Неделя сыропустная воспоминание адамова изгнания. Слово в неделю сыропустную. Адамово изгнание из Рая. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания


Покаяние - духовная купальня, через которую прошли все творцы величайших деяний в христианских народах.


Сейчас очень в моду вошло курение с использованием кальяна. Внешне он привлекателен тем, что как бы представляет альтернативу сигаретам.


В последние годы в Церкви уже почти никто не оспаривает то, что воспитательная работа в молодежной среде должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы.
Участники конференции «Церковь и молодежь» в Почаевской Духовной Семинарии
На протяжении несколько лет небольшой храм при Почаевской Духовной семинарии в честь преподобных Иова и Амфилохия в ночь с 31 декабря на 1 января собирает под своими сводами более 1000 богомольцев.
Як проходив новий рік в Почаєвській Семінарії
Як новий рік розпочнеш так і його проведеш. Здавна існує таке повір’я, тому наші справи говорять за нас. Кожна людина наділена вибором, але чи вірно його робить залежить лише від неї.

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин; 8, 12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Благодатный ум видит то, что не может видеть глаз; видит внутреннее под внешним, и видит сердце под платьем, и видит человека за лицедеем и Бога за человеком.

«Только некий Бог может спасти мир!» Это последний крик философов и пророков древних времен. Это крик человечества, томящегося во оковах князя мира сего, в лабиринте без окон и дверей, в жизни, теряющейся в нирване и гадесе.
Поучение на евангелие в крещенский сочельник и на Святое Богоявление
Естественно, народ почитал Иоанна гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению и, сверх того, родился от неплодной

Проповедь в неделю изгнания Адама из рая

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

«Раю, мой сладкий раю», – такими словами праотец наш Адам плакал, когда потерял то блаженство, которое Господь сотворил ради него и для него. Первый человек должен был совершенствоваться в любви к Богу и распространить рай на всю землю. Но прельстившись дьяволом в образе змия, он ниспал и был изгнан из рая, мы тоже изгнанники на землю. Суть падения человека и всего человечества, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, было то, что человек до грехопадения был безгрешен, он не знал греха, но имел познание о том, что грех есть. Но знание о яде еще не убивает, а убивает вкушение яда. И так человек вкусил яд греха, и помрачился его ум, разум и воля, зло смешалось с добром, человек перестал отличать добро от зла, и делал зло как свою вторую природу, приобрел себе лжеименный разум. И те, продолжает святитель, кто доверяются своему разуму, и думает что он здоров, тот в очень большей прелести находится, которая есть пагубная и не спасительная. И корень нашего грехопадения заключается в том, что мы послушались внушению лукавого, и приняли это внушение, этот помысел, соблазнились лицезрением запретного плода, осязали его и самым действием, вкушением и умерщвлением осквернили себя. И святитель говорит, что этот корень как раз и надо врачевать посредством молитвы, призванием страшного и животворящего имени Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы Господь очистил наш ум, разум, и чтобы мы не принимали помыслы вселукавого. Всякая молитва, наипаче краткая Иисусова, она способствует этому очищению. И так как молитва с постом, она очень действенная и слышимая, то наши молитвы надо соединять с воздержанием чрева, глаз и всех своих чувств, потому что то целомудрие, которое потерянное в раю, оно дается молитвою постом и предстательством Владычицы нашей Богородицы, о Которой Господь после Его изречения о наказании первому человеку, добавил, что придет избавление: «Семя жены сотрет главу змия».

Преподобный Силуан говорит, что Адам плакал не о том, что потерял такой прекрасный рай, такую сладость, то блаженство, а о том, что он оскорбил любовь Божию. И когда он понял, что находится на земли уже вне благодати, вне любви Божия, он горько плакал и рыдал, что слышала вся земля его неизреченное рыдание. Преподобный Силуан говорит, что Адам горько плакал со словами: «Куда Ты скрылся от меня, Господь мой и Бог мой. Слезно ищу Тебя, и не могу найти». Но прежде, чем начать подвиг покаяния молитвы и поста, который мы должны створять и делать в тайне, мы должны знать, что есть условие прощения нашим обидчикам, нашим оскорбителям и всем тем, кто нам делал зло. Если мы будем прощать нашим обидчикам, то и Господь будет нам прощать. И, соответственно, если мы не прощаем, то и Господь нам не прости. И тот, кто преодолеет свою плоть, как ее называет преподобный Исихий Иерусалимский, древо познания добра и зла, начнет ее распинать со страстями плотскими и похотьми, призывая Господа Иисуса на помощь непрестанно, тот переступит ту ступеньку, когда сможет приблизится к тому блаженству, о котором нам Господь говорит: «Блажении нищии духом…», – и далее по восходящей,до той степени что человек ради того вкушения сладости от любви Божьей и Святого Духа, принимает скорби с радостью в этой жизни. И тот, кто сподобиться от Господа вкусить, насколько Он благ, насколько сладка Его любовь, Дух Его Святой, тот человек не будет помышлять уже о земном. Преподобный Силуан в дивном видении, в дивном созерцании спрашивал у Адама: «Адам, расскажи, как ты плакал о изгнании твоем из рая, как ты умолял Господа о прощении»? Адам отвечал, что он не может вспомнить земного, потому что уже вкушает сладость любви Божьей.

Будем призывать на помощь святых, Владычицу нашу Богородицу в это благоприятное время вступления в Святой Пост, время света, когда все обнажается – дела тьмы, как в рентгене, будем видеть свои грехопадения и даже помыслы от лукавого. Будем призывать Владычицу, чтоб она помогала уцеломудрить свою волю, чтобы наша душа и тело умом и сердцем желали одного – Царства Небесного, потому что Адам потерял земное, но сподобился Любовию Божией во Христе распятом и воскресшем уже обновленного рая, где пребывает Господь Своею благодатью – светом Святой Предвечной Троицы, чтобы Господь молитвами праотца нашего Адама и Евы сподобил нас Царства Небесного, как Господь говорит, что «Царство Небесное внутри вас есть». И когда наше сердце прилепится ко Христу, тогда будем стяжать богатство наше в Духе Святом через пост и молитву, через всепрощение наших ближних, через чтения Слова Божия, Святые Таинства, Причастия Святых Тела и Крови Господни, чтобы сподобится нам тоже этой вечной радости, сладости, мира неизреченного по великой Божьей милости. Аминь!

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В нынешний день, дорогие братья и сестры, мы с вами завершаем подготовку к Великому посту. Сегодня мы находимся на пороге великих и спасительных дней Святой Четыредесятницы. Но стоящие в храме, то есть мы с вами, приступаем к посту с разными мыслями. Кто-то приступает с надеждой провести дни Великого поста богоугодно, благочестиво, чтобы эти дни послужили во благо душе. Кто-то, возможно, скорбит, что ему придётся накладывать на себя определённые лишения, придётся лишать себя каких-то маленьких человеческих радостей. Кто-то жалеет себя… Церковь намеренно в этот день фокусирует наше с вами внимание на смысле поста. Для какой цели мы приступаем к этим святым дням? Сегодняшний воскресный день именуется «Воспоминание изгнание Адама из рая». Церковь напоминает нам о том, что первые люди – Адам и Ева – стали венцом творения. Человек, разумное творение, был создан Богом, чтобы наследовать землю, быть владыкою земли, жить в мире, любви и согласии со своим Творцом. С первых страниц Библии мы с вами узнаём о том, что наши прародители Адам и Ева по своим качествам отличалась от нас. Они каким-то чудесным образом, как говорит Священное Писание, напрямую общались с Богом, то есть имели этот великий дар и возможность общаться со своим Творцом. Св. Писание говорит нам о том, что человек был создан по образу и подобию Бога. Образ заключается в том, что человек создан такой же свободной личностью, как и сам Бог. А подобие Божие заключается в том, что в человеке была заложена великая возможность возрастать от силы в силу. То есть возможность совершенствоваться, становиться всё ближе и ближе к своему Творцу. Поэтому человек и называется богоподобным существом. В человеке по промыслу Божьему был заключён величайший потенциал.

Но мы с вами знаем, что наши прародители изменили своему первоначальному предназначению. Мы не должны думать о том, что Адам и Ева, когда совершили первое грехопадение, задумали нечто злое. Мы с вами знаем, что они стали жертвой обмана. Это враг рода человеческого, дьявол, который восстал против своего Творца, изобрёл такой коварный план, чтобы изменить мир. Нужно было нанести удар по венцу творения, по возлюбленному творению Бога, то есть по человеку. И враг рода человеческого в своих целях использовал тот потенциал, который был в человеке: желание совершенства и желание приблизиться к своему Творцу, то есть желание богоподобия. Поэтому и приступил с искушением, чтобы человек нарушил единственную заповедь, которая ему была дана. Мы с вами знаем, что в Эдемском саду находилось дерево, которое именовалось деревом познания добра и зла. Это, конечно, нельзя понимать буквально. Весь Ветхий Завет и особенно его первые книги наполнены глубоким символизмом. Конечно, Адам и Ева знали, что есть зло, есть дьявол. Но человеку была дана заповедь, чтобы человек через свой опыт, сам лично не познал, что такое зло, потому что зло – это зараза. Зло – это болезнь. Дьявол приступает к человеку и предлагает ему познать, что есть зло. И говорит ему: «Ты это сделаешь, и вы станете, как Боги». Дьявол использует благое намерение человека возрастать духовно. Дальше мы с вами знаем, что произошло. Человек поддался этому искушению и через грех в наш мир вошли болезни, вошли скорби, и вошла смерть. Бог не сотворил смерть. Человек должен был жить вечно. Но Господь, видя, что зло полностью изменило человеческую природу, и даже само мироздание (а мы знаем, что даже животные, которые населяли Эдемский сад, не враждовали друг с другом, не поедали друг друга. Все жили в абсолютной гармонии, и вдруг – всё изменилось), изгоняет человека из рая. Но Бог это делает не потому, что он разгневался на человека, а по великой любви к человеку. Бог лишает человека возможности жить в райском саду и лишает его бессмертия, потому что если бы человек был бессмертен и дальше находился в Эдемском саду, то тогда невозможно было бы победить зло. Невозможно было бы победить грех. И поэтому Господь удаляет человека из Эдемского сада. Мы с вами знаем, что потом всю свою жизнь Адам день и ночь проводил в слезах. Всю свою жизнь Адам раскаивался за содеянное преступление. Святые отцы говорят о том, что Адам был преисполнен всякой добродетели. Но одной добродетели у него не было, добродетели смирения. Адам не знал, что такое смирение, что такое жить без Бога. Он знал, что такое жить с Богом, ежедневно с ним общаться, а что такое жить без Него он не знал. Можно привести наглядный пример из жизни, который ещё глубже помогает понять то, что произошло с человеком. В недавнем прошлом водолазам, работающим на глубине, воздух подавался по специальному шлангу. Находящиеся наверху руководили человеком, давая сигналы, куда ему идти и что делать. Представьте себе, что если бы такому водолазу пришла мысль возмутиться, почему им кто-то руководит, говорит, куда надо двигаться, и почему кто-то даёт воздух. И он взял бы и отрезал шланг. Что бы с ним произошло? Конечно бы, такой человек погиб, и мы бы сказали, что он безумец. То же самое, братья и сестры, в лице наших прародителей сделало человечество, которое сказало, что «мы не хотим жить под управлением Божием. Мы не хотим, чтобы Господь нам говорил, что хорошо, а что плохо. Мы сами должны опытно познать, что есть добро и что есть зло». Адам, всю жизнь оплакивавший свой поступок, в итоге был прощён Господом. Мы сейчас почитаем Адама и Еву, как наших святых прародителей. Эти люди были обречены на страдания. Они в поте лица должны были возделывать землю, чтобы получать себе пропитание. Они должны были терпеть скорби и лишения. Церковь говорит нам сегодня о том, что вступая в дни Великого поста, мы тоже добровольно принимаем на себя определённые лишения. Мы добровольно лишаем себя того, что доставляет нам в жизни какую-то радость или удовольствие. Путь возвращения человека к Богу невозможен без страданий. Сам Господь Иисус Христос, который именуется вторым Адамом, показал нам, что единственный возможный путь возвращения человека к Богу – это путь через страдания. Поэтому Христос и говорит в Евангелии, что если кто хочет за Мной идти, возьми крест свой и за Мной иди. Поэтому Церковь и напоминает нам о нашем состоянии. О том, что мы – дети Адама, что мы – его потомки, и несём на себе печать этого греха. Всё негативное, что происходит в нашей жизни, в наших сердцах и в наших душах – это отклик того, что было совершено много тысяч лет тому назад. При этом грех, вошедший в мир, разделил людей между собой. Он разделил человека и с природой, и с Богом. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что самое негативное в ней – это разделение, которое приносит нам неимоверные страдания. Разделено наше общество, разделены мы со своими близкими. Мы ссоримся, враждуем, вынашиваем планы отмщения. Всё это говорит о нашем разделении. Поэтому нынешний день называется Прощёным воскресеньем. Церковь призывает нас к тому, чтобы мы испросили прощения у тех людей, кто нас обидел. Мы должны простить и сами испросить прощения. Этот момент очень важный. Это не просто некая формальность потому, что так принято. Мы должны понимать, что вступая в паломничество Великого поста, в паломничество по пути к празднику Пасхи, необходимо заложить твёрдое основание: простить и быть прощёнными. Мы должны сделать первый шаг к преодолению разделения, которое существует между нами. К преодолению той пропасти, которая есть между нами и Богом, между нами и другими людьми. Если мы сделаем этот первый шаг, то Господь непременно поможет нам. Господь даст нам силы, даст Свою благодать и поддержит нас. Даст нам возможность преодолеть негативные последствия греха, которые так сильно отравляют нам нашу жизнь. Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в одном из своих произведений устами старца Зосимы говорит о том, что все мы повинны друг перед другом. Это не высокопарные слова. Если мы глубоко посмотрим на свою жизнь, то поймём, что должны просить прощения, практически, у каждого человека, потому что любой наш грех, даже самый незначительный, вносит разделение в этот мир. Как некогда грех Адама (т. е. грех одного человека), полностью изменил этот мир, из-за чего мы страдаем, так и мы, совершая грех, злой поступок, тоже вносим в этот мир разделение, заставляя страдать других людей. Каждый грех имеет последствия, даже самый, как нам кажется, незначительный и малый. Поэтому мы, действительно, все повинны друг перед другом. И как через одного человека грех вошёл в мир, так и через поступки каждого из нас можно уменьшать действие греха в мире. Если мы будем стремиться к святой и добродетельной жизни, будем менять себя, а не пытаться изменить мир вокруг себя, обвиняя всех в своих бедах и злоключениях, то в мире обязательно начнутся изменения. Наше общество, мы с вами, наши семьи будем становиться другими. До тех пор, пока мы этого не поймём, ничего в нашей жизни не изменится. Каждый должен начать с себя. От каждого из нас зависит то, как мы живём, и как живёт наше общество. От каждого из нас зависит, как скоро придёт на землю Христос, который будет нас судить по нашим делам. В этот день, братья и сестры, мы должны обратиться к Богу с молитвой: «Господи, помоги нам, укрепи нас в это предстоящее время святого и Великого поста!» Аминь. Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную) Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В канун Великого поста, вступая в него, Святая Церковь предлагает нашему уму размышление об изгнании Адама из Рая. Это первая катастрофа, и самая главная катастрофа в истории человеческого рода. И, одновременно, это начало той жизни человечества, какой мы ее знаем из нашего собственного опыта.

Адам и Ева после изгнания из Рая приобрели то человеческое естество, в котором и мы сейчас пребываем. Иное же человеческое естество, первобытное, которое вышло из рук Божиих, — о нем мы имеем сведения лишь из первых двух глав Бытия Святой Библии. Мы знаем одно лишь, что тот мир, который вышел из рук Божиих, по оценке самого же Бога «был весьма хорош». О человеке мы узнаем, что он имел общение с Богом каждый день, что он был облечен благодатью Святого Духа и ходил в ней, как в одежде. Непрерывно общаясь с Богом, человек постоянно возрастал, и был Богом призван к тому чтоб вместе с Богом обустраивать мир. Так именно человеку Бог дал право назвать, наименовать все живые существа, которые были сотворены Богом. То есть человек мог дать правильное имя всем животным, птицам, рыбам. Это свидетельствует о том, что у человека был ум не помраченным. Он видел вещи в их сущности в их природе, человек знал истину путем непосредственного откровения Божия.

Многие задают вопросы, что бы это была за жизнь, что была бы за история человеческая, и была бы ли она вообще, и как бы исполнилось повеление Божие: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт 1. 28), если бы не совершилось грехопадение? Но это размышленья недалекого падшего и обременённого материальным человеческого ума. О великом предназначении, о великой задаче, которая стояла перед человеком, и о той полной творчества жизни, которая предстояла людям, было открыто Святым. Преподобный Максим Исповедник говорит, что человек путем бесстрастной жизни, восходя во все большем познании Божества к большему совершенству, должен был преодолеть все те различия и разделения, которые положил Бог в творении. Рай, который был лишь частью земли, должен был распространится на всю землю. Далее, в преодолении пространства соединить землю со Вселенной. Небо соединить с землею, и привести, наконец, весь мир к Богу, будучи в нем Первосвященником и Царем. Вот такое великое место служения предстояло человеку…

Но оно не осуществилось, потому что совершился грех. Для Адама и Евы это был их личный грех, а для нас всех, для всего последующего человечества он стал грехом первородным — определившим все последующее существование человечества. Библия подробно повествует о тех действиях, которыми сопровождались и которыми завершился тот поступок Адама и Евы. Повествует так, потому что во всяком нашем грехе, всякий раз повторяя и умножая тот первый в истории грех, мы сталкиваемся с тем же самым составом греха. В Раю дьявол в лице змея приступил к Еве, задавая вопрос, в котором одновременно таилось лукавство. Он спросил: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?» (Быт 3. 1).

Еве, как обладательнице чистого ума, несомненно, было очевидно лукавство, неприязненность и тот чуждый дух, который говорил в этом вопросе. Почему же она продолжила с ним общаться, почему же она не отвернулась от носителя этого смущения? По любопытству. Ей было интересно, заманчиво: здесь явно что-то новенькое, небывалое, хотя и недолжное и наказуемое, ибо набрасывает тень на наши отношения с Отцом. И она продолжила разговор. Далее дьявол непосредственно перешел к клевете и к обману. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт 3. 4), если съедите плод от этого древа, то есть если нарушите заповедь Божию. Ева приняла и эту вторую мысль. Но в этой мысли уже содержится гораздо больше преступления, чем в первой. В ней содержится такая вера: «Бог — Он не благодетель, не любящий отец. Он что-то скрывает, чего-то не дает человеку для его блага. И есть возможность приобрести этого благо. И без Отца обойтись. Вот он тот друг, который научит как обойтись без Отца». С этим преступным настроением Ева совершает делом грех нарушения заповеди. То же делает Адам. Затем, когда Бог их обличал и призывал к покаянию, они стали оправдываться. И вину слагать с себя. Вместо того чтобы покаяться и сказать: «Прости, Отче, я согрешил пред тобою», Адам сказал, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3. 12).

И вот именно это всегда повторяется, когда мы оправдываемся в своих грехах: мы вину возлагаем на другого человека. Но поскольку другого человека дал нам сам Бог, то мы возлагаем эту вину на самого Бога: «Ты, Господи, сам виноват в том, что я согрешил, потому что ты ведь Своим Промыслом послал мне этого человека». В случае Адама, — «эту Еву». Ева точно так же вину возложила на змея, — и опять-таки на Бога, потому что это Бог попустил змею приступить к Еве в Раю. И так грех остался. Люди отказались от того, чтобы изгладить его. Почему же прародители, а вслед за ними и мы так часто оправдываемся? Царь Давид молится: «Не дай мне уклониться сердцем к словам лукавым, измышлять оправдания грехам моим», а мы оправдываем себя. Какой мотив движет нами? Упрямо настоять на своем, хоть оно и отвратительное. «Да, я плохой, но это я, и таким я хочу быть!» Но всё это же и есть гордыня. Именно по гордости Адам и Ева оказались не просто грешниками, но неисправимыми грешниками.

А затем наступили последствия греха, которые так же всякий раз повторяются. В чем они состоят? В проклятии и смерти. Проклят был, прежде всего, дьявол. Ему Господь определил всегда питаться прахом. Это мучительное противоестественное состояние для существа духовного. «Питаться прахом» означает всегда иметь способность внутри себя иметь помышления лишь плотские. То есть ничего возвышенного! С этого момента падший дух утратил возможность обратиться к Богу, прославить его, воспринять его и воспринять радость от общения с Богом. Он был обречен лишь на плотские помышления: на вражду, на ссоры, на ненависть, на всевозможные похоти. И в этом он живет, не имея однако сам возможности совершать делом те грехи, которые он имеет внутри своего существа.

Человеку было определено жить вне Рая. Он был изгнан из Рая. Приобрел «кожаные ризы», — то есть то тело и ту душу, которые мы наблюдаем в самих себе. Святые Отцы используют понятие «чёрствость человеческого существа». Имеется в виду, что эти «кожаные ризы» исполнены с самого начала, с самого момента рождения предрасположенности ко греху. И хотя образ Божий в нас сохраняется, он глубоко помрачен, осквернен и искажен тем самым первородным грехом, и переходит по наследству к каждому из потомков Адама.

Наказание смертью. Смерть духовная совершилась в момент исполнения греха: Дух Святой отделился от человека, именно поэтому Адам и Ева увидели свою наготу. Были одеты в благодать Божией, но Благодать отступила — одежды спали. А при таком положении и душа потеряла способность удерживать тело вечно, как это было присуще человеку в его первозданном состоянии. Поэтому болезненное разделение души от тела также стало уделом Адама и Евы после их изгнания из Рая, а после них также и всех нас.

Вместе с тем Господь дал Благую Весть, которая именуется Первым евангелием для людей-изгнанников. Потому что если бы не было у людей светлой надежды, основанной на этой вести, то не смогли бы они продолжать свою жизнь. Они от уныния просто бы умерли, и не смогли бы возделывать землю, ни в болезнях рождать и воспитывать детей. Первое же евангелие состояло в том, что «семя жены сотрет главу змея» (Быт 3. 15), то есть что именно через женщину произойдет Тот, Кто совершит победу над дьяволом, над грехом и смертью. Верой в этого потомка Адама жили первые люди. Этой верой сохранялись и жили все те праведники, которые не потеряли связи с Первоевангелием, до самого пришествия Христова. И они узнали «благословенное семя жены» во Христе Спасителе. И Им были спасены за свою веру в грядущего Христа, как мы спасаемся верой во Христа пришедшего. Как потомки первого Адама обречены на смерть и проклятие, так нужно было положить новый корень для нового человечества. Именно таким корнем стал Христос Спаситель. Вот почему мы именуем Его Вторым Адамом.

Для всех же нас теперь одна-единственная задача остается: войти в это новое блаженное человечество, стать потомками нового Адама — Христа. Как совершается это вхождение? Через веру во Христа и крещение. Этими первыми шагами — мы вступаем в Церковь. Но не ограничивается лиш этим наше спасение. Продолжается оно всю жизнь. Требует многих и многих усилий и в каждый последующий момент может прерваться. Прерваться поступком необдуманным, греховным и не исправлением в нём. Именно поэтому нам нужен пост. И в Евангелии, которое мы слышим сегодня, дана вся, по существу, формула, той жизни, которая способна привести человека ко спасению. Во-первых, Господь поясняет данную молитву «Отче наш»: «вы должны прощать для того, чтобы получить прощение от Отца вашего Небесного. Если же не прощаете, то и сами не будете прощены» (Мф 6. 14-15). Это первое условие. Если же мы простили своих ближних, то получаем прощение от Отца Небесного. Вот условие получения прощения, то есть получения благодати. Но останавливается ли дело на этом? Нет. Нельзя сказать, что совершив прощение и получив прощение, мы тем самым получили и спасение. Это лишь обращенность к прошлому, это лишь омытие греховного прошлого для нас. Но что будет в будущем? Какие обстоятельства пошлет Бог для нашего испытания? И как мы поступим в следующий момент? Об этом говорит Господь дальше, когда призывает к посту, причем к посту духовному, и отвергает пост перед другими людьми или пост лишь внешний, телесный. Он говорит, что пост должен быть перед Богом и втайне. Но пока можно думать, что под словом «пост» подразумевается лишь воздержание в пище и другой телесной жизни. От этой узости понятия Христос отводит в следующих словах. Он говорит, что нужно не собирать себе сокровищ на земле, то есть ум свой и душу свою обратить к сокровищам небесным. Потому что «там, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 21). Это не означает, лишь заповедь к людям богатым, или стремящимся к богатству. Человек, который занят одними лишь земными делами: что поесть и во что одеться и как прожить эту жизнь, и при этом не имеет никакого богатства, а лишь таким образом проводит свою жизнь и все свои силы души отдаёт этим запросам, этим нуждам — он так же становится нарушителем заповеди. И наоборот, для того, чтобы приобрести небесные богатства, нужно и человеком стать небесным — нужно в душе своей приобрести навык ценить небесное, знать небесное, искать небесного.

Вот какой всеобъемлющий смысл вкладывает в понятие поста Господь! Речь идет не об ограничении в земном и телесном, а в преображении всего внутреннего мира человека от земного в небесное! Простил, получил прощение, приобрел благодать — это первый шаг. А далее второй — пост, то есть духовное делание длинною во всю жизнь.

Ведь смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто - пост, ничто - подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Вот и потому мы должны остерегаться от такой крайности как чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Мы должны помнить: победа сегодняшняя и праведность сегодняшняя не гарантирует нам что мы завтра не совершим опрометчивого поступка. «Закон постничества такой, - поучает святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отречением от всего, всякое угождение себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимного общения, - все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Проповедь отредактирована

архимандрит Порфирий (Шутов).

источник; «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Уже сегодня, братья и сестры, через несколько часов, в самый разгар Масличного веселья и утех, колокол церковный нам возвестит о начале Святого Великого Поста. И в этот последний воскресный день перед началом Святой Четыредесятницы Святая Церковь рассказывает нам об изгнания Адама из рая. Она говорит о том, что это произошло вследствие грехопадения Адама, вследствие того, что он нарушил волю Божию. Будучи создан между жизнью и смертью, он выбрал грех, который повлек за собой смерть, нарушил заповедь Божию, данную ему для его воздержания и духовного совершенствования. Господь запретил ему вкушать плодов от одного из деревьев, растущих в раю.

Святые Отцы имеют разное мнение о том, сколько лет Адам был в раю - семь лет или семь дней. Или, может, он там был только один день. Но все сходятся на том, что, он был там до шестого часа, именно того времени, когда распят был Иисус на Кресте. Как когда-то Адам протянул свою руку к древу и вкусил запретный плод в шестой час, точно так же и Христос в шестой час был распят на Кресте, тоже на древе были протянуты, распяты Его руки и ноги.

И в этот день нам Святая Церковь говорит о грехопадении Адама, о том, как тяжелы последствия этого грехопадения. Адам и Ева потеряли рай, стали болеть, должны были терпеть множество трудностей и скорбей земного бытия, наконец, умерли на земле и даже сошли в ад. Если мы посмотрим на икону Воскресения Христова, то увидим, что Господь, стоя на поверженных вратах ада, выводит оттуда Адама и Еву. Эти последствия грехопадения Адама коснулись не только самого Адама, но и всех его потомков, каждого из нас. Мы все теперь тоже не в раю, а на земле. А ведь могли бы быть в раю, если бы Адам не согрешил.

Но Святая Церковь предлагает нам воспоминание грехопадения Адама совсем не для того, чтобы мы упрекнули его сегодня в том, что из-за него мы лишились рая и мучаемся теперь на земле. Будь мы на месте Адама, скорее всего, мы поступили бы так же.

Святая Церковь говорит сегодня другую важную вещь - что Адам не только первый согрешил, но и первый покаялся . Он первый принес плоды покаяния, о чем мы слышим в песнопениях "Седе Адам прямо рая и свою наготу рыдая плакаше…» то есть, свой грех омывал слезами. И мы видим, братья и сестры, плоды этого покаяния Адамова - Адам прощен Богом, возвращен в рай. Тем самым Господь показал и нам, всем потомкам Адама - а мы все от Адама и Евы - и наш путь возвращения в рай, в Царство Небесное.

Именно в сегодняшний день Святая Церковь говорит о том, как совершается грехопадение, и как должно совершаться покаяние. Она говорит о том, что не в уме, не в душе коренится начало греха, оно коренится в сердце, и нам надо смотреть за своим внутренним состоянием. Где рождается грех? Средоточие греха - это именно наше сердце. Там множество терний греха, которые нам надо посечь, потому что сердце создал сам Бог для того, чтобы оно вечно было с Богом. Но мы видим, что из этого сердца произрастает множество терний и волчцов, там коренятся все страхи, грехи, пороки и оно очень превратно. Каждому из нас Святая Церковь говорит: «Ты упал, как пал и Адам, ты согрешил, как Адам, ну так вставай, не лежи. Только вставай не для того, чтобы потом снова упасть, а чтобы все-таки послужить Богу».

Наше сердце может быть окаменелым. Это бывает тогда, когда мы не следим за своим сердцем, не возделываем его, совершенно о нем не заботимся. Оно покрывается коркой, окалиной и мы перестаем слышать даже его добрые позывы, оно безмолвствует.

Еще наше сердце может охватить леность, так, что мы становимся неспособными делать добрые дела, любить Бога, любить ближних, исполнять волю Божию. Это бывает, когда наше сердце стало чрезмерно страстным.

Еще наше сердце умеет прятаться, скрывать в себе внутренние тайные пороки, так что человек, живя, сам себе кажется хорошим. Он кажется хорошим даже для всех окружающих, потому что страсти в нем затаились. Как говорят святые отцы, дьявол иногда бывает подобен льву, который спрятался в засаде и очень долго в ней сидит, так что все другие наивные животные, свободно пасутся и думают, что никакая опасность их не подстерегает, что у них все хорошо, хотя лев лишь выжидает удобного времени, чтобы внезапно выпрыгнуть и похитить свою жертв у.

Так бывает и в нашем сердце. Но есть достойный прием, настоящий ответ для такого случая - мы должны приложить к нашему сердцу известные средства - пост, молитву и чтение слова Божия - именно то, что нам предлагает Святая Церковь, особенно сейчас, в период Святой Четыредесятницы. Чтобы мы сокрушали свое сердце относительно слова Божия, прилагали Его к своему сердцу, как лекало, и, видя все несоответствия, которые есть в нашем сердце, посекали терния страстей.

Поэтому, братья и сестры, нам предстоит огромный труд - возвратить наше сердце Богу таким, каким Он его создал - чистым, светлым и святым. И мы, имея его в пользовании во время земной временной жизни, должны его таким и сохранить, и даже сделать еще лучшим, благоукрасить добродетелями, как драгоценными камнями. И возвратить его не только чистым и светлым, но еще и благоукрашенным добрыми делами.

К этому и призывает нас Святая Церковь, особенно в дни Святой Четыредесятницы, чтобы мы не только постились и молились, но и делали бы добрые дела милости, милосердия, причем, особенно активно. Она так и говорит: "Настало время делания". Чтобы мы, придя домой со службы, не только отдыхали, но обязательно нашли повод, нашли в себе силы, чтобы совершать добрые дела.

Будем же, братья и сестры, усердны и внимательны к своему сердцу, чтобы оно стало троном или престолом Божиим, стало достойным того, чтобы на него воссел Господь, как на Свой трон, на Свой престол, как Царь восседал на нем, господствуя и обитая в нашем сердце. Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников )


Сегодняшнее воскресенье называется Прощеным, а также воспоминанием Адамова изгнания. «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше. Увы мне, прелестью лукавого увещанну бывшу, и окрадену, и славы удалену. Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну. Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся. Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя. В землю бо пойду, от нея же и взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго».

Бог сказал Адаму, то есть человеку (на древнееврейском «Адам» означает «человек»): «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Что значат эти таинственные слова? Только Бог может определить, что есть добро и что есть зло для человека, ибо Он один имеет высшее знание, высшую мудрость. Но Бог, сотворивший человека для любви, дал ему свободу, потому что не может быть любви без свободы, невозможно заставить любить насильно.

И вот в сердце свободного человека возникает искушение. Нет, сказал змий, вы не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите эти плоды, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Он понимал, что говорил, этот змей. Вы будете, как боги, сказал он. Вот где самое главное искушение, причина всех других искушений. Человек искушается тем, что он может обойтись без Бога, стать самому богом. Самому, без Бога, определять, что есть добро и что есть зло. От искушения до греха только один шаг. И человек переступает черту. И мы отказываемся зависеть от Бога, отказываемся слушать Его слово, полагая, что мы сами достаточно разумны, чтобы знать, где добро и где зло. Это и есть первородный грех, то есть грех, который есть начало всех других, корень всех других грехов. Он первороден, он не в начале времени, как если бы речь шла о событии прошлого, но он начало в том смысле, что всякий наш грех, все наши заблуждения, все наши падения проистекают из него, из того, что мы заявляем о своей независимости перед лицом Бога. Мы ищем наше добро там, где нам кажется легче, отказываясь слушать слово Божие. Таким образом, человек, отделившись от высшей мудрости, насаждает в мире беспорядок. Гармония, которая должна была царствовать между Богом и человеком, нарушена. Как следствие этого является себялюбие, насилие, растление, несправедливость, зависть, злоба, вражда. И потому страдание все более умножается в мире. С каждым днем человечество приближается к смертельной катастрофе, потому что оно живет без Бога.

Давно ли марксизм утверждал, а ныне ― антимарксизм, что кроме человечества, нет иного бога. Разве это буквально не тот же самый первородный грех, о котором говорит книга Бытия: «Вы будете как боги». Бог все более вытесняется из жизни человечества, и высшей ценностью его становятся деньги, маммона. Идол, которому все подчинено, которому приносится в жертву все — время, природа, мир, свобода, здоровье, молитва, вера и, в конце концов, Сам Бог. Увы, грех Адама — не грех прошлого, он постоянно присутствует в нашей жизни. Адам — это мы, это все грешное человечество, которое рискует навеки погибнуть, если не покается. Адам — это каждый из нас, грешников, когда мы отказываемся слушать слово Божие и слушаться его.

Нет, говорит змей, вы не умрете, но будете как боги. Поистине, одним пожеланием самоутверждения входит в мир смерть. Мы не только физически умираем, но мы вне рая, вне любви, вне истины, вне жизни, вне Бога. Прежде Великого поста Церковь показывает нам, где мы находимся и какой путь надлежит нам совершить. Наступает время нашего возвращения к Богу, время, в течение которого мы должны попытаться изменить нашу жизнь, умереть для себялюбия, чтобы жить для любви, освободиться от всего, что мешает нам стать самими собой, что тянет нас вниз, научиться царствовать над всеми нашими желаниями и подчинить свободно и радостно нашу волю воле Отца Небесного.

И прежде чем мы отправимся в путь, Церковь предлагает нам обрести подлинный мир друг с другом, потому что Христос ― посреди нас. Тот, Чей Крест — мудрость Божия и безумие для падшего человека. Тот, Кто восстановил общение между Богом и человеком и человека с человеком. Тот, Кто спасает нас, Кто берет на Себя все наши грехи. Тот, Кто теперь уже открывает нам, что Он наше воскресение и жизнь.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России



 
Статьи по теме:
Население Южной Кореи (2019)
Южная Корея – это название Республики Корея, принятое в СМИ, чтобы не возникало путаницы при упоминании соседнего государства. Раньше эта страна была с Северной Кореей единым целым. Поэтому и народы, проживающие там сегодня, имеют общие корни. Численность
Неравенство доходов в рыночной экономике Гендерный разрыв в оплате труда на предприятиях Европы
Британское правительство намерено искоренить дискриминацию женщин в вопросах оплаты труда. В России такое неравенство тоже существует, и этим уже давно занимаются. Сейчас, по мнению экспертов, в России нужно принять несколько основополагающих законопроект
Проблемы доступности качественного образования в сельской местности Система образования и социальное неравенство
Последствия всех вышеуказанных процессов для доступности образования гражданам страны оказываются неоднозначными. Если рассматривать агрегированные количественные показатели развития системы высшего образования в России, то они свидетельствуют о повышении
Население казахстана между прошлым и будущим
Разработанные итоги переписи 1937 года были строго засекречены. За утерю незначительных материалов разработчики были отданы под суд.Перепись 1937 г. дала скудные данные по национальному составу.Численность населения Казахстана по национальному составу по