Учебная программа по предмету. Рабочие программы Как составить рабочую программу

Мир русского слова

Календарно-тематическое планирование предмета _____________ на 2012 – 2013 учебный год

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения иностранного языка ученик должен

знать/понимать

основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффик-

сация, словосложение, конверсия);

особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных комму-

никативных типов предложения;

признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов,

артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране

изучаемого языка;

роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого

языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в

традициях своей страны и стран изучаемого языка;

уметь говорение

начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этике-

та, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,

просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-

грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие све-

дения о своем горо-| де/селе, своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления (i

рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отно-

шение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

аудирование

понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы

теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи

(сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные; использовать переспрос,

просьбу повторить;

чтение

ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;

делять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать

письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о

себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

для:

социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями ино-

странного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов; создания целостной картины

полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;

приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные),

через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.

Старшая школа (10 – 11 класс)

Цели

Изучение иностранного языка на базовом уровне среднее (полного) общего образования направлено на достижение

следующих целей:

Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсатор

ной, учебно-познавательной):

речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности

(говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами

общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в комму-

никативных целях;

социокультурная компетенция - увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого

языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений

выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых;

средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенство-

вать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других

областях знания.

развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка,

дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к са-

мооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении

их будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

(*На ступени среднего (полного) общего образования может быть начато или

продолжено изучение второго иностранного языка за счет компонента образовательного учреждения.)

Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

Значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями об-

щения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучае-

мого языка;

Значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные

формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);

Страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о стра-

не/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом

сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведе-

ния в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

уметь говорение

вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изучен-

ной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным ино-

язычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики

и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

аудирование

относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседнев-

ного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: праг-

матических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени

обучения;

используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной

задачи;

письменная речь

писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучае-

мого языка, делать выписки из иноязычного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образователь-

ных и самообразовательных целях;

расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей

зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по иностранному языку

В основе оценки знаний, умений и навыков должен лежать коммуникативный подход: осуществление учащимися

любого типа школы общения и решение ими коммуникативных задач. Нормы оценки должны быть соотнесены с ка-

чеством выполнения этих задач.

Оценивание по иностранному языку

«5» ставится в том случае, когда общение осуществилось, высказывание выпускника соответствовало поставлен-

ной коммуникативной задаче и при этом его устная речь полностью соответствовала нормам иностранного

языка в пределах программных требований одного из уровней - базового или повышенного. При этом выпуск-

ник полностью понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмотренном

заданием, умеет выразить свое мнение и отношение к предложенной микротеме и проблемам, затронутым в

тексте. Перевод на иностранный язык по повышенному уровню адекватен основным грамматическим нормам

«4» ставится в том случае, когда общение осуществилось, высказывание выпускника соответствовало поставлен-

ной коммуникативной задаче и при этом он выразил свои мысли на иностранном языке с незначительным от-

клонением от языковых норм;

(например, ошибки в употреблении артиклей, предлогов, неправильное употребление падежных форм и т.д.), а

в остальном его речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований одно-

го из уровней - базового или повышенного.

При этом выпускник понял и осмыслил содержание прочитанного иноязычного текста в объеме, предусмот-

ренном заданием, умеет выразить свое мнение и отношение к предложенной микротеме и проблемам, затрону-

тым в тексте. Перевод на иностранный язык по повышенному уровню адекватен основным грамматическим

нормам. Небольшие неточности при наводящем вопросе выпускник исправляет сам

«3» ставится в том случае, когда общение осуществилось, высказывание выпускника соответствовало поставлен-

ной коммуникативной задаче, но при этом выпускник выразил свои мысли с отклонениями от языковых норм,

не мешающими, однако, понять содержание сказанного. Выпускник понял и осмыслил главную идею прочи-

танного иноязычного текста в объеме, предусмотренном заданием, умеет при этом выразить свое мнение и

отношение к предложенной микротеме и проблемам, затронутым в тексте. Перевод на иностранный язык пра-

вилен в трех случаях из пяти по повышенному уровню

«2» ставится в том случае, когда общение не осуществилось или высказывание выпускника не соответствовало

поставленной коммуникативной задаче. Выпускник слабо усвоил пройденный языковой материал, и его вы-

сказывание не позволяет понять содержание большей части сказанного им. При этом он не понял содержание

прочитанного иноязычного текста. Перевод на иностранный язык правилен в двух и менее случаях из пяти

при повышенном уровне

Примечание: При оценке устного монологического высказывания выпускника важно учитывать основные и допол-

нительные показатели.

Основные показатели грамотного иноязычного высказывания Дополнительные показатели

Соответствие заданной микротеме;

Объем высказывания в зависимости от уровня обучения;

Логичность и последовательность высказывания;

Использование разнообразных речевых моделей

Фонетическое оформление речи;

Грамотность изложения.


Практикум для учителя.

Как написать рабочую программу по ФГОС ООО.

Аннотация: С 1 сентября 2015 года начинается реализация федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. Каждому учителю, который будет работать в 5-х классах в 2015-2016 учебном году, необходимо написать рабочую программу по своему предмету. Данные методические рекомендации предназначены для учителей-предметников, которым предстоит составить рабочие программы по ФГОС ООО. Как минимизировать такой большой труд учителя, какие интернет-ресурсы существуют в помощь учителю – об этом представляемые методические рекомендации.

Итак, Вам повезло, в 2015-2016 учебном году у Вас будет пятый класс. Заместители директоров требуют написать рабочую программу по ФГОС. Как же это сделать? Скорее всего, Вы уже видели, читали, и даже пробовали понять Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Могу предположить, что в голове остались вопросы в голове, и кое-что осталось непонятым. Отвлекитесь от всего и сосредоточьтесь на главном - составление рабочей программы по ФГОС ООО по своему предмету.


  1. Первое правило – в вашей школе обязательно должен быть локальный акт «Положение о рабочей программе по ФГОС ООО». Такие документы обычно принимаются на Педагогических Советах всем педагогическим коллективом образовательной организации.
Из данного локального акта Вы узнаете, как принято писать рабочие программы в вашей школе: на один учебный год или на весь уровень основного общего образования. Правильнее писать на весь уровень, т.е. для 5-9 классов (в зависимости от того с какого класса, сколько лет изучается ваш предмет, например, математика пишется на 5-6 классы соответственно). К сожалению, некоторые заместители директора, которые составляют локальный акт «Положение о рабочей программе» стараются предусмотреть всё и поэтому перегружают указанный локальный акт ненужной информацией. Есть закон – на основании которого можно написать программу (правило: не меньше, но и небольше!!!)

  1. Второе правило. Учитель должен следить при составлении рабочей программы за двумя моментами – это структура рабочей программы (берем из локального акта, который должен соответствовать ФГОС ООО, в последнем указанном документе также прописывается структура рабочей программы), и это содержание рабочей программы.

  2. Структура рабочей программы:

  • Пояснительная записка

  • Общая характеристика предмета

  • Место учебного предмета в учебном плане

  • Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  • Содержание учебного предмета

  • Тематическое планирование

  • Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Это обязательные структурные элементы рабочей программы по ФГОС. Давайте разберем данные части рабочей программы.

В «Пояснительной записке» учителю обязательно необходимо указать цели и задачи изучения своего предмета. Откуда такую информацию брать? Цели и задачи перечисляются в документе известном под названием Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Правильнее было бы включит в Пояснительную записку такое предложение: «Основной целью рабочей программы является реализация Основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС и выполнение государственного муниципального задания».

В «Общей характеристике предмета» учитель указывает на каждый класс разделы своего учебного предмета. Например:

История. 5 класс.

Раздел 1. Введение в историю Древнего мира.

Раздел 2. Первобытность.

Раздел 3. Древний Восток.

Раздел 4. Античный мир.

В данном же структурном элементе рабочей программы рекомендуют перечислить формы организации учебной деятельности обучающихся – уроки, лекции, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачеты, экскурсии, лабораторные работы, практические работы и т.д.

Здесь же перечисляются методы организации учебной деятельности, то есть с помощью чего, каких приемов учитель будет реализовывать рабочую программу. Необходимо помнить, что методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход.

В завершении описывается связь вашего учебного предмета с другими учебными предметами.

Раздел «Место учебного предмета в учебном плане» можно представить в виде таких таблиц (два варианта):

Вариант 1.

Вариант 2.


Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за год

Экскурсии

Практические, лабораторные

занятия


5

6

7

8

9

Раздел «Содержание учебного предмета» - когда мы писали рабочие программы по ФК ГОС БУП 2004 года, то содержание брали из стандарта (так называемые дидактические единицы). Сейчас содержание берем из Федерального государственного образовательного стандарта по каждому предмету (просто копируйте и вставляете в свою рабочую программу).

Раздел «Тематическое планирование» , на мой взгляд, не требует пояснений. Единственное примечание, если рабочая программа пишется на весь уровень, например, для 5-9 классов, то целесообразнее писать Тематическое планирование ежегодно, о чем необходимо обязательно зафиксировать в локальном акте школы.



Раздел «Учебно-тематическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» можно представить в виде следующей таблицы:

Возможный вариант представления информации:


Наименование объектов и средств учебно – методического и материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия

Технические средства обучения

Экранно-звуковые пособия

Оборудование класса

Электронные образовательные ресурсы

Свободные образовательные Интернет-ресурсы

Наверное, внимательный читатель заметил, что нет пояснений к разделу «Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета». Сделано это специально, так как по опыту, данный раздел является наиболее сложным для учителя, поэтому данному разделу выделим отдельный пункт.

  1. Раздел «Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения учебного предмета» .
Чтобы без затруднений написать данный раздел необходимо понять, что такое личностные, что такое межпредметные и что такое предметные результаты.

Личностные результаты – подробно перечисляются в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

Межпредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия: формирование читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, приобретение опыта проектной деятельности и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД это умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные УУД это умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные УУД это умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты написать легче всего – это результаты изучения конкретного предмета.

Перечень всех выше указанных результатов указывается в Примерной основной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15).

Возможный вариант представления личностных результатов:

Возможный вариант представления межпредметных результатов:


№ модуля

Образовательный результат

Кол-во лет на освоение

Классы



Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные

1

Результат 1





да

  1. Познавательные

1

Результат 1





да

  1. Коммуникативные

1

Результат 1





да

Возможный вариант представления предметных результатов:


№ модуля

Предметный результат

Кол-во лет на освоение

Классы

Подлежит ли промежуточной аттестации

  1. Учащийся научится (базовый уровень):

1

Результат 1





да

  1. Учащийся получит возможность научиться (повышенный уровень):

1

Результат 1





да

  1. Интернет-ресурсы для учителя в помощь написания и составления рабочей программы.
В Интернете существует основной ресурс – сайт «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования», где представлены во-первых, программы по каждому предмету по ФГОС ООО, а также, конструктор рабочих программ по ФГОС. Данный конструктор не имеет законодательной силы и носит рекомендательный характер, но является основным методическим инструментом для составления рабочих программ.

  1. Советы по составлению:

  • некоторые учителя идут «по пути наименьшего сопротивления», что называется, а именно, качают готовые рабочие программы других учителей из Интернета или покупают книжки, где напечатаны готовые рабочие программы. Но согласитесь, переделывать чей-то готовый продукт под себя, требует немалых временных ресурсов. Во-первых, Вас не всё может устроить в готовом продукте, во-вторых, никто не гарантирует, что готовый продукт содержит все необходимые дидактические единицы по ФГОС ООО, в-третьих, готовый продукт не будет соответствовать вашему локальному акту по рабочей программе. Поэтому целесообразнее всё-таки составить самостоятельно под себя, под свои классы, под свою школу рабочие программы.

  • необходимо помнить, что рабочие программы педагогов являются составной частью Основной образовательной программы образовательной организации. То есть в вашем учебном заведении на следующий учебный год будет как минимум четыре образовательной программы – основная образовательная программа для 1-4 классов по ФГОС НОО, основная образовательная программа для 6-9 классов, основная образовательная программа для 5-9 классов по ФГОС ООО. Дело в том, что в соответствие с законом основные образовательные программы пишутся на весь уровень образования, вот почему целесообразнее писать рабочие программы на весь уровень. Кроме этого, основная образовательная программа на уровне основной школы по ФГОС состоит из двух частей: 70% - это ФГОС, а 30% - часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Вот про эту последнюю часть Вы должны спросить у заместителей директора, курирующих реализацию ФГОС ООО. Что указанная часть будет представлять из себя в вашей школе? Будет ли входить в содержание ваших рабочих программ? Ещё раз повторюсь, рабочая программа педагога является составной частью основной образовательной программы, поэтому логически выходит, что 30% вашей программы должна представлять часть, формируемая участниками образовательного процесса. Что это может быть? Экскурсии, уроки обобщения, уроки повторения, зачеты, проектная деятельность.

Ещё необходимо помнить, что проектная деятельность является обязательной по каждому предмету согласно требованиям ФГОС. Поэтому необходимо в качестве приложения к рабочей программе вложить перечень проектных работ по своему предмету.

Можно ли вносить изменения и корректировки в рабочую программу? Можно, так как не зря программа называется рабочей, потому что с ней работают. Но внесение изменений и корректировок необходимо включить в локальный акт «Положение о рабочей программе».

И, в заключение, хотелось бы отметить, что рабочая программа – основной документ, по которому учитель будет работать, поэтому составляю рабочую программу учитель, прежде всего, работает на себя.

Желаю успехов в составлении рабочей программы!

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения . Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Требования к оформлению рабочих программ

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

Пояснения к структурным элементам программы

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4.Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образования.


Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.

Пояснительная записка

Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели,задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

Перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся;
- региональный компонент.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к:
- знаниям;
- умениям;
- компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся

Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной)

Методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.

Приложения к программе


Комментарий к структурным элементам рабочей программы педагога

1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

3. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения;
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

  • название темы;
  • необходимое количество часов для ее изучения;
  • содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы;
  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
  • требования к знаниям и умениям обучающихся;
  • формы и вопросы контроля;
  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

5. В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.(Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях).

6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.
Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение. 2006.

7. Календарно-тематическое планирование оформляется в традиционной форме.

Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе.
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

1. Общие положения.

В Законе РФ «Об образовании» в пункте 2.7 статьи 32 «Компетенции и ответственность образовательного учреждения» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».

Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:

  1. Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент).
  2. Базисный учебный план школы, составленный на базе МБУП.

Рабочие учебные программы составляются на основе примерных программ, рассматриваются методическим объединением, утверждаются методическим советом школы, директором.

Рабочие программы основываются на требованиях Государственного образовательного стандарта по предмету. В отличие от примерной программы, они основываются на образовательной программе школы, учитывая основные направления развития, описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся конкретного учебного учреждения и класса.

В соответствии с современными требованиями к планированию образовательного процесса в рабочей учебной программе по предмету должны быть отражены и конкретизированы ключевые компетенции, которые могут быть сформированы на данной учебной дисциплине, т.е. описан их компонентный состав с учетом специфики предмета.

Кроме того, в рабочей программе по предмету при наличии итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классах и ГИА-9 в 9 классах, следует отвести время на подготовку к данной форме аттестации при изучении дидактических единиц, входящих в состав ЕГЭ и ГИА-9.

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: классно-урочной, домашней, индивидуальной и экстерната.

Инвариантная часть рабочей программы – в ней учитель может на свое усмотрение раскрыть содержание тех основных разделов и тем, которые обозначены в стандарте в качестве дидактических единиц, опираясь на научные школы и учебные пособия, которые он считает целесообразными. Исходя из своих соображений (межпредметные связи, необходимость более быстрой подготовки к ЕГЭ и ГИА-9), он может устанавливать последовательность изучения учебного материала, распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, разрабатывать перечень лабораторных работ и практических занятий, выбирать темы для самостоятельного изучения школьниками, конкретизировать требования к знаниям и умениям учащихся, включать материал школьного компонента в объеме выделенных на данную дисциплину учебных часов, выбирать исходя из стоящих перед учебной дисциплиной задач, технологии, формы и методы обучения и контроля знаний и умений.

2. Порядок разработки рабочей учебной программы.

Рабочая учебная программа включает в себя титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематический план на текущий учебный год, содержание учебного материала, обязательных лабораторных, практических, контрольных и других работ, результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, список литературы для обучающихся. К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса (например, кодификаторы, примерные варианты контроля и т.д.).

1) На титульном листе указывается:

  • полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
  • ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу;
  • название методического объединения (кафедры);
  • наименование образовательной области;
  • наименование учебного предмета (курса);
  • наименование класса, его № и литера;
  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
  • указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа (название, авторы);
  • количество часов, отведенных на изучение предмета за год;
  • учебно-методический комплект (название, авторы, выходные данные);
  • дополнительная литература.

2) Пояснительная записка – один из важнейших разделов рабочей программы. В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей учебной программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе, обоснование выбора учебно-методического комплекса для реализации рабочей учебной программы. В этом разделе учителем определяете, что должны учащиеся освоить по предмету за год и каким материалом овладеть.

3) К рабочей программе прикладывается кодификатор по предмету, который можно найти на сайте ФИПИ в КИМах:

  • для 5-9 классов – кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по... (предмету);
  • для 10-11 классов – кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по... (предмету).

4) К рабочей программе также прикладывается контроль реализации программы (варианты контрольных работ, тестов для стартового, рубежного и итогового контролей, варианты практических и лабораторных работ).

5) Рабочая программа включает в себя и литературу, которая подразделяется на литературу по учебной дисциплине, на основную и дополнительную, на учебные и справочные пособия, а также учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений составителя рабочей программы. В рабочую программу включаются издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

Примерный объем рабочей программы – 8–10 листов в MS Word.

4. Учитель также составляет календарно-тематическое планирование по предмету и прикладывает к рабочей программе.

В календарно-тематическом плане должна быть раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, распределены учебные часы по разделам и темам дисциплины из расчета трудоемкости предмета и количества учебных недель. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями, установленными самим образовательным учреждением. При разработке тематического плана необходимо обратить внимание на выделение времени для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9, особенно в выпускных классах.

Титульный лист календарно-тематического планирования содержит следующую информацию:

Само календарно-тематическое планирование имеет следующую структуру:

Разработанные учителем рабочие учебные программы и календарно-тематические планирования по предмету рассматриваются на заседании методического объединения учителей школы.

Школьное методическое объединение учителей после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение школьного методического объединения оформляется протоколом. После чего при положительном решении рабочие учебные программы представляются администрации общеобразовательного учреждения. Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу).

На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения с подписью его председателя, подпись заместителя директора по УВР о согласовании и директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательного учреждения в течение года ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ: проводится мониторинг по выполнению рабочих программ и учебных планов, составляется административная справка.

Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими нормативными, локальными документами. Далее рассмотрим, что собой представляет структура и содержание рабочей программы.

Общие сведения

В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях. Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.

Задачи

Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:

  1. Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
  2. Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и процесса заведения и контингента учащихся.

Функции

Структура рабочей программы по ФГОС реализует:


Составление

Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год. В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.

Оформление

Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный. Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см. Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы. Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.

Схема

Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:


Все эти сведения указываются на Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.

Разделы

Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:

  1. Перечень нормативно-правовых актов.
  2. Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
  3. Общая характеристика дисциплины.
  4. Описание позиции курса в плане.
  5. Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
  6. Изложение ценностных ориентиров.
  7. Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
  8. Содержание курса.
  9. Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
  10. Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
  11. Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
  12. Описание контрольно-измерительных материалов.

Разъяснения

Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.

Последовательность изучения

Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:

  1. Наименование.
  2. Содержание.
  3. Необходимое число часов.

Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета ("выпускник научится/сможет научиться…").

Методическое обеспечение

В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:

  1. Теоретические (учебник, программа).
  2. Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).

Другие разделы

При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:

  • По русскому языку - диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
  • По физкультуре - нормативы физической подготовки.
  • По математике - самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.

Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.

Пояснительная записка

В ней следует указывать:

  1. Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
  2. Особенности программы относительно ФГОС.
  3. Основную идею проекта.
  4. Обоснованность программы.
  5. Область, в которую входит конкретный курс.
  6. Краткую формулировку общих целей для
  7. Срок реализации проекта.
  8. Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
  9. Запланированные результаты.
  10. Краткое изложение системы оценивания.
  11. Описание основных инструментов анализа.
  12. Изложение системы условных обозначений.

Характеристика курса

В этом разделе присутствуют сведения о:

  1. Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
  2. Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
  3. Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.

Результаты освоения

В данном разделе описываются требования:


Описание тем

В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:

  1. Основные вопросы для изучения.
  2. Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
  3. Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
  4. Вопросы и формы для контроля.
  5. Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
  6. Формируемые УУД.

Календарно-тематический план

Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:

  1. Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
  2. Количество часов для каждого элемента.
  3. Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
  4. Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
  5. Виды деятельности школьников.
  6. Контрольные методы и формы.

Приложения

Они могут быть представлены в виде:

  1. Тем проектов.
  2. Основных понятий, используемых в курсе.
  3. Контрольно-измерительных материалов.
  4. Тем творческих заданий.
  5. Примеров работ.
  6. Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.

Ответственность образовательного заведения

Она устанавливается в ФЗ "Об образовании". Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:


Рассмотрение и утверждение

Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.

Заключение

Структура программы, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины. Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие. Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.



 
Статьи по теме:
Тыква: польза и вред для организма
Приход осени всегда радует обилием ярких красок и вкусовых впечатлений. Этот сезон щедро одаривает разнообразными витаминами, буквально засыпая фруктами и овощами. Один из таких даров осени - тыква, польза и вред которой заслуживают особого внимания. Свое
Инструкции. Тест FPI. Фрайбургский многофакторный личностный опросник. Методика исследования личности Шкала XI – эмоциональная лабильность
Вводные замечания. Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРIи др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анал
Главный редактор журнала «Охота» Валерий Кузенков рассказал «Русской планете», почему так обеднел животный мир страны
Биографическая справка Валерий Петрович Кузенков родился в 1961 году в городе Лосино-Петровский Московской области. Он один из тех редких счастливцев, кто почувствовал своё настоящее призвание в жизни ещё в дошкольном (!) возрасте, когда впервые выстрели
Оплодотворение хвощей. Хвощи. Хвощ: свойства и противопоказания
Дата__________ Класс__________ Тема: Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека. Задачи: 1. Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности хвощеобразных. 2. Развивать понятие о разно