Индивидуальный образовательный маршрут 1 уровень онр. Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОНР - III уровня. План индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий

1 год обучения

п/п

Содержание работы

Сроки

Сентябрь,

октябрь, ноябрь.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата, чётких двигательных кинестезий.

Звукопроизношение:

1.Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков.

2. Постановка и автоматизация звуков «с»,» «з», «ц».

1. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

2. Учить передавать ритмический рисунок слова.

3. Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов.

Развитие фонематического восприятия:

1. Учить слышать гласный звук в ряду других звуков.

2. Учить слышать слог с заданным гласным звуком в ряду других слогов.

3. Учить определять наличие звука в слове.

1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

4. Выработать правильный темп речи.

5. Работать над чёткостью дикции.

6. Начать работу над интонационной выразительностью речи.

1. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

2. Упражнять в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже.

3. Учить согласовывать слова в роде, числе, падеже.

4. Закрепить простые предлоги (на-с, в-из).

5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Обучение связной речи:

1. Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

2. Учить составлять предложения из 2-3 слов.

3. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений.

Звукопроизношение:

    Подготовительные упражнения артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

    Постановка звуков «ш», «ж», автоматизация.

Декабрь, январь, февраль.

10.

Работа над слоговой структурой слова:

1. Упражнять в передаче ритмического рисунка слова.

2. Работать над односложными словами из закрытого слога.

11.

1. Учить выделять начальные ударные гласные звуки в словах.

2. Упражнять в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков.

12.

Развитие общих речевых навыков:

1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.

3. Закреплять умение изменять силу голоса.

4. Продолжить работу над темпом речи.

5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

13.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

2. Упражнять в употреблении некоторых относительных прилагательных.

3. Закрепить в речи простые предлоги (на-с, в-из, по).

14.

Обучение связной речи:

1. Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов по демонстрации действий и по картинке.

2. Упражнять в составлении рассказов-описаний из 2-3 предложений.

3. Учить пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.

15.

Звукопроизношение:

Дифференциация звуков с-ш, з-ж.

Март, апрель, май.

16.

Работа над слоговой структурой слова:

1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.

2. Работать над двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце.

17.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными звуками.

2. Упражнять в выделении согласных звуков из ряда звуков.

3. Учить выделять конечные, а затем начальные согласные в словах.

4. Упражнять в анализе и синтезе обратных слогов, а затем и прямых слогов.

5. Дать представление о гласном и согласном звуках, их различиях.

6. Учить подбирать слова на заданный согласный звук.

18.

Развитие общих речевых навыков:

1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.

2. Работать над плавностью речи.

3.Отрабатывать чёткость дикции и интонационную выразительность речи.

19.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Закрепить в речи простые предлоги: на, с, в, из, по.

2.Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.

4. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -ёнок в форме родительного падежа множественного числа (лисят, волчат).

20.

Обучение связной речи:

1. Закрепить умение составлять предложения из 3-х слов.

2. Продолжать упражнять в пересказе текстов из 2-3-х предложений.

3. Учить составлять рассказы из 3-х предложений о предмете и о картинке, сначала предметной, а потом сюжетной.

21.

Самомассаж лица и шеи.

В течение

года

22.

23.

24.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика, гидромассаж, пескотерапия, самомассаж).

25.

Логопедический массаж.

Индивидуальный образовательный маршрут

2 год обучения

Обследование состояния речи, неречевых психических функций. Заполнение речевых карт, составление плана работы.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Звукопроизношение:

1.Подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков.

2. Постановка звука «л», автоматизация.

Работа над слоговой структурой слова:

Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

1.Упражнять в выделении начальных ударных гласных в словах, в выделении конечных и начальных согласных в словах.

2.Закрепить умение производить анализ и синтез обратных и прямых слогов.

3.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.

4.Дать представление о твёрдости – мягкости, звонкости – глухости согласных.

Развитие общих речевых навыков:

1.Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания.

2.Работать над плавностью речи.

3.Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса.

5.Формировать умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имён существительных.

2.Упражнять в употреблении падежных форм имён существительных.

3.Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.

4.Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

5.Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, по, из, по, над, под.

Обучение связной речи:

1.Учить составлять предложения из 4-х, 5-ти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.

2.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.

3.Развивать умение пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы-описания, загадки-описания по предложенному плану.

Звукопроизношение:

Постановка звуков «р», «рь», автоматизация.

Декабрь, январь, февраль.

Работа над слоговой структурой слова:

1.Работать над трёхсложными словами с закрытым слогом и со стечением согласных.

2.Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов.

10.

1.Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях, о твёрдости и мягкости, звонкости – глухости согласных.

2.Учить звуковому анализу слов типа: мак, осы, кит, лось.

3.Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.

4.Упражнять в членении на слоги односложных, двухсложных и трёхсложных слов. Ввести понятия: «слово», «слог».

5.Ввести понятие «предложение». Учить составлять графические схемы предложений без предлогов.

11.

Развитие общих речевых навыков:

1.Совершенствовать навык правильной голосоподачи.

2.Совершенствовать чёткость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

3.Продолжать работу по развитию качеств голоса.

12.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже.

2.Научить использовать предлоги: перед, за, около, возле.

3.Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные.

4.Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова.

13.

Обучение связной речи:

1.Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке.

2.Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану.

3.Обучать составлению рассказов из 2-3 предложений по картинке с использованием данного плана.

14.

Звукопроизношение:

Дифференциация звуков л-р, ль-рь.

Март, апрель, май.

15.

Работа над слоговой структурой слова:

Работать над 3-х, 4-х,5-ти сложными словами со сложной звукослоговой структурой.

16.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений:

1.Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определённой позиции в слове.

2.Учить производить анализ и синтез слов из 4-х, 5-ти звуков.

3.Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух-, трёх- и четырёхсложных слов.

4.Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами.

17.

Развитие общих речевых навыков:

1.Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

2.Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

18.

Развитие лексико-грамматических представлений:

1.Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.

2.Закрепить умение правильно употреблять простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.

19.

Обучение связной речи:

Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, рассказа из личного опыта.

20.

Обогащение словарного запаса.

В течение года

21.

Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

22.

Развитие ммпр, графических навыков.

23.

Логопедический массаж.

Александра Макарова
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с Фнр, ОНР

Индивидуальный план коррекционной работы

На 2017-2018 учебный год

Ф. И. ребенка :

Лог. заключение :

1. Подготовительный этап

Цель : тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе.

Задачи :

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.

Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.

Формировать и развивать мелкую моторику рук в процессе систематических тренировок.

2. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи :

- Постановка звуков : ___

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально .

Автоматизация поставленных звуков в слогах.

Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально , так и в подгруппе детей со сходным дефектом .

Автоматизация поставленных звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

Дифференциация поставленных звуков и автоматизированных звуков.

Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах, диалогах, играх, режимных моментах и других формах детской жизнедеятельности).

Формирование слоговой структуры слова : формирование произношения слов различной слоговой структуры

2. Формирование и развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Обучение различению, выделению звуков и слогов в речи;

Определение количества и последовательности звуков и слогов в слове;

Характеристика звуков;

3. Развитие мелкой моторики и тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук. Совершенствование скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

4. Развитие познавательных психических процессов : внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения на отобранном в произношении материале.

5. Работа над грамматическим строем речи.

Совершенствование навыков словоизменения и словообразования

6. Работа над связной речью.

Составление предложений по предметной и сюжетной картинке;

Распространение предложений с второстепенными членами (определениями, дополнениями, обстоятельствами)

Обучение рассказыванию по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, по схемам.

7. Закрепление правильного произношения ребенка в самостоятельной речи

Родитель/законный представитель ___(___)

Логопед :___ (___)

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут по О. О. «Обучение грамоте» для воспитанника старшей группы. Наименование организации:.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с умственной отсталостью. 1 год обучения Индивидуальный образовательный маршрут 1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Виды трудностей: 1. Трудности.

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника второй младшей группы «Гармоничное физическое развитие» Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника 2 младшая группа. Возраст ребенка: 3 года. Проблема: недостаточно физически развитый,.

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Актуальность проблемы:.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию 6–7 лет Индивидуальный образовательный маршрут ребенка подготовительной группы по разделу программы «Речевое развитие» Цель: Развитие всех компонентов.

Савченко Любовь Евгеньевна

Артемьева Галина Николаевна

МАДОУ «Детский сад Аленушка « №40

г.Великий Новгород

Методическая разработка

«Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья-ОНР»

Аннотация: в данном методическом пособии разработан план написания индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, объясняется причина составления ИОМ, цели и задачи, описана содержательная часть ИОМ, рекомендации по работе с родителями. Оно предназначено для воспитателей, работающих с детьми с ОНР в ДОУ.

Ключевые слова: ИОМ-индивидуальный образовательный маршрут;

коррекционная работа.

Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка - одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально - психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия.

ВведениеФедеральногоГосударственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организационно-образовательном процессе дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными и возрастными способностями своего развития.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ для ребенка с ОВЗ-ОНР) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально - личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Образовательный маршрут включает основные направления :

Организация движения (развитие общей и мелкой моторики) ;

Развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных) ;

Формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

Развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

Формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

Формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Мониторинг образовательного процесса - оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы, основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям. Дата проведения первичного мониторинга : первые две недели сентября, а итогового - последние две недели мая.

В мониторинге используются следующие методы : наблюдение; беседа, проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; предметные тесты (широко используются для изучения уровня освоения детьми образовательной области «Познание» ; диагностические игровые ситуации.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

Для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка,

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

Индивидуальный план работы с ребенком составляется на основании полученных данных подробного изучения анамнеза с обязательным привлечением мамы, т. к. дома она должна общаться, играть с ребенком, продолжая процесс развития даже в простых, бытовых ситуациях. Этому она должна научиться, присутствуя на занятиях логопеда, если ребенок посещает консультативно-практическую группу. При сопротивлении мамы желательно приглашать ее на занятия в мягкой форме, постоянно подчеркивая успехи ее ребенка. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребенка, необходимо достоверно изучить возможности ребенка на данном временном отрезке, предлагая программный материал в тех порциях и таким способом, которые будут приниматься ребенком с речевой патологией без напряжения, с хорошей отдачей и положительной мотивацией. Для этого проводится подробная диагностика по всем параметрам психофизического, речевого, эмоционального развития ребенка. Данные, полученные в ходе сбора анамнеза, заносятся в речевую карту и карту психологического сопровождения.

Усилия специалистов ДОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

Определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;

Выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;

Создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

I этап - Подготовительный.

Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап - Комплексной диагностики

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап - Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап - Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальные и групповые занятия с логопедом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

V этап - Промежуточная диагностика

Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

VI этап - Коррекционно- развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.

VII этап - Итоговая диагностика.

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка. На всех этапах коррекционной работы развивать психологические процессы: внимание, мышление, память, самоконтроль усидчивость, достичь полного понимания обращенной речи и речи общения.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы: наше тело, овощи и фрукты, игрушки, семья, одежда.

Артикуляционная гимнастик а «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки».

Дыхательная гимнастика «Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

Звуковая культура речи Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).

Грамматический строй речи: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; образование относительных прилагательных; образование звукоподражательных глаголов; договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья); составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».

Связная речь : ответы на простые вопросы; составление фраз по сюжетной картинке; составление фраз по двум опорным картинкам; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы: Посуда; Новый год; Мебель;Дикие животные; Домашние животные и птицы.

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко», «Лошадки».

Дыхательная гимнастика «Шар лопнул», «Плачет малыш - А-А-А», « Мальчик играет - Э-Э-Э», «Согреем ручки», «Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки - «Толстячки - худышки».

Пальчиковая гимнастика «Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

Звуковая культура речи Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления звучания игрушки.

Грамматический строй речи : образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построение конструкции: глагол + существительное с предлогом;построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с телятами).

Связная речь пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.

III период (март, апрель, май)

Лексические темы : Птицы; Весна; Транспорт; Лес. Артикуляционная гимнастика «Сладкое варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк», «Качели».

Дыхательная гимнастика «Дует ветер», «Пароход гудит - У-У-У», «Футбол».

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

Звуковая культура речи Модуляция голоса (высоко-низко).

Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных; согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол в прошедшем времени (Мама сделала. Дядя сделал. Дети сделали); построение фразы «Это...».

Связная речь: ответы на вопросы полным предложением; построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение; пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

Предполагаемые результаты речевого развития :

· пользоваться невербальными формами коммуникации;

  • · использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • · проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

· слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

  • · воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • · выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

Работа с родителями.

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная. 2. Лекционно-просветительская. 3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников. 4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком. 5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений). В связи с частыми пропусками ребенка может возникнуть необходимость в корректировке индивидуальной образовательной программы.

Заключение

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуального образовательного маршрута детей с ограниченными возможностями маршрута мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Список литературы:

1. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», М.: «Просвещение», 1996 г.

3. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.

4. Ткаченко Т. А. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни», М.: «Гном и Д», 1996г.

5. Филичева Т.Б.,. Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 1991г.

6. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 2000г.

7. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно - методическое пособие. М.: «Гном и Д», 2000г.

8. Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет». Практическое пособие. М.: «Гном и Д», 2001г

Индивидуальный маршрут

коррекции речевого развития

Фамилия, имя ребенка

___________________ __________________________________________

Год рождения

______________________________________________________________

Заключение ТПМПК

ОНР 3 уровня___________________________________________

Направления коррекционно-развивающей работы:

Развитие речевой моторики.

Развитие мелкой моторики.

Коррекция звукопроизношения.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие мотивации к речевому общению.

Обогащение активного и пассивного словаря.

Формирование навыка согласования слов.

Развитие связной речи.

Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.

Направления коррекционной работы

Развитие речевой моторики.

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мелкой моторики

Совершенствование статической организации движений;

Совершенствование динамической организации движений;

Совершенствование динамической и статической организации движений.

Коррекция звукопроизношения.

Постановка звуков Ш, Ж, С, З, Л, Р, Рь; Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия.

Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ слов; составление слов из заданных звуков.

Развитие мотивации к речевому общению.

Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением словарного запаса; формирование способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и месяцев; подбор прилагательных по лексическим темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Планирование коррекционной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы

«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Артикуляционная гимнастика

«Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится»

Дыхательная гимнастика

«Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул».

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур.

Фонематические процессы

Дифференциация неречевых звуков;

Воспроизведение слоговых рядов;

Подбор слов на заданный звук;

Выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов;

Формировать умения выделять слова из предложения;

Грамматический строй речи

Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

Образование относительных прилагательных;

Составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы.

Связная речь

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

Составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам;

Пересказы с опорой на картинку;

Заучивание стихов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля»

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка».

Дыхательная гимнастика

«Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки - «Толстячок - худышка», «Сдуй снежинку»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять»,

Фонематические процессы

Формировать умения выделять слова из предложения;

Формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;

Формировать умения различать слоги со сходными звуками;

Формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;

Закреплять навык выделения первого звука в слове;

Закреплять навык определения последнего звука в слове;

Грамматический строй речи

Согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

Согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными;

Составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему.

Связная речь

Тветы на вопросы полным предложением

Закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

Обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы»

Артикуляционная гимнастика

«Чашечка», «Лошадка», «Индюк»,

«Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел».

Дыхательная гимнастика

«Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок»

Пальчиковая гимнастика

Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок».

Фонематические процессы

Закреплять навык определения позиции звука в слове;

Закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове;

Закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;

Закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;

Формировать умения выделять слова из предложения.

Грамматический строй речи

Образование множественного числа существительных;

Согласование числительных с существительными;

Употребление существительных в косвенных падежах;

Согласование прилагательных с существительными;

Связная речь

Ответы на вопросы полным предложением;

Закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

Составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем.

Звукопроизношение

Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

Список литературы:

Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. - М.: изд-во ГНОМ, 2013

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.

Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.

Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.

Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.



 
Статьи по теме:
Медузы: способы размножения, питание, виды
В этом обзоре мы объединили данные о способах бесполого размножения, встречающихся среди медуз класса Scyphozoa (тип Cnidaria). Соотношение осей тела материнского и дочернего организмов при разных типах бесполого размножения может заметно различаться. Одн
Что такое туннельный эффект
Перевод Начну с двух простых вопросов с достаточно интуитивными ответами. Возьмём чашу и шарик (рис. 1). Если мне нужно, чтобы:Шарик оставался неподвижным после того, как я помещу его в чашу, и он оставался примерно в том же положении при перемещении ча
Формы симбиоза, их характеристика
Симбиоз - это длительное сожительство организмов двух или нескольких разных видов растений или животных, когда их отношения друг с другом очень тесны и обычно взаимно выгодны. Симбиоз обеспечивает этим организмам лучшее питание. Благодаря симбиозу организ
Палеонтологи изучают живших на территории России динозавров
Министерство образования и науки Российской Федерации Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. М.С. Архангельский, А.В. Иванов, А.Е. Нелихов КОГДА ВОЛГА БЫЛА МОРЕМ Саратов 2012 УДК 551.461:551.76 (470.4) (0.062) ББК 26.33 (2