Отцом логики как науки считается. Возникновение и этапы развития логики. Становление индуктивной логики

Понятие «логика» происходит от древнегреческого лпгйкЮ - «искусство рассуждения» и льгпт - «мысль», «слово», «речь». Отсюда и самое распространённое определение логики: логика - наука о правильном мышлении . Также логику часто определяют как науку о способах рассуждения и способах доказательств и опровержений . Последнее определение имеет веские основания. Несмотря на то, что логика - это отдельная наука и дисциплина философии, она скорее метод, чем отдельное знание. По меньшей мере, таковой её рассматривал основатель - древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.).

Многие историки однозначно указывают на то, что логика первоначально зарождается в недрах единой всеобъемлющей нерасчлененной науки - философии. Историк логики Маковельский А.О. называет логику первого периода Античности онтологичной , вполне справедливо отмечая в соответствующих учениях поиск истины в самом бытии. Известно, что закон тождества у Парменида характеризуется как закон самого бытия, в связи с чем отрицается возможность мышления об изменении вещей. Формулировка закона достаточного основания у Демокрита напрямую говорит о том, что ничто в мире не происходит беспричинно и безосновательно. Метафизические взгляды Парменида с диалектическими Гераклита происходили в рамках онтологической интерпретации логических закономерностей. В логических представлениях Платона имеет место быть также онтологический характер: ведь объективный идеализм признает подлинной действительностью само мышление, превращенное в абсолют.

Традиционно полагается считать, что логика зародилась в качестве инструмента ораторского искусства. В учебнике Ивлева Ю.В. приводится описание споров в Индии. Для этих споров воздвигали арену состязания, выбирали судей и при споре присутствовали постоянно цари, вельможи и народ; определяли заранее, независимо от царской награды, какой должен был быть результат спора.

Если причины возникновения логики сформулировать коротко, то их две: 1) зарождение и развитие наук; 2) зарождение и развитие ораторского искусства.

Основные этапы развития логики

Этап 1 . Фрагменты логической науки возникли независимо в Древней Индии, где первыми логиками были Даттария Пунарваса Атрея, женщина-аскет Сулабху и Аштвакра. Греческая логика распространилась позднее в Западной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а индийская - в Китае, Японии, Тибете, Монголии, на Цейлоне и в Индонезии. Логика Античности . «Логика зародилась в лоне философии как инструмент ораторского искусства и научного знания. Формальная логика - одна из самых древних наук. В Древней Греции логику разрабатывали Гераклит (554-483 гг. до н.э.), Парменид (VI-V вв. до н.э.), Зенон из Элеи (ок. 500/490 - ок. 430 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.), Платон (428/27 - ок. 348 гг. до н.э.). Основателем науки логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона, - Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Впервые термин «логика» для обозначения самостоятельной науки стал употребляться стоиками (Зенон, Хрисипп (ок.281-208 гг. до н.э.)).

Этап 2 . Логика Средневековья (V-XI в.в.). Логику разрабатывали арабоязычные учёные Аль-Фараби (ок. 870-950 гг.) и др., а также европейские логики Средних веков. Средневековая логика называется схоластической. Её расцвет относят к XIV в. и связывают с именами Уильяма Оккама (ок. 1294- 1349/50 гг.), Уолтера Бёрли (1273/75-1337/57 гг.), Альберта Саксонского (ок. 1316-1390 гг.). Теоретический поиск в средневековой логике вёлся по проблеме истолкования природы общих понятий. Реалисты считали, что общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей. Номиналисты же напротив, считали, что реально существуют только единичные предметы, а общие понятия - лишь имена, названия для них.

Этап 3 . Логика Возрождения (XV-XVII вв.). Идёт бурное развитие науки. Развивается методология научного познания. Возрастает роль логики в научном познании. Англичанин Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) разработал основы индуктивной логики. Французский философ Рене Декарт (1569-1650 гг.) сформировал четыре правила научного исследования. Таким образом, возрождается роль логики в познании мира. В 1662 г. вышла в свет логика, написанная двумя картезианцами: Антуаном Арно и Пьером Николем, под названием «Логика Пор-Рояля». Авторы фундируют свою концепцию логики отчасти на взглядах Декарта, отчасти Аристотеля, хотя последний переосмысливается и даже критикуется. Основных логических идеи в этой логике две: 1) доказать, что мышление должно быть правильным, т.е. действовать по правилам; 2) дать правила не только для рассуждений, но для всех действий ума, и для понятий, и для суждений, и для рассуждений.

В 1620 г. в Лондоне был опубликован Ф. Бэконом «Новый Органон», в котором содержались основы индуктивных методов, усовершенствованных позже Джоном Стюартом Миллем (1806-1873гг.) и получившие название методов установления причинных связей между явлениями (методов Бэкона-Милля).

Этап 4 . Логика Нового Времени (XVII-XIX в.в.). В логике произошла научная революция. На смену традиционной логике пришла математическая (символическая). В основе последней лежат идеи немецкого учёного Г. Лейбница (1636-1716 гг.) о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Г. Гегель (1770-1831 гг.) разработал проблемы диалектической логики. Русские учёные М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.), А. Н. Радищев (1749-1802 гг.) разработали классификацию умозаключений по сходству.

Этап 5 . Логика Современности (XIX-XXI вв.). В трудах философов и учёных Германии К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельса (1820-1895 гг.) развивается диалектическая логика. Символическая логика широко применяется в математике, физике, биологии, кибернетике, экономике, лингвистике. Большая заслуга в этом принадлежит англичанину Дж. Булю (1815-1904 гг.), немецкому учёному Г. Фреге (1848-1925 гг.), английскому философу Б. Расселу (1872-1970 гг.), русскому учёному Порецкому (1846 - 1907 гг.).. Бертран Рассел и Альфред Норт Уайтхед (1861-1947 гг.) в совместном труде «Принципы математики» (1910-1913 гг.) сформулировали язык классической логики высказываний и язык классической логики предикатов . Современная логика пользуется именно этой формализацией».

  • II. Формулы:
  • Исчисление высказываний
  • § 11. Язык, логика и исчисление предикатов язык логики предикатов
  • I. Исходные символы языка.
  • Глава IV
  • § 12. Возможные объекты познания (предметы мысли)
  • § 13. Понятие признака. Виды признаков
  • § 14. Деление признаков по месту и роли в системе признаков. Сущность предметов
  • Глава V
  • §15. Понятие как форма мышления. Общая характеристика
  • § 16. Логическая структура и основные характеристики понятия
  • § 17. Слово и понятие. Понятие и представление
  • § 18. Основные приемы образования понятий. Значение понятий в познании
  • § 19. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Логические и фактические объемы и содержания понятий
  • § 20. Виды понятий
  • § 21. Виды отношений между понятиями
  • Виды несовместимости
  • Глава VI
  • § 22. Обобщение и ограничение понятий
  • § 23. Деление понятий. Классификация
  • Глава VII
  • § 24. Общая характеристика определения
  • § 25. Виды определений
  • Виды неявных определений
  • § 26. Правила и возможные ошибки в определении
  • § 27. Приемы, сходные с определением
  • Глава VIII
  • § 28. Общая характеристика и роль суждения в познании
  • § 29. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений
  • § 30. Виды сложных суждений
  • § 31. Понятие необходимого и достаточного условия
  • § 32. Связь между простыми суждениями
  • § 33. Суждения ассерторические и модальные
  • § 34. Отрицание суждений. Виды отношений между суждениями
  • Глава IX Выводы (умозаключения)
  • Часть I
  • § 35. Выводы из сложных высказываний (выводы на основе свойств логических связок)
  • § 36. Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения
  • Выводы на основе свойств отношений между категорическими суждениями (выводы по «логическому квадрату»)
  • § 37. Выводы из категорических суждении. Простой категорический силлогизм
  • Общие правила простого категорического силлогизма и специальные правила фигур категорического силлогизма
  • § 38. Энтимема (сокращенный силлогизм)
  • Часть II
  • Индуктивное следование
  • § 39. Основные виды правдоподобных выводов (умозаключений)
  • Полная и неполная индукция
  • Все гуси - двуноги Все курицы тоже двуноги
  • Глава X
  • Часть I
  • Эмпирические методы
  • Обоснования индуктивных
  • Обобщений
  • § 40. Понятие причины и основные свойства причинных связей
  • § 41. Метода установления причинной зависимости явлений
  • В., в2, ..., -1 в-, ..., Вп - -I а,
  • Метод остатков
  • Часть II
  • § 42. Теория как форма и система знания
  • § 43. Научное объяснение
  • § 44. Вопрос и гипотеза как формы познания. Их методологическое значение вопрос
  • Глава XI
  • Логико-эпистемические
  • И социально-психологические
  • Аспекты аргументации
  • Часть I
  • § 45. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументаций
  • § 46. Доказательство и опровержение
  • § 47. Виды доказательств
  • § 48. Подтверждение и критика (тезиса)
  • Вопрос об основании теории
  • § 49. Правила и возможные ошибки в процедурах обоснования
  • Часть II
  • § 50. Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров
  • § 51. Научный спор как форма познавательной деятельности. Эпистемически-эвристическое и социально-педагогическое значение научных споров
  • § 52. Уловки споров и способы их нейтрализации
  • § 53. Рационализация споров: понятие о стратегии и тактике спора
  • Содержание
  • § 2. Логика как наука

    Логика как наука возникла в IV веке до н. э. Ее создате­лем был древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который систематизировал и развил логические изыскания своих предшественников в трудах, объединенных общим названием «Органон» («Категории», «Об истолкова­нии», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях» 1). Нелишне заметить, что логика была первой из оформившихся в самостоятельную науку отраслей знания.

    Логику определяют обычно, как науку о формах правиль­ных рассуждений, имея в виду выявление прежде всего за­конов и форм правильных выводов и доказательств. В силу чего ее часто называют формальной логикой 2 . При этом вы­деляется наиболее существенное в содержании этой науки, поскольку выводы (умозаключения) играют наиболее важ­ную роль в процессах теоретического познания. Однако уже у самого Аристотеля круг исследования проблем логического характера был значительно шире. У него анализируются не только основные формы мысли: понятия, суждения, но и многие приемы познавательной деятельности. Учитывая это, точнее было бы дать следующее определение:

    Логика есть наука о формах, приемах и методах теоретическо­го познания на ступени абстрактного мышления, имеющих об­щенаучный характер, о законах, составляющих основу этих методов, а также о языке как средстве познания.

    При таком подходе к логике как науке наряду с -мальной логикой в ней выделяются, по крайней мере, такие разделы как логическая семиотика

    1 Аристотель. Соч.: В 4 т. - М: Мысль, 1978. - Т. 2.

    2 Термин «формальное» трактуют иногда как бессодержательное, фор­ малистическое и т. п. Но к формальной логике это не имеет никакого отно­ шения! Дело просто в том, что задачей этого раздела логики как науки яв­ ляется выявление определенных форм (структур) рассуждений, но при этом учитывается как раз, что сами формы, например, высказываний, по­ нятий, имеют содержание, а именно логическое содержание. Оно играет очень важную роль для понимания многих познавательных процессов.

    (исследование языка как средства познания), а также - тодология (изучение общенаучных методов и приемов познания).

    Когда говорят, что логика изучает приемы и методы по­знавательной деятельности, имеют в виду действия именно логического характера, т. е. такие приемы и методы позна­ния, которые не связаны со специфическим содержанием тех или иных наук. Каждая из конкретных наук имеет в ка­честве предмета исследования ту или иную область природы или общественной жизни, логика же изучает то, каким обра­зом осуществляется мыслительно-познавательная деятель­ность в различных науках.

    Наряду с исследованием законов и форм выводов и дока­зательств, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структу­ры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними.

    В исследовании же языка как средства познания выясня­ ется, каким образом выражения языка могут представлять в нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения. В связи с этим рассматриваются такие понятия, как знак, виды знаков, принципы их употребления, смысловое и предметное значение зна-

    ков и др. Выделяются естественные и специально создава­емый логикой - так называемые формализованные - язы­ки, которые используются для выяснения ряда существен­ных логических понятий (законов логики, выводов, доказа­тельств и др.), а также для решения многих задач логико-поз­навательного характера, играющих важную роль в процессе обучения: совместимы ли те или иные высказывания, являет­ся ли какое-либо выражение следствием других и т. д.

    Таким образом, видно, что будучи наукой о мыслительной деятельности, логика тесно связана с психологией.

    Однако есть существенные различия в их подходе к ана­лизу мышления. Психология рассматривает процесс мышле­ния как естественный процесс. Она исследует типы мышле­ния у людей различных категорий, ее интересуют случаи па-

    тологии и их причины, зависимость мышления от интересов и памяти, от психологического состояния личности и многое другое подобного рода. Предметом логики являются истори­ чески сложившиеся формы и приемы познания, от которых зависит истинность результатов познания. Сами же фор­мы, приемы и методы познания определяются не психиче­скими особенностями личности, ее привычками и наклон­ностями, а некоторыми наиболее общими свойствами и от­ношениями вещей объективной деятельности. Дело в том, что, в конечном счете, формы и методы познания являются опосредованными отражениями свойств и отношений объек­тивной реальности.

    Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для реше­ния тех или иных задач логико-познавательного характера, о которых мы говорили выше. Причем, имеется в виду такое решение этих задач, которое бы обеспечивало достижение истинных результатов в процессе познания. В естественных же процессах мышления у нас нередко проявляется склон­ность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к интуиции, неопределенность значений употребляемых слов. Предписания логики способствуют сокращению этих и дру­гих недостатков естественных рассуждений.

    Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. И в этом смысле описание и объяснение мыслительных процедур с точки зре­ния логики направлено, в первую очередь, на выработку опре­деленных требований и норм, предъявляемых к мыслитель­ным процедурам.

    ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА И ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЫСЛИ. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

    Для уяснения специфики предмета логики и особенно специфики изучаемых ею законов необходимо установить понятия логической формы и логического содержания мыс­ли. Это понятия высокого теоретического уровня и сложно­сти. Для точного их определения используются специальные

    формализованные языки. Здесь возможно лишь предвари­тельное знакомство с ними.

    Рассмотрим понятия логической формы и содержания мысли на примере такого наиболее знакомого читателю вида знания, как высказывания (суждения 1), в которых утвержда­ется наличие иди отсутствие какой-либо ситуации в познава­емой области действительности. Мы имеем, например, такие простые высказывания как «2 - простое число», «Волга впа­дает в Каспийское море», «Все жидкости упруги», «Некото­рые кислоты не содержат кислорода», и сложные: «Луна вращается вокруг Земли, а Земля - вокруг Солнца» «Все кислоты содержат кислород или некоторые не содержат его».

    Про высказывания (суждения), как и про понятия, тео­рии говорят (и мы будем говорить), что они являются -бы ми формами знания. «Формы» здесь означают виды знания, то есть речь идет об особых видах знания. Но каждое конкретное суждение (как и понятие), будучи вы­раженным в некотором языке и при этом достаточно точ­ным образом, наряду с определенной знаковой (языковой) формой, имеет также логическую форму, а наряду с опреде­ленным конкретным содержанием, - логическое содержа­ние (здесь, поскольку речь идет о суждении с определенной знаковой формой, естественнее говорить о логической фор­ме и о логическом содержании высказывания). Рассмотрим эти понятия на примере следующих высказываний: «Все ме­таллы суть химически простые вещества» и «Если вода (при нормальном давлении) нагрета до 100°С, то она закипает».

    Вопрос о том, каковы здесь знаковые формы, не требует, очевидно, разъяснений. Конкретное содержание мысли в первом случае состоит, как видно, в утверждении, что каж­дый предмет, который мы характеризуем свойством метал-личности, обладает свойством химической простоты, то есть состоит из однородных атомов. Чтобы выявить логическую

    1 Одно и то же суждение может быть выражено в разных языках и даже в разных знаковых формах в пределах одного языка. Когда суждение рассматривается в связи с какой-то конкретной формой его языкового вы­ражения, оно называется «высказыванием». Термин же «суждение» для него мы употребляем, когда отвлекаемся от того, какова именно его знако­вая форма.

    форму и логическое содержание этого суждения надо от­влечься от того, каковы именно те конкретные предметы, о которых в нем что-то утверждается, и каковы именно те конкретные свойства или отношения, наличие которых у этих предметов утверждается. Отвлекаясь от того, что речь идет здесь о металлах, мы можем обозначить их просто пе­ременной S , а вместо свойства «химически простое веще­ство» ввести переменную Р. Тогда вместо данного конкрет­ного суждения получаем его логическую форму:

    Все 5 суть Р.

    Это выражение обладает еще определенным содержани­ем, оно в определенной степени осмысленно, а именно, в нем утверждается, что всякий предмет, обладающий каким-то свойством 5, имеет свойство Р. Это содержание, которое представляет логическая форма высказывания, и называется логическим содержанием высказывания.

    Читатель теперь сам, очевидно, установит, что для того чтобы выявить логическую форму второго из взятых нами высказываний, надо отвлечься от конкретного предмета, а в данном случае воды. Результатом отвлечения будет введение некоторой переменной для его обозначения, например, а. Вместе с тем отвлекаемся от того, о каких именно свойствах этого предмета идет речь, заменяя опять их знаковые формы переменными: «нагретость до 100°С» обозначим P v а «заки­пает» - Р 2 . В итоге получим:

    Если а есть Р,то а есть Р 2 .

    Логическое содержание состоит здесь в указании на связь между наличием у предмета одного свойства Р { и нали­чием другого - Р 2 .

    Тут же логическую форму имеет высказывание: «Если сумма цифр числа 353 делится на 3, то само это число делит­ся на 3».

    Читатель, наверное, усмотрел уже, что при выявлении ло­гических форм высказываний в приведенных случаях мы до­пускали определенные огрубления: игнорировали, например, различие между структурами таких свойств, как «нагреть до 100°С» и «закипает». В первом случае налицо некоторое от­ношение между водой и температурой 100°С. Есть суще­ственная разница между свойствами «делимость суммы

    цифр числа на 3» и «делимость самого числа на 3», которую мы также не принимали во внимание. Все дело в том, что ло­гические формы мысли можно выявлять с той или иной сте­пенью точности, с учетом или без учета тех или иных струк­турных особенностей свойств, отношений, как и самих пред­метов. Все зависит от того, с какой целью, в каких ситуаци­ях, для решения каких задач нам необходимо выявить логи­ческую форму той или иной мысли. Иногда мы можем вооб­ще отвлекаться от структур высказываний, составляющих другие - сложные - высказывания, и, например, в каче­стве логической формы вышеприведенных высказываний о делимости числа, о кипении воды получить выражение:

    Если р, то q,

    где р и q - переменные для высказываний (пропозицио­нальные переменные).

    Возьмем высказывание: «Если наш мир лучший из миров, то все люди в нем должны быть счастливы». Рассматривая свойства «лучший из миров» и «всякий человек - в нем -должен быть счастлив» как простые, получим форму данного высказывания, аналогичную предыдущей:

    Если а есть Р,то а есть Р 2

    Если же учтем структуру второго свойства «Всякий чело­век, если он живет в нашем мире, то он счастлив», будем иметь: «если а есть Р,то все 5 суть Р 2 (если SRa , то 5 есть О)», где R - отношение «живет». Читателю предлагается теперь самому выявить логическую структуру также первого из ука­занных свойств и соответственно форму всего высказывания с учетом структуры этого свойства.

    Не имея возможности вдаваться здесь во многие подробности (см. гл. И, 6), заметим, однако, что в каждом высказывании мы различаем дескриптивные термины и логические. Дескриптив­ ные - это термины, обозначающие предметы, свойства, отноше­ния. К числу логических терминов относятся в наших примерах та­кие знаковые выражения, как «все», «некоторые», «и», «если..., то...» и др. Именно логические термины и определяют логические содержания высказываний и именно наличие логических операций и отношений, которые обозначаются логическими терминами, ха-

    рактеризуют специфику воспроизведения действительности в мышлении. Правда, в мышлении не все логические связи фиксиру­ются явным образом посредством специальных логических терми­нов 1 . Логические термины и являются, в частности, тем инстру­ментарием, с помощью которого осуществляется упоминавшаяся выше синтетическая деятельность мышления. Посредством их про­исходит соотнесение свойств и отношений, зафиксированных в языке первоначально в отрыве от предметов, с теми или иными оп­ределенными предметами. Речь идет о той именно синтезирующей деятельности мышления, которая осуществляется в формах выска­зываний (суждений).

    Несколько упрощенно логическую форму иногда определяют как «способ связи в мысли частей мыслимого содержания». «Мыс­лимое содержание» здесь, очевидно, конкретное содержание мыс­ли в отличие от логического - связанное со значениями дескрип­тивных терминов, а сам «способ связи» характеризуется логиче­скими терминами.

    Вообще, для того, чтобы точно выявить логическую форму не­которой мысли, необходима точная и полная ее формулировка 2 , содержащая все ее аспекты. Иначе - при выявлении логической формы - может быть не учтена какая-то часть некоторого кон­кретного содержания, а тем самым и потеряно нечто в логическом содержании.

    Неполнота формулировки может иметь место, когда, например, не учитывается сложная структура тех или иных признаков, как это было в одном из приведенных примеров. В высказывании «Всякий человек имеет мать» «имеет» - не отношение; здесь под­разумевается утверждение о существовании для каждого человека некоторого другого человека такого, который находится в опреде­ленном отношении к первому, а именно в том отношении, которое обозначает слово «мать».

    Здесь видны трудности выявления точного смысла и логиче­ской формы высказываний в естественном языке. Когда утвержда­ются какие-то отношения между предметами одного и того же класса, возникает необходимость к общему обозначению предме­тов этого класса (как в данном случае - «человек») добавлять либо нумерацию (человек^ человек 2 ...), либо вводить специальные сим-

    1 Логическую форму имеют, конечно, и такие суждения, как «Луна - холодное небесное тело», «Солнце - раскаленное тело», «Медь - металл», в формулировках которых нет специальных логических терминов, однако, здесь подразумевается наличие логического отношения принадлежности свойства предмету.

    2 Точная и полная формулировка мысли нужным образом достигается в специальных, формализованных, определенным образом стандартизиро­ ванных языках (см. гл. III), в чем и состоит их важное значение для логики.

    волы переменных X, Y , ..., употребляя выражения «человек X», «че­ловек У», как это и делается в формализованных языках.

    В тех или иных случаях, в зависимости от решаемых задач, мы можем, как уже было сказано, опускать какие-то стороны содер­жания. Но «опускать» - не значит «вообще не замечать и не учи­тывать».

    Следует добавить также, что, выявляя логическую форму, при замене терминов с конкретным содержанием - знаков предме­тов, свойств, отношений - мы заменяем их переменными соот­ветствующих типов, то есть знаками, под которыми подразумева­ются объекты тех же типов; причем один и тот же термин, если он встречается в выражении не один раз, заменяется одной и той же переменной, а различные - различными. При этом употребля­ются переменные особого вида, так называемые «переменные - параметры», или, иначе говоря, «фиксированные переменные», в отличие от так называемых «квантифицированных переменных» (см. гл. III, § 10).

    Вообще, логические формы высказываний, как и их логи­ческие содержания, необходимы для выявления законов ло­гики, лежащих в основе правильных форм рассуждений (умозаключений).

    Логические законы представляют собой связи, в частно­сти, между высказываниями того или иного языка, завися­щие только от их логических содержаний, а тем самым, от их логических форм. Сами они выражаются обычно также в формах некоторых высказываний того же языка, но с ис­пользованием нужных переменных. Законами являются, на­пример:

    Если все S суть Р, то ни одно не-Рне есть S ;

    Если все S суть Р, то некоторые Р суть S ;

    Если неверно, что некоторые S есть Р, то ни одно S не есть Р.

    Каждый из указанных законов определяет форму пра­вильного умозаключения. Например, от истинности высказы­вания вида «Все 5 суть Р» можно с гарантией заключить об истинности высказываний вида «Ни одно не-Р не суть 5» и вида «Некоторые Р суть 5». Так, если вместо 5 и Р использо­вать, соответственно, «металл» и «электропроводящее веще­ство», то ясно, что при истинности высказывания «Все метал­лы суть электропроводящие вещества», обязательно истинны­ми будут и высказывания «Ни одно неэлектропроводящее ве-

    щество не есть металл» и «Некоторые электропроводящие ве­щества есть металлы».

    Высказывания, выражающие законы логики, истинны при лю­бых значениях содержащихся в них переменных (именно тех переменных, которые мы вводим, выявляя логические формы высказываний).

    ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

    Современное понятие закона логики возникло в рамках символической логики; при этом было выяснено, что сущес­твует бесконечное множество законов этого типа. Мы под­черкиваем это в противовес распространенному - идущему от традиционной логики - представлению о том, что в фор­мальной логике есть три, а по другому мнению, четыре зако­на, которые называют при этом «основными» законами (ос­новными и единственными!). Имеются в виду три закона - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, - сформулированные еще Аристотелем, и закон достаточного основания, введенный в логику Г. Лейбницем.

    Аристотель сформулировал упомянутые законы, крити­куя современные ему философские течения. Еще в V веке до н. э. Гераклит - основоположник диалектики - сформу­лировал принцип, что в мире нет ничего вечного, постоянно­го, «все течет, все изменяется». При качественных измене­ниях обычны не просто переходы явлений из одних качес­твенных состояний в другие, но часто и в свою противопо­ложность. Противоположности добра и зла, полезного и вредного, справедливого и несправедливого, горячего и хо­лодного, отталкивания и притяжения и тому подобные вза­имодействия составляют часто лишь различные аспекты од­них и тех же явлений, представляют различные тенденции их развития. Из этих взглядов Гераклита и других античных диалектиков были сделаны крайние выводы.

    Согласно взглядам философов, которые были названы р е л я т и в и с т а м и (Кратил и др.), в мире все абсолютно относительно и вообще нет ничего определенного, а поэтому

    невозможно никакое истинное знание. Аристотель возражал релятивистам так: «Если мы имеем два противоречащих вы­сказывания, то есть таких, в одном из которых (А) что-либо утверждается, а в другом то же самое 1 отрицается (не-А), то по крайней мере одно из них истинно». Иначе говоря, про­тиворечащие высказывания не могут быть оба ложными. Это действительно один из законов логики - з а к о н ис­к л ю ч е н н о г о третьего.

    Другая крайность, которую представляли ф и л о с о ф ы -софисты (Протагор, Горгий и др.), состояла в утвержде­нии, что, наоборот, все, что бы мы ни утверждали или отрица­ли, является истинным: «И как кому кажется, так оно и есть!» На это Аристотель отвечал, что из двух указанных типов вы­сказываний А и не-А, по крайней мере, одно является лож­ным или, иначе говоря, противоречащие друг другу высказы­вания не могут быть оба истинными. Это - тоже закон логи­ки. Он получил название з а к о н п р о т и в о р е ч и я.

    Против абсолютизации относительности качественных различий предметов и явлений и изменчивости вещей и яв­лений Аристотель возражал, что в относительном, изменчи­вом всегда есть качественно определенное (что именно и яв­ляется объектом изменения).

    Существование определенности в рамках изменчивости хорошо демонстрирует нам современная наука, особенно те­ория микрочастиц. Известно, что многие частицы «живут» лишь миллионные или даже миллиардные доли секунды. Ка­залось бы, о них вообще ничего нельзя высказать, поскольку стоит лишь даже произнести первую букву названия части­цы, как ее давно уже нет в действительности... Тем не менее физики определяют массы, заряды, моменты вращения, в ряде случаев даже и строение таких частиц, хорошо отличая одни частицы от других. К нашему счастью, наше мышление при рассуждении о вещах «не гоняется» за ними, не идет па­раллельно их развитию.

    1 При определении противоречащих высказываний обычно находят нужным подчеркивать, что в одном из них что-то утверждается, а в другом «то же самое, в том же смысле, о том же предмете, взятом в то же время, в том же отношении» отрицается «то же самое», что в первом, то само со­бой имеется в виду, что «в том же смысле, о том же предмете» и т. д.

    Софистика и релятивизм в процессах познания связаны с неправильным употреблением языка, с неопределенностью значений употребляемых слов и языковых выражений вооб­ще. В действительном процессе мышления всякий человек, указывал Аристотель, вкладывает в свои слова какое-нибудь значение и для себя и для другого. Это необходимо для того, чтобы вообще возможно было рассуждение: «Если же у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возмож­ность рассуждать друт с другом, а в действительности - и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыс­лишь каждый раз что-нибудь одно...» 1 .

    Итак, Аристотель формулирует здесь важное требование к мышлению, необходимое условие его логической правильно­сти: рассуждая о тех или иных предметах и явлениях, необхо­димо выделять в них нечто качественно определенное, устой­чивое, относительно тождественное, придавая таким образом словам, в которых выражаются мысли, определенное пред­метное значение (см. § 5). Это требование относится, в част­ности, и к нашим понятиям, которые должны иметь опреде­ленное содержание и сохранять свою определенность в про­цессах рассуждения (не допускать подмены одних понятий другими и смешения слов с различными значениями). Это требование получило в логике название закона тожде­ства 2 .

    Как мы уже сказали, появлению в логике «четвертого за­кона» она обязана Г. Лейбницу. То, что называют - ном достаточного основания, есть также опре­деленное требование, необходимое условие правильности нашего мышления. Оно состоит в том, что в процессе позна­ния можно принимать то или иное суждение, высказывание за истину лишь на достаточном основании. Правда, сам Г. Лейбниц и традиционная логика после него не выяснили, что именно есть достаточное основание для признания ис­тинности некоторого высказывания.

    1 Аристотель. Метафизика. - С. 64.

    2 Однако имеются различные толкования этого закона, иногда, напри­ мер, как требование тождества наших понятий в процессе рассуждения, хотя требование определенности понятий в ходе рассуждения отнюдь не означает, что они должны оставаться тождественными при рассуждении, что будет показано в гл. V. К тому же, как увидим, это положение не явля­ ется законом логики в современном понимании этого термина.

    В некоторой мере указание на это содержится в приве­денном выше определении истины, в котором мы использо­вали результаты исследования понятия истины польским ло­гиком А. Тарским (применившем для этого точные методы современной логики): достаточным основанием истинности высказывания является наличие в действительности той си­туации, которую оно описывает и наличие которой утвер­ждает. Другое дело, что сами ситуации бывают весьма слож­ными и не всегда ясными; к тому же не всегда просто уста­новить наличие или отсутствие какой-либо ситуации. Поэто­му требование Г. Лейбница чаще всего приходится понимать как стремление к максимальному обоснованию (подтвержде­нию) выдвигаемых и принимаемых нами утверждений.

    Из последнего изложения нетрудно обнаружить, что в традиционной логике смешаны принципиально различные понятия: такие, с одной стороны, как з а к о н ы л о г и к и и, с другой - л о г и ч е с к и е п р и н ц и п ы, логические требования, как необходимые, наиболее общие условия ло­гической правильности нашего мышления.

    Законы логики представляют собой объективные, не за­висящие от человека связи между мыслями, например, меж­ду высказываниями, обусловленные их логическими содер­жаниями. Сами эти логические содержания являются отра­жением в мышлении некоторых наиболее общих сторон и аспектов, связей и отношений, реально существующих.

    Логические же принципы (требования) - это определен­ные установки, положения, к осуществлению которых чело­век должен стремиться, но которые, в конце концов, могут умышленно или неумышленно не выполняться или, как гово­рят, «нарушаться».

    Из перечисленных нами так называемых основных зако­нов логики два первых - исключенного третьего и противо­речия - действительно являются законами логики. Что каса­ется законов тождества и достаточного основания - это лишь более или менее определенные требования. Впрочем, в современной логике действительно есть закон тождества. Он - насколько возможно выявить его смысл на данном этапе изложения материала - представляет собой так же, как и другие законы, определенную, хотя в данном случае и тривиальную связь между высказываниями: «Если какое-то высказывание А истинно, то оно истинно».

    Ясно, что каждый закон представляет и определенное требование к нашему мышлению, по крайней мере, требова­ние рассуждать в соответствии с этим законом. Законы про­тиворечия и исключенного третьего часто трактовались в ло­гике именно как некоторые требования. Можно сказать, что из закона исключенного третьего вытекает одно из условий 1 (и конечно, требование) определенности нашего мышления. Оно состоит в следующем: «На всякий правильно поставлен­ный вопрос о наличии или отсутствии у предмета тех или иных свойств, о наличии или отсутствии той или иной ситу­ации в действительности, необходим, в конечном счете, по­ложительный или отрицательный ответ, то есть принятие высказывания А или его отрицания (неверно, что А)».

    Из закона противоречия вытекает, очевидно, принцип не­противоречия:

    «Утверждая (принимая) некоторое утверждение А, не от­вергай (не отрицай) того же самого (если, конечно, не хо­чешь говорить ложного)».

    Это требование к человеку быть последовательным в сво­их рассуждениях. Нужно сказать, что требование непроти­воречивости нашего знания является центральным в науч­ном мышлении и обычно строго выполняется. При возни­кновении противоречия в том или ином процессе познания или в составе некоторого знания ученые всегда стремятся устранить его. Вместе с тем появление противоречий в про­цессе познания отнюдь не редкое явление. Почти в каждой более или менее сложной науке возникают так называемые парадоксы, антиномии - противоречия опреде­ленных видов. Не свободна от них даже такая точная наука как математика (см., например, парадоксы теории мно­жеств) .

    Возникновение противоречий обусловлено зачастую сложностью, многосторонностью предметов, процессов, со­бытий, их связей и отношений в действительности. К проти­воречиям приводят, в частности, отмеченные выше «проти­воречия» в самих предметах, их способность проявлять себя противоположным образом в разных ситуациях и даже на-

    1 Другим условием определенности мышления естественно считать так­же и принцип тождества.

    личие в них в одно и то же время взаимоисключающих сто­рон, тенденций. Нельзя не сказать также и о нашем неуме­нии различить в некоторых случаях качественно различные явления, характеристики объектов, учесть все обстоятель­ства того или иного явления и т. п.

    Хороший пример того, как легко впасть в противоречие даже весьма умному человеку, показывает И. С. Тургенев в романе «Рудин». Герой романа Пегасов, как вы помните, бу­дучи человеком оригинального склада ума и особого склада характера, возмущается, что люди претендуют на наличие у них каких-то убеждений, носятся с ними, уважения к ним требуют. К нему обращается Рудин:

      Что же, по-вашему, убеждений не существует?

      Нет и быть не может!

      Это ваше убеждение? -Да!

      Вот вам одно на первый случай!

    Именно в силу того, что упомянутые нами законы логики в истории логики были истолкованы прежде всего как неко­торые требования и в силу важности этих требований, по­явилась их характеристика как основных законов логики, мы назовем эти требования основными принципами логиче­ ски правильного мышления. К ним относятся: принцип исклю­ ченного третьего, принцип непротиворечия, принцип тож­ дества, как он изложен выше в соответствии с Аристотелем, и принцип достаточного основания.

    Значение логической правильности мышления, подчерк­нем еще раз, состоит в том, что она является необходимым условием гарантированного получения истинных результа­тов в решении задач, возникающих в процессе познания. Понятие логической правильности мышления является мно­госторонним, имеет много аспектов и они найдут отражение в данной книге. Сейчас же важно уяснить наиболее о б -щие черты правильного мышления. К их чис­лу относят определенность мышления, последовательность и доказательность.

    Требование определенности мышления включает в себя определенность значений, употребляемых в рассужде­ниях терминов и связанных с ними понятий, уяснение смысла тех или иных утверждений, точность выдвигаемых положе-

    ний, точность формулировок в соответствии с принципом ис­ключенного третьего.

    Последовательность мышления означает, что, утверждая что-либо, человек не должен принимать одновре­менно нечто несовместимое с этими утверждениями, с другой стороны, он должен принимать следствия своих утверждений. Последовательность мышления проявляется также, как уме­ние построить цепочку рассуждения, где каждое последующее звено зависит от предыдущего, то есть выделить его исходные пункты и следствия, вытекающие из них. Непоследователь­ность же мышления характеризуется нарушением этапности рассуждений, наличием прерывности и несвязуемости в этом процессе.

    Доказательность как черта правильного мышления со­стоит в стремлении доказывать или хотя бы в какой-то мере обосновывать выдвигаемые утверждения, не принимать ниче­го на веру и в то же время не делать голословных утвержде­ний. Для человека, следующего этому требованию логики, ха­рактерно если и не приводить все аргументы в пользу чего-либо, то хотя бы иметь их в виду.

    2. Возникновение и развитие логики

    Ключевые слова: дедукция, формальная логика, индуктивная логика, математическая логика, диалектическая логика.

    Причины и условия зарождения логики. Важнейшей причиной зарождения логики является высокое развитие интеллектуальной культуры уже в древнем мире. Общество на той стадии развития не удовлетворяется существующим мифологическим истолкованием реальности, стремится рационально интерпретировать суть явлений природы. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания.

    Особая роль в процессе становления логического мышления и его теоретического изложения принадлежит научному знанию, которое к тому времени достигает значительных высот. В частности, успехи в математике, астрономии приводят ученых к мысли о необходимости изучения природы самого мышления, установления закономерностей его протекания.

    Важнейшими факторами становления логики была потребность в распространении в социальной практике активных и убеждающих средств выражения взглядов в политической сфере, судебном деле, торговых отношениях, воспитании, обучающей деятельности и пр.

    Основоположником логики как науки, создателем формальной логики принято считать древнегреческого философа, античного ученого энциклопедического ума Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.). В книгах «Органона»: «Топика», «Аналитики», в «Герменевтике» и др. мыслитель разрабатывает важнейшие категории и законы мышления, создает теорию доказательства, формулирует систему дедуктивных умозаключений. Дедукция (лат.: выведение) позволяет выводить истинное знание о единичных явлениях, исходя из общих закономерностей. Аристотель впервые подвергает исследованию само мышление как активную субстанцию, форму познания и описывает условия, при которых оно адекватно отражает действительность. Логическую систему Аристотеля часто называют традиционной, поскольку в ней содержатся основные теоретические положения о формах, и приемах мыслительной деятельности. Учение Аристотеля включает в себя все основные разделы логики: понятие, суждение, умозаключение, законы логики, доказательство и опровержение. По глубине изложения и общезначимости проблематики его логику называют классической: пройдя испытания на истинность, она и сегодня сохраняет свою актуальность, оказывает мощное воздействие на научную традицию.

    Развитие логического знания. Дальнейшим развитием античной логики стало учение философов-стоиков, которые вместе с философско-этической проблематикой логику считают «проистечением мирового логоса», его земной, человеческой формой. Стоики Зенон (333 - 262 гг. до н.э.), Хрисипп (ок.281 - 205 до н.э.) и др. дополняют логику системой высказываний (пропозиций) и выводов из них предложили схемы умозаключений на основе сложных суждений, обогатили категориальный аппарат и язык науки. К этому времени (3 в. До н.э.) относится возникновение самого термина «логика». Логическое знание преподносилось стоиками несколько шире классического воплощения. Оно соединило в себе учение о формах и операциях мышления, искусство ведения дискуссии (диалектика), мастерство публичных выступлений (риторика) и учение о языке.

    В Новое время в период широкого распространения в Европе естественнонаучного знания (механика, география и т. Д.) возникают потребности в дополнении системы дедуктивных умозаключений принципами индуктивного мышления. Накопленный эмпирический, фактический материал, частные случаи из практики и жизни путем сравнений и обобщений оказалось возможным построить так, что они приведут к истинным суждениям общего характера. Знание о единичных вещах может «навести» (лат.: inductio) на мысль о наличии общих закономерностей их существования. Это свойство мышления как научную закономерность в противоположность схоластическим рассуждениям отметил в своем труде «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы» английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). Он выступил, таким образом, родоначальником индуктивной логики

    Специфику научного познания отразил в рационалистической методологии французский мыслитель Нового времени Рене Декарт (1596 - 1650). В «Рассуждении о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» и «Правилах для руководства ума» он формулирует важнейшие методы познания: аксиоматический, аналитический и синтетический, а также, в завершении познания, метод систематический. Высшей формой реализации рационалистической методологии, по Декарту, является математика. Логике отводится роль методологии познания, способной обнаружить пути обретения новых истин, приращения знания.

    Основополагающие идеи математической (или символической) логики были предложены немецким мыслителем Г.В.Лейбницем (1646 - 1716) в работах «Об искусстве комбинаторики», «Опыт универсального исчисления», «О математическом определении силлогических форм» и др. Он развивает вопросы традиционной логики (формулирует закон достаточного основания, работает над систематизацией категорий логики и пр.), но больше внимания уделяет формализации языка, математизации стиля логического мышления. С этого времени в логике стали использоваться специальные знаки-символы, не употребляющиеся в естественном языке. Лейбниц впервые исследовал возможности арифметизированного логического вывода на основании соответствия законов логики и законов математики. Этим ставится цель привести теоретические научные рассуждения к математическим расчетам, благодаря которым возможно разрешить любой спор и прийти к истине.

    На смену традиционной логике приходит математическая, заключающая мыслительные формы в строгие формулировки правил и теорем, реализуемых в аналитических приемах мыслительной деятельности.

    В ХIХ в. символическая логика становится наиболее привлекательной сферой логического знания. Среди наиболее известных представителей математической логики выделяется английский математик Д. Буль (1815 - 1864). В работах «Математический анализ логики» и «Исследование законов мышления» он закладывает основы алгебраических исчислений конкретных элементов (классов) как отношений (операций). Буль стремился перевести на язык знаков отношения между идеями, объектами и абстрактными системами. Булева алгебра - это решение логических задач путем использования трех операций: а) сложение классов (А U В), умножение классов (А? В), и дополнение к классу (А?). Алгебра Буля была применима и в прикладных случаях, например, при интерпретациях конкретно-релейных схем, в исчислениях при программировании в ЭВМ и т.д.

    Формальная и символическая логика. Формальная (традиционная) логика предметом своего исследования имеет исследование основных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение), законов, находящиеся в их сфере, непосредственно не опираясь на конкретное содержание мысли. Формальная логика абстрагируется от исторического процесса, от развития практических и познавательных способов действия.

    Символическая (математическая) логика может быть представлена как формальная, как ее формализованная часть. Основной своей задачей она видит построение логических исчислений путем математических формул, аксиом и следствий. Она излагает формы мышления в системе знаков и специальных символов.

    Современная формальная логика предусматривает изучение мыслительных операций и перенесение логических форм на общие образцы теоретического знания. Современная символическая логика является самостоятельным направлением логического знания, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, помимо сложных вычислительных операций, она широко используется в лингвистике (при переводах с одного языка на другой), технической сфере (при управлении приборами), в компьютерном программировании и пр.

    Формальная и диалектическая логика. Формально-логические схемы, так сказать, безразличны (нерелевантные) к сущности познаваемых предметов. Сущность - совокупность внутренних качеств и признаков предмета, выражающих его содержание. Важнейшими способами проникновения в сущность вещей является обнаружение противоречивого единства их признаков, рассмотрение их в развитии и взаимосвязи с другими предметами. В процессе такого познания важно абстрагироваться от несущественного, случайного, концентрируя познания на атрибутивных признаках.

    В отличие от формальной, логика диалектическая своим предметом имеет исследование возникновения и развития фрагментов действительности, в том числе и логических форм и законов. Это - познание развивающегося мышления. В основе логики диалектической находится ряд принципов: а) принцип развития, б) принцип историзма, в) принцип всесторонности, г) принцип конкретности и др. Центральным понятием диалектической логики является диалектическое противоречие.

    Диалектическая логика, накапливая и обобщая свое знание в течение всего периода развития логики, в систематизированном виде была изложена в немецкой классической философии. В работах И. Канта (1724 - 1804) «Критика чистого разума» и «Критика способности суждения» проведено обоснование трансцендентальной логики, определяющей происхождение, содержание и объективную значимость априорных знаний. В философии Гегеля (1770 - 1831) нашла свое завершение объективно-идеалистическая система диалектической логики как всеобщей формы самопознания и саморазвития понятия. В работе «Наука логики» он не только подвергает критике формально-логические законы мышления как «неонтологические», но и обосновывает принципиально иное содержание логических знания - законов, понятий и умозаключений, в основе которых находится диалектика мышления объективного духа.

    Новый этап в понимании диалектической логики связан с именами К. Маркса (1818 - 1883) и Ф. Энгельса (1820 - 1895). В работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», К. Маркса «Капитал» и др. толкование развивающихся форм основывается не на изначальности «саморазвивающегося понятия», а на обнаружении диалектических изменений в самом объективном (материальном) мире. Природа и общество, с их точки зрения, являются основанием для понимания законов диалектического мышления. В марксистской диалектике с материалистических позиций формулируются три важнейших закона диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного превращения количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания), основные принципы и категории материалистической диалектики.

    Если формальная логика познает формы мышления посредством анализа важнейших признаков без непосредственной связи с конкретным предметом, в обобщенном и абстрагированном виде, то диалектическая логика акцент изучения сущности мыслимых предметов переносит на анализ предметов и процессов в движении, развитии и взаимосвязи. В этом случае несущественные, случайные признаки отсеиваются, аннулируются, а существенные выделяются, актуализируются.

    Тем не менее, нельзя противопоставлять диалектическую и формальную логику. Они изучают один и тот же объект - человеческое мышление, предметом обеих являются закономерности мыслительной деятельности. Мышление подчиняется и формальным логическим законам как фундаментальным, и диалектическим как развивающимся. Мыслить диалектически невозможно без постижения и учета законов формальной логики. Т.е., возможно заключить, что современное логическое знание включает в свою структуру две взаимосвязанные и относительно самостоятельные науки: формальную логику (частью которой является логика символическая) и диалектическую логику. Причем, признавая фундаментальное значение логики в построении всякого правильного мышления, научно-теоретическое познание требует продолжения изучения сущности явлений и структур мысли путем обнаружения противоречий в природе, обществе и в человеческом мышлении.

    Задачи и упражнения

    1. Пользуясь математической последовательностью действий, раскройте секрет угадывания чисел. Задумайте любое число, отнимите от него 1, результат умножьте на 2, из полученного произведения отнимите задуманное число и сообщите результат. Как отгадать задуманное товарищем число?

    2. Как отмерить 6 литров воды, если имеются ёмкости 9 литров и 4 литра:

    3. В античной риторике была разработана схема построения выступления, состоящая их пяти важнейших этапов. Расположите их в логической последовательности:

    произношение, словесное оформление, изобретение, план, запоминание.

    4. Составьте подробную логическую схему или таблицу, раскрывающую историю развития логического знания.

    Аксиологические концепции в русской философии

    Аксиологию можно определить как философское исследование природы ценностей. Философский словарь / под ред. М.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. - С.12. Учение о ценностях, прежде чем сложиться в его современном виде, прошло исторический путь развития...

    Гипотеза, логическое строение гипотезы

    История возникновение и развитие науки

    В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Миф, магия, оккультная практика...

    История логики

    Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связан-ную с историей развития общества в целом. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой...

    История развития системного анализа

    Вопрос о научном подходе к управлению сложными системами впервые в конкретном виде был поставлен А. М Ампером (1735 - 1876) в его работе «Исследование философии наук, или аналитическое изложение классификации всех человеческих знаний»...

    Классическое славянофильство 1830-1860 г

    Временем зарождения славянофильства считается зима 1838-39гг., когда в литературных салонах Москвы произошел обмен посланиями между А.С. Хомяковым («О старом и новом») и И.В. Киреевским («В ответ А.С. Хомякову»). В 1839г. К...

    Логика Аристотеля

    Логика - это наука о доказательстве, и, таким образом, необходимо разделить все умозаключения на истинные и ложные. У Аристотеля истина - это соответствие утверждения бытию, ложь - несоответствие. Истина есть факт не онтологический...

    Логика и риторика

    Вопросы для обсуждения: 1. Специфика логики как науки. Роль логики в формировании логической культуры человека. 2. Логические учения античности...

    Определение логики

    Логика - наука о формах и законах правильного мышления. Эта наука появилась приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако...

    Основные этапы развития логики

    Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с историей развития общества в целом. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой...

    Проблема сознания в философии

    Самые первые представления о сознании возникли в древности...

    Логика как наука возникла в конце V – начале IV веков в Древней Греции (Афины) и много столетий считалась критерием образованности. Основателем логики считают древнегреческого философа Аристотеля. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. В его трудах «Органон» («Орудия познания») были сформулированы основные законы мышления, такие как закон тождества, противоречия и исключенного третьего. Он также разработал теорию понятия и суждения, исследовал дедуктивное и силлогистическое умозаключения.

    Выдееляют две основных причины возникновения логики как науки:

    1) зарождение и первоначальное развитие философии и науки, прежде всего математики.

    Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, философия и наука основывались на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда – необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

    Логика возникла, прежде всего, как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять рациональное научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

    2) развитие ораторского искусства, в том числе судебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. От логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя часто зависело решение суда – особенно в сложных и запутанных правовых ситуациях. Неумение четко и ясно формулировать свои мысли, изобличать подвохи и «ловушки» своих оппонентов могло стоить оратору очень дорого. Этим пользовались так называемые софисты – платные учителя мудрости. Непросвещенной публике они могли «доказать», что белое – это черное, а черное – это белое, после чего за большие деньги обучали своему искусству всех желающих.

    После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.

    В начале XIX века Г.В.Ф. Гегель указал на ее ограниченность и недостаточность с точки зрения отражения процесса движения мысли. Он отметил, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а форму мыслительного процесса. Для компенсации этого недостатка Гегель создал новую диалектическую логику, а существовавшую до нее назвал формальной.

    Предметом изучения диалектической логики служат законы развития человеческого мышления и основанные на них методологические принципы (объективность, всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).


    Диалектическая логика - это один из способов познания диалектики реальности.

    Формальная логика, использующая математические методы изучения реальности, в начале XX века получила название «логистика», означающее искусство вычисления. Теперь данный термин почти вышел из употребления, уступив место терминам «математическая логика» или «символическая логика».

    Формальная логика изучает форму как нечто отдельное,обособленное от содержания.

    Предметом изучения формальной логики служит форма мышления.

    Формальная логика - это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме, раскрывающая лежащие в его основе закономерности.

    Логическими формами называются различные соединения мыслей, рассматриваемые как структурные образования мышления.

    Логические формы состоят из мыслей, в том числе, например, из других логических форм и различных способов их связи, или так называемых связок. Три вида логических форм, таких как понятие, суждение, умозаключение, состоят из мыслей и средств их связи,связок.

    Общая логика представляет собой учение о трех логических формах: понятии, суждении, умозаключении.

    Язык. Основные функции. Предпосылки возникновения логики как науки. Логика и софистика.

    Язык – знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации от одного субъекта к другому.

    Классификация

    Естественные языки: мимика, жесты, танцы, национальные устные и письменные языки (русский, английский, китайский, арабский и др.). Естественные языки возникли как средство общения между людьми. Их формирование и развитие представляет длительный исторический процесс, происходящий стихийно, не подчиняющийся никаким законам.

    Искусственные языки создаются человеком намеренно для решения определенных задач. Примеры: язык химических формул, языки программирования, язык дифференциального и интегрального исчисления в математике.

    Для хранения информации используют устные и письменные варианты национальных языков, а также языки науки. Язык науки – некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный специальной терминологией. Любая научная дисциплина – философия, физика, химия, математика, черчения и прочее – в обязательном порядке создает собственный научный язык, свою терминологию.

    Разновидностью языка науки является формализованный язык. Это языки различных математических и физических теорий. В таком языкеточно заданы правила образования выражений и преобразования одних выражений в другие.

    Членение языков

    Объектный язык – тот, который является предметом исследования.

    Метаязык – тот, с помощью которого изучается объектный язык.

    Фраза «Круглые квадраты не существуют» относится к объектному языку, но когда учитель на уроке начинает разбирать эту фразу и говорит: «Слово «квадраты» - это нарицательное существительное мужского рода множественного числа, слово «круглые» - это прилагательное мужского рода и множественного числа, слово «не» - это отрицательная частица, а «существуют» - глагол», то все данные выражения учителя относятся к метаязыку.

    Чтобы исследовать метаязык нужно использовать метаметаязык.

    Метаметаязык – тот, с помощь. Которого изучается метаязык.

    Утверждение «Фраза учителя относится к метаязыку» относится, в свою очередь, к метаметаязыку.

    Также важно знать, что в каждом языке есть знаки. Со знаками объектного языка все понятно. Одно слово = 1 знак объектного языка. Но в метаязыке, кроме знаков объектного языка есть и метазнаки.

    Метазнаки во фразе учителя: «нарицательное существительное», «мужской род», «множественное число», «прилагательное», «отрицательная частица», «глагол». То естьметазнаки – знаки, необходимые для изучения объектного яызка.

    Членение научных языков на языки разного уровня

    Дело в том, что в логике принято распределять все предметы по порядкам (уровням) бытия.

    К нулевому порядку относят собственно индивиды – те предметы, о которых мы утверждаем, говорим.

    К первому порядку относят признаки индивидов. Это атрибуты, присущие индивидам, и отношения между ними.

    Ко второму порядку относят признаки признаков. То есть свойства и отношения, присущие свойствам и отношениям индивидов.

    Пример

    Если мы рассматриваем людей, то люди – индивид. Этот предмет относится к 0-ому порядку. Но слова «русский», «китаец», «араб» являются признаками людей, то есть признаками индивида. Значит, эти предметы относятся к 1-ому порядку. Но когда мы станем рассматривать слово «русский», то мы можем сказать, что «русский – это национальность». То есть слово «национальность» является признаком «русского». А значит предмет «национальность» является признаком признака индивида. Делаем вывод, что «национальность» - предмет 2-го порядка.

    К третьему порядку относится признак признака признака.

    Функции языка

    Основными функциями естественных языков являются:

    1) Информационная функция – язык выступает в качестве средства фиксации и хранения информации о мире: о предметах, событиях, явлениях, процессах, ситуациях.

    2) Коммуникативная функция – с помощью языка осуществляется общение (коммуникация, обмен информацией) между людьми

    3) Познавательная функция – с помощью языка из имеющегося знания получается новое знание. Язык – инструмент рационального познания

    4) Экспрессивная функция – язык используется для выражения мыслей, чувств, душевных состояний и переживаний. С помощью языка мы оказываем воздействие на других людей.

    Предпосылки возникновения логики как науки

    Логика является одной из древнейших наук. Она появилась в IVдо н.э. в трудах Аристотеля: «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях». Все эти труды были объединены последователями Аристотеля в «Органон» (орудии или инструмент познания). В «Органоне» был заложен каркас логики как науки, сформулированы основные проблемы (предпосылки возникновения) логики.

    Первая проблема – проблема построения теории правильных рассуждений, позволяющих из истинных высказываний гарантированно получать истинные заключения.

    Второй круг проблем – логико-семиотические проблемы. Это все, что связано с применением языка как средства познания мира и средства выражения мысли. Также это проблемы, связанные с установлением смыслов и условий истинности и ложности высказываний различных видов.

    Третья проблема – логико-методологическая. Сюда относятся: выработка правил осуществления таких познавательных процедур, как определение, классификация, объяснение, аналогия и др. Также здесь решается задача организации систем знания – научных теорий, например.

    Четвертая группа проблем – метатеоретические. Это рассмотрение таких свойств, которые могут быть присущи различным логическим теориям, как-то вопросы их непротиворечивости, полноты и др.

    То есть логика была создана, чтобы аргументировать любые явления, которые происходят в мире. Логика – наука, которая следит за рассуждениями. Именно она делит их на истинные и ложные. Логика создана для того, чтобы контролировать наше мышление.

    Логика и софистика

    Кроме всего перечисленного еще 1 важной причиной создания логики была софистика.

    Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V - 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.

    Но со временем значение термина «софист» изменилось. Теперь софисты не стремились добиться истины, а выдавали что угодно, абсолютно любой тезис за истину, используя апелляции и уловки языка. То есть, владея языком, софист мог достичь чего угодно.

    Логика, в свою очередь, стремится к адекватному познанию мира. С помощью логики мы получаем адекватные, обоснованные знания о мире.

    Таким образом, можно сказать, что логика является контрмерой против софистики.



     
    Статьи по теме:
    Как ориентироваться по солнцу, звездам и луне Ориентировка на местности по звёздам
    Если вдруг вас застала ночь посреди дикой природы, место для ночлега не подходящее, а компас вы оставили дома или разбили, тут-то вам и пригодится умение ориентироваться по звездам.Полярная звездаСамым главным ориентиром на ночном небе является Полярная з
    Катя Огонёк биография, фото, личная жизнь Кати Огонек, дочка
    Катя Огонёк (настоящее имя Кристина Евгеньевна Пенхасова (по мужу - Богданова; 17 мая 1977, Джубга - 24 октября 2007, Москва) - российская певица, исполнительница русского шансона. Биография Кристина Пожарская (Пенхасова) родилась в посёлке Джубга Туапс
    Предвыборные баллы ВСД: Полтавченко продавливает магистраль Маршрут восточный скоростной диаметр
    Восточный скоростной диаметр Не успели петербуржцы привыкнуть к Западному скоростному диаметру, как уже проектируется новая ультрасовременная трасса, которая пройдет через пять районов города. В народе ее называют Восточным скоростным диаметром, но это н
    Японские именные суффиксы и личные местоимения
    Характеристика Длина 19 км Бассейн Карское море Водоток Устье Ковенская · Местоположение 130 км по левому берегу Расположение … Википедия Муж. чанец, чаник, чанища; чван, дщан, дощан, обручная посудина, кадища большого размера. Чаны нередко врывают в зем