Самые знаменитые и богатейшие люди российской империи


Картина Рябушкина, конечно, поздняя, но прекрасно иллюстрирует то, о чем сказано ниже. Разница между старшей сестрой и братом - лет 15-18, не меньше. Мать семейства загримирована так, что возраст ее определить затруднительно: может тридцать с небольшим, может, сильно за сорок.

Продолжу развенчивать миф о том, что в прошлом все женились и рожали детей очень рано, а к 35 годам превращались в дряхлых стариков. На этот раз у нас - русские купцы 17-пер. пол. 18 вв.
Разница в возрасте между родителями и детьми в тридцать и более лет у русских купцов и мещан того времени - не исключение, а норма. Вот, например, владимирские купцы Столетовы: в династической ветке, основателями которой были Ларион Олексеев и его жена Евдокия на поколение приходится примерно от 35 до 40 лет. Разночтения обусловлены тем, что неизвестны точные годы рождения Лариона и Евдокии - он родился либо ок. 1620/1625 гг., либо в 1630, она - в 1625 или в 1631. Это происходит от того, что возраст часто указывался неточно, особенно возраст престарелых людей. Вышеупомянутая Евдокия дожила, по крайней мере, до 1721, тогда ей было не меньше 90 лет, хотя уже в документе 1715 г. она названа девяностолетней.
Старший (из известных) сын этой пары - Иван родился не то в 1655, не то в 1666 г., следующий по возрасту ребенок - тоже Иван - в 1669, младший - опять же, из известных - Михайло - в 1673, на момент его рождения матери было либо 42, либо 48 лет. Последняя цифра выглядит не очень вероятной, но отнюдь не невозможной. Так, например, жена Михайлы Ларионовича, Соломея Гавриловна родила последнего ребенка, Ивана, в 49 лет (в 1724 г.), и в этом случае о разночтениях в датах рождения ничего не известно.
Мужчины обычно несколько старше своих жен, иногда намного старше. (Так, сын Михаила и Соломеи, Федор, родилася в 1695 г., а его жена, Авдотья, - в 1717. Возможно, это не первый брак Федора, так как их сын, Андрей, родился в 1748 г., когда Федору было уже 53 года). Но в некоторых случаях жены старше мужей. Так, Максим Михайлович Столетов родился в 1700 г., а его жена - Марфа Ивановна - в 1692 г. (Их старшая дочь, Ульяна, - в 1732).
В родословной Столетовых нет ни одного случая, чтобы разница между родителями и детьми была бы меньше 20 лет. Это не значит, что ранних браков не было вообще. Например, жене Якима Ивановича Столетова, Матроне в 1715 г. было всего 16 лет (самому Якиму - 25), однако старшие из упомянутых в родословной их детей - Катерина и Яким родились только в 1732 г., когда Матроне было 33 года. Вполне возможно, что были дети, рожденные между 1715 и 1732 годами, но о них нет никаких сведений (можно допустить, что они умерли во младенчестве).
По материалам статьи О.Н. Суслиной "Столетовы в XVII веке" (Материалы исследований. Сборник №17: Научно-практическая конференция 13-14 декабря 2010 г. / Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Владимир, 2011)

Журнал «Forbes» публикует свои знаменитые «списки богатейших» с 1918 года - но интересно было бы взглянуть на такой список за 1818 или даже 1618 год.

Можно не сомневаться: русские занимали бы в нём видное место. Покорение Сибири, победа в Северной войне, бефстроганов, чай с мёдом и Третьяковская галерея - за счет русских олигархов далёкого прошлого.


1. Строганов, Аника Фёдорович

Место и время: Северный Урал, XVI век

На чём разбогател: добыча и поставки соли

…Как-то в конце XV века новгородский купец Фёдор Строганов обосновался на Вычегде близ Великого Устюга, а его сын Аника в 1515 году там завёл солеварню. Соль, а вернее рапу, в те времена качали из скважин подобно нефти, и выпаривали на огромных сковородах - работа чёрная, но необходимая. К 1558 году Аника преуспел настолько, что Иван Грозный даровал ему огромные угодья на Каме, где тогда уже процветал первый в России индустриальный гигант Соликамск. Аника стал богаче самого царя, и когда его владения пограбили татары - решил не церемониться: вызвал с Волги самых лютых головорезов да самого лихого атамана, вооружил и отправил в Сибирь разбираться. Атамана того звали Ермак, и когда весть о его походе дошла до царя, совсем не хотевшего новой войны, остановить покорение Сибири было уже невозможно. Строгановы же и после Аники оставались богатейшими людьми России, этакими аристократами-от-промышленности, владельцами промыслов, гостиных дворов, торговых путей… В XVIII веке они получили дворянство. Увлечением Строгановых-баронов стал поиск талантов среди своих крепостных: одной из таких «находок» стал Андрей Воронихин, выучившийся в Петербурге и построивший там же Казанский собор. Сергей Строганов в 1825 году открыл художественную школу, куда принимали даже крестьянских детей - и кто теперь не знает «Строгановки»? В XVII веке Строгановы создали свой иконописный стиль, а в XVIII - архитектурный, в котором построено всего 6 церквей, но их не спутать ни с чем. И даже «бефстраганофф» называется так не случайно: один из Строгановых подавал это блюдо гостям в своём одесском салоне.


  1. - Вся Сибирь.

  2. - Архитектурные ансамбли Усолья и Ильинского (Пермский край) - «столиц» Строгановской империи.

  3. - Церкви в стиле «строгановского барокко» в Сольвычегодске, Устюжне, Нижнем Новгороде, Троице-Сергиевой Лавре.

  4. - Иконы «строгановской школы» во многих храмах и музеях.

  5. - Строгановский дворец и Казанский собор на Невском проспекте.

  6. - Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова.

  7. - Бефстроганов - одно из популярнейших блюд русской кухни.

2. Демидовы, Никита Демидович и Акинфий Никитич

Илл. Демидов Никита Демидович

Место и время: Тула и Средний Урал, XVIII век

На чём разбогатели: чёрная металлургия

В конце XVII века Пётр I частенько бывал в Туле - ведь он собирался воевать с непобедимой Швецией, а в Туле делалось оружие. Там он сдружился с оружейником Никитой Демидычем Антуфьевым, назначил его главным по металлу и отправил на Урал, где Никита основал в 1701 году Невьянский завод. Швеция тогда производила почти половину металла в Европе - а Россия к 1720-м годам стала производить ещё больше. На Урале выросли десятки заводов, самых больших и современных в тогдашнем мире, туда пришли другие купцы и государство, а Никита получил дворянство и фамилию Демидов. Ещё больше преуспел его сын Акинфий, и весь XVIII век Россия оставалась мировым лидером по производству железа и соответственно - обладала сильнейшей армией. На уральских заводах трудились крепостные, машины работали от водяных колёс, металл вывозился по рекам. Часть Демидовых подалась в классическую аристократию: так, Григорий Демидов развёл в Соликамске первый в России ботанический сад, а Николай Демидов стал ещё и итальянским графом Сан-Донато.

Что осталось России в наследство:


  1. - Победа в Северной войне, Петербург и Балтийское море.

  2. - Горнозаводской Урал - главный промышленный район СССР и России.

  3. - Рудный Алтай - главный в Российской империи поставщик серебра, «предок» угольного Кузбасса.

  4. - Невьянск - «столица» Демидовской империи. В Невьянской наклонной башне впервые в мире применены арматура, громоотвод и фермовая кровля.

  5. - Нижний Тагил - все триста лет своей истории он индустриальный гигант, где братья Черепановы построили первый русский паровоз.

  6. - Николо-Зарецкая церковь в Туле - фамильный некрополь Демидовых.

  7. - Ботанический сад в Соликамске - первый в России, создавался по консультациям Карла Линнея.

3. Перлов, Василий Алексеевич

На чём разбогател: импорт чая

Почему по-русски говорится «чай», а по-английски - «ти»? Англичане в Китай проникли с юга, а русские - с севера, и так различалось на разных концах Поднебесной произношение одного и того же иероглифа. Помимо Великого Шёлкового пути был и Великий Чайный путь, который с XVII века пролегал через Сибирь, после пограничной Кяхты совпадая с Сибирским трактом. И не случайно Кяхту называли когда-то «городом миллионеров» - торговля чаем была очень прибыльной, и несмотря на дороговизну, чай в России полюбили ещё до Петра I. На чаеторговле разбогатели многие купцы - как например Грибушины в Кунгуре. Но на совсем другой уровень вывели чайное дело московские купцы Перловы: основатель династии мещанин Иван Михайлович в 1797 году вступил в купеческую гильдию, его сын Алексей в 1807 году открыл первую чайную лавку, и наконец в 1860-е годы Василий Перлов основал Товарищество чайной торговли, разросшееся в настоящую империю. Он имел десятки магазинов по всей стране, он построил знаменитый Чайный домик на Мясницкой, но главное - наладив импорт по морю и вовремя уцепившись за железные дороги, он сделал чай доступным для всех слоёв населения, включая крестьян.

Что осталось России в наследство:


  1. - Чайная культура, ставшая неотъемлемой частью русской повседневности.

  2. - Как следствие - русский самовар и русский фарфор.

  3. - Чайный домик на Мясницкой - одно из красивейших зданий Москвы.

4. Путилов, Николай Иванович

Место и время: Санкт-Петербург, XIX век

На чём разбогател: металлургия и тяжёлое машиностроение

Как без Эрмитажа и Исаакия, Петербург нельзя представить без Путиловского (Кировского) завода. Крупнейший завод Российской империи. А началось всё с того, что в Крымскую войну талантливый инженер Николай Путилов был представлен Николаю I и получил от него почти невозможный заказ: построить к следующей навигации на петербургских верфях флот винтовых пароходов. Таких кораблей у России тогда не было, а единственный возможный «учитель» - Британия - громил Россию в пух и прах в Крыму. Но Путилов совершил чудо похлеще советской атомной бомбы: когда на Балтике сошёл лёд, Россия уже имела 64 канонерских лодки и 14 корветов. После войны инженер подался в бизнес, модернизировал несколько заводов в Финляндии и Петербурге и в 1868 году основал свой завод на окраине столицы. Он вывел русскую металлургию на иной уровень, сократив импорт стали, сплавов, рельсов и тяжёлых машин в разы. Его завод строил станки, корабли, пушки, паровозы, вагоны. Последним его проектом стал новый петербургский порт на Гутуевском острове, до завершения которого он не дожил.

Что осталось России в наследство:


  1. - Кировский завод и Северная верфь в Петербурге.

  2. - Петербургский Морской порт в его нынешнем виде.

5. Третьяков, Павел Михайлович

Место и время: Москва, XIX век

На чём разбогател: текстильная промышленность

Эту историю все знают из школьной программы: богатый московский купец с несчастливой семейной судьбой коллекционировал русское искусство, в те времена мало кому интересное, и коллекцию собрал такую, что построил собственную галерею. Ну а «Третьяковка» - пожалуй, самый известный теперь российский музей. В Московской губернии XIX века сложилась особая порода богачей: все как на подбор - из старых купцов, а то и разбогатевших крестьян; половина - старообрядцы; все владели текстильными фабриками; многие - меценатствовали, и не менее известны тут Савва Мамонтов с его творческими вечерами в Абрамцево, династия Морозовых, другой коллекционер живописи (правда, не русской) Сергей Щукин и другие… Скорее всего, дело в том, что пришли они в высший свет прямиком из народа.

Что осталось России в наследство:


  1. - Третьяковская галерея.

  2. - Многочисленные старинные фабрики Москвы и Подмосковья.

6. Нобели, Людвиг Эммануилович, Роберт Эммануилович и Альфред Эммануилович

Илл. Нобели Людвиг Эммануилович

Место и время: Баку, XIX век

На чём разбогатели: производство взрывчатки, добыча нефти

Нобели - персонажи не совсем «русские»: в Петербург эта семейка приехала из Швеции. Но они изменили Россию, да и весь мир через неё: ведь главным бизнесом Нобелей стала нефть. О нефти люди знали давно, добывали в колодцах, но толком и не знали, что с этой гадостью делать и жгли её в печах, как дрова. Маховик нефтяной эпохи начал набирать обороты в XIX веке - в Америке, в австрийской Галиции и - на российском Кавказе: так, в 1823 году в Моздоке построен первый в мире нефтеперегонный завод, а в 1847 году близ Баку пробурена первая в мире скважина. Нобели, разбогатевшие на производстве оружия и взрывчатки, пришли в Баку в 1873 году - тогда бакинские промыслы отставали от австрийских и американских из-за своей труднодоступности. Чтобы конкурировать с американцами на равных, Нобелям пришлось максимально оптимизировать процесс, и в Баку в 1877-78 годах одно за другим стали впервые в мире появляться атрибуты современности: танкер «Зароастр» (1877), нефтепровод и нефтехранилище (1878), теплоход «Вандал» (1902). Керосина нобелевские нефтезаводы делали столько, что он стал товаром широкого потребления. Даром небес для Нобелей стало изобретение немецкого дизеля, серийное производство которого они наладили в Петербурге. «Бранобель» («Товарищество нефтяного производства братьев Нобель») мало чем отличался от нефтяных компаний современности и привёл мир в новую - нефтяную - эпоху. Альфреда Нобеля же замучила совесть за изобретенный в 1868 году динамит, и он завещал своё грандиозное состояние как фонд для «премии мира», что вручается в Стокгольме каждый год и поныне.

Что осталось России и миру в наследство:


  1. - Нефтяная эпоха со всеми её плюсами, минусами и особенностями

  2. - Трубопроводы, нефтехранилища, танкеры.

  3. - Теплоходы и дизель-электроходы.

  4. - Промышленная (а не потребительская) теплоэлектроэнергетика.

  5. - Динамит (изобретение Альфреда Нобеля, 1868)

  6. - Нобелевская премия - 12% своего капитала она обязана «Бранобелю»

7. Второвы, Александр Фёдорович и Николай Александрович

Илл. Второв Николай Александрович

Место и время: Сибирь, рубеж XIX-XX веков

На чём разбогатели: сфера услуг

…В 1862 году в купеческий Иркутск приехал костромской мужик Второв, и почти сразу вдруг обзавёлся неплохим капиталом: одни говорят - удачно женился, другие - кого-то ограбил или обыграл в карты. На эти деньги он открыл магазин и стал поставлять в Иркутск промтовары с Нижегородской ярмарки. Ничто не предвещало того, что из этого вырастет крупнейшее состояние в царской России - около 660 миллионов долларов по нынешнему курсу к началу 1910-х годов. Но Второв создал такой атрибут современности, как сетевой супермаркет: под общим брендом «пассаж Второва» в десятках сибирских, а затем и не только сибирских городов появились огромные, оснащенные по последнему слову техники магазины с единым устройством, ассортиментом и ценами. Следующий шаг - создание сети отелей «Европа», опять же сделанных под единый стандарт. Подумав ещё немного, Второв решил продвигать бизнес в глубинке - и вот уже готов проект магазина с постоялым двором для сёл. От торговли Второв перешел к промышленности, основав в Подмосковье завод с футуристическим названием «Электросталь» и скупая металлургические и химические заводы едва ли не оптом. И его сын Николай, основавший первый в России бизнес-центр (Деловой двор) скорее всего приумножил бы капиталы отца… но случилась революция. Богатейший человек России был застрелен неизвестным в своём кабинете, а его похороны благословил лично Ленин как «последнее собрание буржуазии».

Что осталось России в наследство:


  1. - Супермаркеты, бизнес-центры и сетевые заведения.

  2. - Десятки «пассажей Второва», которые во многих городах являются самыми красивыми зданиями.

  3. - Деловой двор на Китай-городе.

Купечество – одно из сословий Российского государства 18-20 веков и являлось третьим после дворянства и духовенства сословием. В 1785 году «Жалованной грамотой городам» определялись права и сословные привилегии купечества. В соответствии с этим документом купечество освобождалось от подушной подати, а также и телесных наказаний. А некоторые купеческие фамилии и от рекрутчины. Также они обладали правом беспрепятственного переезда из одной волости в другую в соответствии с «паспортной льготе». Также для поощрения купцов было принято Почетное гражданство.
Для определения сословного статуса купца брался его имущественный ценз. С конца 18 века существовало 3 гильдии, каждая из них определялась по размеру капитала. Каждый год купец платил ежегодный гильдейский взнос, составляющий 1% от общего капитала. Благодаря этому случайный человек не мог стать представителем определенного сословия.
В начале 18 в. начали формироваться торговые привилегии купечества. В частности начали появляться «торгующие крестьяне». Очень часто несколько семей крестьян скидывались, оплачивали гильдейский взнос 3 гильдии, чем в частности освобождали своих сыновей от рекрутства.
Самым важным в изучении жизни людей является изучение их быта, но историки вплотную занялись его этим не так давно. И в этой области купечество предоставило безграничное количество материала для узнавания русской культуры.

Обязанности и особенности.

В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

Дом.

Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.

Еда.

Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.

Русское купечество всегда было особенным. Купцы и промышленники признавались самым обеспеченным классом Российской империи. Это были смелые, талантливые, щедрые и изобретательные люди, меценаты и ценители искусства.

Бахрушины

Происходят из купцов города Зарайска Рязанской губернии, где их род можно проследить по писцовым книгам до 1722 года. По профессии Бахрушины были «прасолы»: гоняли гуртом скот из Приволжья в большие города. Скот иногда дох по дороге, шкуры сдирали, везли в город и продавали кожевенным заводам - так начиналась история их собственного дела.

Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Кстати о коллекционерах, это известная страсть к “собирательству” была отличительной чертой рода Бахрушиных. Особенно стоит отметить коллекции Алексея Петровича и Алексея Александровича. Первый собирал русскую старину и, главным образом, книги. По духовному завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и старинные вещи - Историческому, где были две залы его имени. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит кажное воскресенье на Сухаревку и торгуется, как еврей». Но вряд ли его можно за это судить, ведь каждый коллекционер знает: самое приятное - самому разыскать подлинно ценную вещь, о достоинствах коей другие не подозревали.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы - молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах - т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".

Мамонтовы

Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына - Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

Савва Иванович выдвинет Шаляпина; сделает популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками; создаст в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко». Будет не только меценатом, но советчиком: артисты получали от него ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).

Родоначальником этой одной из самых старых торговых фирм в Москве был Василий Петрович Щукин, уроженец города Боровска Калужской губернии. В конце семидесятых годов XVIII века Василий Петрович учредил в Москве торговлю мануфактурным товаром и продолжал ее в течение пятидесяти лет. Его сын его, Иван Васильевич, основал Торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» Сыновья - это Николай, Петр, Сергей и Дмитрий Ивановичи.
Торговый дом вел обширную торговлю: товары отправлялись во все уголки Центральной России, а также в Сибирь, на Кавказ, Урал, в Среднюю Азию и Персию. В последние годы Торговый дом стал продавать не только ситцы, платки, бельевые, одежные товары и бумажные ткани, но и шерстяные, шелковые и льняные изделия.

Братья Щукины известны как большие ценители искусства. Николай Иванович был любителем старины: в его собрании находилось множество старинных рукописей, кружев, различных тканей. Для собранных предметов на Малой Грузинской он выстроил прекрасное здание в русском стиле. По завещанию - вся его коллекция, вместе с домом, поступила в собственность Исторического музея.

Сергей Иванович Щукин занимает особое место среди русских самородков-коллекционеров. Можно сказать, что вся французская живопись начала текущего столетия: Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их предшественников, Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега - была в коллекции Щукина.

Насмешки, неприятие, непонимание обществом работ того или иного мастера - не имели для него ни малейшего значения. Часто Щукин покупал картины за грош, не по своей скаредности и не из желания притеснить художника, - просто потому что они не продавались и даже цены на них не было.

Рябушинские

Из слободы Ребушинской Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии в 1802 году в московское купечество “прибыл” Михаила Яковлев. Торговал он в Холщовом ряду Гостиного двора. Но разорился во время Отечественной войны 1812 года, как и многие купцы. Возрождению его как предпринимателя способствовал переход в “раскол”. В 1820 году основатель дела вступил в сообщество Рогожского кладбища - московской твердыни старообрядчества "поповщинского толка", к которому принадлежали богатейшие купеческие фамилии первопрестольной.

Михаил Яковлевич принимает фамилию Ребушинский (именно так она писалась тогда) в честь своей родной слободы и вступает в купечество. Торгует он теперь "бумажным товаром", заводит несколько ткацких мануфактур в Москве и Калужской губернии, и оставляет детям капитал более 2 миллионов рублей. Так суровый и истовый старообрядец, носивший простонародный кафтан и работавший в качестве “мастера” на своих мануфактурах, заложил основу для будущего процветания семейства.

Цитата: "Меня всегда поражала одна особенность - пожалуй, характерная черта всей семьи, - это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских, но и общественных, каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат, с коим другие считались и в известном смысле подчинялись ему". ("Мемуары", П. Бурышкин).

Рябушинские были известными коллекционерами: иконы, картины, предметы искусства, фарфор, мебель... Неудивительно, что Николай Рябушинский, "беспутный Николаша" (1877-1951), выбрал жизненным поприщем мир искусства. Экстравагантный любитель пожить "на широкую ногу" вошел в историю русского искусства как редактор-издатель роскошного литературно-художественного альманаха "Золотое Руно", выходившего в 1906-1909 годах. Альманаху под флагом "чистого искусства" удалось собрать лучшие силы российского "серебряного века": А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, среди "искателей золотого руна" значились художники М. Добужинский, П. Кузнецов, Е. Лансере и многие другие. Сотрудничавший в журнале А. Бенуа оценивал его издателя, как "фигуру любопытнейшую, не бездарную, во всяком случае особенную".

Демидовы

Родоначальник династии купцов Демидовых - Никита Демидович Антуфьев, более известный под фамилией Демидов (1656-1725) был тульским кузнецом и выдвинулся при Петре I, получив огромные земли на Урале для строительства металлургических заводов. Никита Демидович имел трех сыновей: Акинфия, Григория и Никиту, между которыми и распределил все свои богатства.

В знаменитых алтайских рудниках, обязанных своим открытием Акинфию Демидову, в 1736 году были найдены богатейшие по содержанию золота и серебра руды, самородное серебро и роговая серебряная руда.

Его старший сын Прокопий Акинфиевич мало обращал внимания на управление своими заводами, которые и помимо его вмешательства приносили огромный доход. Он жил в Москве, и удивлял горожан своими чудачествами и дорого стоившими затеями. Прокопий Демидов немало тратил и на благотворительность: 20 000 рублей на учреждение при Петербургском воспитательном доме госпиталя для бедных родильниц, 20 000 рублей Московскому университету на стипендии беднейшим студентам, 5 000 рублей главному народному училищу в Москве.

Третьяковы

Происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Елисей Мартынович Третьяков, прадед Сергея и Павла Михайловичей, прибыл в Москву в 1774 из Малояровславца году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями, Захаром и Осипом. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года.
История рода Третьяковых в сущности сводится к жизнеописанию двух братьев, Павла и Сергея Михайловичей. При жизни их объединяли подлинная родственная любовь и дружба. После смерти они навсегда остались в памяти как создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.

Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом промышленное. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты (вроде Кокорева) всегда восхваляли лен и противопоставляли его иноземному американскому хлопку.

Эта семья никогда не считалась одной из самых богатых, хотя их торговые и промышленные дела шли всегда успешно. На создание своей знаменитой галереи и собирание коллекции Павел Михайлович тратил огромные деньги иногда в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

Цитата: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и Стонким знатоком живописи". ("Русская старина").

Солтаденковы

Происходят из крестьян деревни Прокунино Коломенского уезда Московской губернии. Родоначальник рода Солдатенковых, Егор Васильевич, значится в московском купечестве с 1797 года Но известной эта семья стала лишь в половине XIX века, благодаря Кузьме Терентьевичу.

Он снимал лавку в старом Гостином дворе, торговал бумажной пряжей, занимался дисконтом. Впоследствии стал крупным пайщиком ряда мануфактур, банков и страховых обществ.

У Кузьмы Солдатенкова была большая библиотека и ценное собрание картин, которые он завещал Московскому Румянцевскому музею. Это коллекция является одной из самых ранних по времени ее составления и самых замечательных по превосходному и долгому существованию.

Но главным вкладом Солдатенкова в русскую культуру считается издательская деятельность. Его ближайшим сотрудником в этой области был известный в Москве городской деятель Митрофан Щепкин. Под руководством Щепкина было издано много выпусков, посвященных классикам экономической науки, для чего были сделаны специальные переводы. Эта серия издания, носившая название "Щепкинской библиотеки", была ценнейшим пособием для студентов, но уже в мое время - начало этого столетия - многие книжки стали библиографической редкостью.

Обычная версия сайта

На контрасте построен и скульптурный эффект ризалитов. Тяжелый крупный руст нижних этажей прорезают почти круглые окна, выпрямленные снизу, и входные проемы с закругленным верхом в боковых ризалитах. Создается ощущение грота, пещеры, обещающей сокровища всякому входящему. Первоначально на уровне третьего этажа на ризалитах находились небольшие балконы, что увеличивало тяжесть первых этажей и объемность всей декоративной пластики фасада.

Над ними - взлетающие, стремящиеся вверх узкие частые вертикальные окна. Стремление вверх усилено и высокими фигурными аттиками трех ризалитов.

Фасад здания насыщен лепным декором. Это разнообразные орнаменты наличников окон, цветочные композиции, перевитые ленты, завитки и картуши. Самой выдающейся и богатой частью фасадной пластики является центральный ризалит. Ни одно из его окон не повторяется, высоко поднимающийся скругленный аттик имеет оригинальную форму. Интересны арочные сдвоенные окна верхнего этажа, оформленные колонками из перетянутых пучков высокой широколистной травы. Эти окна фланкируют скульптурные женские полубюсты в необычных головных уборах и со змеящимися волосами, образующими на груди причудливый узел.

За время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов фасад здания сильно обветшал. Скульптурное убранство дома понесло утраты. Были снесены балконы, картуши, украшавшие завершения ризалитов, скульптуры в центре третьего этажа и другие более мелкие элементы. А в 1930-х годах были выровнены проемы боковых входов. Все это в значительной степени нарушило первоначальный замысел архитектора и изменило ярко выраженный скульптурный облик здания. В 2010 году на крыше дома был достроен мансардный этаж, что уничтожило эмоциональность сложной разновысокой верхней линии здания.

Роскошен интерьер доходного дома. Входя в центральное парадное, встречаешься с продолжением декоративных элементов фасада. Чередующиеся арки подъезда заключают сферические своды, целиком покрытые очень плотным рельефным орнаментальным декором, состоящим из россыпи сочлененных друг с другом головок многолепестковых цветков. Они создают сплошное декоративное поле, привносящее в пространство парадного легкое, радостное настроение.

Пройдя сквозь анфиладу арок, выходишь к центральной лестнице с великолепной, сохранившей свой первоначальный облик чугунной решеткой. На ее примере интересно проследить, как чисто конструктивные элементы кованой решетки плавно переходят в прихотливо изогнутые линии декоративного узора, так характерного для стиля модерн. Каждой ступени лестницы на всем ее протяжении соответствует один и тот же повторяющийся элемент стилизованного растительного мотива с мощным побегом, обращенным вниз и заканчивающимся слегка распустившимся бутоном цветка.

Но настоящим сокровищем, истинным шедевром внутреннего убранства дома является деревянный резной потолок с росписью в одном из нынешних кабинетов четвертого этажа. Его композиция имеет выраженный центр с круглым, сильно выступающим элементом, характерным для восточного искусства. От него симметрично расходятся расписные плоскости, чередующиеся с выпуклыми резными элементами. Центральную часть потолка обрамляет двойной бордюр. Крайний из них состоит из квадратных, заполненных резными цветами кессонов, подобных тем, что украшают потолок парадного. Основные мотивы росписи и колористическое решение восходят к лучшим образцам древнерусской интерьерной росписи, представленной в теремных дворцах Московского Кремля и Коломенского. Один из принципов модерна - изысканное, гармоничное соединение различных эпох и стилей, рождающее новые образы. Но здесь художник добавил и более узнаваемый атрибут стиля - изображения сов, четырежды повторенные вокруг центрального круга.

Сохранившийся деревянный потолок является уникальным произведением искусства, созданным мастерами модерна начала XX века.

Доходный дом с магазинами

Роскошный дом на Мясницкой вновь заняли магазины и конторы. И по-прежнему основными съемщиками были инженерно-технические и промышленные конторы и фирмы. Долгое время в доме на Мясницкой находились машиностроительные и котельные склады Общества механических заводов братьев Бромлей - одной из крупнейших российских машиностроительных фирм. Братья Эдуард и Фридрих Бромлей были англичанами, принявшими российское подданство. В 1857 году они открыли небольшую мастерскую в Замоскворечье по производству топоров, пил, серпов и прочего сельскохозяйственного инвентаря. Расширяя производство, братья приобрели территорию у Калужской заставы и к концу XIX века были владельцами крупного механического завода, выпускающего паровые машины, станки, оборудование для городских водопроводов. Они были знакомы с архитектором дома И.Т. Барютиным, который при строительстве трибун ипподрома заказывал фирме чугунные и железные колонны, балки, стропила и т.д. Железные балки и арматура завода братьев Бромлей были использованы и при строительстве Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). В Первую мировую войну завод изготовлял специальные станки для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, а также патронодержатели и другое оборудование для военных нужд. В конце 1916 года на заводе открылся отдел по производству автомобильных частей и двигателей. Один из владельцев завода того времени, сын Эдуарда Бромлея, Егор Эдуардович, создал газовый двигатель. Ознакомиться со всей продукцией завода и сделать заказ можно было по адресу: Мясницкая, 18.

В 1918 году завод братьев Бромлей был национализирован и переименован в «Красный пролетарий», с 1951 года - в Станкостроительный завод им. А.И. Ефремова, который успешно работал все советские годы.

Другим крупным предпринимателем, державшим контору в доме Мишиных на Мясницкой, был эстляндский дворянин Теофил Иванович Гаген.

Он был единственным в России представителем по продаже кассовых аппаратов «Националь» американского производства, пользовавшихся колоссальным спросом. Аппараты «Националь» были совершенны и с точки зрения технического устройства, и с точки зрения дизайна. Они состояли из четырех ящиков, которые открывались определенным ключом. На задней крышке аппарата был установлен внутренний счетчик, фиксирующий количество открытий и закрытий аппарата. Делались кассовые аппараты из меди с использованием дерева, серебра, никеля, а иногда и золота. Украшались богатой гравировкой и росписью. Качество американских аппаратов «Националь» было таково, что они прослужили в советской торговле вплоть до 1960-х годов.

В 1915 году в Москву из Риги было переведено Акционерное общество «Каучук» - третье по объему производства и мощности предприятие резиновых изделий. Их контора тоже находилась в доме Мишиных.

Даже смена власти, в результате чего Мясницкая была переименована в улицу Кирова, не принесла в жизнь дома Мишина (уже бывшего) заметных изменений. До 1930-х годов здесь по-прежнему находились технические заведения. В частности, техническая контора завода «Красный металлист», который располагался в Марьиной Роще и занимался ремонтом всевозможных машин и металлических конструкций, а также мастерская по сборке и ремонту швейных машин треста «Госшвеймашина», техническое руководство которой осуществлял Петр Николаевич Старшинов.

На первом этаже с большими окнами находились магазины. В 1970-1980-х годах здесь располагался магазин «Овощи-фрукты». Одно время его витрины имели эффектное оформление: по всему оконному стеклу струилась вода, сквозь которую живописно расположенные зелень и овощи смотрелись особенно свежими и привлекательными для покупателя. Остальные этажи занимали отделы Министерства химической промышленности, расположенного в соседнем доме № 20.

Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 2011 года.

Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта « ».



 
Статьи по теме:
лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления
Русский язык, как и любой другой, имеет свою лексическую систему, которая формировалась на протяжении не просто столетий, а даже тысячелетий. Состав лексики имеет различное происхождение. Выделяют в нем и Грамматическая лексика и происхождение слов изучаю
Теория потребительского поведения
Заключение Список литературы Введение Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают
Сложносочинённые предложения в литературе: примеры и типы
Служащая для передачи какой-либо информации, сообщения и т.д. Строится предложение по своим определённым законам и правилам; не всякий набор слов можно назвать предложением. Для него характерны грамматическое и смысловое единство его частей, а также особа
Операции по банковскому счету
Специальные счета предназначены для учета денежных средств, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, на текущих, особых счетах. Для учета каждого вида денежных средств открывается счет 55 «Специальные счета в банке». К данному счету могут быть открыты