Конспект занятия звуки м мь буква. Звук и буква М план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему. ​ Организационный момент

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Конспект образовательной деятельности

по обучению грамоте «Буква «М»

Подготовила воспитатель

Нестерова Ю.Ю.

Сухиничи, 2014 год

Цель: познакомить детей с буквой «М».

Задачи: совершенствовать умение детей рассуждать, четко выражать свои мысли, упражнять в проведении звукового анализа слова, развивать мелкую моторику руки, развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, выделять позицию звука в слове.

Ход занятия.

Ребята, у меня есть знакомая девочка Аленушка, она как и вы пойдет в школу, и каждый день она знакомится с новыми звуками. Сегодня Алена проснулась и подумала: «Какой первый звук я услышу, с ним и буду дружить целый день». Для этого она подошла к окну и увидела… отгадайте, кого она увидела?

И сметану, и кефир, Хоть и бархатные лапки

Молоко и вкусный сыр, Но зовут меня «Царапкой»

Чтобы были мы здоровы Мышек ловко я ловлю

Даст нам пестрая (корова) молоко из блюдца (пью кошка)

Алена увидела корову и кошку. Они стояли напротив друг друга и разговаривали: корова мычала Му-у! а кошка отвечала МЯУ!

Как мычала корова?

А как отвечала ей кошка?

Какой первый звук в песенке коровы?(М)

Какой первый звук в песенке кошки? (М)

Чем же звук отличается от буквы? (звуки мы произносим, а буквы пишем). Значит, сегодня мы познакомимся с буквой М.

Ребята, а на какие два вида мы с вами делим буквы (гласные и согласные).

Чем они отличаются друг от друга? (гласные можно петь, а согласные нельзя). Попробуем пропеть звук М. (не поется. Вывод: звук согласный).

Показ буквы «М», сопровождая показ словами

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я – это мы».

А между тем получилась буква М .

Буква «прописывается» в воздухе, рассматриваются элементы буквы.

Звук М – очень хитрый, он бывает твердым и мягким.

Я вам сейчас буду называть слова, а вам нужно определить, какой звук М в этом слове – твердый или мягкий. (муха, мел, маска, масло, мясо, мак, мяч, мышка, миска).

Физкультминутка.

А – закружилась голова

У – нежно ушки я потру

О – поднимаем мы плечо

Э – эскимо купили мне

Ы – задрожали все кусты

И – мы ребята силачи.

Скоро у нас ребята Новый год и я предлагаю вам нарядить елочку.

Игра «Нарядим елочку» (определение позиции звука в слове).

Красный кружочек (буква в начале слова)

Желтый (в середине)

Синий (в конце)

Машина, мандарин, кормушка, гном, шмель, дом, мороз, зима, дым, камыш, компьютер, маска.

Звуковой анализ слова «малыш»

Какой звук в слове первый? М

Какой же второй? А

Какой третий звук? Л

Есть еще звуки в этом слове? Какие? Какие по счету?

Четвертый звук Л и пятый звук М.

Сколько всего звуков в слове? (пять)

Сколько согласных звуков? (3) Назовите их.

Сколько гласных звуков? (2)Назовите.

Сколько слогов в слове? Определите.

Вывод: Гласные и согласные в слове дружат, гласные помогают произносить слово целиком или по частям.

Игровое задание волшебная нить.

Выкладывание буквы шерстяной ниткой на бархатной бумаге.


Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»

Тема: Звук [М] и буква М

Цель: знакомство детей со звуком и буквой М.

Задачи:

к оррекционно-образовательные цели :

Ознакомление с артикуляцией звука [М];

Формирование навыка выделения конечного и начального звука [М] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М];

Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [М];

Деление двусложных слов (мама, Тома, Тима, пимы ) на слоги .

Знакомство с буквой М;

Конструирование и печатание буквы М;

Чтение обратных и прямых слогов с буквой м;

Чтение двусложных слов с буквой М;

Узнавание буквы М в словах.

к оррекционно-развивающие цели :

Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

к оррекционно-воспитательные цели :

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.

Ход работы:

I . Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.

Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.

1-й ребенок. Сом.

2-й ребенок. Дом.

3-й ребенок. Гном.

4-й ребенок. Ком.

Логопед. Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?

Дети. Звук [м].

Логопед. Верно. Садитесь.

II . Основная часть:

Игра «Подними шарик».

Логопед убирает картинки, достает синие шары.

Логопед. Еще раз произнесите звук [м].

Дети. [М].

Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] - согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?

Дети. Синим.

Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].

А, м, н, и, м, т, м, о, м, у.

Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по.

Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными.

Упражнение «Кто скорее?»

Логопед убирает воздушные шары.

Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. А, м. Что получилось?

1-й ребенок. Ам.

Логопед. Верно. Получи фишку. У, м.

2-й ребенок. Ум.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.

Логопед. Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?

Дети. У Вани.

Логопед. Молодец, Ванюша. Давайте похлопаем ему.

Работа по книге «Мой букварь».

Логопед раздает детям буквари, открытые на с. 23.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?

Дети. Мама, Машенькой, малину.

Логопед. Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия ко¬торых начинаются со звука [м].

Дети. Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.

Логопед. Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М - большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву?

Дети. Четыре.

Логопед. Пойдите к магнитной доске и сложите букву из четырех палочек.

Дети выкладывают на доске букву М.

Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь идите за стол, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке.

1-й ребенок. Ам.

2-й ребенок. Ум.

3-й ребенок. Ом.

4-йребенок. Им.

1-й ребенок. Ма.

2-й ребенок. Му.

3-й ребенок. Мо.

4-йребенок. Ми.

1-й ребенок. Мама.

2-й ребенок. Тома.

3-й ребенок. Тима.

4-й ребенок. Пума.

Логопед. Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают?

Дети. Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.

Логопед. Давайте прочитаем, что написано под картинкой.

Дети. Тут мама, Тима и Тома. Там пума.

Логопед. Верно. Молодцы! Закройте буквари.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы

( показать раскрытые ладони)

Удалые молодцы.

(сжать пальцы в кулак)

Два – больших и крепких малых

И солдат в боях удалых,

Два – гвардейца – храбреца.

( разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)

Два - сметливых молодца

Два - героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца – коротышки-

Очень славные мальчишки.

Упражнение «Найди букву».

Логопед приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.

Логопед. Найдите все буквы М и сложите их в ведерко.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы собрали все буквы. Молодцы!

Работа в тетради №3. Логопед приглашает детей за стол, раздает им открытые на с. 16 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы М. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

Дети. Синим. Это согласная буква.

Логопед. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?

Дети. Мышку, морковку и машину.

Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз слева направо, потом пишу две коротких палочки, сверху вниз и снизу вверх - уголочком, а потом еще одну длинную сверху вниз. Напишите две буквы М по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

Специальная артикуляционная гимнастика.

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения, которые они делали на последних занятиях. Для сопровождения гимнастики используются игрушки. Каждое упражнение выполняется 4-5раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну.

III . Итог:

Логопед. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете?

Дети. С буквой М. Она согласная.

Логопед. Какие слова со звуком [м] вы запомнили?

Дети. Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.

Логопед. Из скольких элементов состоит эта буква?

Дети. Из четырех.

Логопед. Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.

Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву М по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Спросите: Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Мышка Морковь Медведь Муравей

МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнеси: МММ.

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.

Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.

Кто больше?

  1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
  2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
  3. Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)

Задание: печатная буква М для дошкольников

  • Рассмотри букву М. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву М.
  • Напиши букву М в воздухе.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел.)

Загадки для детей на букву М

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)

Над рекой, поперек.
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине.
Он ходить позволил мне.
(Мост)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет.
Тогда перестанет.
(Муха)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Рогатый, а не бодается.
(Месяц)

Пословицы и поговорки на букву М

Мир строит, а война разрушает.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

Мало хотеть, надо уметь.

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей…

Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

Что ты, что ты! - испугался мышонок.
- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша…

Веселые стихи про букву М для детей

Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине…
(Е. Благинина)

Запутались
- Смотрите - буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза - прикинула в уме,
Сказала: - Это буква «ме».
Бык возразил: - Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! -
А пес воскликнул:
- Полно вам, не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М…
(А. Шибаев)

Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы!
(Е. Григорьева)

Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья.
Хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок
И букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет -
Испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду,
Навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень.
Вот что значит женский день!
А сестра спросила нас:
- Это будет каждый раз?
(В. Нестеренко)

Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
(Я. Аким)

Маяк
…Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Вдруг - обрадован моряк: загорается МАЯК.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
(В. Маяковский)

Медвежонок Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! - тот ответил.
- Я - медведь!
Я - намедведил!
(М. Яснов)

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз!
(Е. Благинина)

Бедный Мишка заболел
- Мишка много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет.
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный Жадный Мишка
Съел лесной малины Лишка.
(Ф. Бобылев)

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М,
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит -
И все конца ей нет.
(С. Маршак)

Мячик
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
(Г. Виеру)

Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет.
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов) Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Занятие в первом классе по чтению и развитию речи.

Тема: Познакомить со звуками [М], [М’], буквой М м.

Цель: формирование умения правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв.

Задачи:
1.дидактическая: учить правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв;
2. коррекционная: корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
3.воспитательная: воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.

Оборудование: учебник “Букварь” (автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина), иллюстрации (Кремль, Спасенная башня с Кремлевскими курантами, Красная площадь, Собор Василия Блаженного).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране знаний. Чтобы продолжить путешествие мы должны пройти испытание. Мы должны определить является звук гласным или согласным. Давайте вспомним:

На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.) (А Н О У К Т Д И Г Е).

2. Введение в тему

Форматирование новых знаний, умений и навыков

Мы продолжаем путешествовать по стране знаний, где познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Как мычит корова? (Му-Му.)

Какой звук знаком? С каким не работали?

Знакомство со звуками [М] и [М’]

1. Звуковой анализ слов (по рисунку и схеме).

а) Соотнести рисунок и схемы.

2. Выделение звуков [М], [м’] и их характеристика.

М – согласный, твердый звук. [М’] –согласный, мягкий звук.

Какие звуки кладем в корзинку-невидимку. ([М], [М’])

Игра “услышь звуки” (если есть звук [М], [М’] – хлопок в ладоши).

Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

Муравей, медведь, метро, самовар.

Физминутка

Вышли мышки как – то раз, посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре. Мышки дёргнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон, побежали мышки вон.

Игра “Твердый – мягкий”

Задание :

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик )

б) Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло ).

в) Без работы хоть убей
Жить не может… (муравей )

г) На полу скребется… (мышка )
Спит в берлоге бурый … ( мишка )

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки… (мыл )

Чему учит нас этот мальчик Миша?

Итог : С какими звуками мы сегодня познакомились?

Знакомство с буквой [М], [м’]

1. Согласный звук.

[М], [м’] – на письме обозначают буквой М, м’ (-эм)

2. Печатание буквы. М, м’

На что похожа буква М?

Игра “Живые буквы”

Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
(В. Степанов )

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М (эм).
(А. Шибаев )

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем.
(Е. Тарлапан )

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
(Г. Ванюхина )

Чтение слогов

Игра “ Доскажи словечко”

2. Му …Мо …Ма …Мы …Ми …Ме ….

Физминутка

Жила – была бабка, да жила у речки (разводим руки в стороны, как будто плаваем)

Захотелось бабке искупаться в речке, и купила бабка мыло и мочало (сначала одну руку « моем», затем другую).

Эта сказка хороша, не начать ль с начала (руки на поясе).

Работа с учебником

1. Чтение слов в столбиках.

Какие слова из прочитанных называют самыми дорогими?

Почему вы так думаете?

МИр

а) Когда нет войны, дружеские отношения, когда не сорятся.

МИР –

б) Мир – вся земля

Столица – главный город страны.

Назовите столицу нашей Родины?

Рассматривание иллюстрации.

    Кремль

    Спасенная башня с Кремлевскими курантами

    Красная площадь

    Собор Василия Блаженного.

Чтение текста.

Где происходило действие?

Какой это урок чтение или письма?

Что предложила учительница Роме?

Что написали дети?

4. Итог урока.

Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие. Давайте подведем итог этого путешествия.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Конспект урока по развитию речи 2 класс на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Птицы нашей местности. Ворона.

Цель: уточнение и расширение представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет.

Задачи:

    дидактическая: уточнить и расширить представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет;

    коррекционная: корригировать речь, расширить активный словарь, активизировать глагольную лексику учащихся, развивать кругозор учащихся, создать положительную мотивацию к выполнению умственных действий

    воспитательная: воспитание внимательного отношения к окружающей природе, бережного отношения к птицам.

Ход урока

    Организационный момент (дети сидят на местах).

Упражнение на коррекцию речи

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Часики»
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Лошадка»
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

    Введение в тему

Повторение пройденного материала.

Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится? Назовите три осенних месяца.

Какое время года изображено на картинке? Докажите.

Актуализация знаний.

Назовите птиц, изображённых на картинках на доске. На какие группы можно разбить этих птиц? (перелётные и зимующие) Почему они так называются?

Какой зимующей птицы вы не увидели на картинках?

Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,

Как зовут её? …

Ответ: Ворона

Почему вы решили, что это – ворона? (презентация) О какой же птице мы будем сегодня говорить на уроке?

Гимнастика для глаз.

Посмотрим направо, посмотрим налево и прямо посмотрим, поднимем глазки вверх, вниз

3. Изучение нового материала.

Игра «Собери пазлы»

Я хотела поиграть с вами. У меня рассыпалась картинка, её нужно собрать. Но при сборке картинки вы должны назвать части птицы. Я начну, а вы продолжите: это воронье туловище, (воронья голова, воронье крыло, вороний клюв, вороньи лапы, вороний хвост)

Работа по учебнику

Назовите части тела вороны по рисунку на стр.85 учебника

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

Рассказ учителя о вороне (презентация по тексту).

Вороны - это птицы, которые всем нам хорошо известны. Их никто не считает диковинными птицами. Некоторые виды ворон, которых многие считают вредителями, находятся, сегодня на грани исчезновения. Большое количество людей в городах занимаются методичным уничтожением этих птиц.
А ведь на самом деле, если они в природе существуют, значит, это было задумано самой природой. Не зря в древности люди приписывали этой птице могущество, величественность и предвестника перемен. Ворона строит гнёзда из веток на деревьях и выкармливает там своих птенцов, принося им в клюве червяков. Ворона очень полезна в природе - она питается отходами, очищая окружающую среду от мусора и инфекций, уничтожает насекомых и мелких грызунов. Ворона уже давно считается городским жителем, она умеет прекрасно приспосабливаться к любым новым для нее условиям, ее мастерству иногда просто поражаешься. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Эти птицы прекрасно различают людей с учетом получаемых от них пользы или вреда и соответственно ведут себя.

Обобщающая беседа

Что за птица – ворона? (зимующая)

Чем покрыто тело вороны? (перьями)

Какого они цвета?

Чем питается ворона? (отходами)

Какие домики строят вороны? (вьют гнёзда)

Каковы повадки вороны? Как её можно охарактеризовать? (хитрая и ловкая)

Физминутка «Перелётные и зимующие птицы»

По очереди называются птицы, если они перелётные – машут руками, зимующие – приседают.

4.Обобщение.

Работа по учебнику

а) С. 85 №2, расскажите о вороне по плану

б) С. 85 №3, измени слова по образцу

в) Ворона в неволе легко приручается и привязывается к хозяину. Любит проказничать, ее можно научить говорить отдельные слова и фразы. Вороны отличаются своеобразным умом и интеллектом. При правильном содержании, у вас будет очень хороший друг и защитник, который по своей агрессивности в отношении злодея, вполне может заменить сторожевую собаку.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 86, задание 3, восстановить порядок картинок, составить рассказ

6. Итог урока

    С какой птицей мы познакомились?

    Из каких частей состоит тело вороны?

    Чем покрыто тело?

    Какую пользу приносят птицы?

    Как нужно помогать птицам?

Конспект урока письма и развития речи в 4 классе

Тема: «Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения»

Цель: формирование умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать.

Задачи:

    дидактическая: формировать умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать;

    коррекционная: коррегировать и развивать речь, мыслительную деятельность, память и внимание в ходе выполнения операций сравнения, обобщения, классификации;

    коррекционно – воспитательные : воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: рисунки с изображением леса, гриба, муравейника, медведя, березок, схема подлежащего, аудиозапись пения птиц, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Чему вы учитесь на уроках письма?

Ребята, отгадайте загадку:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой,

Скинет с плеч её долой? (Лес)

Сегодня у нас урок необычный. Мы отправимся на прогулку в лес, вспомним, почему в лесу нельзя шуметь, а по дороге узнаем, какое слово в предложении называют главным, и научимся его находить.

Как приятно побывать в лесу, подышать свежим воздухом (рисунок леса на доске).

Ребята, для чего люди ходят в лес?

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

2. Повторение

Пальчиковая гимнастика.

Для того, чтобы руки вас хорошо слушались, и вы красиво писали в тетрадях, выполним разминку для пальчиков.

Цветок”. Руки на локтях, раскрывают пальчики, сжимают.

Красим забор”. Плавные движения кистями рук вверх и вниз.

Гладим кошку”. Плавные движения кистями рук влево, вправо.

Нарисуем солнышко”. Круговые движения кистями рук.

Минутка чистописания

Из нежно-зелёной травы застенчиво выглядывают темно-коричневые шляпки на белой ножке. Красиво, аккуратно напишем стихотворение о грибе.

(На доске иллюстрация гриба и запись для чистописания)

Г г

Гриб растёт среди дорожки –

Голова на тонкой ножке

3. Объяснение нового материала.

Знакомство с главным членом предложения - подлежащим.

Грибы мы с вами увидели. Теперь послушаем тишину (звучит аудиозапись пения птиц). Что услышали? Как поют птицы?

1. На доске открывается предложение: В лесу весело поют птицы.

Прочитайте предложение:

О ком говорится в предложении? (о птицах)

Птицы – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Кто? птицы.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово птицы одной чертой.

2. На доске открывается предложение: На лесной полянке растут стройные березки.

Прочитайте предложение:

О чем говорится в предложении? (о березках)

Березки – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Что? березки.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово березки одной чертой.

Запоминаем: главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? или Что? называют подлежащим.

Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок нал головой. Руки вниз – хлопок другой.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.

Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

4. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

А) Работа с правилом (чтение и заучивание)

Б) Выполнение упр.35 с.67 в тетради.

Самостоятельная работа.

Упражнение в нахождении главных членов предложения (по карточкам).

· На опушке леса серебрится листва молодых березок. Березы – самые красивые деревья нашей родины. Шустрые муравьи бегут в свой домик.

· Дремлют в лесу стройные ели. В густом ельнике звери и птицы пережидают холода и дожди. Даже хозяин леса – бурый медведь – строит свою берлогу под старой елью.

В данных предложениях нужно найти и подчеркнуть подлежащие.

Физминутка игра «Что увидим в лесу?»

Я загадаю вам загадки. Если предмет отгадки можно увидеть в лесу, встаёте.

1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

3. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка)

4. Он в мундире ярком. Шпоры для красы,

Днём он – забияка, поутру – часы. (Петух)

5. Я по дереву стучу, червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

(Слова белка, ёлка, дятел выписываю на доску)

3. Домашнее задание

С этими словами составьте предложения, найдите в них подлежащее.

4. Итог урока.

Кому из вас понравился урок – прогулка? Что нового узнали на уроке? Какое задание было трудным? Что получилось лучше всего?

Относитесь к лесу бережно, будьте наблюдательны. И вы узнаете много-много интересного.

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;

Коррекционно-развивающая

Коррекционно-воспитательная :

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)

Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?

- (Звук [м])

Какой он гласный или согласный?

-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)

Звонкий или глухой?

Назовите слова, в которых есть звук [м]

-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)

Получилась буква М? – Да!

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).

Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)

4. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Игра “Дополни слоги до слов”

    ма- (машина, малина, матрешка, мальки)

    мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

    му – (мусор, муха, муравей)

    мы – (мышка, мышь, мысли)

    ми – (мишка, миска, минута, мир)

    ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)

Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.

Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .

Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?

На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.

Получилась буква М? – Да!

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.

Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.

2. Артикуляционная гимнастика:

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

«Как мычит корова?» - «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка )

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь )

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой - спит,

Летом - ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз )

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха )

4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения

Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.

Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.

Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

А теперь все дружно встали. в кулачки.

Ножками потопали, Выполнять соответствующие

Ручками похлопали. движения.

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали. в кулачки.

Мы немножко отдохнем -

Опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд - смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.



 
Статьи по теме:
Презентация на тему чарльз роберт дарвин Презентация на тему чарльз дарвин биология
ДАРВИН И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Преподаватель химии и биологии Лепешенко Татьяна Ивановна ГБОУ НПО РО ПУ № 61 Г. Новошахтинск Ростовской области Цель урока: Рассмотреть теорию эволюции Чарльза Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основны
Урок-презентация
Анна Горенко (Ахматова - псевдоним, взятый, по собственным словам, в честь прабабушки, татарской княжны Ахматовой) родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Её отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком она
Презентация на тему:
МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова» Новодугинского района, Смоленской области История возникновения театра в России Выполнила: учитель начальных классов Смирнова А.А. д.Торбеево 2016 г. Народное творчество Русский театр зародился в
Презентация по биологии
Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: Биотехнология занимает 2-е место по инвестиционной привлекательности после информационных технологий. Биотехнология (БТ) - дисциплина, изучающая