Биография Маргареты Гертруды Зелле (Маты Хари). Шпионка, которую любили. Реальная история Маты Хари Фильмы и книги

(1917-10-15 ) […] (41 год)

Судьбе Маты Хари посвящено множество документальных и художественных книг, фильмов и произведений других жанров .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Мата Хари – психотип и физиогномика

Субтитры

Молодость

Индонезия

11 июля 1895 года в Амстердаме, 18 лет от роду, Маргарета вышла замуж за 39-летнего капитана Рудольфа МакЛеода (1 марта 1856 - 9 января 1928), голландца шотландского происхождения, с которым она познакомилась по объявлению. Они переехали на остров Яву (голландская Ост-Индия , ныне Индонезия), там у них родились двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком; кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехав к ван Редесу (Van Rheedes) - другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе. В она впервые упомянула свой артистический псевдоним - Мата Хари , который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день, дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру.

Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса , которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Мак-Леод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них работала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушалась мужа, отравив детскую пищу. Это не составило ей труда, поскольку она имела доступ ко всему дому, в том числе - к кухне и еде. Мальчик умер не сразу, в страшных мучениях, а девочка выжила. Некоторые утверждали, что это чудо, другие ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор неясно, как она смогла выжить, если оба ребёнка ели одну и ту же отравленную пищу.

Пара развелась в 1903 году, после возвращения в Голландию, причём Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умрёт в возрасте 21 года, (скорее всего, также от осложнений сифилиса).

Танцовщица

Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже . Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 года начинается её громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой (по легенде, «так было угодно Шиве »). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т. п.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету (в качестве примера можно привести карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связях с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Двойной агент

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Расстрел был произведён 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсене . После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр . Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал . Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные части тела Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении не сохранилось.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ею (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней» .

В культуре и искусстве

Шаблон:Картина Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века .

  • Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько римейков .
  • В 1982 году немецкая группа Dschinghis Khan посвятила ей песню (альбом «Helden, schurken und der dudelmoser» ).
  • В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович , Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»).
  • В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А. Киселева (либретто А. Киселев, А. Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова , В. Ланская , Н. Громушкина , О. Акулич , Э. Виторган и певец Александр Фадеев .
  • В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж» на музыку М. Дунаевского , поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях.
  • 16 сентября 2010 года в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны » (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (режиссёр Дарья Попова).
  • Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера».
  • Песня «Мата Хари мамбо » была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман .
  • В 8-м эпизоде 2-го сезона сериала «Хранилище 13 » чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся.
  • Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени».

В литературе

  • Марк Алданов в 1932 году напечатал очерк «Мата Хари»
  • Лейла Вертенбейкер . Жизнь и смерть Мата Хари, роман. - Москва, издательство «Пресса», 1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова
  • Елена Гремина . Пьеса «Глаза дня»
  • Пауло Коэльо . Мата Хари. Шпионка - М.: АСТ, 2016. - ISBN 978-5-17-099182-2
  • Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез » издательств «Популярная Литература» и «

Парижанка, родившаяся в Голландии, пожившая в Индонезии и покорившая мир экзотическими танцами, до сих пор считается самой знаменитой шпионкой всех времен и народов. Стоит только сказать «Мата Хари», и сразу становится ясно, что речь идет о крутом коктейле из шпионажа, эротики и экзотики. Хотя в действительности серьезным разведчиком Мата Хари никогда не была. Ее использовали как один из множества источников информации – точно так же, как и большинство куртизанок того времени, которые могли в постели вытягивать из своих любовников те или иные секретные данные.

На процессе по делу танцовщицы-шпионки государственный обвинитель Андре Морне назвал ее «величайшей шпионкой нашего века» и заявил, что «вред, который нанесла эта женщина, неописуем». Но скорее всего, столь быстрый и жесткий, если не сказать жестокий, уголовный процесс был связан с одним обстоятельством: среди тех, кто делился с нежной Матой Хари секретными сведениями, было слишком много высокопоставленных французских чиновников.

В день рождения этой удивительной женщины «МИР 24» знакомит своих читателей с десятью самыми примечательными фактами из жизни легендарной шпионки.

Мата Хари значит «Солнце»

Настоящее имя «величайшей шпионки» – Маргарета Гертруда Зелле, и родилась она в Нидерландах, в городе Леуварден. Псевдоним Мата Хари будущая знаменитость взяла себе, когда жила на острове Ява, который был тогда еще голландским владением. На малайском языке эти два слова означают «Солнце»: «мата» переводится как «глаз», «хари» как «день», так что дословно Маргарета называла себя «Глаз Дня». Этот псевдоним впервые упомянут в письме Маргареты к родственникам в Голландию.

Родилась в зажиточной семье

Маргарета была единственной дочерью в семье, где, кроме нее, были еще трое сыновей. До тринадцати лет она, как и остальные дети, воспитывалась в лучших школах: ее отец Адам Зелле вовремя вложил деньги в нефтяную промышленность. Однако так продолжалось недолго: когда Маргарете было 13 лет, ее отец разорился, через два года развелся с матерью, и дочь перешла под опеку родственников. Пять лет спустя она сбежала от них замуж за капитана голландской армии, который был вдвое старше ее, и с ним уехала в Индонезию.

Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Не стала моделью из-за маленькой груди

Ранний брак оказался неудачным, и в 1902 году Маргарет убегает от мужа в Париж: как она сама говорила, наверное, потому, что «всех жен, сбежавших от мужей, тянет в Париж». Оказавшись в чужом городе, она вынуждена была искать любую работу. Пробовалась Маргарет и на роль модели для парижских художников, но неудачно. По властвовавшим в то время канонам живописи, она имела изъян: у нее была слишком маленькая, едва заметная грудь, которая не устраивала мастеров кисти и полотна.

Не умела танцевать

Бывший супруг добился от Маты Хари развода только под угрозой шантажа: ему удалось добыть одну из пикантных фотографий экс-жены, на которой она позировала обнаженной, и он пообещал предъявить ее в голландском суде. Позже он недоумевал, как Маргарета сумела стать танцовщицей. Он не раз говорил, в том числе и журналистам, что его бывшая жена совершенно не умеет танцевать, и к тому же страдает плоскостопием, что в то время считалось существенным препятствием для танца. Сама Мата Хари интриговала: рассказывала о своем знакомстве с восточными танцами то в индуистском монастыре, то в королевской семье Востока. В действительности же основные движения она выучила, пока жила на Яве и подрабатывала в местной танцевальной труппе.

Не выступала обнаженной

Точнее сказать, она почти никогда не представала перед публикой без одежды. На первых, немноголюдных представлениях, проходивших в частных домах и квартирах, танцовщица действительно заканчивала свое выступление тем, что оставалась «одетой» только в браслеты и ожерелья. Но когда она стала выступать перед широкой аудиторией, например, на сцене театра «Олимпия», то пользовалась тонким трикотажем телесного цвета, который надевала под экзотические наряды и который на расстоянии создавал иллюзию совершенно обнаженного женского тела. Такой трикотаж можно увидеть на одной из сохранившихся фотографий Маты Хари.

Ей приписывают более 100 любовников

Подсчетами богатых и высокопоставленных, а также пусть более бедных, но более знаменитых любовников Маты Хари ее биографы занялись уже после смерти танцовщицы. Сама она не скрывала, что живет в основном за счет своих ухажеров, и при этом никогда не развеивала множество слухов на эту тему, сопровождавших ее жизнь в Париже. Более того, Мата Хари старательно создавала себе все новые и новые «биографии», которые должны были подогревать интерес к ней и ее танцам. Кстати, среди тех, кто попал в орбиту любовных увлечений Маргареты, был и русский летчик капитан Вадим Маслов: частенько его называют «последней настоящей любовью» Маты Хари, хотя для самого офицера это, похоже, было лишь проходной интрижкой.

Разбрасывала деньги, но не была богата

Действительно, несмотря на то, что экзотические танцы приносили ей большой доход, да и богатые любовники не жалели денег на неповторимую Мату Хари, капиталов она не скопила. Не добавили ей богатства и деньги, которые платила ей немецкая разведка, завербовавшая танцовщицу еще до начала Первой Мировой войны. Иначе трудно объяснить, почему многие дорогие покупки Мата Хари совершала в долг, да и время от времени обращалась к своим друзьям с просьбами ссудить денег. Биографы считают, что все средства уходили на карточную игру: шпионка пристрастилась к ней в Париже, но удача редко улыбалась ей.

Фото: Википедия

Адвокатом шпионки был один из ее поклонников

Главным защитником Маты Хари во время следствия и уголовного процесса был 75-летний Эдуар Клюне, известный французский адвокат. Они были знакомы с 1905 года, и видимо, тогда же началась и их любовная связь. Именно Клюне незадолго до того, как прозвучал смертный приговор его подзащитной, предложил ей сказаться беременной, и даже был готов заявить о своем отцовстве. Но Мата Хари отказалась от этого хода, который позволил бы ей оттянуть казнь.

После смерти Мата Хари опять попала в театр

Мату Хари расстреляли 15 октября 1917 года на полигоне в Венсене, в восточном пригороде Парижа. По легенде, она, будучи уже привязанной, по французской традиции, к смертному столбу, послала двенадцати солдатам, стоявшим перед нею с винтовками наизготовку, воздушный поцелуй, после чего некоторые из них даже не смогли открыть огонь. Так ли это было, в точности неизвестно – зато известно, что никто из родственников не попросил выдать ему тело казненной. В итоге Мата Хари стала… экспонатом анатомического театра, а ее забальзамированная голова хранилась в Музее анатомии в Париже. Правда, со временем она оттуда исчезла: в 2000 году ее там уже не обнаружили и сочли, что уникальный экспонат пропал в 1954-м при переезде музея.

Подробности ее уголовного дела засекречены до сих пор

В ходе самого процесса, а также вскоре после него в прессу просочились лишь отдельные детали уголовного дела Маты Хари. Известно, что французская контрразведка заинтересовалась ею еще в 1916 году и что тогда же Маргарета выразила желание стать двойным агентом. Но вскоре во Франции узнали, что она по-прежнему работает на немцев, причем известно это стало из перехваченной радиограммы – по одной из версий, перехват специально был организован немцами, чтобы избавиться от уже бесполезной шпионки. Но основные подробности следствия и процесса так и остаются засекреченными. И скорее всего, потому, что Парижу и по сей день невыгодна компрометация многих исторических личностей, высокопоставленных чиновников и военных, которые прошли через будуар «величайшей шпионки ХХ века».

Даже Скотланд-Ярд, которому обычно хватает четырех дней допроса, чтобы узнать все секреты подозреваемых, не смог получить ответа на вопрос, кем все-таки она была – шпионкой или танцовщицей-куртизанкой? Рассказываем, почему эта прекрасная голландка вошла в историю как одна из самых загадочных женщин XX века, и почему ее личная история оказалась достойна сериала.

Кадр из сериала «Мата Хари» (2016 г.)

1. Она придумала себе историю.

Единственная дочь из четырех детей голландского галантерейщика Адама Зелле Маргарета Зелле росла как орхидея среди лютиков: состоятельный отец неимоверно баловал ее, но, увы, только до того, пока после нескольких неудачных финансовых махинаций не разорился. Родители разошлись, мать вскоре умерла, и будущая Мата Хари воспитывалась у родственников.

Дом, в котором Маргарета родилась в Леувардене, в 2013 году практически полностью был разрушен из-за пожара. Его восстановили, но не в оригинальном дизайне.

Будущая Мата Хари была вторым ребенком по старшинству в семье Зелле, но первым для отца, который не уставал осыпать ее подарками (такими, например, как эта повозка).

Когда в 16 лет девушку застукали за флиртом с 51-летним директором учебного заведения, где она получала профессию воспитательницы детского сада, возмущенный отец забрал ее домой. Но вольнолюбке это пришлось не по вкусу: сначала она сбежала к другим родственникам в Гаагу, а оттуда отправилась в Амстердам с целью на удивление целомудренной и благоразумной. Маргарета откликнулась на объявление 39-летнего голландца шотландского происхождения капитана Рудольфа Мак-Леода. Он писал, что едет домой в отпуск и хочет познакомиться с девушкой для любви и создания семьи. Они поженились и переехали в Индонезию, на остров Ява.

Свадьба Рудольфа Мак-Леода и Маргареты Зелле, 11 июля 1895 года

Супруги Мак-Леод. Маргарета надеялась, что замужество позволит ей беззаботно наслаждаться жизнью, как в детстве.

«Да, он мог быть моим отцом ─ по возрасту на тот момент… Но когда я вижу красивого молодого человека, мое сердце начинает биться быстрее. Я ведь очень темпераментна, и всегда хотела порхать как бабочка на солнце», ─ говорила Мата Хари.

В Индонезии Маргарета познакомилась с национальным танцем. На самом деле, традиционная демонстрация любви и поклонения Деви Шри, богине плодородия, претерпела значительные изменения с древних времен. Танцовщицы, одетые в соблазнительные костюмы и великолепные головные уборы, после танца выбирали себе партнера из зала и удалялись с ним в покои на всю ночь (что, конечно, щедро вознаграждалось приглашенным). Разумеется, такие эротически заряженные акты, хоть и начинавшиеся с простых танцев, не могли не оказать мощного влияния на в общем-то еще пуританское сознание молодой европейки (пусть она и родила к этому моменту уже двоих детей).

Индонезийское танцевальное искусство

Семейная жизнь не была счастливой: Рудольфа снедали пороки – пьянство, азартные игры, распутство, ревность. Последняя, кстати, не была совсем уж беспочвенной («Молодые лейтенанты преследовали меня, и было сложно вести себя таким образом, который бы не давал поводов мужу усомниться»). Впрочем, она не оправдывала ни рукоприкладства, которым отличался Мак-Леод, ни венерических болячек, которыми он исправно «снабжал» домашних (от сифилиса умер сын Мак-Леодов Норман-Джон, хотя семья и пыталась распространить информацию, что ребенка отравили).

Рудольф с сыном Норман-Джоном (умер в возрасте двух лет от сифилиса, которым его заразили родители).

Рудольф с дочерью Жанной-Луизой (умерла в возрасте 21 года, предположительно, тоже от осложнений после сифилиса, перенесенного в младенческом возрасте).

Супруги разошлись. Рудольф оформил опеку над дочкой Жанной-Луизой. А Маргарета уехала в Париж, чтобы, по ее собственному признанию, начать жизнь заново («Я думала, все женщины, которые уходят от своих мужей, едут в Париж»). Из Индонезии она увезла новую биографию (легенда гласила о ранней смерти матери-индианки и жизни-обучении в буддистских храмах) и новое имя (в переводе с малайского «Мата Хари» означает «солнце»).

2. Она «подружила» Запад с Востоком с помощью стриптиза

Начало XX века. Париж был на пике расцвета: культурного, но не морального. Скандальный образ жизни модно было не прятать, а выставлять напоказ. В то время как сильные мира сего маршировали по Елисейским полям и набережным Сены, выгуливая любовниц, у одинокой безработной женщины почти не было выбора: идти к ним в дом на кухню или в постель.

«Я села на поезд до Парижа без денег и без гардероба. Если я и смогла выжить, то только благодаря моей женской привлекательности», ─ вспоминала она.

Сначала Маргарета искала работу как модель для художника, но ее фигуру не оценили по достоинству. Потом как опытная наездница она преподавала верховую езду, затем – выступала в цирке. Замученная нуждой и одержимая страстью к легкой жизни она решает вернуться к танцам. «Восточный» дебют состоялся в 1905 году: в модном салоне госпожи Киреевской в удивительном костюме (прозрачные вуали, металлические цепочки, сверкающие фальшивые драгоценности – дизайн принадлежал ее воображению) к гостям вышла Мата Хари. Впрочем, куда больше аудитории – главным образом, ее мужской части – понравился финал: танцорка элегантным движением сбросила с себя все мудреные части костюма, оставшись неглиже. После того как на следующий день рецензенты назвали леди Мак-Леод Венерой, ее карьера была сделана. Мата Хари стала сенсацией Парижа.

В каком-то смысле танцы Маты Хари были близки к еще не распространенному в те времена стриптизу.

Танцовщица выступала в довольно откровенном наряде (набедренная повязка обязательно глубоко обнажала пупок) на подиуме, усыпанном розовыми лепестками перед узким кругом лиц.

В финале следовало полное обнажение (согласно легенде, «так угодно Шиве»).

3. Ее реальным преступлением было легкое поведение.

Рудольф подал на развод, используя полуобнаженные фотографии в качестве доказательства развратного поведения Маты Хари и ее вероятного пагубного влияния на девочку. На самом деле похождения Маргареты были не более чем поисками недополученной в детстве отцовской ласки. Просто лично для нее во взрослом возрасте эквивалентом утрате стал секс – и она лихо пустилась во все тяжкие.

«С каждым следующим моим движением, с каждой сброшенной вуалью я видела, как все ярче загораются глаза пришедших. Делают вид, что поглощены искусством танца, а сами пялятся на наготу» (Мата Хари).

Высокая, подвижная, с горящими глазами и смуглой кожей, живым умом и быстрым оригинальным ответом на каждый вопрос, она завораживала и оставалась надолго в памяти тех, кто был с ней знаком, а индонезийские танцы открыли ей двери в самые богатые салоны и в ее постели оказывались самые влиятельные персоны. Одновременно с этим она легко распространялась о своем обширном списке любовников. Перекличку любовников Маты Хари можно назвать персоналием рубежа веков: композиторы Массне и Пуччини, финансист Барон Анри де Ротшильд, шоколатье Гастон Менье, французские послы в Японии, Нидерландах и США, банкир Феликс Ксавье Руссо… Исчерпав французские ресурсы, Мата Хари переключилась на Испанию, Италию, Россию, Австрию и даже Германию… Так, например, в Берлине весьма состоятельный офицер Альфред Киперт – будучи, к слову сказать, женатым – подарил ей на прощание 300 000 золотых марок (по сегодняшним меркам это чуть больше $4 млн).

4. Она любила красивую жизнь.

В начале 1914 года Мата Хари была в Берлине и планировала там находиться еще полгода: был подписан контракт со столичным «Метрополем» (никакой обнаженки, только арт-номера). Немцы схватили ее в один момент, конфисковав меха и ювелирные изделия. Приняв предложение «задушевно поговорить с некоторыми французскими офицерами» она хотела не более чем вернуть назад арестованное имущество (и получить еще 20 000 франков сверху). Но поворотный момент, когда она стала агентом Н-21, трагически изменил вектор ее жизни.

Одно из главных правил Маты Хари гласило: сохраняй интригу. Придуманная легенда, согласно которой она была воспитанницей жриц в индуистском храме, помогала ей в этом.

«Я люблю офицеров. Я любила их всю свою жизнь. Я предпочитаю быть любовницей бедного офицера, чем богатого банкира. Это мое самое большое удовольствие спать с ними без того, чтобы думать о деньгах», ─ откровенничала Мата Хари. В конечном итоге такая любовь обернулась против нее. В 1916 году французские спецслужбы объявили, что получили сведения о ее работе на Германию, повторно «завербовали» для себя и... убедились в своей правоте. Во время следующего же возвращения в Париж (это было 13 февраля 1917 года) ее арестовали. Подробно о событиях этого периода жизни великой Маты Хари рассказывает новый русский сериал «Мата Хари» ─ совместное детище «Первого канала» и международной компании Star Media.


Биография

Маnа Хаhи - исполнительница экзотических танцев и куртизанка фризского происхождения, подданная Нидерландов. В первое десятилетие XX века стала широко известна в Европе как танцовщица «восточного стиля». Во время Первой мировой войны занималась шпионской деятельностью в пользу Германии. Расстреляна по приговору французского суда за шпионаж в пользу противника в военное время.

Судьбе Маты Хари посвящено множество документальных и художественных книг, фильмов и произведений других жанров.

Молодость

Маргарета родилась в Леувардене (Нидерланды) и была единственной дочерью и вторым ребёнком из четырёх детей Адама Зелле (нидерл. Adam Zelle, 2 октября 1840 - 13 марта 1910) и Антье ван дер Мёлен (нидерл. Antje van der Meulen, 21 апреля 1842 - 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 году Адам обанкротился и вскоре развёлся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891 году. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек. Затем она продолжила своё обучение в Лейдене, получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу.

Индонезия

11 июля 1895 года, 18 лет от роду, Маргарета вышла в Амстердаме замуж по объявлению за 39-летнего капитана Рудольфа МакЛеода (1 марта 1856 - 9 января 1928), голландца шотландского происхождения. Они переехали на остров Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), и у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком; кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехав к ван Редесу (Van Rheedes) - другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день, дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру.

Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Мак-Леод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери (которая умерла в возрасте 21 года, скорее всего, также от осложнений сифилиса).

Танцовщица

Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 года начинается её громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой (по легенде, «так было угодно Шиве»). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т. п.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету (в качестве примера можно привести карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связях с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Двойной агент

Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки.

По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны, точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику).

Арест и казнь

13 февраля 1917 года Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат (сами материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать). На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября 1917 года. После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Оценка деятельности

Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её, как разведчицы) был сильно преувеличен - едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.

Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней».

Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора.

В культуре и искусстве

Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века.

Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари » с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько римейков.
В 1982 году немецкая группа Dschinghis Khan посвятила ей песню (альбом «Helden, schurken und der dudelmoser»).
В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович, Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»).

В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А. Киселева (либретто А. Киселев, А. Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова, В. Ланская, Н. Громушкина, О. Акулич, Э. Виторган и певец Александр Фадеев.

В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж» на музыку М. Дунаевского, поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях.

16 сентября 2010 года в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны» (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (режиссёр Дарья Попова).

Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера».
Песня «Мата Хари мамбо» была исполнена на польском языке известной эстрадной певицей 60-80-х годов XX века Анной Герман.
В 8-м эпизоде 2-го сезона сериала «Хранилище 13» чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся.
Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени».

В литературе

Марк Алданов в 1932 году напечатал очерк «Мата Хари»
Лейла Вертенбейкер. Жизнь и смерть Мата Хари, роман. - Москва, издательство «Пресса», 1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова
Елена Гремина. Пьеса «Глаза дня»

Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез» издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года

Также образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера

Киновоплощения

Аста Нильсен - «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
Грета Гарбо - «Мата Хари» (1931)
Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
Жанна Моро - «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972)
Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974)
Жозин ван Далсум - «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981)
Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982)
Сильвия Кристель - «Мата Хари» (США, 1985)
Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006)
Ваина Джоканте - «Мата Хари» (телесериал, Россия, 2016)

Тринадцатого марта 1905 года немногочисленная, тщательно отобранная публика с любопытством разглядывала помещение библиотеки Музея Гиме, которая тем вечером была превращена в некое подобие индийского храма: везде свечи, восемь колонн были украшены цветами, в глубине зала - статуя Шивы, а в центре, окруженная четырьмя девушками в черных туниках, извивалась индийская танцовщица в весьма откровенном наряде: нагрудная повязка с вышивкой, обвязанный вокруг бедер кусок ткани и несколько браслетов. Танцовщица была приглашена в качестве живой иллюстрации к лекции самого Эмиля Гиме, известного знатока Востока, об индийских храмовых танцах - и уже первыми своими движениями заставила всех присутствующих забыть и о лекции, и обо всем на свете. А когда в конце выступления ткань с бедер соскользнула и танцовщица предстала перед зрителями почти совершенно обнаженной, вопль восторга, обычно неуместный в музейных стенах, потряс здание.

На следующий день журналисты, присутствовавшие на выступлении в Музее Гиме, разнесли по всей Франции весть о Мата Хари, о ее владении священным искусством храмовых танцев и о ее божественном теле. Газеты захлебывались похвалами в адрес прекрасной танцовщицы, и зрители, которым удалось воочию увидеть выступление Мата Хари, передавали друг другу восторженные отзывы как о самих танцах, так и о редкостной красоте их исполнительницы. Говорили, что Мата Хари, чье имя в переводе означает «око зари», родилась в Южной Индии и с детства была обучена священным танцам. С тринадцати лет она танцевала обнаженной в храме в Канда Свани, и танцевала бы и дальше, но влюбленный английский офицер женился на ней и привез ее в Европу.
К сожалению, в этой красивой истории не было ни слова правды.
Мата Хари не была ни танцовщицей, ни индианкой, ни даже Мата Хари. Ее звали Маргарета Гертруда Зелле, и ее родиной был тихий городок Леуварден в нидерландской провинции Фрисланд. Она родилась 7 августа 1876 года в семье владельца шляпного магазина Адама Зелле и его жены Антье Ван дер Мелен, и ее детство было обычным, ничем не примечательным детством девочки из хорошо обеспеченной семьи: три младших брата, балующие единственную дочь родители, частная школа с тремя иностранными языками и любовь к музыке.
Но Маргарета все же выделялась среди сверстниц - и рано проявившейся красотой, и бурной фантазией, и стремлением любой ценой привлечь к себе внимание. Ее соученицы вспоминают, что Маргарета приходила в школу в невероятных для провинциального городка вызывающих нарядах, сшитых из необычных ярких тканей. А ее фантастические рассказы о своей семье и ее прошлом были до того правдоподобны, что им бы безоговорочно верили - если бы Маргарета не выдумывала все время новые.
Но действительность была и трагичнее, и обыденнее. Адам постепенно разорялся, и вместе с долгами росло его раздражение на жену и детей. Долги в 1889 году привели к банкротству, постоянные ссоры - к разводу. Через девять месяцев после развода - в мае 1891 года - Антье Зелле умерла. Ее бывший муж к тому времени уже жил в Амстердаме. Детей разобрали родственники: Маргарета поселилась у крестного, господина Фиссера, который вскоре решил отправить девочку в Лейден - в пансион, готовящий воспитательниц детского сада. Более неподходящей профессии для непоседливой и независимой Маргареты трудно было придумать: неудивительно, что вместо занятий она строила глазки директору школы. До сих пор биографы спорят, кто кого соблазнил, но итог все равно был предрешен - Маргарета была вынуждена оставить школу.

Она переехала к своему дяде в Гаагу. В то время это был город, где проводили отпуск офицеры голландской колониальной армии - они служили в Голландской Индии (современной Индонезии) и приезжали поправлять здоровье на близлежащих курортах. Бравые мужчины в мундирах были покорены красотой юной Маргареты, а она, в свою очередь, была на всю жизнь очарована военными. Это пристрастие к мужчинам в военной форме преследовало ее всю оставшуюся жизнь.
Дядя, прекрасно видя легкомысленную натуру своей племянницы, держал ее под строгим контролем. Единственным способом вырваться из-под его опеки было замужество, а единственной возможностью познакомиться с потенциальным женихом - брачная колонка в местной газете, поскольку все знакомства на улице дядя пресекал на корню. Ее внимание привлекло объявление: «Офицер из Голландской Восточной Индии, находящийся сейчас в отпуске дома, хочет познакомиться с милой девушкой с целью последующего супружества». Маргарета ответила, приложив к письму фотографию.
Письмо было размещено от имени Рудольфа МакЛеода. Потомственный военный, племянник адъютанта короля Вильгельма III и двоюродный брат вицеадмирала, он прибыл на родину для поправки изрядно расшатанного за шестнадцать лет в колониях здоровья. Друзья решили, что Рудольфу - или Джону, как его называли, - срочно необходимо жениться, и втайне от него разместили брачное объявление. Сам МакЛеод, узнав об этом, велел возвращать все письма в редакцию нераспечатанными - однако некоторые он все же прочел, и одним из них было письмо от юной Маргареты Зелле, чье лицо на фотографии сразило Рудольфа наповал.


Капитан и миссис МакЛеод

Через месяц они познакомились лично: почти сорокалетний, практически лысый Мак-Леод и восемнадцатилетняя Маргарета - стройная, большеглазая, с густыми темными волосами и великолепной фигурой. Оба решили, что это любовь с первого взгляда, и уже через шесть дней - 13 мая 1895 года - они обручились, а еще через три месяца обвенчались. В свадебное путешествие они отправились в Висбаден, откуда, правда, быстро уехали - к красавице Маргарете слишком активно начали приставать молодые офицеры, которых на этом курорте было множество.
Очевидцы первых месяцев брака утверждали, что этот союз был с самого начала обречен на неудачу. Рудольф был груб, вспыльчив и не слишком много внимания уделял жене, а Маргарета, хотя и искренне - поначалу - хотела быть ему хорошей женой, все больше удовольствия находила в том, чтобы кокетничать с другими. Муж мог послужить ей в этом примером - он начал изменять ей уже через несколько месяцев после свадьбы. К тому же он оказался картежником и был не дурак выпить.


Джон с сыном Норманом (1899) (1899)

30 января 1897 года в семье Мак-Леодов родился сын, которого назвали Норман Джон - в честь родственников отца. А уже первого мая Рудольф с женой и сыном отправился к месту службы - на остров Ява. Еще через год у них родилась дочь, которую назвали Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон: распространенное сокращение малайского слова nonah - девочка), а вскоре Рудольфа перевели командиром гарнизона на Суматру.


Дочь Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон)

Его семья пока осталась на Яве: Маргарете было скучно, одиноко, тоскливо, обидно - но без мужа жизнь была гораздо приятнее, чем с ним. Она устала от семейной жизни, от тропиков, от неотесанных военных, от безденежья и мужниной ревности - во многом оправданной. Белых женщин в тех краях было крайне мало, а уж таких красивых, как Маргарета, не водилось вообще, так что ничего удивительного, что за ней начали ухаживать сразу и многие, и еще менее удивительно то, что она эти ухаживания с удовольствием принимала.
Мак-Леод перевез семью на Суматру лишь через несколько месяцев. Должность обязывала его давать приемы, на которых его жена с удовольствием выступала в роли хозяйки - платья для нее выписывались из Амстердама. Семейные отношения вроде начали налаживаться, но тут произошла трагедия: при загадочных обстоятельствах умер их сын. Говорят, что его отравила нянька, возлюбленного которой избил Рудольф. По другой версии, убийцей был как раз любовник, отомстивший Мак-Леоду за соблазнение няни. Есть версия, что ребенок умер от холеры. Как бы то ни было, с этого дня отношения между супругами безнадежно испортились: Рудольф безо всякой логики обвинял в смерти сына жену и утешался в объятиях местных проституток, а Маргарета легкомысленно проводила время с его подчиненными. Как говорят, именно из-за ее не слишком благопристойного поведения Мак-Леода перевели обратно на Яву, где обоим стало ясно, что развод неизбежен. Маргарета стремилась в Европу, а Рудольф жаждал от нее отделаться. Он вышел в отставку, и в 1902 году они вернулись в Голландию.


Mata Hari als junge Frau (Aufnahme vor 1900)

Мак-Леоды поселились в Амстердаме. Однажды вечером Маргарета вернулась домой - и обнаружила, что ее муж забрал дочь, все ценности и сбежал. Она немедленно подала прошение о раздельном проживании: по решению суда дочь оставалась с матерью, а Рудольфа обязали платить алименты, однако он так и не дал ни гульдена. Устав от безденежья, Маргарета вернула дочь мужу, а сама уехала в город своей мечты - Париж. Как она потом объясняла свое решение, «я думаю, что всех жен, сбежавших от мужей, тянет в Париж».


1915

Она больше никогда не видела ни дочери, ни мужа.

Приехав в Париж без единого гроша, Маргарета решила, что ее красивое тело и определенный опыт помогут ей заработать. Но работа натурщицы оплачивалась плохо, а после того, как известный импрессионист Гийоме назвал ее грудь плоской и отказался от ее услуг, она решила, что больше ей в Париже делать нечего.
И потом, став Мата Хари, Маргарета продолжала стесняться своей груди. Даже когда она полностью обнажалась ниже талии, ее грудь все же прикрывал бюстгальтер.

В 1904 году Маргарета снова попыталась покорить Париж. Она устроилась в школу верховой езды господина Молье - пригодилось полученное в тропиках умение обращаться с лошадьми. Но тот как-то заметил, что ее загорелое тело и пластичность больше пригодятся в танцах, чем в верховой езде.
Слова запомнились. Маргарета знала, что она хорошо двигается и на нее засматриваются мужчины. Она знала цену своей красоте - и себе самой: танцевать она никогда не училась, но очаровывать и соблазнять умела. Кроме того, она неплохо знала малайский язык и обладала хорошей зрительной памятью - народные танцы, которые были одним из немногих развлечений на Яве и Суматре, она прекрасно помнила, ибо видела их не раз, - а ее смуглая кожа и темные, почти черные волосы помогут ей сойти за уроженку Юго-Восточной Азии.
На вечере у ведущей актрисы Comédie Française Сесиль Сорель, жены графа де Сегюра, Мата Хари пленила богатейшего «шоколадного короля» Гастона Менье, который не только сделал несколько фотоснимков обнаженной Мата Хари, но и стал ее любовником и содержателем. Снимки эти сыграли в судьбе Мата Хари роковую роль: Рудольф Мак-Леод, узнав на газетных фотографиях свою бывшую жену и поняв, чем она занимается, потребовал развода. Адвокат долго пытался добиться от бывшей миссис Мак-Леод согласия на развод, но та делала вид, что не понимает, чего от нее хотят, пока адвокат не показал ей один из тех самых откровенных снимков. Было ясно, что если его предъявить суду, то скандала, который мог затронуть и их дочь, не избежать. Маргарета согласилась - окончательный развод состоялся 26 апреля 1906 года.

Рудольф Мак-Леод никогда не видел свою бывшую жену на сцене. Любопытным журналистам, решившим выяснить его мнение относительно сценических талантов Мата Хари, он заявил: «У нее плоскостопие, и она абсолютно не умеет танцевать». А когда она выступала в Гааге и друзья звали его на представление, Мак-Леод сказал: «Я видел ее во всех возможных позах, и больше мне смотреть не на что».
Газеты были полны бешеных восторгов, а публика была готова носить «индийскую богиню» на руках. Потом были двухнедельные гастроли в Испании, где ее танцы назвали «тактично-чувственными», а сопровождавшие их овации - «сенсационными»; говорили также, что за время поездки она соблазнила некоторых членов королевской семьи и посла Франции Жюля Камбона - последний оставался близким другом Мата Хари еще долгие годы.
За полтора года Мата Хари стала самой высокооплачиваемой, самой популярной и самой обсуждаемой танцовщицей в мире. Открытки с ее изображениями продавались в каждой лавке, были выпущены сигареты ее имени (как писали в рекламе, «лучшие индийские сигареты из табака с острова Суматра») и печенье, на банках которого были ее портреты - в одной такой банке носила в школу завтраки Нон МакЛеод, дочь Мата Хари. Танцовщица тратила огромные суммы на роскошные наряды и драгоценности, но зарабатывала столько, что могла уже позволить себе вообще не выступать. После венских гастролей она в компании Киперта несколько месяцев путешествует по Европе и Египту - в Париж она вернулась лишь в конце 1907 года.
Ее любовные приключения давно уже вызывали не меньший - если не больший - интерес, чем ее танцы
Однако в 1913 году Мата Хари почувствовала, что надвигается кризис. Ее танцы уже не вызывали прежних восторгов, и денег становилось все меньше.
1 августа началась война
Мата Хари пытается уехать в Швейцарию, однако туда уехал только ее багаж - саму танцовщицу в страну не пустили, и ей пришлось вернуться в Берлин. Она осталась без вещей, без денег, без покровителей, но ее снова спас мужчина - один голландец, сосед по отелю, узнав о бедственном положении своей землячки, купил ей билет в Голландию и дал немного денег.
В Голландии она прямо на улице нашла очередного поклонника - банкира Ван дер Скальха. Банкир принял ее за русскую; он бросил Мата Хари, как только узнал, что она голландка - как признавалась она сама, «роман с русской для голландца был настоящим приключением, а в связи с соотечественницей ничего необычного нет». Однако Ван дер Скальх был настоящим джентльменом - перед расставанием он оплатил все ее счета.
Место банкира заняли сразу двое: барон Эдуард Виллем Ван дер Капеллен, с которым Мата Хари познакомилась несколько лет назад, и маркиз де Бофор. Но в Голландии ей было невыносимо скучно, она всеми силами стремится в Париж. В конце 1915 года она приезжает в столицу Франции, где продолжает вести прежний легкомысленный образ жизни, - который в военное время выглядит весьма неуместно и подозрительно. Ужины для военных, постоянные поездки по Европе и встречи наедине с высокопоставленными офицерами в условиях нарастающей шпиономании кажутся откровенными провокациями - так что вполне понятно, почему в это время за Мата Хари пристально следят агенты французской, немецкой и британской спецслужб. Исследователи пишут, что ей нередко предлагали деньги за ценную информацию, - правда, сама Мата Хари потом признавалась, что считала их платой за ее любовь. Как стало известно в 1941 году, осенью 1915 года ее завербовала германская разведка - однако ни одного внятного сообщения от агента Н-21 (так Мата Хари значилась в документах) так и не поступило.
В это неподходящее для человеческих чувств время она влюбилась - в русского, капитана гвардейского императорского полка Вадима Маслова. Влюбилась настолько, что даже собиралась за него замуж. Встреча влюбленных была назначена в курортном местечке Виттель - но оно по случайности находилось в прифронтовой зоне, куда был нужен особый пропуск. За ним Мата Хари отправилась в военное бюро по делам иностранцев на бульваре Сен-Жермен - но ошиблась дверью и попала к капитану Жоржу Ладу, руководителю французской контрразведки. А тот, недолго думая, завербовал Мата Хари - за один миллион франков (которые она так и не получила).
После нескольких недель рядом с любимым Мата Хари возвращается в Париж. Как она потом объясняла, ей были нужны деньги, чтобы семья Маслова разрешила ему на ней жениться. А по дороге в Голландию (ездить приходилось в обход фронтов, через Испанию), где ее ждал Вадим, Мата Хари арестовали: английские спецслужбы приняли ее за германскую шпионку Клару Бенедикт, однако отпустили - после того, как Мата Хари призналась, что на самом деле она работает на Францию.
Вся эта история дошла до Ладу: англичане прозрачно намекали ему, что вербовка такой недалекой и легкомысленной особы, как Мата Хари, была не самым умным поступком в его жизни. Возможно, именно с тех пор Ладу невзлюбил ее - настолько, что в итоге подвел ее под смертный приговор.

Ее арестовали 13 февраля 1917 года в парижском отеле Élysée Palace. Часто писали, что она попыталась соблазнить полицейского, который пришел с ордером, но их было шестеро, так что «Зелле, Маргерит, известная как Мата Хари, проживающая в отеле Élysée Palace, протестантка, иностранка, родившаяся в Голландии 7 августа 1876 года, рост один метр семьдесят восемь сантиметров, умеющая читать и писать», была отправлена в тюрьму Сен-Лазар по обвинению в шпионаже и выдаче государственных тайн. Первое, что она сделала - это написала начальнику тюрьмы: «Я невиновна и никогда не занималась какой-либо шпионской деятельностью против Франции. Ввиду этого прошу дать необходимые указания, чтобы меня отсюда выпустили».

В тюрьме она провела восемь месяцев. Все ее попытки оправдаться были напрасны, следствие было предвзятым, а вердикт - предрешенным. Франция проигрывала одну битву за другой, и кто-то должен был ответить за неудачи командования. Свалив все промахи на шпионов, а затем публично осудив одного - точнее, одну, - французское правительство рассчитывало хоть как-то оправдаться в глазах своих граждан.

Один из участников процесса Андре Морне потом сказал, что «показаний не хватило бы даже на то, чтобы отхлестать кошку». Все допрошенные в один голос твердили, что она никогда ничего не спрашивала, никому ничего не рассказывала, и ее интересовали только любовь и развлечения, а не местонахождение военных объектов или сроки военных операций, и лишь Ладу настаивал на ее полной виновности. Мата Хари поставили в вину все: посещения с Альфредом Кипертом императорских маневров в 1906 году и встречи с немецкими офицерами в Гааге, гибель трех кораблей, на которые она опоздала, собираясь уехать из Парижа в 1916, и арест одного из французских агентов в Бельгии. Суд длился всего два дня, и после недолгого совещания был вынесен приговор: расстрел.
Адвокат и старый друг Мата Хари Эдуар Клюне - ему было семьдесят четыре года - попытался было заявить, что Мата Хари беременна от него (по французским законам беременную женщину нельзя казнить), но она сама отказалась от этой уловки. Голландию даже не поставили в известность о судьбе ее гражданки. Президент отклонил прошение о помиловании; Мата Хари узнала об этом только утром накануне казни. Ей был сорок один год.
Утром 15 октября 1917 года Мата Хари в жемчужно-сером платье, соломенной шляпе с вуалью, своих лучших туфлях и длинных перчатках, стояла перед двенадцатью зуавами - расстрельной командой. Она отказалась от повязки на глаза, не захотела быть привязанной к столбу - очевидцы вспоминают, что она была самым спокойным человеком из всех, кто там присутствовал. В 6.15 - на рассвете - Мата Хари не стало.
Узнав об этом, ее бывший муж сказал: «Что бы она ни натворила, такого она не заслужила».

Тело, как невостребованное родственниками, было передано для практики студентам-медикам. Все ее имущество было продано на аукционе - если перевести на современные деньги, было выручено всего две с половиной тысячи долларов. Рудольф Мак-Леод пытался добиться от французского правительства выдачи наследства своей бывшей жены в пользу их дочери, но получил отказ: все имущество Мата Хари пошло «в пользу Французской республики на покрытие судебных издержек и ущерба от ее преступной деятельности». Прочем, Жанне-Луизе Мак-Леод наследство все равно не понадобилось бы: через четыре месяца она внезапно скончалась от кровоизлияния в мозг.

Мата Хари любила мужчин и умела дарить любовь. Но мужчины не любят, когда их покоряет женщина, которая сильнее их, и они мстят. Только в истории остались не те, кто убил Мата Хари, а она - удивительная, таинственная, загадочная женщина, которая просто умела любить лучше других.



 
Статьи по теме:
Как учитывать кассовые документы в 1с 8
В бухгалтерии кассовые документы, в большинстве случаев, оформляются 2 документами: (далее РКО) и (далее ПКО). Они предназначены в целях принятия и выдачи наличных в кассу или из кассы организации.Возврат работником займа;Другие операции, касающиеся посту
Схемы исправления старых ошибок
Конфигурация: 1С:Бухгалтерия Версия конфигурации: 3.0 Дата публикации: 15.02.2017 Часто работая с программой 1С:Бухгалтерия 8.3 мы видим как бухгалтера или менеджеры при отгрузке правят документы Отгрузки или Поступления. Такие операции не допустимы
Описание и приготовление колпака кольчатого (гриба курочки) Как отличить колпак кольчатый от бледной поганки
Колпак кольчатый (Rоzitеs сарeratus) - съедобная разновидность, относящаяся к семейству Паутинниковые и роду Паутинник (Соrtinаrius). В западноевропейских странах такой гриб считается деликатесным блюдом.Колпак кольчатый - съедобная разновидность, относящ
Календарь изобретений на каждый день
За последние несколько веков мы совершили бесчисленное множество открытий, которые помогли значительно улучшить качество нашей повседневной жизни и понять, как устроен мир вокруг нас. Оценить всю важность этих открытий очень сложно, если не сказать, что п