Традиции народов воронежского края. Этническая самобытность Воронежской области: как жили и что носители жители Черноземья сотни лет назад. Изучение нового материала

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №95» г. Воронеж

Конспект занятия по познавательному развитию

/подготовительная группа/

Воспитатель: Азарова И.П.

Тема: «Путешествие в прошлое Воронежа»

Цель: Продолжить формировать понятие «Родина». Познакомить с

историей создания, названия, гербом Воронежа. Вызвать желание узнать больше об истории Воронежа. Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей малой Родине. Развивать познавательный интерес, любознательность. Активизировать связную речь, мышление, память.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций

современного и старого города, карт г. Воронежа и области, картин о Петре 1, парусниках той эпохи. Заучивание стихов и пословиц о Родине. Чтение книг «Родной Воронеж», «Воронеж. Визитная карточка»

Материалы: средства ТСО, д/и «Найди свое место», «Доплыви до моря», коллекция природных материалов, герб Воронежа, картины о Петре 1, старый город, парусники.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в удивительно красивой, богатой и большой

стране.

Как называется наша страна?

Кто президент России?

Как называется столица России?

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Родину не выбирают, она дается каждому человеку от рождения.

Ребята, а какие пословицы о Родине вы знаете?

«Всякому мила своя сторона»

«Везде хорошо, а дома лучше»

«Своя земля и в горе мила»

  • Родина моя - бескрайняя Россия...

И Сибирь, и Волга, и Урал...

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля-

Все напомнит нам о самом важном -

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном -

Эта неоглядная Россия -

Есть единственный наш отчий дом!

Воронеж - наша Родина, мы здесь родились и живем, нашему городу уже больше 400 лет. А всегда ли наш город был таким красивым, кирпичным и большим? И сегодня, я вам предлагаю совершить необычное путешествие в прошлое, в историю нашего города. А попасть мы туда сможем на волшебном поезде, но прежде нужно правильно найти место в вагоне.

Д/и «Найди свое место». (Дети по карточкам находят свои места и садятся в поезд. Слышится гудок поезда, стук колес.

Ребята, вот поезд и вернул нас в прошлое, давайте выйдем и

прогуляемся по древнему Воронежу.

Что представлял наш город первоначально?

Кто считается основателем Воронежа?

Какую роль выполняла крепость Воронеж?

(В 1585 г. На берегу реки Воронеж воевода Сабуров построил деревянную крепость. Воронежская земля приняла на себя первые удары войска хана Батыя в 1237г. Воронеж - стал городом воином, защитником.)

История нашего города неразрывно связана с историей России. Именно на воронежских просторах 300 лет назад молодой русский царь Петр 1 начал строить первые военные корабли.

России флот необходим -

Так Петр подумал и решил:

А где вода, и лес, и люди,

Что это дело не загубят?

Да на Воронеже - реке!

И царь садиться налегке

И мчит смотреть Воронеж - град,

И сосны перед ним стоят

И катят волны реки - полны

Здесь мы построим русский флот

И царь уж сам топор берет

И тешит бревна, парус ставит.

И вот под сводами заставы

Тесно от лодок, кораблей

Для покорения морей.

Для чего нужен был флот?

Сколько лет велось строительство?

(Строительство велось 15 лет. Флот нужен был России, чтобы охранять границы и получит выход к Черному морю.)

За два года в Воронеже был построен целый флот: 300 лодок, галеры,

парусники. Но построить - мало, надо, чтобы корабли вышли к морю.

В Воронеже много рек. Какие реки вы знаете? (Воронеж, Дон,

Усманка, Хопер, Битюг, Ведуга)

А как же с реки Воронеж можно доплыть до черного моря?

Д/и «Доплыви до моря»

Ребята, а как благодаря Петру 1 стали называть Воронеж?

Как вы понимаете это выражение? (Воронеж - колыбель русского

флота. Колыбель - это детская подвесная кроватка, где качали

младенцев. Колыбель - это место возникновения зарождения чего-то.

Воронеж - это место, где возник русский флот.)

А как в современном Воронеже называется то место, где Петр 1

когда-то строил корабли? (Адмиралтейская площадь. Имя этой

площади дола Успенская Адмиралтейская церковь - единственная сохранившаяся свидетельница кораблестроения на реке Воронеж. Именно в этом храме освящались, а затем спускались на воду первые русские военные суда.)

Физкультминутка.

Ребята, у каждого города, страны есть свой отличительный знак. Как

он называется? (Герб.) Герб - это щит, защита города. Герб всегда

отражает историю каждого города. Слово «герб» в переводе с

немецкого языка означает «наследство». Разработкой гербов

занимаются особые должностные лица - герольды. У Воронежа было

много гербов.

Ребята, давайте рассмотрим герб Воронежа и расскажем, что означает

каждый элемент герба. (Каждая часть рисунка имеет свой смысл:

зубцы в верхней части означают крепость, так как Воронеж изначально

строили, как крепость для защиты от врагов. В центре герба на

каменной крутой горе лежит перевернутый кувшин из которого

вытекает ручей (река), что означает неиссякаемые богатства. Хлебные

колосья вокруг герба говорят о плодородной и урожайной

Воронежской земле)

Ребята, а как еще называют Воронеж, если говорят о плодородной

земле? (Воронеж - столица Черноземья.)

В Воронеже очень богатая, плодородная, черноземная почва. Даже в

Париже находится образец земли из Панинского района, как эталон

почвы.

Но наш край богат не только плодородной черноземной почвой.

Какие еще минералы встречаются в Воронежском крае? (Мел, глина,

песок, гранит.) (Дети рассматривают образцы минералов.)

Последние исследования показали, что на Воронежской земле есть и

золото, но оно находится на большой глубине. Но золото запретили

есть много удивительных мест, поражающих своей красотой,

захватывающих своим очарованием. Одно из них - Дивногорье.

Что же это за место? (Это меловые горы, столбы - дивы, в которых

монахи сделали пещеры. Было время, когда хотели уничтожить эти

пещеры, но в 1991 году создали музей - заповедник «Дивногорье».)

Ребята, а что вы знаете о граните? (Гранит - это могучий

строительный камень. Если внимательно приглядеться, то можно

увидеть, что он состоит из каменных зерен. Зерна разные по цвету и

виду)

Глина - удивительный минерал. На воде хорошо замешивается, становится мягкой и податливой. Но стоит положить изделие из глины

в огонь - оно не сгорит, не рассыплется, а наоборот крепче станет. Со

дна моря ученые поднимают глиняные вазы, которые пролежали

несколько тысячелетий.

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Но нам пора возвращаться, занимать свои места в нашем поезде. А чтобы нам не скучно было ехать домой, давайте споем песню «Моя Россия».


Тема: Экскурсия по Воронежу».

Цели: познакомить детей с достопримечательностями Воронежа, как центром столицы Черноземья, с названиями улиц нашего города;

развивать моторику, творческое мышление;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности, эстетический вкус.

Оборудование: тетрадь-учебник «Краеведение», интерактивная доска, доклады учащихся.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке. Садитесь. (На экране появляются раскрывающиеся лепестки разных цветов).

Вдохните.... Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

Сегодня мы продолжим путешествие по России. К нам в гости приехали наши знакомые Серёжа и Надя. Они никогда не были в нашем городе, им очень хочется познакомиться с ним, узнать много нового. Нам поможет экскурсионный автобус. А мы с вами будем экскурсоводами.

II . Изучение нового материала.

Дитя веков, Воронеж, город мой,

Тебя лелеяла равнина Дона,

Колоколов торжественные звоны,

Лесов и рек обманчивый покой.

Задуман ты быть картой козырной,

Надежной крепостью, врагам заслоном,

Оплотом веры, твердости законов,

Указам царским, волей и судьбой.

О, сколько же ты в жизни повидал!

Разрушен был, из пепла вновь воспрял,

С ушедшим временем всегда был в связке.

Ушли века - в истории они,

А в сквере Петр! Тревожат наши дни

Седого парка дремлющие краски.

Первая наша остановка будет называться «Герб Воронежа».

Наш город был основан в 1586 году на высоком берегу реки Воронеж как пограничная крепость на юге Русского государства. Богатая земля позволяла людям разводить скот и заниматься земледелием. Город состоял из деревянных срубов с башнями, с которых велось наблюдение и охрана города от нападения врага.

На гербе Воронежа изображен щит, золотая гора, на которой серебряный кувшин, из которого течет серебряная вода, сверху корона. Герб обрамлен колосьями пшеницы, что указывает на земледельческий характер города. Льющаяся из кувшина вода означает, что город стоит на реке.

- Найдите и отметьте герб Воронежа (для проверки у доски.) на стр. 60 учебника «Краеведение». Там вам даны гербы 3х городов. Отметьте герб нашего города и запомните, как выглядит главный символ Воронежа.

- Так какой же из 3, герб нашего города?

Итак, кто это? Рассказ о Петре I .

В 1696 году царь Петр впервые приехал в Воронеж:. В это время наш город стал важнейшим политическим центром на юге России, так как это связано с началом строительства военных морских кораблей в Воронеже. Став центром российского кораблестроения Воронеж превратился в крупный индустриальный город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мастерские. Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный парусно-гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города, запечатленный в веках.

За полтора десятка лет город вырос, стал крупным населенным пунктом. Население города выросло в 4 раза и составило примерно 50 тысяч человек. В ту пору далеко не каждый европейский город имел такое население.

Некоторое время Воронеж: фактически играл роль столицы. Царь со двором - здесь. Центр важнейших событий - здесь. Иные европейские страны в Воронеже представлены не только дипломатами, но и капитанами, генералами, корабельными мастерами. Существовала, как и в Москве, немецкая (т.е. иностранная) слобода. Учреждена почтовая связь с Москвой, обновлена старинная дорога на Москву.

Первый памятник «отцу русского флота» Петру 1 установлен в 1860 году. Во время войны он был уничтожен, но вновь восстановлен в Петровском сквере, уютном и очень красивом уголке Воронежа.

В настоящее время есть молчаливый свидетель деятельности Петра 1. Это Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. В этом храме служил святой земли Воронежской Митрофаний. Он был великим советчиком Петра 1. О святом Воронежской земли прочитайте в тексте.

- Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I . который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота. В своих проповедях он поддерживал это начинание царя, он содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю.

- Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра в воронежском крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой деятетельности. В память о великом святом в Воронеже был построен Благовещенский собор, в котором покоятся мощи Митрофания Воронежского.

Как Митрофаний Воронежский поддерживал Петра 1в его начинаниях?

Как воронежцы в настоящее время помнят о великом святом?

Физ. минутка.

Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Люди, которые прославили наш город».

В самом центре нашего города расположилась Никитинская площадь. Свое название она получила в 1911 году, когда ее украсил памятник великому русскому поэту Ивану Саввичу Никитину. Он писал о родной природе, о тяжелом крестьянском труде, о страданиях бедных людей. Его произведения известны во всем мире.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит;

Крест под облаками,

Как свеча, горит.

Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых...

В центре города стоит памятник первому лауреату Нобелевской премии среди русских писателей Ивану Алексеевичу Бунину. Он остался в памяти людей как автор замечательных стихов, рассказов, романов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Самый уютный поэтический уголок города Кольцовский сквер. Он назван так в честь нашего земляка Алексея Васильевича Кольцова, который вошел в нашу жизнь песнями и стихами. Он знаком нам с детства. Его стихи переведены на десятки языков народов мира.

Все творенья в божьем мире

Так прекрасны, хороши!

Но прекрасней человека

Ничего нет на земли!

Продолжая наше путешествие, мы попали на остановку «Воронеж в годы Великой Отечественной войны». О том, какой след оставила война, вам расскажут ребята.

Великая Отечественная война разрушила не только судьбы людей, но и наш родной город Воронеж. Отступая из Воронежа, в январе 1943 года фашисты взорвали все крупные здания города, заводы. 212 дней и ночей город стоял на передовой изрешеченный пулями и осколками, разбомбленный, сожженный, но не сломленный. Никто не забыт, ничто не забыто. Об этом говорят названия многих улиц и других мест города, имена которых оставили отважные защитники города. Вот некоторые из этих имен:

Воротами в наш город можно назвать площадь у вокзала, названная в честь самого молодого генерала Ивана Даниловича Черняховского командующего 60-й армией, которая приняла участие в Воронежско-Касторненской операции. Эта армия остановила наступление фашистов на восток. Екатерина Зеленко: летчица, в воздушных боях участвовала 12 раз, имела 40 боевых вылетов. Была сбита в воздушном бою. Ее именем названа улица в Коминтерновском районе.

Есть улица и Лидии Рябцевой: служила в 4 зенитном полку, участвовала в воздушных боях, сбила 2 вражеских самолета. Погибла в бою, защищая район СХИ.

А в Северном районе стоит памятник Александру Лизюкову: был командиром 5-й танковой армии. Со своей армией помогал в обороне, на стыке фронтов. Это сражение было главным и последним в его боевом пути. Он погиб в 1942 году.

- В память о тех страшных событиях у нас в городе установлены памятники. На с.62 - 63 нам показаны некоторые из них. Давайте вспомним названия этих памятников.

Работа в тетради по краеведению. .

- Памятник в честь обороны Чижовского плацдарма, который вместе с армией защищал сводный отряд народного ополчения, сформированный из жителей города.

- Здание областной больницы, от которого уцелел только громадный купол. Воронежцы назвали его Ротондой и сохранили как памятник войне.

- Памятник Славы. М емориальный комплекс на братской могиле воинов Советской Армии , погибших в боях за Воронеж во время Великой Отечественной войны в 1942 - 1943 годах.

16 февраля 2008 года Президентом России был подписан Указ о присвоении Воронежу почётного звания «Города воинской славы».

Физ. минутка для глаз.

III . Итог урока.

Мы завершаем нашу экскурсию по родному городу. Наш город пережил очень много невзгод и лишений. Сейчас это прекрасный и красивый город, с множеством памятников, парков, театров, музеев.

В нашем городе есть памятник и Белому Биму, преданной собаке из повести Гавриила Троепольского «Белый Бим-черное ухо».

И даже памятник герою мультфильма котенку с улицы Лизюкова. Давайте вместе с нашими гостями совершим видеоэкскурсию по современному городу. Вы увидите памятники и места, которые известны всем воронежцам.

Итак, мы завершили нашу экскурсию, а как сколько вы были внимательны, я и хочу проверить:

Что строил в Воронеже Петр 1?

Кто из великих поэтов прославил наш город?

Что изображено на гербе Воронежа?

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. А с каким настроением мы завершим работу, вы покажете на солнышках, которые лежат перед вами. Выберите подходящее настроение и нарисуйте на желтых кружочках и покажите мне и гостям.

Урок окончен, спасибо за работу.

Конспект урока

Цели: познакомить детей с достопримечательностями Воронежа, как

центром столицы Черноземья, с названиями улиц нашего города;

развивать моторику, творческое мышление;

воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и ответственности,

эстетический вкус.

Оборудование: тетрадь -учебник «Краеведение», интерактивная доска,

доклады учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие

они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем

уроке. Садитесь. (На экране появляются раскрывающиеся лепестки разных цветов).

-Вдохните.... Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы

помогаем друг другу. Мы дополняемдруг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот

день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

- Сегодня мы продолжим путешествие по России. К нам в гости приехали наши

знакомые Серёжа и Надя. Они никогда не были в нашем городе, им очень хочется

мы с вами будем экскурсоводами.

II. Изучение нового материала.

Дитя веков, Воронеж, город мой,

Тебя лелеяла равнина Дона,

Колоколов торжественные звоны,

Лесов и рек обманчивый покой.

Задуман ты быть картой козырной,

Надежной крепостью, врагам заслоном,

Оплотом веры, твердости законов,

Указам царским, волей и судьбой.

О, сколько же ты в жизни повидал!

Разрушен был, из пепла вновь воспрял,

С ушедшим временем всегда был в связке.

Ушли века - в истории они,

А в сквере Петр! Тревожат наши дни

Седого парка дремлющие краски.

- Первая наша остановка будет называться «Герб Воронежа».

- Наш город был основан в 1586 году на высоком берегу реки Воронеж как

пограничная крепость на юге Русского государства. Богатая земля позволяла людям

разводить скот и заниматься земледелием. Город состоял из деревянных срубов с

башнями, с которых велось наблюдение и охрана города от нападения врага.

На гербе Воронежа изображен щит, золотая гора, на которой серебряный кувшин, из

которого течет серебряная вода, сверху корона. Герб обрамлен колосьями пшеницы,

что указывает на земледельческий характер города. Льющаяся из кувшина вода

означает, что город стоит на реке.

- Найдите и отметьте герб Воронежа (для проверки у доски.)на стр. 60учебника

«Краеведение». Там вам даны гербы 3х городов. Отметьте герб нашего города и

запомните, как выглядит главный символ Воронежа.

- Так какой же из 3, герб нашего города?

человека. Кто он? Мы узнаем, собрав картинку на с.61 тетради по краеведению.

- Итак, кто это? Рассказ о Петре I.

важнейшим политическим центром на юге России, так как это связано с

началом строительства военных морских кораблей в Воронеже. Став центром

российского кораблестроения Воронеж превратился в крупный индустриальный

город. Начали строиться специализированные заводы, фабрики, мастерские.

Что позволило за три месяца (февраль - апрель) создать довольно крупный

парусно- гребной флот. В этом состоит морской подвиг нашего города,

запечатленный в веках.

За полтора десятка лет город вырос, стал крупным населенным пунктом.

Население города выросло в 4 раза и составило примерно 50 тысяч человек. В ту

пору далеко не каждый европейский город имел такое население.

Некоторое время Воронеж: фактически играл роль столицы. Царь со двором -

представлены не только дипломатами, но и капитанами, генералами,

корабельными мастерами. Существовала, как и в Москве, немецкая (т.е.

иностранная) слобода. Учреждена почтовая связь с Москвой, обновлена

старинная дорога на Москву.

Первый памятник «отцу русского флота» Петру 1 установлен в 1860 году. Во

время войны он был уничтожен, но вновь восстановлен в Петровском сквере,

уютном и очень красивом уголке Воронежа.

- В настоящее время есть молчаливый свидетель деятельности Петра 1. Это

Успенская церковь на набережной Воронежского водохранилища. В этом храме

служил святой земли Воронежской Митрофаний. Он был великим советчиком Петра

1. О святом Воронежской земли прочитайте в тексте.

-Епископ Митрофан оказывал поддержку Петру I . который организовал в

Воронеже корабельную верфь для строительства флота. В своих проповедях он

поддерживал это начинание царя, он содействовал строительству кораблей,

жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным

заимствовать с Запада технические знания. Царь, в свою очередь, с уважением

относился к святителю.

-Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра в воронежском

крае, о той известности, которую он принес ему в результате этой

деятетельности. В память о великом святом в Воронеже был построен

Благовещенский собор, в котором покоятся мощи Митрофания Воронежского.

- Как Митрофаний Воронежский поддерживал Петра 1в его начинаниях?

- Как воронежцы в настоящее время помнят о великом святом?

Физ. минутка.

- Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Люди, которые

прославили наш город».

- В самом центре нашего города расположилась Никитинская площадь. Свое

название она получила в 1911 году, когда ее украсил памятник великому русскому

поэту Ивану Саввичу Никитину. Он писал о родной природе, о тяжелом

крестьянском труде, о страданиях бедныхлюдей. Его произведения известны во

всем мире.

Весело сияет

Месяц над селом;

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

Месяца лучами

Божий храм облит;

Крест под облаками,

Как свеча, горит.

Пусто, одиноко

Сонное село;

Вьюгами глубоко

Избы занесло.

Тишина немая

В улицах пустых,

И не слышно лая

Псов сторожевых...

- В центре города стоит памятник первому лауреату Нобелевской премии среди

русских писателей Ивану Алексеевичу Бунину. Он остался в памяти людей как автор

замечательных стихов, рассказов, романов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Самый уютный поэтический уголок города Кольцовскийсквер. Он назван так в

честь нашего земляка Алексея Васильевича Кольцова, который вошел в нашу жизнь

песнямиистихами. Он знаком нам с детства. Его стихи переведены на десятки

языков народов мира.

Все творенья в божьем мире

Чтобы узнать историю традиционного воронежского костюма, а главное увидеть и даже потрогать старинные облачения, мы отправились на филологический факультет ВГУ. Там лабораторией народной культуры им. С.Г. Лазутина заведует Татьяна Пухова. Это человек, который знает о самобытности воронежцев всё и с радостью делится этими ценными знаниями со студентами.

Наша встреча с Татьяной Фёдоровной состояла из нескольких частей. Сначала прошла своеобразная лекция о том, как и кем заселялась воронежская земля. А вторая часть - экскурсионная. Самое настоящее путешествие в прошлое, где мы познакомились с традициями местного народного костюма и бытом сельских семей в прошлых столетиях.

Заселение территории края началось ещё в VIII в. Принято считать, что предками воронежцев являются племена вятичей. Жители этих земель занимались изготовлением посуды, упряжи, лодок. Уже тогда можно было говорить о своеобразном речном флоте - задолго до появления здесь Петра I.

В ХVII в. Черноземье заселяли возле рек Воронеж, Битюг, Дон. Сюда при первом российском императоре ссылали дворцовых крестьян. Здесь на территории нынешнего Павловского района живут потомки переселенцев из Казани, Арзамаса и Нижнего Новгорода. В южных районах области - потомки казаков из Запорожской Сечи, попросившихся охранять южные рубежи России. Так, чувствуя влияние самых разных народов, и возникла многогранная культура земли воронежской.

В результате практически в каждом селе сложилась своя традиция костюма, пусть и иногда перекликающаяся.

Каждому селу - по костюму

Если видите красную панёву (так было принято называть длинную шерстяную юбку), трапециевидный фартук, рубашку с необычно длинным рукавом и узором из крестов, ромбов и мережки (вырывание нити по узору) - перед вами костюм из Каширского района. Это традиция родом из рязанских мест, откуда и пришли на эти территории переселенцы.

В западных районах области чувствуется польско-литовское влияние. Их народные костюмы отличают чёрные панёвы и белые домотканые рубахи. Главный же признак - высокие воротнички, каких не было в традиционных нарядах жительниц других районов.

Следом рассматриваем классический костюм воронежско-белгородского пограничья. Девичий сарафан отличает плиссировка. Панёвы были яркие и весёлые, «с подтыком», чтобы удобнее было ходить. На рубахах чаще всего вышивали узоры, символизирующие Макошь - богиню, покровительницу матерей.

Бутурлиновский стиль отличается использованием плиссировки из лент, монисто из бисера - весового и кругового. Женщины постарше носили рубашки цвета бордо, использовали уже покупной сатин.

В Павловске любили пришивать на одежду пуговки, наряды отличал оранжевый цвет с салатовыми вставками.

Весь юг Воронежской области - казачий край, где было сильно украинское влияние, в том числе и в костюмной традиции. И если русский орнамент - это геометрические узоры, то украинский - цветочные (маки, мальвы и др.).

Среди экспонатов музея мы видим статуэтку - молодая украинская пара. На парубке шаровары - чувствуется турецкое влияние. У дивчины длинная рубашка, юбка плахта, два фартука - здесь уже прослеживается собственно украинская культура.

В классическом воронежском костюме обязательно был пояс, кушак цвета радуги. Крестьяне очень любили и ценили это природное явление за его красоту.

Наряд по правилам

Не все знают, что в древней русской традиции белый - траурный цвет. Женщины пожилого возраста готовили себе «на смерть» чисто белые рубашки. В музейных коллекциях они встречаются довольно редко, так как в них обычно старушек и хоронили. Если вы нашли такой редкий экземпляр, значит запасливая бабушка готовила сразу несколько рубах.

Интересен и тот факт, что для обозначения особенно активных, «неконтролируемых» детей и взрослых в предмете гардероба использовали яркие шерстяные шлёнки. У детей они висели на чепчике, у парней - на поясе. Что сказать, удобный способ заранее узреть «драчуна» и почём зря не лезть на рожон.

В традиционном воронежском костюме преобладают три основных цвета: красный (цвет солнца, кровь, жизнь), белый (свет) и чёрный (чернозём).

Традиционным женским головным убором была «сорока». Состояла она из нескольких частей. Первая - мочки: шапочка, какая закрывает полностью волосы. Вторая часть - челышко: надевалась на роги. Третья часть - сами роги или косы, которые заплетали невесте подруги после расплетения одной (девичьей) косы. Переодевание в этот головной убор происходило на свадьбе. До венчания невеста носила один наряд, после венчания - уже другой. В процессе переодевания пели специальные обрядовые песни. Сорока была далеко не у каждой семьи. Те, кто жил победнее, просили у более богатых родственников или соседей «дать сороку, чтоб повить невесту».

Обязательной деталью одежды была «ластовица» - вставка подмышками. Чтобы не стирать каждый раз всю кофту, крестьянки просто заменяли ластовицы. Все рубашки имели свободный крой, крестьянки часто рожали, а иметь много одежды разных размеров не было возможности. И в панёвах с такой же целью имелись полукруглые вставки.

Вокруг печи

На этом мы покидаем первый зал и отправляемся в импровизированную хату-мазанку. Деревьев в степном Воронежском крае было немного, так что жилища делали из глины.

Одно из центральных мест в хате занимала печь. Топили её хворостом или кизяками. Кизяки - это смесь из навоза, соломы и воды. Из нее-то и делали кирпичи. Хранили их в специальном сарае. Запах, вопреки стереотипам, не был специфическим.

Возле печи стоит стол, за ним вся семья собиралась на трапезу. Ели в основном хлеб, кашу, молоко, щи, всё из одной общей миски. Кухонная утварь в большинстве своём представлена предметами для хранения молочных продуктов: кувшин, горшок, крышка, глечик. Скота в воронежских сёлах держали много, поэтому молока хватало в избытке. По этой же причине почти не носили в воронежских деревнях лаптей - предпочитали сапоги. Кожи хватало, чтобы пошить надёжную обувку.

Недалеко от стола - маслобойка, или пахта, как её ещё называли. Пахтовали (взбивали масло) обычно дети. Каждому в крестьянском доме находилась работа.

Отдельных слов достоин святой красный угол. Сельские иконы традиционно украшены фольгой и цветами. Узор на рушниках - «бесконечник». Наши предки мыслили позитивно. Они верили, что жизнь вечна, и потому вышивали такой узор.

У другой стороны стены, напротив печи, - кровать. Рядом висит люлька. Недалеко стоят прялки. После окончания полевых работ обычно наступали прядины. Сырьём для ткачества служили даже конопля и крапива.

В другой стороне зала представлена уже «советская» экспозиция - фарфоровые статуэтки, посуда. Так, попадая в одно помещение, умудряешься пройти сквозь столетия. Всего за пару часов знакомишься с укладом, который создавался веками. И понимаешь, что главное - это помнить свои истоки, ценить свою культуру, приучать к этому подрастающее поколение.

Анна Березовская, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики



 
Статьи по теме:
Готовим ребрышки горячего копчения в маринаде
Любые деликатесы из собственной домашней коптильни добавляют уважения в глазах гостей. Самым же популярным продуктом являются копчёные рёбрышки в домашних условиях. Для того чтобы, они получились вкусными и ароматными, необходимо знать, как коптить рёбрыш
Шпинат под яйцом - рецепт приготовления с фото Как приготовить шпинат с яйцом
В наших краях шпинат не так популярен, как например, на Западе или в Азии, а зря… Это очень полезное растение, которое на Востоке именуют «королем овощей». Не даром в средние века его подавали к столу знати, и даже для королевских особ. Известно, например
Запечённый багет с фаршем и сыром
Закуска простейшая, но исключительно вкусная. Багет подпекается и становится хрустящим снаружи. А внутри у него сочная тянущаяся сырная начинка с ароматными кусочками мяса. Этот багет хорош тем, что готовится очень быстро и просто. И его можно брать с
Салат из баклажанов на зиму
Салат десяточка на зиму с баклажанами называется так потому, что для его приготовления нам понадобится по 10 штук разнообразных овощей: баклажанов, репчатого лука, сладкого перца и моркови. Количество помидор для рецепта должно быть в два раза больше, что