Первый кубанский летчик в м ткачев. Забытые герои России. Первый ас России. Вячеслав Матвеевич Ткачёв. Летчик милостью Божьей

"Летающий казак" Вячеслав Ткачев.

Во многом он был первым. Первый гражданский и военный летчик из казачьего сословия. Первый русский авиатор, совершивший перелет в полторы тысячи верст. Первый летчик России - Георгиевский кавалер, создатель русской истребительной авиации, основоположник русского воздушного боя и разведки, первый командующий авиацией Российской империи в звании генерала.
Единственный из белогвардейских генералов, приговоренный к 10 годам исправительных лагерей в СССР, а также единственный из генералов, написавший и опубликовавший ряд книг при Советской власти.
Но, несмотря на многие заслуги, имя этого человека на долгие годы было вычеркнуто из истории российской военной авиации, которой он отдал большую часть своей жизни. Этим уникальным человеком был наш земляк, уроженец станицы Келермесской генерал авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев.
Выдающийся полет.
Казаки Ткачевы стали известны на Кубани с середины XVIII века. Дед будущего генерала авиации сотник Василий Ткачев блеснул удалью в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства. В 1852 году при обороне от горцев аула Сагат-Гирея отличился отец - Матвей Ткачев. Во время Крымской войны он стал Георгиевским кавалером и дослужился до чина войскового старшины. Как дворянин после окончания Кавказской войны он получил участок земли в 182 десятины в юрте Келермесской, на котором позднее возник нынешний хутор Ткачев.
24 сентября (6 октября) 1885 года у Матвея Васильевича и Анастасии Ивановны Ткачевых родился сын, которого назвали редким в то время именем - Вячеслав.
Получив начальное образование на дому, казачонок из Майкопского отдела Кубанской области в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Там он сошелся с озорным Петром Нестеровым, с которым его впоследствии свяжет близкая дружба. В 1906 году Вячеслав Ткачев оканчивает Константиновское императорское артиллерийское училище и служит во 2-й Кубанской батарее. Затем его переводят офицером-воспитателем в Одесский кадетский корпус.
Там в 1911 году он оканчивает частную авиашколу, а уже через год по рекомендации великого князя Александра Михайловича сотника Ткачева направляют в офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота. В школе он стал лучшим учеником с наибольшим налетом. За блестящую учебу его награждают орденом Святой Анны 3-й степени.
После окончания севастопольской школы Вячеслав Ткачев живет в Киеве. Дружит с Петром Нестеровым и Игорем Сикорским. В 1913 году Ткачев на «Ньюпоре» совершает рекордный перелет Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар. За этот перелет Киевским обществом воздухоплавания В.М. Ткачев был удостоен золотого жетона с надписью: «За выдающийся полет 1913 г.». Несколько дней он демонстрировал воздушные полеты на аэроплане «Ньюпор». Три дня Ткачев показывал летное мастерство в небе над Екатеринодаром. Горожане закрывали свои лавки, служащие отпрашивались с работы. В это время он побывал и в Келермесской у матери и близких.
В воздушных боях.
В день вступления России в Первую мировую В.М. Ткачева назначили командиром 20-го корпусного авиационного отряда в г.Лиде. С началом войны он стал воздушным разведчиком, вылетая через линию фронта в тыл австро-венгерской армии. Во время одного из вылетов его аэроплан обстреляли, пробив масляный бак. Масло обожгло мужественного авиатора, но он дотянул до своих. Приземлившись, В.М. Ткачев вскочил на коня и отправился в близлежащий городок, чтобы передать разведданные в штаб. Вернувшись к аэроплану, он увидел, что наступающие австрийцы вот-вот его захватят. Он нашел телегу, погрузил на нее аэроплан и вывез его в тыл.
За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени и становится первым летчиком России - Георгиевским кавалером. В декабре 1914 года подъесаул В.М. Ткачев стал первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет. Причем немецкий «Альбатрос» он сбил из пистолета. После этого боя на русских аэропланах ставятся пулеметы. Всего на счету В.М. Ткачева было не менее пяти сбитых вражеских самолетов.
В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы истребительная авиационная группа и три новых авиационных отряда. Ткачев лично вел глубокие тыловые разведки противника, достигая больших результатов.
В начале 1917 года полковник Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта. В марте 1917 г. он в чине полковника назначается на высший пост генерал-инспектора авиации, а с 6 июня - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего, по сути главой авиации России. В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в истории развития русской авиации пособием «Материалы по тактике воздушного боя». В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России. На исходе войны он был награжден золотым Георгиевским оружием.
В огне Гражданской войны.
После Октябрьской революции Вячеслав Ткачев поддержал белое движение. В декабре 1917 г., опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, В.М. Ткачев бежал из Ставки Верховного главнокомандующего в Могилеве на Кубань. В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе Майкопа. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него земляками.
Летом 1918 г. он создает первый авиаотряд на Кубани в составе Добровольческой армии Деникина. До мая 1919 г. Вячеслав Матвеевич командует 1-м Кубанским казачьим авиационным дивизионом. 8 мая 1919 г. он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, а 19 мая производится в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеской участвовал в боях на Царицынском направлении в июне–июле 1919 г.
В апреле 1920 года он становится начальником авиации Вооруженных сил Юга России, а затем и начальником авиации Русской армии генерала Врангеля. Тогда же награжден орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.
Вдали от родной земли.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик В.М. Ткачев эмигрировал в Югославию. Некоторое время работал редактором авиационного журнала, затем в частном пароходстве. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Живя в Югославии, проявлял большую заботу об устройстве русских летчиков. В штабе инспекции югославской авиации, где он служит, завязывается его дружба с последним атаманом Майкопского отдела Ф.Я. Даниловым, многочисленными земляками-кубанцами. В 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации Русской армии.
После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде, стал преподавать в русской мужской гимназии. В 1937 году Ткачев официально получает гражданство Югославии.
Перед непростым выбором.
Как и многие из русских эмигрантов, В.М. Ткачев воспринимает нападение Германии на СССР как шанс изменить власть на Родине.
В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего войска в Югославии, участвует в формировании казачьих подразделений Русского охранного корпуса в Сербии.
«Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал… Не шкурные соображения, не политические убеждения, а только чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии», - писал он позднее в своем дневнике.
При приближении Красной Армии к Белграду он отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58.
Жену его в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.
Отсидев в лагерях ГУЛАГа 10 лет, 11 февраля 1955 года был выпущен без права жительства в больших городах. Получив гражданство СССР, поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков им. Чапаева за 27 рублей 60 копеек. Подрабатывал - писал заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге Нестерове. В 1956 году его разыскала жена, звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.
По свидетельствам очевидцев, в последние годы жизни он тосковал о супруге. 24 марта 1965 года, в возрасте 80 лет Вячеслав Матвеевич Ткачев - кубанский казак, военный летчик, генерал-лейтенант скончался в Краснодаре, и был погребен на Славянском кладбище.
За свою долгую жизнь В.М. Ткачев был награжден орденами Святого Станислава 2 и 3-й степеней, Святой Анны 2, 3 и 4-й степеней, Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, золотым Георгиевским оружием, французским «Военным крестом», орденом Святого Николая Чудотворца.
Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 23 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме №82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил последние годы, главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску кубанскому казаку-авиатору.
А в июле 2010 года на Свято-Покровском храме станицы Келермесской местными казаками была открыта мемориальная доска именитому земляку-авиатору.

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885-1965) - генерал от авиации, военный лётчик, Георгиевский кавалер.

Происхождение

Родился Вячеслав 24 Сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Отец, Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853-1856 получил орден Св. Георгия 4 степени и дослужился до звания войскового старшины. Прадед подъесаул Андрей Ткачев, будучи в составе одного из донских казачих полков действующих на Кубани, участвовал во взятии 22.06.1791 г русскими войсками турецкой крепости Анапа был награждён за выдающиеся боевые заслуги грамотой Екатерины II с присвоением потомственного дворянства.

Биография

30 августа 1904 года вступил в службу по окончании Нижегородского кадетского корпуса и зачислен юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в Константиновское артиллерийское училище.

30 июня 1906 года по окончании училища был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею, а летом 1908 года переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею. 6 мая 1909 года высочайшим приказом за выслугу лет произведен в сотники.

6 сентября 1910 года сотник Ткачёв определен офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе. Увидев в одесском небе полеты аэроплана увлекается авиацией и с разрешения начальства поступает в частную авиашколу, в которой учится в свободное от службы время.

В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба. Получив диплом гражданского пилота, Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота (ОША ОВФ).

Военный лётчик

11 декабря 1912 года сдал экзамен на звание летчика в ОША ОВФ и 5 января 1913 года получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту. После расформирования 7-й воздухоплавательной роты в июне 1913 году принял участие в формировании первой крупной авиационной единицы русской армии - 3-й авиационной роты в Киеве, где затем проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. 5 октября 1913 года высочайшим приказом произведен в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 года.

12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре» по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».

10 марта 1914 года откомандирован в 4-ю авиароту по её формировании, и в тот же день подъесаул Ткачёв назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков).Возвращаясь с разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций.Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля.

В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного отряда подъесаул В. М. Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос» и своими действиями заставил противника ретироваться.

В период с 4 по 7 июня 1915 года - несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

Ранней весной 1965 года в полуподвальной коммуналке на окраине Краснодара умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля...

В.М.Ткачев родился 25 сентября 1885 года в кубанской станице Келлермесской. Потомственный казак, он мог бы подобно большинству своих односельчан стать лихим наездником-рубакой. Но тяга к знаниям привела его сначала в Нижегородский имени графа Аракчеева кадетский корпус, а затем - в Константиновское артиллерийское училище, ведь именно артиллеристы считались наиболее образованными представителями офицерского корпуса. В 1906-м Ткачев начал службу во 2-й Кубанской конной батарее. Потом он решил попробовать себя в педагогике и стал офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса.


В 1911 году Вячеслав Матвеевич впервые увидел летящий над городом аэроплан, и с тех пор на всю жизнь «заболел» авиацией. Он упросил командование разрешить ему пройти курс летной подготовки в Одесском аэроклубе. Получив диплом гражданского пилота, Ткачев по рекомендации тогдашнего «куратора» российской авиации Великого Князя Алексея Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу, которую через год закончил с отличием. В 1913-м В.М.Ткачев служит в Киеве, в 11 -м корпусном авиаотряде. Его сослуживцем и другом был знаменитый летчик П.Н.Нестеров, впервые выполнивший на самолете «мертвую петлю» (впоследствии эта фигура высшего пилотажа была названа его именем), а в августе 1914-го - совершивший первый в мире воздушный таран.

К началу Первой мировой войны подъесаул Ткачев назначен командиром 20-го корпусного авиаотряда, расквартированного в городе Лида. Главной и фактически единственной боевой задачей аэропланов в те времена была разведка. Командир отряда Ткачев не только отправлял своих подчиненных на задания, но и сам нередко совершал наиболее рискованные разведывательные полеты над вражескими тылами. В одном из таких дальних рейдов он обнаружил крупное скопление не-приятельских войск, но на обратном пути осколок зенитного снаряда про¬бил маслобак его самолета. Масло начало вытекать, а это грозило остановкой двигателя, вынужденной посадкой за линией фронта и пленом. Однако Ткачев, не растерявшись, сумел дотянуться до бака ногой, заткнуть пробоину носком ботинка и привести аэроплан на свою территорию. За доставленные с риском для жизни ценные разведданные, а также за мужество и находчивость 24 ноября 1914 года он первым среди российских авиаторов был удостоен почетной награды - ордена Святого Георгия 4-й степени.

Ткачёв (стоит второй слева) среди участников Одесской авиационной школы во главе с командующим войсками ОВО генерал-адъютантом Н. П. Зарубаевым и президентом аэроклуба А. А. Анатра, 1911

В.М.Ткачев в кабине разведчика «Моран-парасоль», русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов

Есаул Ткачев с авиаторами 20-го корпусного авиаотряда в ангаре возле «Морана-парасоля»

В дальнейшем Ткачев продолжал участвовать в боевых операциях, действуя умело и самоотверженно, о чем свидетельствуют боевые сводки:

«С 4 по 7 Июня 1915 года, несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, В.М. Ткачев неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись в немецким аэропланом, вооружённым пулеметом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки»

Во времена Первой мировой войны Ткачев проявил себя как отважный летчик и умелый организатор, теоретик боевого применения авиации. Благодаря сочетанию этих качеств он стал командиром авиадивизиона, а в августе 1916-го, уже в звании подполковника, возглавил первую российскую боевую авиагруппу (сокращенно - 1-ю БАГ), состоявшую из трех истребительных авиаотрядов. Назначением группы было прикрытие наземных войск от налетов вражеской авиации, защита своих разведчиков и бомбардировщиков от воздушного противника, а главное - уничтожение германо-австрийских самолетов в воздухе.

И с этой задачей группа Ткачева справлялась блестяще. Начиная с сентября 1916 года немцам пришлось прекратить бомбардировки российских войск в районе Луцка, где базировалась 1-я БАГ, а наши разведчики могли беспрепятствен¬но решать свои задачи, не опасаясь перехвата. Летчики авиагруппы за два месяца сбили более десятка вражеских аэропланов, а для остальных надежно «закрыли» небо над фронтом.

Поначалу в группу входили не только истребители, которых еще не хватало, но и вооруженные пулеметами двухместные разведчики. На одной из таких машин - «Моране-парасоле» Ткачев совместно с летнабом поручиком Хризосколео 14 августа 1916 года одержал воздушную победу, сбив австрийский аэроплан «Авиатик» В.II. Успех русских летчиков подтвердили наземные войска, зафиксировавшие падение вражеского самолета.

В.М.Ткачев в кабине «Ньюпора» IV с подвешенной под фюзеляжем осколочно-фугасной авиабомбой

В начале 1917 года тридцатидвухлетний Ткачев стал Инспектором авиации Юго-Западного фронта. Тогда же вышла из печати его книга «Материал по тактике воздушного боя» - первое в России учебное пособие для фронтового летчика и командира авиаот¬ряда. В этой книге автор на основе успешного боевого опыта 1-й БАГ сформулировал основы стратегии и тактики истребительной авиации, а также описал важнейшие практичес¬кие приемы воздушного боя.

Вершиной служебной карьеры В.М.Ткачева за годы Мировой войны стала должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАиВ), принятая им 9 июня 1917 года. Такое название носил главный штаб боевой авиации, которому подчинялись все авиачасти, сосредоточенные на русско-германском фронте, от Черного моря до Балтики. Начальником ПУАиВ Вячеслав Матвеевич стал еще будучи подполковником, но уже в августе ему было присвоено звание полковника. Должность Ткачева имела еще и другое название - начальник авиации действующей армии, сокращенно - авиадарм.

В тот период, когда Ткачев возглавлял российскую фронтовую авиацию, отмечены ее наивысшие достижения. За несколько месяцев русские летчики сбили больше вражеских самолетов, чем за три пред¬шествующих года войны. Несомненно, в этом есть немалая заслуга их командира.

Подобно большинству офицеров, Ткачев враждебно воспринял октябрьский переворот. Да это и не удивительно, учитывая, что захват власти большевиками повлек за собой разложение армии, катастрофическое падение дисциплины и волну дезертирства. Случаи открытого неподчинения приказам и даже солдатских расправ над своими офицерами стали обычным явлением на фронте.

При этом надо отметить, что авиации гораздо дольше, чем другим родам войск удавалось сохранять боеспособность. Даже в ноябре 1917-го, когда пехотинцы массово бросали окопы и бежали в тыл, авиаторы продолжали летать на задания и даже сбивать вражеские самолеты. Однако повальная дезорганизация неизбежно затронула и авиачасти. Ткачеву больно было видеть, как гибнет то, чему он посвятил все свои силы, знания и опыт.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения полковника, стало прибытие в его штаб абсолютно не разбирающегося в авиации большевистского комиссара Крыленко из балтийских матросов, которому Ткачев должен был сдать свои полномочия. Вячеслав Матвеевич подал заявление об увольнении с должности, покинул Управление авиации и уехал на Кубань, оставив записку, в которой были такие слова:

«Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет. (...) Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота»

Рассказ о том, как Ткачев пробирался «по бурлящей России» с бывшего фронта на Кубань, мог бы стать сюжетом для приключенческого романа. Ему приходилось переодеваться в солдатское обмундирование, его дважды арестовывали, но оба раза он сумел бежать. В марте 1918-го Ткачев добрался до Майкопа, занятого красными, и там его арестовали в третий раз. Более четырех месяцев Вячеслав Матвеевич провел в городской тюрьме, пока в августе его и других заключенных не освободили вступившие в город части Добровольческой армии генерала Деникина.

В.М.Ткачев перед очередным боевым вылетом

Заправка бензином аэроплана «Моран» О. На правом колесе стоит Вячеслав Ткачев

Сразу после освобождения Ткачев без колебаний вступил в белую армию. Летом 1918 года на занятой добровольцами территории юга России начали создаваться первые белогвардейские авиационные отряды. Один из таких отрядов - 1-й Кубанский возглавил бывший авиадарм. Поначалу в отряде было всего несколько старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, но постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии.

К маю 1919-го в 1-м Кубанском было уже около десятка боеспособных машин. В этом месяце отряд прошел боевое крещение в битве у станицы Великокняжеская. Летчики под руководством Ткачева атаковали бомбами и пулеметным огнем красную конницу Буденного и Думенко, посеяв панику и хаос в рядах противника. Это позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт и начать стремительное наступление на Царицын. Ткачев, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе штурмовки он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину. После непродолжительного лечения Вячеслав Матвеевич вернулся в строй.

В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город, прозванный «красным Верденом», был взят. Красные отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В дальнейшим 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион. Новой авиачастью по-прежнему командовал Вячеслав Ткачев.

Победа под Царицыным не стала переломным моментом в Гражданской войне. Осенью деникинская армия, наступавшая на Москву, была разбита превосходящими силами красных. Белым пришлось отходить все дальше на юг, пока в апреле 1920 года они не оказались запертыми на Крымском полуострове.

В этот момент на военном небосклоне снова взошла звезда авиадарма Ткачева. Генерал Врангель, сменивший ушедшего в отставку Деникина, 14 апреля назначил его главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора.

Самолеты Анатра «Анасаль» Кубанского авиадивизиона, зима 1919-1920 годов

Это случилось буквально на следующий день после того как 12 аэропланов под командованием Ткачева рассеяли дивизию красных, пытавшуюся прорваться через Перекоп. В Крыму организационный и военный талант Ткачева раскрылся в полной мере. Под его руководством малочисленные белогвардейские летчики стали грозной силой.

Ткачев уделял много времени боевой подготовке пилотов, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Для лучшей заметности в воздухе командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капотов и широкие полосы вокруг фюзеляжей). Кроме того, каждый авиаотряд получил собственные, "элементы быстрой идентификации" в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разно¬цветными полосами, черно-белыми квадратами и т.д.).

Ткачёв среди пилотов организованного им 1-го Кубанского казачьего авиаотряда, 1919

Истребитель Сопвич «Кэмел» Кубанского дивизиона и английский летчик Сэмюэл Кинкэйд. воеавший совместно с кубанцами на Волге в 1919 году

Ткачев разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала. В частности, была внедрена методика подачи сигналов летчикам с земли при помощи геометрических фигур, выложенных из белых полотнищ, хорошо различимых с большой высоты. К примеру, буква «Т» выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир части требует от летчика немедленной посадки для передачи важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов ввести летчиков в заблуждение или заманить их в ловушку.

Авиаторы в свою очередь передавали донесения и приказы на землю с помощью сбрасываемых вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет. А когда в Симферопольском авиапарке местные умельцы установили на двух самолетах радиостанции, эффективность и оперативность воздушных разведок еще более возросла. Необходимо отметить, что столь четкой и отлаженной системы взаимосвязи «между небом и землей», как та, что организовал Ткачев, не было ни в других белых армиях, ни у красных.

Легкий бомбардировщик «Де Хэвилленд» ОН. 9, состоявший на вооружении одного из отрядов авиации Русской армии, которой командовал В.М.Ткачев

Не меньшее внимание уделялось и укреплению воинской дисциплины, заметно пошатнувшейся после тяжелых поражений белой армии зимой 1919-20 годов. Так, согласно приказу авиадарма, суровым взысканиям (вплоть до разжалования в рядовые и перевода в пехоту) подвергались авиаторы, позволявшие себе появиться на аэродроме в нетрезвом виде.

Организационные мероприятия и обучение белым летчикам приходилось сочетать с почти непрерывным участием в боях. К примеру, за два дня, 7 и 8 июня, они совершили более 150 вылетов на разведку и бомбардировку, поддерживая наступление белой армии. С учетом того, что под командованием Ткачева находилось всего 35 аэропланов, причем часть из них была неисправна, каждый экипаж выполнял за день не менее трех боевых вылетов. За эти успешные действия Ткачев одним из первых был награжден орденом Николая Чудотворца, учрежденного Врангелем в 1920 году.

Летчики Русской армии возле «Де Хэвилленда» с оригинальным рисунком на капоте, Крым, 1920 год

К концу июня накал боев еще более возрос. Красная кавалерия под командованием комкора Жлобы прорвала фронт и устремилась к Перекопу, грозя отрезать от Крыма белогвардейцев, воевавших в Северной Таврии. У Жлобы было свыше десяти тысяч конников при поддержке артиллерии и бронеавтомобилей. Казалось, что остановить их невозможно, поскольку у белогвардейцев на данном участке фронта не было никаких резервов.

В этой ситуации Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачевым, появились над расположившимися на ночлег красными кавалеристами. При первых же врывах бомб кони бросились врассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки. Освободившись от бомбовой нагрузки, летчики поливали противника пулеметным огнем.

Когда самолеты улетели, чтобы пополнить боезапас, красным командирам кое-как удалось собрать уцелевших солдат в походную колонну, но тут последовал новый налет, а за ним - еще один. Вот как сам Ткачев описывал в боевом донесении одну из штурмовок:

«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки»

30 июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная боевая сила. Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Не более двух тысяч из них смогли спастись и выйти к своим. Остальные либо погибли, либо сдались в плен подоспевшим к месту прорыва солдатам врангелевской армии.

Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю ее . Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолетов против конницы. По сути дела авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 года.

Но благодаря летчикам Крым устоял, и война продолжалась. В начале августа красные форсировали Днепр в районе Каховки и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме мощные рубежи обороны. Когда белые, подтянув резервы, попытались контратаковать, было уже поздно - Каховка покрылась сетью траншей и проволочных заграждений, ощетинилась артбатареями и пулеметными гнездами. Контратака не удалась, белогвардейцам пришлось отойти с большими потерями.

Врангель снова бросил в бой аэропланы, но тут ткачевцев впервые постигла неудача. Против глубоких окопов, блиндажей и хорошо защищенных артиллерийских позиций пулеметы и мелкие бомбы, имевшиеся на вооружении белой авиации, оказались бессильны. Авианалеты не дали никаких результатов. Тогда белые летчики стали бомбить переправы, по которым шло снабжение каховс¬кой группировки, но в ответ красные начали доставлять на плацдарм бое-припасы и подкрепления ночью.

А тем временем, численность белогвардейских ВВС постепенно таяла, причем не столько из-за потерь, сколько от аварий и поломок крайне изношенных непрерывной боевой работой машин. Если к началу сентября у Ткачева оставалось примерно 30 аэропланов, то уже через месяц - менее 20. С такими силами противостоять Красной армии было нереально, а пополнения не предвиделось, поскольку западные союзники еще летом прекратили поставки.

Дальнейшее известно: 28 октября красные нанесли мощный удар с Каховского плацдарма в направлении Перекопа. Парировать его было нечем. Белым пришлось поспешно отступать в Крым. При этом они уничтожили на прифронтовых аэродромах почти все свои самолеты, которые от ветхости уже не могли подняться в воздух.

11 ноября пали укрепления Турецкого вала, а утром 15-го последний пароход с солдатами белой армии и беженцами отчалил от севастопольской пристани.

Гражданская война закончилась, а для Вячеслава Ткачева начался долгий период жизни на чужбине. Он и его соратники эвакуировались сначала в Галиполи, а потом перебрались в Югославию. Там Ткачеву, как и многим другим эмигрантам, не удалось найти работу по специальности. Он сменил несколько профессий: служил консультантом при штабе югославской армии, работал в частном дунайском речном пароходстве, пока, наконец, не нашел свое новое призвание в педагогике, став начальником внеклассного воспитания русской гимназии в Белграде.

Мемориальная доска на доме, в котором прошли последние годы жизни В. М. Ткачева

В 1933 году В.М. Ткачев совместно с инженером Н. Э. Кадесниковым основал в городе Нови Сад общество «русских соколов» - молодежную военно-патриотическую организацию. Общество занималось духовным и физическим воспитанием подрастающего поколения, учило помнить и любить покинутую родину. В том же году вышла книга Ткачева «Памятка русского сокола», обращенная к членам этой организации.

Когда в мае 1941 года Югославию оккупировали немецко-фашистские войска, многие русские эмигранты, такие как атаманы Краснов и Шкуро, начали сотрудничать с гитлеровцами. Однако Вячеслав Матвеевич наотрез отказался надеть немецкий мундир. Тем не менее, в декабре 1944-го, вскоре после освобождения Белграда Красной армией его арестовал СМЕРШ 3-го Украинского фронта и депортировал в СССР, разлучив с женой, которая осталась в Югославии.

Как бывший белогвардеец и непримиримый враг советской власти он был осужден на 10 лет лагерей. Генерал Ткачев отбыл свой срок «от звонка до звонка» и вышел на свободу в 1955 году. После 35-летних скитаний он вернулся на родную Кубань и поселился в Краснодаре, устроившись работать переплетчиком в артель инвалидов.

Жена, перебравшаяся к тому времени в Париж, написала ему письмо с предложением вновь эмигрировать, пообещав добиться через советское посольство разрешения на выезд. Однако Вячеслав Матвеевич ответил:

«Мне слишком тяжело далось возвращение на родину, и я не хочу вновь ее потерять»

Последние годы жизни Ткачев посвятил увековечению памяти боевых друзей - летчиков Первой мировой войны. Ему удалось написать и издать книгу «Русский сокол» о П.Н.Нестерове, но главный труд его жизни - книга «Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.» так и не успела выйти в свет при жизни автора.

В.М.Ткачев скончался 25 марта 1965 года и был похоронен на Славянском кладбище Краснодара. В 1994 году на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена мемориальная доска. На ее открытие прибыл главком авиации России генерал П. С. Дейнекин, а во время торжественной церемонии в небе над городом в четком парадном строю пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи».

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885-1965) - генерал от авиации, военный лётчик , Георгиевский кавалер .

Происхождение

Родился Вячеслав 24 сентября (6 октября) 1885 года в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области (нынешняя Адыгея) в семье войскового старшины. Отец, Матвей Васильевич, в Крымскую войну 1853-1856 получил орден Св. Георгия 4-й степени и дослужился до звания войскового старшины . Прадед - подъесаул Андрей Ткачев, - будучи в составе одного из донских казачьих полков действующих на Кубани, участвовал во взятии 22 июня 1791 года русскими войсками турецкой крепости Анапа был награждён за выдающиеся боевые заслуги грамотой Екатерины II с присвоением потомственного дворянства.

Биография

30 августа 1904 года вступил в службу по окончании Нижегородского кадетского корпуса и зачислен юнкером рядового звания на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в Константиновское артиллерийское училище .

30 июня 1906 года по окончании училища был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью артиллерийскую батарею, а летом 1908 года переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею. 6 мая 1909 года высочайшим приказом за выслугу лет произведен в сотники .

6 сентября 1910 года сотник Ткачёв определён офицером-воспитателем в Одесском кадетском корпусе . Увидев в одесском небе полеты аэроплана увлекается авиацией и с разрешения начальства поступает в частную авиашколу, в которой учится в свободное от службы время.

В 1911 году окончил авиашколу Одесского аэроклуба . Получив диплом гражданского пилота , Ткачёв добивается в октябре направления на учёбу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота (ОША ОВФ).

Военный лётчик

11 декабря 1912 года сдал экзамен на звание летчика в ОША ОВФ и 5 января 1913 года получил назначение в 7-ю воздухоплавательную роту. После расформирования 7-й воздухоплавательной роты в июне 1913 году принял участие в формировании первой крупной авиационной единицы русской армии - 3-й авиационной роты в Киеве, где затем проходил службу в 11-м корпусном авиаотряде вместе с Петром Нестеровым. 5 октября 1913 года высочайшим приказом произведен в подъесаулы со старшинством с 22 апреля 1913 года.

12 (25) октября 1913 года он совершает рекордный перелёт на «Ньюпоре » по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар общей протяженностью в 1500 верст. Несмотря на неблагоприятную осеннюю погоду и другие тяжелые условия, Ткачёв блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой знак «За наиболее выдающийся в России в 1913 году перелёт».

10 марта 1914 года откомандирован в 4-ю авиароту по её формировании, и в тот же день подъесаул Ткачёв назначен командиром XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. В начальный период войны Ткачёв совершил несколько очень важных для русского командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени (первый среди лётчиков). Возвращаясь с разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении дотянул до русских позиций. Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем, спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля.

В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного отряда подъесаул В. М. Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган», первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос » и своими действиями заставил противника ретироваться.

В период с 4 по 7 июня 1915 года - несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

1 августа 1916 года В. М. Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов. В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу. Своё первое боевое крещение летчики авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться существенного перелома в борьбе за господство в воздухе, а Ткачев стал первым асом России (по тем временам ас - летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).

В 1916 году - войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля 1916), а затем - инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916). Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916).

11 января 1917 года высочайшим приказом от 20 декабря 1916 года из войскового старшины переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам. После Февральской революции Ткачёв занимает пост начальника Авиаканца (Авиационная Все материалы).

9 июня 1917 года Ткачёв был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего, сокращенно - авиадарм (авиация действующей армии, с 26 июня 1917), по сути - глава авиации России.

В 1917 году Ткачёв завершил работу над первым в своем роде в истории развития русской авиации пособием - «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 года. В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.

25 августа 1917 года за боевые заслуги произведен в полковники . В 1917 году, будучи уже полковником, Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта.

19 ноября 1917 года, узнав о предстоящем занятии Ставки главковерха прибывшими петроградскими солдатами во главе с новым Верховным Главнокомандующим прапорщиком Крыленко , Ткачёв подал рапорт об отставке, а на следующий день, не дожидаясь ответа, самовольно уехал на фронт. В оставленной записке он обратился к Председателю авиасовета с заключительным возванием, которое стало по сути реквиемом русскому Военно-воздушному флоту:

Председателю авиасовета .
Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мною стояла проблема: остаться на занимаемой должности, подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им своё неподчинение. Впрочем, разрешение данного вопроса первым способом не могло совершенно иметь места, так как по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчиняюсь ли я самозванцу Крыленко или нет. Таким образом, с появлением большевиков в Ставке я погибал для авиации. Считая своим нравственным долгом перед Родиной в её тяжелые дни испытаний работать, борясь всеми силами и средствами с ужасным ядом, несущимся преступниками народа и государства - большевиками, а не сидеть под арестом, я подал рапорт 19 ноября Начальнику Штаба с просьбой об увольнении меня от занимаемой должности и о назначении моим заместителем одного из следующих кандидатов: полковника Коновалова, Степанова или Кравцевича и, сдав временно должность полковнику Нижевскому, 20 ноября я покинул Ставку, подав рапорт об отъезде на фронт. В лице Авиасовета, я каюсь перед всей родной мне авиацией в своих страданиях теперь. Меня можно упрекнуть за то, что я в тяжелую минуту покинул свой ответственный пост, но этим я ускорил свой уход только на несколько часов. Я прошу Авиасовет прийти на помощь моему заместителю всем своим авторитетом и возможными средствами для спасения авиации от полного развала. Молю сохранить для будущей обновленной России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего мощного воздушного флота.
Подписал Полковник Ткачев .

Участие в Белом движении

В декабре 1917 года В. М. Ткачёв, опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, бежал на Кубань , с двумя арестами и побегами по пути.

В начале 1918 года участвовал рядовым в боях белого партизанского отряда полковника Кузнецова против войск Северо-Кавказской Советской республики . Отряд должен был прикрывать переправу через Кубань главных сил под командованием В. Л. Покровского , но в силу сложившихся обстоятельств был окружен, и Вячеслав Матвеевич оказался в плену у красных. С марта по август 1918 года полковник Ткачёв находился в Майкопской тюрьме, а 7 сентября большевики были выбиты из Майкопа , после чего Ткачёв поступил в распоряжение Краевого правительства. Поскольку авиации у белых практически не было, то Вячеслава Матвеевича в качестве войскового старшины Кубанской чрезвычайной миссии отправляют на Украину, к гетману Павло Скоропадскому . История умалчивает, насколько удачной была эта миссия, но, во всяком случае, ему удалось кое-что добыть из авиационного имущества, поскольку после возвращения в Екатеринодар он приступил к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. Поначалу в отряде было всего несколько старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, но постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии. К маю 1919-го в 1-м Кубанском было уже около десятка боеспособных машин. В мае 1919 года авиаотряд Ткачёва поддерживал Кавказскую Добровольческую армию Врангеля в боях с 10-й армией РККА .

Командующий Кавказской армии высоко оценил способности Ткачёва и 8 мая 1919 года он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, к тому же ему фактически подчинили 4-й Добровольческий авиаотряд, 4-й Донской самолетный и даже 47-й авиадивизион, состоявший из английских добровольцев, а 19 мая произвели в полковники, о чём сообщалось на страницах газеты «Вольная Кубань» . В начале 1920 года он уже стал генерал-майором.

В этом месяце отряд прошел боевое крещение в битве у станицы Великокняжеская. Летчики под руководством Ткачева атаковали бомбами и пулеметным огнём красную конницу Буденного и Думенко, посеяв панику и хаос в рядах противника. Это позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт и начать стремительное наступление на Царицын. Ткачев, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе штурмовки он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину. После непродолжительного лечения Вячеслав Матвеевич вернулся в строй.

В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город, прозванный «красным Верденом», был взят. Красные отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В дальнейшим 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион. Новой авиачастью по-прежнему командовал Вячеслав Ткачев. С 12 декабря его назначают командиром вновь созданного Кубанского авиационного отряда. Отряд к тому времени уже имел 8 самолетов с соответствующим числом летчиков, и около 150 обслуживающего рядового состава. Сражался с Красной Армией, был ранен под Царициным, выздоровел, вновь вернулся в строй.

В 1920 году Ткачёв командует авиаотрядом Кубанской армии , одновременно являясь (с 1919 года) членом Кубанского краевого правительства по внутренним делам.

В апреле 1920 года В. М. Ткачёв назначается начальником авиации Вооруженных Сил Юга России , а после отставки командующего Добровольческой армии Деникина 28 апреля 1920 года - начальником авиации Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля . Есть версия, подтвержденная со стороны белых полетным донесением, а со стороны красных устными рассказами участников событий, что во время одного из боёв этой компании В. М. Ткачёв встретился в воздухе с командиром 213-го Казанского отряда 13-й Армии Петром Межераупом . Это произошло неподалеку от Мелитополя. Ткачёв, возглавлявший группу из 6 DH-9 (de Havilland) , был атакован парой «Ньюпоров », один из которых пилотировал Межерауп. После воздушного боя, продолжавшегося в течение 45 минут (самолёт Ткачёва был повреждён в 5 местах), обе стороны вышли из боя и направились на свои базы .

Ткачев уделял много времени боевой подготовке пилотов, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Для лучшей заметности в воздухе командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капотов и широкие полосы вокруг фюзеляжей). Кроме того, каждый авиаотряд получил собственные, «элементы быстрой идентификации» в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разно¬цветными полосами, черно-белыми квадратами и т. д.).Ткачев разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала. В частности, была внедрена методика подачи сигналов летчикам с земли при помощи геометрических фигур, выложенных из белых полотнищ, хорошо различимых с большой высоты. К примеру, буква «Т» выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир части требует от летчика немедленной посадки для передачи важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов ввести летчиков в заблуждение или заманить их в ловушку.

Авиаторы в свою очередь передавали донесения и приказы на землю с помощью сбрасываемых вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет. А когда в Симферопольском авиапарке местные умельцы установили на двух самолетах радиостанции, эффективность и оперативность воздушных разведок ещё более возросла. Необходимо отметить, что столь четкой и отлаженной системы взаимосвязи «между небом и землей», как та, что организовал Ткачев, не было ни в других белых армиях, ни у красных.

Не меньшее внимание уделялось и укреплению воинской дисциплины, заметно пошатнувшейся после тяжелых поражений белой армии зимой 1919-20 годов. Так, согласно приказу авиадарма, суровым взысканиям (вплоть до разжалования в рядовые и перевода в пехоту) подвергались авиаторы, позволявшие себе появиться на аэродроме в нетрезвом виде.

Организационные мероприятия и обучение белым летчикам приходилось сочетать с почти непрерывным участием в боях. К примеру, за два дня, 7 и 8 июня, они совершили более 150 вылетов на разведку и бомбардировку, поддерживая наступление белой армии. С учетом того, что под командованием Ткачева находилось всего 35 аэропланов, причем часть из них была неисправна, каждый экипаж выполнял за день не менее трех боевых вылетов.

В. М. Ткачёв был награждён союзниками за воинскую доблесть английским военным орденом DSO (англ. Distinguished Service Order). А 22 июня 1920 года одним из первых представителей Белого движения был награждён орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.

К концу июня накал боев ещё более возрос. Красная кавалерия под командованием комкора Жлобы прорвала фронт и устремилась к Перекопу, грозя отрезать от Крыма белогвардейцев, воевавших в Северной Таврии. У Жлобы было свыше десяти тысяч конников при поддержке артиллерии и бронеавтомобилей. Казалось, что остановить их невозможно, поскольку у белогвардейцев на данном участке фронта не было никаких резервов. В этой ситуации Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачевым, появились над расположившимися на ночлег красными кавалеристами. При первых же врывах бомб кони бросились врассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки. Освободившись от бомбовой нагрузки, летчики поливали противника пулеметным огнём. Когда самолеты улетели, чтобы пополнить боезапас, красным командирам кое-как удалось собрать уцелевших солдат в походную колонну, но тут последовал новый налет, а за ним - ещё один. Вот как сам Ткачев описывал в боевом донесении одну из штурмовок:

«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнём совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки»

30 июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная боевая сила. Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Не более двух тысяч из них смогли спастись и выйти к своим. Остальные либо погибли, либо сдались в плен подоспевшим к месту прорыва солдатам врангелевской армии. Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю её историю. Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолетов против конницы. По сути дела авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 года.

Но благодаря летчикам Крым устоял, и война продолжалась. В начале августа красные форсировали Днепр в районе Каховки и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме мощные рубежи обороны. Когда белые, подтянув резервы, попытались контратаковать, было уже поздно - Каховка покрылась сетью траншей и проволочных заграждений, ощетинилась артбатареями и пулеметными гнездами. Контратака не удалась, белогвардейцам пришлось отойти с большими потерями. Врангель снова бросил в бой аэропланы, но тут ткачевцев впервые постигла неудача. Против глубоких окопов, блиндажей и хорошо защищенных артиллерийских позиций пулеметы и мелкие бомбы, имевшиеся на вооружении белой авиации, оказались бессильны. Авианалеты не дали никаких результатов. Тогда белые летчики стали бомбить переправы, по которым шло снабжение каховской группировки, но в ответ красные начали доставлять на плацдарм боеприпасы и подкрепления ночью.

А тем временем, численность белогвардейских ВВС постепенно таяла, причем не столько из-за потерь, сколько от аварий и поломок крайне изношенных непрерывной боевой работой машин. Если к началу сентября у Ткачева оставалось примерно 30 аэропланов, то уже через месяц - менее 20. С такими силами противостоять Красной армии было нереально, а пополнения не предвиделось, поскольку западные союзники ещё летом прекратили поставки. Дальнейшее известно: 28 октября красные нанесли мощный удар с Каховского плацдарма в направлении Перекопа. Парировать его было нечем. Белым пришлось поспешно отступать в Крым. При этом они уничтожили на прифронтовых аэродромах почти все свои самолеты, которые от ветхости уже не могли подняться в воздух.

11 ноября пали укрепления Турецкого вала, а утром 15-го последний пароход с солдатами белой армии и беженцами отчалил от севастопольской пристани.

В эмиграции

После краха Белого движения генерал Ткачёв, наставляя своих учеников, говорил: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной ». Вячеслав Матвеевич вынужден был эмигрировать сначала в Турцию, откуда он перебрался в Сербию и некоторое время служил в инспекции авиации Королевства СХС . Поскольку формально Русская армия не распускалась, карьера Ткачёва продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации .

В Югославии В. М. Ткачёв проявляет большую заботу по устройству русских летчиков, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). Работает в Русской Сокольской организации (ставящей целью физическое и духовное совершенствование русского народа как части единого славянского мира), других эмигрантских организациях, служит в Штабе инспекции югославской авиации.

После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде , преподает в русской мужской гимназии. Здесь он становится основателем и первым старостой Сокольского общества. В 1937 году Ткачёв официально получает гражданство Югославии. С 1938 по 1941-й год он является редактором журнала «Пути Русского Сокольства» - органа Краевого Союза Русского Сокола в Югославии.

В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего Войска, участвует в формировании казачьих подразделений Русского корпуса . На параде 29 октября 1941 года, посвященном прибытию в Белград Гвардейского дивизиона, он обратился к казакам со следующими словами: «Прибывший Гвардейский Дивизион свершил небывалый в истории народов подвиг, сохранив себя в течение 20 лет эмигрантского безвременья. Обостренное чувство долга, преданность и верность своим штандартам, как символу утерянной Родины, вписали в историю Русской Армии и Казачества бессмертную страницу ».

В начале Второй мировой войны Вячеслав Матвеевич перебирался в Белград, где стал преподавать тактику воздушных сил на организованных в Белграде Высших военно-научных курсах генерала Н. Н. Головина, на которых проходили обучение офицерские кадры Русского Корпуса. По отзывам современников, читаемый им курс лекций имел «особую солидность и ценность».

Позднее он отстранился от антисоветской деятельности, отошёл от участия в многочисленных эмигрантских организациях, проявил демонстративное несотрудничество с оккупировавшими страну фашистами и работал преподавателем в школах. Из дневника В. М. Ткачёва: «Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал. Но жребий был брошен. И как впитавший в себя с детства дух дисциплины, я подчинился власти на Юге России и добросовестно исполнял все даваемые мне поручения. Таким образом, не шкурные соображения, не политические убеждения, а только лишь чувство патриотизма толкнуло меня ещё в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии ».

Возвращение на родину

Когда в октябре 1944 года к Белграду подходили советские войска, В. М. Ткачёв отказался эвакуироваться.

20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта . Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58. Жену его в СССР депортировать не стали и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.

Для увековечения памяти выдающегося авиатора России на «Аллее российских авиаторов» в Качинском авиагарнизоне, казаки Майкопского отдела передали совету ветеранов 318-го отдельного смешанного авиаполка землю с родного подворья казака-авиатора, первого министра военной авиации Российской империи, уроженца станицы Келермесской, генерал-майора Вячеслава Матвеевича Ткачева.

Награды

  • орден Св. Станислава 3-й степени (6 мая 1910)
  • орден Св. Анны 3-й степени (14 февраля 1913) высочайшим приказом пожалован за окончание ОША ОВФ
  • орден Св. Георгия 4-й степени (2 июля 1916) «Высочайшим приказом от 3 февраля 1916 года … Утверждается пожалование 24 ноября 1914 года … Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия Кубанской казачьей батареи Подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, 12-го августа 1914 года произвёл смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин - Бельжице - Ополе, Юзефовка - Аннаполь - Боров - Госцера - Дово - Уржендова - Красник - Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную да него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенное важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником ».
  • орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (25 февраля 1915) за отличие в делах против неприятеля с 27 сентября по 27 октября 1914 года
  • орден Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1 августа 1915) Приказом войскам 4 армии № 1077 за отличие в делах против неприятеля за период боёв с 1 декабря 1914 года по 1 июня 1915 года
  • орден Св. Анны 2-й степени с мечами (10 декабря 1915) Приказом по 12-й армии 10 дек. № 158 за отличие в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района
  • орден Св. Станислава 2-й степени с мечами (24 декабря 1915) Приказом по армиям ЮЗФ от 16 мая 1915 года № 637
  • Золотое Георгиевское оружие «За храбрость» (10 сентября 1916) «

Труды

  • Ткачёв В. М. (Сост.) Материал по тактике воздушного боя. Фото-лито-типография при Канцелярии Полевого ген.-инспектора Военно-воздушного флота. .
  • Ткачёв В. М. Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921. - С. 121-136.
  • Ткачёв В. М. Тактика воздушных сил. Курс, читанный на Высших Военно-Научных Курсах Генерала Н. Н. Головина в Белграде 1939-1943 гг. - Белград, 1943, II с. тит.л.
  • Ткачёв В. М. Я пробую крылья. / С предисл. М. Андриасова. - Огонёк , 1964, № 12. - С. 12-14, ил.
  • Ткачёв В. М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг. - Издательство: Новое культурное пространство Санкт-Петербург, 2007.
  • Ткачёв В. М. «Русский сокол» (посвящена жизни и деятельности Петра Нестерова)

Литература

  • Махалин А. В. М. Ткачев - участник и историк воздушных сражений Великой войны // [Сб.] Первая мировая война и участие в ней России. Ч. II. - М. , 1994.
  • Николай Рутыч Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения. - М. , 2002.
slovenorus14 в Вячеслав Матвеевич Ткачев. Летчик милостью Божьей

Летчик милостью Божьей

Имя русского летчика Вячеслава Матвеевича Ткачева сегодня мало кому известно. Между тем, именно он поставил первый в России мировой рекорд дальности перелета. Он первым из русских военных летчиков во время мировой войны был удостоен военного ордена Святого Георгия Победоносца. Именно он стал первым не принадлежащим к царской фамилии начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания действующей армии, и он же стал же стал первым в российской армии генералом от авиации.


Будущий авиатор родился в кубанской станице Келермесской, 24 сентября 1885 года в семье казачьего офицера. Получив начальное образование на дому, он в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, где познакомился с еще одним будущим знаменитым русским пилотом Петром Нестеровым. После окончания кадетского корпуса Вячеслав поступил в Константиновское артиллерийское училище, Петр - тоже в артиллерийское, но Михайловское. В 1906 году оба закончили обучение, и на долгие семь лет пути их разошлись. Судьба вновь свела их в марте 1913 года: сотник Ткачев после окончания Севастопольской школы летчиков и поручик Нестеров, сдавший выпускные экзамены в Гатчинской, получили назначение в только что сформированный XI корпусной авиаотряд, дислоцировавшийся в Киеве.

Без малого год они летали вместе. За две недели до того дня, когда в киевском небе Нестеров завязал знаменитую “мертвую петлю”, сотник Ткачев, поручики Нестеров и Передков впервые в России выполнили полет звеном в плотном строю, едва не касаясь крыльями самолетов. Время массового освоения полетов в плотных боевых порядках наступило для русских военных летчиков лишь через три года - в начале 1916-го. В отечественной авиации этот вид боевой подготовки внедрял единственный оставшийся к тому времени в живых участник первого группового полета есаул Ткачев.

В октябре 1913 года Вячеслав Матвеевич на самолете “Ньюпор” совершил блистательный во всех отношениях перелет по маршруту Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар протяженностью в 1500 верст, проходивший, “в ненастное осеннее время и без предварительной подготовки трассы”.

В 1914 году после ухода на повышение командира XI авиаотряда его должность занял штабс-капитан Петр Нестеров. Через несколько дней получил новое назначение подъесаул Вячеслав Ткачев - ему было предписано сформировать и затем принять под командование XX авиаотряд. Ткачев со своим отрядом прибыл на свой первый фронтовой аэродром 28 июля 1914 года и поступил в распоряжение штаба 4-й армии Юго-Западного фронта, который он был обязан ежедневно обеспечивать свежей развединформацией. 10 августа здесь началось грандиозное сражение, названное впоследствии Галицийской битвой. Оно полыхало двадцать суток на фронте протяженностью в 150 километров. 12 августа Вячеслав Матвеевич вылетел на разведку в район Сандомира на своем “Ньюпоре-4”. На удалении двадцати верст от линии фронта с высоты в восемьсот метров пилоту открылась грандиозная панорама: почти две австрийские дивизии густыми колоннами направлялись к передовой. Далее командир авиаотряда понял, что обнаруженная им колонна - лишь часть неприятельского корпуса, спешным маршем выдвигавшегося к правому флангу русских. Разведчика заметили и стали обстреливать с земли. Невзирая на явную опасность, Ткачев несколько раз прошелся над дорогами, забитыми неприятелем. И лишь после того, как несколько пуль пробили крылья его аэроплана, повернул к своим. У Борова Ткачев обнаружил еще одну пехотную бригаду австрийцев, артиллерийские подразделения. В районе Красника самолет обстреляли шрапнелью, масляный бак оказался пробитым, двигатель могло заклинить в любую секунду. Бросив педали, Ткачев ногами заткнул масляный фонтан, чтобы хоть ненадолго продлить работу мотора. Его аэроплан до соприкосновения с землей оставался без поперечного управления. В подобной ситуации шансы на благополучное завершение полета практически нулевые. И человека, который посадил машину в таких условиях, следует считать не просто очень хорошим пилотом, а летчиком милостью Божьей. Приказом главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта № 290 от 24 ноября 1914 года подъесаул Вячеслав Ткачев был первым среди русских пилотов удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени.

Вскоре подъесаул сбил неприятельский самолет, что по тем временам было выдающимся достижением. На момент вступления в войну ни один из 236 русских аэропланов не был приспособлен для огневого поражения самолетов противника или наземных целей. Второй сбитый неприятельский самолет командир XI авиаотряда записал на свой счет в августе 1916-го: огнем из личного оружия ему удалось повредить двигатель двухместного австрийского аэроплана “Авиатик”, аппарат сел недалеко от русских окопов и вместе с экипажем был захвачен пехотой.

Еще несколько раз он проявил себя как разведчик. 4 июля 1915 года именно Ткачев вскрыл сосредоточение ударной германской группировки в междуречье Лины и Стыри, а в конце июня 1916-го в результате операции, проведенной на основе разведданных, добытых Ткачевым, русские войска захватили почти 30 тысяч германских военнопленных. Сам пилот был награжден Георгиевским оружием.

В годы Первой мировой войны Вячеслав Матвеевич зарекомендовал себя не только умелым летчиком, но отличным командиром-организатором и теоретиком применения истребительной авиации: осенью 1917 года вышла его книга “Тактика воздушного боя” - первый научный труд в России по данной тематике. К этому времени полковник Ткачев стал авиатором с мировым именем: пройдя должности командира авиадивизиона и инспектора авиации Юго-Западного фронта, он 6 июня 1917 года был назначен начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. По сути - главкомом военной авиации России.

Известие об октябрьском перевороте застало полковника Ткачева в расположении Ставки. 19 ноября 1917 года он узнал о предстоящем прибытии из Петрограда красногвардейцев во главе с новым Верховным главнокомандующим прапорщиком Крыленко. Вполне резонно опасаясь за свою жизнь, поскольку никогда не скрывал монархических взглядов и убеждений, полковник написал рапорт об отставке и на следующий день, не дожидаясь ответа, уехал на фронт.

Путь Ткачева лежал на Кубань. Дважды полковника задерживали, дважды он бежал из-под ареста. В начале 1918 года он появился в родных местах, где рядовым бойцом вступил в партизанский отряд казачьего полковника Кузнецова и участвовал в боях против войск Северо-Кавказской советской республики. После занятия Майкопа войсками Добровольческой армии Ткачев приступил к к формированию 1-го Кубанского авиаотряда. Весной 1919 года кубанский авиаотряд был переброшен для поддержки Кавказской Добровольческой армии барона Врангеля и прекрасно показал себя в боях с 10-й армией красных. Петр Николаевич высоко оценил боевые и организаторские качества Ткачева: с 8 мая Ткачев, кроме родного 1-го Кубанского, командует 4-м Добровольческим, 4-м Донским авиаотрядами, 19 мая ему присваивают звание генерал-майора авиации.

В апреле 1920 года его назначили начальником авиации Вооруженных сил Юга России. На этом посту он оставался до окончания Гражданской войны, продолжая практически до эвакуации врангелевской армии из Крыма поднимать в воздух свой самолет и участвовать в воздушных боях. Междоусобная война для него закончилась 15 ноября 1920 года, когда последний начальник авиации русской армии на одном из последних пароходов покинул Крым и отправился в эмиграцию.

Из Турции Ткачев перебрался в Сербию, где перешел на службу в инспекцию авиации Королевства сербов, хорватов и словенцев. Одновременно со службой генерал активно работал в русских эмигрантских организациях, проявляя большую заботу по устройству русских летчиков. После того как Югославия была оккупирована немцами, Ткачевым, как и другие русские генералы с мировым именем, начал сотрудничать с властями Третьего рейха. Генерал написал несколько воззваний к формируемым казачьим частям Русского корпуса, несколько месяцев преподавал тактику ВВС на открытых в Белграде ведомством Гиммлера Высших военно-научных курсах, где готовились офицерские кадры для воинских формирований из русских эмигрантов и советских военнопленных, изъявивших желание сражаться с властью большевиков.

20 октября 1944 г. в Белграде его арестовали сотрудники контрразведки 3-го Украинского фронта. Генерал был отправлен в Москву, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет “за борьбу против Советской власти в годы Гражданской войны”. Его жену в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых. Вячеслав Матвеевич вышел на свободу лишь в феврале 1955-го. Он был лишен права жительства в больших городах и вернулся на Кубань. Поселился в Краснодаре, устроился на работу - в артель инвалидов-переплетчиков. Подрабатывал тем, что писал заметки по истории авиации в местные газеты. Потом написал книгу “Русский сокол” - о своем друге детства и боевом соратнике Петре Нестерове. Книгу напечатали, и окрыленный Ткачев засел за вторую - “Крылья России” (История русской военной авиации 1914-1917 гг.). Работа великого русского авиатора над рукописью оборвалась вместе с его жизнью 25 марта 1965 года.



 
Статьи по теме:
Отражение эквайринга в бухгалтерии
Счет 57 "Переводы в пути" - активный, служащий для получения обобщенной информации о движении денежных сумм, отправленных на зачисление на счета компании, но в данный момент еще не поступивших. Числящиеся на нем суммы подвергаются частым и тщательным пров
Правила и порядок заполнения раздела
Тема2. Предмет и метод бухгалтерского учета Вопрос №5.Предмет бухгалтерского учета и его важнейшие объекты 2.2. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России Вопрос №10.Метод бухгалтерского учета и его основные элементы 2.3. Документация и
Рагу из свинины с картошкой
Первое, второе, гарнир… Надоело? Есть блюдо, которое может все это заменить и облегчить пребывание на кухне! Свиное рагу можно подать на обед или ужин. Для его приготовления не нужно пачкать горы посуды и достаточно одного казанка. Удобно? Не то слово! Св
Рецепт оладьев на простокваше пышные
простокваша – 400 мл; мука – 400 г; яйцо – 2 шт.; сахар – 100 г; растительное масло – 60 мл; соль; сода – 1 чайн. ложка; лимонная кислота – 0,3 чайн. ложки; ванилин. Приготовление Хотя оладьи относятся к разряду простых и незатейливых блюд, но многие хозя