Дхарма – вечный путь живого существа. Что это такое? Что такое дхарма в буддизме — как найти путь к просветлению Что такое дхарма

(санскр., пали dhamma, тиб. Чо, "опора", "закон") - философский и религиозный многозначный термин, одно из важнейших понятий в древнеиндийской и буддийской культурах.

В контексте философии буддизма понятие дхарма также не имеет однозначного определения. Обычно, в зависимости от контекста, под Дхармой понимают:

  • всё Учение Будды, как закон вселенной, который он открыл и передал ученикам
  • каждый отдельный текст Учения Будды
  • мельчайшая частица потока сознания

Буддадхарма, Учение Будды

Учение Будды о Законе вселенной, одна из Трех Драгоценностей . В этом значении часто Учение Будды именуют кратко - Дхарма.

В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Буддийское Учение. Часть буддийского Прибежища. Учение Будды (ДХарму) подразделяют по-разному, часто на Тхераваду , Махаяну и Ваджраяну – три уровня поучений, данных Буддой ученикам в соответствии с их склонностями.

Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли. По Ф. И. Щербатскому , природа дхармы непостижима.

Символ дхармы - Дхармачакра - центральный мотив в национальном флаге Индии .

Дхармы-элементы

(неделимая составляющая бытия):

а) дхармы "входящие в составы" (Омраченные, сасрава)- элементы эмпирические, конституциирующие наш сансарический опыт, входящие в пять скандх живого существа. Дхарма как неделимый элемент психофизического опыта, структурированное множество таких элементов представляет собой "личность". Особенностью обусловленных, омраченных дхарм является их загрязненность (клеша). Это пять групп (скадх): форма (рупа), ощущения (ведана), представления (санджня), воля (санскара), сознание (виджняна). В свою очередь рупа делится на пять органов чувств (индрия), пять видов объектов (вишая) и непроявленное (авиджняпти). Индрия это органы зрения (чакшу), слуха (шротра), вкуса (джихва), обоняния (гхрана), осязания (кая). Вишая это зрительные (рупа), слуховые (шабда), вкусовые (раса), обонятельные (гандха), осязательные (спраштавья) данные. Десять органов чувств и объектов. Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими - по Закону причинно-зависимого происходения (Карма) Дхармы существуют в Дхармадхату - сферах дхарм, где развертываются все явления.
б) дхармы "не входящие в составы"(не омраченные, анасрава)- элементы, не относящиеся к обыденному опыту. Это истина пути (марга), абсолютное пространство (акаша) и два прекращения (ниродха).
Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует того, кто воспринимает мир. Личность как некая изменяющаяся структура дхарм - состоит из дхарм благих и неблагих, чем меньше существо отклоняется от Закона, описанного в Учении Будды, тем более в структуре-потоке его личности благих дхарм, что по закону кармы ведет к уменьшению страдания, испытываемого человеком. Придерживаясь нравственных законов, человек в "потоке сознания" опирается на благие дхармы, и создает опору для благоприятной жизни и следующего рождения. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного - ни мира самого по себе, ни вечной неизменной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана - состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Описание дхарм как элементов бытия изложено в третьей части буддийского канона, Абхидхарме. Их классификации посвящён труд «Абхидхармакоша» Васубандху .
Дхармы были классифицированы Буддой тремя способами: по группам (скандха), по базам (аятана) и по элементам (дхату). Васубандху объясняет причину необходимости тройной классификации следующим образом: "Сознательные существа заблуждаются в трояком отношении: одни заблуждаются относительно психических явлений, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Кроме того, проницательность людей различна, а также их склонности: одни в состоянии понять или любить только краткое; другие - среднее; третьи - пространное. Поэтому для первых предназначена классификация дхарм по пяти группам, для вторых - по 12 базам, а для третьих - по 18 элементам."

Литература

В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.

Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.

Понятие дхармы

В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.

Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого

  • Выполнять свою миссию, которую даровала Вселенная,
  • Повышать свой нравственный потенциал,
  • Строго следовать нравственным устоям общества,
  • Самосовершенствоваться и изменять свое внутреннее Я,
  • Достигнуть понимания Бога и его сути.

Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:

  • Воздержание,
  • Чистота,
  • Сочувствие и понимание,
  • Праведность.

И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.

Дхарма в буддизме

В различных религиозных учениях дхарму объясняют по- разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.

Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.

Дхарма в индуизме

Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.

Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает

  • Кодекс нравственных законов, стремясь к выполнению которых, можно достичь нирваны,
  • Основные моральные догмы и внутренняя самодисциплины,
  • Столб веры — все то, что создано Богом для облегчения верующим его учения.

Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи . Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.

Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.

Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.

Дхарма в астрологии

С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.

Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:

  • Религиозное учение и философские знания,
  • Закон справедливости,
  • Умение терпеливо сносить страдания,
  • Преданность долгу и Богу,
  • Любовь к Богу и людям.

Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:

  • Нельзя причинять вред любому живому существу,
  • Не желать чужого имущества, и не брать того, что вам не принадлежит,
  • Правильно распределять свои доходы, не присваивать чужой труд,
  • Никогда не говорить неправды, избегать зависти, злости, агрессии,
  • Быть умеренным в еде и питье, не употреблять спиртные напитки, поскольку они затемняют рассудок и путают сознание.

Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.

Как постичь свою дхарму?

В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму ? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:

  • Учитель, несущий огонь знания- это научные работники, учителя, священнослужители и врачи. Они умеют понимать и сострадать, тянуться к знаниям и могут сдерживать свои страсти.
  • Воин –защитник слабых, это военнослужащие, политики, дипломаты, юристы. Они смелы и решительны, могут быстро реагировать в трудных ситуациях.
  • Купец, создающий фундамент благосостояния, это предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Они энергичны, обладают огромной жизненной энергий, предприимчивы.
  • Труженик, создающий материальные блага- это ремесленники и землепашцы. Они преданы своему делу, послушны, добры и верны.
  • Вольный человек, стремящийся к свободе и воле — это лидеры, умеющие повести за собой людей. Они –самоотвержены, романтичны, обладают чувством эмпатии и мечтают о воле и свободе.

Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.

Значение колеса дхармы

Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.

Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.

Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.

Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды

  • Умение видеть и делать выводы,
  • Умение размышлять над увиденным,
  • Верно и точно выражать свои мысли,
  • Совершать только правильные поступки,
  • Следовать своим избранным путем,
  • Идти в нужном направлении,
  • Осознавать свою миссию на земле,
  • совершенствовать свое внутреннее Я.

А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.

Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.

Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.

  1. При первом повороте Будда учил четырем благородным истинам и законам Кармы, закону вселенской справедливости и возмездия.
  2. Второй поворот раскрыл закон взаимопроникновения и взаимозависимости всего и всех в мире.
  3. Третий поворот колеса раскрыл понятие о всеобщей просветленности, то есть в каждом живом существе есть частичка Будды, отыскать которую нужно стремиться в процессе самосовершенствования.
  4. 5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

В культуре Индии выделяют несколько важнейших понятий. Для начала стоит определиться с трактовкой одного из них. Буквальный перевод индийского буддистского философского термина позволяет понять, что дхарма — это «поддержка».

Его можно расшифровать как комплекс укрепившихся годами соответствующих норм и определенных правил, которые необходимо соблюдать для сохранения космического баланса. В индийской культуре дхарма, так сказать, не имеет себе равных. В определенном контексте можно увидеть другую трактовку рассматриваемого понятия. В частности, дхарма — это нравственные устои, праведный путь, общезначимый закон бытия.

Священным символом данного индийского термина выступает «колесо дхармы», а «вечным слогом» является ОМ, который еще интерпретируется как АУМ и СОХАМ. Он широко применяется в индуистских и буддистских религиозных церемониях, в частности, в начале каждой молитвы.

Дхарма в буддизме

Слово это трактуется в древнейшей мировой религии как моральная добродетель, а именно духовная и нравственная сторона ее основателя, на которую верующие должны равняться. Это понятие является важнейшим для буддистов, так как воплощает учение Будды, точнее, высшую истину, открытую им всем существам. Кроме этого, присутствует в данной религии учение о том, что дхарма — это совокупность конечных элементов, на которые распадается священный поток мироздания.

Бытует поверье, что Будда воспринимал каждого отдельного человека как уникальное в своем роде существо, обладающее индивидуальностью с самого рождения. В рассматриваемой религии распространено мнение об отсутствии единой формулы Дхармы, которая бы подходила ко всем жизненным ситуациям. Существует лишь учение для каждой категории верующих в отдельности, с учетом их особенностей.

Таким образом, подытожив вышеизложенное, можно говорить о сопряженности двух понятий, а именно о том, что основателем древнейшей мировой религии является Будда, дхарма — его учение.

Отражение рассматриваемого понятия в зарубежной художественной литературе ХХ века

Данное буддистское учение вошло в основу сюжетной линии нашумевшего романа Джека Керуака «Бродяги Дхармы». На сегодняшний день он является одним из шедевров мировой литературы. В нем содержатся автографические детали, а повествование осуществляется от первого лица. Главный герой является «битником», что уже объясняет то, какой образ жизни он ведет: путешествует на попутках по Америке, ночует где попало и выживает за счет случайных заработков. Именно так он довольствуется тем, что дарит ему судьба, точнее Закон Дхармы.

Как и многие другие «битники», главный герой чрезвычайно интересуется философско-религиозными учениями древнего Китая и Индии. В данном случае он — последователь Будды. Его жизнь сопряжена с таким понятием, как Недеяние, то есть духовное просветление, способное привести к нирване.

О чем заставляет задуматься данный мировой шедевр?

Современное понимание романа представлено мыслями о том, что «Бродяги Дхармы» бросили вызов целому обществу, которое привыкло жить согласно принципу накопления. Они выступают в роли сторонних наблюдателей того момента, когда люди стали заложниками своих бытовых вещей. По их мнению, ощутить вкус настоящей свободы можно лишь посредством отречения от материальных зависимостей современного общества.

Проект «Department of Heuristics And Research on Material Applications Initiative»

Сокращенное название вышеуказанного проекта — «DHARMA Initiative», на русском языке это звучит как «Дхарма Инишитив». Это фиктивная научная организация сериала «Остаться в живых», научно-исследовательский проект, который занимается изучением таких областей, как:

  • психология;
  • метеорология;
  • парапсихология;
  • электромагнетизм;
  • исследование современного социального аспекта общества.

Он был основан и профинансирован Алваром Хансо. Непосредственно разработками занимались Карен и Джеральд ДеГруты, которые были доцентами университета Мичиган.

Факты относительно истории создания проекта

Исходя из обучающего фильма, можно прийти к заключению о том, что уже с начала 1962 года присутствовали условия для воплощения проекта в жизнь ввиду того, что существовал конфликт между США и СССР, который чуть не вылился в ядерную войну. Хоть и отношения были налажены, но все же ООН задумалась над проблемой, носящей техногенный характер, и поставила задачу по нахождению такого уравнения, которое бы определило дату «конца Света», выраженного либо масштабной войной, либо эпидемией, либо перенаселением. В конечном итоге получилась числовая последовательность, а именно 4 8 15 16 23 42.

Данный результат был воспринят ООН скептически, а Алвар Хансо, наоборот, всерьез задумался о нем. Он решил продолжить исследование в целях нахождения правильной комбинации, позволяющей предотвратить наступление необратимой катастрофы. Это дало начало проекту «Дхарма Инишитив».

Исследовательские работы развернулись на острове в Тихом океане, местность которого расположилась в геоактивной зоне. Там были построены полностью укомплектованные, включая провизию для ученых, научно-технические станции.

Все работы в указанном направлении не давали желаемых результатов. 1980 год был ознаменован глобальным инцидентом, причину возникновения которого невозможно установить и по настоящее время. Предположительно, возникла электромагнитная утечка.

Впоследствии объект был захвачен и уничтожен, включая почти всех сотрудников, уроженцами острова. А в 1987 году, по официальным данным, проект закрыли.

Как называется индуизм на санскрите?

Данная религия возникла на индийском субконтиненте. Ее историческим названием на санскрите является санатана — дхарма. Перевод трактуется как «вечная религия», «вечный путь» либо «вечный закон».

Индуизм сопряжен с ведической цивилизацией, вследствие чего его относят к древнейшим мировым религиям. Приблизительный возраст — пять тысяч лет. Данная религия не имеет конкретного основателя. Она базируется на древнем священном писании — Ведах. Впоследствии они стали по-разному истолковываться, что повлекло за собой появление различных школ и ветвей. В этих священных писаниях заключена вся сущность ведической религии. Согласно преданиям, тому, кто изучит Веды, откроется безграничная мудрость, потому что там содержатся все знания о мире. Из всех имеющихся в индуизме священных писаний лишь Веды и Упанишады имеют первостепенное значение.

Рассматриваемая религия занимает третье место в мире по количеству последователей. Индуизм исповедуют свыше миллиарда человек.

Какие направления выделяются в индуизме?

В рассматриваемой религии не присутствует центральная доктрина относительно всех индуистских ответвлений, но все же ученые разделяют религию на четыре крупных направления:

  1. Шактизм.
  2. Вайшнавизм.
  3. Смартизм.
  4. Шиваизм.

Различие между вышеуказанными направлениями выражается лишь в форме Бога.

Шакта как тантрическая традиция

Рассматриваемое направление индуизма занимает весомое положение относительно Тантры.

Последователи данного ответвления поклоняются Шакти, которая представлена женским божеством, либо Богине-матери Деви. А уже у самой Шакты есть множество своих школ, к примеру, существует три главных направления Шакта-тантры: Мишра, Самайя и Каула.

Наибольшее количество последователей у третьего направления. Каула воспринимается в качестве непосредственного воплощения Деваты, тем самым являясь самостоятельным объектом поклонения. Каула-дхарма выступает в роли священных учений. Тантры переполнены описанием величия каулы, его духовной силы. Согласно священным писаниям, он может появляться как в виде человека, так и в качестве астрального духа либо иных сверхъестественных существ.

Каула-дхарма не ограничена никакой традицией, следовательно, истинного каулу можно найти среди последователей совершенно любой религии.

Дхарма-марга как одна из благородных истин в буддизме

В рассматриваемой древнейшей индийской религии присутствует такое понятие, как «марга». Трактовка перевода на санскрите — «путь праведности, освобождающий от страдания».

Он включает три буддийских практических аспекта:

  • шила — нравственное поведение;
  • самадхи — медитация;
  • праджня — мудрость.

Благородный путь представлен восьмью ступенями:

  1. Истинное понимание, то есть осмысление всех четырех истин.
  2. Истинное намерение, а именно осознанное желание стать Буддой и освободить всех от страданий.
  3. Истинная речь, в частности, отсутствие лжи, грубости, клеветы и пустой болтовни.
  4. Истинное действие, то есть воздержание от присвоения чужого, от всех проявлений сексуального характера, от употребления одурманиваемых веществ, посягательств на жизнь живых существ.
  5. Истинный образ жизни, а именно тот, который не связан с насилием и нечестным зарабатыванием на жизнь.
  6. Истинное усилие, в частности принцип «золотой середины », по которой не стоит как истязать себя, так и потакать слабостям.
  7. Истинное размышление, представленное четырьмя основами внимательности:
  • к телу;
  • к чувствам;
  • к умственному состоянию;
  • к дхармам — умственным способностям.

8. Медитация как истинное сосредоточение.

Как привнести важнейшие духовные ценности буддизма в современное общество?

По официальным данным, в России стартует проект, именуемый как Международный Дхарма Центр «Samma Ditthi». Это совместная работа с людьми из Шри-Ланки, практикующими буддизм. Цель данного проекта — сохранность, исследования и распространение учений основателя древнейшей мировой религии Индии.

Первым этапом выступает строительство многофункционального центра на территории Республики Шри-Ланка. Здесь будут проводиться практические семинары, чтение лекций достопочтенными Теро из храмов и монастырей, разнообразные встречи по данной тематике.

В самом здании будет разграничение пространства на соответствующие залы. Здесь будет Алтарный зал, площадь которого свыше 100 кв. м, комната боевых искусств, йоги, цигуна, обеденный зал, несколько гостевых комнат, библиотека и офисная часть преимущественно для руководства. Везде планируется установить кондиционеры.

На территории внутреннего двора будет посажено Дерево Маха Бодхи, привезенное из Анурадхапуры. Также здесь планируется проводить практические занятия по изучению Дхармы, а именно «практики ходьбы» и медитации.

На окружающей территории располагается буддийский храм под названием Прийадаршанарамайа. Планируется также создать искусственный водный канал между вышеуказанным храмом, лотосовым прудом и рассматриваемым центром.

Вторым аспектом деятельности данного объекта является осуществление Дхарма Туров. Они посвящены изучению и практическому воплощению Дхармы. Данные Туры проводятся в сакральных местах Силы и Дхармы, оказывающих благотворное воздействие и на тело, и на сознание человека, помогая при этом войти в состояние медитации и приобрести духовный опыт.

Посредством этого центра каждый желающий сможет узнать о том, что, к примеру, Дхарма — это учение о духовной жизни всего сущего.

(санскр. закон, основа) - в древнеиндийской мысли духовная основа мира, Высшая правда. В жизни согласно с дхармой человек являет праведность, благочестие и нравственность; в познании дхарма предстает как истина.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДХАРМА

(от корня "дхар" - поддерживать) - то, на чем держится (нечто - или мир, общество) - важнейшее понятие инд. культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и т. п. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение к-рых является необходимым условием поддержания космического порядка. В кач-ве основы мироздания Д. неразделима с Истиной (рта, сатья). Применительно к об-ву Д. в целом охватывает сферу надындивидуальных норм жизни и является одним из понятий, ´ составляющих триваргу ("троицу") - наряду с выгодой (артха) и удовлетворением чувственных желаний (кама). Индуизм часто определяется как варна-ашрама-Д., т. е. сословно-кастовая Д. и Д. стадий жизненного пути человека. Др. самоназвание индуизма - санатана-Д., т. е. вечная Д. Д. посвящена обширная санскр. лит-ра (прежде всего дхарма-шастра). Иногда выделяется нек-рое кол-во понятий, составляющих "общую Д. людей": правда, чистота, беззлобность, непричинение вреда живым существам (ахимса) и др. Но осн. внимание уделяется соблюдению каждым своей "собственной Д.", зависящей от происхождения, социального статуса, возраста и т. п. Соответственно содержание дхарма-шастр, как правило, сводится к изложению Д. варн и ашрам - стадий жизни. В "Бхагавадгите" подчеркивается, что "наилучшее - преданность собственной дхарме". Эта "собственная Д. " стоит выше правил общечеловеческой морали. Так, для брахманов превыше всего - изучение Вед и обучение им, отправление жертвоприношений и ритуалов самим и по заказу, принятие и дача даров. Д. кшатриев - защита об-ва от насилия и управление им (кстати, она включает в себя обязанности сражаться, т. е. прямо нарушать требования ахимсы). Д. вайшьев - земледелие, скотоводство, торговля. Индивид обязан беспрекословно подчиняться традиц. нормам своего коллектива: Д. кастовой, клановой, местной. В первой же стадии жизни ария его Д. - образование; затем, с началом семейной жизни, праведный заработок согласно сословию и касте, содержание семьи, отправление ритуалов, почтение к брахманам; к концу жизни соц. аспект Д. сворачивается. Ведийскую Д. специально изучает миманса, в вайшешике Д. определена как "причина преуспеяния и избавления"; второе впоследствии переходит к понятию мокши как добавлению к триварге. В общедуховной культуре заметно напряжение между Д. и мокшей; их альтернативность, сравнительная значимость, стадиальность являются часто обсуждаемой проблемой. Изнач. источником Д. признается свящ. откровение (Веда, шрути), источником вторичным - свящ. предание (смрити, дхарма-шастра), а также обычаи, сохраняющиеся из поколения в поколение (и, по индийским представлениям, восходящие к какому-то утерянному ведийскому тексту). Д. в принципе считается вечной и неизменной (хотя строгость ее исполнения существ, зависит от мирового периода - юги). Авторитетом в области абсолютной Д. является собрание ученых брахманов, если же речь идет об особой Д. касты, рода или деревни - старейшины, руководящие соответств. общины (панчаят). Несоблюдение Д. карается наложением покаяний, изгнанием из касты или др. формами обществ, бойкота. Виновный, по индийским представлениям, заслуживает худшее перерождение по закону воздаяния (карма). И напротив, лучшее перерождение обеспечивает себе тот, кто "накапливает Д. " как некую материальную субстанцию религ. долга. Термин Д. употребляется и в ограничительном значении "устои такого-то духовно-религ. направления": Д. вишнуитов и пр. Также - самоназвание буддизма как традиции и ее содержания.
А. Вигасин ,
А. Парибок

Буддисты уделяли большое внимание классификации дхарм. В индивиде они выделяли пять групп (санскр. скандх, пали кхандх) дхарм: рупа (материальная форма), ведана (ощущение), самджня (понятие, распознавание), санскара (кармические отпечатки) и вчджняна (сознание). Другой принцип классификации-по дхату (элементам) - насчитывает 18 видов дхарм: пять органов чувств, пять чувственных объектов, манас, объект манаса, шесть видов сознания («визуальное», «слуховое», «вкусовое», «обонятельное», «осязательное» и чисто ментальное). Третья известная классификация дхарм-по аятанам (базам)- включает шесть познавательных способностей: зрение, слух и т. д. и шесть объектов - «видимое», «слышимое» и т. п. Известны и другие классификационные списки дхарм (особенно ими изобилует «Абхидхамма-питака»).

Многие буддологи толкуют концепцию дхарм как своего рода феноменологию. Однако эта «феноменология» основана не на обычном психическом опыте (если бы это было так, то любой человекдолжен был бы обладать естественной способностью воспринимать все происходящее с ним в терминах дхарм), а на особом, специально (с помощью техники медитации) выработанном навыке видеть себя и окружающее не как целостности, а как совокупности элементов (для этого и предназначались классификации дхарм). Ученые предполагают, что концепция дхарм возникла из интроспе.кции, самонаблюдения человека над его собственным сознанием. Однако одно - наблюдать смену образов и мыслей (как пейзаж за окном движущегося поезда), другое-чередование дхарм. В последнем случае мы имеем дело с теми же образами и мыслями, но только в предельно обезличенной, нейтральной и объективированной форме. Личность предстает как агрегат элементов, совместное функционирование которых управляется законом взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). Но чтобы обладать подобным видением себя и мира, нужно иметь априорную установку, лишающую ценности непосредственное содержание обычного опыта. Психика интересовала буддистов не как предмет психологии в современном научном смысле, а только как объект «спасительного» преобразования. Даже устройство «омраченного» сознания понимается только как машина «закабаления» в сенсоре и описывается в негативных терминах («препятствий»), т. е. буддистов волнует не столькото, чем психика актуально является, сколько то, чем она не должна или, напротив, должна быть в перспективе конечного освобождения - нирваны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дхарма

дхарма в словаре кроссвордиста

дхарма

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дхарма

ДХАРМА (санскр.)

    одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственносоциальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

    В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания прекращается в состоянии нирваны.

Мифологический словарь

дхарма

(др. - инд.) - «должное» - сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, сын Брахмы (или Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы), олицетворяющий понятие дхармы - закона, морального правопорядка, добродетели. Женами Д. считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо достоинство, входящее в круг понятий о дхарме (славу, счастье, веру и т. п.).

Большой юридический словарь

дхарма

термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе: артха (польза), кама (удовольствие), Д. (справедливость), мокша (духовная свобода).

Дхарма

(санскр.), слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий: закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы. В буддийской литературе словом «Д.» обозначали в первую очередь учение Будды.

Википедия

Дхарма

Дха́рма , дха́мма - одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар - «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши или нирваны . В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом. Антонимом дхармы является адхарма . Символ дхармы - дхармачакра - центральный мотив в национальном флаге Индии.

Дхарма (значения)

Дха́рма :

  • Дхарма - понятие в индийских религиях.
  • Варнашрама-дхарма в индуизме - система деления общества на четыре сословия.
  • Дхармачакра-правартана-сутра - первая проповедь Будды.
  • DHARMA Initiative - вымышленная научная организация сериала «Остаться в живых».

Примеры употребления слова дхарма в литературе.

Мемориальная арка украшена статуей короля Трибхувана Бир Бикрам Шаха и бюстами четырех мучеников: Шукра Радж Шастри, Дхарма Бхакта, Ганга Лал и Дашарат Чанд.

В индуизме так называются четыре цели человеческой жизни: дхарма - обязанность, артха - приобретение, кама - удовольствие и мокша - освобождение.

Все три шастры -- дхарма , артха и кама -- легитим-ны, и естественный порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их.

Индусская философия признает за дхармой известный приоритет, но отсюда не следует, что артха и кама в обязательном порядке должны подчиняться ее требованиям.

Тем не менее брахманизм выгодно отличался от доктрины Будды в одном пункте: он не считал мир отвратительным мельканием дхарм , но видел в нем проявление Божества.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Я не стану углубляться в его долгую историю, начавшуюся две с половиной тысячи лет назад в Бенаресе, когда непальский царевич Сиддхартха, или Гаутама, ставший Буддой, привел в движение колесо дхармы , провозгласив четыре благородные истины и восьмеричный путь.

Гуру Падмасамбхавы - главные тибетские ученики великого Мастера Падмасамбхавы, когда он учил Дхарме в Тибете.

Почтим учителей, почтим Три Тела Будды: Амитабху -- Беспредельный Свет, Тело Дхармы , Богов Лотоса, мирных и гневных, Тело Блаженства, Падмасамбхаву, защитника сущих, Призрачное Тело1 О сын благородной семьи, пришло твое время искать путь.

Так как природа у живых существ разная, у них разные желания, деяния и мысли, и, желая взрастить в них корни добра, Татхагата с помощью различных рассуждений, сравнений и слов по-разному проповедует Дхарму .

И что бы Татхагата ни говорил, чтобы воспитать людей, и что бы он ни произносил - является ли он в своем облике или в чужом, говорит ли от своего лица или от чужого, - все эти речи о дхарме преподаются Татхагатой как фактически истинные, и нет в них лжи, вложенной Татхагатой.

Знание дхармы нельзя почерпнуть из какого-либо отдельного труда, как бы авторитетен он ни был: шастры освещают и дополняют одна другую.

Тогда бодисаттва Викратамати сказал: Просветленный Победитель, то, что обозначается как дхарма , есть дхарма , которая не пребывает ни в чувственных объектах, ни в пространственных измерениях.

Тогда-то можно познать, Что дхарма не рождается, А появляется посредством мысли, Она такова, что невозможно взять, Дхарма всегда истинна.

С другой стороны, напомним, что слово дхарма означает также учение Будды, долг и истину.



 
Статьи по теме:
Как приготовить цесарку, чтобы она была мягкой и вкусной?
Цесарка вареная без костей и кожи – 75 г, шампиньоны или трюфели – 20 г, масло сливочное – 10 г, соус молочный – 100 г, соус белый с яичными желтками – 25 г, сыр – 10 г. Способ приготовления: Вареное мясо цесарки нарезать ломтиками, также нарезать шамп
Шор-гогал Шор-гогал – рецепт приготовления азербайджанской кухни
Азербайджанское блюдо шор-гогал – это уникальная национальная выпечка. Соленые пикантные булочки на Кавказе обязательно пекут на Новруз Байрам. Но что мешает взять и приготовить эти пироги просто так? Обычно булочки с ароматной и оригинальной начинкой под
Ароматный хлеб с помидорами, базиликом и чесноком Хлеб с помидорами, базиликом и чесноком
Если вы ведете неравный бой с лишними килограммами, пожалуйста, не читайте дальше и тем более не готовьте хлеб с помидорами, чесноком и базиликом, о котором я пишу ниже. В противном случае вы не сможете удержаться и съедите все, что испекли, а в последств
Готовим ребрышки горячего копчения в маринаде
Любые деликатесы из собственной домашней коптильни добавляют уважения в глазах гостей. Самым же популярным продуктом являются копчёные рёбрышки в домашних условиях. Для того чтобы, они получились вкусными и ароматными, необходимо знать, как коптить рёбрыш