Как называются эти падежные формы. Приёмы определения падежа. Падежи и их вопросы

Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и падежам. Нужно понять, что такое склонение, чтобы правильно писать окончания форм одного слова, изменяющегося по падежам.

Как определить падеж имени существительного – учимся определять склонение

Русский язык делит все существительные на 3 склонения:

  • 1 тип – слова м.р. и ж.р., оканчивающиеся на -а или -я. Например, радуга , дорога , змея , колея .
  • 2 тип – слова м.р. и ср.р., оканчивающиеся на -о или -е или имеющие нулевое окончание. Например, обучение , дом , толокно .
  • 3 тип – слова ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак. Имеют нулевое окончание. Например, лань, дань, ель, ночь .

Слова одного типа склонения имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Поэтому, когда возникают сомнения при правописании падежных окончаний, нужно посмотреть правила изменения для всей группы склонения, к которой относится слово.

Как определить падеж имени существительного – особенности падежей

  • Вопрос задаем к имени существительному от тех членов предложения, с которыми оно связано.
  • Именительный падеж – вопросы кто? что? Например, знахарь, лес . Можно использовать добавочное слово: (есть) кто? знахарь , (есть) что? – лес.
  • На вопросы кого? чего? отвечает родительный падеж при помощи добавочного слова нет . Например, (нет) кого? – знахаря , (нет) чего? – леса.
  • Дательный. К существительному задаются вопросы кому? чему? с добавочным словом дать . Например, (дать) кому? – знахарю, (дать) чему? – лесу .
  • Винительный падеж. Используем вопросы кого? что? с добавочным словом вижу . Например, (вижу) кого? – знахаря, (вижу) что? – лес .
  • Творительный. Задаем вопросы кем? чем? . Можно использовать добавочное слово восхищаться . Например, (восхищаться) кем? – знахарем, (восхищаться) чем? – лесом.
  • Последний, Предложный падеж, отвечает на вопросы о ком? о чем? с помощью слова думать . Например, думать о ком? – знахаре, думать о чем? – лесе.


Как определить падеж имени существительного – как отличать Именительный падеж от Винительного

Некоторые формы Именительного и Винительного падежей иногда совпадают, потому что они отвечают на один и тот же вопрос что?

Рассмотрим предложения:

  • Снег шел большими хлопьями.
  • Выйдя на улицу, мы увидели снег.

Слово снег отвечает на вопрос что? в обоих предложениях, имеет одну и ту же форму, однако разное синтаксическое значение.

В первом случае снег – это подлежащее, во втором – обстоятельство. То есть снег выполняет действие в первом предложении, а во втором действие совершается над ним.

Существительное снег в 1 предложении находится в Именительном падеже, во 2 – в Винительном.


Мы рассмотрели вопросы и вспомогательные слова каждого из падежей. Рассмотрели случай совпадения словоформ Именительного и Винительного падежей. Разобрали, как синтаксическая роль помогает определить падеж в случае возникновения трудностей.

Грамматика русского языка — это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок . Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.

Вконтакте

Одноклассники

Имя существительное — это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма — это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете, как определять падежи у существительных , что такое косвенные падежи, как правильно задавать им вопросы, а также про сами падежи и их вопросы.

Падежи

Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.

Склонения

Также существует 3 вида склонения у существительных.

  • Первое склонение. Имя существ. мужского и женского рода с окончанием -а, -я. Например, фляга, свинья.
  • Второе склонение. Имя существ. мужского и среднего рода с окончанием -о, -е. Например, дерево, колодце.
  • Третье склонение. Имя существ женского рода с нулевым окончанием, либо на -ь. Например, конь, лошадь.

Изменение существительных разных склонений .

Вопрос 1 склонение (множественное число) 2 склонение (множественное число) 3 склонение (множественное число)
Именительный пад. кто?, что? покрышка(покрышки), мамы(мамы) космолет(космолеты) лошадь(лошади)
Родительный пад. кого?, чего? покрышки(покрышек), мамы(мам) космолета(космолетов) лошади(лошадей)
Дательный пад. кому?, чему? покрышке(покрышкам), маме(мамам) космолету(космолетам) лошади(лошадям)
Винительный пад. кого?, что? покрышку(покрышки), маму(мам) космолет(космолеты) лошадь(лошадей)
Творческий пад. кем?, чем? покрышкой(покрышками), мамой(мамами) космолетом(космолетами) лошадью(лошадьми)
Предложный пад. о ком?, о чем? о покрышке(о покрышках), о маме(о мамах) о космолете(о космолетах) о лошади(о лошадях)

В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи — это все падежи, кроме именительного.

Все они имеют свой смысл :

Определители

Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.

Использование определителей помогает легче изменять существительные по падежам. Для этого достаточно поставить это слово перед существительным, а затем задать вопрос и поставить правильное окончание. Для каждого падежа достаточно запомнить по одному слову.

Кроме того, для определения падежа большое значение имеет вопрос. Таблица дает представление о том, какие предлоги употребляются с падежными формами имен существительных в русском языке.

Падежи являются фундаментом грамматики русского языка и все обязаны наизусть знать каждый из них. Но запомнить все их очень легко, двух дней зубрежки хватит, чтобы запомнить их на всю жизнь. Удачи!

Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя - категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.

Термин падеж , как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни - др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона - в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).

Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных.


Русское название падежа Латинское название падежа Вопросы Предлоги Окончание
Единственное число Множественное число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Именительный Номинатив Кто? Что? (есть) --- --- -а, -я ---, -о, -е --- -ы, -и, -а, -я
Родительный Генитив Кого? Чего? (нет) без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я ---, -ов, -ев, -ей
Дательный Датив Кому? Чему? (дам) к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Аккузатив Кого? Что? (вижу) в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е --- ---, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный Инструментатив Кем? Чем? (горжусь) за, над, под, перед, с -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный Препозитив О ком? О чем? (думаю) в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Стандартно считается, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее некоторые языковеды (Зализняк) выделяют ещё минимум семь, имеющих ограниченное распространение и функции. Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто?, что?, кого?, чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)

Именительный падеж - кто?, что?, является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.

Родительный падеж - нет кого?, чего?, определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.

Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.

Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;

Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);

Предложный падеж - думать о ком, о чём

Второй предложный падеж , или местный падеж - оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные формы до́ма и домо́й, являются, видимо, наречиями.

Звательный падеж - по форме идентичен именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию. Полностью утрачен оригинальный звательный падеж, формы старорусского языка - человече, врачу и пр. Однако, можно выделить новый звательный, включающий разговорные формы некоторых имён: Петь, Саш, Тань, и т. п. и нескольких существительных.

Количественно-отделительный падеж - разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не ход).

Лишительный падеж - вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).

Ждательный падеж фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.

Превратительный падеж или включительный падеж - отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т. п.

Счётный падеж - несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.

Изменение слов по падежам называется склонением .

Во многих падежах существительные имеют вариантные окончания.

1. В именительном падеже множественного числа существительные мужского рода могут иметь вариативные окончания -а (-я) и -ы (-и). При выборе окончания следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные устоявшиеся формы:

- -а (-я) - сторожа, егеря, обшлага, тенора, буфера, желоба, окорока, терема, веера, жемчуга, округа, тетерева, века (но: во веки веков, в кои веки), жернова, ордера, закрома, паруса, флюгера, векселя, кивера, паспорта, холода, вензеля, перепела, хутора, вечера, колокола, повара, черепа, края, погреба, шелка, глаза, купола, поезда, штемпеля, голоса, адреса, края, бега, корма, купола;

- -ы (-и) - конюхи, шоферы, заводы, аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, переговоры, ректоры, торты, лидеры, снайперы.

Часто вариант -а (я) имеет разговорный или даже просторечный характер (бухгалтера, договора, шофера ). При выборе одной из дублетных форм нужно принимать во внимание целый ряд факторов.

Так, окончание -а (-я) имеют:

Односложные слова и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: ле с - леса , ве чер - вечера ;

-тор , обозначающие одушевленные предметы: директора , доктора , профессора .

Окончание -ы (-и) имеют:

Многосложные слова с ударением в середине слова: библиоте карь - библиотекари ;
- слова с ударением на последнем слоге: догово р - договоры , офице р - офицеры ;

Словафранцузского происхождения с ударными суффиксами -ер (-ёр): акуше р - акушеры , режиссё р - режиссёры ;

Слова латинского происхождения на -тор , обозначающие неодушевленные предметы (конденсатор - конденсаторы ), а также некоторые одушевленные предметы (авторы , лекторы , агитаторы , новаторы ).

Иногда окончания указывают на смысловые различия. Некоторые слова-омонимы имеют во множественном числе окончание -ы (-и) или -а (-я) в зависимости от значения:

кондукторы (приспособления в технике) кондуктора (работники транспорта)
корпуса (здания, войсковые соединения) корпусы (туловища)
лагеря(военные, туристские) лагери (общественно-политические группировки)
меха (выделанные шкуры) мехи (приспособление для нагревания воздуха; мешок из шкуры животного для жидких и сыпучих веществ)
образа (иконы) образы (художественно-литературные)
ордена (знаки отличия) ордены (рыцарские и монашеские общества)
ордера (письменные предписания) ордеры (виды архитектурной композиции)
повода (поводья) поводы (побуждения)
провода (электрические) проводы (при отъезде)
пропуска(документы) пропуски (недосмотры)
соболя (меха) соболи (животные)
счета (документы) счеты (прибор; взаимные отношения)
тока (место молотьбы) токи (электрические)
тона (переливы цвета) тоны (звуковые)
тормоза (приборы) тормозы (препятствия)
учителя (преподаватели) учители (идейные руководители)
хлеба (на корню, также в выражении «поступить к кому-нибудь на хлеба») хлебы (печеные)
цвета (окраска) цветы (растения)

2. Многие существительные мужского рода в родительном падеже единственного числа имеют вариантные окончания -у (-ю) и-а (-я).


Окончание -у (-ю) имеют:

Существительные с вещественным значением при указании на вес, объем или часть целого: килограмм гороху , стакан чаю ;

Существительные с уменьшительным суффиксом: сырку , сахарку ;

Собирательные существительные неопределенного множества: народу ;

Отвлеченные существительные с количественным значением: шуму , страху ;

Существительные в некоторых фразеологических оборотах: с глазу на глаз ;

В некоторых сочетаниях после предлогов из, с, без, после частицы ни : с ходу , из виду , ни слуху ни духу .

Окончание -а(-я) употребляется при наличии определения: крепкого чая .
Иногда при помощи окончания раскрывается смысл словосочетания. Выйти из дому (места, где человек проживает) - выйти из дома (данного дома, строения); нет лесу (строительного материала) - нет леса (деревьев).

3. В родительном падеже множественного числа одни существительные мужского рода могут иметь нулевое окончание, другие - окончание -ов.

С нулевым окончанием употребляются обычно следующие существительные:

Названия парных предметов, а также предметов, состоящих из нескольких частей (ботинок, брюк, валенок, погон, манжет, чулок и др. ). НО: носков, гольфов, клипсов ;

- названия единиц измерения (ампер, киловатт, рентген, микрон) ;

Названия некоторых овощей, фруктов, плодов (яблок, маслин) ;

Названия национальностей. Как правило, это слова, основа которых оканчивается а -н-, -р- (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван, цыган , болгар), а также - бурят, турок ;

Названия лиц по принадлежности к воинским соединениям (солдат, партизан, гусар) ;

Существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, крестин, потемок, сумерек.

Окончание -ов имеют:

Названия многих народов: монголов , якутов , таджиков , узбеков , киргизов , калмыков , тунгусов , гуцулов , курдов , эскимосов ;

Существительные множественного числа: кулуаров , пожитков ;

Названия некоторых овощей и фруктов: абрикосов , ананасов , бананов , лимонов ;

Названия единиц измерения: акров , килограммов , граммов , ярдов ;

Названия военных профессий: саперов , рекрутов ;

Названия отвлеченных понятий: габаритов ;

- названия денежных единиц: франков , динаров .

Существительные ж. р. на -ня имеют нулевое окончание (пустыня - пустынь, голубятня - голубятен, монахиня - монахинь, басня - басен). Другие существительные женского рода имеют окончание - ей (ступней, свечей, долей).

Существительные ср. р. на -ье в большинстве своем имеют окончание -ий (селенье - селений , побережье - побережий , раздумье - раздумий ) . НО: платьев , устьев , верховьев , низовьев .

Существительные на -це имеют, как правило, нулевое окончание (полотенец, одеялец, блюдец ). НО: оконцев , болотцев .

4. Варианты окончаний винительного падежа определяются одушевленностью или неодушевленностью существительных.

В профессиональной речи обычно используются формы существительных, склоняемых по типу одушевленных: наблюдать личинок; в общеупотребительной речи - по типу неодушевленных: наблюдать личинки. Формы могут указывать на смысловые различия: встретить спутника (человека); встретить спутник (предмет).

5. Варианты окончаний творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения определяются сферой использования.

Слова, оканчивающиеся на -ами (-ями) , присущи книжной речи: дверями , лошадями , дочерями ; на -ьми - разговорной: дверьми , лошадьми , дочерьми Существуют также «застывшие» формы: лечь костьми , гордиться своими сынами и дочерьми , наказание плетьми .

6. В предложном падеже существительные мужского рода могут иметь варианты окончаний или -у.

Окончание :

Употребляется в словах с односложной основой при наличии предлогов в и на: в плену , на дому ;

Имеет обстоятельственное значение: находиться в саду ;

- тяготеет к разговорному стилю: в цеху , в отпуску .

Окончание :

Имеет объектное значение: разбираться в саде ;

- тяготеет к книжным стилям: в цехе , в отпуске .

С помощью окончаний и различаются грамматические значения:

Гулять в лесу - говорить о лесе ,

Лежать на берегу - вспоминать о родном береге .

7. Склонение иноязычных фамилий.

Иноязычные фамилии склоняются , если:

а) оканчиваются на согласный и относятся к мужчинам (Иван Черняк - Ивана Черняка и т.п.). НО: Марина Черняк - не склоняется.

Исключение - фамилии на -ых (их) , -аго (-яго) , -ово : Головных, Бураго, Дурново; а также украинские фамилии на -ко : стихи Тараса Шевченко, театр имени Франко - не склоняются .

б) оканчиваются на безударную -а и являются иноязычными по происхождению (Пьеха - Пьехи , Окуджава - Окуджавы );

в) оканчиваются на ударную -а и являются славянскими (Сковорода - Сковороды ). Хотя многие фамилии этой группы являются несклоняемыми, что объясняется стремлением отличить фамилию от соответствующего имени нарицательного: Скирда , Рыбалка , Щука и др.

Иноязычные фамилии на ударную -а не склоняются: Я люблю читать Дюма .

В творительном падеже иноязычные фамилии на -ин имеют окончание -ом (ем) : Дарвин - Дарвином. НО: русские фамилии на -ин имеют окончание -ым (Путиным).



 
Статьи по теме:
Приёмы определения падежа
Части речи изучают еще в начальной школе. Некоторые из них объединены в специальные группы по особым признакам. Местоимение, имя числительное, имя существительное и имя прилагательное входят в группу склоняемых частей речи, то есть изменяемым по числам и
Охрана окружающей среды в германии
Гринпис (Greenpeace) ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF) Международный социально-экологический союз (МСоЭС) Международная экологическая организация «Беллона» Международная ассоциация «Зеленый крест» Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) Всер
Учебные пособия для изучения немецкого языка Учебное пособие для студентов по немецкому
Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений Кафедра иностранных языков WIR LERNEN DEUTSCH SELBSTSTÄNDIG Пособие по немецкому языку для самостоятельной работы студентов Челябинск Wir lernen Deutsch selbstständig: Пособи
Конвенция мот трудовые отношения Подраздел C
Не действует Редакция от 22.06.1982 Наименование документ КОНВЕНЦИЯ N 158 Международной организации труда "О ПРЕКРАЩЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ИНИЦИАТИВЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ" (Женева, 22.06.82) Вид документа конвенция Принявший орган международные органи