Тайны здания на литейном 4. Дом с историей

История "Большого дома" началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии - Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.

Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская Всей Артиллерии церковь. В народе - Артиллерийская". В самом начале 1930-х она была взорвана.

В 1931-1932 годах на месте этих двух зданий вдоль Литейного проспекта и квартале между улицами Воинова (ныне Шпалерная) и Чайковского (в прошлом Сергиевская) были выстроены два административных здания, объединенные общими переходами и коридорами. Они были соединены с еще одним зданием - старинной царской тюрьмой, расположенной на участке №25 по Шпалерной улице. Это т.н. ДПЗ (Дом предварительного заключения или "Домой пойти забудь" в мрачном фольклоре советского периода), знаменитая в свое время "Шпалерка".

Внутренний коридорчик между тюрьмой и админ.зданием известен по имени "Таиров переулок". Среди арестантов он также известен как "Мостик вздохов". Согласно тюремным правилам при встрече заключенных одно из арестанотов останавливали лицом к стене. Легкий вздох был единственным способом поприветствовать собрата по несчастью.

С 1932 года в помещениях всех трех зданий расположилось управление НКВД - зловещая организация, получившая в народе всевозсожные прозвища:

"Жандармерия"

""Девятый угол"

"Девятый вал"

"Мусорная управа"

"Черная сотня"

"Большой дом"

"Литейка"

"Белый дом"

"Серый дом"

"Собор Пляса-на крови"

"Дом на Шпалерной"

"Малая Лубянка"

В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома». По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице. В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.

Актовый зал "Большого дома":

Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.

Есть легенда, согласно которой между "Большим домом" и "Крестами" существовал подземный ход.

Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.

Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он "чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов".

В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. До того времени умники злословили "Пушки направлены на правосудие". Затем на месте суда появился "Большой дом" и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом:
Войдёшь в тот дом ребёнком,
А выйдешь — стариком

Автор - народ, который уже отсидел, но не в Бастилии...

Э тот дом знаменит и суров... даже когда просто проходишь мимо тревога ощущается.
Здание ОГПУ — НКВД-МГБ — ГУВД-КГБ — ФСБ ... у него серьезный послужной список))))

В XIX веке в районе нынешнего дома № 4 по Литейному проспекту располагался старый пушечный двор (Старый арсенал).

В 1865 году его отдали в распоряжение Окружного суда и Судебной палаты, где проходили самые известные политические процессы столицы. Через это место прошли многие участники российского освободительного движения — народники, участники «Земли и воли», «Народной воли», члены революционных групп 1890х-1910х гг.

Когда наступил лихой 1917 год, революционно настроенный народ сжег и разрушил ненавистное здание Окружного суда на Литейном проспекте - один из символов беззакония и террора свергнутой монархии.

Но, видимо, нехорошее это было место, или просто привычное, в любом случае именно здесь в 1932 году по проекту Н.А. Троцкого и архитекторов А. И. Гетелло и А.А Оль было построено здание Управления НКВД (а впоследствии - КГБ) - печально знаменитый "Большой дом", где творили террор и беззаконие поболе прежнего.

Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание — «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах». Дом смотрится совершенно инородным телом в этом месте. Если так и было задумано, то идея была реализована блестяще!

На стойке не экономили. Стиль - конструктивизм. Величественные, монументальные здания стали архитектурными доминантами Литейного проспекта. Главный фасад дома № 4 обращен к проспекту. Первый этаж здания облицован красным гранитом, угловые башни украшены большими остекленными поверхностями.

Через камеры в Большом доме и ДПЗ на Шпалерной прошли сотни тысяч человек — как выдающихся писателей, ученых, артистов, инженеров (среди них — Ольга Берггольц, Николай Заболоцкий, Георгий Жженов, Даниил Хармс, Сергей Королев), так и совершенно рядовых, «простых» людей, ни замешанных ни в общественной жизни, ни в принятии важных решений.

Выше внутренний тюремный двор дома предварительного заключения (ДПЗ). Это знаменитая «Шпалерка», расположенная на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь».

Так выглядели камеры и лестничные пролеты.

Держали арестованных и в самом "Большом доме". И даже проводили суды и приводили приговоры в исполнение.

Для упрощения работы репрессивных органов прямо во внутреннем дворе была оборудована специальная площадка для немедленного расстрела заключенных по приговору троек. В этих целях с участка двора, где проводились расстрелы заключенных, была проложена канализационная труба до Невы для стока крови.

Вид на здание с другой стороны Невы через Литейный мост.

Впоследствии, в годы перестройки, некоторые ленинградцы, потерявшие своих близких и не знавшие место их захоронения, в поминальные дни опускали в Неву венки на том участке, где эта сточная труба из двора «Большого дома» входит в Неву, недалеко от Литейного моста.

Если вернуться к самому зданию, то его отличительной чертой, безусловно, является прекрасная отделка и высокое качество выполнения фасадов и интерьеров. Высота наземной части дома - восемь этажей. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными черным мрамором.

Вдоль длинного коридора располагаются кабинеты, отделанные дубом. Здесь есть также зал заседаний, спортивный зал, столовая, библиотека и другие помещения. Седьмой и восьмой этажи здания занимает так называемый «красный» зал заседаний. Он имеет сцену и балкон, огражденный серым мрамором. Оконные проемы в зале - о пола до потолка, с узкими вертикальными полосками из матового стекла.

Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно.

Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности.

В 1932 году на стене за сценой был установлен барельеф с изображением профиля В.И. Ленина. С этого же года в зданиях разместилось управление НКВД, позже сюда переехало управление КГБ.

Говорят, что на плоской крыше были теннистые корты и спортивные плозадки для спортивных занятий летом, но это сомнительно. А согласно еще одной из легенд, «Большой дом» под землей имеет столько же этажей, сколько над ней. Подвалы там есть, но не такие глубокие.

«Большой дом», как его стали называть в народе, стал знаком беды. В тяжелые годы репрессий через кабинеты этого дома прошли тысячи заключенных ленинградцев, многие из которых вскоре были расстреляны.

Во время войны в годы блокады на него не упала ни одна бомба. Причина - успешная специальная операция НКВД. Через пленных была передана дезинформация, что пленные немецкие офицеры находятся на самом верхнем этаже здания. В результате немцы пожалели даже соседние со зданием дома.

"Большой дом" - самый высокий дом в Ленинграде", - говорили ленинградцы - "из его окон Сибирь видно"...
Удивительно, но и об этом мрачном заведении рассказывали анекдоты:

Приезжий, гуляя по Литейному, спрашивает прохожего:
- Где здесь Госстрах?
- Где Госстрах - не знаю, - отвечает прохожий. - А Госужас - напротив!)))

Дом не дает покоя оппозиции и сейчас. Помнится тут даже табличку оригинальную прикрепили. Причиной акции послужило убийство Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Оппозиция провела митинги гнева и скорби, намекая на возможность "заказа" устранения журналистов со стороны этой структуры.

Надпись гласит: "В этом доме решают, сколько и кому жить. Не знаю, "решают" ли сегодня, но то что совсем недавно "решали", это факт. Скорее всего долго доска не провисела...

А еще в этом месте отличилась московская Арт-группа "Война". В которой были и будущие лишенцы -стриптизерши, танцевавшие в храме Христа-Спасителя.

Акция которую они провели называлась «Х*й в ПЛЕНу у ФСБ!». Она прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары.

Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Все это происходило быстро, методом разлива краски из канистр. Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть брандспойтами две пожарные машины.

Ночью, при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб...

Один из участников акции, был задержан, его судили за мелкое хулиганство. Заплатил штраф.

А теперь оценка этой акции. Ее показали в новостях многих стран мира, нанеся Петербургу, как культурной столице большой ущерб... Событие "увековечено" в 100 марках, выпущенных Королевской почтой Норвегии)))) это был частный заказ для собора средств на помощь группе.

Не осталась незамеченной акция и в России. И даже в нашей "культурной среде")))) Акция получила ПРЕМИЮ "Инновация" в номинации "Лучшее произведение визуального искусства" . Источник - Интерфакс. Сумма премии - 400 тысяч рублей призовых. Спасибо руководителю Государственного центра современного искусства Михаилу Миндлину, как председателю комиссии)))))

Но это я отвлекся. А вот дом КГБ отнесся к этой акции совсем спокойно. Словно ничего и не произошло...

Инфа и некоторые фото (С) Википедия, Ольга Резникова «Тюрьмы Петербурга-Петрограда-Ленинграда», "Легенды Питера", сайт арт-группа "Война" и др. инет

1931-1932 гг., арх. Н. А Троцкий, А. И. Гегелло, А. А. Оль, Л. П. Шишко, Н. Е. Лансере и др.

В 1931-1932 годах на месте сожжённого в 1917 г. здания Окружного суда (здание Старого Арсенала - В. И. Баженова) на Литейном проспекте № 4 в квартале между улицами Шпалерной и Захарьевской, по инициативе С. М. Кирова было выстроено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД. Заложенное в 1931 году, оно было открыто 7 ноября 1932 года (проект архитекторов А. И. Гегелло, А. А. Оля, Н. А. Троцкого с участием Н. Е. Лансере, Ю. В. Щуко, А. Н. Душкина и др.)
В комплекс зданий, принадлежавших ОГПУ-НКВД, входят также «Дом пропусков» на Литейном проспекте 6, построенный И. Ф. Безпаловым в 1930-е гг. на месте Сергиевской Всей Артиллерии церкви, и старое здание царской тюрьмы - Дом предварительного заключения (ДПЗ) - знаменитая «Шпалерка», расположенной на участке № 25 по Шпалерной улице. Её аббревиатура известна расшифровкой «Домой Пойти Забудь» и «Шпалерными тройками» - внесудебными органами из трёх человек, назначенными от НКВД, ВКП(б) и прокуратуры.
Прекрасная отделка и высокое качество работ интерьеров и фасадов отличают этот памятник советской архитектуры от других зданий Ленинграда 1930-х годов. Решенный в монументальных формах конструктивизма и выходящий сразу на три городские магистрали, он занял ведущее положение в окружающей архитектурной среде и давно стал доминантой Литейного проспекта.
Объемное и плановое решение здания является примером поисков нового пути развития архитектуры в начале 1930-х годов. Один из авторов проекта, архитектор Н. А. Троцкий, считал, что это здание - «один из первых памятников нового направления, основанного на классических формах».
Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Оно имеет симметричную объемно-пространственную структуру и лаконичный силуэт. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их подчеркнуто вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Выразительны вертикальные объемы, угловые башни, контрастирующие своей остекленной поверхностью с центральной и боковыми частями. В то же время они спаяны в единую уравновешенную архитектурную композицию.
Главный фасад здания с парадным вестибюлем выходит на Литейный проспект. Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета, который удачно сочетается с цветом стен, облицованных также искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры освещаются с торцов и лестничных клеток. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.
В состав помещений здания входят зал заседаний, столовая, спортивный зал, библиотека и др. Наиболее интересно решен «Актовый» зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Его архитектурное решение просто и торжественно. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Ритм отделки зала построен на чередовании вертикальных боковых простенков с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Этот прием подчеркивается врезанными в простенки узкими вертикальными полосками из матового стекла, за которыми скрыто освещение. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине. На стене, за эстрадой, находится барельефный профиль В. И. Ленина, выполненный в 1932 году из белого цемента, окрашенного в желтоватый тон. Автор барельефа - скульптор Т. Каспинов.

Я уже несколько раз рассказывал об истории зданий старой Москвы, а сегодня хочу поговорить о нашей Северной столице. На тему отличий москвичей и ленинградцев сложена масса историй - взять хотя бы небезызвестные «батон и булка», «поребрик бордюр». Может, все дело в климате, и вечное серое небо диктует ленинградцам свои правила, заставляя тоньше чувствовать?.. Не знаю, но, в общем и целом, они такие же как и мы - из одной плоти и крови. И это особенно хорошо было заметно во времена репрессий, когда не было никакой разницы, кто ты, откуда родом и как ты говоришь - «булочная» или «булошная»: конец, как правило, был один.

Сегодня я расскажу вам об одном ленинградском здании, которое до сих пор навевает ужас на ленинградцев, особенно тех, кто знает о репрессиях не понаслышке - на детей, внуков и даже правнуков репрессированных. Это - «Большой дом», в котором сейчас находится ФСБ.


Здание на Литейном ведет свою историю с начала 1917 года, когда символ поверженной монархии, Окружной суд, был подожжен, а затем разрушен. «До основанья», как завещал Интернационал.

В это же время по всему Ленинграду жгли полицейские участки, суды и тюрьмы; есть версия, что такая непримиримая ненависть пролетариев к службам правопорядка была совсем не случайной: большинство революционеров перед означенными событиями работали на две стороны и были сексотами, то есть секретными сотрудниками царской охранки. За свою работу они получали гонорар, и платежные ведомости, в которых они за него расписывались, им хотелось уничтожить как можно скорее.
По соседству с Окружным судом стояла Сергиевская церковь Всея Артиллерия, в народе именуемая Артиллерийской.

Она была взорвана в тридцатых годах, и на месте двух зданий на Литейном был построен комплекс из двух зданий, объединенных переходами. Эти здания соединялись с третьим - тюрьмой на Шпалерной улице, так называемым «ДПЗ» (в народном фольклоре - «Домой пойти забудь», в расшифровке - Дом предварительного заключения. В народе ДПЗ часто называлось «Шпалерка», были даже такие мрачные стихи: «Шпалерка, шпалерка, железная дверка…»

Коридор, соединяющий административное здание и тюрьму, известен как «Таиров переулок», или «Мостик вздохов»: по тюремным правилам заключенным запрещалось как-то контактировать при встрече: когда их ставили лицом к стене, единственной возможностью приветствия товарища по несчастью был легкий вздох.

В 1932 году все три здания заняла организация НКВД, в народе получившая такие прозвища, как "Мусорная управа", "Жандармерия", "Собор Пляса-на крови", "Малая Лубянка" и, наконец, "Большой дом" - с легкой руки ленинградцев все здания НКВД в России стали именовать не иначе как «Большие дома».

На улице Шпалерной
Стоит волшебный дом.
Войдешь туда ребенком,
А выйдешь стариком.

Во времена строительства «Большого дома» вся Шпалерная улица, на которую выходило одно из зданий, была завалена демонтированными с кладбищ надгробиями: заключенные убирали с могильных плит надписи, чтобы потом облицевать ими фасад зданий. В 1934 г, когда строительство было близко к завершению, в большинстве квартир района были демонтированы телефоны: «Большому дому» они были нужнее, чем жителям округи.

«Большой дом» стал для ленинградцев символом террора и беззакония; помочь справиться с ужасом помогал черный юмор, например, анекдоты.

Армянское радио спрашивают:

- Что это такое - комочек перьев, а под ним ужас?
- Это воробей, который сидит на крыше «Большого дома»

Выходящий с Финского вокзала спрашивает у прохожего:
- Скажите, а где здесь Госстрах?
Прохожий, показывая на другой берег Невы:
- Не знаю, где Госстрах, а вот госужас – напротив.

Есть легенда, что под землей «Большого дома» находится столько же этажей, сколько и наверху. Это отражено в народном фольклоре:
- Какой дом является наиболее высоким в Ленинграде?
- «Большой дом»: из его подвалов видна Сибирь.

- Вы знаете Рабиновича? Он еще раньше жил напротив «Большого дома»? Так вот, он теперь живет напротив напротив своей бывшей квартиры.

При строительстве подвалы «Большого дома» были поделены на несколько отсеков, в одном из которых осуществлялись расстрелы. Говорят, что сейчас «расстрельное место» замуровано. Стоящие в кабинетах следователей шкафы, по слухам, были пустыми: в них над заключенным производились пытки.
Ленинградцы утверждают, что в здании на Литейном была установлена электрическая мельница, которая хладнокровно перемалывала тела замученных узников режима; их останки будто бы сливались по специальной трубе прямо в Неву. По легенде, цвет воды напротив «Большого дома» именно поэтому и имеет такой красно-кирпичный оттенок. Что интересно, во время блокады ни одна бомба в дом на Литейном не попала: говорят, что это связано с «живым щитом» - будто бы на последних этажах здания держали пленных офицеров, и фашисты об этом знали.

Говорят, что жизнь строителей «Большого дома» оборвалась в его пыточных камерах. Но мы вряд ли узнаем, насколько правдивы все эти легенды: новые хозяева здания позаботились о том, чтобы все секреты были надежно сохранены.

Народный фольклор до сих пор время от времени обращается к деятельности одного из самых одиозных и страшных учреждений советской власти. Фольклор не оценивает и не судит, - он просто констатирует.

На двери «Большого дома» написано: «Посторонним вход воспрещен». Останавливаются двое прохожих и один другого спрашивает:
- Если было бы разрешено, ты бы сам вошел?

У входа в «Большой дом» висит объявление: «Звонок не работает. Стучите по телефону».

И, проходя мимо здания ФСБ на Литейном, я каждый раз думаю о том, что мне повезло родиться в хорошее время. Время без доносов, «черных воронков» и постоянного ужаса при стуке в дверь. Мне даже страшно подумать о том, какая аура сейчас висит над «Большим домом»: я вообще не очень верю во всю эту эзотерику, но, когда смотришь на это здание, в мире будто темнеют краски.

Также читайте еще много интересного в блоге по тегам "архитектурные путешествия" и "мировая архитектура".

Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно!

В угловых помещениях первого этажа размещался торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный». Литейный проспект, 12.

Доходный дом купца Черепенникова был построен в 1902 году в стиле эклектика. Архитекторы Гилев и Дмитриев сделали здание на углу Литейного и Фурштатской на петербургский манер - угол здания отмечен скошенным углом и эркером.

Участок дома №12 по Литейному проспекту на углу с Фурштатской улицей впервые был застроен в 1790 -х годах. В конце XVIII века здесь находилось двухэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходящее на Литейный проспект.

Участком владели различные люди. Среди них числился барон Борис Александрович Фредерикс. При нем в правой части участка со стороны Фурштатской улицы был разбит сад. Фредериксу же принадлежал соседний дом №4.

В 1876 году оба участка были приобретены купцом Василием Ивановичем Черепенниковым. Василий Иванович является основателем купеческого рода. Он и его потомки занимались торговлей колониальными товарами (чай, кофе, сахар, фрукты, вино). В 1883 году Черепенников решил строить здесь новый большой доходный дом.

Архитектором Н. В. Дмитриевым был разработан проект здания, который осуществлен так и не был. Новый проект появился в 1901 году, его автором стал Петр Иванович Гилев. Именно по проекту Гилева здесь было построено новое пятиэтажное здание. В угловых помещениях первого этажа разместился торговый дом «В. И. Черепенников с сыновьями». Он стал «прародителем» находящегося в настоящее время здесь гастронома «Литейный».

В 1980 годах в бывшей квартире Черепенниковых разместилась бухгалтерия гастронома. Здесь же была открыта столовая для его служащих.



 
Статьи по теме:
Оплодотворение хвощей. Хвощи. Хвощ: свойства и противопоказания
Дата__________ Класс__________ Тема: Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека. Задачи: 1. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности хвощеобразных. 2. Развивать понятие о разно
Образование и отдача тепла Тепло вырабатывается в большей степени
Теплообразование, или теплопродукция, определяется интенсивностью обмена веществ. Регуляция теплообразования путем увеличения или уменьшения обмена веществ обозначается как химическая терморегуляция. Выработанное организмом тепло постоянно отдается в окру
Биология в лицее С какой целью человек применяет вегетативное размножение
Искусственным вегетативным размножением называется такое размножение растений, которое в природе не имеет места, так как связано с хирургическим отделением от растения его частей, необходимых для размножения. При этом размножение растений клубнями или
Описание, особенности, виды и свойства хвоща полевого
Введение Отдел Хвощеобразные (Sphenophyta, или Equisetophyta ), в прошлом разнообразный не только на видовом, но и на родовом и семейственном уровнях, ныне включает единственный род Equisetum . В нем выделяют всего около 30 видов, история которых пр