Гаятри мантра — инструмент очищения и применение практики. Гаятри мантра – перевод и значение Гаятри мантра что дает

Практика медитации и произнесения мантр набирает всё больше популярности по всему миру. Мантры – священные тексты (особые слова) в восточных религиях, таких как индуизм и буддизм. Чтение этих текстов позволяет медитирующему исцелить своё физическое тело от болезней, очистить разум от негативных мыслей, соединиться со своим духовным началом, обрести мудрость.

Мантры помогают исцелить душу и тело

Суть песнопения

Гаятри-мантра – одна из самых сильных и известных среди всех существующих ведийских мантр.

Она занесена в писания индуизма на древнем литературном языке Индии (санскрите). Эти писания называются Веды. Упоминания о Гаятри-мантре также появляются в таких индуистских религиозных текстах, как:

  1. Бхагавадгита — основное писание индийской философии, состоящее из 18 глав, построенных на философских беседах Бога Кришны и героя Арджуны на поле битвы двух кланов;
  2. Хариванша — важный религиозный текст на санскрите величайшего ведийского мудреца Вьясе;
  3. Ману-смрити — собрание моральных законов и предписаний индийцев, созданное первым царём мира Ману.

Индуисты считают, что мантра Гаятри является обращением к божеству Савитару, потому что его имя упоминается в тексте. В ведийской мифологии Савитар – бог Солнца. По его имени мантру часто называют Савитари. Но также существует мнение, что воплощением мантры является индуистская богиня Гаятри – одна из жён бога творения Брахмы.

Мантра представляет собой 24 слога, взятых из собрания религиозных гимнов Ригведы. Стихотворный размер священного текста имеет одноимённое название Гаятри и, согласно канонам, состоит из трёх строк по восемь слогов.

Издревле структура индийского общества строилась на сословиях. Сословий или, так называемых, варн существовало четыре: три высшие варны (жрецы брахманы, правители и воины кшатрии, ремесленники вайшьи) и одна низшая варна слуг – шудры. Длительный период в истории Индии пение мантры Гаятри было частью упанаяны. Упанаяна – церемония посвящения юноши из высших варн во взрослую жизнь и изучение Вед. Однако спустя время воспевание священных текстов стало возможным для женщин и представителей низшей варны. В современном мире читать мантры может любой человек, вне зависимости от возраста, пола и веры.

Высшей целью воспевания Гаятри-мантры является очищение своего сознания, освобождение от привязанности к материальному.

Гаятри-мантра на санскрите

Появление

Возникновение священной песни Гаятри связывают с именем одного из ведийских мудрецов Вишвамитре. Он входит в семёрку самых великих риши – мудрецов, которым боги открыли ведийские гимны.

В древнеиндийских текстах Пуранах, описывающих историю мира от создания до исчезновения, говорится, что за всё время только 24 мудреца смогли познать смысл мантры Гаятри и использовать всю её мощь.

С помощью силы, обретённой благодаря вере и мантре Гаятри, риши Вишвамитре мог создать копию-двойник нашей вселенной и подчинить себе любое оружие.

Значение и смысл

Перед началом основной мантры следует сакральный слог Om, который в индуистских и ведийских канонах является «словом силы». За ним произносится формула маха-вьяхрити, которая звучит как Bhur Bhuvah Svaha и является возвышенным обращением к земле, воздуху и небесам.

Оригинальный текст мантры Гаятри звучит следующим образом:

  1. Om Bhur Bhuvah Svaha
  2. Tat Savitur Varenyam
  3. Bhargo Devasya Dheemahi
  4. Dhiyo Yo Nah Prachodayat.

Транскрипция кириллицей:

  1. Ом бхур бхувах суваха
  2. Тат савитур вареньям
  3. Бхарго Дэвасья Дхимахи
  4. Дхийо йо нах прачодаят.

Дословный перевод отдельных частей мантры и их значение:

  • Om – базовая звуковая вибрация, сакральный слог;
  • Bhur – физический, материальный мир;
  • Bhuvah – астральный, тонкий мир;
  • Svaha – небесный мир или земля Богов;
  • Tat – Высшее существо;
  • Savitur – источник жизни, солнечное божество;
  • Varenyam – почтенный, желанный;
  • Bhargo –духовный свет;
  • Devasya – божественный;
  • Dheemahi – мы медитируем;
  • Dhiyo – разум или духовный разум;
  • Yo- который;
  • Nah – наш;
  • Prachodayat – просветит.

Так как древний язык санскрит имеет очень сложную синтетическую грамматику, существуют разные варианты перевода того, что означает текст мантры Гаятри. Вот некоторые возможные варианты значений мантры:

  1. «Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»;
  2. «Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во всех действиях и делах и во все времена!»;
  3. «Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!».

Результативность

Индуисты считают Гаятри-мантру универсальной и совершенной. Её текст содержит в себе огромную духовную силу. На что же способна эта мантра:

  1. Приводит человека к истине и просветлению, развивает шестое чувство – интуицию.
  2. Оздоравливает физическое тело, придаёт ему красоту, продлевает жизнь.
  3. Помогает избежать порчи или сглаз, очищает карму.
  4. Избавляет ум и сознание от негативной энергетики, развивает интеллект.
  5. Дарит благополучие.

Медитировать может любой желающий человек. Нет правил, ограничивающих или запрещающих медитацию. Ей можно заниматься в любое время дня в любом удобном месте. Но для улучшения эффекта существует ряд рекомендаций, которые практикуют индуисты и буддисты, посвятившие себя и свою жизнь связи с Божественным началом.

  1. Пожалуй, самое важное условие – это эмоциональное и душевное состояние во время медитации. Необходимо произносить святой текст с чувством любви и благодарности Богу; многим это даётся не сразу, поэтому опытные монахи советуют продолжать медитировать в спокойном состоянии, прислушиваясь к своим чувствам, а любовь и благодарность придут со временем;
  2. Идеальное время для медитации – это время, когда встречаются день и ночь (Сандхья Каалам), то есть перед восходом солнца и перед закатом.
  3. Медитация перед приёмом пищи позволит вам очистить её от негативной энергии.
  4. Читать священный текст можно и вслух, и мысленно. Для мысленной медитации необходимо овладеть искусством очищения сознания, чтобы ничто не отвлекало от процесса, поэтому начинающим советуют произносить слова мантры вслух – таким образом намного легче сосредоточиться на ней.
  5. Согласно сложившимся традициям для медитации используют различные чётки со 108 бусинами.

Для медитации используются четки со 108 бусинами

Использование четок

Использование такого духовного атрибута, как чётки, пришло из древней индийской культуры. При произнесении мантры нужно перебирать в руке по одной бусине после каждого повторения сакрального текста. Таким образом, произнесение 108 раз мантры – это один круг медитации. Исключением является бусина Меру, которая служит для соединения чёток. Обычно она намного больше остальных и не учитывается при их переборе.

Буддисты и индуисты считают число 108 сакральным, так как оно обладает рядом духовных значений. Например:

  • Бог имеет 108 различных имён и каждое означает что-то особенное;
  • существует 108 основных Упанишад (древние религиозные трактаты в индуизме);
  • число 108 также означает бесконечность;
  • у Бога есть 108 преданных ему гопи.

В зависимости от материала и специфики религии существует большое количество разновидностей чёток для медитации. Наиболее популярные из них — Вайшнавские чётки, произведённые в Туласе или Ниме (предпочтительный материал – сандал, можжевельник и прочее) и чётки Шивы из семян рудракши. Существуют чётки, сделанные из костей человека или животных.

В современном мире существует техническая аналогия классических чёток из бусин – электронные чётки или, как их ещё называют, электронный счётчик.

Это маленькое приспособление, которое надевается на палец. У электронных чёток есть дисплей, показывающий количество произнесённых молитв, кнопка для их отсчитывания и кнопка для сброса.

Поза

Особое значение во время медитации уделяется положению тела, потому что от этого зависит циркуляция энергии в организме. Благодаря гармоничному распределению напряжения по всему телу можно научиться управлять энергиями внутри него.

В медитации существует множество асан, то есть позиций, но есть свод правил, которым стоит следовать при выборе любой из асан:

  • спина должна находиться в прямом положении — не стоит горбиться или сильно прогибаться в пояснице;
  • шея должна быть прямой;
  • подбородок немного опустить;
  • за редкими исключениями, колени должны касаться пола;
  • мышцы лица должны находиться в расслабленном состоянии.

Главная и самая мощная асана – Сиддхасана. Индуисты считают, что тем, кто освоил эту асану в идеале, не нужно изучать остальные десятки тысяч асан. Ноги скрещиваются таким образом, чтобы половые органы оказались между ступней. Это образец совершенного положения тела во время медитации.

Второй по популярности является поза Лотоса или Падмасана, во время которой ступни ног кладутся на противоположные от них бедра. Выполнение данной позы на первых этапах может вызывать неудобство, особенно при плохой растяжке, но боль проходит через некоторое время после начала практик.

Третья асана – Вирасана. В переводе с санскрита звучит «как поза героя». Данная позиция заключается в том, что человек садится на колени и немного раздвигает ступни, опускаясь ягодицами между ними.

Для каждой из этих асан существует своя, так называемая облегчённая версия для начинающих практиковать медитацию. Например, поза Полулотоса или Ардха Падмасана, при которой только одна нога помещается на противоположное бедро, а вторая остаётся на полу. Или упрощённая версия Вирасаны – Ваджрасана, во время которой человек сидит ягодицами на пятках.

Падмасана — поза лотоса

Великие исполнения

Так как Гаятри является самой известной мантрой, то её неоднократно исполняли как духовные лидеры, так и музыканты.

Саи Баба

В индуистской философии есть такое понятие, как Аватара — так называют снизошедшее на землю божество в человеческом обличии. Аватарой нашего времени считают Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Умер он в 2011, и множество людей со всего мира приезжают в его ашрамы, чтобы постигнуть учения религиозного лидера и чудотворца.

Дэва Премал

Ещё одно из величайших исполнений Гаятри-мантры принадлежит немецкой певице Иоланте Фрис, известной под псевдонимом Дэва Премал. Особенность творчества Иоланты заключается в объединении традиционной медитативной и современной музыки.

В девяностых годах девушка жила в ашраме Ошо, изучая рефлексологию и массаж. Там она познакомилась с известным британским певцом по имени Энди Митен. Она начала петь на его концертах при ашрамах в качестве бэк-вокалистки, а после исполнения Гаятри-мантры ощутила, что в ней достаточно сил, чтобы начать собственную музыкальную карьеру. Благодаря мантре Гаятри на свет появилась необыкновенная музыка Дэвы Премал, которая прививает любовь к индуистской культуре.

Заключение

Гаятри-мантра – универсальная ведийская мантра, обладающая большой духовной силой и получившая свою популярность за пределами Индии. Является обращением к солнечному божеству. Для лучшего эффекта рекомендуется повторять эту мантру каждый день.

По преданию, эта мантра была создана, вернее, открыта мудрецом Вишвамитрой. Легенды повествуют о том, что Гаятри-мантра позволила мудрецу Вишвамитре использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда он с верой произносил эту мантру. Сила, полученная Вишвамитрой, была так велика, что он был способен создать копию нашей Вселенной.

Человеческое зрение направлено во внешний, объективный мир, и нам кажется важной его преходящая привлекательность. Поэтому наши глаза не могут показать нам великолепие и величие духовного мира. В восточных практиках считается, что Гаятри-мантра помогает открыть Третий глаз (Аджна-чакра, расположенная в области межбровья), который позволит научиться видеть внутренним зрением.

Вы можете считать эту мантру молитвой или волновым кодом, заговором или средством воздействия на энергетические поля, но это не помешает вам использовать ее силу. Гаятри-мантру произносят мужчины и женщины независимо от их вероисповедания и страны проживания. Повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума.

Гаятри-мантра дает такое могущество благодаря тому, что она обращается к энергии Солнца — Сурьи. Об этой мантре говорят, что она обладает бесконечным потенциалом. Это — формула, наполненная живыми вибрациями.

Еще считается, что Гаятри-мантра заключает в себе дух и энергию всех мантр, которые содержатся в Ведах. Без Гаятри-джапы (то есть повторения данной мантры) произнесение всех других мантр имеет мало смысла.

Когда-то считалось, что Гаятри-мантру можно произносить только особой касте посвященных, остальным же людям это знание доступно не было. Но теперь-то каждый из нас может попробовать улучшить свою жизнь и на материальном, и на духовном уровнях с помощью практики чтения Гаятри-мантры.

Вот текст этой мантры:

ОУМ
БхУР БхУВА СВАхА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БхАРГО ДЭВАСЬЯ ДхИМАхИ
ДхЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯТ

Гаятри-мантра — звуковой код, который содержит в себе космический ритм.

Не очень понятен смысл всех этих слов? Не удивительно, это ведь санскрит. Но главное я вам попробую объяснить. Так вот, разбираем по слогам, точнее, по словам.

ОМ — Парабрахман — верховное существо, всеобщий дух. Имя Парабрахман, появившееся в индийских богословских трактатах, по происхождению более позднее, чем иные. Есть версия, что в нем, вероятно, впервые выразилась мысль о единобожии. Некоторые современные богословы Индии считают, что это олицетворение Провидения, бесконечное, вечное, непостижимое существо. Оно выходит за пределы человеческого разума и не может быть описано. Это источник происхождения Вселенной, ее владыка и творец. Единственное непознанное, истинное существо, создатель, хранитель и разрушитель всей Вселенной, от которого исходят все души и к которому они возвращаются.
БХУР — физический план (Бхур лока). Он также относится к телу, сделанному из 5 элементов, которые составляют природу (Пракрити).
БХУВА — Бхува лока, или средний мир, то есть ментальная сфера. Еще Бхува — это жизненная энергия (Прана).
СВАХА — план божественного (Сварга лока, то есть небеса, «земля богов»).
ТАТ — Параматма, Бог или Брахман (переводится как «То»).
САВИТУР — «то, из которого все это рождено».
ВАРЕНЬЯМ — «достойный поклонения, желанный».
БХАРГО — «сияние, Духовная Лучезарность», Свет, который дарит Мудрость.
ДЭВАСЬЯ — Божественная Реальность.
ДХИМАХИ — «мы медитируем».
ДХЙО — Буддхи, то есть духовный разум.
ЙО — «который».
НАХ — «наш».
ПРАЧОДАЯТ — «просветит».

Естественно, ритуальный текст, созданный на таком древнем языке, как санскрит, может быть переведен и истолкован по-разному. Я не буду углубляться в тонкости значений и приведу один из вариантов перевода:
«Мы медитируем на духовную лучезарность этой восхитительной высшей божественной реальности — источник физической, астральной и небесной сфер существования. Пусть эта высшая божественная сущность просветит наш разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину)».

Как многие ритуальные тексты, магические формулы Гаятри-мантры состоят из трех частей. Это три обязательных элемента, которые участвуют в поклонении богу, любой высшей силе — восхваление, медитация и молитва.

Первые девять слов говорят о признаках Божественного:

ОМ БХУР БХУВА СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ

Это обращение к Божественному, восхваление Сави-ты (то есть этого самого божественного начала).

ДХИМАХИ

Эта часть уже относится к медитации на Савиту (на божественное).

ДХЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Эти слова — просьба, молитва, которую мы направляем к высшим силам о том, чтобы нам дарованы были все силы и способности.

Три начала, три имени, обращение к которым содержится в Гаятри-мантре, присутствуют в каждом из нас. Гаятри — управляет чувствами, в то время как Сарасвати — главенствующее божество речи. А исключительно важный для нас аспект движения жизненной энергии связан с Саавитри — жизненная сила, или прана, подчиняется Саавитри. Это имя означает Истину. Все три божества, или, если хотите, жизненных начала, символизируют чистоту и гармонию в мысли, слове и деле соответственно.

Таким образом, получается, что Гаятри-мантра — это обращенная к божественному началу просьба о пробуждении и усилении нашего разума.

Вы скажете: это все, конечно, очень интересно — духовный разум, Пракрити и т. д., но что конкретно нам с этого будет? Должна сказать, что теоретически будет все, на что вы настроены, ведь Гаятри-мантра универсальна.

Очищая ментальную сферу, вы автоматически настраиваете свой организм на здоровый режим работы, а свою судьбу направляете в благоприятное русло.

Все зависит только от нас самих — насколько хватит сил и терпения. Я, конечно, сомневаюсь, что многие из читающих мою книгу так увлекутся, что добьются просветления непрерывным чтением Гаятри-мантры, без сна и отдыха медитируя в позе Лотоса. Но заметных результатов, пусть и не настолько внушительных, смогут добиться все.

Известно, что тот, кто повторяет Гаятри-мантру регулярно и с верой в ее силу развивает в себе способность познавать и использовать полученное знание по максимуму. Произнесение данной мантры помогает избавиться от страхов. Кроме того, чтение Гаятри-мантры усиливает защиту от болезней и несчастий, помогает нашим желаниям сбыться. Конечно, мечты исполняются не сами собой, но практика произнесения звуковых кодов, подобных этой мантре, организует и направляет наши внутренние силы. Она пробуждает энергию, о которой мы с вами порой даже не догадываемся, и учит применять ее так, чтобы быстрее и проще достичь желаемого.

Медитация с произнесением Гаятри-мантры считается наивысшей формой медитации из тех, что представлены в Ведах. Ее совершают для того, чтобы достигнуть универсального сознания, и для пробуждения силы интуиции.

Гаятри-мантра — это код, который содержит просьбу о ясности разума, о том, чтобы Истина могла отражаться в нем без искажения. А если уж вы получили частичку этой высшей чистоты и гармонии, установив контакт с тонким планом с помощью чтения мантры, то все остальное приложится. Эта мантра универсальна, потому что она представляет собой медитацию на Свет через Солнце, которое одно и то же для всего человечества. Эта мантра дарует мудрость, процветание, долголетие, чистоту и освобождение.

Какие условия надо соблюдать, чтобы мантра действовала? В принципе, чтение Гаятри-мантры должно проходить так же, как и чтение других мантр, но так как это особенная мантра, я расскажу об этом специально. Итак, когда, где, как и сколько?

Когда

Повторять Гаятри-мантру следует, когда вы просыпаетесь, а также перед тем, как лечь спать, еще рекомендуют повторять ее перед каждым принятием пищи.

Иногда советуют повторять Гаятри-мантру тогда, когда вы принимаете ванну или душ. Считается, что время, когда мы моемся ванной (то есть очищаем наши тела), очень хорошо подходит и для того, чтобы очищать наш разум и душу. Как вы наверняка слышали, вода забирает себе негативную энергию и уносит с собой, так что, принимая душ, мы создаем подходящие условия для работы со своим энергетическим телом — ведь когда мы свободны от отрицательной энергии, нам легче воспринять положительное воздействие.

Вообще Гаятри-мантру можно повторять в любое время и в любом месте.

Важно. Произнесение Гаятри-мантры нужно завершать трехкратным повторением слова «Шанти». Оно означает «покой ума» и, следовательно, приносит этот самый покой и телу, и разуму, и душе. Так что не забывай-; те после повторения Гаятри-мантры повторить трижды «Шанти».

Сколько раз повторять Гаятри-мантру?

Вообще-то считается, что следует сделать хотя бы одну малу, то есть произнести мантру 108 раз. При должной сноровке, которая вырабатывается с практикой, такое повторение займет около пятнадцати минут. Думаю, вполне можно себе позволить утром выделить четверть часа на «одну малу» Гаятри-мантры. С другой стороны, нет предела совершенству, как говорится, так что произнесение от трех до пяти мал утром и вечером значительно повысит ваши шансы быстрее обрести очищение и счастье.

В лекциях известных учителей, которые практикуют мантры, говорится о том, что тот, кто повторяет мантру 108 раз регулярно, вскоре получит озарение, а тот, кто повторяет мантру 1008 раз «с искренностью и преданностью регулярно», достигнет просветления через 40 дней.

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

Ом Бхур Бхавах Суваха
Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи
Дхийо Йо Нах Прачодайат



Для духовного развития есть много видов практики: молитва, медитация, йога и другие. Один из них - мантры, специфически индийское явление. По сути, сами Веды, считающиеся откровением Бога, - это совокупность священных текстов, состоящих из мантр.

Мантра - это определенная комбинация звуков, наделенная силой и способная при правильном произношении помогать достичь определенных целей. Звук здесь имеет важное значение, - именно звуковые качества мантры, заключающие в себе определенную энергию, и отличают мантру от молитвы. В молитве же, в отличие от мантры, главное - это ее смысл. А выражен он может быть любыми словами и на любом языке. Мантры звучат одинаково для всех, независимо от национальной принадлежности. В мантре важно правильно произносить звуки. Если этого нет, или если сила ее не пробудилась, - она будет действовать как обычная молитва.

В этой статье речь пойдет о мантре всех мантр - чудодейственной мантре Гаятри. Это самая могущественная и священная мантра Вед. Считается, что она содержит в себе всю их сущность. Правоверные индуисты повторяют эту мантру каждый день. Считается, что за каждой мантрой стоит определенное божество - дэвата. Гаятри же обращена непосредственно к Ишваре (Богу) нашей Вселенной, которого называют Савитаром, чем и объясняется великая сила этой мантры.


Слово Гаятри (с ударением на последнем слоге) буквально означает "то, воспеванием чего достигается спасение". Другой вариант слова Гаятра- "то, что защищает индивидуальные души" (где Гая - индивидуальные души, Тра - защищать). То есть, уже само значение слова говорит о высшей цели духовной практики - спасение или освобождение, и о высшей силе мантры.

Считается, что она посылает человеку долголетие, великолепное здоровье, красоту, благополучие, процветание, умиротворенность, жизненную и магическую силу. Избавляет от неудач, страхов, помогает преодолевать препятствия, исполняет самые смелые желания. Если вы болеете, не поленитесь регулярно практиковать Гаятри мантру и сами увидите результат, проверено. Более того, Гаятри помогает избавляться от негатива, сглаза, порчи. Она имеет великую очищающую силу. Йоги говорят, что на земле нет ничего более очищающего, чем Гаятри мантра. Она способна очистить карму, освободить от кармических долгов и грехов, избавить от колеса рождения и смерти. Люди, повторяющие Гаятри мантру с любовью, искренностью, верой и преданностью, находятся под защитой от опасностей.

А главное, регулярное повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума. Она дарит ясный активный ум, развивает интеллект, очищает сознание, уничтожает заблуждения и иллюзии, дает мудрость и паранормальные способности. Постепенно, при регулярной практике и правильном произношении мантры, ум произносящего ее избавляется от всего наносного, нечистого, и человек может видеть истину без искажения, без наслоений сознания. Гаятри повторяют для достижения универсального сознания и для пробуждения силы интуиции. Она дарует духовное просветление и много благ.

Как произносится Гаятри мантра и что означает.


ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

(Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat)

Большое значение имеет правильное ее произношение:
Ом;
Бхур Бхувах Сува-ха;
Тат Савитур Варе-уньям;
Бхарго-О Девасья Дхимахи;
Дхийо-Йо Нахф Прачо-дайат.

Каждое слово должно произноситься ясно и отчетливо, с правильной интонацией, и паузами в конце каждой строки. Вы можете послушать, как звучит Гаятри на записях, ссылки на которые - в конце статьи, внизу.

Полезно будет также и регулярно слушать эти записи, чем чаще, тем лучше. Они имеют магическую очищающую силу.


(ОМ) ОМ (ДХИМАХИ) Мы медитируем (БХАРГО) на Духовную Лучезарность (ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ) Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности (САВИТУР) Источник (БХУР, БХУВА, СУВАХА) Физической, Астральной и Небесной Сфер Существования. (ТАТ) Пусть Та Высшая Божественная Сущность (ПРАЧОДАЯТ) просветит (ЙО) который (НАХ) наш (ДХЙО) разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину).

Вольный перевод: Мы медитируем на великолепие Ишвары (так на. санскрите звучит имя Сварога небесного – иСварога) , сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, устраняющего всяческие грехи и невежества. Да просветит он наш разум.


Лучше всего произносить Гаятри мантру 3 раза в день, желательно на рассвете, в полдень и на закате солнца - в самые эффективные для духовных практик времена суток. Повторенная трижды в день, эта мантра дает большое благо, увеличивает свою силу. Однако, можно это делать и в любое другое время, хоть ночью. Но самое лучшее время для нее - утром, перед восходом солнца, и вечером, перед закатом. Обычно ее произносят перед едой (очищается еда от негативной энергетики, если она там имелась от плохих мыслей того, кто ее готовил, во время произнесения мантры нужно сделать глоток воды) , перед принятием душа (человек очищается не только внешне, но и внутри). Вы можете повторять мантру в любом месте и в любое время, чем бы вы не занимались. Например, сидя в транспорте, при ходьбе и т.д.


Перед едой ее можно повторять 3, 9, или 11 раз. Никаких ограничений для джапы (повторения мантры) Гаятри нет, но традиционно ее повторяют 108 раз. Регулярное повторение нескольких мал (одна мала равна повторению Гаятри мантры 108 раз) Гаятри ежедневно даст большой эффект. По крайней мере, каждый день одну малу джапы (то есть, 108 раз, не меньше) нужно делать без перерыва. Считается, что это число является минимальным для того, чтобы задействовать энергию мантры. Когда необходимо подсчитывать количество, это вредит спонтанности усилий, и, в результате, качеству. Главное тут - не количество, а сосредоточение на мантре, вера в нее. Тем не менее, чем большее количество раз она повторяется, тем выше достигнутый эффект. Посему, чтобы подсчет количества произношений мантры не напрягал человека и не мешал ему сосредоточиться на самой мантре и ее смысле, стоит приобрести четки. Идеальный вариант - четки со 108 бусинами. Также считается, что тот, кто регулярно повторяет мантру 108 раз, вскоре получит озарение. А тот, кто повторяет ее 1008 раз, достигнет просветления через 40 дней. Причем, повторение не должно быть просто механическим, а именно сосредоточенным, с любовью, искренностью и преданностью.


Для практики джапы нужно выбрать тихое место, сесть в удобной позе, держать спину ровно, расслабить все мышцы. Лучше сидеть лицом на восток или на север. Затем можно представить в центре груди или перед собой сияющий источник света (Солнце), а в центре этого источника образ богини Гаятри (см. на рисунке). После этого можно начинать чтение мантры. Однако, можно повторять Гаятри-мантру в любом другом положении - сидя, на ходу, или лежа. Мантру можно повторять вслух, произносить шепотом или про себя. При произношении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело, при повторении шепотом - на тонкое (эфирное) тело, а при мысленном - мантра, соответственно, воздействует на ум. Считается, что мысленная мантра является наиболее эффективной. Если у желающего практиковать мантру очень беспокойный ум, то лучше всего начинать повторение мантры вслух. Затем через некоторое время можно перейти к мысленному повторению. И не забывайте следить за тем, чтобы ум не отвлекался.

– прославленная мантра Риг Веды (Веды Гимнов), посвященная Савита (Savitṛ), ее провидцем (Риши) считается Вишвамитра, Божественная энергия, вызываемая мантрой, носит имя Савита, размер мантры так же называется Гаятри (24 слога в трех строках, по 8 слогов в каждой).

Эта мантра почитается, как вторая важнейшая мантра, после Пранавы – мистического слога ОМ. Мантра состоит из префикса oṃ bhūr bhuvaḥ svaḥ, формулы взятой из Яджурведы и стиха гаятри размера 3.62.10 Ригведы.

Savitṛ (Савитри, Савитар, Савита) – имя Солнечного Бога, иногда отождествляемое с именем Сурья (Surya), иногда различаемое от него, постигаемое и персонифицируемое как божественное влияние и живительная энергия Солнца, тогда как Сурья – отождествляется с Солнцем более конкретно; Солнце перед восходом зовется Савитри, а от рассвета до заката видимое над горизонтом – Сурья. Савита представляется имеющим тело золотого звета, золотые волосы.

Перевод:

om – мистический слог ОМ.
bhū – земля (1-ый из 3-х миров)
bhuvas – атмосфера, небо (2-ой из 3-х миров)
svar – космическое пространство (регион меджу Солнцем и Полярной звездой), небеса (рай) (3-ий из 3-х миров)
tat – то, тот
savitur devasya – Божественного Савитура (Gen. sg. от savitṛ и deva)
vareṇyam – превосходное (Acc. sg. от vareṇya - желанный, превосходный, наилучший)
bhargo – блеск, сияние, величие, великолепие
dhīmahi – пусть мы установимся (в), мы будем медитировать, медитируем (на) (1st pl. middle optative от dhā - ставить, фиксировать, в том числе ум, внимание)
dhiyaḥ naḥ – наши молитвы (Acc. pl. от dhi - мысль, медитация, молитва; и naḥ - enclitic personal pronoun)
yaḥ pracodayāt – кто пусть вдохновлит (Nom. sg. of relative pronoun yad; causative 3rd active optative от pra-cud - вдохновлять, побуждать, приводить в движение, продвигать)

ОМ - Бхур Бхувах Сваха - то наилучшее сияние Божественного Савитура мы будем/должны созерцать, пусть он вдохновляет нашу мысль.

САВИТУР - Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана.

Пояснения:

1. Горизонтальная черта перед началом строки обозначает основной тон.

2. Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу.

3. Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: , где "0" - основной тон, "2" вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз.

4. Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки "Э/Е " и "О" всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук "Э/Е" похож на английское "е" и произносится как нечто среднее между русским "е" и "э", ближе к последнему.

5. Маленькая "х", в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное "х", которое звучит очень слабо.

6. Маленькое "с" в слове "Бхувас" указывает на то, что это ассимилированный звук "X" (с точкой внизу). Маленькие "у" и "ф" указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.

7. "X" с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское "г" или грубое русское "г", как в слове "ага".

8. "Н" с точкой под буквой, т.н. церебральное "н" (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба.

9. "М" с точкой под буквой - носовой призвук "м". Похож на английское носовое "n" в сочетаниях с "ng"; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между "м" и "н".

Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.

© 7518 Русь
© 2009 Славянский Информационный Портал

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

П ервое упоминание об этой мантре стало известно миру из древнего ведического писания «Ригведа» (3.62.10), «Веда гимнов», написанного на священном санскрите - протоязыке всей индоарийской культуры и индоевропейской языковой семьи. В этой статье мы постараемся приблизиться к пониманию Гаятри с точки зрения образного восприятия санскрита и русского языка, заглянем в историю прихода мантры в наш мир и осветим основные аспекты практики мантры.

Традиционно считается, что знания, содержащиеся в Ведах, были записаны древними мудрецами для сохранения и передачи потомкам, однако изначально они переходили от учителя к ученику много поколений и передавались устно. Так кто же создатель Гаятри-мантры? Кто впервые произнёс её? Некогда Вишвамитра, один из махариши (Великих мудрецов), в результате длительных аскез и медитативных практик смог впервые изречь и постичь истинный смысл Гаятри-мантры. Благодаря этому он смог воспользоваться всей её мощью и духовной силой.

Шри Гаятри мантра: текст

Om Bhur Bhuvah Svaha
tat savitur vareṇyaṃ
bhargo devasya dhīmahi
dhiyo yo naḥ pracodayāt

«Ригведа» (Мандала 3, глава 62, гимн 10)

Гимны этой мандалы по традиции приписываются Вишвамитре, сыну Гатхина, внуку Кушики.

Чтобы разобраться в глубинном смысле этой мантры, необходимо знать историю её зарождения, проникнуться величием её творца и попытаться прочувствовать всю её всеобъемлемость.

История Гаятри мантры

В Маркандея-пуране (глава 45 «Порядок Творения») говорится:

«…Для жертвоприношений Брахма создал из своего переднего (восточного) рта Гаятри и строфу Трич , гимны восхваления Три-врита , Ратхантара-саманы и Агништому . Из правого (южного) рта он создал гимны Яджус , размер Триштубх , священные гимны Чандас и пятнадцать гимнов Стома, и Брихат-саман , и стихи Уктха . Из заднего (западного) рта создал гимны Саман, размер Джагати и пятнадцать гимнов восхваления Стобха, Вайрупа-саманы , и стихи Атиратра . Из левого (северного) рта создал он двадцать один Атхарва-гимн , жертвенный стих Аптор-яман и размер Ануштубх , и размер Вирадж . Могучий Брахма создал в начале кальпы грозы, с молниями и тучами, а также румяную радугу и птиц. И большие и маленькие существа были созданы из его конечностей…»

Мы видим, что Брахма «создал Гаятри из своего рта». Эта образная формулировка может означать, что Брахма произнёс Гаятри-мантру и другие гимны, стихи, придав им соответствующую для них правильную форму, строфу, ритм и размер. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Гаятри существовала изначально как тонкая энергия в форме космических вибраций, подобно самому Брахме. Что подразумевается под Гаятри в этом тексте? Можно разобраться в этом, взглянув на само слово «Гаятри». Оно состоит из двух основных корней: «гаяте», что означает «песнь», и «траяте», что означает «защита». Следовательно, в совокупности мы получаем «защитную песнь», или оберегающий, сохраняющий звук - мантру. По дальнейшему контексту мы видим логическое соответствие этого заключения.


Нужно иметь ввиду, что Гаятри не просто мантра, она является эталоном, некой божественной формулой и порождает целый класс Гаятри-мантр, которые посвящены различным божествам. Все эти мантры сохраняют стихотворный размер Гаятри и имеют 24 слога. Вишвамитра, благодаря своим аскезам и глубокой упорной медитации, смог постичь и воспроизвести эту мантру, тем самым подарив её миру. Что же сподвигло Вишвамитру пойти таким нелёгким путём и добиться столь высокой реализации?

Ответ мы можем найти в древних ведических эпосах «Рамаяне» и «Махабхарате», авторы которых повествуют об одной и той же истории борьбы между высоким духом мудреца Васиштхи и гордыней Вишвамитры.

Некогда Вишвамитра был царём-кшатрием по имени Вишваратха. Храбрый и честолюбивый, он, посетив ашрам мудреца Васиштхи, который был сыном самого Брахмы, отведал угощений и возжелал заполучить чудесную корову Нандини, которая жила в ашраме мудреца и помогала ему в служении. Мудрец Васиштха отказал ему, и Вишваратха захотел забрать её силой. Но корова не желала покидать Васиштху и, будучи божественным существом, в ярости своей уничтожила всё войско Вишваратхи.

…Под натиском полчищ свирепых, порождённых коровой воинов, которые были надёжно закованы в доспехи и вооружены всеми видами оружия, великое войско Вишваратхи стало рассеиваться у него на глазах. На каждого из его воинов приходилось от пяти до семи вражеских, всё его войско гнали так же, как оно пыталось гнать корову, и на глазах у царя его войско было окончательно рассеяно могучими ливнями стрел, метательных копий и другого оружия. Однако благородный Бхарата, ни один из яростных воинов Васиштхи не убил ни одного воина Вишваратхи. Кричащее от страха войско Вишваратхи было отогнано на три йоджаны , и никто не пришёл им на помощь. Столь поразительное проявление брахманского могущества повергло Вишваратху в полное смятение, породило в нём глубокое разочарование в его принадлежности к сословию воинов…

«Махабхарата». Книга 18. Сваргароханикапарва

Вишваратха решил во что бы то ни стало обрести благие заслуги, чтобы овладеть божественным оружием. Для этого он удалился в лес и поселился на склонах Гималаев, где длительное время держал суровые аскезы, чтобы добиться благосклонности Шивы.

«…– О царь, почему ты подвергаешь себя аскезе? Чего ты хочешь? Я дарую тебе благословение и исполню всё, что ты пожелаешь!

Вишваратха в ответ распростёрся ниц перед Шивой и сказал:

– Если я снискал твою милость, о Махадева, о безупречный, то наставь меня в Дханурведе , в ангах и упангах Упанишад и в арчанах . Пусть оружие данавов , якшей , асуров , ракшасов , великих риши и гандхарвов по твоей милости откроется мне!

– Быть тому! – отвечал бог богов и удалился в свою обитель…»

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 55.

Вишваратха, получив божественное оружие, вступил в поединок с Васиштхой, но был повержен его духовной силой. Ни одно из оружий не достигло цели.

«…Будь проклята сила воина! Истинное могущество - духовное. Одним посохом Брахмы в руке ты уничтожил всё моё оружие! С этого дня я, подчинив себе чувства и сердце, посвящаю себя великой епитимье, дабы обрести брахманическое могущество…»

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 56.


«…В течение тысячи лет он молчал, оставаясь верным исключительно суровым и беспримерным аскезам. Спустя миллион лет тело его стало подобно дереву. Неподвластный даже самым сильным искушениям, он освободился от гнева; о, Рама, ничто не могло поколебать этого аскета, твёрдого в своих намерениях. Срок его аскезы истёк, и благословенный мудрец пожелал принять немного пищи. Но в этот момент Индра в одеждах брахмана приблизился к Вишвамитре и попросил еды. Муни , поверив, что перед ним мудрец, отдал ему всё, что приготовил. Не проронив ни слова, он продолжал хранить молчание. В течение следующей тысячи лет он, продолжая аскезу, задержал дыхание, и дым, вырвавшийся из его головы, опалил и устрашил все три мира …»

«Брахма, глава всех богов, предстал перед ним и, желая умилостивить его, сказал:

– О Брахмариши, мы почтительно кланяемся тебе, аскезы твои доставили нам великое удовлетворение. Силой своих исключительных аскез ты обрёл брахманическое могущество, о, сын Каушики. Я в присутствии сонмов Марутов дарую тебе долголетие, о, брахман. Будь счастлив, о, великий, и иди, куда желаешь! Знаменитый муни в ответ на слова Брахмы и богов склонился в великой радости и сказал:

– Поскольку мне дарованы сан брахмариши и долгая жизнь, я хочу обрести знание Брахмана! Пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне! Пусть я стану главным толкователем Кшатраведы и Брахмаведы, и пусть сын Брахмы Васиштха выразит мне почтение, о, боги! Если вы готовы исполнить это моё последнее желание, то пусть первый среди богов дарует мне своё благословение. По просьбе богов Васиштха, лучший среди молящихся, помирился с Вишвамитрой.

– Воистину, ты – брахмариши, ты всего достиг! – сказал он».

«Рамаяна». Бала Канда. Глава 65.

В этом отрывке мы видим, что Вишвамитра просит Брахму: «пусть слоги «Аум» и «Васхат», а также Веды пребудут во мне…» - эта просьба значит нечто большее, нежели просто знание этих слогов и Вед. Вишвамитра осознал, что корнем всех страданий является неведение. Таким образом, Вишвамитра попросил о постижении мудрости Вед, и потому ему явилась богиня Гаятри.


Гаятри-мантра: как практиковать

Гаятри - это сама суть Вед и Шастр . Исходя из Ригведы, Вишвамитра открыл Гаятри-мантру, обращаясь в молитвах и славлениях ко всем Богам. Тогда он познал единство всего сущего. «Сарва Девата Сварупини», где «сарва» - ‘весь’, «девата» - ‘божественный’, «сварупа» - ‘собственная форма, качество’. Таким образом, всё вокруг имеет качества Бога. Эта простая истина вечна, она ведёт к недвойственному восприятию, гармонии и единству с Богом. Ему открылась Гаятри и явилась сама Сарасвати (жена Брахмы), её другое имя - Гаятри, а также Савитри. Она хранительница и мать четырёх Вед, богиня знания, мудрости, красноречия и искусства. Появившись пред ним, она нарекла его Вишвамитрой, что значит «друг всех живых существ».

В Атхарваведе (19.71.1) сказано, что этот гимн есть Веда-мата, Мать Вед. Гаятри, Сарасвати, Савитри - это символ шакти Брахмы, знания, чистоты и добродетели. Сама же Гаятри-мантра с Пранавой (священный звук ОМ), Вьяхрити и Ширас является сущностью всех Вед. Ширас - головная мантра, которая, согласно Дхармашастрам, является почитаемой формулой и произносится вместе с Гаятри:

«Паро Раджасе’савад Ом» - ‘пребывающий вне тьмы Ом’.

Вьяхрити - это «огненные» слова, или «рождённые огнём». Священные изречения семи высших миров, каждое из которых отражает суть своего мира: первые три - махавьяхрити: «бхур», «бхуваха», «сваха», затем остальные вьяхрити: «манар», «джанар», «тапар», «сатья». После пранавы (ОМ) в ритуале используют первые три - махавьяхрити, но есть варианты исполнения всех семи.

Для того чтобы углубиться в практике пения Гаятри мантры, необходимо не только изрекать звуки мантры, знать значение слов, но и осознавать глубинный смысл каждого сказанного слова, и тогда в сознании зазвучат очень знакомые нашей душе родные вибрации. Постичь смысл, заложенный в слогах мантры не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. К тому же, если этому предшествовал длительный период практики мантры с достаточным усердием, любовью и концентрацией, то она открывается в своей истинной природе и даёт плоды. При чтении любой ведической мантры, человек должен знать четыре следующих вещи:

  • того, кто является провидцем, риши данной мантры, помнить его имя - простой знак благодарности;
  • девату, аспект Бога, к которому обращаются в данной мантре;
  • тон или размер, в котором следует декламировать мантру;
  • особую цель ритуала, в котором необходимо использовать данную мантру.

Давно известно о связи санскрита с русским языком, это две формы одного и того же языка, чья фонетика изменилась со временем и в связи с обстоятельствами, которые сопровождали носителей этого языка. Однако само словообразование осталось настолько неизменным, что это подтверждают санскритологи. Единая корневая основа сохранилась также в языках латинской группы, которая, в свою очередь, является дочерней в индоевропейской языковой семье. Таким образом, на каком бы языке ни мыслил человек, пропевание мантры на санскрите будет иметь отклик сначала в его уме, затем в сознании и, наконец, в интуитивном беЗсознательном.


Smriti parisuddhau svarupa sunya iva artha matra nirbhasa nirvitarka

Когда память очищена и имеет свою собственную природу, она пуста, как суть самого объекта. Это сияющее самадхи без рассуждения

Йога-сутры Патанджали. Самадхипада. Сутра 43

Составляющие Гаятри-мантры

Aum - пранава, или священный звук, символизирующий всё сущее.

Махавьяхрити - три качества трёх миров, отражающие природу Бога.

Bhur - ‘существование’. Эта вьяхрити означает земной проявленный материальный мир, мир Яви . Бурный поток, говорим мы, подразумевая энергичное движение, бурение,

бурление; даже сама земля имеет бурый цвет. Таким образом, это движение жизни, прана , Природа или сама жизнь, поддерживаемая Богом.

Bhuvaha - ‘пребывание’. Эта вьяхрити означает атмосферный небесный мир. Здесь подразумевается само бытие, без границ. Это невидимый мир Нави . Мы слышим корень «быв»: бывать, бывание, бывность, пребывание, бхава, бывший, выше небес и пространства. Над материальным миром, над Майей (иллюзией), над миром страстей. То, что существует параллельно с материальным миром, но не проявлено в нём в грубой форме.

Svaha - ‘свет’. Эта вьяхрити означает следующий уровень мироздания в форме света - Сварга . Миры Слави и Прави . Тонкоматериальный мир, на котором Всевышний являет собою сияние всех живатм и имеет всепроникающую природу. Он наполняет собою все формы мироздания, при этом не имея своей собственной формы, его свет течёт во всём. На этом уровне Бог управляет всем, так как он и является всем.

Tat - ‘тот’. Указательное местоимение. Обозначает Всевышнего. Это не просто местоимение, и использовано неслучайно. Обращение к Богу с помощью относительного местоимения (тот), а не личного (ты, он), имеет очень важный смысл. Отношение к Богу, как к «тому», указывает на его безличность, т. к. он проявлен во всех формах. Здесь мы видим правильное отношение и восприятие Всевышнего - видеть его во всех и во всём, а не представлять себе некую отдельную божественную Персону.

Savitur - ‘живитель’. Ещё одно качество Всевышнего. Здесь прослеживается корень «vita», что значит жизнь, «sa» или «su» означает участие, именно здесь участие в обеспечении энергией жизни. Таким образом, мы обращаемся к Богу, как животворящему источнику жизненных сил природы. В материальном мире люди всегда видели источник жизни в воде и в солнце. В мифологии индусов Савитар приобрёл отдельную персонализацию как солярное божество, при этом имеющее особое превосходство над Сурьей, Варуной, Индрой и другими божествами. Это говорит нам о том, что дар жизни, её непосредственное творение осуществляется только по воле Бога, но для этого необходимо сформировать множество благоприятных обстоятельств: тепло солнца, влага, день и ночь, ветер и дождь... В Индии садху неспроста произносят утренние молитвы, повернувшись лицом к восходящему солнцу и набрав в ладони воду из священной реки Ганг, принимают омовение. Для выполнения своей Дхармы необходима жизнь.

Varenyam - ‘принятие, приятный, желательный’. В этом слове звучит самый распространённый корень «var»: Сварга, сварганить, творец, сотворить, сварить, переварить, удовлетворить, говорить, варна, Варуна, вартана, париврита, ворота. Как часто мы говорим, что «не перевариваем» кого-то или что-то, т. е. это нам не по нутру, это для нас вредно и не соответствует нашей природе. В таком контексте становится ясно, что «вареньям» - это качество Бога, отражающее его благоприятность для нас. Он тот, кого мы лучше всего примем своим нутром, а точнее душой, живатмой; он тот, кто лучше всего нами может быть усвоен, чистейший прасад , если можно так выразиться. Только источник духовной пищи может насытить нас наиболее полноценно.

Bhargo - ‘очищающий, лучезарный, чистый, светлый’. Такой перевод весьма образный, но корневая основа подсказывает нам истинный смысл. Bh - это приставка; очень часто в санскрите с этих звуков начинаются слова, и она означает «Бог, божественный, великий, благой». Argo - это известный нам корень, его мы встречаем среди греческих и латинских наименований, например, корабль всем известного Ясона «Арго», герой «Аргус» - тысячеокий; здесь это перекликается с Арджуной (героем-лучником, которого его учитель Дрона считал лучшим, так как тот обладал уникальным зрением и всегда попадал в цель), и наконец, «аргентум» - ‘серебро, металл’, издревле считающийся священным и назван так неспроста. В действительности ионы серебра обладают антисептическими, бактерицидными свойствами. Серебро используют для очищения в медицине и технике. Но всё это уже вторичные термины, первично же само слово, означающее луч света, стремящегося поразить тьму. Божественный свет, который устраняет тьму неведения, очищает сознание и исцеляет душу от невежества. Свет, который являет собой божью любовь, силу и величие, источающее чистоту.

Devasya - ‘Абсолют’. Это слово образовано от санскритского «deva» - ‘Бог’ и «devata» - ‘божество’. Однако эта форма слова имеет более глубокий смысл. Девами в индуизме называют многих богов, каждый из которых обладает определёнными качествами (Агнидев - бог огня, Павандев - бог ветра, Сурьядев - бог солнца, Ямадев - бог смерти и т. д.). У славян это были дивы, каждый из которых имел свою вотчину, в которой творил чудеса. Слово «девасья», как и другие слова в санскрите, имеет общую с русским языком фонетику и порядок словообразования. Нас интересует окончание «sya». Мы можем поискать в русском языке похожие формы: например - колосья, братья, кутья, гостья, третья, харатья, сватья и т. д. «Т» и «С» - взаимозаменяемые звуки, часто сливаются, образуя звук «Ц», потому у нас много глаголов, оканчивающихся на «тся», а произносим всегда «ца», так и получается, что глагол «дивиться» и существительное «девица» звучат одинаково. Как у нас, так и в санскрите, мы можем встретить этот дифтонг, например, «матсья» - рыба, и здесь мы тоже при правильном произношении услышим «Ц». В санскрите нет буквы, обозначающей звук «Ц», однако сам звук есть, и используются то «С», то «Т», то обе буквы вместе - всё как в русском языке. Получается, что в окончаниях «Т» и «С» могут меняться в зависимости от самих слов. Мы обращаем внимание на то, что слово «deva» в санскрите мужского рода; если поискать среди приведённых выше примеров русских слов, то мы увидим, что большинство из них женского рода и лишь два (братья и колосья) имеют мужской род и множественное число, что как раз и образует такое окончание. Следовательно, мы можем сделать вывод, что devasya - это божества. Божество или Бог во множественном числе, т. е. множественная форма Бога. Как братья рождаются от одного отца, как колосья в поле все одного рода, так и все божества вышли из единого источника - основы и первопричины всего, содержащей в себе качества всех богов. Мы можем почувствовать в этом слове истинный абсолютизм Бога.

Dhimahi - ‘медитация’. «Dhi» - ‘интеллект, ум, разум’; «mahi» - ‘максимум, великий, большой’. Т. е. дословно мы получаем максимальную работу разума над самим собой, образно говоря, околопредельные способности мозга. Это и есть концентрация. В контексте мантры это слово означает предельную концентрацию на Боге, направление всей ментальной энергии к высшему источнику существования.

Dhiyo yo - «dhi» означает ‘ум’; «yo» - ‘дискомфорт, укрощение, ограничение, аскеза’.

Например, йога (где «га» - ‘движение’) - путь аскез, движение к контролю, управлению. В русском языке звук «йо», а проще «ё», занимает особое место. Во всех словах, где он образует корневую основу и не заменяется более мягкой «е», везде мы можем заметить аспект аскезы, болезненности, неприятных ощущений. Например, ёж, ёлка, ёрш, йод (хотя слово уже появилось позднее), мёд (без укуса пчел в старину было не добыть), лёд (обжигает в мороз не хуже огня), лён (льняная пряжа состоит из лубяных волокон, сильно заостряющихся на концах, грубое полотно). В общем, этот список можно продолжать, но чаще всего звук «ё» русский человек произносит сквозь зубы, когда внезапно ударяется или испытывает боль, а также использует дозволенные ругательства: «ё-моё», «ёлки-палки», «ёжкин кот», «ёкэлэмэнэ» и т. д.

Nah - ‘наш, нас’ (местоимение).

Prachodayat - ‘просветит, даст просвещение’.

Таким образом, мы получаем высказывание о том, что в укрощённом уме через аскезу и есть наше просветление. Эта часть является одновременно и мантрой, и молитвой, в которой практик обращается к высшим силам с просьбой о помощи в проведении по пути аскез к свету истины.


Гаятри-мантра: что она дает. Сила и могущество Гаятри-мантры

В этой статье были разобраны все составляющие Гаятри-мантры, однако заключительный перевод может быть понят только посредством усердной практики пения этой мантры, размышлением и/или отсутствием размышления. Результат всегда зависит от цели, поэтому честно осознавайте истинную цель практики.

Иногда может наступить такое время, когда наше сознание под воздействием окружающих нас энергий становится нестабильным, легко управляемой марионеткой страстей; асаны могут оказаться малоэффективными, пранаямы - неактуальными в данное время, а медитация - не по зубам. Именно в такое время мантра становится «палочкой-выручалочкой». Благодаря мантре происходит сонастройка вектора сознания (которое всегда стремится наружу) с вектором души (которая всегда стремится внутрь, к живатме, к Богу). С помощью Гаятри-мантры, где грань между мантрой и молитвой весьма размыта, можно обрести избавление от невежества, найти вдохновение и силы на преодоление своих страстей, преобразовав их в позитивные качества. Она приносит Великие плоды - это знание и мудрость, так как раскрывает в нашем сознании высшее «Я» (частицу Абсолюта), которое является всем сущим, всей энергией и всей истиной - это «Я» всего. Согласно писаниям, человек, познавший это, всегда будет мудр, а значит, будет жить в соответствии с Дхармой, с волей

Всевышнего, его здоровье не иссякнет, как не иссякнет сила и энергия. Когда-то эту простую истину осознал Вишвамитра, так последуем же его примеру.

Гаятри - это универсальная мантра, хранимая в Ведах. Веда означает знание, и эта мантра способствует и увеличивает силу, способствующую познанию.

Гаятри мантра впервые появилась в Ригведе, раннем ведическом тексте, написанном между 1800 и 1500 годами до нашей эры. Также она упоминается как важный ритуал в «Бхагавад Гите».

Эта мантра посвящена Савитуру – богу Солнца. Солнце является как физическим, так и духовным, оно освещает людям путь и дарует гармонию с миром.

Кто такая Гаятри

Гаятри – Мать всех Священных Вед (Гаятри Чандхасам матха), у нее есть три названия: Гаятри, Савитри и Сарасвати. Гаятри – олицетворяет чувства и является хозяйкой чувств. Савитри – олицетворяет истину и является хозяйкой Праны (Жизненной Силы). Сарасвати отвечает за речь (ваак). Эти три богини олицетворяют чистоту в мыслях, словах и делах, и присутствуют в каждом из нас.

Гаятри присутствует везде, где воспевается ее имя. Она очень сильная. Тому, кто поклоняется ей, она дарует чистые мысли и направляет чувства в правильном направлении.

Преимущества Гаятри мантры

  • Дарует мудрость.
  • Устраняет из жизни препятствия.
  • Увеличивает концентрацию.
  • Связывает нас с Всевышним.
  • Дает силу.
  • Защищает и оберегает на работе, в дороге, путешествиях.

Когда читать Гаятри мантру

Крайне важно повторять Гаятри мантру три раза: когда проснулись, в обед и когда ложитесь спать. Это будет способствовать уменьшению последствий от неправильных действий, которые мы совершаем каждый день. Повторять Гаятри мантру можно во время купания. В конце мантры повторите три раза Ом шанти, таким образом вы призовете мир в свое тело, разум и душу.

Текст Гаятри мантры

Ом бхур бхувах сваха

Тат савитур вареньям

Барго девасья димахи

Дийо йо нах прачодаят

Ом шанти, шанти, шанти.

Перевод Гаятри мантры:

Мы медитируем на сияние Творца,

Который создал Вселенную,

Который достоин прославления,

Который воплощает Знание и Свет,

Который избавляет от всех грехов и невежества,



 
Статьи по теме:
Как пьянеют разные знаки зодиака Как бухают знаки зодиака
Невероятные факты Всегда интересно узнать, что знак зодиака может рассказать о характере человека. Еще более занимательно наблюдать за тем, как разные знаки Зодиака общаются друг с другом в различных ситуациях. Всем известно, что алкоголь действует
Педагогический проект «Знакомим детей с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Проект « Эш беткәч уйнарга ярый » Воспитатели: Гумаро
Боевые катера черноморского флота россии
Ракетные катера проекта 12411 предназначены для уничтожения боевых надводных кораблей противника, транспортных и десантных средств и судов в море, пунктах базирования, морских группировок и их прикрытия, а также для прикрытия дружественных кораблей и судо
Целочисленные оптимизационные задачи
Задачи на оптимальный выбор1. В 1­е классы поступает 45 человек: 20 мальчиков и 25 девочек. Их распределили по двум классам: в одном должно получиться 22 человека, а в другом пределенияпосчитали процент девочек в каждом классе и полученные числа сложили.