Философские представления о взаимодействии человека и общества. Представления об индивиде, индивидуальности и личности в истории философии

Социальные качества людей - в широком смысле - вся совокупность черт их психологического, духовного облика, формирующихся под воздействием небиологической природы человеческого существа, а социальных факторов, общественной среды и проявляющихся в их социально значимом поведении, в образе жизни. В том числе в качестве таковых выступают и приобретающие «социальную окраску» проявления человеческой жизнедеятельности, порождаемые в своей основе природными, биологическими факторами. Например, следование людей принятым в обществе (вообще и в конкретном обществе) способам приема пищи, удовлетворения сексуальных потребностей, приверженность к соответствующей обычаям и моде одежде, типам жилища и др. Но большая часть социальных качеств в полной мере, без всяких биологических предпосылок формируется под воздействием совместной жизнедеятельности людей, влиянием общественной среды и различных социальных институтов.

Совокупность С.к.л. можно представить в виде следующей системы (не претендуя на исчерпывающее их перечисление).

  • Интеллектуальные: образованность, т.е. владение в той или иной степени научными знаниями своего времени, приобщенность к иным достижениям духовной культуры, умение обучаться, анализировать и осмысливать явления объективной действительности, способность предвидеть последствия своих поступков и т.д.
  • Мировоззренческие: общие представления о началах, лежащих в основе мироздания и миропорядка, о месте в нем человека и смысле его жизни, чувства веры и надежды и т.п.
  • Нравственные: осознание требований общественной морали - как общих, так и относящихся к отдельным сферам жизнедеятельности (труду, быту, межличностному общению, взаимоотношениям с природой и др.), способность руководствоваться им в своем реальном поведении, чувство долга, социальная ответственность, законопослушность, дисциплинированность, верность данному слову, обязательность.
  • Гражданско-политические: неравнодушие, заинтересованное отношение к проблемам жизни общества, стремление активно участвовать в решении этих проблем (общественная активность), патриотизм, интерес к политической жизни и конкретные политические и идеологические пристрастия, толерантность (терпимость) к новым взглядам, уважительное отношение к представителям других социальных слоев и другим народам, этническим группам.
  • Эстетические: способность эстетически осваивать действительность воспринимать проявление красоты в ней и в искусстве, пристрастия к определенным видам искусства и направлениям в нем.
  • Социально-хозяйственные: трудолюбие, бережливость, хозяйственная предприимчивость, новаторство.
  • Социально-бытовые: коммуникабельность, общительность, чувство долга перед семьей, забота о ней, о ее крепости и благополучии, тактичность в отношениях с людьми.

Есть еще группа С.к.л., которые можно назвать побудительно-поведенческими и которые частично пересекаются с вышеперечисленными, но в значительной мере имеют и самостоятельную значимость: побуждающие людей к деятельности потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, традиционалистские или авангардистские ориентации в эстетических и бытовых пристрастиях, следование требованиям моды и др.

У конкретных людей степень развитости С.к.л. - как отдельных из них, так и всей их совокупности - различна: от высокого уровня до недостаточного и низкого, вплоть до практически полного отсутствия некоторых из них. При этом духовный облик человека нередко бывает внутренне противоречивым: одни С.к.л. у него развиты более или менее сильно, в то время как другие - слабо или вообще отсутствуют.

Слабое развитие или отсутствие некоторых из С.к.л. у значительной массы членов общества, например, эстетических чувств и пристрастий, ориентации на моду, коммуникабельности и т.п., придает определенную «окраску» жизни социума (в рамках общества в целом или какого-то менее масштабного человеческого сообщества), но существенного негативного влияния на эту жизнь не оказывает. Но большинство С.к.л. (уровень образования и культуры, нравственные и гражданско-политические качества и др.) через формирование образа жизни людей оказывают большое воздействие на нее. Поэтому, если у значительных масс людей они оказываются слабо развитыми, это весьма негативно сказывается на функционировании и развитии общества. Тем более, что очень слабое развитие и отсутствие того или иного из этих качеств, имеющих большую социальную значимость, черт духовного облика и поведения человека оборачивается ее противоположностью, что придает соответствующему проявлению жизнедеятельности личности асоциальный и даже антисоциальный характер. Отсутствие интереса к политике и политической активности оборачивается аполитичностью, отсутствие законопослушности - противоправным, вплоть до преступного поведением, слабые нравственные устои - безнравственностью, непорядочностью, толерантности - расовой, национальной, религиозной нетерпимостью и т.д.

С.к.л. формируются всем укладом общественной жизни, ходом объективных процессов функционирования и развития общества, семейным воспитанием и влиянием среды ближайшего социального окружения. Вместе с тем в их формировании и развитии большую роль играет целенаправленная деятельность различных социальных институтов - государство, общественно-политических организаций, образовательных учреждений, СМИ. Формирование и развитие С.к. людей образует особый комплекс задач социальной политики, даже если в конкретных социально-политических обстоятельствах соответствующие задачи не формируются в документах, определяющих содержание социальной политики. Это вытекает из фундаментальных теоретических представлений о ее сущности. Главное назначение этого направления политики - обеспечивать решение социальных проблем. А к ним относятся не только негативные явления в условиях жизни людей (на преодоление чего в большей мере оказывается направленной социальная политика), но и в образе их жизни, т.е. в содержании жизнедеятельности, что непосредственно детерминируется тем, каков характер присущих массам членов общества С.к.л.

Социальная политика может воздействовать на формирование и развитие С.к.л., непосредственно используя механизмы социального управления, следующими способами. Она задает ориентиры воспитательной работе, осуществляемой различными социальными институтами. Эту роль осуществляет социальная политика не только государства, но и различных партий и других негосударственных общественно-политических организаций. Поэтому ориентиры задаются в чем-то различающиеся между собой, поскольку различной является идеология этих организаций. И направленность государственной социальной политики также может зависеть от идеологии, если ею руководствуется государственная власть.

Социальная политика обеспечивает создание условий, которые способствуют формированию тех или иных С.к.л., условия для получения людьми образования, для их культурного развития, упрочения здорового образа жизни в быту и т.д.

В рамках реализации социальной политики используются такие механизмы социального управления, как «образцы поведения» (patterns), ориентируя на которые оказывается возможным формировать у людей полезные для жизни общества С.к.л. Например, если социальными институтами культивируются как достойные всемерного общественного признания и подражания образы людей, социально и политически активных, патриотов, высокообразованных, преисполненных чувства долга, ведущих здоровый образ жизни и т.д., это способствует формированию у многих людей соответствующих С.к.л.

Человек представляет собой единство биологической и социальной природы. Как и все живое, он рождается и умирает, добывает себе пропитание, обустраивает свое жилище, оставляет после себя потомство. Но в отличие от животных, для человека характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), в котором участвуют не только ныне живущие, но и ушедшие поколения. Это взаимодействие (культура) и определяет собой формы и способы жизнедеятельности (то есть социальные, экономические, семейные, политические религиозные и проч. отношения) человека. Представители разных социологических школ по-разному определяют соотношение биологического и социального в человеке (например, с точки зрения социал-дарвинизма жизнь человека определяют факторы биологической жизни: борьба за существование, естественный отбор и т.д., а с позиций марксистской социологии конкуренция и вражда между людьми порождаются социальными отношениями, поэтому при определенном общественном устройстве они могут исчезнуть).

Человек – общее, родовое понятие. Им обозначается каждый, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами. Индивид понимается как единичный конкретный человек. Индивидуальность определяют как социальную неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды и отличает одного индивида от другого.

Понятие личность подчеркивает неприродную сущность человека и индивида и означает субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

В социологии личность определяется двояко:

1) это системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении,

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.



На формирование личности оказывают влияние следующие факторы (по С.С. Фролову):

1. биологическая наследственность;

2. физическое окружение (климатические условия, природные ресурсы);

3. культура;

4. групповой опыт (окружающие люди);

5. уникальный индивидуальный опыт.

1. Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.

2. Физическое окружение . Некоторые исследователи (Аристотель, Гиппократ, Г.В.Плеханов, Л.Н.Гумилев) считали, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климатических, географических особенностях и природных ресурсах.

Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.В связи с этим можно сказать,что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

3. Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт приме нения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране.

4. Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями.

5. Уникальный индивидуальный опыт . Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологический фактор, физическое окружение и культура, но главными, по мнению социологов и психологов, все-таки, является наследственность, групповой и уникальный индивидуальный опыт.

Ч. 1
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Документальные фильмы
Безумные учителя

Франция. 1955, 36 мин., цвет

Реж. Жан Руш

Снятый за один день, фильм показывает ритуалы одной религиозной секты. Последователи культа Hauka, идущие из Нигера в Аккру (столица Ганы) собираются на главную ежегодную церемонию.

А дольше всего продержалась душа... Памяти Мариса Лиепы

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1990, 50 мин., цвет

Реж. С. Раздорский

Рассказ о трагической судьбе одного из выдающихся танцовщиков ХХ века Мариса Лиепы.

А что, если…

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1988, 20 мин., цвет

Реж. Лебедев О.

Дом № 10 на Большой Садовой - уникальный памятник истории и культуры. В нем жили Шаляпин, А.Толстой, Есенин, Катаев, Паустовский, Булгаков. Этот дом стал местом паломничества юных поклонников творчества Булгакова - у ребят родилась идея создать музей Булгакова.


Апельсин

Россия. 2002, 23 мин., цвет

Реж. Беляускене Наталия

Один день из жизни девушки-актрисы, танцовщицы и постановщицы современных танцев.


Апостол любви

Россия, Независимая кино видео компания. 2004, цвет

Реж. Валентина Матвеева

О выдающемся православном проповеднике Митрополите Сурожском Антонии. Почти полвека он возглавлял Русскую Православную Церковь в Англии.


Батюшка

СССР, Украинская студия хронико-документальных фильмов. 1989, 30 мин., цвет

Портрет Н.Н. Гасицы - человека сложной судьбы, фронтовика, боевого офицера, инженера-строителя - в прошлом, а сегодня священнослужителя.

Без слез

Россия. цвет

Реж. Александр Акулов

Фильм рассказывает о протодиаконе Борисе Крамаренко, ветеране ВОВ.

Бис-15

ООО Студия Телемост при участии АНО Интерньюс. 2005, 15 мин., цвет

Реж. Александр Муругов

«Фильм рассказывает о шахтерах, которые поют в хоре. Нонсенс? Шахтеры должны рубить уголь, выдавать руду, а они поют, причем – трезвые, - говорит один из авторов фильма «15 БИС», режиссер Александр Муругов. Да, они были лишены понимания категории высокого искусства. Родительское воспитание, двор, школа им этого не открыли. И вот, став взрослыми, они пытаются открыть для себя этот мир... из своего подземелья».


Богом Данная

Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня. 2004, 60 мин., цвет

В скорбные времена Господь воздвигает людей с непогрешимой совестью, облекает их силой чудотворения и ставит на виду у всех, чтобы светили они нам всем.

Будешь драться

СССР, Центральная студия документальных фильмов. 1990, 70 мин., цвет

Реж. М. Войнов

Вадим Туманов - человек трудной и интересной судьбы. Невинно осужденный в сталинские годы, он испытал на себе все ужасы ГУЛАГа. Будучи председателем золотодобывающей артели "Печора", Туманов сумел вывести ее в передовые. Однако после "разоблачительной" не подтвержденной фактами статьи "О порочном методе работы" Туманова артель расформировали.


Был. Есть. Буду.

СССР, Белорусьфильм. 1990, 50 мин., цвет

Реж. Ю. Цветков

О жизни и творчестве белорусского писателя Владимира Короткевича, пик творчества которого пришелся на период "застоя".

В мир горний

СССР, Ленинградская студия документальных фильмов. 1990 , 30 мин., цвет

Реж. А. Павлович

Притча о поисках путей нравственного очищения человека в сегодняшней суетной и напряженной жизни. Сюжет строится вокруг процедуры пострижения в монахи молодого мужчины, нашего современника.

Вешки над водой

Россия, Центр-Студия национального фильма. 2005, 52 мин., цвет

Реж. Борис Лизнев

Тихую жизнь небольшого провинциального городка изредка взрывает музыка духового оркестра. Здесь, в российской глубинке, все еще живут люди, для которых честь, совесть, доброта - не пустые слова.

Вместе с Макаренко

СССР, Киевнаучфильм. 1987, 50 мин., цвет

Реж. Анатолий Борсюк

Монолог выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко про прекрасный мир человека.


Во все дни

Белоруссия. 2008, 31 мин., цвет

Реж. Михаил Ждановский

Вот уже много лет самодеятельный художник Анатолий Кузнецов несет добровольное служение в урочище Куропаты – месте гибели жертв политических репрессий 30-40 –годов 20 столетия.

Восхождение

Россия, "Отчий дом". 2003, 26 мин., цвет

Реж. Елена Шаталина

Героине 100 лет. С 28 лет она - тайная монахиня. По благословению духовного отца она всю жизнь проработала в институте туберкулеза, стала профессором, побывала во многих странах мира и свою профессию воспринимала, прежде всего, как служение Господу.


Горланова (режиссерский вариант)

Новый курс. 2001, 34 мин., цвет

Реж. Романов Алексей

Фильм-портрет Нины Горлановой, неприхотливой гражданки и самобытной писательницы из Перми.


Горланова или Дом со всеми неудобствами

Новый курс. 2001, 30 мин., цвет

Реж. Романов Алексей

Жизнь пермской писательницы Нины Горлановой столь же своеобразна, сколь и ее творчество.


Дом деда Володи

2003, 33 мин., цвет

Реж. Ротенберг Владимир

Пятидесятилетний Владимир Решин, потеряв свой дом в пожаре, перебрался жить под землю, в нору, с земляным полом и стенами, где нет окон, а дверь - это люк. Он пишет стихи и с чувством их читает!


Костя Цзю. Быть первым!

Россия. 2004, 52 мин., цвет

Реж. Наталия Гугуева, Аркадий Коган

Костя Цзю родился 19 сентября 1969 года в России на Урале в городе Серов - промышленном городе с населением в 100.000 человек. Костя был очень активным ребенком и внушал некоторые опасения. Отец Кости забеспокоился о том, что сын может вырасти в хулигана, и отправил Костю в боксерский зал. Костя оказался очень одаренным мальчиком и вскоре побеждал гораздо более старших своих противников. Он привлек к себе внимание и начал путь в большой бокс. Костя проводил по 250 дней в год в лагере и к 21 году он уже побывал в 30 разных странах. Благодаря усердию он попадает на Олимпиаду и становится чемпионом мира. У Кости был великолепный тренерский штаб и в 1995 году он выигрывает пояс IBF в США. В 1997 году он теряет свой пояс в поединке с Винсом Филлипсом и это в корне меняет его жизнь: после поражения он остался один – без контрактов, команды, веры в него как чемпиона. Но Цзю проявил невиданный характер - он смог вернуться снова на ринг и стать АБСОЛЮТНЫМ чемпионом мира.


Летние дожди

Россия. 2003, 31 мин.

Реж. Эйснер Владимир

О детстве, дружбе, становлении характеров.


Любви верна

Киевнаучфильм. 1984, 20 мин., цвет

Реж. Лосев С.

О трагической судьбе княгини Натальи Борисовны Шереметьевой, в замужестве Долгоруковой.

На войне маленьких не бывает. ф.1

СССР. 1988, 30 мин., цвет

Надежда

Реж. Валентина Матвеева

О тяжело больной женщине, которая нашла дорогу к Храму.


О любви

Россия. 2003, 26 мин., цвет

Реж. Шахвердиев Тофик

В школе, где дети с физическими недостатками учатся вместе со здоровыми детьми, есть девочка Женя без рук и мальчик Женя, который не может ходить. Но эти дети не чувствуют себя несчастными, у них такие же проблемы, как у их обычных сверстников. И главное, они окружены любовью и сами готовы дарить любовь.

Осенний свет

Россия. 1995, 30 мин., цвет

Реж. Шиллер Юрий

В далекой Сибирской деревушке живет семилетний мальчик. Он рассказывает нам о том, что он думает о мире и о жизни. Теплый, трогательный рассказ о маленьком школьнике, у которого есть очень много вопросов о мире, есть мама, которой он эти вопросы задает, есть друзья, с которыми так приятно поговорить о серьезных вопросах мироздания, есть проблемы, из-за которых бывает очень грустно, есть очень-очень много мыслей о жизни, природе и морали.


Папоротников цвет

Россия. 1995, 30 мин., цвет

Реж. Анчугов Андрей

Фильм о деревенском мужике, легендах, поверьях. Фильм о мужской дружбе, сроком в тридцать лет. Герой фильма Тимофей Николаевич Исыпов ищет папоротников цвет - мечту, чтобы сделать много добрых дел, отвести беду от людей, помочь им. И вот, Ильин день, надо вновь отправляться на поиски.


Полное погружение

Россия, Санкт-петербургская студия документальных фильмов. 2005 , 26 мин., цвет

Реж. Киселев Александр

Погружение плавательного аппарата маленькой подводной лодки неизвестной конструкции. Сооруженная гражданином Пучковым с целью выхода в открытое море была изъята до выяснения степени угрозы государственной безопасности. Бывший афганец Михаил пытается сбежать от современного общества. Он придумывает себе опасное хобби: строит подводную лодку и ищет уединения в мутных водах Финского залива. Но постепенно увлечение превращается в смысл жизни.

Полночь и вновь рассвет

Реж. М. Войнов

Фильм рассказывает о замечательной художнице-кукольнице Елене Владимировне Берданосовой, работавшей над развитием классического направления в кукольном театре. Смысл жизни художника и цели творчества.

Пора домой

Россия, АНО Киностудия «Гранат». Лавр 2008, 26 мин., цвет

Реж. Е.Демидова

Фильм о простой человеческой любви в многодетной семье. Глава семьи – Григорий Бабанин, прошел Чеченскую войну и сумел сохранить душевное тепло, которое он дарит своим детям, а их 16 человек, и все приемные.

Портфолио шамана

Россия. 2000, 10 мин., ч/б

Реж. Казанкина Марина

Авак Авакян отказался от внутреннего диалога, рефлексии и начал исполнять органную музыку "психоделического воздействия". Он воплощает собой миссию шамана - сохранять равновесие между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.

Последний шаг

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1990, 30 мин., цвет

Реж. Г. Попов

О трагической судьбе студента Игоря, покончившего жизнь самоубийством. Внешне его жизнь складывалась благополучно. Однажды Игорь "просчитал" свое будущее, понял, что не состоялся как личность. Решив, что в его дельнейшем существовании отсутствует целесообразность, он решил оборвать ее.

Потоп

Россия. 2003, 27 мин., цвет

Реж. Халина Мария

Сергей Мосиенко - художник и журналист - пытается возродить идею, которой уже очень много лет: Дельфиниану Семена Кирсанова - рок-спектакль. По ходу фильма он рассказывает и свою историю, историю своей семьи. "Самое большое несчастье в жизни человека - его несбывшаяся мечта... или сбывшаяся".


Почему мы провославные

Россия. 1998, 78 мин., цвет

Реж. Александр Александров

На вопросы о духовной жизни отвечают: профессор Алексей Ильич Осипов, игумен Нектарий, митрофорный протоиерей Николай Гурьянов.


Прикосновение (с англ. субтитрами)

СССР. 1988, 30 мин., цвет

Реж. Арлаускас Альгис

Герой фильма потерял зрение в три года, а после и слух. Он показывает нам фотографии из своего семейного архива. Но вот мы видим мальчика - Алешу Живагина. Он тоже до болезни развивался нормально, но потом потерял и слух, и зрение. Душевные переживания героя, необходимость выбора, соблазн уступить слабости.


Продавец крови

Россия, ЗАО «телекомпания РЕН ТВ». Лавр 2008, 48 мин., цвет

Реж. Елена Погребижская

Фильм о смерти, точнее о том, какой выбор совершает человек на грани жизни и смерти. Писатель Игорь Алексеев живет в Саратове. Раз в неделю вывешивает статью в персональном блоге на сайте ВВС. « Меня зовут Игорь Алексеев. Родился в 1959 году. По профессии писатель. Писателем меня сделала болезнь».

Проживу до ста лет!

Россия. 2003, 23 мин., цвет

Реж. Елькина Юлия, Мазурова Юлия

Документальный фильм «Проживу до 100 лет!» - это калейдоскоп характеров, московская сага о мимолетности человеческой жизни, это современный документ о намерениях людей жить и быть счастливыми. Что не дает нам сделать то, чего мы по-настоящему хотим? Добредем ли до старости мудрыми или несчастными? Идеальная любовь и идеальная старость - не детская сказка, а наша внутренняя проекция будущего. Фильм, сделанный в технике spy cam (шпионская камера) – показывает реальную жизнь московских улиц. На визуальный план наложен рассказ, составленный из 23 интервью людей разного возраста, социального положения, мировоззрения.


Профессионал

Россия. 1999, 26 мин., цвет

Реж. Быченко Светлана

Герои фильма: Евгений Монах - бывший киллер, бывший заключенный, ныне писатель, автор популярных детективов и его мама Нина Васильевна - Заслуженный учитель РСФСР.


Прыжок

Россия, ВГИК. Лавр 2008, 10 мин., цвет

Реж. Таисия Решетникова

Фильм о выборе в жизни. Любое значительное решение может в корне изменить нашу судьбу. А что, если тебе всего 16, и от тебя зависит жизнь другого человека? Только стоя на краю пропасти, можно осознать, что тебе по-настоящему дорого.


Русская женщина Светлана Сидорова

Россия, Продюсерский центр неигрового кино и телевидения. 2007, 26 мин., цвет

Реж. Татьяна Соболева

Про нелегкую долю русской женщины и про одиночество. Наши мамы и бабушки, выстоявшие войну, вынесшие нужду и голод, работавшие на мужских тяжелых работах и сохранившие при этом оптимизм… Про них этот фильм.


Самый трудный барьер

СССР, Леннаучфильм. 1988, 50 мин., цвет 1

О роли человеческого фактора в преодолении стереотипов мышления.

Слово о человеке

СССР, Украинская студия кинохроники. 1990, 30 мин., цвет

Реж. П. Волошин

Фильм о Порфирии Иванове, при жизни ставшем легендой, 50 лет прожившем в слиянии с природой и призывавшем всему у нее учиться.

СССР-Россия-транзит

Снега. 2005, 52 мин., цвет

Реж. Андрей Титов

Трое провинциальных мужиков в поисках смысла жизни. Один видит свое призвание в коллекционировании раритетов рухнувшей империи, другой - в создании помещичьей усадьбы, третий - в оказании космической помощи землянам. Каждый блуждает по-своему.

Судьбе завистливой назло

СССР, Ростовская студия кинохроники. 1989, 30 мин., цвет

Фильм посвящен жизни и творчеству Николая Островского, имя которого овеяно мифами. Отстраняясь от сложившегося образа, авторы фильма пытаются создать правдивый портрет живого человека.
Сура о человеке

Северо-Кавказская студия кинохроники. 1989, 21 мин., ч/б

Реж. Магкеева Л.

Трагическая судьба дагестанца Г. Кебедгаджиева в годы сталинских репрессий

Счастливчик

Россия, Пермь. 2003, 26 мин., цвет

Реж. Погребной Алексей

Роман Щипан считает себя счастливчиком – ведь он мог и не родиться. Врачи спасли его, но остались последствия родовой травмы – детский церебральный паралич. Роман работает разносчиком газет, а в свободное время пишет стихи. Несмотря на все трудности жизни, он сохраняет оптимизм и верит, что счастье приходит к тому, кто его ждет.

Танцующие в оковах

АНО Киностудия "Гранат". 2005, 26 мин., цвет

Реж. О.Буряченко

Фильм о дублерах, точнее о людях и их мечтах.


Тёзка

Россия-Франция. 2002, 20 мин., цвет

Реж. Николай Хомерики

Притча об одиночестве и страхе смерти.

Феномены

СССР, Леннаучфильм. 1990, 50 мин., цвет

Реж. Э. Короленко

Это время породило огромное количество экстрасенсов, появилась своего рода мода на них. В фильме участвуют А. Кашпировский, Д. Давиташвили, Автандил Ломсадзе, Сергей Вронский, Владимир Райков и рассуждают о человеке, его жизни, предназначении, возможностях.

Флешбэк. Оглянись у порога (Flashback!)

Studija EFEF ("Frank-film"), KAUPO Filma (Рига). 2002, 105 мин., цвет

Реж. Герц Франк

Герц Франк: "Внутренняя жизнь человека, вечные вопросы – любовь, рождение, смерть, судьба – всегда меня привлекали. И меня всегда терзало сомнение: а имеем ли мы, режиссеры-документалисты, право выставлять напоказ жизнь других людей… А потом я сам оказался в подобной ситуации. Моя жена смертельно заболела, а мне пришлось перенести операцию на сердце. Я готов был послать все к чертям. Но страсть к документальному кино пересилила. Я направил на себя камеру и оглянулся в прошлое – Flashback! – на свои фильмы, на свою жизнь, на свой крошечный родной городок Лудза в Латвии, туда, где все началось… Это был свободный полет: Рига – Москва – Нью-Йорк – Иерусалим… И не важно было, что произошло прежде, что потом. Ведь все происходило внутри меня…"


Фундаменталист

Россия, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург. 2003, 39 мин., цвет

Реж. Евгений Григорьев

Никита Поздеев – молодой ученый. В своей питерской коммуналке он расшифровывает человеческий геном. По одной из версий, люди – не более чем живые контейнеры для хранения в себе определенного вида ДНК. Возможно, лишь с этой целью мы и существуем. Возможно, «кислота» и создала нас. И все остальное. А любовь, любовь - это просто так. Для того чтобы нам не было совсем скучно. Но разум когда-нибудь победит.

Человек апреля

Россия, Студия Телемост. 2007, 39 мин., цвет

Реж. Дмитрий Лавриненко

Антон родился в апреле 1985 года. Отца не знает. Мать хотела оставит его в роддоме. Воспитала Антона слепая бабушка. Сейчас Антон заканчивает Консерваторию и пишет музыку.

Человек после человека (Мать Мирра)

СССР, Леннаучфильм. 1991, 50 мин., цвет

Реж. Н. Хотулева

Фильм о философском учении, утверждающем, что человек не является последним звеном земной эволюции, основанном индийцем Шри Ауробиндо и француженке Мирре Алфассо.

Человек фантазирующий

СССР, Леннаучфильм. 1987, 20 мин., цвет

О месте фантастики в системе человеческих знаний и представлений о мире.

Человек, который запряг Идею

Новый курс. 1993, 30 мин., цвет

Реж. Павел Печенкин

Забавная история о странном человеке, живущем в избе без стекол и печи, но с двумя лошадьми, старухой-сестрой, собаками, кошками и прочей живностью. Его можно назвать Диогеном, тем более, что он любит больше пофилософствовать, чем поработать. Однако он добр и мудр. И вряд ли нужны ему какой-то другой комфорт и другое окружение. Например, оказывается, что в лошади, которую зовут Идея, живет душа его родной матери.


Четвёртое измерение

Россия. 1998, 28 мин., цвет

Реж. Владимир Эйснер

Он видит свои изобретения во сне. Андрей Шаронов живет в сибирской глубинке и убежден, что мир одновременно существует в прошлом, настоящем и будущем.

Чифир для гения

Россия. 2002, 28 мин., цвет

Реж. Насенкова Светлана

Как начать жизнь после тюрьмы главный герой фильма, музыкант, художник, изобретатель, ценитель прекрасного, знает на собственном опыте. Теперь он может помочь другим заключенным найти свою Идею и свой путь в жизни. Разговор с академиком РА естественных наук, доктором физико-математических наук Виктором Ивановичем Петриком.


Чтобы не было мучительно больно

СССР, Центральная Студия Документальных Фильмов. 1989, 50 мин., цвет

Рассказывая о том, как трудно сложилась судьба ученого-океанолога Н. Н Гаркалиной, авторы картины рассуждают о том, как порой нелегко бывает человеку, сказавшему новое слово в науке, преодолеть косность и ханжество своих коллег.

Этот непонятный Галимзянов

СССР, Казанская студия кинохроники. 1990, 30 мин., цвет

Азгат Галимзянов - казанский возчик. Оказывая себе даже в самом необходимом, он переводит заработанные деньги на счета детских домов, в Фонд Мира, в Фонд пострадавших при Чернобыльской аварии.

Художественные фильмы

Вертикаль

СССР, Одесская киностудия художественных фильмов. 1966, 77 мин., ч/б

Реж. Станислав Говорухин, Борис Дуров

Группе альпинистов, идущих на штурм непокоренной кавказской вершины, пика Ор - Тау, послан сигнал о немедленном возвращении: надвигается грозовой циклон. Связист скрывает от товарищей это предупреждение, и они оказываются в критической ситуации. Трагедии удается избежать только благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов.


Вундеркинд

Польша, Канада. 1990, 90 мин., цвет

Фильм, снятый в гротескно-фантастическом жанре, рассказывает удивительную историю тринадцатилетнего подростка, у которого неожиданно появились сверхъестественные способности.
Древо Желания

СССР, Грузия-фильм. 1977 , 110 мин., цвет

Реж. Тенгиз Абуладзе

Поэтическая драма по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Не выдержав разлуки с любимой Маритой, которую старейшины выдали замуж за богача, Гедиа возвращается в родное село. Их встреча пробуждает прежнюю любовь. Но старейшины вмешиваются в судьбу молодых героев и наказывают их. Мариту сажают на осла и везут по деревне. Не выдержав позора, девушка умирает. Погибает и Гедиа. Как будто в память о влюбленных распускаются красные цветы граната.


Живёт такой парень

СССР, Киностудия детских и юношеских фильмов им. Максима Горького. 1964, 100 мин., ч/б

Реж. Василий Шукшин

В общем-то он обыкновенный парень - шофер Пашка Колокольников. Живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается с самыми разными людьми. Но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым, только если вокруг всем хорошо. Собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других людей. Ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит.


Комиссар

СССР, Киностудия детских и юношеских фильмов им. Максима Горького.

110 мин., ч/б, 1967

Реж. Александр Аскольдов

Фильм поставлен по мотивам рассказа Вас. Гроссмана «В городе Бердичеве». Главная героиня - комиссар Клавдия Вавилова - силою обстоятельств должна стать матерью в разгар боевых действий на Украине. В этой сложной ситуации она находит поддержку и приют в семье нищего ремесленника Ефима Магазанника, отца огромного семейства.
Легенды Риты

Германия, Bavaria Media. 2000, 98 мин., цвет

Реж. Фолькер Шлендорф

Западная Германия. 70 - е годы. Время, отмеченное духом анархии и бунта. Безумная волна новой свободной жизни выплеснула на поверхность левое движение - `красные бригады`. Рита Фогт - одна из активных участниц террористических операций новоявленных борцов за всеобщее счастье с длинными волосами и дикой мешаниной из Маркса, Хендрикса и Че Гевары в головах. Но, как и большинство ярких политических веяний, движение `красных бригад` вскоре потерпела крах. Спасаясь от преследования властей за совершенные террористические акты, в том числе и с человеческими жертвами, Рита с помощью агентов `Штази` находит убежище в Восточной Германии. Вкушая все прелести жизни в первом социалистическом государстве на немецкой земле, Рита получает от `Штази` различные легенды - фальшивые биографии - по мере того, как ей приходится переезжать с места на место, опасаясь разоблачения... Казалось бы, прошлое кануло в Лету и тайна Риты никогда не раскроется. Однако никому еще не удавалось убежать от судьбы, и однажды новый мир надежд должен обрушиться в бездну, увлекая за собой своих несчастных жертв.


Начало

СССР. 1970, 87 мин., ч/б

Реж. Глеб Панфилов

Это рассказ о Паше Строгановой, девушке с фабрики, живущей в заштатном Речинске. О ее любви, принесшей больше горечи, чем радости. О ее вере в свое актерское призвание и судьбе, даровавшей ей, исполнительнице роли Бабы-Яги в самодеятельном театре, возможность сыграть в "большом кино" героический, цельный и чистый образ "жаворонка Франции" - Жанны Д"Арк.


Опять надо жить

Россия, Донфильм. 2000, 80 мин., цвет

Реж. Василий Панин

Драма по мотивам рассказа А.Платонова "На заре туманной юности". Действие фильма происходит в конце гражданской войны. Юная Ольга в один день теряет родителей, умерших от тифа. Помня о словах, которые часто повторяла мать: "Опять надо жить", девчонка настойчиво и трудно ищет свой путь в жизни. Пойдя по стопам отца, работавшего машинистом на паровозе, она поступает на железнодорожные курсы. Ольга проявляет живой интерес ко всему, связанному с железной дорогой, и учится управлять паровозом. Развязка фильма драматична: рискуя собственной жизнью, Ольга предотвращает крушение поезда с красноармейцами.


Пробуждение

Россия, Ленфильм. 2006, 80 мин., цвет

Реж. Станислав Лебедев

История из жизни мальчика, который остался круглым сиротой после смерти деда, сбежал из дома, скитался с беспризорниками – и все это время мечтал стать танцором. Мечта удерживала его "на плаву" и вернула к нормальной жизни.

Садовник

СССР, Ленфильм. 1987, 101 мин., цвет

Реж. Виктор Бутурлин

История героя, вырастившего яблоневый сад - реальная судьба и обобщенный образ человека, живущего для людей.

Урод

Россия, Экран, Караван. 1993, 90 мин., цвет

Реж. Роман Качанов

В одном из московских роддомов роженица принесла необыкновенного младенца, заговорившего с первых минут своего появления. Тридцатилетний с виду парень научился писать и читать за два дня. Прочитав несколько классических детективов, герой начал жить по писанным правилам.


Человечки

СССР, Грузияфильм. 1978, 10 мин., цвет

Реж. Бондо Шошитаишвили

Мультипликационный фильм для взрослых. Два юмористических сюжета: о человеке, который рубит сук, на котором сидит и о том, что мир всегда лучше ссоры.
ч. 1

Тема 1. «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе».

План

1. Философские представления о социальных качествах человека. Природа и сущность человека.

2. Проблема познаваемости мира. Основной закон философии.

3. Общение. Свобода, как условие самореализации личности.

4. Деятельность и её формы.

5. Общество, как сложная система.

1.Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости ) - особая форма познания мира. К задачам философии относится изучение всеобщих законов развития общества, изучение самого процесса познания, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично - материя или сознание?» и другие.

Проблема происхождения человека - вечно волновала человечества. В науке (философии, биологии, физиологии, психологии и др.) нет единого мнения на этот счёт.

Теория происхождения человека путём эволюции (дарвинизм) называет человека результатом развития от простых форм к сложным под воздействием окружающей среды.

В настоящее время в целом существует три основных версии происхождения человека.

Версия 1. Божественная. Изложена во всех священных Писаниях.

Доказательства: Семь этапов становления вселенной, мужское начало первично относительно женского, химический состав человеческого тела соответствует каолину (фарфоровая глина) и др.

Версия 2. Инопланетная. Человек гость на земле.

Доказательства: человек обладает правом свободного выбора, очевидны несовершенства строения человеческого тела. Земное притяжение порождает не характерные для животных заболевания (артериальное давление, болезни опорно-двигательного аппарата и др.).

Версия 3. Эволюционная. Дарвинизм.

Ч.Дарвин (1809 -1882)- английский естествоиспытатель и путешественник .

Эволюция (лат.) – медленное, постепенное развитие, изменяемость живых организмов под воздействием окружающей среды

Антропогенез (греч .)– процесс развития человека как вида от простых человекообразных форм к сложным формам.

Социальный дарвинизм – социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование в природе (выявлен Ч. Дарвином), распространяется на отношения в человеческом обществе. «Выживает сильнейший».

2.5 млн. лет – homo habilis

1 млн. лет - homo erectus

150 тыс. лет – homo sapiens

38-40 тыс. лет – homo sapiens sapiens (человек современный)

Антропогенез

Роджер Патэрсон 1967 г. (видео) произвёл киносъёмку

человекообразного существа на территории Северной Калифорнии в каньоне Блаф – Крик. Существо получило прозвище «снежный человек».

По внешним биометрическим показателям «снежный человек» соответствует параметрам Homo sapiens , который жил на земле 65 тысяч лет назад.

видео

Отличия человека от других живых существ:

Человек – существо, принадлежащее к двум разным мирам – природе и нравственности.

Человек способен управлять собственными инстинктами.

Человек – существо социальное (не способен выживать в одиночку)

Человек существо «многопрограммное»

Человек способен изготовлять орудия труда.

Человек имеет духовные потребности.

Человек имеет понятия добра и зла.

Врождённые качества человека называются – способности, талант и гениальность.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Талант – высшее проявление способностей.

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Гениальность связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Творчество – процесс создания нового.

Приобретённые качества человека формируются в ходе жизненной практики. А так же в процессе образования, воспитания и обучения.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный

носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

Личность – социальный (общественный) облик человека. Совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях, например, роль сына, (дочери), коллеги по работе, соседа по квартире и т.д. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются

соответствующие черты характера, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Характер - совокупность психических свойств отдельного человека.

Формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.

На вопрос обществознпние. билеты заданный автором Ерлан Эгенбердиев лучший ответ это Билет №7
2) Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Одним из первых развернутое определение социального института дал американский социолог и экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.
Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.) , которые образуют институциональный порядок.
В социологической отечественной литературе социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Согласно социологу С. С. Фролову социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
По мнению социолога М. С. Комарова, социальные институты представляют собой ценностно - нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.
Если суммировать все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:
- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
- формальную и неформальную организацию;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Социальный институт - это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты - учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.
Социальный институт - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках.
Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые) . Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.



 
Статьи по теме:
Учет резервов предстоящих расходов Что отражается по кредиту счета 96
Резервы предстоящих расходов. Прочие доходы На дату окончания отчетного периода: Не использованный в течение периода остаток резерва списываются обратно на источник его (резерва) образования; Проводится на основании бухгалтерской справки. Такой же провод
Зарплаты врачей в россии
Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».Кому п
Предельные величины и расчетные размеры пособий
Расчет пособия по беременности и родам зависит: от сотрудницы; от величины базы для начисления страховых взносов в ФСС России. Это следует из части 3 статьи 11, части 3.2 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Страховой стаж для расчета пособ
Как узнать задолженность у судебных приставов
Некоторые должники и не догадываются о том, что за ними числится задолженность. Причиной этому могут служить совершенно разные факторы, например чаще всего почтовые службы не исполняют свои обязанности должным образом, и уведомления о наличии долгов не пр