Нарушения в области охраны труда. Нарушения охраны труда и трудового законодательства OFF Типичные нарушения требований охраны труда

30.07.2018

В процессе трудовой деятельности, нередки случаи возникновения различных происшествий, чрезвычайных ситуаций, нанесения вреда здоровью работников и оборудованию.

Такие случаи зачастую происходят за счет нарушения норм охраны труда и безопасности производства.

Федеральное законодательство, наравне с локальными нормативными актами, предусматривает перечень мер наказания и и правил техники безопасности на производстве, как в отношении работников, так и работодателя.

Перечень основных нарушений правил техники безопасности на производстве

Перечень основных нарушений законодательства в данной области содержится в нормах трудового права , а также рекомендациях и иных нормативно-правовых актах министерств и ведомств согласно профилю направленности деятельности организации.

В некоторых случаях нарушения могут носить специфический характер, учитывая область осуществления деятельности предприятия.

Примеры основных нарушений требований и норм безопасности на производстве относятся:

Также существуют специфические нарушения, допускаемые обеими сторонами трудовой деятельности – при работе на высоте работодатель не обеспечивает сотрудников страховочным оборудованием, при работе с огнеопасными веществами отсутствуют средства пожаротушения.

Данные нарушения носят характер специальных, так как присущи организациям, осуществляющим свою деятельность в определенных областях производства.

Грубые

Также законодатель выделяет определенные виды нарушений, как со стороны работника, так и работодателя, которые классифицируются как грубые:

Повлекшие смерть человека

В случае если произошедшее нарушение норм охраны труда и правил безопасности повлекло за собой смерть работника, руководству организации следует действовать в рамках определенных этапов установленных трудовым законодательством:

  1. В первую очередь, необходимо вызвать медицинскую службу для оказания помощи или установления факта фиксации смерти сотрудника.
  2. После этого следует оповестить родственников или законных представителей сотрудника о факте гибели на производстве, при этом вызвав сотрудников полиции для фиксирования обстоятельств и причин смерти.
  3. Также следует создать специальную комиссию по расследованию несчастного случая на производстве силами сотрудников предприятия путем издания соответствующего приказа.
  4. Проведение проверочных мероприятий инспекцией по труду и правоохранительными органами.
  5. Вынесение заключения комиссии по расследованию несчастного случая и полицией об обстоятельствах случившегося и обозначением виновных в произошедшем.

Образец приказа о наказании

Оформление приказа о наказании за нарушение правил охраны труда должно осуществляться только по основаниям трудового законодательства и соответствовать нормам об ОТ.

Также такой документ должен соответствовать правилам и стандартам ГОСТ о документообороте и правилам ведения документации самого предприятия.

В документе должны быть указаны:

  • наименование организации;
  • основание для наказания и подтверждение вины работника;
  • указание персональных данных работника и указание его должности;
  • нормы трудового законодательства, которые нарушил сотрудник.

Полезное видео

Об уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда, подробно рассказано в данном видео.

1. ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1) Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, в то время как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.
Из практики проверок
ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.
По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
2) Отсутствует Журнал регистрации вводного инструктажа.
3) Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.
Из практики проверок
ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:
журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).
По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.
4) Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Из практики проверок
В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации не ведется журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), отсутствует программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).
Совет
Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.
5) Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Из практики проверок
ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).
6) Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
Из практики проверок
Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
7) Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.
Из практики проверок
В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.
Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»).
8) Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.
Из практики проверок
ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.
9) Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.
10) Нет инструкций по охране труда.
Из практики проверок
Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.
11) Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.
Из практики проверок
В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).
12) Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.
Из практики проверок
Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).
Согласно ст. 225 и 76 ТК РФ:
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Если в ходе проверки выясняется, что работник не прошел обучение и проверку в области охраны труда, и был допущен работодателем к исполнению своих должностных обязанностей, тогда:
 Работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда;
 Решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности;
 Если работник был допущен к работе с ведома работодателя на него накладывается штраф за административное правонарушение по ст. 5.27 “Нарушение законодательства о труде и охране труда” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
 Дисквалификации работодателя случае повторного нарушения.
Если в результате проверки инспектор указал в предписании, что работник не прошел обучение в области охраны труда, то:
1. Указанные в нем руководители и специалисты должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда
2. Отчитаться государственному инспектору труда, проводившему проверку, о выполнении предписания, то есть отправить в ГИТ заверенные копии соответствующих удостоверений
Тогда такое предписание будет считаться исполненным.
2. ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
Работодатель обязан не просто выдать СИЗ, но и научить их применять, а так же контролировать, чтобы:
Приобретаемые СИЗ имели сертификаты соответствия требованиям охраны труда;
Был организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам СИЗ;
Соблюдался установленный порядок их хранения;
Проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;
Производилась своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.
Пример
В летний период работница ООО “Тополь” решила сама произвести стирку своей спецодежды, а в это время поработать у станка в своей блузке. В результате руку работницы затянуло в станок, женщина получила разорванную рану подмышечной области. В данном случае работница самовольно приняла решение произвести стирку спецодежды, несмотря на закрепленную ст. 221 ТК РФ обязанность работодателя за счет своих средств обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену спецодежды.
В свою очередь, работодатель не проконтролировал применение спецодежды работником. Нарушения требований охраны труда с обеих сторон привели к тяжелым последствиям.
3. ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Нарушения, касающиеся вопроса аттестации рабочих мест, в общем можно разделить на две группы.
1. АРМ не была проведена. Как следствие, не выявлены, например, имеющие место вредные факторы
2. АРМ была проведена, но ее результаты не доводились до сведения работников и не учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Пример
По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штраф.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
К таким нарушениям относятся:
Неизвещение или не своевременное информирование о происшедшем несчастном случае государственных органов (может быть рассмотрено как сокрытие работодателем страхового случая, что, в свою очередь, является составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.34 КоАП РФ);
Несоблюдение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (ст. 229.1 ТК РФ).
Несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
Несоблюдение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ.
Неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
Отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.
Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.
Пример
Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение.
Каким образом ГИТ может выявить сокрытые работодателями несчастные случаи на производстве? Для этого должностными лицами государственных инспекций труда используются разные методы и формы работы:
Проведение тематических проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Проведение целевых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и (или) родственников погибших;
Сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;
Сверка оперативных данных о пострадавших от несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
Сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;
Мониторинг средств массовой информации.

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. И работодатель должен выстроить эту систему, обеспечить ее работу путем издания локальных нормативных актов, приказов и назначения ответственных за ту или иную обязанность в этой сфере. Обязанности работодателя в сфере труда достаточно подробно регламентированы разд. X "Охрана труда" ТК РФ. Однако довольно часто работодатели игнорируют требования трудового законодательства. Результат - привлечение к административной ответственности. Сегодня расскажем о наиболее распространенных нарушениях законодательства в области охраны труда.

Нормативная база

Согласно ст. 211 ТК РФ государство путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Такие государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Конечно же, основным нормативным актом является Трудовой кодекс. Помимо него, работодателю стоит получше изучить:

Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Постановление N 1/29);

ГОСТ 12.0.004-90 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (далее - ГОСТ 12.0.004-90);

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению" (далее - Приказ N 33);

Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

Приказы Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", от 01.10.2008 N 541н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" и пр.

Конечно, это далеко не все нормативные акты, затрагивающие тему охраны труда, но работодателю, изучив их и применив в своей организации, удастся избежать довольно много проблем с контролирующими органами. Итак, перейдем к распространенным ошибкам.

Нарушения работодателей

Все нарушения в области охраны труда выявляются инспекторами государственной инспекции труда (иными органами, например прокуратурой) в ходе контрольно-надзорных мероприятий или в результате несчастного случая в организации. Причем крайне редко работодатели не соблюдают одну или две нормы, в основном встречается комплекс нарушений.

Отметим, что с 01.01.2015 вступила в силу новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Например, за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение работодателю грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 80 000 руб. (в зависимости от того, кто виновен в нарушении - должностное лицо или юридическое). А если выяснится, что работодатель допустил работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров или при наличии медицинских противопоказаний, сумма штрафа уже посущественнее: он может достичь 130 000 руб. Более подробно о нарушениях и ответственности поговорим дальше.

Отсутствие службы охраны труда или штатного специалиста

На основании ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель вправе не создавать службу и не вводить должность специалиста по охране труда. При принятии такого решения необходимо учитывать специфику своей деятельности. В случае отсутствия службы или штатного специалиста их функции осуществляют:

Работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);

Руководитель организации;

Другой уполномоченный работодателем работник;

Аккредитованные организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Обратите внимание! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

Многие работодатели неверно толкуют ст. 217 ТК РФ и считают, что если они ничего не производят (ведь в статье сказано про работодателей, осуществляющих производственную деятельность), а, например, торгуют или оказывают консультационные услуги, то и исполнять норму не нужно. Однако это не так.

Согласно ст. 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть служба охраны труда или специалист по охране труда обязательны не только в цехах и производствах, но и при оказании услуг - туристических, юридических и пр.

Конечно, на это обращают внимание ГИТ при проверке. Так, постановлением ООО "Санто-холдинг" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа - за то, что в нарушение требований ч. 2 ст. 217 ТК РФ работодатель на момент проверки не принял решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. Решением судьи Хамовнического районного суда г. г. Москвы и Московского городского суда от 22.12.2014 по делу N 7-9921 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не проводятся обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

Все работники, в том числе руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, утвержденном Постановлением N 1/29.

На основании ч. 2 ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для переводимых на другую работу работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Виды инструктажа представим в виде таблицы.

Вид инструктажа

Кто проводит и с кем

Проводит специалист по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, с командированными в организацию и студентами, проходящими в организации производственную практику

Первичный на рабочем месте

Проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. До начала самостоятельной работы инструктируемым. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от такого инструктажа, утверждается работодателем

Повторный

Проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев

Внеплановый

Проводят при введении инструкций по охране труда, изменении технологических процессов, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда, при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев)

Проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий

Все инструктажи проводятся по специальным программам, разработанным и утвержденным работодателем.

После любого инструктажа лицо, проводившее инструктаж, должно проверять приобретенные знания и навыки безопасных приемов работы и фиксировать в соответствующих журналах. Их формы установлены ГОСТ 12.0.004-90. Журналы должны быть прошиты и пронумерованы.

Кроме этого, в силу п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда, утвержденного Постановлением N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. При этом порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Наиболее частыми нарушениями при обучении работников в области охраны труда считаются:

Отсутствие журналов проведения инструктажей;

Отсутствие разработанных и утвержденных программ инструктажей;

Несоздание комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

Непроведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим.

Инспекторы ГИТ довольно часто штрафуют работодателей за необучение сотрудников охране труда (Решения Московского городского суда от 16.02.2015 по делу N 7-1248/15, от 28.10.2014 по делу N 7-4430/2014, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 26.11.2014 N 33-3725 и пр.).

Отсутствие инструкций по охране труда

Повторим, что для создания системы охраны труда в организации работодателю придется разработать и ввести в действие не один и даже не два документа, а целый пакет из локальных нормативных актов, приказов, инструкций и пр.

К наиболее важным документам относится инструкция по охране труда. Требования о разработке данного документа содержатся в ст. 212 ТК РФ.

К сведению. Инструкция разрабатывается и утверждается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Минтруд в 2004 г. утвердил несколько Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда для работников. Основные утверждены 13.05.2004, для работников, занятых бытовым обслуживанием населения, - 18.05.2004, мебельного производства - 11.05.2004.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Работодатель обязан следить за ее актуальностью и пересматривать инструкции не реже раза в пять лет. Причем если в течение срока действия такой инструкции условия труда работника не изменились, то ее действие может быть продлено на следующий срок.

Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения.

Примечание. Необходимо завести журналы учета инструкций по охране труда и учета выдачи инструкций.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах или участках. Или же они хранятся в ином месте, доступном для работников.

Непроведение специальной оценки условий труда

На основании Закона N 426-ФЗ специальной оценкой условий труда является единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3). Итоги спецоценки применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом.

Примечание. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Спецоценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Коротко опишем порядок осуществления спецоценки. Она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям, установленным ст. 19 Закона N 426-ФЗ, не реже чем один раз в пять лет (ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Для организации и проведения такой оценки работодатель образует комиссию по ее проведению (число членов комиссии должно быть нечетным), а также утверждает график ее проведения. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом.

По результатам спецоценки организация, ее проводящая, составляет отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом N 33н.

Примечание. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом N 33н.

Отметим, что работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Вопрос: В какие сроки необходимо провести спецоценку, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г.?

Согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ, если до дня вступления в силу данного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ:

Ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

Получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований Закона N 426-ФЗ;

Изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

Изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

Произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Таким образом, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г. и с 01.01.2014 у него не возникло обстоятельств, названных выше, специальную оценку он может провести через пять лет после окончания аттестации, то есть в октябре 2017 г.

Можно ли воспользоваться пятилетней отсрочкой работодателям, которые не проводили аттестацию рабочих мест? Нет, такие работодатели обязаны провести специальную оценку как можно скорее.

Действительно, некоторые работодатели, прочитав ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, сделали вывод, что если в их организации нет рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (рабочих мест, на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест лиц, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и пр.), то специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Однако такой вывод противоречит Закону N 426-ФЗ. Если аттестация рабочих мест проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена спецоценка, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, применению не подлежат. Такое мнение поддерживают и суды (Апелляционные определения Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15, Челябинского областного суда от 26.02.2015 по делу N 11-2249/2015 и пр.).

Необеспечение средствами защиты

Статья 221 ТК РФ обязывает работодателя за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

К сведению. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и на основании результатов спецоценки условий труда.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Для этого заводится личная карточка учета выдачи СИЗ (форма приведена в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Кроме личных карточек, подтверждением выполнения обязанности по обеспечению работников СИЗ будут договоры на покупку последних, ремонт, стирку, сушку и сертификаты соответствия на СИЗ.

Непроведение медицинских осмотров

Лица, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таково требование ст. 213 ТК РФ. Причем осмотры осуществляются за счет работодателя. Однако не все организации готовы оплачивать медосмотры, что чревато мерами административной ответственности.

Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения таких осмотров (обследований) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

К сведению. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к ней) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 76 ТК РФ).

Также работодатель обязан организовать для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), для работающих в условиях повышенной опасности обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. В связи с наличием такой обязанности рекомендуем работодателю вести журнал учета прохождения работниками медосмотров. Конечно, требования об этом журнале в законодательстве нет, но исходя из смысла ст. ст. 69, 213 ТК РФ его нужно вести для отслеживания и учета прохождения работниками медицинских осмотров - как при приеме на работу, так и периодических. В этом журнале фиксируются основание для направления работника на медицинский осмотр, фамилия, имя, отчество работника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, а также дата прохождения осмотра.

(Окончание следует)

В.П.Кузнецова

"Отдел кадров коммерческой организации", 2015, N 6

установлены статьей 419 ТК РФ. Виновные в нарушении положений трудового законодательства могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности. Более подробно об этом расскажем в статье далее.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Охрана труда — это комплекс мер, которые в своей совокупности обеспечивают защиту здоровья работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Основные мероприятия по охране труда устанавливаются законодателем и условно подразделяются на несколько групп:

  1. Правовые. К данной группе относится ведение документации на предприятии, в частности заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров.
  2. Социально-экономические. Эта группа включает в себя обязательное страхование служащих, выплату всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
  3. Организационно-технические. Эти мероприятия обеспечивают надлежащие условия труда для сотрудников. В частности, речь идет о проведении обязательной аттестации рабочих мест, оптимизации персонала и т. д.
  4. Санитарно-гигиенические, включающие в себя обеспечение работников специальной формой одежды.
  5. Профилактические, которые отвечают за создание системы спортивного оздоровления сотрудников и проведение обязательных медицинских осмотров.

Требования ТК РФ в сфере охраны труда определены в главе 34. В частности, к ним относятся такие обязанности работодателя, как:

  • обеспечение режима труда на предприятии;
  • приобретение и выдача специальной одежды;
  • проведение специальной оценки условий труда и т. п.

То есть работодатель и должностные лица, ответственные за охрану труда, должны обеспечить надлежащие условия труда для каждого сотрудника — в противном случае виновные лица привлекаются к ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

Не знаете свои права?

Материальная ответственность

Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового контракта либо подписать с сотрудником дополнительное соглашение по этому поводу. После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба предприятию он будет обязан его возместить. Однако оговоримся сразу: речь идет только о действительных убытках, неполученная выгода организации служащим не выплачивается.

Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь сотрудника к материальной ответственности, требуется соблюдение следующих условий:

  • действия служащего должны носить противоправный характер;
  • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
  • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.

Важно! Работник несет ответственности только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по его вине работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, — в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.

Административная ответственность

КоАП РФ содержит норму, которая освещает вопросы административной ответственности за нарушение требований охраны труда . Речь идет о статье 5.27. Помимо данного состава имеются специальные нормы, которые уточняют ответственность в конкретных сферах деятельности, например ст. 9.2 (проектирование гидротехнических сооружений) или 9.3 (управление трактором и т. д.).

Субъектами правонарушений в данном случае могут быть:

  • должностные лица предприятия (они могут ограничиться штрафом, который накладывается инспекцией по труду);
  • руководитель организации (речь идет только о юридических лицах);
  • ИП (при наличии в штате сотрудников).

Важно! Данный состав предусматривает только умышленную вину правонарушителя.

Уголовная ответственность

УК РФ также содержит несколько статей, которые указывают на признаки нарушения норм по охране труда. В частности, речь идет о статьях 143 и 215-219. Спецификой данного вида ответственности является то, что к ней привлекаются только физические лица (например, конкретные работники организации или руководитель предприятия).

Таким образом, законодатель по отношению к виновным лицам, нарушившим требования охраны труда, не ограничивается только дисциплинарной или материальной ответственностью, предусмотренной ТК РФ. В случае наличия в их действиях состава административного правонарушения или преступления они могут быть привлечены и к ответственности по нормам КоАП и УК РФ — все зависит от тяжести и характера нарушения.

Право всех и каждого в России на работу в благоприятных условиях труда, которые будут отвечать правилам безопасности и гигиены, закреплено в Конституции.

Нарушение правил охраны труда: обязанность и ответственность

России развивает конституционные положения и возлагает обязанность по обеспечению безопасного трудового процесса, условия которого будут соответствовать нормативным требованиям государства, непосредственно на работодателя. Данный факт закреплен в статье 22. Одновременно государство гарантирует, что будет защищать права граждан. Данный процесс производится посредством контроля (надзора) и дисциплинарной и гражданско-правовой (419 ст. ТК РФ), а также административной и уголовной.

Ст. 143 УК РФ: нарушение правил охраны труда

В данной правовой норме установлены виды (исчерпывающий список) ответственности за нарушение установленных обязательных требований ОТ, совершенное должностным лицом, на которого были возложены обязанности (должностные) по их выполнению. Как правило, это индивидуальные предприниматели, действующие без образования юрлица, руководитель предприятия либо его заместители, а также должностные лица.

Согласно тексту статьи под требованиями ОТ следует понимать государственные нормативы, которые содержатся в федеральных законах и иных НПА России, а также ее субъектов. Санкции отличаются в зависимости от характера последствий, которые наступили в результате данного преступного деяния.

Причинения тяжкого вреда

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности здоровью человека причинен вред, квалифицируемый как тяжкий, подразумевает одну из следующих санкций:

  • штраф до 400 тыс. руб. или в размере, равном заработной плате (либо иному доходу осужденного) за период до 1,5 года;
  • от 180 до 240 часов обязательных работ;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • до 1 года принудительных работ;
  • до 1 года лишения свободы; дополнительно осужденного могут лишить права занимать какую-либо определенную должность, либо заниматься конкретным видом деятельности на период до года.

Что грозит в случае смертельного исхода?

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда, в результате которого по неосторожности погиб человек подразумевает:

  • до 4 лет принудительных работ;
  • лишение свободы сроком до 4 лет, дополнительно лишение права вести определенную деятельность либо занимать конкретную должность до 3 лет.

Если по неосторожности лица, на которого были возложены обязанности (должностные) по соблюдению правил ОТ, погибли два и более человек, то указанные выше сроки увеличиваются на год, то есть до 5 и 4 лет соответственно.

Что является объектом преступления?

Рассматриваемая нами статья 143 (нарушение правил охраны труда) УК РФ содержит указание на два объекта посягательства (непосредственных): основной и дополнительный. Под первым подразумеваются такие общественные отношения, которые обеспечивают соблюдение правил ОТ, в их число входит и техника безопасности. Дополнительный объект данной нормы - это жизнь и/или здоровье людей. При этом потерпевшими могут быть не только сотрудники предприятия, но и другие лица, чья деятельность на постоянной или временной основе так или иначе связана с компанией.

Объективная сторона: характеристика

Объективная сторона рассматриваемого преступного деяния (нарушение правил охраны труда) обладает тремя обязательными признаками, а именно:

  1. Деяние (бездействие или действие), связанное с нарушением правил ОТ, в том числе и техники безопасности.
  2. Последствие: смерть сотрудника или вред его здоровью, определенный как тяжкий.
  3. Присутствие между деянием и наступившими неблагоприятными последствиями причинно-следственной связи.

По конструкции состав данного преступления материальный и имеет определенную специфику. Преступное деяние считается оконченным в момент причинения здоровью потерпевшего вреда, определяемого как тяжкий. В каждом конкретном случае в обязательном порядке организуется судебно-медицинская экспертиза. В случаях когда нарушение правил ОТ не тянет за собой наступления последствий, указанных выше, то состав покушения не образуется, в связи с тем что оно не относится к предмету уголовно-правового регулирования.

Субъект и субъективная сторона

Уголовно-правовая норма, устанавливающая за нарушение правил охраны труда ответственность, имеет специальный субъект. Таковым является лицо, на которое в организации возложили обязанности (должностные) по соблюдению в организации (на производстве, на участке) техники безопасности (ТБ) и других правил ОТ или контролю за их выполнением.

Что касается субъективной стороны, то она определяется как неосторожное отношение в виде легкомыслия или небрежности виновного лица. Если в процессе расследования будет доказано иное, то есть наличие умысла на наступление тяжких последствий для потерпевшего или его смерти, то речь уже будет идти об уголовной ответственности за преступление, направленное против здоровья и/или жизни человека.

Таким образом, нарушение правил охраны труда (УК РФ, 143-я ст.) имеет один квалифицирующий признак - наличие связи причинно-следственного характера между деянием и последствием. Говоря иначе, смерть или вред здоровью (только тяжкий) должны быть результатом нарушения правил ОТ.

Отграничение от ст. 285, 293 УК РФ

Согласитесь, нарушение правил охраны труда достаточно близко по смыслу к нормам ст. 285, 293 уголовного законодательства, регламентирующим злоупотребление своими должностными полномочиями и халатность соответственно. На практике подобные ситуации случаются довольно часто, и нужно грамотно отделить одно от другого. Анализ и разграничение проводят, основываясь на трудовых обязанностях, которые были возложены на то или иное должностное лицо. В преступлении по ст. 143 субъект, как уже было сказано, - это человек, на которого была непосредственно возложена обязанность обеспечить безопасность труда, соблюдение правил ОТ и который их проигнорировал либо исполнил недобросовестно.

В случае со ст. 293 все обстоит несколько иначе. Субъектом будет являться тот, кто в соответствии со своим служебным положением обязан был обладать информацией о том, как обстоят на производстве или в организации по обеспечению безопасности труда, и принять соответствующие меры во избежание несчастного случая.

Практика судов

Практика по делам о привлечении к ответственности за нарушение правил охраны труда (УК РФ) отражена в Постановлении ВС РФ № 1 от 24.04.1991 г. Остановимся на некоторых разъяснениях.

Согласно положениям постановления наступление ответственности за указанное преступление не зависит от формы собственности предприятия. Субъект специальный, но при это могут быть не только граждане России, но и лица без гражданства, а также иностранцы. Если деяние, а именно нарушение норм и правил ОТ, совершено работником, не являющимся лицом, указанным в норме 143 УК, но его действие или бездействие повлекло наступление последствий, то содеянное рассматривается как преступление, совершенное против личности.

При назначении наказания судьи обязаны учитывать виды нарушений правил охраны труда, которые имели место, их характер, тяжесть последствий, настувших в результате их совершения, а также иные обстоятельства в соответствии с Уголовным кодексом. принимая их во внимание, следует обсудить вопрос о назначении не только основного наказания, но и дополнительного.



 
Статьи по теме:
Что едят на Ураза-байрам: традиционные блюда
Салат с мясом по-набельски 100 г отварной баранины 2 ст. л. растительного масла 2 ст. л. майонеза 1 вареная морковь 1 соленый огурец 1 луковица 1 болгарский перец Способ приготовления Мясо нарезать соломкой, смешать с нашинкованной морковью, кусочками
Связь с умершими родственниками
Иногда хочется верить, что покинувшие нас близкие приглядывают за нами с небес. В этой статье рассмотрим теории о посмертии и выясним есть ли зерно истины в утверждении, что умершие видят нас после смерти. В статье:Видят ли нас умершие после смерти - теор
Связь с умершими родственниками: как правильно поминать умерших родственников, как попросить у них помощи?
Невероятные факты В пасхальные праздники тема загробной жизни особенно актуальна. В эти дни все мы вспоминаем не только о воскресшем Спасителе, но и о своих умерших членах семьи. Наверняка, многие слышали о том, что наши близкие даже после смерти как
Наблюдают ли умершие за своими живыми детьми
Строка поиска: усопшиеНайдено записей : 36 Здравствуйте. Я первый раз столкнулись со смертью родного человека. 26 октября будет 40 дней, как бабушки нет. Подскажите, пожалуйста, что надо сделать? Я совсем в этом ничего не понимаю. Заранее спасибо. Надеж