Волконская мария николаевна. Княгиня Мария Волконская: биография, фото, годы жизни Волконская декабристка биография

Мария Николаевна Волконская - жена декабриста Сергея Волконского, последовавшая за ним в Сибирь. Поклонником Марии Волконской был А.С. Пушкин, а Н.А. Некрасов посвятил ей вторую часть поэмы "Русские женщины".
Среди декабристов Мария Волконская получила прозвище "дева Ганга" (Ганг - река в Индии). Декабрист Андрей Розен так вспоминал о ней: "Молодая, стройная, более высокого, чем среднего роста, брюнетка с горящими глазами, с полусмуглым лицом, с гордой походкой, она получила у нас прозванье "дева Ганга". Она никогда не выказывала грусти, была любезна с товарищами мужа, но горда и взыскательна с комендантом и начальником острога". Невестка Марии Волконской писательница Зинаида Волконская, у которой она останавливалась в Москве перед отъездом в Сибирь, писала о Марии Волконской: "О ты, пришедшая отдохнуть в моём жилище, ты, которую я знала в течение только трёх дней и назвала своим другом! Образ твой лёг мне на душу. Я вижу тебя заочно: твой высокий стан встаёт передо мною, как величавая мысль, а грациозные движения твои так же мелодичны, как небесные звёзды, по верованию древних. У тебя глаза, волосы, цвет лица, как у девы, рождённой на берегах Ганга, и, подобно ей, жизнь твоя запечатлена долгом и жертвою..."


Мария Николаевна Волконская (девичья фамилия - Раевская) родилась 6 января 1807 года (по старому стилю 25 января 1806 года) в семье героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Раевского. По материнской линии Мария была правнучкой русского ученого Михаила Ломоносова. В 19 лет Мария была выдана замуж за героя Отечественной войны 1812 года генерала Сергея Волконского, который был старше её на 18 лет. В молодости он слыл красавцем, но по описаниям современников на момент свадьбы уже «зубы носил накладные при одном натуральном переднем верхнем зубе».

Это не был брак по любви. До свадьбы Мария почти не знала Сергея Волконского, да и в первый год после замужества до восстания декабристов, Мария и Сергей провели вместе не более трех месяцев: вскоре после свадьбы Мария заболела и уехала лечиться в Одессу, муж не смог её сопровождать. Мария не знала, что муж участвует в тайном обществе по подготовке восстания. Как вспоминала потом сама Волконская, Сергей Волконский "не мог иметь ко мне доверия в столь важном деле". Сергей Волконский едва успел увезти жену рожать первенца в деревню, как тут же был арестован. 2 января 1926 года Мария родила сына Николая и после родов у неё началось воспаление мозга, которое продержало её в постели 2 месяца. Родные в это время скрывали от нее, что её муж под следствием. Когда она приходила в себя и спрашивала о муже, ей отвечали, что он в Молдавии. Когда Волконская поправилась и узнала правду о муже, то немедленно уехала в Петербург и добилась свидания с мужем. Волконская так вспоминала об этом: "Это свидание при посторонних было очень тягостно. Мы старались обнадежить друг друга, но делали это без убеждения. Я не смела его расспрашивать - все взоры были обращены на нас". Вскоре стал известен приговор Сергею Волконскому: его лишили титула, состояния и гражданских прав и приговорили к двенадцатилетним каторжным работам и к пожизненной ссылке. Мария Волконская написала письмо царю, прося дать ей возможность ехать к мужу в Сибирь. Николай I ответил ей: "Я получил, Княгиня, ваше письмо от 15 числа сего месяца; я прочел в нем с удовольствием выражение чувств благодарности ко мне за то участие, которое я в вас принимаю; но во имя этого участия к вам и я считаю себя обязанным еще раз повторить здесь предостережения, мною уже вам высказанные относительно того, что вас ожидает, лишь только вы проедете далее Иркутска. Впрочем, предоставляю вполне вашему усмотрению избрать тот образ действий, который покажется вам наиболее соответствующим вашему настоящему положению".
Волконская оставила сына у родных и больше никогда его не видела, он умер в январе 1828 года.
Отец Марии, зная, что этот брак вовсе не был браком по любви и не понимая, зачем его дочери ехать в Сибирь, кричал дочери: "Я прокляну тебя, если ты не вернешься через год!". В решении дочери он усматривал "влияние волконских баб, которые похвалами её геройству уверили её, что она героиня, и она поехала, как дурочка". Отец не дождался возвращения дочери, он умер в сентябре 1829 года. Перед смертью он простил непокорную дочь. Его последние слова перед смертью были о ней: "Это самая удивительная женщина, которую я когда-либо знал".
В Иркутске губернатор требует у Марии Волконской расписку в том, что "жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет признаваема не иначе, как женою ссыльнокаторжного", "дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне", "ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено", "отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших". Волконская соглашается на это и наконец она прибывает в Благодатский рудник в Забайкалье, где и встречается с мужем. Мария Волконская так описывает их первую встречу в Сибири: "Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страдания. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени поцеловала его кандалы, а потом - его самого".
Когда читаешь первые сибирские письма Марии Николаевны, создается впечатление, что молодая женщина, романтически-страстная и горячая, пытается убедить не только близких, но и прежде всего себя в правильности своего поступка, в прочности чувства к Сергею Волконскому. «...Чем несчастнее мой муж, тем более он может рассчитывать на мою привязанность и стойкость» (письмо свекрови 12.02.1827). Даже в этих письмах, в которых Волконская беспрерывно пишет о муже («я совершенно счастлива, находясь подле Сергея», «Я довольна своей судьбой, у меня нет других печалей, кроме тех, которые касаются Сергея»), чувствуется больше жертвенности и гордыни, чем самоотречения во имя любви, в отличие, например, от Александрины Муравьёвой - жены декабриста Муравьева.
Семь месяцев в Благодатном руднике были очень тяжелыми. Потом, опасаясь общего бунта всей Восточной Сибири, правительство соединило декабристов в одном месте, в Читинском остроге. Власти в Петербурге плохо знали географию и полагали, что рудники есть по всей Сибири (ведь декабристов приговорили к каторжным работам в рудниках). Но Чита представляла собой тогда бедную деревушку, и в ее окрестностях рудников не было. Поэтому узники чистили казенные хлева и конюшни, мели улицы, иногда выполняли земляные работы, трудились на мельнице, что, разумеется, было легче, чем работать на Благодатском руднике. Свидания с мужьями разрешались женщинам лишь дважды в неделю. Волконская вместе Трубецкой и Ентальцевой жили втроем в комнате дома дьякона. 1 августа 1829 года с заключенных разрешили снять кандалы и разрешили мужьям и женам видеться друг с другом каждый день. Острог в Чите с трудом умещал всех узников. Царь распорядился построить новую тюрьму для декабристов в Петровском заводе (сейчас город Петровск-Забайкальский). Туда декабристы были переведены в 1830 году. «Петровский завод был в яме, кругом горы, фабрика, где плавят железо, - совершенный ад. Тут ни днем ни ночью нет покоя, монотонный, постоянный стук молотка никогда не прекращается, кругом черная пыль от железа» - так описывает место заключения декабристов Полина Анненкова. Жизнь от свидания до свидания с мужьями была тягостна женщинам и они попросили дать им возможность жить прямо в каземате с мужьями и это было им позволено. Вот как вспоминает свою жизнь в каземате Мария Волконская: "Самое нестерпимое в каземате было отсутствие окон. У нас весь день горел огонь, что утомляли зрение. Каждая иэ нас устроила свою тюрьму, по возможности, лучше; в нашем номере я обтянула стены шелковой материей (мои бывшие занавеси, присланные из Петербурга). У меня было пианино, шкаф с книгами, два диванчика, словом, было почти что нарядно. Мы все писали графу Бенкендорфу, прося его разрешения сделать в каземате окна; разрешение было дано, но наш старый комендант, более трусливый, чем когда-либо, придумал пробить их высоко, под самым потолком. Мы жили уже в своих домах, когда получилось это разрешение". Год спустя семейным сосланным было разрешено жить вне тюрьмы. В августе у Марии Волконской рождается дочь София, которая умирает, не прожив и дня. В 1832 году у Волконской рождается сын Миша, а через три года - дочь Елена. Личная жизнь Марии Волконской наполняется уже другим содержанием, в письмах Волконской уже нет ничего о муже, всё - о детях.

В 1837 году срок заключения Волконского кончился и он вышел на поселение в село Урик, в 18 верстах от Иркутска. Вот так вспоминает об этом Волконская: "Наша свобода на поселении ограничивалась, для мужчин - правом гулять и охотиться в окрестностях, а дамы могли ездить в город для своих покупок. Наши средства были еще более стеснены, чем в каземате. В Петровске я получала десять тысяч рублей ассигнациями, тогда как в Урике мне выдавали всего две тысячи. Наши родные, чтобы восполнить это уменьшение, присылали нам сахар, чай, кофе и всякого рода провизию, как равно и одежду".

В 1845 году Марии Волконской и её детям было разрешено по её просьбе поселиться в Иркутске, чтобы её сын мог учиться в гимназии. Сергею Волконскому было разрешено посещать семью 2 раза в неделю, а спустя некоторое время он тоже смог переехать в Иркутск.
С восшествием на престол Александра II Мария Волконская получила разрешение вернуться в европейскую часть России (1855), Сергей Волконский уехал из Сибири в 1856 году. Мария умерла на два года раньше мужа, в 1863 году. Сергей Волконский и Мария Волконская покоятся в селе Воронки Черниговской области (современная Украина).

ВОЛКОНСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Волконская, княгиня Мария Николаевна (1806 - 1863) - жена декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, добровольно разделившая с ним ссылку. Дочь известного героя 1812 года, Н.Н. Раевского, она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала князя С.Г. Волконского, бывшего гораздо старше ее. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся от тяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь, и осуществила это решение вопреки всем препятствиям, исходившим от семьи Раевских и от правительства. "Никто (кроме женщин) не смел показывать участия, произнести теплого слова о родных и друзьях... Одни женщины не участвовали в этом подлом отречении от близких". Так определяет общественное настроение после 14 декабря Герцен. Николай I , тотчас после казни пяти декабристов, писал: "Этих женщин я больше всего боюсь", а много лет спустя сказал: "Они проявили преданность, достойную уважения, тем более, что столь часто являлись примеры поведения противоположного". Но в разгар преследования декабристов император был крайне недоволен этой преданностью. Вопреки закону, разрешавшему женам ссыльнокаторжных ехать вслед за мужьями, каждая из них должна была добиваться отдельного позволения, причем безусловно запрещалось брать с собой детей. Волконская обратилась с письмом прямо к государю и получила от него собственноручную записку, где сквозь вежливость сквозят угрозы. Оставив сына у сестры Волконского, она в декабре 1826 г. пустилась в путь. В Иркутске ее встретил губернатор Цейдлерт, имевший тайное предписание "употребить всевозможные внушения и убеждения к обратному отъезду в Россию жен преступников". Волконская не вняла этим внушениям и подписала бумагу, где было сказано: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женой ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защищать ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого развратного, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ними участь, себе подобной". Это было напрасное запугиванье, так как за все время своего двадцатидевятилетнего пребывания в Сибири Волконская если и подвергалась оскорблениям, то никак не со стороны уголовных каторжан, которые относились к декабристам и к их семьям с глубоким уважением. Гораздо страшнее отречения от прав был краткий второй пункт подписки: "Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне". Но у этих первых героинь русской истории XIX в. хватило мужества пренебречь и этой угрозой, которая, впрочем, никогда не была приведена в исполнение. В Нерчинске от Волконской была отобрана вторая подписка, отдававшая ее в распоряжение коменданта Нерчинских заводов. Он не только определял ее встречи с мужем, но наблюдал за ее личной жизнью, прочитывал всю ее переписку, имел реестр ее имущества и денег, которые выдавал ей по мере надобности, но не свыше сначала 10000 рублей ассигнациями в год; потом эту сумму сбавили до 2000. Никакие трудности и внешние унижения не могли сломить энергии, питавшейся глубокой религиозностью, героическим чувством долга и сознанием, что уже одно присутствие жен в оторванной от мира каторжной глуши не только придает нравственную силу их мужьям, но и отрезвляюще действует на облеченное безграничной властью начальство. Барон Розен в своих записках так характеризует Волконскую: "Молодая, стройная, более высокого, чем среднего роста, брюнетка с горящими глазами, с полусмуглым лицом, с гордой походкой, она получила у нас прозванье дева Ганга. Она никогда не выказывала грусти, была любезна с товарищами мужа, но горда и взыскательна с комендантом и начальником острога". Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе с своей подругой, княгиней Е. Трубецкой, в маленькой избушке. Бодро и стойко исполняли они свой долг, облегчая участь не только мужей, но и остальных узников. К концу 1827 г. декабристов перевели в Читу, где вместо работы в рудниках их заставляли чистить конюшни, молоть зерно на ручных жерновах. В 1830 г. их перевели на Петровский завод, где нарочно для них был выстроен большой острог; там разрешили поселить и жен их. Камеры были тесные и темные, без окон; их прорубили после долгих хлопот, по особому Высочайшему разрешению. Но Волконская была рада, что может жить там с мужем, в их каморке, которую она украсила, чем могла; по вечерам собирались, читали, спорили, слушали музыку. В 1837 г. Волконского перевели на поселение в село Урик, под Иркутском, а в 1845 г. ему позволили жить в самом Иркутске. Эта вторая половина ссылки была бы гораздо легче первой, если бы не постоянная тревога за детей. Из четверых, родившихся у нее в Сибири, остались в живых только сын и дочь, и их воспитание наполняло ее жизнь. В 1847 г., с назначением генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, их положение улучшилось. По восшествии на престол Александра II последовала амнистия; Волконский с семьей вернулся на родину. В 1863 г. Волконская умерла от нажитой в Сибири болезни сердца. После нее остались записки, замечательный по скромности, искренности и простоте человеческий документ. Когда сын Волконского читал их в рукописи Некрасову, поэт по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: "Довольно, не могу", - бежал к камину, садился к нему, схватясь руками за голову, и плакал, как ребенок. Эти слезы сумел он вложить в свои знаменитые, посвященные княгине Трубецкой и Волконской поэмы, на которых воспиталось несколько поколений русских женщин. Благодаря Некрасову, пафос долга и самоотвержения, которым была полна жизнь Волконской и ее подруг, навсегда запечатлелся в сознании русского общества. Картины, полные особенно красивого трагизма, разговор с губернатором, прощанье Волконской с отцом, прощальный прием у княгини Зинаиды Волконской в Москве, разговоры с Пушкиным, дорожные встречи, наконец, сцена в Благодатском руднике, где Волконская, стоя на коленях, целует оковы на ногах мужа - все это Некрасов взял прямо из жизни. И те слова, которые Некрасов вложил в уста княгине Трубецкой, "но сталью я одела грудь", применимы и к В. Недаром Н.Н. Раевский, со всей суровостью человека военной дисциплины пытавшийся удержать дочь от поездки в Сибирь, сказал перед смертью, указывая на ее портрет: "Это самая удивительная женщина, которую я знал". Ее написанные на французском языке "Записки" изданы ее сыном с переводом, приложениями и комментарием (Санкт-Петербург, 1904). - См. "Записки С.Г. Волконского"; В. Покровский "Жены декабристов"; П. Щеголев статья в сборнике "К свету". А. Тыркова.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОЛКОНСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОЛКОНСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
    (1805-63) княгиня, дочь генерала Н. Н. Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского, друг А. С. Пушкина, который посвящал ей стихи. …
  • ВОЛКОНСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мария Николаевна , княгиня, жена декабриста С. Г. Волконского, дочь генерала Н. Н. Раевского. Одна из …
  • МАРИЯ в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., жен.) - ассоциируется с именем …
  • МАРИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в биографиях Монархов:
    Королгва Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в Лексиконе секса:
    (богородица, богоматерь, дева Мария, Мадонна), в христианской мифологии мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая (ср. : партеногенез). Образ …
  • МАРИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Богородица Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ СЕСТРА ЛАЗАРЯ
    см. Марфа и …
  • МАРИЯ СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученица, пострадавшая в III в.; память 6 июня: 2) преподобная, племянница преп. Авраамия затворника, жила в …
  • МАРИЯ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от еврейского Мариам — "высокая", "превосходная", "славная") — имя мног. святых, государынь и принцесс, общеупотребительное у всех христианских …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ФИЛИППА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1505-1558), дочь Филиппа I Красивого и Иоанны Безумной, в 1522 г. вышла замуж за Людовика II Венгерского, овдовела …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ЛЮДОВИКА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1370-1395), дочь короля Людовика I (см. соотв. …
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Тюдор - англ. королева (1553 - 58), дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, род. в 1515 г. С 2-летнего …
  • МАРИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словарике:
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА НАГАЯ (?-1612), седьмая жена Ивана IV (с 1581). В 1584 выслана с сыном Дмитрием в Углич, после его …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА (София-Доротея-Августа-Луиза) (1759-1828), принцесса Вюртембергская, жена (с 1776) рос. имп. Павла I. Создала ряд благотворит. и воспитат. (гл. обр. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I ТЮДОР (Маrу I Tudor) (1516-58), англ. королева с 1553. Восстановив католицизм, жестоко преследовала сторонников Реформации (прозвища - Мария …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ТЕРЕЗИЯ (Maria Theresia) (1717-80), австр. эрцгерцогиня с 1740, из династии Габсбургов. Утвердила свои права на владения Габсбургов в войне …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ СТЮАРТ (Mary Stuart) (1542-87), шотл. королева в 1542 (фактически с 1561) - 1567; претендовала также на англ. престол. Восст. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ МАГДАЛИНА, в христианстве раскаявшаяся грешница, одна из жён-мироносиц, преданная последовательница Иисуса Христа, удостоившаяся первой увидеть его воскресшим. Включена христ. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ КРИСТИНА (Maria Cristina) Старшая (1806-78), жена исп. короля Фердинанда VII, регентша Испании в 1833-40 (при Изабелле …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (6 в.), христ. святая. По преданию, в молодости была блудницей; присоединившись к паломникам, к-рые шли в Иерусалим, обратилась …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette) (1755-93), франц. королева, жена (с 1770) Людовика XVI. Дочь австр. императора. С нач. Франц. рев-ции вдохновительница контррев. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ II да Глория (Maria II da Gloria) (1819-53), королева Португалии в 1826-28 и с 1834, из династии Браганса. Правление …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I (Maria I) (1734-1816), королева Португалии с 1777, из династии Браганса; с 1792, в связи с психич. заболеванием М. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители М.- праведники Иоаким и Анна …
  • ВОЛКОНСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКАЯ Мария Ник. (1805-63), княгиня, дочь ген. Н.Н. Раевского, жена декабриста С.Г. Волконского, друг А.С. Пушкина, к-рый посвящал ей стихи. …
  • ВОЛКОНСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКАЯ Зин. Ал-др. (1789-1862), княгиня, рус. писательница. Салон В. в Москве в 1826-27 посещал А.С. Пушкин. В 1829 уехала в …
  • МАРИЯ в Словаре Кольера:
    I (Mary) (1867-1953), королева Англии, супруга английского короля Георга V. Родилась 26 мая 1867 в Лондоне. Дочь герцога Текского, она …
  • МАРИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мать Иисуса …
  • МАРИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    богоматерь, богородица, дева мария, имя, мадонна, маруся, …
  • МАРИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МАРИЯ
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и …
  • ВОЛКОНСКАЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Зинаида Александровна (1789-1862) , княгиня, русская писательница. Салон Волконской в Москве в 1826-27 посещал А. С. Пушкин. В 1829 уехала …
  • УЛЬЯНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульянова Наталья Николаевна (1889 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 9 марта, …
  • КРЫМОВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крымова Елизавета Николаевна (1877 - 1937), мученица. Память 18 октября, в Соборе …
  • ГРИМБЛИТ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримблит Татьяна Николаевна (1903 - 1937), мученица. Память 10 сентября, в Соборе …
  • ВОЛНУХИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Волнухина Мария Николаевна (1876 - 1937), мученица. Память 8 октября, в Соборе …
  • ЯНЖУЛ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (ВЕЛЬЯШЕВА)
    Янжул (Екатерина Николаевна, урожденная Вельяшева) - писательница. В 1873 г. вышла замуж за Ивана Ивановича Янжула и с тех пор …
  • ЭНГЕЛЬГАРДТ АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Энгельгардт (Анна Николаевна, 1835 - 1903) - писательница и переводчица, дочь лексикографа и беллетриста Н.П. Макарова (XVIII, 402), жена А.Н. …
  • ЩЕПКИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Щепкина (Екатерина Николаевна) - писательница. Родилась в 1854 г. Посещала в Москве высшие женские курсы профессора Герье; была учительницей …
  • ШМИТ НИНА НИКОЛАЕВНА (УРОЖДЕННАЯ АХВЕРДОВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шмит (Нина Николаевна, урожденная Ахвердова, умерла в 1889 г.) - писательница (псевдоним - княгиня Вера Троицкая). Ее романы "Погасшая искра", …
  • ШАБАНОВА АННА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шабанова (Анна Николаевна) - женщина-врач, писательница и общественная деятельница, родилась в 1850 г. В течение 2 лет слушала лекции в …
  • ЧУМИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (В ОРИГИНАЛЕ ЧЮМИНА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Чумина (Ольга Николаевна, по мужу Михайлова) - талантливая поэтесса и переводчица. Родилась в 1862 г. в Новгороде, в семье военного. …

Мария Николаевна в сибирских мемуарах говорила о впечатлениях детства и юности немного, но некоторые отрывки свидетельствуют, что она была впечатлительной и очень живой девочкой: «Во время путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с сестрой Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее…» Упомянутый Марией поэт был не кто иной, как Александр Пушкин, который позже выразил впечатления девочки об этой забавной игре с морем в стихах:

Я помню море пред грозою.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

В то далекое беззаботное время веселой девочке только исполнилось 15 лет, но она уже много размышляла о жизни, читала серьезные классические произведения и занималась пением.

Сложилось мнение, что генерал Раевский, не спрашивая о чувствах дочери, насильно отдал ее за князя Волконского. Жених в свои 37 лет уже хорошо зарекомендовал себя при дворе. Кроме того, он происходил из знатной семьи, ведущей корни от самих Рюриковичей, а его мать Александра Николаевна была статс-дамой двора.

Тем не менее блестящее положение в обществе, огромное состояние и титул имелись и у графа Густава Олизара, предводителя дворянства Киевской губернии, которому Мария Николаевна после предложения ей руки и сердца сразу отказала. Это его немало расстроило. Он писал Марии трогательные письма с просьбами ответить взаимностью, но все безрезультатно. Уже в старости граф признавался: «Нельзя не сознаться, что если во мне пробудились высшие, благородные, оживленные сердечным чувством стремления, то ими во многом я обязан любви, внушенной мне Марией Раевской. Она была для меня той Беатриче, которой было посвящено поэтическое настроение, и благодаря Марии и моему к ней влечению я приобрел участие к себе первого русского поэта и приязнь нашего знаменитого Адама Мицкевича».

Сергей Григорьевич Волконский воспитывался в строгих католических традициях, поэтому сватовство проходило так, как то было принято в церемонном XIX веке. Он послал отцу невесты письменное предложение руки и сердца, что говорило о его глубоком уважении не только к самой Марии, но и ко всей ее семье. Генерал Раевский знал о том, что Волконский состоит в тайном политическом обществе, и мог предугадать будущую трагедию, но все-таки не отказал ему. По-видимому, в женихе он увидел именно те качества, которые были присущи ему самому: патриотизм и благородство духа.

Когда Николай Николаевич вызвал Марию к себе в кабинет и прочитал ей письмо от князя Волконского, он понял, что не ошибся в выборе. Если бы дочь не испытывала к князю сердечного влечения, она бы ответила решительным отказом, а не томным кивком и едва сдерживаемой улыбкой. В честь помолвки Раевские и Волконские устроили грандиозный бал, где Мария познакомилась со своей свекровью. Нежная красота Марии привела все семейство Волконских в восторг, а когда она запела, Александра Николаевна заявила, что сноха непременно должна отправляться петь в Италию.

Вечер был омрачен только одним событием. Когда Мария танцевала с будущим мужем, она случайно задела свечу, и роскошное платье загорелось. Что это было, как не дурное предзнаменование? Однако с помощью Сергея Григорьевича несчастье удалось предотвратить, а наутро о нем и вовсе забыли.

Свадьба состоялась 11 января 1825 года, и Мария с удовольствием погрузилась в хлопоты по устройству уютного семейного гнездышка. Она заказывала изысканные занавеси из Парижа, ковры и хрусталь из Италии, много хлопотала по поводу конюшен и питания новой прислуги. Об этом она писала своей сестре из Одессы: «Дорогая Катенька! Ты пишешь о своих занятиях по хозяйству, что сказала бы ты, видя, как я хожу каждый день на кухню, чтобы наблюдать за порядком, заглядываю даже в конюшни, пробую еду прислуги, считаю, вычисляю, я только этим и занята с утра до вечера и нахожу, что нет ничего более невыносимого в мире.

Если папа в Киеве, умоляй его приехать к нам, я все приготовила к его приезду, велела повесить занавески и меблировать комнаты, так же как в помещении Орловых и братьев. Приезд их для меня был бы праздником, особенно Александра. Как я была огорчена тем, что он отказался от этого путешествия. M-mе Башмакова все время восхваляет его и тебя. Она как нельзя более предупредительна и должна считать меня очень угрюмой, так как я вообще совсем не любезна от природы, а теперь меньше, чем когда-либо».

Печаль молодой княжны вполне объяснима, ведь рядом не было любимого мужа, который в то время находился на учениях. Тем не менее гордость Марии Николаевны своим новым положением хозяйки большого дома явно чувствуется в строках письма. Сергей Григорьевич приходил домой поздно и всегда молчаливый. Мария Николаевна внутренним чутьем любящей жены угадывала, что он чем-то расстроен, но задавать вопросы не решалась. Вскоре княжна слегла, и обеспокоенному мужу сообщили, что она беременна. Будущую маму тотчас отправили отдыхать в Одессу, а князь Волконский остался в своей дивизии в Умани. Визиты жене он наносил редко, а когда приезжал, больше расспрашивал о ее самочувствии, чем говорил о делах. Позже Мария Николаевна писала: «Я пробыла в Одессе все лето и таким образом провела с ним только три месяца в первый год нашего супружества; я не имела понятия о существовании тайного общества, которого он был членом. Он был старше меня лет на двадцать, и потому не мог иметь ко мне доверия в столь важном деле».

Сергей Григорьевич приехал за женой только к концу осени и отвез ее к себе в Умань. Спустя неделю он вернулся из Тульчина, разбудил испуганную Марию Николаевну и стал в спешке сжигать какие-то бумаги. На все ее вопросы отвечал таинственным молчанием, а после заявил, что везет ее в родительский дом. Затем он уехал в Петербург, где его спустя некоторое время арестовали и посадили в крепость. Так закончился первый год замужества Марии Николаевны. Можно только представить, как тяжело было тогда княгине Волконской! 2 января 1825 года в муках она родила первенца Николая, или Николино. Близкие опасались за ее жизнь, поскольку родильная горячка держалась несколько суток и Мария лежала без сознания. Она даже не помнила, что приезжал ее муж, который только и успел взглянуть на сына и прошептать ей несколько ласковых слов. Мария Николаевна не знала и того, что в Петербурге Сергея Григорьевича арестовали и заключили в крепость.

Арестовали Михаила Орлова и сыновей Раевского. Николай Николаевич отправился в Петербург, чтобы выхлопотать у государя прощение. Раевских и Орлова отпустили, а вот положение Волконского с каждым днем только осложнялось, так как он не хотел давать показания против своих товарищей. Николай I в гневе обрушился и на Николая Раевского, так что тот поспешил удалиться. По возвращении домой генерал рассказал дочери о том, что ее мужа ожидает суровое наказание и что он не будет противиться ее разводу.

Того, что произошло со скромной, хрупкой и измученной долгой болезнью Марией, не ожидал никто. Все ее существо словно взбунтовалось. Она наотрез отказалась ожидать решения царя в родительском доме и тут же собралась и поехала в Петербург, где поселилась у родственников мужа, утешая их и помогая пережить тяжелые минуты. Приехавший за ней Александр Раевский насильно увез ее к графине Браницкой, где Мария оставила сына, который в это время тяжело болел. В имении Браницкой Мария Николаевна жила в изоляции, родственники вскрывали все письма, которые приходили на ее имя, и не сообщали ей о судьбе Сергея Григорьевича, словно мстили бедной женщине за то, что она предала семью ради любви к опальному мужу.

Однако, живя в заточении, Мария Николаевна смогла все заново переосмыслить и оценить степень виновности своего горячо любимого мужа. В страданиях рождалась душа сиятельной княгини Волконской. Ее моральное состояние ухудшалось еще и из-за того, что, в отличие от других жен декабристов, которые могли свободно общаться друг с другом, ей в одиночку пришлось отстаивать свой выбор наперекор всей семье. Раевские, как ни странно, были уверены, что Мария подчинится, о чем свидетельствует строка из письма Александра Раевского: «Она сделает и должна делать лишь то, что посоветуют ей отец и я…»

12 июля 1826 года был объявлен суровый приговор. Сергея Григорьевича Волконского отправили в Сибирь на 20 лет каторги. Когда Марии Николаевне сообщили об участи мужа, она сразу начала собираться, заявив сестре, что едет в Яготин Полтавской губернии, в имение брата мужа, князя Репина. Вместе с князем Николаем Григорьевичем Репниным и его женой Волконская отправилась в Петербург. Оставив сына в доме свекрови, Мария Николаевна со всей энергией измученного, истосковавшегося сердца начала предпринимать шаги для освобождения мужа. Сначала она написала прошение к царю, решение по которому ждала в течение месяца. Получив от государя положительный ответ, Мария Николаевна выехала в Москву, где в честь нее Зинаида Волконская дала знаменитый бал. Уезжая в Сибирь к мужу, Мария прощалась только с отцом, которому дала обещание вернуться через год, но он знал, что видит ее в последний раз. В своем письме от 2 сентября 1826 года Николай Раевский так обращается к дочери: «Муж твой виноват перед тобой, пред нами, пред своими родными, но он тебе муж, отец твоего сына, и чувства полного раскаяния, и чувства его к тебе, все сие заставляет меня душевно сожалеть о нем и не сохранять в моем сердце никакого негодования: я прощаю ему и писал ему прощение на сих днях…»

Семья Волконских после отъезда Марии раскололась на два лагеря. Софья Алексеевна, которая до 1829 года не написала дочери ни строчки, так и не сумела понять и простить ее поступок. Вот отрывок из ее письма: «Вы говорите в письмах к сестрам, что я как будто умерла для вас. А чья вина? Вашего обожаемого мужа. Немного добродетели нужно было, чтобы не жениться, когда человек принадлежал к этому проклятому заговору. Не отвечайте мне, я вам приказываю».

Жизнь семьи Волконских в ссылке складывалась непросто. Здесь рождались и вскоре умирали от суровых природных условий и болезней дети. Выжили только Миша и Нелли, которые воспитывались под пристальным оком родителей. Даже когда в 1846 году Николай I издал указ о том, что дети декабристов могут учиться в высших учебных заведениях России, но под чужими фамилиями, Мария Николаевна с гордостью отказалась, сказав, что дети должны носить только фамилию родителей.

Михаил Лунин принимал живое участие в воспитании Миши и Нелли. Довольно хорошо сохранилась переписка на итальянском, английском, французском языках, латыни. Лунин составлял подробные планы занятий и списки книг, которые должен был прочитать его тезка в Сибири. А Мария Николаевна с грустью перечитывала обрывки старых писем, испещренных нотными знаками и математическими формулами, и при первой возможности старалась отправить в Акатуйский каземат очередную посылку с чернилами и одеялами.

Мария Николаевна становилась объектом поклонения многих, но они не смели нарушить покой ее сердца. Душой и телом она была связана навечно только с одним человеком, которому и посвящены следующие строки: «Не могу тебе передать, как мысль о том, что тебя нет здесь со мной, делает меня печальной и несчастной, ибо хоть ты и вселил в меня надежду обещанием вернуться к 11-му, я отлично понимаю, что это было сказано тобой лишь для того, чтобы немного успокоить меня, тебе не разрешат отлучиться. Мой милый, мой обожаемый, мой кумир Серж! Заклинаю тебя всем, что у тебя есть самого дорогого, сделать все, чтобы я могла приехать к тебе, если решено, что ты должен оставаться на своем посту».

Судьба распорядилась так, что Волконские отбывали ссылку вместе 30 лет. И хотя некоторые современники сплетничали по поводу ссор и споров, которые якобы возникали в доме Волконских, можно с уверенностью сказать, что эта пара явила собой настоящее олицетворение любви, пламенной, способной растопить даже холодные снега Сибири.


| |

Эта стройная и красивая барышня с черными кудрями густых волос покорила сердце самого Пушкина, который считал ее своею музой в поэзии. Писатель Николай Некрасов увековечил ее образ в бессмертной поэме «Русские женщины». Именно в этом произведении он во всех подробностях описывает характер жены декабриста, которая идет на отчаянное самопожертвование ради сохранения семьи. Мария Раевская, дворянка по происхождению, отважилась разделить нелегкую участь своего супруга и поехала за ним в сибирскую ссылку. Безусловно, ее поступок следует расценивать как подвиг, совершить который могли лишь избранные. И пусть она не испытывала глубоких чувств к князю Волконскому, но свой долг перед ним Мария Раевская выполнила. Что же известно о биографии дворянки? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Годы детства и юности

Живописнейшая природа - горы, море, зеленые сады - располагала к романтике, и, естественно, Александр Сергеевич начал проявлять интерес к Марии Николаевне. Но не к ней одной. Ее сестры тоже привораживали Пушкина молодостью и красотой. Особенно старшая дочь Николая Николаевича, которая от природы была скромной и серьезной барышней. Дни, проведенные с семейством Раевских в Гурзуфе, были счастливейшими в жизни великого поэта. Он с удовольствием читал дочерям генерала стихи, обсуждал с ними произведения Байрона и Вольтера.

Не сложилось…

Но становились ли ближе друг к другу Пушкин и Мария Раевская? История любви этой пары, конечно же, интересовала всех, кто восхищался талантом поэта. Однако, кроме дружбы, сильных и глубоких чувств к Александру Сергеевичу будущая жена декабриста не испытывала. Причем Мария замечала, что молодой Александр неравнодушен также к ее сестрам. Но те также не воспринимали поэта всерьез. А вот стихи Пушкина для Марии Раевской значили очень многое. Она восторгалась тем, как Александр мастерски владел рифмой и умением на бумаге выражать чувства и эмоции. И все-таки увлечение юной Машей постепенно переросло в настоящую любовь. И Пушкин, будучи застенчивым с объектом своей страсти, возможно, в конце концов осмелился сказать о своем чувстве, но взаимности так и не добился. Впоследствии Александр Сергеевич серьезно переживал неразделенную любовь, что, конечно же, отразилось в его творчестве.

Чего стоит один только «Бахчисарайский фонтан», который, по мнению Густава Олизаре, стал ярким посвящением Марии Николаевне. Пушкин продолжал общаться со своей музой в городе на Неве и Москве.

И все-таки, по мнению некоторых экспертов, был период, когда Раевская была неравнодушна к автору «Евгения Онегина». Речь идет о первой половине 20-х годов, когда у Марии Николаевны и Александра Сергеевича в Одессе состоялось свидание. Незадолго до этого девушка адресовала Пушкину письмо, в котором призналась, что ей сильно не хватает его общества. Однако на тот момент Пушкин уже несколько охладел к своей музе и решил сказать ей об этом при личной встрече. Он так и сделал. После этого Мария Раевская, биография которой содержит немало интересных и примечательных фактов, поспешила уехать из Одессы в Киев.

Последний раз поэт виделся со своей музой зимой 1826 года, незадолго до ее отъезда в ссылку. Так или иначе, но Мария Раевская в жизни Пушкина оставила большой след.

Несостоявшийся муж

Однако в стремлении завоевать внимание юной Маши у Александра Сергеевича однажды появился конкурент. Речь идет о польском графе Густаве Олизаре, который, так же как и Пушкин, занимался поэзией. Дворянин также был поражен внешностью Марии Николаевны. В 1824 году он даже посватался к молодой барышне, но Николай Николаевич воспротивился этой идее, поскольку его сильно смущали польские корни потенциального зятя.

Причем впоследствии Пушкин неоднократно встречался со своим визави и беседовал с ним на литературные темы. Так и ли иначе, но и к поляку Олизару дочь генерала Раевского не питала любовных чувств, и он очень огорчался по этому поводу. Мария Николаевна не хотела связывать свою судьбу с «прямодушным» шляхтичем, поскольку слишком глубокими ей казались различия в русском и польском укладе жизни.

Князь

Спустя некоторое время судьба сведет Марию Раевскую с тридцатишестилетним князем Сергеем Волконским, который принадлежал к знатному роду. В юности он служил поручиком лейб-гвардейского Кавалергардского полка. Набравшись опыта в военном деле, Волконский хорошо проявил себя в баталиях 1806-1807 годов. Затем он участвовал в Первой Отечественной войне и заграничных походах. Дослужившись до генеральского чина, Волконский возвратился на Родину. В начале 20-х годов князь получил в командование целую пехотную дивизию. Его военной карьере мог позавидовать любой офицер. Единственный казус, который не давал покоя Сергею Григорьевичу, заключался в том, что он вел холостяцкую жизнь, хотя ему было уже за тридцать. Он, как и многие представители российской элиты, регулярно посещал масонские ложи.

Князь имел членство в Южном обществе и часто наведывался в город на Неве для проведения переговоров. Причем со своими соратниками он обсуждал идеи уничтожения монарших особ и установления в стране республиканской формы правления.

Замужество

В 1824 году Сергей Григорьевич торопился в Киев «по очень важному делу». Он намеревался сделать предложение Марии Николаевне Волконской и надеялся, что ее отец благословит их союз. Князь прекрасно знал семью генерала Раевского и с удовольствием гостил в их имении, иногда устраивая «магнетические сеансы», которые в действительности были обычными совещаниями с членами масонской ложи. Он попросил своего соратника Орлова похлопотать за ним перед Николаем Николаевичем и узнать, согласен ли он отдать замуж Марию Николаевну. И князь Раевский в конце концов уступил, поскольку финансовое положение его семьи серьезно пошатнулось, а Волконский был состоятельным человеком. И хотя Мария Николаевна ничего не испытывала к Сергею Григорьевичу, она решила подчиниться воле отца. Ради интересов собственной семьи она принесла себя в жертву. Да и после свидания с Пушкиным в Одессе жизнь для нее в какой-то степени утратила смысл.

Спустя некоторое время после замужества Волконская Мария Николаевна приболела, и чтобы восстановить здоровье, ей пришлось уехать в Одессу. Князь сопровождать ее не мог из-за службы. Да и духовной близости между Сергеем Григорьевичем и дочерью Раевского не возникло. Он не смог заботиться о ней даже в тот момент, когда княгиня забеременела. Роды были сложными и негативно сказались на здоровье Марии Николаевны.

Крутой поворот судьбы

А потом она узнала об аресте супруга. Заговорщиков постигла суровая участь: император велел сослать их в Сибирь. Сергей Волконский получил 20 лет каторги. Мария решила не оставлять своего супруга и отправиться вслед за ним.

Однако родители очень критично отнеслись к ее затее. Но Волконская Мария Николаевна (жена декабриста), унаследовавшая характер отца, проявила принципиальность и мнение своих родственников проигнорировала. Она побывала и в Благодатском руднике, и в и в Чите. Дочь разделила с мужем все тяготы ссыльной жизни. Поистине суровые и тяжелые испытания перенесла Волконская Мария. Дети княгини умерли: сначала Николай, оставшийся на попечении у родственников, а спустя два года и дочь София, рожденная в ссылке. Осенью 1829 года скончался генерал Николай Николаевич Раевский.

В Иркутске Мария жила в доме городского головы. Во второй половине 30-х княгиня Мария Николаевна Волконская с мужем и детьми перебралась на поселение в село Урик, расположенное неподалеку от Иркутска.

Долгожданная свобода

Только в 1856 году Волконскому разрешили по амнистии вернуться на Родину. К тому времени здоровье Марии Николаевны было серьезно подорвано. После приезда из Сибири она принялась писать автобиографические мемуары. Ее «Записки» переиздавались множество раз.

Смерть

Княгини не стало 10 августа 1863 года. Врачи диагностировали у нее болезнь сердца. Похоронили Марию Николаевну в родном селении Воронки Черниговской губернии.

План
Введение
1 Биография
2 Дети
3 Произведения, посвящённые М. Н. Волконской (Раевской)

Список литературы Введение Мария Николаевна Волко́нская (урождённая Рае́вская; 25 декабря (6 января) 1805/1806/1807 - 10 августа 1863, поместье Воронки, Черниговская губерния) - дочь Николая Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского (с 11 января 1825 года, Киев), несмотря на сопротивление родных, поехавшая за ним в Сибирь. 1. Биография Получила домашнее образование. Была отличной пианисткой, обладала прекрасным голосом. Знала несколько иностранных языков. С семьёй Раевских ещё с 1817 года хорошо был знаком А. С. Пушкин. Особенно он сдружился с Раевскими в совместной поездке на Кавказские минеральные воды во время своей южной ссылки. Считается, что он был влюблён в Марию. Образ черкешенки в «Кавказском пленнике» списан с Раевской. Г. Олизар утверждал, что «Бахчисарайский фонтан» был создан для Марии. Ряд стихотворений Пушкина посвящён ей. Густав Олизар в 1824 году сватался к Раевской, но этот брак не был приемлем для отца-генерала. Замуж за С. Г. Волконского вышла по воле Н. Н. Раевского. В конце 1825 года, ожидая ребёнка, жила в имении родителей. О событиях 14 декабря не знала. Родила сына Николая 2 января 1826 года. 5 января 1826 года Волконский приезжал в имение Раевских, в тот же день, после свидания с сыном и женой, уехал в армию. Его арестовали 7 января. Родные скрывали от Марии судьбу мужа. Оправившись от последствий родов, взяв с собой сына, Волконская отправилась в Петербург. Чтобы добиться свидания с мужем, ей пришлось обратиться лично к императору. После оглашения приговора приняла решение следовать за мужем. Будущий министр императорского двора и родственник мужа П. М. Волконский спросил Марию уверена ли она, что вернётся. Ответ был: «Я и не желаю возвращаться, разве лишь с Сергеем, но, Бога ради, не говорите этого моему отцу». Своего первенца - сына Николая, Мария Николаевна, уезжая в Сибирь, была вынуждена оставить у сестры мужа.По пути в Сибирь остановилась на один день в Москве 26 декабря 1826 года в доме у своей невестки Зинаиды Волконской. Та устроила для Марии прощальный музыкальный вечер. На нём Мария Волконская в последний раз виделась с Пушкиным. Прибыла в Благодатский рудник 12 февраля 1827 года. Последовала за мужем в Читу (1827), Петровский завод (1830). Вела обширную переписку по поручению декабристов с их родственниками и знакомыми. Позднее на поселении вела переписку за М. Лунина, которому было запрещено около года писать собственноручно. На имя Волконской присылались «Литературная газета» Дельвига, художественные произведения, зарубежные журналы и газеты.Марии Николаевне суждено было пережить смерть сына, оставленного в России, смерть отца, разрыв с братьями и матерью, смерть дочери, рождённой в Сибири.На поселение Волконский вышел в 1837 году. Сначала семья Волконских жила в с. Урик. Затем было получено разрешение Марии Николаевне с детьми переселиться в Иркутск (1845). Через два года разрешение проживать в Иркутске было дано и Волконскому. Дом Волконских № 10 по Ремесленной улице (теперь ул. Волконского) сохранился до наших дней. Сейчас в нём находится Музей-усадьба Волконских.… княгиня Марья Николаевна, была совсем светская, любила общество и развлечения и сумела сделать из своего дома главный центр иркутской общественной жизни. Зимой в доме Волконских жилось шумно и открыто, и всякий, принадлежавший к иркутскому обществу, почитал за честь бывать в нём, и только генерал-губернатор Руперт и его семья и иркутский гражданский губернатор Пятницкий избегали, вероятно из страха, чтобы не получить выговора из Петербурга, появляться на многолюдных праздниках в доме политического ссыльного Н. А. Белоголовый.С восшествием на престол Александра II получила разрешение вернуться в европейскую часть России (1855), Сергей Волконский уехал из Сибири в 1856 году.Как не почувствовать благоговейного изумления и не преклониться перед этими молоденькими и слабенькими женщинами, когда они, выросшие в холе и атмосфере столичного большого света, покинули, часто наперекор советам своих отцов и матерей, весь окружавший их блеск и богатство, порвали со всем своим прошлым, с родными и дружескими связями, и бросились, как в пропасть, в далёкую Сибирь, с тем, чтобы разыскать своих несчастных мужей в каторжных рудниках и разделить с ними их участь, полную лишения и бесправия ссыльно-каторжных, похоронив в сибирских тундрах свою молодость и красоту! Чтобы ещё более оценить величину подвига Трубецкой, Волконской, Муравьёвой, Нарышкиной, Ентальцевой, Юшневской, Фонвизиной, Анненковой, Ивашовой и др., надо помнить, что всё это происходило в 20-х годах, когда Сибирь представлялась издали каким-то мрачным, ледяным адом, откуда, как с того света, возврат был невозможен и где властвовал произвол таких легендарных жестокосердых воевод, какими были только что сошедшие со сцены правители: Пестель, Трескин и другие Н. А. БелоголовыйОставила «Записки» на французском языке, как сама отмечала исключительно для детей и внуков. Одним из немногих, кого сын Марии Николаевны познакомил с её воспоминаниями был Н. Некрасов. Лишь в 1904 г. Михаил Сергеевич Волконский решился опубликовать их. Мария Николаевна Волконская умерла в 1863 году в Чернигове от болезни сердца. 2. Дети

    Николай (2 января 1826 - 17 января 1828);
    Софья (р. и ум. 1 июля 1830);
    Михаил (10 марта 1832 - 7 декабря 1909);
    Елена (28 сентября 1835 - 23 декабря 1916) - в первом браке (17.09.1850) Молчанова, во втором - Кочубей, в третьем - Рахманова.
По линии своей матери Мария Николаевна правнучка М. В. Ломоносова.Произведения, посвящённые М. Н. Волконской (Раевской)
    А. С. Пушкин:
«Редеет облаков летучая гряда…» (1820);«Таврида» (1822);«Ненастный день потух…» (1824);«Буря» (Ты видел деву на скале…).
    А. И. Одоевский:
Кн. М. Н. Волконской «Был край, слезам и скорби посвящённый…» (1829).
    Н. А. Некрасов:
«Княгиня М. Н. Волконская» (1873) - вторая часть поэмы «Русские женщины»Ссылки Записки М. Н. Волконской на сайте «Музей декабристов»Биография М. Н. Волконской Список литературы:
    ISBN 5-253-00071-2 Русские мемуары. Избранные страницы 1826-1856 гг. Составление И. И. Подольской, М.: Правда, 1990 с.49 ISBN 5-253-00071-2 Русские мемуары. Избранные страницы 1826-1856 гг. Составление И. И. Подольской,М.: Правда, 1990, с.с.47-48


 
Статьи по теме:
Как молиться, чтобы Бог услышал нас?
Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?А почему не может? Если молитвы нет - будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: "А, может быть, твоя усталость от б
Защититься от ведьм Как бороться с хозяйкой если она ведьма
В России чаще всего столкнуться с ведьмами и колдунами (на арену давно вышли и мужчины) можно в храмах – на большие церковные праздники.Далеко не все верующие знают, какие темные дела творятся в храмах во время службы.Кто-то удивится: «Но как так? Почему
Вам выпал символ: ДХИ ПА - Золотая рыбка Как гадать на золотой рыбке
Человек не перестает мечтать, думать, желать. В голове постоянно возникают различные планы. Одни уходят, другие превращаются в навязчивую идею. Людям хочется быть уверенными в том, что их желание сбудется, и не сожалеть о напрасно потраченном времени и ср
Как защититься от негативного воздействия и влияния
Прочитав эту статью, вы выясните для себя, как действует сглаз на человека, а, кроме того, узнаете, как снять сглаз, энергия которого отнюдь не безобидна. Сглаз часто называют непреднамеренной порчей. Действительно, бывает и так – случайно кого-то сглазя