Игры по познавательному развитию в младшей группе. Картотека развивающих игр для детей второй младшей группы. III. Прием пищи

Игры для решения задач познавательного развития для детей младшей группы (3 – 4 лет)

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные задачи реализации по программе «От рождения до школы»:

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности:

    Приобщение к социокультурным ценностям:

    Формирование элементарных математических представлений:

    Ознакомление с миром природы:

Игра № 1 «У врача»

Цель : Познакомить детей с деятельностью врача и медсестры. Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование : куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры : воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в больницу на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: В поликлинике – работают врач и медсестра. Врач принимает больных, спрашивает, что болит, прослушивает их, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лечение. Он внимательный, вежливый. Медсестра выписывает направление на процедуры, ставит градусник для того чтобы измерить температуру, делает уколы, перевязки, ставит грелки. Больные благодарят за лечение.

Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Результат . В результате игры дети знакомятся с профессией врача, расширяют свой словарный запас.

Игра № 2 «День зайчика Ушастика»

Цель : закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Игровые правила. Рассказывая о частях суток, показывать соответствующую картинку, при помощи игрушки зайчика производить различные действия.

Оборудование : Зайчик Ушастик, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д., картинки, на которых показаны действия игрушки в разное время суток.

Игровое действие .

Воспитатель. Встало солнышко и осветило комнату зайчика Ушастика, но он еще спал. Солнышко стало будить зайчика, но он не просыпался. Все зайки уже давно вышли из своих домиков, но Ушастик все спал. Затем он наконец то проснулся, встал с постели, причесался, сделал зарядку, умылся, позавтракал. Воспитатель при помощи игрушки производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: (утро).

Он встретился со своими друзьями - зайчиками и они весело бегали по лужайке и играли в веселые игры. Но пришли мамы и позвали зайчат домой. Ушастик прибежал в свой домик и съел весь обед (когда это бывает? - днем). Он помог маме убрать всю посуду со стола и сел за чтение очень интересной книжки. На улице стало темнеть (какое это время суток? – вечер). Солнышко село за горизонт, зайчик поужинал и лег спать (когда мы спим? – ночью).

Педагог читает отрывок из стихотворения Рины Чанке «Серый зайка спать ложится»

Серый зайка спать ложится,

Уж устал он веселиться

Он весь день скакал и прыгал

Всех зверят в лесу он видел.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как прошел день Ушастика. . Дети находят соответствующие картинки и рассказывают, что в это время суток можно делать: утром – делать зарядку, умываться, завтракать; днем – играть, обедать; вечером – читать книжки; ночью – спать.
Результат. Дети ориентируются в частях суток.

Игра № 3 «Времена года»

Цель : Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе, развивать речь, логическое мышление.

Правила игры : читая короткие стихи, предложить ребенку угадать, о каком времени года идет речь, называть последовательно времена года и характерные признаки.

Оборудование : картинки с изображением времен года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения.

Ход игры . Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются, и загадывает детям загадки о временах года, затем показывает картинки с их изображением и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт -

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг. (Осень)

Результат.

Дети могут по описанию назвать времена года, объяснить зависимость жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игра № 4 «Овощи и фрукты»

Цель : Развивать и закреплять знания детей об овощах и фруктах.

Правила игры : По загадкам отгадать какие фрукты и овощи принесли гости Зайке.

Оборудование : муляжи овощей и фруктов, красивые коробочки для каждого муляжа, игрушка Зайка.

Игровое действие : Воспитатель говорит детям, что к ним пришел Зайка. У Зайки день рождения, и его гости принесли ему в подарок овощи и фрукты. Зайка очень хочет съесть сладкие фрукты, потому что очень любит их, а вот овощи не любит и хотел бы отдать их Медвежонку. Но подарки находятся в коробочках и поэтому он не знает где что лежит. Затем воспитатель загадывает загадки про фрукты и овощи и предлагает детям отгадать их. Так ребята узнают, что подарили друзья Зайке и могут определить, что Зайка оставит себе, а что может отдать Медвежонку.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И малые детки.

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон.

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи.

(Капуста)

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

Груша –

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень.

Лимон –

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин -

Это спелый …

Апельсин -

Результат: Дети могут отличать по внешнему виду и по описанию фрукты от овощей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

ЦЕЛЬ: научить детей ориентироваться в пространстве.

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка) .

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева . Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Полочка с цветами висит…

Дверь от нас…

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

6. Внизу – вверху.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».

Картотека игр для развития пространственной ориентировки.

Игры на формирование ориентировки “на себе”

9. Солнышко.

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

10. Скульптор.

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

11. Контролер.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

12. Прятки.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: –

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто – разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) – “город”, куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: “Мы находимся… (называет местонахождение)!”. Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать “город”. Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в “город”. Команда, прибежавшая в “город” раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать “город” еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

13. Дорога в школу.

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

14. Бег к реке.

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

15. Всадник.

Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Оборудование: –

с точкой отсчета “от себя” и “от предметов”

16. Кто правильно назовет.

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование: – Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,

что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

17. Кто из детей стоит близко, а кто далеко?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета “от себя”.

Оборудование: –

18. Вратарь.

Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование: мяч

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель: Раз, два, три – Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве

с помощью сохранных анализаторов

19. Автогонки.

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

20. Жмурки с колокольчиком.

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

21. Найди игрушки.

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

22. Разведчик.

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: “Ты – разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда , психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)”. Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

23. Скок-перескок.

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование: мел

Содержание: На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: “Перескок!”. После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

24. Художник.

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование: картинка – фон, предметные картинки.

25. Волшебный сундучок.

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”.

Оборудование: “сундучок”, мелкие игрушки

26. Разноцветное путешествие.

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т. д.).

27. Бабочка.

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование: поле с буквами.

Содержание: ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

28. Путешествие по азбуке.

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование: игровое поле с буквами

Содержание: ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово – отгадку.

29. Стрелоплан.

Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие “право”, “лево”, активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

Оборудование: игровое пособие “Стрелоплан”.

30. Найди место.

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку – в середине,

мишку – в ближнем правом углу и т. п.

Игры на ориентировку с помощью схем

и планов маршрута, планов пространства

31. Адресное бюро.

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

32. Астрономы.

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микро плоскости (фланелеграфе).

Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

33. Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности.

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке – плану, в микро пространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование: картинка – план, учебные принадлежности.

34. Где Маша?

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Дидактические игры и упражнения для детей младшей группы по развитию познавательных способностей.

Игра доставляет радость и удовольствие ребёнку. Однако игра является так же источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходимых для учёбы в школе и дальнейшей жизни.
Игры на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек.
«Мозаики»
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировки на плоскости.
«Кто скорее свернёт ленту».
Цель: развитие моторики пальцев и кистей рук. Скорость и точность движений.
«Шнуровки».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Поймай рыбку».
Цель: Развитие движений кистей рук, формировать точность движений, развитие зрительное внимание.
Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов.

Игры на восприятие цвета.

Целью игр по развитию восприятия является усвоения детьми представлений о цвете. Форме, величине, пространственных отношений предметов.
«Разложи по цвету».
Цель: Учить детей различать цвета, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.
«Гномики»

Цель: Развитие зрительного восприятия, цвета, памяти. внимания, мелкой моторики пальцев рук.
«Пирамидки».
Учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.

Восприятие формы.

«Рамки и вкладыши».
Цель: Совершенствовать умение выделять форму, соотносить рамку и вкладыш, развитие внимание, памяти, мелкой моторики пальцев рук.»
«Три поросёнка».
Цель: Учить детей выделять различную форму, соотносить цвета, развитие внимания.
«Форма и цвет».
Цель: Закрепить знание о геометрических фигурах, формах предметов. Игра так же направлена на развитие внимания, мышления, памяти, воображения.

Восприятие величины.

«Три медведя».
Цель: Учить выделять величину предметов. Соотносить предметы по величине.
«Домик для зайчат».
Цель: Учить детей ориентироваться на величине в игре.
«Флажки».
Формировать зрительную ориентировку на величине без учёта других свойств предмета, а так же с учётом всех свойств предмета.

Развитие тактильно двигательного восприятия.

«Что лежит в мешочке».
Цель: Учить на ощупь определять предметы. Закрепить название предметов. формы, величины.
«Большие и маленькие шары».
Цель: Учить находить по словесной инструкции находить на ощупь большие и маленькие шары.
«Платочек для куклы».
Цель: Учить узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак-фактуру материала.

Игры на внимание и память.

Игры на внимание формируют умения сосредотачиваться на определённых сторонах предметов и явлений. Способствующих переходу от непроизвольного внимания к произвольному.
«Что изменилось».
Цель: Развитие, учить называть игрушку, которой не хватает.
«Узнай по контуру».
Цель: Учить детей узнавать предметы по контурному изображению.
«Найди половинку».
Цель: Научить детей узнавать предметы по одному из изображений, запомнить предмет.

Игры на развитие мышления и воображения.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходства и различия, распределять по группам и называть обобщающим словом.
«Сложи узор».
Цель: Учить детей составлять узоры.
«Сложи квадрат».
Цель: Учить составлять целое из разных геометрических фигур.
«Посади огород».
Цель: Учить детей использовать заданные предметы заместители и располагать в соответствии с расположением заместителей.

Дидактические игры - это непременный атрибут каждого занятия в детском саду. А во второй младшей группе такой форме реализации образовательных целей и задач отводится совершенно особое место, ведь дети 3–4 лет ещё не могут воспринимать информацию в виде набора фактов, малышам нужен сюжет, действия, в которые вплетаются новые знания. Поэтому педагогу следует уделять пристальное внимание организации и проведения такого рода игр, а для этого без теоретической базы и осмысления практического опыта не обойтись.

Суть понятия

Дидактические игры - это обучающие забавы, предполагающие организацию деятельности детей в условных ситуациях, где игровая задача имеет образовательно-воспитательное значение, то есть несёт в себе познавательную ценность. Эта цель реализуется не открыто, а опосредованно: через игровую задачу (например, помочь зайчику сосчитать морковку), правила («заяц» может брать только по одной морковки и класть её в корзину), игровые действия (в «хранилище» овощей участники «идут» по очереди).

Это интересно. Выдающийся советский психолог, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев назвал дидактические игры «рубежными», то есть обозначающими переход от исключительно игровой деятельности к учебной.

Дидактические игры - это переход от игровой деятельности к учебной

Цели и задачи

Миссия обучающих игр заключается в:

  • развитии познавательной активности (воображения, памяти, наблюдательности, скорости мышления);
  • формировании понятия последовательности выполнения интеллектуальных операций (например, освоение счёта до 10);
  • тренировке устойчивого и произвольного внимания;
  • развитии речи;
  • активизации желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • стимулировании потребности ощущать себя частью коллектива;
  • поощрении желания вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • воспитании необходимости чувствовать себя частью коллектива.

Игровая деятельность учит детей сотрудничеству

Задачи, которые решаются с помощью дидактических игр во второй младшей группе, можно выделить такие:

  • обучение сравнению и выбору предметов по одинаковым, похожим или полностью отличным признакам (например, разные овощи по сезону созревания, по внешнему виду, по расположению съедобной части растения по отношению к земле);
  • отработка умения классифицировать предметы по виду или материалу изготовления (посуда по форме или по сырью, используемому в производстве - металл, глина, фарфор);
  • развитие навыка определять предмет по одному основополагающему признаку или по нескольким (малыши описывают животное, а один ребёнок угадывает, о ком речь);
  • тренировка внимания и памяти (например, малыши запоминают последовательность предметов или картинок, отворачиваются, а педагог меняет расположение или убирает один объект, дети должны описать изменения).

Дидактические игры приобщают малышей к проявлению самостоятельной познавательной активности

Классификация дидактических игр

Существует несколько видовых групп обучающих забав, в основу которых положен тот или иной определяющий фактор.

По принципу обучающего содержания


По принципу выбора игрового материала


По типу игровых действий и правил


По способу организации детей


Это интересно. Ещё одним основополагающим принципом классификации подвижных игр называют роль воспитателя. В соответствии с этой группировкой игры могут быть с непосредственным участием взрослого, например, в роли водящего, или же с опосредованным участием, когда напрямую педагог не играет, а остаётся в роли наблюдателя. Во второй младшей группе воспитатель в забавах участвует всегда.

Учитывая то, что в цели любого занятия входит обучающий компонент, а также многообразие видов игр, приходим к выводу: они применяются на всех занятиях с учётом конкретных требований к организации дидактических забав.

Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр


Это интересно. В дидактической игре обязательно должны быть игровые правила и игровые действия. В противном случае она станет обучающим упражнением.

Приёмы

Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.

Словесные

Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.

Речь педагога - модель для подражания для детей

Объяснение

Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.

Перед началом игры воспитатель описывает все игровые материалы

Загадки

Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:

  • Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок);
  • Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь);
  • Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели - вон он. Это - старый, мудрый… (Ворон).

Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.

Угадывать содержимое волшебного мешочка куда интереснее с помощью загадок

Короткие рассказы

Небольшие сюжеты, предваряющие игру - это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.

На своей практике я использую этот приём так: после того как дети помогли Незнайке назвать изображённых на картинках насекомых (птиц, зверей, растений), он приглашает сыграть в игру, в которой нужно соединить разных по форме жучков с подходящей тенью. Если говорить о сказках, в которые игры вплетены, то это может быть история о том, как Лунтик собирается выйти погулять зимой, но совершенно не понимает, какую одежду надеть. Задача детей - помочь сказочному другу.

Наглядные

Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:


Практические

После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.

Например, распределяя корм между лесными животными, я даю детям задание или нарисовать орешки для белочки, или приклеить их в виде аппликации.

Создание рисунков, аппликаций по мотивам игр - это практический способ закрепить материал

Картотека дидактических игр

Обучающие забавы могут группироваться по:

  • изучаемым лексическим темам (самыми популярными в этой группе являются пазлы, тематика которых позволяет их использовать на любом занятии);
  • областям познания (например, для социализации используются домино, лото, то есть те игры, в которых из-за соревновательного компонента важно наличие партнёра);
  • целям конкретного занятия (например, для развития речевого слуха и знакомства со звуками окружающего мира можно использовать игры «Догадайся, что звучит» - дети угадывают звуки природы и «Часы» - малыши имитируют тиканье часов).

Для выбора игр на занятия применяются все три принципа классификации. При этом с опытом у педагога нарабатывается собственная картотека, периодически пополняющаяся новыми забавами.

Игра с основой в виде варежки позволяет усвоить целый комплекс знаний о форме, цвете, а также простые геометрические фигуры

Таблица: пример картотеки игр для второй младшей группы

Название Вид игры Область применения Цель Материалы Ход игры
«Найди пару варежке» Настольно-печатная Математика, развитие речи
  • закреплять умение различать и называть цвета;
  • повторить названия геометрических фигур;
  • закрепить понятия один-много;
  • развивать внимание, мышление и усидчивость.
  • вырезанные из бумаги варежки с геометрическими орнаментами разных цветов;
  • прищепки или канцелярские скрепки.
Педагог на столе раскладывает варежки, обращает внимание ребят на рисунок на рукавицах. Показывает, как составлять пары. Готовую пару нужно скрепить прищепкой или скрепкой. Для усложнения задание можно давать на скорость кто быстрее.
«Домашние питомцы» Развивать память, логику, внимание, мышление и воображение. Картинки с разной группировкой домашних животных. Педагог предлагает детям сгруппировать изображения по разным принципам:
  • по частям тела (собака, кошка, корова);
  • по соответствию силуэта тени;
  • по сюжету рассказанной истории и т.д.
«Времена года» Игры с предметами Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
  • познакомить детей с основными характерными признаками каждого времени года;
  • учить детей одевать куклу по сезону;
  • формировать умение устанавливать взаимосвязь времени года и одеждой людей;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Куклы, сезонная одежда Воспитатель подбирает стихотоврения-иллюстрации под каждое время года, дети одевают куклу, комментируя свой выбор.
«Матрёшки» Математика
Математика, ознакомление с окружающим миром, физкультура - всё зависит от темы, которая сейчас изучается.
  • учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы;
  • совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;
  • научить совмещать детали игрушек по рисунку.
Трёхместная матрёшка Воспитатель предлагает малышам собрать игрушку по: размеру, рисунку и т.д.
«Теремок» Игра с предметами и картинками Развитие речи, ознакомление с окружающей средой
  • развивать связную речь;
  • упражнять в употреблении количественных и порядковых числительных; закрепить пространственное размещение «справа», «слева», «вверх» и пр.
Вырезанный из фанеры или плотного картона домик с отверстиями под картинки. Дети распределяют животных по окошкам:
  • имитируя звуки, которые они произносят;
  • отгадывая загадки, которые даёт педагог;
  • закрепляя пространственное расположение объектов;
  • рассказывая сказку.
«Собери бусы» Мозаика (настольно-печатная) Развитие речи, математика, художественно-изобразительное творчество
  • формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами;
  • закрепить знания о цвете, форме, количестве;
  • развивать внимание и сенсорное восприятие;
  • обеспечить ребёнку возможность в игре развивать мелкую моторику рук, проявлять активность, добиваться результата.
Бусы разной формы, цвета, размера, шнурок. Педагог предлагает малышам собрать бусы:
  • правой и левой рукой;
  • по цвету;
  • по форме;
  • по образцу;
  • по собственному замыслу, например, на 8 Марта для мамы.
«Назови ласково» Словесная Развитие речи, ознакомление с окружающей средой.
  • познакомить с уменьшительно-ласкательной словообразовательной формой;
  • расширять словарный запас малышей;
  • прививать любовь к языку.
Картинки с некоторыми из названных объектов. В зависимости от темы, педагог называет слова, а дети отвечают уменьшительно-ласкательной формой (волк - волчок, собака - собачка; белка - белочка и т.д.).
«Играем в слова»
  • развивать речи;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство языка.
Картинки (опционно) Педагог предлагает тему, дети называют слова, с ней связанные. Учитывая возраст, часть речи не важна. Зима: шапка, шуба, валенки, лыжи и т.д.
«Эхо» (по такому же принципу проводится игра «Слух») Отрабатывать навыки звукопроизнесения. Воспитатель громко произносит гласный звук (а-а-а), дети тио повторяют.
«Волшебный мешочек» Учить определять предметы по комплексу запоминающихся признаков. Картинки, игрушки, мешок. Воспитатель расставляет все объекты на столе, дети запоминают, что там. Затем отворачиваются, воспитатель прячет в мешок один предмет. Дети угадывают, чего не хватает.

Временной план

Длительность игры во второй младшей группе - 10 минут. За это время педагог с детьми прорабатывает четыре этапа.

  1. Вводная часть - до 2 минут. Воспитатель мотивирует ребят на игровую активность.
  2. Ознакомление с игровыми условиями - до минуты. Педагог объясняет задание и демонстрирует порядок выполнения.
  3. Игровая деятельность малышей - до 5 минут. Этот этап включает также усложнение задания, как вариант индивидуализации игры.
  4. Завершающий этап - до 2 минут. Воспитатель оценивает результаты, хвалит малышей за работу, внимательность и аккуратность.

Это интересно. Хронометраж дидактической игры очень приблизителен, так как время на выполнение игрового задания зависит от содержания забавы, а также от количества игровых действий, которые детям необходимо выполнить.

Если до проведения игры была физкультура, хореография, то время забавы стоит сократить минуты на две-три

Как оценить результат игры

Под результатом игры подразумевается оценка решения задачи и выполнения правил. Проводится этот анализ с двух сторон: воспитанников и воспитателя. С точки зрения первых, учитывается:

  • степень моральной удовлетворённости процессом игры и своим участием;
  • уровень проявленной сообразительности, внимания, памяти;
  • эмоциональный настрой.

Воспитатель же оценивает обучающую игровую деятельность с позиции:

  • точности выполнения поставленных проведением дидактической забавы задач;
  • осуществления предписанных игровых действий;
  • организации игровой ситуации.

Таблица: пример конспекта дидактической игры «Почини машину» для второй младшей группы

Игра Почини машину, кроме всего прочего, ещё и формирует представление о гармоничном сочетании цветов

Видео: дидактическая игра с игрушками во второй младшей группе «Кто живёт в лесу»

Видео: настольно-печатная дидактическая игра во второй младшей группе «Собери цветок»

Успешная реализация программных целей и задач в детском саду заключается в нахождении продуктивной формы для усвоения малышами содержания учебных дисциплин. И таким обрамлением в обучении является дидактическая игра, с помощью которой дети получают знания, опыт социализации и коммуникации. Вот почему очень важно, чтобы педагог тщательно продумал и спланировал все этапы организации обучающей забавы, а также методически грамотно выстроил её проведение.

Этап Содержание
Вводный Воспитатель подзывает детей и показывает игрушку Светофорчика:
-Ребята, к нам в гости пришёл Светофорчик. Он говорит, что у машин отвалились колёса и раскатились в разные стороны. Светофорчик их собрал и принёс в детский сад. Он просит починить машины, чтобы на дороге не случилась авария.
Ознакомление с условиями - Давайте поможем Светофорчику и подберём колёса к машинам. Колёса должны подходить по цвету и размеру к машине.
Игровая деятельность Дети выбирают себе наборы машин и кругов. Воспитатель просит назвать цвет и размер выбранных машин. Предлагает подумать, какие по размеру и по цвету нужны колёса для большой (маленькой) машины. Уточняет быстро или медленно поедет машина на выбранных колёсах.
Завершающий этап Когда все колёса подобраны, воспитатель от имени Светофорчика благодарит детей и предлагает поменяться машинами, чтобы продолжить игру.

Светлана Пименова
Картотека дидактических игр во второй младшей группе

«Вот так произносят звуки»

Оборудование : "Говорящий куб" - где меняются карточки , на которых изображены то насекомые, то животные. то различные предметы.

«Громко – тихо»

Цель : Учить детей менять силу голоса : говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.

Оборудование : Картинки с изображением больших и маленьких предметов (большая и маленькая машина, барабаны, дудочки, самолёты, и т. д.) .

Содержание : Воспитатель оказывает 2 машины и говорит : " Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так "БИ,БИ", Повторите . А когда маленькая, то тихо "би-би". Педагог убирает машины и говорит : "будьте внимательны, как только поедет машина, будьте внимательны, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо. Аналогично игра проводится с другими предметами.

«Лошадки цокают копытцами»

Цель : Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.

Оборудование : Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика.

«Шар лопнул»

Цель : Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Содержание : Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом : "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя : "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося : с-с-с (или ш-ш-ш) .

«Летят снежинки» , «Вьюга»

Оборудование : Сюжетная картинка " Вьюга".

По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" - тихо говорят : у-у-у-у; по сигналу "Сильная вьюга" громко говорят : у-у-у; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише.

«Назови ласково»

Цель : Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"

«Помоги найти маму»

Цель : Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.

Воспитатель : "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) "Кто у цыплёнка мама?" (курица) . Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т. д.

«Один – много»

Цель : Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.

Оборудование : карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход : У детей карточки

1. Задача детей назвать, что на картинке . Образец : У меня один кубик и много кубиков.

2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец : шар – шары, кубик – кубики.

3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец : деревья - дерево, утята- утенок.

«Чудесный мешочек»

Цель : В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Оборудование : Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему, а для более старших детей – из темной.

Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Ход игры. Смысл игры очень прост : необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные :

описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет) ;рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;описать его так, чтобы другие дети отгадали его;

назвать слова на данную букву;

Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.

«Части суток»

Цель : закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток : утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила : по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять , почему он ее поднял.

Игровое действие : поиск нужной картинки .

На столе у играющих разные картинки , отражающие жизнь детей в детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок . Дети выбирают себе картинку , внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки , поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро : дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день» . Поднимают картинки те , у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток : на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.

Педагог. Вечер.

Дети поднимают соответствующие карточки .

Почему ты показал эту карточку ?

Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.

Педагог. Ночь.

Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.

Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки : розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.

Затем все карточки перемешиваются , и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности : педагог сначала называет «вечер» , а потом «утро» , тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.

«Скажи какой?»

Цель : развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

Задачами данного пособия являются : развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре ) .

Ход игры : Детям раздаются карточки с изображением разного настроения людей, состояния предметов.

Ребенок должен назвать определения в сравнении (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная ).

Усложнение : ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой) .

«Какое время года?»

Цель : Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Задание : необходимо подбирать картинки и предметы , соответствующие времени года.

Правила : вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу ; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.

Материал : круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год» . На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

«Один – много»

Цель : Учить находить разное количество предметов : один или много.

Оборудование : карточки с изображением предметов : один предмет и много предметов.

Ход игры : У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

Задача детей найти по заданию воспитателя, где находится один предмет, где их много.

«Узнай по форме»

Цель : учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предметы разной формы.

Ход игры:

1. Картинки делятся на две части : геометрические формы, изображения разных предметов. Подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор : «Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы» . Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

2. Детям раздаются геометрические фигуры. Каждый ребенок выбирает из всех карточек изображения предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная) .

«Чего больше - чего меньше»

Цель : учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов , устанавливать равенство и неравенство групп предметов , пользуясь словами «больше» , «меньше» , «поровну» .

Оборудование : картинки с изображением разного количества предметов

Ход игры : Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение : в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов.

«Угадай, что это?»

Цель : Учить детей различать и называть геометрические фигуры.

Оборудование : Домики с вырезанными окошками, геометрические фигуры по форме окошек.

Ход игры : Педагог раздает домики детям, предлагает движением руки обвести контуры окошка, найти геометрическую фигуру и закрыть окошко. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям : «У вас на столах лежат домики с окошками разной формы, и такие же фигуры. Разложите все фигуры на окошки так, чтобы они спрятались».

«Из каких фигур состоит предмет»

Цель : Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) .

Оборудование. Картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.

1 Вариант :

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого они цвета.

2 Вариант :

Детям предлагается выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку , затем – рядом с картинкой , а затем – по памяти. Педагог спрашивает : «Что составил? Из каких геометрических фигур?» .

3 Вариант :

Детям показывается карточка и предлагается запомнить, какие фигуры использованы в изображении.

«Что где находится»

Цель : Познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.

Оборудование : картинки сюжетные , картинки предметные из сюжета картинок .

Инструкция к проведению : Педагог предлагает назвать, где находится предмет на картинке по отношению к другим предметам, расположить предмет на картинке .

«Положи куда скажу»

Цель : Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на листе.

Оборудование. Карточки , разделенные на верхнюю и нижнюю полосы, мелкие картинки .

Ход игры. Раздаются детям карточки - «полки» и картинки .

Педагог предлагает положить на верхнюю полку мяч. Положите на нижнюю полку машину.

Дети постепенно выкладывают картинки на карточки - «полки» .

Воспитатель : Что у тебя на нижней полке? На верхней полке?

Побуждают детей отвечать полным предложением.

«Что длиннее, выше, толще»

Цель : Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные или капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки : толстый мишка и тоненькая кукла, картинки с предметами , различными по величине.

Ход игры. В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки) . Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки : одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. В. обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Сравнивают предметы по величине на картинках .

«Разложи по порядку (в пределах 3) »

Цель

Материал. 2 комплекта трехместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков. Цель : учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.

Ход игры. Все матрешки выставляются в ряд. Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом : «Я - Матреша, я - Наташа, я – Даша» . Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель) . Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу) . Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) трех вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек , и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать» ). Предлагает построить их по росту.

«Скажи наоборот»

Цель. Учить детей называть предметы, противоположного качества по размеру и количеству.

Воспитатель показывает картинку и говорит : «Это высокий дом, а наоборот как сказать?» Ребенок находит картинку и говорит : «А этот дом низкий» и т. д.

«Назови цвет»

Цель : Продолжить знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать и называть их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал : Цветные листы 10 х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Дети выбирают квадрат нужного цвета и накрывают квадрат.

«Назови форму»

Цель : Учить детей различать и называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и выполнять действия с ними.

Материал : Карточки с изображением контуров фигур, пластиковые фигурки.

«Угостим мышек чаем»

Цель : Развивать умение сравнивать предметы по величине (3 предмета) . Активизировать в речи детей слова "Большой, поменьше, маленький"

Материал : Изображение трёх мышек разной величины, трёх чашек и трёх блюдец.



 
Статьи по теме:
Ничья вещь. Шон Тан. Ничья вещь Книги Шона Тана, переведенные на русский язык
«Полагаю, вы хотите узнать, о чём эта книга, просто прочитав обложку? Понимаю – времени у всех не хватает, дел невпроворот и у большинства из нас наверняка полно занятий поважнее, чем рассматривать книжку с картинками про гигантскую красную вещь, потерянн
Искусственный интеллект (ИИ)Artificial intelligence (AI)
Тест Тьюринга, предложенный Аланом Тьюрингом , был разработан в качестве удовлетворительного функционального определения интеллекта. Тьюринг решил, что нет смысла разрабатывать обширный список требований, необходимых для создания искусственного интеллекта
По характеру хранимой информации
База данных Например: Фактографические тах, представленные в строго определенном формате. Документальные ) Хранилище информации процедура ввода поиск – процесс обработки запроса; обработка выдача информации
Определение понятия, где применяется и откуда пошло слово Квинтэссенция значение слова
Большинство слов, используемых нами в повседневной жизни, имеют определенные значения. Но встречаются и такие термины, смысл которых однозначно объяснить невозможно. Попробуем объяснить, что такое квинтэссенция. Данное слово часто мелькает во всевозможных