Значение новгородская духовная семинария в православной энциклопедии древо. Новгородская духовная семинария Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

Учителя и ученики.

В 1788 году при митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Гаврииле Петрове Санкт-Петербургская духовная семинария становится главной, в 1797 году преобразуется в Духовную академию. Из Новгорода туда были переведены старшие классы. Статус Новгородской семинарии понижается до уровня четырехклассной. Такое положение оставалось до 1800 года, когда семинарию восстановили в прежнем объеме.

Большое внимание семинарии уделял в начале XIX века Новгородский архиепископ Амвросий Подобедов . Он пожаловал ей телескоп, а микроскоп прислали из Александро-невской Академии. При нем в семинарии был открыт медицинский класс. В 1804 году Амвросий вверил учебное заведение в «особое смотрение» преосвященному викарию новгородскому Евгению Болховитинову – известному ученому-историку, члену Российской Академии, поборнику духовного просвещения в России. Евгений Болховитинов стремился приучить семинаристов к самостоятельному мышлению, для чего любил устраивать диспуты. Часто присутствовал на экзаменах. На публичных экзаменах Евгений Болховитинов впервые прочел свой труд «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода», изданный в 1807 году. Время пребывания Болховитинова в Новгороде (до 1808 года) оказалось, несмотря на краткость, весьма плодотворным. Здесь он приступил к составлению «словаря светских писателей». Он много работал в монастырских архивах, ознакомился с библиотекой и архивом Софийского собора.

Болховитинов жертвовал собственные средства на формирование семинарской библиотеки и дарил ей свои книги.

Где бы ни приходилось трудиться этому человеку – в Пскове, Вологде, Киеве, – везде он занимался историческими исследованиями и оставил потомка сотни статей и книг.

При Болховитинове учительствовал в семинарии бывший ее выпускник, а с 1808 года – ректор – Амвросий (Орнатский) , главный составитель эпохального труда и в настоящее время не утратившего своей научной значимости «История российской иерархии» в шести частях, который издавался с 1807 по 1815 гг. Свой труд он посвятил основателю Новгородской духовной семинарии Амвросию Юшкевичу. В составлении первого свода истории принимал участие и Евгений Болховитинов.

Ректор семинарии (1823-1827 гг.) Игнатий Семенов отличался ораторским искусством. Он ввел в обучение церковную археологию.

12 лет управлял семинарией Анатолий Павлинский (1840-1852 гг.). Это был человек хозяйственный, он много сделал для улучшения быта учащихся и приведения в порядок территории. Но самое важное, что было сделано по его указанию – в библиотеке составлены каталоги книг.

С 1860 по 1866 гг. должность ректора в семинарии исполнял архимандрит Макарий (Миролюбов) – ученый, знаток церковных древностей, член Московского общества истории и древностей российских, автор ряда исторических исследований. Он написал и издал несколько ценных трудов по новгородской истории:»Археологическое описание церковных древностей Новгорода и его окрестностей», «Описание новгородского Юрьева монастыря», «Описание новгородского архиерейского дома».

В 1896 –97 гг. Новгородскую семинарию возглавлял известный церковный деятель Арсений (Стадницкий) .

«Руководство и коллектив преподавателей
Новгородской духовной семинарии. 1902-1909 гг»

Ректор семинарии и архимандрит монастыря в начале ХХ века был Дмитрий Сперовский, будущий епископ Сухумский - почетный член Новгородского общества любителей древности, человек увлеченный церковной историей. При его непосредственном участии были раскрыты фрески в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря. В его бытность построен и освящен придел Тихона Задонского в церкви Сретения. Он нашел и опубликовал в «Трудах XV археологического съезда» опись Антониева монастыря 1696 года.

Ректором Новгородской духовной семинарии в 1911-1913 гг. был архимандрит Алексий (С. В. Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I .

В конце XIX – начале ХХ вв. круг изучаемых предметов в семинарии был расширен. Помимо специальных дисциплин: катехизиса, церковной и библейской истории, литургии, богословия в программу были включены физика, математика, логика, психология. Большое внимание уделялось изучению языков, в систему обучения входило пять языков: латинский, греческий, французский, немецкий и еврейский.

Большое значение имело участие преподавателей семинарии в просветительской деятельности общества среди духовенства и местного населения: чтение публичных лекций, публикация материалов по истории и археологии местного края в Епархиальных и губернских ведомостях, составление историко - статистического описания епархии и пополнение коллекции церковных древностей.

В 90-ые годы XIX века преподаватели Новгородской семинарии участвовали в работе Новгородского общества любителей древностей, созданного в 1894 году ученым, краеведом, археологом В.С. Передольским .

В 1913 году в Новгороде появляется церковно-археологическое общество, созданное архиепископом Арсением (Стадницким), и среди его активных членов преподаватели семинарии А.В.Гедевский, В.Н. Фиников , А.П. Твердынский и другие.

В 1880-ые годы старые учебные корпуса, построенные при Амвросии Юшкевиче, были разобраны и на их месте, по проекту губернского архитектора А.И Борщова сооружен новый великолепный корпус, сохранившийся до настоящего времени. Трехэтажное с подвалом здание имеет Г - образный план. Главный фасад, обращенный к Волхову, имеет три небольших выступа. Архитектура решена в духе эклектики, использованы мотивы ренессанса и древнерусского зодчества.

В актовом зале нового здания 30 октября 1890 года состоялись торжества, посвященные 150-летию этого учебного заведения, где перед собравшимися выступали: митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор, ректор Е.И. Мегорский, преподаватели, выпускники. Они подчеркивали огромную роль семинарии как одного из старейших учебных заведений России и деле образования и воспитания « множества умных и честных тружеников» для церковной и государственной деятельности. Из стен Новгородской духовной семинарии в XIX- начале ХХ вв. вышло немало видных ученых, представителей высшего духовенства. Епископ Воронежский Алексей Добрадин окончил семинарию в 1849 году, епископ Можайский Тихон - в 1877г. В 1847 году окончил Новгородскую духовную семинарию Николай Гаврилович Богословский , краевед, археолог, исследователь. Одним из главных дел жизни Н. Богословского, вписавшим золотыми буквами его имя в историю новгородской культуры, явилось создание им в городе в 1865 году публичной библиотеки и Новгородского музея.

Выпускник семинарии 1857 года,Е.В. Барсов после окончания семинарии поступил в Петербургскую духовную академию. Впоследствии он преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а с 1870 г. служил в Москве в Румянцевском музее библиотекарем русского и славянского отделений. Барсов занимался этнографией, изучением древнерусских текстов, археологией. Работая в Олонце, он собрал и издал «Причитания северного края» в 4-х томах. Знаменитому произведению древнерусской литературы «Слову о полку Игореве» Барсов посвятил солидную монографию в трех томах.

Другой выпускник семинарии,М.И. Владиславлев , проучившись два года в Петер-бургской духовной академии, продолжил свое образование за границей. Защитил магистерскую, затем докторскую диссертации по проблемам философии. Читал лекции по логике, истории, философии, этике в Петербургском университете, а с 1887 до своей смерти в 1890 г. являлся ректором этого университета.

Профессором Санкт-Петербургского университета был известный публицист, выпускник семинарии 1857 года(№29) В.И. Модестов. Профессором, а впоследствии и ректором этого же университета был еще один выпускник Новгородской духовной семинарии П.В. Никитин .

Среди выпускников Новгородской духовной семинарии известные просветители и священнослужители А. В. Гедевский, А. Ваучский, П.И. Тихомиров, Е.Е.Лебедев, П.Н Спасский, П.Е. Беляев … Несколько поколений мужчин семьи Бриллиантовых – семьи с глубокими историческими корнями, члены которой известные священнослужители, педагоги, историки - были также выпускниками Новгородской семинарии. (№32)И. И. Бриллиантов, историк, исследователь Ферапонтова монастыря, его старший брат (№33) А.И. Бриллиантов по окончании Санкт-Петербургской духовной академии преподавал в Тульской духовной семинарии, после успешной защиты докторской диссертации был ординарным профессором С-Петербургской духовной академии. Семья Терциевых имела также не одно поколение церковных деятелей и талантливых педагогов, в разное время окончивших Новгородскую семинарию. В 1913 году семьи Терциевых и Бриллиантовых породнились. Дети, внуки и правнуки продолжили педагогические традиции этих семей. Общий педагогический стаж семей Терциевых и Бриллиантовых к настоящему времени насчитывает более 1500 лет и увеличивается с каждым годом.

В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году упразднен Антониев монастырь.

В стенах бывшей семинарии впоследствии размещались институт народного образования, педагогический техникум, учительский, педагогический институты. В настоящее время здесь размещен Гуманитарный институт Новгородского университета.

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

На Торговой Стороне Новгорода, у берега Волхова , на территории Антонова монастыря рядом с древним Рождественским собором находится трехэтажное здание, выстроенное в стиле эклектики с элементами неоренессанса и псевдорусского стиля одновременно. Ныне в этом здании находится Гуманитарный институт НовГУ им. Ярослава Мудрого. Изначально, вплоть до 1918 г. здесь располагалась Новгородская Духовная Семинария, для нужд которой здание и было построено.


Впервые Духовная семинария была в Новгороде основана в 1740 -м г. новгородским архиереем Амвросием . Еще в 1738 г. вышел указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении в городе этого учебного заведения. Надо сказать, Духовные семинарии были в то время в Петербурге, Казани, Харькове, Троице-Сергиевой Лавре, Пскове. Новгород, издревле бывший одним из духовных центров страны, тоже должен был обзавестись собственной семинарией. По мнению императрицы, будущую семинарию следует. Непосредственное участие в этом принял новый архиепископ Новгородский и Великолукский Амвросий (Юшкевич), всего полгода как назначенный на Новгородскую кафедру. 30 октября (10 ноября по новому стилю) 1740 г. семинария была открыта в Антониевом монастыре, ближайшей пригородной новгородской обители, одном из крупнейших монастырей в Новгороде, входящем в те годы в состав владений Новгородского Архиерейского дома. На ее содержание было отпущено ок. 8000 р (сумма по тем временам великая, в разы превышающая бюджет иных семинарий). При этом, Амвросий хорошо понимал, что уровень учебного заведения во многом зависит от состояния местной научной библиотеки. На содержание библиотеки Амвросий назначил годовую сумму в 300 р, что опять таки превышало бюджет прочих семинарских библиотек. При этом, книги он брал из библиотеки самого Феофана Прокоповича, видного церковного и политического деятеля тогдашней России. Семинарию же Амвросий обусттроил по образцу Киево-Могилянской академии, в которой в свое время сам учился и преподавал. В 1740 г. в Академии было учреждено 4 класса: аналогии, инфины, грамматики, синтаксины . Год спустя появляется класс пиитики, а еще через год — в 1742 г, риторики и рисования. Никакая прочая отечественная семинария не могла этим похвастаться и, фактически, новгородская семинария не уступала своему украинскому прообразу, лишь формально не приравнивалась к академии.


Императрицы Анна Леопольдовна , а затем и Елизавета Петровна хорошо относились к начинаниям Амвросия. Во многом потому что Амвросий поладил и с Брауншвейгами, и с Елизаветой. Перед последней он вовремя «покаялся» за свои сношения со свергнутой Брауншвейгской фамилией и обличил прочих приверженцев прежней правительницы.


Но при этом, порядки в Новгородской семинарии напоминали не высшее учебное заведение, а бурсу. За малейшее нарушение режима следовали суровые наказания вплоть до плетей и оков. Нередко люди оттуда бежали. В 1748 году (то есть на 8 год работы учебного заведения) в розыске уже числилось целых 96 человек!). В 1770-х г. в семинарии было положено начало преподаванию истории.


Но в 1788-1800 гг. она вновь была переформирована в четырехклассную.


На протяжении IXX в. постепенно изживались полусредневековые бурсацкие порядки; отношение преподавателей к ученикам стало более цивилизованным.


К 150-летию было решено сделать семинарии новое большое каменное здание, соединяющее в себе и учебные классы, и жилые помещения для учеников и педагогов. В 1890 г. оно было построено на месте бывших ученических корпусов. Автором проекта Г.В. Барановский называет архитектора Дмитрия Васильевича Люшина (см. "Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строит. училище, 1842-1892).", Спб., 1893, 400 С. (Краткие биографии и портреты выпускников, а так же список воспитанников Института за все годы) (стр. 21-21) ). На сайте же Новгородского университета автором значится Александр Иванович Борщов (см. " История образования в Великом Новгороде " ). Там же указано, что проект был утвержден губернским архитектором Раймондом Казимировичем Кржижановским и губернатором Эдуардом Васильевичем Лерхе (1823 — 1889). Главный фасад был обращен в сторону Волхова. В таком виде здание сохранилось до наших дней. Торжественная церемония открытия состоялась на втором этаже в актовом зале (ныне Центр творческой интеллигенции им. Сороки).


На первом и втором этажах находились учебные помещения, кабинеты начальства, актовый зал и библиотека. На третьим этаже располагались спальни.

Учебное пособие

... 1917 -1918 гг ... В 1803 году... в 1890 году... принимать выпускников Семинарий . «Духовные Академии, ... Духовного училища, инспектором Новгородской Духовной Семинарии , с 1844 года читал в Петербургской Духовной ... Новгородский ) (с 1775 по 1898 гг . епархия Новгородская ...

  • Влияние православной культуры на духовную жизнь в сибири в XVII-начале ХХ веков

    Книга

    ... 1917 г. перевалило за 300.43 Вакансии священников замещались выпускниками местного духовного училища и семинарии ... Тогуле, в 1803 г. закладываются каменные... В 1898 г. он... и Новгородским архиепископом... 1890 -х – 1918 гг .) / С.В. Фирсов. – М.: Духовная ...

  • Документ

    ... гг . Усиление нестроений в духовных школах в 1890 –1900-х гг духовных семинарий ...

  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника)

    Документ

    ... гг . Усиление нестроений в духовных школах в 1890 –1900-х гг ., организация подпольного семинарского движения. «Скорбный лист» духовных семинарий ...

  • Прежде чем понять общечеловеческие интересы

    Документ

    ... Нов­городской семинарии , а затем в течение 2 лет в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1862-1864 гг ... и с 1898 по 1917 г. занимал... соотечественнике А. Баллу (1803 -1890 ), авторе катехизиса непротивления, ... Т. обр., выпускники семинарий , часть к-рых...



  •  
    Статьи по теме:
    Как выбрать правильные макароны?
    От редакции. Выбор качественных и по-настоящему полезных продуктов для здорового питания - вопрос непростой. Всегда ли производители честны с нами и надписи на упаковке соответствуют действительности? Проверить это простому покупателю самостоятельно прак
    Летучий Голландец – Легендарные парусники
    Согласно легенде вполне реальный корабль с таким названием существовал на рубеже XV и XVI веков. А командовал им отчаянный «морской волк», голландский капитан Ван дер Страатен, страшный упрямец, пьяница и богохульник. Как-то он вел свое судно из Европ
    Легенда о Летучем голландце - мифы и легенды народов мира
    Итак, рассказывают, что однажды некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. Дело было поздней осенью, а всякий знает, что там в ту пору дуют непреоборимые злые ветры. Голландец зарифливал паруса, менял галсы, но ветер, дувший в лоб, неизменно отб
    Нацистские концлагеря в годы Второй мировой войны
    Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - arctus )Известно, что в Польше история с давних пор