Что такое классный час? Функции классного часа Что такое помощь классный час

Понятие классного часа Обобщенное понятие классного часа: Классный час (Час классного руководителя) – это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают активное участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. «Классный час - это форма воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время».


Понятие классного часа Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова) Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разно- образные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)




Функции классного часа Просветительская - классный час расширяет круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.


Функции классного часа Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит, способствует выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.




Функции классного часа Формирующая - классный час формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения. Способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе.


Типы классного часа Информационный классный час Цели: формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; формирование своего отношения к происходящему; развитие исследовательских умений.






Типы классного часа Нравственный классный час Цели: просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.).


Формы классного часа классное собрание; беседа (этическая, нравственная); диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии, КВН; интерактивные игры; игры – путешествия; театральные премьеры; Тренинги; читательские конференции и др..


Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей, профессионализма педагога! Формы классного часа


Основные компоненты классного часа Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни. Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно-деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.


Подготовка классного часа может строиться по плану: определение темы разговора с обучающимися; формулировка целей и задач классного часа; подбор необходимого материала и оборудования; создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между ними; определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме.






Заключительная часть (10 минут) Важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса. Может быть больше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса, но не более 10 минут, чтобы не затмить «смысл» впечатления от основного содержания классного часа. Технология проведения классного часа


Анализ классного часа Выделяют две стороны анализа: Первая сторона - это совместный анализ учителя с воспитанниками (рефлексия). Другая сторона - это педагогический анализ: Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы. Что? – цель. Как? – методы, формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние обучающихся. Удачи, трудности. И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы.


Критерии оценки классного часа. Соответствие структуры, форм организации классного часа его целям, задачам, возрастным особенностям обучающихся; использование нетрадиционных форм и приемов для развития личности ученика; использование активных форм воспитательной работы; уровень подачи подготовленного материала школьникам; внимание, активность обучающихся на различных этапах мероприятия; взаимоотношения педагога с обучающимися.


Советы по проведению классного часа От предметной информации к оценке информации; от общих оценок к развернутым суждениям; внимание к выступлениям обучающихся; акцент на важных моментах; размышления вместе с детьми; совместный поиск решений проблемы; учет психологических особенностей восприятия материала обучающимися (слабое внимание, смена деятельности, муз. пауза, физминутка, острый вопрос).




«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами». Притча «Лавка возможностей»

«Классные часы» - Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Проект решения педсовета. Традиционный классный час. Понятие и функции классного часа. Тема педсовета «Классный час в системе воспитательной работы». Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

«Классный час ВОВ» - Участник ВОВ. 1941 – 1945 г.Г. Помним и гордимся. Дети войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Николай Данилович. Кучеренко Николай Игнатьевич. Классный час. Марфин Иван Абрамович. Танкист.

«Классный час о блокадном Ленинграде» - Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат». Но риск оправдывал себя: Ленинград жил! Не удалось! Зюкова Ольга Гемелловна. Один из красивейших городов мира. Начала действовать «Дорога жизни»-осенью и летом по воде, зимой по льду.

«Классные часы и воспитание» - Личная значимость для учащихся; Комфортность, благоприятный психологический климат; Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников; Обогащение жизненного опыта учащихся; Духовно-нравственная ценность; Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Разработка учителя начальных классов Султаншиной М.Р. Размышление ученика вслух и выбор оптимального варианта гипотезы. Работа в микрогруппах «четверках», выбор лучшей гипотезы. Семья. Дидактические цели. Почему дедушки и бабушки моя семья? Деятельность учителя. Классный час «Моя СЕМЬЯ». Для учителей.

«Главное-человек» - Радуга Главное чудо? Человек. Смотри на мир веселей. Джами? Ни один человек не может быть всегда прав. Классный час. ? Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда. ? ОРТ: Оригинальные, романтичные, талантливые. Мальчики и девочки. Эразм Роттердамский. Слезами горю не поможешь. Человек живет среди людей.

Всего в теме 16 презентаций

КЛАССНЫЙ ЧАС –

ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Введение………………………………………………………………….. 2

Классный час и его характерные особенности ……..…………..……....5

Воспитательные цели и задачи классного часа ……..……………...…..6

Функции классного часа ……………………………..………..………… 7

Основные компоненты классного часа ……………………………..….. 8

Методика организации классного часа …………………………...… …9

Технологические аспекты организации

классного часа ……………………….……………………...….. 9

Структура плана классного часа ………………………...…….11

Советы по организации классного часа …………………...….11

Формы и виды классных часов …………………………………….......12

Классный час – час общения ……………………………..........13

Классное собрание ………………………………………..........16

Тематический классный час …………………………....….......17

Ситуационный классный час ……………………......................18

Информационный классный час …………………………........20

Классные часы по развитию интеллектуальных

умений учащихся ………………………………………….........21

Расписание классных часов ………………………………………...…..21

Системность в воспитательной работе …………………………...……22

Методическое сопровождение подготовки и проведения классных часов ………………………………………………………………....... 26

Составление тематического планирования классных часов ……........27

Педагогический анализ воспитательного мероприятия (дела)….........29

Приложение 1 Формы от А до Я …………………………………..... .31

Приложение 2 Формы проведения классных часов …………….......37

Приложение 3 Методика создания школьного Словаря этики…......40

классных часов по теме «Культура поведения учащихся» …….........45

Приложение 5 Примерная тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся ……………………………..…...47

Приложение 6 Педагогический совет «Классный час в системе личностно-ориентированного воспитания» ……………….………......48

Приложение 7 Схемы анализа классного мероприятия ……….........59

Приложение 8 Рабочие материалы по составлению тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс ………………….….....63

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру

Н.Е. Щуркова

Введение

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

Форма организации воспитания - это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь различных элементов этого процесса и характеризующий взаимоотношения воспитателей и воспитанников. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе образования как одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

В воспитательном процессе существует большое разнообразие форм работы с детским коллективом (приложение 1, «Формы от А до Я») . Целенаправленное, системное, цикличное их использование, качественная подготовка и проведение безусловно отразятся на эффективности коллективного творческого дела или направления воспитательной работы, да и в целом процесса. Особенно это важно для основных форм воспитательной работы, к которым относится классный час.

Какова же роль и место классного часа в системе внеклассной воспитательной деятельности школы, в воспитании классного коллектива?

В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость освещения проблемы классного часа . В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, отнеся их к застойным авторитарным формам воспитательной работы. В других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. Приходится констатировать, что ни тот, ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором – это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации.

Школы, пройдя периоды «воспитательного вакуума», отсутствия системной работы столкнулись в настоящее время с рядом проблем, имеющих место в той или иной степени в образовательных учреждениях:

    отсутствие системности, периодичности проведения классных часов;

    отсутствие тематического планирования классных часов с 1 по 11 класс;

    недостаточное владение классными руководителями технологией проведения классных часов, анализом и оценкой результативности деятельности классного коллектива;

    слабое владение навыками организации деятельности классного коллектива по планированию, подготовке и проведению классных часов.

Основная и, пожалуй, единственная важнейшая форма фронтальной «воспитательной работы» - классный час – постепенно утратила признаки коллективно-воспитательного мероприятия. На классных часах решались не только проблемы успеваемости и жизнедеятельности, но и проводились мероприятия по «направлениям воспитания». Они давали одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Но потребность в общении между учениками, как потребность в обращении учеников к учителю как к старшему, помогающему товарищу, сохранилась.

Объединение детей для воспитания и обучения – неизбежная форма работы с ними и сегодня, и в будущем. Уйти от неё нельзя, потому что объединение – в различных формах – в с е г д а выигрышнее самой безупречной индивидуальной работы с учеником.

Основное преимущественное отличие – гуманистический подход к объединению, где главная ценность – интересы личности, всегда являющиеся приоритетными по отношению к интересам объединения и, как это не парадоксально, именно благодаря этому обеспечивающие общий успех объединения, выраженный в наиболее эффективном достижении общей цели.

Вторая отличительная особенность – в процессе достижения единой цели деятельности. Это происходит благодаря дифференциации средств её достижения. В переводе на обыденный язык это означает различные пути решения общей задачи для отдельных членов объединения или микрогрупп, существующих внутри него.

Третья особенность – необходимость учёта стремления определённого количества участников объединения к общей цели, обусловленными осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.

Четвёртая особенность – задача воспитателя (учителя, руководителя) рассматривается как ненасильственная и незаметная организация условий для становления таких межличностных отношений, которые наиболее благоприятны для успешного достижения цели.

Таким образом, классный час (час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя) продолжает оставаться одной из важнейших форм организации фронтальной воспитательной работы. Главное – обеспечить целенаправленное, упорядоченное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Следовательно, классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Правда, на совершенно ином организационном уровне.

Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

    « Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов)

    « Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова)

    « Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова).

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить его характерные особенности . К ним целесообразно отнести следующие:

    во-первых , это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых , это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих , это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;

    в-четвертых , это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Иногда в педагогической литературе и школьной практике эту форму организации воспитательной деятельности называют час воспитания, воспитательный час, час классного руководителя. Дело не в названии. Важно, как уже говорилось, обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Воспитательные цели и задачи классного часа

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических целей и задач :

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребёнка.

4. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.

5. Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей.

6. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с неким отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.



 
Статьи по теме:
Как приготовить цесарку, чтобы она была мягкой и вкусной?
Цесарка вареная без костей и кожи – 75 г, шампиньоны или трюфели – 20 г, масло сливочное – 10 г, соус молочный – 100 г, соус белый с яичными желтками – 25 г, сыр – 10 г. Способ приготовления: Вареное мясо цесарки нарезать ломтиками, также нарезать шамп
Шор-гогал Шор-гогал – рецепт приготовления азербайджанской кухни
Азербайджанское блюдо шор-гогал – это уникальная национальная выпечка. Соленые пикантные булочки на Кавказе обязательно пекут на Новруз Байрам. Но что мешает взять и приготовить эти пироги просто так? Обычно булочки с ароматной и оригинальной начинкой под
Ароматный хлеб с помидорами, базиликом и чесноком Хлеб с помидорами, базиликом и чесноком
Если вы ведете неравный бой с лишними килограммами, пожалуйста, не читайте дальше и тем более не готовьте хлеб с помидорами, чесноком и базиликом, о котором я пишу ниже. В противном случае вы не сможете удержаться и съедите все, что испекли, а в последств
Готовим ребрышки горячего копчения в маринаде
Любые деликатесы из собственной домашней коптильни добавляют уважения в глазах гостей. Самым же популярным продуктом являются копчёные рёбрышки в домашних условиях. Для того чтобы, они получились вкусными и ароматными, необходимо знать, как коптить рёбрыш