что на основе сходства одних признаков делается вывод и о сходстве других.

Обладает широкими возможностями:

1. Раскрывает суть явления, когда она не явна. Тем самым заполняются пробелы, и исследования доводятся до логического вида.

2. Даёт возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к параллелям.

3. Допускает использование всех других общеисторических методов. Является менее описательным, чем генетический.

Требует соблюдения ряда правил:

1. Необходимо, чтобы историческое исследование основывалось на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство.

2. Учитывать общий характер исторических эпох, стадиальность развития и технологическую суть сравниваемых явлений и процессов.

3. Можно сравнивать как однотипные, так и разнотипные. Сущность будет раскрываться путём выявления сходств и различий.

Отступление от правил чревато ошибочным заключением. Определённый диапазон наиболее эффективного использования: изучение общественно-исторического развития в широком пространственном и временном аспектах; исследования менее широких явлений и процессов, суть которых невозможно раскрыть путём аналогий ввиду их сложности, противоречивости и незавершенности – здесь историко-сравнительный метод заменяет эксперимент. Раскрыть сущность явления невозможно, если оно не завершено.

Основа – единичное, особенное и общее, с одной стороны, различаются, но, с другой, переплетаются друг с другом. Необходимость выявить то единственное общее, которое присуще многообразию тех или иных сочетаний единичного. Историческое развитие – динамический процесс, который характеризуется наличием качественно-статических состояний, сменяющих друг друга. Выделение стадий – важная задача для историка. Выявление общего в пространственно-единичное в динамическом аспекте общественно-исторического развития требует специальных средств.



Для выявления стадий нужна типологизация – выделение из совокупности объектов или явлений качественно определённых типов на основе более существенных признаков. По логике типологизация является разновидностью классификации, но отличается тем, что является методом сущностного анализа. Если классификация может позволить себе не ставить принадлежности к той или иной качественной определённости, то для типологизации – это основная цель. Типологизация – сложный познавательный процесс, который требует соблюдения ряда методологических принципов:

1. Обоснованный выбор критерия для выделения типов качественно определённых объектов и явлений. У неокантианцев – идеальная типизация (М. Вебер). Общественные науки должны конструировать чистые или идеальные типы – понятия, которые являются мысленными образами и не имеют осуществления в реальной действительности. Описание с их помощью конкретной реальности. Идеальные типы нагружаются смыслом самим исследователем.

2. Выделение критериев для типологизации. Выделение типов исходя из учёта сущностных свойств изучаемой исторической реальности. Совокупность объектов, содержащих типы – данный подход требует определения. Вся совокупность объектов выступает как родовое явление, а входящие в неё типы – как виды этого рода. Без понимания природы целого невозможно выделить и качественно определённые части. Связь рода и видов может иметь как вертикальное, так и горизонтальное выражение.

3. Требует наличия высокого уровня знаний, сущностной природы изучения объекта и явлений.

  • Глава 2. Развитие общей теории книговедения в России до 1917 г.
  • 2.1. Первоначальные этапы развития науки о книге в России
  • 2.2. Русское библиографическое общество (1889-1930)
  • 2.3. Книговедческая деятельность н.М. Лисовского
  • 2.4. Русское библиологическое общество (1899-1931)
  • 2.5. Книговедческая деятельность a.M. Ловягина
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Становление общей теории и основные направления развития книговедения в 1917-1958 гг.
  • 3.1. Книговедческие центры 20-х – начала 30-х гг. И основные направления их деятельности
  • 3.2. Теоретические концепции крупнейших советских книговедов
  • 3.3. Развитие отдельных книговедческих дисциплин в конце 20-х и в 30-е гг.
  • 3.4. Книговедческая полемика начала 30-х гг.
  • 3.5. Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг.
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Развитие современного книговедения
  • 4.1. Концепция комплексности науки о книге
  • 4.2. Функциональная концепция книговедения
  • 4.3. Концепция «пересекающихся наук»
  • 4.4. Системно-типологическая концепция
  • 4.5. Актуальные проблемы современного книговедения
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Книга, книжное дело, книжное издание
  • 5.1. Предварительные подходы к выявлению сущности книги
  • 5.2. Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной)
  • 5.3. Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание»
  • 5.4. Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение»
  • 5.5. Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга
  • 5.6. Издание и процесс массовой коммуникации
  • 5.7. Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»
  • 5.8. Книжное издание
  • 5.9. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства
  • 5.10. Понятие «чтение» как подсистема категории «книга»
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Общие принципы типологии книжных изданий
  • 6.1. Понятие общественной потребности в книге
  • 6.2. Понятие о видах литературы
  • 6.3. Общий замысел – объективный критерий вида издания
  • 6.4. Целевое назначение – критерий типа издания
  • 6.5. Серийное издание
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Система книговедческого знания
  • 7.1. Объект книговедения
  • 7.2. Состав и структура объекта книговедения
  • 7.3. Предмет книговедения
  • 7.4. Структура книговедения
  • 7.5. Система книгоиздательского знания
  • 7.6. Система книготоргового знания (библиополистика)
  • 7.7. Система библиотечного знания (библиотековедение)
  • 7.8. Система библиографического знания (библиографоведение)
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Система книговедческого метода
  • 8.1. Общее понятие о методе
  • 8.2. Соотношение теории и метода
  • 8.3. Основания теории метода
  • 8.4. Теория типологического метода
  • 8.5. Система типологического книговедческого метода
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Книговедение и смежные дисциплины
  • 9.1. Статус смежной дисциплины
  • 9.2. Читателеведение, искусство книги и книговедение
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Библиографический список Основной
  • Дополнительный
  • Книговедение.
  • Оглавление
  • Глава 6. Общие принципы типологии книжных изданий 267
  • Глава 7. Система книговедческого знания 295
  • Глава 8. Система книговедческого метода 344
  • Глава 9. Книговедение и смежные дисциплины 370
  • Введение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 1. Из истории становления и развития обобщенного книговедческого знания в зарубежной науке о книге
  • 1.1. Библиографическая концепция
  • 1.2. Библиотековедческая концепция
  • 1.3. Функционально-читателеведческая и социологическая концепция
  • 1.4. Основные исследования по истории зарубежного книговедения
  • 1.5. Современные коммуникационно-мультимедийные концепты
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 2. Развитие общей теории книговедения в России до 1917 г.
  • 2.1. Первоначальные этапы развития науки о книге в России
  • 2.2. Русское библиографическое общество (1889-1930)
  • 2.3. Книговедческая деятельность н.М. Лисовского
  • 2.4. Русское библиологическое общество (1899-1931)
  • 2.5. Книговедческая деятельность a.M. Ловягина
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Становление общей теории и основные направления развития книговедения в 1917-1958 гг.
  • 3.1. Книговедческие центры 20-х – начала 30-х гг. И основные направления их деятельности
  • 3.2. Теоретические концепции крупнейших советских книговедов
  • 3.3. Развитие отдельных книговедческих дисциплин в конце 20-х и в 30-е гг.
  • 3.4. Книговедческая полемика начала 30-х гг.
  • 3.5. Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг.
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Развитие современного книговедения
  • 4.1. Концепция комплексности науки о книге
  • 4.2. Функциональная концепция книговедения
  • 4.3. Концепция «пересекающихся наук»
  • 4.4. Системно-типологическая концепция
  • 4.5. Актуальные проблемы современного книговедения
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Книга, книжное дело, книжное издание
  • 5.1. Предварительные подходы к выявлению сущности книги
  • 5.2. Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной)
  • 5.3. Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание»
  • 5.4. Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение»
  • 5.5. Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга
  • 5.6. Издание и процесс массовой коммуникации
  • 5.7. Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»
  • 5.8. Книжное издание
  • 5.9. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства
  • 5.10. Понятие «чтение» как подсистема категории «книга»
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Общие принципы типологии книжных изданий
  • 6.1. Понятие общественной потребности в книге
  • 6.2. Понятие о видах литературы
  • 6.3. Общий замысел – объективный критерий вида издания
  • 6.4. Целевое назначение – критерий типа издания
  • 6.5. Серийное издание
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Система книговедческого знания
  • 7.1. Объект книговедения
  • 7.2. Состав и структура объекта книговедения
  • 7.3. Предмет книговедения
  • 7.4. Структура книговедения
  • 7.5. Система книгоиздательского знания
  • 7.6. Система книготоргового знания (библиополистика)
  • 7.7. Система библиотечного знания (библиотековедение)
  • 7.8. Система библиографического знания (библиографоведение)
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Система книговедческого метода
  • 8.1. Общее понятие о методе
  • 8.2. Соотношение теории и метода
  • 8.3. Основания теории метода
  • 8.4. Теория типологического метода
  • 8.5. Система типологического книговедческого метода
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Книговедение и смежные дисциплины
  • 9.1. Статус смежной дисциплины
  • 9.2. Читателеведение, искусство книги и книговедение
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Библиографический список Основной
  • Дополнительный
  • 4.4. Системно-типологическая концепция

    Реализация системного подхода и типологического метода исследования сущности книги как объективного явления социальной действительности и как фундаментальной книговедческой категории, а также самого знания о книге (его объекта, предмета, методов, состава, структуры, терминологии) началась в недрах функциональной концепции. Системно-типологическая концепция возникла и развивалась как форма снятия теоретических противоречий, неразрешимых в рамках и средствами функционального подхода.

    Системно-типологические разработки велись поначалу в предмете теории и практики редактирования и в форме исследования и обоснования типологии книжных изданий различных видов литературы.

    Познавательные возможности системного подхода и типологического метода обеспечивают решение задач более высокого класса, что и позволило с этих позиций реализовать в настоящем учебнике процесс исследования и получения нового целостного знания о сущности книги как объективного явления социальной действительности и фундаментальной книговедческой категории, а также о системной целостности многомерного, многоуровневого научного знания о ней.

    Системно-типологическая книговедческая концепция ассимилировала весь предшествующий исторический опыт самой науки о книге, общей теории систем, общенаучного системного подхода, методологии системного анализа, общенаучной концепции о структурно-уровневой организации материи, науковедения и методологических исследований науки.

    Основные теоретические принципы системного подхода как общенаучного методологического познавательного приема разработаны в науковедении достаточно глубоко, на них может опираться любая конкретная научная дисциплина.

    Качественным признаком современного этапа развития науки и практики является осознание системности как одного из свойств объективной действительности. Понятиями «система», «системность», «системное качество» углубляется и конкретизируется высказанное еще в 70-х гг. XIX в. Ф. Энгельсом принципиальное положение: «В природе выявлена всеобщая связь развития, определено, что одни формы материи развиваются из другой... Из науки была устранена случайность наличия такого-то и такого-то количества физических сил, ибо были доказаны их взаимная связь и переходы друг в друга».

    Системой называется целостное образование, состоящее из компонентов (или подсистем), устойчивые взаимосвязи между которыми обеспечивают структурную целостность данного образования и порождают новое, интегративное качество системы, не тождественное сумме качеств всех компонентов и не сводимое к качеству какого-либо одного компонента.

    В системном образовании компоненты представляют собой подсистемы, состоящие из элементов (неделимых объектов в пределах данной системы), взаимодействие между свойствами и отношениями которых обусловливают устойчивую структуру подсистемы. Поэтому целостное исследование системы предполагает и структурный анализ подсистем ее (или компонентов), взаимосвязь свойств и отношений которых образует структуру данной системы и предопределяет ее системные качества.

    Системность – это и способ мышления в процессе отражения, познания системного образования, и способ получения нового знания о нем, и свойство полученного знания. А оно всегда многомерно, многоуровнево, поскольку результирует познание системного объекта. Поэтому системность – это особое измерение действительности.

    Системный подход в научном познании конкретизирует принципы диалектики применительно к исследованию и конструированию объектов как систем и представляет собой установку на системность исследуемого явления.

    Объект квалифицируется как системный, если он: 1) обнаруживает целостность и иерархичность внутреннего строения; 2) является звеном, подсистемой в определенной иерархии объектов; 3) имеет как системная целостность специфические отношения с окружающей средой.

    Книговедческая системно-типологическая концепция строится на осознании того, что книга и книжное дело как способ ее существования не только системны сами по себе, но и являются подсистемами более общей развивающейся динамической системы информационного процесса, объективно существующего в природе и обществе.

    Опираясь на фундаментальное философское положение о том, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, что развитие материального мира есть бесконечный процесс переходов одной формы движения материи в другую, системно-типологическая концепция называет и исследует то атрибутное свойство форм движения материи, которое является субстанциальным признаком книги. Это объективно существующая в природе и обществе информация в процессе ее движения.

    Книга в самом общем виде есть один из способов существования и движения социальной информации в обществе. Диалектическое определение книги базируется на последовательном изучении процесса перехода одной формы информации в другую вплоть до той, которая и есть книга, и выявлении сущностных свойств книги и ее отношений к предшествующим и последующим формам движения информации.

    Субстанциальным, сущностным признаком книги обусловлена и ее основная социальная функция – информационная, т.е. функция обмена, распределения и перераспределения такой формы социальной информации, как семиотическая, в процессе осознанной общественно-практической деятельности. Отсюда необходимость коммуникационного аспекта в подходе к анализу сущности книги. Исходным моментом выступает интерпретация «сознания» как коммуникационного процесса, процесса социального общения, обмена социальной информацией и абстрагирование от иных качественных характеристик содержания этой категории. В основе исследования сущности книги лежат, таким образом, диалектический принцип отражения и деятельностный принцип.

    В общественно-практической деятельности людей отражение имеет осознанный, целенаправленный характер и существует в форме осознанной организации одной относительно простой формы социальной информации в другую, относительно более сложную.

    Диалектическое познание и отражение сущности любого объекта, явления как системы предполагает исследование его в процессе движения, смены форм, т.е. следование диалектическому принципу развития. Общая модель системного явления в процессе его движения может быть представлена следующим образом:

    Здесь понятием «явление» мы обозначаем исследуемый объект, его сущность как систему необходимых внутренних и внешних взаимосвязей; понятием «способ существования» – процесс изменения, развития и проявления этих взаимосвязей, т.е. процесс движения содержания данного объекта, явления; понятием «форма» – преходящий промежуточный результат выражения содержания данного объекта и в то же время – процесс этого выражения, т.е. способ существования на следующем этапе движения.

    В приведенной схеме каждые три нижележащие уровня (явление – способ его существования – форма), взятые в их единстве, представляют собой подсистему фаз процесса. Сущность подсистемы – переход явления из одного качественного состояния в другое, из одной формы – в другую.

    Так как процесс движения явления есть система последовательно повторяющихся внутренних фаз его, то общая закономерность развития тождественна принципу развертывания отдельных циклов. Уровни «форм» общей системы и «явлений» в ее подсистемах при этом совпадают, порождая диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата его, взаимообусловленность общесистемных и подсистемных фаз развития, цикличный, спиралеобразный характер их взаимопереходов, а в конечном итоге и многоуровневое единство процесса в целом.

    В модели формализован принцип развертывания содержания явления через способ его существования и принцип структурной организации одного и того же явления на разных этапах процесса его движения и развития. Следуя этим принципам, можно раскрыть содержание любого книговедческого явления и как относительно самостоятельного, и как подсистемы более общей системы.

    Применительно к общему книговедению это будут в первую очередь книга – ее сущность, способ и форма существования, структурные уровни организации, в своем диалектическом единстве отражающие целостность книги, а также научное книговедческое знание, приведенное в систему, т.е. структурированное в соответствии с уровнями организации книги и уровнями ее познания (история, теория, методика, методология).

    Такая ступень развития познания книги знаменует переход от описания к исследованию сущности и структур систем и процессов, от фиксации функций к обоснованию их на базе выявленной сущности. Исходя из этого, книгу можно квалифицировать как один из способов целеосознанной организации одной формы социальной информации в другую, относительно более сложную. Дальнейшая задача – исследовать и определить: какой именно – в какую.

    Книга возникла в человеческом обществе как способ социального общения людей, чем и обусловлена ее основная социальная функция – функция целеосознанного распределения и перераспределения социальной информации в процессе общественно-практической деятельности. Отсюда еще один принцип, на котором базируется системно-типологическая концепция, – принцип коммуникативности, предполагающий исследование книги в качестве составной части, этапа, уровня единого коммуникационного процесса, в котором она реализует свою сущность, признаки, свойства и отношения и вне которого ее сущность невозможно познать.

    Переход от описания к объяснению, от явления к сущности совпадает с познанием структуры исследуемых систем и процессов, с переходом от одних структурных уровней к другим. Именно поэтому в современной науке получили широкое распространение системно-структурные исследования, а также соответствующие им методы.

    Наиболее общим из них является типологический, т.е. метод выявления и обоснования признака, а чаще набора, системы признаков, характеризующих сущность явления в заданной или необходимой системе координат.

    В сочетании с системным подходом типологический метод дает возможность анализа и обобщений на любом уровне структуры исследуемой системы в ее целостности и во взаимодействии с внешней средой. Единство системного подхода и типологического метода и дает название системно-типологической концепции.



     
    Статьи по теме:
    Тема урока: « Наука: создание научной картины мира
    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнеикорецкая СОШ» Лискинского района Воронежской области Интегрированные предметы: история, биология, физика. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира». Форма проведения: научная конфе
    Амплитуда, период и частота колебаний
    Определение Период - это отрезок времени, которое необходимо для совершения одного цикла периодического процесса. Периодом ($T$) колебаний называют время, за которое совершается одно полное колебание. За время равное периоду колебаний фаза изменяется
    Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе
    Урок литературы в 5 классе Тема: «Русские поэты XIX Цель: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века, с поэтами Нефтекумского района и их произведениями;раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;учить восприятию и истолкованию лиричес
    Поэты XIX века о Родине и родной природе
    Поэты XIX века о Родине и родной природе Раздел «Из русской литературы XIX века» завершается произведениями Фета и Плещеева, Пушкина и Никитина, Тютчева и Сурикова о родной природе. На первом уроке школьники читают наизусть произведения о родной природе,