Хочу, могу, но не делаю. Почему? Движения души Люди делают не так как я хочу

Публикуем текст лекции Альфрида Лэнгле, известного австрийского психотерапевта, профессора, одного из основателей экзистенциального анализа. Метод укрепления воли, основанный на выстраивании глубокой центровки с собой по всем логическим уровням очень созвучен, на наш взгляд, нашему подходу к коучингу.

Альфрид Лэнгле: Почему я не делаю то, что хочу?Тема воли — это та тема, которой мы занимаемся ежедневно. Мы даже не уходим от этой темы. Каждый человек, который здесь присутствует, находится здесь потому, что он хочет быть здесь. Никто не пришел сюда недобровольно. И что бы мы ни делали в течение дня, это связано с нашей волей. Едим ли мы, ложимся ли мы спать, ведем ли мы какую-то беседу, решаем ли какой-то конфликт, мы делаем это только в том случае, если мы приняли решение в пользу этого и у нас есть воля к этому.

Может быть, мы даже не осознаем этот факт, потому что мы не говорим так часто «я хочу», а облекаем это в такие выражения: «мне бы хотелось», «я бы сделал». Потому что формулировка «я хочу» транслирует что-то очень важное. И воля — это действительно сила. Если я не хочу, ничего нельзя сделать. Никто не обладает властью надо мной, чтобы изменить мою волю, — только я сам. В большинстве случаев мы этого даже не осознаем, но интуитивно у нас есть чутье, что здесь подразумевается именно воля. Поэтому мы говорим более мягко «я хотел бы», «я желал бы» или просто «я пойду туда». «Я пойду на этот доклад» — это уже решение. Чтобы завершить эту мысль, которая была неким вступлением, скажу: часто мы даже не осознаем, что каждую минуту чего-то хотим.

Я хотел бы разделить свой доклад на три части: в первой части описать феномен воли, во второй части поговорить о структуре воли, а в третьей части коротко упомянуть метод укрепления воли.

Воля каждый день присутствует в нашей жизни. Кто есть тот человек, кто хочет? Это я. Только я распоряжаюсь волей. Воля — это нечто абсолютно мое собственное. Я себя идентифицирую с волей. Если я чего-то хочу, то я знаю, что это я. Воля представляет собой автономию человека.

Автономия означает, что я сам устанавливаю для себя закон. И благодаря воле в нашем распоряжении находится само детерминирование, через волю я определяю, что я буду делать в качестве следующего шага. И это уже описывает задачу воли. Воля — это способность человека давать самому себе задание. Например, я хочу сейчас продолжать говорить.

Благодаря воле я освобождаю свою внутреннюю силу для какого-то действия. Я инвестирую какую-то силу и уделяю этому время. То есть, воля — это поручение совершить какое-то действие, которое я даю самому себе. Собственно говоря, это все. Я даю себе поручение что-то сделать. А так как я этого хочу, то я переживаю себя в качестве свободного. Если какое-то поручение мне дает мой отец или профессор, то это задание другого рода. Тогда я уже не являюсь больше свободным, если следую этому. Если только я не присоединяю их поручение к своей воле и говорю: «Да, я сделаю это».

В нашей жизни воля выполняет абсолютно прагматичную функцию — чтобы мы пришли к действию. Воля — это мостик между центром команды во мне и поступком. И оно привязано к Я — потому что у меня есть только моя воля. Привести эту волю в движение — это задача мотивации. То есть, воля очень тесно связана с мотивацией.

Мотивация в своей основе означает ни что иное, как приведение воли в движение. Я могу мотивировать своего ребенка, чтобы он выполнил домашнее задание. Если я скажу ему, для чего это важно, или пообещаю ему шоколадку. Мотивировать — это означает привести человека к тому, чтобы он что-то захотел сделать сам. Сотрудника, друга, коллегу, ребенка — или самого себя. Как я могу сам себя мотивировать, например, чтобы готовиться к экзамену? В принципе, такими же средствами, какими я мотивирую ребенка. Могу подумать, для чего это важно. А могу пообещать себе шоколадку в награду.

Резюмируем. Во-первых, мы видели, что воля — это задание что-то сделать, которое человек дает себе. Во-вторых, автор воли — это я сам. Есть только одна моя персональная воля, во мне. «Хочет» никто иной, как я. В-третьих, эта воля находится в центре мотивации. Мотивировать означает приводить волю в движение.

И это ставит человека перед нахождением решения. У нас есть какое-то предположение, и мы стоим перед вопросом: «Хочу я или нет?». Я должен принять решение — потому что у меня есть свобода. Воля — это моя свобода. Если я что-то хочу, когда я свободен, я сам решаю, я сам себя закрепляю в чем-то. Если я чего-то хочу сам, меня никто не принуждает, я не вынужден.

Это другой полюс воли — несвобода, вынужденность. Быть вынужденным со стороны какой-то большей силы — государства, полиции, профессора, родителей, партнера, который меня накажет в случае чего, или потому что это может иметь нехорошие последствия, если я не сделаю что-то, что хочет другой. Также меня может вынуждать психопатология или душевные расстройства. Это как раз характеристика душевной болезни: мы не можем сделать то, чего хотим. Потому что у меня слишком много страха. Потому что я депрессивен, и у меня нет силы. Потому что я нахожусь в зависимости. И тогда я снова и снова буду делать то, что не хочу делать. Душевные расстройства связаны с неспособностью следовать своей воле. Я хочу встать, заняться каким-то делом, но у меня нет желания, я настолько плохо себя чувствую, я так подавлен. У меня возникают угрызения совести, что я снова не встал. Таким образом, депрессивный человек не может следовать за тем, что он считает правильным. Или тревожный человек не может пойти на экзамен, хотя хочет.

В воле мы обнаруживаем решение и реализуем нашу свободу. Это означает, что если я чего-то хочу, и это настоящая воля, то у меня при этом возникает особое чувство — я чувствую себя свободным. Я чувствую, что я не принуждаем, а это мне соответствует. Это снова Я, которое себя реализует. То есть, если я чего-то хочу, я не являюсь автоматом, роботом.

Воля — это реализация свободы человека. И эта свобода настолько глубока и настолько персональна, что мы не можем ее кому-то отдать. Мы не можем перестать быть свободными. Мы должны быть свободными. Это парадокс. На это указывает экзистенциальная философия. Мы свободны до определенной степени. Но мы несвободны в том, чтобы не хотеть. Мы должны хотеть. Мы должны принимать решения. Мы должны все время что-то делать.

Если я сижу перед телевизором, я устал и засыпаю, я должен принять решение, продолжать ли сидеть, потому что я устал (это тоже решение). А если я не могу принять решение, то это тоже есть решение (я говорю, что сейчас не могу принять решение, и не принимаю никакого решения). То есть мы постоянно принимаем решения, у нас всегда есть воля. Мы всегда свободны, потому что мы не можем прекратить быть свободными, как формулировал это Сартр.

А так как эта свобода располагается на большой глубине, в глубине нашей сущности, то воля очень сильна. Где есть воля, там есть путь. Если я действительно хочу, то я найду путь. Люди иногда говорят: я не знаю, как мне что-то сделать. Тогда у этих людей слабая воля. Они не хотят по-настоящему. Если действительно чего-то хочешь, пройдешь тысячи километров и станешь основателем университета в Москве, как Ломоносов. Если я действительно не хочу, никто не может принудить мою волю. Моя воля — это абсолютно мое личное дело.

Я вспоминаю одну депрессивную пациентку, которая страдала от своих отношений. Она постоянно должна была делать что-то, что ее заставлял делать ее муж. Например, муж говорил: «Сегодня я поеду на твоей машине, потому что в моей закончился бензин». Тогда она была вынуждена поехать на заправку и из-за этого опаздывала на работу. Подобные ситуации повторялись вновь и вновь. Было много подобных примеров.

Я спросил ее: «А почему бы не говорить «нет»?». Она ответила: «Из-за отношений. Я спрашиваю дальше:

— Но ведь из-за этого отношения не улучшатся? Вы хотите дать ему ключи?

— Я нет. Но он хочет.

—Хорошо, он хочет. А чего хотите вы?

В терапии, консультировании это очень важный шаг: посмотреть, что есть моя собственная воля.

Мы немного поговорили об этом, и она сказала:

— Вообще-то я не хочу давать ему ключи, я же не служанка для него.

И вот уже в отношениях возникает революция.

— Но, — говорит она, — у меня нет никаких шансов, ведь если я не дам ему ключи, он сам придет и возьмет их.

— Но вы же до этого можете взять ключи в свои руки?

— Но тогда он возьмет ключи из моих рук!

— Но если вы не хотите, вы можете крепко держать их в руке.

— Тогда он применит силу.

— Возможно так, он сильнее. Но это не значит, что вы хотите отдать ключи. Он не может изменить вашу волю. Это можете сделать только вы сами. Конечно же, он может ухудшить ситуацию таким образом, что вы скажете: с меня хватит. Все это причиняет такую боль, что я больше не хочу держаться за свою волю. Будет лучше, если я отдам ему ключи.

— Это означает, что это будет принуждение!

— Да, он вынудил вас. Но волю вы изменили сами.

Важно, чтобы мы осознавали это: что воля принадлежит только мне и изменить ее могу только я, никто иной. Потому что воля — это свобода. А у нас, у людей, есть три формы свободы, и все они играют роль в связи с волей.

Английский философ Дэвид Юм писал, что у нас есть свобода действия (например, свобода прийти сюда или прийти домой, это свобода, направленная вовне).

Есть и другая свобода, которая находится над внешними силами, — это свобода выбора, свобода решения. Я определяю, что я хочу и почему это хочу. Поскольку в этом для меня имеется ценность, потому что это мне соответствует, и, вероятно, моя совесть подсказывает мне, что это правильно — тогда я принимаю решение в пользу чего-то, например, прийти сюда. Этому предшествует свобода решения. Я узнал, какая будет тема, подумал, что это будет интересно, и у меня есть некоторое количество времени, и из многих возможностей провести время я выбираю одну. Я решаюсь, я даю себе задание и реализую свободу выбора в свободу действия, приходя сюда.

Третья свобода — свобода сущности, это интимная свобода. Это чувство внутреннего согласия. Решения сказать «да». Это «да» — откуда оно идет? Это уже не есть что-то рациональное, это идет из какой-то глубины во мне. Это решение, связанное со свободой сущности, настолько сильное, что оно может принять характер долженствования.

Когда Мартина Лютера обвиняли в публикации его тезисов, он ответил: «На том стою и не могу иначе». Конечно же, он мог иначе — он же был умным человеком. Но это бы в такой степени противоречило его сущности, что у него было бы чувство, что это будет не он, если он будет это отрицать, от этого откажется. Эти внутренние установки и убеждения являются выражением глубинной свободы человека. И в форме внутреннего согласия они содержатся в любой воле.

Вопрос воли может быть сложнее. Мы говорили о том, что воля — это свобода, и в этой свободе это сила. Но одновременно воля иногда кажется принуждением. Лютер не может по-иному. И в свободе решения тоже есть принуждение: я должен принять решение. Я не могу танцевать на двух свадьбах. Я не могу одновременно быть и здесь, и дома. То есть, меня принуждают к свободе. Может быть, для сегодняшнего вечера это не представляет такую большую проблему. Но что должна сделать воля, если я одновременно люблю двух женщин (или двух мужчин) и притом одинаково сильно? Я должен принять решение. Какое-то время я могу держать это в тайне, скрывать это, чтобы не было необходимости принять решение, но такие решения могут быть очень трудными. Какое решение я должен принять, если и те, и другие отношения очень ценные? От этого можно заболеть, это может разорвать сердце. Это муки выбора.

Нам всем это знакомо в более простых ситуациях: есть ли мне рыбу или мясо? Но это не так трагично. Сегодня могу съесть рыбу, а завтра мясо. Но есть ситуации единственные в своем роде.

То есть свобода и воля также связаны принуждением, долженствованием — даже в свободе действия. Если я хочу прийти сегодня сюда, тогда я должен выполнить все те условия, чтобы я мог сюда прийти: ехать на метро или на машине, идти пешком. Я должен что-то сделать, чтобы прибыть из пункта А в пункт Б. Чтобы реализовать волю, я вынужден соответствовать этим условиям. А где же здесь свобода? Это типичная свобода человека: я что-то делаю, и меня сжимает «корсет» условий.

Но, может быть, нам стоит дать определение тому, что такое «воля»? Воля — это решение. А именно — решение пойти на какую-то ценность, которую вы выбрали. Я выбираю между различными ценностями этого вечера и выбираю что-то одно, и реализую это, принимая решение. Я решаюсь и говорю этому мое последнее «да». Говорю «да» этой ценности.

Можно еще короче сформулировать определение воли. Воля — это мое внутреннее «да» в отношении какой-то ценности. Я хочу читать книгу. Книга представляет собой ценность для меня, потому что это хороший роман или учебник, который нужен мне для подготовки к экзамену. Я говорю «да» этой книге. Или встрече с другом. Я вижу в этом какую-то ценность. Если я говорю «да», то тогда я также и готов, чтобы совершить какое-то усилие, чтобы увидеть его. Я еду к нему.

С этим «да» в отношении ценности связана какая-то инвестиция, какой-то вклад, готовность за это заплатить, сделать что-то, стать активным. Если я хочу, то я сам иду в этом направлении. Это большая разница по сравнению с просто желанием. Важно провести здесь различие. Желание — это тоже ценность. Я желаю себе много счастья, здоровья, встретить друга, но желать не содержит в себе готовность что-то самому для этого сделать — потому что в желании я остаюсь пассивным, я жду, что это придет. Я желаю, чтобы мой друг мне позвонил, и я жду. Во многих вещах мне только и остается ждать — я ничего не могу сделать. Я желаю тебе или себе скорейшего выздоровления. Уже все сделано, что можно было сделать, остается только ценность выздоровления. Я говорю себе и другому, что рассматриваю это как ценность и надеюсь, что это произойдет. Но это не воля, потому что воля — это дать себе поручение какого-то действия.

Для воли всегда есть серьезная причина. У меня была серьезная причина, чтобы сюда прийти. А что является основой или причиной, чтобы сюда прийти? Это как раз и есть ценность. Потому что я вижу в этом что-то хорошее и ценное. И это является для меня поводом, согласием, чтобы пойти на это, может быть, рискнуть. Может быть, выяснится, что это очень скучный доклад, и тогда я зря потратил на это вечер. Делать что-то с волей всегда включает какой-то риск. Поэтому воля включает экзистенциальный акт, потому что я иду на риск.

В отношении воли распространены два момента недопонимания. Волю часто путают с логикой, рацио — в том смысле, что я могу хотеть только того, что является разумным. Например: через четыре года обучения разумно пойти учиться пятый год и закончить учебу. Нельзя же хотеть через четыре года прекратить обучение! Это же настолько иррационально, так глупо. Может быть. Но воля не является чем-то логичным, прагматичным. Воля проистекает из таинственной глубины. У воли гораздо больше свободы, чем в рациональном начале.

И второй момент недопонимания: может показаться, что можно привести в движение волю, если дать себе задание — хотеть. Но откуда проистекает моя воля? Она не проистекает из моего «хотеть». Я не могу «хотеть хотеть». Я также не могу хотеть верить, я не могу хотеть любить, я не могу хотеть надеяться. А почему? Потому что воля является поручением что-то сделать. Но вера или любовь — это же не действия. Я же это не делаю. Это есть что-то, что во мне возникает. Я здесь ни при чем, если я люблю. Мы не знаем даже, на какую почву падает любовь. Мы не можем это контролировать, мы не может это «сделать» — поэтому мы не виноваты, если мы любим или не любим.

В случае с волей происходит нечто подобное. То, что я хочу, вырастает где-то во мне. Это не есть что-то такое, где я могу дать себе поручение. Это растет из меня, из глубины. Чем больше воля соединяется с этой большой глубиной, чем больше я переживаю свою волю как что-то, что мне соответствует, тем больше я свободен. А с волей связана ответственность. Если воля перекликается со мной, тогда я живу, будучи ответственным. И лишь тогда я по-настоящему свободен. Немецкий философ и писатель Маттиас Клаудиус однажды сказал: «Человек свободен, если он может хотеть то, что он должен».

Если это так, то тогда с волей связано «оставить». Я должен свободно оставить мои чувства — для того чтобы я мог ощущать, что во мне растет. Лев Толстой однажды сказал: «Счастье заключается не в том, чтобы ты мог делать то, что ты хочешь…». Но ведь свобода означает, что я могу делать, что я хочу? Это так. Я могу следовать за своей волей, и тогда я свободен. Но Толстой говорит о счастье, а не о воле: «…а счастье заключается в том, чтобы всегда хотеть то, что ты делаешь». Другими словами, чтобы у тебя всегда было внутреннее согласие по отношению к тому, что ты делаешь. То, что описывает Толстой, — это экзистенциальная воля. Как счастье я переживаю то, что я делаю, если я переживаю в этом внутренний отклик, внутренний резонанс, если я говорю этому «да». А внутреннее согласие я не могу «сделать» — я могу только вслушаться в себя.

Какая структура у воли? Хотеть я могу только то, что я могу сделать. Нет смысла говорить: хочу убрать эту стену и пройти по потолку. Потому что воля — это поручение к действию, и она предполагает, что я также и могу это сделать. То есть, воля реалистична. Это первая структура воли.

Если мы серьезно к этому отнесемся, тогда мы не должны хотеть больше, чем мы можем, — иначе мы больше не будем реалистами. Если я не могу больше работать, я не должен этого от себя требовать. Свободная воля способна также оставить, отпустить.

И в этом заключается причина того, почему я не делаю того, что хочу. Потому что у меня нет силы, нет способности, потому что у меня отсутствует средства, потому что я наталкиваюсь на стены, потому что я не знаю, как это сделать. Воля предполагает реалистичный взгляд на то, что имеется, на данности. Поэтому я иногда не делаю то, что хочу.

Также я что-то не делаю и по той причине, что я испытываю страх — тогда я отодвигаю и откладываю это. Потому что мне может быть больно, и я боюсь этого. Ведь воля — это риск.

Если эта первая структура не исполнена, если я действительно не могу, если у меня нет знания, если я испытываю страх, то это мешает мне.

Вторая структура воли. Воля — это «да» в отношении ценности. Это означает, что я должен также и видеть ценность. Мне нужно что-то, что будет меня также привлекать. Мне нужно переживать хорошие чувства, иначе я не могу хотеть. Мне должен нравиться путь, иначе цель будет далека от меня.

Например, я хочу похудеть на 5 килограмм. И я решил начать. На 5 килограмм меньше — это хорошая ценность. Но у меня также есть чувства в отношении пути, который туда ведет: мне должно также и нравиться, чтобы я сегодня меньше ел и занимался спортом. Если мне это не нравится, я к этой цели не приду. Если такого чувства у меня не будет, тогда я снова не сделаю то, что я хочу. Потому что воля не состоит исключительно и только из разума.

То есть в итоге к той ценности, к которой я иду в воле, у меня должно быть также и чувство. И, конечно же, чем депрессивнее человек, тем меньше он может сделать того, чего хочет. И тут мы снова попадаем в сферу душевных расстройств. В первом измерении воли это страх, различные фобии. Они мешают человеку следовать своей воле.

Третье измерение воли: чтобы то, что я хочу, соответствовало моему собственному. Чтобы я видел, что это также важно для меня, чтобы это соответствовало мне персонально.

Допустим, человек курит. Он думает: если я курю, то я что-то из себя представляю. Мне 17 лет, и я взрослый человек. Для человека на этой стадии это действительно то, что ему соответствует. Он хочет курить, ему это нужно. А когда личность становится более зрелой, то для самоутверждения сигарета, может быть, ему уже и не нужна.

То есть, если я себя с чем-то идентифицирую, то тогда я могу также и хотеть. Но если что-то для меня персонально не является важным, тогда я скажу: да, я это сделаю, но на самом деле не сделаю или сделаю с задержкой. По тому, как мы что-то делаем, мы можем определить, что для нас является важным. Это диагностика структур, которые лежат в основе воли. Если я себя не идентифицирую, или если я обхожу то, что нахожу важным, я вновь не буду делать те вещи, которые, собственно говоря, я хотел бы делать.

И четвертое измерение воли — это включение воли в больший контекст, в большую систему взаимосвязи: то, что я делаю, должно иметь смысл. Иначе я не могу это делать. Если отсутствует больший контекст. Если это не ведет к чему-то такому, где я вижу и чувствую, что это является ценным. Тогда я снова что-то не сделаю.

Для настоящего «хотеть» нужны 4 структуры: 1) если я это могу, 2) если мне это нравится, 3) если мне это соответствует и является для меня важным, если я имею право это сделать, если это разрешено, позволено, 4) если у меня чувство, что я должен это сделать, потому что из этого родится что-то хорошее. Тогда я могу это сделать. Тогда воля хорошо укоренена, обоснована, и она сильная. Потому что она связана с реальностью, потому что эта ценность является для меня важной, потому что я себя в ней обнаруживаю, потому что я вижу, что из этого может получиться что-то хорошее.

С волей связаны разные проблемы. Практических проблем с волей у нас нет, если мы действительно что-то хотим. Если у нас в нашем «хотеть» нет полной ясности в аспекте одной или нескольких перечисленных структур — тогда мы стоим перед дилеммой, тогда я хочу и все же не хочу.

Я хотел бы упомянуть здесь еще два понятия. Нам всем известна такая вещь, как искушение. Искушение означает, что направленность моей воли изменяется и движется в направлении чего-то, что я, собственно, не должен был бы делать. Например, сегодня показывают какой-то хороший фильм, а мне нужно учить материал — и вот, это искушение. На столе лежит вкусный шоколад, но я хочу похудеть — снова искушение. Последовательное направление моей воли отклоняется от курса.

Это знакомо каждому человеку, и это абсолютно нормальная вещь. Тут включаются другие привлекательные ценности, которые тоже имеют важное значение. При определенной интенсивности искушение превращается в соблазнение. В искушении еще есть воля, а когда есть соблазн, тогда я начинаю действовать. Эти две вещи становятся сильнее. чем больше во мне растет потребность. Если мое желание жить слишком мало подпитывается, если я переживаю мало хорошего, тогда искушения и соблазны становятся сильнее. Потому что нам нужна радость жизни, в жизни должна присутствовать радость. Мы не должны только работать, мы должны также испытывать удовольствия. Если этого недостаточно, тем легче меня соблазнить.

И в завершение я хотел бы представить метод, с помощью которого мы можем укреплять волю. Например, в каком-то деле нам нужно выполнить домашнее задание. И мы говорим: я сделаю это завтра — сегодня пока еще нет. А на следующий день ничего не происходит, что-то случается, и мы откладываем.

А что я могу сделать? Мы действительно можем укреплять волю. Если у меня есть какая-то проблема, и я не могу начать действовать, то я могу сесть и спросить себя: какой ценности я говорю «да»? Для чего это хорошо, если я напишу эту работу? Какие преимущества с этим связаны? Я должен четко видеть, для чего это хорошо. В общих чертах эти ценности известны, хотя бы головой их понимаешь.

И вот тут второй шаг — рискованный, а именно: я начинаю спрашивать себя «а какие есть преимущества, если я этого не сделаю?». Что я приобрету, если не напишу эту работу? Тогда у меня не было бы этой проблемы, в моей жизни было бы больше удовольствия. И может так статься, что я найду столько ценного, что со мной случится, если я эту работу не напишу, что я действительно не буду ее писать.

Будучи врачом, я много работал с пациентами, которые хотели бросить курить. Каждому из них я задавал этот вопрос. Ответ был такой: «Вы что, хотите меня демотивировать? Когда вы меня спрашиваете, что я выиграю, если не буду бросать курить, то у меня столько идей!» Я отвечал: «Да, это и есть причина, по которой мы здесь сидим». И были пациенты, которые после этого второго шага говорили: «Мне стало понятно, я буду продолжать курить». Значит ли это, что я плохой врач? Я двигаю пациента в том направлении, чтобы они бросили курить, и я должен их мотивировать, чтобы они бросили — а я двигаю их в противоположном. Но это малая беда, если человек скажет: «Я буду продолжать курить», чем если он будет раздумывать три недели, а дальше все равно будет продолжать курить. Потому что у нет сил бросить. Если те ценности, которые он реализует благодаря курению, привлекательны для него, он не может бросить.

Такова реальность. Воля не следует за разумом. Ценность нужно чувствовать, иначе ничего не получится.

А потом следует третий шаг — и это сердцевина этого метода. Допустим, на втором шаге кто-то решит: да, это будет более ценно, если я буду писать эту работу. Тогда речь идет о том, чтобы усилить ценность того, что вы будете делать, сделать это своим собственным. Мы как терапевты можем спросить: ты когда-то переживал это — писать что-то? Может быть, этот человек уже однажды написал что-то и испытал чувство радости? Это можно привести в пример и спросить: а что тогда в этом было хорошего? У меня в практике было много примеров подобной ситуации. Многие рассказывали мне о писательстве с негативной стороны: «Такое чувство, что за моей спиной стоит профессор, смотрит, что я пишу и говорит: «О, Господи!»». И тогда люди демотивированы. Тогда нужно отделить книгу от профессора и писать для себя самого.

То есть сердцевина — это та ценность, о которой идет речь. Нужно прочувствовать ее, как бы внести в себя вовнутрь и соотнести с предыдущим опытом. И искать ценности в конкретном способе действия.

И четвертый шаг: а для чего это, собственно говоря, хорошо? Какой это имеет смысл? Для чего я вообще это делаю? Для чего я учусь? И конкретная ситуация выходит в более крупный контекст, на более широкий горизонт. Тогда я могу переживать усиление своей собственной мотивации — или же не переживать.

У меня был знакомый, который после долгой работы над диссертацией, неожиданно заметил, что нет смысла в том, чтобы написать эту диссертацию. Он был педагогом, и оказалось, что никакого интереса к педагогике он не испытывал — просто хотел получить академическое звание. Но для чего жертвовать таким количеством времени ради того, что не имеет смысл? Поэтому он внутренне неосознанно блокировал работу над диссертацией. Его чувства были умнее, чем его разум.

Какие тут можно сделать практические шаги? Нельзя ожидать от себя, что ты сразу можешь быстро все написать. Но можно начать с одного абзаца. Можно взять что-то из какой-то книги. То есть мы видим, что мы можем формировать свою жизнь. Мы видим, то важно взять свою жизнь в свои собственные руки. В проблемах, связанных с волей, мы тоже можем что-то сделать. А именно: посмотреть на структуру воли. Потому что если структуры не выполняются, тогда с волей ничего не получится. Также мы можем в отношении какого-то задания задать себе открытый вопрос: а что говорит против этого? должен ли я действительно это делать? или должен освободить себя, оставить эту задачу? Именно в контексте «оставить» может возникнуть настоящее «хотеть». До тех пор пока я буду себя заставлять, я буду вызывать парадоксальную реакцию.

Человек настолько свободен, что мы хотим перед самими собой оставаться свободными. Большое спасибо вам за внимание.

Принято считать, что поиск жизненных целей и ориентиров относится к философским вопросам и присущ высокоинтеллектуальным личностям. На самом деле это не так. Люди, которые живут в согласии с собой и получают от жизни удовольствие, не размышляют на подобные темы. Это удел тех, кто перестал получать удовлетворение от собственных действий. Когда у человека болит рука или нога, он начинает уделять ей больше внимания, прислушиваться к ощущениям. Так же и со смыслом жизни: как только человеку становится плохо, он тут же его теряет и из-за невозможности обрести покой начинает «работать мозгами» и искать себя.

Жизненные ориентиры, или Почему мы поступаем тем или иным образом

Здесь огромную роль играют родительские установки. Наблюдая за поведением родителей, мы неосознанно копировали их модели в собственную жизнь. Причем не те, которым они пытались каким-либо образом нас обучить, а показанные на собственном примере. Это может быть отец, который работал круглыми сутками, или мать, не имеющая работы, но постоянно занимающаяся домашним хозяйством и воспитанием детей. Честь, верность, открытость, честность — все эти понятия в той или иной мере были заложены в нас еще в детстве. Жизненные установки связаны с пониманием родителей, что правильно, а что нет. Они и определяют приоритетность. В моей семье, например, большое значение придавали образованию и культуре, хотя в школе я практически не учился — не нравилось. Для многих семей большую ценность имеют высшее образование, занятие наукой, искусством.

Как цели связаны с рационализацией жизни и почему не надо их ставить

Есть люди, которые живут гармонично: умеют сочетать работу и отдых и наслаждаются тем, что делают. Но на это способны не все. Если человеку это не удается, он начинает метаться и пытается найти подходящее для себя занятие. Чтобы как-то жить, он работает на нелюбимой работе — зарабатывает деньги. Понимая, что этого недостаточно, начинает ставить перед собой цели. Например, выучить английский язык за один год или сбросить 20 кг за девять месяцев. То есть он не получает удовольствия от жизни и пытается ее рационализировать. Один из самых великих и в то же время неадекватных людей, граф Толстой ставил перед собой цели на год вперед: что нужно прочитать, выучить. Не жилось ему спокойно. Если человеку нравится учить английский язык, он это делает, когда ему надоедает — прекращает. Это нормально. Многие люди бегут за смыслом всю свою жизнь, а перед смертью понимают, что его нет и все цели и ориентиры были ложными.

Когда человеку хорошо, он не думает ни о целях, ни о смыслах, ни об ориентирах. Он просто живет. Он ставит цели, но делает это из соображений самореализации, потому что ему это нравится. Когда человеку плохо, он начинает цепляться за все возможное. Часто такие люди находят подспорье в религии, которая выступает как «костыли» для потерявшихся душ: она дает им необходимое, так как полностью состоит из ориентиров, смыслов и целей. Фрейд, сам будучи набожным человеком, назвал религию коллективным неврозом, потому что она дает то, что человек самостоятельно не может понять.

Вопросы гостей:

Как перестать реагировать на раздражители, влияющие извне (изменения, происходящие во внешнем мире и в личной жизни)? Они мешают сосредоточиться на конкретном деле.

Великий психолог Виктор Франкл был заключенным в концлагере, но это на него никак не влияло. Он жил своей внутренней жизнью, отдельно от внешней среды. И вышел оттуда так, как будто приехал из другой страны.

Вам необходимо понять: чем более вы независимы и самодостаточны, тем меньше испытываете влияние и дискомфорт. Мир постоянно меняется. Если ситуация вас напрягает, у вас есть два выхода: принять ее как данность или поменять (сменить страну или город). Раздражитель будет существовать всегда. Вам нужно либо самому стать независимым и самодостаточным — тогда вы будете меньше обращать внимание на окружающую среду, либо принять решение — смириться с ситуацией или изменить ее.

С детства меня воспитывали так, что женщина предназначена для рождения детей, создания уюта и семейного благополучия. У меня был муж, но мы развелись, детей нет. Теперь я задаю себе вопрос: в чем смысл моей жизни?

Смысл жизни каждого человека в самой жизни. Дети или муж — это не основа, а ее составляющие. Станиславский говорил, что есть сверхзадача, но помимо нее существуют и другие задачи. Многие смыслы присутствуют у нас бессознательно. Например, так как мы существа социальные, нам биологически присуще стремление жить в группе (семье), продолжать род. Еще в нас есть тяга к признанию, которая существует как психологическая потребность. Смысл жизни всех людей — жить и радоваться этому. Если вы хотите детей, вы найдете миллион способов завести их даже без беременности.

Каждому человеку с детства внушают какие-то паттерны. Например, девочкам надо выходить замуж. Это длится с 1945 года, когда после 20 лет замуж уже было не выйти. Через старшее поколение до нас еще доходят отголоски военных лет. Сейчас нет необходимости выходить замуж. Если вы любите человека, то хотите с ним жить вместе, а потом иметь детей. Это здоровая ситуация. Стремление побыстрее вступить в брак очень абстрактно, так же как часто встречающееся желание у мужчин иметь много денег и большую машину. Если вы захотите, вы выйдете замуж. Но это не может стать вашим смыслом. Так же как и желание иметь детей, которые, кстати, имеют свойство вырастать и оставлять дом.

Нельзя использовать других людей для обретения своего смысла. Дети не могут быть заложниками матери, у которой «кроме них ничего больше нет» и которым она «отдала всю жизнь». Нельзя рожать ребенка для собственного осмысления. Это нужно делать, только если вам нравится с ним возиться. Если же вы запутались в целях своего существования, то аморально считать, что дети придадут смысл вашей жизни. В таком случае они являются вашими заложниками.

Воспитываясь в семье военного, я всегда была обязана делать то, что положено. Сейчас я выросла и имею собственную семью. Но привычка осталась, и она не дает разобраться в том, что мне действительно нравится, а что нет. Как научиться понимать свои желания?

Многие из нас действительно не понимают, чего хотят. Причиной этому служит то, что они не пробовали прислушиваться к себе и не умеют ощущать своих желаний. Вам нужно поменять собственные установки и усвоить: делать то, что хочется, — это единственный способ прожить жизнь правильно. А если вы делаете все «по правилам», «рационально» и «эффективно», то счастья не обретете.

В детстве с человеком не считались: не интересовались, что ему нравится, а что нет. Он вырос, но так и не научился это понимать. И продолжает жить, решая общие проблемы: рожает и воспитывает детей, зарабатывает деньги, чтобы содержать семью.

Вам нужно научиться представлять свою дальнейшую жизнь: как вы хотите, чтобы она развивалась. Для этого надо начать с того, чего вы не делали в детстве. С очень простых вещей. С утра не садитесь завтракать, пока не поймете, что голодны. Ешьте только то, что вам нравится (это не касается несовершеннолетних детей, за них вы в ответе). Помните: нет полезной и вредной еды (исключения составляют продукты, запрещенные врачом). Взрослый человек может позволить себе есть то, что он хочет. Выбирая одежду, в которой вы пойдете сегодня, останавливайтесь на той, что вам нравится. Забудьте про «серые будни» и «нарядные выходные». Если вам нравится эта одежда, вы ее покупайте и носите, когда вам хочется. Другой жизни не будет.

Начните с бытовых вещей. Как только вы откажетесь от выполнения дел, не приносящих вам удовольствия, вы постепенно научитесь ощущать свои желания. Со временем вы начнете понимать, чем хотите заниматься и как прожить дальнейшие годы. Когда человек все время убирает квартиру и моет посуду, он не способен этого осознать. Был анекдот про еврея. Когда он умирал, его спросили о последней воле. Он попросил чай с двумя кусками сахара, объяснив это так: «Дома я пью с одним, а в гостях с тремя, но люблю-то я с двумя». Не доводите ситуацию до абсурда.

У меня есть список того, чем я действительно хочу заниматься. Из него я формирую цели. Где грань, определяющая невротизм, и как ставят цели здоровые люди?

Невротизм заложен в бессмысленности постановки цели. Если вы хотите выучить иностранный язык за год, у этого должна быть какая-то цель. Например, у вас может быть желание путешествовать по миру, для этого вам нужно владеть английским языком (так проще). Ограничение времени в один год вы ставите, потому что хотите быстрее отправиться в поездку. Если целью является просто «выучить», то, во-первых, вы получите очень низкий уровень языка, а во-вторых, в этом действии нет смысла: непонятно зачем.

У всего должна быть конкретная цель. Если же действие лишено цели и мотивационной подоплеки, то человек начинает себя заставлять делать то, что не хочет, постоянно отвлекается.

Когда человеку просто нравится заниматься спортом, у него нет идеи подтянуться сто раз, если, конечно, он не пытается себе что-то доказать. Он просто получает от этого удовольствие. И будет продолжать заниматься, не отвлекаясь на посторонние вещи и не ленясь, потому что хочет.

Наверное, невозможно прожить жизнь, никогда не напрягаясь и не делая ничего против своей воли, но стремиться к этому нужно. Заниматься чем-либо надо из потребности, а не заставляя себя и убеждая, что вам это нравится. Это должно прийти само.

Если человек уже отказался делать то, что не хочет, но еще не понял, что ему нравится, нормально ли ничего не делать?

Абсолютно. Мышление современного человека устроено так: сначала происходит анализ ситуации, потом синтез. Анализ — это когда вы смотрите на объект и мысленно его расчленяете. Глаз обращает внимание лишь на отдельные куски. Потом синтезирует — обобщает. Способность к обобщению на определенном объеме информации — это один из признаков интеллекта. У наших предков был еще один процесс, которого мы лишены: они могли отождествлять себя с объектом. Например, когда они хотели понять дерево, они с ним сливались, не расчленяя его в сознании на отдельные составляющие, а пытались почувствовать целиком. В современном мире такое невозможно, потому что наши предки имели другой ритм жизни и действительно умели расслабляться. В их жизни были периоды, когда они ничего не делали в течение многих дней, и это было в порядке вещей.

Можно обрести смысл жизни, читая книги?

В литературе нет смысла. Она не может ни научить жизни, ни сделать человека глубже или интеллигентнее. Писатель — это человек, который умеет рассказывать захватывающие истории гениальным языком. Больше в книгах ничего нет. В тюрьмах людей, умеющих интересно рассказывать, не трогают, потому что считают их обладателями божьего дара. Но Достоевский и Толстой никакого смысла никому не объясняли и сами были далеки от его понимания. В содержаниях произведений Достоевского хорошо написанные детективы, от которых нельзя оторваться. Не больше.

Как найти дело своей жизни, выбрать направление для дальнейшего развития?

Нельзя сразу понять, чем вы хотите заниматься всю жизнь. Это состояние, а не рациональная мысль. Вы не можете, сказать: «Я хочу заниматься этим». Это должна быть бессознательная психологическая потребность в каком-либо деле, которое приносит вам удовольствие. Художники или писатели чувствовали, что хотят писать картины или поэмы, а не кричали об этом. Вставая с утра, вы должны испытывать радость от того, что впереди рабочий день. Чтобы достичь этого состояния, нужно ко всему в жизни относиться подобным образом: научиться делать только то, что хочется, а не заставлять себя. И не делать того, чего не хочется. Понимать, что нравится, а что нет.

Меняя свое поведение, вы сможете изменить и заложенные в вас в детстве родительские установки. Человек формируется до пяти-восьми лет, дальше мозг начинает автоматически выдавать психические реакции, которые были сформированы ранее. Считывая ситуацию, мозг находит аналоги из детства и выдает уже давно принятое решение. Профессор утверждает, что оно принимается на 20 секунд раньше, чем звучит окончательная формулировка вопроса.

Начиная прислушиваться к себе, осознавать, чего вам действительно хочется, вы заставляете психику менять ваши реакции. Происходит изменение рефлекторной дуги — существующие нейронные связи рушатся и возникают новые. Со временем вы с легкостью будете понимать, чего действительно хотите.

Следующая лекция-консультация Михаила Лабковского в Шоколадном лофте будет посвящена кризису среднего возраста и пройдет 24 августа. Билеты можно .

Я проводила опрос: почему складывается так, что вы не делаете то, что хотите? Ответы приходили самые разнообразные, но их можно условно разбить на несколько типов.

Ниже я привожу эти причины, разбавляя цитатами из комментариев.

Причина первая. Перфекционизм

Конечно же. Куда без него. Я даже не сомневалась, что он всплывет.

Известный феномен “паралич перфекциониста”: когда желание сделать все идеально превращается в ничегонеделание.

Замечено за собой – тормозит желание сделать все идеально. Но очень часто – для результата, лучше сделать быстро, и с ошибками, чем идеально и никогда!

Вы можете сколько угодно уверять себя, что хотите идеального результата. Но перфекционизм – он никогда про результат. Он про страхи и неудовлетворенное эго. Он . Идеального результата в неидеальном мире попросту не бывает!

важное дело настолько большое, что страх начать, даже необоснованный, мешает.

Тогда приходит на помощь тот самый вопрос “А как ты поймешь, что достиг ТОГО САМОГО результата? Каковы критерии результата, который нужен и необходим в данной ситуации?”. Вот тогда уже начинается конкретика.

Причина вторая. Избыток хотелок

Это очень интересная причина, которая отозвалась очень большому количеству моих знакомых.

Так хочется запустить/сказать/сделать скорей, что голова бежит вперёд рук и придумывает новую затею. Старая на фоне новой немного обесценивается, отсюда – неуверенность, что все еще хочу её и в итоге НЕделанье ни одной. Потому что за каждой новой – еще одна новая, а дотягивать старые до нужного состояния – энергии уже не хватает.

задумок напридумано на пару томов, а начнешь перебирать и не знаешь, за что взяться – всё так интересно, что хочется всего и сразу. Дозирую, одергиваю себя, ставлю в очередь, пробовала и по окнам раскидывать – все равно выигрывает то, в чем мне интересно в данный момент.

Если бы у меня такое было, я бы задала себе вопрос: а чего я на самом деле хочу достичь, начиная новое дело? Мы привыкли думать, что, если мы начинаем что-то новое, значит, мы хотим увидеть результат. Это так, но результат может быть разный! Возможно, начиная вязать шарф, вы хотите не шарф, а удовольствие от творчества? Может быть, вы просто хотите каких-то особых эмоций, или состояния? Или, может быть, вам и промежуточного результата достаточно, например, вы уже связали шарф на треть, и все, вас отпускает, потому что ваш результат достигнут ?

Чего именно я хочу получить от моей новой идеи? Как я пойму, что я достиг того самого результата?

Если же я не понимаю, что на самом деле хочу получить, то естественным образом внимание рассеивается на несколько предметов, и получается, что ничему не уделяется должного внимания, а что-то и вовсе забрасывается.

А еще такой “разброс хотелок” приводит к тому, что хотелок оказывается больше, чем у вас – реальных сил.

желаний гораздо больше, чем ресурсов: временных и прочих. Тогда и получается: желание искреннее, мотивация есть, а руки не доходят

На этот счет есть хорошее упражнение. Составьте список всех дел, которыми вам хочется/нужно заниматься именно сегодня. А затем напротив каждой задачи поставьте примерное время на его выполнение. Это хорошая сверка с реальностью: все то, что вы себе напланировали, вообще возможно сделать в отведенное время? Может, на все это вам потребуется аж трое суток? Мы ведь часто планируем больше, чем реально можем сделать, а потом задаемся вопросом “А как все успеть?”. Да никак! Планирование нужно менять. Сначала – выявить свои приоритеты. Затем – объективно оценить имеющиеся ресурсы и распределить время и силы на самое важно.

Кстати, если человек знает о себе такую особенность (что он начинает много, и редко что доводит до конца), то одно это осознание может запросто демотивировать.

Начинать, чаще всего, интересно и когда начинаешь, то продолжать не интересно и лень…Как подумаю про это и не начинаю:)))

Причина третья. Лень

На самом деле лени не существует. То, что называется ленью, является нежеланием. Тебе не лень. Тебе просто не хочется этого делать. И, если это действительно так, то я хочу задать вопрос: почему тебе было важно взять задачу, которую ты делать не хочешь?

Сомнения могут быть в том, Это ли именно я хочу. Если ХОЧУ точно, то делаю быстро.

Когда мне попадает такая задача, которая вызывает мое нежелание, я анализирую, откуда она ко мне попала. Тогда я либо понимаю, откуда она прилетела, и какую дальнюю цель приближает, и появляется ЖЕЛАНИЕ сделать. Либо понимаю, что , а значит, я могу от нее отказаться. И не делать вообще.

Если не делаешь, значит реально не хочешь настолько, чтобы потратить на это энергию.

Причина четвертая. Пока не время

Еще не “вызрело”. Нет готовности это делать. Со стороны может странно звучать, но, мне кажется, почти каждому это знакомо.

Я очень много думаю об этом: почему сначала должно “вызреть”, и если не “вызрело”, то не напишется, не сделается, не начнется, а если через силу “пинком” взялась за дело, то все равно хорошо не будет, пока не “дозреет” где-то там в душе или в голове…

Что интересно, пинком или силой воли эта проблема не решается. Пока для этой задачи нет ресурсов и/или не хватает какого-то нужного компонента. Рано или поздно ресурсы и компонент найдутся, или задача потеряет свою актуальность.

Когда думаешь об этом, как-то сразу задаешься вопросом: а можно ли сократить это время, чтобы “вызрело”? Думаю, можно, но так ли уж нужно ?

Также в причину “пока не время” прекрасно вписывается то, что я бы назвала “рационально выглядящим откладыванием на потом”. Это когда говоришь себе: ну что я начну бегать с субботы, дождусь лучше понедельника. Хотя понедельник субботы ничем объективно не лучше. Или: я пока не буду записываться на этот тренинг, я сначала прочту несколько книжек по теме, чтобы разобраться. Или: сейчас не могу себе позволить ходить на мастер-класс по живописи, надо сначала свитер довязать.

Ожидание “удобного момента” (“когда никто не будет мешать”, “когда будут свободные 4 часа”, “когда достаточно изучу вопрос”, “когда доделаю то, что уже начато”) и т.п.

Со стороны такие аргументы часто шиты белыми нитками и трещат по швам, но изнутри ощущаются как вполне разумные. Однако по сути это – прокрастинация, вызванная хорошо замаскированным нежеланием делать.

Причина пятая. Руки не доходят

Отчасти это связано с причиной “избыток хотелок”, но не только. Речь идет вообще о ситуациях, когда напланированного и нужного больше, чем есть у тебя сил и времени.

Когда говоришь “руки не доходят до этого”, на самом деле это означает “руки доходят до много чего другого, но не до этого”. Значит, до чего-то они все-таки доходят! А до чего? И почему у тебя в жизни устроено именно так? И точно ли тебя устраивает такое положение дел? А если нет, то что бы ты хотел поменять?

Причина шестая. Страх неудачи

Я не верю в то, что получится. Я боюсь, что я попробую – и ничего не выйдет, тогда стоит ли начинать?

Этот страх часто вступает в противоречие с логикой и разумными аргументами… и это не помогает.

Сознательно размышляя, не боюсь облажаться, ибо никогда отличником и не был. Но в подсознании сидит другое.

Ты боишься даже не того, что не получится. А того, что не получится, и ты станешь объектом насмешек – других или себя самого. Ты боишься внутреннего Критика, боишься не соответствовать собственным представлениям о себе, боишься, что ты не настолько силен, умен и прекрасен, как ты сам о себе думаешь – и выдержать этой правды ты не в состоянии.

одна из главных причин торможения и откладывания – это сомнения в себе и опасения, что ничего не получится, тем самым я получу отрицательную оценку окружающих

Чтобы перебороть страх, нужно призвать нечто, что сильнее его, и перевести фокус внимания с собственной персоны на нечто большее .

Ради какой – светлой, мотивирующей, вдохновляющей, прекраснейшей цели – ты все-таки был бы готов сделать это? Что вдохновляет тебя настолько, что ты перестаешь бояться?

Причина седьмая. Неверные приоритеты

О, это очень просто. Мне только кажется, что мне это нужно и я этого хочу. На самом деле нет. Но чтобы понять это, нужно, прежде всего, исследовать свои приоритеты. Что является для меня по-настоящему важным, а что только кажется таким?

Дело во многом в истинности целей и задач. По крайней мере, у себя это отслеживаю. Что мое, что не мое, что кажущееся мое, а на самом деле навязанное. Отсюда и лень, и нехватка энергии, и прокрастинация.

Причина восьмая. Страх начать

Отчасти этот страх связан со страхом неудачи, но может проявляться и самостоятельно. Когда тебе просто трудно… начать. Открыть Ворд, взять спицы, встать со стула, открыть багажник. Ты точно знаешь, что, как только начнешь, то втянешься и хотя бы частично сделать (это действительно так, мы так устроены, что, стоит начать, мы какое-то время пребываем в потоке). Но трудно начать. Тебе кажется, что задача сложнее, чем есть на самом деле.

Как с этим бороться, я пока не придумала. Думаю, что лучшее лекарство – начинать делать до того, как начнешь рефлексировать и лениться.

Причина девятая. Нет сил

Постоянная усталость. Может быть, вы больны. Может быть, у вас депрессия. Может быть, какое-то занятие вынужденно отнимает у вас все силы. Но результат один – не хватает сил.

В любом случае, из этого надо выбираться. Пить прописанные врачом препараты. Заняться йогой или медитацией, чтобы восстановить энергообмен и стать сильнее. Убрать все ненужное из вашей жизни. Или просто потерпеть до конца этого периода. Но выбираться точно.

Причина десятая. Нет понятного результата в ближайшем будущем

Большинство из нас (большинство, но не все) устроены таким образом, что мы предпочтем съесть печеньку сейчас, чем торт через месяц. В этом смысле все задачи, сформулированные глобально, действуют демотивирующе. Потому что, например, цель “связать шарф” понятна и самоочевидна: когда ты свяжешь шарф, у тебя будет шарф. А вот цель “выучить английский язык” или “позаботиться о здоровье” – о чем она? Допустим, я начала учить английский. Что это принесет мне, конкретно?

У меня “в долгий ящик” попадают намерения, связанные с отодвинутым результатом. То есть, например, вымыть окно или разобрать шкаф – никаких проблем, а вот начать регулярно что-то изучать – никак.

Если это ваш случай, то хорошим советом будет , сосредоточившись на коротких ближайших отрезках.

Какой результат удовлетворит меня через месяц? Как я пойму, что я молодец, через неделю? Ответы на эти вопросы помогут, во-первых, сосредоточиться, а во-вторых, ощутить вкус успеха и победы.

Возможно, поначалу ваши требования к себе будут завышены, и вы поймете, что достигаете всего лишь 60-70% запланированного. Но это все равно намного лучше, чем ощущение, что вы не достигли ничего.

Но все же… почему?

С тех пор, как я стала заниматься коучингом, меня крайне интересует одна тема. Почему, по каким причинам мы действуем и, наоборот, бездействуем? Почему в одном случае мы просто берем и делаем, или даже мчимся, не разбирая препятствий, в другом случае нам нужно себя заставлять, чтобы дело было сделано, а в третьем – вообще даже пальцем шевелить не хочется? Что отличает первые задачи от вторых, а вторые – от третьих? Что такого другого содержится в тех задачах, которые выполняются как бы сами собой, и даже не нужно про них думать? Что работает или, наоборот, не работает?

Вопрос этот не про мотивацию (как помочь себе сделать что-то), он глубже. Про наши глубинные причины. Про наши выборы, осознанные и неосознанные, наши реакции, наши приоритеты, наши страхи и наши желания.

И еще вот что интересно. Ведь какие-то дела все-таки делаются, несмотря на страхи. Почему в одном случае делается, в другом страх сильнее? Как вы думаете, почему? Напишите в комментариях.

Людмила Прима
коуч личных достижений

Если в данный момент ты занимаешься тем, что не нравится, если находишься на перепутье, желаешь сменить работу или только ищешь род деятельности, то эти советы помогут взглянуть на ситуацию более расфокусированно.

1. Для начала надо все хорошо обдумать. А когда пытаешься принять какое-то решение, попробуй подвигаться. Например: поколотить грушу, побегать или просто походить по комнате. Во время движения меняется психофизический настрой. Вопрос, соответственно, легче становится рассматривать с разных сторон.

2. Посмотри на ситуацию со стороны, а не как участник. Еще один вариант: представь, как бы на твоем месте поступил твой кумир или авторитетная личность.

3. Визуализируй свою мечту. Представь, какой она издает звук, аромат, ощущения. Задействуй все 5 органов чувств для погружения в цель.

Источник: depositphotos.com

4. Добудь всю информацию, которую только сможешь найти по своему вопросу. Спрашивай совета, консультируйся онлайн, встречайся с теми, кто уже имеет то, о чем ты только мечтаешь.

5. Определись, какое значение для тебя имеют понятия “успех“, “слава“, “достоинство“. Какой ценой ты готов добиваться своей мечты.

6. Медитируй о том, как начинаешь делать то, что желаешь. Представляй, что уже достиг своей цели. Как изменится твое поведение? Так и веди себя в повседневной жизни.

7. Хватит смотреть на мир мрачно и брутально. Больше радуйся, читай анекдоты, смотри веселые передачи или смешные видео:

8. Постарайся все свои ощущения и состояния описывать простыми словами. Например: представь, как бы 5-летний ребенок рассказал о своей мечте?

9. Все свои планы записывай красиво на плакате и вешай на входную дверь. Такое постоянное напоминание поможет не отвлекаться от задуманного.

10. На листе в две колонки распиши, что получишь, когда достигнешь цели. Также напиши о том, что потеряешь, если не станешь заниматься тем, что нравится.

11. Изучи стратагемы (хитроумный план, оригинальный путь к достижению цели). На основе этих знаний разработай свою. Это поможет творчески достигать того, о чем мечтаешь.

12. Теперь представь, что наблюдаешь за собой со стороны, но уже достигшего цели. Что бы ты посоветовал этому человеку? Такой взгляд поможет найти дополнительные возможности стать тем, кем желаешь.

13. В продолжение предыдущего совета сделай следующее. Представь, что пишешь себе электронное письмо, только от лица себя, прожившего уже год. Какие бы советы дал себе настоящему? Это поможет принимать решения, не опираясь на багаж прошлого опыта.

14. Всегда записывай все идеи, которые приходят в голову. Раз в неделю устраивай себе мозговой штурм, когда в течении 45 минут ты записываешь все мысли, хоть как-то касающиеся твоей мечты.


Источник: depositphotos.com

15. Задай себе вопрос, какой шаг необходимо сделать следующим? После этого 45 минут посвяти тренировке (бей грушу, прыгай на скакалке, бегай). Когда закончишь, напиши на листе бумаги первый попавшийся ответ. Физические упражнения стимулируют процесс мышления.

16. Сыграй в креативную игру. Возьми словарь русского или английского языка, открой на случайной странице, прочитай первое попавшееся на глаза слово и его определение. Представь, как эта информация может помочь делать то, чего желаешь. Похоже на бред, но это реально полезно.

17. Запиши на листе бумаге, что самое страшное с тобой может случиться, если решишься на изменения в своей жизни.

18. Всегда оперируй понятиями: “Я сделаю“, “Я решу“, “Я намерен“. А не “постараюсь“, “может быть“, “надеюсь“ и тому подобное.

Все советы кажутся мне стоящими, и если применить в жизни хотя бы некоторые из них, можно воспитать из себя просто другого человека, свободного от прокрастинации.

1. Концентрируйтесь на причинах

Вместо того чтобы бросать нелюбимые дела, остановитесь на минутку и подумайте. Почему вам надо выполнить это задание, и почему вам не хочется этого делать?

Надо выполнить, потому что это полезно: для здоровья, для финансов, для вашего дома или для других людей. В любом случае, в вашем деле есть какая-то польза, и, выполняя его, вы делаете мир немного лучше.

Выполнять мелкие дела скучно и грустно, потому что в них нет никакого высшего смысла. А вот если вы знаете, что несете в мир добро, это гораздо возвышеннее и интереснее.

И да, каким бы мелким не казалось ваше дело - мытье посуды, стирка, тренировка в спортзале, вы делаете себя лучше. А поскольку вы - это часть мира, мир тоже становится лучше.

2. Концентрируйтесь на своем страхе

Вы можете отлынивать от какого-то дела из-за страха. Какие-то страхи могут не отзываться дрожью в коленях, но, тем не менее, препятствовать выполнению задачи. Вы можете бояться поражения, бояться неловких ситуаций или дискомфорта во время выполнения какой-то задачи.

Подумайте о заданиях, которые вы всё время откладываете и не хотите выполнять. Есть ли там страх, чего вы боитесь? Если вы найдете страх, просто примите его, как часть себя, не убегайте и не прячьте его.

Осознанный страх может исчезнуть, если вы тщательно разберете его и поймете причину появления.

3. Разрушаем иллюзии

Очень часто мы боимся разрушить свой комфорт. Нас всех преследует ложное чувство безопасности, ощущение того, что мы защищены от неприятностей.

Мы постоянно находимся в опасности, каждый момент. Жизнь - это череда успехов и поражений, взлетов и падений, и никто не застрахован от этого.

Страх разрушить свой комфорт - не более чем вредная иллюзия. Ваш комфорт и так будет разрушен сегодня, завтра или послезавтра. Так почему бы не разрушить его самому, сделав полезное дело?

4. Намерение, а не результат

Вспомните, как вы планируете новые дела. Сначала перебираете в голове все варианты развития, и совсем забываете, для чего вы это делаете.

Предвкушая негативный результат, возможность будущих проблем, вы откладываете дело, не хотите его выполнять.

Если вы не пророк в третьем поколении, вы не можете предугадать результат, так что сконцентрируйтесь на намерении.

5. Приветствуйте трудности

Трудности присутствуют в жизни каждого человека, без них просто нельзя. С другой стороны, выполненное трудное задание, победа над собой - это всегда выброс эндорфинов, а это значит, ощущение удовлетворения, счастья, чувства собственной значимости.

Приветствуйте трудности, с радостью принимайте вызов, и даже стремитесь к таким ситуациям. Небольшая перестройка своего взгляда на проблему, и вы уже хотите делать то, от чего до этого спасались всеми силами.

6. Поставьте ограничения

Где-то в конце подросткового периода мы начинаем понимать, что абсолютная свобода от дел и обязательств возможна только у бродяг, хотя даже им надо как-то добывать себе пропитание и временное пристанище.

Мы понимаем, что нам нужна организация, иначе желания уходят от возможностей на невероятное расстояние. Поэтому каждому человеку нужны ограничения, которые он ставит самому себе.

Начните прямо сейчас - выберите дело, которым вы давно хотели позаниматься, и определите для него время в 10 минут. Всего 10 минут занимайтесь им, не отвлекаясь ни на что другое.

Можете даже попросить друга или договориться с ним выполнять какие-то нелюбимые дела по 10 или больше минут в день.

7. Немного работы, а потом перерыв

Если вас не затягивает в дело сразу, можно поступить по-другому. Например, вы решили написать что-то. Сядьте и напишите одно предложение, потом встаньте и погуляйте по комнате несколько минут.

Ваши мысли уже будут затянуты в процесс обдумывания следующих предложений. Потом сядьте и напишите абзац, и снова прервитесь.

Только не перемешивайте одинаковую деятельность, то есть, во время перерыва не занимайте голову ничем другим, вроде просмотра сайтов, не связанных с вашей темой. Вместо этого можете сделать несколько отжиманий, постоять на балконе или сделать себе чай.

Благодаря перерывам, вы очень быстро окажетесь в потоке, и сможете писать, уже не отрываясь от работы.

8. Не позволяйте себе отвлекаться

Люди по своей природе опасаются сложных задач, и даже несмотря на то, что вы смело бросили вызов своему нелюбимому делу, разум попытается сбежать в безопасные области.

Он потянет вас на развлекательный сайт, попробует увести вас в магазин за вещами, которые давно надо было купить или что-нибудь в таком духе. Это нормально, он просто пытается выполнять более легкие задачи.

Не делайте ничего из того, что он вам предлагает, просто наблюдайте за тем, какие мысли появляются в голове, и какие срочно-важные дела вы сами себе придумаете. Через какое-то время вы успокоитесь и сможете начать свое действительно важное дело.

9. Почувствуйте благодарность

Вместо того чтобы сожалеть о сложных задачах, подумайте, как много они вам дадут. Этот пункт - естественное продолжение пункта №5, и он также поможет изменить отношение к задаче.

Каждый вызов, который вы бросаете жизни, любые трудные задачи делают нас сильнее, умнее, опытнее. Почувствуйте благодарность за то, что вам представился шанс стать сильнее.

Вот увидите, задачи в таком свете выглядят совсем по-другому, и вы начинаете радоваться им, вместо того, чтобы бояться.

10. Учимся и растем

Мы продолжаем учиться всю жизнь, получая новые навыки и прокачивая способности. Когда вы справляетесь с одной задачей, она перестает быть сложной, вы немного вырастаете и начинаете искать другие задачи для роста.

Согласитесь, выполнение очередной задачи, после которой вы станете хоть немного лучше, - это отличный способ потратить свое время.



 
Статьи по теме:
Презентация на тему чарльз роберт дарвин Презентация на тему чарльз дарвин биология
ДАРВИН И ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Преподаватель химии и биологии Лепешенко Татьяна Ивановна ГБОУ НПО РО ПУ № 61 Г. Новошахтинск Ростовской области Цель урока: Рассмотреть теорию эволюции Чарльза Дарвина как целостное учение; сформировать представление об основны
Урок-презентация
Анна Горенко (Ахматова - псевдоним, взятый, по собственным словам, в честь прабабушки, татарской княжны Ахматовой) родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Её отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком она
Презентация на тему:
МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова» Новодугинского района, Смоленской области История возникновения театра в России Выполнила: учитель начальных классов Смирнова А.А. д.Торбеево 2016 г. Народное творчество Русский театр зародился в
Презентация по биологии
Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: Биотехнология занимает 2-е место по инвестиционной привлекательности после информационных технологий. Биотехнология (БТ) - дисциплина, изучающая