Урок биологии «Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Конспект урока "индивидуальное развитие организма" - конспекты уроков биологии - каталог файлов - биология не для ботанов

Конспект урока по биологии в 10 классе

Тема: Индивидуальное развитие организмов

Цель: Создать условия для изучения индивидуального развития организмов.

Задачи: Образовательная - Актуализировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития, о периодах постэмбрионального развития.

Развивающая – Развить понятия: онтогенез, его типы, метаморфоз, плацента, морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция, периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение, прямое и непрямое развитие.

Воспитывающая – Вызвать интерес к изучаемой теме. Воспитать аккуратность ведения тетради.

Оборудование: CD диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Биология. 10 класс», таблицы: «Индивидуальное развитие на примере ланцетника».

Ход урока

Организация урока

Оцениваю санитарно-гигиеническое состояние класса, проверяю наличие необходимого для урока оборудования. Приветствую учащихся:

Здравствуйте! Садитесь. Для начала отметим, кого сегодня на уроке нет.

Отмечаю состав класса.

Мы изучили жизненный цикл клетки, типы деления клеток, развитие половых клеток, оплодотворение. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

2 часа

Введение

Изучение нового материала

Что происходит после оплодотворения? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке. Итак, записываем тему урока в тетрадь.

Индивидуальное развитие организмов называется онтогенезом .

Онтогенез разделяют на 3 типа:

  1. Личиночный – У насекомых, рыб, земноводных. Зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Метаморфоз – превращение личинки во взрослую особь.
  2. Яйцекладный – У рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих. Зародыш развивается внутри яйца, нет личиночной стадии.
  3. Внутриутробный – У большинства млекопитающих и в том числе и у человека. Зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган – плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона. Оканчивается процессом деторождения.

В XIX в. Ф.Мюллер и Э.Геккель сформулировали биогенетический закон: Онтогенез (индивидуальное развитие) каждой особи есть краткое и быстрое повторение филогенеза (исторического развития) вида, к которому эта особь относится.

Большой вклад в развитие этого закона внес А.Н.Северцов. Он установил, что в индивидуальном развитии животных повторяются признаки зародышей.

- Онтогенез разделяют на 2 этапа:

эмбриональный и постэмбриональный

от образования зиготы от рождения

До рождения до смерти

Карл Бэр сформулировал закон зародышевого сходства: «эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа».

Рассмотрим стадии эмбрионального развития.

В тетради и на доске

В тетради

CD диск

В тетради и на доске

В тетради и на доске

CD диск

В тетради и на доске

CD диск

В тетради

Таблица

Стадии эмбрионального развития

Дробление Бластула Гаструла Нейрула

Зиготы

- Дробление зиготы начинается сразу же в яйцеводе. Первое деление происходит в вертикальной плоскости, образуются 2 одинаковые клетки – бластомеры . Они делятся еще раз, образуются 4 бластомера. Далее все они делятся в горизонтальной плоскости. Бластомеры делятся быстро, не успевают расти, поэтому комочек бластомеров – МОРУЛА – не больше зиготы. Когда бластомеров становится 32, они образуют полый шарик со стенками в один ряд клеток. Полость внутри бластулы – бластоцель.

После имплантации зародыша (внедрения бластулы в стенку матки) на одном из полюсов бластулы ее клетки начинают делиться быстрее, чем на другом, впячивается внутрь бластоцели – процесс гаструляции. Из клеток впячивания образуется второй внутренний слой клеток зародыша. Этот двухслойный шарик – гаструла .

Следующая стадия – нейрула . Происходит формирование важных частей зародыша: нервная трубка и хорда.

Теперь изучим зародышевые листки и их производные. Текст учебника на с.133-134.

Образование зародышевых листков

Эктодерма Энтодерма Мезодерма

(наружный листок) (внутренний) Хорда, мышцы

нервная система, будущий кишечник, Почки,

кожный покров, вырасты его – костный и

органы зрения печень, легкие, хрящевой

и слуха. поджелудочная скелет,

Железа. кровеносная

Система.

Все части зародыша влияют друг на друга, причем если это влияние нарушить, то развития нормального организма не происходит. Такие влияния – эмбриональная индукция. Роль индуктора – заставить окружающие ткани развиваться по другому «плану».

В тетради и на доске

CD диск

Беседа

Учебник:

с. 133-134

В тетради и на доске

CD диск

В тетради

Теперь рассмотрим постэмбриональное развитие. Начнем с периодов данного развития.

- Периоды постэмбрионального развития:

  1. Ювенильный – до окончания полового созревания. Два пути развития: прямое и непрямое. Рост организма.
  2. Пубертатный – период зрелости. Большая часть жизни.
  3. Старение – общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма. Без смерти не происходила бы смена поколений – одна из основных движущих сил эволюции.

Постэмбриональное развитие подразделяют на прямое и непрямое. Найдите в тексте учебника на с.136 определения данным понятиям. Зафиксируйте ответ в виде схемы:

Постэмбриональное развитие

Прямое Непрямое

Рождающийся организм имеет Образуется вначале

все основные органы, личинка, отличающаяся

своймтвенные взрослому от взрослого организма

животному (рыбы, (плоские и кольчатые

пресмыкающиеся, черви, насекомые,

птицы, млекопитающие). земноводные, ракообра-

Ные).

Закрепление изученного материала

Выполните письменно задания из учебника №5 на с.135, №3 на с.137.

Проверяю ответы учащихся. Обсуждаем изученную тему вместе с классом, отвечаем на вопрос: Что происходит после оплодотворения?

В тетради и на доске

CD диск

Учебник:

с.136

В тетради и на доске

CD диск

В тетради

Учебник:

№5 с. 135,

№3 с. 137

Обобщение урока

Предлагаю учащимся записать в дневники или тетради домашнее задание:

Изучить ξ 35, 36, 37.

Подготовиться к контрольной работе по разделу: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Выставляю оценки за урок.

Д/З

Урок биологии №17 в 9 классе. «_____»______________ 20____ г.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Цель. Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть и изучить особенности онтогенеза, стадии развития
зародыша и изменение происходящие на каждой стадии. Познакомиться с эмбриональным и
постэмбриональным процессами развития.
Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку,
эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли
Воспитательные: воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность,
любовь и интерес к предмету
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного материала.
Устный опрос:
1. Что такое мейоз?
(Мейоз (греч. «мейозис» – уменьшение)­ такое деление клетки, при котором из
одной материнской клетки с диплоидным набором (2n) хромосом образуется 4
клетки с гаплоидным (n) набором хромосом).
2. В основе каких процессов лежит мейоз в природе?
(Образуется 4 разнокачественные гаплоидные клетки (nc);
Поддержание постоянного числа хромосом из поколения в поколение; Один из
механизмов изменчивости в результате:
Перекомбинации генов в профазе I входе конъюгации и кроссинговера;
Независимого расхождения хромосом).
3. Укажите характерные отличия между митозом и мейозом.
4. Что такое кроссинговер, его значение.
(Кроссинговер перекрёст, разрыв и обмен участками между некоторыми
гомологичными хромосомами. Значение ­ перекомбинация отцовского и
материнского генетического материала, источник комбинативной изменчивости у
нового поколения).
3. Изучение новой темы.
Каждый организм за весь период жизни претерпевает существенные преобразования:
растёт, развивается. Можно сказать индивидуально развивается. Так вот развитие
организма от зиготы до естественной гибели называется индивидуальное развитие

или онтогенез. Запишите тему сегодняшнего урока «Индивидуальное развитие ­
онтогенез»
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов – совокупность преобразований,
происходящих в организме от его рождения до естественной смерти.
Онтогенез у одноклеточных заключается в том, что возникшие после деления дочерние
особи растут, и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе
онтогенеза у одноклеточных (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменение условий
окружающей среды синтезируются белки, меняется чувствительность к различным
факторам среды.
В индивидуальном развитии многоклеточных организмов выделяют несколько этапов,
которые часто называют возрастными периодами. Какие же это периоды?
Онтогенез
Одноклеточные Многоклеточные
жизненный цикл клетки от образования зиготы до смерти:
а) эмбриональный
б) постэмбриональный
1) Эмбриональный период – это развитие зародыша от момента его образования
до рождения.
следующие задания:
Основные этапы развития
зародыша
Их характеристика

«Органогенез»
Зародышевые листки
Органы, система органов
Эктодерма
Мезодерма
Энтодерма
Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и
головной мозг, органы чувств.
Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная
системы.
Пищеварительный канал, печень, легкие.

2) Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
На развитие эмбриона могут оказывать влияние различные мутагены: алкоголь,
никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в
Западной Европе в 50­ годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей,
которые принимали снотворное.
Недостаток витамина В может стать причиной ряда морфологических уродств и
внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать
причиной аномалией развития.
Сообщения учащихся.
3) Постэмбриональный период – это период развития от момента рождения до его
смерти.
Различают два основных типа постэмбрионального развития.
Прямое, при котором рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм
и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы,
клопы).

Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается
внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается
внутри организма матери.
Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу
жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению. (земноводные, жуки,
чешуекрылые, мухи, пчелы)
Задание. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие тех или иных этапов развития.
Прямокрылые Чешуекрылые Рыбы
Земноводные Птицы
Человек
Зигота
Личинка
Куколка
Взрослая
особь
4. Закрепление.
1.Что такое онтогенез?
2.Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?
3.Дайте ответ:
 Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
 Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
 Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
 Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
 Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

 Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
 Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)
 Третий зародышевый листок (мезодерма)
5. Домашнее задание.
§ 16, подготовиться к контрольной работе
Задание. Прочитать текст «Эмбриональное развитие организма» и выполнить
следующие задания:
1. Заполните таблицу «Стадии эмбрионального развития».
Основные этапы развития
зародыша
Их характеристика
2. Характеристика зародышевых листков.
«Органогенез»
Зародышевые листки
Органы, система органов
Эктодерма
Мезодерма
Энтодерма
3. Заполните таблицу, отметив знаком «+» наличие тех или иных этапов развития.
Прямокрылые Чешуекрылые Рыбы
Земноводные Птицы
Человек
Зигота
Личинка
Куколка
Взрослая
особь

Эмбриональное развитие организмов.
Изучением эмбрионального развития организмов, занимается наука эмбриология (от греч.
embryon - зародыш).
В период эмбрионального развития происходит дифференциация в строении и функциях
клеток и органов: гистогенез и органогенез.
Эмбриональный период в своем развитии проходит три последовательные стадии:
дробления, гаструляции, гистогенеза и органогенеза.
Особенности зародышевого развития удобнее и нагляднее можно рассмотреть на примере
ланцетника, так как у него мелкие яйца и в них сравнительно мало желтка.
1 стадия - дробление. Это начальная стадия эмбрионального развития. Основное ее
значение заключается в образовании многоклеточности.
На этой стадии зигота вначале митотически делится 2 раза в продольном направлении.
Получаются четыре одинаковые клетки – бластомеры. Затем бластомеры делятся
поочередно в поперечном и продольном направлениях. Деление клеток происходит быстро,
бластомеры не растут, и их размеры по мере увеличения числа клеток уменьшаются.
Дробление заканчивается образованием шаровидной бластулы (от греч. blastos – зачаток,
росток), стенка которой состоит из одного слоя клеток. Внутри бластула обычно имеет
полость. Начиная с бластулы, клетки зародыша принято называть не бластомерами, а
эмбриональными клетками
2 - Стадия гаструляции
У ланцетника, как и у всех других многоклеточных животных, за дроблением наступает
стадия гаструляции. Она представляет собой сложный процесс перемещения
эмбрионального материала с образованием двух, а затем трех слоев тела зародыша,
называемых зародышевыми листками (эктодерма, мезодерма, эктодерма).
В ходе гаструляции зародыш становится двухслойным вследствие впячивания внутрь части
клеток однослойной стенки бластулы. Постепенно обособляются зародышевые листки –
эктодерма (наружный слой клеток) и энтодерма (внутренний слой клеток) гаструлы (от
греч. gaster – желудок). Ограниченная энтодермой полость называется полостью
первичного кишечника. При дальнейшем развитии гаструлы образуется третий
зародышевый листок – мезодерма. Она закладывается в виде двух карманообразных
выпячиваний энтодермы и залегает между эктодермой и энтодермой.

Нейрула ­ (у хордовых животных) ­ стадия развития зародыша, следующая за гаструлой, на
которой происходит закладка из эктодермы пластинки нервной трубки и осевых органов.
3 ­ Стадия гистогенеза и органогенеза
Дифференцированный на три зародышевых листка зародышевый материал дает начало
всем тканям и органам. Процесс образования тканей называют гистогенезом, а
формирование органов – органогенезом.
В ходе зародышевого развития из зародышевых листков у многоклеточных животных
возникают все системы органов целостного организма.
Из эктодермы (наружного зародышевого листка) формируются органы нервной системы,
органы чувств и наружные покровы тела (эпидермис). Мезодерма (средний зародышевый
листок) дает начало скелету, мускулатуре, кровеносной, мочевыделительной системам и
системе органов размножения, а также дентину зубов и дерме кожи. Из клеток энтодермы
(внутреннего зародышевого листка) формируются пищеварительная система (кроме
слюнных желез), легкие и эпителий дыхательных путей.
У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный.
Личиночный тип развития встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных.
Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая
самостоятельно питается и растет. Затем, по прошествии какого­то времени, происходит
метаморфоз ­ превращение личинки во взрослую особь. У некоторых видов наблюдается
даже целая цепочка превращений на одной личинки в другую и только потом ­ во взрослую
особь. Смысл существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой
пищей, нежели взрослые особи, и, таким образом, расширяется пищевая база вида.
Сравнить, для примера питание гусениц (листьями) и бабочек (нектаром), или
головастиков (зоопланктоном) и лягушек (насекомыми). Кроме того, в личиночной стадии
многие виды активно заселяют новые территории. Например, личинки двустворчатых

моллюсков способны к плаванию, а взрослые особи практически неподвижны.
Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих
млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается
внутри яйца; личиночная стадия отсутствует. Внутриутробный тип онтогенеза
наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека. При этом
развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный
орган ­ плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего
эмбриона: дыхание, питание, выделение и др. Внутриутробное развитие оканчивается
процессом деторождения.
Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
Изучение влияния факторов среды на развитие зародыша человека.
1) Влияние алкоголя на развитие плода человека (заслушивается доклад)
Не следует представлять себе дело так, что алкогольные дефекты всегда настолько
очевидны, что по внешнему виду ребёнка можно сразу определить, есть оно или нет.
Например, микроцефалия ­ недоразвитие коры головного мозга ­ может проявляться в
самой различной степени: от весьма умеренного отклонения от нормы до полного
отсутствия коры полушарий головного мозга.
Приведу результат одного из многочисленных медицинских исследований влияния
алкоголя на развитие человека на разных стадиях.
Американские исследователи проводили наблюдение за протеканием беременности
у 130 женщин и последующим развитием рождённых детей. Тринадцать из них, т.е. 10 % от
всей группы, были пьющими, остальные не употребляли спиртные изделия. В остальном
условия протекания беременности были одинаковыми (правильное питание, режим
движения, врачебное наблюдение).
Оказалось, что развитие всех детей, рождённых женщинами, употребляющими
спиртные изделия, существенно отклонялись от нормального. Все они имели меньший рост
и вес при рождении, более слабое развитие конечностей, они медленнее росли, отставали в
двигательной активности, имели более или менее выраженные дефекты развития типа
алкогольного синдрома плода.
Пьющие матери и повзрослевшие дочери некогда пьющих матерей значительно чаще
рожают недоношенных младенцев, в их потомстве значительно чаще встречаются такие
недуги, как детский церебральный паралич и рассеянный склероз, очень плохо
поддающиеся лечению средствами нынешней традиционной медицины.
Тщательные сравнительные наблюдения последующих лет не позволили установить
ни одного случая рождения вполне нормального ребёнка женщиной, систематически
употребляющей алкоголь.
Вывод: если хотите здоровья своим будущим детям ­ не пейте. Слишком велик риск
непредвиденных осложнений.

Однако мужчинам тоже нельзя пить. Вот наблюдения опытного врача ­ педиатра,
В.А. Дульнева, изучавшего 64 ребёнка, родившихся от отцов, в течение 4­5 лет
систематически употреблявших спиртные изделия. В результат наблюдений были
обнаружены признаки умственной отсталости у всех без исключения детей, даже у тех,
которые хорошо развивались физически.
Французские врачи, анализируя развитие детей, отцы которых различное время
воздерживались от употребления спиртных изделий, пришли к довольно­таки
оптимистичному выводу, что для производства полноценного потомства мужчина должен
не пить в течение 1­2 лет (это касается и женщин).
Помните: ВЫПИВАЯ, ВЫ РАЗРУШАЕТЕ ТО, ЧТО ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ­
здоровье СВОИХ детей
2) Влияние никотина на развитие плода человека (заслушивается доклад)
Курение беременной женщины вызывает: спазм маточных сосудов с замедлением
маточно­плацентарного кровотока, продолжающийся 20­30 минут после одной выкуренной
сигареты; подавление дыхательных движений плода; появление в крови плода никотина и
других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению
ребенка с ее дефицитом; отмечается развитие легочной патологии, как у новорожденного,
так и у детей более старшего возраста; увеличивается риск перинатальной смертности и
синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде ­ довольно загадочного явления, когда
ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает.
Пороки развития, вызываемые курением.
Уже в конце 60­х - начале 70­х годов медики обратили внимание на то, что
некоторые черепно­лицевые аномалии встречаются как будто несколько чаще у детей,
родившихся у женщин, куривших во время беременности. Более точные статистические
наблюдения подтвердили достоверность этого предположения: действительно, "волчья
пасть", то есть расщепление твердого нёба, и "заячья губа", то есть расщепление верхней
губы, у новорожденных, матери которых курили в период беременности, встречается чаще.
Каков механизм возникновения уродств под влиянием табачного дыма, пока точно
неизвестно, специальных работ по данному вопросу немного: все­таки и частота, и
выраженность этой аномалии не так значительны, как, скажем, при алкогольном синдроме.
Но тот факт, что курение во время беременности способствует рождению детей с черепно­
лицевыми аномалиями, сомнению уже не подлежит.
Статистический анализ продолжительности жизни курящих и некурящих людей
позволил выяснить, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на пять­шесть
минут. Но никто не знает, на сколько сокращается от каждой сигареты, выкуренной
беременной женщиной, жизнь будущего ребенка. Таких данных просто еще не может быть
- 50-70 лет назад курящих женщин встречалось очень мало. Но сейчас, как ни печально,
база для таких подсчетов уже создается.
А вот психических отклонений у потомства долго ждать не приходится -
последствия никотинового воздействия на эмбрион и на плод проявляются быстро. И если
ребенок плохо засыпает, часто капризничает, излишне возбуждается, то это не обязательно
от плохого воспитания. Пусть мать спросит себя, не поддавалась ли она соблазну хоть
изредка выкурить сигарету (или выпить бокал вина) в течение девяти месяцев.
Но не будем закрывать глаза и на то, что потребность, вызванная этой привычкой,
требует постоянного удовлетворения для того, чтобы испытать удовольствие или избежать
дискомфорта, а, главное, тот относительно небольшой стимулирующий или депрессивный
эффект на центральную нервную систему (курильщики ведь тянутся к сигарете и когда
хотят взбодриться, и когда хотят успокоиться) не идет ни в какое сравнение с тем
колоссальным вредом, который наносят три тысячи химических соединений,

содержащихся в табачном дыме. Самое же существенное - табак, как и алкоголь, принося
сомнительное удовольствие родителям, губят их детей.
Влияние наркотиков на развитие беременности
Длительное употребление наркотиков приводит к негативным изменениям в
физическом и психическом здоровье людей. Наркоманы страдают расстройствами
пищеварения, происходит поражение и разрушение печени, активно отмирают клетки
головного мозга, нарушается деятельность сердечно­сосудистой системы и т.д. При
употреблении наркотиков происходит значительное снижение выработки половых
гормонов (уменьшается способность к зачатию). И хотя половое влечение при наркомании
прогрессивно снижается, около 25% наркоманов имеют детей. Которые страдают
различными тяжелыми недугами и патологиями, вызванными приемом наркотиков их
родителями. Некоторые наркотические вещества провоцируют негативные изменения еще в
хромосомах половых клеток, приводя к разрывам хромосом. Хромосомные аномалии
всегда приводят к неблагоприятным последствиям для потомства. Большинство
зародышей с такими нарушениями в развитии погибают, но у живых формируются
серьезные пороки развития - уродства. Случаи смертности новорождённых детей у
женщин принимающих наркотики достигает 80%.
Токсическое действие наркотиков на плод может быть непосредственным (через
повреждение его клеточных структур) и косвенным (через нарушение образования
гормонов, изменение слизистой оболочки матки). Наркотические вещества обладают малой
молекулярной массой и легко проникают через плаценту. Так как печень плода не
достаточно развита наркотики медленно обезвреживаются и долго циркулируют в его
организме принося непоправимые разрушения в системах и органах развивающегося
организма.
Если женщина во время беременности принимает наркотики, то вместе с ней
наркотик принимает и ребенок. У матери наркоманки, ребенок тоже становится
наркоманом, и после родов у таких детей зачастую наблюдаются симптомы так называемой
"ломки", которые возникают при отказе от приема наркотиков и проявляются в виде
сильной раздражительности и нервного возбуждения).
Прием наркотиков в период беременности приводит к таким осложнениям, как:
резко возрастает риск рождения мертвого плода, выкидыша, происходит понижение веса
новорожденного, задержка умственного развития, преждевременные роды, а также, может
развится синдром внезапной смерти ребенка (риск синдрома внезапной смерти при
принятии во время беременности опия повышается в двадцать раз.) Некоторые наркотики
(опий и кокаин), принося не только непосредственный вред в развитие ребенка, но и
косвенный, они приводят к сужению кровеносных сосудов плаценты, тем самым
ограничивая снабжение плода кислородом (подобно никотину, вызывают кислородное
голодание плода). Воздействуя на мозг ребенка, кокаин приводит к его повышенной
раздражительности. Марихуана, употребление которой во время беременности считалось
безопасным для ребенка, оказывает такое же влияние на развитие плода, как и другие
наркотики.
Беременность накладывает на женщину большую ответственность. Теперь ей нужно
беспокоиться не только о состоянии своего здоровья, но и о здоровье своего будущего
ребёнка. В эмбриональный период, когда ребенок особенно уязвим, употребление
наркотиков оказать непоправимое негативное влияние не только на психику, но и на все
последующее развитие организма

Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы при половом размножении (или появления дочерней особи – при бесполом) до конца жизни.

В основу периодизации онтогенеза положена возможность осуществления особью полового размножения. По этому принципу онтогенез делят на три периода: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный.

Дорепродуктивный период характеризуется неспособностью особи к половому размножению, в связи с ее незрелостью. В этот период происходят основные анатомические и физиологические преобразования, формируя зрелый в половом отношении организм. В дорепродуктивный период особь наиболее уязвима для неблагоприятных влияний физических, химических и биологических факторов окружающей среды.

Этот период, в свою очередь, делится на 4 периода: эмбриональный, личиночный, период метаморфоза и ювенильный.

Эмбриональный (зародышевый) период длится от момента оплодотворения яйцеклетки до выхода зародыша из яйцевых оболочек.

Личиночный период встречается у некоторых представителей низших позвоночных животных, зародыши которых, выйдя из яйцевых оболочек, некоторое время существуют, не имея всех черт зрелой особи. Для личинки характерны эмбриональные черты особи, наличие временных вспомогательных органов, способность к активному питанию и размножению. Благодаря этому личинка завершает свое развитие в наиболее благоприятных для этого условиях.

Метаморфоз как период онтогенеза характеризуется структурными преобразованиями особи. При этом вспомогательные органы разрушаются, а постоянные органы совершенствуются или новообразуются.

Ювенильный период длится от момента окончания метаморфоза до вступления в репродуктивный период. В этот период особь интенсивно растет, происходит окончательное формирование структуры и функции органов и систем.

В репродуктивном периоде особь реализует свою возможность к размножению. В этот период развития она окончательно сформирована и устойчива к действию неблагоприятных внешних факторов.

Пострепродуктивный период связан с прогрессирующим старением организма. Для него характерно снижение, а затем полное исчезновение функции размножения, обратные структурные и функциональные изменения органов и систем организма. Снижается устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Постэмбриональное развитие может быть прямым и непрямым. При прямом (без личинки) развитии из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм, сходный со взрослым. Постэмбриональное развитие этих животных сводится в основном к росту и половому созреванию. Прямое развитие встречается у животных, размножающихся откладыванием яиц, когда яйца богаты желтком (беспозвоночные, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, некоторые млекопитающие), и у живородящих форм. В последнем случае яйцеклетки почти лишены желтка. Зародыш развивается внутри материнского организма, и его жизнедеятельность обеспечивается посредством плаценты (плацентарные млекопитающие и человек).

Непрямое развитие – личиночное, с метаморфозом. Метаморфоз может быть неполный, когда личинка напоминает взрослый организм и с каждой новой линькой становится все более похожей на него, и полный, когда личинка отличается от взрослого организма по многим важнейшим признакам внешнего и внутреннего строения, а в жизненном цикле присутствует стадия куколки.

2. Эмбриональное развитие

Период эмбрионального развития наиболее сложен у высших животных и состоит из нескольких этапов.

Первый этап эмбрионального развития – дробление. При этом из зиготы путем митотического деления образуются сначала 2 клетки, затем 4, 8 и т. д. Образующиеся клетки называются бластомерами, а зародыш на этой стадии развития – бластулой. При этом общая масса и объем почти не увеличиваются, а новые клетки приобретают все меньшие размеры. Митотические деления происходят быстро одно за другим, характеризуясь укорочением, а иногда и выпадением некоторых стадий митоза. Так, для этого процесса характерна значительно более быстрая репликация ДНК. Стадия G1 (подготовки к синтезу ДНК и рост клеток) выпадает. Стадия G2 значительно укорочена. Такая быстрая последовательность митотических делений обеспечивается энергией и питательными веществами цитоплазмы яйцеклетки.

Иногда образовавшаяся бластула представляет собой полостное образование, в котором бластомеры располагаются в один слой, ограничивая полость – бластоцель. В случаях, когда бластула имеет вид плотного шара без полости в центре, ее называют морулой (morum – тутовая ягода).

Следующий этап эмбрионального развития – гаструляция. В это время бластомеры, продолжающие быстро делиться, приобретают двигательную активность и перемещаются относительно друг друга, формируя слои клеток – зародышевые листки. Гаструляция может происходить либо путем инвагинации (впячи-вания) одной из стенок бластулы в полость бластоцеля, иммиграцией отдельных клеток, эпиболией (обрастанием), либо дела-минацией (расщеплением на две пластинки). В итоге форми-руется наружный зародышевый листок – эктодерма, и внутренний – энтодерма. У большинства многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных) между ними образуется третий, средний зародышевый листок – мезодерма, сформированный из клеток, лежащих на границе между наружным и внутренним листками. Затем наступает этап гисто– и органогенеза. При этом вначале образуется зачаток нервной системы – ней-рула. Это происходит путем обособления группы клеток эктодермы на спинной стороне зародыша в виде пластинки, которая сворачивается в желобок, а затем в длинную трубку и уходит вглубь, под слой клеток эктодермы. После этого на передней части трубки формируется зачаток головного мозга и органов чувств, а из основной части трубки – зачаток спинного мозга и периферической нервной системы. Кроме того, из эктодермы развивается кожа и ее производные. Энтодерма дает начало органам дыхательной и пищеварительной систем. Из мезодермы формируются мышечная, хрящевая и костная ткань, органы кровеносной и выделительной систем.

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 39. Онтогенез. Жизненный цикл

Онтогенез – индивидуальное развитие особи, совокупность ее взаимосвязанных преобразований, закономерно совершающихся в процессе осуществления жизненного цикла от момента образования зиготы до смерти.
У многоклеточных животных, размножающихся половым способом, онтогенез подразделяется на периоды:
1. эмбриональный (от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек),
2. постэмбриональный (от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма) периоды.
Гаметы или половые клетки – гаплоидные клетки, образующиеся в половых железах и образующие при слиянии зиготу.
Гаметогенез – процесс развития гамет. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом , а образование яйцеклеток – овогенезом .

Эмбриональный период

Дробление – это ряд последовательных митотических делений зиготы, в результате которых огромный объем цитоплазмы яйца разделяется на многочисленные, содержащие ядра клетки меньшего размера. В результате дробления образуются клетки, которые называют бластомерами. От обычного деления отличает то, что вновь образовавшиеся бластомеры не увеличиваются в размерах. Завершается образованием бластулы.
Бластула – однослойный зародыш. Состоит из слоя клеток – бластодермы , ограничивающей полость – бластоцель . Бластула начинает формироваться на ранних этапах дробления благодаря расхождению бластомеров. Возникающая при этом полость заполняется жидкостью.
Гаструляция – образование зародышевых листков в бластуле. В результате гаструляции образуется двухслойный, а затем трехслойный зародыш (у большинства животных) – гаструла. Первоначально образуются наружный (эктодерма ) и внутренний (энтодерма ) слои. Позже между экто- и энтодермой закладывается третий зародышевый листок – мезодерма .
Зародышевые листки – отдельные пласты клеток, занимающие определенное положение в зародыше и дающие начало соответствующим органам и системам органов. Зародышевые листки возникают не только в результате перемещения клеточных масс, но и в результате дифференциации сходных между собой, сравнительно однородных клеток бластулы.
Дифференциация – процесс появления и нарастания морфологических и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. В зависимости от типа бластулы и от особенностей перемещения клеток, различают следующие основные способы гаструляции: инвагинация, иммиграция, деламинация, эпиболия.
Иммиграция – «выселение» части клеток бластодермы в полость бластоцеля (высшие позвоночные). Из этих клеток образуется энтодерма.
Деламинация встречается у животных, имеющих бластулу без бластоцеля (птицы). При таком способе гаструляции клеточные перемещения минимальны или совсем отсутствуют, так как происходит расслоение – наружные клетки бластулы преобразуются в эктодерму, а внутренние формируют энтодерму.
Эпиболия происходит, когда более мелкие бластомеры анимального полюса дробятся быстрее и обрастают более крупные бластомеры вегетативного полюса, образуя эктодерму (земноводные). Клетки вегетативного полюса дают начало внутреннему зародышевому листку – энтодерме.
При образовании мезодермы происходит образование вторичной полости тела, или целома .
Органогенез – процесс формирования органов в эмбриональном развитии.

Выделяют две фазы:
1. нейруляция – образование комплекса осевых органов (нервная трубка, хорда, кишечная трубка и мезодерма сомитов), в который вовлекается почти весь зародыш;
2. построение остальных органов , приобретение различными участками тела типичной для них формы и черт внутренней организации, установление определенных пропорций (пространственно ограниченные процессы).
Нейрула – зародыш на стадии нейруляции. Материал, используемый на построение нервной системы у позвоночных животных, – нейроэктодерма, входит в состав дорсальной части эктодермы. Располагается над зачатком хорды.
Теория зародышевых листков Карла Бэра: возникновение органов обусловлено преобразованием того или иного зародышевого листка – экто-, мезо- или энтодермы. Некоторые органы могут иметь смешанное происхождение, то есть они образованы при участии сразу нескольких зародышевых листков. Например, мускулатура пищеварительного тракта является производным мезодермы, а его внутренняя выстилка – производное энтодермы.
Эмбриональная индукция – это взаимодействие между частями эмбриона, в процессе которого одна его часть – индуктор, – контактируя с другой частью – реагирующей системой, – определяет направление развития последней.

Постэмбриональный период развития

Постэмбриональный период развития начинается в момент рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до его смерти.

Различают два основных типа постэмбрионального развития:

1. прямое;

2. с превращением.
Жизненный цикл – закономерная смена всех поколений (онтогенезов), характерных для данного вида живых организмов. Следует четко отличать онтогенез(-ы) жизненного цикла (характеристику вида) от онтогенеза (развития отдельной особи от момента ее появления до момента смерти или деления).
По количеству поколений (онтогенезов) в жизненном цикле:
1. Простой: цикл включает одно поколение.
2. Сложный: цикл включает два и более поколения; такой жизненный цикл характерен, например, для многих кишечнополостных (чередование поколений полипов и медуз), для большинства трематод (чередование поколений марит, спороцист и редий).
Регенерация – способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы. Регенерацией также называется восстановление целого организма из его искусственно отделённого фрагмента (например, восстановление гидры из небольшого фрагмента тела или диссоциированных клеток). У протистов регенерация может проявляться в восстановлении утраченных органоидов или частей клетки.



 
Статьи по теме:
Гороскоп на год по знакам август
Гороскоп на август 2017 года предвещает множество ярких событий. Если некоторое время назад вы поставили перед собой амбициозную цель, последний месяц лета подарит вам реальный шанс воплотить планы в действительность. Кроме того, эта прекрасная возможнос
Гороскоп на 17 октября скорпион
Ой спасибо, Я Рак, сегодня не буду рисковать. Этот день будет благоприятным для любых путешествий. Они будут отличаться безопасностью. Чтобы не стать объектом для ревности или самим не вкусить этого чувства, избегайте шумных и веселых вечеринок. Не давай
Гороскоп на октября дев мущин
Полезные советы Середина осени принесет вам много новых и интересных событий в любовной сфере. Причем эти события могут оказаться как положительными, так и весьма напряженными. Некоторых могут ожидать разрывы отношений, другие могут встретиться с серь
Гадания на старый новый год - самые доступные виды гаданий
Особенности гаданий в эту ночь Чтобы получить от предсказаний более точную информацию, стоит придерживаться нескольких правил гадания, которым неукоснительно следовали предки: — начинать проводить магическое таинство следует только после захода солнце,