Церковь успения пресвятой богородицы. Подворье Киево-Печерской Лавры. Церковь Успения Богоматери -Подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни Храм успения пресвятой богородицы оптина пустынь

Неискушенному в православной системе ценностей туристу трудно разобраться в огромном изобилии церквей, названных в честь Пресвятой Богородицы.

Такая церковь есть в Александро-Невской Лавре, есть на Охте , есть на Северном кладбище…

В нашем случае речь идет о той, которая находится на Васильевском острове на 700 метров ниже по течению реки от Благовещенского моста.

Её фасад выходит на набережную лейтенанта Шмидта, на другом берегу Большой Невы находятся корпуса и доки Адмиралтейских верфей.

Сегодня ничто не напоминает о том, что Церковь Успения Пресвятой Богородицы являлась частью подворья Псково-Печерского Успенского монастыря.

В том виде, какой мы видим ее сейчас, она появилась относительно недавно. Ветхую предшественницу разобрали в 1894 году, а уже на другой год на ее месте началось строительство нового храма.

Освящение предела состоялось в конце 1897 года во имя Всех Печерских Преподобных. Полностью строительство было завершено в 1900 году.

Хотя церковь богато отделана, выглядит она просто и солидно. Инженер Василий Косяков, автор проекта, применил несколько схем, позволивших сделать внутреннее пространство максимально просторным. Историки предполагают, что к росписи внутренних стен приложил свою руку великий Васнецов.

Из Киево-Печерской лавры сюда были перенесены старинные иконы, ставшие его главным украшением.

Впечатляют входные двери. Их толщина около 20 сантиметров!

Стройный силуэт высокой пятиглавой церкви Успения пресвятой Богородицы, прекрасно дополняет панораму Васильевского острова.

В 1932 году были арестованы монахи подворья, а сам храм закрыли в 1935 году. Благодаря свободному внутреннему пространству здесь был залит первый в Санкт-Петербурге крытый каток.

На его искусственном льду начали свою спортивную карьеру многие звезды отечественного фигурного катания.

Дабы не смущать взоры юных фигуристов, храмовые фрески сначала побелили, а затем замазали масляной краской.

В 1991 году, церковь вернули православной епархии. На восстановление здания было затрачено много сил. Фрески были кропотливо воссозданы художниками-реставраторами по небольшим сохранившимся фрагментам.

Теперь здесь расположено подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Набережная лейтенанта Шмидта, дом 23

Как добраться:

Из метро Василеостровкая по 6-й до Набережная лейтенанта Шмидта (почти у Благовещенского моста). Повернуть направо и пройти 700 метров. Церковь будет видна сразу, как только Вы выйдете на набережную.

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала - Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом - Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся. В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново - с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.

Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан.

События 1917 года разрушили привычный уклад жизни. С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья. Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря.

Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан. Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.

В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп. Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор.Иоанна Предтечи, ап.Андрея Первозванного и ап.Иакова Зеведеева (I), прав.Лазаря Четверодневного (I), сщмчч.Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт.Николая Чудотворца (III-IV), вмч.Пантелеимона (III-IV), преп.Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь . Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.


На заметку! В начале лета 1932 г. Успенский храм передали под управление Ленинградского митрополита, а спустя четыре года, его использовали в качестве спортивного зала. Во время блокады Ленинграда под кровлей установили пункт ПВО, а внутри самого собора - склад морского флота. Подвал оборудовали в бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

Иконы Богородицы в Успенском храме, Санкт-Петербург

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний - песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, - Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Роспись главного свода Успенской церкви в Санкт-Петербурге

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.

С главным специалистом отдела Петроградского и Василеостровского районов КГИОП Виктором Ворониным:

Алла Максимова : История храма не берегу Невы полна удивительных противоречий. С одной стороны, детище архитектора Василия Косякова почти не пострадало во время нескольких войн, с другой стороны, постарались в кавычках бюрократы сначала Петрограда, потом и Ленинграда. От собора остались почти одни только стены. Стены эти, однако, видели то, что сегодня мечтали бы запечатлеть камеры всего мира. Однако, обо всем по порядку. Возведения храма Успения Богородицы закончили в 1900-ом году. Авторство росписи приписывают знаменитому художнику Васнецову. Что касается архитектора Косякова, он работал также над проектами Морского собора в Кронштадте, храмами в Петергофе, Астрахани, Батуми. Церкви на Васильевском острове, впрочем, не повезло особенно. При новой власти храм пытались закрыть несколько раз. В частности, петроградцев пугали мракобесием, исходящим от этого места, потом начались аресты священников и монахов. В начале 30-ых посадили всех без исключения. Однако и это не помогло. Приход продолжал существовать несмотря ни на что. Тогда, рассказывает нынешняя заведующая канцелярией храма Лидия Ивановна Загородская, взялись и за простых людей.

Лидия Загородская : И вот тогда, в конце 1934-го, начале 1935-го года, арестовали 50 прихожан. Это были цвет, это были лучшие из лучших. Это были люди, которые верно служили церкви, и их арестовали. Арестовали хор, главного регента, певчих. Арестовали старосту. Всех арестовали. И тогда храм опустел. Люди испугались. И в 1935-ом году вышло решение исполкома Ленсовета о закрытии этого храма и передаче его под склад военно-морской базы.

Алла Максимова : Склад работал тут до войны, во время военных действий и в Блокаду здесь были устроены пункты наблюдения. Во дворе стояли зенитки. К этому моменту в келье монахов, с болью в голосе говорит Лидия Ивановна, были превращены в коммуналки. Кирпичная кладка и мозаика храма почти не пострадали, чего о других ценностях сказать нельзя.

Лидия Загородская : Иконостас ведь деревянный, позолоченный вывезли. Все иконы вывезли. Ни одной иконы не сохранилось, за исключением иконы храмовой «Успение Пресвятой Богородицы». Эта икона сегодня хранится в Князь-Владимирском соборе. Очень много было люстр, дорогие, индивидуальные, по рисунку Косякова, потому что Косяков прорабатывал все, вплоть до ручек дверных. Все это было снято, демонтировано, уничтожено, разграблено.

Алла Максимова : И вот середина 50-ых. В истории подворья Киево-Печерской Лавры наступает эпохальный момент. Впервые в Ленинграде, здесь, прямо в храме заливают каток с искусственным льдом. Фрески на стенах побелели. Позже на них нанесены несколько десятков слоев масляной краски. Историки называют переделки в храме кощунством. Факт, однако, остается фактом. Здесь начинаются тренироваться самые талантливые фигуристы города на Неве, в том числе пары Белоусова - Протопопов и Москвина - Мишин. Последний, Алексей Николаевич, признался нам, что это был его первый каток.

Алексей Мишин : Каток в самом церковном зале. И были хоры, и на этих хорах сидели родители и смотрели. Там был маленький кабинет директора, Григория Васильевича Рыбакова. Там была такая вообще обстановка, которая позволяла хорошо и вольготно дышать, потому что были очень высокие потолки, купола. Впервые в мировой практике мы стали выполнять там поддержки на одной руке, что было архисложно. И помню, как мы занимались атлетической подготовкой и таскали штангу в подвалах церкви, стены которой имели метровую толщину.

Алла Максимова : Понимание того, где они катались, пришло спустя годы. Тогда, впрочем, стены, которые помнили песнопения, молитвы и светлые праздники, здорово помогали. В этом тренер олимпийских чемпионов убежден.

Алексей Мишин : Вы знаете, чувствовался какой-то такой душевный подъем. И я был тогда совершеннейшим атеистом, конечно, но эта архитектура, она ведь создана не зря и не случайно. Она ведь создана для того, чтобы что-то пробуждать в человеке светлое, доброе, спокойное. Это атмосфера, безусловно, существовала, потому что я не помню, чтобы на этих катках существовали какие-то, я не знаю, грязные взаимоотношения или какие-то недобрые помыслы. И мы приходим туда часто, в эту церковь, спрашиваем: «Разрешите нам пройти вниз?». И нам разрешали пройти вниз. И мы видим те самые, они выглядят, в общем-то, как катакомбы, в которых когда-то творилось начало отечественного фигурного катания.

Алла Максимова : Ну а, так сказать, новая старая биография храма на берегу Неву началась в 91-ом году. Церковь тогда передали монастырю Оптина пустынь, почти сразу начали реставрировать.

Виктор Воронин : Да, это была реставрация несколько лет назад сделана, кстати, за средства городского бюджета, поскольку этот храм, наверное, самый заметный из храмов, которые есть в панораме Невы. И благодаря тому, что и фасады сейчас так заиграли, заблестели купола и золотом, и серебром. Все, кто видел это, обратили, наверняка, внимание на такое нетрадиционное, наверное, колористическое решение, которое применило Косяков. Купола были частично вызолочены, орнаменты в нижней части, а основная часть покрыта сусальным алюминием, который имитировал серебрение. Сейчас, при реставрации мы не стали воссоздавать алюминий, а восстановили собственно серебрение, которое позволило то самое колористическое решение Косякова воссоздать.

Наталья Костицина : Слушайте, если возвращаемся, Виктор, к церкви Успения Богородицы, моя коллега сказала в своем материале о том, что масляной краской были замазаны…

Виктор Воронин : Да, вся внутренняя роспись храма была многослойно закрашена масляной краской. Это создает, конечно, большие проблемы сейчас при воссоздании отделки храма. Очень много времени, сил и, соответственно, средства приходится затрачивать на послойное, очень тщательное, медленное снятие этой масляной краски. Но как у всякого явления есть разные стороны. Штукатурка не была сбита, не была уничтожена. При таком, казалось бы, кощунственном приспособлении под каток. Тем не менее, те, кто приспосабливал здание, сохранили эту роспись, и сейчас те, кто войдут в этот храм…

Наталья Костицина : Что можно сейчас там увидеть?

Виктор Воронин : Поражаются. И я сам, несмотря на то, что для меня это неудивительно, всякий раз, когда прихожу туда и вижу какие-то новые участки живописи, освобожденные от лесов, на меня это производит очень сильное впечатление, во многом нетрадиционная для нашего города архитектура, нетрадиционна живопись. Это подворье Киевского монастыря с сильными барочными западными влияниями, с очень богатым декором, стремлению к обилию позолоты и так далее. Участвовал ли в декорировании храма Васнецов - сомнительно. По крайней мере, документальных подтверждений этому нет, но, по-видимому, киевские мастера принимали участие в росписи. И я всем рекомендую, кто там не был, сходить и посмотреть на уже расчищенные участки, а их много, начиная от купола, где изображен Христос Вседержитель, заканчивая хорами, где, кстати, тоже очень нетрадиционные для города сюжеты, связанные с историей Киево-Печерского монастыря, всем рекомендую это увидеть.

Наталья Костицина : Кстати, упомянула о майолике, ведь эти майоликовые панно делал тот самый знаменитый Кремер, который и преподавал в училище Штиглица, его руке принадлежат майоликовые панно.

Виктор Воронин : И петербургские, и киевские мастера очень многие принимали участие в строительстве, постепенно все это раскрывается, то, что было закрашено краской не только в интерьере, но и на фасадах, оно постепенно раскрывается. И майолики, и мозаики, там очень много техник декорирования применено. И должен отметить, что как раз позиция пользователя, как мы выражаемся юридически, этого памятника подворья монастыря Оптина пустынь, она чрезвычайно способствует реставрации. Люди не стремятся сделать все как можно быстрее, что, как правило, приводит к ухудшению качества. Люди разделяют наш научный реставрационный подход. И не торопятся.



 
Статьи по теме:
Как учитывать кассовые документы в 1с 8
В бухгалтерии кассовые документы, в большинстве случаев, оформляются 2 документами: (далее РКО) и (далее ПКО). Они предназначены в целях принятия и выдачи наличных в кассу или из кассы организации.Возврат работником займа;Другие операции, касающиеся посту
Схемы исправления старых ошибок
Конфигурация: 1С:Бухгалтерия Версия конфигурации: 3.0 Дата публикации: 15.02.2017 Часто работая с программой 1С:Бухгалтерия 8.3 мы видим как бухгалтера или менеджеры при отгрузке правят документы Отгрузки или Поступления. Такие операции не допустимы
Описание и приготовление колпака кольчатого (гриба курочки) Как отличить колпак кольчатый от бледной поганки
Колпак кольчатый (Rоzitеs сарeratus) - съедобная разновидность, относящаяся к семейству Паутинниковые и роду Паутинник (Соrtinаrius). В западноевропейских странах такой гриб считается деликатесным блюдом.Колпак кольчатый - съедобная разновидность, относящ
Календарь изобретений на каждый день
За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и понять, как устроен мир вокруг нас. Оценить всю важность этих открытий очень сложно, если не сказать, что п