Элечек — женский головной убор. День кыргызского калпака: как правильно носить традиционный головной убор Киргизский головной убор

"Радио Азаттык" — киргизская редакция "Радио Свобода" только что сообщило, что депутаты Киргизии подготовили проект закона, обязывающий президента, премьер-министра и спикера парламента надевать во время официальных приемов и зарубежных визитов национальный головной убор ак калпак (белый колпак). Проект закона также обязывает спортсменов носить национальный головной убор на международных соревнованиях. По мнению авторов документа, это необходимо для "духовного развития и сохранения многовековой традиции киргизского народа" и для того, чтобы "повысить узнаваемость народа Киргизии". Законопроект приравнивает ак калпак к государственному флагу, гербу и гимну.


Калпак - это кыргызский национальный мужской головной убор. Его называют “ак калпак” (белый колпак), так как шьется в основном из белого войлока.

Ак калпак мужчины начали носить в Средней Азии в древние времена, c XIII векa. Eго надевали от хана до бедняка, от молодых джигитов до аксакалов. Какой народ и кто именно изобрел этот головной убор, сейчас уже не узнать, но почти с уверенностью можно сказать, что кыргызы - единственные, кто до сих пор носит его в массовом порядке.

Калпак не только дополнял традиционную мужскую одежду, состоящую из войлочного или овчинного пальто и сапог, но и был главным атрибутом в установлении социальной принадлежности его носителя. Богатый человек носил калпак повыше - тот как бы прибавлял роста и делал человека более импозантным. Всаднику же калпак придавал мужественность благодаря устремленным вперед изогнутым углам. И именно в нем исторически выработался стойкий художественный вкус, уходящий своими корнями в глубину веков.

Для калпачного войлока служит вымытая, вычищенная, вычесанная, нигде не использованная белая тонкорунная шерсть. После изготовления войлока, его художественно кроят, а потом вырезают.

В XIX веке производство колпаков было женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления калпака заказчик сдавал целое руно молодого ягнёнка и руно брали в качестве оплаты.

Каждый элемент калпака не случаен. Этот старинный национальный головной убор шьется из четырех клиньев, расширяющихся книзу, по бокам клинья до конца не сшивают, что позволяет поднимать или опускать поля, защищая глаза от яркого солнца высокогорья.
На макушке калпака пересекаются 4 линии окантовки:
1.Олицетворение солнца.
2.Символ жизни, бытия и существования.

Верх обязательно украшает кисточка. Она должна всегда находиться спереди: кисточка символизирует арчу, которая у кыргызов ассоциируется с вечностью.
Кисточки на макушке:
1. Олицетворение потомства и пускание глубоких корней.
2. Символ мир, достатка и сытой жизни.
3.Олицетворяет радостную молодость и почтенную старость.

Разновидность колпака — ай калпай, была без разрезных полей. А уж об орнаментах, украшающих белый войлок калпака, сложены сотни легенд.

Существует около 80 видов калпака. Делятся они по форме, сложности изготовления, значению и, конечно же, цвету. Точнее сам ак калпак, на то и “ак”, что всегда традиционно должен оставаться белым, а вот окантовка меняется в зависимости от возраста.

Зеленая или красная окантовка - детский калпак. Его надевали мальчики. Зеленый цвет - символ молодости, и он показывал, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны всему учиться


Синяя или голубая окантовка - юношеский ак калпак. В таком цвете ходили молодые люди после 20 лет. Цвет неба говорил о росте и взрослении.


Калпак с коричневым кантом надевали мужчины за 30, когда уже росла семья, главы семей накопили достаточно жизненного опыта и могли приносить пользу своей родине.

Коричневый на бежевый цвет окантовки мужчины меняли уже в зрелом возрасте, после сорока. Когда могли подавать пример другим, подрастающему поколению.

Черный кант появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Черная линия на белом фоне означает мудрость. А вот если пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, это означало: повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

Самый почетный полностью белый калпак - головной убор старейшин, аксакалов. Дарят его только в знак признания лидерства человека.

Парадная форма кыргызстанцев на различных официальных мероприятиях, спортсменов из КР на международных соревнованиях обязательно включает в себя именно белый калпак. При назначении на должность либо избрании чиновников их обязательно чествуют белым калпаком: традиция дарения калпака в суверенном Кыргызстане вошла даже в государственный этикет!

Считается, что парламентскому государству как нельзя лучше соответствует именно калпак, как самый демократичный головной убор. Также его называют и самым мобильным, и самым практичным: калпак благодаря окаймленным клиньям можно сложить вчетверо без ущерба для его формы; можно вывернуть наизнанку, ведь изготавливается он из мягкого войлока; в непогоду калпак не пропускает дождь и снег и согревает, а в жаркие дни - охлаждает.

В эпосе “Манас” кыргызский народ характеризуется как “народ, носящий белый калпак, вершина которого белая, как вершины Тянь-Шаньских гор, а основание темное, как подножие гор”.

B 2011 году даже учредили специальный национальный праздник с целью популяризации национального головного убора. Празднуют его 5 марта.

В этот день в школах и лицеях традиционно проходят классные часы на тему о калпаке, в музеях и театрах - презентации на тему исторических корней происхождения калпака, в столице организуются всевозможные флешмобы, активисты молодежных движений даже выходят на праздничный парад, учащиеся школ и студенты вузов устраивают различные национальные игры на центральной площади, исполняют танец кочевников “Кара жорго”.

Огромный, специально изготовленный к этому случаю, 3-метровый калпак традиционно проносят по центру Бишкека и мимо столичной мэрии, а на площади Ала-Тоо уже несколько лет подряд организуется праздничный концерт.

По данным пресс-службы мэрии Бишкека, самый крупный в мире ак калпак - это точная копия традиционного головного убора, изготовленная в соответствии со всеми традициями из естественных материалов.

И ак калпак идет всем. Узнаете знаменитостей?

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей киргизов, которые могут показаться жителям России удивительными и немного странными.

Они меряют статус по высоте шапки

Людей в войлочных головных уборах можно увидеть на улице Бишкека или Оша как в удушающую жару летом, так и лютым холодом зимой. А все потому, что здесь до сих пор жива традиция определять статус мужчины по его колпаку. Простые люди традиционно носили низкие колпаки, а представители высших слоев - более вытянутые. Люди старшего возраста и имеющие особый статус по традиции носят «бакай калпак»: головной убор из белого войлока с черными пересекающимися окантовками и ручной вышивкой.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель - забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Они окуривают рынки дымом от сглаза

На рынках в Киргизской Республике можно часто увидеть женщин, разгуливающих вдоль рядов с дымящимися ступами и обмахивающих этим кислым пронизывающим дымом каждый второй ларек. В ступах дымится арча (можжевельник), и ее дым считается отличным средством от сглаза и злых духов. Таким образом эти женщины скромно, но все же зарабатывают: без спроса обдувают лавку, и ее хозяин уже оказывается вынужден заплатить небольшую сумму, часто 10–20 сомов (1 рубль = 1,06 сома).

Их юрты могут стоит дороже иномарки

Искусство изготовления киргизских юрт боз-уй недавно вошло в список наследия ЮНЕСКО. Юрта продолжает занимать важное место в жизни киргизов: в них живут семьи во время сезонного перегона скота, для детей кочевников в юртах организованы детские сады, по всей стране юрты используются как временные точки продаж или места общественных встреч. Стоимость юрты варьируется в зависимости от ее размера, вместительности и материалов: самая дешевая будет стоить порядка 80 000 руб., а что касается самой дорогой - совершенству предела нет. На форумах можно увидеть объявления по продаже юрт как за $3000, так и за $15 000. При этом срок службы юрты намного дольше, чем у среднестатистической иномарки, - примерно 25 лет в кочевых условиях.

Они строят юрты для покойников

Юрта занимала и продолжает занимать важное место и в похоронных обрядах. Даже в Бишкеке во дворах между пятиэтажками можно иногда увидеть поминальные юрты. Семья покойника возводит юрту, оставляет усопшего в ней на две ночи и три дня и позволяет таким образом всем родственникам, знакомым и соседям проститься с ним. Близкие родственники ушедшего при этом остаются в юрте круглые сутки.

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего - перешагнуть через него. Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки.

Они строят дачи из грузовых контейнеров

Путешествуя по Киргизии, обращаешь внимание на удивительную привязанность местных жителей к списанным грузовым контейнерам. Из них в Бишкеке по принципу LEGO составлен целый рынок, из них же получаются отличные гаражи и офисные помещения, а два-три контейнера подряд с вырезанными окнами превращаются в дачу. Один контейнер стоит чуть менее $1000, в разы дешевле хорошей юрты, а возводится почти так же быстро. В общем, киргизы не отстают от современных трендов в архитектуре и вовсю следуют принципам вторичного использования.

У них стол - это пол

Путешественники, планирующие поездку в Киргизскую Республику, должны быть готовы к ежедневным гимнастическим увертюрам, которые им придется совершать, садясь за стол. Дело в том, что здесь принято есть, сидя на циновке на полу, а если не на полу - то на приподнятых платформах, имитирующих пол. Если в начале застолья сесть на пол обычно не представляет особого труда, то после обильного пира, продолжающегося не один час, встать из-за стола получится, только держась за соседа.

Они преподносят хвост барана в знак уважения

На особо важные события и праздники в Киргизии принято резать барана. При этом разные его части будут предназначены разным гостям вокруг стола - в зависимости от их положения. Голова барана чаще всего подается самому почетному гостю, хвост - почетной гостье, а подвздошная (тазовая) кость - старейшине. Счастливчик, получивший голову, должен вырезать глаза барана и разрезать их пополам, поделившись деликатесом с другим гостем, которого он бы хотел чаще видеть. Нёбо обычно дарится молодой женщине, в то время как левое ухо остается у хозяина, а правое отдается детям.

У них нельзя вставать без омена из-за стола

Омен перед едой и после еды уже не воспринимается в Киргизии как религиозный обряд, хотя свои корни берет именно в мусульманстве. Поднеся обе ладони к лицу и произнеся «омен», киргизы таким образом благодарят за стол. Обычно омен совершается совместно, включая гостей. В конце любого праздника, успешных переговоров или простого употребления пищи старший из присутствующих или почетный гость произносит благодарственные слова и дает небольшое напутствие, а потом все собравшиеся одновременно совершают омен. После омена брать еду со стола не принято.

Элечек (кимишек, бас орау) - головной убор замужних женщин у некоторых тюркских народов (кыргызы, қазақи, каракалпаки, ногаи - весьма близкие друг к другу по языку и генеалогии-санжыре народы). Сегодня, когда идет возрождение собственных культурных ценностей, очень важно не замкнуться в своих национальных квартирках и искать различия между близкородственными народами. Гораздо важнее находить общее и восстанавливать богатое наследие собственных общих предков без всяких споров о том, что есть, например, кыргызское или қазақское, и у кого оно появилось вначале. Как можно разделять что-то на свое и чужое, если мы происходим от одних предков? Поэтому здесь представлены все виды элечеков, которые могли быть или будут у кыргызов, так как они были и есть у других братских нам народов. Параллельно я попытаюсь дать объяснения тем или иным деталям элечека, естественно, в своей интерпретации, а правильность выводов на выбор читателя - я всего лишь выражаю свое мнение.

Собственно говоря, элечек - это тюрбан, который весьма распространен у многих народов, ориентализованый (образ Востока в глазах Запада) образ которого связан с образом роскоши и дворцово-гаремной сексуальности. Однако у тюркских народов, тюрбан-элечек, напротив, связан с образом чистоты женской и материнской порядочности. Уже в древности в Центральной Азии символически тюрбан был связан больше с женским началом и женским циклом, зачастую условно привязываемым к лунному, что отражало способность к деторождению.

Реконструкция женского головного убора, выполненная на основании стенной росписи Пенджикента (VII в.), изображающей богиню Луны

Что именно считать элечеком и чем он отличается от тюрбана? Элечек должен состоять минимум из двух (трех) частей, (1) тюрбана (собственно элечек), (2) хвостика от тюрбана, прикрывающей косы и (3) ткани, прикрывающей щеки и шею). Иногда для сохранения формы элечека ее наворачивают на тюбетейку.

Элечек предохранял замужних женщин не только от дурного глаза, но и от солнечных лучей. Недаром поэтическими эпитетами молодых невесток и жен (келин-жеӊе) стали «белые щечки» и/или «белая шейка», так как в отличие от девичьей шапки, элечек предохранял кожу женщины от загара. Необязательно элечек мог быть из белого материала, например, у каракалпаков молодые жены носили кимишек из красного материала, а более пожилые - белые.

Красный и белый кимишеки каракалпаков

Слово кимишек (у қазақов и каракалпаков), возможно, это сокращение от «кийим элечек» - по крайней мере, так называли кыргызы элечек қазақских женщин. Другой женский головной убор каракалпаков дает возможное объяснение одной из деталей элечека. У каракалпаков женщины на тюбетейке носят «попек» - дополнительное украшение в виде кистевого шарика или кисти - причем незамужние девушки и девочки носят попек на левой стороне, а замужние - на правой стороне тюбетейки.

Попек на тюбетейках каракалпакских женщин

Это наводит на мысль о том, что попек показывал принадлежность женщины той или иной стороне - вспомним, что юрта делится на женскую и мужскую половины и тюркский эл в древности также делился на каганский (условно мужской) и катунский (условно женский) крылья. Попек на той или иной стороне тюбетейки также символизировал принадлежность женщины самой себе (к левой стороне, к которой еще можно ходить) или принадлежность какому-либо мужчине. Точно так же часть материала элечека загибалась в ту или иную сторону, что дополнительно (помимо самого элечека) символизировало то, что женщина уже принадлежит тому или иному мужчине, впрочем, как и он ей.

Элечек, завернутый направо (қазақи и каракалпаки)

И здесь необходимо небольшое пояснение, почему одни элечеки завернуты влево, а другие вправо. Возможно, это связано с тем, что в древности у тюрков (условно) мужским главенствующим крылом считалось левое крыло, но позже (возможно, в постмонгольский период) главным (условно) стало правое крыло, поэтому в символическом обозначении принадлежность к мужскому немного спуталась. А возможно, просто женщины одного рода-племени заворачивали элечек в одну сторону только потому, что женщины другого рода-племени заворачивали его в противоположную сторону (здесь уместно добавить фразу, которую использовали мусульманские историки: «Аллах знает лучше», особенно, если это касается женской одежды).

Элечек, завернутый налево (кыргызы, қазақи)

Разновидность элечеков варьируется не только от принадлежности тому или иному роду-племени, но и от статуса женщины в семье. Так, например, вдовы носили черный элечек, а женщины статусом выше носили элечек больших размеров или выше, или и выше, и больше. Например, на этом фото поклона новоиспеченного қазақа-жениха матери и родственницам невесты понятно сразу, кому именно в первую очередь адресован поклон, который, кстати, сегодня қазақские джигиты отказываются делать, в отличие, например, от кыргызов-женихов.

Между тем, количество разновидностей қазақского кимишека достойно поклонения.

Некоторые разновидности қазақского кимишека

Впрочем, как и у любого другого тюркского народа, замужние женщины которого надевают элечек. Некоторые элечеки были с выступом вперед, что очень похоже на копирование сакского калпака.

Қазақи (Сырдарья)

Кроме всего прочего, возможно, в элечеках может присутствовать два хвостика, так как замужняя женщина заплетала две косы (у нас используется один широкий), как видим на этих половецких изваяниях.

Однако возникает вопрос, как работали женщины в таких больших головных уборах? Опять-таки, скорее всего, количество материала элечека и, соответственно, его вес и комфортность для работы зависели от статуса и возраста женщины в семье. Кроме того, женщины могли работать не только в небольших элечеках, но и платках, как, например, эти две қазақские молодухи, которым предстояло работать за пятерых.

Зависимость размера тюрбана от положения женщины в целом, возможно, прослеживается в тюрбанах других этнических групп, статус которых был неравен статусу господствующей тюрко-мусульманской верхушки. Так, например, тюрбаны и кимишеки цыган, чала-қазақов и евреев был намного меньше в размерах и в весе, как и вес этих групп в тогдашнем обществе.

Цыганка, чала-казашка, еврейка

Поэтому, возможно, следует учитывать зависимость размеров элечека от статуса женщины в роду и ее возраста. Очень даже возможен облегченный вариант элечека, который, судя по всему, существовал. На этой миниатюре из Шах-наме, написанной в XVI веке для турецкого султана и хранящейся в Топкапы в Стамбуле, видны женщины с небольшими тюрбанчиками (судя по кругам на головном уборе материя завернута несколько раз вокруг головы, как и элечек) и накосниками.

Афганские кыргызские женщины используют облегченный вариант элечека, который весьма удобен для повседневной жизни.

Скорее всего, мы привыкли к большим элечекам из-за того, что в начале 20 века, когда делались фотографии кыргызских женщин в элечеках или своим собственным воспоминаниям, и их носили в основном женщины старшего возраста, которым и полагалось носить на голове больше материала по статусу. Сегодня, когда удобство повседневной одежды является определяющим для выбора женщин, вполне возможно рекомендовать носить по случаю элечеки и меньших размеров. Возрождение национально-культурных ценностей может идти не только по сохранившейся этнографической истории конца XIX-начала ХХ вв., можно пойти гораздо дальше и разнообразить гардероб наших женщин, чему они и сами будут рады.

Следите за нашими новостями на

Сегодня, 5 марта, в Кыргызстане отмечается День кыргызского национального головного убора – ак калпака. В последние годы его носили лишь в редких торжественных случаях. Для того чтобы популяризовать традиционный головной убор, власти в 2011 году учредили День ак калпака. Надо отметить, усилия дали положительный результат. Молодежь проводит флешмобы в белом калпаке, дизайнеры предлагают новые концепции традиционного головного убора, а иностранцы массово закупают экзотичный для них аксессуар.

В кыргызской культуре калпак был, пожалуй, самым демократичным головным убором. Его носили все мужчины без исключения – от хана до бедняка, от юношей до стариков. Отличались они лишь по форме и цвету, которые говорили о социальном статусе, материальном положении и возрасте владельца.

Сейчас традиция дарения калпака вошла даже в государственный этикет. При назначении на должность либо избрании чиновников теперь чествуют белым калпаком, а парадная форма кыргызстанских спортсменов на международных соревнованиях обязательно включает в себя белый калпак.

Настоящий калпак шьют только из натурального войлока. Для него отдельно изготавливается специальный войлок из вычищенной, вычесанной, белой тонкорунной шерсти свежей обработки. Поэтому калпак считался не только традиционным головным убором кыргызов, но и подчеркивал материальное благосостояние владельца. В древности даже говорили: "Взрослый верблюд - цена калпака из того сукна".

Сейчас калпак из натурального войлока в Кыргызстане оценивается минимум в 1500 сомов, тогда как его аналог с примесью синтетических материалов стоит около 200-300 сомов. Почти в два раза дороже он стоит в онлайн-магазинах, где в основном его заказывают иностранцы, наслышанные о практичности головного убора. В Москве калпак можно купить примерно за 2 тыс рублей, в онлайн-магазине он стоит от $30 до 50.

Говоря о практичности, нужно отметить, что калпак является самым "мобильным" головным убором. Благодаря мягкому войлоку его можно вывернуть наизнанку, а окаймленные клинья позволяют сложить его в четыре раза, при этом головной убор не теряет свою форму. Из-за плотного войлока из натуральной шерсти калпак согревает в холод, охлаждает в жару, а в дождь не пропускает влагу.

Калпаки кроят разных форм, и все они имеют своеобразный орнамент, но каждая вышивка и цвет имеет свое значение. Четыре линии окантовки - это символ жизни; кисточки на макушке олицетворяют потомство и память предков; узор говорит о разветвлении рода, но слишком сложные узоры делать не принято, дабы не показаться хвастуном. Цвет окантовки означает возраст и жизненный опыт его владельца.

Мальчикам в 12 лет принято дарить калпаки с зеленой каймой, в знак того, что они находятся в начале своего жизненного пути и должны учиться всему.

24-летним молодым людям дарят калпак с голубой каймой, 36-летним мужчинам – с коричневой, олицетворяющей землю. Это означает, что в этом возрасте мужчины уже завели собственные семьи и набрались достаточно опыта, чтобы приносить пользу своей родине.

В 48 лет полагается дарить головной убор с бежевой каймой, означающей, что они уже могут подавать пример подрастающему поколению, а 60-летним мужчинам можно дарить калпаки с черной бархатной каймой. Черная линия на белом фоне означает мудрость, богатый жизненный опыт его владельца и умение отличать хорошее от плохого.

Существует около 80 видов калпака. Они делятся по формам, степени сложности изготовления, значению и практичности.

Также калпак говорил о семейном статусе мужчины. Если молодой человек выходил в свет в белом калпаке с красной каймой, то это говорило о том, что он в активном поиске второй половины. В этот момент сваты должны были подсуетиться и свести его с потенциальной невестой.

Когда пожилой вдовец надевал белый калпак с каймой из черного войлока, то это значило, что повзрослевшие дети разрешили ему жениться во второй раз.

Калпак из белоснежного войлока с отделкой из белых тканей дарят только в знак признания лидерства человека.

Калпак нельзя бросать, терять, ставить на землю, продавать или передаривать свой калпак другому. Считалось, что вместе с ним человек лишается своего достоинства, ума и благочестия. Головной убор символизировал священную защиту, и нападение на его владельца считалось святотатством и богохульством.

Калпак нужно снимать двумя руками и ставить только на почетном месте, а перед сном необходимо оставлять его у изголовья.



 
Статьи по теме:
В чём польза и вред молочного жира и что такое его заменитель?
Подсчитано, что среднестатистический человек съедает за день приблизительно 2.5 кг еды, в год это выходит почти 1000 кг. На сегодняшний момент на планете Земля проживает около 7 миллиардов человек. С каждым днем население нашей планеты увеличивается.Что б
Способы приготовления тефтелей со щукой
Наряду с котлетами и фрикадельками большой популярностью у хозяек пользуются и тефтели. Их главная особенность в трех ключевых моментах: форме, наполнении и подаче. Это блюдо тюркского происхождения в виде шариков (по размеру крупнее фрикаделей). Готови
Щавелевый суп с говядиной рецепт классический Суп щавелевый с мясом
Приветствую вас, дорогие читатели кулинарного блога! Из мы уже знаем, что суп из щавеля является одним из вкуснейших и простых в приготовление блюд. Продуктов на него тратится мало, поэтому суп очень экономичен. А также же растение богато различными витам
Зразы картофельные с курицей и грибами — рецепт
Картофель очистить, нарезать кусочками, залить водой и поставить на огонь. Довести до кипения, воду посолить, варить картошку до готовности (25-30 минут) на небольшом огне. Лук очистить, нарезать мелко, обжарить на растительном масле, помешивая, до золоти