Догматизм философии гегеля. Догматизм — это что такое? Происхождение понятия догма

В авторитеты .

Термин «догматизм» применяется в сфере политики , религии и философии .

Религия

Религиозный догматизм характерен для религий , требующих веры в догматы , утверждаемые в качестве непреложных истин и обязательных для всех верующих.

Философия

В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм и критицизм .

Скептицизм

Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией. Древнегреческие скептики Пиррон и Зенон , отрицая возможность достижения истинного знания , называли «догматиками » всех философов, выдвигавших и защищавщих какие бы то ни было утверждения (догмы) о вещах как таковых (субстанциях). Быть может, обо всём познаваемом желательно говорить «мне так кажется». Быть может, стоит сомневаться в том, что есть на самом деле.

Критическая философия

Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе , а познаёт только явления , закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.

Гегельянство и марксизм

Догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения <…> диалектическое мышление <…> не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными .

Эта критика догматизма была воспринята от Гегеля и диалектическим материализмом .

Политика

В политической сфере «догматизм» является расхожим политическим клише . В частности, коммунисты использовали ярлык догматизма в паре с ярлыком ревизионизма : «ревизионизм» означал недопустимую степень изменения марксистского учения , а «догматизм» - недопустимую неизменность.

Напишите отзыв о статье "Догматизм"

Примечания

См. также

Литература

  • Радлов Э. Л. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Ситковский Е. П. , Куцобин П. В. // Большая советская энциклопедия
  • Флоренский П. А.

Отрывок, характеризующий Догматизм

– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.

И. Фихте (1762-1814 гг.) критикует Канта «справа» за признание «вещи в се­бе» и за догматизм (материализм). Суть его критики состоит в следующем.

«Вещь в себе» – есть ничто. Кант допускает ее, чтобы объяснить наш опыт, но сам объясняет его «другим способом», с помощью априорных форм. Тем самым он отрицает необходимость существования того, на чем строится вся его система. Поэтому «вещь в себе» – это «чистая химера», которую «нет ника­кого основания допускать». Ее надо просто отбросить. С ее устранением рух­нет и все «догматическое знание».

Догматизм Канта. Признавая «вещь в себе», мы признаем, что она оп­ределяет наши представления о мире и соответственно наши действия в этом мире. Но если это так, то мы несвободны. Мы должны подчиняться миру вещей и принимать его таким, какой он есть. Это и есть догматизм. Догматизм ведет к материализму и фатализму, т.е. к отрицанию свободы. Конеч­но, догматизм не отрицает существования свободы, «ибо это было бы против­но разуму. Но своим исходным тезисом он опровергает сам факт существования свободы». Догматизм «совершенно отрицает самостоятельность Я» и делает его «простым продуктом вещи».

Спор между идеалистом и догматиком идет о том, «должна ли самостоя­тельность вещи быть принесена в жертву самостоятельности Я, или, наоборот, самостоятельность Я – самостоятельности вещи». Фихте выбирает свободу и самостоятельность Я, «жертвуя» вещью. Он делает это потому, что опроверг­нуть догматизм (материализм) можно только «из постулата свободы и само­стоятельности Я». Этот постулат стал основой философии Фихте.

Проблема свободы – основная в философии Фихте . Из признания сво­боды выводится и разворачивается ее основное содержание – учение об ак­тивной, деятельной природе человека. Человек рожден «не для праздного са­мосозерцания и размышления над самим собой и не для самоуслаждения своими благочестивыми чувствами», он рожден для деятельности. «Действо­вать! Действовать! Действовать! – вот для чего мы существуем». А действовать может только свободный человек. Для Фихте свобода – это не субъективный произвол, свобода – это добровольное следование человека нравственным законам.

Основой философии Фихте является «абсолютное Я» или абсолютный субъект . Это «абсолютное Я» обладает бесконечной, активной деятельностью, творящей весь мир, в том числе и отдельное эмпирическое Я.

Отсюда главное отличие философии Фихте от философии Канта. У Канта познающий субъект активно участвует в познании мира. У Фихте познающий субъект свободно и активно творит окружающий мир. У Канта источником на­ших знаний является объективный мир, у Фихте источником наших знаний яв­ляется «интеллектуальная интуиция».

Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рас­сматриваемой как самостоятельное начало, имеющее онтологически первич­ный характер. Единственной субстанцией при этом является субъект, Я, чистая деятельность. Высшим принципом деятельности является нравственный за­кон. Наиболее важным вопросом при этом является вопрос о свободе. В сво­ем учении о познании Фихте одним из первых среди философов предприни­мает попытку изучения проблемы бессознательного.

В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимают проблемы философии свободы и философии искусства. Одной из основных гносеологических про­блем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным). Разре­шение этого противоречия Шеллинг видит в высшем виде творчества – в ис­кусстве.

Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается на пути отде­ления ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого, как полагает Шеллинг, человек должен стремиться вос­соединиться с Богом. В этом и есть сокровенный смысл истории.

Гегель (1770-1831 гг.). Для Г. Гегеля духовная культура человечества пред­стает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума». Духовное развитие индивида воспроизводит стадии само­познания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно-дан­ных «вещей» и заканчивая «абсолютным знанием» – знанием форм и зако­нов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), ко­торый постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в кото­ром диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей.

Несомненной заслугой Гегеля является реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии, идеи которой сконцентрированы в трех книгах под общим названием «Наука логики».

Исходный пункт философии Гегеля – тождество бытия и мышления. Это значит, что бытие и мышление – это одно и то же, только существующее в раз­личных формах. Какова логика философии тождества? Вывести бытие из со­знания человека невозможно, поскольку надо объяснить возникновение са­мого человека и его сознания. Вывести сознание из материи тоже невозможно, поскольку невозможно объяснить, как протяженное и неживое (материя) мо­жет породить непротяженное и живое (мысль). Следовательно, надо было най­ти такую мыслимую первооснову, которая бы содержала в себе объективное, и субъективное, из которой соответственно можно было бы вывести и бытие, и мышление, доказав тем самым единство мира и неразрывную взаимосвязь бытия и мышления. Такой мыслимой первоосновой у Гегеля и стала Абсолют­ная идея или Мировой дух.

Всякая идея, даже Абсолютная – это мысль . Способ существования мыс­ли – процесс мышления. Абсолютная идея может мыслить только о себе, по­скольку ничего другого еще не существует. Процесс познания Абсолютной идеи самой себя – это процесс самопознания. Он и дает искомое мыслимое первоначало, содержащее в себе и объективное (объект мысли), и субъектив­ное (субъект мышления), дает единство объективного (то, о чем мыслят) и субъективного (сам процесс мышления). Так Гегель находит мыслимую перво­основу, из которой он затем выводит и бытие, и мышление.

Таким образом, Гегель решает проблему, поставленную Кантом, идеалистически. Он материальное бытие (природу и общество) превращает в мысли­мое бытие, в бытие мысли.

Принципиально новым у Гегеля было то, что он ищет не просто первоосно­ву, субстанцию мира, а такую первооснову, которая объяснила бы внутренние причины развития мира. Эту внутреннюю причину Гегель находит в том, что субстанция у него одновременно является и субъектом. Отсюда ключевое по­ложение философии Гегеля: «все дело в том, чтобы понимать и выражать ис­тинное не только как субстанцию, но в такой же мере и как субъект». Такую субстанцию – субъект Гегель и видит в Абсолютной идее, или, что нагляднее, в Мировом духе. Субстанция у Гегеля одновременно и субъект, познающий сам себя как субстанцию. Отсюда рациональный смысл философии Гегеля. Если субстанция, которую исследует Гегель, есть не что иное как сущность реальной природы и реальной истории, то Гегель, исследуя абсолютную идею, исследует саму реальную действительность. В этом и состоит истинная цен­ность философии Гегеля. А поскольку природа и история – это та же «опредмеченная» мысль, то понятно, что наш разум вполне в состоянии познать их как свое содержание. Отсюда вера Гегеля в бесконечные возможности чело­веческого разума. Отсюда критика агностицизма.

Процесс самопознания Абсолютной идеи самой себя включает в себя два момента:

а) процесс получения знания (диалектический метод);

б) и сами знания, полученные в результате этого познания (метафизичес­кая система). Здесь и возникает основное противоречие философии Гегеля -противоречие между диалектическим методом и метафизической системой.

С одной стороны, диалектика доказывает необходимый и бесконечный ха­рактер процесса развития, а следовательно, и процесса познания. С другой стороны, система требует закончить процесс познания, как только закончился процесс самопознания Абсолютной идеи самой себя. Ей просто больше нече­го познавать. Поскольку процесс самопознания завершается в философии Гегеля, то, следовательно, этой философией завершается и весь процесс че­ловеческого познания. В результате знания, полученные в философии Гегеля, становятся абсолютными и окончательными. Метод приходит в столкновение с системой.

Это противоречие любой философии, объясняющей мир из сознания. Ка­ково бы это сознание ни было, его содержание составляют только те знания, которые человечество имеет на данный момент. И как только они исчерпаны, процесс познания из сознания завершается.

Философия Гегеля – классический вариант рационалистической фило­софии. Гегель хочет сделать философию наукой. Философское знание долж­но быть понятным для всех, знанием, пригодным для изучения и передачи дру­гим. Философское знание должно быть таким же, как любое другое научное знание. Его философия направлена против тех, кто утверждает, «что абсолютное следует не понимать, а чувствовать и созерцать, что исследованием дол­жно руководить не понятие его, а чувство и созерцание». Такого рода филосо­фы считают себя избранниками, «которым бог дает мудрость во сне; но зато Все, что они в действительности получают и порождают во сне, и относится лишь к области снов». В наше время эти слова звучат более чем актуально.

Таким образом, если философия хочет давать знания, она должна идти тем же путем, что и наука. Путем, «открытым для всех и для всех одинаково устроенным». Путем, ведущим к разумному знанию. Но разумное знание можно получить только с помощью разума, а не путем «экстаза, грез и сновидений». Это разумное знание и стремится получить Гегель, опираясь на разум.

Абсолютная идея осуществляет свое самопознание в трех формах, кото­рые и отражены в трех частях философии Гегеля: логике, философии приро­ды и философии Духа.

Логика. По определению Гегеля, логика – это «наука об идее в себе и для себя». Здесь абсолютная идея познает себя как чистую мысль. В логике дается глубокий и всесторонний анализ процесса познания. Эта часть философии Геге­ля носит универсальный характер и представляет наибольший интерес.

Философия природы – это «наука об идее в ее инобытии». Здесь абсо­лютная идея познает себя в форме «инобытия», т. е. в форме природы. Таким образом, природа- это та же идея (мысль), только в «опредмеченной форме». В этом и состоит тождество бытия и мышления. Формы природного бытия аб­солютной идеи рассматриваются в механике, физике и органике.

Философия духа – третий этап самопознания абсолютной идеи. Он связан с появлением человека и общества. Абсолютная идея познает себя с помощью человека. Философия духа состоит из трех частей.

1. Субъективный дух. Здесь рассматривается процесс индивидуального развития человека. Анализ этого процесса показывает, что в основе его лежит объективный дух.

2. Объективный дух. Он включает в себя нравственность и право. Нрав­ственность, по Гегелю, порождает право, семью и государство.

3. Абсолютный дух. Здесь дух отвлекается от всего косного, материаль­ного и познает себя как чистую «идею», как чистый «дух».

Это познание осуществляется в трех формах – в форме искусства, ре­лигии и философии.

Искусство – это низшая форма познания абсолютного духа. Оно происхо­дит в чувственно-предметной форме и является чувственным познанием.

Более высокая форма познания абсолютного духа – религия. Она дает чувственно-образное знание и, следовательно, имеет право на существова­ние наряду с наукой.

Высшей формой познания абсолютного духа является философия.

С помощью искусства и религии абсолютная идея познает себя в чувствен­ных формах. Это необходимо, но недостаточно. Она стремится познать са­мою свою сущность. Поскольку ее сущность состоит в том, что она мысль, то и познание ее завершается в науке, занимающейся мышлением, т. е. в филосо­фии, а именно в философии Гегеля. На этом процесс самопознания абсолют­ной идеи заканчивается. Закончился процесс самопознания абсолютной идеи, закончился и процесс познания вообще.

Историческое значение философии Гегеля состоит в разработке диа­лектического метода познания и диалектического способа мышления. Впервые история предстала как единый, взаимосвязанный, необходимый процесс развития природы, общества и мышления. С этого времени идея о внут­ренней необходимости исторического развития стала центральной идеей ев­ропейской философии. Правда, эта идея породила и трудноразрешимую проблему. Если исторический процесс имеет необходимый характер, то как совместить эту необходимость со свободной деятельностью людей?

Диалектический анализ процесса познания показал, что процесс по­знания, процесс получения истины есть именно процесс, который по са­мой своей природе не имеет и не может иметь завершения. Следователь­но, создание завершенной, абсолютной философии в принципе невозможно. Отсюда следовал неизбежный вывод – философия должна искать новые ос­нования и новые пути развития.

Гегель полагал, что развитие природы и общества идет благодаря само­познанию Абсолютной идеи. В его философии самопознание завершилось, следовательно, должна была завершиться и история. Однако история продол­жалась, и довольно бурно. Становилось ясно, что исходный тезис философии Гегеля неверен. Обращение к материализму, к изучению реальной природы и истории становилось неизбежным.

После Гегеля философия пошла по пути разработки отдельных, зачастую мало связанных друг с другом проблем. Век классической философии заканчивается.

«мнение, учение; решение») - способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

Термин «догматизм» применяется в сфере политики , религии и философии .

Религия

Философия

В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм и критицизм.

Скептицизм

Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией. Древнегреческие скептики (Пиррон и Секст Эмпирик), отрицая возможность достижения истинного знания , называли «догматиками » всех философов, выдвигавших и защищавщих какие бы то ни было утверждения (догмы) о вещах как таковых (субстанциях). Быть может, обо всём познаваемом желательно говорить «мне так кажется». Быть может, стоит сомневаться в том, что есть на самом деле.

Критическая философия

В Новое время Иммануил Кант назвал «догматической» всю рационалистическую философию от Декарта до Христиана Вольфа за создание философских учений без предварительного исследования возможностей и предпосылок знания, исследования пределов познавательных способностей человека, то есть без решения вопроса о том, насколько человек способен познать истину. Изложенная им в «Критике чистого разума » критическая философия положила начало философскому критицизму.

Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе , а познаёт только явления , закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.

Гегельянство и марксизм

Г. В. Ф. Гегель также критиковал догматическую метафизику, собственно в его философии термины «догматизм» и «метафизика» являются синонимами. В понимании Гегеля догматизм - это односторонне

Какими мыслями оперирует человек? Это приводит к развитию определенных качеств характера. Привычной стала шаблонность мышления, когда человек оперирует понятиями, которые он воспринял из окружающего мира и не поддает проверке, сомнениям..

Догматизм происходит из древнегреческого языка и обозначает способ мышления, который оперирует и опирается исключительно на догмы – понятия, которые человек не подвергает критике и сомнениям, считает вечными положениями.

В догматизме человек не критично мыслит в отношении тех догм, которыми оперирует. Он их не критикует, не проверяет, не поддает сомнениям. Он слепо верит в авторитеты. Обладает консервативным мышлением, когда не желает воспринимать новую информацию, противоречащую его убеждениям.

Догматизм часто применим в философии, религии и политике:

  • В религии человек должен слепо верить в то, что ему говорится. Он должен верить в догмы и слепо им следовать.
  • В философии догматизм является направлением учения или последователей. Оно возникает, когда человек начинает считать какое-то убеждение истинным и не подвергает его изменению, проверке доказательствами. Противоположными направлениями являются критицизм и скептицизм. В философии догматизм является однобоким суждением, которое требует слепой веры и подчинения.
  • В политике догматизм используется как понятие клише, которое не подвергается изменениям отдельным человеком.

На бытовом уровне многие люди являются догматами – слепо верующими в определенные убеждения и будучи неспособными их изменить, даже если мир и окружающие приводят реальные доказательства существования чего-то другого.

Что такое догматизм?

Что такое догматизм? Данное понятие подразумевает способ мышления, при котором факт, убеждение, формулировка воспринимаются как очевидность и не подвергаются сомнениям. Человек оперирует устаревшими данными, игнорируя все новое и меняющееся. Он не подвергает критике то, что усваивает, и слепо верит в некие догмы. Догматическая концепция исключает связь человеческого мышления с реальностью, избегает всего творческого, игнорирует что-либо новое и критическое мышление. Человек должен принять догму в том виде, в которой она выступает, и верить в нее.

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, где философы Пиррон и Зенон воспринимали догматической любую философию. На сегодняшний день это понятие подразумевает некритическое восприятие неких догм как истинных. Изначально догматизм использовался лишь в религии, где человек должен верить во все религиозные учения о Боге, его единстве, непогрешимости и всесилии.

Догматизм процветал исключительно в религии, где каждый верующий должен верить писаниям, однозначно трактовать идеи, не подвергая их сомнению. Любое инакомыслие считалось ересью.

Согласно словарям, догматизмом является метод мышления, при котором определенные положения превращаются в закостенелые выводы, которые не учитывают изменений условий жизни, не подвергаются критике и изучению наукой. Догма воспринимается как абсолют. Ее противоположностью является диалектика, которая воспринимает все многообразие обстоятельств и условий жизни, изменчивость природы, трансформации и прочие изменения.

Там, где важной становится слепая вера, процветает догматизм. Это направление важно в религии и политике. Люди должны быть слепыми в своих убеждениях, чтобы поддерживать тех, кто стоит во главе движения. В противном случае движение распадется, люди разойдутся и не смогут подкреплять догмы тех, кто хочет управлять толпой.

Догматизм в науке

Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.

Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.

Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.

Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению. Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства. Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.

Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.

Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.

Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:

  1. «Деньги дают власть».
  2. «Порядочных мужчин нет».
  3. «Все бабы – дуры».
  4. «Судьба предопределена» и пр.

Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.

Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.

Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации. У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением. В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.

Догматизм в философии

Догматизм в философии является направлением в учении, где берется некая информация и воспринимается как истинная без предварительного ее анализа и без возможности ее изменить.

Зенон и Пиррон воспринимали всю философию как догматическую. Однако прочие философы иначе относились к догматизму:

  1. И. Кант считал догматизм способом познания, при котором новая информация не исследует условия и возможности.
  2. Гегель воспринимать догматизм как абстрактное мышление.

Догматизм в философии является ограниченностью восприятия и доверчивостью к тому, что нет необходимости обладать элементарными знаниями, чтобы познать истину и справиться со сложными задачами. Подобная наивная вера влечет за собой ошибки и иллюзии, что приводит лишь к одному – разочарованию человека.

Противоположностью догматизма является скептицизм – мышление, при котором отрицается любая возможность постичь истину. Скептиками были Пиррон и Зенон. Они обозначали догматиками всех, кто делал некую информацию достоверной и истинной, поскольку подвергали все сомнению и невозможности постичь истину.

Догматизм и скептицизм, по мнению Канта, являются диаметрально противоположными направлениями, которые имеют одну общую черту – однобокость. Ни одно из направлений не способно человеку помочь в развитии мышления. Вот почему промежуточным звеном, золотой серединой он сделал критическое мышление.

Догматизм не позволяет решить проблемы, поскольку отсутствует анализ ситуаций и обстоятельств в прошлом и настоящем, которые привели к их возникновению. Рассуждая шаблонно и готовыми идеями, можно привести лишь к усугублению проблемы, ее осложнению, уходу от реальности.

Многие могут полагать, что догматическое мышление является правильным, поскольку позволяет соблюдать веру, традиции и прочие постулаты. Однако там, где есть догматизм, напрочь отсутствует связь с реальностью, прогресс, рост и развитие. Человек словно застревает в некоем времени, переставая совершенствоваться.

Догматизм препятствует любому росту. Это все равно, что ребенок решит, будто он уже сформировался и ему нужно оставаться таким, каким он уже родился: не будет учиться ходить, говорить, читать и пр. Догматизм связывают с такими понятиями, как консерватизм и авторитетность, поскольку люди нередко ссылаются на некие авторитеты, когда пытаются отстоять свою слепую веру и опровергнуть любое новое течение.

Догматик не обладает знаниями. Он просто слепо верит. Его убеждения часто являются не связанными между собой и порой даже противоречивыми. К примеру, верующий человек, который верит в ценность жизни, пойдет воевать со всеми, кто не верует, убивая их.

Окружающий мир кажется догматику опасным и грозным. В поисках защиты человек готов подчиниться авторитетам, которые будут глаголить некие идеи, часто оторванные от реальности, иррациональные и упрощенные. Здесь становится важным не ценность и правдивость самой информации, а то, от кого она исходит. Человек будет верить безоговорочно тому, кого считает своим авторитетом, веря в любую чушь и безрассудство, которое исходит из его уст.

Итог

Догматизм – это определенный, ограниченный мир, в котором живет человек, пытаясь при этом выжить в реальном мире. Многие страдания, проблемы и нерешенные травмы являются следствием консервативного мышления. Итог – неспособность человека жить полноценно, решать любые проблемы, достигать любых целей.

На продолжительность жизни догматизм может не влиять, поскольку всегда найдутся группы (секты), которые согласны будут принять в свои ряды беспомощного, внушаемого и некритически мыслящего человека, слепо верящего и делающего все, что скажут ему авторитеты.

Каждый человек придерживается определённой философии. Его нормы поведения и мышления могут напрямую зависеть от философских взглядов на жизнь, от его отношения ко всему происходящему вокруг.

Философия рассматривает самые разные точки зрения и различные образы мышления. Люди по-разному воспринимают происходящее и по-разному к нему относятся. Позиции людей в определённых ситуациях нередко являются отражением их философских взглядов.

Некоторые люди придерживаются в жизненных ситуациях определённого догматизма. Это также некоторая философская позиция к жизни, но в то же время имеет свои определённые минусы . Что такое догматизм, его положение в философическом смысле, суть понятия - об этом будет рассказано в этой статье.

Для начала стоит рассмотреть определения догматизма. Слово "догма" является по своему происхождению древнегреческим и обозначает "мнение, решение, учение". Отсюда можно выделить следующее определение догматического учения: следование истинам, прописанным определённым учением или мнением.

Это упрощённое определение этого понятия. Если дать более развёрнутое определение, то оно будет выглядеть следующим образом: догматизм - способ мышления , который оперирует определёнными догмами (положения, считающиеся вечными и неизменными, которые не могут быть подвергнуты какой-либо критике), а также опирается на них.

Догматизм имеет свои характерные черты , которые можно обозначить так:

Термин может быть использован в разных сферах - религии, политике и философии .

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить. В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов. Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Если рассматривать использование термина "догматизм" в политической сфере, то можно выделить его применение теоретиками коммунистической идеологии . Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие "догматизм" вместе с другим термином - "ревизионизм". Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе - недопустимую степень изменения марксизма.

Догматизм в философии

В философии термином "догматизм" обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений. Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения. Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина "догматизм" и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли "догматиками" всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение "мне так кажется", а также сомневаться во всём, что есть .

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

В Новое время термин "догматизм" был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа . Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии. Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно. В его работе "Критика чистого разума" использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике. Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду. Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины "метафизика" и "догматизм" к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление , которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

  • Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.



 
Статьи по теме:
Помидоры в желатине на зиму: необычный рецепт
Из года в год, трудолюбивые хозяюшки отыскивают новые, необычные рецепты зимних заготовок, чтобы отведать чего-нибудь интересного, непривычного и, конечно же, удивить родных и гостей новыми вкусами. Сегодня хитом стали помидоры с добавлением желатина, кот
Состояние эмомали рахмона
Слоган, вынесенный в заголовок - самый честный призыв, который можно было встретить в ходе короткой и тихой предвыборной кампании в Таджикистане. Он был начертан на баннере, который встречал Эмомали Рахмона во время его посещения стадиона в Исфаре на севе
Якуб на свободе Якуб салимов вышел на свободу
Таким он был, когда привёл к власти Э. Рахмона в начале 1990-хНу и как водится... революция (или сатрап, дорвавшйся до власти - каждый поймёт как сочтёт нужным) пожирает своих детей...*********************************************************Бывший министр
Куриные голени, ножки в духовке: лучшие рецепты
Запеченные куриные голени в духовке с картошкой в майонезе, рецепт с фото которых я предлагаю, обязательно понравятся всем вашим домочадцам, особенно мужчинам! Нужно заметить, что блюдо является отличным решением вкусного ужина – ведь сразу готовится и ос