Наука создание научной картины мира вопросы. Тема урока: « Наука: создание научной картины мира. Сообщение темы и целей урока

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнеикорецкая СОШ»

Лискинского района Воронежской области

Интегрированные предметы: история, биология, физика.

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Форма проведения: научная конференция.

Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

Продолжительность 2 учебных часа.

Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

определить значимость научных открытий 19 века для современности.

Задачи:

  1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
  2. развивать умение выступать перед аудиторией;
  3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».
  1. Введение. Слово учителя истории:

19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

Учитель истории:

Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

  1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.

Краткое содержание презентаций.

  1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

Демонстрируется опыт.

Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

  1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.
  2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.
  3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.
  4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.
  1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.

Краткое содержание:

  1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.
  2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.
  3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.
  4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

Ведущий учитель:

В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.

  1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.

Примерное содержание выводов:

  1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
  2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
  3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
  4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
  5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

Ведущий учитель:

Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

Вопросы:

1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

Ведущий учитель:

Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.
  2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Википедия. Категория: Физики XIX века.

Вопрос 01. Объясните причины быстрого развития физики и других естественных наук в XIX в.

Ответ. Открытия в области естественных наук сразу находило практическое воплощение в новых изобретениях, которые сразу приносили славу (а также деньги), что стимулировало учёных на новые открытия и молодёжь на занятие наукой. Исследования стали требовать вложений, однако благодаря открытиям и бизнес, и государства, были заинтересованы в спонсировании именно естественных наук.

Вопрос 02. Заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX - начале XX в.». Графы таблицы: научная область, год открытия, фамилия учёного, содержание и значение открытия.

Вопрос 03. Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Используйте также текст документа. Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать учёный?

Ответ. Чарльз Дарвин шёл к своему открытию долгие годы. Он путешествовал на корабле английского военно морского флота, на котором совершил кругосветное путешествие и сделал как натуралист множество наблюдений, ведь плавание продолжалось пять лет. Например, на Галапагосских островах (в Тихом океане) он изучал вьюрков. Он заметил, что при примерно одинаковой форме тела множество видов вьюрков обладают разной формой и размером клюва. Он предположил, что они произошли от одного предка, но со временем развитие разделило их на разные виды. Вернувшись, он стал изучать селекцию домашних животных, на основе которой появляются новые породы. Особенно интересовали его голуби. Самые разные расцветки этих птиц люди получали, выбирая из потомства только особей с нужными ими качествами. Дарвин предположил, что то же самое делает и природа: отбирает нужные ей качества и давая возможность организмам только с этими качествами оставлять потомство. Выводы он закрепил на примере растений. Таким образом родилась эволюционная теория Дарвина, которую он опубликовал в 1859 году. Но это был не конец истории. Далее Дарвину пришлось до конца жизни выдерживать жесточайшую полемику с противниками своей теории.

Чарльз Дарвин умел собирать материал, делать из него выводы, до которых не додумались другие, знал, как подтвердить эти выводы. У него было трудолюбие для разработки его теории, решимость для её публикации, упорство для её отстаивания и достаточное время жизни для проявления вышеперечисленных качеств. Именно это, по-моему, нужно первооткрывателям (хотя универсального набора качеств, характерных для них всех, полагаю, не существует).

Вопрос 04. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX-XX вв. Подумайте, в чём причины этих успехов.

Ответ. Медицина в XIX века разработала вакцины от множества заболеваний, выяснила связь общественной гигиены и эпидемий. Всё это позволило гораздо лучше бороться со многими массовыми заболеваниями, заложило основы полной или почти полной победы над ними в ХХ веке. В хирургии была открыта анестезия, появился рентгеновский аппарат. Благодаря этим и многим другим открытиям раны, ранее считавшиеся смертельными теперь поддавались лечению. Во многом причины этих успехов кроются во взаимодействии с другими естественными науками. Появление микробиологии и вакцины от бешенства было бы не возможно без развития микроскопов (соответственно, оптики), рентгеновский аппарат назван именем физика потому, что был бы не возможен без его открытия, работа химиков позволяла создавать новые лекарства и т. д.

Cлайд 1

Тема урока: « Наука: создание научной картины мира» Новая история 8 класс Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 2

Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени; Сегодня вы узнаете: Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 3

Работаем по плану: Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 4

Cлайд 5

Причины быстрого развития наук Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 6

Причины быстрого развития наук Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 7

« Повелитель молний» В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. Майкл Фарадей Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 8

« Сенсации продолжаются» В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. Джеймс Карл Максвелл Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 9

« Сенсации продолжаются» Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний. Максвелл с цветовым волчком в руке Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 10

« Сенсации продолжаются» В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению Генрих Рудольф Герц Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 11

« Сенсации продолжаются» Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. Экспериментальный аппарат Герца 1887 года. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 12

« Сенсации продолжаются» Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества Хендрик Антон Лоренц Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 13

« Сенсации продолжаются» Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 14

« Сенсации продолжаются» В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 15

« Сенсации продолжаются» Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. Рентгеновские снимки Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 16

« Сенсации продолжаются» Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 17

« Сенсации продолжаются» В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 18

« Революция в естествознании» Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов» Чарлз Дарвин Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 19

« Революция в медицине» В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию Луи Пастер Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 20

« Революция в медицине» Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 21

« Революция в медицине» Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. Эдуард Дженнер Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

Cлайд 22

« Революция в медицине» Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача Первые стетоскопы Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ

бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть

господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс.

Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей

чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и

аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался,

увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. Пастер показал, что и длямолочного

брожениятакже необходимо присутствие особого «организованного фермента» (как в то

время называли живые клетки микробов), который размножается в бродящей жидкости,

также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в

новых порциях жидкости.

В это же время Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что

существуют организмы, которые могут жить безкислорода . Для некоторых из них

кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются

строгимианаэробами. Их представители-микробы, вызывающиемаслянокислое

брожение. В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в

присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества

из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано,

что из одного и того же количества органического субстрата аэробные организмы

способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

Изучение инфекционных заболеваний

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в

разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований

явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются

различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для

уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при

температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел

широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

В 1865году Пастер был приглашен своим бывшим учителем на югФранции чтобы найти

причину болезни шелковичных червей. После публикации в1876году работы Роберта

Коха«Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии,

окончательно установив специфичность возбудителейсибирской язвы, родильной

горячки, холеры,бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об

искусственном иммунитете, предложилметод предохранительных прививок, в частности

от сибирской язвы (1881 ), бешенства (совместно сЭмилем Ру 1885 ), привлекая

специалистов других медицинских специальностей (например, хирургаО. Ланнелонга ).

Первая прививка против бешенства была сделана6 июля 1885года 9-летнему Йозефу

Майстерупо просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у

мальчика не появились.

Интересные факты

Пастер всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни

биологического образования.

Также Пастер в детстве занимался живописью. КогдаЖ.- Л. Жером увидел спустя годы

Век Просвещения подготовил бум научных открытий, произошедший в XIX веке. В основе научного мировоззрения эпохи Просвещения лежала идея рационализма — преобладания разума в мыслях и поступках людей. Теология и объяснение явлений божественным промыслом постепенно уступает место наукам о природе и человеке.

Научная революция началась в Европе ещё раньше, в XVII веке, началом торжества разума и эксперимента, поиском причин и закономерностей. Фундаментом для будущего развития науки стали астрономические открытия Галилео Галилея, публикация Исааком Ньютоном в 1687 году основных понятий и аксиом классической механики и открытие .

Родоначальниками науки Нового времени считаются Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, заложившие методы экспериментального изучения природы.

XVIII век принёс новые открытия в математике, физике, химии. Были открыты явление фотосинтеза, закон , ультразвук, . Развивалась и медицина: Эдвард Дженнер разработал первую в мире вакцину - от оспы.

События и участники

Физика и химия

1831 г. - английский физик и химик Майкл Фарадей открыл явление . Благодаря этому открытию стало возможным создание .

1865 г. - английский физик Джеймс Кларк Максвелл разработал , в соответствии с которой свет является электромагнитной волной.

1869 г. - русский химик Д.И. Менделеев открыл химических элементов.

1888 г. - немецкий инженер Генрих Герц доказал существование , теоретически описанных Максвеллом.

1895 г. - немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл названные впоследствии его именем лучи, позволяющие просветить и зафиксировать внутреннее строение предметов, а также человеческое тело. Вильгельм Рентген - первый обладатель Нобелевской премии по физике.

1896 г. - французский физик Антуан Беккерель открыл явление , которое объяснило механизм действия рентгеновских лучей.

1898 г. - французские учёные Пьер и Мария Кюри открыли радиоактивный металл радий. Открытия Беккереля, Кюри, а также Эрнеста Резерфорда и Нильса Бора стали прологом восторжествовавшей в XX веке физики атомного ядра.

Биология и медицина

1859 г. - английский учёный-натуралист Чарльз Дарвин опубликовал работу , ставшую революционной в естествознании. Дарвин научно обосновал и изложил теорию естественного отбора. Учёный пришёл к выводу, что живая природа и человек не сотворены Богом, а сформировались в результате длительного процесса эволюции. Также Дарвин доказал, что у человека и обезьяны общие предки.

1864 г. - французский биолог и химик Луи Пастер открыл , являющиеся возбудителями инфекционных заболеваний. Это открытие стало началом новой науки - микробиологии. Благодаря открытиям Пастера были разработаны технологии стерилизации и пастеризации, позволяющие дольше сохранять от порчи продукты питания.

1882 г. - немецкий микробиолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, «бациллу Коха», и разработал профилактические меры против эпидемий.

Общественные науки

1848 г. - немецкий экономист и философ Карл Маркс опубликовал «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласил скорую гибель капитализма. В своих работах Маркс разработал теорию классовой борьбы и теорию смены общественно-экономических формаций; показал, что строй жизни людей определяется способом организации материального производства.

Заключение

XIX век стал веком торжества науки и техники. Научные исследования послужили ускорителями индустриальной революции, практическое применение науки стало приносить коммерческую выгоду. Также были сделаны фундаментальные открытия, послужившие фундаментом научно-технических прорывов XX века, таких как и освоение космоса.

Параллели

Учение Дарвина о происхождении видов и естественном отборе по силе воздействия на умы современников можно сравнить с открытием великого учёного XVI века Николая Коперника гелиоцентрической системы мира. В то время как Коперник показал, что Земля - вовсе не центр мироздания, а сама вращается вокруг Солнца, Дарвин обосновал не божественное, а земное происхождение человека, да ещё и упомянул общего предка человека и обезьяны. Оба этих открытия нанесли серьёзный удар по самолюбию человека, нарушили идею главенствующего положения человека в системе мироздания. Оба открытия - и Дарвина, и Коперника - долго не признавались церковью как противоречащие Священному Писанию.



 
Статьи по теме:
Тема урока: « Наука: создание научной картины мира
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнеикорецкая СОШ» Лискинского района Воронежской области Интегрированные предметы: история, биология, физика. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира». Форма проведения: научная конфе
Амплитуда, период и частота колебаний
Определение Период - это отрезок времени, которое необходимо для совершения одного цикла периодического процесса. Периодом ($T$) колебаний называют время, за которое совершается одно полное колебание. За время равное периоду колебаний фаза изменяется
Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе
Урок литературы в 5 классе Тема: «Русские поэты XIX Цель: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века, с поэтами Нефтекумского района и их произведениями;раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;учить восприятию и истолкованию лиричес
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Поэты XIX века о Родине и родной природе Раздел «Из русской литературы XIX века» завершается произведениями Фета и Плещеева, Пушкина и Никитина, Тютчева и Сурикова о родной природе. На первом уроке школьники читают наизусть произведения о родной природе,