Церковь святой варвары в кутной горе. Храмы зарядья Экскурсия церковь святой великомученицы варвары

Храм святой Великомученицы Варвары на Варварке расположен в самом сердце столицы - в Китай-городе.

Здесь всегда кипела жизнь, шла оживленная торговля. Улица Варварская, на которой находился храм, славилась своими лекарями, способными травами и лечебными настоями облегчить любую боль.

Излечение духовное получали в храме, куда устремлялись верующие, дабы поклониться образу святой Варвары.

Варвара была дочерью Диоскора, знатного жителя града Илиополя.

Девушка славилась своей красотой, отец мечтал найти ей богатого жениха. Однако Варвара пошла против его воли, втайне приняла Крещение, отказалась от всех мирских радостей. Вера девушки была настолько сильна, что она мужественно переносила все пытки и издевательства. Смерть же Варвара приняла от меча родного отца, который так и не смог понять свою юную дочь.

Частицы мощей святой хранились в церкви на Варварке, очень почитаемом месте не только среди москвичей, но и приезжих.

История храма Великомученицы Варвары

Построен храм Святой Великомученицы Варвары в 1514 году на средства богатых купцов из Судака. Архитектором стал итальянец Алевиз Фрязин (фрязинами на Руси звали всех выходцев из Италии).

В 1731 году церковь обновили по указанию государыни Анны Иоанновны.

В пожаре 1737 году пострадала церковная утварь, сгорели иконы и иконостас. Прошение о восстановлении храма было удовлетворено.

В 1796 году старую церковь Великомученицы Варвары решили разобрать, а на ее месте возвести новую (хотя постройка и не являлась ветхой, а состояние было вполне удовлетворительным, посчитали, что храм не гармонирует с соседними зданиями).

Автором проекта выступил Родион Казаков , однофамилец известного архитектора.

Старый фундамент решили оставить вместе с несколькими рядами кладки. Здание получилось очень светлым за счет большого количества окон, которые были даже в подкупольном барабане.

Храм святой Варвары выглядел довольно просто - четкие линии, умеренный декор. Но при всей внешней простоте церковь была прекрасна, не зря ее проект брали за основу при строительстве некоторых других храмов.

В 1812 году часть церковной утвари была разграблена, но само здание не пострадало - сохранился даже позолоченный иконостас и часть икон.

После революции храм Варвары на Варварке было решено закрыть. Сначала в его стенах разместили склад, а позднее и конторские учреждения.

Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены).

Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году.

Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор , мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера.

В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.

Большие утраты произошли после революции. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.

В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни. Внутри расположился Совет Московского областного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.

В 1991 году храм был передан общине верующих, вскоре возобновлены богослужения на втором этаже. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой. В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Проект реставрации 2014-2015 годов предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. В ходе работ отреставрирована штукатурная поверхность фасадов и сохранившиеся элементы лепного декора фасадов – капители и пилястры коринфского ордера, ионические пилястры, розетки, цветы, полубалясины и карнизы. Утраченные декоративные элементы воссозданы по аналогам. Колористическое решение фасадов разработано на основании архивных и химико-технологических исследований – фасады выкрашены в насыщенный теплый розовый цвет, а лепной декор имеет табачный оттенок, поверх которого выполнены бликовка и золочение сусальным золотом на лак.

На основании архивных данных и натурных исследований на северном портике был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы и установлены на сохранившиеся подставы входные металлические двери и белокаменная лестница. Современные металлические решетки заменили на выполненные по образцу сохранившейся в оконном проеме южного фасада решетки XVIII века. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты.

В 2016 году храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Во время тура из Праги в город Кутна Гора, относящийся ко Всемирному наследию Юнеско, туристы традиционно посещают главную достопримечательность города - Церковь святой Варвары (его часто называют собором, но правильное название - церковь), или по чешски - Святой Барборы.

О Кутной горе мой рассказ часть 1

О Кутной горе мой рассказ часть 2

Это без преувеличения уникальное строение, которое невозможно спутать ни с каким другим. Оно не похоже ни на один другой храм ни своим внешним обликом, ни элементами внутреннего убранства. С его строительством связана трагическая и поучительная легенда о трех горняках и святой Варваре. Святая Варвара считается покровительницей шахтеров, рудокопов, горняков. Согласно легенде, в последний миг своей жизни каждый может обратиться к ней с просьбой, и она непременно исполнит ее.

Однажды, во время обвала в шахте, три горняка, чувствуя приближающуюся смерть, обратились к святой Варваре. Один попросил хотя бы еще раз увидеть солнечный свет, другой - перед смертью еще хотя бы раз увидеть своих родных, а третий - попросил дать ему время, чтобы совершить что-то хорошее, полезное для людей. Святая Варвара услышала их, произошло чудо, завал разобрали и горняков подняли из шахты. Первый умер, едва увидев свет, второй прожил еще целый день и смог увидеть перед смертью свою жену, детей и всех родных, а третий решил собрать деньги на строительство самого прекрасного храма, какой только видел мир, и посвятить его своей спасительнице. Ему удалось собрать немало денег, и строительство началось. Святой Варваре настолько понравился строившийся храм, что она подарила горняку еще много лет жизни.


Что здесь является истиной, а что вымыслом, сегодня никто не скажет, известно лишь, что строительство храма, действительно, велось на пожертвования богатых горожан. Можно назвать и более земные причины строительства такого грандиозного храма. Дело в том, что с 13 века Кутна Гора представляла собой богатейший город не только Чехии, но и Европы. После того, как здесь были открыты серебряные рудники, город получил королевские привилегии, а горожане стремились получить как можно больше самостоятельности и привилегий, в том числе и церковных.
Некоторое время Кутна Гора находилась в зависимости от расположенного рядом Седлецкого монастыря, один из монахов которого, по легенде открыл месторождение серебра. Чтобы получить независимость от монастыря, было решено возвести собственный храм, для чего требовалось разрешение папы римского. Богатство города стало веским аргументом, разрешение было получено и в 1388 году строительство началось, растянувшись на долгие пять столетий.


Стоит отметить, что кутногорцы были людьми весьма богатыми и честолюбивыми, а потому стремились показать, что их город способен не только соперничать, но и превзойти по красоте и роскоши Прагу, поэтому и их храм должен был затмить главный храм столицы и страны - Собор святого Вита. Сегодня Собор святой Варвары является вторым по своему историческому, культурному и религиозному значению храмом Чехии, превзойти Собор святого Вита ему так и не удалось, хотя в их истории есть много общего. Так, строительство двух храмов растянулось на многие века, но в отличие от Собора святого Вита, Церковь святой Варвары осталась недостроенной. Это хорошо видно на схеме храма, а также по диссонансу между фронтоном, более соответствующем стилю барокко, и его наиболее ранней частью, являющейся образцом высокой готики, напоминающей соборы Франции.


С боковой стороны можно увидеть, что храм словно обрезан посредине и обязательно должно быть продолжение. Действительно, считается, что по задумке архитектора (которым, кстати был Ян Парлерж, сын того самого знаменитого Петра Парлержа, который спроектировал собор св. Вита), храм должен был быть в два раза длиннее. Там, где сейчас находится фронтон стояла временная стена, и лишь после прихода в город иезуитов в веке здесь была поставлена капитальная стена с барочным фронтоном, а проект Парлержа так и остался нереализованным. Причина была банальна - у города просто не было средств на продолжение столь грандиозного строительства: рудники иссякли, а вместе с ним закончился и период процветания Кутной Горы.


Как я уже писала, строительство храма растянулось на несколько веков, что было связано с драматическими периодами в истории Чехии. Так, в период гуситских войн сам город сильно пострадал, и его жителям было не до трат на столь масштабное строительство, кроме того, многочисленные тела убитых гуситов сбрасывали в шахты, ведь добыча серебра временно сократилась. В итоге эти шахты, даже несмотря на их запасы, уже невозможно было использовать, пришлось разрабатывать новые, а на это требовалось время. Все это время храм стоял недостроенным.


Новый этап в строительстве храма связан с именами также весьма известных архитекторов, как Матеаш Рейсек, который построил известную Пороховую башню (Пражна Брана) в Праге, а также Бенедикт Райт, тоже прославившийся работой в столице - по его проекту был возведен Владиславский зал, являющийся одним из самых больших средневековых залов Европы. Райту принадлежит кружевной свод. Оба архитектора, как полагают, смогли проявить здесь свои творческие замыслы в полной мере, так как не были ограничены строгими требованиями, которые являются обычными, если заказчиком выступает церковь. Но в данном случае заказчиками были горожане, ждавшие от архитекторов одного - роскошного и неповторимого храма.


Внутренне убранство храма поражает не только своими размерами, но и некоторыми деталями, которых больше нет ни в одном другом католическом соборе или церкви. Во-первых, это сохранившиеся со времен средневековья фрески (некоторые еще от догуситской эпохи), посвященные не сценам из святого писания, как это принято в других храмах, а сценам, посвященным труду рудокопов, чеканщиков, истории создания храма, жизни города. Все здесь должно напоминать о том, кому и чему Кутна Гора была обязана своим богатством, а также, на чьи средства осуществлялось его строительство.



Об этом же должна напомнить и фигурка рудокопа в белых одеждах. Многие сначала ошибочно считают, что это монах в белых одеждах, но такие белые накидки одевали горняки перед спуском в шахту, чтобы в темноте в случае завалов их можно было увидеть. А на потолке храма изображены гербы тех богатых кутногорских семейств, которые жертвовали свои деньги на строительство. Еще раз повторю, что ничего подобного в других храмах вы не увидите.


Красотой, яркостью красок, необычными сюжетами поражают также витражи конца 19 - начала 20 века, автором которых являлся Франтишек Урбан - известный чешский художник. Богатый центральный алтарь, роскошные боковые алтари конца 17-начала 18 века в стиле барокко в капеллах, удивительно филигранная кафедра, - все это и сегодня захватывает дух.




В храме многое свидетельствует о былом богатстве города. Например, далеко не многие города могли позволить себе иметь собственного палача, так как содержать людей такой специфической профессии было очень дорого. И только несколько городов могли позволить себе такую «роскошь», как несколько палачей. В Кутной горе во времена процветания их было несколько, и для них и их семей в храме были выделены даже отдельные места.


Сбоку располагаются отдельные ряды, предназначавшиеся для самых знатных горожан и даже для короля и его свиты. Стоит отметить и о скамьях из массивного дерева с искусной резьбой в центре храма. По легенде, эти скамьи, на которых могли рассаживаться прихожане во время службы, были сначала заказаны для Собора св. Вита. Но кутногорцы, желая «утереть нос» пражанам, перехватили заказ, заплатив за скамьи двойную цену.



Нужно сказать и еще об одной части храма (в стиле барокко), называемой иезуитской. Посвящена она Игнатию Лойоле - основателю иезуитского ордена, призванного бороться с реформацией, и на одной из фресок изображена сцена его ранения, после которого он и ушел в монахи.


Крайне необычно выглядит целый ряд кабинок для исповеди. Это тоже исключительная черта Церкви святой Варвары, ведь обычно в храмах только одна, максимум - две подобные кабинки. Но, как объяснили нам, в связи с тем, что рядом с храмом находился Иезуитский колледж, многие студенты которого отличались молодостью и удалью, часто ведя себя не совсем подобающим образом, число желающих исповедоваться и очиститься от собственных грехов, всегда было велико.


Осмотр храма может занимать очень много времени. Здесь есть даже специальные стенды для студентов - архитекторов, где подробно изображаются схемы строительства готических храмов. Есть и музейная экспозиция, посвященная истории города и истории строительства храма. Еще одной достопримечательностью храма является орган в стиле барокко, который создавался в 18 веке в мастерской Яна Тучека. Его звук превращает храм в совершенно неземное место.


Храм расположен на улице Барборской (на карте ниже объект № 9), и увидеть три его башни можно почти из любой точки города. Кутна Гора - небольшой город, поэтому к церкви можно пройти пешком, полюбовавшись старинными средневековыми домами, либо же доехать общественным транспортом от авто- или ж/д вокзала. Вход в храм платный, билет стоит 60 крон, есть льготы для школьников и студентов. Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 18.00 в летний период (с апреля по октябрь) и с 10.00 до 16.00 в зимний период (с ноября по март).

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках .

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено "за торгом, против Панского двора". Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

Архитектура

Основной объем храма - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. "Церковь святой великомученицы Варвары"

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. "Церковь великомученицы Варвары на Варварке"
  • "Церковь Варвары Великомученицы на Варварке", страница сайта "Храмы России"

Церковь святой великомученицы Варвары расположена в самом центре Москвы в Китай-городе на улице Варварка. Прежнее название улицы было возвращено ей несколько лет назад.  Китай-город издревле являлся средоточием торговли, промышленности и судопроизводства. Здесь были известны крестцы (перекрестки улиц) Никольский, Ильинский и Варварский. Каждый из них имел свое особое значение в городской хозяйственной жизни, но с развитием города и с изменением улиц, только один сохранил свое значение и наименование. Это Варварский крестец, который, как и Варварская улица, были названы так по древней церкви во имя великомученицы Варвары. «На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице – церковь святой великомученицы Варвары, каменная…» Одно из старинных названий улицы – Всесвятская – по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары. Единственная дочь богатого и знатного жителя финикийского города Илиополя – Диоскора – Варвара была известна своей красотой и благочестивой жизнью. Отказавшись от выгодных брачных предложений, отвергнув мирскую суету, она вняла голосу души и приняла святое Крещение. Диоскор, - «родом и зловерием – эллин», был разгневан поступком дочери, но и поражен ее твердой верой во Христа. Самые жестокие пытки не поколебали стойкости христианки. Едва живая, она была брошена в темницу. Ночью, во время молитвы, озарил ее великий свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою». Утром Варвару вновь подвергли мучениям и издевательствам, а затем она была осуждена на смерть. Варвару казнил мечом ее собственный отец… В VI веке мощи св. Варвары были перенесены в Константинополь. В XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина – царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их в Киев. В Киевском Владимирском соборе они покоятся и в настоящее время. Частицы мощей великомученицы Варвары (три части из перстов) хранились и в Москве, в храме на Варварке, а чудотворный образ великомученицы Варвары прославился чудотворной силой и чудесами в 1555 году. Храм этот был особо почитаем москвичами и приезжим людом, и считался одним из лучших в Китай-городе и по своей архитектуре, и по благоговейному отношению к нему верующих. Построен он был при князе Василии Иоанновиче III в 1514 году итальянским зодчим Алевизом Фрязиным на средства – «иждевением» известных в то время богатых приезжих гостей: Василия Бобра с братьями его Феодором Вепрем и Юшкою Урвихвостом. Вот как сообщает об этом летопись: «Да того же лета поставиша церковь кирпичную Варвару святую великомученицу Василий Бобр с братиею своею с Вепрем да с Юшком. А всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…» В 1731 году церковь была «обновлена» по указанию императрицы Анны Иоанновны. Богато украшенная, удобно расположенная, она стала одной из самых почитаемых в Москве. В эти годы в храме служили и исправно вносили в казну «по окладу дани» священники: Кирилл, Лука, Иван, Тихон и другие. В праздничные дни и в дни храмового праздника служили праздничные молебны с водосвятием. Вода затем доставлялась в патриаршие покои. Вот лаконичная запись из книги Казенного Патриаршего Приказа: «145 и 151 гг декабря 9, церкви св. мученицы Варвары, что в Китае у Гостиного двора, попу Тихону на молебен 3 алт. 2 ден., приходил к св. Патриарху с святою водою декабря в 4 день…» Пожар 1737 года нанес значительный ущерб церкви. Священник Степан Кузмин и прихожане храма в прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ, писали: «Прошедшаго мая 29 дня сего 1737 года означенная Варварская церковь и в ней святые иконы, иконостас и всякая церковная утварь без остатка волею Божиею сгорела, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб указом повелено было означенную церковь построить и о освящении оной дать указ и антиминс выдать». Прошение было удовлетворено и два указа послужили делу восстановления храма: «Священнику Варварской церкви Степану Кузмину с прихожанами в оной церкви погорелое построить вновь и устроя, убрать священными икноами». «Протопопу Успенского собора Никифору Ивановичу освятить оную церковь по новоисправленному требнику». В конце XVIII века древняя церковь была разобрана, а на ее месте в 1796 – 1804 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Родиона Козакова. Заказчиками нового храма во имя великомученицы Варвары были майор артиллерии Иван Барышников и московский купец Н.А. Самгин. Новое здание было украшено с северной и южной стороны шестиколонными портиками ордера. Интерьер храма был обновлен: вызолочен иконостас, одеты в ризы иконы. Во время Отечественной войны 1812 года богатейшая ризница церкви была разграблена, сняты оклады и ризы с икон. Но сам храм, несмотря на то, что находился в самом центре военных событий, уцелел; сохранился иконостас, некоторые иконы и после освящения богослужения в храме продолжались. Служили в этот период в церкви протоиерей и благочинный Иван Кандорский, «на дьячковскую вакансию» был назначен Александр Розанов, а также пономарь Иван Федоров. Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь. В настоящее время в храме великомученицы Варвары проводятся богослужения, расписание которых можно увидеть .

Отмечено на карте:

  • Храм вмц. Варвары
  • Собор иконы Божией Матери "Знамение" Б. Знаменского монастыря
  • Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке
  • Храм прп. Максима Блаженного на Варварке
  • Храм Зачатия праведной Анны, "что в углу"


 
Статьи по теме:
Самооправдание отгоняет от нас благодать божию Геронда, так в чем же причина самооправдания
Нравится это нам или не нравится, но люди в большинстве своем таковы, что предпочитают оценивать все свои действия и поступки исключительно с положительной стороны. В повседневной жизни мы постоянно пытаемся оправдать себя, уменьшить степень своей вины ил
Неупиваемая чаша где находится
Икону Божьей Матери «Неупиваемую Чашу» нашли совсем не давно, пару столетий назад. До этого момента она была надёжно скрыта от человеческого взора. Сегодня нет никакой возможности восстановить хронологию исторической последовательности событий сопутствующ
Храмы зарядья Экскурсия церковь святой великомученицы варвары
Храм святой Великомученицы Варвары на Варварке расположен в самом сердце столицы - в Китай-городе. Здесь всегда кипела жизнь, шла оживленная торговля. Улица Варварская, на которой находился храм, славилась своими лекарями, способными травами и лечебными
Молитва на воду от псориаз Самый мощный заговор заклинание от псориаза
С давних пор целители и знахари черпали свою энергию из окружающей природы и стихий, затем направляли полученную энергию на лечение страдающих. Они подносили дары и просили взамен о помощи, именно с тех пор передавались из уст в уста «заповедные» слова. З