Столярные и плотничьи работы. Ручной столярный инструмент Столярные работы способы их выполнения

Общие сведения. Древесину широко применяют при строительстве различных зданий и сооружений. Из древесины изготовляют опалубку, леса и подмости, различный строительный инвентарь, стропила, обрешетку, полы, потолки, двери, окна. Из заранее заготовленных на деревообделочных заводах деталей и конструкций собирают жилые дома и общественные здания, строят мосты, переходы, эстакады и т.д. Широкое использование древесины в строительстве объясняется во многих случаях тем, что она является местным строительным материалом, заготовка и обработка которого доступны даже для самых небольших строительных организаций, имеющих простые средства механизации и ручной инструмент.

Древесина является ценным строительным материалом, поэтому ее использование должно быть рационально: необходимо максимально сокращать потери при заготовке и обработке, увеличивать оборачиваемость, т. е. многократное применение в опалубочных, крепежных и подсобных работах, удлинять срок службы в конструкциях путем предохранения от гниения и защиты от возгорания.

В современных условиях строительства обработку древесины производят преимущественно механическим способом. На крупных стройках создают деревообделочные заводы (ДОЗ) или мастерские, снабженные высокопроизводительными установками для распиловки, сушки, острожки, сверления, долбления и т.д., а на мелких стройках для различных видов обработки древесины используют электрифицированные инструменты. Ручную обработку древесины применяют только при малых объемах работ и при невозможности использовать электрифицированный инструмент.

Деревообделочные работы подразделяются на плотничные и столярные. Плотничные работы - это обработка древесины с устройством соединений элементов на врубках, шпонках и гвоздях. К плотничным работам относятся: устройство полов, потолков, заготовка и установка опалубки, стропил, стропильных и мостовых ферм и т.д. Столярные работы - это тоже обработка дерева, но более чистая, с устройством соединений элементов преимущественно на клею. К столярным работам относятся: изготовление и установка на место оконных переплетов, дверей, чистых перегородок, производство мебели и др.

В строительстве применяются различные сопряжения элементов деревянных конструкций: сращивание - продольное соединение бревен или брусьев в горизонтальном положении; наращивание - то же, но в вертикальном положении; сопряжение и пересечение элементов конструкций под углом; сплачивание - сопряжение элементов для увеличения их поперечных размеров. Сопряжения выполняют посредством врубок, шипов, с применением нагелей и шпонок (деревянных и стальных), а также стальных поковок (скоб, болтов, хомутов). Шпонки представляют собой вкладыши из металла или дерева твердой породы, врезанные в тело обоих соединяемых элементов и передающие усилие от одного элемента к другому. Соединенные с помощью шпонок элементы стягивают болтами, погашающими усилия, которые стремятся повернуть шпонки.

Простейшим соединением при сращивании является соединение впритык. Его применяют в тех случаях, когда стык бревен или брусьев приходится на опоре. Более надежное соединение - простой накладной замок (врубка вполдерева), при этом во избежание сдвига врубку скрепляют нагелями. Для уменьшения ослабления бруса в месте сращивания простой накладной замок заменяют косым прирубом, также скрепляемым нагелями. При наличии боковых сдвигающих усилий, например в стенах рубленых зданий, применяют врубку впритык с вертикальным пазом и гребнем. При работе сопрягаемых элементов на растяжение делают накладной замок с прямым зубом. Сплачивание бревен или досок боковыми кромками Производится путем прифуговки с шипами и без шипов, соединения вчетверть, вшпунт. Для сращивания отдельных элементов деревянных конструкций, подвергающихся главным образом растягивающим усилиям, применяют также безврубоч-ные соединения с помощью шпонок, нагелей, болтов, гвоздей.

Массив древесины сам по себе получается из спиленного и очищенного от веток и коры дерева. Ценность той или иной древесины зависит от породы дерева, от структуры строения его ствола.
Массив древесины используется в столярном производстве в виде разной длины досок, балок, дистов, бруса, разного рода фигурных элементов.

Следует сначала рассмотреть само строение древесины на рисунке 1.

1. Главные разрезы ствола.

Здесь основными технологическими
разрезами являются:
- поперечный (на рис. 1 это плоскость В),
- радиальный (плоскость Б),
- тангенциальный (плоскость А - это разрез по касательной к годичным кольцам).

Самое наглядное представление о структурной текстуре древесины дает тангенциальный разрез. В центральной части ствола дерева
расположена сердцевина 1 (ядро - это как правило самая рыхлая ткань).

2. Годичные кольца.

От ядра концентрическими кругами по окружности расходятся годичные кольца, образуя заболонь; каждое кольцо обозначает прирост за год, что позволяет определить возраст ствола.

Рис. 1

А - тангенциальный срез;
Б - радиальный срез;
В - поперечный срез

1 - сердцевина;
2 - ядро;
3 - заболонь;
4 - кора;
5 - сердцевинные лучи;
б - годичные лучи

3. Породы деревьев.

Породы древесины делятся на имеющие ядро и не имеющие ядра. Также их называют ядровые и безъядровые.

Безъядровые породы имеют только сердцевину 1 и заболонь 3. По качеству заболонь существенно уступает ядру, и потому, к примеру, древесина дуба сама по себе разнится по качеству. Ценность представляет ядро дуба (для краснодеревных работ), а заболонь этой ценной породы в столярном деле вообще не используется.

Занятие столярным делом немыслимо без умения отличать древесные породы одну от другой и узнавать их в заготовке или в изделии. Для белодеревных работ применяются обычно хвойные породы - сосна, ель и лиственные - береза, липа, тополь. Хвойные породы используют также в качестве основы при оклеивании деталей фанерой из ценных пород дерева. В изделиях из цельного дерева под прозрачную отделку используют твердые породы. Когда выполняют резьбу по дереву, которое будет затем окрашено в темный цвет, используют лиственные породы - осину, липу, березу, рябину, иву. При натуральном цвете резных деталей лучше всего брать грушу, клен, орех, каштан.

Краткая характеристика основных пород деревьев и их применение

1. Лиственные породы.

Наибольшее значение в столярном деле имеют лиственные породы, из которых первенство на нашей территории нужно отдать дубу.

Дуб (твердая порода) - применяется в мебельном производстве, в строительстве (деревянные фрезерованные детали, паркет), вагоностроении, судостроении, в гидротехническом строительстве, древесина дуба долговечная, прочная, твердая, устойчивая к гниению, имеет красивую текстуру, хорошо гнется. Дуб имеет при тангентальном разрезе хорошо видимые поры, а при радиальном - сердцевинные лучи; очень прочен, легко морится до черного цвета. Настоящий мореный дуб, пролежавший в воде, имеет окраску от коричнево-зеленой до черной. В сочетании с радиальным распилом текстура такой дубовой доски очень красива.

Бук (твердая порода) - применяется в мебельном производстве (паркет, шпон, столярные инструменты, тара), в обувном производстве (колодки), машиностроении. Из бука путем сухой перегонки древесины получают уксусную кислоту и креозот. Древесина бука прочная, но подвержена загниванию, хорошо
обрабатывается, пропитывается, хорошо гнется. Сильно коробится при усыхании.

Бук в чистом виде не выразителен. В радиальном разрезе бука проявляются блестящие пластинки, с торца видные как темные черточки. Такой распил придает древесине бука наиболее декоративные качества. Но зато по прочности бук почти не имеет себе равных.

Вяз имеет темное ядро и хорошо видные годовые слои. В радиальном разрезе они образуют интересную рябоватость. По характеру обработки, твердости и прочим свойствам вяз близок к дубу. Текстура древесины особенно красива в комлевой части.

Граб (твердая порода) - применяется в токарном деле, в машиностроении, в текстильном производстве. Из граба изготавливают корпуса столярных инструментов. Древесина граба отличается своей твердостью, тяжестью, плохо поддается обработке, очень устойчива к истиранию. Как и у бука, древесина граба сильно коробится при усыхании.

Ясень (прочная и вязкая порода) - широко применяется при изготовлении спортивного инвентаря, в мебельном производстве , в авиастроении, в вагоностроении, судостроении, в жилищном строительстве.

Ясень напоминает древесиной дуб, он несколько светлее, сердцевинных лучей не имеет. При морении и окраске приобретает неприятную седину, поэтому применяют его обычно в натуральном цвете.

Из ясеня изготавливается плотнично-столярный инструмент. Древесина прочная и вязкая, имеет красивую текстуру, долговечная, стойкая к загниванию. Древесина ясеня хорошо гнется, мало коробится, но плохо пропитывается антисептиками. Вяз, ильм, карагач (плотная, прочная порода) - эти породы из-за своей красивой текстуры широко применяются в мебельном и фанерном производстве. Имея большую прочность, используются в машиностроении и вагоностроении. Древесина вяза, ильма, карагача, отличается своей прочностью, вязкостью, плотностью. Хорошо сопротивляется износу, хорошо гнется.

Орех (твердая порода) - сфера использования - мебельное и фанерное производство, жилищное строительство (внутренняя деревянная отделка). Древесина ореха тяжелая, прочная и твердая с красивой текстурой. Древесина хорошо обрабатывается и отлично полируется. Липа (мягкая порода) - из нее изготавливаются карандаши, игрушки, музыкальные инструменты, другие изделия. В мебельном и фанерном производстве липа также находит достаточно широкое применение. Древесина липы мягкая, легкая, легко обрабатывается. При высыхании липа дает значительную усадку, но коробится и трескается в незначительной степени.

Орех грецкий и маньчжурский имеют древесину красно-бурого цвета, иногда с темными прожилками, строгаются с трудом, хорошо поддаются полированию и окрашиванию. Ореховые капы имеют особенно красивый рисунок; капы режут на дощечки, собираемые на хвойной основе в щитки. Граб имеет твердую древесину бело-желтого цвета, очень тяжелую, пригодную для имитации черного дерева. В основном идет на подошвы столярного инструмента. Обрабатывается хорошо, полируется плохо. Груша имеет древесину красивого розового цвета с нежными линиями годовых слоев. Древесина плотная, тяжелая, хорошо полируется и окрашивается. Пригодна для мелкопрофильных резных изделий, чертежных инструментов. Мало коробится и растрескивается при сушке. Благодаря развитому центральному стволу груша дает длинные прямые заготовки.

Береза (умеренно твердая порода) - широко используется при изготовлении лыж, прикладов ружей, паркета, древеснослоистых пластиков, древесностружечных и древесноволокнистых плит, целлюлозы. Жилищное строительство, мебельное и фанерное производство также являются сферой применения березы. Там, где имеет место повышенная влажность, древесину березы не применяют. Береза однородна по плотности, умеренно твердая, хорошо обрабатывается. Материал березы часто имитируется под ценные породы, хорошо полируется, красится, хорошо поддается пропитке. Но береза неустойчива к загниванию, коробится, что сужает область ее применения.

Клен (твердая порода) - область применения - машиностроение, фанерное, музыкальное и мебельное производство. В сапожном деле из клена изготавливают колодки, в столярном - изготавливают колодки для рубанков. Древесина клена характеризуется прочностью, плотностью и твердостью, имеет эффектную глянцевую поверхность. Хорошо поддается окраске и полировке. Коэффициент усыхания незначительный.

Клен русский, явор, черноклен имеет плотную серо-розового цвета древесину с нежным рисунком. Особенно красив радиальный распил. Клен легко полируется и принимает протравы; им можно имитировать большинство редких деревьев с древесиной ровной структуры. Клен американский, или ясенелистый, по текстуре древесины напоминает ясень, но с более мелкими порами и более плотной древесиной, обрабатывается и принимает полировку с трудом.

Осина (мягкая порода) - эта порода дерева нашла широкое применения в спичечной промышленности, строительстве, в вискозной промышленности для получения искусственного шелка. Осина, как и тополь, с успехом используется для различных поделок, для изготовления игрушек. Из осины также делают кровельную плитку. Древесина мягкая, малосучковатая, легкая, хорошо обрабатывается, хорошо пропитывается и склеивается. Особо надо отметить прочность осины в водной среде, устойчивость против древогрызов. Осина мало коробится и устойчива к растрескиванию.

Тополь - используется как хороший поделочный материал (посуда, корыта, ложки, игрушки и т.д.), применяется при производстве целлюлозы, в строительстве. Древесина тополя мягкая, довольно сильно усыхает, плохо гнется, подвержена загниванию. Материал данной породы обладает мшистостью. Ольха (мягкая порода) - область применения ольхи довольно обширная - это и столярно-мебельное производство, фанерное производство, изготовление пиломатериалов. Хорошо зарекомендовала себя ольха в подводном строительстве, в частности, из нее сооружают срубы для колодцев. Ольха применяется при изготовлении сувениров, это хороший материал для художественной обработки (резьба по дереву). Учитывая, что ольха не дает запаха, она незаменима в тарном производстве.

Карагач - южное дерево с коричневой древесиной. На стволах карагача часто образуются капы. Пиленые дощечки из них исключительно красивы. Платан, чинара (восточный платан), растущие на юге страны, имеют коричнево-бурое ядро. Косое направление волнистых линий в годовых кольцах придает текстуре чинары, особенно в радиальном разрезе, зернообразный вид. Каштан съедобный имеет серо-бурое ядро, древесина похожа на дубовую, но в радиальном разрезе не имеет блестящих сердцевинных лучей. Каштан конский обычно косослоист, древесина равномерно окрашена, сероватого цвета (напоминает сосну), удобна для резных изделий и протрав. Прочность высокая. Бархат амурский (амурское пробковое дерево) имеет древесину, похожую на древесину ясеня, но несколько более темную.


Редкие лиственные породы.

К редким лиственным породам относятся груша, вишня, белая акация, яблоня . По плотности древесина этих пород превышает дубовую и буковую, обладает красивым цветом, хорошо обрабатывается и полируется. В основном древесина перечисленных пород применяется в поделочных работах.

Акация белая имеет широкое черно-серое или зелено-бурое ядро, очень прочную со спутанными волокнами древесину, с трудом поддающуюся обработке в сухом состоянии. Влажная - склонна к хрупкости. Но работа вознаграждается красивым внешним видом изделия. Шелковица (тутовое дерево) имеет красно-бурую древесину (заболонь узкая); от действия света древесина темнеет. Древесина фруктовых деревьев - черешни, вишни, сливы, яблони, абрикоса - прекрасный поделочный материал для самых разнообразных изделий. Как правило, это очень твердая мелкослойная древесина различных оттенков - от бело-розового до черно-синего и фиолетового в сердцевинных частях. За исключением черешни куски древесины этих пород не бывают длинными из-за ветвистой структуры деревьев. Береза - наиболее распространенная лиственная твердая порода, пригодная для разнообразного окрашивания.

2. Хвойные породы.

Сосна (мягкая порода) - хороший строительный материал в различных областях, самое широкое применение нашла в мебельном производстве вплоть до различных художественных поделок. Древесина сосны достаточно прочная, легкая, мягкая. При усыхании мало коробится, хорошо обрабатывается, пропитывается и окрашивается.

Ель (мягкая порода) - основное применение - целлюлозно-бумажное производство и строительство. Хороший материал для мебельной индустрии, для изготовления музыкальных инструментов, Применяется при изготовлении дубильных веществ. Ель, как материал, уступает сосне. Хотя древесина ели однородного с сосной строения, но она более сучковатая, обрабатывается хуже, плохо пропитывается антисептиками. Однако ель из-за малой смолистости лучше держит клей, быстрее просыхает. Ель имеет древесину белого цвета с еле заметными годовыми слоями. У нее черные, хаотично разбросанные сучки, в отличие от сосны, у которой сучки расположены мутовками (группами в одном уровне).

Очень красивую текстуру имеет можжевельник - хвойный кустарник со стволами до 10 см толщиной. Изумительны по красоте торцевые срезы можжевельника, пригодные для инкрустации. Приятный запах дерева сохраняется очень долго и столярные изделия из него можно сравнить с подобными изделиями из камфарного лавра, столь любимыми в Европе в прошлом веке.

Кипарис, туя похожи по свойствам на можжевельник, но древесина их серее и широкослойнее. Кипарис не трескается и не коробится, поэтому раньше его применяли для иконных досок. Кипарис, туя и можжевельник хорошо поддаются мелкой резьбе. Остальные хвойные для мелкой резьбы менее пригодны.

Пихта (мягкая порода) - применяется в целлюлозно-бумажной промышленности, строительстве, мебельной индустрии, в изготовлении музыкальных инструментов. Используется пихта и в медицине для изготовления пихтового масла. Древесина пихты близка по своим характеристикам ели. Мягкая и легкая, она трудно пропитывается антисептиками. Область применения пихты сужается из-за ее нестойкости против загнивания.

Кедр, сибирская сосна (мягкая порода) - область применения та же, что и у сосны (строительство, мебельная индустрия, столярные работы, изготовление карандашей и т.д.). По физико-механическим свойствам находится между елью и пихтой, но более стоек к гниению. Хорошо обрабатывается.

Лиственница - красивая древесина красивого кремово-коричневого цвета.

3. Импортная древесина.

Эвкалипт (твердая порода) - находит применение в мостостроении, в гидротехнических сооружениях, в подводных технологиях и, конечно, в жилищном и промышленном строительстве. Древесина эвкалипта прочная, твердая и тяжелая. Очень устойчива к гниению. Но плохо поддается обработке, ядро дерева плохо пропитывается антисептиками. Произрастает в Грузии, Австралии, Индонезии, на Филиппинах.

Красное дерево (махагони). Из древесины этого дерева делают высококачественную мебель, панели, различные поделки и аксессуары. Очень ценятся столярные инструменты из махагони. Шпон из этого дерева идет на украшение престижных изделий. Древесина твердая, прочная, не растрескивается и не коробится. Очень красивая текстура. Красное дерево относится к породам с малой плотностью, хорошо обрабатывается в промышленных условиях, но трудно поддается ручной обработке. Произрастает в Мексике и Центральной Америке.

Пробковое дерево (бальза) - в столярных работах применяется для внутренних слоев клееной слоистой древесины. Хороший тепло - и звукоизолятор, наполнитель спасательных средств. Древесина бальза самая легкая, быстро растущая и мягкая из всех древесных пород. Произрастает в Мексике, Центральной Америке и Южной Америке (Эквадор). Есть бальза и в Грузии (Колхида).

Шаблоны, оправка, упор, направляющая линейка, кондуктор - эти и другие термины обозначают приспособление, используемое для того, чтобы держать или направлять обрабатываемую заготовку либо чтобы держать или направлять инструмент, когда он часто используется в повторяющихся операциях. Работа с древесиной становится искусством, когда вы начинаете делать свои собственные шаблоны.

Приобретая базовые столярные навыки в измерении, разметке, пилении, работе стамеской и долотом, строгании и так далее и научившись выполнять столярное соединение с первого раза, вы быстро заметите, что значительная часть столярных работ либо основана на повторяющихся операциях (например, изготовлении одинаковых деталей), либо связана с «одноразовыми» проблемами, которые с трудом решаются стандартными методами и инструментами.

За искусством создания шаблонов стоит способность импровизировать, и для многих опытных деревообработчиков это часто означает отход от проторенной дорожки общепринятых доктрин в сторону «параллельного» мышления использования всех доступных вариантов.

Шаблоны могут быть как простейшими приспособлениями, так и очень даже сложными устройствами. Обычно они являются плодом мыслительной работы индивидуума и представляет собой очень простые решения конкретных проблем.

Это может касаться использования гвоздей и штифтов, клейкой ленты и термоклея (в качестве дополнительной рабочей руки), обрезков фанеры, ДСП и ДВП, так же как и быстрозастывающих материалов типа автомобильной шпаклевки. Определенным ручным и механизированным инструментам требуются шаблоны для выполнения некоторых задач или для ускорения их решения.

Основы столярного дела

Профессия столяра, надо заметить, появилась давно, весьма задолго до нашего с вами рождения. Она беспрепятственно развивалась в благоприятном климате, среди поселений, раскинувшихся в лесных местностях. А вместе с отдельно взятыми представителями профессии формировалось и столярное мастерство в целом.

Кстати, компетентно вам заявляем: всякое искусство имеет привычку с чего–то начинаться. С мелочи обычно. К примеру, поваленное бревно ободрать от коры, чтобы на нем сидеть было удобнее. Предполагаем, что именно таким образом возникло и столярное дело – с облагораживания обыкновенного бревна перед горящим на полянке костерком. Мы до сих пор, сами того не подозревая, тем же самым занимаемся на пикниках и на загородных прогулках, чтобы всласть и с комфортом посидеть и шашлычков покушать.

Со временем, видимо, и общую обстановку в жилище начали обустраивать. Стильные дубинки, столики там всяческие по древне временной моде, некое подобие шкафчиков и прочее.

Хотя, в наши дни некоторые археологи полагают, что истинно конструктивным произведением столярного мастерства наших далеких предков из тех, незапамятных времен стали почему-то . Вероятнее всего, сам по себе предмет этот имел некое весьма символическое значение. Лестница использовалась не банально – для перемещения из одного помещения в другое, для перехода с уровня на уровень. Это был уникальный и божественный (не даром лестницы так любят использовать в храмовых композициях) путь наверх, в небо, к богам! И чем больше ступеней, тем ближе, стало быть, располагался владелец помещения к трону Творца.
Впрочем, существует другой, упрощенный вариант объяснения особенной любви древних к ступенькам. Вероятно, вслед за появлением скамеек людям понадобилось на них взбираться ввысь – может, древние мастера не всегда правильно рассчитывали высоту сидячего человеческого тела или там гигантские снежные человеки – ети в гости к ним захаживали. Однако факт остается фактом – в древних раскопках частенько встречаются, наряду с элементарными предметами обстановки, именно эти первые произведения столярного искусства.

Это уже потом, видимо, скамьи стали превращаться в столы, от которых, естественно, и произошло в русском языке само название профессии – столяр.

Затем-то, конечно, появились табуреты, рассчитанные на одного сидящего вместо многоместных лавок, полновесные ложа с резными ножками и изголовьем, сундуки для хранения нажито непосильным трудом, где купцы могли и восседать и возлежать в процессе приема пищи, одновременно охраняя свои сокровища. И лишь избранные граждане, так сказать, отмеченные Божьим перстом, пользовались благами индивидуализма, сидя на стуле-троне.

Кстати сказать, древние римляне родом повыше пользовались привилегией стулосидения – специальный раб носил за ними особенную удобную скамеечку, на которой гражданин усаживался, как только чувствовал малейшую усталость. Подобные льготы полагались особам королевско-царских кровей. Так, за русским царем дворовый человек носил красный стул, использовавшийся в качестве походного трона: не имеет морального права сановная особа ничем не выделяться из толпы!

Географическое расположение Руси предопределило любовь народа к дереву. Русичи изначально строили поселения в лесистых местностях, и даже в низинах рек непременно присутствовала лесная растительность. Наверное, потому и повелось, что практически вся домашняя утварь у поселян изготавливалась из дерева: мебель, миски, ложки, туеса, короба и даже обувь – лапти – из липового лыка плели. Материала вокруг было предостаточно, и мастерили из него охотно и с любовью.

В стародревние времена стыдились мужики не уметь мастерить деревянные поделки для бытового использования. Это и материально выгодно, и быстрее происходило, чем идти покупать необходимую вещицу в соседнем поседении. Потому практически все взрослое мужское (и подрастающее, в облике мальчишек, тоже) население русичей стремилось как можно лучше овладеть столярными навыками. Ибо искусство деревообработки считалось почетным.

И получалось, таким образом, что в целом, даже не важно, насколько человек владел профессией: очень плохо, средненько или же виртуозно хорошо, что удавалось далеко не многим. Главное – участие. И вот тогда, каждый, кто начинал работать по дереву, стремился сделать задуманное наилучшим образом, дабы выглядеть в глазах соседей и приятелей наиболее выгодно, чтобы сказали про него: умелец! И, чем больше человеку приходилось создавать деревянных изделий, тем изящнее, раз от раза они становились.

Мы постараемся на страницах нашего сайта помочь вам овладеть столярным мастерством за наименьший промежуток времени. Вы сможете с легкостью реставрировать и даже создавать мебель собственными руками, вооружившись теми инструментами и материалами, которые необходимы в работе настоящему столяру. Однако, категорически предупреждаем: чтобы начать какое-либо дело, необходимо иметь решимость и желание. И тогда положительный результат гарантирован!

Разумеется, достичь профессионализма экстракласса за короткое время довольно затруднительно. К примеру, проштудировав наш сайт вам вряд ли удастся с первого раза изящно вырезать из дерева портрет любимого человека в натуральную величину, как это умеют делать некоторые особенно искусные столяры. (Они еще и не то могут смастерить! Одаренный столяр с легкостью вырежет не только предметы обихода, но даже галстук или некоторые детали нижнего женского белья: сами видели деревянные женские трусики, аккуратно вывешенные на деревянный же гвоздик. Очаровательно! Жаль, ни у одной дамы не получилось надеть).

Тем не менее, регулярные занятия в столярной мастерской позволят вам приобрести необходимый навык, с которым придет и опыт. И тогда, мы уверены, вы сможете поражать воображение друзей и близких произведениями столярного искусства, созданными своими собственными руками!

Удачи вам в овладении столярным мастерством!

Столярный инструмент столяра

Вот теперь наступила пора обзавестись инструментом. Прикиньте свои материальные возможности, осмотрите уже глазами начинающего столяра имеющийся инструмент. В каждом доме найдутся молоток, отвертка, шило, ножницы. Посмотрите, исправны ли они. Молоток, конечно, плохо держится на слишком короткой рукоятке, он болтается на ней, и удары частенько приходятся не по шляпке гвоздя, а по пальцам рук.

Есть несколько способов крепления рукоятки деревянными и металлическими клиньями, проволокой, жестью (рис. 1).

Овальное отверстие в молотке делается обычно конусным, оно расширяется к внешней стороне и сужается в сторону рукоятки. Березовая ручка вытачивается или выстрагивается тоже на конус. Разница по сечению рукоятки составляет 10-15 мм при длине 300 мм. Молоток насаживают на более тонкий конец так, чтобы он плотно входил в овальное отверстие. При этом между металлом и деревом образуются щели. Проще всего закрепить молоток клиньями из твердой древесины бука, березы: один клин вбивается в торец рукоятки по продольной оси, два узких - по поперечной.

Более надежное крепление обеспечивает металлический клин из стали толщиной 3-4 мм с тремя перьями, концы которых заточены, как показано на рисунке. При забивании такого клина перья расходятся в разные стороны и прочно расклинивают рукоятку. Предварительно в ее торце делают стамеской или отверткой насечки глубиной 3-4 мм, тогда клин не уйдет в сторону.

Способы крепления молотка: 1 - деревянный клин; 2 - металлический клин; 3 - крепление деревянными клиньями-; 4- крепление металлическим клином
Аналогичным образом укрепляют топор на деревянном топорище.

Найдется в доме и отвертка. Для работы одной отвертки мало, потребуется по меньшей мере две-три. Но взгляните сначала на прорезь в головке шурупа, она не прямоугольной, а трапециевидной формы. Вот такой формы должно быть и острие отвертки, плоскости и кромки его необходимо заточить напильником так, чтобы они плотно заполняли всю прорезь шурупа. При этом боковые грани отвертки должны быть несколько скошены для обеспечения наибольшего усилия при завертывании шурупов (отвертывать приходится реже).

Пригодится прямое, не сапожное, шило, заточенное в виде многогранника. Его нетрудно сделать из куска толстой стальной проволоки. Перед заточкой один конец проволоки можно отпустить путем нагрева и медленного охлаждения. Закаливать сталь следует таким способом: разогреть конец шила на газовой горелке до посветления металла, затем быстро окунуть в жидкость. Поскольку для стали разных марок применяются различные охлаждающие составы, то в домашних условиях придется, возможно, процесс закалки повторять, окуная раскаленное острие шила поочередно в чистую воду, подкисленную уксусом, подсолнечное масло, олифу, в мыльный раствор. Следует поварьировать и степенью нагрева. Качество закалки легко проверить напильником или полотном ножовки по металлу. Если металл с трудом поддается инструменту - значит сталь закалилась.

Ножницы, простые и цветные карандаши, линейка также найдутся в любом доме.

Теперь об инструменте, который надо приобрести а магазине или изготовить самому.

Набор инструмента для столярных и сопутствующих им работ можно разделить на две группы по порядку комплектации: а) самый необходимый для первоочередных работ начинающего столяра; б) необходимый для более сложных краснодеревных и специальных работ. Половину того, что будет перечислено, можно сделать самому, но не сразу, так как это требует некоторых навыков точного пиления, правильного строгания, умения соединять деревянные детали разными способами, пользоваться дрелью или коловоротом.

Итак, необходим на первых порах следующий инструмент.

Пилы. Предпочтительнее ножовка с недлинным, но широким полотном для поперечного и продольного пиления. У такого полотна сравнительно мелкие зубья высотой 4-6 мм имеют форму равнобедренного или равностороннего треугольника. Полотна для продольного пиления имеют наклоненные вперед зубья, они режут волокна древесины при движении вперед, от себя, а на обратном ходу лишь выбрасывают опилки. Традиционная лучковая столярная пила слишком громоздка, неудобна для работы в тесном помещении. Лучковая пила с узким полотном (ширина не более 10 мм) и мелкими зубьями высотой до 4 мм может пригодиться для криволинейного пиления. Но если необходимо сделать такие пропилы на фанере или дощечках толщиной до 10 мм, выкружную лучковую пилу вполне заменит обыкновенный лобзик. Он же послужит вместо пилы-мелкозубки для тонких работ, а также ножовки по металлу. Для этого надо иметь пилки по дереву и металлу.

Рубанок. Существует много видов этого инструмента под общим наименованием «струги»: шерхебель с овальным лезвием железки для грубого строгания пиломатериала; одинарный рубанок для чернового строгания; рубанок с двойной железкой, или «двойничок», как ласково называют его краснодеревщики, для чистового строгания, снятия ровной и тонкой стружки; фуганок для выравнивания больших поверхностей (от двойного рубанка отличается только длиной и массивностью деревянной колодки); фальцовки, галтели, калевки, шпунтовки и другие струги для профильного строгания. Начинающему столяру достаточно одного двойного рубанка, так как придется иметь дело чаще всего с уже выструганными вчерне заготовками.

Стамески. Они отличаются шириной железки и формой режущей части. Применяются для резания древесины, раскроя декоративной фанеры, выделки гнезд шиповых соединений. Стамески с полукруглым резцом употребляются для выборки желобов, а также для . На первое время вполне достаточно двух стамесок с прямыми лезвиями шириной 4-6 и 15-20 мм.

Разметочный инструмент. Это прежде всего столярный угольник, линейка, рейсмус для нанесения на обрабатываемое изделие прямых параллельных линий, циркуль, ерунок для разметки заготовок под углом 45° и и малка для разметки под другими углами. На первых порах их могут заменить ученический угольник, линейка и циркуль. В последующем все эти инструменты нетрудно сделать самому.

Тиски. Годятся любые слесарные тисочки средних размеров, но удобнее специальные тиски. Они бывают в продаже, называются столярными. Такие тиски универсальны, в них удобно закреплять заготовки для продольного и поперечного пиления, строгания, сверления, долбления и других видов работ как с деревом, так и с другим материалом (металл, оргалит, пластмасса и т. п.).

Клеянка. Для приготовления широко распространенного сейчас казеинового клея специальной посуды не требуется. Но для приготовления традиционного столярного клея, мездрового или костяного, нужна клеянка -паровая баня. Для нее потребуются две жестяные банк(! большего и меньшего размеров. Готовых клеянок в продаже не бывает.

Сжимы. Так называют приспособления для стягивания и прижима деталей, соединяемых на шипах, клею,- струбцины, ваймы, прессы. Имеющиеся в продаже металлические струбцины пригодны не для всех работ. Деревянные же с металлическим болтом можно сделать самому. На первых порах в качестве сжима можно использовать, например, винт мясорубки, слесарные или столярные тиски. Есть более простые способы стягивания деталей с помощью куска резины, бечевки и деревянных клиньев.

Брусок и оселок. Нельзя работать тупым инструментом. Для заточки рубаночных железок и стамесок пригоден брусок из , карборундовый или наждачный. Но для правки необходим оселок - брусок с очень мелкими, пылевидными зернами. Наиболее удобным является механическое точило с ручным приводом и круглым камнем. В продаже имеются бытовые электроточила, которые одновременно могут служить в качестве сверлильного и шлифовального станочка.

Напильники. Необходим трехгранный личной напильник для заточки и правки пил. Перед заточкой зубья пил разводят с помощью специального приспособления, называемого разводкой. Его могут заменить широкая отвертка, плоскогубцы, пассатижи. В дальнейшем надо будет обзавестись набором напильников: пригодится бархатный для снятия заусенцев, плоский, квадратный, круглый, а также рашпиль - напильник с крупной насечкой-для обработки криволинейных деревянных деталей, шлифовки торцов.

Сверлильный инструмент. Чисто столярным является коловорот с набором так называемых перьевых и других сверл для высверливания в дереве круглых и выделки овальных отверстий. Но целесообразно приобрести небольшую или средних размеров дрель. Она пригодится не только для работы по дереву, но также и по металлу, пластмассе и с другими твердыми материалами.

На первых же порах можно обойтись без дрели и коловорота. В куске дерева отверстие любой формы можно сделать с помощью шила, стамески, отвертки, круглого напильника.

Монтажный инструмент. Большая и малая отвертки, прямое шило, кусачки, клещи, плоскогубцы. Последние три инструмента можно заменить одним - пассатижами.

Цикля. Стальная пластинка, укрепленная в деревянной колодке, она применяется для сглаживания, зачистки деревянных поверхностей.

Молотки. Желательно иметь два: один весом до 300 г и второй совсем легкий, так называемый часовой молоточек.

Стеклорез. Вполне пригоден простейший и недорогой роликовый стеклорез, им можно раскраивать стекло любой толщины. Стекольщики-монтажники витринных (зеркальных) стекол толщиной до 10 мм предпочитают стальной стеклорез дорогому алмазному.

В дальнейшем нужно будет приобрести металлический для шпаклевки поверхностей перед окраской, пока же его может заменить тонкий столовый нож. Пригодятся электрический паяльник, керн для разметки металла перед сверлением (наметить для сверления отверстия в дереве можно шилом или гвоздем). Для работы в сельской местности очень пригодится небольшой топорик, например туристский. Самому предстоит сделать приспособление для поперечного распиливания заготовок под углом 45° - стусло, а также донец - для обработки торцов брусков и досок. Из стругов для этой цели удобнее рубанка окажется полуфуганок. Мало будет двух стамесок, потребуются полукруглые, овальные. Могут потребоваться очень узкие долотца шириной до 4 мм, которых в продаже не бывает, но их можно сделать из стального прутка соответствующего диаметра.

Для наиболее точных работ пригодится обушковая пила - это ножовка, верх полотна которой окантован для жесткости стальным профильным обушком П-образ-ного сечения.

Лишним в крохотной домашней мастерской можно считать электрифицированный инструмент (дисковая пила, рубанок, дрель), использование их будет причинять беспокойство соседям. Можно обойтись без больших долот, их полностью заменят стамески. Не нужна киянка- большой деревянный молоток, он рекомендуется в в пособиях по столярному делу из тех соображений, что деревянные ручки стамесок и долот от ударов металлическим молотком быстро разрушаются. Однако опыт показывает, что березовая ручка стамески служит несколько лет, а новую можно сделать всего за каких-нибудь полчаса.

Деревянный плотничный метр удобен для работы с заготовками больших размеров, а для большинства столярных работ достаточно иметь металлическую или деревянную линейку длиной 500 мм.

В современной мебели редко применяются фигурные, профилированные детали из дерева, их заменяют литыми пластмассовыми. Следовательно, и соответствующие струги - калевки, отборки и т. п.-вовсе не обязательны.

В магазинах столярный инструмент продается незато-ченным. Правильно наточить пилу напильником, а рубаночную железку или стамеску на бруске и оселке - дело вовсе не простое. Неправильно разведенная и заточенная ножовка при пилении обязательно будет уходить вправо или влево от риски намеченного пропила, даже поперечный распил небольшого бруска не будет перпендикулярным к продольной оси. Неправильно заточенной стамеской трудно делать ровные срезы древесины. Совершенно невозможно тупым инструментом раскраивать декоративную фанеру, резать обыкновенную, обрабатывать торцы дерева.

Прежде чем точить пилу, надо развести зубья полотна, чтобы в процессе пиления его не заедало в пропиле, который обязательно должен быть шире толщины полотна. Для полотен с крупными зубьями (двуручных пил, которыми пилят дрова), для работы с сырой древесиной развод составляет двойную толщину полотна, у остальных пил - примерно полуторную толщину.

Развести пилу - это значит отклонить вершины зубьев в стороны от плоскости полотна: четные зубья -в одну сторону, нечетные - в другую. Для этого служит разводка - стальная пластинка с неглубокими, немногим более высоты зубьев, прорезями, ширина которых на насколько десятых миллиметра больше толщины полотна. Прост прием разводки с помощью плоскогубцев: зажимая зубья примерно на две трети высоты от основания, плавным движением инструмента их отгибают один за другим в разные стороны. Таким образом половина зубьев будет отогнута в правую сторону, половина -в левую.

Правильность разводки можно проверить, если взглянуть вдоль полотна: ни один зуб не должен выступать из общего ряда. Если заметны выступающие вершины зубьев, их следует выровнять. Для этого полотно пилы протягивают между двумя металлическими пластинами, слегка зажатыми в тисках. Разводят пилу раз в два-три года, т. е. после четырех-шести заточек.

После разводки пилу нужно заточить трехгранным напильником. Зуб полотна для смешанного пиления имеет две режущие грани -переднюю и заднюю, образующие острую вершину, которая по форме представляет собой трехгранный резец. Заточка пил для поперечного пиления делается косой, под углом 45-60°, по отношению к боковой поверхности полотна (рис. 2). Зубья такой пилы работают при движении в обе стороны. Чтобы получить ровный ряд зубьев, напильник следует прижимать только при движении от себя, при движении в обратную сторону его надо приподнимать.

Зубья пилы: 1 - вершина; 2 - основание; 3 - режущие грани Количество движений и сила нажима для каждого зуба должны быть одинаковыми, обычно достаточно два-три движения.

Заусенцы, образующиеся при работе напильником с крупной насечкой, снимают бархатным трехгранным напильником. Периодически заточку надо повторять, применяя напильники с мелкой насечкой. От многократной заточки форма и высота зубьев меняются, тогда полотно выравнивают, стачивая вершины выступающих зубьев напильником, укрепленным в деревянной колодке. После этого снова следуют разводка и заточка.

Пиление. Кто не видел человека с пилой в правой руке, плотника или столяра -все равно. Чего, кажется, проще: прижал брусок к упору, вскинул над ним ножовку, сделал двумя-тремя короткими легкими движениями запил, а потом размашисто за несколько секунд располовинил брусок. Попробуйте сделать так, а потом посмотрите на торец отрезанного бруска, проверьте, все ли его плоскости составляют прямой угол с торцом. Скорее всего окажется, что полотно пилы повело в сторону, прямых четырех углов нет, а в месте запила (начало пиления) и на противоположной кромке волокна древесины повреждены, ровных поверхностей не получилось.

Вы теоретически хорошо изучили правила пиления, полотно наточено, зубья составляют две идеальные линии. Теперь задача: распилить вдоль на две равные планки дощечку длиной 500 мм и толщиной 12-15 мм. Линия распила нанесена с двух сторон остро заточенным карандашом или рейсмусом, дощечка прочно зажата в вертикальном положении в тисках. Распилили? Переверните обе половинки и проверьте линейкой ширину каждой с обратной от себя стороны. С какой точностью произведен распил? Если максимальная разница в ширине планок составит 1,5-2 мм, то считайте себя уже умеющим пользоваться пилой, хотя для точных краснодеревных работ максимальное отклонение от рисок не должно превышать при пилении вдоль 0,5 мм, а поперек - всего 0,2-0,3 мм.

Все дело в навыках работы пилой, так же как любым другим режущим инструментом, приобретаемых только практикой. Поэтому, прежде чем распилить единственную имеющуюся заготовку на части по заданным чертежом размерам, обязательно потренируйтесь на ненужном куске дерева, проверьте себя и инструмент.

Все же опытные столяры могут дать несколько общих советов. Не рекомендуется пилить без предварительной разметки с помощью угольника и рейсмуса. Краснодеревщики перед поперечным пилением производят разметку не острым карандашом, не шилом, как это делают плотники и столяры-белодеревщики, а лезвием острой стамески. При этом образуется ровная неглубокая прорезь треугольной формы. На поверхности дерева стамеска, перерезая волокна поперек, оставляет риску шириной в полмиллиметра. Эта риска с помощью угольника и карандаша переносится на остальные три стороны доски или бруска. Теперь задача состоит в том, чтобы после распила половина риски (основания перевернутого треугольника) не была задета зубьями пилы. Это и обеспечит высокую точность распила, которая необходима при изготовлении шипов и проушин для чистого, без зазоров и щелей соединения отдельных деталей изделия.

В месте распила на обратной стороне заготовки зубья пилы образуют заусенцы, иногда сколы древесины. Это неизбежно при работе любой пилой, даже лобзиком. Разметка с помощью стамески предотвращает образование заусенцев и сколов, во всяком случае с одной (лицевой) стороны заготовки. В конце пиления провисающий конец заготовки надо придержать левой рукой, чтобы предотвратить сколы древесины.

Очень важно правильно начать пилить: короткими движениями на себя следует сделать неглубокий пропил на грани заготовки -канавку глубиной 6-8 мм,-придерживая полотно большим пальцем левой руки выше зубьев так, чтобы пила скользила по ногтю или второму суставу пальца. Нажимать зубьями на древесину совершенно излишне, достаточно одного веса ножовки. В противном случае полотно может выскочить из пропила и поранить руку, в лучшем случае зубья порвут волокна дерева. Наклон полотна к горизонтальной плоскости должен составлять приблизительно 20°, что также предотвращает сколы.

Стусло
Не следует забывать о неоднородном строении древесины, при подходе к сучку полотно будет стремиться обойти более твердое место, в этом случае скорость пиления замедлится, что вполне закономерно даже для обработки древесины на станках.

Во время продольного раскроя в пропил можно вставить деревянный клин, чтобы уменьшить трение. Если пила скрипит, вибрируя, что случается при работе с твердой или очень смолистой древесиной, то следует натереть полотно мылом или парафином.

Облегчает пиление под углом применение так называемого стусла - лотка из трех досок (рис. 3), который надо сделать самому, в продаже их не бывает. Боковые доски должны быть строго параллельными, в них сделаны прорези под углом 45°, концы спилены под прямым углом. Обрабатываемая заготовка вкладывается в желоб, прижимается левой рукой к задней стенке, полотно пилы вставляется в прорезь. При этом распиловку можно производить без разметки заготовки по всему периметру, достаточно риски на одной верхней грани. Надо лишь следить за тем, чтобы метка совпадала с прорезью в стусле.
Изредка встречается необходимость пилить под углом 30°, 60°, для этого в том же приспособлении можно сделать соответствующие прорези.

В процессе пиления образуются древесные опилки, как правило, мелкой фракции. Не выбрасывайте этот «утиль»: опилки пригодятся при отделочных краснодеревных работах как наполнитель для шпаклевки. Лучше собирать их в две-три небольшие коробки, но по породам древесины отдельно светлых, красных, коричневых цветов. Не пожалеете, когда займетесь инкрустацией или когда появятся трещины в паркетном полу.

Несколько по-иному выглядят приемы пиления лобзиком. При выпиливании рисунка на фанере лобзик удерживают правой рукой под листом фанеры таким образом, чтобы ручка находилась в вертикальном положении, а дужка станочка опиралась на руку между кистью и локтем. Для поперечной распиловки тонких реек, продольного пиления дощечек толщиной 5-8 мм, а также раскроя фанеры можно работать лобзиком так же, как ножовкой. В этом случае полотно лобзика надо установить в станочке с наклоном зубьев от себя. Пилка будет работать при движении вперед в отличие от движения сверху вниз в процессе выпиливания рисунков. В тонких дощечках и фанере лобзиком удобно выпиливать шипы и отверстия (проушины) для них.

При раскрое,фанеры ее надо укреплять в тисках лицевой стороной к себе, чтобы на ней не образовывались заусенцы и сколы.

Лобзик часто применяют для раскроя термопластичной пластмассы, которая легко нагревается от трения, что затрудняет или вообще делает невозможным процесс пиления. Предотвратить заедание можно путем смазки линии пропила машинным маслом. Для работы лобзиком пригодны пилки и по дереву, и по металлу.

Заточка железок. Такое же важное место в деревообработке после пиления занимает строгание. Заточить железку рубанка или стамески проще, нежели развести и наточить пилу. Для этого нужно иметь два бруска: один наждачный или крупнозернистый песчаный для грубой заточки, второй - мелкозернистый оселок для правки, т. е. для снятия с лезвия заусенцев. Ширина бруска должна немного превышать ширину затачиваемой железки, оселок же может быть узким.

Стамеска имеет скос к режущей части, называемой фаской, угол его по отношению к плоскости стамески может колебаться от 20 до 40°. Железка с меньшим углом заточки легче и чище режет древесину, особенно твердых пород, но быстро тупится. Во избежание выкрашивания лезвия при поперечном резании волокон дерева (например, используя стамеску вместо долота) железку целесообразно затачивать под углом более 25-30°.

При заточке стамеску удерживают правой рукой за ручку, а пальцами левой прижимают железку к бруску
Заточка железки на плоском бруске: 1; 2 - правильно; 3 - неправильно; на круглом камне: 4 - после заточки; 5 - после правки на оселке
всей плоскостью фаски и ритмичными продольными движениями водят по плоскости бруска, смоченной водой. Заточку производят до тех пор, пока на обратной гладкой стороне железки не образуются заусенцы, их легко ощутить, если провести пальцем поперек лезвия. Периодически следует смачивать водой и брусок и железку, смывая частички абразива и металла. Во время заточки железку надо удерживать под одним и тем же углом к поверхности бруска. Обычно, если инструмент не запущен, на эту операцию уходит всего 4-5 мин (рис. 4).

Геометрия заточки проверяется деревянным угольником. Лезвие железки рубанка или стамески должно быть прямым. Допускается небольшое (до 0,2-0,5 мм) скруг-ление лезвия на концах, но ни в коем случае не впадина посередине. Угол между линией лезвия и кромками железки прямой. При этом надо иметь в виду, что некоторые железки делаются несколько суженными по ширине к хвостовой части, тогда угольник попеременно прикладывают с двух сторон.

После заточки на фаске простым глазом заметны неглубокие царапины, образованные на металле зернами бруска. Теперь железку надо направить, заострить, снять заусенцы. Делается это на оселке. Правка производится не продольными, а попеременно круговыми и продольными движениями железки по смоченной водой поверхности оселка следующим образом.

Сначала три-четыре скользящих круговых движения тыльной стороной железки по оселку, поверхности их должны плотно прилегать друг к другу, угол правки будет нулевым. На оселке останутся светлые царапины от заусенцев. В этом случае сами заусенцы не стачиваются, а лишь отгибаются в сторону фаски.

Затем железку снова смачивают водой, переворачивают фаской вниз и делают пять-шесть поперечных скользящих движений, как при заточке. Нажим в обоих случаях должен быть слабым. Попеременную правку повторяют несколько раз.

Теперь посмотрите на фаску под косыми лучами света, поверхность ее становится гладкой, блестящей, царапины исчезают. Проведите пальцем поперек лезвия с двух сторон: заметно, что заусенцы стачиваются. Правку можно считать законченной, когда лезвие по всей длине станет гладким, с зеркальным блеском, а заусенцы при легком прикосновении пальцем не будут ощущаться вовсе. На эту операцию обычно бывает достаточно 2-3 мин.

Аналогичным образом производится заточка и правка рубаночных и фуганочных железок.

Большое значение имеет положение рук и пальцев, оно различно в процессе заточки и правки. В первом случае железку удерживают за хвостовую часть правой ладонью, а двумя пальцами левой руки прижимают фаску к бруску. Во втором случае, когда снимают (отгибают) заусенцы с тыльной стороны, железку слегка прижимают к оселку четырьмя пальцами левой руки, а правой лишь придерживают хвостовую часть железки рубанка или ручку стамески.

Брусок и оселок во время работы плохо удерживаются на поверхности верстака, они скользят, ерзают. Это неудобство легко устранить, положив под брусок плотный лист мокрой бумаги или кусочки тонкой резины по краям. Можно укрепить брусок в тисках, но при этом легко расколоть его. Лучше закрепить брусок в деревянной колодке.

Для этого возьмите отрезок дерева по длине на 40- 60 мм больше бруска, а по высоте и ширине - на 20 мм. Наложите на него брусок или оселок, очертите карандашом контур, по которому с помощью острой стамески сделайте углубления. По продольным линиям сделайте глубокие прорези. Поперек волокон древесину резать трудно, надо долбить: ставьте лезвие стамески вдоль поперечной риски и легко ударяйте по ручке молотком. Удобнее работать широкой стамеской. Устанавливайте ее строго вертикально. Потом переверните стамеску фаской от себя, установите под небольшим углом и легкими ударами молотка скалывайте древесину (рис. 5). И так по всему периметру.

Последовательность операций (указана цифрами) по выдалбливанию углублений (гнезд) Глубина выемки при толщине бруска 20-25 мм должна составить 7-8 мм. Дно ее надо зачистить, выровнять острой стамеской, чтобы образовавшиеся бортики были одинаковой высоты. Теперь вложите брусок в колодку, слегка смочите его. После первого же употребления щели заполнит кашица, образующаяся при заточке инструмента, брусок будет прочно удерживаться в колодке. Его удобно зажимать в тисках, им удобно точить топор, править косу.

Чтобы заточить рубаночную железку на бруске, нужно сделать по крайней мере 100 движений. Трудно все это время удерживать ее под одним углом к плоскости бруска.

Наиболее удобно для заточки режущего инструмента механическое точило с круглым камнем диаметром 100-120 мм и желательно наибольшей толщины. Ручное точило значительно облегчает труд, экономит время, затрачиваемое на заточку инструмента. Приемы заточки здесь иные, угол резания также образуется иначе.

Обычно механическое точило имеет приспособление для установки железки под необходимым углом и удержания ее в этом положении. Если его нет, то железку удерживают левой рукой в таком положении, чтобы плоскости фаски и камня совпадали, а тыльный конец упирался в стол. На верстачной доске, к которой привинчено точило, можно отметить карандашной риской положение затачиваемой железки или сделать упор, используя струбцинку.

На точиле точат инструмент, не смачивая камень водой, поэтому надо следить за тем, чтобы лезвие не нагревалось слишком сильно, до потемнения металла, иначе сталь можно отпустить и потребуется повторная закалка. Рассыпающиеся при сильном вращении камня искры свидетельствуют о высоком качестве инструментальной стали и хорошей ее закалке.

Об окончании заточки опять-таки будет свидетельствовать появление на режущей кромке заусенцев. Правка производится на обычном оселке уже описанным способом. Но следует учесть, что фаска теперь не представляет собой ровную плоскость, она вогнута соответственно диаметру круга. Во время правки на оселке будут стачиваться до зеркального блеска только верхняя и нижняя грани. Это уменьшает трение фаски во время резания древесины. Кроме того, легко увеличить угол заточки, изменив наклон ее в процессе правки на оселке. Правка заточенной таким образом железки может повторяться несколько раз без предварительной обработки на точиле.

Краснодеревщики, перед тем как приступить к работе с декоративной фанерой или твердой древесиной, когда требуется особая чистота резания, прибегают к такому приему. Направленную на оселке железку ставят острием на сучок в доске, ударяют по ручке молотком, а затем снова еще более аккуратно правят лезвие на оселке.

Таким образом обнаруживают и стачивают тончайшие заусенцы, которые можно увидеть только под сильной лупой.

В Москве и во многих других городах есть мастерские, которые принимают от населения заказы на заточку различного инструмента, в том числе столярного:
Строгание. Основным инструментом для строгания является рубанок с двойной железкой, он может оставаться длительное время единственным стругом в мастерской домашнего столяра, настолько совершенна его конструкция, испытанная многими поколениями столяров. Рубанок с деревянной колодкой предпочтительнее металлического, работа с которым требует особых навыков.

Рубанок состоит из прямоугольной колодки, лучше, если она склеена из двух-трех пластин древесины разных пород для предотвращения деформации колодки, особенно ее подошвы. Наиболее пригодна древесина граба, ясеня, клена, березы, бука. В центре колодки делается сквозное отверстие (леток) для железки, состоящей из трех деталей: резца (нижняя железка), горбатика (верхняя) и короткого винта, которым скрепляют обе железки в определенном положении.

Рубанок: 1 - колодка трехслойная; 2 - леток; 3 - нижняя железка; 4 - горбатик; 5 - винт; 6 - клинок; 7 - ротик; 8 - рожок; 9 - бобышка; 10 - вставки Для более чистого строгания горбатик устанавливают так, чтобы он своей нижней кромкой не доходил до лезвия резца на 1,5-2 мм, но плотно прилегал в этом месте к нижней железке.

Если между железками при просмотре на свет заметен зазор, то его надо устранить путем подтачивания кромки горбатика напильником или на плоском бруске. Единственное назначение горбатика - надламывать стружку как можно ближе к подошве рубанка и направлять ее вверх по летку.

С увеличением расстояния между кромками железок строгать становится легче, работа идет быстрее, резец снимает более толстую стружку, превращаясь таким образом в одинарный рубанок. Но при этом трудно получить гладкую поверхность, особенно на материале с сучками и другими пороками.

Двойная железка удерживается в летке деревянным клинком из достаточно устойчивого к ударам молотком дерева. Леток сужается книзу и образует в подошве отверстие (ротик) шириной 6-10 мм. Чем уже ротик, тем чище строгание. Увеличение его ширины приводит к тому, что строгать становится легче, стружка не застревает в летке, но чистую поверхность на обрабатываемой детали получить труднее.

Для удержания рубанка левой рукой служит рожок, правая ладонь при строгании упирается в тыльную часть колодки и бобышки.

Подошва рубанка делается из наиболее плотной древесины, хорошо противостоящей изнашиванию при скольжении. Во время строгания неровных поверхностей, с сучками и задоринами наибольшее изнашивание подошвы происходит в двух местах: в передней части и перед кромкой резца. Здесь возможны даже сколы древесины подошвы. Когда износ только наметился, в эти места врезают и крепят на клею тонкие пластинки из древесины твердых пород. К вставкам таких пластинок прибегают и в тех случаях, когда надо сузить ширину ротика.

При значительном износе подошвы ее выравнивают на большом куске наждачной бумаги или путем строгания другим рубанком (лучше фуганком). Если при этом приходится снять слишком толстый слой (допустим, 5 мм), то подошву можно нарастить, прочно приклеив пластину из твердой древесины, тогда можно восстановить и ширину ротика.

Во всех рубанках и фуганках лезвие железок выступает над плоскостью подошвы на 0,1-1 мм. От размера выступа опять-таки зависит толщина стружки, а значит, и чистота строгания. Чтобы приподнять резец и уменьшить выступ, слегка ударяют молотком по тыльной части колодки (не по бобышке!), отчего прижимное усилие клинка ослабевает, его можно вынуть совсем. Установив железку в нужном положении, ее снова зажимают в летке деревянным клином. Чтобы опустить резец, молотком очень слабо один-два раза ударяют сначала по верхней части железки, а затем по клинку. Величина выступа резца устанавливается опытным путем, по толщине стружки. При некоторых навыках столяр с первого раза устанавливает и закрепляет железку в нужном положении. Для этого надо перевернуть рубанок и взглянуть вдоль подошвы: величина выступа будет заметна по блестящей в просвете режущей кромке железки.

Колодку рубанка в разобранном виде, без железок и клинка, обычно пропитывают подогретой олифой или другим растительным маслом, натирают воском, покрывают прозрачным лаком, что улучшает скольжение подошвы при строгании. Рубанки никогда не окрашивают масляной краской, ибо она неравномерно стирается и внешний вид инструмента портится.

Строгать обычно приходится все заготовки независимо от того, строгались они раньше или нет. Если взять дощечку, строганную в заводских условиях на машине, то нетрудно простым глазом заметить на ее поверхности следы от ножей, посаженных на круглый вал электрофуганка. Если дощечку ранее обрабатывали ручным стругом, то от времени она могла покоробиться или стать негладкой от неравномерного усыхания волокон древесины.

Домашний столяр часто пользуется древесиной, уже бывшей в употреблении. Во всех случаях перед строганием следует осмотреть поверхность заготовки, чтобы убедиться, нет ли на ней выступающих гвоздей, шурупов, металлических скрепок. Поверхность обязательно надо очистить от следов извести, песка, краски. Под слоем пыли и грязи могут оказаться гвозди.

Поверхность после строгания должна быть не только чистой, но и ровной. Чистота достигается правильной заточкой и установкой железки, а также строганием по направлению волокон, не «против шерсти». Но получить ровную поверхность можно, только имея некоторый опыт работы рубанком.

Приложите на только что выстроганную плоскость бруска металлическую линейку (деревянные часто сами нуждаются в проверке) и посмотрите, нет ли просветов на концах бруска. Если они есть, то это результат только того, что вы неправильно держали рубанок.

В начале строгания, с того момента, когда резец еще не коснулся древесины, и до тех пор, пока подошва струга на три четверти длины не окажется на обрабатываемой поверхности бруска, рубанок прижимают левой рукой, придерживая за рожок, а правой только подталкивают вперед. Потом на колодку нажимают обеими руками, а в конце строгания, когда рожок как бы повиснет в воздухе, усилие левой руки снимают и нажим осуществляется только правой рукой, левой же, пользуясь рожком, лишь протягивают рубанок вперед.

Правильность строгания длинных брусков проверяется на глаз. Правильность строгания более широкой дощечки можно также проверить на глаз, а также с помощью двух реек длиной 150-200 мм. Дощечку кладут» выстроганной стороной вверх на стол, а рейки устанавливают на концах. Если плоскость не перекошена при обработке рубанком, рейки будут параллельными друг другу. В противном случае возвышающиеся края дощечки надо подстрогать (рис. 7).
Брусок строгают начиная с той поверхности, которая будет лицевой. Но перед этим необходимо присмотреться к сучкам, вокруг них всегда образуются зазоры, особенно если снимается толстая стружка. Чтобы получить чистую поверхность на сучковатой древесине, надо уменьшить выступ режущей кромки железки до минимального, в этом случае стружка станет почти прозрачной на свет.

Приемы проверки правильности строгания: 1 - пласти с помощью двух реек; 2 - кромки линейкой рейсмуса
Рубанок К. Э. Циолковского: 1 - направляющие; 2 - выстрагиваемая заготовка
Если надо сострогать толстый слой древесины, более миллиметра, то целесообразно острой стамеской срубить сучок на эту глубину, можно и размягчить его ударами молотка. Тогда железка рубанка не так быстро затупится.

На плоскости, которая в дальнейшем должна стать основой для наклейки декоративной фанеры или инкрустации, сучки следует вырубать обязательно, а на их место вклеивать деревянные вставки. Делается это следующим образом. Из древесины одинаковой породы выпиливают квадратные пластинки такого размера, чтобы они полностью закрывали сучок, толщина может составлять 5-10 мм. Затем эта заготовка накладывается на сучок и очерчивается по периметру остро заточенным карандашом или шилом. Углубление вырубается стамеской и в него на клею вставляется пластинка.

К. Э. Циолковскому принадлежит идея оснастить рубанок направляющими, чтобы выстрагивать дощечки по заданной толщине без предварительной разметки, обходясь без специального рейсмусового станка (рис. 8).

Угольник. После проверки правильности плоскости приступают к обработке кромки, которая в готовом изделии также может быть лицевой. Правильность строгания ее проверяется угольником.

Угольник (1), ерунок (2), малка (3) Угольник состоит из прямоугольной колодки и врезанной в него тонкой линейки (рис. 9). Длина колодки 100-120 мм, ширина 40-45 мм и толщина 20-25 мм. Линейка может иметь длину 180-240 мм, ширину 25- 30 мм и толщину 3-5 мм. Для проверки прямых углов больших по формату изделий (например, рамок, дверок), разметки фанерных листов применяют угольники больших размеров.

Угольник надо сделать самому. На одном конце колодки пилой делают вырез глубиной на 8-10 мм меньше ширины линейки. Ширина выреза (проушина) делается равной толщине линейки. Если в качестве последней взять обычную ученическую (деления необязательны), то проушину можно выполнить путем пропила хорошо разведенной пилой или двумя сложенными вместе ножовочными полотнами по металлу. Линейка одним концом должна плотно входить в пропил. Для соединения деталей можно использовать любой клей. Наносить его рекомендуется на обе внутренние стороны проушины.

После того как угольник собран на клею, проушину надо зажать в струбцине, предварительно выверив внутренний угол. При склейке выверяют только внутренний угол, внешний можно будет исправить позже путем снятия тонкой стружки с одного из концов линейки.

Струбцину может заменить любой другой сжим, например винт мясорубки, тиски. Достаточно даже прижать угольник к полу ножкой стола или другим тяжелым предметом и оставить в таком положении на 3-4 ч.

Когда клей высохнет, остатки его снимают стамеской, а колодку и линейку зачищают шкуркой. Обычно этот инструмент, как и рубанок, пропитывают олифой, покрывают воском, лаком.

Рейсмус: 1 - колодка; 2 - линейки; 3 - сухари; 4 - клинок Внешний угол инструмента проверить легко, приложив его к ровной кромке чертежной доски, листа фанеры, стола сначала одной стороной, затем другой. Проведенные по линейке карандашные линии должны быть параллельными.

Рейсмус. Строгание двух остальных поверхностей бруска по заданной толщине и ширине выполняют после разметки рейсмусом, который, как и угольник, можно сделать самому. Теперь, когда приобретены навыки работы пилой, рубанком и стамеской, это не так уж трудно.

Рейсмус простейшей конструкции состоит из деревянной колодки, в которую вбит небольшой гвоздь с остро заточенным концом. На поверхности дерева он оставляет неглубокий тонкий след - риску. При разметке колодку прикладывают к лицевой стороне бруска.

Выстрагивая брусок по рейсмусу, надо периодически смотреть за тем, чтобы стружка снималась равномерно по всей плоскости. Особенно внимательным надо быть, когда резец рубанка вот-вот коснется риски. Постарайтесь только задеть ее, не сострагивая карандашную линию полностью.

Теперь брусок выстроган с трех сторон, остается разметить рейсмусом четвертую сторону, выстрогать ее, и заготовка готова.

Удобнее в работе рейсмус более сложной конструкции, позволяющий производить разметку одновременно по двум размерам без переналадки инструмента (рис. 14), Такой рейсмус надо постараться сделать также самому.

Он состоит из шести деталей: колодки размерами 60×40×20 мм, двух квадратных линеек 7X7 мм и длиной до 150 мм, двух сухарей размерами 7X8×9 мм и клинка длиной 60 мм и толщиной 7 мм. Сухари изготовляются из более твердой древесины. Для всех деталей пригодно только выдержанное при комнатной температуре сухое дерево любой породы.

Изготовляют рейсмус в такой последовательности. Выстрагивают две линейки, на колодке толщиной 14 мм (крышку приклеивают позже, во время окончательной сборки) пилой с мелкими зубьями (лучше лобзиком) делают пропилы глубиной 7 мм, пазы выбирают узкой стамеской. Затем делают конусный пропил для клинка, сухари выпиливают лобзиком, одну сторону их, обращенную к клинку, слегка закругляют. Пазы для сухарей вырубают узкой стамеской.

Детали надо проверить в пробном сборе и зачистить шкуркой. Клинок и сухари по толщине должны быть на полмиллиметра меньше толщины линеек, чтобы они свободно размещались в своих гнездах. Когда все подвижные детали хорошо подогнаны, наклеивают закрывающую их пластинку толщиной б мм. Ее можно выпилить из фанеры. Чтобы при склеивании и запрессовке пластинка не сдвинулась, ее можно предварительно зафиксировать двумя гвоздиками длиной 12-15 мм.

Лучше воспользоваться густым клеем, чтобы при запрессовке капли его не застопорили подвижные детали. С этой же целью, когда колодка будет зажата в тисках или струбцине, клинок и линейки можно вынуть.

На концах линеек забивают тонкие гвоздики, концы их, выступающие наружу, откусывают кусачками и затачивают напильником так, чтобы образовались треугольные резцы. На древесине они будут оставлять тонкий след глубиной до миллиметра.

Принцип действия рейсмуса состоит в том, что подвижные линейки, установленные на заданный размер, закрепляются легким ударом ребром стамески по клинку. При этом сухари раздвигаются и плотно прижимают квадратные линейки к корпусу колодки. Чтобы освободить линейки для перестановки размера, достаточно нажать на узкую часть клинка пальцем. На линейки можно нанести миллиметровые деления, начиная от острия резца.

Конструкцию этого рейсмуса можно упростить, если сделать клинообразный зажим не вдоль линеек, а перпендикулярно к ним. Тогда лишними станут сухари. Но недостатком такого конструктивного решения является то обстоятельство, что клинок неровно фиксирует положение линеек, грани их перекашиваются.

Для разметки иногда требуются и другие инструменты: ерунок для проведения рисок под углом 45° и малка с подвижной линейкой для разметок под любыми углами. Устройство и принцип их применения ясны из рисунков. Без ерунка столяр может легко обойтись, ибо достаточно построить с помощью линейки и угольника квадрат на заготовке, а диагонали его образуют нужный угол. Под другими углами пилить и резать древесину приходится редко. Обработан

Как известно, из дерева строят дома, изготавливают мебель и многое другое. Такого рода работы можно разделить на два вида: плотничные и столярные.

Плотничные работы в основном строительные. Они включают изготовление отдельных конструкций из древесины (например, арок и рам) и их элементов, строительство домов, мостов, плотин и т. д. Соединяют строительные элементы между собой с помощью болтов, плотничные и столярные. нагелей (деревянных или металлических стержней), склеиванием или другим способом. Столярные работы отличаются от плотничных в основном более точной подгонкой деталей, более высоким качеством отделки древесины и меньшими размерами изготовляемых изделий. Это оконные и дверные переплеты и двери (настилку полов относят к плотничным работам), мебель и другие предметы. Столярные работы подразделяют на белодеревные (изготовление предметов из мягких пород дерева - липы, ели и др.) и краснодеревные (используются твердые породы дерева - дуб, бук и др.).

Какие инструменты применяют в плотничных и столярных работах? Очевидно, что, прежде чем пилить, например, доску, надо наметить, где пилить. Для этого служит разметочный инструмент: линейка, метр, рулетка, циркуль, угольник, рейсмус (для нанесения, параллельных линий), скоба (для разметки шипов и проушин) и др. В работе по дереву используются режущие инструменты. В плотничных работах основной инструмент - топор. Одним топором, без единого гвоздя, срублена вызывающая восхищение и уважение к искусству народных мастеров церковь в Кижах. Не менее важный плотничный инструмент - пилы, в частности двуручные, поперечные, лучковые (поперечные, распашные - для продольного пиления, выкружные - для криволинейных профилей). Применяют и ножовки.

Строгание поверхностей осуществляют рубанками, разными по размерам и назначению. Для грубой обработки плоских поверхностей применяют шерхебели, одинарные и двойные рубанки используют для первичного и чистового строгания, фуганки - для окончательной обработки длинных деталей, а для снятия особенно тонкой стружки - шлифтики. Для выстругивания криволинейных поверхностей используют рубанки специальной формы; для выборки гнезд, шипов, пазов и т. д. применяют долота, а при выдалбливании отверстий в тонких деталях - стамески.

Сверление отверстий ведется буравчиками, буравами, коловоротами. Окончательную отделку столярных изделий - зачистку и шлифование - выполняют циклями, шлифовальной шкуркой, напильниками. В настоящее время ручной режущий инструмент вытесняется механическим - обычно с электрическим приводом. Многие конструкции и изделия изготовляют на деревообрабатывающих предприятиях и комбинатах, оснащенных высокопроизводительными деревообрабатывающими станками. Но долго еще будут пользоваться почетом и уважением профессии плотника и столяра - древнейшие профессии людей.

К плотничным и столярным работам относятся практически все виды работ, связанные с обработкой или использованием дерева. В строительстве плотники выполняют простую работу с деревом. Столяры выполняют более тонкую работу, обрабатывая или монтируя изделия из остроганной и даже полированной древесины. В своей работе они применяют различный инструмент. Тем не менее резкой границы между плотником и столяром провести нельзя. Хороший плотник не только владеет столярным инструментом, но и выполняет многие столярные работы, так же как и столяр сможет выполнить работу плотника, например, настелить дощатый пол, сделать опалубку и др.

Плотники изготовляют элементы деревянных рубленных домов, собирают деревянные дома, делают стропила при устройстве крыш, изготовляют опалубку, собирают и переставляют леса и подмости, устанавливают оконные и дверные блоки, делают полы и перегородки, изготавливают рабочий инвентарь.

Столяры устанавливают и подгоняют столярные изделия, наличники, плинтусы, обгонки, ставят чистые столярные перегородки, облицовывают стены фанерованными щитами, выполняют иные работы по дереву.

Сегодня в столярном деле находят применение как толстые бруски и доски, обладающие большой прочностью, так и очень тонкие дощечки, такие как фанерный шпон, требующие деревянной основы. Шпон используется исключительно для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Так как природная основа столярного материала не изменилась - это то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а значит, и приемы старых мастеров, в совершенстве владевших ручным инструментом, вполне могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд еще облегчается использованием механизмов.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску нужную форму требует еще и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон. Как известно, существует множество разных пород дерева, они отличаются цветом, строением и прочностью древесины. Каждая порода имеет свои особенности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит еще и в том, чтобы уметь определить породу, знать ее особенности - достоинства и недостатки, уметь отыскать в куске дерева - заготовке - части, наиболее подходящие для лицевых деталей, уметь соединить между собой разные породы так, чтобы это соединение было гармоничным, красивым и соответствовало бы конструктивной характеристике изделия.

Всякое столярное изделие состоит из отдельных деталей, связанных между собой. Мастеру необходимо уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, а также скрепляющие материалы. Умение определить необходимое для данного места сечение с учетом не только работы, но и красоты - одно из главных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называется чувством дерева.



 
Статьи по теме:
Лаваш с баклажанами: новый вариант привычного угощения
Обязательно откройте для себя лаваш с разнообразными начинками, если вы по какой-то причине ни разу не пробовали эту закуску. Или же пополните свой богатый список вариантов начинки этой баклажанной, с томатным соусом, брынзой и свежей зеленью. Лаваш с бак
Рецепты и варианты приготовления
Я думаю, субботу любят все. Без исключений. И не надо объяснять, почему. Выходной. Этого слова достаточно:)Каждую субботу я начинаю с утренней программы Смак. Гости у Вани Урганта готовят что-то вкусненькое и интересное. Не всегда я повторяю рецепты, ко
Что такое смузи, и с чем его едят
Какие продукты могут быть полезнее, чем овощи и фрукты? Только их грамотное сочетание. Именно за простоту приготовления и полезность для организма полюбили этот «напиток» его поклонники. И имя ему смузи — обед в одном стакане. Бананы главный ингредиент мн
Слоеный салат со шпротами и сыром
Закуски и другие блюда из шпрот можно увидеть практически на каждом праздничном слое. Если вы собираетесь снова что-нибудь приготовить из шпрот, тогда сделайте из этой рыбки слоёный салат. Заранее сварите картофель и тогда приготовление этого блюда у вас