Транспорт и связь. Транспорт и связь Профессия организация перевозок и управление на транспорте

Процесс производства на транспорте – это само продвижение грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения, а готовая продукция транспорта – законченная их перевозка . В отличие от других отраслей материального производства продукция транспорта вырабатывается и реализуется одновременно, ее невозможно заготовить впрок или резервировать, создать запас на случай неожиданного сбоя или снижения текущего производства. С этой точки зрения транспорт представляет более сложную отрасль, чем любое другое материальное производство.

Транспорту присущи все три элемента , характерные для любой отрасли материального производства, а именно: средства труда, т.е. средства транспорта , предметы труда, т.е. объекты перевозки (грузы и пассажиры ), целесообразная деятельность людей, т.е. их труд .

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых , транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы продолжает процесс производства в сфере обращения. Конечный результат производства реализуется у потребителя, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства. Производители продукции заинтересованы в качестве транспортного процесса, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.

Во-вторых , продукция транспорта неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов транспортной продукции, а в создании резервов провозной и пропускной способности. Маневр резервами практически невозможен, поэтому резервы провозной и пропускной способности должны создаваться в первую очередь на направлениях с быстрорастущими объемами перевозок.

В-третьих , продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину эксплуатационных расходов транспорта. Снижения себестоимости можно добиться в первую очередь за счет увеличения производительности труда, улучшения показателей использования подвижного состава, сокращения расхода топлива и электроэнергии на единицу транспортной работы.



В-четвертых , кругооборот средств на транспорте происходит по-особому: на транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности. Качество транспортной продукции определяется не только качеством конечного продукта, но и качеством транспортного производственного процесса. Особое значение имеют скорость доставки и бесперебойность транспортного процесса, сохранность грузов при перевозке, безотказность всех звеньев транспортного конвейера, качество работы каждого работника, предприятия и системы в целом.

Транспорт, помимо того, что обеспечивает обращение продукции производящих отраслей, сам является одной из отраслей экономической инфраструктуры , которая кроме всех видов магистрального транспорта включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство, инженерные сооружения в виде плотин, сети каналов и другие элементы. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения, топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт потребляет примерно 18 % дизельного топлива, 6 % электроэнергии, 10 % лесоматериалов, 4 % черных металлов. Транспорт существенно влияет на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время в пути как грузов, так и пассажиров.

Во многих современных производствах транспорт является составной частью материального производства . Так, рефрижераторы помимо функций транспортировки выполняют дополнительно функции сохранения температурного режима грузов, автолавки дополнительно выполняют функции хранения товаров и являются местом их реализации, бетоновозы (миксеры) осуществляют процесс приготовления раствора в ходе доставки его к местам применения, во время полетов в космосе производят новые вещества. Считать продукцией транспорта только перемещение, измеряемое произведением массы перевозимого груза на расстояние перевозки, становится некорректным.

Помимо транспортной и другой, как это видно из вышесказанного, продукции, транспортная деятельность сопровождается значительным вкладом в совокупный ущерб , наносимый индустриальным обществом природе: химические, механические, тепловые, оптические, электромагнитные загрязнения, транспортные катастрофы.

Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем больше в негативном плане. На долю транспорта приходится 40 % выбросов в атмосферу всех продуктов производственной деятельности, из которых более 80 % – выбросы автотранспорта. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

Транспорт отнесен к категории материального производства, вместе с тем он является особой отраслью, обладает своей спецификой, которая определяет своеобразие процесса производства и его продукции, а соответственно применяемой техники, технологии, организации и управления.

Транспорт, таким образом, является неотъемлемой частью общественного производства, его роль в будущем может только возрастать, соответственно будут развиваться и совершенствоваться технологические процессы транспортного производства.

Транспортные потоки

Размещение производства в стране формируется под влиянием местонахождения природных ресурсов (плодородных земель, лесов, месторождений полезных ископаемых) и исторически сложившегося расселения людей, а также под влиянием государства. Основные принципы рационального размещения производства состоят в том, чтобы перерабатывающие предприятия были приближены к источникам сырья, производимая продукция – к районам потребления. Кроме того, следует учитывать расселение жителей страны, то есть наличие рабочей силы для производства. В практике размещения производительных сил в стране учитываются конфигурация и мощность существующей сети путей сообщения и возможность ее развития в соответствии с перспективой развития остальных отраслей экономики. Необходимость баланса между потребностями в перевозках и возможностями транспорта относится как к начертанию сети, т.е. к географическому размещению транспортных коммуникаций, так и к их провозной способности. При избытке мощностей транспорта государство несет потери от содержания неиспользуемых транспортных средств и трудовых ресурсов. При недостаточном развитии транспорта сдерживается производство и товарооборот со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.

В силу исторически сложившегося размещения производительных сил в стране территория любого государства состоит из экономических районов, в каждом из которых существует своеобразный комплекс производств. Одни районы имеют богатую сырьевую базу: уголь, нефть, металлы, другие производят сельскохозяйственную продукцию, в третьих развито машиностроение, электронная промышленность и т.д. По мере развития производительных сил схема специализации и профиль экономических районов меняются, но в каждом из них производится массовая продукция, которая потребляется не только в местах производства, но и подлежит вывозу за пределы данного района.

Для установления размеров целесообразного ввоза и вывоза определенных видов продукции составляются транспортно-экономические балансы по экономическим районам и субьектам страны. Транспортно-экономические балансы позволяют выявлять и прогнозировать грузопотоки в межрайонных сообщениях, такие же расчеты целесообразно проводить и в рамках каждого экономического района.

На основании транспортно-экономических балансов составляются специальные таблицы или матрицы грузопотоков как по отдельным массовым видам продукции, так и в сводном виде по всем грузам.

Подводя итоги развития транспортного комплекса страны за 2002 год, Министр транспорта РФ ФРАНК С.О. отмечал: «мы вплотную подошли к рубежу, когда недостаток и неоптимальное использование мощностей … видов транспорта становится реальным ограничителем экспорта, особенно нефти, нефтепродуктов, зерна, угля – и не только по мощностям, но и по направлениям торговли. … Система транспортного обеспечения внешней торговли требует диверсификации. Необходимую системность этому процессу способен придать перспективный транспортный баланс, который увязал бы развитие инфраструктуры транспорта с перспективами производительных сил и внешней торговли и – прежде всего – энергетического баланса страны.» Транспортно-экономический баланс может быть представлен в виде таблицы (табл. 1.1).

Как следует из таблицы, в границах Северо-Западного и Центрально-черно-земного районов имеется избыток данного вида продукции, соответственно 15 и 10 млн. т, а в Центральном районе недостаток этой же продукции в объеме 20 млн. т. В этом случае представляется возможным избыток продукции вывезти в Центральный район в количестве 20 млн. т, например из Северо-Западного и Центрального районов по 10 млн. т, а оставшиеся в Северо-Западном районе 5 млн. т в какой-либо другой район с дефицитом данной продукции (рис. 1.2).

Может быть рассмотрен и другой вариант, когда весь избыток продукции Северо-Западного района направляется в Центральный район, а избыток продукции Центрально-черноземного района распределяется между Центральным (5 млн. т) и другим районом. Наиболее целесообразный вариант выбирается по условиям дальности перевозок, наличия провозных возможностей, интересов отправителя и получателя продукции и других факторов.

Транспортно-экономические балансы позволяют выявить и планировать грузопотоки в межрайонных сообщениях. Аналогичные расчеты должны быть проведены и в рамках каждого экономического района, так как географические масштабы наших районов довольно велики, а хозяйственная деятельность весьма разнообразна.

Если при этом выделить часть грузопотоков, выполняемых автотранспортом, то можно получить данные о емкости рынка автотранспортных услуг и определить рыночную долю своего предприятия.

Современные автотранспортные предприятия, в силу сложившихся на сегодняшний день рыночных отношений, имеют каждый свою долю участия на рынке транспортных услуг. Для определения перспектив расширения зоны своего влияния коммерческие работники предприятий изучают состояние рынка и определяют возможности такого расширения.

Анализ потребностей в транспортных услугах по перевозкам грузов и динамики их изменений проводится по анализу объемов перевозок, грузооборотов и грузопотоков.

Объем перевозок Q – это количество грузов, перевезенных или подлежащих перевозке (по плану, договору, заявке и т.д.).

Грузооборот Р – объем транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах, характеризует величину транспортной работы по перемещению количества грузов Q на определенное расстояние L.

Грузопотоки определяют количество грузов, перевозимых на участке, через транспортный узел, в экономическом или административном районе, либо в целом по стране. Грузопотоки определяют с учетом направлений движения грузов, они могут быть в прямом и обратном направлениях.

Грузопотоки транспортного пункта (узла) (склад, грузовая станция, пристань, порт) измеряются количеством поступающих на пункт, отправляемых с него и транзитных грузов. Поступающие и отправляемые грузы составляют местные грузопотоки, а с учетом транзитных грузов определяют полный грузопоток.

Грузопотоки на участках дорог характеризуют количество грузов, перевозимых на участке в обоих направлениях и обычно показываются эпюрой грузопотоков (рис. 1.3). На участках дорог прямоугольниками изображают величину грузопотоков между пунктами перевалки или пунктами на маршруте. Площади прямоугольников соответствуют в масштабе грузообороту на соответствующих участках пути. Объемы перевозок на участках, в соответствии с которыми построены эпюры грузопотоков, приведены в табл. 1.2.

Потоки пассажиров образуются под влиянием объективных экономических и демографических факторов, а также в результате стремления людей к удовлетворению своих социальных, культурных и других потребностей. Значительную долю составляют деловые поездки, связанные с работой людей. К этой категории относятся в основном городские и пригородные пассажиры, в деловых целях осуществляются и дальние поездки. К дальним поездкам относится перевозка работников, обслуживающих предприятие так называемым вахтовым методом (строители и эксплуатационники нефтепромыслов в удаленных районах).

Объем перевозок пассажиров измеряется числом планируемых или фактически перевозимых пассажиров.

Транспортная подвижность населения характеризует среднее значение числа поездок в год одного пассажира. Она может быть определена для города, региона или страны в целом как суммарное количество поездок населения в течение года, отнесенное ко всей численности проживающих в них жителей.

Пассажирооборотом называют выполненную или планируемую транспортную работу по перевозке пассажиров. Пассажирооборот измеряется в пассажиро-километрах и соответствует произведению числа пассажиров на среднюю дальность их поездки.

Пассажиропоток – перемещение пассажиров в определенном направлении.

Пассажиронапряженность – количество пассажиров, проезжающих через заданное сечение маршрута в единицу времени.

Исходя из характеристик пассажиропотока и пассажирооборота планируют транспортное обеспечение населенных пунктов и регионов.

В современном мире транспорт играет важнейшую роль, позволяя людям и вещам перемещаться не только в пределах одной страны, но и в трансграничных направлениях. Поэтому профессии, связанные с транспортом, будут популярными всегда. Ведь именно благодаря им осуществляется быстрая доставка грузов и пассажиров в разные, даже самые отдаленные и труднодоступные места нашей планеты.

Какие профессии на транспорте существуют сегодня, хотят узнать многие, обдумывающие, кем стать в этой жизни. Профессии транспорта, список которых довольно широк, традиционно различаются в зависимости от вида транспорта.

Профессии железнодорожного транспорта

В подавляющем большинстве развитых стран именно железнодорожный транспорт несет на себе основную нагрузку по перевозке грузов и пассажиров, поэтому и профессия работника железнодорожного транспорта не только всегда востребована, но и весьма популярна среди соискателей. Список профессий железнодорожного транспорта,характерных исключительно для этой отрасли, не очень обширен, и все они могут быть классифицированы в зависимости от трех основных сфер деятельности работников:

  1. Путевые специальности.
  2. Станционные специальности.
  3. Вокзальные специальности.

Путевые специальности бывают следующими:

  • Машинист. Осуществляет управление локомотивом. Считается, что в недалеком будущем эта профессия исчезнет, а управление поездами доверят автоматическим системам. Но пока нигде в мире не могут обойтись без этой, самой уважаемой и престижной профессии на ж д транспорте. При этом в России это чисто мужская профессия, совершенно недоступная для женщин.
  • Помощник машиниста. Выполняет массу функций, являясь, по сути, глазами, ушами и руками машиниста.
  • Начальник поезда. Несет ответственность за функциональность поезда, его нормальную работу, его состояние, включая каждый вагон, купе и отдельные места.
  • Проводник. Профессия «Проводник на железнодорожном транспорте» предполагает осуществление непосредственной работы в вагоне, включая обслуживание пассажиров, поддержание порядка и т.д.

Среди основных станционных профессий основными являются следующие:

  • Путевые специалисты. Эта профессия включает две специализации: мастеров и обходчиков. При этом у них одна цель – обеспечивать целостность железнодорожного полотна. Обходчики обнаруживают его повреждения, а мастера производят его починку.
  • Электромонтеры. Их обязанность – обеспечивать работоспособность стрелок, автостопов, светофоров, линий высокого напряжения, используемых железнодорожным транспортом, и т.д.
  • Электромеханики. Осуществляют обслуживание системы сигнализации, централизации и блокировки, устраняют её неисправности, неполадки и поломки.
  • Вагонники. Проводят осмотр поездов, внутренний и внешний контроль состояния вагонов.
  • Ремонтники. Их задача заключается в устранении неисправностей подвижного состава.

В число вокзальных профессий входят:

  • Дежурный по станции. В его функции входит составление расписания движения поездов, контроль их прибытия и отправления, управление вверенной ему станцией.
  • Диспетчер. Осуществляет непосредственную координацию движения, постоянно находясь на связи с машинистами.
  • Обслуживающий и сервисный персонал, включающий несколько специальностей, связанных с продажей билетов, приготовлением пищи, медицинским обслуживанием, обеспечением безопасности, уборкой и т.п.

Профессия автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт более молодой по сравнению с железнодорожным, но его роль в перевозках также очень важна. Работники автомобильного транспорта, профессиикоторых отличаются своей спецификой, осуществляют свою деятельность в сфере автоперевозок. Среди их специальностей можно выделить следующие:

  • Водители различных категорий. Эти люди непосредственно осуществляют управление транспортными средствами, как пассажирскими, так и грузовыми.
  • Диспетчер. Профессия «диспетчер автомобильного транспорта» во многом схожа с аналогичной на железной дороге. Здесь также необходимо координировать движение транспортных средств, поддерживать с ними постоянную связь, оперативно решать возникающие проблемы.
  • Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» связана с поддержанием автотранспортных средств в должном функциональном состоянии и их ремонте в случае необходимости.

  • Обслуживающий и сервисный персонал.

Профессии воздушного транспорта

Воздушный транспорт незаменим на больших расстояниях и особенно в тех случаях, когда место назначения недоступно для других видов транспорта. Профессия данного вида транспорта овеяна романтикой и очень престижна. Специфическими среди таких профессий можно назвать следующие:

  • Командир воздушного судна. Осуществляет руководство экипажем, совмещая при этом и функции основного пилота.
  • Пилот. Управляет воздушным судном.
  • Штурман. Его основные функции состоят в прокладке курса, контроле за следованием по нему по навигационным приборам.
  • Бортинженер. Управляет работой двигателей, шасси и других систем воздушного судна.
  • Бортпроводник. Представителей этой профессии также принято называть стюардессами и стюардами. Их задача состоит в непосредственном обслуживании пассажиров и обеспечении их безопасности.
  • Руководитель полетов. Это главный человек на аэродроме, осуществляющий контроль за всем, что там происходит, включая состояние всего технического обеспечения, взлетно-посадочной полосы, обстановку в воздухе (в том числе и погодные условия). Только он может разрешить посадку или взлет.
  • Авиадиспетчер. Регулирует движение воздушных судов, используя данные аэронавигации и авиаметеорологии. Постоянно находится на связи с воздушными судами.

Профессии речного транспорта

Сегодня речной транспорт уже не столь популярен, как в советские времена, но во многих регионах нашей огромной и не очень благоустроенной в инфраструктурном отношении страны, он является едва ли не единственным средством перевозки грузов и пассажиров. Поэтому профессии водного транспорта также необходимы и уважаемы, а основные из них представлены ниже:

  • Капитан речного судна. Осуществляет руководство экипажем, несет полную ответственность за вверенное ему судно.
  • Техник-судоводитель. Обеспечивает эксплуатацию судов, включая и безопасность их плавания.
  • Техник-судомеханик. Отвечает за эксплуатацию энергетического оборудования судна.
  • Моторист. Осуществляет эксплуатацию двигателя, его пуск, остановку и изменение режимов работы.
  • Рулевой (кормщик). Человек, обеспечивающий управление судном в процессе его движения.
  • Боцман. Осуществляет руководство командой судна в сфере всех хозяйственных работ.
  • Повар судовой. Он же – кок. Ответственен за приготовление пищи и полноценное питание экипажа и пассажиров.
  • Радиотелеграфист. Обеспечивает связь между судами и берегом и между разными судами.
  • Матрос. Основная рабочая единица речного транспорта, осуществляющая все необходимые работы под руководством боцмана.
  • Диспетчер порта. Осуществляет контроль и управление передвижением судов.
  • Портовые рабочие. Это могут быть и крановщики, и грузчики, и разнорабочие, и масса других профессий, непосредственно связанных с работой в порту.

Профессии морского транспорта

Профессии в сфере морского транспорта практически ничем не отличаются от аналогичных на речном транспорте. Поэтому в представленный выше список можно добавить лишь следующие:

  • Шкипер. Отвечает за палубное имущество.
  • Старший помощник. Правая рука капитана, выполняющая огромное количество функций, разделяя их с боцманом.
  • Смотритель маяка. Осуществляет эксплуатацию маяка с целью обеспечения безопасности морской навигации.

Профессия организация перевозок и управление на транспорте

Каким бы ни был вид транспорта, он нуждается в квалифицированном управлении для организации бесперебойных перевозок. Для этого необходимы разные специальности, в том числе и « Техника и технология наземного транспорта», профессия, связанная с обеспечением работы как автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Профессия «Автоматика и телемеханика на транспорте» имеет непосредственное отношение к железным дорогам, где специалисты этого профиля осуществляю эксплуатацию систем интервального движения.

Сервис на транспорте, что за профессия

Профессия «Сервис на транспорте по видам транспорта» предполагает специализацию на обслуживании пассажиров, оформлению необходимых документов, осуществлению финансовых расчетов, обеспечению безопасности и т.д.

В заключение можно отметить, что профессии рабочих транспорта, рассмотренными специальностями не ограничиваются. Существует еще множество различных профессий, которые используются в том числе и на транспорте, но специфическими для этой отрасли не являются.

Тема 8. Качество услуг транспорта.


Отечественная практика хозяйственных взаимоотношений на автомобильном транспорте и в обслуживаемых им отраслях строилась на системе централизованного планирования. Автотранспортные предприятия (АТП) получали из директивных органов перечень обязательной клиентуры и номенклатуры перевозимых грузов, а клиентура - перечень АТП, услугами которых она могла пользоваться.

Жесткое централизованное планирование приводило к отсутствию конкуренции. В такой системе автотранспортные предприятия имели возможность, не тратя никаких усилий, диктовать клиентам свои условия. Большинство предприятий выполняло только перевозочные операции, не интересуясь потребностями клиентов в других услугах.

В транспортной цепи производитель-перевозчик-потребитель имелись, по нашему мнению, следующие недостатки:

низкий уровень взаимодействия между предприятиями транспорта и потребителями их услуг;

значительная разобщенность интересов сторон;

низкий уровень информационной связи между участниками перевозочного процесса;

значительные простои грузовых единиц (контейнеров) в узловых пунктах в ожидании обслуживания предприятиями транспорта;

невозможность информирования потребителя о месте нахождении отправки и времени прибытия к месту назначения; несовершенная система документооборота и т.п.

По мере ослабления плановых начал возникла необходимость перехода экономики страны к рыночным отношениям. А функционирование экономики Российской Федерации в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике. Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как:

новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг,

формирование рынка услуг транспорта,

усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта.

Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.

Автотранспортная отрасль является одной из наиболее доступных с точки зрения приватизации собственности. Купить один или несколько автомобилей в частное или коллективное пользование, не столь сложно и дорого, чем крупное производственное предприятие.

Для стран с развитой рыночной экономикой характерна специализация деятельности предприятий транспорта, которая позволяет каждому отдельному участнику процесса доставки добиваться высокого уровня качества обслуживания при меньших затратах в том сегменте рынка услуг транспорта, которую он занимает. Специализация проявляется прежде всего в различном статусе предприятий, то есть в предписанном им на основании полученного разрешения (лицензии) виде деятельности. Предприятия транспорта делятся на следующие группы: транспортные, экспедиционные, информационно-посреднические, стивидорские, лизинговые, по ремонту подвижного состава и оборудования и т.п.

Помимо специализации по виду деятельности, существует также специализация территориальная, то есть право на обслуживание определенного региона, специализация по виду перевозимых грузов, по характеру маршрутов и т.п. Экспедиционные предприятия наряду с обслуживанием потребителей оказывают услуги транспортным предприятиям, предлагая и выполняя оптимальные варианты доставки груза, в частности, в смешанном сообщении. частности, условий контрактов на поставку товаров.

Одним из главных условий успешной деятельности предприятий транспорта в условиях рынка является знание и владение основными рыночными понятиями и положениями.

До 90-х годов понятие услуга транспорта не использовалось в практике планирования и организации работы автомобильного транспорта. Исключением являлось такая сфера деятельности, как транспортно-экспедиционное обслуживание, где это понятие является общепринятым.

Такой подход был обусловлен традиционным рассмотрением автомобильного транспорта наравне с производственными отраслями. В качестве продукции автомобильного транспорта при этом рассматривалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т.п. . Эти показатели традиционно использовались в качестве показателей оценки качества деятельности предприятий автомобильного транспорта. В условиях рынка необходим новый подход к данному вопросу, поэтому возникает необходимость в рассмотрении такого рыночного понятия, как услуга.

К услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства (наука, образование, здравоохранение и т.д.). К услугам относят также и те виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь).

Jпределение Райзберга Б.А.: « Услуга – вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.»

Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат.

Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам автомобильного транспорта относятся:

перевозка грузов, почты;

услуги погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутри складские операции);

услуги по хранению грузов;

услуги по подготовке к перевозке перевозочных средств;

предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

услуги транспортно-экспедиционные и дополнительные, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др. по обслуживанию предприятий, организаций, населения;

перегон новых и отремонтированных перевозочных средств и т.п.

Перевозка груза является основным видом услуг транспорта. Перевозка груза, как правило, сопровождается предоставлением одного или нескольких видов других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.п.).

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет дать следующую классификацию услуг транспорта: по признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта - на перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные; по виду потребителя, которому предоставляется услуга, - на внешние (предоставляемые нетранспортным предприятиям и организациям) и внутренние (т.е. предоставляемые другим предприятиям и организациям автомобильного транспорта или других транспортных отраслей). Примером внутренней услуги является предоставление транспортным предприятием подвижного состава экспедиторскому предприятию для выполнения перевозки; по характеру деятельности, связанной с предоставлением данной услуги, - на технологические, коммерческие и информационные и т.п. Спрос на услуги транспорта определяются, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степени их интеграции, уровнем тарифов различных видов транспорта, качества услуг, предоставляемых потребителям предприятиями различных видов транспорта.

Наблюдаются два направления в организации услуг транспорта:

приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям потребителей;

активное формирование потребности и спроса с целью наиболее прибыльной реализации имеющихся услуг (предложение унифицированных услуг).

Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. Подобная ситуация прослеживается практически во всех странах.

Решение проблемы эффективности распределения товаров и повышения уровня качества обслуживания потребителей услуг транспорта в рыночных условиях тесно связывается с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания может обеспечить надежный рынок сбыта для услуг предприятий транспорта. Высокий уровень качества и эффективности обслуживания должны подкрепляться соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, включая развитую систему складских и контейнерных терминалов, современную погрузочно-разгрузочную технику, компьютерные средства информатики и управления.

Исследование и анализ проблемы качества транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей услуг транспорта показал, что в основе существующих концепций обслуживания лежит суждение, утверждающее, что высокий уровень качества обслуживания потребителей услуг транспорта достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания, то есть чем больше услуг будет оказано потребителям, тем выше будет уровень качества обслуживания. Вместе с тем в условиях рынка обслуживание с широким ассортиментом предлагаемых услуг, чем это необходимо потребителю, будет обходиться последнему дороже.111111

Представляется достаточно сложной проблема оценки качества услуг. Согласно стандарту ISO 8402-86 качество услуг определяется как совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Таким образом, требования, предъявляемые потребителями к доставке товаров, непосредственно вытекают из их потребностей. Данные потребности достаточно четко оговариваются в заключаемых контрактах. В остальных случаях предполагаемые потребности должны быть установлены и определены с помощью маркетинговых исследований. Потребности со временем меняются, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Потребность в услугах транспорта должна быть удовлетворена быстро, а иногда и немедленно. Во многих случаях, как было отмечено выше, не удовлетворенная в соответствующее время потребность становится ненужной для потребителя, то есть спрос имеет преходящий характер.

При определении качества необходимо учитывать следующие особенности услуг транспорта: услуга не может существовать вне процесса ее производства, а следовательно, накапливаться; продажа услуги - это, практически, продажа самого процесса труда, следовательно, качество услуги - это качество самого процесса труда; услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время на определенном направлении, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке; на услуги существуют значительные колебания спроса как во времени, так и в пространстве; транспорт не располагает большими возможностями для сглаживания неравномерности и особенно пиков спроса; предложение услуг отличается малой гибкостью в приспособлении к спросу, изменяющемуся во времени и в пространстве; предложение услуг обычно менее надежно с точки зрения технологии, чем предложение других услуг (влияние метеорологических и климатических условий); создание дополнительной провозной способности для беспрепятственного удовлетворения всех колебаний спроса стоит весьма дорого. Таким образом, в условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене.

Качество определяется как соответствие требованиям, которые должны быть ясно сформулированы, с тем, чтобы нельзя было их превратно понять. Затем выполняются измерения для определения соответствия этим требованиям. Обнаруженное несоответствие означает отсутствие качества. Проблемы качества становятся проблемами несоответствия и качество становится определимым.

Согласно приведенным определениям каждый вид услуги обладает определенной совокупностью свойств и характеристик, удовлетворяющих потребности потребителя. Как было отмечено выше, основной вид услуги транспорта - перевозка груза - как правило, не может быть потреблен самостоятельно и в большинстве случаев сопровождается предоставлением таких дополнительных видов услуг, как, например, погрузочно-разгрузочные, экспедиторские и т.п. Отсюда можно сделать такой вывод, что качество услуг транспорта можно рассматривать как качество совокупности видов услуг, предоставляемых предприятиями транспорта и способных удовлетворить существующие или возможные потребности потребителя.

Особую проблему представляет определение качества доставки грузов.

Время (сроки) доставки грузов рассматривается как один из наиболее значимых параметров качества обслуживания потребителей.

В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Последнего привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания.

Качество доставки предполагает также скорость и регулярность доставки грузов,

сохранность грузов при перевозке,

ликвидацию излишних перегрузочных операций.

Первые два параметра влияют на своевременное реагирование на изменения конъюнктуры рынка и сокращение товарных запасов.

Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относят своевременность доставки. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются.

Основными требованиями, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:

надежность перевозок;

минимальные сроки (продолжительность) доставки;

регулярность доставки груза;

гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;

безопасность перевозок;

обеспечение сохранности груза при доставке;

удобства по приему и сдаче грузов;

наличие дополнительных услуг;

наличие различных уровней транспортного обслуживания;

приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания);

отлаженная система информации и документирования;

сопровождение груза до конечного пункта назначения;

организация доставки груза от двери до двери;

приемлемая стоимость перевозки; возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.);

оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки;

возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза;

наличие необходимой транспортной тары;

наличие необходимого перегрузочного оборудования в пунктах перевалки;

ликвидация промежуточных перегрузочных операций.

Анализ проведенной в Германии сравнительной оценки качества автомобильной, железнодорожной и смешанной доставки грузов по параметрам продолжительности доставки, безопасности перевозок, точности доставки, стоимости доставки, уровня обслуживания, уплаты таможенных и других пошлин, гибкости обслуживания (приспособляемости требованиям потребителей), показывает, что доставка автомобильным транспортом опережает другие виды доставки по всем указанным параметрам.

Смешанная доставка занимает промежуточное положение, а по параметрам продолжительности, точности, стоимости доставки, уровня обслуживания, простоте уплаты таможенных и других пошлин, гибкости обслуживания оцениваются лучше, чем железнодорожная доставка.

По параметру безопасности перевозок смешанная доставка получила худшие оценки по сравнению с автомобильной и железнодорожной доставкой.

Из опрошенных 145 грузоотправителей 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% срокам доставки, 14% гибкости обслуживания и 10% надежности доставки.

При рассмотрении вопроса качества услуг транспорта необходимо учесть, в частности, следующее:

При заключении контракта потребности потребителя четко обуславливаются, тогда как в других условиях предполагаемые потребности должны быть установлены и определены с помощью маркетинговых исследований.

Во многих случаях потребности могут быть со временем изменены, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований и пересмотра требований к предоставляемым услугам.

Потребности обычно выражаются в свойствах и количественных характеристиках этих свойств.

Потребности могут включать такие аспекты, как функциональная пригодность, безопасность, эксплуатационная готовность, надежность, экономические факторы, защита окружающей среды и т.п. Термин качество не применяется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении технических оценок. В подобных случаях используется качественное прилагательное. Например, могут быть использованы следующие термины:

относительное качество, когда услуги классифицируются в зависимости от их степени превосходства или способа сравнения;

уровень качества и мера качества, когда точная техническая оценка осуществляется количественно.

Вся информация, относящаяся к качеству услуги, должна внимательнейшим образом изучаться, сравниваться и анализироваться. Подобная информация помогает определить характер и объем проблем, связанных с качеством услуги, на основании опыта и пожеланий потребителя. Говоря о качестве услуг автотранспорта, следует обратить особое внимание экономический аспект.


Тема 9: Методы исследований региональной экономики.


Региональная экономика изучает производственные отношения и производительные силы в их конкретном, региональном аспекте.

Задачи региональной экономики:

методологическое и практическое исследование территориальных пропорций развития народного хозяйства;

разработка общей теории и обоснование объективных факторов рационального размещения производительных сил;

исследование процессов формирования экономики регионов.

Для исследований в области региональной экономики и в области территориального планирования н/х используется системный анализ и экономико-математические модели.

Применение принципов системного анализа позволяет рассматривать каждую крупную экономическую проблему (отраслевую, территориальную) как особую систему, которая взаимодействует с другими отраслями.

Системный анализ дает возможность рационально использовать многообразную информацию для н/х. В основе системного анализа лежат теоретические исследования, научные концепции, которые позволяют выделить варианты решения н/х проблем. Системный анализ требует четкой постановки каждой проблемы, выявления целей и наиболее эффективных методов ее решения.

Цель научных исследований региональной экономики идентична с целью планирования и территориальной организации хозяйства страны. В общем виде – это поэтапное создание высокоэффективного единого народнохозяйственного комплекса РФ, его постоянное совершенствование на базе рационального размещения производительных сил, взаимосвязанного развития хозяйства всех регионов страны.

Эта общая цель характеризует развитие территориального хозяйства как большой системы и имеет определенную конкретизацию:

рациональное размещение комплекса отраслей;

целенаправленное формирование экономики отдельных регионов.

Сложность взаимосвязей в территориальном хозяйстве РФ требует разработки системы экономико-математических моделей, охватывающей главные, узловые проблемы развития региональной экономики.

Можно выделить следующие основные направления экономико-математического моделирования региональных экономических процессов:

моделирование территориальных пропорций развития экономики страны;

моделирование размещения производства по отраслям народного хозяйства;

моделирование формирования хозяйства регионов страны (экономический район, региональный н/х комплекс).

Общая экономико-математическая модель территориальных пропорций определяет оптимальные варианты развития хозяйства макрорегионов (зон) на перспективу на основе анализа отраслевых и региональных, межотраслевых и межрайонных пропорций экономического развития и размещения производительных сил.

Впервые вопрос о создании таких моделей был поставлен академиком Немчиновым В.С. Он считал, что общая теория развития и размещения производительных сил и территориальной организации н/х «должна содержать систему принципов, экономических критериев и точных количественных методов научно обоснованных плановых решений… Она должна включать также территориальную модель общественного производства, характеризующую важнейшие территориальные пропорции н/х и основные плановые показатели объема и динамики общественного производства для всех экономических районов… Такая модель общественного производства должна обеспечить на основе соответствующей ее экономико-математической обработки решение экстремальных задач по выбору оптимальных вариантов пространственного размещения материального общественного производства».

Отраслевой экономико-математический анализ используется при оценке вариантов размещения промышленных комплексов, крупных промышленных объектов.

Экономико-математические методы необходимы при решении задач по выбору районов строительства крупных промышленных объектов. Для выбора района и пунктов размещения, наиболее экономически эффективных для н/х, приходится учитывать не только природные и экономические характеристики многих районов, но и связи со смежными промышленными производствами, размещенными в разных районах, обеспеченность трудовыми ресурсами, а также транспортные связи.

Отмечая полезность отраслевого анализа, следует иметь в виду известную ограниченность отраслевых экономико-математических моделей, поскольку они используют в основном отраслевую информацию без широкого регионального подхода.

Поэтому один лишь отраслевой экономико-математический анализ не позволяет рассматривать всю совокупность факторов рационального размещения производства.

Региональные экономико-математические модели должны основываться на следующих положениях:

экономика и социальные аспекты конкретного региона рассматриваются как составная часть общей системы регионов страны; сл-но, оценка вариантов эффективного формирования региона исходит и из оптимальных территориальных экономических пропорций н/х на определенный период;

региональная модель корректирует отраслевые модели размещения производства на основе территориальной экономической и социальной информации перспективного баланса трудовых и природных ресурсов, природных условий, сети населенных мест, транспортных связей;

региональные модели связаны с моделями территориальных пропорций, отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органическую часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.

Существует некоторая сложность информационного потока по крупным региональным моделям, которая требует организации экономико-математического анализа региональной системы по нескольким отдельным блокам:

производственной специализации региона;

производственной инфраструктуры;

социальной инфраструктуры;

Блок производственной специализации региона является определяющим и анализирует варианты эффективного размещения производства в конкретном регионе с учетом необходимых вспомогательных производств и рационального использования региональных (местных) и привозных природных ресурсов.

Блоки производственной и социальной инфраструктуры, отражающие экономическую целесообразность развития энергетической, строительной базы, транспортной системы, наличие и использование трудовых ресурсов, сеть населенных пунктов, уровень жизни населения, дают представление об оценке вариантов с широким использованием технической, экономической и социальной информации по конкретному региону.

Выбор наиболее экономически эффективных вариантов перспективного формирования хозяйства регионов основывается на целевой функции региональной модели – минимуме суммарных приведенных затрат на создание инфраструктуры в конкретном регионе.

Главной частью региональной модели является вариантная оценка уровней развития отраслей союзной специализации, которые определяют и решения задач внутрирайонного размещения производства, а следовательно, и возможный эффект от группового размещения предприятий в составе промышленных комплексов.

Одновременно выявляются и показатели затрат энергетических и сырьевых ресурсов в зависимости от размеров их использования.

Для согласования отраслевых и региональных моделей представляет интерес метод, разработанный М.М. Албеговым. Основная идея метода: вместо обычной минимизации прямых затрат в качестве критерия для увязки отраслевых решений в региональном разрезе предлагается минимизировать перерасход затрат, вызываемых отказом (по каким-либо причинам) от размещения производства в тех или иных пунктах. Для определения величины этого перерасхода нужно не ограничиваться разработкой одного оптимального отраслевого плана, а разрабатывать серию параметрических отраслевых планов, где в качестве параметра выступает мощность отрасли (производства), размещаемая в данном районе. Эта мощность варьирует от нуля до максимально возможной величины.

Для региональной экономики и оценки размещения производительных сил все большее значение приобретают методы сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры.

Региональный анализ уровня жизни населения имеет многие особенности и методические сложности.

следует учитывать резкие различия в условиях жизни населения, связанные с природными, национальными и социально-экономическими факторами. Поэтому необходимо научно обоснованное представление о современных и перспективных потребностях населения. Для этого разрабатываются научно обоснованные нормы потребления материальных благ и услуг, составляется рациональный потребительский бюджет, который отражает перспективное потребление материальных благ и услуг. Рациональный потребительский бюджет дает набор потребительских благ в стоимостной оценки, удовлетворяющих определенные потребности с учетом территориальных условий жизни населения. Степень удовлетворения потребностей определяется как отношение фактически достигнутого или проектируемого уровня потребления материальных и духовных благ с рациональными нормами потребления, рассчитанными для населения определенного региона.

Необходимо учитывать конкретные условия жизни населения, определяющие характер потребления материальных благ и услуг. Эти различия отражают специфику потребления материальных благ и услуг городским и сельским населением, степень доступности их для тех или иных районов.

Существуют территориальные различия в розничных ценах на товары и тарифах на услуги.

Для анализа уровня жизни применяют систему синтетических и частных показателей.

К синтетическим показателям, характеризующим уровень жизни населения, относятся:

Фонд потребления в используемом национальном доходе;

Реальные доходы населения;

Ср. з/п рабочих и служащих;

Реальная з/п рабочих и служащих;

Доходы сельхозработников.

Уровень жизни населения анализируется путем сопоставления размеров и динамики потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, жилищных и коммунальных услуг, услуг транспорта и связи….

Основная задача территориального анализа уровня жизни населения заключается в выявлении фактически сложившихся различий в уровне жизни и достижении равной степени удовлетворения потребностей населения всех районов страны.

Уровень жизни населения в широком смысле непосредственно связан с развитием региональной социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура, ее масштабы и характер развития определяются в результате роста материального производства – промышленности, с/х, транспорта. При это отрасли сферы услуг обслуживают все население региона. В соц. Инфраструктуру включают:ЖКХ, торговля и общепит, здравоохранение, образование.


Тема 10: Основы формирования территориальных пропорций народного хозяйства.

10.1. Территориальные пропорции и их классификация.

10.2. Межрегиональные пропорции в н/х.

10.3. Отраслевые и региональные производственные связи.


10.1. Пропорции в развитии н/х многообразны:

соответствие между производством и потреблением общественного продукта;

пропорции между первым и вторым подразделением общественного производства;

между промышленностью и с/х;

соотношение между потреблением и накоплением;

между промышленностью и транспортном.

Территориальные пропорции н/х определяют уровень хозяйственного развития всей системы регионов страны и соотношения между регионами, а также масштабы и характер региональных и межрегиональных производственных связей.

Экономическая сущность территориальной пропорциональности заключается в региональном распределении совокупного общественного труда, обеспечивающем постоянное повышение эффективности общественного производства.

Процесс формирования и развития системы регионов страны, а сл-но, и изменение территориальных пропорций хозяйства находятся под влиянием следующих факторов:

Экономических;

Социальных;

Естественных;

Технических.

Поскольку производительные силы страны непрерывно развиваются, неизбежны и некоторые территориальные диспропорции в хоз.деятельности. регионов. Например: В хозяйственной практике возникают отдельные региональные несоответствия в производстве и потреблении продукции, между производством и транспортом, что влечет за собой излишне дальние перевозки, увеличение капитальных затрат и удорожание продукции. Эти территориальные диспропорции отражают лишь те или иные недостатки в хозяйственно организации текущего характера и со временем устраняются.

Более сложным является нарушение принципиальных основ территориальной пропорциональности хозяйственного развития страны. На рациональность территориальных пропорций сильное влияние оказывает размещение производства, которое является основным регулятором территориального распределения хозяйства. Выбор района размещения производства, серьезно нарушающий территориальную пропорциональность, влечет за собой крупные диспропорции в развитии многих регионов. Например, строительство мощного энергоемкого производства (алюминиевого завода, химического, металлургического комбинатов) в зоне, дефицитной по топливно-энергетическим ресурсам, вызывает не только удорожание продукции, но и значительное увеличение загрузки транспорта, а иногда и ухудшение энергетической обеспеченности других потребителей. При этом неправильно размещенное предприятие будет эксплуатироваться многие десятки лет.

Следовательно, необходим систематический анализ территориальных пропорций для того, чтобы вовремя предотвратить возможность возникновения диспропорций в региональном развитии н/х.

Территориальные пропорции устанавливаются в соответствии с принятым экономическим районированием страны, а также по макрорегионам (зонам), укрупненным экономическим районам – это необходимо для научного анализа и выявоения тенденций хозяйственного развития.

Территориальные пропорции в развитии народного хозяйства могут быть классифицированы по следующим основным группам:

Региональное распределение природного комплекса.

Социально-экономические региональные пропорции.

Территориальные пропорции энергетического комплекса.

Территориальные пропорции промышленности.

Территориальные пропорции агромпромышленного комплекса.

Территориальное распределение транспортного комплекса.

Региональное распределение природного комплекса включает количественную и качественную характеристику территории по макрорегионам и экономическим районам, степень ее экономического использования, территориальное распределение природных ресурсов, экономическую оценку территориального сочетания природных ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность трудовыми ресурсами регионов, миграционные процессы, конкретные условия подъема уровня жизни населения с учетом региональных факторов.

В этих пропорциях выражаются территориальные особенности социальной инфраструктуры – уровень обеспеченности жилищным фондом, материальной базой в области образования, культуры, здравоохранения, торговли.

Территориальные пропорции энергетического комплекса имеют принципиальное значение для экономики РФ, сдвигов в размещении производства, структуры хозяйства регионов.

Практически каждый регион имеет специфическую структуру энергетического комплекса. Структура добычи и использования топлива, его ввоз или вывоз, создание электороэнергетических центров – все это определяет специализацию макрорегиона и отдельных экономических районов.

Территориальные пропорции промышленности представляют основной стержень экономического развития региона. При этом тенденция развития и размещения различных отраслей промышленности имеет свою специфику. Отрасли промышленности в связи со своей спецификой тяготеют к определенным районам.

Территориальные пропорции агропромышленного комплекса определяются степенью развития зон сельскохозяйственного производства.

Территориальные пропорции агропромышленного комплекса анализируются исходя не только из природной основы с/х и его продуктивности, но и с учетом максимального приближения отраслей промышленности, обслуживающих с/х, к главным сельскохозяйственным зонам.

Территориальное распределение транспортного комплекса находится в прямой зависимости от размещения производительных сил. Степень транспортной обеспеченности макрорегионов и регионов характеризует уровень и направления отраслевых, районных и межрайонных производственных связей. рАзвитие транспорта создает предпосылки для совершенствования территориальных пропорций народного хозяйства в целом и отдельных регионов.

Для выявления экономической сущности территориальных пропорций в общей системе н/х используют анализ синтетических экономических факторов, отражающих значимость каждого макрорегиона в экономике страны. Эти факторы характеризуются показателями участия макрорегионов и регионов в производстве валового общественного продукта, национального дохода, кап. затратах, а также в повышении производительности общественного труда.

Синтетические экономические факторы наряду с анализом конкретных элементов территориальных пропорций дают возможность выявить территориальные соотношения в развитии производительных сил. Для этой цели применяют сл. показатели:

Обобщающие синтетические показатели, определяющие основные экономические процессы общественного производства;

Конкретные натуральные и стоимостные показатели по отдельным элементам территориальных пропорций;

Показатели производственно-экономических связей.

Синтетические показатели регионального аспекта процесса воспроизводства (ВОП и национальный доход) позволяют провести дополнительный (контрольный) расчет ряда аналитических показателей (метериалоемкости, трудоемкости по отдельным отраслям, отраслевой структуры нацдохода, произведенного в регионе, и удельного веса различных отраслей материального производства регионов в формировании национального дохода страны).

Региональный анализ как общих, так и конкретных факторов, характеризующих территориальные пропорции н/х, проводится в динамике, и на этой основе определяются перспективные показатели.

Численности работников и уровень занятости населения; 5. Ресурсно - разместительная функция. Значение этой функции состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики и предприятиям; 6. Функция формирования платежеспособного спроса населения. Назначение этой функции – увязка платежеспособного спроса, под которым понимается форма проявления потребностей, ...

Дорогах России и зарубежных стран, овладеть экономическими методами управления, уметь самостоятельно разрабатывать нормативы процессов производства в интересах предприятия и человека. Экономика железнодорожного транспорта изучает транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства. При этом экономика ориентируется на человека как на главную производительную силу, на его...

Общий пробег км 5620780 5594034 13.Объем перевозок т,пасс 239836 24909912 14.Грузооборот ткм 21585272 - 15.Пассажирооборот пасс-км - 160416981 V. Определение себестоимости перевозок Себестоимость автомобильных перевозок представляет собой затраты предприятия в денежном выражении на выполнение единицы транспортной работы. Она определяется делением суммы затрат предприятия на...

чем занимаются работники отрасли транспортачем занимаются работники отрасли транспорта

Ответы:

Таксист-развозит людей туда куда им нужно Дальнобойщик-довозит грузы на далёкие расстояния Разносчик пиццы-развозит на машине пиццу которую заказали Машинист-управляет поездом доставляя людей в другие города/страны. Водитель маршрутки-довозит посылки и людей на недалеко расстояние. Водитель городского автобуса-ездит по определённым маршрутам развозя людей в нужные места. Водитель метро-ведет подземный поезд развозя людей по нужным станциям

Похожие вопросы

  • зпаши выражения и найди их значения:к числу 8 прибавить разность чисел 40 и 20зпаши выражения и найди их значения:к числу 8 прибавить разность чисел 40 и 20
  • Какие народы в африки живут в пустыняхКакие народы в африки живут в пустынях
  • как решать 42÷19 скажите пожалуйстакак решать 42÷19 скажите пожалуйста
  • Расскажите о жизни коренных жителей Америки. Как вы думаете, благодаря чему им удалось создать самобытную, неповторимую культуру?Расскажите о жизни коренных жителей Америки. Как вы думаете, благодаря чему им удалось создать самобытную, неповторимую культуру?
  • составить уравнение рекции Амино уксусной кислоты с соляной кислотойсоставить уравнение рекции Амино уксусной кислоты с соляной кислотой
  • ВЫПИШИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНО "В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согла...ВЫПИШИТЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СЛОВО, В КОТОРОМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРАВИЛЬНО "В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными-С" Осень - пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что...
  • (2x-5,2):3=2,4 решите уровнение(2x-5,2):3=2,4 решите уровнение
  • Задача № 1: Докажите, что уравнение xy = 2006 (x+y) имеет решения в целых числах. Задача № 2: Докажите, что если α, β, γ - углы произвольн...Задача № 1: Докажите, что уравнение xy = 2006 (x+y) имеет решения в целых числах. Задача № 2: Докажите, что если α, β, γ - углы произвольного треугольника, то справедливо тождество cos2α + cos2β + cos2γ + 2 cosα cosβ cosγ = 1. Задача № 3: Три шара радиуса R касаются друг друга и плоскости α, ...

ТРА́НСПОРТ (от лат. transporto - перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные - морской и речной; воздушные - авиационный. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Делится также на пассажирский и грузовой.

Транспорт - одна из основных отраслей материального производства. На транспорте, как в добывающей и обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве, создается стоимость. Однако транспорт имеет ряд своеобразных черт. Его продукция - изменение местоположения, перемещение грузов и людей. Эта продукция создается и потребляется одновременно, в самом процессе работы транспорта.

С особым характером продукции связан и ряд других особенностей транспорта. Схема кругооборота капитала на транспорте отличается от кругооборота капитала в промышленности и сельском хозяйстве: в ней отсутствует звено -приращенный капитал в товарной форме, так как приращенный в результате производства капитал сразу выступает в денежной форме.

Сырья транспорт в отличие от промышленности не использует, хотя и является крупнейшим потребителем топлива (около четверти всего добываемого топлива расходуется на силовые установки транспорта), электроэнергии, смазочных масел, металла (около трети мировой выплавки), каучука (70% всей его продукции) и других материалов.

Транспорт резко отличается от любой отрасли промышленности и сельского хозяйства универсальностью своих технологических связей с другими отраслями производства. Товар, созданный предприятиями промышленности или сельского хозяйства, только тогда готов к сбыту и к потреблению, когда он доставлен на рынок сбыта или к месту потребления. Поэтому транспортный процесс является обязательным продолжением любого производственного процесса промышленности и сельского хозяйства (в основном уже в сфере обращения).

Кроме того, транспорт является материальным выразителем общественного территориально-географического разделения труда, международного и внутреннего.

Продукция транспорта - грузооборот и пассажирооборот - образует материальную основу всей системы международных и внутренних (межрайонных и внутрирайонных) территориально-экономических связей, географических по своему характеру. Транспортная система любой страны (или района) тесно связана с территориальной структурой хозяйства.

Имеются особенности и в преобладающем типе размещения транспорта. Для промышленности характерным является дискретное, или точечное, размещение. В сельском хозяйстве типичен ареальный тип размещения, характеризующийся сплошным заполнением площади целых участков территории. На транспорте преобладает линейное размещение. Этому соответствуют и картографические методы изображения транспорта линиями и полосами движения.

Цена транспортной продукции принимает особую форму - тарифов и фрахтов. Ценообразование на транспорте, как и в других отраслях производства, происходит на основе закона стоимости, однако транспортные тарифы, как цена продукции транспорта, имеют существенные особенности. Главная из них заключается в том, что тарифы с самого начала развития капиталистического транспорта носили монопольный характер, тогда как монопольные цены на продукцию промышленности появились только в эпоху империализма.

Наиболее ярким примером монопольного характера цены транспортной продукции являются железнодорожные тарифы. Количество труда, затрачиваемого на перевозку, зависит главным образом от веса груза и расстояния (стоимость груза влияния не оказывает). Следовательно, тариф, построенный на основе стоимости транспортного процесса, не должен был бы зависеть от стоимости перевезенных грузов. Но фактически железнодорожные компании уже вскоре после постройки первых железных дорог начали устанавливать тарифы на ценные грузы значительно выше стоимости перевозки, а тарифы на перевозку малоценных грузов снижали почти до уровня дополнительных (зависящих от объема перевозок) затрат, т. е. ниже полной стоимости. Такое построение тарифов - по платежеспособности грузов - было выгодно железнодорожным компаниям, так как привлекало на железную дорогу большое количество дополнительных дешевых грузов.

Напротив, перевозимость и дальность перевозки дорогостоящих товаров мало лимитируется тарифами, потому что даже провозная плата по сильно завышенным тарифам составляет все же ничтожную долю их цены.
В то же время построение тарифов по принципу платежеспособности позволяло капиталистам промышленности создавать промышленные предприятия в пунктах, удаленных от ресурсов топлива и сырья, оплачивая в виде провозных плат только часть действительной полной стоимости перевозки нужных им массовых грузов. Тарифы, построенные по принципу платежеспособности, оказали, таким образом, значительное влияние на процесс индустриализации и размещение промышленности. Они способствовали ускорению роста крупной капиталистической промышленности за счет разорения мелких производителей, усиления межрайонного разделения труда и специализации районов.

· В зависимости от среды в которой этот транспорт выполняет свои функции он может быть: атмосферным или воздушным (Самолеты, вертолеты, воздушные шары, дирижабли и т.д.), наземным в том числе подземный (метро и т.п.): рельсовый (железная дорога, трамвай и т.п.) и безрельсовый (автомобили, мотоциклы, автобусы, троллейбусы и др.), водный (суда, катера, лодки, яхты и т.п.), в том числе подводный (подводные лодки) и космическим (ракеты, спутники}.

Возможно совмещение сред - амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др.

· По обслуживаемой сфере транспорт делится на три категории: «транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего(специального) пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования». Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки). Транспорт специального пользования - внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт - это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.


Похожая информация.




 
Статьи по теме:
Как мануальная терапия лечит все болезни спины
Мануальная терапия – это комплекс малоинвазивных методик, осуществляющих воздействие на мышцы, суставы, костно-связочный аппарат и внутренние органы человека с помощью разнообразных ручных техник. Мануальная терапия идеально подходит для детей и взрослых,
Что такое оптическая топография позвоночника?
Обследование позвоночника при помощи оптического компьютерного топографа. Одними из наиболее распространенных заболеваний, имеющих тенденцию к росту и приводящих к инвалидизации и значительным трудопотерям, являются заболевания и деформации позвоночника
Лечение и первые признаки грыжи пояснично-крестцового отдела позвоночника
За последнее десятилетие число случаев возникновения позвоночной грыжи выросло практически втрое. Как показывает статистика, своевременное обращение к специалисту – это залог успешного лечения.Что же такое межпозвоночная грыжа? Грыжа позвоночника (межпозв
Боррелиоз — фото, последствия, симптомы и лечение клещевого боррелиоза у человека
Среда обитания этих крошечных паукообразных – лесные массивы и травянистые заросли по всему миру, преимущественно в северном полушарии. Не встречаются они лишь в Антарктиде.Заболеванию подвержены все возрастные категории. Более всего оно распространено ср