Восточный скоростной диаметр - объявлен конкурс на проектирование. Предвыборные баллы ВСД: Полтавченко продавливает магистраль Маршрут восточный скоростной диаметр

Восточный скоростной диаметр

Не успели петербуржцы привыкнуть к Западному скоростному диаметру, как уже проектируется новая ультрасовременная трасса, которая пройдет через пять районов города. В народе ее называют Восточным скоростным диаметром, но это неверно: дорога начинается неподалеку от центра города, проходит его насквозь в восточном направлении и заканчивается в Ленобласти, неподалеку от Мурманского шоссе. Для соблюдения фактической точности предлагается назвать дорогу «восточной хордой», «широтной магистралью» или «восточным радиусом».

В 2018 году завершилось проектирование трассы. Пока точно определена лишь часть маршрута, от Западного скоростного диаметра до левого берега Невы. Окончательная стоимость проекта неизвестна, СМИ называют цифры от 110 до 210 млрд рублей. Не опубликован и список инвесторов: предполагается, что 50 % возьмут из федерального и городского бюджетов, а вторую половину планируется выручить путем заключения концессионных договоров с инвесторами. До февраля Смольный ждет предложений от петербуржцев относительно проекта трассы.

Где пройдет ВСД в черте города

Автотрасса начинается в Кировском районе — ответвляется от ЗСД у «Балтийского завода металлоизделий». По словам директора Института «Стройпроект» Алексея Журбина, руководившего проектированием первых двух очередей ВСД, трассу прокладывали так, чтобы большая часть пришлась на промышленные зоны и складские территории, а не на жилые кварталы. От ЗСД трасса поворачивает на восток, пересекает Кубинскую улицу и Московский проспект. Пересечение условное, так как большая часть трассы пройдет по эстакаде. Первый съезд с ВСД запланирован как раз между этими улицами — для его организации построят продолжение Новоизмайловского проспекта.

Две развязки появятся в Московском районе: на пересечении с Витебским проспектом и на примыкании к Софийской улице. Затем трасса резко берет на север, устремляясь к Глухоозерскому шоссе, где будет построен очередной съезд. После этого ВСД вновь поворачивает на восток, к Финляндскому железнодорожному мосту. И тут скрыт главный вопрос проекта: как будет выглядеть переправа через реку? Вариантов несколько: автомобильный мост рядом с железнодорожным, над ним или тоннель под рекой. Против первых двух выступает КГИОП — панорама железнодорожного моста является частью культурного наследия Северной столицы. Тоннель решает проблему с панорамой, но делает проект дороже на 3-4 млрд рублей.

Мимо колонии и вокзала — за КАД

На правом берегу Невы Восточному скоростному диаметру рады не все. Согласно плану, разработанному «Стройпроектом», дорога должна пройти прямо по территории исправительной колонии № 7 на улице Латышских Стрелков — ФСИН выступила против. Еще яростнее сопротивлялись жители комплекса «Ладожский парк», расположенного по соседству: трассу хотели проложить вплотную к их домам. Пока в проекте ВСД передвинули вплотную к Ладожскому вокзалу — неизвестно, как отреагирует на это «РЖД». Остальные развязки:

  • на пересечении с Союзным проспектом (он еще не построен);
  • с улицей Коммуны (для этого ее также планируется продолжить);
  • на пересечении с КАД;
  • у поселка Новосергиевка во Всеволожском районе;
  • завершение — примыкание к Мурманскому шоссе в районе Колтушского сельского поселения.

Как выгодно и безопасно купить квартиру в новостройке

А может, лучше построим метро?

Против строительства трассы высказались жители поселения Кудрово. Согласно действующей на 2018 год версии проекта, она пройдет вплотную к территории сразу нескольких новостроек. Особой пользы от ВСД кудровцы не видят: ближайшие развязки новой трассы будут расположены достаточно далеко от них. Заканчивается трасса неожиданно — в районе Мурманского шоссе, где нет плотной застройки и крупных предприятий. Чтобы сделать трассу более востребованной, некоторые предлагают развернуть ее на север за КАД, дотянув до Янино-1. Там ведется активное жилое строительство, из-за чего транспортная ситуация ухудшается с каждой сданной новостройкой. Кроме того, в районе Янино-2 сформирован крупный промышленный кластер.

Городские форумы полны критики проекта: распространено мнение, что вместо строительства 21-километрового шоссе на 110 млрд рублей можно построить новую станцию метро в Кудрово, Янино или Мурино. Чистовой проект Восточного скоростного диаметра представили общественности в первой половине 2018 года. Ожидается, что строить ВСД начнут в 2019 году, а завершат проект к 2025 году.

Ниже представлены готовые квартиры во Всеволожском районе:


Адрес: земли САОЗТ "Ручьи" Метро: Девяткино (5 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан III квартал 2020 Застройщик: ГК "ЦДС" Комфорт класс
Адрес: Строителей пр-кт Метро: Улица Дыбенко (15 мин. пеш.) Срок сдачи: Сдан IV квартал 2019 Застройщик: АО "Строительный трест"
Адрес: Садовая ул. Метро: Девяткино (20 мин. пеш.) Парнас (10 мин. тр.) Пр. Просвещения (10 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан II квартал 2020 III квартал 2020 IV квартал 2020 Застройщик: ГК "Арсенал-недвижимость"
Адрес: земли САОЗТ «Ручьи» Метро: Девяткино (20 мин. пеш.) Срок сдачи: Сдан IV квартал 2019 Застройщик: SetlGroup
Адрес: ул. Голландская Метро: Ладожская (20 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан IV квартал 2019 II квартал 2020 II квартал 2021 III квартал 2021 Застройщик: ЗАО "ЛенСтройТрест" Комфорт класс
Адрес: проезд Березовая роща Метро: Ладожская (25 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан I квартал 2020 Застройщик: Bonava
Адрес: Мира ул. Метро: Срок сдачи: Сдан IV квартал 2019 III квартал 2020 IV квартал 2021 Застройщик: КВС Комфорт класс
Адрес: дер. Кудрово, уч. 2 Метро: Улица Дыбенко (10 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан Застройщик: ЗАО "Инвестторг" Комфорт класс
Адрес: Восточно-Выборгское шос., уч. 2 Метро: Пр. Просвещения (15 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан Застройщик: ГК "РосСтройИнвест"
Адрес: пос. Бугры, уч. 61а, 61б, 61в Метро: Девяткино (20 мин. тр.) Парнас (10 мин. тр.) Пр. Просвещения (15 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан Застройщик: ГК "ЦДС"
ЖК UP-квартал "Светлановский" (Ап) Адрес: Воронцовский бульвар Метро: Девяткино (15 мин. пеш.) Срок сдачи: Сдан Застройщик: ООО “Финансово-строительная корпорация “Лидер” Комфорт класс
Адрес: ул. Оборонная Метро: Девяткино (20 мин. пеш.) Гражданский пр. (10 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан Застройщик: ГК "РосСтройИнвест"
Адрес: Европейский пр. Метро: Пр. Большевиков (15 мин. тр.) Улица Дыбенко (10 мин. тр.) Срок сдачи: Сдан Застройщик: ГК "ЦДС" Комфорт класс
Адрес: Заводская ул. Метро: Улица Дыбенко (20 мин. пеш.) Срок сдачи: Сдан Застройщик: SetlGroup

10:21 — REGNUM

Строительство Восточного скоростного диаметра (ВСД) в Санкт-Петербурге может начаться в 2019 году. Конкурсные процедуры на все три участка ВСД пройдут до конца 2018 года. Такие сроки 21 декабря обозначил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в интервью ряду российских СМИ.

Дарья Драй © ИА REGNUM

ВСД должна стать второй скоростной платной автотрассой в Петербурге, построенной на принципах концессии. В конце 2016 года был полностью введен в строй Западный скоростной диаметр (ЗСД), связавший север и юг города в обход центра. ЗСД был построен с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП). Аналогичную схему предлагается использовать и для ВСД.

«Строить магистраль мы планируем, конечно, по схеме ГЧП. Инвестор будет определен по итогам открытого конкурса. Думаю, что до конца следующего года будет объявлен конкурс на все три участка. Если имеющиеся сейчас вопросы сумеем решить оперативно, приступить к строительству можно в 2019 году»,

Как сообщало ИА REGNUM , шестиполосная широтная магистраль ВСД протяженностью 22,6 км начнется на примыкании к ЗСД в районе Благодатной улицы и пройдет на восток города, вдоль северного железнодорожного полукольца до примыкания к Кольцевой автодороге севернее деревни Кудрово (Ленобласть), далее проследует до пересечения с Мурманским шоссе (федеральная трасса «Кола»). Пропускная способность трассы должна достигать 100 тыс. автомобилей в сутки, стоимость проекта оценивается в 160 млрд рублей.

В конце ноября власти Санкт-Петербурга объявили конкурс на проектирование третьего участка ВСД. Именно этот участок является самым проблемным, поскольку жители примыкающих к маршруту трассы жилых массивов Невского и Красногвардейского районов не хотят ее появления у своих домов и требуют изменить трассировку, отодвинув маршрут в сторону ветки железной дороги. Отдельную сложность представляет наличие по маршруту ВСД исправительной колонии УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти.

«Сейчас есть два варианта. Первый — обойти с севера исправительно-трудовую колонию № 7. Второй — построить эстакаду прямо над территорией колонии. Мы сейчас в процессе переговоров с Федеральной службой исполнения наказаний. Надеюсь, решение мы найдем, просто надо немного больше времени», — сказал Георгий Полтавченко.

В Петербурге в эти дни обсуждают изменения в Генплан. Важных «новинки» две – Аэроэкспресс до Пулково и изменение трассы Восточного скоростного диаметра. Последний проект свяжет платную трассу ЗСД с кольцевой дорогой. Он и вызвал самые ожесточенные споры. Жители недовольны, что магистраль пройдет под их окнами. «Комсомолка» отправилась на общественные слушания в администрацию Невского района.

«У НАС НЕ МИТИНГ»

Однажды жители ЖК «Ладожский парк» в Невском районе узнали о том, что проектируемая трасса Восточного скоростного диаметра (проще говоря – ВСД) неожиданно сползла немного восточнее. По новому проекту Генплана она должна проходить не между железной дорогой и их домами, а по эстакаде у улицы Ворошилова – практически запирая квартал из пятнадцати многоэтажек в кольцо.

Я когда об этом узнала, у меня давление поднялось, - рассказывала журналистам дама, посетившая общественные слушания Генплана. В здание администрации она пришла, чтобы выразить свое несогласие. – У нас инициативная группа есть. Сюда пришли человек пятнадцать. Но за нами интересы всех жителей квартала. А там только детей три с половиной тысячи.

И правда - малый актовый зал заполнился под завязку. Люди стояли в проходах, как будто ждали выступления рок-звезды. Тех, кто к началу опоздал, отправляли в другое помещение – там даже организовали видеотрансляцию. Судя по всему, граждане подготовились к обсуждению серьезно. Кто-то принес альтернативные проекты скоростной магистрали – и достаточно подробные. Кто-то прижимал к груди сложенные в трубочку транспаранты.

Только давайте без плакатов. Здесь у нас не митинг! – предупредил перед началом слушаний начальник отдела строительства администрации Невского района Юрий Смирнов . – Кто будет вести себя неадекватно – вызовем наряд. К сожалению, так получилось – много народа пришло…

Эти слова публика встретила смехом.

x HTML-код

Чем недовольны жители ЖК Ладожский парк. Антон РАТНИКОВ

«БРОСАЮТ ПОД ТАНКИ»

В следующий раз публика дала о себе знать, когда представители администрации начали зачитывать изменения в генплан. Их не так много. Часть связана, например, со строительством Аэроэкспресса в Пулково – а он к району отношения не имеет. Люди начали возмущаться. Общее настроение подхватил депутат ЗакСа Игорь Высоцкий. Он вскочил с места.

Сколько это может продолжаться! Давайте про Невский !

Депутату, видимо, не смогли отказать. И перешли к сути проблемы. Стали обсуждать неожиданное отклонение трассы ВСД.

Мы когда покупали дома, говорили, что уберут асфальтобетонный завод и колонию строго режима! А вместо этого еще и дорогу решили проложить! – возмущались люди с мест.

Дело в том, - взял микрофон глава отдела реализации и мониторинга генплана КГА Александр Мюльберг, - что в старом генплане трасса должна была проходить по территории, которую сейчас занимает колония. Но планы по ее выводу за пределы города отодвигаются на дальнюю перспективу. А между Ладожским вокзалом и колонией мы ВСД не впихнем. Поэтому проектировщики проложили трассу восточнее.

То есть заключенные для вас важнее, чем мы! – жители истолковали слова по-своему.

Их постарались успокоить. Стали говорить, что новая трасса соответствует всем нормам. От нее до жилых домов – 150 метров. Мол, этого хватит.

Там и того нет! Вы вообще были у нас? Максимум сорок! – отвечали люди.

Ситуация грозила выйти из-под контроля. Крики раздавались со всех концов зала.

Мы не хотим, чтобы под нашими окнами проходила трасса! Подумайте об экологии! О детях!

Когда я вижу генплан, мне хочется плакать!

Нас бросают под танки!

Кто-то в этот момент спрашивал у соседа:

Скажите, а чем ВСД отличается от ЗСД?

К микрофону вышел один мужчина с совсем уж странным предложением:

Перенесите вы этот ВСД восточнее кольцевой дороги – и получите Восточный скоростной диаметр.

Его слова тоже внесли в протокол.

«ВАШЕ МНЕНИЕ УЧТУТ»

Казалось, зреет бунт. И неожиданно все успокоилось. Беседа, как говорят, перетекла в конструктивное русло. Президиум взял инициативу в свои руки. Помогла вежливость.

Вы поймите, - объяснял всем Александр Мюльберг , - это не окончательное решение. Мы здесь и собрались, чтобы вас выслушать. Правительство города обратит внимание на эти просьбы. Они все попадут в протокол.

Нашлись, конечно, и те, кто этим словам не поверил: «Знаем, как вы все там принимаете!», но градус дискуссии действительно упал.

Для города необходима эта трасса, если на ней будут грамотные развязки, - признался Илья Коломиец , живущий в доме на Ворошилова. А его сосед Антон Борисенко посоветовал найти подход к руководству УФСИН.

Научитесь договариваться с другими ветвями власти. Пусть вывозят эту тюрьму и рисуют трассу, как было! – сказал он.

Александр Мюльберг пообещал, что это мнение тоже учтут.

Было бы смешно, если бы я сказал, что сейчас все сам перерисую, согласитесь? – спросил он. К этому моменту они с присутствующими в зале уже почти сдружились.

Даже выступление депутата Высоцкого , который полтора часа словно сидел в засаде, не вызвало особых эмоций.

Этот квартал мне дорог. Люди потом ко мне же на прием придут. Поэтому я с вас, Александр Александрович, не слезу, - сказал он и тут же покинул зал.

x HTML-код

Выступление депутата Игоря Высоцкого на общественных слушаниях по генплану. Антон РАТНИКОВ

Потянулись к выходу и остальные. По большому счету, все было понятно. Теперь пожелания соберут, обобщат и после 4 марта, когда закончатся все обсуждения, представят в сформированную правительством города комиссию. Она уже и будет выносить решение – оставлять трассу в нынешнем варианте или идти людям навстречу. Как признаются эксперты, делать какие-то выводы еще рано. Тем более, что строительство внезапно оскандалившейся трассы начнется не скоро. Только первая очередь – с мостом через Неву – запланирована на 2030 год. А когда руки дойдут до улицы Ворошилова не знает вообще никто.

Рассмотренный в Смольном новый вариант трассировки магистрали утешил владельцев квартир в "Ладожском парке", но оставил недовольными жителей Красногвардейского района.

Комиссия по подготовке изменений в генплан Петербурга рассмотрела новейший, и на данный момент итоговый, вариант трассы .

Как сообщил по итогам заседания аппарат вице-губернатора Игоря Албина, широтная магистраль пройдёт внутри промышленного пояса южной планировочной зоны вдоль Северного железнодорожного полукольца по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов. И, что самое важное, с учётом мнения жителей.

Спорная победа

Получить визуальное подтверждение главному доводу чиновников в данный момент нельзя. Как сообщили Лайфу в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры, протокол комиссии по поправкам в генплан ещё не подписан, поэтому представлять схему общественности в комитете считают преждевременным.

Тем не менее жителей Красногвардейского и Невского районов - наиболее активных противников строительства ВСД в предыдущем варианте - уже поздравляют с победой.

Комиссия по Генплану одобрила изменение трассировки в районе Ладожского вокзала и отказ от развязки на Российском проспекте. Решение двух самых болезненных проблем

Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов

Накануне заседания комиссии на портале была размещена схема трассировки ВСД, которая, скорее всего, и является последним вариантом многострадальной магистрали. Коридор трассы, как и следует из сообщения Смольного, увели от улицы Ворошилова и "Ладожского парка". Затем маршрут идёт вдоль железнодорожных путей до Коммуны. Что касается улицы Хасанской, то здесь практически ничего не поменялось за исключением того, что в новом варианте нет развязки на Российском проспекте, которая обеспечила бы съезд и на Индустриальный.

Последнее слово - за депутатами

Вопреки заявлению чиновников, реакция жителей на новый вариант трассы неоднозначна. Ко всему прочему, водители "Ладожского парка" сожалеют об исключённой из проекта развязки на Российском проспекте, без которой строительство автобана для них теряет всякий смысл: домой по радиусу они теперь не доедут.

В целом для "красногвардейцев" плюсы новой трассировки ещё менее очевидны. Во-первых, гаражи на Хасанской и Кржижановского так и остаются в подвешенном состоянии - если их придётся сносить, все автомобили хлынут в узкие дворы. Во-вторых, проспект Наставников всё равно попадает под пересечение. И, наконец, людей не радует перспектива развязки на улице Коммуны: так или иначе она попадает под окна жилых домов.

Возможности для корректировки трассы ВСД ещё не закрыты. Как сообщили Лайфу в КРТИ, после подписания протокола поправки будут переданы на обсуждение Заксобрания, и только потом попадут в генплан. Всю процедуру по внесению изменений в документ планируется завершить до конца июня.

Больше всего противников трассы возмущает то, что решения о трассировке и о сроках строительства принимаются "на коленке" и непрозрачно. К слову, накануне представители инициативной группы "Трасса над головами... (Хасанская улица)" попросили федеральных властей вмешаться в ситуацию с ВСД. Под обращением подписались 1666 человек.

Сейчас продолжаются общественные слушания по проекту Восточного скоростного диаметра. Строительство платной трассы затронет сразу несколько районов города, и уже понятно, что нарушит спокойствие многих. Как горожан, так и предприятий, расположенных на этих территориях.

Кажется, что пользу для мегаполиса от появления современных магистралей и доказывать не надо. ЗСД — живой тому пример. Но, наверное, до тех пор, пока конкретно под вашими окнами не начнут расчищать площадку для строительства. Пока проект на бумаге, есть время для принятия компромиссных решений. Градус дискуссий оценил Александр Одинцов.

Назвать жаркой эту дискуссию, наверно, нельзя. Здесь скорее конструктива было больше, чем эмоций. На публичные слушания проектировщики вынесли уже переделанный проект. Изменения претерпела трассировка в Невском районе, когда против широкополосной магистрали под окнами выступили жители микрорайона на улицах Ворошилова и Латышских стрелков.

Здесь речь идет о мостах Александра Невского и Володарском. Это лишь одна из причин строительства новой широкополосной магистрали. ВСД, говорят проектировщики, освободит не только переправы, но и центр от потока машин и транзитного транспорта.

Первый участок автобана пересечет сразу же три района Петербурга: Кировский, Фрунзенский, Московский. И пройдет близко или по территориям предприятий. Вот и представители одного из крупных производств на слушаниях в Московском районе говорят: дорога планируется аккурат по цехам, где выполняют оборонзаказ.

Наталья Минина, руководитель проектной организации:

«Давайте вспомним, как мы проходили по территориям «Балтэлектро», Кировского завода, когда находились уступки. В том числе и по реорганизации цеха».

И таких обращений масса. Участников, например, волновала судьба офицерской воздухоплавательной школы. Мол, новая дорога обрекает на гибель памятники архитектуры. Проектировщики заверили, что к ним подобная информация не поступала, обещали перепроверить. На слушания накануне вынесли два участка Восточного скоростного диаметра.

Александр Одинцов, корреспондент:

«Предполагается, что новая магистраль протянется на 22 километра. В прямом смысле сквозь и над Петербургом. Широкополосная дорога должна соединить Западный скоростной диаметр с кольцевой. Пока строительство разбили на три этапа. От ЗСД до Витебского проспекта, оттуда участок до Союзного проспекта, а уже от него дорога упрется в границы города. Над Московским ВСД по высоте будет находиться практически на уровне существующего железнодорожного путепровода, что, по мнению разработчиков, не ухудшит визуального восприятия достопримечательностей, что встретятся на пути у дороги».

Так, новая дорога не заслонит вид на Московские ворота, высотность - один из критериев строительства. В некоторых случаях именно поэтому при строительстве дороги придется убрать некоторые здания. Это неизбежно, говорят эксперты, учитывая все условия для возведения скоростной магистрали.

Алексей Белоусов, генеральный директор объединения строителей Санкт-Петербурга:

«С одной стороны, это, конечно, минимум нанесения ущерба возможным строениям, то есть найти такой вариант, при котором минимальное количество зданий будет снесено во время стройки. Во-вторых, выдержать все санитарно-защитные зоны. Третье, несомненно, требования, которые предъявляются к скоростным магистралям. Не должно быть крутых поворотов, крутых спусков».

Но, что касается первого этапа, то протяженность автомагистрали будет почти три с половиной километра. Проходя Благодатную, дорога от ЗСД пойдет под Митрофаньевским шоссе и Новоизмайловским проспектом. Затем ВСД в виде единой эстакады с двухсторонним движением пройдет над Варшавской улицей и Московским проспектом. Трасса повернет через квартал от существующей промзоны до Витебского проспекта и дойдет до Лиговского. Здесь запланированы три транспортных узла. Представленный участок дороги на слушаниях почти весь состоит из эстакад.

Но уходить трасса будет и под землю. Для строительства 65 земельных участков планируют изъять у собственников под государственные нужды. Но главное - через Неву появится еще одна переправа.

Святослав Данилов, руководитель регионально общественной организации «Спб.Авто»:

«Если мы возьмем мост Александра Невского и мост Володарский, то между ними огромная пропасть. Большой Смоленский проспект, через Неву - Колонтай - большой трафик. Переправа между ними напрашивалась уже очень давно».

Протяженность первого участка — примерно три с половиной километра. Здесь запланированы три транспортных узла. Эксперты говорят, что новая трасса значительно увеличит инвестиционную привлекательность районов.

Антон Финогенов, урбанист:

«Территория «серого пояса» оптимальна для развития общественно-деловой функции и некоей разгрузки исторического центра от части мест занятости и может быть основой для новых мест, в том числе высокотехнологичных. И создания новых архитектурных сооружений».

Параллельно с этими публичными слушаниями в Московском районе, точно такие же прошли и в Невском районе. Днем позже о проекте рассказали и во Фрунзенском. Первые публичные слушания - это по сути оценка петербуржцев предлагаемому проекту. После них, разумеется, активно работа на местах, где пройдет ВСД, не начнется, но эта самая работа продолжится у проектировщиков, ведь им предстоит еще обработать все замечания и предложения. Планируется, что старт строительству дадут уже в следующем году, а закончат в 2022-м.

Подписывайтесь на нас в



 
Статьи по теме:
Как ориентироваться по солнцу, звездам и луне Ориентировка на местности по звёздам
Если вдруг вас застала ночь посреди дикой природы, место для ночлега не подходящее, а компас вы оставили дома или разбили, тут-то вам и пригодится умение ориентироваться по звездам.Полярная звездаСамым главным ориентиром на ночном небе является Полярная з
Катя Огонёк биография, фото, личная жизнь Кати Огонек, дочка
Катя Огонёк (настоящее имя Кристина Евгеньевна Пенхасова (по мужу - Богданова; 17 мая 1977, Джубга - 24 октября 2007, Москва) - российская певица, исполнительница русского шансона. Биография Кристина Пожарская (Пенхасова) родилась в посёлке Джубга Туапс
Предвыборные баллы ВСД: Полтавченко продавливает магистраль Маршрут восточный скоростной диаметр
Восточный скоростной диаметр Не успели петербуржцы привыкнуть к Западному скоростному диаметру, как уже проектируется новая ультрасовременная трасса, которая пройдет через пять районов города. В народе ее называют Восточным скоростным диаметром, но это н
Японские именные суффиксы и личные местоимения
Характеристика Длина 19 км Бассейн Карское море Водоток Устье Ковенская · Местоположение 130 км по левому берегу Расположение … Википедия Муж. чанец, чаник, чанища; чван, дщан, дощан, обручная посудина, кадища большого размера. Чаны нередко врывают в зем