Примеры на непроизносимые согласные. Примеры слов с непроизносимыми согласными? Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), стл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский – интриганский, голландский – хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);

2) д – в сочетаниях здн (ср.: праздник, безобразник). Рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в – в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), льств (безмольствовать);

4) л – в сочетании лц (ср.: солнце и оконце).

5. Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами.

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср.: то[н]ель, те[р]аса, те[р]ор, а[п]арат, а[п]етит, ко[м]ерцияи и т.п.

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного согласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.).

Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник», М. 1959).

6. Произношение отдельных звуков.

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова – как [к]: ожёгся, ожёг [ Lжокс ъ], . Произношение фрикативного звука [j] возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов бог, господь, благодать, богатый; в наречиях когда, всегда, тогда, иногда; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля, гав-гав. На месте [у] на конце слов бог, благ (от благо) допускается произношение [х]: [бох], [блах].

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брашюра - [пър Lшут], [брLшуръ]; канца, концом - [кLнца], [к Lнцом], но в слове жюри предпочтительно произношение [ж ури].

3. На месте букв ч, щ , всегда произносятся мягкие согласные [ч], [ш] или [шч]: час, чур - [ч ас], [ч ур]; роща, Щорс, Щебет, щука - [рош ъ], [шорс], [ш ебеът], На месте буквы и после ж,ш,ц произносится звук[ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл],[цыкл].

5. На месте буквы с в возвратных частицах –ся -, -сь-произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [б Ljус], [бLjалс ъ], [бLjалъс ].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел и т.п.) [сел], [пел], [мел], [дел].

7. Произношение отдельных грамматических форм.

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужск. рода имен прилагательных –ый, -ий произносится как [ъi], [ьi]: [добръi], [гордъi], [нижньi], но широко распространенным является и произношение указанных окончаний соответственно написанию: [добрыi], [гордыi], [нижниi].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] допустимо в двух вариантах: [н искъi – н иск иi|], [убогъi – убог иi], [т ихъi – тих иi].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода – ого –его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [т Lвъ], [к Lвъ]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных –ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръiъ – добръiъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных –ую, -юю произносится в соответствии с написанием: тёплую, летнюю [т оплуiу], [л ет н уiу].

5. Окончание –ые – ие в именительном падеже множественного числа прилагательных, местоимений, причастий, произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син ии].

6. на месте безударного окончания 3-го лица множественного числа глаголов 2-го спряжения -ат – ят произносится [ът]:дышат, ходят - [дышът], [ход ът]. Произношение тих форм с гласным [у] в окончании выходит из употребления (ср.: [прос ът – прос ут]).

7. Формы глаголов на –кивать, - гивать, хивать произносятся с мягкими [к`], [г`], [х`]: [вскак ивъл], [вздраг ивъл], [рLзмах ивъл]. Допустимо произношение этих глаголов и с твердыми [к], [г], [х].

Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

Задание 2. Д :

A.злос…ный нарушитель;

B.окрес…ные леса;

C.громоз…кий шкаф;

D.редкос…ный экспонат;

E.хлёс…кая речь.

Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.прекрас…ное настроение;

B.чудес…ный день;

C.безопас…ность движения;

D.прелес…ная девушка;

E.обстановка глас…ности.

Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.встреча ровес…ников;

B.дружба сверс…ников;

C.интерес…ный собеседник;

D.искус…ная мастерица;

E.блес…нуть в вышине.

Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В :

A.че…ствовать героев;

B.уча…ствовать в турнире;

C.я…ственно слышать;

D.вкусные я…ства на столе;

E.ше...ствовать над классом.

Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д :

A.Беда завис…ника в его зависти.

B.Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..

C.Чес…ный нечес…ному не товарищ.

D.Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.

E.Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев ) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко ) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов ) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен ) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров ) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой ) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов ) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин ) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов ) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн ) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич )

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть ), ск лянка (хотя ст екло ), пле сн уть (хотя пле ск ать) , ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка ).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость ) - косный («отсталый»), косность ;
  • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы ) - шествовать («идти») (ср.: шёл );
  • сверс т ник (ср.: верс т а ) - ровесник ;
  • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный ) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

· буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

· конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн

· перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

· в женских отчествах на -ична .

Мария Савви ч на.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

· в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

· в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

· в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган ), чудесный (ср.: чудеса ), ужасный (ср.: ужас ), опасный (ср.:опасаться ), гнусный (ср.: гнус ), бестелесный (ср.: телеса ), небесный (ср.: небеса ), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.:словеса ).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лото ч ник (торговец с лотком, на лотке) – лото ш ник (игрок в лото), гре ч невый (от греча) – гречи ш ный (от гречиха).

Трудности избранного пути.

Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось. С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому ёмнению никогда не помешает. Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть. Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что «лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь

Грамматическая тема: Слог.

Лексическая тема: Медицинская этика.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Слог.

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Во-да, стра-на.

  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Сон, лай-нер.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый),

о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать , а деление на части для переноса – уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От-течь, раз-лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-кропить, при-крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-ний, тер-рор, ван-на.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы-скать.

Медицинская этика.

Медицинская этика (медицинская деонтология ) - дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом . Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον - должное, надлежащее; λόγος - учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер .

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

Медицинская деонтология включает в себя

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Лексическая тема: Казахстанская медицина.

План лекции.

1 Правила переноса слов в русском языке.

2.Развитие медицине в Казахстане.

> упражнять учащихся в написании слов с непроизносимыми согласными;

> развивать орфографическую зоркость;

> работать над предложением, развивать речь, внимание;

> воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слова с непроизносимыми согласными.

Цель:

> упражнять учащихся в написании слов с непроизносимыми согласными;

> развивать орфографическую зоркость;

> работать над предложением, развивать речь, внимание;

> воспитывать аккуратность, прививать интерес к предмету.

ХОД УРОКА.

I. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока: «Слова с непроизносимыми согласными».

Цель урока: упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными; развивать умение пользоваться правилом при написании слов с непроизносимой согласной; работать над предложением; развивать орфографическую зоркость.

1. Чистописание.

Сейчас минутка чистописания. Пишем безотрывно, красиво, аккуратно.

А сейчас пишите.

- /1

О чём эта пословица? (беречь время)

А бережёте ли вы своё время?

Какие пословицы о труде и времени вы ещё знаете?

Труд кормит, а лень портит,

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Человек познается в труде.

Делу время, потехе час.

И девиз нашего урока: «Каждой секундой в труде дорожи». Запишите.

II. Напоминаю, что тема урока: «Слова с непроизносимыми согласными» и мы приступаем к работе над темой урока.

а) Давайте вспомним:

Какие согласные не произносятся, но пишутся? (л, д, т) (в)

Как они называются?

Назовите слова с непроизносимыми согласными.

Проблема наша такая:

б) Давайте посмотрим, какие слова требуют проверки, какие являются проверочными.

Я читаю:

Ярос... ный ветер гнёт деревья до земли.

Лев был в сильной ярос... и.

1. Назовите слова, в которых пропущены буквы.

(яростный, ярости)

2. Какое слово можно написать без проверки?

(ярости)

3. Почему?

(пропущена непр. согл., но этот звук произносится чётко)

4. Почему слово «яростный» прежде чем написать, нужно проверить?

(так как пропущена непр. согл., она не произносится)

5. Чем является слово ярости для слова яростный?

(проверочным однокоренным словом)

6. Возвращаемся к проблеме.

Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?

Вывод: Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

Зашипите сначала второе предложение, а потом первое. Подчеркните пропущенные буквы.

Разберите слова по составу: ярости

Яростный

Сравните, одинаково ли написаны корни в словах ярости, яростный?

Итак, ещё раз.

Прочитаем правило в учебнике.

в) - Вы мне доказывали, что любую непроизносимую согласную можно проверить.

Замените одним словом и запишите, (с комментированием)

Пасмурный, серый, хмурый день. (ненастный)

Сухой, гибкий, тонкий. (тростник)

Способность ощущать, воспринимать, переживать. (чувство)

Шумный, радостный, весёлый. (праздник)

Сверкало, сияло, блестело, светило. (солнце)

- Найдите слова, которые нужно запомнить, как пишутся (праздник, чувство).

Так всегда ли можно проверить непроизносимую согласную в корне слова? (нет)

Что это за слова? (их надо запомнить, т. е. словарные слова)

Вывешиваю на доску.

праздник

чувство

Откройте словарь и запишите ещё одно слово со словаря с непроизносимой согласной, которую нельзя проверить (лестница).

Вывешиваю на доску.

лестница

Что нужно сделать с этими словами? (запомнить)

г) Над закреплением данной темы работаем по таблице устно.

Я читаю слово, они называют проверочное.

мес…ный

здра...ствуй

сер...це

радос...ный

со...нце

грус...ный

ярос...ный лес...ница праз...ник свис...нул звёз...ный

Так как же проверить непроизносимую согласную?

Физ - пауза.

д) - А сейчас очень интересное упражнение. Оно меня заинтересовало. Давайте посмотрим его в учебнике.

Читаем.

Какими словами я могла заинтересоваться и думала, что вы ошибаетесь?

(2 строка властный, устный, грустный, скоростной)

Пишем.

Проверка.

У кого так?

Поставьте оценки карандашом сами.

Какой частью речи являются данные слова? (прил.)

Какие окончания в данных словах имеют им. прил.? (-ый, - ой)

Хорошо! Молодцы!

Д/з. работа по учебнику, выучить правило (устно разобрали д/з).

2. А сейчас поработаем над предложением.

Какое время года сейчас? (конец осени)

Кажется, совсем недавно было лето. Но оно прошло, и у нас остались самые прекрасные воспоминая о лете. Наши предложения будут воспоминанием о лете.

Пишем с комментированием, выделяя орфограммы.

Погода стояла прелестная.

Ярко светило солнце.

Летом распускаются чудесные цветы.

III. Итог урока:

Какие согласные не произносятся, но пишутся? (л, д, т, c)

Как они называются? (непр. согл.)

Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?

Молодцы, вы хорошо работали на уроке и следовали нашему девизу: «Каждой

секундой в труде дорожи».

Выставление оценок.


Непроизносимые согласные

Согласные буквы, лишенные в определенных сочетаниях авуко-вого аначеиия (термин условный, так как буквы вообще не произносятся, а непроизносимых звуков не бывает). К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т, в сочетаниях стн (горестный, грустный, ненастный, сверстник, яростный), стл (счастливый), нтск (гигантский, дилетантский), стек (марксистский);

2) д в сочетаниях здн (праздник), рдц (сердце), также ндск (голландский);

3) е в сочетаниях вств (чувствовать), лвств (безмолвствовать);


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "непроизносимые согласные" в других словарях:

    Непроизносимые согласные

    Непроизносимые согласные - Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн и др., нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного звука этой группы… … Справочник по правописанию и стилистике

    Орфография русского языка совокупность правил, регламентирующих написание слов русского языка. Современная русская орфография. Главн … Википедия

    - (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия

    Содержание 1 Рунический алфавит 1.1 История 1.2 Письменнос … Википедия

    Орфограмма (от греч. orthos правильный и gramma письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания. Основные разделы орфографии: написание морфем в различных… … Википедия

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

    ОРФОГРАФИЯ - @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 … Справочник по правописанию и стилистике

    Графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей (вариантов фонем). Гласная буква. Согласная буква. Прописная буква. Одна и та же буква может обозначать разные звуки. ср.… …

    Устранение, обычно на почве ассимиляции, одного из звуков в их группе. Чаще всего выпадает взрывной согласный в положении между двумя щелевыми или между щелевым и смычным носовым. Блеснуть (ср. блестеть), плеснуть (ср. плескать). см. также… … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Лото с проверкой "Непроизносимые согласные, или Привидения в..." (88041044) , Барчан Татьяна Александровна , Тема: непроизносимые согласные в корне слова, возраст: от 8 лет, отработка навыков подбора проверочных слов. В одной коробке - две непохожих игры. Объединяют их общая тема - непроизносимые… Категория: Лото Серия: Грамматические и орфографические игры Издатель: ЦОТР "Ребус" ,
  • Русский язык. Непроизносимые согласные в корне слова. 2–3 классы. 200 заданий по русскому языку для тематического контроля , Журавлева О.Н. , Пособие предназначено для организации тематического контроля при работе по учебнику Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой "Русский язык. 2 класс", "Русский язык. 3 класс". Оно позволит обеспечить… Категория: Общие сборники учебных материалов для начальной школы Серия: 200 заданий для тематического контроля Издатель:


 
Статьи по теме:
Как пьянеют разные знаки зодиака Как бухают знаки зодиака
Невероятные факты Всегда интересно узнать, что знак зодиака может рассказать о характере человека. Еще более занимательно наблюдать за тем, как разные знаки Зодиака общаются друг с другом в различных ситуациях. Всем известно, что алкоголь действует
Педагогический проект «Знакомим детей с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Проект « Эш беткәч уйнарга ярый » Воспитатели: Гумаро
Боевые катера черноморского флота россии
Ракетные катера проекта 12411 предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судо
Целочисленные оптимизационные задачи
Задачи на оптимальный выбор1. В 1­е классы поступает 45 человек: 20 мальчиков и 25 девочек. Их распределили по двум классам: в одном должно получиться 22 человека, а в другом пределенияпосчитали процент девочек в каждом классе и полученные числа сложили.