Как извлечь перепускной клапан на ямз 238. Смазочная система

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа на тему:

Система смазки двигателя ЯМЗ-238

Система смазки двигателя (рис.1) предназначена для размещения, очистки и охлаждения масла, подачи очищенного и охлажденного масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения их трения, износа, нагрева и удаления образующихся при этом продуктов износа.

Система смазки двигателя ЯМЗ - смешанная, с "мокрым" картером. Масляный насос через всасывающую трубку с заборником засасывает масло из поддона и подает его в систему через последовательно включенный масляный фильтр.

Система смазки включает:

· поддон двигателя

· маслозаборник

· фильтры очистки масла

· масляный фильтр турбокомпрессора

· радиаторы

· указатель уровня масла

· контрольно-измерительные приборы

· магистрали и трубопроводы.

Рис. 1. Система смазки двигателя: 1 - воздушно-масляные радиаторы; 2 - перепускной клапан; 3 - фильтр грубой очистки; 4 - центробежный очиститель; 5 - маслозаливная горловина; 6 - вертикальный канал; 7 - центральный вертикальный канал; 8 - фильтр турбокомпрессора; 9 - канал слива масла в поддон; 10 - турбокомпрессор; 11 - центральный горизонтальный канал; 12 - манометр; 13 - поддон; 14 - дифференциальный клапан; 15 - кран отключения радиатора; 16 - предохранительный клапаи; 17 - редукционный клапаи; 18 - маслозаборник; 19 -радиаторная секция иасоса; 20 - основная (нагнетавшая) секция насоса

Поддон двигателя , штампованный из листовой стали, является емкостью для масла. Поддон крепится к нижней части блока цилиндров болтами и уплотняется резиновой прокладкой толщиной 2,5 мм.

Маслозаборник обеспечивает первичную очистку масла и подачу его к насосу. Он состоит из корпуса с сетчатым фильтром, всасывающей трубки с фланцем и деталей крепления.

Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос шестеренчатого типа установлен на крышке переднего коренного подшипника, состоит он из двух секций основной и радиаторной. Как основная, так и радиаторная секции насоса объединены в одном агрегате и имеют по две шестерни.

Фильтр грубой очистки масла предназначен для 100 %-ной фильтрации масла, подаваемого к трущимся; поверхностям деталей двигателя. При работе двигателя масло по левому каналу поступает в полый центральный стержень 2 (рис.23). Через вырезы в верхней части стержня масло поступает под колпак 4 фильтра и, пройдя фильтрующий элемент 6, попадает во внутреннюю полость фильтра.

Фильтр центробежной очистки масла предназначен для более тонкой очистки масла от механических примесей величиной от 1 мкм, продуктов окисления и осмоления масла. Фильтр включен в систему параллельно и пропускает около 10 % поступающего в систему масла. Производительность фильтра 10 л в минуту при давлении масла 0,49 МПа (4,9 кгс/см2).

Масляный фильтр турбокомпрессора предназначен для 100%-ной фильтрации масла, подаваемого из центрального горизонтального масляного канала двигателя к подшипникам турбокомпрессора. Он установлен на правом воздушном коллекторе в задней части и закреплен болтами.

Масляные радиаторы . В масляной системе двигателя установлено два воздушно-масляных радиатора трубчатой конструкции, которые соединены между собой последовательно. На автомобиле КрАЗ-643701 (двигатель ЯМЗ-238Ф) радиаторы должны быть включены постоянно в связи с тем, что масло в указанном двигателе используется для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора и таким образом более интенсивно, чем на других моделях, участвует в отводе тепла из термонапряженных зон двигателя. Отключение радиаторов производится краном, установленным с левой стороны блока.

Система смазки двигателя ЯМЗ-238 - смешанная, с «мокрым» картером (рис. 1).

Рис. 2. Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-238 с односекционным масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником:1 - масляный картер; 2 - маслозаборник; 3 - масляный насос; 4 - редукционный клапан; 5 - жидкостно-масляный теплообменник; 6 - масляный фильтр; 7 - перепускной клапан; 8 - сигнальная лампа фильтра; 9 - фильтр центробежной очистки масла; 10 - распределительный вал; 11 - ось толкателей; 12 - коленчатый вал; 13 - дифференциальный клапан; 14 - форсунка охлаждения поршней; 15 - клапан системы охлаждения поршней; 16 - турбокомпрессор; 17 - перепускной клапан теплообменника; 18 - включатель привода вентилятора; 19 - привод вентилятора; 20 - ТНВД

Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью 140 л/мин (рис. 2) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.

Рис. 3. Масляный насос ЯМЗ-2381 - промежуточная шестерня; 2 - ось промежуточной шестерни; 3 - вал-шестерня ведущая; 4 - крышка корпуса; 5 - вал-шестерня ведомая; 6 - корпус; 7 - шестерня привода; 8 - шпонка; 9 - фланец упорный

В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.

Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе.

При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.

Клапан системы охлаждения поршней прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 - 165 кПа (1,30 - 1,65 кгс/см2).

Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 3).

Рис. 3. Масляный фильтр ЯМЗ-238: 1 - корпус фильтра; 2 - прокладка колпака; 3 - замковая крышка; 4 - колпак фильтра; 5 - фильтрующий элемент; 6 - головка колпака; 7 - прокладка фильтрующего элемента; 8 - плунжер клапана; 9 - пружина клапана; 10 - пружина сигнализатора; 11 - подвижный контакт сигнализатора; 12 - неподвижный контакт; 13 - клемма

В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.

Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 - 250 кПа (2,0 - 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль.

К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.

В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора.

Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтр или масло имеет большую вязкость (например, при пуск двигателя в холодное время года).

Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-238 изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке - к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-238 через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала ЯМЗ-238 масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе - к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.

Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса ЯМЗ-238.

Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса ЯМЗ-238 установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 - 800 кПа (7,0 - 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-238 включен дифференциальный клапан, отрегулированный начало открытия 490 - 520 кПа (4,9 - 5,2 кгс/см2).

Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

смазка двигатель насос радиатор

Рис. 4. Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238

1 - колпак фильтра; 2, 7 - шайбы; 3 - колпачковая гайка; 4 - гайка крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 8, 14 - втулки ротора; 9 - колпак ротора; 10 - ротор; 11 - отражатель; 12 - уплотнительное кольцо; 13 - прокладка колпака; 15 - ось ротора; 16 - корпус фильтра; 17 - сопло ротора; А - из системы под давлением; Б - слив масла в картер

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238 (рис. 4), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки.

Фильтр ЯМЗ-238 предназначен для тонкой фильтрации масла.

Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора.

Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение.

Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять.

Очищенное масло сливается в картер.

Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала ЯМЗ-238.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Работа масляного насоса и масляного фильтра. Устройство и работа системы смазки. Схема системы смазки масляного насоса, полнопоточного фильтра очистки масла, центробежного масляного фильтра. Водомасляный теплообменник и система вентиляции картера.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Назначение, устройство и работа системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ-2109. Основные неисправности, причины их возникновения и методы устранения. Разборка, проверка деталей и сборка масляного насоса. Техническое обслуживание смазочной системы.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2014

    Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма. Расчет деталей поршневой группы. Система охлаждения бензинового двигателя - расчет радиатора, жидкостного насоса, вентилятора. Расчет агрегатов системы смазки - масляного насоса и масляного радиатора.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Динамический расчёт двигателя. Кинематика кривошипно-шатунного механизма. Расчёт деталей поршневой группы. Система охлаждения двигателя. Расчет радиатора, жидкостного насоса, вентилятора. Система смазки двигателя, его эксплуатационная надёжность.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2013

    Компоновка кривошипно-шатунного механизма. Система охлаждения двигателя. Температурный режим двигателя внутреннего сгорания. Схема системы холостого хода карбюратора. Работа и устройство топливоподкачивающего насоса. Типы фильтров очистки топлива.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2013

    Кривошипно-шатунный механизм двигателя. Назначение поршневых пальцев. Принцип действия насоса системы охлаждения КамАЗ-740.10. Система смазки ЗМЗ-4062.10. Путь масла от насоса к клапанному узлу ГРМ. Карбюратор К-151, система ускорительного насоса.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Краткая характеристика двигателя внутреннего сгорания. Основные подвижные и неподвижные детали. Устройство системы смесеобразования и газораспределения. Топливная система. Циркуляционная система смазки главного судового двигателя, система охлаждения.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Техническая характеристика автомобиля МАЗ-5551. Главные конструктивные особенности системы смазки. Принцип действия системы смазки. Классы вязкости моторных масел. Масла для двигателей с турбонаддувом, удовлетворяющие экологическим нормативам Евро-2.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2015

    Устройство и назначение системы питания двигателя КамАЗ–740. Основные механизмы, узлы и неисправности системы питания двигателя, ее техническое обслуживание и текущий ремонт. Система выпуска отработанных газов. Фильтры грубой и тонкой очистки топлива.

    реферат , добавлен 31.05.2015

    Назначение, устройство и работа двигателя. Неисправности, диагностирование и техническое обслуживание агрегата. Порядок разборки и сборки двигателя. Дефектация деталей с описанием способов возможного восстановления годности для дальнейшей эксплуатации.

Смешанная, с «мокрым» картером (рис. 15 ).

Рис. 15. Схема системы смазки двигателя с односекционнъш масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником: 1 - масляный картер; 2 - маслозаборник; 3 - масляный насос; 4 - редукционный клапан; 5 - жидкостно-масляный теплообменник; 6 - фильтр очистки масла; 7 - перепускной клапан; 8 - сигнальная лампа фильтра; 9 - фильтр центробежной очистки масла; 10 - распределительный вал; 11 - ось толкателей; 12 - коленчатый вал; 13 - дифференциальный клапан; 14 - форсунка охлаждения поршней; 15 - клапан системы охлаждения поршней; 16 - турбокомпрессор; 17 - перепускной клапан теплообменника; 18 - включатель привода вентилятора; 19 - привод вентилятора; 20 - ТНВД.

Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью 140 л/мин (рис. 16 ) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник . В корпусе теплообменника установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±25 кПа (2,8±0,25 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль. Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе. При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см) часть масла сливается в картер.

Рис. 16. Масляный насос: 1 - промежуточная шестерня; 2 - ось пром. Шестерни; 3 - вал-шестерня ведущая; 4 - крышка корпуса; 5 - вал-шестерня ведомая; 6 - корпус; 7 - шестерня привода; 8 - шпонка; 9 - фланец упорный.

Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер. Клапан системы охлаждения поршней прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130-165 кПа (1,30 - 1,65 кгс/см2).

Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 17 ). В корпусе фильтра установлен перепускной клапан. Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 - 250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль. К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора. В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора. Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтра или масло имеет большую вязкость (например, при пуске двигателя в холодное время года).

Рис. 17. Масляный фильтр: 1 - корпус фильтра; 2 - прокладка колпака; 3 - замковая крышка; 4 - колпак фильтра; 5 - фильтрующий элемент; 6 - головка колпака; 7 - прокладка фитьтрующего элемента; 8 - плунжер клапана; 9 - пружина клапана; 10 - пружина сигнализатора; 11 - подвижный контакт сигнализатора; 12 - неподвижный контакт; 13 - клемма.

Фильтрующий элемент масляного фильтра изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.

Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке к подшипникам коленчатого и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущим парам привода клапанов, а по наружной трубе - к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления. Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.

На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 - 800 кПа (7,0 - 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя включен дифференциальный клапан, отрегулированный на начало открытия 490 - 520 кПа (4,9 - 5,2 кгс/см2).

Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

Фильтр центробежной очистки масла (рис. 18 ), включенный в смазочную систему параллельно после фильтра очистки масла, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки. Фильтр предназначен для тонкой фильтрации масла. Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора. Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение. Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять. Очищенное масло сливается в картер.

Рис. 18. Фильтр центробежной очистки масла: 1 - колпак фильтра; 2, 7 - шайбы; 3 - колпачковая гайка; 4 - гайка крепления ротора; 5 - упорная шайба; 6 - гайка ротора; 8, 14 - втулки ротора; 9 - колпак ротора; 10 - ротор; 11 - отражатель; 12 - уплотнительное кольцо; 13 - прокладка колпака; 15 - ось ротора; 16 - корпус фильтра; 17 - сопло ротора; А - из системы под давлением; Б - слив масла в картер.

Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом. Из водяного насоса 1 жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал. Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.

Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.

При нагреве холодного двигателя каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9. Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По достижении охлаждающей жидкостью температуры 80˚ С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу. Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор. Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя.

Водяной насос центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.

Конструкция водяного насоса приведена на рисунке 2. В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости. Валик насоса установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением. Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол-24 ГОСТ 21150-87 на весь срок службы насоса без дополнительной смазки. Уплотнение подшипниковой полости насоса осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением. Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б». Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.

Водяной насос имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.

Рис. 3

Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы двигателя выполнять следующие требования:

2. Заливать охлаждающую жидкость через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой.

3. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75 – 90ºС.

4. Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров охлаждающую жидкость в систему охлаждения прогретого двигателя доливать постепенно и обязательно во время его работы.

5. Если система охлаждения заполнена водой, то регулярно промывать систему охлаждения чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его – сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей. Систематически удалять накипь из системы охлаждения.

6. При применении в качестве охлаждающей жидкости «Тосола» необходимо периодически следить за его цветом. Если «Тосол» приобретает красно-бурую окраску, то это свидетельствует о его агрессивности по отношению к конструктивным материалам деталей двигателя. В этом случае «Тосол» необходимо заменить, промыв перед этим систему охлаждения.

7. Следить за исправностью торцового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что охлаждающая жидкость, просачивающаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя. О неисправности торцового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия (рис. 4) на корпусе водяного насоса, закупоривать которое нельзя. Насос с неисправным уплотнением подлежит ремонту.

8. В случае нарушения температурного режима проверить исправность термостатов и их прокладок. Температура начала открытия основного клапана термостата должна быть 80 ± 2ºС (указана на корпусе термостата).

Клапан должен открываться полностью, перемещаясь не менее на 8 мм от его седла. Неисправный термостат заменить новым.

9. Для исключения размораживания радиатора, при эксплуатации в зимних условиях система охлаждения двигателя при применении термостатов с дренажным клапаном должна быть заправлена только низкозамерзающей жидкостью. Указанные термостаты имеют обозначение Т117-06 или ТС107-06М1, выполнены из нержавеющей стали (вместо латуни на ранее применявшихся термостатах) и устанавливаются на двигатели с марта 2007 г.

Удаление накипи из системы охлаждения

Накипь из системы охлаждения удалять раствором технического трилона Б (ТУ 6-01-634–71) в воде концентрации 20 г/л. Трилон – порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении.

Раствор трилона заливать в систему охлаждения. После одного дня работы двигателя (не менее 6–7 ч) отработанный раствор слить и залить свежий. Промывку продолжать в течение четырех–пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения залить воду, содержащую 2 г/л трилона.

При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной) соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1 кг на 10 л воды. Раствор залить в систему охлаждения на 24 часа, из которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слить раствор в горячем состоянии, а после охлаждения двигателя промыть систему охлаждения чистой водой.

Система смазки дизельного двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 – смешанная, с «мокрым» картером (рис. 19). Служит для подвода к трущимся поверхностям двигателя достаточного количества масла с целью уменьшения трения и износа деталей, а также для охлаждения, удаления предварительного износа и загрязнения.

Емкость системы смазки: ЯМЗ – 32 л;

1 – масляный картер; 2 – маслозаборник; 3 – масляный насос; 4 – редукционный клапан; 5 – жидкостно-масляный теплообменник; 6 – масляный фильтр; 7 – перепускной клапан; 8 – сигнальная лампа фильтра; 9 – фильтр центробежной очистки масла; 10 – распределительный вал; 11 – ось толкателей; 12 – коленчатый вал; 13 – дифференциальный клапан; 14 – форсунка охлаждения поршней; 15 – клапан системы охлаждения поршней; 16 – турбокомпрессор; 17 – перепускной клапан теплообменника; 18 – включатель привода вентилятора; 19 – привод вентилятора; 20 – ТНВД
Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью 140 л/мин (рис. 20) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.

Рис. 20. Масляный насос двс ЯМЗ-238

1 – промежуточная шестерня; 2 – ось промежуточной шестерни; 3 – вал-шестерня ведущая; 4 – крышка корпуса; 5 – вал-шестерня ведомая; 6 – корпус; 7 – шестерня привода; 8 – шпонка; 9 – фланец упорный
В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан.
Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.
Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе.
При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.
Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней дизеля ЯМЗ-238 поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер.
Клапан системы охлаждения поршней автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 - 165 кПа (1,30 - 1,65 кгс/см2). Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 21).

Рис. 21. Масляный фильтр дизеля ЯМЗ-238

1 – корпус фильтра; 2 – прокладка колпака; 3 – замковая крышка; 4 – колпак фильтра; 5 – фильтрующий элемент; 6 – головка колпака; 7 – прокладка фильтрующего элемента; 8 – плунжер клапана; 9 – пружина клапана; 10 – пружина сигнализатора; 11 – подвижный контакт сигнализатора; 12 – неподвижный контакт; 13 – клемма

В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.
Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 - 250 кПа (2,0 - 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль.
К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.
В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора.
Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтр или масло имеет большую вязкость (например, при пуск двигателя в холодное время года).
Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-238 изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.
Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке – к подшипникам коленчатого и распределительного валов.
От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.
От распределительного вала дизеля ЯМЗ-238 масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе – к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.
Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса ЯМЗ-238.
Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса ЯМЗ-238 установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 - 800 кПа (7,0 - 8,0 кгс/см2).

Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-238 включен дифференциальный клапан, отрегулированный начало открытия 490 - 520 кПа (4,9 - 5,2 кгс/см2).
Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.

Рис. 22. Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238
1 – колпак фильтра; 2, 7 – шайбы; 3 – колпачковая гайка; 4 – гайка крепления ротора; 5 – упорная шайба; 6 – гайка ротора; 8, 14 – втулки ротора; 9 – колпак ротора; 10 – ротор; 11 – отражатель; 12 – уплотнительное кольцо; 13 – прокладка колпака; 15 – ось ротора; 16 – корпус фильтра; 17 – сопло ротора; А – из системы под давлением; Б – слив масла в картер

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238 (рис. 22), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки.
Фильтр ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К700 предназначен для тонкой фильтрации масла.
Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора.
Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение.
Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять.
Очищенное масло сливается в картер. Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала ЯМЗ-238.

Система смазки:

· Масляный насос

· Фильтры грубой и тонкой отчиски

· Два масляных радиатора

· Масляной манометр

· Система вентиляции картера

· Масляная магистраль

· Перепускной, сливной, предохранительный и редукционный клапаны

19. Работа системы смазки. Масла, применяемые для смазки двигателя

Система смазки ЯМЗ служит для обеспечения бесперебойной подачи, предварительно очищенного от механических примесей масла к трущимся поверхностям при работе двигателя для снижения трения и повышения износостойкости деталей, а также для отвода тепла от нагревающихся деталей. Нормальная работа системы смазки ЯМЗ является одним из основных факторов повышения надежности и долговечности двигателя. На двигателях ЯМЗ трущиеся пары смазываются под давлением и разбрызгиванием. Масло под давлением подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам рас­пределительного вала, толкателей и коромысел клапанов, к сфери­ческим опорам штанг толкателей, к втулкам верхней головки шату­на, к подшипникам масляного насоса и его привода, а также к шатун­ным подшипникам компрессора пневмотормозов. Зеркало цилинд­ров, зубчатые передачи, подшипники качения, кулачки распреде­лительного вала и другие трущиеся поверхности, не требующие обильной смазки, смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым вращающимися деталями двигателя. Топливная аппаратура двигателя, а также подшипники водя­ного насоса и натяжного приспособления имеют автономную смазку, не связанную с системой смазки двигателя. Емкостью для масла служит поддон двигателя, куда масло заливается через специаль­ный патрубок, расположенный на крышке головки цилиндров. Количество масла в поддоне контролируется проволочным щупом, на стержне которого нанесены метки верхнего и нижнего уровней масла. Масломерный щуп установлен в крышке шестерен распределе­ния с левой стороны. Емкость системы смазки без учета масляного радиатора и внеш­них трубопроводов двигателя ЯМЗ-238- 32 литра. В системе предусмотрена двойная фильтрация масла. Основным фильтром, пропускающим все масло, идущее в двигатель, является фильтр грубой очистки. Тонкой очистке в центробежном фильтре подвергается около 10 % циркулирующего в системе масла. Этот фильтр включен в систему параллельно с главной масляной маги­стралью двигателя. Очищенное в нем масло сливается в картер двигателя, снижая общий уровень механических примесей и осмоляющихся в процессе работы веществ в масле.

Масла без турбонаддува:

М-10-Г2(к)
М-8-Г2(к)

С турбонаддувом:

М-10-Д2(м)
М-8-Д2(м)

20. Назначение, общее устройство системы охлаждения

Система охлаждения дизельного ЯМЗ-238
Система охлаждения дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (рис. 17) - жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник, вентилятор, термостаты. Предназначена для отвода тепла от деталей с высокой температурой. Рабочий диапазон: 75-98 0 С.

Рис. 17. Схема системы охлаждения дизельного двигателя ЯМЗ-238
1 – водяной насос; 2 – полость блока охлаждения гильз; 3 – водяная полость в головке блока; 4 – продольный водяной канал; 5 – турбокомпрессор; 6 – правая водяная труба; 7 – труба соединительная; 8 – патрубок впускной; 9 – термостат; 10 – тройник с соединительными трубками; 11 – трубка перепускная; 12 –заглушка; 13 – впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника; 14 – вентилятор; 15 – поперечный водяной канал; А – подвод
охлаждающей жидкости от водяного радиатора; Б – к отопителю кабины; В – выпуск воздуха; Г – подача наддувочного воздуха к охладителю типа “воздух-воздух”; Д, Ж – к радиатору; Е – от охладителя наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” в цилиндры

Кроме того, система охлаждения дизеля ЯМЗ-238 включает водяной радиатор, охладитель наддувочного воздуха типа “воздух-воздух” и дистанционный термометр, устанавливаемые на автомобиле.

Во время работы дизельного двигателя ЯМЗ-238 циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом.
Из водяного насоса двигателя ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 (1) жидкость поступает в поперечный канал 15 и далее по правому продольному каналу 4 в водяную полость правого ряда цилиндров, а в левый ряд цилиндров – через впускной патрубок жидкостно-масляного теплообменника 13, охлаждая масло в двух элементах, далее в левый продольный канал.
Для того чтобы охлаждающая жидкость проходила через жидкостно-масляный теплообменник, в переднюю крышку шестерен распределения запрессована заглушка 12.
Далее охлаждающая жидкость из водяных полостей цилиндров по направляющим каналам поступает в головки цилиндров к наиболее нагретым поверхностям – выпускным каналам и стаканам форсунок и затем собирается в водосборных трубах 6.
При нагреве холодного двигателя ЯМЗ-238 каналы, соединяющие водосборные трубы с радиатором, перекрыты клапанами термостатов 9.
Охлаждающая жидкость циркулирует по тройнику с соединительными трубками 10 и перепускной трубке 11 к водяному насосу, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
По достижении в системе водяного охлаждения двс ЯМЗ-238 температуры 80°С клапаны термостатов открываются, нагретая жидкость поступает в водяной радиатор, где отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 14, после чего снова идет к водяному насосу.
Когда температура охлаждающей жидкости понижается, термостаты автоматически направляют весь ее поток непосредственно к водяному насосу, минуя радиатор.
Таким образом, посредством термостатов обеспечивается оптимальный тепловой режим работы двигателя ЯМЗ-238.

Водяной насос дизельного двигателя ЯМЗ-238
Водяной насос (помпа) двс ЯМЗ-238 центробежного типа, установлен на передней стенке блока цилиндров и приводится во вращение клиновым ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала.
Конструкция помпы дизеля ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К-700 приведена на рисунке 18.

Рис. 18. Водяной насос (помпа) дизеля ЯМЗ-238

1 – шкив привода; 2 – стопорное кольцо; 3 – подшипники; 4 – валик; 5 – водосбрасыватель; 6 – уплотнение торцевое; 7 – корпус насоса; 8 – кольцо уплотнительное; 9 – патрубок водяного насоса; 10 – крыльчатка; 11 – заглушка крыльчатки; 12 – кольцо уплотнительное; 13 – втулка уплотнительного кольца; А – торцевое уплотнение; Б – дренажное отверстие
В чугунном корпусе 7 насоса вращается напрессованная на валик 4 крыльчатка 10, создающая поток охлаждающей жидкости.
Валик водяного насоса ЯМЗ-238 установлен на двух шарикоподшипниках 3 с односторонним уплотнением.
Полость подшипников при сборке насоса заполняется смазкой Литол на весь срок службы насоса без дополнительной смазки.
Уплотнение подшипниковой полости помпыЯМЗ-238 осуществляется торцевым самоподжимным уплотнением.
Для контроля за герметичностью торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие «Б».
Шкив привода 1 напрессован на валик насоса.
Водяной насос дизельного двигателя ЯМЗ-238 имеет маркировку на корпусе 236-1307010-Б1.
Дизельные двигатели ЯМЗ-238 автомобилей Маз, Краз, Урал, трактора К700 комплектуются фрикционным приводом вентилятора, предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.

21. Работа системы охлаждения ЯМЗ -238

Смотри ответ на вопрос 20.

22. Охлаждающие жидкости. Требования безопасности при обращении с ними.

Антифриз:

1. марка 65 - слабомутная оранжевая жидкость с удельным весом, при 20° С равным 1,085-1,090, имеет температуру замер­зания не выше -65° С;

2. марка 40 - слабомутная желтоватая жидкость с удельным весом, при 20° С равным 1,0675 -1,0725, имеет температуру замер­зания не выше -40° С;

Требования по безопасности:

1.1. К работе с антифризом допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие инструктаж по охране труда и обучены безопасным приемам при работе с охлаждающими жидкостями, мерам безопасности при их транспортировке, получении, хранении, выдаче и использовании.

1.2. Антифриз содержит этиленгликоль (ЭГ), который обладает ядовитыми свойствами. По степени воздействия на человека относятся к третьему классу опасности, т.е. к веществам умеренно опасным. Этиленгликоль может проникать в организм через кожу. Предельно допустимая концентрация (ПДК) антифриза в воздухе рабочей зоны - 5 мг/м³ по этиленгликолю. Ввиду низкой летучести этиленгликоля антифриз и автожидкости не представляют опасности ингаляционных отравлений. Поэтому при работе с ними специальных мер предохранения дыхательных путей, как правило, не требуется. Кумулятивными (накопление) свойствами охлаждающие жидкости не обладают. Наиболее опасен, этиленгликоль если его выпить, смертельная доза - от 35 см³ (в зависимости от веса человека), в антифризах (растворах этиленгликоля с водой) - в зависимости от концентрации - в среднем является смертельной доза 50-100 г.

1.3. В целях исключения возможности использования антифриза не по назначению руководством организации или подразделения назначается лицо, ответственное за порядок его хранения, перевозки и расходования.

1.4. Антифриз должен храниться в закрытом сухом, не отапливаемом помещении в специальной таре (заводской, в исправных металлических герметически закрывающихся бидонах и бочках с завинчивающимися пробками). Во время перевозки и при хранении все сливные, наливные и воздушные отверстия в таре должны опломбировываться. Порожняя тара должна быть также опломбирована.

1.5. На таре, в которой хранят (перевозят) антифриз, и на порожней таре из-под него должна быть несмываемая надпись крупными буквами "ЯД", а также знак "Опасно. Ядовитые вещества".

1.6. Хранить антифриз следует вдали от источников открытого огня.

1.7. Антифриз наливают в тару не более чем на 90% ее емкости.

1.8. Процессы слива-налива из больших емкостей должны производиться с помощью насосов, сифонов.

а) допускать к работе с антифризом необученных лиц;

б) отпускать антифриз в тару, не соответствующую указанным выше требованиям;

в) переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом;

г) применять тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов;

е) сливать антифриз на землю или в канализацию

23. Устройство рулевого механизма КрАЗ – 255

Рулевой механизм состоит из винта и шариковой гайки-рейки, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым сектором. Эти детали размещены в общем картере, который закрывается крышками. В верхней части картера имеется отверстие для заливки и контроля уровня масла, а в нижней части - сливное; оба отверстия закрыты коническими пробками

Винт рулевого механизма вращается в двух радиально-упорных сферических подшипниках, один из которых (верхний) запрессован в расточку картера, а другой - в крышку. При правильной регулировке эти подшипники должны быть затянуты с предварительным натягом.

Рис. 25. Рулевое управление:
1 - масляный бачок; 2 - рулевой вал; 3 - кардан рулевого управления; 4 - рулевой механизм; 5 - сошка; 6 - шланг сливной магистрали; 7 - шланг нагнетательной магистрали; 8 - продольная рулевая тяга; 9 - гидроусилитель; 10 - кронштейн гидроусилителя; 11 - насос.

Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы. Полукруглые резьбовые канавки на винте и гайке-рейке образуют спиральный канал, заполняемый при сборке шариками высокой точности. Шарики, входящие в комплект винта в сборе, отличаются между собой по диаметру не более чем на 2 микрона. Нарушать комплектность этих деталей не разрешается. Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение винта в гайке-рейке.


Рис. 26. Рулевой механизм:
1 - сектор; 2 - сальник вала сектора; 3 - игольчатые подшипники вала сектора; 4 - боковая крышка картера; g - контргайка регулировочного винта; 6 - регулировочный винт; 7 - пробка сливного отверстия; 8 - регулировочная гайка; 9 - стопорная пластина; 10 - болт крепления стопорной пластины; 11 - штифт регулировочной гайки; 12 - крышка картера нижняя; 13 - уплотнителыюе кольцо шайбы; 14 - шайба нижней крышки; 15 - подшипники винта; 16 - картер рулевого механизма; 17 - винт; 18 - пробка заливного отверстия; 19 - сальник »инта; 20 - гайка-рейка.

Для получения двух непрерывных потоков качения шариков при вращении винта и для предотвращения выпадания шариков в отверстия гайки-рейки вставлены направляющие, состоящие из двух штампованных половинок, которые образуют замкнутую систему для качения шариков. Направляющие закреплены на гайке-рейке прижимом и винтами.

Зубчатый сектор выполнен вместе с валом и установлен в трех игольчатых подшипниках. Сектор имеет пять зубьев. Средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки. На торце шлице-вого конца вала сектора нанесена метка для правильной установки сошки. Метки на сошке и конце вала сектора при сборке должны быть совмещены. Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом, сферическая головка которого размещена в специальной расточке сектора.

При отсоединенной сошке не следует поворачивать рулевое колесо до упора в крайние положения, так как это может привести к повреждению направляющих в гайке-рейке. Полный угол поворота сошки соответствует пяти оборотам рулевого колеса.

24. Устройство рулевой колонки с валом и рулевым колесом КрАЗ – 255


Рис.30. Рулевое управление:

1 - масляный бачок; 2 - вал рулевой колонки: 3 - карданный шарнир; 4 - рулевой механизм; 5 - рулевая сошка; 6 - трубопровод сливной магистрали; 7 - трубопровод нагнетательной магистрали; 8 - продольная рулевая тяга; 9 - усилитель рулевого привода; 10 - кронштейн усилителя; 11 - масляный насос

Винт рулевого механизма соединен с валом рулевой колонки посредством карданного шарнира. Связь усилителя с рулевым механизмом осуществляется через сошку, которая одним концом закреплена на шлицевом конце вала сектора, а вторым (нижним) соединена с шаровым пальцем распределителя.

Рулевая колонка укреплена с помощью отлитого из ковкого чугуна КЧ35-10 кронштейна с крышкой на штампованном усилителе кабины.

Рулевое колесо прижато к конусной шейке вала (конусность 1: 15) гайкой с резьбой М27Х1 и зафиксировано сегментной шпонкой. Вилка карданного шарнира закреплена на валу руля также с помощью сегментной шпонки и стяжного болта.

25. Аккумуляторные батареи, их маркировка и характеристика. Приведение АКБ в рабочее состояние. Зарядка АКБ. Уход за АКБ. Порядок снятия АКБ с машины и установка АКБ на машину.

Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности.

Устройство обслуживаемой АКБ:
1 – корпус;
2 – отрицательный электрод (пластина);
3 – сепаратор;
4 – положительный электрод (пластина);
5 – баретка;
6 – опорные призмы;
7 – крышка;
8 – пробка заливного отверстия;
9 – положительный вывод;
10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);
11 – отрицательный вывод

Маркировка АКБ:

По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:
- товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
- условное обозначение батареи (рис.); - знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;
- дата изготовления – месяц, год;
- номер НД (нормативного документа) на данную батарею;
- номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
- номинальное напряжение в вольтах (В);
- ток холодной прокрутки в амперах (А);
- масса батареи (если она 10 кг и более);
- знаки безопасности;
- символ переработки.

Система электрооборудования автомобиля КрАЗ - 255Б1 - однопроводная, с «массой» соединен отрицательный полюс источников и потребителей тока. Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи 6СТ - 182ЭМ, соединенные между собой последовательно, и генератор Г - 288Е, работающий совместно с регулятором напряжения. Емкость аккумуляторной батареи 6СТ - 182ЭМ 655 кКл (182 А ч) при 20 - часовом режиме разряда.

Маркировка российской батареи:
1 – условное обозначение;
2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
4 – вес;
5 – резервная емкость;
6 – номинальная емкость;
7 – номинальное напряжение

Зарядка АКБ:

Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в
рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны
производиться в соответствии с инструкцией по
эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества
приведения батарей в рабочее состояние зависит
надежность дальнейшей их эксплуатации.

Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе
эксплуатации и хранения. Положительный вывод аккумуляторной батареи к положительному полюсу источника тока, а отрицательный - к отрицательному.

Установить величину зарядного тока и
в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.

Уход за АКБ:

основные пункты, которые стоит соблюдать при правильном уходе за АКБ:
– всегда проверять прочность крепления аккумулятора, подвигать его руками при выключенном двигателе;
– чтобы избавиться от окисления на местах замыкания клемм с наконечниками АКБ, можно воспользоваться антикоррозионными средствами;
–Если напряжение меньше заявленного, то обязательно проводите зарядку;
– при длительном неиспользовании авто приносите АКБ домой или хотя бы отсоединяйте минусовую клемму от АКБ;
– всегда следите за чистотой отверстий в крышках, они необходимы для выведения газов из АКБ.

Порядок снятия АКБ с машины и установка АКБ на машину:

1. Откройте на автомобиле капот.

2. Ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника...

3. ...и снимите провод с клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

4. Отведите в сторону резиновый защитный чехол клеммы «плюс»...

5. ...ослабьте затяжку гайки стяжного болта наконечника...

6. ...и отсоедините провод от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи.

7. Ослабьте торцовым ключом затяжку гайки крепления кронштейна аккумуляторной батареи.

8. Отверните гайки крепления планки к стяжкам аккумуляторной батареи...
9. ...и снимите планку крепления и стяжки, повернув их на 45°.

10. Отвернув окончательно гайку, снимите кронштейн крепления аккумуляторной батареи...

11. ...а затем снимите с автомобиля сам аккумулятор.
12. Установите на автомобиль аккумуляторную батарею в порядке, обратном снятию. Перед подсоединением проводов зачистите клеммы аккумулятора и внутренние поверхности наконечников проводов мелкозернистой наждачной бумагой. Подсоедините провода в порядке, обратном снятию, соблюдая полярность. После подсоединения проводов к клеммам нанесите на наконечники проводов и открытые поверхности клемм тонкий слой смазки Литол-24 или аналогичной (наиболее предпочтительны медесодержащие токопроводящие смазки).

30.Назначение и общее устройство трансмиссии КрАЗ 255

Сцепление - двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения - механический. Коробка передач - 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, Ш, IV и V передачах. Раздаточная коробка - 2-ступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом среднего и заднего мостов. Управление раздаточной коробкой - тремя рычагами. Карданная передача состоит из пяти валов: коробка передач - раздаточная коробка, раздаточная коробка - передний мост, раздаточная коробка - средний мост, раздаточная коробка - задний мост (два вала с промежуточной опорой). Главная передача ведущих мостов - двойная с коническими спиральными и цилиндрическими прямозубыми шестернями.

32. назначение,устройство и работа сцепления Краз-255.

На автомобиле установлено сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа с цилиндрическими нажимными пружинами, расположенными по периферии. Для нормальной работы сцепления необходимо, чтобы между упорным кольцом оттяжных рычагов и выжимным подшипником при включенном сцеплении был зазор 3,2-4,0 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали сцепления, равный 32-40 мм (полный ход педали 165-175 мм). Отсутствие свободного хода педали вызывает пробуксовку сцепления, что приводит к интенсивному износу фрикционных накладок ведомых дисков, их короблению, а также выходу из строя выжимного подшипника. Регулировка сцепления. Сцепление регулируется в два этапа: вначале регулируется величина отхода среднего ведущего диска для обеспечения необходимых зазоров между рабочими поверхностями сцепления при его выключении, а затем - свободный ход педали сцепления.

33. назначение,устройство и работа коробки передач Краз-255

Коробка передач пятиступенчатая, имеет пять передач для движения вперед и одну заднего хода. Два синхронизатора инерционного типа служат для включения второй - третьей и четвертой - пятой передач.


26.Генератор

Назначение и устройство генератора. Генератор предназначен для параллельной работы с аккумуляторными батареями и слу­жит источником электроэнергии на автомобиле.


Генератор Г-271 (рис. 57) является трехфазной синхронной электрической машиной переменного тока электромагнитного воз­буждения со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1 .

Номинальное напряжение, В......................................................................... 24

Поминальная мощность, Вт......................................................................... 500

Номинальный выпрямленный ток, А........................................................ 20

Ток самоограничения при 5000 об/мин, А................................................. 30+5

Начальная частота вращения возбуждения, при кото­рой генератор развивает напряжение 25 В (при тем­пературе генератора и окружающей среды +20°С и независимом возбуждении), об/мин (не более):

при токе нагрузки, равном нулю......................................................... 1050

при токе нагрузки, равном 20 А........................................................... 2100

Ток возбуждения, Л (не более)..................................................................... 1,2

Величина давления щеточных пружин, гс.............................. 180...260

Генератор состоит из статора, ротора, двух крышек, вентиля­тора и шкива.

Статор 4 набран из пластин электротехнической стали. Внут­ренняя часть статора имеет 18 равномерно расположенных по окружности пазов, в которых помещена обмотка. Обмотка ста­тора- трехфазная, соединена по схеме «звезда» (в каждой фазе по шесть непрерывно намотанных катушек).

Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной непосред­ственно на стальную втулку, к торцам которой примыкают два клювообразных полюса 6, образующих двенадцатиполюсную маг­нитную систему. Втулка и клювообразные полюсы закреплены иа валу 5 посредством прессовой посадки на накатку. На вал ротора напрессованы также контактные кольца 7, к которым припаяны концы обмотки возбуждения.

Крышка 8 со стороны контактных колец (задняя крышка) имеет вентиляционные окна и прилив (лапу), который служит кронштей­ном для крепления генератора. На крышке крепится щеткодержа­тель (щеточный узел 9), в направляющих отверстиях которого на­ходятся две щетки прямоугольного сечения, а внутри ее располо­жен выпрямительный блок. Выводы «-Ь», «Ш» и «-» на крышке служат для присоединения:

« + » - к клемме « + » реле-регулятора;

«Ш» - к клемме «Ш» реле-регулятора;

«-»- к винту «массы» реле-регулятора, обозначенному бук­вой М.

Крышка 3 со стороны привода также имеет вентиляционные окна и два прилива (лапы), один из которых служит для крепле­ния генератора на кронштейне двигателя, а другой (с резьбовым отверстием) -для крепления к натяжной планке, с помощью ко­торой регулируется натяжение ремня. В крышке имеются два резь­бовых отверстия, предназначенные для снятия ее с вала ротора при разборке генератора.

Вал ротора генератора вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа (с двусторонним уплотнением), установленных в передней и задней крышках. В эти подшипники при сборке зало­жена смазка № 158, не требующая замены в процессе эксплуа­тации.

Генератор охлаждается потоком воздуха от вентилятора 2, установленного на валу ротора со стороны привода, через вентиля­ционные окна в крышках.

Работает генератор следующим образом. Обмотка возбуждения, питаемая постоянным током, создает вокруг ротора магнитный по­ток. При вращении ротора магнитный поток изменяется по вели­чине и направлению, вследствие чего в обмотке статора наводится перемен­ная ЭДС. Переменный ток, вырабаты­ваемый генератором, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным в крышке со стороны контактных колец. Постоянство на­пряжения генератора поддерживается реле-регулятором.

Регулировка натяжения ремня при­вода генератора. Для регулировки на­тяжения ремня необходимо ослабить болты крепления передней и задней лап генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке. Нажимом от руки или с по­мощью рычага отклонить генератор в сторону натяжения ремня до требуе­мой величины, после чего болты надежно затянуть. По окончании регулировки проверить натяжение ремня. Правильно натянутый ре­мень при нажатии на середину его ветви с усилием 3 кгс должен иметь прогиб 10... 15 мм. Слишком сильное натяжение ремня при­ведет к увеличению нагрузок на подшипники генератора и прежде­временному выходу их из строя.

Оси ручьев шкива генератора и приводного шкива должны на­ходиться в одной плоскости. Совпадение осей обеспечивается пере­мещением кронштейна генератора.

Контрольная проверка генератора. В процессе эксплуатации (при вынужденной замене статора, ротора, обмоток и других дета­лей) необходимо проверять начапьную частоту вращения возбуж­дения генератора на соответствие ее технической характеристике. Проверка производится на стенде (от источника постоянного тока), позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора от 0 до 5000 об/мин. Схема подключения генератора и приборов для проверки показана на рис. 58.

При проверке генератора частоту вращения его ротора увеличи­вать плавно, чтобы напряжение генератора не превышало 25 В.

Разборка и сборка генератора. Разбирать генератор надо в такой последовательности:

1. Отвернуть винты крепления щеткодержателя к крышке и вынуть щеткодержатель.

2. Отвернуть винты крепления крышки шарикоподшипника.

3. Отвернуть стяжные винты крепления крышек генератора.

4. Снять крышку со стороны контактных колец вместе со ста­тором (при необходимости крышку снять съемником).

5. Отсоединить фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока.

6. Отвернуть гайку крепления шкива, предварительно зажав ротор в тисках за один из полю­сов или придерживая его гаеч­ным ключем.

7. Снять шкив, вентилятор, выбить шпонку и снять упорную втулку.

8. Снять крышку вместе с ша­рикоподшипником с вала ротора (со стороны привода) с по­мощью съемника, используя для этой цели резьбовые отверстия на крышке.

Собирать генератор надо в порядке, обратном разборке.

Перед установкой выпрями­тельного блока необходимо про­верить исправность всех его мо­ноблоков. Проверку производить постоянным током напряжением 12-24 В согласно схеме, показанной на рис. 59.

Р - /2-переход исправен, если контрольная лампа 3 горит в поло­жении / и гаснет в положении II. При пробое р- /г-перехода лампа горит в обоих положениях, при обрыве р - п-перехода лампа не горит в обоих положениях. Не до­пускается проверка р - //-переходов напряжением ог сети переменного тока.

Международная франшиза клиники пересадки волос.

 
Статьи по теме:
В чём польза и вред молочного жира и что такое его заменитель?
Подсчитано, что среднестатистический человек съедает за день приблизительно 2.5 кг еды, в год это выходит почти 1000 кг. На сегодняшний момент на планете Земля проживает около 7 миллиардов человек. С каждым днем население нашей планеты увеличивается.Что б
Способы приготовления тефтелей со щукой
Наряду с котлетами и фрикадельками большой популярностью у хозяек пользуются и тефтели. Их главная особенность в трех ключевых моментах: форме, наполнении и подаче. Это блюдо тюркского происхождения в виде шариков (по размеру крупнее фрикаделей). Готови
Щавелевый суп с говядиной рецепт классический Суп щавелевый с мясом
Приветствую вас, дорогие читатели кулинарного блога! Из мы уже знаем, что суп из щавеля является одним из вкуснейших и простых в приготовление блюд. Продуктов на него тратится мало, поэтому суп очень экономичен. А также же растение богато различными витам
Зразы картофельные с курицей и грибами — рецепт
Картофель очистить, нарезать кусочками, залить водой и поставить на огонь. Довести до кипения, воду посолить, варить картошку до готовности (25-30 минут) на небольшом огне. Лук очистить, нарезать мелко, обжарить на растительном масле, помешивая, до золоти