Афанасий (митрополит Московский). Электронные публикации Святой Афанасий услышал молитву

В Соборах Московских и Радонежских святых.

В миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией.

Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина , шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге .

В Троицкой летописи, составленной в или в г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».

В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» . Преподобный упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых , празднование которого было установлено в г.

Труды

Известны 2 рукописи письма прп. Афанасия Высоцкого Старшего: Паремийник , в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца , на л. 211-229об. этой рукописи прп. Афанасий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.

Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» . Атрибуция Афанасию Высоцкому этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря , др. - из Троице-Сергиевой обители . Рукопись Устава в г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.

Иконография

В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия» . Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного жития прп. Сергия Радонежского , посвященных основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Прп. Сергий благословляет прп. Афанасия Высоцкого на игуменство»: прп. Афанасий представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины. На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря Афанасий Высоцкий изображен старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Св. Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем преподобный был представлен на местной иконе Св. Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы - Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф» . Образ Афанасия Высоцкого (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева монастыря ,- в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами свт. Феодора Ростовского и прп. Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. на юго-зап. столпе Троице-Сергиевой лавры.

В кон. XVII -XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. , преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение - на заставке рукописи.

В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. - нач. XXI в. в Высоцком монастыре : икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном.

Источники

Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи.

В г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» , в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре . В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт.

Мужское имя Афанасий произошло от древнегреческого имени Атанасиос, которое в свою очерередь образовалось от слова «атанатос». Значение имени в переводе на русский язык - «бессмертный». Его носили Константинопольские патриархи, епископы.

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Рыбы
  • Планета-покровитель: Юпитер
  • Камень-талисман: коралл
  • Цвет: фиолетовый
  • Дерево: сосна
  • Растение: лилия
  • Животное: дельфин
  • Благоприятный день: четверг

Черты характера

Афанасий растет спокойным и уравновешенным ребенком. У него очень развито воображение и большая любознательность. Со сверстниками он предпочитает не ссориться, вечно над чем-то смеется. В его характере много женских черт и не достает мужских. Поэтому родители должны с особым усердием взращивать у сына целеустремленность, решительность и уверенность в себе. Без этих качеств ему будет трудно реализовать свой большой творческий потенциал и сделать для мира все то хорошее, о чем он мечтает.

Тайна имени Афанасий скрывает обладателя доброго, мягкого нрава и неуверенности в себе и своих силах. Он объективно смотрит на вещи, уступчив, способен пойти на жертву. Агрессии в этом человеке практически нет, однако его чувствительное самолюбие порой может приводить к вспышкам гнева. Но даже в эти моменты негатив мужчины остается, если можно так выразиться, в разумных рамках. Он быстро отходит и обиды не копит в сердце.

Афанасий отличается искренним стремлением помогать людям и приносить пользу миру. Это очень приятный и скромный человек, больше слушатель, нежели оратор. Он ценит свободу и независимость, не приемлет насилия. Поэтому своего мнения навязывать не любит и не станет. Нет в нем и склонности повелевать кем бы то ни было. С этим связана такая его интересная особенность, как любовь к кошкам, а не собакам.

Носитель этого имени - заядлый книголюб. Его манят повести и рассказы о путешествиях. Если у него есть возможность, то он сам обязательно куда-нибудь ездит. Имеет очень живой и подвижный ум, отличное воображение и отменное чувство юмора. Все это в сочетании с незлобивостью и общительностью дает ему большой круг друзей и знакомых.

Природа щедро одарила Афанасия обаянием, тактичностью, интеллигентностью. Он очень упрям, если что-то задумал, то обязательно доводит дело до конца. Его трудно в чем-то переубедить, но этому характеру не хватает активности и энергичности. Также у него мало инициативности, парень пасует перед трудностями, может даже прятаться за спинами других. Но при этом он просто фантастически удачлив.

Хобби и профессия

Афанасий любит читать, но его и самого природа не обделила литературным талантом. У него отличный слог. Поэтому из такого мужчины получается превосходный писатель. Литературные способности, а также ораторский талант могут найти применение в профессии журналиста или психолога, переводчика и даже священника. Он способен реализовать себя, если становится ученым или исследователем. Любовь к путешествиям можно применить, работая в туристическом бизнесе.

Любовь и семья

Обаятельный Афанасий никогда не остается обделенным женским вниманием. Правда, и здесь негативно сказывается его врожденная нерешительность. Браков зачастую имеет несколько. Обладатель этого имени -хороший семьянин, домосед. Без проблем помогает супруге по хозяйству. Любит детей, часто возится с ними. Порой ему, как воспитателю, не хватает строгости в общении.

Игумен Афанасий (Селичев) - настоятель Михайло-Архангельского монастыря в городе Юрьев-Польский. Это одновременно и обитель, и крупный исторический музей: здесь хранятся тысячи экспонатов. Отцу Афанасию такое соседство не только не мешает, но даже помогает. Многие туристы здесь охотно участвуют в службах, паломники с интересом разглядывают экспозиции, а директор музея поёт на клиросе. Союз монастыря и музея имеет свою историю, с неё и начался наш разговор.

«Пока не уйду на пенсию, монастыря не будет!»

В 1995 году Михайло-Архангельского монастыря не было - весь комплекс считался музеем. Я часто приезжал по делам в Юрьев-Польский и заходил в этот музей. Подружился с главным хранителем Надеждой Анатольевной, она познакомила меня с директором Татьяной Ивановной. Беседовали, пили чай, и я мечтал: вот бы здесь и монастырь открыть! А Татьяна Ивановна: «Нет, пока я не уйду на пенсию, ничего не откроете». Мы с Надей только пожимали плечами: нет так нет, будем ждать.

И дождались?

Да, Надежду Анатольевну назначили директором, а меня в 2000 году перевели в Петушки строить храм святителя Афанасия Ковровского и православную гимназию. Через шесть лет, когда всё построили, владыка Евлогий говорит: «Пора тебе, Афанасий, опять в монастырь». - «В какой?» - «Михайловский откроем». И мы начали постепенно, с нуля. Вернее, с молитвы. Если её нет, ничего не будет. А так молишься, и постепенно появляются помощники, благотворители, находятся деньги, и дело начинает двигаться.

Моя первая библиотека была марксистской

Вы создали здесь большую библиотеку редких церковных книг. Когда начали их коллекционировать?

Это не первая моя биб-лиотека. Первой была марксистская, ещё в школе я стал собирать сочинения Ленина, Сталина, Плеханова. Мне хотелось изучать историю России ХХ века, поступить в МГУ. Но не получилось. Вернувшись из армии, стал воцерковляться. Мои родные Петушки были весьма привлекательны для верующего человека. Местный Успенский храм никогда не закрывался. Городок расположен за 101-м километром, в нём селились пережившие репрессии монахи, монахини, священники. У них были религиозные книги, и я не стеснялся их попросить.

Вы уже были крещены?

Меня крестила моя тётя, когда мне было пять лет, в 1971 году. Помню ощущение: в окружающем мире что-то произошло - будто изменилось физическое пространство, цвета стали более яркими. Продолжалось это недели две, пока в детском саду с меня не сняли крестик. То событие я запомнил на всю жизнь. Позже был так называемый атеистический кружок, его вела учительница химии. На самом деле она показывала нам диафильмы с иконами, а иногда даже водила нас в храм как в музей. Её соседями были баптисты, они подарили ей Библию. И классе в восьмом она дала мне её почитать.

После храма - на дискотеку

Вы прочитали Евангелие и пришли к вере?

Нет, этого не произошло. Но Священное Писание я читал и тогда, и позже. У моего школьного друга была верующая бабушка, слепая, она часто просила меня почитать ей Новый Завет. Что читать - выбирал я сам. И обычно читал ей Апокалипсис. Так что моё близкое знакомство с Библией началось с её последней книги.

А в церковь стали ходить позже?

После армии. Снова не смог поступить в университет, и появилось не то чтобы отчаяние, но осознание того, что нужно что-то изменить в своей жизни. Стал вечерами захаживать в храм на всенощную. Встану, подышу ладаном, послушаю, как бабушки поют, - и на душе полегчает. Первое время шёл после этого на дискотеку. Но потом остыл к прежним развлечениям, стал заставлять себя ходить на воскресную литургию. Хотя ещё не понимал происходящее в храме. А потом познакомился в Петушках с духовными дочерями отца Димитрия Дудко - замечательными старушками Ниной и Верой. Они мне многое объяснили.

Святой Афанасий услышал молитву

Было ли событие, определившее ваш жизненный выбор?

Да, я прочитал повесть о святителе Луке (Войно-Ясенецком). Его личность меня поразила. Ведь нас учили, что Церковь и наука - явления несовместимые. А тут учёный такого масштаба, врач, хирург - и одновременно архиерей Русской Церкви! Это на меня очень повлияло. А через несколько месяцев у меня случился приступ аппендицита. На операционном столе спросил хирурга: «Вы читали книжку «Очерки гнойной хирургии» Луки Вой-но-Ясенецкого?» Врач удивлённо отвечает: «Вообще-то я по ней учился». - «А вы знаете, что он был православный архиерей?» И тут я провалился в наркоз. После операции стал осознанно молиться, ходить на литургию. И уже окончательно определился, чем буду заниматься в жизни.

Был ещё один святой, повлиявший на вашу судьбу...

Святитель Афанасий, епископ Ковровский. Он жил в Петушках и здесь же отошёл ко Господу. Я застал людей, которые его близко знали. И когда готовился постригаться в монахи, очень хотел, чтобы меня назвали Афанасием. Но зачастую монаха нарекают именем, начинающимся на первую букву его мирского имени. А меня в миру звали Владимиром. Что ж, надо смириться. В день пострига заехал на могилу святителя Афанасия во Владимире. Постоял, помолился. И вдруг на постриге услышал: «Брат наш Афанасий постригает власы главы своея». Этот день стал одним из самых счастливых в моей жизни.

Беседовала Елена Алексеева

Владимирская область



 
Статьи по теме:
Академик юлий борисович харитон
АКАДЕМИК ЮЛИЙ БОРИСОВИЧ ХАРИТОНВо всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Жизненные принципы и нравственные категории, такие, как
Список элементов по атомной массе
Химическая формула – это условная запись, выражающая количественный и качественный состав вещества. Качественный состав показывается с помощью символов химических элементов, а количественный – с помощью индексов. Индекс – число атомов данного химическо
Социалисты-революционеры (эсеры)
Представители интеллигенции стали той социальной базой , на основе которой в конце XIX начале XX в. формировались радикальные политические партии : социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возм
Кто такие 50 десятники. Кто такие пятидесятники? О тысячелетнем царстве-хилиазме
Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братства