Легенда о Летучем голландце - мифы и легенды народов мира. Непознанное. Легенда о летучем голландце

Итак, рассказывают, что однажды некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. Дело было поздней осенью, а всякий знает, что там в ту пору дуют непреоборимые злые ветры. Голландец зарифливал паруса, менял галсы, но ветер, дувший в лоб, неизменно отбрасывал его назад. Он был лихой и опытный моряк, однако, величайший грешник, к тому же еще упрямый, как морской черт. По этим приметам некоторые признают в нем капитана Ван-Страатена из Дельфта. Иные, впрочем, горой стоят за шведского капитана Ван дер Декена. Оба они жили лет триста назад, любили заглянуть на дно бутылки, а уж кощунствовали, говорят, так, что, услышав их, киты переворачивались кверху брюхом. Вот, стало быть, этот Ван-Страатен, или Ван дер Декен, совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Он весь затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре такую чудовищную божбу, что тучи, не вытерпев, сплюнули в ответ дождем. Мокрый от макушки до пят, потеряв треугольную шляпу, Голландец, однако, не унялся. Костями своей матери он поклялся хоть до Страшного Суда огибать мыс Горн, пока, наперекор буре, не обогнет его!

И что же? Голландец был тут же пойман на слове! Бог осудил его до скончания веков скитаться по морям и океанам, никогда не приставая к берегу! А если он все-таки пытался войти в гавань, то сразу же что-то выталкивало его оттуда, как плохо пригнанный клин из пробоины. Господь бог наш, между нами будь, сказано, тоже из упрямцев! Если ему втемяшится что-либо в голову, попробуй-ка — это и буксиром не вытащишь оттуда! Вот, стало быть, так оно и идет с тех пор. Четвертое столетие носится Летучий Голландец взад и вперед по морям. Ночью огни святого Эльма дрожат на топах его мачт, днем лучи солнца просвечивают между ребрами шпангоутов. Корабль — совсем дырявый от старости — давно бы затонул, но волшебная сила удерживает его на поверхности. И паруса всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли лежат в дрейфе. Встреча с Летучим Голландцем неизменно предвещает кораблекрушение! Пусть под килем у вас хоть тысяча футов и ни одной банки на сотни миль вокруг — камушки у Летучего всегда найдутся! Еще бы! Нрав-то не улучшился у него за последние три с половиной столетия. Да и с чего бы ему улучшиться?..

Но, после того как господь бог наш придержал Голландца за полы кафтана у мыса Горн, старик уже не отваживается дерзить небесам. Теперь он срывает зло на своем же брате, на моряке. Мертвый завидует нам, живым! Мертвые завистливы, поверьте мне! А Летучему вдобавок до смерти надоела эта канитель. Который год, как неприкаянный, болтается он между небом и землей. Вот со зла и подстерегает моряков где-нибудь у камней. Может попасться вам на глаза и в шторм и в штиль, вылезти под утро из тумана, появиться далеко на горизонте либо выскочить рядом, как выскакивает из воды поплавок от рыбачьих сетей. Иной раз он показывается даже в солнечный день. И это, говорят, страшнее всего! Прямо по курсу замечают слабое радужное мерцание, как бы световой смерч. Он быстро приближается, уплотняется. Глядите: это призрачный корабль, который в брызгах пены переваливается с волны на волну! Тут, пожалуй, взгрустнется, а? Только что его не было здесь, и вот он — на расстоянии окрика, виден весь от топа мачт до ватерлинии. Старинной конструкции корма и нос приподняты, с высокими надстройками, как полагалось в семнадцатом столетии, по бортам облупившиеся деревянные украшения. И на гафеле болтается флаг, изорванный до того, что невозможно определить его национальную принадлежность. А что еще тут определять? Могильным холодом сразу потянуло с моря, словно бы айсберг поднялся из пучины вод! Шкипер, остолбенев, смотрит на компас. Что это случилось с компасом? Корабль меняет курс сам по себе! Но его не сносит течением, и в этом районе нет магнитных аномалий, а ветер спокойный, ровный бакштаг. Это призрак, пристроившись впереди, повел следом за собой. Румб за румбом уводит корабль от рекомендованного курса. По реям побежали матросы, убирая паруса! Боцман и с ним еще несколько человек сами, без приказания, бросились на помощь рулевому, облепили со всех сторон штурвал, быстро перехватывают спицы, тянут, толкают изо всех сил! Ноги скользят по мокрой палубе. Нет! Не удержать корабль на курсе! Продолжается гибельный поворот! И всё быстрей сокращается расстояние между вами и вашим мателотом. Можно уже различить лица людей, стоящих на реях и вантах призрачного корабля. Но это не лица — черепа! Они скалятся из-под своих цветных головных повязок и сдвинутых набекрень маленьких треуголок. А на шканцах взад и вперед, как обезьяна в клетке, прыгает краснолицый капитан. Полюбуйтесь на него, пока есть время!

Наружность Летучего Голландца описывают так. Будто бы просторный коричневый кафтан на нем, кортик болтается на поясе, шляпы нет, седые космы стоят над лысиной торчком. Голос у него зычный, далеко разносится над морем. Слышно, как он подгоняет своих матросов, грозится намотать их кишки на брашпиль, обзывает костлявыми лодырями и тухлой рыбьей снедью. Поворот закончен. Рулевой бросил штурвал, закрыл лицо руками. Впереди, за бушпритом, в паутине рей, увидел неотвратимо приближающуюся белую полосу, фонтаны пены, которые вздымаются и опадают. Это прибой! И будто лопнул невидимый буксирный трос. Видение корабля рассеивается, как пар. Летучий Голландец исчез. Слышен скрежещущий удар днища о камни. И это последнее, что вы слышите в своей жизни… Надо вам, пожалуй, рассказать еще о письмах. Бывают, видите ли, счастливчики, которым удается встретить Летучего Голландца и целехонькими вернуться домой. Однако случается это редко — всего два или три раза в столетие. Ночью на параллельном курсе возникает угловатый силуэт, причем так близко, что хоть выбрасывай за борт кранцы. Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб до костей. Ошибиться невозможно! От черта разит серой, от Летучего тянет холодом, как из склепа. Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы: — Эй, на судне! В какой порт следуете? Шкипер отвечает, еле ворочая языком, готовясь к смерти. Но его лишь просят принять и передать корреспонденцию. Отказать нельзя: это закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же угловатый силуэт отстает и пропадает во мгле. Ну, сами понимаете, во время рейса команда бочком обходит мешок, словно бы тот набит раскаленными угольями из самой преисподней. Но там письма, только письма. По прибытии в порт их вытаскивают из мешка, сортируют и, желая поскорее сбыть с рук, рассылают в разные города. Адреса, заметьте, написаны по старой орфографии, чернила выцвели! Письма приходят с большим опозданием и не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего сварливого упрямца-капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян. Но письма приходят и приходят.

Будьте бдительны! Ученые утверждают, что вы можете разделить судьбу «Летучего Голландца» — корабля-призрака, обреченного вечно бороздить моря и океаны, который, как полагают, стал одной из первых жертв Бермудского треугольника. «Экипаж «Летучего Голландца» попал в петлю времени, и он не в состоянии выкарабкаться из нее с XVII века», — говорит историк, профессор Дональд Вильсон, который посвятил изучению Бермудского треугольника целых 30 лет. По словам исследователя, моряки корабля обречены проживать одни и те же события до конца времен или пока не исчезнут Земля и ее океаны. Эксперты полагают: любой может стать жертвой петли времени.

Вильсон добавляет: «Без сомнения, жертвы не понимают, что с ними произошло. Для капитана и экипажа это был обычный день в конце 1660 года, и они считают, что благоприятный ветер, дующий в паруса, несет их домой». Вильсон тщательно изучил старинные записи плаваний и обнаружил ранее неизвестные ссылки на судовой журнал, который вел капитан «Летучего Голландца» Ван дер Декен до того, как корабль отправился в свой последний путь.

Эти записи свидетельствуют, что он планировал проплыть мимо Бермуд. Следовательно, судно оказалось в районе, именуемом ныне Дьявольским треугольником. Капитану и экипажу опыта было не занимать, а корабль по тем временам был самым совершенным. Погода была спокойной. Короче говоря, не было никаких навигационных причин для того, чтобы «Летучий Голландец» исчез. Не были найдены ни обломки корабля, ни тела моряков, что тоже является свидетельством — произошло нечто сверхординарное.

Объяснение одно — повинен Дьявольский треугольник. Как утверждает Вильсон, этот район океана является окном в еще не открытые измерения пространства и времени. При некоторых обстоятельствах, которые нам не дано понять и которые невозможно предугадать, это окно на короткий период распахивается. Всё и все, кто к несчастью оказался там, засасывается в эти иные измерения. Но след их остается в ловушке пространства и времени. Вот почему они появляются изредка, как и «Летучий Голландец», в виде призраков.

Не случайно живет и легенда о «Летучем Голландце»: ведь корабль-призрак появляется там, где есть окно-проход в ловушку времени.

Который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря. Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. В морских поверьях встреча с «Летучим голландцем» считалась плохим предзнаменованием.

Происхождение

Легенда гласит, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.

Другие версии легенды

  • Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу , если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Однако, в договоре он не уточнил, что сделать это нужно только один раз, и потому он был обречён на вечные скитания.
  • Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так - плыви!»
  • Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
  • Одна из версий рассказывает о капитане Фалькенбурге, который был обречён скитаться по Северному морю до дня Страшного суда , играя в кости с дьяволом на собственную душу.
  • Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята. [ ]

Возможное объяснение

Одно из возможных объяснений, а также возникновение названия, связывают с явлением фата-морганы , так как мираж всегда виден над поверхностью воды.

Также возможно, что светящийся ореол - это огни святого Эльма . Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности - и на спасение.

Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка . Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблем-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу .

В искусстве

В художественной литературе легенда была представлена во множестве вариаций. В 1839 году вышел роман английского писателя Фредерика Марриета «Корабль-призрак» , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля. Летучему Голландцу посвящено стихотворение Николая Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV, опубликованное в 1909 году. Летучий Голландец упоминается в рассказе Александра Грина «Капитан Дюк».

В фильме Пираты Карибского Моря: Сундук Мертвеца используется образ «Летучего Голландца».

Одна из версий легенды в литературной обработке приведена в романе Леонида Платова «Секретный фарватер» , в котором «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Анатолий Кудрявицкий в романе «Летучий Голландец» (2012) представил собственную версию легенды, по которой капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достаётся последней, на чём и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах XX века. Английский писатель Брайан Джейкс написал серию детективно-приключенческих книг про мальчика Бена и его собаку, спасшихся с Летучего Голландца.

К этой теме не раз обращались и музыканты. Уже в январе 1827 года в театре Адельфи состоялась премьера оперы Джорджа Родуэлла (англ.) русск. «Летучий Голландец, или Корабль-призрак» (англ. The Flying Dutchman, or The Phantom Ship ) , а в 1843 году в Дрездене увидела свет одна из первых опер Рихарда Вагнера - «Летучий голландец », на написание которой композитора вдохновил шторм, в который они с женой попали во время поездки в Англию.

В конце XX - начале XXI века тема Летучего Голландца неоднократно использовалась в массовой музыкальной культуре. Она звучала в композициях:

  • группы Rammstein в композиции «Seemann» (альбом «Herzeleid »)
  • рок-группы «Машина времени » («Летучий голландец», 1976; альбом «Неизданное I »)
  • группы «Карнавал »
  • рок-группы «Наутилус Помпилиус » («Летучий фрегат»; альбом «Переезд»)
  • рок-группы «Отражение » («На борту „Летучего Голландца“», магнитоальбом «Чёрная тень»)
  • группы Carach Angren (альбом Death Came Through A Phantom Ship - «Кораблём-призраком прибыла смерть»)
  • хоррор-панк-группы Король и Шут - «Хороший пират - мертвый пират»
  • рок-барда

Легенда о Летучем Голландце, призраке капитана Хендрика March 17th, 2017

Среди всех морских мифов и легенд, пожалуй, одна из наиболее известных - легенда о Летучем Голландце. Многие люди сообщали о том, что видели судно капитана Ван дер Деккена с тех пор, как оно затонуло в 1641 году. За свою дерзость и богохульство капитан по прозвищу Летучий Голландец и его команда обречены бороздить морские просторы до самого Судного дня.

«Летучий Голландец» работы Говарда Пайла

Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны.


Мыс Доброй Надежды

Роковой рейс и проклятие

Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие - что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Вертер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.


Портрет капитана Ван дер Деккена

Доведённая до предела команда взбунтовалась. Без малейших сомнений капитан застрелил зачинщика бунта и бросил его тело в бушующие воды. В тот момент, когда труп коснулся воды, послышался голос, спрашивающий, не желает ли Ван дер Деккен переждать эту ночь в бухте. Но дерзкий моряк ответил: «Будь я проклят, если сверну с пути, пусть даже мне придётся болтаться здесь до судного дня! »


«Летучий Голландец» кисти Альберта Пинкхема Райдера

И тогда голос вновь заговорил: «Да суждено тебе вечно плавать по океану с командой мертвецов, неся смерть каждому, увидевшему твой призрачный корабль, и никогда не пристанешь ты ни к какому порту, и не будешь знать ни секунды покоя. Желчь будет твоим вином и раскалённое железо твоим мясом!» Услыхав этот приговор, капитан, не моргнув глазом, воскликнул: «Да будет так!»

Корабль-призрак

С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.

Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.


Последняя сцена из оперы Вагнера «Летучий Голландец» (1843)

Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике:

«11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».

Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца - не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.

Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…


  • Маленькая девочка плачет по СССР: В Советском Союзе все было настоящее


  • Тупики капиталистической экономики

    Кризис - самое время избавляться от иллюзий, рожденных в период стабильности, когда казалось, что все действительное разумно, а все…


  • Насилие (над женщинами и детьми) и общественная безопасность. Антон Беляев

    Антон Беляев, специалист по математическому моделированию в области общественной безопасности и проектирования производств, бывший участник…


  • Семейный раздел: что на самом деле изображено на картине

    Картина Василия Максимова "Семейный раздел" (1876) — типичная передвижническая картина, посвященная ушедшим реалиям. Основная…

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"

Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из

Некоторые говорят, что видели корабль под всеми парусами. Иногда в отдалении, иногда в темноте или тумане, скользящий над водой. Его паруса могут быть разорваны в клочья, а скорость очень высокой, несмотря на отсутствие ветра. Говорят, что Голландец относится к капитану, обречённому вечно скитаться морями и не достигнуть земли. Некоторые утверждают, что капитан и его судно обречены бесконечно преодолевать штормящий мыс. Отбрасываемый волнами и ветром, Летучий Голландец, будет бесконечно повторять свои попытки. Несмотря на различия в пересказе легенды, Летучий Голландец и истории о нём известны не только морякам.

При такой известности было бы интересно узнать, есть ли хоть немного фактов в корнях легенды. Призраку Летучего Голландца примерно два столетия, но и до этого много отважных моряков бороздили моря. Должна же быть реальная причина появления легенды о Летучем Голландце. Можно начать с его появления в поп культуре. Герой оперы Вагнера 1840 года «Летучий Голландец» это капитан корабля – призрака, а не сам корабль.

В опере Вагнера Голландец капитан корабля без команды на борту. Пришвартовавшись рядом с кораблём под командованием капитана Даланда, Голландец рассказал, что поклялся Сатане во время шторма преодолеть Мыс Доброй Надежды, даже если попытки будут продолжаться до судного дня. Сатана поймал Голландца на слове и обрёк его на скитания, пока не найдётся женщина, которая полюбит Голландца. К счастью, капитан Даланд имел дочь на выданье, по имени Сента, которая услышала историю и полюбила Голландца. Однако Эрик, молодой охотник, напомнил девушке об обещании выйти замуж за него. Услышав это, Голландец понимает, что обречён, со своей призрачной командой, на вечные скитания. Но любовь Сенты к Голландцу настолько сильна, что она бросилась в море, когда его корабль ушёл за горизонт. Не сумев найти покой на земле, корабль – призрак уходит в небеса, став Летучим Голландцем.

Интересно, что Мыс Доброй Надежды не славится своей враждебностью к морякам. Такая печальная известность принадлежит Мысу Горн, самой южной точке Южной Америки. А Мыс Доброй Надежды это окончание полуострова, лежащего к югу от Кейптауна, Южная Африка, который находится в 150 километрах от самой южной точки Африки, Мыс Игольный.

Летучий Голландец известен своим мистическим появлением из темноты или тумана, пугающим очевидцев. Интересно отметить, многочисленные книги и статьи приводят полдюжины изображений Летучего Голландца, но нет зацепки для точной идентификации с ним, в случае появления. Очевидцы видели или считают, что видели деревянный корабль под парусами. Давайте посмотрим на некоторые рассказы:

«В 1881 году, будущий Король Великобритании Георг V, будучи членом команды на борту «H.M.S. Bacchante», доложил о видении Летучего Голландца, который пересёк курс судна по носу. Тринадцать других моряков на борту и два других судна видели то же самое, и запись об этом случае находится в официальных публикациях Адмиралтейства.»

В 1942 году Нацистский адмирал Карл Дониц (Karl Dönitz), будучи на то время командующим подводным флотом, доложил следующее: «Несомненно, экипажи субмарин доложили о видении Летучего Голландца к востоку от Суэц.»

«В 1939 году, дюжина наблюдателей на пляже Глинкейрн (Glencairn Beach) сообщили, что видели Летучего Голландца идущего под всеми парусами в берег. Корабль исчез за мгновения до катастрофы.»

«Смотритель маяка Кейптауна сообщал о появлениях Летучего Голландца во время шторма.»

«В 1835 году Британский корабль почти столкнулся с Летучим Голландцем в ночи во время шторма, который исчез прямо перед носом.»

И множество других сообщений.

Высокие мачты кораблей были распространены в то время по всему миру, и это было обычное явление. Даже в современном мире немало парусных кораблей, например Норвежский « Christian Radich.», Американский « Eagle», Японский « Nippon Maru II». Оман спустил на воду в 2014 году трёхмачтовое парусное судно. Прибавим к этому другие суда с прямоугольными парусами и посмотрим, какой из них можно представить Летучим Голландцем.

Попробуем сузить поиск, заглянем назад в период до написания Вагнером оперы в 1840 году, и что могло стать для него отправной точкой. Многие исследователи прочесали литературу. Два Датских капитана: Бернард Фокке (Bernard Fokke) и Хендрик Ван дер Декен (Hendrik Van der Decken) чаще других претендуют на роль Летучего Голландца. Итак, первое печатное упоминание о Летучем Голландце относится либо к кораблю, либо к его капитану. В 1790 году мелкий воришка Георг Баррингтон (George Barrington), из Ирандии, был выслан в Австралию за свои проступки. После освобождения в 1795 году он публикует книгу «Путешествие в Новый Южный Уэльс» (A Voyage to New South Wales), рассказывая историю о двух Датских кораблях, один из которых затонул у Мыса Доброй Надежды, потеряв всю команду. Второй корабль благополучно прибыл в Англию, но во время следующего рейса по тому же маршруту снова попал в шторм в этом же месте и моряки на мгновение увидели погибший ранее корабль. Баррингтон не называет имени корабля, но говорит, что корабль – призрак моряки теперь называют не иначе, как Летучий Голландец. Пока это самое раннее упоминание имени призрака в печатном тексте.

Бернард Фокке был реальным персонажем. Он был Голландским капитаном Голландской Восточно Индийской Компании, и славился быстрым прохождением маршрута между Голландской Республикой и Явой, который пролегал через Мыс Доброй Надежды. По слухам, Фокке использовал стальные элементы такелажа, вместо деревянных, что позволяло ему идти на всех парусах, когда остальные брали рифы. Фокке родился в 1600 году, а его рекорд скорости зарегистрирован в 1678 году, что говорит о феноменально долгой карьере капитана. Говорят, что он затерялся в море, но нет подробностей, где и при каких обстоятельствах. Книги с морскими легендами регулярно вспоминают, что Фокке затонул у Мыса Доброй Надежды во время шторма, но нет записей подтверждающих это. Соответственно нет записей о его клятве во время шторма и нет записей о прозвище Летучий Голландец при жизни. В любом случае, Фокке ушел из жизни на столетие раньше до первого упоминания Летучего Голландца в печати. Из этого, почти наверняка, можно предположить, что его имя связали с кораблём – призраком намного позднее. Связь, кстати, очень уместная. В крепкий ветер Бернард Фокке шёл под всеми парусами, когда другие капитаны брали рифы и плелись позади него.

Современником Фокке был Хендрик Ван дер Декен, также капитан Восточно Индийской Компании, который в 1641 году не вернулся из плавания. Некоторые источники называют не 1641, а 1680 год. Но записи Африканского отделения Восточно Индийской Компании, основанного в 1652 году, ничего не упоминают о Хендрике Ван дер Декен. По этой причине 1641 год более похож на корректную дату. Место его гибели может быть где угодно, между Данией и Азией. Немало капитанов забирали морские воды в те времена; но Хендрик Ван дер Декен запомнился благодаря Британскому новеллисту Фредерик Марриет (Frederick Marryat), капитан в прошлом, написавший в 1839 году «Корабль — призрак» (The Phantom Ship) с вымышленным капитаном Филипом Вандердекен (Philip Vanderdecken). Но это чистой воды приключенческая повесть, написанная через пол столетия после появления названия «Летучий Голландец» и она никак не может претендовать на историческую документальность.

Чтобы подвести итоги, давайте посмотрим по датам на известное наверняка:

  • 1641: Морской капитан Хендрик Ван дер Декен пропал в море при невыясненных обстоятельствах.
  • 1678: Бернард Фокке совершил самый быстрый переход, возможно получив прозвище Летучий Голландец.
  • 1795: Георг Баррингтон впервые описывает корабль – призрак, говоря Летучий Голландец.
  • 1839: Фредерик Марриет пишет новеллу о корабле – призраке и его проклятом капитане по имени Вандердекен.
  • 1840: Вагнер пишет свою оперу, гарантируя Летучему Голландцу всемирную известность.

Помимо Фредерика Марриет, тема Летучего Голландца затронута другими авторами (Вальтер Скотт, Вашингтон Ирвинг). Множество очевидцев времён выхода книги Марриет и позднее сообщают о феномене. Самым подозрительным можно назвать пробел более столетия между временем Бернарда Фокке и первым упоминанием Летучего Голландца Баррингтоном. Ко времени написания его книги Голландская Восточно Индийская компания закрылась, находясь в упадке полстолетия. Двухсотлетняя деятельность компании использовала одни и те же морские пути. За это время было сложено и пересказано множество легенд. Мы никогда не узнаем наверняка, что следует понимать под именем Летучий Голландец; судно или одного из капитанов. Возможно это Бернард Фокке или Хендрик Ван дер Декен, а может и совершенно другой моряк, затерявшийся в многовековой истории мореплавания. Корабли возвращались или погибали, капитаны поднимали паруса и сменяли друг друга, старые морские волки пересказывали бесконечные истории путешествий молодым морякам. Вам тоже могут поведать одну из них в темноте штормовой ночи.

Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2013-2014



 
Статьи по теме:
Как выбрать правильные макароны?
От редакции. Выбор качественных и по-настоящему полезных продуктов для здорового питания - вопрос непростой. Всегда ли производители честны с нами и надписи на упаковке соответствуют действительности? Проверить это простому покупателю самостоятельно прак
Летучий Голландец – Легендарные парусники
Согласно легенде вполне реальный корабль с таким названием существовал на рубеже XV и XVI веков. А командовал им отчаянный «морской волк», голландский капитан Ван дер Страатен, страшный упрямец, пьяница и богохульник. Как-то он вел свое судно из Европ
Легенда о Летучем голландце - мифы и легенды народов мира
Итак, рассказывают, что однажды некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. Дело было поздней осенью, а всякий знает, что там в ту пору дуют непреоборимые злые ветры. Голландец зарифливал паруса, менял галсы, но ветер, дувший в лоб, неизменно отб
Нацистские концлагеря в годы Второй мировой войны
Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - arctus )Известно, что в Польше история с давних пор