Тема дружбы в мировой литературе. Литературные произведения о дружбе. Примеры дружбы в литературных произведениях


Многие писатели в своих произведениях обращались к теме дружбы. Друг – это тот человек, который поможет найти выход из трудной жизненной ситуации, поддержит советом, на него всегда можно положиться.

Обратимся к русской литературе.

1) Так, примером трогательной и настоящей дружбы служит общение Макара Девушкина и Варвары Доброселовой – главных героев произведения Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Это эпистолярный роман (в письмах). Несмотря на крайнюю нужду и жизненные преграды, каждый из этих героев больше думает о благополучии другого, чем о собственном, что и отражено в их нежных письмах.

2) В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» история дружбы, которая проходит через все произведение – это дружба Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Аркадию дорога их дружба с Базаровым. Базаров был старше и поопытнее своего друга с уже сформировавшимися взглядами на жизнь, порой очень жесткими. Аркадий же является полной противоположностью. Все, к чему он идет – покой и уют, а это не совпадает с жизненной установкой Базарова – не сидеть ничего не делая, трудиться. Аркадий привязан к Базарову, но назвать это дружбой невозможно. Евгений не имеет друзей, нет того человека, который смог говорить бы с ним наравне.

3) Фронтовая служба – не приходиться сомневаться, что более крепкой и верной дружбы между людьми не существует. Примеров из литературы на эту тему великое множество. Но чаще всего эта тема раскрывается литературе, посвященной Великой Отечественной войне (роман К. М. Симонова «Живые и мертвые», повесть Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»).

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В современном мире понятие дружбы трансформировалось в нечто абстрактное. Информационные технологии обесценили человеческие отношения.

Не секрет, что сейчас многие люди могут похвастаться разве что виртуальными привязанностями. Однако фолловер, в отличие от истинного друга, навряд ли придет на помощь в трудную минуту. Спросите себя - может ли компьютер заменить реальное рукопожатие, улыбку, совет и посиделки в баре с разговорами по душам? Ответ будет однозначно отрицательным.

Подборка книг об истинных друзьях

1. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк

На данное нетленное произведение Ремарка ссылались многие наши современники. К примеру, оно было упомянуто в оскароносной картине «Москва слезам не верит». «Три товарища» - один из самых пронзительных, драматических и красивых романов о дружбе и любви. Созданный в первой половине ХХ века, он до сих пор вызывает неподдельный интерес у читателей.

Популярность книги обусловлена реальностью описанных в нем переживаний. Автор сам прошел чрезвычайно сложный жизненный путь, поэтому знал цену искренним отношениям. Ремарк излагал свои гениальные размышления просто и задушевно. Подобный подход внес роман в Золотой фонд мировой литературы. Даю гарантию, поколения наших потомков будут зачитываться творениями великого классика.

2. «Приключения Гекльберри Финна», Марк Твен

Колоритное население местечек, расположенных вдоль русла реки Миссисипи, знакомо нам со школьной скамьи. В детстве мы с удовольствием переносились в городки Юга США, бегали по тропинкам вместе с Томом и Геком и ухахатывались, живо представляя прохождения хулиганистых мальчишек, читаю эту книгу о дружбе.

Что касается повзрослевшей аудитории, то я настоятельно рекомендую еще разок прочитать романы Марка Твена. Если в более юном возрасте мы следили исключительно за приключениями главных героев, то с опытом начинаем обращать внимание на социальный и политический подтекст описанных событий и выносить для себя много нового.

3. «Снежная Королева», Ганс Христиан Андерсен

Немногие знают, что из-под пера талантливейшего автора вышло множество серьезных книг. Андерсен писал красивые стихи, глубокомысленные драмы, разнообразные очерки и философские романы. Однако прославился датчанин именно сказками.

В короткие, всеми нами любимые притчи, писатель попытался вложить целую Вселенную. И мне кажется, ему это удалось в полной мере. Сюжет «Снежной Королевы» знаком нам с пеленок. С момента публикации в 1844 году сказка завоевала необычайную популярность. Из 7-ми глав мы узнаем о приключениях девочки Герды, вознамерившейся во что бы то ни стало вызволить друга из плена. По утверждениям биографов, прототипом главной героини стала дама сердца Андерсена, оперная певица, не разделившая его чувства.

4. «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт

К своему стыду эту книгу я прочитала совсем недавно. На улице стояла прескверная погода, настроение было под стать метеопрогнозу. Захотелось чего-то теплого и душевного. В таких ситуациях на помощь приходят детские книжки.

Коротенькая повесть Элвина Брукса Уайта познакомит вас с милейшим поросеночком Уилбуром. Он был последним в помете, самым маленьким и хилым. От смерти главного героя спасло вмешательство девочки Ферн. Поросенка продали по дешевке на Скотный двор, где он нашел настоящего друга в лице паучихи Шарлотты. Именно ее сети помогут малышу стать самым популярным кабанчиком округа.

5. «Бегущий за ветром», Халед Хоссейни

Во всем мире не сыскать настолько непохожих людей. Парадоксально, но две противоположности притянулись друг к другу и стали очень близки. Амир и Хасан будто выходцы с разных планет.

Один – потомок важного аристократа, паренек с отличным образованием, претендующим на звание интеллектуала. Другой – сын хромого и жалкого человека, безграмотный мальчик с физическими недостатками. Его уродливую «заячью» губу невозможно скрыть от окружающих. Естественно, Хасан столкнулся с жестокой травлей.

До поры до времени кабульские ребята дружили. Сравнительно мирную идиллию нарушили страшные события. Сексуальное насилие стало точкой не возврата. Беспрецедентное происшествие и предательство Амира разбросало друзей по разным сторонам. Каждому был уготован собственный путь. Но разве можно разорвать тончайшие связи, закрепленные с детства между двумя душами?

6. «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок», Фэнни Флэгг

История о дружбе двух женщин с огромной разницей в возрасте. Случайное знакомство благотворно повлияло на обеих героинь романа. Однако я забегаю несколько вперед, попытаюсь начать сначала.

В небольшом городке штата Алабама проживает 48-летняя Эвелин. Она сбагрила ненавистную свекровь в дом престарелых, но все равно вынуждена навещать мерзкую старуху. Именно в последнем приюте для пожилых главная героиня встретится с 86-летней Нинни.

Эвелин разочаровалась в жизни, ее покинули дети, муж давно охладел и с трудом терпит ее общество. Женщина пребывает в постоянной депрессии и килограммами поедает сладкое. Новая знакомая, невзирая на беды и преклонный возраст, сохранила оптимизм. Нинни перевернет сознание Эвелин и наставит ее на путь, ведущий к счастью.

7. «Богач, бедняк», Ирвин Шоу

Драма 1969 года повествует об отношениях внутри одной семьи. Особое внимание уделяется рассказу о судьбе двух братьев. Одному удалось выбиться в люди, что не удивительно, ведь Руди любили в семье и школе. Он производил впечатление «хорошего мальчика», учился на отлично и вел себя примерно.

Тома, второго брата, родители не больно жаловали. Мальчик отличался несносным характером, хулиганил и вечно влипал в плохие истории. Том выбрал боксерское поприще, которое не принесло ему ни богатства, ни славы. Рекомендую посмотреть вам гениальную советскую экранизацию уникального произведения Ирвина Шоу. Талант автора в купе с дополнениями режиссера Арунаса Жебрюнаса оставит неизгладимый след в ваших сердцах.

8. «Дом, в котором...», Мариам Петросян

Хотя официально главным героем является парень по кличке Курильщик, на самом деле истинный центральный персонаж романа Мариам Петросян – старинный дом. В его стенах нашли приют дети-инвалиды и только от благосклонности здания зависит качество жизни внутри интерната. Полуразрушенное строение может принять, а может отвергнуть поселенца по собственному усмотрению.

Жильцы Дома откликаются на прозвища, они разделены на классы в зависимости от возможности выходить в окружающий мир. Читатель постепенно познает изнанку приюта, его охватывает паутина мистицизма и оторваться от романа становится нереально.

9. «Книжный вор», Маркус Зузак

Декорациями событий завязки выступает предвоенная Германия. На дворе стоит 1939 год. У Черного Жнеца день ото дня прибавляется работы. Смерть засучила рукава и занесла свою косу над головой миллионов.

Не так давно овдовевшая женщина везет своих детей, малышку Лизель и ее братика, к приемным родителям. Опальная мать надеется спасти отпрысков от железного кулака нацистов. В дороге случается трагедия. «Старуха с косой» навещает тяжелобольного мальчика и уносит его на темных крыльях на тот свет.

Смерть обращает внимание на девятилетнюю Лизель. Данное событие оставляет шрам в памяти девочки. Затем главная героиня попадает на Небесную улицу, находит новых друзей в лице приемных родителей, соседских ребят и беглых евреев. Однако центральным объектом романа являются книги. Короткая история говорит о том, какое воздействие может оказать печатное слово на душу и как оно влияет на жизнь человека.

10. «Кондуит и Швамбрания», Лев Кассиль

Вы можете вменить Льву Кассилю чрезмерное увлечение советчиной, но подумайте сами, о чем мог писать автор, заставший становление и расцвет СССР. Он ловко сумел рассказать личные воспоминания об Октябрьской революции, поместив их в рамки детской повести.

Двое братьев Леля и Ося основали воображаемое государство Швамбранию. Ребята населили ее необъятные просторы любителями приключений, мореплавателями и исследователями. Сами мальчишки – почетные жители Швамбрании и признанные герои. Швамбраны столкнулись с горькой реальностью, поступив в местную гимназию. В стенах учебного заведения царят строгие порядки, за любую провинность можно угодить в страшный Кондуит.

На фоне социалистической революции происходит взросление Лели и Оси, они находят друзей и постепенно реформируют свою воображаемую страну. Чем больше обязанностей возникает у мальчиков, тем меньше времени остается на игры. Постепенно ребята приходят к мысли, что Швамбранию следует оставить в прошлом.

11. «Смилла и ее чувство снега», Питер Хег

Вторая книга датского автора вышла в 1992 году. Повествование, ведущееся от женского лица, принесло своему создателю всемирную славу и весомые литературные награды.

Основные события разворачиваются в Копенгагене. Смилла возвращается с работы и видит маленького мальчика на крыше. Он хочет прыгнуть вниз, колеблется и срывается со скользкого ската. Девушка знакома с ребенком. Его имя - Исайя и он сын ее соседки. Дело в том, что малыш боялся высоты и не мог по собственному желанию взобраться на крышу.

Смилла решает осмотреть место происшествия и по следам на снегу понимает, что ребенка преследовали. Свои подозрения она излагает в полиции, однако ее никто не слушает. Дело закрывают по факту самоубийства. Но Смилле был дорог этот мальчик, девушка хочет найти ответы на свои вопросы. Как раскрытую книгу она читает белоснежное полотно снега, и этот покров становится ей дороже любви.

12. «Мост в Терабитию», Кэтрин Патерсон

В самой среднестатистической семье штата Виргиния живет талантливый мальчик. К сожалению, маленького Джесса никто не воспринимает всерьез. Мама и папа постоянно заняты, пытаясь прокормить многочисленное семейство, старшие сестры игнорируют странноватого братца, одноклассники издеваются над пареньком, подтрунивая над его бедностью. В начале повести Джесс дружит лишь с шестилетней сестренкой.

Все меняется с приездом в городок семьи Берков. Рядом с главным героем селится удивительная девочка Лесли. С ее помощью Джесс создает страну Терабитию, единственный путь в которую открывается посредством прыжка на веревке через реку. Постепенно ребята расширяют свое выдуманное государство, но несчастный случай прервет безмятежное существование друзей.

13. «Пер Гюнт», Генрик Ибсен

Драматическая пьеса норвежского поэта содержит в себе и реалистичные сцены, и фантастические приключения, и романтические нотки. Сам автор полагал, что за пределами Скандинавии результат его работы вряд ли будет воспринят читателями.

Однако перевод поэмы на множество европейских языков опроверг опасения создателя. В дополнение потрясающая музыка Эдварда Грига укрепила позиции пьесы «Пер Гюнт» и подарила ей всемирное признание и ошеломительную популярность. Произведение неоднократно было перенесено на телевизионные экраны и театральные подмостки.

Тема дружбы в произведениях.

Цель урока: Выявить, как проявляется дружба между героями произведений, какими чертами характера должен обладать друг, по мнению писателей.

Актуализация: Урок разработан для учащихся 6 классов . Это возраст, когда ребята учатся быть друзьями, стремятся найти себе настоящего друга. Тема дружбы детям очень интересна. У многих из них уже сложилось своё понятие друг. Каждому ребёнку, без сомнения, хочется знать, а что думают по этому поводу другие люди. Сопоставив, исходя из своего опыта, своё мнение с мнением другого, взрослого человека, учащиеся могут изменить своё мнение или расширить своё понятие о дружбе, о друге. Ученики учатся выделять тему в произведении, расширяют свой словарный запас, учатся выражать своё мнение и объяснять, почему так считают. Развивают свои коммуникативные способности, расширяют свой кругозор, учатся анализировать, слушать и слышать.

Инструментарий: интерактивная доска, карточки с кратким содержанием текста, карточки со стихами.

План урока:

1. На интерактивной доске тема урока и эпиграф. Учащиеся знакомятся с темой, с целью урока, с эпиграфом. Объясняют значение эпиграфа.

3. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. Представители группы через 15 минут делают сообщение.

4. Учащиеся, которые желают, читают стихи о дружбе с выражением. Ребята рассуждают, каким должен быть друг, по мнению поэтов.

5. Делаем вывод. Какой должна быть идеальная дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг.

6. Просмотр презентации о дружбе с музыкальным сопровождением.

7. Заключение. «Чтобы приобрести настоящего друга, надо самому стать настоящим другом».

Дружба – величайшая ценность, доступная человеку. Эта аксиома , не требующая никаких доказательств и, тем не менее, в каждом поколении находится масса мыслителей, старающихся узнать об этом таинстве как можно больше.

Только верный друг везде

Будет верен и в беде

Ты скорбишь – и он скорбит,

Ты не спишь – и он не спит.

Всё, чем твой покой смущён,

Близко к сердцу примет он,

И узнаются лишь так

Верный друг и льстивый враг.

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б имел все остальные блага. (

Если твой друг станет врагом тебе, то люби его, чтобы вновь зацвело древо дружбы, любви и доверия, завядшее из-за того, что его не поливали водой дружбы и не ухаживали за ним. (

Друг - это одна душа, живущая в двух телах. (

Счастье - это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.

Настоящие друзья роднее, чем родственники. (

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Цицерон)

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга - наживешь врага ты,

Врага обнимешь - друга обретешь. (Омар Хайям)

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон)

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить. (Публий)

Задание для работы в группах : 1) знакомство с текстом, 2) на основе текста написать, как проявляется дружба у героев, какие поступки доказывают, что герои – друзья, 3) какими качествами должен обладать настоящий друг.

Кавказский пленник

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары (по вине Костылина, так как Костылин должен был прикрывать Жилина, но увидев татар начал убегать от них. Костылин предал Жилина). Татарин, который взял в плен русских офицеров продал их другому татарину. Их держали в кандалах в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать письмо домой с требованием выкупа. Костылин написал, а Жилин специально написал другой адрес, так как знал, что выкупить его некому (старушка мама и так бедно жила). Жили они так целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка девочка Дина, она носила ему тайком лепешки и молоко, а он делал для нее куколок. Жилин стал думать как им с Костылиным сбежать из плена, начал копать подкоп в сарае.

И однажды ночью они сбежали. Убежали в лес, но Костылин стал отставать и ныть, так как ему сапогами ноги натерло. И так из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил один татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников и их быстро догнали с собаками. Пленникам надели кандалы и больше не снимали даже ночью, а также посадили их в другое место в яму аршин пяти. Но Жилин все равно не отчаялся. Все думал, как ему убежать. И спасла его Дина, она ночью принесла длинную палку и спустила её в яму, по ней и вылез Жилин наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошел подальше от деревни и хотел снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепешек, а потом стала плакать, прощаясь с Жилиным: она к нему очень привязалась, так как он был очень добр с ней. И Жилин стал уходить все дальше и дальше, хоть колодка и очень мешала, когда силы закончились он полз, так он дополз до поля, за которым были уже свои русские. Но Жилин боялся, что его заметят татары, когда будет пересекать поле. Только подумал глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим: Братцы! Выручай! Братцы! Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары не доезжаючи стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин, как с ним все было, и говорит: Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

В дурном обществе

Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася - так звали мальчика - был сыном городского судьи. Ребенок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне еще кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырехлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.

У Васи есть сестра, четырехлетняя Соня. Она, как и ее брат, - веселый и резвый ребенок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.

Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своем отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья - очень справедливый и честный человек. Валек - мальчик очень серьезный и смышленый. Маруся же совсем не похожа на резвую Соню, она слабенькая, задумчивая, «невеселая». Валек говорит, что «серый камень высосал из нее жизнь».

Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжелое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.

Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы - ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Тыбурций приносит еду, готовит обед - по его словам Вася понимает, что еда краденая. Это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что Маруся так рада еде… Теперь Вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.

Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком.

Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет… Вася оставляет ей куклу.

И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. Отец в гневе… И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несет куклу.

Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражен. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передает через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Вскоре почти все «темные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда дает работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.

III группа

Гайдар и его команда.

Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче.

Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поет, она строгая, серьезная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждет Женю, но сестры все нет.

А Женя в это время, приехав в дачный поселок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись наутро, видит, что собаки нет, а рядом - ободряющая записка от неизвестного Тимура. Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура.

Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут веревочные провода. Женя, сама того не зная, подает кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур (он племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки. Ольга думает, что Тимур - хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну. Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки - бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне. Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старика партизана. Его «суровый и страшный» грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер). Тимуровцам удается освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» - яблочные воры. В парке - шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне . После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против нее, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур - его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей. Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми. А к Жене на дачу приходит знакомая - вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву - встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку - для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве). Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трем, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро - полковнику Александрову надо ехать на фронт. Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют. Георгию приходит повестка. В форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передает «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

В. Распутин. Уроки французского.

Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка , ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. , чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.

А РАЗВЕ ДРУГА НАДО ЗВАТЬ?

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но... если друга надо звать –

То вряд ли это друг... Валентина Кошелева

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ЕСТЬ ДРУЗЬЯ!

Как здорово, что есть друзья на свете,

Когда есть с кем смеяться и шутить,

Есть с кем играть, дурачиться, как детям,

И есть с кем по душам поговорить!

Когда тебя прекрасно понимают

Без лишних слов и без красивых фраз,

Когда с тобой и любят, и страдают,

И проживают жизнь с тобой подчас!

Как здорово, что есть на свете дружба,

Что не подвластна ни ветрам, ни вьюгам...

Мы вместе – что ещё нам нужно?

Быть рядом и поддерживать друг друга! Марина Гаврина

ОГОНЬ ДРУЖБЫ

Мой друг в беде меня не бросит.

Всегда он выслушать готов.

Себе же вряд ли что попросит,

Но защитит от всех врагов.

Со мною любит он общаться,

Свои секреты скажет мне.

Я честно вам могу признаться,

Что лучше друга нет нигде.

Он самый добрый, самый милый,

Ко мне внимательный такой...

А как душа его красива!

Мне дарит радость, мир, покой.

Его я очень уважаю,

Ведь он мне самый близкий друг.

Его проблемы понимаю.

Пусть все завидуют вокруг!

Хоть далеко мы друг от друга,

Но дружбы той огонь горит.

Ей не грозят мороз и вьюга,

Ничто её не устрашит! Ольга Чернышёва

Направление "Дружба и вражда" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Дружба и вражда". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Наверное, каждый из нас задумывался над тем, каким должен быть настоящий друг. И каков бы ни был итог наших размышлений, мы все сходимся в том, что истинной дружбой можно назвать только отношения, полные искренности, доверия, душевной близости, готовности прийти на помощь в трудную минуту… Тот, кто обрёл в лице другого человека такого верного товарища и сам соответствует высокому званию друга, может смело назвать себя счастливцем.

Но, к сожалению, тот или та, что звались нашими друзьями, не всегда ими являются. Открывая свои сокровенные мысли или протягивая руку помощи другому человеку, мы всегда рискуем, так как «чужая душа - потёмки». И враг, умело скрывавшийся под дружеской личиной, конечно же, самый опасный, потому что ему известно о вас многое.

Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где вчерашний друг оказывался страшнейшим врагом, причинявшим герою страдания. Вспомним «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Коварный Швабрин, сначала казавшийся Петру Гринёву приятелем, не раз совершает подлости по отношению к молодому дворянину. Алексей Иванович, оклеветав Машу Миронову, вынуждает Гринёва защищать честь девушки на дуэли. Но и на дуэли Швабрин ведёт себя далеко не благородно. Воспользовавшись тем, что Пётр на секунду отвлёкся на спешившего к ним Савельича, наносит тяжёлую рану Гринёву. На протяжении всего произведения мы видим, как Швабрин, недавно притворявшийся другом не только Петра, но и семьи Мироновых, с лёгкостью отрекается от них, от дворянской чести, от императрицы…

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы знакомимся с ещё одним персонажем, который только симулирует дружеское расположение. Печорин неспособен быть другом, но, чтобы играть человеческими судьбами, притворяется внимательным товарищем Грушницкого, а также пылко влюблённым в княжну Мери. Убедив наивного молодого человека в том, что девушка испытывает к нему влюблённость, Григорий Александрович сплетает сеть интриг, в которую попадает и неопытная Мери, полюбившая Печорина, а также самовлюблённый Грушницкий, уязвлённый охлаждением княжны к нему из-за Григория Александровича. Чтобы развеять скуку, Печорин становится режиссёром кровавого спектакля, развязкой которого станет разбитое сердце юной девушки и смерть несчастного Грушницкого, действительно любившего Мери… Лермонтов хорошо понимал, что такое подлость мнимого друга и оставил потомкам переложение мудрых строк Абдуррахмана Джами:

Что от врагов ты хочешь скрыть,
Друзьям не должен говорить.

Да, враг - это человек очень опасный, но неприятель, надевший маску друга, в стократ страшнее. Столкнувшись с таким лицемером, разрушившим жизнь, человек может на многие годы и десятилетия перестать доверять людям и оставаться одиноким. Но всё-таки, как ни велик риск быть преданным, счастье иметь искренних друзей гораздо больше.

(387 слов)

Материал Н.А. Зубовой

"Друг познается в беде" так гласит народная мудрость, но я не совсем согласен с ней. Настоящий друг познается не только в беде, но и в радости. И это доказали многие писатели.
В романе Вениамины Александровича Каверина “Два капитана” показывает нам двух друзей Сашу Григорьева и Мишу Ромашова. Их дружба в один миг заканчивается, так как Миша не смог спокойно смотреть на близкие взаимоотношения Кати Татариновой и Сашки Григорьева, потому что Ромашка сам был в неё влюблен. Миша способен на предательство своего друга, во время войны он бросил раненного Сашку умирать.

Это показывает, что Ромашову вовсе не нужны были друзья, да и способны ли полюбить такого человека. Ведь такие люди как Миша не способны помочь человеку в трудную минуту, да и радости с ним не разделишь.

А Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показывает нам настоящую дружбу на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Пьер пытается помочь Андрею справится с потерей жены и соболезнует ему. А когда Болконский влюбляется в Наташу, Безухов искренне радуется счастью своего друга. Эти эпизоды показывают отношения Пьера к дружбе, он дорожит своей дружбой с Андреем. Пьер Безухов готов пожертвовать своим счастьем ради друга. Это видно потому как рьяно он пытается помирить Андрея с Наташей, хоть и сам в неё влюблен. Только настоящий друг способен прийти на помощь в трудную минуту, он не умеет завидовать и причинять боль своему близкому другу. Таких друзей способна разделить только смерть.
Таким образом, друг может называться настоящим, если он и в горе поможет и в радости порадуется вместе с тобой.

(252 слова)

Рассуждая о важных людях в своей жизни, мы чаще всего расставляем их в таком порядке – родители, близкие родственники, друзья, знакомые. Родителей и родственников не выбирают, знакомых не впускают слишком глубоко в жизни. И только настоящий друг – это человек, отношения с которым основываются на взаимности, доброжелательности, искренности и симпатии. Вот так случается – встречаются двое незнакомцев и при определенных условиях становятся незаменимыми друг для друга.

Без дружбы жизнь не полноценна. Но только если речь идет о настоящей дружбе – не пустом общении, использовании друг друга в корыстных целях. Как раз это наоборот не приносит нам ничего хорошего. Зачем вам друг, который с вами только потому, что ему больше ничем заняться, и он легко исчезнет надолго, даже не предупредив? Или друг, который с вами говорит одно, аза вашей спиной сплетничает о вас? Или тот, кто общается с вами, только когда ему что-то нужно? Или завистник? Разве такие «друзья» делают жизнь полноценной?

И лучше всего истинная сущность дружбы, как по мне, раскрыта в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Там в разговоре Лиса с Маленьким принцем говорится, что для того чтобы стать близкими, нужно узнать друг друга. Надо впустить человека в свое сердце, мысли, жизни. И самому войти в его. Это - доверие, и именно оно священно. И это настоящее счастье - быть с кем откровенным и знать, что тебя таким примут и не предадут. И это необходимость в жизни каждого из нас.

(318 слов)

«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Пруткова образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха? Дружба облагораживает жизнь, ее ценили и возвеличивали мыслители древности. Дружба, в оценке Аристотеля, – наинеобходимейшее для жизни: ведь никто не хочет жить без друзей, даже если бы он имел все другие богатства.

Дальше он разъяснял: «Дружба не только неоценимая, а и прекрасная - мы прославляем того, кто любит своих друзей, имеет много друзей - это чудесно, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - это одно и то же. Чрезвычайно высоко оценивается дружба в украинской культуре. Раскрывая большую силу дружбы, Григорий Сковорода приводит слова Плутарха: «Дружба, сопровождая жизнь, не только прибавляет утехи и обворожительности светлым его сторонам, а и уменьшает страдание, и Бог, прибавив к жизни дружбу, сделал так, чтобы все было радостным, приятным и милым, когда друг рядом и вместе с вами утешается. И как бы льстец не ковал бедствие, используя наслаждения и приятности, надо знать, что он ничего радостного не вносит в дружбу». Сковорода учил быть осмотрительным в выборе друзей. Конечно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь всегда будут оставаться высочайшими ценностями.

Они представляют собой какой-либо таинственный процесс, который невозможно запрограммировать, наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают его. В психологии понятия «дружба» определяется как стойкие личностно-выборочные межличностные отношения, которые характеризуют взаимную благосклонность их участников, взаимные ожидания соответствующих чувств и отдача преимущества. Развитие дружбы предусматривает следование ее неписаному «кодексу», что утверждает необходимость взаимопонимания, откровенности и искренности. Она предусматривает доверчивость, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Серьезные нарушения «кодекса дружбы» ведут к ее прекращению, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к преобразованию дружбы в ее противоположность - враждебность. Наибольшей интенсивности достигает дружба в юношеские годы и в период ранней зрелости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, наибольшая частота встреч и наибольший объем совместно проведенного времени. При этом отношения между друзьями наполнены глубоким эмоциональным содержанием и часто сохраняются на протяжении всей жизни. Дружба выступает иногда своеобразной формой психотерапии. Она разрешает высказать сокровенные чувства, которые переполняют человека, и найти поддержку тех, кто разделяет ее мысли.

Для меня друзья имеют большое значение. Это самые дорогие люди после родителей.

С ними я всегда могу быть откровенным. Вместе с друзьями я быстрее нахожу решение любой проблемы, с ними легче выполнять всякую работу, радостнее проводить свободное время. Я ценю своих друзей, стараюсь не ссориться с ними и помогать им всегда, когда возникает потребность. Итак в самом деле, как утверждает народная пословица, человек без друзей - что дерево без корней.

(467 слов)

Дружба и вражда – эти антиподы всё чаще и чаще встречаются в 21 веке. Дружба-это отношения,основанные на доверии,взаимопомощи и поддержке. А вражда – это противопоставление дружбе. Люди не ценят друг друга, дружбы между друг другом. Поссорившись,можно никогда не вернуть дружбу.За доказательствами своих рассуждений хочу обратиться к примерам из художественной литературы.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" рассказывается о двух товарищах – Онегине и Ленском. Их дружба была настолько крепка,но вражда позволила эту дружбу разрушить. На дне рождении Татьяны Лариной,Евгений Онегин пригласил на танец возлюбленную Ленского – Ольгу Ларину.Это было со стороны Евгения,как бы отместка. Но эта отместка очень оскорбила Ленского,после чего он пригласил на дуэль Евгения. Дуэль закончилась весьма трагична-смертью Ленского.По началу Евгений не хотел убивать Ленского,но также он не хотел выглядеть трусом в обществе. После смерти Ленского Евгений просто не понимал смысла жизни,ведь он потерял близкого человека.

Также в качестве доказательства своих мыслей могу привести роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", где главными героями являются Печорин и Грушницкий.Грушницкий клеветал на своего друга Печорина,потому что он считал себя лидером,предполагая,что им двоим места нет.После всей этой гнусной клеветы,Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он считал,что больше ему ничего не оставалось кроме нее.В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Здесь
– Темы итогового сочинения 2016-2017 по всем направлениям
процедура написания итогового сочинения (изложения)
– утвержденные критерии оценки выпускного сочинения ;
для школ .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

Способность дружить - это навык, который можно и нужно развивать в человеке с раннего детства. С раннего детства учите малыша делиться с друзьями игрушками, хранить секреты друга и уважать его личные границы. Рассказывайте ребёнку о своих друзьях, рассуждайте вместе, что значит выражение «настоящий друг», и, конечно же, используйте возможности детской литературы - читайте малышу литературные произведения о дружбе.

Малыши первых лет жизни пока не могут проникнуться столь многогранным понятием, как настоящая, верная дружба. В силу незрелого они эгоцентричны и только-только, с помощью внимательных родителей учатся сопереживать и ставить себя на место другого человека. Но уже в самом нежном возрасте мальчишки и девчонки с удовольствием слушают сказки и рассказы, в которых есть простые, но важные уроки приятельства и взаимопомощи. Главное - вдумчиво выбирать книжки для самых маленьких.

Русские народные сказки о животных
  1. «Теремок»;
  2. «Репка»;
  3. «Курочка Ряба»;
  4. «Зимовье зверей»;
  5. «Медведь и собака» -

в этих сказках заложена народная мудрость, столетиями передаваемая из поколения в поколение. Незамысловатый сюжет увлекает малыша, приковывает его внимание и помогает освоить первые уроки дружбы. Читайте ребёнку, рассматривайте красочные иллюстрации, объясняйте ключевую идею, мораль произведения.

Сказки Сутеева для самых маленьких

Владимир Григорьевич Сутеев - автор множества историй для дошкольников и ребят младшего школьного возраста. Узнаваемые герои и понятные ситуации помогают через сказку объяснить карапузам, почему надо помогать людям и животным, почему надо беречь природу, почему надо ценить и хранить дружбу.

  1. «Раз, два - дружно!»
  2. «Цыплёнок и утёнок»;
  3. «Палочка-выручалочка»;
  4. «Под грибом»;
  5. «Кот-рыболов».
Стихотворения Зинаиды Александровой

Эмоциональные, пропитанные жизнелюбием и неиссякаемым оптимизмом, детские песенки и стихи советской поэтессы Зинаиды Александровой неоднократно переиздавались и стали хрестоматийными произведениями для детей. Даже самые маленькие смогут с их помощью усвоить, что такое забота и помощь, как ведут себя настоящие друзья, а как вести себя не стоит, чтобы не обидеть и не потерять друга.

  1. «Мой мишка»;
  2. «Шарик»;
  3. «Мама недовольна»;
  4. «Прятки»;
  5. «Катя в яслях».

Книги о дружбе для 3–5 лет

В младшем дошкольном возрасте дети активно изучают окружающий мир. Они всё чаще заводят новые знакомства повсюду: в детском саду, на прогулке во дворе, на развивающих занятиях, в кружках и в спортивных секциях. Помогите ребёнку освоиться с многообразием человеческих характеров, научите его правилам вежливого, здорового общения, заложите основы, которые в будущем станут крепким фундаментом для настоящей, многолетней дружбы.

Русская литература

В возрасте от 3 до 5 лет у детей стремительно развивается речь: обогащается словарный запас, формируется чуткое восприятие родного языка. Чтобы вырастить ребёнка грамотным человеком, искусно владеющим устным словом, надо читать ему хорошие детские книги, произведения русских классиков и современных отечественных авторов.

  1. А. Барто: «Подружки», «Я лежу болею», «Двояшки», «Есть такие мальчики»;
  2. С. Михалков: «Весёлое звено», «Песенка друзей», «Хорошие товарищи»;
  3. Л. Толстой: «Лев и мышь», «Два товарища», «Кто прав», «Лягушка, мышь и ястреб»;
  4. Э. Успенский: «Крокодил Гена, Чебурашка и другие»;
  5. В. Осеева: «Синие листья», «До первого дождя», «Обидчики».
Зарубежные авторы

Дружба - понятие интернациональное. В современной копилке детских литературных произведений вы наверняка отыщите интересные рассказы о настоящих друзьях. Предлагая ребёнку книги зарубежных авторов, вы расширяете кругозор малыша, знакомите его с образцами мировой литературы, прививаете любовь к чтению.

  1. Чеслав Янчарский «Новые друзья Мишки Ушастика»;
  2. Минарик Элси Хоумланд «Твой друг Медвежонок»;
  3. Стайг Уильям: «Амос и Борис», «Как Шлёп обиделся»;
  4. Йозеф Чапек «Приключения пёсика и кошечки»;
  5. Анни Шмидт «Саша и Маша»

Читаем с детьми старшего дошкольного возраста

Если вы много и с удовольствием читали малышу вслух, то к 6–7 годам у ребёнка наверняка появились любимые литературные произведения, сформировался свой вкус. А значит, выбирать новые книги лучше совместно. Пусть юный библиофил приобщается к этому прекрасному занятию: наслаждается шелестом страниц новой книги, ощущает их приятную текстуру, рассматривает красочные иллюстрации. Если ваш дошкольник уже овладел искусством самостоятельного чтения, выбирайте книжки с крупными буквами, хорошим шрифтом, качественными белыми листами. Чтобы чтением привлечь внимание ребёнка к теме дружбы, предложите ему произведения из нашего списка:

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик»;
  2. В. Драгунский «Денискины рассказы»;
  3. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Затейники», «Фантазёры»;
  4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
  5. В. Ординарцева «Видимое-Невидимое»;
  6. Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все»;
  7. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует»; «Расмус-бродяга»;
  8. Кеннет Грэм «Ветер в ивах»;
  9. Редьярд Киплинг «Маленькие истории», «Маугли»;
  10. Харрис Джоэль «Сказки дядюшки Римуса».

Книга - лучший учитель

  1. Выбирайте книги для чтения детям в соответствии с возрастом малыша. Сюжет должен быть понятен ребёнку, а язык повествования доступен для его понимания.
  2. Выбирайте книги с качественными иллюстрациями. После чтения обязательно рассматривайте и обсуждайте картинки.
  3. С детьми постарше читайте и обсуждайте текст, задавайте вопросы, прочитанное своими словами.
  4. Прочитав историю автора, старайтесь подкреплять её примерами из вашей жизни. Рассказывайте ребёнку о своих друзьях детства. Расспрашивайте его о том, чем он занимается со своими друзьями, в какие игры они играют, о чём беседуют, как помогают друг другу.
  5. С помощью литературных произведений объясните малышу, что дружить можно с мальчиками и девочки, с людьми разного возраста, разной национальности и разных взглядов. А ещё дружить можно и нужно дружить с животными: они нуждаются в нашей заботе и щедро платят за неё своей любовью и преданностью.

Друзья! А какие книги о дружбе читают ваши дети? Вы можете оставить свои рекомендации в комментариях к статье или написать нам в социальных сетях.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!



 
Статьи по теме:
Священник Сергий Круглов: Причины расцерковления – внутри нас самих Последняя война александр круглов купить
"На Русь пришла, как в фантастических фильмах, невиданная и Невидимая война , которая без жалости наносит смертоносные удары в сердце России... Сейчас часто говорят, что наши экономические, социальные и демографические потери после жестокого "перестроечн
Марина Журинская о мужестве перед смертью
Вспоминает диакон Павел Сержантов, 15 лет работавший в редакции созданного ею журнала «Альфа и Омега». На девять дней мы пришли к могиле Марины Андреевны Журинской служить панихиду. Под деревянным крестом лежали цветы – с отпевания. Такие свежие, будто
Отрезвление человека в домашних условиях: практические советы Что дать пьяному человеку чтобы он протрезвел
Перед родственниками и друзьями крепко выпивающих людей часто встает вопрос: как отрезвить человека за короткий период, не пользуясь помощью специалистов? Вариантов много, но выбирать стоит лишь те, которые можно использовать без вреда для здоровья. Стоит
Проявление негативизма характерно для кризиса
Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости. Основой для