IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Психологическое насилие Правила работы группы
Ларина Галина
Презентация «Психологический портрет детей подвергшихся насилию»
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось : все это дела деликатные, внутри - семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия . Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей , чтобы это могло оставаться “частным делом”.
Цели психологической помощи детям-жертвам насилия определяются исходя из особенностей этих детей .
Оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают на личность ребенка разрушительное влияние.
Они вырастают мнительными, ранимыми, у них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.
Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей , в которых практикуется насилие .
Страхи, неспособность выразить чувства вербально, вовлечение в борьбу родителей, защитник матери, разочарование, отсутствие информации, чувство «заслуженности» жестокого обращения, чувство ненужности, изоляция, разноречивые чувства по отношению к отцу, чувство ответственности за насилие , постоянное возбуждение, переживания, противоречивость, страх быть покинутым, чрезмерная потребность во внимании взрослых. Боязнь телесных повреждений, стыд.
Дети, пережившие жестокое обращение, характеризуются следующим
отношением к себе и окружающим :
Они ощущают себя не такими, как другие, достойными любви, бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребёнок испытывает неуверенность, бессилие и беспомощность (позиция жертвы) . Возможен и другой вариант : подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой» , но под этой бронёй скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложнённое отчуждением от людей, голодом по любви и теплу. Они никому не доверяют, боятся других людей, считают их опасными, отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Часто они стремятся спрятаться за спиной более «сильного» .
Им свойственна диссоциация, то есть разделённость различных сторон «я» . Для того, чтобы выжить, они вынуждены подавлять или вытеснять свои самые сильные чувства. В результате такого подавления происходит расщеплённость телесных ощущений и осознания. В момент жестокого обращения диссоциация помогает ребёнку справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, представить, что всё это происходит не с ним, а с кем-либо другим. В дальнейшем он привыкает разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня» , он «замораживает боль» , «каменеет» , «немеет» , чтобы ничего не чувствовать. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам…
У таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жёсткими, либо, наоборот, нечёткими, спутанными в своих проявлениях.
Психологические нарушения , характерные для фактора физического насилия , проявляются вскоре после начала физического насилия , независимо от возраста ребёнка или его половой принадлежности.
Испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.
Последствия перенесенного насилия :
К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию.
Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития , а также тяжелые социальные последствия.
Если ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию то :
ПОВЕРЬТЕ ЕМУ. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
НЕ ОСУЖДАЙТЕ ЕГО. Ведь совершил насилие другой человек , а пострадал ребенок;
ВНИМАТЕЛЬНО, СПОКОЙНО И ТЕРПЕЛИВО ВЫСЛУШАЙТЕ его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ ЕГО БОЛИ, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет…";
НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО : если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие .
Публикации по теме:
Обеспечение эмоционального комфорта комфорта детей в соответствии с ФГОС до «Психологический комфорт в ДОУ» Обеспечение эмоционального комфорта комфорта детей в ДОУ в соответствиис ФГОС ДО «Психологический комфорт в ДОУ». Детский сад является.
Психологическое насилие, может быть двух видов: Психологическое пренебрежение – последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку. Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания. Любое насилие может быть явным и скрытым. Оно может быть актуальным (происходящим в настоящее время) и случившимся в прошлом. Насилие над ребёнком может происходить: дома – со стороны родственников или соседей; в школе – со стороны педагогов или детей; на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.
Слайд 19 из презентации «Психологический кризис» к урокам психологии на тему «Психические расстройства»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Психологический кризис.ppt» можно в zip-архиве размером 164 КБ.
Скачать презентациюПсихические расстройства
«Кризис среднего возраста» - Реалии кризисных периодов. Симптомы кризиса среднего возраста. Будущее. Кризисная ситуация. Кризис среднего возраста. Темы возможных тренингов. Возможности консалтинга в кризисах. Обстоятельства, помогающие проживать и преодолевать кризис. Персональный аспект. Возрастные кризисы. Ситуации, приводящие к кризисному состоянию.
«Тревога и депрессия» - Грандаксин. Тревога и язвенная болезнь. Распространенность тревожных расстройств. Частота тревоги. Депрессия и тревога. Обучение врачей-интернистов. Рецидивы тревожных состояний. Язвеная болезнь желудка. Полисистемность. Симптомы депрессии. Феназепам. Диагностические критерии СРК. Сходство проявлений тревоги и депрессии.
«Проблема одиночества» - Советы по преодолению. У девочек – обостряется чувство одиночества и отчужденности. Состояние, когда тебя не понимают. Что такое подростковая депрессия. Черты одиночества. Положительное и отрицательное. Проблема одиночества. Особенности. Одиночество подростков. Одиночество. У мальчиков выражается в страхах и агрессивном поведении.
«Депрессия» - Отстраняться от окружающего мира. Негативные мысли усиливают негативные ощущения. Негативные мысли вызывают печаль, ощущение несчастья. Продолжите мысль: Повторяйте чаще: Как избежать депрессии? Ничто не развлекает человека. Физическое самочувствие. Заставляют чувствовать страх, собственную неполноценность или никчёмность.
«Стресс» - Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. А. А. Стрессовая ситуация застигла в помещении. Наступает "пробуждение". Осмотритесь по сторонам. Сосчитайте до 20. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Б. Стрессовая ситуация не в помещении. Первая помощь в острой стрессовой ситуации.
Насилие деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, могут возникнуть социально- опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ- зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость).
Распознавание физических признаков насилия синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.
На неслучайный характер травм указывает: множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); появление травм после выходных и праздничных дней.
Особенности поведения детей: Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении от агрессивности до полной безучастности. Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность. Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
При возникновении подозрения на насилие или жестокое обращение специалисты, работающие с детьми и подростками должны: 1. Постараться поговорить с ребенком «на языке принятия», внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
«Язык принятия» Оценка поступка, а не личности Похвала Комплимент Ласковые слова Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение Позитивные телесные контакты Улыбка и контакт глаз Доброжелательные интонации Эмоциональное присоединение Выражение своих чувств Отражение чувств ребенка «Язык непринятия» Отказ от объяснений Негативная оценка личности Сравнение не в лучшую сторону Указание на несоответствие родительским ожиданиям Игнорирование команды Подчеркивание неудачи Оскорбление Угроза Наказание «Жесткая» мимика Угрожающие позы Негативные интонации
2. Обязательно поговорить с родителями или лицами, их заменяющими. Особенности поведения взрослых, совершающих насилие: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или отсутствие обращения за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
3. Обратиться в травматологический пункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений. 4. Подключить к решению проблемы полицию или сотрудников следственного комитета. 5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
Как начать беседу с ребенком? 1. Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.
2. Для маленьких детей можно предложить игру, в процессе которой задать общие вопросы о семье, друзьях и др. С более старшими детьми целесообразно поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время, семья. Ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло, но он может проявить это в своем поведении, например, менее травматично выразит все в игре.
Что необходимо учесть в беседе с ребенком: 1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблематике. Взрослый, у которого есть собственные аналогичные проблемы, может столкнуться с трудностями в установлении доверительного контакта с ребенком.
2. Обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Важно принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно: говори обо всем, что случилось; не говори неприличных слов.
3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».
7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть спокойным, доброжелательным и деловым. Не рекомендуется усиленный и непрерывный контакт глаз это может напугать ребенка. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.
10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку. 11. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу.
Дальнейшее психологическое сопровождение детей-жертв насилия Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния, формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, способности к самопринятию, выработку способности к самостоятельному принятию решений. Психотерапия может проводиться в индивидуальной и групповой форме с использованием разнообразных методов: арттерапии, игротерапии, песочной терапии и других видов деятельности, естественных для детей.
Дети являются наиболее виктимной категорией и часто становятся жертвами в различных ситуациях. Они могут оказываться жертвами домашнего и/или школьного насилия, стать жертвами насилия на улице, оказаться заброшенными или беспризорными. М.Д. Асанова выделяет четыре основных типа насилия над детьми.
- физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения;
- сексуальное насилие - это вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, не понимая их полностью, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей;
- психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. К психологическому насилию относятся такие хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
- пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. При физическом пренебрежении ребенок может быть оставлен без соответствующего его возрасту необходимого питания, может быть одет не по погоде. При эмоциональной заброшенности - родители равнодушны к нуждам ребенка, игнорируют его, отсутствует тактильный контакт. Пренебрежение может проявляться в запущенности здоровья ребенка, отсутствии необходимого ему лечения. Пренебрежение образованием ребенка может выражаться в том, что ребенок часто опаздывает в школу, пропускает уроки, остается присматривать за младшими детьми и так далее.
Рут Соонетс (2000) относит к насилию над детьми, наряду с насильственными действиями и заброшенностью, чрезмерную опеку. Под насильственными действиями она понимает: эмоциональное, физическое, психологическое, сексуальное насилие.
Среди факторов, провоцирующих домашнее насилие над детьми, можно выделить :
- Социально-экономические - низкий доход, безработица, фактор неполной и/или большой семьи, принадлежность к групповому меньшинству и так далее;
- Факторы, обусловленные структурой семьи и моделью общения -многодетность, воспитание родителем одиночкой, воспитание приемными родителями, наличие отчима/мачехи, конфликтные/проблемные отношения между супругами, межпоколенческая передача;
- Факторы риска, вызванные личностью родителя - низкий уровень социальных навыков, психические нарушения, наличие соматического заболевания, алкоголизация/наркотизация родителя;
- Факторы риска, связанные с особенностями ребенка - нежеланность ребенка родителями или его рождение после смерти другого ребенка, наличие у ребенка врожденных психических/физических нарушений, поведенческих особенностей (например, гневливости, импульсивности), личностных особенностей (аутизация), привычек, особенности его внешности.
В школе негативными факторами, обуславливающими насилие, могут выступать: плохой микроклимат в учительском коллективе, равнодушное отношение учителей к происходящему в классе и так далее. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние. С одной стороны, агрессия, направленная на ребенка, приводит к переживанию им чувства затравленности, безысходности, отчаянию, снижению самооценки, нарушению идентичности. С другой стороны, позиция унижаемого снижает социальный статус ребенка в группе, другие дети перестают с ним дружить, что так же влияет на его самооценку, усиливает и без того тяжелые переживания. Отверженность может распространяться и на другие сферы: у ребенка могут появиться проблемы в учебе и поведении.
Одним из самых опасных по своим последствиям форм насилия над детьми является сексуальное насилие. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского ежегодно в России регистрируется 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми. Чаще всего жертвами насилия становятся дети в возрасте 3-7 лет. Признаками насилия могут являться:
- телесные симптомы: оральные, анальные, вагинальные симптомы;
- изменения в поведении ребенка: не соответствующая возрасту информированность в области половых отношений, интерес и игры сексуального содержания, соблазняющее поведение, сексуальное использование младших детей;
- изменения в эмоциональном состоянии: замкнутость, отвращение, стыд, жестокость, отчуждение от родственников;
- изменения в личности ребенка: смирение, неспособность себя защитить, принятие на себя родительской роли в семье, снижение самооценки;
- появление невротических и психосоматических симптомов: боязнь оставаться наедине с определенным человеком, боязнь раздеваться (например, во время медосмотра), головные боли, боли в области желудка, сердца.
Одной из самых страшных форм сексуального насилия является инцест. Инцест (кровосмешение) - половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами).Для семей, в которых происходит инцест, характерна дисфункциональность: коммуникативные связи слабые, границы в отношениях нарушены, матери часто теряют власть настолько, что не могут воспрепятствовать инцесту, типично беспрекословное подчинение младших старшим, высоко эмоциональное напряжение. Вокруг ребенка, перешагнувшего сексуальный барьер, с одной стороны, образуется интимный вакуум, сохраняется секретность происходящего с ним. С другой стороны, положение такого ребенка может стать привилегированным, девочка может пользоваться защитой отца, получать подарки, ее семейный статус может стать выше статуса матери. В семье, где много детей, инцестуозные отношения могут продолжаться со всеми детьми одновременно/последовательно или затрагивать только кого-то из детей. При этом секретность сохраняется таким образом, что каждый из детей может не знать, что его братья/сестры тоже жертвы. Секретность в таких семьях поддерживается за счет изоляции жертвы, угроз, обмана или подкупа ребенка.
Психологическая работа с детьми, подвергшимися насилию, очень сложна. Она требует от психолога чуткости, медленности и аккуратности. Дети, пережившие насилие, нуждаются в особом внимании, понимании и поддержке со стороны психолога. Наличие у них сильного чувства вины не позволяет им обсуждать свою проблему напрямую: они считают, что каким-то образом спровоцировали атаку по отношению к себе (особенно в случае сексуального насилия). Стыд за себя не дает детям раскрываться. Поэтому в работе с детьми важно избегать закрытых или направляющих вопросов.
Общей целью в работе с детьми, пережившими насилие (как и со взрослыми), является уменьшение и ликвидация травматических переживаний, преодоление чувства собственной неполноценности, вины и стыда. В работе с ребенком важно поддерживать его способность дифференцировать взаимодействия с окружающими людьми, способствовать его личностному развитию.
Беседуя с ребенком, важно, прежде всего, оценить свое отношение к насилию. Взрослый, имеющий собственные проблемы в данной области, может столкнуться со значительными трудностями, ему будет труднее вызвать у ребенка доверие.
Следует с большой осторожностью использовать групповые методы работы, особенно на начальных этапах после случившегося. Консультирование лучше проводить в игровом кабинете или релаксационной комнате, а не в классе. Встречаться с ребенком лучше в одном и том же пространстве, а не в разных местах. Процесс консультирования идет успешнее, если ребенок может контролировать дистанцию между собой и взрослым. При оптимальном варианте психолог располагается напротив ребенка (или под углом), а рядом находится журнальный столик, чтобы ребенок мог прятаться, используя его как барьер. Прежде, чем работать с ребенком, необходимо собрать информацию о самом ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия.
При установлении контракта с ребенком на психологическую работу с ним важно учитывать феномен сопротивления. Дети жертвы насилия -испытывают сильный страх при встрече с любым незнакомым человеком, а так же при посещении нового места. Часто они не знают, куда и зачем ведут их родители. Это может оказать влияние на формирование у ребенка негативных ожиданий от встречи. У ребенка могут возникать следующие вопросы:
- Кто такой психолог, зачем туда идти?
- Что подумают мои друзья, если узнают об этом?
- Будет ли мне больно?
- Сколько я там пробуду?
- Смогу ли уйти оттуда, если мне не понравится?
- Что я должен говорить о своей семье, неужели я должен говорить что-то плохое?
- Расскажет ли этот взрослый другим то, что я ему рассказал?
В ситуации консультирования ребенок может беспокоиться за свою автономию, отказываться говорить или что-то делать. Дети жертвы насилия могут сердиться на психолога, испытывать страх рассказать то, что с ними произошло. Сопротивление может проявляться: в избегании контакта глаз, опоздании, враждебности, прятании (за мебелью) и так далее.
Преодолению сопротивления ребенка помогает интерес, дружелюбие, искренность и теплота, которая исходит от психолога. Только в этом случае (возможно не сразу) ребенок почувствует себя услышанным и сможет доверять. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в кабинете специалиста, это достигается постоянством места и времени консультации, защищенностью (никто не входит в кабинет во время работы, нет телефонных звонков, консультации начинаются вовремя). Нарушение этих простых правил разрушает для ребенка безопасность его присутствия и в конечном счете разрушает саму психологическую работу.
Иногда в начале работе с детьми бывает важно продиагностировать ситуацию насилия и определить феноменологию переживания ребенка. Обследование обычно проводится в форме игры или игровых заданий. Возможны следующие варианты заданий:
- Игра с куклами: для детей от 2 до 7 лет;
- Рисование: для детей от 5 лет;
- Рассказывание историй: для детей школьного возраста, имеющих достаточные вербальные способности и хороший словарный запас.
Игра с куклами . Дети, которые не испытывали насилия, воспроизводят в игре повседневную жизнь. Дети, пережившие насилие (особенно сексуальное), часто раздевают кукол, разглядывают их, кладут вместе в кровать, проигрывают соответствующие роли.
Рисование . Рисунки детей служат потенциальными индикаторами насилия. Для диагностики особенностей контакта ребенка со средой можно использовать рисунки на тему: нарисовать картинку о своей семье, нарисовать картинку о себе самом, спонтанное рисование.
Для рисунков детей, переживших насилие, характерны: зачернение рисунка, излишняя штриховка (особенно в области рта или гениталий), агрессивные и устрашающие предметы (например, ножи), прорисованная мимика (слезы, нахмуренные брови), чересчур выделенные и в изобилии нарисованные волосы или полное их отсутствие (свидетельствует о тревожности, растерянности, неадекватности), отсутствие рук на рисунке (потеря контроля над событиями, чувства вины), отсутствие на рисунке нижней части тела, выделенные фаллические символы и так далее.
Рассказывание историй . Рассказывание историй может быть: по стандартным картинкам, по специально разработанным тестам. Во время рассказа ребенка важно обратить внимание на его комментарии к изображенным лицам, реакции страха, волнение. Воспоминание о пережитом насилие может возникать в ходе рассказа в зависимости от того, как часто ребенок подвергался насилию, сколько времени прошло с последнего случая и насколько он был травмирован.
В работе с детьми - жертвами насилия можно использовать различные психотерапевтические подходы. Однако наиболее подходящим видом психологической работы для детей до 12 лет является игровая терапия. Игра - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть: они играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких целей. З. Фрейд писал, что «в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится... Ребенок относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» [цит. по 45: с.19]. Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсо-моторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры в работе с ребенком - превращать нечто в поддающиеся контролю ситуации.
В настоящее время существуют разные формы игровой терапии, в том числе директивная игровая терапия, недирективная игровая терапия, игровая терапия в рамках гештальт подхода, игровая терапия в рамках психоаналитического подхода.
При использовании директивной игровой терапии психолог использует игру как средство интерпретации, наблюдая за игровым процессом и сюжетом. В определенные моменты в ходе разговора психолог помогает ребенку осознать свои мысли и чувства, а так же то, как игровая ситуация связана с реальной жизнью, в частности с перенесенным насилием. Психолог направляет деятельность ребенка таким образом, чтобы «отыграть» травматическую ситуацию, сопутствующие ей мысли и чувства и новые, более конструктивные способы выхода из нее.
Недирективная игровая психотерапия . Данный подход основан на идее К. Роджерса о том, что у каждого человека есть подсознательное стремление к независимости, личностному росту и зрелости, поэтому ребенка важно принимать таким, какой он есть, а не таким, каким его хотели бы видеть взрослые. Психолог дает возможность ребенку почувствовать, что он свободен в выражении своих чувств и мыслей, отражает его реакции на вербальном и невербальном уровнях.
Игровая терапия в рамках гештальт подхода направлена на исследование неудовлетворенных потребностей ребенка. То, какие чувства и реакции вызывает у окружающих желания ребенка (прямое высказывание о потребностях), определяет способ его обращения со своими потребностями: он может их заметить, проигнорировать, испугаться, застыдиться. В контакте с психологом, ребенок может лучше узнать свои потребности, научиться говорить о них, развить адекватные границы, восстановить способность к творческому приспособлению.
В психоаналитическом подходе игровая техника рассматривается как средство анализа бессознательного: предполагается, что, как и поведение взрослых, детская игра направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. Психоаналитическая игровая терапия позволяет проникнуть в бессознательное, вскрыть прошлое и усилить «эго» ребенка.
IV.4.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия
Детство является таким периодом в жизни каждого человека, когда закладываются основы личностной активности, личностные свойства и ценности, определяющие качество будущей жизни. Одновременно это такой жизненный опыт, когда ребенок как человек и как личность наименее защищен от социального, фи-злческого и психического насилия.
Поскольку существует и широко распространена агрессия, можно говорить о ее жертвах - детях и подростках, пострадавших от насилия.
Насилие - это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью.
Домашнее насилие - это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля" над другим разными способами (изоляция, запугивание, манипулирование, угрозы, эмоциональное насилие, экономическое насилие, физическое насилие, сексуальное насилие).
По мнению специалистов, можно выделить три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, с другой - ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений (Г.Н.Вострокнутов).
Насильственные действия"\лоту\ проявляться в самых разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.
В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.
Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы или опеки, когда ребенок является бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслуживании и защите от опасных условий. По сути дела, речь идет о состояниях депривации. Наиболее близким по значению является понятие «социальное сиротство», или лишение детей родительского попечения при живых родителях.
Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.
Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрация порнографии, проституция несовершеннолетних.
Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей.
Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Считается, что характеристика жестокого обращения с детьми должна включать:
оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);
продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).
К факторам жестокого обращения родителей с детьми, по мнению многих исследователей, относятся:
Признаки асоциальной личности с психопатическими чертами и аффективной возбудимостью, алкоголизм, криминальность;
Незрелость родителей, их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;
Низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;
Потребность родителей в абсолютной власти над ребенком;
Жесткие моральные нормы и упрямство родителей;
Одиночество и плохое здоровье матери.
Последствия жестокого обращения с детьми чаще всего рассматриваются с позиций так называемой концепции цикла насилия.
Многие исследователи указывают на связь между жестокостью наказаний, применяемых к.ребенку, и мерами воздействия, которые использовались в родительской семье; между наказаниями и выраженной агрессивностью ребенка, частотой делинквентно-сти и жестоким характером преступлений у тех лиц, с которыми жестоко обращались в детстве.
Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций избиваемых детей показывает, что их родители в детстве имели тяжелую депривацию и страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях наблюдался авторитарный тип семейных отношений, при котором конфликты между родителями сопровождались враждебно-агрессивным
Диагностические признаки жестокого обращения
Особенности поведения ребенка |
Особенности поведения взрослых |
Психическое (эмоциональное) насилие: |
Нежелание утешить ребенка |
Задержка физического и умственного развития |
Оскорбление, брань, обвинение, унижение ребенка |
Нервные тики, энурез |
Критичное отношение к ребенку |
Печальный вид, подавленное настроение |
Негативная характеристика ребенка |
Различные психосоматические заболевания |
Отождествление ребенка с ненавистными людьми |
Беспокойство и тревожность, агрессивность |
Перекладывание ответственности на ребенка |
Нарушения сна, аппетита |
Открытая демонстрация нелюбви, |
Неумение общаться, неуспешность в учении |
ненависти к ребенку |
Склонностьк уединению и суициду | |
Низкая самооценка | |
Пренебрежение нуждами ребенка: | |
Утомленный, сонный вид, опухшие веки |
Психические заболевания родителей Критические состояния |
Санитарно-гигиеническая запущенность |
Умственная отсталость Наличие жестокости и насилия в |
Низкая масса тела, задержка роста и физического развития |
родительской семье Недостаточный самоконтроль и |
Стремление при влечь к себе внимание любой ценой |
импульсивность, агрессивность Нежеланный ребенок |
Многократная госпитализация |
Неполноценный ребенок |
Повторные повреждения, травмы" |
«Трудный» ребенок |
Кражи пищи, делинквентнЪсть |
Сходство с нелюбимым родствен- |
Нсизбирательностьв контактах | |
Мастурбация |
Нарушения в поведении ребенка |
Регрессивное поведение |
Социально-экономические проб- |
Трудности общения и обучения |
лемы семьи |
Агрессивность и импульсивность |
Конфликтность семьи |
отношением к детям. Следовательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.
В конце 80-х гг. нашего столетия было доказано, что психотравматический синдром (ПТС) одинаково проявляется как у жертв домашнего насилия, так и у ветеранов войны. Причем у всех жертв насилия присутствуют страхи мучений и смерти, угрозы жизни, а также такие последствия, как бессонница, ночные кошмары, онемение участков тела и др.
Принято выделять четыре этапа ПТС. Первый характеризуется состоянием острого шока или психологического оцепенения,
когда человек не осознает, что с ним произошло, проявляет внешнюю заторможенность. Второй этап - это отрицание. Жертва активно пытается вычеркнуть из памяти все, что с ней произошло. Она не обращается за помощью, не обсуждает драматическое событие с другими. Третий этап - это стадия острого стресса, состояние глубокого кризиса. Как правило, люди на этом этапе впадают в глубокую депрессию, они не видят смысла жизни, могут считать себя недостойными ее радостей. Четвертый этап - функциональное разрешение внутреннего конфликта, вызванного насилием, принятие психотравмирующего опыта, возможность его использовать. Если нет последнего этапа, симптомы становятся хроническими и меняют представления человека о мире (когнитивный диссонанс).
Опыт насилия в детстве и юношестве имеет фатальный исход для психологического самочувствия и общего развития. Проявления последствий насилия, хотя и нарушают здоровье детей и подростков, не имеют четко выраженных симптомов и признаков, по которым можно было бы установить первопричину отклонений. Степень тяжести последствий зависит от тяжести самого насилия. Жертвы насилия живут в состоянии постоянной опасности и страха его повторения или того, что все узнают о нем.
Часто дети и подростки, испытавшие насилие, ощущают себя соучастниками или виновниками. Наблюдаются расстройства эмоциональной сферы: необоснованная смена настроения, тревожность, депрессии, которые могут сопровождаться суицидальными попытками. Часто имеют место нарушения сна, восприятия и ощущений, возникает неприятие своего тела. Невротические симптомы соседствуют с нарушениями взаимоотношений с окружающими. Вследствие недоверия к миру появляются замкнутость, чувство одиночества. Среди отдаленных последствий насилия выделяют алкоголизм, аддиктивное и делинквентное поведение, попытки суицида.
Считается, что наиболее распространенными видами психического реагирования на различные формы насилия в детском и подростковом возрасте наряду с задержками психического развития, регрессивными симптомами являются невротические реакции, психогенные депрессии и личностные расстройства. Эти состояния часто «замаскированы» психосоматическими расстройствами и нарушениями поведения.
К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:
детей, проживающих в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;
Психологические симптомы у детей, переживших сексуальное насилие
Возраст ребенка |
Наиболее общие симптомы |
Дошкольники |
Тревога Ночные кошмары Общее посттравматическое стрессовое состояние Избегающее поведение Уходы из дома Депрессия Боязливость Задержка эмоционального и психического развития Сверхконтроль Агрессия, антисоциальное, неконтролируемое поведение Ссксуализированное поведение |
Младшие школьники |
Невротическое и общее психическое заболевание Агрессия Ночные кошмары Школьные проблемы Гиперактивность Регрессивное поведение |
Подростки |
Депрессия Уходы из дома Суицидальное и самоповреждающее поведение Соматические жалобы Противозаконные действия Побеги из дома Аддиктивное поведение Проституция |
детей (социальные сироты), оставшихся без попечения одного ш обоих родителей в связи с лишением их родителей родитель-жих прав и находящихся на государственном интернатном обеспечении или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;
детей с асоциальным (криминальным) поведением, не достигших возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия;
детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей).
Другая область отношений, в которой происходит социализация личности, - сфера образования и интернатных учреждений. Можно выделить следующие особенности этой сферы, в силу которых ребенок подвергается риску эмоционального отвержения, психологического и физического насилия.
Дети с психическими и физическими недостатками подвергаются прямой дискриминации при включении в социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них становятся формой социальной и психологической изоляции и «изгой-ности».
Школьная среда, переживающая нарастающую дифференциацию программ и внедрение элитарных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.
Рост социального сиротства сопровождается вытеснением детей из неблагополучных семей на улицу, сокращением базы досуга, доминированием культа «успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения. Она вовлекается в преступную деятельность, подвергаясь тем самым риску различных форм насилия.
Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.
Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнакомыми и долго живущими вместе людьми. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего виновником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75 % виновников насилия над детьми - их родственники. Часто они используют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обращается за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства близких людей.
Жертва насилия - это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана. Однако статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия совершается в отношении детей и молодежи. Объясняется это физиологическими и социально-психологическими особенностями подростков: меньшей физической силой, большей психологической уязвимостью, социальной и моральной зависимостью от взрослого.
Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная изоляция, социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Прирожденных жертв не существует, но приобретенные человеком физические, психические и социальные свойства и качества (пассивность, трусость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения, робость, неуверенность в себе и др.) могут сделать человека жертвой преступления.
В большинстве случаев человека, совершившего насилие, отличает потребность доминирования над окружающими, а способом
подчинения себе является жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, которые дают возможность удовлетворить эту потребность. Совсем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуированным характером. По данным специалистов, среди насильников психопаты составляют 49,7 %, алкоголики - 50,8, олигофрены - 36, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы - 63 %.
Оказание психологической помощи жертвам насилия. Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилие и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий.
Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-терапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей такого рода помощи:
а) полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное существование;
б) анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность обращения жертв насилия за помощью.
Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна полная и всеобъемлющая информация о нем и обстоятельствах его жизни.
Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе..
Исходя из этих целей, психолог" решает следующие тактические задачи:
оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;
изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения воз-[никших проблем;
мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обес-, печивающие самостоятельное решение проблем;
осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;
выявляет основные направления дальнейшего развития личности;
привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшему ребенку.
Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, психолог выбирает методы исследования в зависимости от конкрет-
ной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее информативными являются следующие методики:
1) психодиагностический опросник А. Е.Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений;
2) цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик;
3) шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности;
4) рисуночные тесты «Дом -дерево -человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неоконченных предложений для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состоя-ний жертвы насилия.
Психологическое консультирование. Показаниями к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка; их направление родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций; приглашение пострадавшего самим психологом.
Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.
Основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы..
Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):
1) пассивное слушание (тишина): мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать вн-имание к его личности и проблемам;
2) реакция подтверждения, признания услышанного: осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание бровей и др.);
3) «открывание дверей»: специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания;
4) активное слушание: с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента;
5) «отражение чувств»: метод передачи сопереживания и понимания (К. Роджерс). При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, помогает ему их осознать и вербализовать; тем самым он содействует их эмоциональному отреагированию;
6) обучение сублимации: выражение чувств в безопасной, социально-приемлемой и потенциально-творческой форме;
7) интерпретация: это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам себе представлял;
8) директива: психолог ясно пбказывает консультируемому, какое действие считает для него -желательным, и предполагает, что ребенок выполнит его указания;
9) самораскрытие: психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-пред-ложениях»;
10) обратная связь: психолог дает возможность человеку понять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для позитивного или уравновешенного самовосприятия. Метод имеет особое-значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия;
11) логическая последовательность: психолог объясняет ребенку последствия мышления и поведения: «Если будешь..., то будет...». Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений;
12) пересказ: повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами;
13) резюме: используется в конце консультативной беседы для суммирования суждений клиента и выводов психолога. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести их в реальную жизнь.
В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесообразно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее
адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.
«Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкультуру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких консультантов состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявлении круга лиц, которые могли бы его поддержать в критической ситуации.
Психотерапия в случаях насилия. Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств:
1) особенностей личности и психического состояния ребенка или подростка;
2) вида перенесенного насилия и способности ребенка осознать его сущность;
3) глубины и тяжести переживания факта насилия;
4) психологических последствий:
закрепления личностных форм реагирования на насилие и предрасположенности к виктимизации;
формирования на основе неотреагированного психотравматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.; - -
отклоняющегося и делинквентного поведения.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапевтическую помощь можно проводить в следующих направлениях:
ребенок и подросток - жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия);
семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия);
школьный коллектив и группа сверстников (групповая психотерапия);
педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы (психопрофилактика).
Индивидуальная психотерапия проводится х детьми и подростками, находящимися в кризисном состояний. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов.
На первом этапе могут применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальттерапии и нейролингвистического программирования.
После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход к второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологического конфликта и отреагировании травматических переживаний.
Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще всего используется психодраматическое проигрывание травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию.
Для подростков с высоким напряжением внутреннего конфликта это может быть отреагирование путем гипноанализа или соприкосновение с травматическим опытом в состоянии терапевтического транса. Это всегда очень тонкая и ответственная терапия, так как отреагирование травматической ситуации может происходить лишь при наличии достаточного личностного ресурса. В противном случае повторное переживание событий лишь усилит психотравму.
Подросток, не имеющий достаточного личностного ресурса, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью психолога произвести переориентирование с кризисного переживания на позитивные направления. ■
После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом.
Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы ^насилия особо нуждаются в психотерапевтической помощи^ В групповых формах эта поддержка нужна в более поздние периоды.
На третьем этапе применяются терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный анализ и групповая психотерапия.
Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная острая симптоматика.
Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появляются новые отношения. Группа оказывает психологическую под-
держку и может дать толчок к изменению самооценки, повышению уверенности в себе.
Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть:
Психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирование собственных проблем, делающих подростков жертвами насилия; формирование новых способов поведения в ситуациях насилия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;
Группа ролевого тренинга, направленного на отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками, осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее изменения;
Группа тренинга общения, направленного на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жизненных ситуаций, способов социально-психологической адаптации в различных условиях;
Группа телесно-ориентированной терапии, имеющей целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;
Группа терапии творческим самовыражением (рисунок, лепка, танец), направленной на раскрытие внутреннего потенциала и отреагирование травматического опыта через творчество;
Группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.
Возможны различные сочетания тех или иных сторон групповой работы с включением элементов тех или иных техник или следованием одной стратегии в психотерапевтической работе. Важным результатом психотерапии является способность ребенка самостоятельно существовать и активно реагировать в возможных ситуациях насилия.
Семейная психотерапия показана в техслучаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение является источником насилия. Психолог, взявший на себя роль помощника семьи, должен осознавать меру ответственности за свое вмешательство и быть готовым к натиску агрессии и деструктив-ности при нарушении ее стереотипов. В психотерапию включаются все поколения семьи, участвующие в воспитании. В процессе психотерапии должны решаться личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания.
Целью семейной психотерапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов вза-
имодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка.
Психопрофилактика насилия. Психопрофилактикой насилия может служить работ а психолога с родителями и педагогами по осознанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с. правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения.
Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия.
Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия.^ Следует обучать детей и подростков безопасному поведению, усиливать возможности их самозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу виктимного поведения.
В обществе должны разрабатываться и функционировать социальные программы профилактики жестокости:
образовательные программы для детей и подростков;
образовательные программы для педагогов и родителей, других взрослых, работающих с молодежью;
специальные программы в масс-медиа, демонстрирующие здоровые человеческие отношения;
борьба с засилием продукции, изобилующей аверсивными стимулами, демонстрирующей насилие и жестокость;
«телефоны доверия», специальные кризисные центры, убежища и приюты для реабилитации жертв насилия и др.