Эпоха дворцовых переворотов. Материал к историческому сочинению Теория темы дворцовые перевороты к огэ

О лекторе

Орлов Игорь Борисович — доктор исторических наук, профессор, заместитель руководителя Департамента политической науки Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

План лекции

1. Причины дворцовых переворотов;
2. Особая роль гвардии;
3. Проблема фаворитизма;
4. Верховный совет и судьба «кондиций»;
5. Анна Иоанновна и «бироновщина»;
6. Правление Елизаветы Петровны;
7. Борьба дворян за отмену обязательной службы и Указ о вольности дворянской;
8. Дворцовый переворот 1762 г. и его последствия.

Аннотация

В рамках данной лекции рассматривается исторический период 1725-1762 гг., получивший в историографии с подачи В.О. Ключевского наименование «эпоха дворцовых переворотов». Причины складывания монархического режима, «ограниченного цареубийством» заключались в отсутствии не только четких механизмов передачи власти, но и широкой народной опоры режима. Именно в силу этого принятие политических решений правительством сильно зависело от позиции гвардии. В этой связи «десятидневную конституционно-аристократическую монархию XVIII в.» (Верховный тайный совет и «кондиции») можно расценивать как возможность смены самодержавного правления вариантом конституционной монархии. Далее в данной лекции рассматриваются такие элементы политической системы периода 1725-1762 гг., как фаворитизм, гвардейская корпорация, «засилье» иностранцев, Тайная канцелярии, наличие стоящих над Сенатом органов (Верховный совет, Кабинет министров, Конференция при Высочайшем дворе). Мы наблюдаем, как на протяжении рассматриваемого периода российское дворянство постепенно освобождается от обязательной службы. Тем самым совершается отход от задуманной Петром I модели дворянской бюрократии в сторону бюрократии всесословной. В целом можно сделать вывод, что европейские ориентиры периода дворцовых переворотов подготавливали почву для распространения в России идеологии Просвещения. Движение по этому пути подразумевало не только падение роли Церкви, но и упразднение со временем традиционной модели русской монархии.

Вопросы по теме лекции

1. Почему именно XVIII век стал «эпохой дворцовых переворотов»?
2. В чем состоит причина сравнительной легкости осуществления переворотов в России XVIII столетия?
3. Как объяснить факт широкой кооптации иностранцев в структуры государственной власти Российской империи XVIII века?
4. Как оценить «кондиции», предложенные «верховниками» Анне Иоанновне: как аристократическую реакцию или попытку введения конституционного правления?
5. Сохранилась ли в эпоху дворцовых переворотов преемственность по отношению к эпохе Петра I?

Литература

1. Алхазашвилли Д.М. Борьба за наследие Петра Великого. М., 2002.
2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2002.
3. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994.
4. Гордин Я.И. «Меж рабством и свободой». 19 января-25 февраля 1730 г. СПб., 1994.
5. Мыльников А.С. Петр III: Повествование в документах и версиях. М., 2002.
6. Павленко Н.И. «Птенцы гнезда петрова». М., 1994.
7. Павленко Н. Екатерина I. М., 2004.
8. Петрухинцев Н.Н. Царствование Анны Иоанновны: Формирование внутриполитического курса и судьбы армии и флота. СПб., 2001.
9. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. М., 1999.

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ

1. В ходе какой из войн 16-18 вв. русские войска взяли Берлин? а) Ливонской б) Северной в) Семилетней г) Смоленской

2 . Кто из названных лиц был государственным деятелем в период правления Анны Иоанновны?

а) Г. Потемкин б) Э. Бирон в) А. Меншиков г) А. Разумовский

3 . С каким из названных событий связано понятие «кондиции»?

а) восшествием на престол Екатерины 1 б) реформами Петра 1 в) реформами Павла 1 г) восшествием на престол Анны

4. Дочь Петра 1 Елизавета оказалась на российском престоле

а) по завещанию Петра 1 б) по требованию участников крестьянского восстания

в) по приглашению Верховного Тайного Совета г) в результате дворцового переворота

5. Расположите в хронологической последовательности

а) семилетняя война б) азовские походы в) «Табель о рангах» г) правление Ивана VI

6 . Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности:

а) Курбский б) Лефорт в) Ордин-Нащокин г) И. Шувалов д) Э. Бирон е) И. Долгорукий

7. Прочтите отрывок из сочинения историка Ключевского и укажите, чье царствование характеризует историк:

« Это был грубый вызов русскому чувству национальной чести. Но немцы после десятилетнего господства, озлобившего русских, усевшись около русского престола, точно голодные кошки около горшка с кашей, и достаточно напитавшись, начали на сытом досуге грызть друг друга» а) Анны Иоанновны б) Петра 111 в) Екатерины 11 г) Елизаветы Петровн ы

8. Прочтите отрывок из сочинения историка Каменского и назовите правителя, о котором идет речь :

« В самом конце 1761 года на российский престол поднялся 35-летний человек – нервный, впечатлительный, невоздержанный в своих порывах и увлечениях. Он не знал и не любил страну, которой ему предстояло править, и ему в голову не приходило, что по отношению к этой стране у него есть какие-то обязанности, а ее народ – не просто толпа подданных. Вырвавшись из клетки, где его держали практически всю сознательную жизнь, он впервые ощутил себя императором, самодержцем с безграничной властью и упивался свободой, возможностью жить и царствовать по своему хотению»

9 . Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы .

25 ноября 1741 года гвардия провозгласила императрицей «дщерь Петрову! Елизавету Петровну.

Каким образом она взошла на престол и почему? (Назовите не менее двух фактов). Назовите не менее трех особенностей правления Елизаветы Петровны.

10. Назовите не менее двух общих черт всех дворцовых переворотов с 1725 по 1762 год .

11. Исправьте не менее 7 ошибок (некоторые встречаются не один раз) в тексте.

После смерти Петра 1 встал вопрос о власти. Выбор пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и ей с приглашением на престол направили ей «кондиции». Эти правила были опубликованы во всех газетах. Но Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают «кондиции». Только поле этого она поставила свою подпись на документе.

12. Какое из перечисленных событий произошло в 18 веке? А)открытие Славяно-греко-латинской академии

Б) открытие Высших женских курсов В) открытие Царскосельского лицея Г) основание Московского университета

13. Русские войска в 18 веке вступили в Берлин в ходе … А) Семилетней войны Б) Северной войны

В) походов Суворова Г) походов Ушакова

14. Уложенная комиссия была призвана… А) учредить новый порядок престолонаследия Б) отменить крепостное право В) разработать новый свод законов Г) учредить Государственный совет

15. Секуляризация – это… А)политика оказания экономической помощи предпринимателям Б) активное гос. Вмешательство в хоз. жизнь В) политика гос-ва, направленная на поддержку отечественного производства Г) обращение гос-вом церковной собственности в государственную

16. Какие три события произошли в период правления Екатерины 2 А) восстание под предводительством Пугачева Б) взятие крепости Измаил русскими войсками В) церковная реформа патриарха Никона Г) секуляризация Д) вхождение Крыма в состав России Е) полтавская битва

17. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. «Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные им кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только 2, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же 10 пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти монарха в пользу конкретных фамилий. Сказанное дает основание считать «лазейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников.» А) Под каким название вошел в историю описанный период? Кем были составлены кондиции? Кому было предложено их подписать? Б) Какова была цель кондиций? Почему ее не удалось реализовать?(3 причины) В) Как оценивает автор «затейку» верховиков? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? (2 довода)

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ Николаев Игорь Михайлович

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов

Россия после Петра

Д ворцовые перевороты были связаны главным образом с тремя моментами. Во-первых, указ о наследии престола 1722 г. предоставлял монарху право назначать наследника, и при каждом новом царствовании возникал вопрос о преемнике престола. Во-вторых, переворотам способствовала незрелость русского общества, явившаяся следствием петровских реформ. В-третьих, после смерти Петра ни один дворцовый переворот не обошёлся без вмешательства гвардии. Она была военной и политической силой, наиболее близко стоявшей к власти, чётко осознававшей свои интересы при том или ином перевороте. Объясняется это составом гвардейских полков – в них входили в основном дворяне, поэтому гвардия отражала интересы значительной части своего сословия. С усилением политической роли дворянства росли и их привилегии (в этом немалая роль принадлежит дворцовым переворотам).

Пётр умер (январь 1725 г.) , не оставив завещания. Под давлением гвардии и А.Д. Меншикова Сенат сделал императрицей жену Петра, Екатерину Алексеевну. В годы её краткого царствования Меншиков приобрёл огромную власть, став фактическим правителем государства. Это вызвало сильное недовольство группы правящей верхушки и старого боярства, которое удержалось у власти при Петре. В результате компромисса в феврале 1726 г. был учреждён Верховный тайный совет, в который вошли представители старой и новой знати. Он стал высшим органом государственного управления, лишив Сенат прежнего значения.

После смерти Екатерины I, по её завещанию, императором провозгласили 11-летнего внука Петра I – Петра Алексеевича (сына царевича Алексея). До его совершеннолетия устанавливалось регентство Верховного тайного совета. При новом императоре Меншиков первоначально сохранял свои позиции, затем фаворитами Петра II стали князья Долгоруковы. Меншиков попал в опалу, был отправлен в ссылку, где вскоре и скончался.

В январе 1730 г. перед самой женитьбой на княжне Е. Долгоруковой неожиданно заболел и умер Пётр II. Члены Верховного тайного совета («верховники») были намерены предложить престол Анне Иоанновне, племяннице Петра I. Они считали, что давно жившая в Митаве вдовствующая герцогиня Курляндская, слабо связанная с придворными кругами и гвардией, не помешает им, по выражению Д.М. Голицына, «воли себе прибавить». Анне предложили кондиции (условия) из восьми пунктов, главный из которых предписывал ей решать все важные дела только с «верховниками». Слухи о «затейке» (такое название в истории получили эти события) разошлись по Москве и вызвали недовольство дворянства, боявшегося получить вместо одного самодержца сразу нескольких правителей. Используя поддержку гвардии, Анна разорвала подписанные ранее кондиции и этим, по существу, прекратила всякие разговоры об ограничении самодержавия.

С воцарением Анны Иоанновны начался процесс превращения дворянства из служилого в привилегированное сословие. Срок службы сократился до 25 лет. Возросла роль Тайной канцелярии (политической полиции), сыска и доносов («слово и дело»).

Еще будучи герцогиней Курляндской, Анна окружила себя немецкими фаворитами, среди которых первым и самым влиятельным был сын придворного конюха герцогов – Э. Бирон. По его имени время правления Анны Иоанновны (1730–1740) получило название бироновщина.

(Кстати, иностранное засилье в годы правления Анны – уже при Елизавете Петровне – было сильно преувеличено, но с удовольствием подхвачено и растиражировано российскими историками.)

Сестра Анны, Екатерина, была замужем за герцогом Мекленбургским, а их дочь, Анна Леопольдовна, вышла замуж за принца Антона Брауншвейгского. Незадолго до смерти Анна Иоанновна назначила их двухмесячного сына Ивана Антоновича своим наследником, а регентом – Бирона. Но уже через короткое время после воцарения Ивана VI Бирона лишили власти и отправили в ссылку. Регентский пост заняла мать императора Анна Леопольдовна, присвоив себе титул правительницы, но реальная власть осталась в руках сначала Б.К. Миниха, а потом А.И. Остермана.

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Эпоха Эпоха – термин финансовых вычислений, означающий день, с которого начинается исчисление процентов по текущим

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Эпоха См. также «Время», «Прошлое» Плохо, если в роли учителей выступают продукты эпохи, составляющей предмет обучения. Ежи Урбан Аксиомы одной эпохи - нерешенные задачи следующей. Р. Х. Тони Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит. Григорий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭП) автора БСЭ

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Эпоха Дедалов Тут, пожалуй, надо на время прервать повествование о дирижаблях, чтобы вы не подумали, что только на них свет клином сошелся. Нет, наряду с летательными аппаратами легче воздуха, к которым относят аэростаты, люди упорно изобретали и строили летательные

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

Эпоха палеолита 2,4 млн лет до н. э. Обработка камня (Африка)1,65 млн лет до н. э. Топор1 млн лет до н. э. Владение огнем (Африка)100-500 тыс. лет до н. э. Пошив одежды400 тыс. лет до н. э. Краска400 тыс. лет до н. э. Копье (Германия)100 тыс. лет до н. э. Каменный нож (Африка, Ближний

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Эпоха дворцовых переворотов Эпоха дворцовых переворотов – период в истории Российской империи, когда приход к высшей государственной власти достигался за счёт дворцовых переворотов с участием гвардии или придворных. Дворцовые перевороты – регулятор отношений

Из книги автора

Из книги автора

Эпоха дворцовых переворотов Россия после Петра Дворцовые перевороты были связаны главным образом с тремя моментами. Во-первых, указ о наследии престола 1722 г. предоставлял монарху право назначать наследника, и при каждом новом царствовании возникал вопрос о преемнике

Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме « Российская империя в 1725-1762 гг. Эпоха дворцовых переворотов»

Пояснительный текст к блоку

Тема «Эпоха дворцовых переворотов» охватывает сравнительно небольшой период, но традиционно является одной из самых сложных: дети путаются в именах, датах, родственных связях и т.п. Именно поэтому материал блока и комментарий к нему имеют некоторые осо­бенности: введена дополнительная рубрика «Правители», работая с которой (самостоятельно или под руководством учителя, репетитора), ученики заполняют верхнюю часть блока.

Правители. Период 1725-1762 гг. вошел в историю России как эпоха дворцовых пере­воротов. Борьба различных группировок в правящем слое и отсутствие четкого порядка пре­столонаследия вели к частой смене власти. От первого брака (с Евдокией Лопухиной) у Петра I был сын Алексей, которого он обвинил в измене и убил, и маленький внук Петр, кандидатуру которого поддерживала родовитая знать (Голицыны, Долгорукие и др.). От вто­рого брака - с Екатериной - у Петра были дочери Анна (замужем за голштинским герцо­гом) и Елизавета. Другую ветвь правящего дома представляли потомки Ивана V (сына царя Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской) - Анна, выданная замуж за герцога Курляндского и тут же овдовевшая, и другие дочери.

Петр I установил, что царствующий монарх сам назначает себе преемника, но не успел воспользоваться этим правом. Под давлением ближайшего сподвижника Петра I А.Д. Меншикова и гвардейцев императрицей была провозглашена вдова Петра Екатерина I (1725-1727). После ее смерти императором стал внук Петра I юный Петр II (1727-1730). После его внезапной смерти знать пригласила на престол Анну Иоанновну (1730-1740). Последняя, стремясь закрепить престол за своей династической ветвью, завещала трон внуку своей сест­ры Екатерины -грудному младенцу Ивану VI (1740-1741). Регентом сначала был фаворит Анны Бирон, а затем мать Ивана VI Анна Леопольдовна.

В 1741 г. гвардейцы возвели на престол дочь Петра I Елизавету (1741-1761). Затем им­ператором стал ее племянник Петр III (1761-1762). Конец его правлению положил очеред­ной переворот, причем во главе заговора встала супруга императора Екатерина. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит, и началось длительное правление Екатерины П.

Внутренняя политика. Дворцовыми переворотами принято считать не только насильст­венную смену верховного правителя, но и любые силовые действия группы лиц по установ­лению приемлемой для них власти. С этой точки зрения первым переворотом можно считать приход к власти Екатерины I, когда гвардейцы под предводительством ближайшего спод­вижника Петра I А.Д. Меншикова заставили Сенат согласиться с ее кандидатурой (1). Для управления страной был создан Верховный тайный совет, в который вошли представители старой и новой знати, но фактически возглавил его Меншиков (2).

Наследование престола Петром II произошло мирно, так как Меншиков, ранее катего­рический противник этой кандидатуры, согласился с ней, вознамерившись женить юного императора на своей дочери. Однако в результате придворной интриги Меншиков лишился всего имущества и был сослан в Сибирь (3).

После смерти Петра II члены Верховного тайного совета («верховники») во главе с Д.М. Голицыным, приглашая на престол Анну Иоанновну, решили ограничить ее власть особыми условиями (кондициями). Анна подписала кондиции, но, приехав на коронацию, выяснила, что многие дворяне не поддерживают планы «верховников» по установлению ари­стократического правления. Тогда она разорвала кондиции и стала править как самодержи­ца (4).

Правление Анны Иоанновны традиционно считается временем засилья иностранцев, из­вестным как бироновщина (по имени фаворита императрицы немца Э.И. Бирона) (5). Жертвой интриг стал кабинет-министр А.П. Волынский, выступавший за проведение реформ (6).

Анна назначила регентом при малолетнем Иване VI Бирона, но последний был свергнут всего через три недели после смерти Анны (7). Регентшей стала Анна Леопольдовна, но и она была свергнута в 1741 г. гвардейцами, возведшими на престол Елизавету (8). Двадцатилетнее правление Елизаветы не отмечено проведением глубоких реформ в сфере управления.

Петр III, воспитанный в рамках немецкой культуры, стал отдавать предпочтение нем­цам, что грозило повторением бироновщины. Это, а также откровенное презрение императо­ра к русской культуре и прекращение успешной для России Семилетней войны вызвали не­довольство столичной знати. В 1762 г. Петр III был свергнут и убит (9).

Внешняя политика. Сохранялись три традиционных направления - северо-западное (противодействие попыткам Швеции взять реванш за поражение в Северной войне); западное (контроль ситуации в Польше); южное (борьба за выход к Черному морю, противодействие набегам крымских татар).

В правление Анны Иоанновны России удалось в ходе войны за польское наследство по­ставить на польский престол своего ставленника (10), а по результатам русско-турецкой вой­ны вернуть Азов (но без права строить там укрепления и держать флот) (11). Однако, желая в борьбе с Османской империей заручиться поддержкой Ирана, Россия отдала ему побережье Каспийского моря, приобретенное Петром I в ходе Персидского похода (12).

В правление Елизаветы Россия нанесла поражение Швеции, пытавшейся взять реванш за поражение в Северной войне (13). Но главным событием стало участие России в Семилет­ней войне в союзе с Австрией и Францией против Пруссии и Англии (1757-1762). Россия была обеспокоена усилением Пруссии и развернула против нее военные действия, в ходе ко­торых нанесла считавшейся лучшей в Европе прусской армии короля Фридриха II Великого ряд поражений (Гросс-Егерсдорф, Кунерсдорф) и вошла в Берлин (14). Однако смерть Елиза­веты и приход к власти Петра III, благоговевшего перед Фридрихом, привели к отказу от всех завоеваний и заключению союза с Пруссией (15).

Хозяйство и общественные отношения. Хозяйство России в описываемый период раз­вивалось в целом успешно. Важное значение имели некоторые мероприятия, проведенные в правление Елизаветы Петровны, в частности отмена внутренних таможен, способствовавшая развитию торговли, и учреждение двух банков – Дворянского и Купеческого (16).

В социальной сфере наблюдались два параллельных и взаимосвязанных процесса: рост привилегий дворян (ограничение срока службы, отмена указа о единонаследии, предоставле­ние монополии на винокурение и пр.) и усиление крепостного гнета, то есть власти дворян над крестьянами (право ссылать крепостных в Сибирь и др.) (17). В конечном итоге при Петре III дво­рянам была дарована важнейшая привилегия - освобождение от обязательной государст­венной службы (Манифест о вольности дворянской, 1762 г.) (18).

Культура. В период дворцовых переворотов образование приобретает более замкнутый (в сравнении с Петровской эпохой) сословный характер, но возникают новые учебные заве­дения. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и фаворита Елизаветы И.И. Шувалова ос­новывается первый в России университет - Московский (19).

Успешно развивается наука, центром которой становится Академия наук. В Россию приглашаются крупные западные ученые - Эйлер, Миллер, Бернулли и др. (20). Организованные Академией наук Камчатские экспедиции совершают ряд важных открытий, в част­ности, подтверждают существование пролива между Америкой и Азией (В. Беринг) (21). На первую половину XVIII столетия приходится деятельность историка В.Н. Татищева (22). Ве­ликим и многогранным ученым был М.В. Ломоносов, первый русский член АН (23).

В литературе господствовал классицизм (Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский и др.) (24), в архитектуре - барокко (Растрелли) (25). В середине XVIII в. создается первый обще­доступный театр (Волков) (26).

ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения кондиций

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторические деятели

Кто такой(ие)?

Что сделали?Что с ними произошло?

А.Д. Меншиков

«Верховники»

Э.И. Бирон

С.Ф. Апраксин

П.С. Салтыков

М.В. Ломоносов

И.И. Шувалов

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII - первой половины XVIII в.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром - тех, кто был регентом при малолетних правителях.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

Речь Посполитую, Швецию, Крымское ханство, Санкт-Петербург.

5. Работа с понятиями

Дайте определение понятий.

1. Кондиции -

«Верховники» -

Фаворит -

Секуляризация земли -

«Бироновщина» -

6. Работа с суждениями историков

О каких деятелях эпохи дворцовых переворотов и царствованиях рассуждают исто­рики?

A. «Россияне хвалили ее царствование: она изъявляла к ним более доверенности, не­жели к немцам, восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела любовников добродушных, страсть к весельям и нежным стихам».______________________

Б. «Шуты составляли необходимую принадлежность двора... В числе их находился один князь Голицын, прозывавшийся Квасником. Пятидесятилетнего Квасника вздумали женить на придворной калмычке Бужениновой и при этом удобном случае решились повеселиться на славу... Придумали для новобрачных построить Ледяной дом...»___________________

B. «Серо и черство началась ее семейная жизнь с 17-летним вечным недоростком... Он играл в свои куклы и солдаты... Настоящей тиранкой была "дорогая тетушка"... К родите­лям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел... На­стоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге». ___________________________

Г. «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то вре­мя, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Дол­горуковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меншикова». ________________________

Д. «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прус­ской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе ма­неры и привычки прусского солдата»._____________________

Е. «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русско­го». ______________________

Ж. «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого вре­мени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувство­валась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась са­мая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока - иго татарское».______________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания уровня А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выберите правильный ответ, единственный из четырех предложенных, и обведите его.

1. Какой ряд дат отражает начало царствований?

1) 1725 г., 1732 г. 3) 1730 г., 1751 г.

2) 1728 г., 1741 г. 4) 1727 г., 1761 г.

2. В период правления Екатерины I был(а) создан(а)

1) Московский университет

2) Верховный тайный совет

3) Уложенная комиссия

4) Святейший Синод

3. Одна из причин свержения Петра III

2) Манифест о вольности дворянской

3) переход от войны с Пруссией к союзу с ней

4) слишком юный возраст императора

4. Бироновщиной называют эпоху

1) регентства Бирона после смерти Анны Иоанновны

2) правления Анны Иоанновны

3) от смерти Петра Великого до начала царствования Елизаветы

4) дворцовых переворотов

5. Ограничения власти Анны Иоанновны были записаны в документе, который получил название

1) Манифест о вольности дворянской

2) Тестамент

3) Кондиции

6. Русскими войсками в начале Семилетней войны командовал

1) С.Ф. Апраксин 3) П.А. Румянцев

2) А.Д. Меншиков 4) П.С. Салтыков

7. В эпоху дворцовых переворотов был(а) отменен(а)

1) указ о порядке престолонаследия

2) указ о единонаследии

3) «Табель о рангах»

4) «Духовный регламент»

8. В ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. русские войска

1) перешли реку Дунай

2) основали Севастополь

3) развернули военные действия на Кавказе

4) вошли в Крым

9. Дворянский банк

1) выдавал помещикам льготные ссуды под залог имений

2) организовывал новые помещичьи хозяйства на приобретенных землях

3) финансировал создание вотчинных мануфактур

4) верно всё вышесказанное

10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, когда произошли описанные события.

«Принцесса прошла прямо в караульню. "Проснитесь, мои дети", - сказала она солда­там, - "и слушайте меня. Хотите ли вы следовать за дочерью Петра I? Вы знаете, что пре­стол мне принадлежит, несправедливость, причиненная мне, отзывается на всем нашем бед­ном народе, и он изнывает под игом немцев. Освободимся от наших гонителей!"»

1) 1730 г. 3) 1741 г.

2) 1740 г. 4) 1762 г.

11. Разумовские и Шуваловы - это деятели царствования

1) Петра II

2) Петра III

3) Екатерины I

4) Елизаветы

12. Кто из перечисленных ниже лиц прославился как самый известный архитектор перио­да дворцовых переворотов?

1) Б. Растрелли 3) А. Сумароков

2) М. Ломоносов 4) В. Тредиаковский

13. Секуляризация земли - это передача земли от

1) церкви государству 3) церкви дворянам

2) государства дворянам 4) крестьян помещикам

14. Русские войска впервые вступили в Берлин в

1)1740 г. 3)1760 г.

2) 1757 г. 4) 1762 г.

15. Иоанн Антонович

1) погиб во время дворцового переворота

2) убит при попытке освобождения

16. С какими из перечисленных стран воевала Россия в период дворцовых переворотов?

A) Османская империя

Г) Австрия

Д) Пруссия

Е) Персия

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АДЕ 3) АВД 4) ВГЕ

17. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите дату событий, о которых идет речь.

«Вси к поздравлению ее величества, в комнату телу умершего государя близкую при­шли; просили ее величество, дабы бремя государственного владения, которое Бог и супруг ей вручили, действительно принять изволила. Но государыня сокрушенна печалию и неутоми­мо плачущая, не могла почти словесно ответствовать; только не возбраняя руки целующим, соизволение свое показала».

1) 1725 г. 3) 1741 г.

2) 1730 г. 4) 1762 г.

18. Какой из перечисленных архитектурных стилей господствовал в России в эпоху двор­цовых переворотов?

1) шатровый 3) классицизм

2) барокко 4) ампир

19. В период дворцовых переворотов Россия потеряла

1) западный и южный берега Каспийского моря

2) Эстляндию и Лифляндию

3) Ингрию (Ингерманландию)

20. Отметьте правильную последовательность правлений.

1) Екатерина I, Петр III, Елизавета

2) Петр II, Елизавета, Анна Иоанновна

3) Петр II, Петр III, Елизавета

    Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна

Задания уровня В

Эти задания требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр.

В1. Расположите в хронологической последовательности события Семилетней войны. За­пишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу .

A) бой у деревни Кунерсдорф

Б) вступление русских войск в Берлин

B) бой у деревни Цорндорф

Г) бой у деревни Грос-Егерсдорф

В2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запи­шите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ ФАКТЫ БИОГРАФИИ

A) А.Д. Меншиков 1) приглашение на престол Анны Иоанновны

Б) Долгорукие и Д.М. Голицын 2) исследование восточной оконечности Азии

B) И.И. Шувалов 3) убийство Петра III

5) создание Академии художеств

В3. Прочтите отрывок из исторического источника и назовите имя человека (с «порядко­вым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на рус­ский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географи­ческую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи. Напротив, на русском пре­столе [он] стал еще более голштинцем, чем был дома».

Ответ: _____________________.

В4. Установите соответствие между именами правителей России и тем, в каком родстве они состояли с Петром I . К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ИМЕНА РОДСТВО

A) Екатерина I 1) племянница

Б) Екатерина II 2) первая жена

B) Анна (императрица) 3) вторая жена

Г) Елизавета 4) жена внука

Тренинг по теме

«РОССИЯ в эпоху дворцовых переворотов»

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

Попытка введения «кондиций»

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

3. Работа со схемой

Заполните родословную таблицу «Русские цари и императоры второй половины XVII – первой половины XVIII вв.». Подчеркните сплошной чертой имена тех, кто занимал российский престол, пунктиром – тех, кто был регентом при малолетних правителях.

дорогая тетушка"… К родителям она могла посылать только письма, составленные в Коллегии иностранных дел… Настоящую, надежную союзницу в борьбе со скукой [она] встретила в книге».

Г . «[Он] не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нем какой-нибудь приговор... Смерть постигла его в то время, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Долгоруковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меньшикова».

Д . «Он завел себе особую голштинскую гвардию из всякого международного сброда, но только не из русских своих подданных: то были большею частью сержанты и капралы прусской армии... Считая для себя образцом армию Фридриха II, [он] старался усвоить себе манеры и привычки прусского солдата».

Е . «Россия ПРИШЛА В СЕБЯ. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то [императрица] спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского».

Ж . «Как бы ни старались в отдельных частных чертах уменьшить бедствия этого времени, оно навсегда останется самым темным временем в нашей истории XVIII века, ибо дело шло не о частных бедствиях, не о материальных лишениях: народный дух страдал, чувствовалась измена основному, жизненному правилу великого преобразователя, чувствовалась самая темная сторона новой жизни, чувствовалось иго с Запада, более тяжкое, чем прежнее иго с Востока – иго татарское».

проверочный контроль

Структура работы

классицизм

Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание , сочетание букв или букв и цифр .

B1. Расположите в хронологическом порядке события Семилетней войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые . Например: АБВГ . __________________

А) бой у деревни Кунерсдорф

Б) вступление русских войск в Берлин

В) бой у деревни Цорндорф

Г) бой у деревни Гросс-Егерсдорф

B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографии. Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г )

B3. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя человека, о котором идет речь.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на русский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи. Напротив, на русском престоле [он] стал еще более голштинцем, чем был дома».

_________________________

B4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром I . Ответ запишите в левый столбик (сначала цифру, затем соответствующую ей букву, например 1А, 2Б, 3В, 4Г )

B5. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите имя правителя.

«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление… Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она… строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь».

______________________

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжелые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки ее поданное, разодрала и на землю бросила».

C1. Определите время событий и главное действующее лицо.

C2. О каком письме идет речь в документе?

C3. Почему разрыв заключенного соглашения не имел для главного действующего лица последствий?

ОТВЕТЫ

Тренинг

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

Заполните таблицу.

Вступление русских войск в Берлин

Манифест о вольности дворянской

Открытие Московского университета

Попытка введения «кондиций»

Семилетняя война

Царствование Анны Иоанновны

Царствование Екатерины I

Царствование Елизаветы Петровны

Царствование Иоанна VI Антоновича

Царствование Петра II

Царствование Петра III

Эпоха дворцовых переворотов

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)

Исторический

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

Фактический правитель России при Екатерине I

1. При Петре II проиграл борьбу за власть и был сослан, в ссылке умер

«Верховники»

Члены Верховного тайного Совета, задумавшие в 1730 г. пригласить Анну и ограничить самодержавие

1. Сосланы и/или казнены Анной Иоанновной

Временщик при Анне Иоанновне, с именем которого связано немецкое засилье

1. Одержал победу у села Гросс-Егерсдорф

Русский военачальник в ходе Семилетней войны

1. Одержал победу у села Кунерсдорф

Русский ученый и поэт

1. Первый русский академик

2. Основатель Московского университета

Фаворит Елизаветы Петровны

1. Способствовал основанию Московского университета и Академии художеств

3. Работа со схемой

1 - Алексей Михайлович ; 2 – Мария Милославская; 3 – Наталья Нарышкина; 4 – Федор Алексеевич ; 5 – Софья Алексеевна ; 6 – Иван V ; 7 – Петр I ; 8 – Евдокия Лопухина; 9 – Екатерина I ; 10 – Екатерина Иоанновна; 11 – Анна Иоанновна ; 12 – Алексей; 13 – Анна; 14 – Елизавета Петровна ; 15 – Анна Леопольдовна ; 16 – Петр II ; 17 – Петр III ; 18 – Екатерина II ; 19 – Иван VI Антонович .

4. Работа с картой

5. Работа с понятиями

1. «Кондиции» – соглашения, подписанные Анной Иоанновной по требованию «верховников» как условия ее приглашения на престол; разорваны императрицей.

2. «Верховники» – члены Верховного тайного совета.

3. Фаворит – приближенный императора (императрицы), пользующийся большим личным доверием главы государства и имеющий возможность оказывать влияние на государственные дела.

4. Секуляризация земли – передача церковных и монастырских земель государству.

6. Работа с источниками

А – Елизавета, Б – Анна Иоанновна; В – Екатерина II; Г – Петр II; Д – Петр III; Е – Елизавета; Ж – Анна Иоанновна.

проверочный контроль

Часть 1

Часть 2

В2. 1Г2А3Д4В

В3. Петр III

В4. 1В2Г3А4Д

В5. Елизавета

Часть 3

Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1. 1730 г., Анна Иоанновна (Всего – 2. )

С2. Кондиции. (Всего – 1. )

С3. Самодержавие было поддержано дворянством. (Всего – 1. )



 
Статьи по теме:
Джон Дальтон (John Daliton)
Джон Дальтон (6 сентября 1766 - 27 июля 1844) - английский провинциальный учитель-самоучка, химик, метеоролог и естествоиспытатель. Один из самых знаменитых и уважаемых учёных своего времени, ставший широко известным благодаря своим новаторским работам
Храбрый портняжка Сказка
Братья ГриммВ одно прекрасное летнее утро на столе у своего окна сидел портняжка. Он был весел, доволен и работал изо всех сил.А в это время на улице появилась торговка.Варенье! Варенье! Хорошее варенье! - кричала она.Портняжка обрадовался. Он высунул в о
Второй закон ньютона для поступательного движения
ЛИТЕРАТУРА Основная Сотский Н.Б. Биомеханика. – Мн: БГУФК, 2005. Назаров В.Т. Движения спортсмена. М., Полымя 1976 Донской Д.Д. Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для институтов физической культуры.- М., Физкультура и спорт, 1979. Загревский В.И.
Как ориентироваться по солнцу, звездам и луне Ориентировка на местности по звёздам
Если вдруг вас застала ночь посреди дикой природы, место для ночлега не подходящее, а компас вы оставили дома или разбили, тут-то вам и пригодится умение ориентироваться по звездам.Полярная звездаСамым главным ориентиром на ночном небе является Полярная з